Мероприятия по предупреждению воздействия. Мероприятия по предупреждению чс и повышению уровня защиты. Мероприятия по предупреждению поражения электрическим током

Современный русский язык богат различными словами, понятиями и терминами. В данной статье хочется поговорить о том, что же такое профилактика: какие виды ее существуют, какие есть меры и методы.

О понятии

В первую очередь, конечно же, надо определиться с самым главным понятием, которое будет использоваться в данной статье. Итак, профилактика - это некий комплекс различного рода мероприятий, которые направлены на предупреждение проблемы или явления еще до их возникновения, или же это предотвращение различного рода факторов риска относительно этой же проблематики.

Об уровнях

Итак, мы разобрались, что профилактика - это комплекс мер, направленных на преодоление проблемы, которая пока еще не возникла или находится в зачаточном состоянии. Однако рассматривая данную тему, стоит сказать и о том, что существуют также и ее различные уровни.

  1. Государственный. В данном случае меры профилактики прописываются на высших уровнях государственной власти, это некие законодательные меры, направленные на улучшение здоровья или же благосостояния (в зависимости от вида) жителей страны.
  2. Общественный (или трудового коллектива) - более низкий уровень. Профилактические меры направлены на определенную группу людей.
  3. Семейный уровень. Профилактические меры относительно членов одной семьи.
  4. Индивидуальный, или личностный. В таком случае профилактика касается отдельно взятого человека.

Направления

Также стоит сказать и о том, что мероприятия по профилактике могут проводиться в различных направлениях. Так, их существует несколько:

  1. Поведенческое направление. Как пример: профилактика девиантного поведения, правонарушений и т. д.
  2. Санитарно-гигиеническое. Это область гигиены, а также медицины.
  3. Функционально-биологическое (например, пожарная безопасность).
  4. Лечебно-оздоровительное.

Согласно этим четырем направлениям и проводятся различные профилактические меры.

Виды профилактики

Итак, какие же существуют виды профилактики? Согласно одной классификации, их существует два:

  1. Личностная, т. е. индивидуальная, направленная на одного отдельно взятого человека.
  2. Общественная, когда профилактические меры распространяются на группу людей, общество или же всех жителей одной страны.

Иная группировка видов профилактических мер может происходить в зависимости от области их действия.

  1. Медицинская профилактика.
  2. Социальная.
  3. Пожарная.
  4. Преступная и т. д.

Таких подвидов может быть огромное количество, рассматривать же их нужно отдельно, а не вместе в одном тандеме.

Задачи

  1. Проведение различных комплексов и мер по профилактике.
  2. Использование инновационных форм в различных областях для улучшения профилактических мер.
  3. Формирование понимания среди людей необходимости периодического проведения профилактических мер по тому или иному вопросу (будь то медицина, отрасль пожаротушения или же жизни).

Принципы

Разобравшись, что профилактика - это комплекс предупредительных мер, стоит уделить внимание также принципам, которые используются при создании профилактических программ на различных уровнях.

  1. Составление программ профилактики на основе периодического анализа проблемы.
  2. Принцип стратегической целостности. Единая стратегия профилактической деятельности по тому или иному вопросу.
  3. Принцип многоаспектности. Сочетание в профилактике личностного аспекта, поведенческого и т. д.
  4. Принцип ситуационности. Соответствие профилактических мер реальным требованиям.
  5. Принцип солидарности. Содействие и помощь в проведении профилактики между организациями различных уровней.
  6. Принцип легитимности. Основывается на принятии методов профилактических мер людьми, для которых данные методы и предназначены.
  7. Принцип максимальной дифференциации и полимодальности. Применение параллельно нескольких методов профилактики, их взаимосвязь, гибкость и т. д.

О медицинской профилактике

Стоит сказать о том, что, наверное, наиболее распространена на государственном уровне в нашей стране именно медицинская профилактика. В этой области знания их выделяют три типа:

  1. Первичная профилактика. Это некая система мер, направленная на выявление причин заболевания и их устранения. Основная цель данных методов: активизация сил организма для противостояния воздействию отрицательных факторов.
  2. Вторичная. Это уже комплекс мероприятий именно оборонного характера: выявление и предупреждение рецидивов, прогрессирования патологического процесса и т. д.
  3. Третичная. Это элемент вторичной профилактики, который не всегда и выделяется в отдельный пункт. Это может быть реабилитация больных, инвалидов, у которых утрачена возможность к полноценной жизнедеятельности.

О принципах

Что касается уровней профилактики, то им присущи следующие весьма важные принципы:

  1. Непрерывность.
  2. Дифференцированный характер.
  3. Массовость.
  4. Комплексность профилактических мер.
  5. И, конечно же, научность.

Стоит сказать о том, что мероприятия медицинской профилактики могут быть различными, начиная с санитарно-гигиенических процедур или отравления) до вакцинации (профилактика основных заболеваний, которых можно избежать путем введения небольшого количества вируса в организм человека для ознакомления тела с ним и выработки защитного механизма на случай эпидемии).

Пожарная профилактика

Существует также понятие «пожарная профилактика». Это комплекс различных мероприятий, направленных на предупреждение пожарных ситуаций. Стоит сказать о том, что данный вид профилактических мер используется не только работниками МЧС, они нужны в строительстве при возведении всех зданий различных типов (как жилых, так и нежилых помещений), планировке и застройке как городских, так и сельских местностей. Меры профилактики пожаров могут быть следующими:

  1. Не только контроль, но и разработка и внедрение правил пожарной безопасности.
  2. Ведение планировки и конструирования объектов с учетом их пожароопасности.
  3. Содержание в надлежащем порядке и совершенствование мер пожарной системы.
  4. Регулярное проведение специалистами обследований различных предприятий на предмет соблюдения правил пожарной безопасности и готовности пожарных систем к быстрому реагированию.
  5. Пропаганда пожарно-технических знаний среди людей на предприятиях, в школах и т. д.

О социальной профилактике

Стоит сказать и о том, что существует также еще один вид - социальная профилактика. Это некая система мероприятий, которые направлены на предупреждение, локализацию или устранение конкретных негативных проявлений в обществе. Существуют особые меры данного вида профилактических действий. Они подразделяются на:

  • общие (предназначены для большого количества людей: улучшение условий труда, профилактика девиатного поведения среди подростков и т. д.);
  • специальные (данные меры направлены на особую совокупность людей, которые являются группой риска в данной проблематике; например, при профилактике правонарушений);
  • индивидуальные меры (работа направлена на отдельных людей, которые находятся в той же группе риска, что и в пункте выше).

При этом методы профилактики используются на различных уровнях: личностном, семейном, социальном, государственном.

Основные моменты

Особого внимания также заслуживает социальная профилактика с точки зрения особых ее моментов. Зачем же она нужна?

  1. В обществе ежедневно существует огромное количество различных стрессовых ситуаций. Если их не разрешать, они накапливаются и вырастают в огромную проблему. Профилактические меры способны в зачатке убить развивающуюся «заразу» и избавить общество от разбора последствий данного состояния.
  2. Все же основная цель - не реагирование на возникающую проблему, а вовсе ее предотвращение. Для этого нужен глубокий анализ общественных отношений в определенный период времени и согласно определенной обстановке в стране (кризис, и т. д.).
  3. Методы профилактики призваны обучить людей новым навыкам, дать особые знания для достижения собственных целей или сохранения здоровья.
  4. Службы профилактики призваны находить оптимальные способы как для предотвращения проблем, так и для их решения.

Социальная профилактика на государственном уровне

Профилактические меры важно грамотно проводить на каждом уровне. Однако особого внимания заслуживает государственная социальная профилактика, которая проводится благодаря различным мерам: экономическим, социально-политическим, социально-культурным, правовым. Меры, которые при этом активно применяются:

  1. Разъяснительная работа, согласно данной проблематике, на предприятиях различного уровня.
  2. Профилактическая проверка (знаний, если необходимо - инструментов).
  3. Осуществление профилактических рейдов и операций.
  4. Социальный патронат - поддержка лиц, нуждающихся в помощи.

Наблюдение за состоянием почвы.

Опред ее соответствия устан-ым нормативам.

Наблюдение за состоянием окр природн среды в целях выявления факторов, кот могут оказать негативное воздействие на землю.

Агротехнические, агрохим., противоэрозионные мероприятия, обеспечивающие сохранность почв.

Контроль за качеством агрохимикатов и пестицидов (др.).

Мероприятия по восстановлению и улучшению наруш-х земель.

Мелиорация – совок мероприятий, направленных на качественное улучшение земель, предн-х для пр-ва с/х продукции.

Рекультивация – комплекс работ, направ. на восстановление продуктивности и хоз.ценности нарушенного почв. слоя.

Консервация – временное исключение земель из хоз.использования в целях предотвращения развития или устранения процессов деградации почв, восстан.их плодородия или реабилитация восстан-ых земель.

Охрана земель включает систему правовых, организационных, экономических и др. мероприятий, направленных на их рациональное использование, предотвращения необоснованных изъятий земель из с/х оборота защиту от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивности земель, в том числе земель лесного фонда, на воспроизводство и повышение плодородия почв.

В целях охраны земель собственники ЗУ, землепользователи, землевладельцы и арендаторы ЗУ обязаны проводить мероприятия по (ст. 13):

1) сохранениюпочв и их плодородия;

2)защитеземель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами и др. негативных воздействий;

3) защите с/х угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов;

4) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;

5) сохранению достигнутого уровня мелиорации ;

6) рекультивации нарушенных земель, восстан. плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;

7) сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

В целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель , включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.

Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель проводится с учетом экологической экспертизы, установленных законодательством санитарно-гигиенических и иных норм и требований.

Внедрение новых технологий , осуществление программ мелиорации земель и повышения плодородия почв запрещаются в случае их несоответствия предусмотренным законодательством экологическим, санитарно-гигиеническим и иным требованиям.

При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ по добыче полезных ископаемых плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.

Для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и окружающей среды Правительством РФ устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ.

Для проведения проверки соответствия почвы экологическим нормативам проводятся почвенные, геоботанические, агрохимические и иные обследования.

В целях предотвращения деградации земель , восстановления плодородия почв и загрязненных территорий допускается консервация земель с изъятием их из оборота в порядке, установленном Правительством РФ.

Охрана земель, занятых оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными, сезонными пастбищами, осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Планирование и организация охраны земель проводятся в целях совершенствования распределения земель в соответствии с перспективами развития экономики, улучшения организации территорий и определения иных направлений рационального использования земель и их охраны в РФ, субъектах РФ и муниципальных образованиях.

Планирование и организация охраны земель включают в себя следующие основные виды работ:

Разработка предложений о рациональном использовании земель и об их охране;

Природно-сельскохозяйственное районирование земель.

Для полной ликвидации травматизма на предприятии имеет большое значение его предупреждение - внедрение в практику эффективных профилактических мероприятий организационного и технического порядка.

К организационным мероприятиям по предупреждению травматизма следует отнести прежде всего устройство предприятия и его подразделений, обеспечивающее здоровые и безопасные условия труда, еще при проектировании предприятия, и это устройство должно поддерживаться администрацией во время его эксплуатации.

Каждое производственное здание должно быть надежным в эксплуатации, долговечным и огнебезопасным. Надежность эксплуатируемого здания обеспечивается систематическим наблюдением за его состоянием.

Рациональная, на научной основе, систематическая организация производства - необходимое условие для профилактики травматизма. Плохая организация производства порождает неритмичность протекания производственного процесса, а это приводит к штурмовщине, применению сверхурочных работ, следовательно, к преждевременной утомляемости работающих и нередко травматизму.

Важную роль в мобилизации всего коллектива предприятия на осуществление мероприятий по предупреждению травматизма играют общественные смотры по охране труда, проводимые заводским комитетом профсоюза совместно с дирекцией предприятия в соответствии с требованиями Положения о них, а также конкурсы по технике безопасности. Результаты конкурсов рассматриваются на расширенном заседании завкома профсоюза совместно с дирекцией и активом предприятия.

К техническим мероприятиям по предупреждению травматизма прежде всего следует отнести мероприятия по обеспечению безопасности работы оборудования и безопасности протекания технологических процессов, т. е. мероприятия, направленные на защиту опасных зон.

К техническим методам обеспечения безопасности протекания технологических процессов и работы оборудования относятся механизация и автоматизация технологических процессов, дистанционное наблюдение и управление, блокировка и сигнализация, надежность и прочность оборудования, специальные средства технической безопасности (ограждение, заземление, амортизация, герметизация, экранирование и т. п.).

Механизация - эффективное средство по предотвращению несчастных случаев, облегчению физического труда.

Автоматизация представляет собой высшую ступень механизации. При автоматизации функции работающего сводятся к контролю за работой машин, работающий персонал может находиться на безопасном расстоянии от агрегатов, опасных зон.

Важное значение в практике имеют автоматы безопасности, которые представляют собой комплекс устройств, обеспечивающих непрерывный контроль работы автоматического управления, выдачу информации о нарушениях нормального хода процесса и предотвращении аварий при возникновении в управляемом агрегате опасной ситуации.

Дистанционное наблюдение и управление технологическими процессами имеет большое значение для безопасности труда, так как позволяет избежать необходимости пребывания персонала в непосредственной близости от агрегатов. Дистанционное наблюдение осуществляется визуально или телесигнализацией.

Визуальное наблюдение производится с помощью систем промышленного телевидения, которое позволяет распространить зрительный контроль на недоступные, труднодоступные, опасные участки процесса производства.

Телесигнализация - это передача информации с контрольных пунктов на пульт управления.

Мероприятия по предупреждению ЧС заключаются в предпринимаемых заблаговременно организационных, инженерно-технических и других мероприятий по снижению возможности возникновения ЧС и масштабов их последствий. Предупреждение ЧС основано на:

  • - мониторинге окружающей природной среды, потенциально опасных объектов, диагностике состояния зданий и сооружений с точки зрения их устойчивости к воздействию поражающими факторами опасных природных и техногенных явлений;
  • - прогнозировании опасностей и угроз возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и последствий воздействия их поражающих факторов на население, объекты экономики и окружающую природную среду.

Мероприятия по защите - это предпринимаемые заблаговременно меры по уменьшению риска ЧС и смягчению их негативных последствий, по прогнозу времени и места возникновения опасных природных и техногенных явлений, выполняемых, как правило, на основе прогноза их частоты (или вероятности события за заданный интервал времени) на определенной территории.

Создаваемые заблаговременно мероприятия по защите можно классифицировать по цели, уровню принимаемых решений на их осуществление, по факторам риска и другим признакам.

Превентивные меры по предотвращению (снижению возможности возникновения) ЧС предусматриваются по следующим направлениям:

  • - исключение (снижение частоты) событий, инициирующих ЧС;
  • - снижение вероятности перерастания опасного явления в ЧС (инициирующего события в стихийное бедствие или аварию).

Снижение частоты событий, инициирующих ЧС (опасных природных, техногенных и социальных явлений), достигается путем проведения следующих мероприятий:

  • - районирование территории (сейсмологическое, гидрологическое, геологическое, климатическое, экономическое и др.), в соответствии с результатами которого определяется рациональное размещение объектов территориального хозяйственного комплекса, в частности рационального выбора площадок для потенциально опасных объектов;
  • - предупреждения (снижение интенсивности) некоторых опасных природных явлений;
  • - профилактики возникновения аварий (диагностика оборудования, планово-предупредительные ремонты, техническое обслуживание);
  • - борьба с терроризмом и преступностью.

К мерам по снижению вероятности перерастания опасного явления в ЧС относятся:

  • - инженерная зашита от опасных природных и техногенных явлений;
  • - физическая зашита потенциально опасных объектов от экстремальных социальных явлений, проведение мероприятий по повышению надежности персонала;
  • - обеспечение защищенности объектов (снижение уровня нагрузок, возникающих от опасных явлений);
  • - снижение уязвимости объектов к воздействию негативных (поражающих) факторов опасных природных и техногенных явлений;
  • - обеспечение физической стойкости зданий и сооружений;
  • - обеспечение эффективности (надежности) систем безопасности, препятствующих перерастанию экстремальных ситуаций в аварию.

Инженерно-геологическое районирование территории проводят по совокупности геологических факторов (рельеф, строение и свойства горных пород, гидрогеологические условия, развитие современных геодинамических процессов и т.д.). На картах инженерно-геологического районирования выделяют участки по степени их пригодности для хозяйственного освоения, по устойчивости к воздействию опасных природных явлений. Такое ранжирование территорий позволяет обеспечить высокое качество и надежность создаваемых объектов, а также их оптимальное инвестирование.

Помимо карт инженерно-геологического районирования и сейсмической опасности составляются карты детального районирования и микрорайонирования. Их территории разделяют по степени опасности с учетом конкретных геологических, структурно-тектонических, гидрогеологических, геоморфологических условий и сейсмодинамических свойств грунтовой среды, слагающей эти территории.

По результатам инженерно-геологического районирования рационально размешают территориальные комплексы, населенные пункты и хозяйственные сооружения. Безопасные участки рекомендуют для размещения важных объектов, например жилых зон с высокой плотностью населения или крупных объектов жизнеобеспечения (электростанции, транспортные коммуникации и др.), опасные участки оставляют свободными от застроек, создавая там зоны отдыха, лесопарки и т.п.

На основе специальных исследований осуществляют выбор площадок для размещения потенциально опасных объектов, например АЭС. Главными факторами выбора являются условия обеспечения безопасности населения, осуществляемых на основе геологических и сейсмических характеристик предполагаемой площадки, а также параметров окружающей среды.

Среди мер по предупреждению ЧС важное место занимают мероприятия, направленные на снижение интенсивности (силы) возможных опасных природных явлений или на их предотвращение. В частности, для снижения силы землетрясений может проводиться провоцирование землетрясений меньшей силы с помощью искусственного взрыва, мощных генераторов колебаний и т.д., преждевременно сбрасывающих напряжения в земной коре. Возможно также предотвращение (снижение силы) таких явлений, как град, лавины, сели, снег, дождь и т.п.

Профилактика возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера основана на проведении диагностики оборудования, планово-предупредительных ремонтов, повышении качества технического обслуживания и т.д. По данным Ростехнадзора, основной причиной высокой аварийности в промышленности является износ основных фондов во всех отраслях экономики и низкие темпы их обновления из-за неудовлетворительного финансово-экономического положения большинства предприятий. Профилактике аварий способствуют также процедуры государственного регулирования промышленной безопасности.

В комплексе мер по предупреждению ЧС важное место занимают усилия по снижению вероятности перерастания опасных явлений в чрезвычайные ситуации. Среди них особое место отводится инженерной защите населения и территорий.

В ходе инженерно-геологического и сейсмологического районирования часто выясняется, что даже наиболее благоприятные для освоения участки недостаточно устойчивы и мало защищены от опасных природных явлений. Иногда возникает необходимость в освоении заведомо неблагоприятных территорий, например пониженных участков морских побережий и долин рек, склонов гор, территорий с закарстованными и просадочными грунтами. В этом случае одним из важнейших элементов превентивных мероприятий становится инженерная зашита населения и территорий.

Инженерная зашита населения и территорий осуществляется в зонах возможных разрушительных землетрясений, затоплений и подтоплений, оползней, обвалов, карста, селевых потоков, снежных лавин. Она проводится в целях снижения риска перерастания опасных явлений в ЧС и состоит в возведении инженерно-технических сооружений для защиты от поражающих факторов, вызванных характерными для рассматриваемой территории опасными природными и техногенными явлениями, т.е. в создании физических барьеров, снижающих уровни негативных (поражающих) факторов опасных явлений.

Основными объектами инженерной защиты являются население, объекты хозяйственной инфраструктуры и территории.

Для защиты руководства страны, органов управления, объектов оборонного характера, персонала предприятий (организаций) и населения от ЧС мирного и военного времени используют следующие защитные сооружения - специальные объекты, войсковые фортификационные сооружения и защитные сооружения гражданской обороны. Эти сооружения предназначены для укрытия людей от поражающих факторов оружия и некоторых опасных воздействий, возникающих при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Опасность наводнений, схода селей, снежных лавин, оползней устраняют или снижают строительством защитных дамб и других специальных сооружений, водоотводяших каналов, подпорных стенок и др. Снижают опасность стихийных бедствий специальными работами по инженерной подготовке территорий например, отсыпка грунта и повышение уровня поверхности, строительство дренажных сооружений, мероприятия по усилению несущей способности грунтов (уплотнение, закрепление, обезвоживание и многое другое).

Рационально спланированные и последовательно реализуемые мероприятия инженерной зашиты обеспечивают снижение возможных людских и материальных потерь на 30-40%, а в сейсмо-, селе- и лавиноопасных районах - на 70-80%. Однако проведение инженерно-технических мероприятий требует значительных капитальных вложений.

Одной из главных причин массовой гибели людей при стихийных бедствиях является бесплановая (часто стихийная) застройка городов, которая опережает развитие городской инфраструктуры и мероприятия по инженерной подготовке территорий. Статистика показывает, что при стихийных бедствиях гибель большинства людей связана с обрушением жилых и промышленных зданий.

В инженерной науке имеется значительный объем специальных знаний, обобщающих накопленный опыт и позволяющих разрабатывать принципиально новые конструкции зданий и сооружений повышенной физической устойчивости. Такое строительство признано социально приемлемым и экономически оправданным. Оно обходится, как правило, на 5-20% дороже стоимости строительства обычных зданий, а получаемый эффект несравнимо выше, если учесть не только экономические, но и социальные, экологические, психологические и другие факторы, являющиеся неотъемлемыми компонентами устойчивого развития общества.

В ряде случаев социально оправдано строительство, требующее больших дополнительных затрат. Так, в долинах рек Ганг и Инд при впадении в Индийский океан, где за последние 30 лет от циклонов и штормов погибли около 750 тыс. человек, осуществляется крайне дорогое строительство специальных убежищ. Это двух- и четырехэтажные здания, возведенные на укрепленных бетонных колоннах высотой 6-8 м (выше максимального уровня волн) или на намытых земляных холмах. По-видимому, такое решение и финансовые затраты могут быть оправданы, так как в экстремальных ситуациях сохранятся человеческие жизни.

Следует отметить, что в каждой конкретной местности нужно найти простые, не требующие больших расходов, методы реконструкции существующих зданий, которые бы повышали их устойчивость к опасным природным явлениям. Например, необходимость осуществления мер противодействия землетрясениям в нашей стране вызвана высокой сейсмической активностью на Северном Кавказе, Дальнем Востоке, Алтае, в Саянах, Прибайкалье, Якутии. Это требует принятия мер по повышению сейсмостойкости потенциально опасных объектов, жилых зданий и гидротехнических сооружений.

С появлением новых карт общего сейсмического районирования территории Российской Федерации требования к сейсмостойкости объектов, расположенных в районах, подверженных землетрясениям, существенно возросли. В соответствии с современными оценками сейсмичности территорий страны балльность возможных землетрясений была повышена на 2-3 единицы. Это означает, что многие города и промышленные предприятия, размешенные в этих районах, фактически оказались (по новым нормам) не способными противостоять разрушительным землетрясениям. Согласно этому обстоятельству более 70% населения сейсмоопасных регионов проживает в зданиях, не отвечающих требованиям по сейсмостойкости, т.е. подвергаются угрозе повреждения или разрушения. Поэтому в районах, подверженных землетрясениями, сейсмостойкое строительство должно вестись по новым нормам и требованиям, а ранее построенные объекты должны быть укреплены до необходимых стандартов.

Важную роль в управлении техногенными рисками играют специально разработанные системы безопасности. Обеспечение эффективного функционирования организационных и технологических систем безопасности, которыми должны оснащаться потенциально опасные объекты, является необходимым направлением деятельности по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Задачи подобных систем безопасности могут быть сведены к двум группам:

  • - в объектах одноразового применения, не функционирующих в процессе эксплуатации - предотвращение преждевременного срабатывания от внешних факторов (аварийных и поражающих воздействий, несанкционированных действий) или перевод объектов в безопасное состояние с точки зрения возможного воздействия на окружающую среду в случае значительной вероятности такого события;
  • - в функционирующих объектах - предотвращение развития аварийных предпосылок в аварию либо ограничение последствий аварии.

Основными видами систем безопасности по принципу действия являются системы, в которых применяются пассивные или активные методы защиты.

Пассивная, или жесткая, защита основана на создании физических барьеров на пути распространения аварийных факторов к критически важным с точки зрения безопасности узлам потенциально опасного объекта, а также на пути выхода из объекта и распространения поражающих факторов на другие объекты. Преодоление этих барьеров требует затраты большого количества энергии.

Активная, или функциональная, защита включает чувствительные элементы (датчики), следящие за состоянием потенциально опасного объекта и фиксирующие возникновение аварийных ситуаций, а также системы, препятствующие развитию ситуации, приближающих аварию или снижающие ее последствия. Например, в местах возможного повышения концентрации взрывопожароопасных паров и газов устанавливают анализаторы-сигнализаторы, сообщающие о предаварийных ситуациях и включающие систему оповещения и защиты.

Системы безопасности потенциально опасных объектов чаше всего основаны на принципе прерывания (подавления) аварийного процесса или формирующегося опасного фактора, а также отключающие из функциональной схемы объекта аварийные блоки. Системы предотвращения возникновения аварий включают блокировочные и предохранительные устройства (клапаны, фильтры, плавкие вставки и т.п.), системы пожаротушения, системы безаварийной остановки технологических процессов (например, ядерных реакторов), локализации источников аварии и аварийного энергоснабжения и т.д.

Развитие теории и практики управления безопасностью сложных технических систем идет главным образом по пути предъявления повышенных требований к качеству оборудования, систем управления и персоналу, ограничивающих возможные негативные техногенные воздействия на окружающую среду и человека. Перспектива управления безопасностью этих систем связана с их проектированием с учетом критериев безопасности, возможности возникновения в таких системах в процессе эксплуатации цепочек событий, которые в обычной ситуации не приводят к опасным состояниям, но при определенном стечении обстоятельств могут стать причиной аварий.

Последовательное освоение системных методов проектирования сложных технических систем позволит в будущем решить задачу предупреждения возникновения крупных аварий и катастроф. Эти методы проектирования основаны на следующих принципах:

  • - принцип многоуровневой зашиты (создание последовательных уровней зашиты, уменьшающих вероятность аварий и ограничивающих их последствия). Этот принцип применяется для компенсации потенциальных ошибок человека или отказов технических устройств. Принцип реализуется в первую очередь путем создания серии барьеров для удержания энергии или опасных веществ, которые должны быть нарушены, прежде чем может быть нанесен ущерб человеку и окружающей среде;
  • - принцип комбинированной зашиты (объединение систем жесткой и функциональной защиты объекта от аварий);
  • - принцип единичного отказа (объект должен оставаться безопасным при отказе любого элемента);
  • - принцип безопасного отказа (отказы системы аварийной зашиты должны способствовать ее ложному срабатыванию, но не допускать перерастания аварийной ситуации в аварию);
  • - принцип независимости и разнообразия, когда системы обеспечения безопасности проектируются так, чтобы влияние дефектов, ошибок, отказов на работоспособность системы было минимальным. При этом независимость достигается физическим, функциональным и пространственным разнесением опасности, а разнообразие - разнотипностью физических, методических и аппаратных принципов реализации;
  • - принцип надежности и живучести, когда обеспечивается высокий уровень надежности функционирования важнейших элементов в нормальных условиях эксплуатации и при проектных внешних воздействиях;
  • - принцип естественной технической безопасности, который реализуется путем применения автономных специальных средств зашиты, максимально упрошенной и надежной конструкции технической системы, минимизации уровня запасенной энергии и вредных веществ, а также исключением влияния ошибок оператора на развитие аварийных процессов. В качестве перспективной стратегии обеспечения безопасности рассматривается применение бионических принципов, т.е. проектирование сложных технических систем с внутренне присущей им безопасностью;
  • - принцип самозащищенности систем (создание систем с пассивными и внутренне присущими характеристиками безопасности). Пассивные средства защиты действуют автономно, основаны на знании законов природы и поэтому заведомо обладают высокой надежностью.

При реализации последнего принципа необходимо соблюдение следующих правил:

  • - максимальное упрощение рабочих процессов, конструкции и систем управления потенциально опасным объектом с целью повышения надежности;
  • - минимизация запасенной энергии и вредных веществ, опасных при реализации аварийной ситуации;
  • - минимизация роли ошибок человека в инициировании и развитии аварийных процессов и повышение длительности периода, когда вмешательство человека не обязательно.

Генеральный директор вводит режим повышенной готовности .

Проводятся общие мероприятия:

  • - в течение 20 мин. проводится сбор членов КЧС и ПБ, начальников НАСФ в пункте управления;
  • - в течение 30 мин. членами КЧС и ПБ производится оценка обстановки, определение первоочередных задач, постановка задач руководителям НАСФ.
  • - в течение 10 мин. генеральный директор отдает указание о закрытии объекта для посетителей;
  • - в течение 20 мин. секретарь КЧС и ПБ устанавливает постоянную связь с Управлением по ЗАО ГУ МЧС России по г. Москве, а так же (в зависимости от характера ЧС) с ОВД района, УВД по ЗАО г. Москвы, с Отделом по ЗАО УФСБ РФ по г. Москве и Московской области для уточнения обстановки;
  • - в течение 20 мин. начальники НАСФ приводят в готовность формирования и ставят задачу членам НАСФ;
  • - в течение 30 мин. ответственный за противопожарную безопасность проверяет средства пожаротушения и проводит профилактические противопожарные мероприятия;
  • - в течение 30 мин. дежурная смена обслуживания зданий (сантехник и электрик), под руководством уполномоченного на решение задач в области ГО и ЧС, подготавливает здания к отключению электроснабжения и подготавливает системы жизнеобеспечения к безаварийной остановке;
  • - в течение 20 мин. начальник пункта выдачи СИЗ готовит к выдаче средства индивидуальной защиты;
  • - в течение всего периода угрозы ЧС уполномоченный на решение задач в области ГО и ЧС организует постоянное наблюдение за обстановкой в помещениях и на прилегающей территории;
  • - в течение всего периода угрозы ЧС генеральный директор вводит постоянное круглосуточное дежурство руководящего состава согласно графика дежурства.

Таблица 7. График дежурства руководящего состава при угрозе возникновения ЧС

При угрозе взрыва:

  • - в течение 10 мин. дежурная смена охраны сообщает о полученной информации в ОВД района, УВД округа, УФСБ округа;
  • - в течение 30 мин. группа эвакуации проводит эвакуацию сотрудников и посетителей из места предполагаемого взрыва. Начальник группы эвакуации проверяет наличие всех сотрудников в установленном месте сбора;
  • - в течение 30 мин. выносятся в установленное место документы, денежные средства и магнитные носители информации. Обеспечивает охрану имущества инженер ИТ;
  • - председатель КЧС и ПБ встречает прибывшее спецподразделение органов внутренних дел или ФСБ и обеспечивает обследование территории и помещений зданий. Работу объекта возобновить только после получения от командира подразделения разрешающего документа.

При угрозе возникновения пожара:

  • - в течение 5 мин. дежурная смена охраны сообщает в противопожарную службу города;
  • - в течение 10 мин. звено связи и оповещения и уполномоченный на решение задач в области ГО и ЧС проводит оповещение персонала и посетителей;
  • - в течение 1 часа 50 мин проводятся общие мероприятия;
  • - в течение 30 мин. группа эвакуации проводит эвакуацию сотрудников и посетителей из помещения. Начальник группы эвакуации проверяет наличие всех сотрудников в установленном месте сбора;
  • - в течение 30 мин. выносятся в установленное место документы и магнитные носители информации. Обеспечивает охрану имущества инженер ИТ;
  • - в течение 30 мин. под руководством Председателя КЧС и ПБ персонал объекта готовит к выносу остальное имущество.

При угрозе возникновения аварии на энергетических, инженерных и технологических системах:

  • - в течение 10 мин. дежурная смена охраны сообщает в соответствующие службы об угрозе возникновения ЧС;
  • - в течение 1 часа 50 мин проводятся общие мероприятия;

При угрозе радиоактивного и химического заражения (подхода радиоактивного облака или облака зараженного АХОВ)

  • - в течение 10 мин., при приеме городского предупредительного сигнала "Внимание всем!", дежурная смена охраны переводит телевизор и радиоприемник объекта в режим приема речевых сообщений, передаваемых Управлением по ЗАО ГУ МЧС России по г. Москве;
  • - дежурная смена охраны постоянно прослушивает городские программы радиовещания и телевидения для получения уточненной информации от Управления по ЗАО ГУ МЧС России по г. Москве по вопросам химического заражения местности и доводит их до председателя КЧС и ПБ;
  • - в течение 1 часа 50 мин проводятся общие мероприятия;
  • - в течение 40 мин. начальник пункта выдачи СИЗ производит выдачу сотрудникам СИЗ;
  • - в течение 1 часа под руководством Председателя КЧС и ПБ подготавливается к эвакуации персонал, имущество, необходимая документация;

При угрозе возникновения стихийных бедствий (резком изменении температуры воздуха, сильном ветре, ливневых дождях, снегопадах и т.п.):

  • - в течение 10 мин. дежурная смена охраны оповещает генерального директора, председателя КЧС и ПБ и уполномоченного на решение задач в области ГО и ЧС об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;
  • - в течение 10 мин. дежурная смена охраны сообщает в Управление по ЗАО ГУ МЧС России по г. Москве;
  • - в течение 1 часа 50 мин проводятся общие мероприятия;
  • - в течение 1 часа под руководством Председателя КЧС и ПБ подготавливается к эвакуации персонал, имущество, необходимая документация.

При получении анонимной информации об угрозе на территории объекта или вблизи него террористической акции:

  • - в течение 10 мин. дежурная смена охраны сообщает полученную информацию генеральному директору, председателю КЧС и ПБ и уполномоченному на решение задач в области ГО и ЧС;
  • - в течение 10 мин. уполномоченный на решение задач в области ГО и ЧС сообщает о полученной информации в УВД ЗАО г. Москвы, в отдел по ЗАО УФСБ России по г. Москве и МО, в Управление по ЗАО ГУ МЧС России по г. Москве;
  • - в течение 1 часа 50 мин проводятся общие мероприятия;
  • - до отмены угрозы ЧС действовать согласно указаний, полученных от дежурного по УВД округа или отдела по ЗАО УФСБ России по г. Москве и МО;
  • - в течение 1 часа под руководством Председателя КЧС и ПБ подготавливается к эвакуации персонал, имущество, необходимая документация.

Исходя из сложившейся обстановки проводятся мероприятия согласно Календарного плана основных мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: