Социальная санкция — реакция общества или социальной группы на поведение индивида в общественно значимой ситуации. Понятие социального контроля, его функции. Общие гипотезы теоретико-поведенческой социологии

Поведение- это совокупность движений, актов и действий человека, которые могут наблюдать другие люди, а именно те в чьем присутствии они совершаются.

Основные элементы социального поведения - потребности, мотивы и ожидания. Единица поведения-поступок. Потребность - это осознаваемое и переживаемое состояние человека нужды, в чем- либо.

Иерархия потребностей : физиологические потребности, Экзистенциональные; социальные; потребности в уважении; потребности в самоутверждении. Удовлетворение первого вида потребностей влечет за собой необходимость в удовлетворении следующего вида потребностей.

Мотивы - это желание человека, побуждение его к деятельности, направленной на удовлетворение определенных потребностей, а также совокупность причин, внутренних и внешних условий, вызывающих те или иные поступки людей.

Социальные ценности - это то, что призван удовлетворять индивидуальные, групповые или общественные потребности. Личность- это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и материально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.

15 Социальный Контроль

Это особый механизм соц. Регуляции поведения и поддержания общ-го порядка.

2 элемента соц. Контроля :

1 нормы- предписание того, как правильно нужно вести себя в общ-ве.

2 санкции – ср-во поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать соц. Нормы.

2 формы ценностей : внутренние (ценностная ориентация), внешние (имеют общие основания с нормами).

Соц. Предписание – запрет или разрешение что-либо делать, обращение к индивиду или группе, выраженное в любой форме.

2 формы соц. Конр-ля : охранительная и стабилизирующая.

Соц. Нормы – предписании, Требования, пожелания и ожидания соответствующего поведения.

Типы норм:

1 возникающие и существующие только в малых группах(групповые привычки-семья, рабочая бригада)

2 нормы в больших группах или в общ-ве в целом (общие правила- обычаи, традиции, монеры поведения).

Нормы делятся на: привычки, обычаи, традиции, нравы, законы, убийства.

Ф-ции норм:

Регулируют общий ход социализации

Контролируют отклонения поведения

Служат образцами, эталонами поведения

Итегрируют индивидов группы.

Нормы проявляют себя как:

Стандарты поведения(обязанности)

Ожидание поведения (реакция от др. людей)

Нормы – правила поведения, а ценности – абстрактные понятия о том, что есть добро, зло и т. Д.

Соц. Санкции – наказание и поощрение – охранники норм, разветвленная сис-ма вознаграждений за выполнение норм, т. Е. конформизм, за согласие с ними и наказаний за отклонение от них, т. Е. девиантность.

Конформизм – внешнее согласие с общепринятым.

4 типа санкций : позитивные, негативные, формальные, неформальные.

Самоконтоль – проблема сугубо социологическая ибо степень его развития хар-ет преобладающий в общ-ве соц. Тип людей и складывающуюся форму гос-ва.

Агенты фор-го и нефор-го контроля:

Внешний контроль – сов-ть институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов.

Нефор-ный контроль (родственники, друзья, общ-во), фор-ный кон-ль (официальные органы власти, администрация).

Методы кон-ля: жесткие, мягеие, прямые, косвенные, общие, детальные.

Социальные нормы составляют один из элементов механизма регуляции отношений индивида и общества, который называется социальным контролем. На первых уроках курса мы говорили о том, что общество представляет собой сложную систему, включающую в себя множество различных элементов. Целенаправленное воздействие этой системы на поведение людей с целью укрепления порядка и стабильности обеспечивается социальным контролем. Как работает механизм социального контроля?

Любая деятельность включает в себя разнообразные действия, и каждый человек совершает их множество, вступая в активное взаимодействие с социальной средой (с обществом, социальными общностями, общественными институтами и организациями, государством, другими индивидами). Все эти действия, отдельные поступки, поведение человека находятся под контролем окружающих его людей, групп, общества. Пока эти действия не нарушают общественного порядка, существующих социальных норм, этот контроль незаметен, его как будто нет. Однако стоит нарушить установленные обычаи, правила, отступить от образцов поведения, которые приняты в обществе, и социальный контроль проявляет себя. Один человек перебежал улицу перед движущимся транспортом, второй закурил в кинозале, третий совершил хищение, четвертый опоздал на работу... Во всех этих случаях может последовать реакция других людей: замечания и иные проявления недовольства со стороны окружающих, соответствующие действия администрации, милиции, суда. Эта реакция окружающих обусловлена нарушением соответствующих социальных норм, правил, традиций. Люди, среагировавшие на приведенные ситуации, отражали установки общественного сознания (или общественного мнения), которое поддерживает порядок, охраняемый нормами. Именно поэтому с их стороны последовала реакция осуждения названных действий. Выражение недовольства, объявление выговора, наложение штрафа, наказание, выносимое судом,- все это санкции; наряду с социальными нормами они являются важнейшим элементом механизма социального контроля. Санкции означают либо одобрение и поощрение, либо неодобрение и наказание, нацеленные на поддержание социальных норм. Иными словами, санкции бывают либо позитивные, которые направлены на поощрение, либо негативные, направленные на пресечение нежелательного поведения. И в том и в другом случае их относят к формальным, если они применяются в соответствии с определенными правилами (например, награждение орденом или наказание по приговору суда), или неформальным, если они проявляются в эмоционально окрашенной реакции непосредственного окружения (друзей, родственников, соседей, сослуживцев).

Общество (большие и малые группы, государство) оценивает индивида, но и индивид оценивает общество, государство, самого себя. Воспринимая оценки, адресованные ему со стороны окружающих людей, групп, государственных институтов, человек принимает их не механически, а избирательно, переосмысливает через собственный опыт, привычки, усвоенные им ранее социальные нормы. И отношение к оценкам других людей оказывается у человека сугубо индивидуальным; оно может быть положительным и резко отрицательным. Вспомним сказанное в начале курса: человек постоянно сам себя оценивает, при этом самооценка может меняться в зависимости от зрелости личности и общественных условий, в которых она действует. Человек соотносит свои действия с одобряемыми им социальными образцами поведения при выполнении тех социальных ролей, с которыми он себя отождествляет.

Таким образом, наряду с высшим контролем со стороны общества, группы, государства, других людей, важнейшее значение имеет внутренний контроль, или самоконтроль, в основе которого лежат нормы, обычаи, ролевые ожидания, усвоенные индивидом.

В процессе самоконтроля большую роль играет совесть, т. е. чувство и знание того, что хорошо, а что плохо, что справедливо, а что несправедливо, субъективное сознание соответствия или несоответствия собственного поведения нравственным нормам. У человека, совершившего в состоянии возбуждения, по ошибке или поддавшись соблазну дурной поступок, совесть вызывает чувство вины, моральные переживания, желание исправить ошибку или искупить вину.

Способность осуществлять самоконтроль - ценнейшее качество личности, которая самостоятельно регулирует свое поведение в согласии с общепринятыми нормами. Самоконтроль - одно из важнейших условий самореализации личности, ее успешного взаимодействия с другими людьми.

Итак, важнейшими элементами механизма социального контроля являются социальные нормы, общественное мнение, санкции, индивидуальное сознание, самоконтроль. Взаимодействуя, они обеспечивают поддержание социально приемлемых образцов поведения и функционирование социальной системы в целом.

Источник задания: Задание 1_20. ЕГЭ 2018 Обществознание. Решение

Задание 20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предложенного списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Социальный контроль- механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления _____(А) и стабильности в обществе. Социальный контроль включает в себя два главных элемента: _______(Б) и социальные санкции. Санкции – это _______(В) со стороны остальных на поведение человека или группы. Они бывают формальными и неформальными, _______(Г). Форма социального контроля, по которой _______(Д) самостоятельно регулирует своё поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами, называется самоконтролем. Внешний контроль представляет собой совокупность ________(Е) и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов».

Список терминов:

1) социальная норма

2) внешние формы

3) институт

4) реакция

5) индивид

6) негативные и позитивные

7) социальные статусы

8) горизонтальные и вертикальные

9) порядок

Решение.

Вставим пропущенные слова в текст.

«Социальный контроль- механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка (А) и стабильности в обществе. Социальный контроль включает в себя два главных элемента: социальные нормы(Б) и социальные санкции. Санкции – это реакция (В) со стороны остальных на поведение человека или группы. Они бывают формальными и неформальными, позитивными и негативными (Г). Форма социального контроля, по которой индивид (Д) самостоятельно регулирует своё поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами, называется самоконтролем. Внешний контроль представляет собой совокупность институтов (Е) и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов».

Проверим правильность:

Одной из функций социального контроля действительно является укрепление порядка и стабильности в обществе.

Социальный контроль включает в себя социальные нормы и санкции - реакция общества. Санкции бывают позитивные и негативные.

Это способ саморегуляции социальной системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством социально-нормативного и правового регулирования. Стабилизирующая функция социального контроля заключается в воспроизводстве господствующего типа социальных отношений, социальных (групповых, классовых, государственных) структур. Целевая функция системы социального контроля, ее содержание и направленность зависят от исторически обусловленных, социально-экономических, социально-политических, социально-правовых характеристик данной социальной системы, ее места в процессе исторического развития сменяющих друг друга типов общества. Проблема социального контроля составляет часть, аспект центрального вопроса — о взаимоотношении индивида и общества, гражданина и государства.

В процессе социального контроля складываются отношения индивида и общества, которые, однако, более сложны, чем «подгонка» индивидуальных качеств под социальный стандарт. Здесь необходимо учитывать принципиальную особенность функционирования индивидуального сознания в механизме социального управления. Если на уровне общественного сознания социальная информация, ориентирующая действия людей в обществе, передается в виде целостных, внутренне недифференцированных стереотипов нормативно ориентированного поведения, его образцов, то на уровне индивидуального сознания появляется возможность расчленения целостного блока социальной информации (образца поведения) на информацию о целях действия, предлагаемых средствах их достижения. Следовательно, появляется возможность их сознательной оценки, принятия, отвержения или изменения.

В силу этого на уровне индивидуального сознания формируется возможность таких инноваций (новых позиций, ценностных ориентаций), которые, будучи включены в цикл функционирования социального контроля, могут изменить его характер. Это становится возможным в случае, если индивидуальная инновация получает общественное признание, завоевывает место в системе социальных ценностей. Социальное отношение, существующее в рамках механизма социального контроля между индивидом и обществом, не есть отношение контролирующего субъекта к контролируемому объекту, социальный контроль не есть лишь воздействие общества на индивида, но всегда и неизменно — процесс активного взаимодействия этих, хотя и взаимосвязанных, но различных по характеру элементов.

Индивид и общество (индивид и социальная группа) представляют собой исходные взаимодействующие составные элементы системы социального контроля. Социальный контроль — это процесс взаимодействия этих элементов. Соответственно в схему механизма социального контроля включаются два вида действий, а именно контролируемая деятельность индивидов и контролирующая деятельность общества, его социальных институтов и групп. Государственный (правовой, формальный) контроль определенным образом соотносится с социальным контролем, но не сводится к нему. Социальный контроль представляет собой регулирование социального поведения индивидов с позиций не только политических, правовых, но и других социальных институтов (образования, культуры, морали) иных общностей и групп.

Взаимодействие индивида и общества с точки зрения социального контроля выявляет внутреннюю противоречивость этого взаимодействия. Так. с одной стороны, человек не может обрести индивидуальность, приобрести, сформировать свои социальные качества и свойства вне или помимо общества, только усвоение социальных смыслов и значений позволяет сформироваться личности человека. Если индивид не является продуктом социальной и социокультурной среды, значит он — не человек. С другой стороны, индивидуальность — столь же неотъемлемое свойство человека как и его социальность, он не сможет сохранить и развить свою индивидуальность, если он всего лишь автоматически приспосабливается к образцам культуры. Если человек представляет собой лишь слепок социокультурной среды, значит он — не личность.

Элементы социального контроля

Динамическая модель социального контроля включает в себя следующие основные элементы: индивид; социальная общность (группа, класс, общество); индивидуальное (контролируемое) действие; социальное (контролирующее) действие. Индивидуальное действие и социальное действие соотносятся между собой как контролируемое и контролирующее действия, причем речь идет именно о взаимодействии, а не об однонаправленном контроле без обратной связи. Акт социального (группового) контролирующего действия, выступая в системе социального контроля в виде реакции на индивидуальное (контролируемое) поведение, в свою очередь сам выполняет функцию социального стимула (позитивного или негативного), предопределяющего характер последующих актов индивидуального действия, в силу чего теперь уже эти последние служат реакцией на социальные (контролирующие) действия.

Если индивид (индивидуальное действие) и (социальное действие) служат исходными взаимодействующими элементами системы социального контроля, то особенности такого взаимодействия зависят от ряда важных промежуточных социально-психологических переменных, характеризующих как индивида, так и противостоящую ему социальную группу. В их числе: социальная перцепция, установка восприятия, сквозь призму которой воспринимают социальную реальность, с одной стороны, индивид (индивидуальная перцепция) и, с другой стороны — социальная группа (групповая перцепция). От характера восприятия и оценки ситуации зависит далее формирующаяся на этой основе самооценка индивида и самооценка соответствующей социальной группы.

Оценка ситуации и самооценка — важные социально-психологические показатели, во многом определяющие содержание и направленность актов как индивидуального, так и социального действия. В свою очередь, специфика восприятия социальной ситуации, формирование на этой основе самооценки зависят от характера тех критериев социальных оценок, которые применительно к индивиду образуют индивидуальную шкалу оценок, а к социальной группе — социальную шкалу оценок. Преломляясь через призму этих шкал, группа оценивает действия индивида, а индивид в свою очередь на основе своей шкалы оценивает адресованные ему действия группы (класса, общества).

Полный перечень элементов , образующих систему социального контроля (в его нормативно-психологическом аспекте), включает в себя:

  • индивидуальные действия , проявляющиеся в ходе активного взаимодействия индивида с социальной средой, — акты познавательного и адаптивного характера; эти акты закрепляются или устраняются из поведения в связи с реакцией на них социальной среды (группы, класса, общества в целом). Изначально, взятые сами по себе индивидуальные акты не содержат социальных свойств, качеств. Такими социальными качествами наделяет эти акты социальное целое. Таков первоначальный этап социального контроля;
  • объективно существующая в обществе (в морали, нраве, идеологии, религии) социальная шкала оценок , на основе которой социальное целое оценивает индивидуальные действия. Названная шкала является производной от системы ценностей, идеалов, жизненных устремлений, интересов социальной группы, класса, общества в целом. От этой шкалы оценок зависит реакция общества на индивидуальное действие;
  • социальная категоризация индивидуального акта. Она выступает результатом функционирования социальной шкалы оценок, следствием отнесения этого акта к определенной категории действий (социально одобряемого или социально порицаемого характера);
  • самооценка группы: социальная категоризация индивидуального акта произвол на от характера общественного самосознания, от того, как общество (социальная группа) оценивает себя. Эта самооценка производна от оценки группой социальной реальности, условий се существования, от социальной (групповой) перцепции;
  • результат оценки и категоризации индивидуального действия - социальное действие , т. е. реакция общества, социальной группы на оцененное и категоризированное индивидуальное действие. Такие социальные действия выполняют роль негативных или позитивных санкций;
  • индивидуальная шкала оценок. Она является производной от системы ценностей, идеалов, жизненных интересов и устремлений индивида, и от нее зависит реакция индивида на указанные социальные действия;
  • результат функционирования индивидуальной шкалы оценок - самокатегоризация индивида (принятие роли, отождествление себя с определенной категорией лиц);
  • индивидуальное самосознание, в том числе индивидуальная самооценка , оценка индивидом ситуации, в которой он действует (индивидуальная перцепция), определяемые сам о категоризацией. Самооценка, индивидуальная перцепция (восприятие ситуации) предопределяют последующий акт индивидуального действия, служащего теперь уже реакцией лиц определенных категорий на групповое социальное действие (см. рис. 1).

Рис. 1. Механизмы социального контроля

Обратная связь в системе социального контроля

Основная функция социального контроля — поддержание социальной системы в состоянии равновесия путем приведения в норму постоянно возникающих в системе возмущений, отклонений от господствующих ценностей и норм. Если социальный контроль складывается в ходе взаимодействия общества и индивида, то само это взаимодействие принимает форму системы с прямой и обратной функциональными связями. По линии прямой связи осуществляется воздействие на человека социального целого; ответная реакция индивида (индивидов) воздействует на общество, социальное целое по линии обратной связи. Существенным в этом взаимодействии является характер прямой и обратной связей: нейтральный (система сохраняет свои основные характеристики); снижение уровня социальных отклонений; усиление социальных отклонений.

Социальный контроль не может функционировать, отказавшись от дихотомий «добро-зло», «почетно-позорно», «законно- преступно» и т. д. Таков неизбежный элемент общественного сознания, так как поляризуя названные категории, очерчивая и клеймя «зло», наказывая за него, прославляя «добро» и поощряя его, система социального контроля тем самым конкретизирует, подтверждает и укрепляет значимость доминирующих ценностей, охраняемых системой социальных (в том числе правовых) санкций. Ослабление эффекта поляризации, размывание границ между добром и злом, законным и преступным отрицательно сказывается на общественном сознании, может привести в конечном счете к распространению состояния без- нормативности («аномии»).

Вместе с тем действуя в условиях подобной поляризации, система социального контроля может стать контрпродуктивна в случае преобладания в ней завышенной, максимально ригористичной системы оценок социальных отклонений. Это связано с тем, что социальные оценки формируют самосознание, ведут к принятию социально приписываемой роли и к соответствующему такой роли поведению. Обратные связи в социальной системе могут быть отрицательными и положительными. Обратная отрицательная связь в системе социального контроля образуется в случае, когда регулирующее воздействие социальной группы (общества, государства) ведет к снижению уровня социальных отклонений. Положительная обратная связь налицо в случае, когда регулирующее воздействие не только не снижает, но, напротив, усиливает уровень социальных отклонений. Именно такая ситуация возникает в условиях жесткого максимального ригоризма, возникающего в системе социального контроля.

В таких условиях возникает следующая система социального контроля с положительной обратной связью:

  • все более строгая оценка поступков определенного рода ведет ко все более отрицательной самооценке человека;
  • это провоцирует его к совершению поступков, соответствующих его представлению о своей роли;
  • это, в свою очередь, ведет к выработке в сфере морали, права и т. д. еще более строгих определений для таких поступков и, соответственно, к более строгой оценке совершающих их лиц;
  • это вновь ведет к формированию у таких лиц все более негативной самооценки, и т. д.

Система замкнулась. Она функционирует, но, как это понятно, вовсе не в желательном направлении. С каждым новым ее циклом тяжесть и количество отклонений нарастают, что в конечном счете может привести к слому социальной системы данного вида. Система усиления социальных отклонений возникает в случае, когда отклонениям пограничного (маргинального) характера противопоставляется догматическая или экстремистская мера социального реагирования (максимально отрицательная оценка, применение неоправданного насилия). Формула здесь: «применять насилие всегда, когда это только возможно».

Такого рода меры усиливают уровень социальных отклонений, активизируют догматические, экстремистские отклонения, что ведет к росту социальных возмущений, дестабилизации системы социального контроля. Система выравнивания социальных отклонений возникает тогда, когда на имеющиеся отклонения проявляется реакция терпимости: поддерживается тенденция избежать крайних оценок, идет поиск компромисса и минимизация насилия. Такое реагирование помогает стабилизировать ситуацию, ведет к сохранению равновесия в системе социального контроля. Формула здесь: «применять насилие только тогда, когда невозможно не применить его».

Любое общество, стремящееся к процветанию, к тому, чтобы сделать максимально счастливыми максимально большое число своих граждан, обязано подавлять порок, карать за преступления и вознаграждать за добродетель, от чего, в конечном счете, зависит общее благополучие. Там же, где все внимание, вся энергия направлены на подавление пороков, а вознаграждение за добродетель незначительно или отсутствует, там порок неистребим, а общее благополучие недостижимо.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: