Все о синдроме дефицита внимания. Перечни ядовитых веществ и лекарственных препаратов

Есть люди, которые регулярно что-то теряют, а бывают такие, кому невыносимо выполнять монотонную работу, требующую высокой концентрации. А другие ни секунды не могут сидеть на месте. Что же у них общего? Синдром дефицита внимания. В книге «Почему я отвлекаюсь» можно найти десятки советов для детей и взрослых, как справиться с этой проблемой. Приводим некоторые из них.

1. Убедитесь, что диагноз поставлен правильно.

Необходимо точно знать, что вы работаете с профессионалом, который по-настоящему понимает СДВ и исключил связанные и схожие состояния, например тревожность, возбужденную депрессию, гипертиреоз, маниакально-депрессивный психоз и обсессивно-компульсивное расстройство.

2. Займитесь самообразованием.

Наверное, самым мощным лекарством от СДВ будет понимание этого заболевания. Читайте книги. Общайтесь со специалистами. Разговаривайте с другими взрослыми, больными СДВ. Их можно найти через группы поддержки, местные и национальные организации по борьбе с этой болезнью. Так вы сможете разработать собственное лечение, подходящее именно вашему варианту синдрома.

3. Выберите тренера.

Полезно иметь рядом тренера или человека, который будет за вами присматривать, и обязательно с юмором. Тренер поможет собраться, не сбиться с цели, будет вас воодушевлять и напоминать вернуться к работе. Будь то друг, коллега или психотерапевт (делать тренером супруга или супругу можно, но рискованно), тренер должен настаивать, чтобы вы доводили дело до конца, мотивировать вас, контролировать и в целом заниматься вами. Тренер может оказать невероятную помощь в лечении СДВ.

4. Ищите ободрения.

Взрослые с СДВ очень нуждаются в ободрении. Отчасти дело в многочисленных, накопившихся с годами сомнениях в себе, но не только в этом. Такие люди больше других увядают без подбадривания и расцветают, если его получают. Ради ближнего они часто работают так, как не стали бы трудиться для себя самого. Это не плохо: они просто такие. Это надо признать и воспользоваться этим.

5. Осознайте, что нельзя назвать СДВ.

Это не конфликт с матерью, не подсознательный страх успеха, не пассивно-агрессивная личность и т. д. Больные СДВ, конечно, не застрахованы от всех этих состояний, но важно отделять синдром от других проблем, потому что лечить его нужно совершенно иначе.

6. Просвещайте и привлекайте других.

Важно не только понять диагноз самому. Не менее значимо, чтобы вас поняли окружающие - друзья, родные, учителя, коллеги. Когда они узнают, в чем заключается проблема, им будет проще вас понять и помочь добиться целей.

7. Перестаньте винить себя за поиск сильных стимулов.

Поймите, что вас в любом случае тянет к интенсивной стимуляции, поэтому надо выбирать стимулы с умом, а не постоянно корить себя за «плохие».

8. Соберите отзывы людей, которым доверяете.

Взрослые (и дети тоже), страдающие синдромом дефицита внимания, крайне плохо за собой наблюдают, и со стороны может показаться, что они отрицают очевидное.

9. Подумайте о вступлении в группу поддержки или об организации такой группы.

Много полезной информации об СДВ еще не описано в книгах: речь идет о бесценном опыте людей, больных этим синдромом. В группе такая информация может быть озвучена. Еще одним плюсом будет поддержка, которой так остро не хватает больному.

10. Попробуйте избавиться от негативного настроя.

Он мог заразить вас за годы, пока вы не знали, что в вашем состоянии виновен синдром дефицита внимания. Здесь поможет хороший психотерапевт.

11. Не чувствуйте себя скованным традиционной карьерой и привычными способами адаптации.

Позвольте себе быть самим собой. Прекратите пытаться стать человеком, которым вы якобы должны стать - например, образцовым студентом или организованным руководи- телем, - и разрешите себе быть таким, какой вы есть на самом деле.

12.Помните, что у вас неврологическое заболевание.

Оно передается по наследству. Оно возникло по биологическим причинам. Так устроен ваш мозг. Это не ваш личный недостаток, не моральный изъян и не какой-то невроз. Это не слабохарактерность и не неспособность повзрослеть. Для лечения не надо напрягать волю, терпеть боль, наказания и жертвы. Всегда об этом помните. Как бы многие люди с СДВ ни старались, им бывает очень сложно смириться, что истоки этого синдрома коренятся в биологии, а не в слабости характера.

13.Попытайтесь помочь другим больным СДВ.

Помогая, вы многое узнаете об этом заболевании и лучше себя почувствуете.

14.Создайте внешнюю структуру.

Структура - это основа немедикаментозного лечения СДВ у детей, но взрослым бывает не менее полезна. Она действует, как стенки трека, которые не дают вылететь бобслейным саням. Активно пользуйтесь перечнями, записками, цветовым кодированием, ритуалами, напоминаниями, папками. Применяйте описанное выше планирование.

15. Сделайте жизнь ярче.

Попробуйте сделать среду оживленной, но не переборщите. Если ваша система организации стимулирует, а не нагоняет скуку (представьте себе!), вы с большей вероятностью будете ею пользоваться. Например, наводите порядок с помощью цветового кодирования. Это стоит подчеркнуть. Учтите, что многие больные СДВ ориентированы на зрительное восприятие, по- этому постарайтесь, чтобы вещи запоминались по своему цвету: папки, служебные записки, тексты, расписания и т. д. Практи-чески все черно-белое можно сделать более запоминающимся, приковывающим взгляд, если добавить красок.

16. В бумажной работе пользуйтесь принципом «взялся - доведи до конца».

Получив документ, записку, какие-то письменные материалы, попытайтесь сразу ими заняться: сразу же, на месте ответьте, выбросьте либо перешлите дальше. Не надо откладывать ничего в долгий ящик, в кучу предстоящих дел. Для людей, больных СДВ, это с тем же успехом может называться кучей дел, которые останутся невыполненными. Они станут маленькими кошмара- ми на столе или в комнате, будут потихоньку подпитывать вину, тревогу и обиду, а еще займут много места. Выработайте привычку делать бумажную работу немедленно. Примите мучительное решение выбрасывать что-то неактуальное или поборите инертность и ответьте безотлагательно . Что бы вы ни сделали с доку- ментом, при любой возможности занимайтесь им только раз.

17. Создайте вокруг себя обстановку поощрения, а не уныния.

Чтобы понять, что такое атмосфера уныния и поражения, большинству взрослых больных достаточно вспомнить школу. Теперь вы выросли и получили все права и свободы, поэтому позаботьтесь, чтобы постоянно не сталкиваться с напоминаниями о своих ограничениях.

18. Признайте и не забывайте, что некоторый процент начатых проектов и взятых обязательств неизбежно останется нереализованным.

Лучше предвидеть неудачи, а не удивляться им и страдать по этому поводу. Воспринимайте их как текущие расходы.

19. Открыто принимайте вызовы.

Люди с СДВ расцветают, когда перед ними стоит много задач. Если понимать, что не все они окажутся золотой жилой, и не слишком впадать в перфекционизм и щепетильность, можно многое сделать и избежать проблем. Гораздо лучше быть чересчур, чем недостаточно занятым. Есть старая поговорка: хочешь сделать дело - попроси занятого человека.

20. Ставьте дедлайны.

21. Разбивайте большие задачи на маленькие.

Определяйте дедлайны для маленьких фрагментов, и большие задачи будут решены. Это один из самых простых и мощных инструментов структурирования. Большое дело подавляет воображение больного. Сама мысль о попытке его выполнить заставляет отвернуться. Но если большое целое разбить на мелкие части, они могут показаться вполне по силам. (Например, я смог написать книгу только благодаря этой методике.)

22. Расставляйте приоритеты, а не занимайтесь прокрастинацией.

Если не можете решить вопрос за один раз, не забудьте определить его приоритетность. Когда взрослый с СДВ попадает в цейтнот, он теряет трезвый взгляд на вещи: оплата штрафа за парковку может показаться не менее неотложным делом, чем тушение загоревшейся корзины для бумаг. Иногда человека просто парализует. Поэтому расставляйте приоритеты. Глубоко вдохните. Важное делайте в первую очередь. Затем переходите ко второй и третьей задачам. Не останавливайтесь. Прокрастинация - это характерная черта СДВ у взрослых. Вам понадобится серьезная самодисциплина, чтобы вовремя ее за- метить и предотвратить.

23. Смиритесь со страхом, если все идет слишком хорошо.

Смиритесь с нервозностью в минуты, когда все кажется слишком легким, когда нет конфликта. Не усложняйте дело просто ради стимуляции.

24. Обратите внимание, где и как вам лучше всего работается.

В шумном помещении, в поезде, завернутым в три одеяла, под музыку - что угодно. Дети и взрослые с СДВ иногда делают максимум в довольно странных обстоятельствах. Позвольте себе работать так, как вам больше всего нравится.

25. Помните, что делать два дела одновременно - нормально.

Можно вязать и разговаривать, принимать душ и думать о серьезных вещах, делать пробежку и планировать деловую встречу. Часто людям с СДВ требуется делать несколько дел сразу, иначе вообще ничего не получится.

26. Занимайтесь тем, что у вас хорошо получается.

Опять же, если покажется легко - ничего страшного. Нет такого закона, чтобы делать только то, что умеешь плохо.

27. Выделяйте время, чтобы собраться с мыслями между делами.

Больным СДВ сложно вынести переход от одного к другому, и мини-перерывы помогут в этом.

28. Держите блокноты в машине, у кровати, в кармане куртки.

Никогда не знаешь, когда в голову придет хорошая мысль или надо будет что-то запомнить.

29. Читайте с карандашом в руке.

Не только ради заметок на полях и подчеркивания, но и чтобы записать каскад «посторонних» мыслей, неизбежно возникающих в голове. По материалам книги

(Я откладывала перевод этого куска текста так долго, что поняла, как он для меня важен))) Это - самый важный кусок информации для тех, кто хочет понять, есть ли у него СДВ или нет.
К слову, между этими двумя предложениями я сделала уже 25 попыток отбежать в сторону и заняться чем-то другим)))

Итак, снова перевод - на этот раз из книги "Driven to Distraction". Хэллоуэлл скомпоновал свои наблюдения в терапии людей с СДВГ, и предложил наиболее общие характеристики в качестве диагностических критериев синдрома. Это вроде бы и не "симптомы" в чистом понимании, но они наблюдаются так часто, что игнорировать их в понимании взрослого СДВГ невозможно. Дальше - цитирую (в скобках курсивом - мои комментарии) .

Предлагаемые диагностические критерии для опеределения СДВ у взрослых.
Примечание автора: поведение подпадает под определение "диагностического критерия" только если наблюдается в данном человеке значительно чаще, чем в других людях того же психологического возраста.

СДВ присутствует если наблюдается следующее:
А. Хроническое состояние (что значит - присутствующее всегда), при котором по крайней мере 15 перечисленных признаков должны присутствовать :

1. Чувство "недо-достижения" (underachievement), недостижения целей, независимо даже от того, чего человек на самом деле достиг.

Мы упоминаем этот симптом первым, потому что это самая распространенная причина обращения за помощью. "Я просто не могу собраться" - частый мотив в описании проблемы. Человек может быть достиг многого по общепринятым стандартам, или наоборот - беспомощно буксует на одном месте, с ощущением, что застрял в вязкой глине, и не в состоянии взять от жизни то, что ему причитается.

2. Трудность с самоорганизацией.

Общая проблема для многих взрослых с СДВ. Без структурированности школы, без родителей, помогающих организоваться, взрослый человек начинает вдруг спотыкаться под тяжестью организационных требований повседневной жизни. Обычные "мелочи" для других людей, для него/нее могут накапливаться и превращаться в огромные препятствия. Образно говоря, королевство рассыплется из-за одного гвоздя: пропущенной встречи, потерянного счета, забытого дедлайна.

3. Хроническая прокрастинация или проблема с начинанием дел.

Взрослые с СДВ ассоциируют столько тревоги с начинанием дела, из-за страха, что не сделают правильно, и поэтому откладывают и откладывают, что конечно же только добавляет тревоги.

4. Занимаются несколькими делами/проектами одновременно; трудность с завершением дел.

Продолжение номера 3. Как только одно дело отложено в сторону - другое начинается. К концу дня, недели или года бесчисленные проекты были начаты, и только некоторые закончены.

5. Тенденция говорить сразу же все, что приходит в голову, не принимая во внимание своевременности комментария или его целесообразности.

6. Частый поиск острых ощущений, высокой стимуляции.

Взрослый с СДВ часто находится в поиске новизны, чего-то захватывающего, чего-то такого в окружающем мире, что может соответствовать урагану внутри.

7. Непереносимость скуки.

Продолжение номера 6. На самом деле, человек с СДВ редко чувствует скуку, а все потому, что в ту же миллисекунду, когда человек ощущает наступление скуки - он приходит в движение и находит что-то новое, меняет направление выплеска энергии, скажем так.

8. Легкая отвлекаемость, проблема с фокусировкой внимания,тенденция уплывать мыслями посередине страницы или беседы. Эта тенденция часто сочетается со способностью к гиперфокусу в других ситуациях.

Знаковый симптом СДВ. "Уплывание мыслями" в сторону происходит непроизвольно. Это происходит в момент, когда на секунду отпускается самоконтроль, и - бам! - человек мысленно уже не с вами. Вышеупомянутая способность к гиперфокусу - зачастую экстраординарная - обычно тоже присутствует, подчеркивая, что это не "синдром дефицита внимания", строго говоря, а синдром "непостоянства" внимания.

9. Часто креативные, интуитивные, очень умные люди.

Не симптом, но частая характеристика, заслуживающая упоминания (я слышала и теорию о предполагаемом несимметричном развитии мозга, когда интеллект переразвивается в ущерб контролирующей зоне мозга, которая недоразвита. Интересная теория, и приятная, да. И потом: почему автор не считает это симптомом: да потому, что на хорошее не принято жаловаться))) Взрослые с СДВ часто обладают необычно креативным мышлением. Посреди своей дезорганизованности и отвлекаемости они демонстрируют блестящий ум. Убрать отвлекаемость и оставить вот это "особое нечто" - цель терапии.

10. Проблема в пользовании "проторенными тропами", проверенными путями, в соблюдении процедуры.

В противоположность тому, что принято считать, это вовсе не проблема противостояния с лидером, с "фигурой отца". Это скорее проявление скуки и фрустрации: скука в связи с рутиной, энтузиазм в связи с видением новых путей, и фрустрация в связи с невоможностью делать вещи так, как "они должны быть сделаны" - то есть с невозможностью сделать что-то эффективнее, быстрее и проще, потому что должна быть соблюдена процедура.

11. Нетерпеливость. Не могут выносить фрустрацию.

Фрустрация любого вида напоминает человеку с СДВ о всех прошлых провалах. "Ох нет, опять двадцать пять" - думает она/он. Реакция - злость или дистанцирование. Нетерпеливость происходит из нужды в постоянной стимуляции и может привести к тому, что человека начинают считать инфантильным или ненасытным.

12. Импульсивность, словесная или в виде действий, как например импульсивная трата денег, перемена планов, изобретание новых карьерных программ, и так далее.

Это один из наиболее опасных (или - наиболее выгодных, в зависимости от угла приложения) симптомов СДВ у взрослых.

13. Тенденция переживать и тревожиться бесконечно, бесцельно; тенденция оглядывать горизонт в поисках причины для тревог, перемежая это поведение игнорированием настоящих проблем.

Тревога замещает подлинное внимание, которое должно быть сфокусировано на задаче.

14. Чувство незащищенности и неуверенности.

Многие взрослые с СДВ ощущают себя хронически неуверенными (не знаю, как перевести insecure лучше) . Это чувство возникает вне зависимости от того, насколько стабильна их жизненная ситуация на самом деле. Они часто чувствуют, что мир вокруг них может рухнуть в любую секунду.

15. Скачки настроения, лабильность настроения, особенно когда отсутствует вовлеченность в проект или "включенность" с другим человеком. Человек с СДВ может внезапно помрачнеть, потом неожиданно снова развеселиться, потом снова помрачнеть - в течение нескольких часов и без всякого очевидного повода. Эти скачки настроения, конечно, не настолько сильны и глубоки, как при маниакально-депрессивном сидроме или депрессии.

Взрослые с СДВ, более чем дети, подвержены переменам настроения. Предположительно, это является результатом пережитых в прошлом разочарований и фрустрации, но также вероятно, что частично это связано с биологией синдрома.

16. Неугомонность/отсутствие внутреннего покоя.

Обычно у взрослых отсутствует явно выраженная гиперактивность, которую мы можем наблюдать у детей. Вместо этого, мы видим т.н. "нервную энергию" (Жанна даже как-то, описывая меня, назвала это "нервической энергией" - забавно, почти слово в слово повторила автора книги. - прим. мое) . Человек ходит взад-вперед, барабанит пальцами по столу, крутится, когда сидит на стуле, покидает комнату или встает из-за стола часто, а также чувствует себя беспокойно, когда пытается отдыхать. (я, например, даже спланировав отлежаться на выходных - всегда нахожу тысячу дел, и это опять потерянный выходной, и опять разочарование от того, что ведь планировала отдыхать, и снова истощена физически, и уж на следующий-то выходной я полежу! И тд, всю жизнь одно и то же, не могу лежать, в тревоге вскакиваю, чтобы что-то делать, и такими же были моя бабушка и моя мама - всю их жизнь)

17. Склонность развивать зависимость.

Зависимость может быть от химических веществ - алкоголя, наркотиков или кокаина, например, или от действия - азартных игр, шоппинга, еды, или чрезмерной работы (коллеги-работоголики - привет!)

18. Хронические проблемы с самооценкой.

Эти проблемы - прямой и грустный результат долгих лет разочарования в себе, провалов, или просто невозможности никогда "сделать так, как надо". Даже человек с СДВ, который многого достиг, обычно чувствует себя, как неудачник или "неправильный" человек. Что удивительно в этом во всем, это то, насколько стойко держится большинство этих людей, даже под градом неудач и разочарований.

19. Неправильное представление о себе, и о том, как тебя видят другие люди.

Люди с СДВ не очень-то хорошо могут оценить себя. Они не видят, какое влияние оказывают на других людей. Они обычно видят себя менее влиятельными, чем другие люди.

20. СДВ встречается в семье.

Если проследить в семье - то можно найти людей с депрессией, алкоголизмом, или другими проблемами подобного рода, связанными с контролем над своими импульсами и настроением.

Поскольку СДВ скорее всего наследуется генетически, и имеет связь с вышеперечисленными состояниями, то довольно часто (но не обязательно) можно найти близких родственников с такими же проблемами.

Б. Наличие СДВ в детстве.
Даже если оно не было диагностировано, это состояние можно установить, задавая вопросы о детстве и наблюдавшихся тогда симптомах, которые должны были быть уже тогда.

В. Ситуацию невозможно объяснить другими заболеваниями тела или психики

Вышеписанные критерии основаны на нашем клиническом опыте и описывают ряд симптомов, наблюдаемых нами у взрослых с СДВ. Существуют также другие шкалы для описания СДВ, например, шкала Пола Вендера, которую используют многие врачи и исследователи. Это называется "Критерии Юты", потмоу что Вендер, пионер в исследовании СДВ, работает профессором психиатрии в Медицинской Школе штата Юта.

Перечень сильнодействующих и ядовитых веществ утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 964 "Об утверждении списков сильнодействующих и ядовитых веществ для целей статьи 234 и других статей Уголовного кодекса Российской Федерации, а также крупного размера сильнодействующих веществ для целей статьи 234 Уголовного кодекса Российской Федерации".

Перечень лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету утвержден Приказом МЗ и СР РФ № 785 от 14 декабря 2005 г. « О порядке отпуска лекарственных средств »

Сильнодействующие и ядовитые вещества с точки зрения их хранения

подразделяют на:

 сильнодействующие и ядовитые вещества, находящиеся под международным контролем (в соответствии с Конвенцией ООН о психотропных веществах 1971 года)

* Из перечней веществ, включенных в списки

Конвенции ООН о психотропных веществах

1971 г., только мепробамат, барбитал

и фенобарбитал включены в список

сильнодействующих веществ, утвержденный

постановлением Правительства РФ № 964.

 сильнодействующие и ядовитые вещества, не находящиеся под международным контролем

находящихся под международным контролем осуществляется в помещениях, оборудованных инженерными и техническими средствами охраны, аналогичными предусмотренным для хранения наркотических и психотропных лекарственных средств. (в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1148 от 31 декабря 2009 г. « О порядке хранения наркотических средств и психотропных веществ» )

Сильнодействующие и ядовитые лекарственные средства, находящихся под международным контролем, и наркотические и психотропные лекарственные средства можно хранить в одном технически укрепленном помещении, но на разных полках сейфа (металлического шкафа) или в разных сейфах (металлических шкафах).

Хранение сильнодействующих и ядовитых лекарственных средств, не находящихся под международным контролем, осуществляется в металлических шкафах, опечатываемых или пломбируемых в конце рабочего дня.

Лекарственные средства, подлежащие предметно-количественному

учету , за исключением наркотических, психотропных, сильнодействующих и ядовитых лекарственных средств, хранятся в металлических или деревянных шкафах, опечатываемых или пломбируемых в конце рабочего дня.

Наркотические средства и психотропные вещества

Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров утвержден Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г. № 681

«Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в российской Федерации»



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: