Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учёта по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ. Регистрационный учет граждан

Место жительства - это жилье, в котором человек проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), по договору найма специализированного жилого помещения или на каких-либо других основаниях постоянно (преимущественно). Место пребывания - это, соответственно, жилье, которое человек занимает на тех же основаниях, но временно.

О смене места жительства нужно сообщать в орган ГУВМ МВД в течение семи дней. Регистрацию по месту пребывания необходимо оформлять только в том случае, если вы планируете жить на новом месте более 90 дней.

Регистрация, как по месту жительства, так и по месту пребывания, производится в срок от трех до восьми дней в зависимости от способа подачи документов.

2. Нужно ли согласие других жильцов, чтобы зарегистрироваться по месту жительства?

Если речь идет о жилье, которое находится в частной собственности, и вы - его собственник (или собственник доли в нем), вам не нужно получать ничье согласие. Если вам не принадлежит даже доля в помещении, вы можете зарегистрироваться в нем по месту жительства только с согласия всех собственников. Согласие собственников выражается на личном приеме в регистрирующих органах письменно. Если у собственника нет возможности присутствовать лично, он может оформить нотариально заверенное согласие.

Если вы наниматель жилья, которое находится в государственной или муниципальной собственности, по договору найма, социального найма или безвозмездного пользования, вам также не нужно получать согласие других нанимателей. Если же вы не указаны в договоре найма, социального найма или безвозмездного пользования, зарегистрироваться в жилом помещении по месту жительства вы можете только в В обоих случаях регистрация по месту жительства влечет за собой изменение договора найма, социального найма или безвозмездного пользования. Нанимателю параллельно с оформлением вашей регистрации по месту жительства необходимо будет заключить дополнительное соглашение к договору.

">случаях :
  • если вы супруг (супруга), ребенок или родитель нанимателя помещения и остальные совершеннолетние члены семьи нанимателя не возражают против вашей регистрации;
  • если вы являетесь другим членом семьи нанимателя и против вашей регистрации не возражают все участники договора найма, социального найма или безвозмездного пользования и Департамент вправе запретить ваше вселение в жилое помещение, в случае если после этого общая площадь на одного человека будет менее учетной нормы (для квартир она составляет 10 квадратных метров, для коммунальных квартир - 18 квадратных метров).">наймодатель (в лице Департамента городского имущества Москвы).

Согласие членов семьи нанимателя предоставляемого вам жилья (достигших 14 лет) выражается на личном приеме письменно. Если нет возможности присутствовать лично, согласие можно заверить нотариально.

3. Какие нужны документы?

Чтобы зарегистрироваться по месту жительства, вам понадобятся:

  • паспорт гражданина Российской Федерации;
  • свидетельство о рождении - для не достигших 14-летнего возраста;
  • загранпаспорт - для лиц, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.
">документ , удостоверяющий личность;
  • заявление о регистрации по месту жительства (по форме № 6, заполняется на личном приеме или онлайн на портале государственных услуг Российской Федерации);
  • При регистрации по месту жительства или месту пребывания граждане имеют право не предъявлять договор социального найма, договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение, ограничившись лишь указанием их реквизитов в заявлении. В этом случае регистрационный орган самостоятельно запрашивает сведения о них в государственных и муниципальных органах. Однако это может увеличить срок предоставления государственной услуги до восьми дней.">документ , являющийся основанием для проживания по указанному адресу (свидетельство о праве собственности на жилплощадь, в случае если вы являетесь ее владельцем (совладельцем); заявление человека, предоставляющего жилье; договор найма, социального найма; решение суда о признании права пользования жилым помещением).
  • Если собственников несколько, пакет документов должен представить каждый из них.

    ">Владельцу жилья или Пакет документов также должны представить все совершеннолетние члены его семьи.">нанимателю (если вы не владелец или не указаны в договоре найма) в свою очередь понадобятся:
    • документ, удостоверяющий личность;
    • документ, подтверждающий право на владение этим жильем.

    4. Куда подавать заявление?

    Подать документы для регистрации по месту жительства можно:

    • онлайн, через портал государственных услуг Российской Федерации ;
    • в «Мои документы» того района, где находится жилье;
    • в вашего дома, если она предоставляет услуги паспортного стола.

    Для жителей Услуга доступна жителям многоквартирных домов, расположенных на территории Новомосковского административного округа, в отношении которых отсутствует заключенное соглашение между МФЦ и управляющими компаниями по ведению регистрационного учета.

    ">Новомосковского административного округа на доступна предварительная запись в центр госуслуг поселения Московский и центр госуслуг по работе с крупными застройщиками и госструктурами по вопросам регистрации.

    Если вы подаете документы лично, вам придется приходить дважды: сначала подать документы, потом получить. В первый визит, для подачи документов, придется прийти и вам, и тем, кто предоставляет жилье (если вы не собственник). Второй раз, для получения свидетельства о регистрации, можете прийти только вы.

    Если вы подадите заявление онлайн, вам в течение трех дней придет приглашение на проставление печати о регистрации по месту жительства в паспорте. Прийти придется как вам, так и тем, кто предоставляет вам жилплощадь. При себе нужно будет иметь:

    • документы, удостоверяющие личность;
    • документ, подтверждающий право на владение этим жильем;
    • документ, являющийся основанием для вашего проживания по указанному адресу.

    При регистрации в жилье, которое находится в государственной или муниципальной собственности, если вы не являетесь нанимателем, также потребуется заключить . Если вы - супруг (супруга), ребенок или родитель нанимателя, дополнительное соглашение можно заключить после того, как в вашем паспорте поставят отметку о регистрации. Если же вы не относитесь к перечисленным членам семьи, регистрацию не оформят до тех пор, пока Департамент городского имущества Москвы не начнет процедуру оформления дополнительного соглашения и не проставит на заявлении о регистрации по месту жительства (формы № 6) печать, разрешающую постоянную регистрацию по указанному адресу. Заявление с печатью нужно будет донести в тот регистрационный орган, куда вы подавали остальные документы.

    5. Как оформить регистрацию для ребенка?

    Местом жительства или пребывания несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства или пребывания их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

    Для регистрации детей, не достигших 14 лет, и недееспособных граждан по месту проживания законных представителей - родителей (одного из родителей), усыновителей или опекунов согласие собственников жилья не требуется. Соответственно, их присутствие во время подачи документов не нужно. Регистрация осуществляется по заявлению законного представителя. Регистрация детей старше 14 лет производится на общих основаниях.

    Отметка о регистрации детям до 14 лет в документ, удостоверяющий личность, не ставится. Вместо этого выдается свидетельство о регистрации по месту жительства или пребывания.

    6. Как оформить регистрацию студенту и военнослужащему?

    Военнослужащие регистрируются:

    Военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, а также офицеры, проходящие военную службу по призыву, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учета по месту дислокации воинских частей.

    Студенты очной формы обучения, получающие среднее профессиональное и высшее образование и проживающие в общежитиях, для регистрации по месту пребывания должны обращаться к уполномоченному должностному лицу учебного заведения. Сделать это нужно в течение трех дней со дня предоставления места в общежитии.">ряде центров госуслуг «Мои документы» можно одним пакетом оформить документы и получить услуги, необходимые при смене места жительства, например:

    • регистрацию (временную или постоянную);
    • внесение изменений в документы воинского учета (для военнообязанных);
    • предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и услуг связи (для тех, кто относится к соответствующей категории льготников);
    • расчет или перерасчет платежей за ЖКУ;
    • прием заявлений о запросе выплатного (пенсионного) дела (для получателей пенсии);
    • прием заявлений о доставке пенсии (для получателей пенсии);
    • прием заявлений на предоставление , земельному и транспортному налогам от физических лиц (для тех, кто относится к соответствующей категории льготников).

    Постановление Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 (ред. от 25.05.2017) "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации"

    РЕГИСТРАЦИИ И СНЯТИЯ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    С РЕГИСТРАЦИОННОГО УЧЕТА ПО МЕСТУ ПРЕБЫВАНИЯ И ПО МЕСТУ

    ЖИТЕЛЬСТВА В ПРЕДЕЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


    Судебная практика и законодательство - Постановление Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 (ред. от 25.05.2017) "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации"


    При наличии у заявителя регистрации по месту жительства (пребывания) производить его снятие с регистрационного учета только на основании вступившего в силу судебного решения по факту обнаружения не соответствующих действительности документов, в порядке, установленном Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713.


    Меняя место жительства, гражданин обязан произвести снятие с регистрационного учета и аннулировать прописку. В представленной статье мы подробно расскажем, как производится данная процедура, в какие органы обращаться, и документы для этого нужны.

    ○ Что означает снятие с регистрационного учета по месту жительства.

    Осуществление данной процедуры регулируется «Правилам регистрации…» от 17 июля 1995 г. N 713 (далее Правила).

    В соответствии со ст.13 Правил, гражданин снимается с регистрационного учета, если:

    1. Меняется его место жительства.
    2. Уходит в армию.
    3. Лишается свободы вследствие осуждения судом.
    4. Отсутствует без вести более полугода.
    5. Умирает либо признается умершим судом (в случае отсутствия без вести).
    6. Выселяется из жилплощади по основанию признания незаконным его использование.
    7. В случае несоответствия представленных в регистрационный учет сведений действительности.

    В последних 4 случаях снятие с регистрационного учета возможно только на основании соответствующего решения суда.

    Данная процедура необходима для контроля регистрирующими органами процесса перемещения граждан. Последствиями снятия с регистрационного учета является аннулирование прописки по данному адресу.

    ○ Способы снятия с учета:

    Гражданин может произвести снятие с регистрационного учета двумя способами, каждый из которых будет подробно рассмотрен.

    ✔ До убытия на новое место регистрации.

    В данном случае гражданин перед переездом обращается в территориальное отделение ФМС, где заполняется заявление на аннулирование прописки. Документ заполняется в свободной форме, обязательным является указание действующего места проживания и будущего. Таким образом, снятие с регистрационного учета производится до момента фактического выбывания гражданина из жилплощади. Подтверждением успешного аннулирования прописки выступает адресный листок, который выдается на руки заявителю. Его нужно представить по новому месту прописки.

    У данного способа есть недостатки:

    1. Необходимость дважды обращаться в регистрирующие органы: при снятии и постановке на учет.
    2. Период пребывания без регистрации. Гражданин выписываясь из жилплощади не получает автоматическую регистрацию по новому месту пребывания. Данную процедуру нужно проводить отдельно. Поэтому образуется промежуток времени, когда у него нет постоянной прописки.

    ✔ После прибытия на новое место регистрации.

    Гражданин может переехать на новое место жительства, не снимаясь с учета. При регистрации по новому адресу его старая прописка будет аннулирована автоматически.

    В данном случае нужно заполнить заявление о регистрации, включая отрывной талон. Последний будет направлен по старому адресу места жительства и будет являться основанием для снятия с учета.

    Преимуществом данного способа является:

    1. Экономия времени. Посещать регистрирующий орган нужно только один раз на новом месте.
    2. Надежность. Получая прописку на новом месте, и автоматически аннулирую старую, гражданин страхует себя от таких рисков, как потеря ходатайства о снятии и наступление периода без наличия постоянного места регистрации. Выбирая этот способ можно надеяться, что процедура смены адреса прописки пройдет быстрее и легче.

    ○ Кто снимает с учета и порядок снятия.

    На современном этапе процедура смены адреса прописки существенно упрощена. Теперь для снятия с регистрационного учета можно обратиться в такие органы, как:

    • Управляющая компания, обслуживающая дом.

    В каждом из этих случаев алгоритм действий одинаковый:

    1. Собрание нужного пакета документов.
    2. Заполнение ходатайства о снятии с учета с приложением необходимых бумаг.
    3. Получение результата обращения в установленный срок.

    Выбирая орган для проведения процедуры, следует учитывать, что процедура снятия с регистрационного учета, а также принятие окончательного решения по представленному заявлению находится в юрисдикции ФМС. Другие органы выступают посредниками, они только собирают пакет документов и предоставляют их в миграционную службу, получая затем ответ. Поэтому для экономии времени разумнее обращаться непосредственно в ФМС.

    ○ Документы для снятия с учета.

    Пакет документов для аннулирования прописки минимален. Требуется представить:

    • Заполненное заявление (бланк предоставляется регистрирующим органом).
    • Документ, удостоверяющий личность заявителя (ксерокопия).
    • Выписку из домовой (поквартирной) книги (взять в ЖЭК, УК или МФЦ).

    Также в определенных случаях может потребоваться:

    • Адресный листок убытия (при снятии с учета перед переездом, выдается регистрирующим органом).
    • Листок статистического учета выбытия (выдается регистрирующим органом).
    • Согласие органов опеки и попечительства (выдается соответствующим органом).

    ✔ Документ удостоверяющий личность.

    По действующему законодательству заявитель может представить:

    • Внутренний паспорт гражданина РФ.
    • Заграничный паспорт гражданина РФ.
    • Паспорт гражданина СССР.
    • Свидетельство о рождении (для заявителей младше14 лет).

    Любой из этих документов может использоваться для идентификации личности исключительно при условии его действительности. Если он подлежит замене, заявление о снятии с учета не будет принято до получения нового документа.

    ✔ Заявление о снятии с учета.

    Установленного образца данного документа нет, в разных регистрирующих органах может предоставляться собственный бланк. При этом есть общие требования к составлению ходатайства:

    • В правом верхнем углу пишется полное наименование органа обращения с указанием руководителя, в адрес которого направляется заявление.
    • Ниже указываются данные заявителя и его контакты.
    • Посередине пишется наименование документа.
    • Заполняется текст ходатайства о снятии с регистрационного учета в деловом стиле.
    • Указывается основания для аннулирования прописки.
    • Указывается новое место проживания.
    • Ставится подпись и дата.

    Следует учитывать, что в тексте ходатайства не должно быть аббревиатур и сокращений.

    ✔ Адресный листок убытия.

    Этот документ выдается регистрирующим органом.

    • «При аннулировании регистрации гражданина по месту пребывания сотрудник органа регистрационного учета заполняет на него адресный листок убытия по форме N 7 (приложение N 4 к Регламенту), производит запись в верхнем правом углу "Аннулировано" и направляет его в подразделение адресно-справочной работы территориального органа. При этом в журнале по форме N 4 (приложение N 10 к Регламенту) напротив записи о регистрации производится запись "Аннулировано "__" ___________ 20__ г.". Максимальное время выполнения действия - 10 минут. (ст. 125 Правил)»

    Данный документ служит подтверждением снятия с регистрационного учета и основанием для прописки по новому месту жительства.✔ Листок статистического учета выбытия.

    Данный документ требуется, если новое место регистрации находится за пределами страны.

    • «При снятии в установленном Регламентом порядке с регистрационного учета по месту жительства граждан, выезжающих на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, на них заполняются листки статистического учета выбытия по форме N 12В (приложение N 12 к Регламенту)(ст.131 Правил)».

    ✔ Письменное согласие органа опеки и попечительства на изменение места жительства ребёнка.

    Данный документ необходимо получить в соответствующем органе при переезде ребенка-сироты, либо ребенка, оставшегося без попечения родителей.

  • 5. Взаимодействие административно-процессуального права с другими отраслями российского права
  • Лекция 3. Административно-процессуальные нормы и административно-процессуальные правоотношения
  • 1. Понятие, особенности и структура административно-процессуальных норм
  • 2. Виды административно-процессуальных норм
  • 3. Понятие и особенности административно-процессуальных правоотношений
  • 4. Содержание и виды административно-процессуальных правоотношений
  • Раздел II отдельные административные производства Лекция 4. Производство по принятию нормативных правовых актов государственного управления
  • 1. Понятие, цель и задачи производства по принятию нормативных правовых актов государственного управления
  • 2. Субъекты правотворческой деятельности в сфере государственного управления и их компетенция по принятию нормативных правовых актов
  • 3. Стадии производства по принятию нормативных правовых актов государственного управления
  • II. Рассмотрение проекта и принятие нормативного правового акта государственного управления.
  • III. Государственная регистрация нормативных правовых актов государственного управления.
  • IV. Опубликование и вступление в силу нормативных правовых актов государственного управления.
  • Лекция 5. Производство по предложениям и заявлениям граждан и обращениям организаций в сфере государственного управления
  • 1. Общая характеристика производства по предложениям и заявлениям граждан
  • 2. Стадии производства по предложениям и заявлениям граждан и обращениям организаций в сфере государственного управления
  • 3. Рассмотрение предложений и заявлений граждан и обращений организаций в органах внутренних дел
  • Лекция 6. Регистрационное производство
  • 1. Общая характеристика регистрационного производства
  • 2. Стадии регистрационного производства
  • 3. Особенности осуществления отдельных видов регистрационных производств
  • 3.1. Производство по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
  • 3.2. Производство по регистрации и снятию граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации
  • 3.3. Производство по регистрации транспортных средств
  • Лекция 7. Лицензионно-разрешительное производство
  • 1. Лицензионно-разрешительное производство в структуре административного процесса
  • 2. Субъекты и участники лицензионно-разрешительного производства
  • 3. Стадии и виды лицензионно-разрешительного производства
  • Лекция 8. Производство по делам о поощрениях
  • 1. Общая характеристика поощрительного производства
  • 2. Стадии производства по делам о поощрениях
  • 1) Возбуждение ходатайства о поощрении.
  • 2) Направление представления о поощрении в соответствующий государственный орган.
  • 3. Особенности производства по делам о поощрении в органах внутренних дел
  • Лекция 9. Контрольно–надзорное производство
  • 1. Общая характеристика контрольно-надзорного производства
  • 2. Участники контрольно-надзорного производства. Их права и обязанности
  • 3. Стадии и сроки контрольно-надзорного производства
  • Лекция 10. Производство по административно-правовым жалобам и спорам
  • 1. Характеристика процессуальных особенностей рассмотрения административно-правовых жалоб и споров
  • 2. Особенности производства по административным жалобам
  • 3. Стадия по исполнению принятого решения
  • 4. Стадия пересмотра принятого решения по жалобе
  • 3. Рассмотрение административно-правовых жалоб и споров в судебном порядке
  • Лекция 11. Дисциплинарное производство
  • 1. Понятие и особенности дисциплинарного производства
  • 2. Общие правила дисциплинарного производства. Участники дисциплинарного производства
  • 3. Стадии производства по привлечению к дисциплинарной ответственности
  • 4. Дисциплинарное производство в органах внутренних дел
  • 2. Рассмотрение материалов дела и принятие решения.
  • Лекция 12. Исполнительное производство
  • 1. Общая характеристика исполнительного производства
  • 2. Участники исполнительного производства и их правовое положение
  • 3. Стадии исполнительного производства
  • Лекция 13. Производство по применению отдельных мер административного предупреждения и мер административного пресечения
  • 1. Общая характеристика производства по применению мер административного предупреждения и мер административного пресечения
  • 2. Процедуры применения мер административного предупреждения, закрепленных санкцией правовой нормы
  • 3. Процедуры применения отдельных мер административного пресечения
  • Раздел III производство по делам об административных правонарушениях Лекция 14. Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях
  • 1. Понятие, правовая основа, основные элементы и виды производства по делам об административных правонарушениях
  • 2. Задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях
  • 3. Понятие, виды и оценка доказательств по делам об административных правонарушениях
  • Лекция 15. Стадии производства по делам об административных правонарушениях
  • 1. Понятие стадии производства по делам об административных правонарушениях
  • 2. Возбуждение дела об административном правонарушении
  • 3. Рассмотрение дел об административных правонарушениях
  • 4. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
  • 5. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях
  • Лекция 16. Субъекты и участники производства по делам об административных правонарушениях
  • 1. Общая характеристика системы субъектов производства по делам об административных правонарушениях
  • 2. Административно-процессуальный статус лиц (органов) ведущих производство по делу об административном правонарушении
  • Подведомственность дел об административных правонарушениях.
  • 3. Административно-процессуальный статус участников производства по делу об административном правонарушении
  • Лекция 17. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
  • 1. Понятие, цели применения и элементы правового регулирования мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
  • 2. Виды мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
  • Содержание
  • 3.2. Производство по регистрации и снятию граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации

    Правовую основу данного вида регистрационного производства составляет Конституция Российской Федерации, ч. 2 ст. 27 которой гласит: «Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства», Закон РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» 1 в ред. от 22.12.2004 года, «Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных, ответственных за регистрацию», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 года № 713 2 , Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденный приказом Федеральной миграционной службы России от 20.09.2007 года № 208 3 , жилищное, гражданское и другое законодательство.

    Регистрация граждан – это предусмотренный федеральным законом способ учета граждан в пределах Российской Федерации, носящий уведомительный порядок и отражающий факт нахождения гражданина по месту пребывания и месту жительства.

    Целями регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства является:

    – обеспечение необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом;

    – учет населения;

    – упорядочение его передвижения;

    – охрана общественного порядка, государственной и общественной безопасности и борьба с преступностью.

    Задачами регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства являются:

    – обеспечение реализации гражданами своих субъективных прав и обязанностей;

    – обеспечение граждан Российской Федерации основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации;

    – упорядочение передвижения граждан по территории Российской Федерации;

    – организация учета граждан Российской Федерации;

    – обеспечение рационального размещения населения по территории России;

    – осуществление мер по борьбе с преступностью;

    – укрепление государственной и общественной безопасности.

    Специфические особенности регистрационного производства в деятельности подразделений по делам миграции, проявляются в том, что:

    – регистрационное производство в деятельности подразделений по делам миграции состоит из: процедур регистрации граждан по месту пребывания; процедур регистрации граждан по месту жительства; процедур снятия граждан с регистрационного учёта;

    – в отличии, например, от производства по выдаче документов, удостоверяющих личность, регистрация и снятие с регистрационного учёта граждан может производиться по оформленной соответствующим образом нотариально заверенной доверенности. Личная явка граждан, за исключением лиц, имеющих судимость, в подразделения по делам миграции не обязательна;

    – регистрация граждан в подразделениях по делам миграции является одновременно правом, и обязанностью быть зарегистрированным по месту жительства или по месту пребывания, что является отличительной особенностью по сравнению с другими видами регистрационных производств.

    – решение по вселению гражданина в жилое помещение принимают жилищные органы (отдел вселения и регистрации), а окончательное решение непосредственно по регистрации гражданина – подразделения Федеральной миграционной службы. Исполнение принятого решения возлагается на оба органа.

    Субъектами данного регистрационного производства являются с одной стороны – уполномоченные должностные лица регистрирующего органа (подразделение по делам миграции, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации – должностные лица органов местного самоуправления поселений), а с другой – должностные лица, ответственные за регистрацию и граждане.

    В свою очередь, должностными лицами, ответственными за регистрацию, являются должностные лица, указанные в приложении к Постановлению Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 года № 713.

    Производство по делам о регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства, как правило, начинается по инициативе заинтересованных физических лиц на основании заявления, представляющего собой обращение в подразделение Федеральной миграционной службы по вопросам регистрации и снятия с регистрационного учёта гражданина России по месту пребывания и месту жительства.

    Заявление как юридический факт порождает правовые последствия, одним из которых становится обязанность соответствующего органа или должностного лица предпринять необходимые действия, направленные на достижение конкретного результата, объективно вытекающего из данного правоотношения.

    Производство по регистрации и снятию граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации состоит из следующих элементов (стадий).

    Возбуждение регистрационного дела и предварительная проверка представленных для регистрации документов – начальная стадия регистрационного производства. Данное дело считается возбужденным с момента подачи гражданином (законными представителями) заявления о регистрации по месту пребывания или по месту жительства, а также снятии гражданина или лиц, не достигших 14-ти летнего возраста с регистрационного учета и приложенных к нему документов. На этой стадии должностные лица, ответственные за регистрацию проверяют подлинность документов, представленных гражданином. Визуально выясняется, не содержат ли представленные документы признаков подделки (подчистки, травления, дорисовки текста, подделки оттисков печатей, штампов, вставки листов и т.д.).

    Для регистрации по месту пребывания и по месту жительства гражданин представляет лицам, ответственным за регистрациюдокументы, указанные в п.п. 5, 9 и 16 вышеназванных Правил.

    В обязанность должностных лиц, ответственных за регистрацию входит

    предварительная проверка представленных гражданином документов, оформление документов на регистрацию с соблюдением всех законодательных норм, относящихся к вселению гражданина в данное жилое помещение.

    В обязанность гражданина, прибывшего к месту пребывания (временного проживания) на срок свыше 90 дней, входит представление документов на регистрацию в течение трех суток (исключая выходные и праздничные дни), к месту жительства – не позднее семи дней со дня прибытия.

    При поступлении заявления гражданина о регистрации по месту пребывания по форме № 1 лица, ответственные за регистрацию осуществляют первичный прием от граждан документов на регистрацию, в присутствии заявителя проверяют комплектность представленных документов и правильность их оформления, составляют в 2-х экземплярах адресные листки прибытия, а при поступлении документов о регистрации по месту жительства, кроме того, заполняют карточку регистрации по форме № 9, поквартирную карточку по форме № 10 или вносят соответствующие сведения в домовую книгу, адресные листки прибытия по форме № 2, листок статистического учета прибытия по форме № 12П, после чего подготовленные ими документы в 3-х дневный срок со дня обращения к ним граждан представляют в орган регистрационного учета.

    Вторая стадия регистрационного производства – рассмотрение регистрационного дела. На данной стадии сотрудники подразделений Федеральной миграционной службы в 3-х дневный срок рассматривают поступившие от должностных лиц, ответственных за регистрацию документы, сверяют их подлинность, проверяют правильность и полноту заполнения адресных листков прибытия по форме № 2, листков статистического учета по форме № 12П и № 12В и соответствие записей в них, а также в карточках регистрации по форме № 9, в поквартирных карточках по форме № 10 и домовых книгах по форме № 11 сведениям, указанным в представленных на регистрацию граждан документах, производят проверку регистрируемых граждан по учётам адресно-справочного бюро и информационного центра на наличие компрометирующих материалов.

    Стадия принятия решения по делу. Решение о регистрации принимается единолично уполномоченным на то должностным лицом регистрирующего органа, как правило, руководителем (начальником подразделения Федеральной миграционной службы) в 3-х дневный срок со дня получения документов о регистрации или письменно уведомляет о причинах отказа принятия такого решения.

    При этом регистрация граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом жительства, осуществляется на указанный в заявлении срок, определенный по взаимному соглашению:

    – с нанимателями и всеми совместно проживающими с ним совершеннолетними гражданами, при условии проживания в домах государственного или муниципального жилищного фонда;

    – с собственниками жилых помещений;

    – с правлениями жилищно-строительных или жилищных кооперативов, если члены кооперативов не являются собственниками данных жилых помещений.

    При отказе в регистрации все документы возвращаются должностным лицам, ответственным за регистрацию, а так же гражданам и юридическим лицам, предоставляющим для проживания, принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, для последующего вручения гражданам.

    В заявлении на регистрацию производится запись о принятом решении, с указанием оснований регистрации со ссылкой на соответствующие пункты (подпункты) Правил или иные основания, предусмотренные законодательством Российской Федерации. О принятом решении гражданин предварительно информируется по телефону (при его наличии).

    Процедура снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства производится органами регистрационного учета на основании раздела V Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

    Граждане считаются снятыми с регистрационного учета по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства по истечении срока пребывания, указанного в заявлении о регистрации, а в гостиницах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, кемпингах, больницах, на туристических базах и в иных подобных им учреждениях - по их выбытии.

    Заявление о снятии с регистрационного учета по месту пребывания от гражданина и составление адресного листка убытия по форме №7 не требуется, за исключением случаев, когда зарегистрированные по месту пребывания граждане имеют намерение выбыть с места пребывания до истечения заявленного срока.

    Снятие же граждан с регистрационного учета по месту жительства осуществляется в следующих случаях:

    а) изменения места жительства – на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства;

    б) призыва на военную службу – на основании сообщения военного комиссариата;

    в) осуждения к лишению свободы – на основании вступившего в законную силу приговора суда;

    г) признания безвестно отсутствующим – на основании вступившего в законную силу решения суда;

    д) смерти или объявления решением суда умершим – на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке;

    е) выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением – на основании вступившего в законную силу решения суда;

    ж) обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации – на основании вступившего в законную силу решения суда.

    Решение о снятии граждан с регистрационного учета по месту жительства принимается руководителем территориального органа Федеральной миграционной службы в течение 3-х дней с момента получения соответствующих документов путем проставления в их паспортах, карточках регистрации по форме № 9 или домовых книгах по форме № 11, а также на вторых экземплярах листков убытия по форме № 7 штампа о снятии с регистрационного учета по месту жительства.

    Стадия исполнения решения. После принятия решения о регистрации (снятии с регистрационного учёта) физическое лицо приобретает определённый правовой статус, у него возникают, изменяются или прекращаются определённые права и обязанности.

    Гражданин считается зарегистрированным только после введения его данных о миграции в компьютерную сеть центрального адресного бюро.

    Принятое решение может быть оформлено двумя способами:

    а) в паспортах граждан, регистрируемых по месту жительства, проставляется оттиск штампа о регистрации;

    б) в случае, когда регистрация по месту жительства производится по иным (кроме паспорта) документам, гражданам выдаются свидетельства о регистрации по месту жительства, которые регистрируются по книге учёта, выдаваемых свидетельств. При регистрации граждан по месту пребывания выдаются свидетельства по соответствующей форме.

    Исполнение принятого решения возлагается органы регистрационного учета и должностных лиц, ответственных за регистрацию.

    После оформления регистрации по месту пребывания или жительства, или снятия с регистрационного учёта, жилищные органы обязаны на основании документа (карточки регистрации по форме № 9), представленного подразделениями Федеральной миграционной службы, внести зарегистрированного гражданина в свои регистрационные и финансовые учёты.

    В паспортах или свидетельствах о регистрации граждан, снятых с регистрационного учета по месту жительства (кроме умерших, а также граждан, признанных безвестно отсутствующими, объявленных умершими либо выбывших на новое место жительства без снятия с регистрационного учета), производятся отметки в виде штампа о снятии с регистрационного учета по месту жительства.

    Сведения о фактах регистрации граждан по месту жительства ежедекадно направляются в органы налоговой службы.

    Принятое по регистрационному делу решение может быть обжаловано в порядке, установленном для самостоятельного производства по рассмотрению жалоб граждан.

    В современном обществе каждый вправе свободно передвигаться по разным странам, сменять места пребывания и места жительства. Для урегулирования вопроса о передвижении граждан по территории России, был издан законодательный акт № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

    Федеральный Закон «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» вступил в законную силу 25 июня 1993 года. Закон обуславливает права иностранных граждан и граждан Российской Федерации на свободу передвижения.

    С течением времени во все законодательные акты вносятся изменения, дополнения и поправки. Необходимость нововведений заключается в поддержании актуальности положений закона в соответствии с возникшими обстоятельствами. Настоящий Федеральный Закон № 5242-1 претерпел внесение последних изменений 3 апреля 2017 года. Поправки были сделаны на основании законодательного акта № 65.

    Статья 5 ФЗ № 5242-1

    Положения данной статьи указывают на правила регистрации гражданина по месту пребывания, а также содержит правила о снятии граждан с регистрационного учета. Основные моменты статьи 5 закона о регистрации граждан РФ:

    • оформить регистрацию по месту пребывания нужно в строго установленный период времени — в течении 90 дней со дня прибытия гражданина в жилое помещение;
    • не нужно проводить регистрационную процедуру, если гражданин прописан в этом же населенном пункте;
    • не обязательно осуществлять процедуру регистрации по месту пребывания в г. Москва, если есть прописка в городе федерального значения — Москва, МО;
    • не обязательно осуществлять процедуру регистрации по месту пребывания в г. Санкт-Петербург, если есть прописка в городе федерального значения — Санкт-Петербург, Ленинградская Область;
    • не обязательно осуществлять процедуру регистрации по месту пребывания в г. Севастополь, если есть прописка в городе федерального значения — Севастополь, Республика Крым (эта часть статьи 5 введена при последней редакции закона);
    • после подачи пакета документов в орган регистрации, работники учреждения обязаны в течении трех рабочих дней зарегистрировать человека по новому месту пребывания;
    • регистрация и снятие гражданина с места пребывания с некоторых учреждений (санатории, тюрьма, пансионат, кемпинг и т. д.) осуществляется администрацией в соответствии с датой прибытия и выбытия;
    • если выявлен факт фиктивной (ложной) регистрации по месту пребывания, то сотрудники регистрационного учреждения начинают процесс снятия гражданина России с учета.

    Также 3 апреля 2017 года были внесены изменения в 5-ую статью Федерального Закона № 5242-1 — «части пятую — четырнадцатую считать соответственно частями шестой — пятнадцатой», т. к. одна часть статьи утратила силу.

    Существует еще один важный закон, посвященный вопросам актов гражданского состояния. Изучить го можно

    Процедура регистрации граждан РФ по месту жительства

    Процедура регистрации граждан по месту жительства регламентируется несколькими законами:

    • Конституция Российской Федерации;
    • Жилищный Кодекс России;
    • Законодательный акт, регулирующий право граждан на свободу перемещения по стране;
    • Закон о регистрации;
    • Постановления России, обуславливающие правила постановки на учет и правила снятия с учета.

    Согласно положениям нового закона о прописке, процедура оформления граждан по месту жительства следующая:

    • Изначально требуется составить заявление, в котором указать прошение о снятии с учета с предыдущего адреса прописки;
    • Далее следует процедура снятия с учета. Нужно придти в специализированное государственное учреждение с собранным пакетом документов, на основании которых будет составлен листок убытия;
    • После получения листа выбытия необходимо заполнить форму для прописки (самостоятельно или с помощью сотрудника ФМС);
    • Теперь нужно подать пакет документов на регистрацию по новому адресу проживания. Кроме подачи бумаг, нужна обязательная явка в паспортный отдел всех членов семьи старше 14 лет. Если все поданные документы оформлены надлежащим образом (в соответствии с законом), то сотрудник ФМС принимает их и заверяет. По закону, после процедуры заверения пакета бумаг передается начальнику отдела. В компетенции начальника решить через какой период времени будут готовы документы;
    • Придти за готовыми бумагами вправе один из членов семьи, который участвует в процессе перерегистрации по новому месту жительства. Все документы выдаются под роспись получателя.

    Срок регистрации

    Согласно положениям Федерального Закона «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор адреса пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» для проведения процесса регистрации по новому месту жительства, можно обратиться:

    • в отделение ФМС;
    • к интернет-порталу Госуслуг;
    • в отделение МВД, заменяющее ФМС;
    • в многофункциональные центры;
    • в управляющую компанию по месту прописки;
    • в паспортный стол.

    Инстанцию для подачи документов каждый гражданин выбирает самостоятельно. Согласно положениям Федерального Закона № 5242-1, должностные лица регистрационного органа обязаны в течении трех рабочих дней предоставить гражданину паспорт с записью о новом адресе проживания.

    Необходимые документы

    6-ая статья закона РФ о регистрации граждан РФ содержит список бумаг, требуемых для проведения процесса перерегистрации с одного жилого помещения в другое.

    Перечень необходимых документов:

    • Заявление;
    • Удостоверение личности;
    • Бумаги, подтверждающие права на жилое помещение (дом, квартира). Например, контракт об аренде или бумага, свидетельствующая о праве собственности;
    • Листок выбытия;
    • Листок прибытия;
    • Разрешение на регистрацию (разрешение нужно, если гражданин не собственник жилья).

    По закону, заявление должно содержать информацию:

    • Наименование учреждения, в которое подается заявление;
    • ФИО заявителя;
    • ФИО владельца жилья;
    • Основания для прописки в данном жилом помещении;
    • Адрес нового жилья;
    • Паспортные данные заявителя;
    • Дата выселения с предыдущего адреса проживания;
    • Подпись собственника жилья.

    Скачать образец заявления можно по

    Скачать закон

    Федеральный Закон «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» содержит все особенности и нюансы проведения регистрации. При несоблюдении норм настоящего закона, граждане и должностные лица будут привлечены к административной ответственности. Ответственность за несоблюдение правил регистрации указана в Кодексе об Административных нарушениях России.

    Ответственность по КоАП РФ:

    • Штраф в размере 2-5 тысяч рублей оплачивается за проживание без регистрации больше недели (7 дней). Для жителей больших городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург) штраф составляет 5-7 тысяч рублей;
    • Штраф в размере 3-5 тыс. руб. обязаны оплатить физические лица, предоставляющие свою жилую собственность в аренду лицам без регистрации. А юридические лица — 50-750 тыс. руб. В городах федерального значения сумма штрафа значительно выше, для физических лиц составляет 5-7 тыс. руб., для юридических — 300-800 тыс. рублей.

    Чтобы в процессе регистрации по новому адресу не быть привлеченным к ответственности по Административному Кодексу, необходимо знать и соблюдать положения Федерального Закона № 5242-1. Скачать ФЗ о регистрации можно



    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: