Приемка выполненных работ по 44 фз. Члены приемочной комиссии

При завершении сделки любого типа, в том числе и государственного контракта, заказчик и исполнитель заинтересованы в правильном документальном оформлении. Результатом сотрудничества должны стать документы о приемке товара по ФЗ-44, работ и услуг, которые составлены согласно требованиям законодательства. Все тяготы по организации процесса приемки товара ложатся на плечи заказчика. После предоставления сопровождающей документации поставщику (подрядчику) необходимо ожидать проверки всех документов и самого товара (услуги или работы). Результат может быть как, положительным – все будет принято, или же, наоборот – в приемке может быть отказано (из-за ненадлежащего качества или по другим важным причинам). Рассмотрим, что из себя представляет приемка товара по 44-ФЗ, особенности оформления акта приемки товара.

Акт приемки товара, работ и услуг по 44-ФЗ

Результаты выполнения контракта и их приемка регулируются 94 статьей и некоторыми пунктами 34 статьи 44-ФЗ (его действие охватывает не только приемку товаров по 44-ФЗ, а и приемку работ и услуг соответственно).

Кроме основного законодательного акта многими ведомствами были разработаны собственные рекомендации касательно оформления документов. Например, в сфере строительства, существует четкий регламент.

Акт приемки товара, работ и услуг составляется заказчиком в произвольной форме, так как никаких конкретных требований в законодательстве не предусмотрено.
Чаще всего на завершительном этапе приемки товара составляется двусторонний акт. В него вносится весь перечень товаров, которые были поставлены, или работ, которые были качественно выполнены. Также туда могут быть вписаны претензии сторон, если они имеются. Согласно ч.9 ст.92 44-ФЗ заказчик берет на себя обязательство регулярно формировать отчеты по итогам выполнения условий контракта и публиковать их в ЕИС вместе с финальными заключениями проведенной экспертизы.

Приемка работ, товара и услуг и её экспертиза по 44-ФЗ

В контракт, который подписывается между подрядчиком и заказчиком до начала сотрудничества, обязательно включаются такие пункты, в которых прописаны условия о порядке, ограниченные сроки приемки товара по времени и документального оформления её результатов с последующей оплатой выполненной работы, изготовленных товар и предоставленных услуг. Если все осуществить правильно, то заказчик сможет оценить соответствие прописанных данных в контракте фактическому наличию (выполнению, предоставлению).

Ст.94 Федерального закона 44-ФЗ регламентирует приемку товаров, работ и услуг. Для того, чтобы осуществить приемку результатов контракта, следует составить приемочную комиссию и провести соответствующую экспертизу. В приемочную комиссии в обязательном порядке должны входить 5 человек (можно больше, но не меньше), которые являются действующими сотрудниками организации, которая осуществляет закупку.

Согласно действующему законодательству, результат контракта, который был предоставлен исполнителем, рассматривается заказчиком только после завершения экспертизы.

Существует два вида экспертизы:
внутренняя – осуществляется силами заказчика;
внешняя – осуществляется с помощью сторонних экспертных организаций или независимых экспертов.

Если закупка, заказ услуг или работ производиться у одного единственного поставщика или исполнителя, то заказчик должен безоговорочно проводить внешнюю экспертизу.

Экспертиза исполнения условий контракта проводится сразу же после выполнения работ, именно поэтому заказчик может оперативно оценить уровень и качество осуществленных работ и принять их, или же наоборот, найти несовпадения с данными, прописанными в контракте и результатом, предоставленным исполнителем.

Экспертные организации или независимые эксперты имеют полное право делать запросы и получать у заказчика всю дополнительную информацию, которая касается условий контракта. После проведения экспертизы, её результаты предоставляются в виде соответствующего заключения, лично подписанного председателем или другим уполномоченным лицом. Заключение должно соответствовать действующему законодательству РФ и быть обоснованным и объективным.

Если о время независимой экспертизы обнаруживаются несоответствия условиям, прописанным в контракте, то формируется мотивированный отказ от приемки товаров по 44-ФЗ согласно всех правил. Составление немотивированного отказа от приемки товара, работ и услуг считается грубым и умышленным нарушением законодательства РФ. Если найденные несоответствия разительно не отражаются на качестве товаров (работ и услуг) и их можно оперативно устранить, то в решении экспертизы указываются предложения об устранении этих несоответствий и конкретные сроки их исправления.

Отдельным пунктом идет приемка товара по 44-ФЗ только в тех исключительных случаях, если сдачи и приемка товара проводится каждый день, а экспертиза проводится собственными силами заказчика. В таком случае отдельное проведение и оформление экспертизы не производится. В итоговую экспертизу вносятся данные о накладных и других сопровождающих документов (товаросопроводительных и др.).

Акт приемки результатов контракта

Заказчик уполномочен принимать решение, которое касается соответствия выполненных работ и условий, ранее заявленных в контракте, основываясь на результатах экспертизы. Если его все устраивает, то он ставит свою подпись на акте приемки товара по 44-ФЗ, работ и услуг.

Протокол комиссии по приемке товаров по 44-ФЗ должны утвердить все члены комиссии и поставить на нем свои подписи, руководитель организации и заказчик.

Акт приемки товара по 44-ФЗ должен содержать:
перечень работ, услуг и товаров, которые должны быть выполнены, оказаны или поставлены с указанием их фиксированной стоимости;
заключение приемочной комиссии, которое составляется на основе результатов экспертизы;
если обнаружены несоответствия – вся информация по ним должна быть детально описана в заключении;
подпись представителя комиссии, который уполномочен её ставить;
документы и выводы экспертизы;
в ситуации, когда исполнитель отказывается ставить подпись на акте о приемке товара по 44-ФЗ, работы или услуги, возможно проведение приемки заказчиком выполненных работ или предоставленных товаров и услуг в одностороннем порядке.

Принимая решение и приемке или неприеме товара, приемочная комиссия обязательно должна принимать во внимание выводы экспертизы. Если выполненная работа, товар или услуга полностью соответствуют заявленным ранее и прописанным в контракте, то акт приемки товара по 44-ФЗ подписывается обеими сторонами.

Если же ситуация сложилась наоборот и во время экспертизы обнаружились несоответствия, то заказчик может обоснованно отказаться от подписания акта приемки товара по 44-ФЗ, работы или услуги. При таком положении вещей необходимо составить акт расхождений или же акт разногласий, в которых прописываются все обнаруженные несоответствия или дефекты.

Процедура приемки товара по 44-ФЗ предусматривает обязательство исполнителя контракта в своевременном предоставлении заказчику всей актуальной информации о состоянии рабочего процесса и возможных сложностях. Также исполнитель обязан предоставить результат своей работы в указанные сроки.

Приемка товара, работы или услуги является одним из ключевых элементом исполнения контракта по 44-ФЗ. В этом материале мы подробно рассмотрим особенности проведения приемки именно товаров и услуг.

Из этой статьи вы узнаете:

  • как осуществить приемку товаров и услуг по 44-ФЗ;
  • механизм приемки товаров и услуг;
  • экспертиза товара по 44-ФЗ;
  • экспертиза товара силами сотрудников (внутренняя) или с помощью сторонних организаций (внешняя).

Приемка товаров и услуг по 44-ФЗ - один из важнейших этапов исполнения контракта. От того, насколько грамотно с точки зрения закона проведена приемка, во многом зависит возможность последующей защиты имущественных интересов заказчика (если таковая потребуется). А потребоваться она может в случае, если предоставленный поставщиком товар или оказанная услуга не соответствуют описанным в контракте качественным характеристикам, например.

Как осуществить приемку товаров и услуг по 44-ФЗ

Механизм приемки товаров и услуг прописан в ст. 94 Закона № 44-ФЗ. Сразу отметим, что процедура приемки товара, например, в рамках закона о контрактной системе отличается от традиционно порядка оприходования товаров. При приемке сложнотехнического товара по 44-ФЗ завхоз не может просто подписать накладную. Здесь требуется создание приемочной комиссии и проведение экспертизы контракта .

В приемочную комиссию должны войти не менее пяти сотрудников компании (ст. 94 Закона №44-ФЗ). Принимая или не принимая товар или услугу, приемочная комиссия должна учитывать результаты экспертизы исполнения контракта, проведение которой является обязательным требованием закона.

Чтобы определить поставщика, подрядчика или исполнителя, прежде всего необходимо запланировать электронные процедуры. Получить электронную подпись. Выбрать площадку, которая наилучшим образом подойдет вашей организации, и зарегистрироваться. Далее сформировать документацию и извещение, провести процедуры и определить поставщика и заключить контракт с учетом особенностей каждого из способов закупки.
Смотрите решения для каждого электронного способа: аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений.

Экспертиза товара по 44-ФЗ

При закупке экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, производится всегда, вне зависимости от способа определения поставщиков и от периодичности этапов исполнения контракта. Экспертизу исполнения контракта закон требует проводить сразу после выполнения поставщиком, подрядчиком или исполнителем своих обязательств. Именно во время экспертизы заказчик убеждается в качественном выполнении его заказа или, наоборот, находит у товара несоответствия прописанным в контракте требованиям или брак.

Провести такую экспертизу можно двумя способами – силами сотрудников компании (внутренняя экспертиза) или с помощью сторонних экспертов или экспертных организаций (внешняя экспертиза).

Татьяна Леонтьева , аккредитованный эксперт Минюста, директор Академии кадрового резерва НОЧУ ДПО

Эксперт расскажет, как правильно принять товары, работы, услуги и провести экспертизу, когда стороны вправе уклониться от условий контракта. Татьяна подробно остановится на отчете об исполнении контракта, расскажет, когда заказчики обязаны выделять этапы и как изменятся правила с 1 июля 2018 года.

Задайте свой вопрос экспертам

Приемка товара по 44-ФЗ является одним из этапов исполнения контракта. Поставщику важно не только поставить качественный товар, соответствующий требованиям контракта и техническому заданию, но соблюсти порядок передачи товара заказчику. Последний же, в свою очередь, должен осуществить приемку в строгом соответствии с положениями закона, нормативно-правовых актов и пунктов контракта.

Экспертиза приемки товара по 44-ФЗ

Вопросы передачи и приемки товара по 44-ФЗ урегулированы ст. 94 указанного закона и ст. 513 Гражданского кодекса РФ. Согласно ч. 3 ст. 94 ФЗ-44 заказчик при приемке товара должен провести экспертизу по вопросу его соответствия условиям контракта. Заказчик может воспользоваться услугами сторонних экспертов или ограничиться силами своих специалистов при проведении экспертизы.

Законом установлена обязанность провести экспертизу при помощи экспертной организации при приемке, когда товар закупается у единственного поставщика . Из этого правила есть исключения, они указаны в ч.4 ст. 94 ФЗ-44.

Если экспертиза проводится в экспертной организации, то по её результатам должно быть составлено заключение, подписанное экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации.

В заключении эксперта могут быть отражены предложения по устранению нарушений, допущенных при исполнении контракта, и сроках их устранения, если такие нарушения не помешают приемке товара, работ или услуг.

Порядок приемки товара по 44-ФЗ

Согласно нормам гражданского законодательства РФ после того, как покупатель получил товар, он должен его осмотреть в срок, определенный законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота. Покупатель обязан в этот же срок проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законом, и о выявленных несоответствиях или недостатках товаров незамедлительно письменно уведомить поставщика.

Непосредственно порядок приемки товара должен устанавливаться контрактом. В контракт может быть включен отдельный раздел, посвященный данному вопросу. В нем могут быть отражены следующие вопросы:

  • место приемки товара;
  • действия заказчика по приемке товара (например, проверка по упаковочным листам номенклатуры поставленного товара на соответствие спецификации и техническим требованиям, проверка полноты и правильности комплекта сопроводительных документов, проверка наличия или отсутствия внешних повреждений упаковки, проверка комплектности и целостности поставленного товара);
  • сроки приемки товара по 44-ФЗ.

Поэтому при возникновении вопросов по приемке товара в рамках контракта по 44-ФЗ, прежде всего, стоит ознакомиться с условиями данного контракта – какие правила для приемки в нем предусмотрены.

Также в контракте может содержаться ссылка на применение по вопросам приемки товара Инструкций о порядке приема продукции производственно-технического назначения по количеству и качеству, утвержденными Постановлениями Госарбитража СССР № П-6 от 15.06.1965 г. и № П-7 от 25.04.1966 г. (далее – Инструкции по приемке). Скачать инструкции по приемке товара можно в конце настоящей статьи.

В указанных документах подробно отражены следующие вопросы: сроки приемки, действия покупателя при приемке товара, вопросы по явке представителя поставщика на приемку, документы, которые необходимо составить по окончании приемки.

В Постановлении Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 N 18 отмечено, что указанные инструкции по приемке товара могут применяться покупателем, только если это прямо предусмотрено договором.

Пример из судебной практики

Суд отказал истцу в расторжении договора, во взыскании неустойки за поставку некачественного товара. При этом суд отметил, что нарушение приемки товара расценивается как основание для признания факта поставки некачественного товара недоказанным. Суд посчитал недостаточным доказательством некачественности товара представленные претензионные уведомления о некачественном товаре, подписанные только со стороны покупателя. Истец фактически нарушил порядок и сроки уведомления поставщика о возможно имеющихся расхождениях по качеству поставленного товара, предусмотренные ч. 3 ст. 513 ГК РФ и Инструкцией о приемке товара по качеству (Постановление АС Московского округа Постановление от 28 июля 2017 года по делу №А40-172808/2016).

Приемка товара, доставленного с помощью транспортной организации

Стоит помнить о необходимости применения специальных нормативно-правовых актов, регулирующих работу данного вида транспорта, при приемке товара (ч. 3 ст. 513 ГК РФ). Так, например, при поставке товара с помощью железнодорожного транспорта, также необходимо руководствоваться нормами Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».

Согласно ч. 3 ст. 513 ГК РФ на покупателя возлагается обязанность провести проверку товара на соответствие сведениям, которые отражены в сопроводительных документах и принять товар с соблюдением правил, установленных законами и нормативно-правовыми актами.

Пример из судебной практики

Предприниматель обратилась в суд с иском к компании о взыскании денежных средств за поставленный некачественный товар. Истец получила товар (конфеты), и при его дальнейшей реализации к ней стали поступать жалобы от покупателей на его качество. В течение 6 дней после получения товара предприниматель обратилась с претензией к поставщику. Компания претензию не удовлетворила. Несмотря на представленное истцом заключение эксперта, суд отказал в исковых требованиях. В суде было установлено, что товар находился в пути более 20 суток и доставлен получателю со значительной просрочкой в доставке. А покупатель в нарушение требований закона приняла товар без проверки его качества и количества, а также в железнодорожной накладной отсутствует отметка, в каком состоянии выдан контейнер.

Суд отметил, что представленные доказательства не исключают, что качество кондитерских изделий ухудшилось вследствие несоблюдения необходимых условий их хранения в период транспортировки либо нахождения товара на складе истца (Постановление ФАС Волго-Вятского округа по делу №А17-174/10 от 30 июня 2004 года).

О том, как дешево доставлять товар заказчику по России, читайте в нашей статье по .

Создание комиссии по приемке товара по 44-ФЗ

Согласно ч. 6 ст. 94 ФЗ-44 в целях приемки товара заказчик может создать приемочную комиссию. Закон содержит только одно требование к такой комиссии – в неё должно входить не меньше 5 человек. При этом в законе нет требований о том, чтобы в комиссию входили только сотрудники заказчика.

Вместе с тем, если условиями контракта предусмотрено обязательное применение Инструкций по приемке, то необходимо соблюсти еще одно требование к приемочной комиссии – в комиссию должны входить сотрудники, которые компетентны в вопросах качества и комплектности подлежащего приемке товара. В этом случае учитывается род работы, образование, опыт трудовой деятельности таких сотрудников.

При создании приемочной комиссии заказчику необходимо утвердить положение о работе приемочной комиссии и издать приказ о её формировании.

Какие документы нужно оформить при приемке товара по 44-ФЗ?

В случае если поставленный товар соответствует требованиям заказчика, должен быть составлен документ о приемке товара . Данный документ должен быть подписан заказчиком, а если создавалась приемочная комиссия, то в акте приемки должны стоять подписи всех членов комиссии. А сам документ о приемке должен быть утвержден заказчиком. Если заказчик привлекал к проведению экспертизы стороннюю организацию, эксперта, то акт приемки товара по 44-ФЗ должен учитывать выводы, отраженные в экспертном заключении. К акту приемки можно приложить заключение по экспертизе.

Если же заказчик полагает, что поставленный товар не отвечает требованиям контракта, то он должен подготовить мотивированный отказ от приемки товара по 44-ФЗ . Такой документ должен быть направлен в адрес поставщика.

Установленного законом образца таких документов нет, поэтому составить их можно в свободной форме. Целесообразно отразить в приемочных документах следующие сведения:

  • поставленный товар и его стоимость;
  • результаты экспертизы;
  • заключение приемочной комиссии с учетом выводов эксперта;
  • список выявленных недостатков;
  • подписи членов приемочной комиссии.

Если в вашем контракте указано на необходимость применения Инструкций по приемке, то обратите внимание на требования п. 29 данной Инструкции, где указано, какие сведения необходимо включить в акт приемки.

Указанные документы должны быть оформлены в сроки для приемки товара, установленные законом или контактом.

Что делать, если заказчик не принимает товар по 44-ФЗ?

В практике нередки случаи, когда заказчик проводит экспертизу и обнаруживает, что поставленный товар не соответствует требованиям, отраженным в контракте, в техническом задании. В этом случае заказчик отказывается принимать товар, ссылаясь на нормы 44-ФЗ. В этой ситуации заказчик направляет мотивированный отказ от приемки с указанием причин такого отказа и требованием устранить недостатки в установленные сроки.

Если поставщик согласен с заявленными недостатками и может их устранить, то он устраняет их. Производится повторная приемка товара.

Если же поставщик полагает, что товар качественный, то он может заказать независимую экспертизу качества поставленного товара, его соответствия требованиям технического задания. Положительные результаты данной экспертизы поставщик может направить в адрес заказчика с требованием принять и оплатить товар, то есть направить досудебную . По истечении 30 дней с момента вручения претензии заказчику (или иного срока, установленного контрактом для рассмотрения претензии) поставщик может обратиться в арбитражный суд с соответствующим исковым заявлением. О том, как подать документы в суд, читайте .

Также стоит заметить, что когда заказчик отказывается от приемки товара ненадлежащего качества, а поставщик не устраняет недостатки, то заказчик может в одностороннем порядке расторгнуть контракт (если такая возможность предусмотрена контрактом).

В случае расторжения контракта со стороны заказчика сведения о поставщике могут быть включены в реестр недобросовестных поставщиков. Поэтому поставщику важно не только в судебном порядке обязать принять товар, но и участвовать в заседании ФАС по вопросу включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков, а также обжаловать в суде решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Если вам нужна юридическая помощь по вопросу приемки товара, то можете обратиться к нам. Первая консультация — бесплатно. Подробности .

Пример из судебной практики

Поставщик в соответствии с условиями контракта поставил Заказчику компьютеры, но последний отказался их принимать, так как поставленный товар не соответствовал требованиям спецификации и контракта. Для устранения замечаний Заказчика Поставщик доукомплектовал поставленные компьютеры петлями для висячего замка и безвинтового крепления карт расширения. Но заказчик указал, что самостоятельная установка таких частей без согласия заказчика и производителя фактически свидетельствует об изменении технических характеристик составляющей системного блока компьютера. В связи с отказом заказчика от приемки товара поставщик обратился в суд с иском об обязании заказчика принять товар.

При приемке товара (работ, услуг) заказчику следует учитывать следующие особенности:
1) в ряде случаев необходимо привлечь сторонних экспертов (сторонние экспертные организации) >>>
2) акт приема-передачи составляется, если приемка прошла положительно >>>
3) мотивированный отказ оформляется в случае, когда выявлены недостатки товара (работ, услуг) >>>

4) заказчик обязан направить сведения о приемке в реестр контрактов >>>
5) заказчик обязан отразить сведения о приемке в отчете об исполнении контракта >>>
6) если предметом контракта являются работы по строительству и (или) реконструкции объектов капитального строительства, после приемки необходимо оформить дополнительные документы >>>

В каких случаях нужно привлечь сторонних экспертов

Для проверки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги всегда проводится экспертиза.

Заказчик может провести экспертизу либо своими силами, либо с привлечением сторонних экспертов, экспертных организаций (далее – сторонние эксперты).
Однако при закупке товаров (работ, услуг) у единственного поставщика по ряду оснований заказчик должен привлечь сторонних экспертов. Такие основания предусмотрены п. п. 10 – 13, 16, 24 (при закупке для нужд субъекта РФ и муниципальных нужд), 31, 34, 35, 37 – 39, 43 (см. исключение) ч. 1 ст. 93 Закона N . За несоблюдение требования о привлечении в перечисленных случаях сторонних экспертов предусмотрена административная ответственность. Если по приведенным основаниям закупаются услуги экспертов (экспертных организаций), то заказчик не обязан привлекать сторонних экспертов для приемки этих услуг.
Сторонние эксперты выбираются в общем порядке, предусмотренном Законом N . Такие эксперты должны соответствовать ряду требований.

Как составить акт приема-передачи

Если приемка прошла положительно, заказчик обязан оформить соответствующий документ. Его форма законом не установлена. На практике можно использовать акт приема-передачи товаров (работ, услуг), который готовит сотрудник контрактной службы (контрактный управляющий). Если документ о приемке товара (работы, услуги) не составлен, заказчику грозит административная ответственность.
Указанный акт подписывается заказчиком, а в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми ее членами и утверждается заказчиком (ч. 7 ст. 94 Закона N ).
В акте приема-передачи приводится информация, позволяющая определить соответствие поставленного товара (работы, услуги) требованиям контракта. Например, если его предметом является товар, целесообразно указать следующее:
– наименование, ассортимент, характеристики, комплектность поставленного товара;
– количество;
– цену за единицу;
– сведения об отсутствии недостатков товара, препятствующих его приемке;
– иную информацию, имеющую значение для установления соответствия товара условиям контракта.
Если для приемки привлекались сторонние эксперты, то к акту следует приложить экспертное заключение. Это связано с тем, что предложения данных экспертов должны быть учтены при принятии решении о приемке или отказе в ней (ч. 7 ст. 94 Закона N ).
В случае когда приемка осуществлялась без сторонних экспертов, оформлять документ о проведенной силами заказчика экспертизе и прикладывать его к акту не нужно. Такой позиции придерживается Минэкономразвития России.
Акт должен быть составлен в течение срока, установленного контрактом для приемки (ч. 7 ст. 94 Закона N ).
См. форму акта приема-передачи товаров.
Приемка товаров (работ, услуг), не соответствующих условиям контракта, при наличии ряда условий влечет административную ответственность.

Как оформить отказ от приемки

Отказ оформляется, если при приемке выявлены недостатки товара (работ, услуг). Форма отказа законом не определена, поэтому заказчик разрабатывает ее самостоятельно. Отказ от приемки должен быть мотивирован (ч. 7 ст. 94 Закона N ). Например, его причиной может быть поставка товара в количестве меньшем, чем предусмотрено контрактом (п. 1 ст. 466 ГК РФ).
Если выявленное несоответствие товара (работы, услуги) не препятствует приемке и устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем), то заказчик вправе не отказываться от нее (ч. 8 ст. 94 Закона N ).
Отказ должен быть составлен и направлен в течение срока, установленного контрактом для приемки (ч. 7 ст. 94 Закона N ). Если мотивированный отказ не направлен, заказчику грозит административная ответственность.

Какие документы необходимо оформить после приемки работ по строительству и (или) реконструкции объектов капитального строительства

В соответствии с ч. 8 ст. 110.2 Закона N после приемки объектов капитального строительства заказчику необходимо направить в уполномоченные органы документы для получения заключений (разрешений):


Какие документы направляются

Куда направляются

В каких случаях направляются

В какой срок направить

Документы, необходимые для получения заключения о соответствии

Орган государственного строительного надзора

Государственных и муниципальных закупок регулируется законодательно. В отношении этой системы действует громадное количество правил и требований. Важнейшим элементом здесь является проведение экспертизы. По 44-ФЗ, это совокупность специальных мероприятий, необходимых для регистрации товаров, услуг и работ. Именно про экспертизу и всю систему закупок будет рассказано в этой статье.

Общая характеристика 44-ФЗ

Согласно статье 1, предметом рассматриваемого нормативного акта являются отношения в области обеспечения региональных и федеральных нужд Российской Федерации. В частности, речь в законе идет о следующих явлениях и процессах:

  • качественные работы по определению поставщиков, исполнителей и подрядчиков;
  • услуг, товаров или работ;
  • проведение аудита в области закупок;
  • осуществление мониторинга;
  • заключение специальных гражданских договоров при покупке;
  • осуществление работ контрольно-надзорного типа за соблюдением российского законодательства.

Представленный Федеральный закон должен строго соответствовать конституционным нормам.

О системе закупок

Что представляет собой контрактная система в области осуществления государственных и муниципальных закупок? Закон гласит о совокупности участников системы и осуществляемых ими закупочных действий, направленных на реализацию нужд федерального или регионального характера. В контрактной системе немаловажным элементом является поиск подрядчика - лица, способного и согласного осуществлять определенные услуги. Именно с подрядчиком или с лицом, готовым продать определенный товар, заключается договор на контрактной основе. Государственным или муниципальным заказчиком при этом выступает соответствующий орган, наделенный властными полномочиями.

Все действия участников контрактной системы закупок отражаются в единой информационной системе. Здесь имеются данные о годовом объеме закупок, об общем количестве затрат, о стоимости полученных и т.д.

Отдельно стоит отметить необходимость привлекать специальных экспертов при реализации действий по закупке. Экспертиза по 44-ФЗ нужна для изучения и оценивания предмета сделки, а также для подготовки экспертных заключений по участникам закупки.

На каких принципах базируется система?

По 44-ФЗ экспертиза, купля-продажа, занесение информации в специальный реестр и прочие действия, составляющие весь процесс закупок, должны базироваться на ряде специальных принципов. Под принципами в данном случае понимаются разного рода условия, идеи и убеждения, от которых ни в коем случае нельзя отступать. Вот что здесь стоит отметить:

  • принцип качественной организации электронного документооборота в системе;
  • принцип обеспечения здоровой конкуренции;
  • принципы открытости, прозрачности и гласности;
  • принцип профессионализма сторон сделки;
  • принцип стимулирования инновационных работ;
  • принцип ответственности за результативность обеспечения закупок;
  • принципы гуманности и соответствия законам Российской Федерации;
  • принцип применения национального режима и т.д.

Именно на всех представленных выше принципах базируется система исполнения, изменения или ликвидации контрактов.

Об исполнении контрактов

В статье 94 рассматриваемого нормативного акта закрепляются нормы, в соответствии с которыми должен оформляться, регистрироваться и приниматься контракт на реализацию закупок государственного или регионального характера.

Сам процесс исполнения контрактного договора состоит из ряда специальных мер, которые реализуются после заключения документа и имеют своими целями осуществление действий закупочного характера. Сюда включены пути взаимодействия поставщика с заказчиком в соответствии с нормами российского законодательства. Вот что здесь стоит выделить:

  • процесс приемки поставляемого товара, выполняемой услуги или работы;
  • оплата заказчиком услуги, работы или товара;
  • взаимодействие заказчика с поставщиком, исполнителем или подрядчиком при расторжении или изменении контракта.

В обязанности поставщика входит своевременное наделение заказчика достоверной информацией об условиях контракта. При этом исполнитель должен качественно реализовать все прописанные в документе обязанности.

В пунктах 6-12 статьи 94 рассматриваемого нормативного акта рассказывается о создании заказчиком специальной приемочной комиссии, о приемке результатов контракта поэтапно, о составлении отчетов и т.д. Немаловажное место занимает здесь экспертиза. По 44-ФЗ, это целый ряд мероприятий по проверке поставляемого товара или услуги. Именно про экспертные работы и будет рассказано далее.

Об экспертизе

Как реализуется проведение экспертизы по 44-ФЗ? Ответ на этот вопрос предоставляют пункты 3-5 статьи 94 рассматриваемого закона. Согласно нормативному акту, экспертные работы могут проводиться как силами самого заказчика, так и специальной экспертной комиссии, услугами которой необходимо своевременно пользоваться.

Естественно, далеко не всегда получится провести экспертные работы самому; тем более, если речь идет о таком важном заказчике, как государство или конкретный его регион. Порядок же проведения экспертных работ определяется российским Правительством.

В каких случаях необходимы экспертные работы?

Согласно закону, требования о реализации экспертных проверок недействительны в случаях, если речь идет о закупке товаров, услуг или работ, закрепленных на официальном сайте в интернете. Все остальные, можно сказать, незапланированные закупки необходимо проверять при помощи экспертной комиссии.

Для чего вообще проводят экспертизу? Закон говорит о проверке результатов исполнения работ подрядчиками на соответствие установленным в контракте нормам. Экспертные работы всегда проводятся либо во время приемки, либо при проверке оказанных услуг.

Как известно, исполнение обязательств или приобретение отдельных товаров может носить поэтапный характер. В этом случае экспертиза должна осуществляться для каждого конкретного этапа. Стоит обратить внимание на ситуации, когда поэтапность не указана в контракте, но на практике к ней все же приходится обратиться. В этом случае экспертные работы все так же необходимо осуществлять поэтапно.

О привлечении экспертов

У заказчиков часто возникает вопрос: как именно стоит осуществлять экспертные работы? Можно сделать все своими силами - дешево, но, вполне вероятно, не очень качественно, а можно с привлечением специалистов - профессионально, но с оплатой услуг. Естественно, большинство заказчиков выбирают первый вариант. Тем более, если речь идет о региональных или федеральных властях, где зачастую имеются свои штабы, в которых специалисты способны осуществлять экспертную деятельность. Но что же говорит закон? Согласно части 4 статьи 94 № 44-ФЗ, обязательное привлечение экспертов необходимо в ситуациях, когда закупка товаров или услуг реализуется всего у одного поставщика. Исключениями здесь могут выступать лишь следующие случаи:


Во всех остальных случаях допускается по 44-ФЗ внутренняя экспертиза, то есть без привлечения посторонних комиссий.

Как именно необходимо работать с экспертами? Закон устанавливает особый порядок, при котором соответствующие комиссии, зарегистрированные в государственных реестрах, имеют возможность запрашивать у поставщиков и заказчиков дополнительные материалы, связанные с условиями исполнения контракта. Результаты экспертных работ должны быть оформлены в специальном документе (по 44-ФЗ - акт экспертизы), который подписывается как самим заказчиком, так и представителем экспертной комиссии. При выявлении нарушений на приемке или во время проверочных работ может быть подана соответствующая жалоба, в которой должен указываться конкретный срок их устранения.

Внутренняя экспертиза по 44-ФЗ (образец оформления)

По 44-ФЗ проведение внутренних экспертных работ возможно лишь при строгом соблюдении норм закона, в которых устанавливается следующее:

  • руководитель организации (он же заказчик) формирует и регистрирует приказ о создании экспертной комиссии;
  • в составе комиссии должны находиться минимум 5 человек;
  • в приказе содержится номер и предмет контрактного документа, а также сроки и этапы проведения экспертных работ;
  • приемка все так же осуществляется в сроки, установленные в контракте.

При соблюдении данных условий возможна экспертиза по 44-ФЗ своими силами. В случае с отсутствием экспертов извне документ о приемке товара одновременно является и актом о проведении экспертных работ. Положение о проведении экспертизы (44-ФЗ) гласит, что акт должен быть размещен в государственной информационной системе в сети "Интернет".

Написание заявления

Проведение экспертизы осуществляется в рамках обыкновенного гражданско-правового договора. По результатам проведения внутренних экспертных работ лицо, являющееся заказчиком, обязано оформить и подать в информационный реестр всего один документ, включающий данные о приемке и об экспертизы. Привлечение же сторонних экспертов влечет за собой создание следующих документов:

  • акт о приемке;
  • акт об экспертизе;
  • заключение о проведении экспертизы.

В отчет (акт о проведении экспертных работ) входит информация об исполнении контракта и сроках, о нарушениях и принятых мерах ответственности, а также об изменениях, если таковые вносились в контракт. Заключение экспертизы по 44-ФЗ включает в себя оценочные данные о том или ином товаре, услуге или работе.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: