Санитарно противоэпидемические профилактические мероприятия на предприятии. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия. Гигиеническое воспитание и обучение

Каждый военнослужащий должен заботиться о сохранении своего здоровья, не скрывать болезней, строго соблюдать правила личной и общественной гигиены и воздерживаться от вредных привычек.

Выполнение правил личной гигиены включает:

Утреннее умывание до пояса холодной водой с чисткой зубов;

Мытье рук перед приемом пищи;

Умывание, чистку зубов и мытье ног перед сном;

Своевременное бритье лица, стрижку волос и ногтей;

Еженедельное мытье в бане со сменой нательного и постельного белья, портянок и носков;

Прическа военнослужащего, усы, борода, если они имеются, должны быть аккуратными, отвечать требованиям гигиены и не мешать использованию средств индивидуальной защиты и ношению снаряжения.

Ношение бороды разрешается только офицерам.

Правила общественной гигиены включают: поддержание чистоты в спальных помещениях, туалетах и других комнатах общего пользования, регулярное проветривание помещений; поддержание чистоты в общественных местах, а также на территории расположения воинской части (подразделения).

Для обеспечения невосприимчивости военнослужащих к инфекционным болезням проводятся предохранительные прививки. Прививки могут быть плановыми и по эпидемическим показаниям.

Плановые предохранительные прививки всему личному составу воинской части (подразделения) проводятся в соответствии с календарем прививок, а по эпидемическим показаниям - приказом старшего командира (начальника).

От прививок военнослужащие освобождаются только по заключению врача.

Отметки о прививках заносятся в медицинские книжки и военные билеты.

Военнослужащий обязан доложить по команде о возникновении инфекционного заболевания у него или среди лиц, проживающих с ним в одной квартире (комнате общежития), а также в казарме и исполнять служебные обязанности с разрешения своего непосредственного командира (начальника) по заключению начальника медицинской службы.

При необходимости в воинской части вводится режим обсервации или карантин, прекращается или ограничивается контакт с гражданским населением, внутри воинской части запрещаются собрания личного состава и массовые культурные мероприятия, устраиваются дополнительные изоляторы.

Лечебно-профилактические мероприятия

Основными лечебно-профилактическими мероприятиями являются медицинское обследование (диспансеризация), амбулаторное, стационарное и санаторно-курортное лечение военнослужащих.

В целях предупреждения распространения инфекционных заболеваний лечебно-профилактические мероприятия, предлагаемые медицинской службой, обязательны для всех военнослужащих.

Медицинское обследование (диспансеризация) включает медицинский контроль за состоянием здоровья личного состава, активное раннее выявление заболеваний, изучение условий службы и быта военнослужащих, выявление факторов, отрицательно влияющих на их здоровье, проведение профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий.

Медицинский контроль за состоянием здоровья военнослужащих осуществляется путем проведения:

Ежедневного медицинского наблюдения за личным составом в процессе боевой подготовки и в быту;

Медицинских осмотров военнослужащих;

Углубленных и контрольных медицинских обследований военнослужащих.

Медицинским осмотрам подвергаются:

Весь личный состав воинской части (подразделения) - перед проведением профилактических прививок;

Все военнослужащие срочной военной службы - в бане перед помывкой;

Личный состав караула, дежурных сил (смен) - перед заступлением в караул и на боевое дежурство (боевую службу);

Военнослужащие, работа которых связана с возможным воздействием неблагоприятных факторов, а также лица, находящиеся под диспансерным динамическим наблюдением, - в установленные для них сроки;

Лица, постоянно работающие в столовых, на продовольственных складах, объектах водоснабжения, в пекарнях, банях, прачечных, и санитары - один раз в неделю;

Личный состав, назначаемый в наряд по столовой, - до развода суточного наряда;

Все военнослужащие, вновь прибывшие в воинскую часть, а также возвратившиеся из отпусков, командировок и лечебных учреждений по выздоровлении, - в день прибытия в воинскую часть, но до направления их в подразделения;

Водители - перед выездом в рейс;

Участники спортивных состязаний - перед соревнованием;

Арестованные в дисциплинарном порядке - перед направлением на гауптвахту.

Углубленные медицинские обследования проводятся:

Военнослужащих срочной военной службы - два раза в год перед началом зимнего и летнего периодов обучения;

Офицеров, военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, - в четвертом квартале; во втором квартале проводится контрольное медицинское обследование.

К углубленному медицинскому обследованию офицеров, военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, привлекаются врачи-специалисты из военно-лечебных учреждений.

Время, порядок и место проведения медицинского обследования и осмотра личного состава воинской части (подразделения) объявляются в приказе по части. Запрещается назначать медицинские обследования и осмотры подразделений в дни отдыха.

Подразделение на медицинское обследование представляет командир подразделения, а на медицинский осмотр - старшина роты.

На медицинских обследованиях личного состава подразделения обязаны присутствовать все офицеры, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту. Они должны сообщать врачу о своих наблюдениях за состоянием здоровья подчиненных.

Результаты медицинских обследований и осмотров личного состава подразделения врач заносит в медицинские книжки. Военнослужащие, нуждающиеся по состоянию здоровья в диспансерном динамическом наблюдении, берутся на учет и периодически подвергаются контрольным медицинским обследованиям. Командир подразделения (роты) отвечает за полный охват личного состава медицинским обследованием.

Военнослужащие, отсутствующие по каким-либо причинам на медицинском обследовании, направляются командиром подразделения для этого в медицинский пункт воинской части при первой возможности.

Результаты медицинского обследования личного состава воинской части, а также предложения по проведению необходимых лечебно-оздоровительных мероприятий начальник медицинской службы воинской части докладывает командиру воинской части.

Военнослужащий не должен скрывать своего заболевания.

При заболевании он обязан немедленно доложить об этом непосредственному начальнику и с его разрешения обратиться за медицинской помощью в медицинский пункт воинской части.

Амбулаторный прием военнослужащих и членов их семей проводится в медицинском пункте воинской части и в военно-медицинских учреждениях гарнизона в часы, установленные командиром воинской части и начальником гарнизона.

Военнослужащие, внезапно заболевшие или получившие травму, направляются в медицинский пункт воинской части или военно-медицинское учреждение гарнизона немедленно в любое время суток.

Военнослужащие срочной военной службы направляются в медицинский пункт воинской части дежурным по роте под командой санитарного инструктора роты или старшего, назначенного из числа больных. Книга записи больных (приложение 11) за подписью старшины роты представляется дежурному по медицинскому пункту части не позже чем за 2 часа до начала амбулаторного приема.

Врач контролирует прибытие в медицинский пункт всех военнослужащих, внесенных в книгу записи больных роты.

После осмотра врачом (фельдшером) заболевшие в зависимости от характера болезни направляются для лечения в медицинский пункт воинской части, в лечебное учреждение вне части (госпиталь, больницу) или им назначается амбулаторное лечение.

О результатах осмотра больных, характере оказанной помощи, назначениях врач делает соответствующие отметки в медицинских книжках, а заключения фиксирует в книге записи больных.

После получения медицинской помощи военнослужащие срочной военной службы возвращаются в роту под командой санитарного инструктора или старшего. Старший команды передает книгу записи больных дежурному по роте, который представляет ее командиру роты. Старшина роты по заключению врача, имеющемуся в книге записи больных, соответствующему решению командира роты отдает необходимые указания.

Заключение на частичное или полное освобождение от занятий и работ дается врачом, а в воинских частях, где врач штатом не предусмотрен, - фельдшером не более чем на 3 суток. В случае необходимости освобождение может быть повторено. Рекомендации врача (фельдшера) о частичном или полном освобождении от исполнения обязанностей военной службы (служебных обязанностей) подлежат обязательному выполнению должностными лицами.

По истечении предоставленного срока освобождения военнослужащие срочной военной службы должны быть направлены, если они в этом нуждаются, на повторный медицинский осмотр.

Об освобождении от исполнения обязанностей военной службы (служебных обязанностей) офицеров, военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и о выходе их на службу после болезни объявляется в приказе по воинской части.

Больные, назначенные на амбулаторное лечение, для приема лекарств и проведения других лечебных процедур, а также нуждающиеся в консультации медицинских специалистов, направляются в медицинский пункт воинской части в дни и часы, указанные врачом в книге записи больных.

Зачисление нуждающихся солдат (матросов) и сержантов (старшин) на диетическое питание осуществляется приказом командира воинской части на срок до трех месяцев на основании заключения начальника медицинской службы части.

О всех военнослужащих, поступивших на стационарное лечение вне расположения воинской части, а также о выписке их по выздоровлении начальник (командир) лечебного учреждения (части) обязан в тот же день сообщить командиру части, из которого эти военнослужащие прибыли.

Об обнаружении у поступившего больного инфекционного заболевания и о поступлении больных с отравлениями, травмами начальник (командир) лечебного учреждения (части) обязан немедленно известить командира той воинской части, из которой прибыл больной (больные), а об инфекционном заболевании, кроме того, и ближайшее санитарно-эпидемиологическое учреждение.

Военнослужащие, заболевшие в период отпуска или командировки, на стационарное лечение могут направляться военной полицией, штабом, подчиненным начальнику гарнизона, или военными комиссарами.

Выздоровевшие военнослужащие направляются из военного госпиталя или больницы в воинскую часть с соответствующими документами, которые сдаются по команде.

Немного истории:

Знакомство с историей "драматической медицины" показывает, что войны, происходившие как в далеком прошлом, так и в настоящее время, социальные потрясения, катастрофы, стихийные бедствия нередко сопровождаются увеличением числа заболеваний инфекционной природы, обострением эпидемиологической ситуации, эпидемиями.

Хочется отметить, что разрушения, большое количество пострадавших, осуществление в полном объеме эвакуационных мероприятий при ЧС приводит к скоплению больших масс населения в загородных зонах. В итоге в местах рассредоточения рабочих и служащих предприятий и размещения эвакуированного городского населения складываются неблагоприятные санитарно-бытовые условия, вследствие чего создаются предпосылки для возникновения желудочно-кишечных и других инфекционных заболеваний среди населения, особенно в летнее время.

Основные мероприятия по обеспечению санитарного и эпидемического благополучия в этих условиях проводят СЭС . Они осуществляют гигиеническую оценку санитарной обстановки и дают рекомендации по оптимальному поведению населения, участвуют в проведении мероприятий по защите и предотвращению распространения инфекционных заболеваний.

Для проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий используются:

Инфекционные больницы (отделения);

Медицинские работники санитарно-гигиенического и противоэпидемического профиля, работающие в медицинских и других учреждениях;

Дезинфекционные (стационарные и передвижные) камеры и санитарные пропускники независимо от ведомственной принадлежности, бани, прачечные и другие коммунальные учреждения;

Гидрометеорологические станции, ветеринарные агрохимические лаборатории.

В современных условиях обострение эпидемиологической ситуации чаще может произойти и при возникновении военных конфликтов, и при стихийных бедствиях, катастрофах. Кроме этого, нарастающие в последнее время миграционные процессы могут привести к распространению "новых" инфекционных болезней (лихорадка Ласса, Эбола, Марбург, синдром Ханта и др.). Все перечисленное требует проведения специального комплекса санитарно-гигиенических, профилактических и противоэпидемических мероприятий. Поэтому с конца 60-х годов за рубежом начинает развиваться новая научная дисциплина - эпидемиология катастроф , которая изучает с применением эпидемиологических методов исследования характер воздействия на здоровье населения различного типа экстремальных факторов. С 1964 года во многих странах мира были сформированы специальные медицинские отряды быстрого реагирования для работы в зоне катастроф.


В 1971 году Генеральная Ассамблея ООН приняла решение образовать в Женеве Бюро координаторов ООН по оказанию помощи в случае стихийных бедствий (техническое агентство ООН - UNDRO). В настоящее время в рамках ВОЗ созданы специальный сектор по чрезвычайным ситуациям и оперативная группа по стихийным бедствиям. С 1975 года в Женеве начинает работать Международное общество медицины катастроф, в которое входит и Российская Федерация.

В России современная служба медицины катастроф начала создаваться лишь с 1990 года, хотя на территории бывшего СССР произошли наиболее тяжелые массовые бедствия, такие как авария на Чернобыльской АЭС в 1986 году, землетрясение в Армении в 1988 году, наводнение в Приморском крае в 1986 году, возникли локальные конфликты с ведением боевых действий. Создание Всероссийской службы медицины катастроф, находящейся в постоянной готовности, в значительной степени повысило своевременность и эффективность оказания помощи пострадавшему населению.

Санитарно-гигиеническое и противоэпидемическое обеспечение:

Санитарно-гигиеническое и противоэпидемическое обеспечение населения - эта система мероприятий, направленных на сохранение и укрепление физического состояния населения, а также на предупреждение возникновения и развития инфекционных заболеваний.

Санитарно-гигиенические мероприятия:

Комплекс санитарно-гигиенических мероприятий включает проведение медицинского контроля за размещением населения, водоснабжением, питанием, банно-прачечным обеспечением, организацию санитарно-просветительной работы, соблюдение правил личной гигиены и т.д.

Из всего сложного перечня санитарно-гигиенических мероприятий наибольшее значение имеют защита продовольствия и воды . Основной целью проводимых мероприятий по защите продовольствия от возможного заражения является обеспечение максимальной изоляции продуктов от внешней среды, что достигается использованием различных видов тары, упаковки и «укрывочных» материалов.

Санитарно-гигиенические мероприятия охватывают следующий круг основных вопросов:

Строгое соблюдение правил личной гигиены;

Регулярный контроль за качеством продовольствия, режимом хранения и обработки его, за состоянием тары и упаковки, а также за состоянием водоисточников, водопроводной сети и воды;

Повседневное улучшение санитарного состояния предприятий общественного питания, а также продовольственных магазинов, ларьков, рынков;

Обеспечение пищевых объектов, баз, складов и т.д. необходимым количеством дезинфицирующих средств, материалов и оборудования для проведения дезинфекции, дезинсекции, дератизации;

Водопроводная вода централизованного водоснабжения практи­чески считается надёжно заниженной от заражения. Большое значение приобретает защита местных источников водоснабжения: шахтных колодцев, резервуаров, индивидуальных запасов воды.

Наиболее опасно заражение открытых водоисточников: озер, рек, родников, арыков. Средств их защиты практически не существует .

Обеззараживание воды - процесс очень сложный и трудоемкий, поэтому основные усилия необходимо сосредоточить на проведение защитных мероприятий.

К санитарно-гигиеническим мероприятиям относятся также своевременная очистка населённых пунктов от мусора и нечистот, содержание выгребных ям, уборных и мусорных ящиков в хорошем санитарном состоянии, обеспечение работы бань, парикмахерских и других учреждений коммунально-бытового обслуживания и поддержание в них санитарного порядка.

Важное значение имеет проведение среди населения санитарно-просветительной работы , направленной на разъяснение причин возникновения инфекционных заболеваний и мер по их предупреждению. Эти работы проводят МС ГО.

Противоэпидемические мероприятия:

Противоэпидемические мероприятия проводятся с целью преду­преждения возникновения инфекционных заболеваний, недопущения их расп­ространения среди населения и ликвидации эпидемических очагов в случае их появления. Они направлены на повышение невосприимчивости населения к инфекционным заболеваниям. Это достигается улучшением условий труда и быта, физическим воспитанием и закалкой, а также созданием иммунитета среди населения при помощи профилактических прививок. Последние явля­ются эффективным средством предупреждения и распространения инфекцион­ных болезней, поскольку создают большую прослойку лиц, устойчивых к наи­более угрожаемым инфекциям.

В мирное время прививки проводят против инфекций, распространённых в данной местности или в отношении которых имеется угроза заноса извне. В условиях, когда резко нарушаются бытовые условия населения, должны быть увеличены численность прививаемых и число компонентов, входящих в вакцины.

В случае появления инфекционных заболеваний противоэпидемичес­кие мероприятия включают:

Раннее выявление источников и путей передачи инфекции, контактных лиц и наблюдение за ними.

Изоляцию инфекционных больных.

Карантинные и дезинфекционные мероприятия;.

Проведение экстренной профилактики населения антибиотиками (предохранительные прививки), а после установления характера заболевания и его возбудителя - специфической профилактики;

Доставка больным и подвергнутым карантину воды, питания и одежды;

Противоэпизоотические и противоэпифитотические профилактические мероприятия;

Задача состоит в том, чтобы не допустить дальнейшего рас­пространения инфекционных заболеваний и как можно быстрее ликвидировать их. При возникновении очагов бактериологического заражения проведение противоэпидемических мероприятий значительно усложняется, а перечень их расширяется. Работы по ликвидации очага бактериологического заражения включают:

Бактериологическую разведку;

Определение вида возбудителей инфекционных заболеваний;

Установление карантина или обсервации;

Проведение мероприятий по выявлению, госпитализации и лечению заболевших.

При установлении бактериологического заражения немедленно вводится карантин, ещё до определения вида возбудителя.

Карантин - система общегосударственных мер, предусматривающих проведение режимных, административно-хозяйственных мероприятий, направленных на локализацию в нем инфекционных заболеваний.

Цель карантина - полная изоляция очага заражения и ликвидация в нем
возникших инфекционных заболеваний
. Карантин может объявляться с целью
предупреждения инфекционных заболеваний, когда возбудитель не установлен, но имеются характерные признаки заболевания.

При установлении карантина, проводимые при обсервации мероприятия,
усиливаются дополнительными режимными мероприятиями:
- на внешних границах зоны карантина устанавливается вооруженная
охрана, организуется комендантская служба и патрулирование для
обеспечения в районе карантина установленного порядка и режима в
организации питания, охране водоисточников и др.;

В населенных пунктах и на объектах организуется внутренняя
комендантская служба, организуется охрана инфекционных изоляторов и
больниц, контрольно-передаточных пунктов и др.;

Из районов карантина выход людей, вывоз животных запрещен без особого
разрешения, въезд на территорию карантина разрешается лишь специальным
формированиям и специальному транспорту;

Транзитный проезд транспорта запрещается (исключение может быть
составлено лишь для ж/дорожного транспорта);

Объекты народного хозяйства, продолжающие свою деятельность, переходят
на особый режим работы со строгим выполнением противоэпидемических
требований;
- население в зоне карантина разобщается на мелкие группы.

Продукты питания, вода, предметы первой необходимости доставляются специальными командами . При выполнении работ вне зданий люде должны быть в средствах индивидуальной защиты (СИЗ). Проводятся подворные обходы и обследования отдельных профессиональных групп с целью раннего и активного выявления больных. Больные изолируются в специально выделенные для этого лечебные учреждения с соблюдением строгого противоэпидемического режима. Контактные изолируются в специально выделенные помещения. Проводятся дезинфекционные, дезинсекционные и дератизационные мероприяти я на всей территории очага, экстренная профилактика.
Для общего руководства и контроля за проведением мероприятий в очаге
создается Чрезвычайная противоэпидемическая комиссия (ЧПК).
При выявлении карантина сразу определяют границы очага с учетом механизма передачи возбудителя, экологии переносчиков, результатов контаминации объектов окружающей среды и проводят обсервационные мероприятия .

Карантин может быть заменен обсервацией при таких инфекциях, как бруцеллез, брюшной тиф, риккетсиозы, энцефаломиелиты лошадей, глубокие микозы, т.е. инфекциях, при которых человек не является источником инфекции или возбудитель не относится к возбудителям особо опасных инфекций.

Обсервация - система мероприятий, предусматривающих проведение ряда изоляционно-лечебно-профилактических мер, направленных на предупреждение распространения инфекционных заболеваний.

Обсервацией не предусматривается оцепление очага, хотя выход населению и вход на территорию обсервации ограничивают. Обсервация вводится также в районах, непосредственно соприкасающихся с границей карантинной зоны.

При обсервации осуществляют противоэпидемические и лечебно-профилактические мероприятия:

Ограничение выезда, въезда и транзитного проезда всех видов транспорта через обсервационную территорию;

Обеззараживание объектов внешней среды;

Активное раннее выявление инфекционных больных, их изоляция и госпитализация;

Проведение санитарной обработки пораженного населения;

Проведение экстренной профилактики среди лиц, подвергшихся угрозе заражения;

Усиление медицинского контроля за проведением санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;

Усиление ветеринарно-бактериологического контроля за зараженностью сельскохозяйственных животных и продуктов животноводства;

Введение противоэпидемического режима работы медицинских учреждений.

Важное значение для предупреждения развития инфекционных заболеваний имеет экстренная и специфическая профилактика .

Экстренная профилактика проводится при возникнове­нии опасности массовых забо­леваний, но когда вид возбу­дителя еще точно не опреде­лен .

Она заключается в приеме населением антибиотиков, сульфаниламидных и других лекарственных препаратов . Средства экстренной профилактики при своевременном их использовании по предусмотренным заранее схемам позво­ляют в значительной степени предупредить инфекционные заболевания, а в слу­чае их возникновения - облегчить их течение.

Экстренная профилактика подразделяется на общую и специальную . До установления вида микроорганизма в зоне катастрофы в течение 2-5 суток проводится общая экстренная профилактика с помощью антибиотиков или химиопрепаратов широкого спектра действия. Основным средством такой профилактики является доксициклин, резервными - рифампицин, тетрациклин, сульфатен. После установления вида возбудителя и определения его чувствительности к антимикробным препаратам начинают специальную экстренную профилактику , т.е. применяют антимикробные средства, оказывающие избирательное действие на определенный вид этиологического агента с учетом его чувствительности к препарату. Продолжительность специальной экстренной профилактики зависит от нозологической формы инфекционного заболевания (срока инкубационного периода), свойств используемых антимикробных препаратов, а также применявшейся ранее общей экстренной профилактики.

Специфическая профилактика – создание искусственного иммунитета (невосприимчивости) путем предохранительных прививок (вакцинации) - прово­дится против некоторых болезней (натуральная оспа, дифтерия, туберкулез, полиомиелит и др.) постоянно, а против других - только при появлении опас­ности их возникновения и распространения (столбняк, бешенство).

Повысить устойчивость населения к возбудителям инфекции возможно пу­тем массовой иммунизации предохранительными вакцинами , введением спе­циальных сывороток или гамма-глобулинов . Вакцины представляют собой уби­тых или специальными методами ослабленных болезнетворных микробов, при введении которых в организм здоровых людей у них вырабатывается состояние невосприимчивости к заболеванию. Вводятся они разными способами: подкож­но, накожно, внутрикожно, внутримышечно, через рот (в пищеварительный тракт), путем вдыхания.

Для предупреждения и ослабления инфекционных заболеваний в порядке са­мопомощи и взаимопомощи рекомендуется использовать средства, содержащи­еся в аптечке индивидуальной АИ-2.

В очаге инфекционного заболевания не обойтись без дезинфекции, дезинсекции и дератизации.

Дезинфекция проводится с целью уничтожения или удаления микробов и иных возбудителей с объектов внешней среды, с которыми может соприка­саться человек. Для дезинфекции применяют растворы хлорной извести и хло­рамина, лизол, формалин и др. При отсутствии этих веществ используется горя­чая вода с мылом или содой.

Дезинсекция проводится для уничтожения насекомых и клещей - переносчиков возбудителей инфекционных заболеваний. С этой целью ис­пользуются различные способы: механический (выколачивание, встряхивание, стирка), физический (проглаживание утюгом, кипячение), химический (приме­нение инсектицидов - хлорофоса, тиофоса, ДДТ и др.), комбинированный. Для защиты от укуса насекомых применяют отпугивающие средства (репелленты), которыми смазываются кожные покровы открытых частей тела.

Дератизация проводится для истребления грызунов – переносчиков возбудителей инфекционных заболеваний. Она проводится чаще всего с помо­щью механических приспособлений и химических препаратов.

Таким образом, противоэпидемическая работа в ЧС является одной из составных частей общегосударственной системы экстренной медицинской помощи населению. Руководящими органами службы медицины катастроф на федеральном, региональном и территориальном уровнях являются соответствующие межведомственные координационные комиссии и центры медицины катастроф. На местном и объектовом уровнях функции комиссий возлагаются на штабы медицинской службы гражданской обороны.

Общие принципы охраны здоровья населения и поддержания его трудоспособности:

Оказывается квалифицированная специализированная медицинская помощь и проводится комплекс мероприятии по предупреждению возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Система противоэпидемических мероприятий базируется на данных санитарно-эпидемиологической разведки территории населенных пунктов и прилегающих зон.

Санитарно-эпидемиологическая разведка проводится для того, чтобы понять причины возникновения и развития в конкретных условиях эпидемического очага, а также разработать комплекс мероприятий по его ликвидации. Ее основные задачи сходны с задачами бактериологической разведки. Бактериологическая разведка осуществляется для подтверждения факта применения биологического оружия, оценки эпидемической обстановки и отбора проб для проведения индикации . В результате бактериологической разведки должны быть установлены и обозначены ориентировочные границы очага заражения и ориентировочная площадь зараженной территории, определены численность находящегося на ней населения, объем и характер мероприятий по ликвидации очага и предупреждению распространения инфекционных болезней. В случае выявления высококонтагиозных инфекций проводится экстренная профилактика, цель которой - предупреждение возникновения инфекционных заболеваний среди людей.

Санитарно-эпидемиологическая разведка - это временное получение достоверных сведений о санитарно-эпидемиологическом состоянии территории, входящей в зону ЧС.

Она проводится санитарно-эпидемиологической службой в целях выявления условий, влияющих на санитарно-эпидемиологическое состояние зоны ЧС и пострадавшего населения.

Организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в районах ЧС возлагается на территориальные Центры госсанэпиднадзора РФ . Они работают в тесном взаимодействии со штабами гражданской обороны чрезвычайной ситуации (ГОЧС) административной территории.

С целью своевременного и эффективного проведения комплекса санитарно-гигиенических, профилактических и противоэпидемических мероприятий при катастрофах в рамках единой Российской системы предупреждения и ликвидации ЧС создан ряд специализированных формирований, в которые входят:

Оперативные противоэпидемические бригады (ОПЭБ),

Противоэпидемические бригады постоянной готовности (ПЭБПГ),

Санитарно-профилактические отряды (СПО),

Бригады экстренной санитарно-профилактической помощи (БЭСПП),

Инфекционные бригады экстренной специализированной медицинской помощи (инфекционные БЭСНМП),

Специализированные противоэпидемические бригады (СПЭБ)

Группы эпидемиологической разведки (ГЭР).

Общее руководство мероприятиями в ЧС при возникновении очага опасных инфекционных заболеваний или инфекции, на которую распространяются Международные медико-санитарные правила, осуществляет Санитарно-противоэпидемическая комиссия (СПК) , создаваемая решением администрации района, города, области, края или республики в составе Российской Федерации. СПК возглавляет Глава администрации, заместитель председателя СПК - руководитель органа здравоохранения региона.

В состав СПК входят представители силовых структур (МВД, МО, ФСБ), МПС, гражданской авиации, сельского хозяйства, транспорта и другие заинтересованные ведомства.

Основные функции СПК:

Осуществление общего руководства и контроль за своевременным и полным выполнением мероприятий по локализации и ликвидации очага заболеваний с сохранением хозяйственной деятельности на данной территории;

Решение вопроса о наложении карантина в связи с эпидемиологическим неблагополучием;

Утверждение плана ликвидации очага заболеваний и контроль за его выполнением;

Периодическое заслушивание на заседаниях докладов начальников оперативных групп и других специалистов, ответственных за выполнение мероприятий по ликвидации очага инфекционных заболеваний;

Подготовка и представление донесений в вышестоящие органы;

Оказание всемерной административной и практической помощи в осуществлении мероприятий, предусмотренных планом;

Мобилизация необходимых сил и средств для проведения противоэпидемических мероприятий;

Решение вопроса о снятии карантина по завершении противоэпидемических мероприятий, предусмотренных планом;

Мобилизация необходимых сил и средств для проведения противоэпидемических мероприятий и ликвидации очага.

Эпидемический очаг катастрофы - территория, на которой в определенных границах времени и пространства произошло заражение людей возбудителем инфекционной болезни.

Границы очага определяются наличием инфекционных больных и возможностью реализации путей передачи возбудителя; коммунально-бытовым благоустройством и санитарно-гигиеническими условиями жизни людей в зоне катастрофы и местах размещения эвакуируемого населения.

В зоне катастрофы предусмотрен определенный порядок обследования эпидемических очагов :

1. Проводят анализ динамики и структуры заболеваемости по эпидемиологическим признакам, т.е. выделяют превалирующую группу инфекций и определяют ведущий путь передачи возбудителя.

2. Уточняют эпидемиологическую ситуацию среди населения, оставшегося в зоне катастрофы, в месте его размещения.

3. Проводят визуальное и лабораторное исследования проб внешней среды. Выявляют возможные объекты народного хозяйства, которые усугубляют санитарно-гигиеническую и эпидемиологическую обстановку (например, разрушенная канализация, затопленное кладбище, выброс производственных отходов в виде СДЯВ). На основании полученных материалов устанавливают причино-следственные связи и делаются выводы о возможном типе возникшей эпидемии.

Распознавание проявлений эпидемического процесса и факторов, определяющих заболеваемость населения инфекционными болезнями в ЧС, составляет основное содержание эпидемиологической диагностики.

При постановке эпидемиологического диагноза в очаге инфекции в ЧС эпидемиолог решает следующие основные вопросы:

Возникший очаг завозного или местного происхождения;

Появившиеся заболевания единичны или множественные, возникли одномоментно или растянуты во времени, имеется ли фактор носительства возбудителя;

Имеется ли связь заболеваний с общим источником инфекции или общими путями и факторами передачи возбудителя, каков характер этой связи;

Каковы границы очага, т.е. круг инфицированных объектов окружающей среды и число лиц, подвергшихся риску заражения и заболевания в очаге;

Имеют ли место природные и социальные процессы, детерминирующие пути и факторы передачи возбудителя.

При ЧС с осложненной эпидемиологической обстановкой профилактические и противоэпидемические мероприятия проводятся по трем основным направлениям :

Предупреждение распространения инфекционных болезней в зоне катастроф и ликвидация эпидемических очагов;

Предупреждение заноса инфекционных заболеваний в район катастроф;

Предупреждение выноса инфекционных болезней из района.

В самом очаге противоэпидемические мероприятия в отношении опасных инфекционных заболеваний осуществляются по единым принципам:

Организация выявления, госпитализации и лечения больных опасными заболеваниями;

Первичная изоляция больного;

Установление диагноза, эвакуация, последующая госпитализация, лечение;

Сигнализация (экстренное извещение) о выявленном больном;

Эпидемиологическое обследование очага (вспышки);

Карантинные или ограничительные мероприятия;

Выявление, обследование, изоляция и наблюдение за лицами, контактирующими с больными;

Проведение дезинфекции и дератизации в эпидемических очагах;

Проведение экстренной и специфической профилактики;

Санитарная экспертиза пищевых продуктов и питьевой воды;

Провизорная госпитализация и обследование всех подозреваемых на заболевание;

Выявление умерших, исследование и захоронение трупов;

Санитарно-просветительная работа.

Заключение:

Чрезвычайные ситуации, как правило, затрагивают большие массы населения на обширных территориях, и велика вероятность появления большого числа пораженных, нуждающихся в экстренной помощи. В этой ситуации предотвращению жертв может способствовать только комплекс мероприятий по медицинской защите населения, включающий в себя лечебно-эвакуационные, санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия. При этом эти мероприятия должны выполняться в максимально сжатые сроки и специальными, профессионально подготовленными формированиями, которыми и являются формирования медицинской службы гражданской обороны. Но кроме этого большую роль в оказании помощи пострадавшим играет само население пораженных территорий (само- и взаимопомощь), поэтому возрастает необходимость в обучении населения основам гражданской обороны.

Успех ликвидации инфекционного очага во многом определяется активными действиями и разумным поведением всего населения. Каждый должен строго выполнять установленные режим и правила поведения на работе, на улице и дома, постоянно выполнять противоэпидемические и санитарно-гигиенические нормы.

Санитарно-гигиенические мероприятия

Комплекс санитарно-гигиенических мероприятий представляет собой систему организационных, санитарно-технических, медицинских, административных и других мер, осуществление которых обеспечивает поддержание санитарного благополучия, сохранения здоровья. Это достигается:

· Проведением санитарного надзора за условиями производственной деятельности, выполнение норм и правил размещения, питания, водоснабжения, банно-прачечного обслуживания, захоронения погибших и умерших, а также гигиенической экспертизы продовольствия и питьевой воды;

· Комплексом мероприятий по предупреждению заноса, возникновения и массового распространения инфекционных заболеваний среди населения, локализации и ликвидации эпидемических очагов.

Санитарно-гигиенические мероприятия разрабатываются, планируются и осуществляются в зависимости от условий обстановки, характера зоны ЧС и инфекционной заболеваемости. Использование санитарно-гигиенических сил и средств определяется планом медико-санитарного обеспечения в ЧС и осуществляется на основе единых принципов, главными из которых являются:

· Приближение сил и средств к зоне ЧС и обеспечиваемым контингентам населения;

· Сосредоточение основных усилий, сил и средств по подержанию санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обеспечение деятельности объектов хозяйствования;

· Постоянная готовность к работе в эпидемических очагах, своевременный маневр силами и средствами, создание и своевременное восполнение резерва, для решения внезапно возникших задач.

Выделяют четыре основных периода деятельности медицинской службы по осуществлению санитарно-гигиенических мероприятий в зоне ЧС:

1. Период повседневной деятельности (подготовительный период);

2. Период проведения санитарно-гигиенических мероприятий при ликвидации медицинских последствий зоны ЧС;

3. Период полного развертывания сил и средств;

4. Период ликвидации отдаленных последствий ЧС.

1. В подготовительный период проводится планомерная и целенаправленная подготовка сил и средств к действиям в ЧС. Организуется взаимодействие с заинтересованными министерствами и ведомствам.

На формирование и динамику санитарно-гигиенической обстановки при ЧС влияет ряд факторов:

· Резкое изменение экологических условий, интенсивные миграции различных групп населения, возникновение новых мест размножения грызунов, нарушение экологического равновесия в существующих природных очагах болезней и увеличение контакта населения с ним;

· Разрушение объектов санитарно-гигиенического коммунального предназначения;

· Изменение восприимчивости людей к инфекционным заболеваниям;

· Нередко паническое распространение слухов об угрозе эпидемий, затрудняющих организацию и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

2. В период проведения санитарно-гигиенических мероприятий в зоне ЧС предусматривается:

· Включение специалистов профилактического профиля в оперативную группу;

· Осуществление санитарно-гигиенической разведки;

· Взаимодействие с санитарно-эпидемическими учреждениями всех уровней, министерств и ведомств;

· Доведение принятых решений до всех сил участвующие в проведении АВР;

· Участие в решении вопросов размещения, питания и водоснабжения, сбора и удалении отходов и мусора, развертывание санитарных пропускников;

· Обследование водоисточников, водозаборных пунктов с выдачей рекомендаций по улучшению качества питьевой воды, санитарного состояния средств доставки воды;

· Обследование продовольственных пунктов и проведение экспертизы продовольствия;

· Обследование промышленных объектов, которые могут стать источниками вторичного поражения АХОВ, биологическими средствами, радиактивными веществами и т.д.;

· Организация лабораторного исследования работников питания и водоснабжения в ЛПУ и на пунктах общественного питания.

3. На этапе полного развертывания сил и средств и налаживания объема, спасательных и восстановительных работ в зоне ЧС особую важность приобретает налаживание взаимодействия всех сил служб и ведомств, от эффективной работы которых зависит поддержание санитарно-эпидемиологического благополучия.

Проводятся следующие мероприятия:

· Ежедневная оценка динамики санитарно-гигиенического состояния зоны ЧС,

· Устраняются выявленные недостатки в работе;

· Уточняются вопросы взаимодействия;

· Уточняются с коммунальными службами сроки и объем мероприятий по восстановлению инженерных сетей, по сбору и ликвидации отходов и строительного мусора, производится обмен информацией о качестве воды, подаваемой пострадавшим, населению и контингенту проводящие АВР. Ставятся задачи.

· Согласовывается совместное участие специалистов коммунальных служб и специалистов СЭУ в экспертизе разрушенной системы водоснабжения, оговаривается порядок помощи в восстановительных работах;

· Ужесточается контроль снабжения доброкачественной водой, продовольствием, обеспеченностью теплыми вещами, за условиями размещения, быта, сбора отходов, удалением и утилизацией бытового мусора и отходов, работой продовольственных пунктов и пунктов водоснабжения, средств доставки воды, работой санитарных пропускников, захоронением трупов людей и животных;

· Контроль состояния окружающей среды (определение наличия АХОВ в воздухе, в почве, в воде, продуктах).

4. Особенности периода ликвидации отдаленных последствий ЧС определяются масштабом причиненного ущерба и объемом проводимых восстановительных работ, санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим состоянием, а также адекватным характером осуществляемых в этих условиях санитарных и гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Приказом МЗ РФ от 31.05.2005г. № 376 определен порядок представления внеочередных донесений о возникновении ЧС санитарно-эпидемиологического характера.

· Лечебно-профилактическое учреждение независимо от формы собственности направляет внеочередное донесение о возникновении чрезвычайной ситуации в течение 2 часов после установления факта чрезвычайной ситуации в Центр гигиены и эпидемиологии, подведомственный Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и информирует муниципальный орган управления здравоохранением.

· Муниципальный орган управления здравоохранением в срок не позднее 2-х часов после получения донесения о возникновении чрезвычайной ситуации информирует орган управления здравоохранением субъекта Российской Федерации о возникновении чрезвычайной ситуации.

· Центр гигиены и эпидемиологии, подведомственный Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в срок не позднее 2-х часов после получения донесения лечебно-профилактического учреждения о возникновении чрезвычайной ситуации представляет внеочередное донесение о возникновении чрезвычайной ситуации в территориальный отдел территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

· Региональное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъекту Российской Федерации направляет внеочередное донесение о возникновении чрезвычайной ситуации в срок не позднее 24 часов после установления факта чрезвычайной ситуации в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

· Донесения о выявлении случаев ВИЧ-инфекции представляется региональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъекту Российской Федерации в Федеральный научно-методический центр по профилактике и борьбе со СПИДом.

· Региональное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъекту Российской Федерации ежедневно информирует Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о проводимых мероприятиях по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации.

· Окончательное донесение о возникновении чрезвычайной ситуации направляется региональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам Российской Федерации в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека почтой не позднее, чем через 10 дней после ликвидации чрезвычайной ситуации.

5. Специальные положения.

Ответственным за организацию и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в зоне ЧС является главный врач регионального Управления Роспотребнадзора» на участке обслуживания, которого произошла ЧС.

Санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия на месте ЧС осуществляются силами бригады, формируемой главным врачом на участке обслуживания которого произошла ЧС.

Состав бригады определяется главным врачом исходя из характера аварии, рода перевозимого потерпевшим крушение поездом груза и местных условий.

Главный врач регионального Управления Роспотребнадзора по является старшим санитарным врачом на месте ЧС. Ему оперативно подчиняются все силы и средства санитарно-гигиенического и противоэпидемического обеспечения, участвующие в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, независимо от ведомственной подчиненности.

Его указания по вопросам санитарии и гигиены, противоэпидемического режима и безопасного проведения аварийно-восстановительных работ являются обязательными для исполнения всеми должностными лицами, принимающими в них участие.

На него возлагаются следующие задачи:

· сбор и анализ информации о характере аварии и роде перевозимого потерпевшим крушение поездом груза;

· определение состава сил и средств санитарно-гигиенического и противоэпидемического обеспечения, необходимого для своевременного и качественного обеспечения ликвидации последствий аварии;

· определение мест развертывания сил и средств санитарно-гигиенического и противоэпидемического обеспечения в районе аварии;

· определение перечня исследований и их количества, объектов (участков местности), с которых берутся материалы для исследований;

· разработка и оформление в письменном виде предложений по безопасному проведению АВР в зависимости от условий аварии (крушения), соблюдению санитарного режима в зоне их проведения и доведение их до руководства АВР;

· разработка предложений по восстановлению экологического благополучия в зоне аварии (крушения);

· руководство работой и организация взаимодействия всех сил и средств санитарно-гигиенического и противоэпидемического обеспечения в районе аварии и анализ результатов их работы;

· контроль за санитарно-гигиеническим и эпидемиологическим состоянием территорией, условиями размещения, питания и водоснабжения ликвидаторов аварии;

· своевременное, полное и объективное информирование руководства АВР и региональной дирекции медицинского обеспечения о санитарно-гигиеническом и эпидемиологическом состоянии района аварии (крушения) и необходимом усилении.

Бригада регионального филиала Роспотребнадзора предназначена для проведения гигиенических, токсикологических, радиологических и других исследований в зоне ЧС. Бригада работает под руководством главного врача и выполняет только его указания.

На нее возлагаются следующие задачи:

· осуществление забора проб с объектов и участков территории в соответствии с указаниями главного врача;

· экспресс-анализ отобранных проб и выдача результатов главному врачу для разработки предложений руководству;

· проведение дезинфекционных мероприятий в районе проведения аварийно-восстановительных работ и мероприятий по защите людей от насекомых и грызунов.

В случае поражения людей, в результате ЧС или при проведении аварийно-восстановительных работ токсическими и другими опасными для здоровья факторами, региональные отделы Управления Роспотребнадзора совместно разрабатывают санитарно-гигиенические характеристики места работ по каждому пострадавшему с учетом вида поражающего фактора, его концентрации в зоне ЧС, времени нахождения пострадавшего в опасных условиях, интенсивности работы и степени защиты его от влияния опасного реагента.

По окончании АВР главный врач регионального отдела Управления Роспотебнадзора составляют отчет о проделанной работе с подробным анализом обстановки в зоне ЧС, ее динамики и действий всех должностных лиц в зоне ЧС по соблюдению санитарных и экологических норм. Отчет сопровождается результатами лабораторных исследований.

Краткая справка по этим вопросам направляется в адрес начальника службы медицины катастроф.

Санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия являются одним из основных видов деятельности здравоохранения в ЧС. Они представляют собой систему мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья населения, повышение его дееспособности, а также на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Аварии, катастрофы и стихийные бедствия могут оказывать отрицательное влияние как непосредственно на человека, так и на окружающую среду, составляющую основу его существования.

Возможны обширные разрушения зданий и сооружений, выход из строя сетей и сооружений коммунального хозяйства, в частности водопроводной и канализационной систем города, что приведет к сильному загрязнению территорий города, затруднит соблюдение населением элементарных санитарных правил. Разложение трупов погибших животных повлечет за собой загрязнение почвы, воды, воздуха, а в летнее время вызовет появление мух, крыс и т.п.

При авариях, катастрофах и стихийных бедствиях могут разрушаться или повреждаться радиационно-, химически- и биологически-опасные объекты с выбросом аварийно-химически опасных, отравляющих, радиоактивных веществ и бактериальных средств. И, как следствие, заражение территории, источников водоснабжения, запасов продовольствия, что затруднит снабжение населения продовольствием и доброкачественной водой.

Все это будет способствовать росту заболеваемости населения.

Санитарно-гигиенические мероприятия - комплекс этих мероприятий включает, прежде всего, осуществление медицинского контроля за размещением населения, водоснабжением, банно-прачечным обслуживанием (включая санитарную обработку), а также организацию санитарно - просветительской работы.

Из всего сложного перечня санитарно-гигиенических мероприятий в ЧС наибольшее значение имеют:

    защита продовольствия и воды;

    санитарная обработка населения.

Под защитой продовольствия понимается совокупность мероприятий, направленных на предохранение пищевых продуктов от заражения аварийно-химически опасными, отравляющими, радиоактивными веществами и бактериальными средствами.

Ответственность за проведение мероприятий по защите продовольствия возлагается на руководителей соответствующих пищевых объектов.

Санитарно-гигиенические мероприятия охватывают следующие основные вопросы:

        строгое соблюдение работниками пищевых объектов правил личной гигиены;

        регулярный санитарно-гигиенический контроль за:

          качеством продовольствия, режимом хранения и переработки его, за состоянием тары и упаковки;

          санитарным состоянием водоисточников, водопроводной сети и воды;

          проведением мероприятий по благоустройству территорий;

          повседневным улучшением санитарного состояния предприятий общественного питания, а также продовольственных магазинов, ларьков, рынков;

          обеспечением пищевых объектов, баз, складов и др. необходимым количеством средств дегазации, дезактивации и дезинфекции.

Водопроводы централизованного водоснабжения надежно защищены от заражения. Местные же источники (колодцы, резервуары и индивидуальные запасы) требуют дополнительных мер защиты (охрана, дополнительное оборудование и др.).

Обеззараживание (обезвреживание) очень сложно и трудоемко, поэтому основные усилия необходимо сосредоточить на проведении защитных мероприятий.

В обязанности органов здравоохранения входит осуществление санитарного контроля за качеством питьевой воды, в частности:

    санитарное обследование водоисточника и оценка качества воды в нем;

    лабораторный контроль за полнотой очистки и обеззараживания воды;

    медицинский контроль за персоналом, обслуживающим водоочистные установки;

    обеззараживание воды в шахтных колодцах;

    обеспечение населения и личного состава аварийно-спасательных формирований средствами обеззараживания индивидуальных запасов воды;

    санитарный надзор за резервуарами и другими хранилищами воды.

Радиоактивные вещества (РВ), отравляющие вещества (ОВ), аварийно химически опасные (АХОВ) и бактериальные средства (БС) могут заражать людей. Поэтому исключительно важное значение имеют организация и проведение специальной обработки населения, которая включает дезактивацию, дегазацию, и дезинфекцию одежды, обуви и средств индивидуальной защиты.

К санитарно-гигиеническим мероприятиям относится своевременная очистка населенных пунктов от мусора и нечистот; содержание выгребных ям, уборных, мусорных ящиков в хорошем санитарном состоянии. Обеспечение работы бань, парикмахерских и других учреждений коммунально-бытового обслуживания и поддержание в них санитарного порядка.

Важное значение имеет проведение среди населения санитарно-просветительной работы, разъяснение причин возникновения инфекционных болезней и мер по их предупреждению.

Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия

В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории РФ, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.


Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия подлежат включению в разрабатываемые федеральные целевые программы охраны и укрепления здоровья населения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Они проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.


Санитарная охрана территории РФ направлена на предупреждение заноса на территорию РФ и распространения на территории РФ инфекционных заболеваний, представляющих опасность для населения, а также на предотвращение ввоза на территорию РФ и реализации на территории РФ товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека (далее - опасные грузы и товары).


Не допускаются к ввозу на территорию РФ опасные грузы и товары, ввоз которых на территорию РФ запрещен законодательством РФ, а также грузы и товары, в отношении которых при проведении санитарно-карантинного контроля установлено, что их ввоз на территорию РФ создаст угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний или массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).Для санитарной охраны территории РФ в пунктах пропуска через Государственную границу РФ вводится санитарно-карантинный контроль.


Производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.


Больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством РФ. Лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных заболеваний, если они могут явиться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями производства, в котором они заняты, или выполняемой ими работой, при их согласии временно переводятся на другую работу, не связанную с риском распространения инфекционных заболеваний.


При невозможности перевода на основании постановлений главных государственных санитарных врачей и их заместителей они временно отстраняются от работы с выплатой пособий по социальному страхованию. В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры.


Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны обеспечивать условия, необходимые для своевременного прохождения медицинских осмотров работниками. Работники, отказывающиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе. Данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки и учету лечебно-профилактическими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор.


Профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством РФ для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Гигиеническое воспитание и обучение

Гигиеническое воспитание и обучение граждан обязательны, направлены на повышение их санитарной культуры, профилактику заболеваний и распространение знаний о здоровом образе жизни.


Гигиеническое воспитание и обучение граждан осуществляются:
1. в процессе воспитания и обучения в дошкольных и других образовательных учреждениях;
2. при подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников посредством включения в программы обучения разделов о гигиенических знаниях;
3. при профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.

Особенности лицензирования отдельных видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека

Отдельные виды деятельности, представляющие потенциальную опасность для человека, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством РФ.


Обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам следующих представляющих потенциальную опасность для человека видов деятельности:
1. производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
2. производство табачных изделий;
3. производство лекарственных средств;
4. производство дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств;
5. медицинская и фармацевтическая деятельность;
6. деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний;
7. деятельность, связанная с использованием источников ионизирующего излучения;
8. деятельность в области обращения с ядерными материалами и радиоактивными веществами;
9. деятельность по обращению с опасными отходами;
10. образовательная деятельность.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: