Понятие и виды ответственности за земельные правонарушения

5633

В законодательных актах РФ закреплены нормы, согласно которым при совершении землепользователями или иными лицами правонарушений в сфере эксплуатации и охраны земель, в отношении указанных лиц применяются различные меры ответственности. В настоящее время отечественное законодательство выделяет следующие :

  • административная;
  • гражданско-правовая;
  • уголовная.

Административная и уголовная ответственность выделяется в , но подробно раскрывается в соответствующих нормативных актах.

Каждое земельное правонарушение содержит 3 основных элемента:

  • объект нарушения;
  • участники деяния;
  • специфика дела.

В зависимости от совокупности указанных факторов, определяется и мера ответственности

Административная ответственность за земельные правонарушения

Такой тип ответственности наиболее распространен в сфере эксплуатации земельных участков, так как применяется к правонарушениям, не отличающимся значительной степенью тяжести.

Административная ответственность за земельные правонарушения предусмотрена КоАП РФ .

Кодекс выделяет следующие виды наказаний:

  • предупреждение;
  • штрафные санкции;
  • арест на определенное количество суток, в зависимости от тяжести деяния;
  • лишение специального права;
  • дисквалификация и другие санкции.

Предупреждение выражается в виде официального порицания действий гражданина или организации и выносится в письменной форме. Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях.

Юридическое лицо считается виновным лишь тогда, когда у него имелись полномочия для исполнения норм и правил закона, но никаких мер им принято не было.

Конкретные составы административных правонарушений закреплены в статьях 7.1, 7.2, 7.9, 7.10, 7.14, 7.16, 8.3 — 8.8, 8.12, 8.13, 10.9, 10.10, 11.21, 14.35, 19.4, 19.5, 19.9 . Указанные нормы можно структурировать на следующие виды административных правонарушений в области земельных отношений :

  1. Нарушения экономического характера , то есть деяния, связанные с захватом надела, несвоевременным возвратом территорий, нарушением землеустроительных проектов.
  2. Экологические правонарушения . Выделяются порча, деградация почвы, осуществление агротехнических процедур, негативно влияющих на состояние земельного участка, неисполнение противоэрозионных мероприятий.
  3. Противоправные деяния , связанные с землепользованием, в частности, самовольное устройство бытовых построек, потрава посевов, вредительство.
  4. Нарушения правил эксплуатации территорий – отсутствие мер по борьбе с сорными растениями, нарушение правил благоустройства и содержания площадей.
  5. Нарушения должностными лицами своих обязанностей – нарушение административных регламентов, сокрытие или искажение экологической информации, нарушение кадастровых процедур.

Уголовная ответственность за земельные правонарушения

В том случае, когда признаки противоправного деяния показывают, что оно является крайне опасным для общества и окружающей среды, наступает уголовная ответственность за земельные правонарушения, то есть, можно сказать, что совершенный поступок считается преступлением.

В такой ситуации субъектами преступления являются только граждане, в том числе должностные лица. Все преступления, связанные с землепользованием можно разделить на следующие виды:

  • специальные , то есть объектами выступают исключительно правоотношения в рамках землепользования;
  • общие , где объектами становятся уже земельные и общественные отношения.

К уголовным преступлениям можно отнести следующие категории дел:

  1. Экологические — в рамках таких деяний выполняется посягательство на земельные территории, как элемент экосистемы. В группу включено такое преступление, как порча земли ()
  2. Экономические — предполагают получение прав на надел незаконным путем, например, при помощи регистрации незаконных сделок ().

Порядок привлечения к ответственности за земельные правонарушения

Для административных правонарушений порядок привлечения к ответственности отличается следующими этапами:

  1. В результате или по заявлению пострадавшего лица, выявляются нарушения административного характера.
  2. Составляется официальный протокол и передается на рассмотрение в специальный комиссионный орган.
  3. В течение 15 дней производится рассмотрение частного случая и принимается решение.
  4. После этого комиссия составляет распоряжение о назначении административного наказания, и дело передается в суд.
  5. Суд принимает решение о мере наказания и передает на исполнение приставам.
  6. Виновник уведомляется в трехдневный срок .

С уголовным наказанием все обстоит несколько иначе, потому что рассмотрение дела происходит не в администрации, а уже в полиции. После окончательного выяснения состава преступления и получения пояснений у виновного лица, дело также передается в суд и наказание уже назначается согласно Уголовному кодексу РФ.

Пример по административной и уголовной ответственности за земельные правонарушения

Фермер Иванов посадил пшеницу на своем участке, ухаживал за посевами и ждал урожай. Через некоторое время мужчина посетил свое поле и обнаружил, что пшеница частично испорчена.

Иванов решил, что виноваты в этом птицы или животные и решил караулить свои посевы. Через некоторое время он увидел человека, который подъехал к полю и стал топтать злаки. В дальнейшем, выяснилось, что это обычный хулиган. Фермер поймал мужчину и отвел его в полицию.

После того как его опросили и выпустили, было назначено судебное заседание, в рамках которого преступнику назначили административное наказание в виде ареста на 15 суток и штрафа для .

Заключение

В итоге можно сделать следующие выводы:

  1. К мерам за противоправный поступок в рамках эксплуатации земельных территорий, относится уголовная и административная ответственность.
  2. Административная мера наказания предусмотрена для различных проступков, в результате которых земле и ее владельцам был нанесен существенный ущерб.
  3. Уголовная ответственность – это также мера наказания, но предусмотренная за деяния, представляющие особую опасность для человека и природы, то есть за преступления.
  4. Порядок назначения наказания для разных видов нарушения закреплен законодательно и имеет некоторые различия.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по административной и уголовной ответственности за земельные правонарушения

Вопрос: Здравствуйте, мой сосед постоянно моет свою машину рядом с моим земельным участком и вся грязь, бензин и другие вредные вещества текут ко мне, потому что моя площадь расположена ниже.

Я уже неоднократно предлагал ему решить проблему мирным путем, однако, никакого результата не достиг. Подскажите, могу ли я решить ее иным способом и что мне необходимо для этого сделать?

Ответ: Здравствуйте. Согласно ст. 74 ЗК РФ , действия вашего соседа могут быть квалифицированы, как административное нарушение. Опасности для вашей жизни его действия не представляют, однако наносят существенный вред земельному участку. Соответственно и наказание должно быть именно административным.

Указанное вами нарушение входит в группу экологических.

В таком случае решение возможно лишь одно – обращение с жалобой в администрацию вашего региона. Ваша жалоба будет рассматриваться в течение 15 дней и при обнаружении состава правонарушения, а также выяснений всех обстоятельств дела, перейдет в суд.

Регулирование правоотношений, касающихся пользования земель, осуществляется на основании земельного законодательства. Оно разрабатывается и принимается с целью обеспечения потребностей государства и граждан в землепользовании, защите и рациональном использовании земли, ее недр и природных ресурсов. Земельным кодексом РФ, принятым 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (далее - ЗК РФ), предусмотрен не только государственный земельный надзор, особенности организации проверок соблюдения требований земельного законодательства (Гл.XII), но и определена ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель (Гл. XIII).

Например, в ст. 74 ЗК РФ предусмотрено, что за определенные земельные нарушения устанавливается уголовная и административная ответственность, в ст.76 - ответственность за причинение убытков и вреда, связанного с нарушением земельного законодательства, а в ст.75 данного нормативного акта определены условия наступления дисциплинарной ответственности. (К слову, в ранее действующем ЗК РФ этот вид ответственности не упоминался). Так, в земельном законодательстве предусмотрены все виды ответственности с отсылкой к соответствующему законодательству, которым они конкретизируются. Кроме традиционных видов ответственности (уголовной, административной, гражданско-правовой, дисциплинарной) предусмотрен и ряд специальных мер за земельные правонарушения, прямо закрепленных в земельном законодательстве. Она называется земельно-правовой.

Земельное правонарушение, как любое иное правонарушение, характеризуется четырьмя элементами: объектом, субъектом, объективной стороной и субъективной стороной правонарушения. Ответственность за правонарушение может наступать только при наличии всех четырех элементов, отсутствие хотя бы одного из них исключает ответс твенность.

Объект земельного правонарушения - общественные отношения в области охраны и использования земель. В качестве конкретного предмета правонаруше-ния выступает конкретный земельный участок, земельные распорядки, права собствен-ников, владельцев, пользователей, арендаторов земли. Объективная сторона земельного правонарушения - это конкретные деяния нару-шителя, посягающего на земельные интересы участников земельных отношений, следст-вием чего является нарушение законных прав физических и юридических лиц и причи-нение им вреда. Для объективной стороны земельного правонарушения характерно наличие трех элементов: противоправность поведения; причинение или реальная угроза причинения вреда, либо нарушение иных за-конных прав участников земельных правоотношений; причинная связь между противоправным поведением и нанесенным вредом или реальной угрозой причинения такого вреда.

Субъекты земельного правонарушения - граждане или юри-дические лица, которые нарушили нормы земельного зако-нодательства (ими могут быть как граждане РФ и других госу-дарств, так и иностранные предприятия и организации). Субъектами правонаруше-ния выступают также должностные лица или руководящие работники предприятий, организаций, учреждений, в том числе и государственных. Состав субъектов земель-ного правонарушения зависит от вида правонарушения. Так, субъектами дисципли-нарной и материальной ответственности являются должностные лица и работники предприятий и организаций, уголовной - должностные лица и граждане, админист-ративной и гражданско-правовой - граждане, должностные лица и юридические лица. Субъективную сторону земельного правонарушения составляет психическое от-ношение субъекта к совершаемому деянию, то есть как нарушитель относится к совер-шаемому деянию. Субъективная сторона характеризуется виной правонарушителя (за исключением случаев ответственности владельца источника повышенной опасности). Закон предусматривает две формы вины: умысел и неосторожность. Умышленным яв-ляется земельное правонарушение, при котором нарушитель предвидит наступление вредных последствий своего поведения и желает (прямой умысел), либо сознательно допускает (косвенный умысел) их. Неосторожность (халатность) бывает двух видов: са-монадеянность (легкомыслие) и небрежность. Самонадеянность имеет место тогда, ко-гда лицо, нарушившее требования закона, предвидело общественно вредные послед-ствия своей деятельности, но легкомысленно рассчитывало избежать их. Небрежность проявляется в том, что лицо не предвидело наступления вредных последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Признаки и виды земельных правонарушений

В действующем законодательстве РФ нет точного определения понятия «земельные правонарушения». Однако по общему правилу, под земельным правонарушением следует понимать противоправное деяние (действие или бездействие), направленное против установленного Конституцией РФ и иным законода-тельством земельного строя, порядка управления и пользования землей, ее охраны, а также против земельных прав и интересов юридических лиц и граждан.

Выделяют следующие виды земельных правонарушений:

В области охраны собственности: самовольное занятие земельного участка; уничтожение межевых знаков; пользование недрами без разрешения (лицензии), либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией); порча земель (загрязнения, снятие плодородного слоя почвы, уничтожение плодородного слоя почвы); самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых; самовольное занятие водного объекта или пользование им без разрешения и занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд; самовольная переуступка права пользования землей, недрами, участком лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд; использование земли не в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории и разрешенными видами использования; нарушение требований по рациональному использованию предоставленных земельных участков.

В области охраны окружающей среды и природопользования: несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов; нарушение законодательства об экологической экспертизе; неправомерный отказ в выдаче, сокрытие, искажение информации о состоянии окружающей природной среды и земельных участков, непосредственно затрагивающих земельные права и интересы гражданина; нарушение правил охраны водных объектов, водопользования, эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств; нарушение правил охраны атмосферного воздуха, выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума; нарушение правил лесопользования, побочного лесопользования, незаконная порубка, повреждение либо выкапывание деревьев и кустарников, нарушение требований к охране лесов; порча сельскохозяйственных и иных земель, несвоевременный возврат временно занимаемых земель или неприведение их в состояние, пригодное для использования их по назначению; нарушение утвержденной градостроительной документации при отводе земель и противоправные действия должностных и юридических лиц, повлекшие за собой самовольное занятие земель; нарушение установленного режима использования земель с особыми условиями их использования; нерациональное использование сельскохозяйственных земель, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от водной, ветровой эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв, использование земельных участков не по целевому назначению, а также способами, приводящими к порче земель; уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний, выданных должностными лицами, осуществляющими государственный контроль за использованием и охраной земель, по вопросам устранения нарушений земельного законодательства.

Земельные правонарушения могут классифицироваться как:
- гражданско-правовые правонарушения, к которым относятся: порча земель, самовольное занятие территорий, уничтожение знаков и указателей, застройка вблизи залегания полезных ископаемых, использование не по целевому назначению и т.д.;
- уголовные правонарушения , то есть совершение сделок с искаженными учетными данными или в форме, несоответствующей нормам законодательства, занижение размеров земельных платежей, нарушение правил и режимов особо охраняемых зон, производство работ без соблюдения мер защиты и охраны окружающей среды, несоблюдение ветеринарных, санитарно-эпидемиологических и иных требований;

Виды и особенности ответственности за земельные правонарушения

Виды ответственности за правонарушения в области охраны и использования земель закреплены в Гл. XIII ЗК РФ. Они различаются по материальному признаку на: гражданско-правовую, административную, уголовную и дисциплинарную ответственность и применяются на основании конкретного нормативно-правового акта. Особо оговорено возмещение вреда, причиненного земельными правонарушениями.

Административная ответственность. Субъектами этого вида ответственности могут быть граждане, должностные лица, юридические лица. Ответственность выражается в конкретно определенных составах административных проступков. Перечень земельных правонарушений, за совершение которых предусмотрена административная ответственность, приводится в нормативно-правовых актах административного и земельного права. По общему правилу, к этому виду ответственности виновные привлекаются независимо от того, в рабочее или нерабочее время они совершили правонарушение. Административные взыскания применяются только теми должностными лицами и государственными органами, которые оговорены в законе (в пределах их компетенции). Сроки наложения штрафов: два месяца со дня обнаружения правонарушения (в отдельных случаях - не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения). Административная ответственность применяется в соответствии с определенным законом процессуальным порядком. Этот вид ответственности за нарушение земельного законодательства наступает: за экономические правонарушения (ст.7.1. Кодекса об административных правонарушениях - КоАП РФ); за экологические правонарушения (ст.8.6. КоАП РФ); за нарушения, возникшие вследствие мелиорации земель и ветеринарии (ст.10.9 КоАП РФ). Дисциплинарная ответственность может быть применена только к работнику, в чьи трудовые обязанности входит соблюдение земельно-правовых норм. Дисциплинарные взыскания выносятся за правонарушения, выявленные в период рабочего времени и могут быть применены совместно с имущественной и дисциплинарной ответственностью.

Гражданско-правовая ответственность за нарушение земельного законодательства представляет собой юридическую норму, включающую имущественное содержание, а значит, меры, применяемые к правонарушителю, носят исключительно имущественный (материальный) характер. Соответственно, применение ответственности имущественного характера предполагает наличие причиненного ущерба (утрата ценностей, упущенная выгода, вынужденные затраты на устранение негативных последствий, возникших вследствие причиненного вреда). Гражданско-правовая ответственность предполагает материальную ответственность правонарушителя только перед лицом, чьи права были нарушены, включая имущественные санкции, возложенные на потерпевшую сторону. Ответственность наступает за нарушения земельного законодательства, связанного с причинением вреда землям, правам и интересам собственников. Вред возмещается независимо от привлечения виновных к другим видам ответственности. Понятие вреда можно определить как умаление имущественного блага.

Дисциплинарная ответственность за нарушение земельного законодательства возникает на основании ст.75 ЗК РФ. Субъектом дисциплинарной ответственности может выступать только работник (рабочий или служащий), в чьи трудовые функции входит соблюдение земельно-правовых норм. В данном случае нормы трудовой дисциплины одновременно являются и нормами трудового законодательства. Она может представлять собой применение дисциплинарных взысканий: а) к работнику, не исполнившему, либо выполнившему ненадлежащим образом свои должностные обязанности (ст.192 Трудового кодекса - ТК РФ); б) к должностному лицу (в случае несоблюдения трудовых и иных норм, повлекшие за собой ущерб земле и ее недрам). Имущественная ответственность возникает вследствие совершения действий, не относящихся к категории сделок с землей.

Дисциплинарные взыскания применяются только за те нарушения, которые произошли в период рабочего времени. При применении дисциплинарной ответственности за земельные правонарушения закон не требует жесткой процессуальной процедуры, руководителю достаточно истребовать объяснение от нарушителя. Приказ о взыскании выносится администрацией предприятия, где работает данное лицо. Дисциплинарная ответственность может быть применена одновременно с административной и материальной. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения правонарушения и шести месяцев со дня его совершения. В тех случаях, когда дисциплинарный проступок сопряжен с нанесением материального ущерба, к работнику одновременно может быть применена и материальная ответственность. Трудовым законодательством предусмотрены следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу, увольнение.

Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства наступает за экологические правонарушения, представляющие собой посягательство на землю, как на элемент, входящий в состав экосистемы (ст.254, 246 УК РФ); экономические правонарушения, являющие собой посягательство на землю, как на объект хозяйственного назначения (ст.167 УК РФ); производственные правонарушения, являющие собой посягательство на объекты, произрастающие из земли (ст.231, 260 УК РФ).

Также УК РФ предусмотрены санкции за: нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст.249); нарушение правил охраны и использования недр (ст.255); незаконная порубка деревьев (ст. 260); уничтожение или повреждение лесов (ст.261); нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов.

Порядок осуществления уголовной ответственности на нарушение земельного законодательства регламентирован наиболее детально и определяется уголовным, уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным законодательством. Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ. Лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уго-ловной ответственности независимо от пола, расы, национальности, имущественного и должностного положения, а также других обстоятельств. Уголовная ответственность наступает только за те общественно опасные действия (бездействия) лица и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина. Объективное вменение (невиновное причинение вреда) не допускается. Ряд принципов уголовной ответственности закреплен в международных пактах и конституционном законодательстве (принцип законности, справедливости, гуманизма). Субъектом уголовной ответственности не может выступать юридическое лицо. В случае привлечения к уголовной ответственности группы лиц они признаются соучастниками преступления, и ответственность для каждого из них назначается с учетом степени и характера участия в преступлении.Привлечению определенного лица к уголовной ответственности в качестве обвиняемого предшествуют: возбуждение уголовного дела по факту преступления; сбор и исследование относящихся к этому делу доказательств. Решающей стадией уголовной ответственности является рассмотрение дела в судебном заседании. Отношения уголовной ответственности завершаются отбытием наказания, назначенному осужденному, либо освобождением от наказания.

Согласно ранее действующему Уголовному кодексу (УК РФ) основным общественно опасным деянием признавался самовольный захват земли (ст. 199 УК РФ). Ныне это действие относится к административным правонарушениям. В новом УК РФ выделена отдельная глава (Гл.26 «Экологические преступления», которая включает в себя 17 статей. Основная из них - ст. 254 («Порча земли»), предусматривающая за данное деяние: штраф от 200 до 500 размеров минимальной оплаты труда; наказание в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет; исправительные работы на срок до двух лет. Те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, - ограничение свободы на срок до трех лет или лишения свободы на тот же срок. Деяния, предусмотренные в первом или во втором случае, повлекшие за собой по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

Земельно-правовая ответственность за нарушения земельного законодательства представляет собой принудительное изъятие земельных участков у граждан в связи с совершением неправомерных действий. Порядок и содержание этого вида ответственности установлены ст. 44-48, 50, 51, 54 ЗК РФ, а также ст. 235 Гражданского кодекса (ГК РФ). Законодательство разграничивает основание и порядок принудительного изъятия земли у собственников земельных участков и землепользователей, поскольку они существенно различаются как по содержанию, так и по процедуре. Общим является только то, что принудительное изъятие земельных участков возможно только по решению суда. Изъятие земельных участков у собственников за земельные правонарушения регулируется нормами ст. 235 ГК РФ. Условия и порядок принудительного изъятия земельного участка у лиц, не являющихся его собственниками, в связи с нарушением ими земельного законодательства установлены ст. 54 ЗК РФ.

При обнаружении правонарушения, достаточного для возбуждения дела об изъятии земельного участка, орган (или лицо), осуществляющий государственный земельный контроль, налагает на правонарушителя административное взыскание в виде штрафа в установленном порядке. Одновременно с наложением взыскания выносится предупреждение правонарушителю о допущенных земельных правонарушениях с указанием срока, в течение которого земельное правонарушение должно быть устранено. Правонарушитель должен быть предупрежден о возможном принудительном изъятии земельного участка в случае неустранения земельного правонарушения.

О предупреждении правонарушителя и содержании правонарушения должен быть уведомлен орган, обладающий компетенцией по предоставлению и изъятию земель. Лицо, виновное в правонарушении, должно получить необходимые разъяснения относительно своих прав в случае возбуждения процедуры прекращения прав на земельный участок. В случае неустранения правонарушения в указанный срок, орган, вынесший предупреждение, направляет материалы о прекращении права на земельный участок в орган, обладающий компетенцией по предоставлению и изъятию земельных участков, который принимает решение о направлении материалов в суд. Решение суда о прекращении права на земельный участок может быть обжаловано в вышестоящие судебные инстанции в десятидневный срок, по истечении которого исполнительный ор-ган государственной власти или орган местного самоуправления направляет в орган государственной регистрации на недвижимое имущество и сделок с ним заявление о государственной регистрации прекращения права на земельный участок.

Изъятие земельного участка в связи с нарушением земельного законодательства осуществляется без возмещения правонарушителю стоимости и убытков, связанных с изъятием. В тоже время прекращение права на земельный участок не освобождает лиц, виновных в нарушении земельного законодательства, от возмещения в установленном порядке стоимости причиненного правонарушителем вреда.

Правовая охрана земель, как один из видов ее охраны, представляет собой совокупность юридических норм , направленных на обеспечение рационального использования земли, сохранение и улучшение ее естественных свойств.

Необходимость правовой охраны земель закреплена в Конституции РФ . Согласно ст. 9 Конституции, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов.

Одним из основных методов правовой охраны земель является юридическая ответственность за земельные правонарушения.

В теории права под правонарушением понимают общественно вредное виновное деяние дееспособного субъекта, противоречащее требованиям правовых норм .

По мнению О.И. Крассова, земельное правонарушение представляет собой негативное социальное явление, результатом которого является посягательство на существующий в стране земельный правопорядок, цель которого заключается в обеспечении рационального использования и охране земель и защите лиц, использующих земельные участки.

Не считаются правонарушениями свойства личности, родственные и деловые связи, национальность, принадлежность к какой-либо партии, отдельным лицам, если они не проявлялись в деяниях, нарушающих порядок в области охраны и использования земель.

Противоправность деяния означает, что любое правонарушение или преступление представляет собой невыполнение обязанности, которая четко прописана в соответствующем нормативном правовом акте, как законе, так и подзаконном акте. Следовательно, наказание не может быть назначено, если правонарушение или преступление не предусмотрено в соответствующем законе.

Особенностью любого правонарушения является заведомо вредоносный или социально-опасный характер деяния, который наносит ущерб интересам личности, государства, общества в целом, земельному правопорядку.

Объект правонарушения — это закрепленные в законодательстве общественные отношения, возникающие по поводу земли в её юридическом понимании.

Объективную сторону образует противоправное деяние, совершенное в нарушение земельного законодательства.

Субъектами земельного правонарушения являются физические (граждане или должностные лица) и юридические лица.


Субъективная сторона выражается в наличии вины правонарушителя. Вина бывает двух видов: умышленная и неосторожная.

Вместе с тем, в случае причинения вреда предприятиями, учреждениями и организациями, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей среды, ответственность наступает независимо от наличия вины, если причинитель вреда не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы либо умысла потерпевшего.

Административная ответственность за земельные правонарушения

Административная ответственность применяется за совершение противоправных действий, которые по сравнению с уголовными преступлениями отличаются меньшей степенью общественной опасности. Главный признак административной ответственности — преимущественно внесудебный порядок назначения и применения санкций.

Согласно Кодекса об административных правонарушениях РФ административным правонарушением признается виновное, противоправное деяние, действие или бездействие физического, должностного или юридического лица, за которое предусмотрена административная ответственность.

Существует 20 составов правонарушений, диспозиции которых отражены в гл. 7 и 8 КоАП РФ.

1-я группа — деяния, нарушающие право собственности и право пользования земельным участком.

К таковым относятся:

· самовольное занятие земельного участка;

· уничтожение межевых знаков;

· пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией);

· самовольное занятие водного объекта или пользование им без разрешения (лицензии);

· самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд, самовольная переуступка права пользования землей, недрами, участком лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд, или водным объектом.

2-я группа — нарушение порядка государственного управления в области землепользования. В эту группу входят нарушения в строительстве, промышленности, мелиорации, где необходим обязательный государственный контроль.

3-я группа — нарушения требований в области охраны земель. К этой же группе можно отнести и ряд «экологических» составов.

Например :

· нарушение требований по охране и рациональному использованию недр и гидроминеральных ресурсов;

· нарушение правил водо- или лесопользования;

· порча сельскохозяйственных и других земель;

· несвоевременный возврат временно занимаемых земель или неприведение их в состояние, пригодное для использования их по назначению;

· использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв.

Как отмечалось выше, субъектами могут являться не только физические (должностные) лица, но и юридические лица.

Дисциплинарная и материальная ответственность.

Меры и порядок применения дисциплинарной и материальной ответственности предусмотрены Трудовым кодексом РФ 2001 г. (далее - ТК РФ), а также иными законодательными актами, указанными в ст. 75 Земельного кодекса РФ.

Особенность применения дисциплинарной ответственности выражается в первую очередь в том, что она наступает по нормам трудового законодательства либо в соответствии со специальными положения уставами, правилами внутреннего распорядка, регулирующими трудовые отношения1. Объектом дисциплинарного правонарушения является комплекс (совокупность) трудовых и земельных общественных отношений. Субъектом такого правонарушения может выступать лицо, в трудовые обязанности которого входит выполнение функций по организации землепользования, по проведению системы мероприятий, связанных с повышением плодородия почв, охраны земель и т.п. (например, агроном, санитарный врач, работник землеустроительной службы).

За совершение дисциплинарного проступка работодатель имеет право применить к нему следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям (ст. 192 ТК РФ).

Следует помнить, что ст. 75 ЗК РФ установила дополнительные основания для применения мер дисциплинарного взыскания: должностные лица и работники организации, виновные в совершении земельных правонарушений, несут дисциплинарную ответственность в случаях, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное (вредное) воздействие на состояние земель, их загрязнение химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами.

Материальная ответственность - это ответственность, устанавливаемая трудовым, а не гражданским законодательством, работников и должностных лиц, по вине которых предприятия, учреждения и организации понесли расходы по возмещению вреда, причиненного земельным правонарушением.

Материальная ответственность заключается в обязанности работника возместить в установленном порядке и в определенных размерах имущественный ущерб, причиненный по его вине предприятию, организации в результате ненадлежащего исполнения им своих трудовых обязанностей.

Для привлечения работника к материальной ответственности необходимы следующие условия ее наступления:

1. Причинение работником прямого действительного ущерба. Неполученные доходы (улучшенная выгода) взысканию с работника не подлежат (ст. 238 ТК РФ);

2. Противоправное поведение (действие или бездействие) работника;

3. Вина (умысел или неосторожность) работника при причинении ущерба;

4. Наличие причинной связи между поведением работника и наступившим ущербом.

Наличие всех четырех перечисленных условий дает право работодателю привлечь работника к материальной ответственности.

Трудовое законодательство устанавливает для работника два вида материальной ответственности: ограниченную, которая выражается в обязанности работника возместить причиненный ущерб, но в пределах не более своего среднего месячного заработка (ст. 241 ТК РФ) и полную, только случаях, указанных в ст. 243 ТК РФ.

Гражданско-правовая ответственность.

Гражданско-правовая (имущественная) ответственность заключается главным образом в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный и моральный вред, причиненный вследствие земельного правонарушения.

Общие положения, касающиеся возмещения вреда, причиненного собственнику земли, землевладельцу, землепользователю или арендатору земельного участка в результате нарушения земельного законодательства, определяются нормами гражданского законодательства.

Согласно ст. 76 Земельного кодекса РФ юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.

Существует два основных способа возмещения вреда — реальное (ст. 76 ЗК РФ) путем восстановления физических и химических характеристик земель, либо в виде возмещения причиненных убытков, включая расходы на восстановление земель (ст. 61 ЗК).

Основные принципы возмещения вреда отражены в ГК РФ:

· вред должен быть реальным;

· обязанность причинителя вреда выплатить компенсацию, в том числе и сверх возмещения вреда;

· вред подлежит возмещению в полном объеме;

· судом могут быть назначены ограничения или запреты на деятельность физических или юридических лиц, причинивших вред, с целью дальнейшего исключения причинения вреда;

· предусмотрены особые условия по возмещению вреда, причиненного источником повышенной опасности в соответствии со ст. ст. 1064, 1065, 1079 ГК РФ;

· по решению суда вред может быть полностью аннулирован, в том числе случаях, если он возник вследствие обстоятельств непреодолимой силы.

Схожие принципы отражаются в ГК РФ и по вопросу возмещения убытков.

Как убытки, так и упущенная выгода возмещаются в полном объеме за счет соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых изымаются земельные участки или ограничиваются на них права.

Если право лица нарушено, то в соответствии со ст. 15 ЗК РФ оно может требовать полного возмещения убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было бы нарушено (упущенная выгода).

Ст. 16 ГК РФ предусмотрено и возмещение РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия), в том числе издания акта, не соответствующему вышестоящему правовому акту.

По общим правилам убытки возмещаются в случаях :

· изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;

· реквизиции земельного участка;

· ограничения прав землеобладателей в особых зонах (носит, как правило, фиксированно-компенсационный характер);

· изменение целевого назначения земельного участка на основании ходатайства органа государственной власти или органа местного самоуправления о переводе участка из состава земель одной категории в другую без согласования с землеобладателем;

· возмещение убытков в случае незаконных действий.

За нарушение отдельных требований земельного законодательства, выражающегося в ненадлежащем использовании предоставленного земельного участка, предусматривается применение такой санкции, как принудительное прекращение права на такой земельный участок. Еще одна разновидность гражданско-правовой ответственности предусматривает исполнение обязанности в натуре, например, восстановление деградированных или нарушенных почв, возведение снесенных зданий и строений, устранение иных правонарушений в сфере землепользования.

Дифференциация видов юридической ответственности за наруше­ния земельного законодательства обусловлена рядом причин:

системой российского права, структуру которой составляют от­расли права, а каждая из них обеспечена своим институтом ответствен­ности. Так, за должностные нарушения в отношении земли для руко­водителей предприятий наступает дисциплинарная ответственность, а для должностных лиц государственных органов - административная. Если, к примеру, должностное лицо сельхозпредприятия за отказ граж­данину в выделении пастбищ хозяйства может получить строгий вы­говор, то на ответственного работника администрации за нарушение срока рассмотрения заявления о выделении земли может быть нало­жено взыскание;

степенью общественной опасности совершенных нарушении. Например, если административным проступком является деяние, пося­гающее на порядок использования земель (ст. 2.1 КоАП РФ), то пре­ступлением против земли является общественно опасное деяние
(ст. 254 УК РФ);

В зависимости от степени, общественной опасности земельных правонарушений дифференциацией круга лиц, имеющих право при­ менять наказания. Так, если самовольное занятие земельных участ­ков, захламление и загрязнение земель рассматриваются соответству­ющими органами, то самовольное строительство жилого дома, посев наркотикосодержащих культур и т.д. рассматриваются судом (ст. 76
ЗК РФ).

Иначе говоря, чем опаснее посягательство на земельные правоот­ношения, тем жестче процедура применения ответственности. Если, например, совершен дисциплинарный проступок, то наказание может применять руководитель хозяйства по упрощенной процедуре - до­статочно предварительного истребования объяснений от нарушителя; если допущено захламление земель, то уполномоченный орган рассмат­ривает дело с соблюдением процедуры, предусмотренной ст. 27.1 - 27 КоАП РФ; если произошла порча земли, то суд применяет уго­ловное наказание (ст. 254 УК РФ);

спецификой дел о земельных правонарушениях,при определе­нии ответственности за которые необходима специализация и компе­тентность лиц, применяющих наказания. Так, дисциплинарные наказа­ния (взыскания) за нарушения земельного законодательства вправе
применять только руководитель данного предприятия, другим лицам этого права не дано (в том числе и руководителям вышестоящих орга­низаций).

Некоторые земельные правонарушения требуют особых знаний в их расследовании, с тем чтобы определить степень виновности нару­шителя. Например, применение ответственности за непринятие нару­шителем мер по предотвращению процессов, ухудшающих состояние почв, под силу только экологам. Поэтому дела данной категории рас­сматриваются органами Министерства природных ресурсов РФ.

Как уже отмечалось в предыдущем параграфе, все виды ответствен­ности за нарушения земельного законодательства можно подразделить на традиционные и специальные. Рассмотрим их по отдельности.

Традиционных видов ответственности за нарушение земельного законодательства четыре: дисциплинарная, административная, уголов­ная и имущественная (материальная).

1. Дисциплинарная ответственность. Статья 75 ЗК РФ преду­сматривает дисциплинарную ответственность за земельные правона­рушения. Однако в жизни совершаются дисциплинарные проступки, за которые виновные привлекаются к дисциплинарной ответственности за совершенные земельные правонарушения, определяемой трудовым законодательством в соответствии с ТК РФ.

В ст. 3.2 и 3.3 КоАП РФ сказано, что «за нарушения трудовой дис­циплины администрация предприятия, учреждения, организации приме­няет следующие дисциплинарные взыскания: предупреждение, админи­стративный штраф, административный арест, дисквалификация и др.». Поэтому все земельные правонарушения, связанные с нарушением тру­довой дисциплины в земельных отношениях, подпадают под дисципли­нарные проступки, и лица, их совершившие, могут быть привлечены к ответственности по соответствующим статьям указанного Кодекса.

В законодательстве отсутствует исчерпывающий перечень дисцип­линарных земельно-правовых проступков, так как вопрос о том, к ка­кому виду отнести проступок, решается в каждом случае конкретно. Однако часто встречающимися на практике дисциплинарными земель­ными проступками являются: непринятие эффективных мер по борь­бе с сорняками сельскохозяйственных культур, водной и ветровой эрозией, нарушение правил использования мелиоративных сооружений и агротехнических правил, а также хранения и использования хими­ческих удобрений, стимуляторов роста растений, ядохимикатов, кото­рые привели к ухудшению плодородия земель.

Необходимо отметить ряд особенностей, которые присущи дисцип­линарной ответственности:

  • субъектом данного вида ответственности может выступать только временный или постоянный работник предприятия, организации, учреж­дения. Например, нельзя применять дисциплинарные взыскания за нерациональное использование огородов к гражданам, поскольку они не являются работниками хозяйства;
  • дисциплинарные взыскания могут применяться за нарушения зе­мельного законодательства только к тем работникам, в чьи трудовые функции входит соблюдение земельно-правовых норм. Так, подлежит наказанию агроном сельхозпредприятия, ведущий с нарушением правил Земельно-кадастровую книгу хозяйства; механизатор, осуществляющий вспашку эрозионноопасными способами; водитель автомашины, сбро­сивший вывозимый со стройки мусор на сенокос и захламивший его. Од­нако нельзя наказать ветврача за потраву посевов стадом коров; эконо­миста - за возведение сооружения, отрицательно влияющего на состоя­ние земель; бухгалтера - за производство в хозяйстве экологически грязной и опасной для здоровья человека и животных сельхозпродукции, поскольку в круг трудовых обязанностей данных лиц не входит соблюде-.ние земельно-правовых норм (за стада отвечает зоотехник, за строитель­ство - инженерная служба, за производство экологически чистой про­дукции - подразделения растениеводства и их руководители);
  • закон не устанавливает составов дисциплинарных проступков, как это имеет место в отношении административно-правовых нару­шений и преступлений. Поэтому объект правонарушения здесь все­гда двойной: правила внутреннего распорядка хозяйства и правила ис­пользования земель. Например, сотрудник проектного учреждения, по небрежности разработавший некачественный проект, одновременно на­рушил правила внутреннего распорядка учреждения (недобросовест­но трудился)" и правила использования земли (сооружение по его про­екту отрицательно скажется на состоянии земель);
  • в отличие от иных видов ответственности дисциплинарные на­казания применяются только за те нарушения, которые произошли в период рабочего времени. Так, нельзя наказать механизатора, который в период отпуска совершил потраву посевов, поскольку проступок совершен во внерабочее время. К виновному в данном случае приме­нима лишь административная ответственность;
  • при применении дисциплинарной ответственности за земельные правонарушения закон не требует жесткой процессуальной процеду­ры расследования нарушений и применения наказаний. Если, напри­мер, механизатор не вспахал поле к установленному сроку, то не тре­буется составлять протоколов об этом нарушении; руководитель обя­зан истребовать объяснение от нарушителя, но не обязан дожидаться его получения (важен факт истребования); о взыскании выносится приказ по хозяйству и. не требуется принятия каких-либо постанов­лений (например, профсоюзных органов);
  • применять дисциплинарную ответственность вправе только ад­министрация предприятия; администрации подразделений не дано та­кого права, за исключением случаев, определенных законом;
  • дисциплинарная ответственность может быть применима одно­временно с административной и имущественной (материальной) от­ветственностью. Например, агроном сельхозпредприятия за неприня­тие мер борьбы с сорняками может получить строгий выговор от ру­ководителя хозяйства; за этот, же проступок административная комиссия может наложить на него штраф;
  • приказом по хозяйству агроном может быть привлечен к мате­риальной ответственности за тот ущерб, который был понесен хозяй­ством в результате разрастания сорной растительности;
  • дисциплинарная ответственность применяется в чисто диспози-тивном порядке (от лат. dispositio - распределение), т.е. по усмотре­нию администрации предприятия и в необходимых случаях;
  • перечень видов дисциплинарной ответственности по трудовому законодательству является исчерпывающим и расширительному тол­кованию не подлежит. Исключение составляют случаи, предоставля­ющие право кооперативам и иным организациям вносить в свои уста­вы дополнительные взыскания.

2. Административная ответственность (ст. 74 ЗК РФ) приме­няется к таким административным земельным правонарушениям, ко­торые по степени своей опасности не требуют применения уголовно­го законодательства.

Действующее сейчас законодательство предусматривает привлече­ние к административной ответственности не только граждан и долж­ных лиц, но и юридических лиц.

Перечень административных земельных правонарушений дается в административном и земельном законодательстве, в котором указаны и санкции за их совершения.

Размеры денежных штрафов, которые налагаются на виновных за совершение земельных правонарушений, в связи с происходящей в России ежемесячной инфляцией устанавливаются в кратном отноше­нии к минимальной оплате труда, действующей в Российской Федера­ции на момент совершения правонарушения. Денежный штраф, нала­гаемый на граждан, колеблется от одного до десяти, должностных лиц - от трех до двадцати, юридических лиц - от десяти до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

От вида земельного правонарушения зависит, кто налагает штраф на правонарушителя.

Органы государственного контроля за использованием и охраной земель в соответствии со своей компетенцией налагают штрафы за нарушение земельного законодательства в административном поряд­ке в двухмесячный срок со дня обнаружения правонарушения. А в отдельных случаях - не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения.

Дела об административных правонарушениях земельного законо­дательства рассматриваются комиссиями специально уполномоченных органов, осуществляющих государственный контроль за использовани­ем и охраной земель в соответствии с законодательством об админи­стративных нарушениях, а также государственными инспекторами по использованию и охране земель и должностными лицами этих орга­нов согласно их компетенции.

При неуплате штрафа в 15-дневный срок взимание денежных средств в размере суммы штрафа с юридических лиц производится в бесспорном порядке на основании постановления должностных лиц или комиссий специально уполномоченных органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель. Взыс­кание денежных штрафов с иностранных и международных организа­ций, предпринимателей без образования юридического лица, должност­ных лиц и граждан производится на основании решения суда или ар­битражного суда.

Административная ответственность за земельные правонарушения характеризуется следующим:

  • субъектами этого вида ответственности могут быть любые лица, которые в соответствии с законом признаны виновными в соверше­нии административно-земельного проступка (ст. 2.2-24 КоАП РФ). При этом закон подходит дифференцированно к должностным лицам, устанавливая для них повышенную ответственность по сравнению с обычными гражданами (ст. 2.4 КоАП РФ);
  • эта ответственность выражается в конкретно определенных соста­вах административных проступков. Нарушение, не подпадающее под схему состава, ненаказуемо. Так, за нарушение правил содержания до­рог не может привлекаться агроном сельхозпредприятия, поскольку он не является субъектом, ответственным за содержание дорог, т.е. нару­шение не подпадает под схему состава административного проступка;
  • по общему правилу к административной ответственности винов­ные привлекаются в любое.время независимо от того, в рабочее или во внерабочее время они совершили правонарушение. Исключение составляют случаи запрещения и ограничения движения на отдельных дорогах в периоды, когда движение по ним угрожает безопасности движения - периоды весенней распутицы, ослабления дорожного полотна и т.п., т.е. нарушение наказуемо только в том случае, если оно совершено в указанный в законе период;
  • административные наказания применяются только теми должно­стными лицами и государственными органами, которые оговорены в законе. Как правило, наказываемые виновные лица не находятся в служебной подчиненности от наказывающих должностных лиц, т.е. административная ответственность носит вневедомственный характер.

Применение уполномоченными на то органами и должностными лицами мер административного воздействия производится в пределах их компетенции, в точном соответствии с законодательством.

ЗК РФ устанавливает административную ответственность за нару­шение земельного законодательства. Так, лица, виновные в нарушении земельного законодательства, могут быть подвергнуты должностными лицами специально уполномоченных органов государственной власти ПО контролю за использованием и охраной земель административно­му взысканию в виде предупреждения или штрафа в соответствии с законодательством об административных правонарушениях. Наложе-,ние штрафов и других административных взысканий не освобождает лиц, на которых они наложены, от устранения допущенных нарушений и возмещения причиненного ущерба.

Административная ответственность применяется в соответствии с определенным законом процессуальным порядком: нарушение земель­ного законодательства протоколируется уполномоченным на то долж* ностным лицом; собираются необходимые доказательства; к участию в рассмотрении дела привлекаются лица, допускаемые административ­ным процессуальным правом; административные дела рассматриваются в месте, в сроки и в порядке, определенных законом; ход рассмотре­ния дела протоколируется; наказание оформляется постановлением", которое доводится до наказанного в установленном порядке, может быть обжаловано с соблюдением установленных правил.

Административная ответственность за нарушения земельного зако­нодательства носит смешанный диспозитивно-императивный характер; факт совершения нарушения фиксируется в установленном законом порядке, что влечет за собой принятие решения По делу. Однако при малозначительности проступка или при возможности исправления на­рушителя другими методами административная ответственность может не применяться. Например, нецелесообразно наказывать гражданина за самовольный покос травы в полосе отвода автомобильной дороги, если впоследствии он получил разрешение на этот покос от дорожных орга­нов, т.е. состав проступка хотя и имеет место, но нарушение впослед­ствии исправлено, т.е. самовольность действия устранена.

Административную ответственность за нарушения земельного за­конодательства можно классифицировать по следующим видам:

  • нарушения экономического характера: самовольное занятие земли; несвоевременный возврат временно занимаемых земельных участков; отступление от проектов внутрихозяйственного землеустройства и др.;
  • нарушения экологического характера: порча и уничтожение пло­дородного слоя почвы; проведение мелиоративных и других работ, отрицательно влияющих на состояние земель; невыполнение обяза­тельных противоэрозионных мероприятий и т.п.;
  • нарушения, связанные с землей, т.е. в части объектов, представ­ляющих собой постоянную или временную недвижимость, связанную с землей: самовольное возведение хозяйственных и бытовых строений;
  • приведение земельных участков при их захламлении, других видах перчи, в пригодное для использования состояние, снос зданий, строе­нии сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков проводятся юридическими лицами и гражданами, ви­новными в указанных нарушениях, за их счет.
  • право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, осуществляющим постройку, на не принадлежа­щем ему земельном участке при условии, что данный участок будет в усыновленном порядке предоставлен этому лицу под возведенную постройку, либо за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка;
  • нарушения правил использования земель: непринятие мер борьбы с сорняками; нарушение правил благоустройства поселений; на­рушение правил содержания дорог и др.

3. Уголовная ответственность. Помимо административной, дис­циплинарной, материальной и гражданско-правовой к нарушителям земельного законодательства может применяться уголовная ответ­ственность. Можно выделить следующие ее основные признаки:

ограниченность оснований ее возникновения. Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержа­щего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ (ст. 8). Следовательно, уголовно наказуемые земельные преступле­ния нарушают одновременно как нормы земельного, так и уголов­ного права;

особый порядок возложения (уголовная ответственность может быть возложена на лицо лишь обвинительным приговором суда, выне-
сенным с соблюдением закрепленных в УПК РФ требований);

носит исключительно личный характер. К ней не могут привле­каться юридические лица, однако уголовному праву известен институт
соучастия (умышленное совместное участие двух или более лиц в со­вершении умышленного преступления - ст. 32 УК РФ). Уголовное
право выполняет исключительно охранительную функцию; его основ­ная задача - охрана общественных отношений, перечисленных в ст. 2 УК РФ, в том числе и земельных.

При анализе Особенной части УК РФ и УК РСФСР 1960 г. можно выделить ряд существенных изменений, в том числе и касающихся «земельных» преступлений.

Часть ранее уголовно наказуемых деяний декриминализирована (ст. 199 - самовольный захват земли; ст. 168- умышленная потра­ва почв и повреждение полезащитных и иных насаждений).
Некоторые составы не претерпели существенных изменений:
ст. 167 (нарушение правил разработки недр) УК РСФСР 1960 г. при­мерно соответствует

ст. 255 (нарушение правил охраны и использова­ния недр) УК РСФСР 1996 г., а

ст. 225 (посев или выращивание запре­щенных к возделыванию опийного мака и конопли) УК РФ 1960 г. -

ст. 231 (незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества) УК РФ 1996 г. при
снижении санкции последней.
В УК РФ 1996 г. введены совершенно новые составы преступле­ний: ст. 254 - порча земли и ст. 170 - регистрация незаконных сде­лок с землей. По УК РФ 1996 г. все составы преступлений, связанные с земельными общественными отношениями, можно подразделить на
два вида:

  • специальные - объектом выступают только непосредственно земельные отношения;
  • общие - объектами, наряду с другими общественными отноше­ниями, могут быть и земельные отношения.

Существует четыре группы составов «земельных» преступлений:

а) носящие экологический характер (имеет место посягательство на землю как элемент экосистемы):

  • специальные составы: ст. 254 - порча земли и ст. 255 - нарушение правил охраны и использования недр;
  • общие составы: ст. 246 - нарушение правил охраны окружаю­щей среды при производстве работ, ст. 247 - нарушение правил об­ращения с экологически опасными веществами и отходами, ст. 262 - нарушение режима особо охраняемых природных территорий и при­родных объектов и т.д.;

б) носящие экономический характер (имеет место посягательство на землю как хозяйственный, имущественный объект):

  • специальный состав: ст. 170 - регистрация незаконных сделок с землей;
  • общие составы: ст. 167 - умышленное уничтожение или повреж­дение имущества, ст. 168 - уничтожение или повреждение имущества по неосторожности, ст. 171 - незаконное предпринимательство, ст. 179 - принуждение к совершению сделки либо к отказу от ее со­вершения, ст. 198 - уклонение гражданина от уплаты налогов, ст. 199 - уклонение от уплаты налога с организации и т.д.;

в) посягающие на землю как объект государственного управ­ления:

  • специальных составов нет; ранее имела место ст. 199 УК РСФСР 1960 г. - самовольный захват земли, однако в УК РФ она не перене­сена. Кроме того, такое деяние не влечет даже административной от­ветственности, что, несомненно, является пробелом в современном за­конодательстве;
  • общие составы: самоуправство - ст. 330 УК РФ;

г) связанные с землей (имеющие непосредственное отношение к тому, что произрастает на земле). Незаконное культивирование за­прещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические ве­щества (ст. 231), нарушение правил, установленных для борьбы с бо­лезнями, и вредителями растений (ч. 2 ст. 249), незаконная поруб­ка деревьев и кустарников (ст. 260), уничтожение или повреждение
лесов (ст. 261). В УК РСФСР 1960 г. имелась ст. 168- умышлен­ная потрава посевов и повреждение лесозащитных и иных насажде­ний. В УК РФ это деяние декриминализировано, ответственность за него может наступить в соответствии со ст. 167 УК РФ 1996 г.

4. Имущественная (материальная) ответственность за на­рушения земельного законодательства. Она подразделяется на гражданско-правовую, установленную ГК РФ, и материальную, установ­ленную ТК РФ, уставами конкретных предприятий и т.п.

Во всех случаях применения имущественной ответственности за нарушения земельного законодательства должны соблюдаться четы­ре условия:

наличие причиненного ущерба, подлежащего возмещению. На­пример, ухудшение экологической обстановки в результате неправиль­ного использования земель можно только тогда считать ущербом, если мероприятия по восстановлению экологического благополучия подда­ются денежной оценке или иному имущественному, эквиваленту.

Под понятием ущерба в земельном праве можно понимать:

  • утрату каких-либо ценностей. Так, плодородие почв представлю ет собой значительную общественную ценность, а поэтому оценка-его в денежной сумме позволит привлечь виновных в снижении плодоро­дия сельхозугодий к имущественной (материальной) ответственности;
  • дополнительные расходы, стоимость работ по устранению тех или иных неблагоприятных последствий. Например, сельхозпредприятия
  • вправе уничтожить сорняки, обладающие способностью быстрого рас­пространения, на землях соседнего пользователя. Расходы по уничто­жению являются основанием для взыскания стоимости их с соседне­го пользователя угодий;
  • неполученные доходы из-за тех или иных действий (или иного поведения) виновных лиц. Так, несвоевременный возврат земельного участка приводит к срыву графика посевных работ, вследствие чего урожайность выращиваемых сельхозкультур Почти наполовину, ниже обычного, что и составляет стоимость недополученных доходов.

Ущерб как основание имущественной ответственности должен быть документально доказан. Например, при составлении акта о потраве посевов необходимо зафиксировать площадь и среднюю урожайность культур на месте потравы, объем погубленного в натуральных едини­цах (центнерах, тоннах) и перевести полученное в денежную оценку.

Особенность имущественной ответственности за нарушение земель, порчу плодородного слоя и т.п. состоит в отсутствии степени износа земель, чем и отличает дела этой категории от дел о взыскании ущер­ба, причиненного обычному имуществу;

имущественная ответственность наступает за причинение не всякого ущерба, а лишь такого, который возник в результате противоправного поведения виновных лиц. Так, если земельный уча­сток деградирован и для восстановления его необходима консервация, то вопрос о привлечении к имущественной ответственности землеполь­зователя зависит от наличия вины в деянии, повлекшем данные послед­ствия. Возникновение деградации вследствие природных процессов, т.е. не по вине лица, использующего этот участок, исключает возникнове­ние имущественной (материальной) ответственности.

Противоправность причинения ущерба выражается в поведении виновного лица, которое противоречит нормам действующего законо­дательства.

Противоправность может выражаться двояко: 1) в действиях (на­пример, использование участка не в соответствии с целями, для кото­рых он предоставлен; использование его способами, приводящими к порче земельного покрова и т.п.);

2). в бездействии (невыполнение обязательных мероприятий по предотвращению эрозии почв влечет за собой дополнительные расходы по их восстановлению).

Закон предусматривает случаи, когда действие, противоречащее нормам права, хотя и причиняющее ущерб, не считается противоправ­ным: это крайняя необходимость, необходимая оборона (ст. 2.7-2.9 КоАП РФ, ст. 37, 39 УК РФ). Например, если пришлось повредить почвенный плодородный слой для срочного закрытия пробоины в дамбе водоема в целях предотвращения затопления населенного пункта (крайняя необходимость) или использовать часть плодородного слоя для укрепления бруствера окопов при защите населенного пункта от нападения экстремистов (необходимая оборона), то указанные действия нельзя считать неправомерным причинением ущерба;

противоправное поведение, причинившее ущерб, только тогда является основанием имущественной ответственности, когда имеется причинная связь между противоправным поведением и наступившими имущественными последствиями. Так, имеется при­чинная связь между использованием повышенных доз минеральных удобрений и ростом нитратов в выращиваемой сельхозпродукции, по­скольку «перекорм» почв агрохимикатами изменяет питательную сре­ду растений; нет причинной связи между осушительными работами и усилением после этого водно-эрозионных процессов на этом участке.

Причинная связь, как условие применения имущественной ответ­ственности, предполагает непосредственное наступление вредных по­следствий в результате данных конкретных действий. Например, буй­ное разрастание сорной растительности на земельном участке нахо­дится в прямой причинной связи с бездействием землепользователей относительно борьбы с сорняками;

к имущественной отёетственности привлекается лишь ви­новное лицо, действиями которого причинен ущерб. Невиновные дей­ствия, хотя бы они и были противоправными и влекли за собой ущерб, не подлежат имущественной ответственности. Так, нельзя привлекать
к имущественной ответственности пользователей земли за невыпол­нение обязательных противоэрозийных мероприятий, если у них не
было средств, без которых невозможно осуществить названные меро­приятия, и невозможно было также эти средства приобрести.

Во всех случаях привлечения виновных к имущественной ответ­ственности предусмотрена возможность применения «щадящего» ре­жима взыскания ущерба: суд может уменьшить размер возмещения вреда, причиненного: гражданином, в зависимости от его имуществен­ного положения (ст. 1083 ГК РФ); при взыскании ущерба истец мо­жет снизить цену иска или отказаться, от иска, освободив, тем самым ответчика от имущественной ответственности (ст. 34 ШК РФ); при взыскании ущерба с работника суд вправе снизить размер исковых требований предприятия с учетом не только материального, но и се­мейного положения.

Имущественная ответственность, предусмотренная специальными законами, делает ряд изъятий из общего положения об этой ответствен­ности. В частности, материальная ответственность, предусмотренная трудовым законодательством, ограничивает режим общей материаль­ной ответственности в следующем.

1. Взысканию подлежит лишь прямой действительный ущерб, не­полученные доходы не взыскиваются. Например, если механизатор не
засеял весной земельный участок сельхозкультурами, то с него нельзя взыскать стоимость неполученного урожая, поскольку это не состав­ляет прямого действительного ущерба.

2. Работники, причинившие ущерб при нормальном производствен­но-хозяйственном риске, освобождаются от материальной ответствен­ности. Так,если в результате применения неопробованного химпрепарата сорняки окажутся неуничтоженными, то работника, рискнувшего применить этот препарат, нельзя привлекать к материальной ответ­ственности за дополнительные расходы по борьбе с разросшейся сор­ной растительностью на земельном участке.

3. Материальная ответственность работников за ущерб, причинен­ный ими при исполнении служебных обязанностей земельным угодьям
(если дополнительно не оговорено законом), ограничивается пределами среднемесячного заработка, не возмещенные же средства ложатся на убытки предприятия. Лишь в случаях, специально предусмотренных законом, материальная ответственность бывает полной, но в рамках причиненного действительного материального ущерба. Например, если водитель, нарушив правила дорожного движения, опрокинул автомобиль с мазутом, загрязнив придорожную пашню, то взысканный с него ущерб не будет превышать размера одного среднемесячного заработка, и лишь в том случае, если ущерб причинен водителем, находившемся в нетрез­вом состоянии, он будет взыскан в полном объеме, поскольку это ука­зано в законе.

4. Для привлечения к материальной ответственности, предусмотрен­ной трудовым законодательством, установлены сокращенные сроки. Так, если к ограниченной материальной ответственности возможно привлечь виновного работника не позднее месяца со дня обнаружения ущерба, а к полной - в течение одного года, то по гражданскому законодатель­ству общий срок исковой давности- три года (ст. 196 ГК РФ).

5. Материальная ответственность за нарушения земельного зако­нодательства, предусмотренная трудовым законодательством, может применяться в пределах до одного среднемесячного заработка руко­водителем предприятия.

Наконец, материальная ответственность, будучи компенсационной, применяется наряду и вместе со всеми остальными видами ответствен­ности. Например, водитель, получив строгий выговор за опрокинутую в кювет автомашину с мазутом, одновременно возмещает ущерб, воз­никший от пролитого мазута и расходы по очистке загрязненной зем­ли; агроном, не обеспечивший организацию обязательных противоэро-зионных работ, наряду с уплатой штрафа обязан будет уплатить до­полнительные расходы, возникшие из-за задержки с выполнением этих противоэрозионных мероприятий; водитель, умышленно разъезжавший на машине по посевам, наряду с наказанием обязан будет возместить полную сумму причиненного вреда.

Специальные виды юридической ответственности за нарушение земельного законодательства предусмотрены особыми нормативными актами. Виды специальной ответственности не вписываются в систе­му гражданско-правовой и других видов общей ответственности. Так, земельно-правовая ответственность за самовольное занятие земельного участка отличается от административной за данное нарушение, по­скольку для привлечения к земельно-правовой ответственности не предусмотрено сроков давности, а для административной предусмот­рен срок - не позднее двух месяцев со дня обнаружения; земельно-правовая ответственность предусматривает систему действий (снос самовольно возведенного строения; приведение самовольно захвачен­ного участка в пригодное для использования состояние; восстановле­ние межевых знаков и т.п.), совершаемых виновным или за счет ви­новного, а административная ответственность предусматривает лишь штрафы; земельно-правовая ответственность может применяться орга­нами местного самоуправления, уполномоченными на то лицами, а ад­министративная ответственность- органами Госземкадастра.

Наличие специальной земельно-правовой ответственности за нару­шение земельного законодательства обусловлено следующим.

Во-первых, земля как объект природы, элемент экосистемы имеет специфику, отличную от иных объектов материального мира, а значит, общей гражданско-правовой ответственности недостаточно для надле­жащего правового обеспечения ее режима. К земельным отношениям, например, не применимы сроки исковой давности ГК РФ; на первый план здесь выступают не столько карательные, сколько восстановитель­ные нормы; ответственность выражается не столько в применении неблагоприятных материальных последствий, сколько в невозмещёнии нарушителю понесенных им затрат.

Кроме того, земельно-правовая ответственность предусматривает целый ряд действий. Приведение земельных участков в пригодное состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений и сооружений при самовольном занятии земель­ных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков производится юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных нарушениях, либо за их счет.

Юридические лица и граждане обязаны возместить в полном объ­еме вред, причиненный ими в результате нарушения земельного зако­нодательства (ст. 76 ЗК РФ).

Во-вторых, земля, будучи частью природы, неразрывно связана с другими природными объектами, а поэтому земельно-правовая,ответ­ственность переплетается со специальной юридической ответственностью, направленной на охрану этих объектов. Так, при нарушении- зем­лепользователем путей миграции дикой фауны, он привлекается - к ответственности по ст. 22 Федерального закона от 24.04.1995 № 52 ФЗ «О животном мире» 2 .

Подводя итог сказанному, сделаем следующие выводы.

  1. Дифференциация юридической ответственности за наруше­ния земельного законодательства на виды обусловлена системой права, степенью общественной опасности, кругом лиц, имеющих право применять наказания, спецификой дел о земельных правона­рушениях.
  2. Все виды ответственности за нарушения земельного зако­нодательства можно подразделить на общие и специальные.
  3. К традиционно применяемым - общим видам - относятся дисциплинарная, административная, уголовная, материальная и гражданско - правовая ответственность.
  4. Специальная правовая ответственность обусловлена тем, что земля обладает специфическими чертами, которые не позво­ляют обеспечить ее правовой режим общими видами юридической ответственности. Кроме того, земля взаимосвязана с другими природными объектами, а потому земельно-правовая ответствен­ность тесно переплетается с видами ответственности, направ­ленными на охрану этих объектов.
  5. Имущественная ответственность за нарушения земельного законодательства в свою очередь подразделяется на общую (граж­данско-правовую) и специальную (материальную). Общая преду­смотрена гражданским законодательством, а специальная - тру­ довым, уставами предприятий и другими нормативными актами.
  6. Материальная ответственность рабочих и служащих, буду­чи компенсационным правовым институтом, может применять­ся одновременно и наряду с другими видами юридической ответ­ственности.

Земельное правонарушение являет собой общественно опасное действие или бездействие, которое заключается в нарушении земельного законодательства и приводит к негативным последствиям или создает угрозу их возникновения. Предметом посягательства в подобных преступлениях выступает земля. Уголовная ответственность за земельные правонарушения предусмотрена в нескольких статьях УК, а непосредственно в ст. 170, 254, 247-249 и 262.

Земельные преступления могут квалифицировать не только по уголовному законодательству, за них показана ответственность и в Административном, и в Гражданском кодексе.

Под земельными правоотношениями принято подразумевать социально-правовое взаимодействие государства с частными собственниками земельных наделов, обычными гражданами. Земельные отношения являются разновидностью общественных взаимоотношений не только по тому, что земля − составная часть окружающей среды, но и потому что ее использование людьми, а также присвоение продуктов ее функционирования и полезных свойств определяют экономическое, социальное и экологическое развитие страны.

Земельные взаимоотношения являются также одним из видов имущественных взаимоотношений, они возникают, прекращаются и изменяются в процессе использования и передачи земли.

Земельные взаимоотношения могут разделяться по следующим показателям:

  • по виду владения;
  • по направленности эксплуатации;
  • по виду управления хозяйством;
  • по способу регулирования земельных вопросов.

Каждый из видов взаимоотношений имеет свои особенности. К примеру, по виду владения можно определить, на каких основаниях, и как именно владелец распоряжается участком. Направленность эксплуатации отображает цели владения, ведь существуют участки для ведения сельского хозяйства, земли, которые используют под дачный коттедж и застройку.


Земельные правонарушения определяют несколько элементов:

  1. Субъект − участник правоотношений, им может выступать физическое и юридическое лицо, муниципальные образования, субъекты РФ и сама РФ. Субъекты могут исполнять роль собственника надела, землепользователя, землевладельца, а также арендатора и обладателя сервитута.
  2. Объект – земля, как природный ресурс, земельные наделы и части участков.
  3. Содержание правоотношения − права и обязанности всех участников, связанные с кадастровой оценкой, с учетом потребностей развивающегося земельного рынка, а также собственности.

Регулирование земельных отношений основывается на признания равенства всех участников. И государственные органы, и частные предприниматели, и обычные граждане несут одинаковую ответственность за нарушение установленного земельного закона.

Для привлечения к ответственности обязательно должен быть четко сформирован состав преступления. Исходя из обстоятельств совершения злодеяния, законодатель будет определять, к какой из форм ответственности привлечь виновного.

Виды ответственности за земельные правонарушения

Законодатель выделяет за земельные преступления несколько видов ответственности. Они отличаются материальным признаком и разделяются на:

  • гражданско-правовую;
  • административную;
  • уголовную и дисциплинарную ответственность.

Привлекают к этим формам ответственности на основании конкретного нормативно-правового акта.

Административная форма ответственности наступает за нарушение законодательства по ст.7.1. КоАП РФ, за экологические преступления, не влекущие серьезных последствий, а также за нарушения, которые возникли вследствие мелиорации земель. Административные взыскания могут назначаться исключительно должностными лицами и государственными органами, оговоренными в законе.


Дисциплинарная ответственность может применяться только к человеку, в чьи рабочие обязанности входит соблюдение утвержденных земельно-правовых норм. Взыскания дисциплинарного характера назначают только нарушителю, который в период своего рабочего времени совершил правонарушение. К дисциплинарной ответственности привлекают по статье 75, ч.3 УК РФ.

Гражданско-правовая форма ответственности наступает, когда имело место нарушение чьих-то прав, и лицо понесло определенный материальный ущерб. Наказание по Гражданскому кодексу может назначаться, если был причинен вред землям, находящимся в частной собственности или используемым на договоре аренды.

Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства наступает за посягательство на землю, как на элемент собственности и общественное благо. Также в УК показана ответственность за нарушение правил борьбы с болезнями растений, использования недр, незаконную рубка деревьев, а также за нарушения режима охраняемых территорий и объектов .

Уголовная ответственность за злодеяние

Основанием для назначения уголовного наказания является совершение активного действия, которое имеет признаки преступления, описанного в УК РФ. Лица, совершившие земельные правонарушения, равны перед законом вне зависимости от половой и расовой принадлежности, национальности, имущественного и должностного положения. Уголовная ответственность за земельные преступления наступает только за те запрещенные действия, в отношении которых была доказана вина.


Чаще всего злоумышленников привлекают по таким статьям:

  • ст. 167 − умышленное повреждение чужого имущества;
  • ст. 168 − порча имущества по неосторожности;
  • ст. 170 − незаконное проведение сделок с землей;
  • ст. 254 − порча, загрязнение и отравление земли вредными продуктами хозяйственной деятельности;
  • ст.247 − нарушение методики обращения с опасными для экологии отходами и веществами;
  • ст. 248 – не соблюдение правил использования биологически активных токсинов;
  • ст. 249 – нарушение норм борьбы с болезнями растений;
  • ст. 262 − предусматривает ответственность за несоблюдение режима охраны специализированных территорий.

Санкция за каждое из нарушений будет отличаться, ведь напрямую зависит от тяжести последствий и обстоятельств совершения злодеяния. Если сказать в общих чертах, то земельные нарушения предполагают штраф в размере до 200 тысяч рублей, исправительные работы и ограничение свободы сроком до двух лет, а также лишение свободы до пяти лет. Иногда может быть назначено дополнительное наказание в виде лишения права занимать высокопоставленные должности и компенсации ущерба потерпевшему.

В особых случаях производится изъятие земельного участка, в отношении которого собственник нарушил земельное законодательство. При этом государство не возмещает ущерб и стоимость убытков, связанных с изъятием. Важно, что прекращение права собственности на участок не освобождает виновных в нарушении законодательства от возмещения ущерба потерпевшим.

Порядок привлечения к уголовной ответственности

За преступления, связанные с землей, к уголовной ответственности привлекают редко, чаще злодеяние квалифицируют, как административное правонарушение. Конечно, встречаются ситуации, когда виновный отвечает за земельное преступление по всей строгости закона.

Порядок привлечения к ответственности за злодеяние, связанное с землей, несколько отличается от привычного ведения досудебного расследования. После обращения в полицию с заявлением или жалобой, необходимо не только провести опрос соседей и непосредственно заявителей, но и осуществить оценку почвы и грунтовых вод на участке.

В этом деле полицейским не обойтись без участия экологов и других экспертов в данной области. На основании проведенных анализов будут составлены протоколы и заключения. Вместе с собранными материалами заключения передаются для следственной оценки, на основании которой будет вынесено решение о возбуждении уголовного дела или отказ.

Результат должен быть не позже 15 дней, если дело возбуждено, его передают в прокуратуру и в суд. На заседании будут допрошены стороны конфликта, а также примутся во внимание доказательства вины и заключения экспертов. Судьей учитываются смягчающие и отягощающие обстоятельства, и выносится вердикт. Вступает решение суда в силу через 10 дней. Привлечение к административной ответственности происходит в той же последовательности, но имеет немого упрощенную схему вынесения приговора.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: