История развития даосизма, как философии древнего китая. Даосизм: основные идеи кратко. Даосизм как философия Древнего Китая

В глубинах древнекитайской цивилизации рождено множество не только вещей из материального мира (порох, бумага и т. д.), но и категорий мира идей, философских постулатов и религиозных догм.

За пять веков до нашей эры вместе с конфуцианством и чань-буддизмом оформилось такое течение человеческой мысли, как даосизм. Основные идеи, кратко изложенные в его каноническом тексте - «Дао Дэ Цзин» - периодически становятся актуальными для больших групп людей в разное время, в разных странах.

Истоки учения

Учение о Дао - одно из самых загадочных и таинственных явлений в истории. Недомолвками, иносказаниями, многозначностью наполнены речи даосских мудрецов, мифами и легендами окружена история возникновения даосизма.

Своим первопредком, прародителем, положившим начало многих могущественных династий, китайцы считают Хуан Ди - Жёлтого императора. Сохранились якобы и исторические факты его жизни, существует и его гробница, но в ней находится только часть одеяния, а сам Хуан Ди обрел бессмертие. Среди всего того что подарил китайцам Жёлтый император, и идеи философии даосизма.

У истоков учения стоял и другой мифический персонаж китайской истории - Лао Цзы. Именно его принято считать автором «Дао Дэ Цзин» - того поэтического трактата, где обрёл даосизм основные идеи и понятия. Описание земного бытия Лао Цзы фантастично и похоже на собрание легенд и сказаний.

Биография божества

История жизни другого великого Учителя - Конфуция - известна буквально по годам. Лао Цзы считается его старшим современником, существуют данные древних историков об их личной встрече в 517 году до нашей эры. Будучи старше Конфуция на полвека, мудрец упрекал его в излишней социальной активности, которую тот проявлял, проповедуя даосизм, основные идеи, философия которого отрицают вмешательство в общественную жизнь. В остальных событиях биография этого древнекитайского мудреца реальность утрачивает.

Мать зачала его, проглотив камешек и вынашивала в течение 80-ти лет, родив в 604 году до н.э. умудрённым стариком. Имя Лао Цзы многозначно, оно означает в том числе и «Старый Младенец». Его мудрость оформилась за годы службы в императорском книгохранилище. Разочарование в окружающей жизни привело старца к отшельничеству. Он менял имена, избегая чужого внимания. Он звался Ли Эр, Лао Дань, Лао Лай-цзы и в конце концов решил покинуть Китай, «уйдя на Запад».

Главная книга

До этого Лао Цзы не излагал свои взгляды письменно. Появление «Дао Дэ Цзинь» объясняют тем, что мудрец хотел способствовать большему распространению своих теорий. Он желал создать альтернативу набирающему популярность конфуцианству. Основатель даосизма был не согласен с присущей учению Конфуция интравертностью, направленностью извне. Лао Цзы отрицал главенство власти, значимость ритуалов и традиций в жизни человека. Это не могло не вызывать отрицательного отношения со стороны властей.

О дальнейшей судьбе великого старца существуют потрясающие версии. По одной из них он удалился в Тибет, где стал основателем ламаизма, по другой - уехал в Индию. Там он чудесным образом способствовал рождению Гаутамы или даже сам был Буддой Шакьямуни. Есть даже легенды о путешествиях Лао Цзы в те места, где впоследствии появилась Русь.

Краеугольное понятие - Дао

Понятие Дао часто туманно и неопределимо даже для того, кто исповедует даосизм. Основные идеи кратко описываются такой формулой Лао Цзы: «Дао порождает одно, одно порождает два, два порождает три, а три порождает все десять тысяч вещей».

То есть Дао - начало начал, абсолютная общность, пребывающая в вечном движении, как вода, наполняющая всё в этом мире. Это путь, дорога, судьба, закон. Всё в человеке и во всем космосе - порождение Дао, не может быть вне его и без него.

Различают два Дао. Одно - Дао без имени - имеет визуальный образ дракона или змеи, пожирающих свой хвост. Этот символ, популярный во многих культурах, означает неостановимый и вечный круговорот, движение по спирали времени. Осознать его смысл и назначение человеку не дано. Его удел - Дао с именем - как крохотная чешуйка в шкуре дракона - суть его конечного существования на земле. И главное для каждой личности - слиться с Дао, стать частью вечного вселенского движения.

Взаимосвязь понятий

Вещи и явления, являющиеся частью Дао, несут в себе мягкую, пассивную, темную, женскую силу Инь, содержат активную, твердую, яркую, мужскую силу Янь, насыщаются энергией Ци. Ци, Инь, Янь, взаимодействие этих сил, баланс этих начал в определяет ход всех жизненных процессов. Они также являются основополагающими понятиями даосизма.

На регуляции взаимодействия Инь и Янь, насыщении космической основаны практики восточной медицины, гимнастики цигун.

Эти взаимодействия лежат в основе учения об организации среды обитания человека - фен-шуй. Некоторыми школами даосизма это учение не признаётся из-за постулата о невозможности применения общих правил для разных участков пространства и особой индивидуальности каждой личности, уникальности ее Пути.

Отношение к власти и принцип «недеяния» У-вэй

В вопросе отношения к власти и государству обозначается особая разница между такими понятиями, как конфуцианство и даосизм. Основные идеи кратко можно изложить в виде иерархии властителей, исходя из оценки их деятельности по даосской шкале ценностей.

Лучший из правителей - тот, о ком знают, что он есть - и только. Второй - тот, кого любят и кем восхищаются. Третьего - боятся. Худший - тот, кого презирают. Если в стране все хорошо - можно и не знать, кто у руля. Такая версия крайне неудобна для властей.

Эти выводы вытекают из еще одного важного догмата даосизма - принципа «недеяния» (по-китайски - «У-вэй»). Некоторым ученым кажется более корректным другой перевод - «невмешательство». Он вызывает меньше ассоциаций с ничегонеделанием, с ленью, которые являются грехом и в Китае. Но суть следующая: цель и человека, и императора - не мешать своими действиями слиянию с высшей сущностью - Дао, которая сама определяет весь ход событий.

Долгая история

Двадцать пять веков существует эта философия. Изложить описывающие даосизм основные идеи и понятия кратко очень трудно.

Не счесть толкований и разъяснений одних вариантов перевода «Дао Дэ Цзин» - тысячи, а людей, которые смотрят на этот мир глазами даосских мудрецов - миллионы.

Другой великой системой китайской философии являлсядаосизм . Его основатель, современник Конфуция, философ Лао-цзы (старый учитель) написал сочинение «Дао дэ цзин» (Книга о пути и добродетели).

Исходной идеей философии даосизма является учение о Дао . Дао - универсальная всепроникающая первооснова сущего и одновременно Путь, Разум, Истина, Благодать. Дао непереводимо и неопределяемо привычным нам образом. Это беспредельная пустота, наделенная столь же беспредельной ин­формацией. Лао-Цзы писал: «Дао бестелесно и лишено формы, и в применении неисчерпаемо... Дао - глубо­чайшие врата рождения... Человек следует земле. Земля следует небу. Небо следует Дао, а Дао следует естест­венности... Дао скрыто и не имеет имени. Но только он умеет помогать всему и вести все к совершенству».

В раннем даосизме на первый план выдвинулись парные категории дао и дэ, которым посвящен главный даосский трактат «Дао дэ цзин». В нем дао представлено в двух основных ипостасях:

1) одинокое, отделенное от всего, постоянное, бездеятельное, пребы­вающее в покое, недоступное восприятию и словесно-понятийному выражению, безымянное, порождающее «от­сутствие/небытие», дающее начало Небу и Земле,

2) всеох­ватное, всепроникающее, подобно воде; изменяющееся вместе с миром, действующее, доступное «прохождению», восприятию и познанию, выразимое в «имени/понятии», знаке и символе, порождающее «наличие/бытие», явля­ющееся предком «тьмы вещей».

Согласно Лао-Цзы, Дао определяет естественный ритм событий в мире. Дао предшествует миру оформленных вещей («ю») и относится к непроявленному бытию («у»). Не имеющее никакой внешней опреде­ленности, Дао отождествляется с пустотой. Однако эта пустота не есть ничто. Эта пустота обладает неисчер­паемой потенцией в порождении оформленных вещей («ю»). Понимание неизначальности всякой определенно­сти инициирует диалектические идеи спонтанного изменения («все сущее изменяется само собой») и взаимопе­рехода противоположностей («превращение в противоположность - движение Дао»). Из Дао рождается все. Это порождающее действие Дао Лао-Цзы изображает в виде многоступенчатого развертывания: вначале Дао рождает общемировой субстрат - частицы «ци», затем рождаются полярные начала - «инь» и «ян», затем воз­никает великая триада - Небо, Человек, Земля, и уже потом из этой триады возникают все конкретные вещи - «ю».

Лао-Цзы учил, что человек не должен вмешиваться в естественный ход событий. «Кто действует, - го­ворил он, - потерпит неудачу. Кто чем-либо владеет - потеряет. Вот почему совершенномудрый бездеятелен, и он не терпит неудачи». Итак, целесообразно в жизни быть бездеятельным. Как же жить?

Главным принципом даосизма является следование Дао, естественной природе вещей, достижение со­стояния однобытия с космическим целым, состояния свободного единения между всем человеческим миром и миром природы. Концепция «естественности» (спонтанной реализации истинной природы) дополняется кон­цепцией «недеяния» (у-вэй, у-ши) - ненарушения закона естественности. Даосизм уделяет большое внимание теории и практике психической саморегуляции человека. Даосизм сформулировал ряд нравственно-политических постулатов, которые обязаны соблюдать все - простые люди, мудрецы, политики, правители.

Человек, говорят даосские философы – это полет стрелы: она движется туда, куда послала ее рука стрелка и ее движение зависит от степени натяжения тетивы, от сопротивления воздуха, от препятствий на ее пути. Разумеется, направление полета стрелы может измениться: подул сильный ветер, пошел дождь, или она во что-нибудь врезалась, но способна ли стрела самостоятельно изменить направление собственного движения, самостоятельно отклониться в ту или иную сторону, полететь назад или не лететь вовсе? Поэтому и человеческая жизнь летит в том направлении, которое задают ей факторы и условия, ее формирующие, внешние параметры и обстоятельства, ее определяющие, и она не может произвольно изменить данное направление. Путь жизни, заданный всей суммой внешних сил, называется дао. Этот путь присутствует у любой вещи, поскольку каждый предмет мира и его существование, как и человек - тоже результат всех возможных факторов. И у всего мироздания есть собственное дао. Если сложить абсолютно все вещи нашего мира, все силы в нем действующие, все причины и следствия в грандиозном и необъятном взаимодействии и целостности, получится единый путь - дао нашего мироздания.

Главные положения этики раннего даосизма:

    цель - следовать пути, указанному природой;

    принцип - «недеяние»;

    суть счастья как блага народа - в возврате к равенству, простоте и невежеству «золотого века», а счастья как блага мудреца - в умеренности, спокойствии, близости к природе.

Основной интерес китайской философии - этическое регулирование отношений между людьми в обществе.

Известное китайское изречение гласит: «Даосизм - это сердце, буддизм - кости, конфуцианство - плоть» (дао синь, фо гу, жу жоу). В этой формуле все три знаменитых китайских учения находят свое место, образуя неразрывность всей китайской традиции.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Охарактеризуйте культурно-исторические предпосылки зарождения философской мысли в Китае и в Индии.

2. Каковы особенности древневосточной философии?

3. Как и почему называют древнеиндийскую философию?

4. Что такое «карма» и «брахман»?

5. Роль понятий «дао», «янь», «инь», «ци» в древнекитайской философии.

6. В чем заключаются причины общественных несчастий, с точки зрения Конфуция?

7. Каким образом предполагает конфуцианство гармонизировать общественную жизнь и сделать ее благополучной?

8. Каковы основные принципы небесного порядка, которые призывает отстаивать

Конфуций?

Лекция четвертая. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

1. От мифологии к философии.

2. Основные школы античной натурфилософии.

3. Греческое просвещение. Софисты и Сократ.

5. Аристотель

6. Римская философия (Эпикур, стоицизм)

Греческую философию часто называют античной. Но античность – это история и культура Древней Греции и Древнего Рима, поэтому можно полагать, что античная философия суть греко-римская. Философия в чистом виде появилась у древних греков.

Античная философия (сначала греческая, а затем и римская) охватывает период своего непосредственного существования с VII-VIвв. до н. э. поV-VIвв. н. э.

Что такое даосизм?

Этот вопрос с давних пор привлекает внимание исследователей Китая, однако дать на него краткий и ясный ответ очень сложно, так как “даосизм” - понятие весьма многомерное и многозначное.

В одних источниках даосизм называют философией, в других - религией, в третьих - философией, постепенно трансформировавшейся в религию, в четвертых говорится, что даосизм - это не философия, не религия, а искусство.

Даосизм - это китайское философско-религиозное течение, являющееся одним из главных «трех учений». Оно представляет собой альтернативу конфуцианству, с точки зрения философии, и буддизму, с точки зрения религии. “Антология даосской философии”. Сост. В. В. Малявин, Б. Б. Виноградский. М., “Товарищество” , 1994..

Впервые упоминание о даосизме, как целостном идейном формировании, появилось во II в. до н.э. Оно получило название «школа Пути и благодати» и состояло из основополагающих теорий трактата «Канон Пути и благодати». Впоследствии наименование учения «школа Пути и благодати» сократилось до «школы Пути» (дао цзя), которое сохранилось вплоть до наших дней.

В основу даосизма легли мистические и шаманские культы царства Чу Южного Китая, учение о бессмертии и магические практики царства Ци, философская традиция Северного Китая. Основателями даосизма считаются Желтый император Хуанди и мудрец Лао-цзы. Основными трактатами являются «Дао Дэ Дзин» и «Чжуан-цзы».

Термин «дао» (путь), который лег в основу этого философско-религиозного течения, оказывается намного шире всей специфики даосизма. Его можно вполне сравнить с конфуцианским термином «жу». Многие путают даосизм с неоконфуцианством, что вполне объясняется наличием в данных философских учениях одних и тех же корней. Дело в том, что раннее конфуцианство вполне могло называться не иначе, как «учение дао» (дао шу, дао цзяо, дао сюэ). С другой стороны, приверженцы даосизма могли включаться в категорию жу. Эти взаимодействия двух течений послужили поводом к тому, что термин «адепт дао» применим и к даосам, и к конфуцианцам, и даже к буддистам.

Но даосский мистико-индивидуалистический натурализм имеет коренное отличие от этического социоцентризма других ведущих мировоззренческих систем древнего Китая. Период расцвета и формирования «ста школ» явился отправной точкой для исследований многих ученых. Он заставил их даже думать о периферийном происхождении даосизма (некоторые утверждали, что даосизм родом из Индии). Не обошлось здесь и без Брахмана и Логоса, которые якобы послужили своеобразным прообразом Дао. Такому взгляду противоречит точка зрения, которая говорит о даосизме, как ярком выражении самого китайского духа. Именно ее и придерживаются многие российские ученые во главе с ведущим исследователем даосизма Е.А. Торчиновым. Они склоняются к мнению, что даосизм - это наиболее развитая форма национальной религии. Е. Торчинов. «Даосизм. Опыт историко-религиоведческого описания». СПб.: Андреев и сыновья, 2-е дополненное издание: СПб.: Лань, 1998.

Тема превращения, творческих метаморфоз бытия - центральная тема даосской мысли. Для даосов ни формы, ни бесформенное не являются реальными. Или, как говорится в даосских книгах, “пустота не может одолеть десять тысяч вещей”. Подлинная реальность для даосов - это само превращение. Даосы мыслят в категориях не сущностей или идей, а отношений, функций, влияний. Для них в мире “ничего нет”, но сами связи между вещами, несомненно, реальны. Истины, может быть, вовсе нет. Но метафора истины, бесчисленные отблески реальности точно существуют.

Итак, даосская картина мира - это бесконечно сложный, подлинно хаотический узор явлений, где нет одного привилегированного образа, одной “единственно верной” идеи. Как писал Чжуан-цзы: “Вся тьма вещей - словно раскинутая сеть, и нигде не найти начала”. “Антология даосской философии”. Сост. В. В. Малявин, Б. Б. Виноградский. М., “Товарищество” , 1994.

Подобно тому, как сам Китай (тогда царство Чжоу) был разделен, начиная с середины I-гo тыс. до н.э., на множество отдельных, враждовавших между собой царств, также и культура его являла собой картину значительного многообразия; существовало несколько типов культур, только позднее сплавленных в великом общекитайском синтезе.

В наибольшей степени отличались друг от друга культуры севера и юга Китая. Если для севера, давшего начало конфуцианству, характерно внимание к этической проблематике и ритуалу, рассудочное стремление к рациональному переосмыслению архаических основ цивилизации, то на юге господствовала стихия мифопоэтического мышления, процветала экстатичность шаманских культов. И даосизм, созревший, видимо, в лоне южной традиции, тем не менее соединил в себе экзальтированную архаику юга и рациональность севера. Первая дала ему содержание, вторая наделила формой, предоставив созданный ею философский способ освоения действительности для выражения смутных и неосознанных творческих потенций. Без южной традиции даосизм не стал бы даосизмом, без северной - не смог бы сказать о себе языком великой культуры и книжной образованности.

Основателем даосизма традиционно считается Лао-цзы, живший по преданию на рубеже VI-V вв до н.э. и перед тем как уйти навсегда из Китая на Запад, оставивший у начальника пограничной заставы Инь Си изложение своего учения под названием “Дао-дэ цзин” .

В “Дао-дэ цзине” речь идет о едином первоначале всего сущего - единой субстанции и одновременно мировой закономерности - Дао. Это понятие дало название даосизму (дао цзяо).

Кроме Лао-цзы нельзя не назвать другого даосского мыслителя, Чжуан-цзы (IV-III вв. до н.э.), автора трактата, названного его именем, в котором много парадоксов, притч, эксцентричных образов, перетолкованных в духе даосской философии и литературы.

Для мировоззрения “Чжуан-цзы” огромное значение имела концепция “уравнивания сущего” (ци у), согласно которой мир представляет собой некое абсолютное единство. В нем нет места четким границам между вещами, все слито друг с другом, все присутствует во всем. В этом мире нет никаких абсолютных величин, ничто само по себе не является ни прекрасным, ни безобразным, ни большим, ни малым, но все существует только относительно чего-то другого и в теснейшей внутренней связи и взаимообусловленности.

Для традиционной китайской философии была нехарактерна вера в бессмертие конкретно души. Реальной признавалась только единая психофизическая целостность живого существа. Сам дух понимался вполне натуралистически: как утонченная материально-энергетическая субстанция (ци) . После смерти тела это “ци” рассеивалось в природе. К тому же даосизм унаследовал от шаманизма учение о множественности душ - животных (по) и мыслящих (хунь). Тело выступало единственной нитью, связывающей их воедино. Смерть тела приводила к разъединению и гибели душ. Поэтому уже в глубокой древности огромное значение придавалось средствам продления физической жизни, а долголетие (шоу) стало одной из важнейших ценностей китайской культуры.

Однако, даосизм не удовлетворился идеалом простого физического, пусть даже и бесконечного, продления жизни. Истинный даосский бессмертный (сянь) в процессе движения по пути бессмертия радикально трансформировал, преображал свое тело, которое согласно даосскому учению приобретало сверхъестественные силы и способности: умение летать по воздуху, становиться невидимым, одновременно находиться в нескольких местах и даже сжимать время. Но основная трансформация в процессе занятий даосской медитаций - духовная: бессмертный в полной мере ощущал и переживал даосскую картину мира, реализовывая идеал единства (единотелесности) со всем сущим и с Дао как таинственной первоосновой мира.

Путь к бессмертию по даосскому учению предполагал занятия сложными методами особой психофизической тренировки, во многом напоминавшей индийскую йогу. Она предполагала как бы два аспекта: совершенствование духа и совершенствование тела. Первый заключался в занятиях медитацией, созерцанием Дао и единства мира, единением с Дао. Применялись и различные сложные визуализации божеств, символизировавших собой особые состояния сознания и типы жизненной энергии.

Второй заключался в специфических гимнастических (дао инь) и дыхательных (син ци) упражнениях, сексуальной практике для поддержания энергетического баланса организма и занятиях алхимией. Именно алхимия и считалась высшим путем к обретению бессмертия. С. И. Самыгин, В. Н. Нечипоренко, И. Н. Полонская. “Религиоведение: социология и психология религии”. Ростов-на-Дону, “Феникс” , 1996.

Алхимия разделялась даосами на два типа - внешняя (вэй дань) и внутренняя (нэй дань). Из них только первая являлась алхимией в собственном смысле этого слова. Она предполагала создание в алхимической реторте как бы действующей модели космоса, в котором под воздействием огня вызревает эликсир бессмертия. Главное отличие китайской алхимии от европейской - ее исходная теснейшая связь с медициной: в китайской алхимии даже золото “изготовлялось” как эликсир бессмертия. Даосскими алхимиками был накоплен ценнейший эмпирический материал в области химии и медицины, значительно обогативший традиционную китайскую фармакологию.

К Х в. “внешняя” алхимия пришла в упадок, и ей на смену пришла “внутренняя” алхимия. Она представляла собой алхимию только по названию, поскольку была ничем иным, как упорядоченным комплексом сложных психофизических упражнений, направленных на трансформацию сознания адепта и изменение ряда его психофизиологических параметров. Однако, она заимствовала у собственно алхимии ее терминологию, способы описания практики, сделав названия минералов и веществ символами психофизических процессов и их структур.

Последователи “внутренней” алхимии исходили из положения о полном подобии микрокосма и макрокосма, человеческого тела и вселенной. А раз в теле человека есть все, что есть и в космосе, то нет никакой необходимости создавать его модель в тигелях и ретортах: само тело является подобной моделью. Следовательно, можно создать новое бессмертное тело из веществ, соков и энергий собственного тела. Особое внимание в практике “внутренней” алхимии уделялось управлению энергиями, протекающими, согласно ее теории, по особым “каналам” (цзин) тела, и накапливающимися в особых резервуарах (дань тянь, инд. чакры) . Управление же энергиями достигалось при помощи концентрации сознания и визуализации (ци гун) . Подобно “внешней” алхимии, “внутренняя” также собрала весьма богатый материал для китайской медицины.

Даосизм иногда называют национальной религией Китая, но это определение не совсем верно. Во-первых, даосизм распространился и среди некоторых других народов, живущих по соседству с китайцами. Во-вторых, даосы не только не проповедовали свою религию в обществе, но, напротив, тщательно скрывали свои секреты от непосвященных и даже не позволяли мирянам присутствовать на наиболее важных молебнах. К тому же даосизм всегда был разделен на множество самостоятельных сект, где “искусство Дао” передавалось от учителя к ученику в тайне от посторонних.

Тем не менее даосизм без преувеличения можно назвать подлинным явлением китайской культуры, ведь он обеспечивал преемственность между элитарной мудростью Дао и верованиями простонародья, принципами внутреннего совершенствования и всем жизненным укладом китайцев. Служа свои молебны, даосы в действительности не поклонялись духам, а, скорее, вовлекали их в беспредельную гармонию Великой Пустоты. Вместе с тем самое существование божеств, как и всего мира форм, являющего собой “превращенное тело” Дао, оставалось для даосов совершенно необходимым.

Традиционное китайское учение Дао - это сочетание философии и религии. Философия даосизма объединяет разные виды духовных практик, направленных на достижение истинного просветления. Познание Дао - это жизненный путь и одновременно сама суть жизни.

Зарождение досизма

Учение о Дао - загадочное и противоречивое. Оно древнее авраамических религий, а история его происхождения окутана тайной. Главный учитель древнекитайской философии - Хуан Ди, Желтый император. О его жизни сохранилось мало информации, она противоречивая и больше похожа на мифы. Он был величайшим мудрецом своего времени, а после смерти физического тела переродился и обрел вечное бессмертие.

Желтый император создал основу учения о Дао, но его главным автором является Лао Цзы. Он написал знаменитый трактат «Дао Дэ Цзин», в котором изложил основные понятия и идеи учения. В летописях древних историков сохранились сведения о встрече Лао Цзы с Конфуцием - еще одним великим Учителем. Лао Цзы был старше Конфуция и осуждал его толкование философии и излишнюю навязчивость в проповедовании идей Дао.

Мудрец противопоставлял свое учение, распространившемуся повсеместно, конфуцианству. Оно быстро стало популярным и это не понравилось правительству. Лао Цзы пришлось бежать из страны, но его учение искоренить не удалось и Конфуцию пришлось с этим смириться.

Основоположники учения

Помимо основателей Хуан-Ди и Лао-цзы, китайская история насчитывает много последователей учения о Дао, привнесших весомый вклад в его развитие. Среди них особое место занимают:

  1. Чжан Даолин. Основал первую школу даосизма Пять Ковшей Риса, позже ставшую школой Первых Наставников. Долгое время был ее патриархом.
  2. Гэ Сюань. Написал несколько философских трактатов, которые легли в основу школы Линбао. Почитался своими последователями не меньше, чем сам Лао Цзы.
  3. Гэ Чаофу. Основал школу Линбао.
  4. Коу Цяньчжи. Под его влиянием даосизм стал государственной религией. Провел реформы в Школе Первых Наставников, распространив ее учение по всему Китаю.
  5. Ян Си. Основал школу Шанцин, делающую упор на религиозную сторону учения.
  6. Ван Чунъян. Основал школу Цюаньчжэнь.
  7. Чжан Саньфэн. Создал несколько систем гимнастики, применяемых в духовных практиках.

Особе место в развитии даосизма занимают Восемь Бессмертных. Они почитаются как божества, но родились обычными людьми и примкнули к пантеону только после смерти. Покровительствуют ученым, музыкантам и актерам. Изображения Восьми Бессмертных часто встречаются в китайской живописи и культуре.

Что такое Дао?

У понятия Дао нет конкретного значения. Даже знаменитые даосы, проповедующие учение, не могут точно сказать, в чем заключается его главная идея. Описание, данное Лао Цзы, представляет Дао, как начало всего. Это источник жизни и сама жизнь. Философ называет Дао дорогой жизни, законом и судьбой, которая предопределена божественным Дао.

В даосизме есть два Дао. Одно из них не имеет имени, его визуальное воплощение - Уроборос. Это вселенский дракон, который пожирает свой хвост. Уроборос символизирует бесконечный цикл жизни. Человеку не дано познать истинную суть жизненного круговорота, он может только созерцать. Сознанию людей доступно Дао с именем - оно символизирует конечность земной жизни. Только принявший скоротечность и временность своего физического существования познает Дао и станет частью вечности.

Понятия и идеи

Даосизм лег в основу государственной философии Китая. Даосизм определяет жизненные ориентиры большинства современных китайцев. Его основные идеи не изменялись со времен Конфуция, и остаются актуальными. Основные понятия даосизма:

  • Дао - путь, безличная сила, управляющая всеми явлениями во Вселенной;
  • Дэ - сила духа, добродетель, которой Дао наделяет правителей Китая;
  • Ци - жизненная энергия, присутствующая во всех существах;
  • У-вэй - принцип недеяния, согласно которому лучшая стратегия поведения - не вмешиваться в естественный ход вещей;
  • Пу - энергия пустых предметов.

Основная суть даосизма - поиск истинного пути. Даос стремится стать единым целым с окружающим миром, обрести просветление. Дао бесконечное и многозначное, оно - универсальный закон бытия. Познать его органами чувств нельзя, только просветленный может постигнуть великий закон, которому следует даже Небо. Чтобы познать истинное счастье, человек должен познать Дао и пройти свой жизненный путь осознанно. После физической смерти бессмертный дух сливается с Дао, но задача человека - достичь этого слияния при жизни. В этом помогает учение даосизма.

Каждый человек идет путем Дао, но делает это неосознанно. Чтобы развиться духовно, люди должны придерживаться принципа недеяния. Его можно спутать с безразличием, но на самом деле это единственный по-настоящему осознанный вид деятельности. Недеяние учит созерцанию, познанию своего внутреннего мира, и через него - единению с мирозданием. Идеал идущего путем Дао - погружение в божественное Дао. Этого можно достичь путем многолетней практики медитации, специальной гимнастики и дыхательных упражнений.

Мужское и женское проявление Дао

В основе мироздания лежит две противоположные силы: женская Инь и мужская Ян. Инь пассивная, мягкая, она замедляет процессы и удерживает в состоянии покоя. Ян агрессивная и яркая, способствует увеличению активности. Силы наполняются энергией Ци, дающей жизнь всем вещам и явлениям. Всеми жизненными процессами в природе руководит взаимодействие этих трех начал.

Все медитативные практики основаны на взаимодействии Инь и Ян. Если энергии находятся в балансе - человек здоров. Если одна из энергии непропорционально возрастает - изменяется физическое и психическое состояние. Мужчина с избытком Инь становится нерешительным и безразличным. Женщина, скопившая слишком много Ян, становится агрессивной и не контролирует свои поступки. Лечебные практики направлены на восстановление и поддержание регуляции женского и мужского начала и насыщение тела энергией Ци. Учение об организации пространства - фен-шуй также строится на взаимодействии трех начал.

Религиозные обряды и божества

После канонизации Лао Цзы в основу даосской философии легла сложная иерархия добрых богов и злых демонов. Перечень основных богов, признанных разными школами даосизма, примерно совпадает. Главную роль в пантеоне занимают Три чистых божества, сменявшие друг друга и правившие миром несколько временных циклов. Следом за ними располагается Нефритовый император - властитель людских судеб. Почти равнозначна ему Владычица Запада. Она открывает врата жизни, выпуская души на землю и впуская их на Небо после смерти.

Нефритовому императору подчиняются Семь владык звезд Северного ковша и Шесть владык звезд Южного ковша. Далее, следуют стражи сторон света и хранители стихий. У них в подчинении тысячи божеств, в том числе и тех, кто присоединился к пантеону после земной жизни.

Религиозные обряды в доасизме носят условный характер. Они призваны объединить людей, выразить почтение божествам и получить их благословение. Самые популярные ритуалы проводятся накануне Нового года и после него. Подготовка к празднику начинается в январе. Люди делают генеральную уборку в своих домах, развешивают украшения красного цвета, дарят друг другу подарки и ходят в гости. Празднование Нового года длится несколько дней подряд. В это время устраиваются массовые народные гуляния. Главный герой праздника - китайский дракон, символ проявления Ян.

Для защиты дома от злых духов и привлечения удачи китайцы выставляют в окна бумажные маски дракона, а над входной дверью вешают символ Инь и Ян в окружении триграмм. Чтобы в наступающем году не испытывать проблем с деньгами, китайцы дарят друг другу мандарины - символ финансового благополучия. Чтобы задобрить богов-покровителей, специально для них на стол ставят угощения. К этим блюдам никто не притрагивается, а после праздников их относят в храм или отдают малоимущим. Чем щедрее было угощение, тем больше удачи ждет человека в будущем году.

Даосизм
Философия даосизма

Даосизм возник в чжоуском Китае практически почти одновременно с учением Конфуция в виде самостоятельной философской доктрины. Основателем философии даосов считается древнекитайский философ Лао-цзы. Старший современник Конфуция, о котором - в отличие от Конфуция - в источниках нет достоверных сведений ни исторического, ни биографического характера, Лао-цзы считается современными исследователями фигурой легендарной. Легенды повествуют о его чудесном рождении (мать носила его несколько десятков лет и родила стариком - откуда и имя его, "Старый ребенок", хотя тот же знак цзы означал одновременно и понятие "философ", так что имя его можно переводить как "Старый философ") и о его уходе из Китая. Идя на запад, Лао-цзы любезно согласился оставить смотрителю пограничной заставы свое сочинение Дао-дэ цзин.

В трактате Дао-дэ цзин (IV-III в. до н. э.) излагаются основы даосизма, философии Лао-цзы. В центре доктрины - учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но все происходит от него. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно дает начало, имя и форму всему на свете. Даже.великое Небо следует Дао. Познать Дао, следовать ему, слиться с ним - в этом смысл, цель и счастье жизни. Проявляется же Дао через свою эманацию - через дэ, и если Дао все порождает, то дэ все вскармливает.

Трудно отделаться от впечатления, что концепция Дао во многом, вплоть до второстепенных деталей, напоминает многократно зафиксированную в упанишадах индо-арийскую концепцию великого Брахмана, безликого Абсолюта, эманация которого сотворила видимый феноменальный мир и слиться с которым (уйти от феноменального мира) было целью древнеиндийских философов, брахманов, отшельников и аскетов. Если прибавить к этому, что и высшей целью древнекитайских даосов-философов было уйти от страстей и суетности жизни к первобытности прошлого, к простоте и естественности, что именно среди даосов были первые в древнем Китае отшельники-аскеты, о чьем подвижничестве с уважением отзывался и сам Конфуций, то сходство покажется еще более очевидным и загадочным. Чем объяснить его? На этот вопрос ответить нелегко. О прямом заимствовании говорить трудно, ибо, для этого нет документальных оснований, кроме разве что легерды о путешествии Лао-цзы на запад. Но и эта легенда не объясняет, а лишь запутывает проблему:

Лао-цзы не мог принести в Индию философию, с которой там были знакомы не менее чем за полтысячелетия до его рождения. Можно лишь предположить, что сам факт путешествий показывает, что и в то отдаленное время они не были невозможными и что, следовательно, не только из Китая на запад, но и с запада (в том числе и из Индии) в Китай могли перемещаться люди и их идеи.

В своей конкретной практической деятельности даосизм в Китае, однако, мало чем напоминал практику брахманизма. На китайской почве рационализм одолевал любую мистику, заставляя ее уходить в сторону, забиваться в углы, где она только и могла сохраняться. Так случилось, и с даосизмом. Хотя в даосском трактате "Чжуан-цзы" (IV-III вв. до н. э.) и говорилось о том, что жизнь и смерть - понятия относительные, акцент явно был сделан на жизнь, на том, как ее следует организовать. Мистические же уклоны в этом трактате, выражавшиеся, в частности, в упоминаниях о фантастическом долголетии (800, 1200 лет) и даже бессмертии, которых могут достичь праведные отшельники, приблизившиеся к Дао, сыграли немаловажную роль в трансформации философского даосизма в даосизм религиозный.

Васильев Леонид Сергеевич. История Религий Востока. 1983 г.
(с) Издательство "Высшая школа" 1983



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: