Добровольная и обязательная подготовка граждан к военной службе. Обязательная и добровольная подготовка гражданина к военной службе Что предусматривает добровольная подготовка к военной службе

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ГРАЖДАН К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ
Обязательная подготовка гражданина к военной службе установлена Федеральным законом РФ “О воинской обязанности и военной службе” и Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. № 1441.
Эта подготовка предусматривает:
получение начальных знаний в области обороны;
подготовку по основам военной службы в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования, на учебных пунктах организаций;
военно–патриотическое воспитание;
подготовку по военно–учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;
медицинское освидетельствование и медицинское обследование;
проведение лечебно–оздоровительных мероприятий. Обязательную подготовку гражданина к военной службе
условно можно разделить на два периода: подготовка к военной службе граждан допризывного возраста до первоначальной постановки их на воинский учет; подготовка к военной службе граждан призывного возраста, состоящих на воинском учете, до отправки их к месту прохождения военной службы.
В первый период эта подготовка направлена на получение гражданами необходимого общего образования, позволяющего успешно исполнять воинские обязанности. Работа организуется по следующим направлениям: совершенствование физической подготовки, формирование психологических качеств, необходимых для службы и жизни в коллективе и малых группах, определение индивидуальных наклонностей и возможностей.
Во второй период подготовка граждан к военной службе имеет более целенаправленный характер. Призывники знакомятся с содержанием военной службы по призыву, основными требованиями к состоянию здоровья и к индивидуальным психологическим качествам военнослужащих. После этого они должны составить план своей индивидуальной подготовки так, чтобы подготовиться к успешному выполнению обязанностей военной службы.

ДОБРОВОЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ГРАЖДАН К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ
Добровольная подготовка граждан к военной службе проводится в соответствии с Федеральным законом РФ “О воинской обязанности и военной службе” и предусматривает:
занятия военно–прикладными видами спорта;
обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, а также в военных оркестрах;
обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования.

ОБУЧЕНИЕ ПО ПРОГРАММАМ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ ЗАПАСА НА ВОЕННЫХ КАФЕДРАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Военное обучение студентов дневных отделений государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования по программам подготовки офицеров запаса проводится в целях подготовки запаса Вооруженных Сил Российской Федерации.
Студенты – граждане Российской Федерации, обучающиеся по очной форме в государственном, муниципальном или имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования, годные к военной службе по состоянию здоровья и отвечающие другим установленным требованиям, имеют право заключить с Министерством обороны Российской Федерации контракт. Этот контракт предусматривает обучение по программам подготовки офицеров запаса на военной кафедре при этом образовательном учреждении и в дальнейшем прохождение военной службы по призыву.
Военное обучение включается в качестве самостоятельной дисциплины в учебный план образовательного учреждения. Оно состоит из теоретического и практического курсов обучения в вузе, учебных сборов, проводимых в воинской части, военно–учебном заведении, учебном центре или полигоне.
Общее количество часов на военное обучение, их распределение по видам занятий определяются программами военного обучения в зависимости от военной специальности.
Учебные сборы, предусмотренные программой подготовки офицеров запаса, считаются военными сборами. В период их прохождения студенты именуются курсантами. Продолжительность учебных сборов по всем военным специальностям, за исключением специальностей “Штурманская авиация” и “Штурманская морская авиация”, составляет 30 дней. По военным специальностям “Штурманская авиация” и “Штурманская морская авиация” сборы продолжаются в течение 75 дней.
В период военного обучения студенты сдают зачеты и экзамены, а после прохождения всей учебной программы они сдают выпускные экзамены, которые проводятся в воинской части, учебном центре или вузе и принимаются специально созданной для этого экзаменационной комиссией. Студентам, успешно завершившим обучение по программе подготовки офицеров запаса, в установленном порядке присваиваются офицерские звания, и они зачисляются в запас. Призыв этих граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации.

Обязательная и добровольная подготовка гражданина к военной службе

В соответствии с федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:
1. получение начальных знаний в области обороны;
2. подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций;
3. военно-патриотическое воспитание;
4. подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;
5. медицинское освидетельствование и медицинское обследование;
6. проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.


Обязательная подготовка граждан к военной службе регулируется Положением о подготовке граждан РФ к военной службе (утверждено постановлением Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. N 1441), а также Инструкцией об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы (утверждена приказом министра обороны РФ и Министерства образования РФ от 3 мая 2001 г. N 203/1936).


До призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в течение двух последних лет обучения. Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы осуществляется педагогическими работниками указанных образовательных учреждений в соответствии с государственными образовательными стандартами. Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы предусматривает проведение с такими гражданами учебных сборов.


Получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение навыков в области гражданской обороны предусмотрено государственными образовательными стандартами общего и профессионального образования (ст.7 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об образовании" от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г.).


Подготовка граждан по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и на учебных пунктах организаций осуществляется в соответствии с письмами Министерства образования РФ от 14 июля 1998 г. N 1133/14-12 и от 13 апреля 1999 г. N 16-51-64ин/16-13. Согласно названным документам в общеобразовательных учреждениях в курс «Основы безопасности жизнедеятельности» введен раздел «Основы военной службы», а в учреждениях среднего профессионального образования "Основы военной службы" преподаются в качестве самостоятельной дисциплины.


Примерная программа курса "Основы безопасности жизнедеятельности" для общеобразовательных учреждений (10-11-е классы) изложена в письме Министерства образования РФ "О преподавании "Основ безопасности жизнедеятельности" в 10-11-х классах образовательных учреждений" от 14 мая 1999 г. N 714/11-12 и рассчитана на 176 учебных часов. Собственно на раздел "Основы военной службы" в 10-м классе отводится 28 часов учебного времени (без учебных сборов) и изучаются следующие темы: "Вооруженные Силы РФ - защитники нашего Отечества"; "Боевые традиции Вооруженных Сил России"; "Символы воинской чести".


В целях закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых практических навыков программой курса предусмотрено проведение практических занятий в форме учебных сборов с юношами 10-го класса на базе воинских частей, определяемых военными комиссариатами, или на базе учебных учреждений Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО) в конце учебного года. На проведение учебных сборов выделяется пять дней (40 часов учебного времени). В 11-м классе на раздел "Основы военной службы" отводится 55 часов учебного времени (из них 5 часов практических занятий по теме: "Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при постановке на воинский учет") и изучаются следующие темы: "Воинская обязанность"; "Особенности военной службы" и "Военнослужащий - защитник своего Отечества.


Честь и достоинство воина Вооруженных Сил России". Учебная программа курса предусматривает совместное изучение учебного материала юношами и девушками. Однако тема "Особенности военной службы", как и учебные сборы, не являются обязательными для девушек. Для граждан, желающих углубленно изучать военное дело, могут быть организованы факультативные занятия по дополнительным программам, имеющим целью военно-профессиональную ориентацию граждан. В аттестат о среднем (полном) общем образовании обязательно выставляется итоговая отметка по предмету "Основы безопасности жизнедеятельности".


Приказом Министерства образования РФ "Об утверждении обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования» от 30 июня 1999 г. N 56 разделы "Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях" и "Основы военной службы" учебной дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности" (находится в образовательной области "Физическая культура") нормативно закреплены в качестве составной части обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования.


В отличие от общеобразовательных учреждений и учреждений начальной профессиональной подготовки, где "Основы военной службы" являются разделом курса "Основы безопасности жизнедеятельности", в образовательных учреждениях среднего профессионального образования изучается самостоятельная дисциплина под тем же названием.


Дисциплина "Основы военной службы" введена в Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям среднего профессионального образования с 1999/2000 учебного года письмом Министерства образования РФ "Об организации обучения по дисциплине "Основы военной службы в образовательных учреждениях среднего профессионального образования" от 13 апреля 1999 г. N 16-51-64ин/16-13.


Преподавание дисциплины возложено на преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности и допризывной подготовки, должностные обязанности которого утверждены приказом Министерства образования РФ и Госкомвуза России от 31 августа 1995 г. N 463/1268. На изучение дисциплины "Основы военной службы" выделено 108 учебных часов, из них 68 часов - на теоретическое обучение, 40 часов - на 5-дневные учебные сборы. На предпоследний учебный год предлагается распределить 48 часов. При этом юноши и девушки изучают дисциплину совместно.


Практические занятия в виде учебных сборов (40 часов) проводятся только с юношами в период летних каникул на базе воинских частей, определенных военными комиссариатами, или учебными подразделениями РОСТО в целях изучения вопросов быта военнослужащих, организации суточных нарядов, караульной службы, строевой, огневой, тактической и физической подготовки. Кроме того, обучение приемам строевой подготовки и выполнение упражнений по прикладной физической подготовке рекомендовано проводить и на занятиях по физической культуре. В последний год обучения юноши изучают раздел "Особенности военной службы" (20 часов) отдельно от девушек. Составной частью подготовки по дисциплине "Основы военной службы" и одним из приоритетных направлений в деятельности образовательных учреждений призвано стать патриотическое (военно-патриотическое) воспитание обучающихся. (В.Г.Стрекозов)


Граждане мужского пола, достигшие возраста 16 лет, работающие в организациях и не прошедшие подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях привлекаются к занятиям по основам военной службы в учебных пунктах, создаваемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.


Учебные пункты создаются по решению главы органа местного самоуправления на базе одной организации, насчитывающей не менее 20 граждан, подлежащих призыву на военную службу и не прошедших подготовку по основам военной службы, или нескольких организаций (объединенные районные или городские учебные пункты).


В городах и районах, иных муниципальных (административно-территориальных) образованиях, где нет организаций, насчитывающих 20 и более граждан, подлежащих призыву на военную службу, не получивших начальные знания в области обороны и не прошедших подготовку по основам военной службы, создаются объединенные учебные пункты на базе одной или нескольких организаций. Ответственность за организацию учебных пунктов возлагается на руководителей организаций, на базе которых они создаются. Занятия в учебных пунктах проводятся 2-3 раза в неделю по 2-3 часа.


Для проведения занятий по основам военной службы в учебном пункте оборудуется специальный кабинет, кабинет для организации и проведения занятий по основам военной службы, оснащенный наглядными пособиями и стендами в соответствии с программой обучения. Организации, на базе которых созданы учебные пункты, обеспечивают указанные пункты помещениями, мебелью, учебной техникой и необходимыми финансовыми средствами. По окончании обучения основам военной службы гражданам вручаются соответствующие справки о прохождении подготовки.

Добровольная подготовка граждан к военной службе

Цели урока. Изучить назначение, структуру и содержание добровольной подготовки к военной службе.

Проверка домашнего задания.

1. Ситуационная задача. Гражданин М. после окончания 9-го класса нигде не работал и не учился. После этого он устро­ился на должность курьера в коммерческую фирму, где и про­работал до достижения 17-летнего возраста. При первоначальной постановке на воинский учет он изъявил желание пройти подготовку по военно-учетной специальности «водитель». Как должен поступить военный комиссар райо­на, отвечая на просьбу гражданина М.?

Ответ: военный комиссар имеет право направить гражданина М. про­ходить подготовку по военно-учетной специальности, однако до этого граж­данин М. должен пройти подготовку по основам военной службы на одном из учебных пунктов организаций.

2. Ситуационная задача. При одной из школ города организован военно-патриотический клуб. В нем проводит занятия по военной истории и воинским традициям священник местной церкви. Не противоречит ли такое положение закону, ведь школа в нашей стране отделена от церкви?

Ответ: не противоречит. Пункт 19 Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе гласит: «В военно-патриотическом воспитании граждан могут принимать участие общественные и религиозные объединения, деятельность которых разрешена на территории Российской Федерации».

3. Обязательно ли изучение основ военной службы в негосударственном образовательном учреждении «Женская историко-филологическая православная гимназия»?

Ответ: нет, т.к. такую подготовку должны проходить только юноши.

4. Ситуационная задача. Обучающаяся в государственной школе в городе Воронеже гражданка Молдовы Ирина С. подала заявление с просьбой допустить ее к прохождению военных сборов после окончания 10-го класса. Как должен ответить на это заявление директор школы?

Ответ: отказом. Причин здесь две - к прохождению военных сборов допускаются граждане России мужского пола.

5. Ответьте на вопросы:

    Как законодательство формулирует понятие «обязательная подготовка к военной службе?

    Каковы цели обязательной подготовки к военной службе?

    Что включает в себя обязательная подготовка к военной службе?

    Существует ли обязательная подготовка к военной службе за рубежом?

    Где граждане России получают начальные знания в области обороны?

    Какие задачи решает военно-патриотическое воспитание граж­дан?

    Что включает в себя медицинское освидетельствование граж­дан и для чего оно проводится?

    Для чего организуется подготовка граждан по военно-учетным специальностям?

    Кто проводит эту подготовку?

Изучение нового материала. Вступительное слово учителя.

Как вы поняли из прошлого урока, обязательная подготовка к военной службе организуется и проводится для все граждан Российской Федерации мужского пола, достигших 16-летнего возраста. Граждане, не прошедшие обязательную подготовку к военной службе в учебных заведениях (школах, училищах, техникумах, лицеях колледжах и так далее) обязаны пройти ее до призыва на учебных пунктах, специально создаваемых для этой цели.

В то же время закон предусматривает и прохождение подготовки к военной службе на добровольных началах. При этом граждане сами выбирают программу подготовки, получают дополнительные по сравнению с обязательной подготовкой к военной службе знания умения и навыки. В некоторых случаях граждане, прошедшие добровольную подготовку к военной службе и успешно сдавшие выпускные экзамены, получают ряд преимуществ, которые позволяю им выполнять воинскую обязанность в ином порядке. Итак, тема сегодняшнего урока - добровольная подготовка к военной службе.

Вопросы для активизации знаний.

    Как вы думаете, что такое добровольная подготовка к военной службе?

    Что она включает в себя?

    Каковы цели добровольной подготовки к военной службе?

    Что вы знаете о суворовских, нахимовском военных училищах и кадетских корпусах?

    Что вы знаете о военных кафедрах при гражданских образовательных учреждениях высшего профессионального образования (ОУВПО)?

    Что вы знаете об учебных военных центрах при гражданских ОУВПО?

Беседа. Вдополнение к материалу, изложенному в параграфе 2.4 учебника (с. 47-50):

Комментарий к статьям 17-19 Закона «О воинской обязанности и военной службе». Извлечение.

Статья 17. Добровольная подготовка гражданина к военной службе

Комментарий к ст. 17

1. В ст. 17 Федерального закона «О воинской обязанности и воен­ной службе» регулируется один из видов подготовки граждан к военной службе - добровольная подготовка. Добровольная подготовка, так же, как и обязательная, осуществляется в порядке, определяе­мом Правительством Российской Федерации. На основании Феде­рального закона Правительством Российской Федерации принят ряд правовых актов, в которых определяется порядок добровольной под­готовки граждан к военной службе.

Добровольность подготовки гражданина к военной службе как характерный признак данного вида подготовки к военной службе предполагает, прежде всего, что принятие решения о прохождении этой подготовки зависит от волеизъявления гражданина. Наличие у граждан права принимать по своему усмотрению упомянутое реше­ние в наибольшей степени отличает ее от обязательной подготовки.

2. Формы добровольной подготовки гражданина к военной служ­бе, которыми являются следующие:

    обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образова­ния, а также в военных оркестрах Вооруженных сил Российской Фе­дерации, других войск, воинских формирований и органов;

    обучение по программе подготовки офицеров запаса на воен­ных кафедрах при государственном, муниципальном или имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном уч­реждении высшего профессионального образования.

3. Добровольность подготовки граждан к военной службе позволяет им самостоятельно избрать форму такой подготовки.

А. Занятие военно-прикладными видами спорта как форма добро­вольной подготовки выражается в занятии гражданами, подлежа­щими призыву на военную службу, определенными, включенными в специальный перечень видами спорта.

Б. Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, является формой добровольной подготовки к военной службе граж­дан определенной возрастной группы. Эта подготовка осуществляет­ся в образовательных учреждениях среднего (полного) общего обра­зования, а также в военных оркестрах.

Согласно п. 1 ст. 19 комментируемого Закона образовательными учреждениями среднего (полного) общего образования с дополни­тельными образовательными программами являются суворовские военные училища, нахимовские военно-морские училища, военно-музыкальные училища, а также иные аналогичные образовательные учреждения, создаваемые Правительством Российской Федерации. К упомянутым иным образовательным учреждениям с дополнительными образовательными программами относятся кадетские (морские кадетские) корпуса. Кроме того, обучение по дополнительным образовательным программам может осуществляться в таких образовательных учреждениях, как кадетские школы (кадетские школы-интернаты).

Дополнительные образовательные программы предусматривают получение гражданами первичных знаний и навыков военного дела воспитание у них высоких морально-психологических, деловых организаторских качеств, физической выносливости и стойкости. По дополнительным образовательным программам ведется военная (военно-морская, летная), физическая, психологическая и другая специальная подготовка. Обучение по дополнительным образовательным программам в суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах, кадетских (морских кадетских) корпусах, кадетских школах и кадетских школах-интернатах включает практические полевые (морские) занятия.

Кроме того, обучение по дополнительным образовательным программам осуществляется в военных оркестрах.

В. Конечной целью обучения граждан на военных кафедрах является подготовка офицеров. Поэтому из числа форм добровольной подготовки граждан к военной службе наиболее высокий уровень такой подготовки обеспечивает обучение студентов по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах.

4. Разработка государственных образовательных стандартов, программ и методик подготовки граждан к военной службе на военный кафедрах осуществляется с участием Министерства обороны Российской Федерации. Программы подготовки офицеров запаса на военных кафедрах могут предусматривать обучение граждан женского пола.

Обучаются на военных кафедрах граждане, которые заключили контракт об обучении по программе подготовки офицеров запаса на военной кафедре и о прохождении военной службы по призыву после получения воинского звания офицера. Обучение граждан по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации в Положении о военном обучении студентов. [...]

7. Учебные сборы или стажировки, предусмотренные программами подготовки офицеров запаса, проходят обучающиеся по этим программам граждане мужского пола.

Продолжительность учебных сборов (стажировок) по всем военным специальностям за исключением специальностей «штурман­ская авиация» и «штурманская морская авиация» - 30 дней.

Продолжительность учебных сборов (стажировок) по военным специальностям «штурманская авиация» и «штурманская морская авиация» - 75 дней, в том числе 30 дней - в каникулярное время основного обучения в образовательном учреждении высшего профес­сионального образования и 45 дней - после защиты дипломных про­ектов (работ).

8. В период военного обучения студенты сдают зачеты и экзаме­ны, которые учитываются наравне с оценками, полученными по дру­гим дисциплинам в образовательном учреждении высшего профессионального образования. После прохождения программы военного обучения и учебных сборов (стажировок) студенты сдают выпускные экзамены, которые проводятся в воинских частях (на кораблях), учебных центрах или при образовательном учреждении высшего профессионального образования и принимаются специально созданными для этого экзаменационными комиссиями.

Гражданам, успешно завершившим обучение по программе под­готовки офицеров запаса, в аттестационном порядке присваивается воинское звание офицера.

Подведение итогов урока.

Вопросы для закрепления знаний.

1. Что составляет правовую основу добровольной подго­товки гражданина к военной службе?

    Какие формы дополнительной подготовки к военной службе вы теперь знаете?

    Какие преимущества получают граждане, занимающиеся воен­но-прикладными видами спорта?

    Для чего были созданы Суворовские и Нахимовские военные училища и какую задачу они решают сейчас?

    Какова цель создания Военно-музыкального училища?

    Чем отличаются кадетские корпуса от Суворовских и Нахимов­ского военного училища?

    Как организована в настоящее время военная подготовка студентов государственных образовательных учреждений высше­го профессионального образования?

    Чем отличается правовое положение студентов, обучающихся на военных кафедрах и студентов, обучающихся в учебно-воен­ных центрах?

    Как исполняют военную обязанность выпускники военных ка­федр и военно-учебных центров?

Домашнее задание.

1. Отметьте знаком « + » мероприятия, относящиеся к до­бровольной подготовке граждан к военной службе:

Занятия в поисковых, военно-исторических, военно-патри­отических кружках, клубах, обществах и организациях;

    участие в работе школьных музеев, посвященных подвигам земляков в годы Великой Отечественной войны, войны в Афганистане, антитеррорис­тической операции на Северном Кавказе;

    занятие военно-прикладными видами спорта;

    занятия боевыми единоборствами;

Участие в акциях молодежных движений, посвященных заботе о ветеранах Великой Отечественной войны;

Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, а также в во­енных оркестрах Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

Самостоятельное овладение специальностями, родственными военно-учетным;

Обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафед­рах при государственном, муниципальном или имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования.

2. Ситуационная задача. Начальнику военной кафедры ПВО МГУ им. М.В. Ломоносова подано заявление о приеме от студентки Александры 3. физического факультета. Имеет ли право начальник кафедры допустить гражданку 3. к участию в сдаче испытаний для поступления на кафедру?

3. Ситуационная задача. Гражданин Н. регулярно с 12 лет занимался автомобильным спортом, к 17 годам стал мастером спорта в этом виде. После окончания школы он поступал в Рязанский военный инженерный автомо­бильный институт. После сдачи вступительных экзаменов Н. набрал количе­ство баллов, с которыми в институт могли зачислить только часть кандидатов. Зачислит ли начальник института гражданина Н. в военный институт?

Страницы учебника 47-50.

1. В целях улучшения воспитания здорового, всесторонне и гармонично развитого подрастающего поколения, повышения уровня знаний у учащихся по основам военной службы, истории Отечества, истории Российской армии, допризывной подготовки юношей к военной службе, создания условий для подготовки к профессиональной деятельности и защите Отечества, укрепления их здоровья, в том числе вовлечения в занятия физической культурой и военно-прикладными видами спорта, а также активизации борьбы с негативными явлениями в молодежной среде комментируемый пункт закрепляет правовые основы добровольной подготовки гражданина к военной службе. Несмотря на то, что подготовка граждан к военной службе в добровольном порядке не включена в состав воинской обязанности, наличие правовых норм, посвященных данному виду деятельности, именно в комментируемом Федеральном законе свидетельствует о важности ее содержания и особом внимании государства в этой сфере. Закрепляя таким образом структуру добровольной подготовки граждан к военной службе, права и преимущества обучаемых во время и после ее окончания, законодательная власть сознательно стимулирует приток в армию контингента с определенной подготовкой, что соответствует общенациональным интересам сохранения суверенитета России путем обеспечения обороны и безопасности страны.

2. Составляющими добровольной подготовки граждан к военной службе являются:

Занятие военно-прикладными видами спорта;

Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования;

Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в военных оркестрах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее - военные оркестры);

Обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственном, муниципальном или имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования.

Кроме того, в соответствии с подп. "г" п. 33 Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. N 1441, добровольная подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, начального профессионального и среднего профессионального образования предусмотрена для граждан женского пола, годных по состоянию здоровья к военной службе.

4. Специфической формой добровольной подготовки граждан к военной службе, сочетающей образовательный процесс с сущностью армейской жизни и быта является обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан. Она осуществляется в суворовских военных училищах, нахимовских военно-морских училищах, кадетских (морских кадетских) корпусах и военно-музыкальных училищах, создаваемых Правительством Российской Федерации. Также указанное обучение может производиться в иных создаваемых Правительством Российской Федерации образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, в которых используются дополнительные образовательные программы, имеющие целью военную подготовку несовершеннолетних граждан (школы-интернаты с первоначальной летной подготовкой, кадетские школы, кадетские школы-интернаты и т.п.).

Деятельность указанных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. Она направлена на осуществление образовательного процесса в соответствии с общеобразовательной программой среднего (полного) общего образования и дополнительными образовательными программами, предусматривающими раннюю профессиональную ориентацию и военную подготовку обучающихся по профилю конкретного вида, рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, и может обеспечивать их поступление в военные образовательные учреждения профессионального образования (более подробно см. комментарий к п. 1 ст. 19).

5. Для повышения интеллектуального, культурного, физического, нравственного уровня развитии обучающихся, получения ими среднего профессионального (музыкального) образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, первичных знаний, навыков военного дела, необходимых для выбора профессии и продолжения дальнейшего обучения в военной консерватории, в военных образовательных учреждениях и военных оркестрах, а также замещения в них должностей младших командиров, предусмотрено обучение указанных лиц в военных оркестрах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и военно-музыкальных училищах, музыкальных кадетских корпусах (более подробно см. комментарий к п. 2 ст. 19).

6. Следующей формой добровольной подготовки граждан к военной службе является обучение по программам подготовки офицеров запаса, в котором могут участвовать лица, годные по состоянию здоровья к военной службе, заключившие с Министерством обороны Российской Федерации контракт на обучение по программе подготовки офицеров запаса и на прохождение военной службы по призыву после получения воинского звания офицера.

Правовое регулирование данного вида деятельности до 1 января 2008 г осуществляется в соответствии с Положением об обучении граждан Российской Федерации по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 1999 г. N 1255 (более подробно см.

14.10.2013 12691 0

Цели урока. Изучить назначение, структуру и содержание добровольной подготовки к военной службе.

Проверка домашнего задания.

1. Ситуационная задача. Гражданин М. после окончания 9-го класса нигде не работал и не учился. После этого он устро­ился на должность курьера в коммерческую фирму, где и про­работал до достижения 17-летнего возраста. При первоначальной постановке на воинский учет он изъявил желание пройти подготовку по военно-учетной специальности «водитель». Как должен поступить военный комиссар райо­на, отвечая на просьбу гражданина М.?

Ответ: военный комиссар имеет право направить гражданина М. про­ходить подготовку по военно-учетной специальности, однако до этого граж­данин М. должен пройти подготовку по основам военной службы на одном из учебных пунктов организаций.

2. Ситуационная задача. При одной из школ города организован военно-патриотический клуб. В нем проводит занятия по военной истории и воинским традициям священник местной церкви. Не противоречит ли такое положение закону, ведь школа в нашей стране отделена от церкви?

Ответ: не противоречит. Пункт 19 Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе гласит: «В военно-патриотическом воспитании граждан могут принимать участие общественные и религиозные объединения, деятельность которых разрешена на территории Российской Федерации».

3. Обязательно ли изучение основ военной службы в негосударственном образовательном учреждении «Женская историко-филологическая православная гимназия»?

Ответ: нет, т.к. такую подготовку должны проходить только юноши.

4. Ситуационная задача. Обучающаяся в государственной школе в городе Воронеже гражданка Молдовы Ирина С. подала заявление с просьбой допустить ее к прохождению военных сборов после окончания 10-го класса. Как должен ответить на это заявление директор школы?

Ответ: отказом. Причин здесь две - к прохождению военных сборов допускаются граждане России мужского пола.

5. Ответьте на вопросы:

1. Как законодательство формулирует понятие «обязательная подготовка к военной службе?

2. Каковы цели обязательной подготовки к военной службе?

3. Что включает в себя обязательная подготовка к военной службе?

4. Существует ли обязательная подготовка к военной службе за рубежом?

5. Где граждане России получают начальные знания в области обороны?

6. Какие задачи решает военно-патриотическое воспитание граж­дан?

7. Что включает в себя медицинское освидетельствование граж­дан и для чего оно проводится?

8. Для чего организуется подготовка граждан по военно-учетным специальностям?

9. Кто проводит эту подготовку?

Изучение нового материала. Вступительное слово учителя.

Как вы поняли из прошлого урока, обязательная подготовка к военной службе организуется и проводится для все граждан Российской Федерации мужского пола, достигших 16-летнего возраста. Граждане, не прошедшие обязательную подготовку к военной службе в учебных заведениях (школах, училищах, техникумах, лицеях колледжах и так далее) обязаны пройти ее до призыва на учебных пунктах, специально создаваемых для этой цели.

В то же время закон предусматривает и прохождение подготовки к военной службе на добровольных началах. При этом граждане сами выбирают программу подготовки, получают дополнительные по сравнению с обязательной подготовкой к военной службе знания умения и навыки. В некоторых случаях граждане, прошедшие добровольную подготовку к военной службе и успешно сдавшие выпускные экзамены, получают ряд преимуществ, которые позволяю им выполнять воинскую обязанность в ином порядке. Итак, тема сегодняшнего урока - добровольная подготовка к военной службе.

Вопросы для активизации знаний.

1. Как вы думаете, что такое добровольная подготовка к военной службе?

2. Что она включает в себя?

3. Каковы цели добровольной подготовки к военной службе?

4. Что вы знаете о суворовских, нахимовском военных училищах и кадетских корпусах?

5. Что вы знаете о военных кафедрах при гражданских образовательных учреждениях высшего профессионального образования (ОУВПО)?

6. Что вы знаете об учебных военных центрах при гражданских ОУВПО?

Беседа. В дополнение к материалу, изложенному в параграфе 2.4 учебника (с. 47-50):

Комментарий к статьям 17-19 Закона «О воинской обязанности и военной службе». Извлечение.

Статья 17. Добровольная подготовка гражданина к военной службе

Комментарий к ст. 17

1. В ст. 17 Федерального закона «О воинской обязанности и воен­ной службе» регулируется один из видов подготовки граждан к военной службе - добровольная подготовка. Добровольная подготовка, так же, как и обязательная, осуществляется в порядке, определяе­мом Правительством Российской Федерации. На основании Феде­рального закона Правительством Российской Федерации принят ряд правовых актов, в которых определяется порядок добровольной под­готовки граждан к военной службе.

Добровольность подготовки гражданина к военной службе как характерный признак данного вида подготовки к военной службе предполагает, прежде всего, что принятие решения о прохождении этой подготовки зависит от волеизъявления гражданина. Наличие у граждан права принимать по своему усмотрению упомянутое реше­ние в наибольшей степени отличает ее от обязательной подготовки.

2. Формы добровольной подготовки гражданина к военной служ­бе, которыми являются следующие:

- занятие военно-прикладными видами спорта;

- обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образова­ния, а также в военных оркестрах Вооруженных сил Российской Фе­дерации, других войск, воинских формирований и органов;

- обучение по программе подготовки офицеров запаса на воен­ных кафедрах при государственном, муниципальном или имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном уч­реждении высшего профессионального образования.

3. Добровольность подготовки граждан к военной службе позволяет им самостоятельно избрать форму такой подготовки.

А. Занятие военно-прикладными видами спорта как форма добро­вольной подготовки выражается в занятии гражданами, подлежа­щими призыву на военную службу, определенными, включенными в специальный перечень видами спорта.

Б. Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, является формой добровольной подготовки к военной службе граж­дан определенной возрастной группы. Эта подготовка осуществляет­ся в образовательных учреждениях среднего (полного) общего обра­зования, а также в военных оркестрах.

Согласно п. 1 ст. 19 комментируемого Закона образовательными учреждениями среднего (полного) общего образования с дополни­тельными образовательными программами являются суворовские военные училища, нахимовские военно-морские училища, военно-музыкальные училища, а также иные аналогичные образовательные учреждения, создаваемые Правительством Российской Федерации. К упомянутым иным образовательным учреждениям с дополнительными образовательными программами относятся кадетские (морские кадетские) корпуса. Кроме того, обучение по дополнительным образовательным программам может осуществляться в таких образовательных учреждениях, как кадетские школы (кадетские школы-интернаты).

Дополнительные образовательные программы предусматривают получение гражданами первичных знаний и навыков военного дела воспитание у них высоких морально-психологических, деловых организаторских качеств, физической выносливости и стойкости. По дополнительным образовательным программам ведется военная (военно-морская, летная), физическая, психологическая и другая специальная подготовка. Обучение по дополнительным образовательным программам в суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах, кадетских (морских кадетских) корпусах, кадетских школах и кадетских школах-интернатах включает практические полевые (морские) занятия.

Кроме того, обучение по дополнительным образовательным программам осуществляется в военных оркестрах.

В. Конечной целью обучения граждан на военных кафедрах является подготовка офицеров. Поэтому из числа форм добровольной подготовки граждан к военной службе наиболее высокий уровень такой подготовки обеспечивает обучение студентов по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах.

4. Разработка государственных образовательных стандартов, программ и методик подготовки граждан к военной службе на военный кафедрах осуществляется с участием Министерства обороны Российской Федерации. Программы подготовки офицеров запаса на военных кафедрах могут предусматривать обучение граждан женского пола.

Обучаются на военных кафедрах граждане, которые заключили контракт об обучении по программе подготовки офицеров запаса на военной кафедре и о прохождении военной службы по призыву после получения воинского звания офицера. Обучение граждан по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации в Положении о военном обучении студентов. [...]

7. Учебные сборы или стажировки, предусмотренные программами подготовки офицеров запаса, проходят обучающиеся по этим программам граждане мужского пола.

Продолжительность учебных сборов (стажировок) по всем военным специальностям за исключением специальностей «штурман­ская авиация» и «штурманская морская авиация» - 30 дней.

Продолжительность учебных сборов (стажировок) по военным специальностям «штурманская авиация» и «штурманская морская авиация» - 75 дней, в том числе 30 дней - в каникулярное время основного обучения в образовательном учреждении высшего профес­сионального образования и 45 дней - после защиты дипломных про­ектов (работ).

8. В период военного обучения студенты сдают зачеты и экзаме­ны, которые учитываются наравне с оценками, полученными по дру­гим дисциплинам в образовательном учреждении высшего профессионального образования. После прохождения программы военного обучения и учебных сборов (стажировок) студенты сдают выпускные экзамены, которые проводятся в воинских частях (на кораблях), учебных центрах или при образовательном учреждении высшего профессионального образования и принимаются специально созданными для этого экзаменационными комиссиями.

Гражданам, успешно завершившим обучение по программе под­готовки офицеров запаса, в аттестационном порядке присваивается воинское звание офицера.

Подведение итогов урока.

Вопросы для закрепления знаний.

1. Что составляет правовую основу добровольной подго­товки гражданина к военной службе?

2. Какие формы дополнительной подготовки к военной службе вы теперь знаете?

3. Какие преимущества получают граждане, занимающиеся воен­но-прикладными видами спорта?

4. Для чего были созданы Суворовские и Нахимовские военные училища и какую задачу они решают сейчас?

5. Какова цель создания Военно-музыкального училища?

6. Чем отличаются кадетские корпуса от Суворовских и Нахимов­ского военного училища?

7. Как организована в настоящее время военная подготовка студентов государственных образовательных учреждений высше­го профессионального образования?

8. Чем отличается правовое положение студентов, обучающихся на военных кафедрах и студентов, обучающихся в учебно-воен­ных центрах?

9. Как исполняют военную обязанность выпускники военных ка­федр и военно-учебных центров?

Домашнее задание.

1. Отметьте знаком « + » мероприятия, относящиеся к до­бровольной подготовке граждан к военной службе:

Занятия в поисковых, военно-исторических, военно-патри­отических кружках, клубах, обществах и организациях;

- участие в работе школьных музеев, посвященных подвигам земляков в годы Великой Отечественной войны, войны в Афганистане, антитеррорис­ тической операции на Северном Кавказе;

- занятие военно-прикладными видами спорта;

- занятия боевыми единоборствами;

Участие в акциях молодежных движений, посвященных заботе о ветеранах Великой Отечественной войны;

Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, а также в во­енных оркестрах Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

Самостоятельное овладение специальностями, родственными военно-учетным;

Обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафед­рах при государственном, муниципальном или имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования.

2. Ситуационная задача. Начальнику военной кафедры ПВО МГУ им. М.В. Ломоносова подано заявление о приеме от студентки Александры 3. физического факультета. Имеет ли право начальник кафедры допустить гражданку 3. к участию в сдаче испытаний для поступления на кафедру?

3. Ситуационная задача. Гражданин Н. регулярно с 12 лет занимался автомобильным спортом, к 17 годам стал мастером спорта в этом виде. После окончания школы он поступал в Рязанский военный инженерный автомо­бильный институт. После сдачи вступительных экзаменов Н. набрал количе­ство баллов, с которыми в институт могли зачислить только часть кандидатов. Зачислит ли начальник института гражданина Н. в военный институт?

Страницы учебника 47-50.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: