Какая правовая система в россии. Правовая система РФ Что не является частью правовой системы рф

Правовая семья РФ - одна из самых молодых правовых систем мира (начала создаваться со второй половины 1980х годов). Она сильно отличается от англосаксонской правовой семьи, но довольно близка к романо-германской. Эта точка зрения, однако, является дискуссионной. Существует 2 основных позиции по этому вопросу:

· 1 правовую систему РФ нельзя относить к романо-германской семье, она самостоятельна и развивается отдельно;

· 2 двойственная позиция (нельзя до конца отнести к романо-германской семье из-за пережитков социалистической правовой системы). Правовая система в значительной степени самостоятельна, хоть и является частью семьи, выбирает собственный путь развития.

Социалистическая правовая система была характерна для СССР, правопреемницей которого является РФ. К особенностям социалистического права относят:

основа права - политическая идеология

классовый характер (формально выражает интересы пролетариата, а по факту - правящей верхушки)

понятия право и закон тождественны

основной источник права - НПА, прецедент не применяется

правовое регулирование отношений основывается на применении императивных норм, запретов, установлении четких обязанностей, регламентирует договорное отношения, нормирует трудовую деятельность, распределяет социальные блага

отсутствует деление права на частное и публичное, конституционный контроль (в этом - сходно с англосаксонским правом)

приоритет государственных интересов

отрицает преемственность от других правовых семей.

Источники права:

На территории РФ источниками права являются законы и подзаконные акты, внутригосударственные нормативные договоры, признаваемые в РФ правовые обычаи, высшей юридической силой обладают также ратифицированные в РФ международные договоры.

На территории РФ источники права имеют строгую иерархичность. Высшей юридической силой обладает Конституция РФ, далее следуют Федеральные Конституционные Законы, Федеральные Законы, поправки к Конституции РФ. Далее следуют законы субъектов РФ, а также подзаконные акты министерств и ведомств.

По отраслям право делится на:

Конституционное право - совокупность норм права, где установлена основа государственного и общественного строя РФ, правового положения личности, организации системы органов публичной власти.

Административное право - отношения в управленческой сфере, отношения по исполнению публичной функции государства.

Гражданское право - регулирует имущественные, а также личные неимущественные общественные отношения. Основывается на принципах равенства субъектов, свободе воли, неприкосновенности собственности.

Уголовное право - регулирует общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением наказания и применением иных мер уголовно-правового характера.

Также выделяются налоговое, трудовое и финансовое право.

Правовая система РФ и по сей день не завершила процесс своего формирования. “Основным направлением ее развития является построение правового государства на базе развитого гражданского общества, где центральным звеном, высшей ценностью выступали бы права человека, реально обеспеченные, гарантированные и защищенные”. Также она постепенно избавляется от пережитков социалистического права .

Для того чтобы оценить изменения в российском праве, произошедшие со времен СССР, С.С. Алексеев предлагает рассмотреть вопрос о том, кто же является субъектом права в РФ, его ядром. Субъект права в РФ, впрочем как и в странах романо-германского права - человек, являющийся участником общественных отношений, носитель субъективных юридических прав и обязанностей, способный их осуществлять своими действиями. В СССР же личность занимала подчиненное положение, понятие субъекта права появлялось только при анализе правоотношений. В настоящее время субъект права в РФ занимает ведущее место в праве. В РФ субъект права получает свои права с рождения (приобретает правоспособность, которая является неотчуждаемой). Сам человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а органы государства и другие организации и общества являются лишь следствием его активной деятельности (Глава 1 ст.2 К. РФ). Сама же деятельность государства направлена на утверждение этих прав, их защиту, обеспечивает их реализацию при помощи законотворчества, органов юстиции. (Глава 1 ст.18 К. РФ). Согласно конституции человек, а также общество передают государству часть своих функций для защиты своих прав и интересов. Однако, к сожалению, в РФ человек не обладает возможностью прямого воздействия на государство, т.к. институты гражданского общества в РФ еще находятся на этапе формирования.

Если же правовую систему РФ позиции правосознания его субъектов, то можно заметить то что оно находится на довольно низком уровне. Для широких слоев населения страны характерен правовой нигилизм (система взглядов, отрицательно оценивающих роль государства в общественной жизни). Правовой нигилизм является следствием не только несовершенства законодательства или коррупции, но и пагубного влияния различных социальных и экономических потрясений. Соответственно РФ пока еще характеризует низкий уровень правового поведения.

Правотворчество в РФ тоже находится на этапе развития. В нем, к сожалению, отсутствует аппарат согласования интересов всех слоев населения, вместо этого он зачастую реализует интересы конкретных лиц, социальных групп. Несовершенство системы проявляется также в том, что законодатель не успевает за развитием общественных отношений, допускает большое количество пробелов.

Применение права. Включает в себя деятельность органов юстиции по защите прав человека, осуществлении правосудия, применении легального насилия в случае нарушения норм права. В РФ правосудие осуществляется судом в строго установленном законом порядке. Устройство судебной системы РФ содержится в ФКЗ, ФЗ РФ. Процедура отправления правосудия отражена в процессуальных кодексах РФ. Основные принципы правосудия также закреплены в законодательстве. С.С. Алексеев полагает, что из-за возрастания роли судебных органов в реализации права, они вскоре смогут издавать и прецеденты, которые станут еще одним источником права. Конституция РФ - не только имеет высшую юридическую силу, но и прямое действие (в отличие от К. СССР), т. е при отсутствии необходимого закона, К. РФ применяется непосредственно. Применению подлежат только опубликованные законы, НПА и др. акты министерств и ведомств. Правовая система также использует нормы международного права. Еще одним важным изменением является процесс становления и развития частного права. РФ защищает договоры, заключенные частными лицами. Развитие частного права в РФ связывают чаще всего с приватизацией. В сфере частного права преобладает диспозитивный механизм регулирования общественных отношений (возможность своей волей и в своем интересе решать свои частные дела, где главное условие - не наносить ущерба законным интересам других лиц). В последнее время наряду с федеральной правовой системой, появилось множество региональных правовых систем. Субъекты РФ получили возможность заниматься законотворчеством. Главное условие - непротиворечивость местного и федерального законодательства. Коллизии между законами разных субъектов призвано решать коллизионное право.

Заключение

В настоящей работе рассмотрены три самые крупные в мире правовые семьи: романо-германская, англосаксонская и мусульманская.

Романо-германская семья включает правовые системы стран континентальной Европы. Она является крупнейшей правовой семьей мира. Ее основные особенности сводятся к следующему:

она сформировалась на базе рецепции римского права;

ей присуще разделение права на частное и публичное;

применяются особые источники права.

К англосаксонской правовой семье относится право Англии, а также ее бывших колоний (в т. ч. правовая система США). Она является второй по распространенности в мире. Ее основные отличительные черты:

прецедент как основной источник права;

нет разделения права на частное и публичное;

отсутствие конституционного контроля, конституция не кодифицирована (за исключением правовой системы США).

Третья из самых распространенных правовых семей мира - мусульманская. Она является религиозной. И ее основными отличиями являются:

основа права - религиозные нормы ислама (шариат);

совершенно особые источники права - религиозные тексты и их толкования авторитетными учеными;

религиозным нормам не могут противоречить юридические нормы;

наличие специальных религиозных судов.

Всем этим правовым семьям характерно взаимное заимствование наиболее удачных достижений других правовых систем. Наиболее заметно это на примере США, где действует прецедентное право, однако присутствует также федеральное законодательство, Конституция.

Правовая система России в данное время только формируется. Ее пока что нельзя причислить ни к одной из основных правовых семей. Однако, следует заметить, что более всего она тяготеет к романо-германской. Так, ей присуще разделение права на частное и публичное, используются те же источники права, что и в романо-германском праве.

Нашему поколению выпала увлекательная возможность наблюдать за формированием национальной правовой системы. И мы можем видеть, как в этом процессе отражается процесс развития мировой системы права в целом.

Список литературы

1. Конституция РФ.

2. Алексеев С.С. Теория государства и права М., 2005

3. Давид Р. Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1996

4. Захарова М.В. Российская правовая система проблемы идентификации и развития. LEX RUSSICA М., 2008

5. Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2004

6. Морозова Л.А. Теория государства и права в вопросах и ответах. М., 2009

7. Романов А.К. Правовая система Англии. М., 2002

8. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение М., 2003

9. Хрестоматия по исламу. М. 2004

10. Цвайгерт К., Кетц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. М., 1995

Марченко М.Н. Теория государства и права. М.2004 стр. 225.

Марченко М.Н. Теория государства и права М. 2004 стр. 233.

Саидов А. Сравнительное правоведение М. 2003

Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1996. с. -325

Косарев А. И. Англосаксонская и романо-германская формы буржуазного права. Калинин, 1997. с. – 127.

Давид Р. Основные правовые системы современности. М 1996.

Хрестоматия по исламу. М., 2004. с. 9..

Теория государства и права в вопросах и ответах. Л.А.Морозова М.2009

Алексеев С.С. Теория государства и права М. 2005 стр. 415.

Задание 2

Решите правовую задачу:

К какой группе (имущественных или неимущественных) относятся данные семейные отношения:

А) Выбор родителями школы для обучения ребенка - личные неимущественные отношения

Б) Подарок от детей в день серебряной свадьбы родителей

В) Решение вопроса о месте жительства ребенка в случае раздельного проживания родителей - имущественные отношения

Согласно главе 1,статье 2 семейного законодательства «Семейное законодательство регулирует как имущественные, так и личные неимущественные отношения. Имущественные отношения - это алиментные обязательства членов семьи (родителей и детей, супругов, бывших супругов, других членов семьи), а также отношения между супругами по поводу их общего и раздельного имущества. Личными неимущественными отношениями являются отношения, касающиеся вступления в брак и прекращения брака, отношения между супругами при решении вопросов жизни семьи, выбора фамилии при заключении и расторжении брака, отношения между родителями и детьми по воспитанию и образованию детей и др.В семейном праве основными являются личные отношения. Они во многом определяют содержание норм, регулирующих имущественные отношения, так как имущественные отношения всегда связаны с ними и вытекают из них.»

Пункт А это личные неимущественные отношения, т.к. это отношения между родителями и детьми по воспитанию и образованию детей, а пункты Б и В это имущественные отношения, т.к. отношения между супругами по поводу их общего и раздельного имущества.

Правовая система - это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития страны. Средства с помощью которых власть оказывает регулятивное воздействие на общественные отношения.

Основным источником права являются законы и другие нормативные правовые акты. В России как в государстве федеральном законодательство делится на федеральное и законодательство субъектов РФ. Разграничение предметов ведения установлено в ст. 71–73 Конституции РФ.

В исключительном ведении РФ находятся: регулирование прав и свобод человека и гражданина; формирование федеральных органов государственной власти; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, таможенное регулирование, внешняя политика и иные вопросы.

К совместному ведению РФ и субъектов РФ отнесены: общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; вопросы здравоохранения и иные вопросы.

Во главе правовой системы России стоит Конституция РФ; далее следуют федеральные конституционные законы, иные федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, подзаконные нормативные акты отраслевых министерств и ведомств. Важное место в правовой системе России занимают руководящие разъяснения Пленума Верховного суда РФ, заключения Конституционного суда РФ. Иногда применяется в качестве источника права правовой обычай (обычаи делового оборота в гражданском праве). Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.

Элементы правовой системы

1. Система права - совокупность норм, институтов и отраслей права в их взаимосвязи.

Система права включает в себя четыре компонента: * Отрасль права - совокупность норм права, регулирующая сходные общ отношения.

* Подотрасль (суботрасль) права - совокупность нескольких близких по характеру правовых институтов. Например, в составе финансового права выделяется подотрасль налогового права; * Правовой институт - представляет собой группу норм права, регулирующих типичные общественные отношения и в силу этого приобретающих относительную самостоятельность и устойчивость (например, институты дарения, наследования в гражданском праве) * Норма права -санкционированные государством правила поведения, общеобязательные в пределах сферы своего действия, обеспеченные принудительной силой государства и отражённые в источнике права.

2 Правовая культура

Правовая культура - система правовых идей, убеждений, навыков, правовых традиций, принятых членами определённой общности (государственной, религиозной) и используемых для регулирования их деятельности. Россия является многонациональным государством, поэтому в нём одновременно существуют элементы русской, мусульманской и других этнических правовых культур.

3 Правореализация

Реализация права - это процесс воплощения правовых предписаний в поведении субъектов реализации права.

Формами реализации права являются:

* Использование - активная реализация субъектами тех возможностей, которые заключены в праве

* Исполнение - это воплощение в жизнь обязывающих норм, когда субъект совершает какое-либо действие.

* Соблюдение - реализация пассивной обязанности, заключающейся в воздержании от совершения каких-либо действий, которые были запрещены.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Курсовая работа

Правовая система РФ

Введение

право законодательство юридический

В условиях становления правового государства большое значение приобретают вопросы формирования, развития и закрепления нового юридического мышления, общей и правовой культуры, высокого профессионализма, чувства законности и справедливости. В связи с этим в теории государства и права все актуальнее становиться анализ правовой системы вообще, российской правовой системы в особенности. Во многом это связано с тем, что ответ на данный вопрос дает нам представление о цивилизованности той или иной правовой системы, увязан «с идеей прав человека, свободы личности, усилением социально-правовой защищенности граждан, упрочением законности, порядка и стабильности в стране».

Появление понятия «правовая система» наряду с понятиями «система права», «правовая надстройка», «правовая реальность» не случайно и имеет объективные предпосылки как теоретического, так и практического порядка.

Расширение системных исследований в юридических науках связано с объективными потребностями практики в комплексном совершенствовании социальных процессов и механизмов. Сложные проблемы управления современным обществом в условиях усиления интеграции процессов развития во всех областях жизни предопределили появление и широкое использование в научном обороте таких понятий, как «социальная система», «политическая система общества», «экономическая система», различные социально-экономические, международные или национальные комплексы и т.п. Такие категории, как «политическая система» и «экономическая система», получили юридическое закрепление на уровне основных законов ряда государств.

С теоретико-методологической точки зрения системные разработки в области права отражают одновременно два взаимосвязанных и разнонаправленных объективных процесса дифференциации и интеграции юридических знаний. Системный анализ наиболее сложных комплексных образований и синтез разноплановых явлений в единый комплекс на основании объединяющего их свойства. Современная наука переходит от системного исследования отдельных феноменов правовой материи к постижению механизмов их взаимодействия, к анализу развития сложных общественных процессов с учетом их структуры, функционирования и генезиса. Изучению должны быть подвергнуты не только явления как системы, но и системы связей между ними, так как именно общая картина государственно-правового развития с учетом детерминирующих и детерминируемых факторов поможет найти подходы к решению сложных практических задач на данном этапе развития общества. Вот почему появление в правовой науке понятия, отражающего более высокий уровень обобщения действительности, чем система права, закономерно и оправданно.

1. Правовая система РФ

1.1 Правовая система: понятие и структура

Правовая система - широкая реальность, охватывающая собой всю совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых официальная власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей (закрепление, регулирование, дозволение, связывание, запрещение, убеждение и принуждение, стимулирование и ограничения, превенция, санкция, ответственность и т.д.). Это комплексная, интегрирующая категория, отражающая всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность. По меткому выражению французского правоведа Ж. Карбонье, правовая система - это «вместилище, средоточие разнообразных юридических явлений». Он отмечает, что юридическая социология прибегает к понятию «правовая система» для того, что бы охватить весь спектр явлений, изучаемых ею. Если бы выражение «правовая система» было лишь простым синонимом объективного (или позитивного) права, то его значение было бы сомнительным.

Право - ядро и нормативная основа правовой системы, ее связующее и цементирующее звено. По характеру права в данном обществе легко можно судить о сущности всей правовой системы этого общества, правовой политике и правовой идеологии государства. Помимо права, как стержневого элемента, правовая система включает в себя множество других слагаемых: правотворчество, правосудие, юридическую практику, нормативные, правоприменительные и правотолкующие акты, правоотношения, субъективные права и обязанности, правовые учреждения (суды, прокуратура, адвокатура), законность, ответственность, механизмы правового регулирования, правосознание и др.

Исчерпывающий их перечень дать затруднительно, поскольку правовая система - сложное, многослойное, разноуровневое, иерархическое и динамическое образование, в структуре которого есть свои системы и подсистемы, узлы и блоки. Многие ее составляющие выступают в виде связей, отношений, состояний , режимов, статусов , гарантий, принципов, правосубъектности и других специфических феноменов, образующих обширную инфраструктуру или среду санкционирования правовой системы.

Если говорить о ее блоках, то можно выделить такие, как нормативный, правообразующий, доктринальный (научный).

Между ними существуют многочисленные горизонтальные и вертикальные связи и отношения. Все это отражает сложный правовой уклад данного общества.

Категория правовой системы относительно новая в нашей литературе, она вошла в научный обиход лишь в 80-е годы и раньше практически не использовалась, хотя зарубежные исследователи, особенно французские и американские, уже давно и активно оперируют этим понятием. Сама эта конструкция почти не представлена в учебных программах и курсах по теории государства и права, другим дисциплинам.

Ценность понятия правовой системы заключается в том, что оно дает дополнительные (и немалые) аналитические возможности для комплексного анализа правовой сферы жизни общества. Это новый, более высокий уровень научной абстракции, иной срез с правовой действительности и, следовательно, иная плоскость ее рассмотрения.

Преимущество названного подхода состоит в том, что будучи предельно широким, он призван отразить в целостном виде общую панораму правового пространства - тот сложный юридический мир, в котором постоянно находятся, вращаются участники социального общения.

Входящие в правовую систему компоненты неодинаковы по своему значению, юридической природе, удельному весу, самостоятельности, степени воздействия на общественные отношения, но в то же время они подчинены некоторым общим закономерностям, характеризуются единством. Понятия правовой системы и правовой надстройки очень близки, но не идентичны, не взаимозаменяемы. Правовая система более гибко и полно отражает структуру правовой материи, все ее мельчайшие связи, «капилляры», в то время как правовая надстройка традиционно понимается как единство трех компонентов: взглядов, отношений, учреждений.

Правовая система и правовая надстройка различаются по своему содержанию, элементному составу, социальному назначению, роли в общественной жизни, характедетерминации материальными и иными факторами, генезису.

Правовая система - более дробная и более дифференцированная категория; она многоэлементна, полиструктурна, иерархична.

Право, как уже подчеркивалось, - эпицентр правовой системы.

Юридические нормы, будучи обязательными эталонами, общественно необходимого поведения, опираясь на возможность государственного принуждения, выступают интегрирующим и цементирующим началом. Это своего рода каркас, несущие конструкции правовой системы, без которых она могла бы превратиться в простой конгломерат элементов, не связанных между собой единым нормативно-волевым началом. Согласованность и координация между ними оказались бы в значительной мере ослабленными. Особенно это касается конституционных норм, играющих в правовой системе опорную приоритетную роль. Сама Конституция венчает собой все законодательство, выступает правообразующим ядром, устанавливает виды юридических актов, их соотношение, субординацию, способы разрешения коллизий между ними, служит главным ориентиром в деле организации правового регулирования в стране.

Нормы права вместе с порождаемыми ими правоотношениями - это необходимые крепления, связки правовой системы. Но право тоже система, и притом наиболее устойчивая и дисциплинирующая, содержащая в себе четкие оценочные критерии. Это - базовая система в системе. Являясь первичными клеточками правовой системы, юридические нормы и составляют ее первооснову, придают ей жизненные силы. Именно через эти нормы достигаются прежде всего основные цели правового регулирования.

Право доминирует в правовой системе, играет в ней роль консолидирующего фактора, «центра притяжения». Все другие ее элементы являются фактически производными от права. И всякие изменения в нем неизбежно порождают изменения во всей правовой системе или по крайней мере во многих ее частях. Иными словами, правовая система общества не охватывается и не может быть охвачена понятием права даже и в широком (социологическом) смысле, подобно тому, как политическая система не исчерпывается понятием государства. Безусловно, «для характеристики правовой системы решающее значение имеет сущность и содержание права, но из этого не следует, что любую правовую систему, достаточно свести к праву».

1.2 Типология и классификация правовых систем

Исторически в каждой стране действуют свои правовые обычаи, традиции, законодательство, юрисдикционные органы, сформировались особенности правового менталитета, правовой культуры. Правовое своеобразие стран позволяет говорить об их самобытности, о том, что каждая из них образует свою правовую систему - совокупность всех правовых явлений (норм, учреждений, отношений, правосознания), существующих в ее рамках (правовая система в узком смысле). Однако наряду с особенностями, отличиями в этих правовых системах можно заметить и общие черты, элементы сходства, которые позволяют группировать их в «правовые семьи» (правовые системы в широком смысле), объединяющие несколько родственных в правовом отношении стран.

Существует несколько критериев объединения, классификации

правовых систем различных государств.

1. Общность генезиса (возникновения и последующего развития). Иначе говоря, системы связаны между собой исторически, имеют общие государственно-правовые корни (произрастают из одного древнего государства, основаны на одних и тех же правовых

началах, принципах, нормах).

2. Общность источников, форм закрепления и выражения норм права. Речь идет о внешней форме права, о том, где и как фиксируются его нормы (в законах, договорах, судебных решениях, обычаях), об их роли, значении, соотношении.

3. Структурное единство, сходство. Правовые системы стран, входящих в одну правовую семью, должны обладать сходством структурного построения нормативно-правового материала. Как правило, это находит выражение на микроуровне - на уровне строения нормы права, ее элементов, а также на макроуровне - на уровне строения крупных блоков нормативного материала (отраслей, субобтраслей и других подразделений).

4. Общность принципов регулирования общественных отношений. В одних странах это идеи свободы субъектов, их формального равенства, объективности правосудия и т.д., в других - теологические, религиозные начала (например, мусульманские страны), в

третьих - социалистические, национал-социалистические идеи и т.п.

5. Единство терминологии, юридических категорий и понятий, а также техники изложения и систематизации норм права.

Родственные в правовом отношении страны обычно используют тождественные или сходные по своему значению термины, что объясняется единством их происхождения. По этой же причине законодатели стран, входящих в одну правовую систему, при разработке правовых текстов применяют одинаковые юридические конструкции, способы построения нормативного материала, его упорядочения, систематизации.

С учетом изложенного в науке выделяют следующие правовые системы: 1) англосаксонскую (Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.); 2) романо-германскую (страны континентальной Европы, Латинской Америки, некоторые страны Африки, а также Турция); 3) религиозно-правовые (страны, исповедующие в качестве государственной религии ислам, индуизм, иудаизм); 4) социалистическую (Китай, Вьетнам, КНДР, Куба); 5) систему обычного права (экваториальная Африка и Мадагаскар).

2 . Си стема современного российского права

2.1 Система права Российской Федерации

Включает одиннадцать отраслей: государственное право, административное, финансовое, земельное, гражданское, трудовое, природоохранительное, семейное, уголовное, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное.

Ведущей отраслью является государственное право. Оно объединяет нормы, закрепляющие основы общественного строя и политики Российской Федерации, основные права, свободы и обязанности граждан, национально-государственное устройство,

избирательную систему, порядок создания и компетенцию федеральных органов государственной власти и управления и субъектов федерации - республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, - а также органов местного самоуправления. Нормы государственного права сформулированы в Конституции Российской Федерации, принятой народом России в ходе референдума 12 декабря 1993 г., конституциях республик, уставах краев, областей и иных субъектов Федерации, а также некоторых других актах.

Административное право регулирует отношения, складывающиеся в процессе государственного управления. Оно (в отличи от государственного) в основном регулирует деятельность Правительства Российской Федерации и иных исполнительных органов

Федерации и ее субъектов, порядок прохождения государственной службы, а также устанавливает систему административных проступков и порядок применения административной ответственности к виновным лицам.

Нормы административного права содержатся в Конституции Российской Федерации, в Кодексе об административных правонарушениях, иных федеральных законах, а также в указах Президента Российской Федерации, в постановлениях Правительства России, в приказах и инструкциях федеральных министерств и ведомств, актах органов субъектов Российской Федерации, решениях органов местного самоуправления.

Финансовое право представляет собой совокупность норм, регулирующих отношения по накоплению и распределению финансов. Его составной частью служат нормы, предусматривающие формирование государственного бюджета, бюджетные права федеральных органов государственной власти Российской Федерации, органов субъектов федерации и местного самоуправления, порядок составления и утверждения бюджета, контроль за его выполнением.

Значительную часть финансового права составляют нормы, которыми устанавливаются обязательные платежи и налоги, порядок их взимания, кредитование, имущественное и личное страхование, а также регулируются отношения в сфере государственного финансирования капитального строительства, социально-культурных мероприятий, расходов на управление и оборону. Финансовое право содержит и нормы, закрепляющие правовые основы денежного обращения и порядок осуществления валютных операций на территории Российской Федерации и за рубежом.

Нормы финансового права содержатся в Конституции Российской Федерации, законах о государственном бюджете, налогах и сборах, в указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства России и в других источниках.

Земельное право - это совокупность норм, регулирующих отношения, складывающиеся по поводу распоряжения и управления земельными ресурсами, находящимися в собственности государства или в частном владении, в связи с их использованием и охраной.

В них устанавливаются компетенция федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере регулирования земельных отношений, порядок предоставления, использования и изъятия земельных участков, особенности использования земель сельскохозяйственного, городского, промышленного и иного назначения, земель водного и лесного фонда, порядок разрешения земельных споров.

Земельные отношения регулируются Земельным кодексом, иными федеральными законодательными актами, указами Президента Российской Федерации, нормативными решениями Правительства России, а также законами субъектов Российской Феде-

рации и решениями органов местного самоуправления.

Гражданское право объединяет нормы, которые определяют правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, регулирует договорные, другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.

Участниками гражданских правоотношений выступают чаще всего граждане и юридические лица.

В Российской Федерации имущественные отношения регулируются не только гражданским, но и административным, финансовым и другими отраслями права. В отличие от этих отраслей права, предмет гражданского права специфичен в силу того, что участники гражданских отношений занимают равноправное положение, они сами (в установленных законом рамках) определяют свое поведение по отношению друг к другу. Это, так сказать, «горизонтальные» отношения, в которых участники не подчинены друг другу.

Гражданское право закрепляет правовое положение государственной, частной и иной собственности (на основе и в развитие норм государственного права), регулирует различные имущественные сделки, вопросы наследования, авторства, изобретательства и др.

Трудовое право объединяет систему норм, которые регулируют трудовые отношения рабочих и служащих (работников) с предприятиями, организациями, учреждениями. Трудовое право регулирует такие вопросы, как порядок заключения и расторжения трудового договора, рабочее время и время отдыха, заработная плата, трудовая дисциплина и материальная ответственность, разрешение трудовых споров.

В трудовом праве имеется подотрасль - право социального обеспечения , которым регулируются пенсионные отношения граждан по возрасту, в случае утраты трудоспособности, потери кормильца и в иных установленных законом случаях.

Основным актом трудового права является Кодекс законов о труде, законы, регулирующие пенсионные отношения, и другие акты.

Природоохранительное право регулирует общественные отношения в сфере освоения, использования и охраны обществом, государством, предприятиями, гражданами окружающей природной среды. Основная задача данной отрасли сводится к сохранению природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращению экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровлению и улучшению качества окружающей природной среды.

Нормы природоохранительного права закрепляют права граждан на здоровую и благоприятную природную среду, устанавливают экологический и юридический механизм ее охраны, порядок проведения государственной экологической экспертизы и осуществления экологического контроля за соблюдением требований природо-охранительного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды.

Основным актом природоохранительного права является Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды».

Семейное право представляет собой совокупность норм, регулирующих отношения, связанные с браком и принадлежностью человека к семье: порядок вступления в брак, основания его прекращения, взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей, а также других членов семьи, условия и порядок усыновления, установления опеки и попечительства.

В основе семейного права Российской Федерации лежит Кодекс о браке и семье.

Уголовное право объединяет нормы, которыми устанавливаются основания уголовной ответственности и освобождения от нее, формулируются понятие преступления и цели наказания, виды уголовных санкций и порядок их применения, определяется круг общественно опасных деяний, которые признаются преступными.

Источником уголовного права Российской Федерации является Уголовный кодекс РФ.

Уголовно-процессуальное право составляют нормы, регламентирующие порядок производства по уголовным делам. Данная отрасль права регулирует деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда при расследовании и разрешении уголовных дел. Нормы уголовно-процессуального права определяют цели и

задачи уголовного судопроизводства, правовое положение участников уголовного процесса, права и обязанности правоохранительных органов в этом процессе, регламентируют порядок проведения дознания и предварительного следствия, сбора и оценки доказательств, разрешения уголовных дел судебными органами, обжалования и опротестования судебных приговоров, их исполнения.

В основе уголовно-процессуального права Российской Федерации лежит Уголовно-процессуальный кодекс.

Нормы гражданско-процессуального права определяют цели и задачи гражданского судопроизводства, подведомственности и подсудности рассматриваемых споров, устанавливают круг и правовое положение участников процесса, порядок сбора и оценки доказательств по гражданским делам, регламентируют порядок судебного разбирательства общими и арбитражными судами, порядок вынесения и обжалования решений по гражданским делам, а также исполнения вынесенных и вступивших в законную силу решений.

Источником процессуального права являются Гражданский процессуальный кодекс и Арбитражный процессуальный кодекс. В системе права Российской Федерации обособленное положение занимает международное право. Оно не входит в систему какого либо внутригосударственного права, поскольку устанавливается не отдельным государством, а соглашениями разных государств и регулирует взаимоотношения этих государств и иных субъектов международного права.

Международное право подразделяется на международное пуб личное право, которым регулируются отношения между государствами, и международное частное право, регулирующее гражданско-правовые отношения с участием иностранных физических или юридических лиц либо по поводу имущества, находящегося за границей. Нормы международного права содержатся в конвенциях, актах, уставах международных организаций, международных договорах и обычаях.

2.2 Система права и система законодательства

Система права и система законодательства - тесно взаимосвязанные, но самостоятельные категории, представляющие два аспекта одной и той же сущности - права. Они соотносятся между собой как содержание и форма. Система права как его содержание - это внутренняя структура права, соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений. Система законодательства - внешняя форма права, выражающая строение его источников, т.е. систему нормативно-правовых актов. Право не существует вне законодательства, а законодательство в широком его понимании и есть право.

Структура права носит объективный характер и обусловлена экономическим базисом общества. Она не может строиться по произволу законодателя. Ее элементами, как известно, являются: норма права, отрасль, подотрасль, институт и субинститут, которые в своей совокупности призваны максимально учитывать многообразие

регулируемых общественных отношений, их специфику и динамизм. Обновление системы права связано прежде всего с развитием и совершенствованием общественных процессов, актуальность которых способствует появлению новых правовых институтов и отраслей. Вместе с тем структура системы права не может быть раскрыта с достаточной полнотой и точностью, если не видеть ее органического единства с внешней формой права - системой законодательства.

Законодательство - форма существования прежде всего правовых норм, средство придания им определенности и объективности, их организации и объединения в конкретные правовые акты. Но система законодательства - это не просто совокупность таких актов, а их дифференцированная система, основанная на принципах субординации и координации ее структурных компонентов.

Взаимосвязь между ними обеспечивается за счет различных факторов, главным из которых является предмет регулирования и интерес законодателя в рациональном, комплексном построении источников права.

Однако система права и система законодательства не тождественны. Между ними имеются существенные различия и несовпадения, которые позволяют говорить об их относительной самостоятельности.

Во-первых, это выражается в том, что первичным элементом системы права является норма, а первичным элементом системы законодательства выступает нормативно-правовой акт.

Во-вторых, система законодательства по объему представленного в нем материала шире системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву (различные программные положения, указания на цели и мотивы издания актов и т.п.).

В-третьих, в основе деления права на отрасли и институты лежит предмет и метод правового регулирования. Поэтому нормы отрасли права отличаются высокой степенью однородности. Отрасли же законодательства, регулируя определенные сферы государственной жизни, выделяются только по предмету регулирования и не имеют единого метода. Кроме того, предмет отрасли законодательства включает в себя весьма различные отношения, в связи с чем и отрасль законодательства не является столь однородной, как отрасль права.

В-четвертых, внутренняя структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства. Вертикальная структура системы законодательства строится в соответствии с юридической силой нормативно-правовых актов, компетенцией издающего их органа в системе субъектов нормотворчества. В этом плане система законодательства непосредственно отражает национально-государственное устройство Российской Федерации, в соответствии с которым ведется федеральное и республиканское законодательство.

В-пятых, если система права носит объективный характер, то система законодательства в большей степени подвержена субъективному фактору и зависит во многом от воли законодателя. Объективность системы права объясняется тем, что она обусловлена различными видами и сторонами общественных отношений. Субъективность законодательства относительна, ибо она тоже в известных пределах детерминирована определенными объективными социально-экономическими процессами.

Необходимость проведения различия между системой права и системой законодательства вызывается, помимо прочего, потребностями систематизации законодательства, т.е. деятельностью государственных органов, направленной на упорядочение законодательства, приведение его в стройную, логичную систему.

3. Сущность, принципы и функции права

3 .1 Сущность права

Сущность - главное, основное в рассматриваемом объекте, а потому ее уяснение представляет особую ценность в процессе познания. Однако к правильному выводу о сущности какого-либо явления можно прийти лишь в случае, когда оно получило достаточное развитие, в основном сформировалось. Применительно к праву это положение имеет первостепенное значение. По мнению С.С. Алексеева, «на первых фазах развития человеческого общества (в азиатских теократических монархиях, в рабовладельческих и феодальных государствах) существовали, как правило, неразвитые правовые системы». С этим мнением следует согласиться. Действительно, в период рабовладельческого и феодального строя право было традиционным, или обычным (исключение - древнеримское частное право). Неразвитость традиционного права, прежде всего, состояла в том, что оно выполняло лишь охранительную функцию и выступало частью единой системы социального регулирования, в которой регулирующую функцию осуществляли религия, нравственность и обычаи.

Сейчас уже можно констатировать, что государство и право возникли намного раньше, чем общество разделилось на классы.

Возникшее вместе с государством право длительное время лишь дополняло укоренившуюся систему социального регулирования.

Определяющей чертой появившегося традиционного права была государственная принудительность, а не классовость.

Дальнейший ход экономического и социального развития повлек за собой классовое деление общества, вызвал к жизни антагонистические противоречия. Однако и при рабовладельческом строе, и при феодализме право по-прежнему оставалось традиционным, обычным и не играло существенной роли в системе социального регулирования. Следовательно, классовую сущность имела регулятивная система в целом, в которой право было еще чужеродным и слаборазвитым образованием.

Только с утверждением буржуазного экономического и социального строя и соответствующей ему системы духовных ценностей право как регулятор общественных отношений вышло на первый план. Появившееся и ставшее во многих развитых странах господствующим юридическое мировоззрение не имеет ничего общего с классовой идеологией, основывается на идеях равенства, свободы, разума, прав человека.

Право построено на трех «китах». Это нравственность, государство, экономика. Право возникает на базе нравственности как отличный от нее метод регулирования; государство придает ему официальность, гарантированность, силу; экономика - основной предмет регулирования, первопричина возникновения права, ибо это та сфера, где нравственность, как регулятор обнаружила свою несостоятельность.

Нравственность, государство и экономика - внешние условия, вызвавшие право к жизни как новое социальное явление. Специфика права состоит в том, что в центре его находятся отдельный человек с его интересами и потребностями, его свобода. Конечно, свобода человека исторически подготавливается всесторонним развитием общества, важнейших его сфер - духовной, экономической, политической. Однако именно в праве и через право свобода закрепляется и доводится до каждого человека, до каждой организации.

Изложенное позволяет сдел ать вывод, что право имеет соци альную сущность, служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей.

Когда люди вступают в отношения между собой как субъекты права, это значит, что за ними стоит авторитет общества и государства и они могут действовать свободно, не опасаясь неблагоприятных последствий в социальном плане.

Социальная сущность права конкретизируется в его понимании как меры свободы. В пределах своих прав человек свободен в своих действиях, общество в лице государства стоит на страже этой свободы. Таким образом, право не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, защищенная свобода. Добро защищено от зла. Благодаря праву добро становится нормой жизни, зло нарушением этой нормы.

3 .2 Принципы права

Принципы права - это руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе. С одной стороны, они выражают закономерности права, а с другой - представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из общего смысла законов.

Принципы права определяют пути совершенствования правовых норм, выступая в качестве руководящих идей для законодателя. Они являются связующим звеном между основными закономерностями развития и функционирования общества и правовой системой. Благодаря принципам правовая система адаптируется к важнейшим интересам и потребностям человека и общества, становится совместимой с ними.

Правовые принципы подразделяются на свойственные праву в целом (общеправовые), его отдельным отраслям (отраслевые) или группе смежных отраслей (межотраслевые). Например, к отраслевым относится принцип индивидуализации наказания в уголовном праве, к межотраслевым - принцип состязательности в гражданском процессуальном и уголовно-процессуальном праве.

К числу принципов, прямо не сформулированных в законе, относятся принципы ответственности за вину, неразрывной связи прав и обязанностей.

Рассмотрим некоторые общеправовые принципы более подробно.

Принцип справедливости имеет особую значимость. Он в наибольшей степени выражает социальную сущность права, стремление к поиску компромисса между участниками правовых связей, между личностью и обществом, гражданином и государством.

Справедливость требует соответствия между действиями и их социальными последствиями. Должны быть соразмерны труд и его оплата, нанесение вреда и его возмещение, преступление и наказание.

Законы отражают эту соразмерность, если отвечают принципу

справедливости.

Принцип уважения прав человека отражает тот факт, что естественные, прирожденные, неотчуждаемые права человека составляют ядро правовой системы государства. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Принцип равноправия закрепляет равный правовой статус всех граждан, т.е. равные конституционные права и единую для всех правосубъектность. В ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации говорится: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».

противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».

Принцип правосудия выражает гарантии защиты субъективных прав в судебном порядке. В ч. 1 ст. 46 Конституции РФ записано:

«Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».

3 .3 Функции права

Сущность и социальное значение права проявляются в его функциях. Они отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей, позволяют дать обобщающую характеристику «работы» юридических норм.

Прежде всего, право воздействует на различные сферы жизни общества - экономику, политику, духовные отношения, а значит, выполняет социальные функции - экономическую, политическую и воспитательную. Здесь оно действует вместе с другими социальными институтами, но своими, специфическими средствами.

Помимо социального право имеет функциональное назначение.

Оно выражается в том, что право выступает регулятором общественных отношений. Это основное функциональное предназначение права проявляется в ряде более конкретных функций.

1. Регулятивно - статическая функция, или функция закрепления, стабилизации общественных отношений, наиболее отчетливо выражается при определении общественного статуса различных субъектов: закреплении основных прав и свобод человека и гражданина, компетенции органов и должностных лиц, правосубъективности физических и юридических лиц. Данная функция в наибольшей степени отражает природу права: гражданам и организациям предоставляются правомочия, в границах которых они действуют свободно, по своему усмотрению. И чем шире раздвинуты эти границы, тем более свободны люди в своих действиях.

2. С помощью регулятивно-динамической функции право определяет, каким должно быть будущее поведение людей. Эта функция осуществляется с помощью обязывающих норм. Так, законодательством установлены обязанности выполнить воинский долг, платить налоги, соблюдать трудовую дисциплину, выполнять обязательства по договору и т.д. Регулятивно-динамическая функция находит свое проявление в правоотношениях активного типа.

3. Охранительная функция выделяет право из других систем социальной регуляции, поскольку осуществляется органами государства, принимающими индивидуальные властные решения, исполнение которых гарантировано государственным принуждением.

Охранительная функция способствует выработке в праве как регуляторе общественных взаимосвязей ценных для личности и общества качеств: стабильности, детальной и ясной регламентации, четких процедур.

Охранительная функция реализуется путем применения специальных охранительных норм, а также действующих в охранительном режиме регулятивных норм.

Последнее имеет место при нарушении субъективных прав и обращении для их защиты в компетентные государственные органы (право притязания).

4. Оценочная функция позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо решений и поступков. Если человек действует правомерно, то государство и общество не должны предъявлять к нему претензий. Человек признается действующим ответственно. Это позитивная ответственность исключает негативную юридическую ответственность. Следовательно, право предоставляет свободу действий его обладателю, а также, будучи юридическим основанием решений (действий), предохраняет человека от неблагоприятных социальных последствий их принятия (совершения).

Особую роль в реализации оценочной функции играют охранительные и поощрительные нормы, в которых, в общем виде, содержится отрицательная или положительная оценка тех или иных возможных действий. В процессе применения этих норм конкретизируется нормативная оценка поступка, определяется индивидуальная мера юридической ответственности или поощрения (например, наказание по приговору суда, награждение орденом по указу Президента).

Заключение

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод Совета Европы 1950 г. Вступила для Российской Федерации в 1998 г. после ее ратификации Государственной Думой. С этого момента в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ ее положение стали частью правовой системы России и приобрели преимущественную силу перед нормами национального законодательства нашей страны.

Однако, судя по всему, пройдет еще достаточно большое количество времени, прежде чем мы сможем говорить о действительно полном и всестороннем осуществлении положений этого важнейшего международного правового документа в повседневной практической деятельности российских органов и организаций.

Причиной этого может стать ряд обстоятельств как объективного, так и субъективного характера. Однако, ключевое место среди них, на наш взгляд, будет занимать вопрос о характере и способах использования российскими судами и другими правоприменительными органами положений Конвенции на практике.

Практический опыт межгосударственного сотрудничества в области обеспечения прав и основных свобод человека убедительно доказывает, что в настоящее время полная замена внутригосударственного регулирования правового положения личности регулированием международно-правовым вряд ли достижима. Исчерпывающая и исключительная регламентация прав человека международным правом сегодня попросту невозможна из-за сохраняющихся различий в подходах государств к проблеме определения их сущности и содержания.

Кроме того, механизм функционирования международного права не может сам по себе обеспечить физическим лицам пользование их правами. До тех пор, пока существует государственность и институт гражданства, защита прав личности в том или ином объеме с неизбежностью будет порождать юридические отношения между государством и человеком.

С появлением каждой новой нормы международного права возникают два вида разнопорядковых правоотношений: с одной стороны, правоотношения между субъектами международного права относительно зафиксированных в ней прав и обязанностей и, с другой - между соответствующими органами государств по поводу осуществления вытекающих из такой нормы международно-правовых обязательств. Правоотношения первого рода регулируются непосредственно международным правом, второго -правом национальным. Международно-правовая норма выступает в данном случае, как правило, лишь в качестве юридического факта, вызывающего необходимость внутригосударственного правотворчества и установления внутригосударственных правоотношений.

Основываясь на вышеизложенном материале, полагаю, что данная тема имеет и вероятно будет иметь в дальнейшем, еще больший интерес для научных и практических работников в области юриспруденции.

Изучение данной темы показало, что среди научных работников, работающий над этой проблемой пока не существует единого мнения в подходах при характеристике элементов правовой системы.

Подготовка курсовой работы позволила в определенной степени пополнить личные знания о правовых системах современности, их принципиальных различиях.

Изучение имеющегося материала и личный жизненный опыт дают основание полагать о наличии значительных расхождений между теоретическими посылками ученых - правоведов и действительным положением дел в отечественном государственно-правовом регулировании.

Список использованной литературы

1. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. - 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 1999. - 528 с.

2. Семенов В.И. Теория государства и права. Вопросы и ответы. Учебное пособие. ? М.: ООО Издательство «Юрлитинформ», 2002. - 352 с.

3. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой. Отв. ред. О.Н. Садиков. - М.: Юринформцентр, 1997. - 448 с.

4. Комментарий части второй Гражданского кодекса Российской Федерации. - М.: Фонд Правовая культура, Фирма Гардарика, 1996. - 656 с.

5. Гражданский кодекс РФ, ч. 3. ? М.: ПРИОР, 2002. - 48 с.

6. Трудовой кодекс Российской Федерации. - М.: ООО «ВИТ-РЭМ», 2002. - 192 с.

7. Кодекс РФ об административных правонарушениях (от 30 декабря 2001 г.). - СПб: Виктория плюс, 2002. - 288 с.

8. Н.Г. Салищева. Комментарий к кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (вводный). - М.: ООО «ВИТРЭМ», 2002. - 320 с.

9. Уголовный кодекс Российской Федерации. - Новосибирск: НПК «Модус», ТОО «ЮКЭА», 1996. - 208 с.

10. Семейный кодекс Российской Федерации. - М.: «ТК Велби», 2002. - 80 с.

11. Камышева Э.Н., Камышев С.Э. Теория государства и права: Учебное пособие. - Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2004. - 125 с.

12. Алексеев С.С. Восхождение к праву. М, 2002.

13. Алексеев С.С. Общая теория права: В 2 т. 1982.

14. Алексеев С.С. Теория права. М., 1995.

15. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 2002.

16. Гревцов Ю.М. Очерки теории и социологии права: Учебное пособие. СПб 1996.

17. Ильин И.А. Теория права и государства. М, 2003.

18. Казимирчук В.П., Кудрявцев В.Н. Современная социология права: Учебник для вузов. М., 1995.

19. КеримовД.А. Основы философии права. М., 1992. Комаров С.А. Общая теория государства и права. СПб., 2004.

20. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие. М., 2003.

21. Конституция РФ. Научно-практический комментарий / Под ред. Б.Н Топорнина. М., 2003.

22. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. М., 2004.

23. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Хрестоматия: В 2 т.

24. Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю. и др. Теория государства и права Ростов н/Д, 2003.

25. Марченко М.Н. Теория государства и права. М, 2005.

26. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебное пособие. М., 2001.

27. Морозова Л.А. Теория государства и права. М., 2002. Нерсесьянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. М., 2002.

28. Нерсесьянц В.С. Философия права: Учебник для вузов. М., 2001.

29. Общая теория государства и права. Академический курс: В 2 т. / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 1998.

30. Общая теория государства и права. Академический курс: В 3 т. / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 2001-2002.

31. Общая теория права и государства: Учебник для юридических вузов / Под. ред. В.В. Лазарева. М., 1996.

32. Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина М., 2005.

33. Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: Учебное пособие. М., 2001.

34. Российская правовая политика: Курс лекций / Под. ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2003.

35. Сабо М. Основы теории права. М., 1971.

36. Серых В.М. Теория государства и права: Учебник для вузов. М., 1998.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Сущность правовой системы как правового явления, ее структура и основные элементы. Характеристика и отличительные черты частного и публичного права. Соотношение системы права и системы законодательства, их понятие и типология, особенности развития.

    курсовая работа , добавлен 24.08.2009

    Понятие и структура правовой системы, принципы формирования и содержание законодательства государства. Становление и развитие правовой системы в Российской Федерации, ее отличительные особенности по сравнению с зарубежными правовыми законодательствами.

    контрольная работа , добавлен 20.02.2015

    Общая характеристика правовой системы, правовая семья и правовая группа, к которым относится бразильская правовая система. Судебная система страны, структура, основные отрасли и институты, система источников права. Административное и уголовное право.

    реферат , добавлен 01.04.2010

    Понятие, сущность, юридическая природа и признаки правовой системы, ее структурная организация. Отрасли права как основные элементы структуры правовой системы. Соотношение и взаимосвязь системы права и системы законодательства, особенности их развития.

    курсовая работа , добавлен 13.11.2016

    Предмет и метод правового регулирования. Система права и система законодательства. Становление и развитие российской системы права. Особенности советской правовой системы. Принципы верховенства закона, верховенства прав и свобод человека и гражданина.

    курсовая работа , добавлен 09.03.2016

    Правовая система, её структура и функции. Право как совокупность норм, регулирующих общественные отношения, установленные государством. Принципы правовой системы. Роли личностей в формировании правовой системы государства. Виды политических режимов.

    реферат , добавлен 30.06.2010

    Романо-германская правовая система. Англо-саксонская правовая система. Возникновение и развитие системы. Структура романо-германского права. Частное, публичное право. Понятие нормы права. Общие принципы толкования закона. Судебная практика.

    реферат , добавлен 30.04.2005

    Понятие системы права, ее структурные элементы. Понятие и структура системы законодательства. Формы систематизации законодательства. Соотношение и взаимосвязь системы права и системы законодательства: анализ теоретических аспектов и тенденции развития.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2013

    Понятие правовой системы. Романо-германская правовая система. Англо-саксонская правовая система. Мусульманская правовая система. Социалистическая правовая система. Российская правовая система.

    курсовая работа , добавлен 01.06.2003

    Судебная система Российской Федерации. Требования, предъявляемые к основной категории работников судов РФ. Принципы деятельности органов судебной власти. Задачи, которые должна решать судебная система в правовом государстве. Высший арбитражный суд РФ.

Инструкция

Так как Российская Федерация является федеративным государством, то особенностью его правовой системы является наличие двух уровней: федерального и уровня субъектов РФ. Причем федеральное законодательство априори выше по юридической силе, чем законодательство субъектов федерации.

Федеральный уровень законодательства составляют следующие НПА:
1. Конституция Российской Федерации;
2. Общепризнанные принципы и нормы международного права; международные договоры и соглашения Российской Федерации, ратифицированные в установленном порядке;
3. Законы о поправках к Конституции России;
4. Федеральные конституционные законы (ФКЗ);
5. Федеральные законы (ФЗ);
6. Акты Президента Российской Федерации;
7. Акты Правительства Российской Федерации;
8. Ведомственные НПА.

Конституция Российской Федерации– это НПА, обладающий высшей юридической силой на территории РФ; основа правовой системы России. Помимо выполнения своей юридической функции как регулятора общественных отношений, Конституция Российской Федерации – политический документ, декларирующий цели государства в различных сферах жизни общества, например, в социальной, экономической, культурной и т.д.

Общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры и соглашения России являются, согласно положениям ст.15 Конституции Российской Федерации, составной частью российской правовой системы. Причем Конституция Российской Федерации устанавливает примат норм международного права перед национальным правом, закрепляя это положение в ч.4 ст.15 Конституции Российской Федерации.

Законы о поправках к Конституции Российской Федерации выделяются отдельным пунктом ввиду усложненного порядка их принятия, а именно: они требуют одобрения не менее чем 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы РФ и не менее чем 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации РФ. Кроме того, необходимо согласие 2/3 представительных (законодательных) органов субъектов Российской Федерации. На сегодняшний день - не менее 54 субъектов Российской Федерации.

Федеральные конституционные законы (ФКЗ) принимаются по вопросам, на которые прямо указывает Конституция Российской Федерации, например, порядок принятия нового субъекта в состав России; введение чрезвычайного и военного положения и т.д. Их отличительными особенностями являются обладание большей юридической силой в отличие от федеральных законов, а также усложненный порядок принятия (одобрение не менее чем 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы РФ и не менее чем 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации РФ). Президент Российской Федерации правом вето в отношении ФКЗ не обладает.

Федеральные законы – основной вид НПА, которыми регулируются общественные отношения. ФЗ принимаются по вопросам, отнесенным к исключительной компетенции Российской Федерации, и вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов. Полный перечень данных вопросов закреплен в ст. 71 и 72 Конституции Российской Федерации. За принятие ФЗ должны проголосовать 50%+1 от общего числа депутатов Государственной Думы РФ и 50%+1 от общего числа членов Совета Федерации РФ.

Акты Президента Российской Федерации. К данным подзаконным актам относятся указы и распоряжения. Они принимаются только по вопросам ведения РФ и не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

К актам Правительства Российской Федерации относятся постановления и распоряжения. Они принимаются по вопросам, отнесенным к компетенции Правительства Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, а также во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и актов Президента Российской Федерации. Если постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации будут противоречить НПА, обладающим большей юридической силой, они могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

Ведомственные НПА принимаются федеральными органами исполнительной власти. Это такие акты, как правила, инструкции, приказы, положения. Для того, чтобы данные акты получили юридическую силу, они должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ. Если же данные НПА будут противоречить вышестоящим актам, то они могут быть отменены Правительством Российской Федерации.

На уровне субъектов РФ действует следующая иерархия НПА:
1. Конституция (устав) субъекта Российской Федерации – становой хребет правовой системы субъекта РФ, определяющий его правовой статус и систему законодательства;
2. Законы субъекта Российской Федерации – издаются по вопросам совместного ведения РФ и субъектов и по вопросам исключительного ведения субъектов. Они не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству;
3. Акты органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации – например, приказы и распоряжения высшего должностного лица субъекта РФ (губернатора); постановления Правительства субъекта РФ и т.д. Данные акты определяют порядок исполнения федеральных и региональных НПА.

Правовая система России - совокупность национальной системы права и международно-правовых обязательств Российской Федерации , правовой культуры российского общества, и сложившейся правовой практики.

Источниками права в России являются Конституция , федеральные конституционные законы , федеральные законы, указы и распоряжения президента РФ , постановления и распоряжения Правительства РФ , ведомственные акты федеральных органов исполнительной власти, конституции (уставы) субъектов РФ, законы субъектов РФ, акты органов исполнительной власти субъектов РФ, акты органов местного самоуправления; также к источникам права относятся международные договоры и соглашения, если они были в установленном порядке ратифицированы .

Конституция является первоисточником права в России, принципам которой должны соответствовать все остальные правовые нормы (часть 1 статьи 15 Конституции РФ). Любой акт, противоречащий Конституции, признаётся недействительным в части противоречащих норм и должен быть либо отменён, либо изменён.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Система права РФ

    ✪ Правовая система России. Ознакомительная лекция.

    ✪ Правовая система России

    ✪ Система права и система законодательства Российской Федерации

    ✪ Введение в основы правовой системы России. Первая часть.

    Субтитры

Историческая справка современной правовой системы

Источники права

В современном российском праве существует строгая иерархия правовых актов по их юридической силе . При этом существует как вертикальное направление, так и горизонтальное.

  • Вертикальное - распространение правовых норм от Конституции РФ до актов отдельных ведомств. При этом в вертикальной иерархии законодательство делится на федеральное, то есть применяемое на всей территории России , и региональное, то есть действующее в пределах субъектов РФ .
  • Горизонтальное - это акты равной юридической силы, но имеющие различный приоритет при применении в определённых обстоятельствах. Например, законодательные акты различных субъектов РФ имеют равную юридическую силу между собой, но действуют и применяются исключительно в пределах своего региона; другая ситуация - когда из двух нормативных актов, обладающих равной юридической силой (например, федеральные законы) один признаётся преобладающим в отдельной сфере государственного регулирования (в случае если он глубже раскрывает данную сферу и наиболее детально конкретизирует её) или по отдельным вопросам, при рассмотрении судебных споров, основанных на противоречии правовых норм общего и отраслевого законодательства.

Федеральный уровень

Конституирующий акт Внутригосударственное законодательство Международное право

Конституция РФ
Законы РФ о поправках к Конституции
Федеральные конституционные законы РФ
Федеральные законы РФ
Акты Президента РФ
Акты Правительства РФ
Ведомственные акты
Вид нормативного акта Как принимается (утверждается)
Конституция Российской Федерации Принимается по итогам референдума , изменения в главы 1, 2 и 9 вносятся на основании решения Конституционного собрания и референдума , в главы 3-8 изменения вносит Федеральное собрание с одобрением субъектами РФ . Изменение наименований субъектов РФ (ст. 65 Конституции) может осуществляться указами президента РФ
Поправки к Конституции (главы 3-8) Принимаются Федеральным собранием в порядке, предусмотренном для федеральных конституционных законов , но при наличии одобрения 2/3 субъектов РФ
Федеральные конституционные законы Принимаются Федеральным собранием
Международные договоры и соглашения РФ Подписываются уполномоченными государственными органами
Федеральные законы Принимаются Государственной думой , одобряются Советом Федерации , подписываются президентом РФ
Акты Президента Российской Федерации Подписываются президентом РФ
Акты Правительства Российской Федерации Подписываются председателем Правительства РФ
Ведомственные акты Подписываются главами органов власти

Конституция

Порядок издания ФКЗ

Федеральный Конституционный Закон РФ считается принятым, если он одобрен не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации. Принятый закон в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию, правом вето в этом случае он не обладает.

Международные договоры и соглашения РФ

Частью 4 статьи 15 Конституции РФ установлено верховенство международных договоров над действующим законодательством России. В случае противоречия между законодательством и международным договором Российской Федерации, применяются правила международного договора. На практике это означает, что при наличии разногласий, граждане, организации, государственные органы, суды руководствуются нормами международного договора до того времени, пока законодательство не будет приведено в соответствии с ним.

Вместе с тем, международный договор Российской Федерации считается вступившим в силу, если прошёл все необходимые стадии согласования и подписания, а также, при необходимости, ратификацию .

Федеральные законы

Федеральные законы - ключевой элемент законодательного регулирования в России и могут затрагивать любые вопросы, отнесённые Конституцией РФ к предметам ведения федерации либо совместного ведения федерации и субъектов РФ, и требующие государственного регулирования. Нормы федеральных законов являются обязательными для исполнения на всей территории страны, а все акты меньшей юридической силы не должны им противоречить. Вместе с тем, ответственность за неисполнение норм федеральных законов наступает только в том случае, если она явно предусмотрена самим законом, либо другими законами, включая уголовный кодекс или кодекс об административных правонарушениях .

При этом федеральные законы принимаются в первую очередь по предметам, относящимся к ведению Российской Федерации (установлено ст. 71 Конституции РФ) и совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 72 Конституции РФ).

Предметы ведения Российской Федерации Предметы совместного ведения
Российской Федерации и субъектов РФ
принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам
федеративное устройство и территория Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина ; защита прав национальных меньшинств ; обеспечение законности , правопорядка , общественной безопасности ; режим пограничных зон
регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств вопросы владения , пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами
установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти разграничение государственной собственности
федеральная государственная собственность и управление ею природопользование ; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности ; особо охраняемые природные территории ; охрана памятников истории и культуры
установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта
установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование , денежная эмиссия , основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки координация вопросов здравоохранения ; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита , включая социальное обеспечение
федеральный бюджет ; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития осуществление мер по борьбе с катастрофами , стихийными бедствиями , эпидемиями , ликвидация их последствий
федеральные энергетические системы , ядерная энергетика , расщепляющиеся материалы ; федеральные транспорт , пути сообщения , информация и связь; деятельность в космосе установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации
внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира административное , административно-процессуальное , трудовое , семейное , жилищное , земельное , водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды
внешнеэкономические отношения Российской Федерации кадры судебных и правоохранительных органов ; адвокатура , нотариат
оборона и безопасность ; оборонное производство ; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ , наркотических средств и порядок их использования защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей
определение статуса и защита государственной границы , территориального моря , воздушного пространства , исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления
судоустройство; прокуратура ; уголовное , уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование ; гражданское , гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации
федеральное коллизионное право
метеорологическая служба , стандарты, эталоны , метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография ; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учёт
государственные награды и почетные звания Российской Федерации
федеральная государственная служба

Вопросы, не входящие в круг обозначенных статьями 71 и 72 Конституции РФ, относятся к компетенции регионов (ст. 73 Конституции РФ) и им предоставляется вся полнота государственной власти, ограничиваемая исключительно Конституцией РФ и федеральными конституционными законами. В случае принятия федерального закона по вопросам, относящимся к ведению исключительно субъектов РФ, высшую юридическую силу имеют региональные акты (пункт 6 ст. 76 Конституции РФ).

Согласно сложившейся юридической практике, существует два основных вида федеральных законов:

  1. Основной закон - содержит в названии предмет регулирования, а в преамбуле и статьях раскрывается порядок его осуществления.
  2. Закон о внесении изменений и дополнений (поправочный закон) - в целях улучшения порядка регулирования, вносит существенные и/или незначительные изменения в различные федеральные законы.

В некоторых случаях эти виды объединяются в рамках одного федерального закона.

Кроме того, в российской законодательной системе существуют кодексы . Это федеральные законы, объединяющие в себе нормы одной отрасли или направленности, что упрощает их поиск и применение в юридической практике. По состоянию на 2 мая 2013 года в России действует 19 кодексов .

Порядок принятия федеральных законов

Проекты федеральных законов могут разрабатываться любым органом или лицом (депутаты, члены Совета Федерации), обладающим правом на законодательную инициативу в соответствии со статьёй 104 Конституции РФ . Затем проект ФЗ вносится в Государственную Думу .

Закон считается принятым, но ещё не вступившим в силу, после его принятия в трёх чтениях Государственной Думой (простым большинством). С момента принятия в 3 чтении, в названии федерального закона исключается слово «проект». Далее ФЗ должен быть одобрен Советом Федерации (также большинством голосов) и подписан президентом РФ .

В случае, если Совет Федерации отклоняет закон, Государственная Дума может повторно принять его 2/3 голосов. Президент может наложить вето на закон, а чтобы преодолеть его закон в существующей редакции должен быть подержан 2/3 голосов депутатов ГД РФ и членов Совета Федерации .

Акты президента РФ

  • указ - решения президента нормативного характера, то есть предписания, рассчитанные на постоянное или многократное действие, а также решения о назначении и освобождении от должности руководителей центральных органов и иных структур системы федеральной исполнительной власти, о гражданстве, предоставлении политического убежища, награждении государственными наградами, присвоении специальных званий, классных чинов, почетных званий РФ, о помиловании;
  • распоряжение - решения президента по оперативным, организационным и кадровым вопросам, а также по вопросам работы Администрации президента РФ ; при этом распоряжения не должны содержать предписаний, носящих нормативный характер.

К слову, правом давать официальное разъяснение отдельных положений указов и распоряжений наделено Государственно-правовое управление президента РФ (ГПУ) .

Порядок принятия актов президента

Проекты актов президента РФ могут быть подготовлены администрацией президента , либо федеральными органами исполнительной власти (в последнем случае, на рассмотрение президенту РФ проект акта вносится за подписью Председателя Правительства РФ). После согласования акта в администрации, он направляется на юридическую экспертизу в ГПУ, а затем передаётся для согласования с соответствующим помощником Президента РФ .

Согласованные с ГПУ и помощниками президента проекты указов и распоряжений представляются непосредственно заведующим Канцелярией президента РФ руководителю Администрации президента , который принимает решение о готовности проекта к представлению президенту либо о необходимости доработки документа.

Акты Правительства РФ

В соответствии со статьёй 114 Конституции РФ , Правительство России имеет следующую компетенцию:

  • разработка федерального бюджета с представлением его в Государственную Думу , исполнение федерального бюджета;
  • проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;
  • проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
  • управление федеральной собственностью;
  • осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики, законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
  • иные полномочия, возложенные на Правительство Конституцией, федеральными законами, указами президента.

По этим вопросам, а также в рамках исполнения Конституции, федеральных законов, нормативных указов президента Правительство РФ издаёт постановления и распоряжения, обеспечивая их исполнение. К слову, разрабатываемые проекты указом президента по перечисленным вопросам должны согласовываться с Правительством .

Различие между постановлением и распоряжением определено федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» :

  • постановления - акты, имеющие нормативный характер (то есть адресованные неограниченному кругу лиц и предполагающие постоянное или многократное действие);
  • распоряжения - акты не имеющие нормативного характера.

В случаях, когда постановления и распоряжения Правительства РФ противоречат Конституции, федеральным законам и указам президента они могут быть отменены президентом .

Ведомственные нормативные акты

В рамках реализации норм федеральных законов и постановлений (распоряжений) Правительства РФ, федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ) могут принимать нормативные правовые акты, определяющие порядок действий по определённым вопросам государственного регулирования и распространяющиеся на неопределённый круг лиц. Возможные виды нормативных актов: постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения . При этом ключевой особенностью является процедура государственной регистрации в Минюсте России , только после прохождения которой нормативный правовой акт считается имеющим силу . Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну , или сведения конфиденциального характера .

Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе самостоятельно издавать нормативные правовые акты.

Кроме того, федеральные органы исполнительной власти имеют право принимать ведомственные акты ненормативного характера. Их регистрация в Минюсте России не требуется, но подобные акты воздействуют на ограниченный круг лиц, прямо определённый в документе.

Акты федеральных органов исполнительной власти могут быть приостановлены или отменены Правительством РФ .

Особенности принятия ведомственных актов

Правительством РФ определён порядок разработки и принятия ведомственных актов, а также их приостановления и отмены. В ряде случаев, проект нормативного правового акта ФОИВ должен быть перед государственной регистрацией согласован с другими ведомствами , и/или пройти оценку регулирующего воздействия .

Региональный уровень

Конституирующий акт Законодательство субъектов РФ Муниципальное законодательство

Конституции и уставы субъектов РФ

Согласно статьи 66 Конституции РФ , существует два вида высших правовых документов субъектов РФ : конституция республики и устав. Статус республик определяют Конституция РФ и конституции республик, а статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией РФ и уставом соответствующего региона.

Кроме того, автономным областям и округам предоставлено право инициировать принятие соответствующего федерального закона об их статусе. Также отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти округа и субъекта РФ в состав которого они входят.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: