К несчастному случаю на производстве с работником привела его грубая неосторожность. Кто это устанавливает? О некоторых вопросах по применению положения по расследованию несчастных случаев на производстве1 Кто определяет лиц допустивших нарушения требован

УГОЛОВНОЕ ПРАВО

Д. А. БЕЗБОРОДОВ

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ПРИМЕНЕНИЯ УГОЛОВНОГО ЗАКОНА
В СЛУЧАЕ НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИ ВЕДЕНИИ СТРОИТЕЛЬНЫХ И ИНЫХ РАБОТ

Общественная опасность нарушения правил безопасности при осуществлении строительных и иных видов работ состоит в том, что такого рода деяния могут повлечь за собой неблагоприятные последствия для жизни и здоровья не только лиц, производящих различные виды работ, но и для иных лиц, оказавшихся в сфере их выполнения, а также причинить крупный материальный ущерб. Однако данные обстоятельства далеко не всегда учитываются при применении ст. 216 УК РФ. Исследование практики возбуждения уголовных дел по фактам нарушения правил безопасности при выполнении строительных и иных видов работ позволяет обозначить следующие проблемы.

1. Неверная оценка вида выполняемых работ влечет за собой в ряде случаев ошибочную квалификацию таких деяний как неосторожных посягательств на личность (ч. 2 ст. 109, ч. 2 ст. 118 УК РФ). Следует учитывать, что строительные работы — родовое понятие для группы специализированных работ. Пленум Верховного Суда СССР в п. 10 постановления «О практике применения судами уголовного законодательства, направленного на охрану безопасных условий труда и безопасности горных, строительных и иных работ» от 5 декабря 1986 г. № 16 разъяснил, что под строительными работами понимаются:

а) земляные, каменные, бетонные, монтажные, демонтажные, изоляционные, кровельные, электромонтажные, отделочные, санитарно-технические, погрузочно-разгрузочные и другие работы, производимые на строительной площадке в связи с возведением, реконструкцией, ремонтом, передвижением или сносом жилых зданий, помещений и сооружений производственного, складского, бытового, общественного и иного назначения;

б) работы вне строительной площадки, связанные с ремонтом и прокладкой линий связи, электросетей, дорог, коммуникаций теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения, канализации и других инженерных сетей.

В этой связи вызывает сомнение квалификация Ленинградским областным судом действий Р. по признакам ч. 2 ст. 143 УК РФ. Машинист самоходного катка Р. производил асфальтобетонные работы по ремонту автодороги. Он видел, что машинист В. остановил свой каток в рабочей зоне, вышел из него и встал рядом; нарушив правила предосторожности, несмотря на экстренное торможение, Р. произвел наезд движущимся катком на В., который оказался зажат между двумя катками. Своими действиями Р. нарушил требования пп. 36, 38 Типовой инструкции по охране труда для машиниста катка, утвержденной первым заместителем генерального директора Федерального дорожного департамента Минтранса России 11 марта 1993 г., и требования Инструкции по охране труда для машинистов дорожных катков, утвержденной генеральным директором ЗАО <…> 5 мая 2003 г. В результате преступной небрежности Р. по неосторожности причинил В. тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни, повлекший его смерть на месте происшествия .

В данной ситуации, как представляется, имелись все основания для квалификации действий Р. по ч. 2 ст. 216 УК РФ по следующим причинам: а) имел место специальный вид строительных работ, а именно прокладка дорог; б) Р. не соответствует признакам субъекта преступления, предусмотренного ст. 143 УК РФ, поскольку согласно разъяснениям, данным в

п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о нарушениях правил охраны труда и безопасности при ведении горных, строительных или иных работ» от 23 апреля 1991 г. № 1, ответственность по ст. 143 УК РФ могут нести лица, на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению непосредственно возложена обязанность обеспечивать соблюдение правил и норм охраны труда на определенном участке работ, а также руководители предприятий и организаций, их заместители, главные инженеры, главные специалисты предприятий, если они не приняли мер к устранению заведомо известного им нарушения правил охраны труда либо дали указания, противоречащие этим правилам, или, взяв на себя непосредственное руководство отдельными видами работ, не обеспечили соблюдение тех же правил. Действующая редакция ст. 143 УК РФ фактически изменила подход к пониманию субъекта данного преступления — им является лицо, на которое возложены обязанности по соблюдению правил охраны труда. Такое описание признаков субъекта соответствует обязанностям, возложенным на каждого работника трудовым законодательством (ст.ст. 21, 214 Трудового кодекса Российской Федерации).

Под иными работами применительно к ст. 216 УК РФ следует понимать любые производственные работы, приравненные к горным или строительным по уровню сложности и вероятного травматизма как рабочих, так и иных лиц и причинения материального вреда, требующие в связи с этим соблюдения при их осуществлении специальных правил безопасности (сварочные, погрузочно-разгрузочные вне строительной площадки, снегоуборочные и т. п.) .

В целом перечень горных, строительных и иных работ содержится в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2002 г. № 787. Требования по безопасному проведению отдельных видов работ, например, регламентируются Межотраслевыми правилами по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов (ПОТ РМ-007-98), утвержденными Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 20 марта 1998 г. № 16.

В каждом случае нарушения правил ведения строительных или иных видов работ должно быть установлено и отражено в процессуальных документах, кем и какие конкретно пункты правил безопасности ведения работ нарушены.

2. Использование источников повышенной опасности при выполнении различного вида работ требует детального правового регулирования обращения с ними и четкого соблюдения установленных правил. Стоит отметить, что общие требования к безопасному ведению общестроительных и специальных строительных работ определяются постановлениями Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу . Наиболее часто встречающимися нарушениями специальных правил ведения строительных и иных видов работ являются:

а) отсутствие обозначения опасных зон, в пределах которых осуществляются работы, либо ненадлежащее их обозначение.

Приговором Калининского районного суда г. Санкт-Петербурга от 13 сентября 2012 г. Л. признан виновным по ч. 2 ст. 216 УК РФ. Л. обвинялся в том, что, будучи начальником производственного участка на объекте электроснабжения административно-бытового комплекса ЗАО <...>, ответственным за содержание территории

зоны производства работ, обязанным осуществлять руководство производственно-хозяйственной деятельностью участка, обеспечивать применение технологической оснастки, строительных машин, не обеспечил должным образом и не организовал безопасное содержание территории зоны производства работ, в результате была причинена смерть человеку от ожогов, полученных в результате его падения в промоину с горячей водой, образовавшейся при прорыве теплотрассы;

б) использование при осуществлении работ механизмов, устройств и установок, не пригодных по техническому состоянию для осуществления конкретных видов работ.

Так, Приговором Калининского районного суда г. Санкт-Петербурга от 23 ноября 2011 г. А. и Г. признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 216 УК РФ. А. — начальник участка в ЗАО <...>, а Г. — производитель работ в ЗАО <...>, назначенный ответственным за безопасное производство работ по текущему ремонту путепровода. Выполняя согласно договору работы по текущему ремонту путепровода, Г. не обеспечил должным образом и не организовал безопасное производство работ.

При выполнении асфальтоукладочных работ по текущему ремонту путепровода произошло разрушение газового баллона, установленного на асфальтоукладчике. При этом произошел залповый выброс углеводородных газов, образовалось газово-воздушное облако пропан-бутана, которое вспыхнуло. Одной из причин разрушения газового баллона явилось низкое качество изготовления продольного сварного шва обечайки. В результате разрушения газового баллона машинисту асфальтоукладчика Б., а также К. были причинены телесные повреждения, расценивающиеся как тяжкий вред здоровью. От телесных повреждений потерпевшие скончались в клинике термических ожогов. Кроме того, в результате разрушения газового баллона Т. были причинены телесные повреждения, расценивающиеся как тяжкий вред здоровью;

в) отсутствие надлежащего инструктажа по технике безопасности;

г) отсутствие необходимого контроля за соблюдением техники безопасности при ведении работ;

д) предоставление допуска к выполнению работ, требующих специальной подготовки, лицам, не имеющим достаточной квалификации;

е) нарушение правил эксплуатации сложных механизмов и устройств и т. п.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации, действия, повлекшие вредные последствия при производстве горных, строительных и иных работ с использованием специальных самоходных машин (экскаватор, грейдер, скрепер, бульдозер и т. п.), совершенные лицом, управлявшим самоходной машиной и нарушившим специальные правила производства определенных работ, следует квалифицировать по ст. 216 УК РФ, хотя бы эти нарушения и были допущены во время движения машины .

Так, приговором Петроградского районного суда г. Санкт-Петербурга от 4 мая 2011 г. К. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 216 УК РФ. К. обвинялся в том, что он, управляя экскаватором-погрузчиком, принадлежащим ООО <...>, осуществляя работы по уборке снега с проезжей части, двигаясь задним ходом, совершил наезд на Г., в результате чего последняя скончалась на месте происшествия.

3. При квалификации нарушения правил безопасности при ведении строительных и иных работ необходимо устанавливать, имеется ли причинная связь между этими нарушениями и наступившими общественно опасными последствиями либо наличием реальной опасности наступления такого рода последствий.

4. Поскольку состав преступления, предусмотренного ст. 216 УК РФ, сформулирован как материальный, обязательным признаком объективной стороны является наступление общественно опасных последствий в виде тяжкого вреда здоровью человека или смерти либо крупного ущерба. Преступление признается

оконченным только при условии наступления одного из указанных последствий. Общественно опасные последствия характеризует причинение вреда дополнительным непосредственным объектам рассматриваемого преступления — жизни и здоровью человека, а также собственности. Причинение вреда данным благам не требует дополнительной квалификации по соответствующим статьям Особенной части УК РФ, предусматривающим ответственность за преступления против личности и собственности.

5. Следует учитывать, что специальные правила предназначаются для людей определенных категорий — специальных субъектов, на которых возложено исполнение строго определенных данными правилами обязанностей при осуществлении конкретных видов работ. Ответственность по ст. 216 УК РФ, в отличие от ст. 143 УК РФ , могут нести:

а) лица, на которых возложена обязанность по соблюдению правил и норм охраны труда;

б) работники, постоянная или временная деятельность которых связана с производством конкретного вида работ.

Достаточно часто встречаются ситуации, когда отношения между работодателем и лицом, осуществлявшим конкретные виды работ, допустившим нарушение специальных правил безопасности и причинившим своими действиями последствия, указанные в ст. 216 УК РФ, не оформлены надлежащим образом. Как следствие, возникают проблемы оценки фактических отношений между работодателем и работником в сфере обеспечения безопасных условий труда. Принятие решения о возможной квалификации часто зависит от установления типа и содержания правоотношений, возникших между указанными лицами: гражданско-правовые или трудовые отношения.

Трудовые отношения в соответствии со ст. 15 ТК РФ представляют собой отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора (ч. 1 ст. 16 ТК РФ). В соответствии с ч. 3 ст. 16 ТК РФ трудовые отношения между работником и работодателем могут возникать также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен. На основании этого можно сделать вывод о том, что фактическое выполнение работ может быть оценено как трудовые отношения, но исключительно при соблюдении требований ст. 15 ТК РФ, в противном случае речь можно вести только о гражданско-правовых отношениях. В соответствии с ч. 1 ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Поэтому при установлении фактических трудовых отношений, возникших между работодателем и работником, постановка вопроса об уголовной ответственности правомерна.

Гражданско-правовые отношения в анализируемой ситуации могут быть основаны на договоре подряда. В соответствии ч. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. В соответствии со ст. 703 ГК РФ договор подряда заключается на изготовление или переработку (обработку) вещи либо на выполнение другой работы с передачей ее результата заказчику.

В соответствии с ч. 1 ст. 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену. При этом обязанность обеспечить соблюдение правил безопасности ложится на подрядчика.

6. Потерпевшими в случае нарушения правил безопасности при ведении строительных и иных работ могут стать следующие категории лиц: работники организации, выполняющей строительные работы или иные виды работ; лица, случайно оказавшиеся в зоне проведения работ или проживающие в этой зоне и являющиеся потребителями услуг, предоставляемых данной организацией.

Учитывая это обстоятельство, можно сделать вывод о том, что в случаях, когда в результате нарушения правил безопасности при ведении строительных или иных работ оказались потерпевшими лица, являющиеся потребителями услуги, действия виновных нужно квалифицировать по ст. 238 УК РФ.

В тех случаях, когда имеет место нарушение правил бытовой предосторожности лицами, не имеющими отношения к постоянной или временной работе на соответствующем объекте, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека либо причинившее крупный ущерб, это деяние должно квалифицироваться по статьям Особенной части УК РФ с учетом фактически причиненного вреда (например, по ст. ст. 109, 118, 168).

Так, приговором Калининского районного суда г. Санкт-Петербурга от 19 марта 2012 г. К. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 109 УК РФ. Органами предварительного следствия К. обвинялся в том, что, действуя в нарушение утвержденного Распоряжением Администрации г. Санкт-Петербурга от 23 сентября 2002 г. № 1784-ра Положения о мерах по усилению контроля за состоянием внешнего благоустройства Санкт-Петербурга, без соответствующего согласования произвел переоборудование находящегося в его квартире, расположенной по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Замшина, д. 27, корп. 1, кв. 278, балкона, а впоследствии, действуя в нарушение Правил уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга, утвержденных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16 октября 2007 г. № 1334, видя образовавшиеся наледи на принадлежащем ему балконе, своевременно их не удалил, что привело к самопроизвольному падению наледи, а в дальнейшем к смерти потерпевшей Л. Таким образом, К. не предвидел возможности наступления общественно опасных последствий в виде смерти Л. и не желал их наступления, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть наступление этих общественно опасных последствий, т. е. совершил преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 109 УК РФ.

7. Достаточно часто возникают вопросы, связанные с отграничением состава преступления, предусмотренного ст. 216 УК РФ, от состава преступления, предусмотренного ст. 143 УК РФ. При решении данного вопроса, как представляется, нужно исходить из того, что ст. 216 УК РФ предусматривает ответственность за нарушение специальных правил безопасности ведения работ, ст. 143 УК РФ регламентирует ответственность за нарушение общих требований охраны труда в любой сфере. В этой связи вызывает некоторые сомнения позиция Верховного Суда Российской Федерации, который в п. 6 постановления «О судебной практике по делам о нарушениях правил охраны труда и безопасности при ведении горных, строительных или иных работ» от 23 апреля 1991 г. № 1 констатирует, что при разграничении рассматриваемых составов следует исходить из того, при производстве каких именно работ нарушены правила безопасности, и если нарушение допущено при ведении горных, строительных и иных работ, рекомендует квалифицировать содеянное по ст. 216 УК РФ. Представляется, что данные составы преступлений являются взаимопересекающимися, но не находящимися между собой в отношениях конкуренции.

80. Должен ли работодатель (его представитель) сохранять до начала расследования несчастного случая обстановку на месте, где он произошел?

ОТВ. Да, в том случае, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к аварии. В случае невозможности ее сохранения - зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, провести фотографирование, видеосъёмку и пр.).

81.Руководитель организации после тяжелого несчастного случая, происшедшего с его работником, в этот же день предпринял определенные действия. Что он НЕ должен был делать?

ОТВ. Привлек к дисциплинарной ответственности виновных в несчастном случае.

82. Работодатель создал комиссию по расследованию легкого несчастного случая, включив в нее инженера по охране труда и представителя профсоюзного органа. Соответствует ли это законодательству?

ОТВ. Нет. В комиссию должен быть включен также представитель работодателя.

83. Кем расследуется несчастный случай на производстве, происшедший с лицом, направленным для выполнения работ к другому работодателю?

ОТВ. Расследуется комиссией, образованной работодателем, у которого произошел несчастный случай. В состав комиссии входит уполномоченный представитель работодателя, направившего работника.

84. Кем расследуется несчастный случай, происшедший с работником организации, производящей работы на территории другого работодателя?

ОТВ. Расследуется и учитывается комиссией, образованной работодателем, по поручению которого производились эти работы. При необходимости в расследовании принимает участие работодатель, за которым закреплена данная территория.

85. Подлежат ли расследованию несчастные случаи на производстве, о которых не было своевременно сообщено работодателю или в результате которых нетрудоспособность у пострадавших наступила не сразу?

ОТВ. Да. Несчастный случай расследуется комиссией по заявлению пострадавшего или его доверенного лица в течение одного месяца со дня поступления указанного заявления.

86. К несчастному случаю на производстве с работником привела его грубая неосторожность. Кто это устанавливает?

ОТВ. Степень вины пострадавшего с учетом заключения выборного профсоюзного органа устанавливает комиссия по расследованию несчастного случая.

87. Кто определяет лиц, допустивших нарушения требований безопасности и охраны труда, при несчастном случае на производстве? Может ли уволить работодатель этих лиц?

ОТВ. Лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, приведших к несчастному случаю, определяет комиссия по расследованию несчастного случая. За нарушение требований охраны труда работодатель может уволить этих лиц.

88. При каком обстоятельстве пострадавшему при несчастном случае на производстве могут быть не установлены ежемесячные страховые выплаты согласно закону "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний"?

ОТВ. Если пострадавший не застрахован.

89. Размер ежемесячных страховых выплат пострадавшему от несчастного случая на производстве определяется как доля его среднего месячного заработка, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности. Предусматривает ли законодательство изменение размера ежемесячных выплат?

ОТВ. Размер ежемесячных страховых выплат может быть уменьшен соответственно степени вины пострадавшего, но не более чем на 25 процентов.

90. В каком из видов страховых выплат пострадавшему при несчастном случае на производстве учитывается его вина, если возникновению вреда, причиненного его здоровью, содействовала его грубая неосторожность?

ОТВ. Ежемесячные страховые выплаты.

91. Родственники погибшего в результате несчастного случая на производстве подали совместное заявление на обеспечение по социальному страхованию. Кто из них не обладает правом на такие социальные выплаты?

ОТВ. Отец - пенсионер 55 лет.

92. Имеет ли право застрахованный работник на самостоятельное обращение в медицинское учреждение по вопросам его медицинского освидетельствования?

ОТВ. Да, имеет право на самостоятельное обращение, но только в лечебно-профилактические учреждения государственной системы здравоохранения и учреждения медико-социальной экспертизы.

93. Какие органы имеют право рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административное взыскание за нарушение требований законодательства о труде, охране труда и промышленной безопасности?

Тест для проверки знаний охраны труда

Вариант 1
1. Назовите стороны, обеспечивающие реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда.

А: Законодательная, исполнительная и судебная ветви власти на федеральном уровне и уровне субъекта РФ.

Б: Правительство Российской Федерации и трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений

В: Органы государственной власти в согласовании с органами власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, работодателей, профессиональных союзов

Г: Государственная Дума РФ, объединения работодателей.
2. Ниже перечислены обязанности работодателя по обеспечению требований охраны труда. Но в одном из ответов указана обязанность работника. Найдите этот ответ.

А: Обязан обеспечить безопасную эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов, а также применяемых в производстве сырья и материалов.

Б: Обязан обеспечить средствами индивидуальной и коллективной защиты работников.

В: Обязан правильно применять средства индивидуальной защиты.

Г: Обязан обеспечить организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты.
3. Имеет ли право работник на отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, до устранения такой опасности.

А: Не имеет. Если на рабочем месте создалась опасность для жизни работника, он должен действовать по указанию непосредственного руководителя.

Б: Имеет. Порядок действий работника при возникновении угрозы его жизни и здоровью должен быть определен инструкцией по охране труда.

В: Не имеет. Если на рабочем месте создалась опасность для жизни работника, он обязан приступить к устранению опасности. В противном случае работодатель может привлечь его к дисциплинарной ответственности.

Г: Имеет. Он должен незамедлительно покинуть рабочее место.
4. Должны ли в организациях создаваться комитеты (комиссии) по охране труда?

А: Комитеты (комиссии) по охране труда создаются по требованию Государственной инспекции труда.

Б: Комитеты (комиссии) по охране труда создаются по инициативе Государственной экспертизы условий труда.

В: Комитеты (комиссии) по охране труда создаются в организациях по инициативе работодателя или работников.

Г: Комитеты (комиссии) по охране труда создаются при согласии работодателя.
5. Рекомендуется в должностной инструкции иметь следующие разделы: 1) общие положения; 2) должностные обязанности; 3) права; 4) ответственность. Вы согласны с этой рекомендацией?

А: Должностная инструкция должна содержать разделы по отраслевым правилам безопасности и по нормативным документам, действующим в организации.

Б: В должностной инструкции следует также иметь раздел "Взаимодействие с руководителями смежных (функциональных) подразделений".


Г: Структура должностной инструкции определяется по согласованию с территориальным органом Ростехнадзора.
6. Обязанности работодателя по обучению работников безопасности труда состоят в следующем: обучить работника по охране труда при приеме на работу; проводить инструктажи в период работы; оплатить расходы по обучению и проверке знаний у работника; освободить работника на весь период обучения от работы. Укажите какое из перечисленных требований не предусмотрено законом.

А: Обучить работника при приеме на работу безопасности труда.

Б: Освободить работника на весь период обучения от работы.

В: Проводить инструктажи в период работы.

Г: Оплатить расходы по обучению и проверке знаний работника.
7. Периодическая проверка знаний у рабочих по охране труда проводится не реже одного раза в год по программе, разработанной организацией. Правильно ли указана периодичность обучения?

А: Правильно.

Б: Неправильно - необходимо раз в полугодие.

В: Проверка знаний проводится только после ввода в действие новых нормативных документов, содержащих требования охраны труда.


Г: По усмотрению работодателя.
8. Вводный инструктаж по безопасности труда проводят со всеми принимаемыми на работу работниками, с временными работниками, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на практику. Так ли это?

А: Вводный инструктаж не обязателен для работников с высшим образованием.

Б: Да, вводный инструктаж проводится со всеми.

В: Вводному инструктажу не подлежат специалисты, нанимаемые на высшие руководящие должности.

Г: Вводный инструктаж проводится по усмотрению работодателя.
9. Повторный инструктаж проводят со всеми рабочими за исключением лиц, которые не связаны с обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием инструментов, хранением и переработкой сырья и материалов. Соответствует ли это утверждение требованиям ГОСТа?

А: Повторный инструктаж проводят со всеми работниками без всяких исключений.

Б: Да, соответствует.

Г: Повторный инструктаж проводится для всех работников, прошедших вводный инструктаж.
10. Внеплановый инструктаж проводят с рабочими при: введении новых правил и инструкций по охране труда, изменении технологии, оборудования, нарушении рабочими требований безопасности, при перерывах в работе. Все ли указаны случаи, когда должен проводиться внеплановый инструктаж?

А: Не указано, что по требованию профсоюза.

Б: Указаны все случаи.

В: Не указано, что по требованию органов государственного надзора.


Г: Не указано, что по требованию работодателя.
11. Целевой инструктаж проводят при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями рабочего, при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий. При каких видах работ еще необходимо проводить целевой инструктаж?

А: Указаны все виды.

Б: При выполнении работ повышенной опасности, которые оформляются нарядом-допуском.

В: При выполнении срочных работ.

Г: После выхода на работу из отпуска.
12. Внеочередные проверки знаний рабочих проводятся: при введении в действие новых или переработанных нормативных правовых актов по охране труда; при изменении технологических процессов, оборудования; при переводе на другую работу. Все ли указаны случаи?

А: Не указано, что при выявлении неоднократных нарушений требований охраны труда и промышленной безопасности, после происшедших аварий, несчастных случаев.

Б: Не указано, что при выявлении неоднократных нарушений требований охраны труда и промышленной безопасности.

В: Не указано, что после происшедших аварий, несчастных случаев и инцидентов.

Г: Все.
13. Какой из перечисленных ниже несчастных случаев не может квалифицироваться как несчастный случай на производстве?

А: Несчастный случай произошел с работником вне территории организации, когда он по заданию заместителя директора получал со склада другой организации товары.

Б: Несчастный случай произошел с работником во время установленного перерыва для приема пищи.

В: Несчастный случай произошел с работником вне рабочего времени при следовании к месту служебной командировки.

Г: Несчастный случай произошел с работником во время часового перерыва на обед, когда он направлялся в магазин вне территории организации.
14. Работодатель создал комиссию по расследованию легкого несчастного случая, включив в нее инженера по охране труда и представителя профсоюзного органа. Соответствует ли это законодательству?

А: Нет. В комиссию должен быть включен также представитель государственной инспекции труда.

Б: Нет. В комиссию должен быть включен также представитель работодателя.
В: Нет. В комиссию также должен быть включен непосредственный руководитель пострадавшего.

Г: Да. В комиссии должны быть представлены две стороны: представитель работодателя (лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда) и представитель профсоюзного органа.


15. Кем расследуется несчастный случай на производстве, происшедший с лицом, направленным для выполнения работ к другому работодателю?

А: Расследуется комиссией, образованной работодателем, который направил работника. В состав комиссии входит уполномоченный представитель работодателя, у которого произошел несчастный случай.

Б: Расследуется комиссией, образованной работодателем, у которого произошел несчастный случай. В состав комиссии входит уполномоченный представитель работодателя, направившего работника.

В: Расследуется комиссией, образованной обоими работодателями.

Г: Расследуется государственным инспектором труда.
16. Кто определяет лиц, допустивших нарушения требований безопасности и охраны труда, при несчастном случае на производстве? Может ли уволить работодатель этих лиц?

А: Лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, приведших к несчастному случаю, определяет комиссия по расследованию несчастного случая. За нарушение требований охраны труда работодатель может уволить этих лиц.

Б: Лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, приведших к несчастному случаю, определяет комиссия по расследованию несчастного случая. Работодатель не может уволить этих лиц на основании выводов комиссии.

В: Лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, приведших к несчастному случаю, определяет работодатель на основании выводов комиссии. Работодатель может уволить этих лиц.

Г: Лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, приведших к несчастному случаю, определяет работодатель, Уволить этих лиц на основании выводов комиссии нельзя.
17. Какие органы имеют право рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административное взыскание за нарушение требований законодательства о труде, охране труда и промышленной безопасности?

А: Работодатель, федеральный суд.

Б: Государственные органы надзора и контроля, судьи.

В: Государственные органы надзора и контроля.

Г: Органы исполнительной власти субъекта Федерации.
18. Какие виды дисциплинарных взысканий предусмотрены Трудовым кодексом РФ?

А: Замечание, выговор, понижение в занимаемой должности, увольнение.

Б: Замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу, увольнение.

В: Замечание, выговор, увольнение.

Г: Предупреждение, выговор, увольнение.
19. Трудовой договор заключается с работником в письменной форме. Прием на работу оформляется приказом и объявляется работнику в трехдневный срок со дня подписания трудового договора. Соответствует ли это закону?

А: Если договор с работником заключается на определенный срок (срочный трудовой договор), то допускается заключение его в устной форме.

Б: Да, соответствует.

В: Знакомить работника с приказом не обязательно.

Г: Нет. Если трудовой договор заключается в письменном виде, составление приказа необязательно.
20. Найдите правильное определение понятию «Охрана труда».

А: Охрана труда - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий.

Б: Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально - экономические, организационные, технические, санитарно - гигиенические и иные мероприятия.

В: Охрана труда - система сохранения здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально - экономические, организационно - технические, санитарно - гигиенические и иные мероприятия.

Г: Охрана труда - направлена на создание и поддержание организационной структуры и обеспечение ресурсами системы управления, обеспечивающей безопасность трудовой деятельности.

Ответы.



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

В

В

Б

В

Б

Б

А

Б

Б

В

Б

А

Г

Б

Б

А

Б

В

Б

Б

11. Расследование обстоятельств и причин несчастного случая на производстве (который не является групповым и не относится к категории тяжелых или со смертельным исходом) проводится комиссией в течение 3 дней.

Расследование группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая на производстве и несчастного случая на производстве со смертельным исходом проводится комиссией в течение 15 дней.

Несчастный случай на производстве, о котором не было своевременно сообщено работодателю или в результате которого нетрудоспособность наступила не сразу, расследуется комиссией по заявлению пострадавшего или его доверенного лица в течение месяца со дня поступления указанного заявления.

12. В каждом случае расследования комиссия выявляет и опрашивает очевидцев происшествия несчастного случая, лиц, допустивших нарушения нормативных требований по охране труда, получает необходимую информацию от работодателя и по возможности объяснения от пострадавшего.

При расследовании несчастного случая в организации по требованию комиссии работодатель за счет собственных средств обязан обеспечить:

выполнение технических расчетов, лабораторных исследований, испытаний, других экспертных работ и привлечение в этих целях специалистов - экспертов;

фотографирование места несчастного случая и поврежденных объектов, составление планов, эскизов, схем места происшествия;

предоставление транспорта, служебного помещения, средств связи, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, необходимых для проведения расследования.

При расследовании несчастного случая у индивидуального предпринимателя необходимые мероприятия и условия проведения расследования определяются председателем комиссии.

13. В результате расследования группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом комиссия формирует следующие документы:

а) приказ о создании комиссии по расследованию несчастного случая;

б) планы, схемы, эскизы, а при необходимости - фото- или видеоматериалы места происшествия;

в) документы, характеризующие состояние рабочего места, наличие опасных и вредных производственных факторов;

г) выписки из журналов регистрации инструктажей и протоколов проверки знаний пострадавших по охране труда;

д) протоколы опросов, объяснения пострадавших, очевидцев несчастного случая и должностных лиц;

е) экспертные заключения специалистов, результаты лабораторных исследований и экспериментов;

ж) медицинское заключение о характере и степени тяжести повреждения, причиненного здоровью пострадавшего, или о причине смерти пострадавшего, а также о нахождении пострадавшего в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;

з) копии документов, подтверждающих выдачу пострадавшему специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормами;

и) выписки из ранее выданных на данном производстве (объекте) предписаний государственных инспекторов по охране труда и должностных лиц территориального органа государственного надзора (если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу), а также представлений профсоюзных инспекторов труда об устранении выявленных нарушений нормативных требований по охране труда;

к) другие материалы по усмотрению комиссии.

Для индивидуального предпринимателя перечень представляемых материалов определяется председателем комиссии, проводившей расследование.

На судне перечень представляемых материалов определяется работодателем по согласованию с государственным инспектором по охране труда на водном транспорте по соответствующему бассейну или государственным инспектором по охране труда соответствующей государственной инспекции труда (государственной инспекции труда в субъекте Российской Федерации, межрегиональной государственной инспекции труда) (в зависимости от принадлежности судна).

14. На основании собранных данных и материалов комиссия устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая, определяет, был ли пострадавший в момент несчастного случая связан с производственной деятельностью организации или индивидуального предпринимателя и объяснялось ли его нахождение в месте происшествия исполнением им трудовых обязанностей (работы), и квалифицирует несчастный случай как несчастный случай на производстве или несчастный случай, не связанный с производством, определяет лиц, допустивших нарушения требований безопасности и охраны труда, законодательных и иных нормативных правовых актов, и меры по устранению причин и предупреждению несчастных случаев на производстве.

Если при расследовании несчастного случая на производстве, происшедшего с застрахованным, комиссией установлено, что грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, то с учетом заключения профсоюзного комитета или иного уполномоченного застрахованным представительного органа комиссия определяет степень вины застрахованного в процентах.

15. По результатам расследования группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом комиссия составляет акт о расследовании.

16. Расследованию подлежат и квалифицируются как несчастные случаи, не связанные с производством, с оформлением акта произвольной формы:

а) смерть вследствие общего заболевания или самоубийства, подтвержденная в установленном порядке учреждением здравоохранения и следственными органами;

б) смерть или повреждение здоровья, единственной причиной которых явилось (по заключению учреждения здравоохранения) алкогольное или наркотическое опьянение (отравление) работника, не связанное с нарушениями технологического процесса, где используются технические спирты, ароматические, наркотические и другие аналогичные вещества;

в) несчастный случай, происшедший при совершении пострадавшим проступка, содержащего по заключению представителей правоохранительных органов признаки уголовно наказуемого деяния.

17. Результаты расследования каждого несчастного случая рассматриваются работодателем с участием профсоюзного либо иного уполномоченного работниками представительного органа для принятия соответствующих решений, направленных на профилактику и предупреждение несчастных случаев на производстве.

Заключительные положения.

18. О несчастных случаях на производстве, которые по прошествии времени перешли в категорию тяжелых или со смертельным исходом, работодатель сообщает в соответствующую государственную инспекцию труда (государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации, межрегиональную государственную инспекцию труда), о страховых случаях - в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации (по месту регистрации в качестве страхователя), в соответствующий профсоюзный орган, а если они произошли на объектах, подконтрольных территориальным органам государственного надзора, - в эти органы.

19. По окончании временной нетрудоспособности пострадавшего работодатель обязан направить в соответствующую государственную инспекцию труда (государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации, межрегиональную государственную инспекцию труда), а в соответствующих случаях – в территориальный орган государственного надзора информацию по установленной Министерством труда и социального развития Российской Федерации форме о последствиях несчастного случая на производстве и мероприятиях, выполненных в целях предупреждения несчастных случаев.

20. Государственный инспектор по охране труда при выявлении сокрытого несчастного случая на производстве, поступлении жалобы пострадавшего или его доверенного лица или родственников погибшего при несогласии с выводами комиссии по расследованию, проведенному без его участия, самостоятельно или с привлечением профсоюзной инспекции труда, а при необходимости - органов государственного надзора проводит расследование несчастного случая на производстве в соответствии с настоящим Положением независимо от срока давности. По результатам расследования государственный инспектор по охране труда составляет заключение.

21. Разногласия по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве, непризнание работодателем несчастного случая, отказ в проведении его расследования и составлении акта по форме Н-1, несогласие пострадавшего или его доверенного лица с содержанием этого акта рассматриваются соответствующими государственными инспекциями труда (государственными инспекциями труда в субъекте Российской Федерации, межрегиональными государственными инспекциями труда), Министерством труда и социального развития Российской Федерации или судом. В этих случаях подача жалобы не является основанием для неисполнения работодателем решений государственного инспектора по охране труда.

22. Лица, виновные в нарушении требований настоящего Положения, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Переход России к рыночным методам хозяйствования вызвал значительные изменения в практике деятельности предприятий: на многих предприятиях изменилась структура управления в сторону сокращения ряда должностей специалистов, в том числе и по охране труда, снизился уровень контроля за соблюдением безопасных условий труда государственными органами надзора и контроля, профсоюзами, ведомствами.
В то же время появление работодателей, создающих новые рабочие места, как правило, без учета требований безопасности труда, отсутствие контроля за этим со стороны государства еще более усугубили проблему обеспечения безопасности работающих. Следствием этого явилось значительное увеличение в последние годы производственного травматизма.
Поэтому важное значение как для пострадавших и их семей, так и для самих работодателей имеет наличие правовой базы, обеспечивающей защиту пострадавших в материальном и моральном плане.
Каждый работник в РФ имеет право на возмещение ущерба, причиненного ему повреждением здоровья в связи с работой. Поэтому работодатель обязан своевременно и правильно проводить расследование и учет несчастных случаев на производстве, а также нести материальную ответственность за ущерб, причиненный работникам.
Работниками являются физические лица, вступившие в трудовые отношения с работодателем.
Работодатели согласно ТК РФ — это юридические либо физические лица, вступившие в трудовые отношения с работником.
В соответствии со ст. 227-231 ТК РФ установлены обязательные требования по организации и проведению расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве, происходящих в организациях и у работодателей.
Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 24 октября 2002 г. № 73 утверждены формы документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях.
Расследованию и учету подлежат несчастные случаи с работниками и другими лицами при выполнении ими трудовых обязанностей и работы по заданию организации или индивидуального предпринимателя, в том числе:
. работники, выполняющие работу по трудовому договору (контракту);
. граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору,
. студенты образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, учащиеся образовательных учреждений среднего, начального профессионального образования и образовательных учреждений основного общего образования, проходящие производственную практику в организациях;
. лица, приговоренные к лишению свободы и привлекаемые к труду администрацией организации;
. другие лица, участвующие в производственной деятельности организации или индивидуального предпринимателя.
Расследуются и подлежат учету несчастные случаи на производстве." травма, полученная в результате нанесения телесных повреждений другим лицам, острое отравление; тепловой удар, ожог; обморожение, утопление; поражение электрическим током; молнией; излучением, укусы насекомых и пресмыкающихся; телесные повреждения, нанесенные животными; повреждения, полученные в результате взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, повлекшие за собой необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату трудоспособности.
Под несчастными случаями понимаются и профессиональные заболевания, профессиональные отравления и, в исключительных случаях, общие заболевания. Острые профессиональные заболевания (отравления), в отношении которых имеются основания предполагать, что их возникновение обусловлено воздействием вредных производственных факторов, подлежат расследованию в соответствии с Положением о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. № 967. Необходимым условием для отнесения общего заболевания к числу повреждений здоровья, связанных с исполнением трудовых обязанностей, является соответствующее заключение медицинского учреждения, выявившего причинную связь общего заболевания с допущенными работодателем нарушениями нормальных условий труда, поставившими работника в угрожающее здоровью положение.
Например, работник длительное время по вине работодателя находился на холоде и не был обеспечен теплой одеждой, вследствие чего заболел воспалением легких с последующими осложнениями.
Профессиональные заболевания — это заболевания, вызванные действием неблагоприятных производственно-профессиональных факторов (пневмокониозы, интоксикации, вибрационная болезнь и др.), а также заболевания, в развитии которых установлена причинная связь с воздействием определенного производственно-профессионального фактора (бронхит и др.).
Когда несчастные случаи, повлекшие за собой повреждения здоровья, считаются производственными, а когда — бытовыми, ведь работодатель несет материальную ответственность только за первые?
Производственными несчастными случаями считаются случаи, происшедшие с работниками:
. в течение рабочего времени на территории организации или вне территории организации, включая перерывы;
. во время приведения в порядок орудий производства, одежды и т. п. перед началом или по окончании работы;
. при выполнении работ в сверхурочное время, выходные и праздничные дни;
. при следовании к месту работы или с работы на предоставленном работодателем транспорте либо на личном транспорте при соответствующем договоре или распоряжении работодателя и его использовании в производственных целях;
. при следовании к месту командировки и обратно;
. при следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха;
. при работе вахтово-экспедиционным методом во время междусменного отдыха, а также при нахождении на судне в свободное от вахты и судовых работ время;
. при привлечении работника в установленном порядке к участию в ликвидации последствий катастрофы, аварии и других чрезвычайных происшествий природного и техногенного характера;
. при осуществлении не входящих в трудовые обязанности работника действий, но совершаемых в интересах работодателя или направленных на предотвращение аварии или несчастного случая.
Подлежат расследованию, но могут не считаться несчастными случаями на производстве:
. смерть вследствие общего заболевания или самоубийства;
. смерть, единственной причиной которой явилось алкогольное или наркотическое опьянение (отравление) работника;
. несчастный случай, происшедший при совершении пострадавшим проступка, содержащего признаки уголовно наказуемого деяния.
Ответственность работодателя зависит от того, при каких обстоятельствах произошел несчастный случай, и от размера причиненного вреда.
1. Если вред причинен источником повышенной опасности, работодатель обязан возместить его в полном объеме, если не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы (стихийных бедствий — гроза, ураган, землетрясение и т. п.) либо умысла потерпевшего или его грубой неосторожности. Например, рабочий травмировал руку на металлорежущем оборудовании, которое было исправно, нарушений правил охраны труда и техники безопасности со стороны работодателя не было. Травма произошла в результате простой неосторожности работника. Так как несчастный случай связан с воздействием источника повышенной опасности (оборудование), то работодатель обязан полностью возместить вред, несмотря на отсутствие вины.
При грубой неосторожности работника применяется смешанная ответственность работодателя и работника. В данном случае в зависимости от степени вины работника размер возмещения со стороны работодателя соответственно уменьшается.
Вопрос в том, какую неосторожность допустил работник (простую или грубую), решается в каждом конкретном случае. При этом следует учитывать и личность потерпевшего (возраст, квалификацию, физическое состояние и т. п.), и конкретную обстановку несчастного случая.
Например, если молодой работник по примеру старших коллег по работе снял защитные очки, то он поступил неосторожно, но грубой неосторожности не допустил. А вот действие его опытных коллег, игнорирующих требования техники безопасности и замечания мастера, можно считать основанием для признания их действий грубо неосторожными.
Однако для установления степени вины работника и работодателя при смешанной ответственности следует отметить, что работодатель всегда обладает большими возможностями, чем пострадавший, для предотвращения несчастного случая и что на нем лежит ответственность за обеспечение безопасности работ.
2. Если вред причинен не источником повышенной опасности, работодатель отвечает лишь при наличии своей вины. Например, продавец магазина в переходе между подсобными помещениями поскользнулся на пролитом растительном масле и при падении получил тяжелую травму. Несчастный случай не связан с воздействием источника повышенной опасности. Значит, для возложения на работодателя ответственности за вред необходимо установить его вину. Она состоит в том, что переход не содержался в надлежащем (безопасном) состоянии.
Если бы переход находился в надлежащем состоянии, вины работодателя не было бы и он не обязан был бы возмещать ущерб.
Поскольку профессиональное заболевание, как правило, возникает в результате воздействия источника повышенной опасности, то доказывать вину работодателя в его возникновении не нужно, необходимо установить лишь связь заболевания с исполнением трудовых обязанностей.
Первоочередные меры, принимаемые в связи с несчастным случаем на производстве. О несчастном случае, происшедшем на производстве, пострадавший или очевидец извещает непосредственного руководителя, который обязан:
. немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставить его в учреждение здравоохранения;
. сообщить работодателю или уполномоченному лицу о происшедшем несчастном случае;
. принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц;
. сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, которая была на момент происшествия (если это не угрожает жизни и здоровью других людей и не приведет к аварии). В случае невозможности ее сохранения зафиксировать с помощью фотографирования, составления схем и т. п.
При групповом несчастном случае (два и более человека), тяжелом несчастном случае, несчастном случае со смертельным исходом работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан сообщить в течение суток1:

. в прокуратуру по месту происшествия несчастного случая;

. в федеральный орган исполнительной власти по ведомственной принадлежности;
. в организацию, направившую работника, с которым произошел несчастный случай;
. в территориальное объединение профсоюзов;
. в территориальный орган государственного надзора, если несчастный случай произошел в организации, подконтрольной этому органу.
О несчастном случае, происшедшем у индивидуального предпринимателя, необходимо сообщить:
. в государственную инспекцию труда по субъекту РФ;
. в прокуратуру по месту государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
. в орган исполнительной власти субъекта РФ;
. в территориальный орган государственного надзора, если несчастный случай произошел на объекте, подконтрольном этому органу.
О случаях острого отравления работодатель или уполномоченное им лицо сообщают также в территориальный орган санитарно-эпидемиологической службы РФ.
Работодатель обязан обеспечить своевременное расследование несчастного случая на производстве и его учет.
Для расследования несчастного случая на производстве работодатель незамедлительно создает комиссию из трех человек В состав комиссии входит специалист по охране труда (или лицо, назначенное приказом работодателя ответственным за организацию работы по охране труда), представитель работодателя, профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа. Состав комиссии утверждает работодатель. В состав комиссии не может быть включен руководитель, непосредственно отвечающий за безопасность труда на участке, где произошел несчастный случай.
В расследовании несчастного случая на производстве, происшедшего у индивидуального предпринимателя, принимают участие индивидуальный предприниматель или его представитель, доверенное лицо пострадавшего, специалист по охране труда, который может привлекаться и на договорной основе
Для расследования группового тяжелого несчастного случая, а также несчастного случая на производстве со смертельным исходом в комиссию кроме лиц, указанных выше, входят государственный инспектор по охране труда, представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, представитель территориального объединения профсоюзов. В этом случае работодатель образует комиссию и утверждает ее состав, а возглавляет комиссию государственный инспектор по охране труда.
По требованию пострадавшего (в случае смерти пострадавшего — его родственников) в расследовании несчастного случая может принимать участие его доверенное лицо. В случае если доверенное лицо пострадавшего не участвует в расследовании, работодатель или председатель комиссии обязаны по требованию доверенного лица ознакомить его с материалом комиссии
При групповом несчастном случае с числом погибших от 5 до 15 человек в состав комиссии включаются также представители Федеральной инспекции труда при Министерстве труда и социального развития РФ, федерального органа исполнительной власти по ведомственной принадлежности и общероссийского объединения профсоюзов.
Председателем комиссии является главный государственный инспектор по охране труда по субъекту Российской Федерации.
В случае острого отравления или радиационного воздействия, превысившего установленные нормы, в состав комиссии включается также представитель органа санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.
Если несчастный случай явился следствием нарушений в работе, влияющих на обеспечение ядерной, радиационной и технической безопасности на объектах использования атомной энергии, в состав комиссии входит также представитель территориального органа Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности
При крупных авариях с человеческими жертвами более 15 человек расследование проводит комиссия, назначаемая Правительством РФ.
По результатам расследования на производстве группового несчастного случая, тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом комиссия собирает следующие документы:
. приказ о создании комиссии по расследованию несчастного случая;
. планы, схемы, эскизы, а при необходимости — фото-или видеоматериалы места происшествия,
. документы, характеризующие состояние рабочего места, наличие опасных и вредных производственных факторов,
. выписки из журналов регистрации инструктажей и протоколов проверки знаний пострадавших по охране труда;
. протоколы опросов, объяснения пострадавших, очевидцев несчастного случая и должностных лиц;
. экспертные заключения специалистов, результаты лабораторных исследований и экспериментов,
. медицинское заключение о характере и степени тяжести повреждения, причиненного здоровью пострадавшего, или о причине смерти пострадавшего, а также о нахождении пострадавшего в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
. копии документов, подтверждающих выдачу пострадавшему специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормами,
. выписки из ранее выданных на данном производстве (объекте) предписаний государственных инспекторов по охране труда и должностных лиц территориального органа государственного надзора (если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу), а также представлений профсоюзных инспекторов труда об устранении выявленных нарушений нормативных требований по охране труда;
. другие материалы по усмотрению комиссии.
Для индивидуального предпринимателя перечень представляемых материалов определяет председатель комиссии, проводившей расследование.
На основании собранных данных и материалов комиссия устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая, определяет, был ли пострадавший в момент несчастного случая связан с производственной деятельностью организации или индивидуального предпринимателя и объяснялось ли его нахождение в месте происшествия исполнением им трудовых обязанностей (работы), и квалифицирует несчастный случай, определяет лиц, допустивших нарушения требований безопасности и охраны труда, законодательных и иных нормативных правовых актов, и меры по устранению причин и предупреждению несчастных случаев на производстве.
По результатам расследования комиссия составляет акт о расследовании по установленной форме. Результаты расследования каждого несчастного случая рассматриваются работодателем с участием профсоюзного либо иного уполномоченного работниками представительного органа для принятия соответствующих решений, направленных на профилактику и предупреждение несчастных случаев на производстве.
Порядок расследования несчастных случаев. Расследование обстоятельств и причин несчастного случая на производстве (который не является групповым и не относится к категории тяжелых или со смертельным исходом) проводится комиссией в течение трех дней.
Расследование на производстве группового несчастного случая, тяжелого несчастного случая и несчастного случая со смертельным исходом проводится комиссией в течение 15 дней.
Несчастный случай на производстве, о котором не было своевременно сообщено работодателю или в результате которого нетрудоспособность наступила не сразу, расследуется комиссией по заявлению пострадавшего или его доверенного лица в течение месяца со дня поступления указанного заявления.
В каждом случае расследования комиссия выявляет и опрашивает очевидцев происшествия несчастного случая, лиц, допустивших нарушения нормативных требований по охране труда, получает необходимую информацию от работодателя и по возможности объяснения от пострадавшего.
При расследовании несчастного случая в организации по требованию комиссии работодатель за счет собственных средств обязан обеспечить:
. выполнение технических расчетов, лабораторных исследований, испытаний, других экспертных работ и привлечение для этих целей специалистов-экспертов;
. фотографирование места несчастного случая и поврежденных объектов, составление планов, эскизов, схем места происшествия;
. предоставление транспорта, служебного помещения, средств связи, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, необходимых для проведения расследования.
При расследовании несчастного случая у индивидуального предпринимателя необходимые мероприятия и условия проведения расследования определяет председатель комиссии.
Порядок оформления акта по форме Н-1 и учета несчастного случая на производстве. По каждому несчастному случаю на производстве, вызвавшему необходимость перевода работника согласно медицинскому заключению на другую работу, потерю трудоспособности работником на срок не менее одного дня либо его смерть, оформляется акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1 в двух экземплярах на русском языке либо на русском языке и государственном языке субъекта Российской Федерации.
При групповом несчастном случае на производстве акт по форме Н-1 составляется на каждого пострадавшего отдельно.
Если несчастный случай на производстве произошел с работником сторонней организации (индивидуального предпринимателя), то акт по форме Н-1 составляется в трех экземплярах, два экземпляра вместе с материалами расследования несчастного случая и актом расследования направляются работодателю, работником которого является (являлся) пострадавший, третий экземпляр акта по форме Н-1 и материалы расследования остаются у работодателя, где произошел несчастный случай.
В акте по форме Н-1 подробно излагаются обстоятельства и причины несчастного случая на производстве, а также указываются лица, допустившие нарушения требований по охране труда
Содержание акта по форме Н-1 должно соответствовать выводам комиссии, проводившей расследование несчастного случая на производстве.
В организации и у индивидуального предпринимателя акт по форме Н-1 подписывается членами комиссии, утверждается работодателем или лицом, им уполномоченным, и заверяется печатью.
Работодатель в 3-дневный срок после утверждения акта по форме Н-1 обязан выдать один экземпляр указанного акта пострадавшему, а при несчастном случае на производстве со смертельным исходом — родственникам погибшего либо его доверенному лицу (по требованию), второй экземпляр акта вместе с материалами расследования несчастного случая на производстве хранится в течение 45 лет в организации по основному (кроме совместительства) месту работы (службы, учебы) пострадавшего на момент несчастного случая на производстве.
Акты по форме Н-1 регистрируются работодателем в журнале регистрации несчастных случаев на производстве по форме, установленной Министерством труда и социального развития Российской Федерации. Каждый несчастный случай на производстве, оформленный актом по форме Н-1, включается в статистический отчет о временной нетрудоспособности и травматизме на производстве
По окончании временной нетрудоспособности пострадавшего работодатель обязан направить в государственную инспекцию труда по субъекту Российской Федерации, а в соответствующих случаях — в территориальный орган государственного надзора информацию о последствиях несчастного случая на производстве и мероприятиях, выполненных в целях предупреждения несчастных случаев.
О несчастных случаях на производстве, которые по прошествии времени перешли в категорию тяжелых или со смертельным исходом, работодатель сообщает в государственную инспекцию труда по субъекту Российской Федерации, в соответствующий профсоюзный орган, а если они произошли на объектах, подконтрольных территориальным органам государственного надзора, — в эти органы.
Государственный инспектор по охране труда при выявлении сокрытого несчастного случая на производстве, поступлении жалобы пострадавшего или его доверенного лица, или родственников погибшего о несогласии с выводами комиссии по расследованию, проведенному без его участия, проводит расследование самостоятельно. При этом он может привлекать профсоюзную инспекцию труда и органы государственного надзора. По результатам расследования государственный инспектор по охране труда составляет заключение, которое является обязательным для работодателя.
Государственный инспектор по охране труда вправе потребовать от работодателя составления нового акта по форме Н-1, если имеющийся акт оформлен с нарушениями или не соответствует материалам расследования несчастного случая.
Разногласия по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве, непризнание работодателем несчастного случая, отказ в проведении его расследования и составления акта по форме Н-1, несогласие пострадавшего или его доверенного лица с содержанием акта рассматривают государственные инспекции труда по субъектам РФ, Федеральная инспекция труда при Министерстве труда и социального развития РФ или суд. В этих случаях подача жалобы одной из сторон не является основанием для неисполнения работодателем решений государственного инспектора по охране труда.
Лица, виновные в нарушении требований настоящего Положения, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Размер вреда, подлежащего возмещению потерпевшему в результате трудового увечья. Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, регулируется ГК РФ (ст. 1084-1101).
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" установил в Российской Федерации правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определил порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору или иных установленных Законом случаев. В Законе заложены справедливые принципы возмещения ущерба пострадавшим путем аккумулирования специальных средств предприятий и организаций в единый государственный фонд, вследствие чего появляется возможность повысить гарантии полного возмещения вреда здоровью даже в тех случаях, когда на конкретном предприятии таких средств недостаточно.
Возмещение вреда потерпевшему включает:
. выплаты денежных сумм в размере заработка или соответствующей его части — в зависимости от степени утраты трудоспособности;
. компенсацию дополнительных расходов;
. выплату единовременного пособия,
. возмещения морального вреда.
Рассмотрим более подробно каждую составляющую.
1. Определение размера возмещения вреда и исчисление заработка.
Размер возмещения вреда устанавливается потерпевшему в процентах к его заработку, который он получал до трудового увечья. Проценты соответствуют степени утраты им профессиональной трудоспособности, определяемой врачеб-но-трудовой экспертной комиссией (ВТЭК). Одновременно ВТЭК устанавливает соответствующую группу инвалидности и определяет нужду потерпевшего в дополнительных видах помощи. Профессиональная трудоспособность — способность к труду по своей или другой равной ей по квалификации и оплате профессии.
Следует отметить, что при возмещении заработка или его части в счет возмещения вреда не засчитываются пенсия по инвалидности, назначенная в связи с трудовым увечьем, другие виды пенсий (в том числе и по старости) независимо от времени их начисления, а также заработок, получаемый потерпевшим после увечья. То есть независимо от наличия других источников дохода пострадавший должен получать компенсацию за увечье в виде заработка или его части.
Существующий порядок предусматривает индексацию размера возмещения пропорционально повышению минимального размера оплаты труда в РФ.
В состав заработка, из которого исчисляется сумма возмещения вреда, включаются все виды вознаграждения за работу, в том числе за работу в выходные и праздничные дни, по совместительству, сверхурочную и т. д. Не учитывают лишь всякого рода выплаты единовременного характера (материальная помощь, выходное пособие при увольнении и т. п.). При этом среднемесячный заработок рассчитывается за 12 месяцев работы, предшествовавших несчастному случаю, по средней арифметической.
Потерпевшему, временно переведенному с его согласия и в связи с трудовым увечьем на более легкую нижеоплачи-ваемую работу, оплата труда производится в размере не менее среднемесячного заработка до увечья (до полного восстановления трудоспособности или установления инвалидности). При этом среднемесячный заработок по прежней работе определяется в соответствии с действующим законодательством.
Заключение о необходимости и продолжительности перевода на более легкую работу (в пределах одного года) выдает лечебное учреждение.
При непредоставлении работодателем такой работы потерпевшему также выплачивается среднемесячный заработок, получаемый им до увечья.
2. Определение размера компенсации дополнительных расходов.
Нужду потерпевшего в дополнительной помощи с учетом повреждения здоровья и возможности его восстановления или поддержания определяет ВТЭК в каждом конкретном случае. При этом работодатель обязан возместить пострадавшему любые дополнительные расходы, независимо от количества видов помощи, если он в них нуждается.
В случае смешанной ответственности размер дополнительных расходов подлежит возмещению полностью независимо от степени вины потерпевшего.
Итак, рассмотрим основные виды дополнительных расходов.
Расходы на уход компенсируются в том случае, если пострадавший нуждается в специальном медицинском или бытовом постороннем уходе.
Необходимость в медицинском и бытовом уходе подтверждает заключение ВТЭК.
Законодательством предусмотрено, что в случае нуждаемости потерпевшего как в специальном медицинском, так и в бытовом уходе возмещаются оба вида. Следует отметить, что расходы на уход за потерпевшим возмещаются независимо от того, кем он осуществляется, при этом подтверждения фактически понесенных расходов на эти цели не требуется.
Расходы на приобретение и капитальный ремонт специальных транспортных средств. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 28 мая 1992 г. № 356 "О мерах по социальной защите инвалидов, нуждающихся в специальных транспортных средствах" всем инвалидам при наличии у них установленных ВТЭК медицинских показаний выделяются транспортные средства бесплатно либо на льготных условиях. При этом причинитель вреда обязан уплатить органам государственной социальной защиты полную стоимость выделенного транспортного средства либо сумму в пределах стоимости средства передвижения, рекомендованного ВТЭК, если инвалид приобрел другое транспортное средство с доплатой за свой счет.
Государственным органам управления субъектов Федерации предоставлено право за счет собственных средств, территориальных фондов социальной поддержки населения, других внебюджетных средств устанавливать дополнительные льготы по обеспечению инвалидов транспортными средствами и их транспортному обслуживанию.
Инвалидам, получившим по медицинским показаниям автомобиль за счет причините ля вреда, перечисленные компенсации выплачиваются в размерах, принятых для владельцев автомобилей.
Расходы на протезирование, приобретение санаторно-курортных путевок, средств передвижения осуществляются согласно фактически понесенным расходам. В тех случаях, когда потерпевший по заключению ВТЭК нуждается в сопровождающем, оплачиваются также и расходы по проезду последнего в пределах норм, установленных законодательством на служебные командировки.
Кроме того, пострадавший имеет право на дополнительный оплачиваемый отпуск для лечения в связи с повреждением здоровья. Причем предоставление этого отпуска (сверх ежегодного) обязательно. За время отпуска возмещение ущерба производится на общих основаниях.
Расходы на дополнительное питание рассчитываются в соответствии с рационом, рекомендуемым лечебным либо специализированным учреждением.
Возмещение расходов на приобретение лекарств осуществляется на основании справок лечебных учреждений о рецептах, выписанных потерпевшему в связи с данным повреждением здоровья.
3. Размер выплаты единовременного пособия.
Этот вид компенсации в РФ введен по опыту ряда зарубежных стран. Размер пособия определяется в размере минимальной оплаты труда на день выплаты этого пособия за пять лет пропорционально степени утраты профессиональной трудоспособности, установленной ВТЭК.
4. Размер возмещения морального вреда.
Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Возмещение вреда в связи со смертью кормильца. В случае смерти работника в результате трудового увечья на возмещение вреда имеют право:
. нетрудоспособные граждане, состоявшие на его иждивении;
. нетрудоспособные граждане, не состоявшие на иждивении, но имевшие к дню смерти право на получение от него содержания;
. ребенок умершего, родившийся после его смерти;
. один из родителей или другой член семьи, если он не работает и занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего, не достигшими 14 лет.
При этом иждивенство детей предполагается и не требует доказательств. Не влияет на право на возмещение ущерба и время наступления нетрудоспособности члена семьи (до или после смерти кормильца).
Итак, возмещение вреда в связи со смертью кормильца состоит из следующих выплат:
. размера среднемесячного заработка умершего за вычетом доли, приходящейся на него самого и трудоспособных граждан, состоящих на его иждивении, но не имевших право на возмещение вреда;
. единовременного пособия семье;
. возмещения морального ущерба.
Размер возмещения вреда каждому из граждан, имеющих на это право, определяется в следующем порядке: часть заработка кормильца, приходящаяся на всех указанных граждан, делится на их число.
Нетрудоспособным, не состоявшим на иждивении умершего, но имевшим к дню его гибели право на получение от него содержания (например, нетрудоспособным родителям, проживающим с другими детьми), установлен определенный порядок возмещения ущерба и его размер. Если средства на содержание взыскивались в судебном порядке, то размер возмещения взимается в сумме, установленной судом. В других случаях размер возмещения определяется работодателем или судом в твердой сумме с учетом материального положения нетрудоспособных граждан и возможности умершего при жизни оказывать им помощь.
Если право на возмещение вреда имеют одновременно граждане как состоявшие на иждивении умершего, так и не состоявшие, то сначала определяется размер возмещения последним. Установленная для них сумма в порядке, рассмотренном выше, исключается из заработка кормильца и из оставшейся суммы определяется размер возмещения гражданам, состоявшим на иждивении умершего.
Следует отметить, что любые виды доходов (пенсии, стипендии, заработки и т. д.), получаемые гражданами, имеющими право на возмещение вреда, в счет возмещения в связи со смертью кормильца не засчитываются.
Единовременное пособие семье погибшего выплачивается работодателем в сумме, установленной на день выплаты минимальной оплаты труда, за пять лет, независимо от числа членов семьи, имеющих право на возмещение. Однако по их желанию каждому может быть выплачена отдельно его доля пособия.
Моральный вред возмещается в денежной форме, при этом размер выплат определяет суд.
Порядок и сроки выплаты сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью работника. Заявление о возмещении вреда подается работодателю самим пострадавшим или лицами, имеющими право на возмещение вреда по случаю потери кормильца.
Особо отметим, что работодатель согласно действующему законодательству не лишен права добровольно возмещать работнику вред, причиненный его здоровью при исполнении трудовых обязанностей. При этом полагающиеся в соответствии с законодательством денежные суммы в возмещение вреда, компенсации дополнительных расходов и размер единовременного пособия могут быть увеличены по соглашению сторон или на основании коллективного договора.
Если предприятие, где произошел несчастный случай, ликвидируется или реорганизуется, заявление подается его правопреемнику. В случае отсутствия правопреемника предприятие при проведении ликвидации обязано капитализировать и внести в органы государственного социального страхования суммы, подлежащие выплате в возмещение вреда, после чего ликвидационная комиссия должна утвердить ликвидационный отчет. Если же этого не было сделано, иск о возмещении вреда предъявляется органу государственного социального страхования.
При групповых несчастных случаях каждый из пострадавших обращается с индивидуальным заявлением.
При недееспособности потерпевшего заявление может быть подано его законным представителем (родителями, опекуном или органом опеки).
Профсоюзный комитет предприятия или СТК вправе по просьбе заинтересованных граждан обратиться с заявлением к работодателю (администрации) о возмещении вреда пострадавшему. Аналогичное право принадлежит также прокурору Заявление о возмещении вреда составляется в произвольной форме, причем заявители не обязаны указывать конкретные денежные суммы и приводить расчеты размера причитающихся возмещений.
Однако в тех случаях, когда такие заявления представляются от лица пострадавшего или семьи погибшего юридической консультацией, желательно, чтобы они составлялись в форме исковых заявлений.
К заявлению о возмещении вреда необходимо приложить заключение ВТЭК о степени утраты профессиональной трудоспособности и о нуждаемости пострадавшего в дополнительных видах помощи. Освидетельствование потерпевших во ВТЭК производится по направлению работодателя (или суда) либо лечебно-профилактического учреждения.
К заявлению о возмещении вреда гражданам, имеющим на это право в связи со смертью кормильца, прилагаются следующие документы:
1. Копия свидетельства органа загса о смерти кормильца.
2. Справка жилищно-эксплуатационного органа (или местной администрации) о составе членов семьи умершего, в том числе находившихся на его иждивении, либо копия соответствующего решения суда.
3. Справка жилищно-эксплуатационного органа (или местной администрации) о неработающих членах семьи умершего, занятых уходом за детьми до 14 лет.
4. Справка учебного заведения об очной учебе члена семьи умершего (для граждан в возрасте от 18 до 23 лет).
Следует отметить, что работодатель обязан содействовать заявителю в получении всех перечисленных документов и в случае необходимости истребовать их от других предприятий.
Действующим законодательством предусмотрено, что работодатель обязан рассмотреть заявление о возмещении вреда и принять соответствующие решения в десятидневный срок.
Решение оформляется приказом (распоряжением, постановлением). Документ должен быть мотивированным с указанием граждан, которым устанавливается возмещение вреда, а также его размера на каждого члена семьи и срока выплаты или с обоснованием отказа в возмещении. Копия приказа должна вручаться заинтересованным гражданам в десятидневный срок со дня подачи заявления. При этом задержка рассмотрения заявления или вручения копии приказа рассматриваются как отказ в возмещении ущерба.
Обратим внимание на то, что приказ о возмещении ущерба имеет большое правовое значение, так как на его основании выплачиваются в течение длительного времени значительные денежные суммы. Поэтому необходимо, чтобы он, по примеру судебных решений, содержал все данные, на основании которых определены платежи, а также точные расчеты подлежащих выплате сумм.
В случае несогласия заявителя с решением работодателя или при неполучении ответа в установленный срок спор рассматривается судом. Заявление подается в суд по усмотрению заявителя: по местонахождению работодателя, или по своему месту жительства, или по месту причинения вреда.
Исковая давность — это установленный законом срок для защиты нарушенного права в суде или ином юрисдикци-онном органе, с истечением которого прекращается возможность в принудительном порядке осуществления нарушенного субъективного гражданского права.
Следует отметить, что исковая давность на данного рода иски не установлена. То есть пострадавший (семья) вправе обратиться в суд или к работодателю в любое время независимо от даты несчастного случая, повлекшего трудовое увечье. Однако это не следует смешивать со сроками, за которые выплачиваются суммы в возмещение вреда.
Если потерпевший обратится за положенным ему возмещением до истечения трех лет со дня получения увечья, то возмещение будет ему выплачиваться начиная с этого дня. Если он обратится по истечении трех лет после утраты трудоспособности, возмещение будет выплачиваться только со дня обращения, а не со дня трудового увечья.
сли же задержка выплаты произошла по вине работодателя, то выплаты производятся за все время без ограничения каким-либо сроком, в данном примере — за все три года начиная со дня получения увечья. Такой же порядок распространяется и на лиц, потерявших кормильца.
Судебные решения, вынесенные по делам о возмещении ущерба, могут быть обжалованы обеими сторонами в кассационном порядке или опротестованы в порядке надзора.
Рассмотрим вопрос об определении периода, в течение которого работодатель обязан выплачивать потерпевшему (семье) возмещение вреда. Итак, этот период зависит от срока, на который ВТЭК установлена утрата профессиональной трудоспособности. Если срок переосвидетельствования в заключении ВТЭК не указан, то платежи назначаются пожизненно. Время, в течение которого должны компенсироваться дополнительные расходы, указывается ВТЭК отдельно.
В случае смерти кормильца выплата возмещения вреда производится гражданам, имеющим право на его получение, до прекращения действия условий, дающих им это право, например до достижения несовершеннолетними членами семьи 18 лет, а обучающимися в очных учебных заведениях — 23 лет. И поскольку условия, дающие право на возмещение вреда, могут постоянно изменяться, законодательство возлагает на получателя обязанность письменно сообщать об изменениях по месту выплаты возмещения.
Работодатель должен обеспечивать потерпевшему (семье) выплату возмещения за текущий месяц не позднее его окончания. При этом в случае излишне уплаченных сумм их удержание может быть произведено лишь при условии, что переплата произошла по вине получателя или в случае счетной ошибки. Более того, общий размер всех удержаний не может превышать 20% и только в особых случаях, предусмотренных законодательством, — 50% возмещения, причитающегося к выплате.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: