Определение несостоятельности. Определение понятия банкротство. Формирование конкурсной массы

Арбитражный суд принимает заявление от заинтересованных лиц к рассмотрению дела только в случае, если в отношении предприятия установлены признаки банкротства. Базовые предпосылки к признанию его несостоятельным содержат оговорки, которые зависят от конкретных обстоятельств.

Общее понятие и признаки банкротства

В российском законодательстве термины «банкротство» и «несостоятельность» являются практически тождественными. Под этим понимается неспособность юридического лица удовлетворить законные требования кредиторов и государства по денежным обязательствам в установленный срок, признанная судом общей юрисдикции или арбитражным судом.

Другими словами, это факт должен быть установлен еще до инициирования дела о банкротстве. Из круга субъектов, которые могут быть признаны несостоятельными, исключаются казенные и государственные предприятия, учреждения, корпорации - даже если признаки банкротства юридического лица присутствуют в полном объеме.

При признании предприятия банкротом учитываются только просроченные обязательства, они определятся следующим образом:

  • обязанность выплатить деньги по сделке, гражданско-правовому, трудовому договору;
  • внести в госбюджет налоги, взносы, страховые платежи, включая штрафы и пени.

В отношении имущества неплатежеспособных предприятий вводятся процедуры несостоятельности. Порядок их проведения регулируется Гражданским и Арбитражно-процессуальным кодексами, законом о банкротстве (№ 127-ФЗ). В последнем определены основания и признаки банкротства юридического лица, удовлетворения требований кредиторов, порядок досудебной и судебной санации (финансового оздоровления). С информацией по конкурсному производству можно познакомиться .

Основные признаки банкротства предприятия

Для предприятий и организаций законом установлен один достаточный признак несостоятельности - неплатежеспособность, с некоторыми условиями:

  • фактическое неисполнение требований кредиторов на протяжении 3-х месяцев со дня наступления оговоренного срока уплаты;
  • денежная сумма задолженности в совокупности составляет не меньше 300 тысяч рублей.

Для организаций, которые признаны недействующими (отсутствующие должники), а также находящихся в стадии ликвидации - признаки банкротства предприятия устанавливаются независимо от суммы требований. При определении минимальной суммы, достаточной для признания несостоятельности, могут объединяться разные долги перед одним кредитором, или несколькими одновременно.

В последнем случае из группы выбирается одно уполномоченное лицо, которое действует от всех по доверенности. Не предусмотрено законом суммирование обязательств перед конкурсными кредиторами и государственными фискальными органами.

Обратите внимание! По искам кредиторов о взыскании долгов учитываются весь размер задолженности, включая штрафные санкции. При открытии дела о банкротстве, признаки банкротства юр лица и размер обязательств определяются на день обращения в суд, согласно правилам ст. 4 закона №127-ФЗ.

В составе денежных обязательств учитываются:

  • долги за купленные, но не оплаченные товары, услуги;
  • суммы займов вместе с процентами, подлежащими уплате;
  • средства, полученные от неосновательного обогащения;
  • ущерб, нанесенный (причиненный) имуществу кредиторов
  • задолженность по выплате зарплаты, компенсаций, выходных пособий;
  • долги перед учредителями, возникающие из обязанностей по Уставу.

В сумму не включаются финансовые штрафные санкции, проценты за просрочку, неустойки и пени. Ее размер при введении процедуры банкротства устанавливается судом. Таким образом, для предприятия основным признаком банкротства является неплатежеспособность, доказанная в процессе взыскания долгов в судебном порядке, либо вытекающая из ее отчетности. Она должна длиться не меньше 3-х месяцев.

Критерии банкротства по типу организации

По общему правилу все предприятия равны перед законом, независимо от организационно-правовой формы. Тем не менее, понятие и признаки банкротства юридического лица несколько отличаются для организаций, учреждений, занимающихся отдельными видами деятельности.

С 2014 года параграф 41 №127-ФЗ регулирует признаки банкротства кредитной организации (ранее действовал специальный закон). Она признается несостоятельной, если задерживает платеж минимум на 14 дней, и (или) стоимость ее активов снизилась до уровня, недостаточного для оплаты требований кредиторов и внесения обязательных бюджетных платежей.

Признаки банкротства ООО не отличаются какими-либо особенностями, но факт их признания влечет за собой определенные последствия. Общество в таком случае не имеет права выплачивать деньгами или имуществом доли участникам, распределять прибыль, и дивиденды. Оно не вправе это делать, даже если подобные действия могут привести к несостоятельности.

Понятие банкротства приведено в Законе «О несостоятельности (банкротстве)». Это неспособность должника в полном объеме исполнить свои денежные обязательства по гражданско-правовым договорам, удовлетворить требования о выплате выходных пособий и оплате труда, а также уплатить обязательные платежи - налоги, сборы, взносы ().

Признание должника банкротом находится в ведении арбитражного суда. Только он может принять соответствующее решение в случае установления (п. 1 ст. 53 Закона № 127-ФЗ). Они определяются по двум показателям: сумме долга и длительности неисполнения обязательств должником. Так, минимальный срок непогашения задолженности, по истечении которого можно обращаться в суд с заявлением о признания организации банкротом, составляет 3 месяца (п. 2 ст. 3 Закона № 127-ФЗ). А сумм долга должна быть не менее 300 тыс. руб. (п. 1,2 ст. 6 Закона № 127-ФЗ). Отметим, что отдельные категории компаний вообще .

Сущность и критерии банкротства предприятия

Если рассматривать сущность банкротства, как общественного института, то введен он был в качестве одного из рыночных механизмов, чтобы избавить экономический оборот от хозяйствующих субъектов, систематически не исполняющих свои финансовые обязательства. Что, естественно, приводит к негативным последствиям. Таким образом, одна из целей банкротства - защита кредиторов. Другая цель - реабилитация должника в случаях, когда это возможно, либо ликвидация организации, как неэффективного участника рынка. А если процедура банкротства вводится в отношении физического лица, то целью ее является освобождение гражданина от долговой зависимости и обязательств перед кредиторами, которые он уже не сможет исполнить.

В экономической литературе выделяют два основных критерия несостоятельности (банкротства). Это недостаточность имущества должника и неплатежеспособность. Данные понятия, безусловно, взаимосвязаны. Поэтому в экономической литературе встречается такое определение банкротства, как неспособность должника своевременно исполнить свои денежные обязательства и обязанности по причине недостаточности денежных средств.

Субъекты банкротства

Если рассматривать отношения, возникающие в ходе банкротства, то субъектный состав их следующий (п. 1 ст. 34 Закона № 127-ФЗ):

  • должник - юридическое лицо или физическое лицо;
  • арбитражный управляющий - гражданин РФ, в чьи обязанности входит проведение одной из процедур банкротства;
  • уполномоченные органы - государственные органы, уполномоченные представлять в деле о банкротстве требования об уплате обязательных платежей;
  • лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления.

Также в деле о банкротстве могут участвовать органы власти разного уровня в случае банкротства градообразующего предприятия (

Процедура банкротства (несостоятельности) предприятий регламентируется Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Банкротство предприятия – это признанная арбитражным судом неспособность должника удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Юридическое лицо считается несостоятельным, если соответствующие обязательства не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены. Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом, если требования к должникам в совокупности составляют не менее 100 тыс. руб. Для субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса признаком несостоятельности считается неисполнение обязательств в течение шести месяцев, при этом суммарная величина обязательств превышает балансовую стоимость предприятия-должника.

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, кредитор или уполномоченные органы. Должник вправе обратиться в арбитражный суд в предвидении банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он будет не в состоянии исполнить денежные обязательства. В случае банкротства должника по вине его учредителей (преднамеренное банкротство) на них может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам. Интересы всех кредиторов представляет собрание кредиторов, в котором участвует представитель должника.

Уполномоченные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, когда обнаружены признаки преднамеренного банкротства или когда у должника имеются задолженности по обязательным платежам.

При рассмотрении дела о банкротстве предусмотрено применение следующих процедур:

Досудебная санация;

Наблюдение;

Финансовое оздоровление;

Внешнее управление;

Конкурсное производство;

Мировое соглашение.

Досудебная санация является мерой предупреждения банкротства со стороны учредителей предприятия-должника. Досудебная санация представляет собой финансовую помощь для погашения денежных обязательств, предоставляемую собственниками, кредиторами, а также за счет средств бюджетов соответствующих уровней. При погашении задолженностей в полном объеме дело о банкротстве предприятия прекращается.

Наблюдение вводится с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и применяется с целью подготовки мероприятий, направленных либо на оздоровление предприятия либо на его ликвидацию. При этом арбитражным судом назначается временный управляющий , в функции которого входит: обеспечение сохранности имущества должника; проведение анализа финансового состояния; установление всех кредиторов; определение наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства; созыв первого собрания кредиторов.


В топливно-энергетическом комплексе управляющий не вправе отказаться от исполнения организацией-должником договора поставок, заключенных с потребителями как в России, так и за рубежом.

Введение наблюдения не является причиной отстранения руководителя должника. Однако, он может совершать только с согласия временного управляющего сделки, связанные с распоряжением имуществом, получением и выдачей займов (кредитов). Органы управления не вправе принимать решения : реорганизации и ликвидации должника; о создании юридических лиц или об участии в иных юридических лицах; о создании филиалов и представительств; о выплате дивидендов; о размещении облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг; о выходе должника-юридического лица из состава участников предприятия.

Анализ финансового состояния должника проводится в целях определения достаточности имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату арбитражным управляющим, а также возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника.

Временный управляющий определяет дату первого собрания кредиторов. Это собрание принимает одно из решений:

О введении финансового оздоровления (по ходатайству учредителей);

О введении внешнего управления;

Об обращении в арбитражный суд о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

О заключении мирового соглашения (в этом случае процедура банкротства прекращается).

С момента утверждения арбитражным судом принятого решения собрания кредиторов наблюдение прекращается. Временный управляющий продолжает исполнять свои обязанности до назначения другого арбитражного управляющего (в зависимости от начинаемой процедуры).

В ходе наблюдения должник на основании решения своих учредителей вправе обратиться к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления с приложением соответствующих документов (плана финансового оздоровления). Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов. Одновременно утверждаются:

Административный управляющий, осуществляющий контроль за ходом финансового оздоровления;

Сроки финансового оздоровления (которые не могут быть более двух лет);

График погашения задолженностей;

Лица, предоставляющие обеспечение уплаты задолженностей, его размер и способ (залог, ипотека, банковская гарантия, государственная или муниципальная гарантия, поручительство и др.).

Арбитражный суд по итогам результатов финансового оздоровления вправе ввести внешнее управление, если установлена реальная возможность восстановления платежеспособности должника или имеется ходатайство собрания кредиторов. Совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления в этом случае не может превышать два года.

Внешнее управление может быть введено на основании решения собрания кредиторов без применения процедуры финансового оздоровления с целью восстановления платежеспособности должника, если такая возможность была выявлена в ходе процедуры наблюдения временным управляющим. При этом руководитель предприятия-должника отстраняется от должности, вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам, существовавшим на момент введения внешнего управления.

Арбитражным судом назначается внешний управляющий , кандидатуру которого представляет собрание кредиторов. Внешний управляющий имеет право самостоятельно распоряжаться имуществом, заключать от имени должника мировое соглашение, заявлять отказ от исполнения договоров должника. Внешний управляющий обязан разработать и представить на утверждение собрания кредиторов в течение месяца план внешнего управления, в котором предусматриваются меры по восстановлению платежеспособности должника.

Мерами по восстановлению платежеспособности могут быть: перепрофилирование производства; закрытие нерентабельных производств; ликвидация дебиторской задолженности; продажа части имущества должника; уступка прав требования должника; исполнение обязательств должника собственником имущества унитарного предприятия или третьим лицом; продажа предприятия (бизнеса) должника и др.

Продажа предприятия производится путем проведения открытых торгов. Внешний управляющий выступает в качестве организатора торгов или привлекает специализированную организацию. В ТЭК имущество продается на конкурсных торгах, где выставляется единым лотом.

После утверждения плана внешнего управления собранием кредиторов внешний управляющий руководит исполнением плана. Не позднее, чем за 15 дней до истечения установленного срока внешнего управления (который не может быть более 18 месяцев), внешний управляющий представляет собранию кредиторов отчет и вносит одно из следующих предложений:

О прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности (в этом случае процедура банкротства прекращается);

О продлении установленного срока внешнего управления (он может быть продлен на срок не более чем 6 месяцев, в ТЭК – до 5 лет по ходатайству органов государственной власти);

О заключении мирового соглашения;

О прекращении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом.

При наличии ходатайства собрания кредиторов о признании должника банкротом, а также в случае отказа арбитражного суда в утверждении отчета внешнего управляющего либо непредставления указанного отчета в установленный срок арбитражный суд может принять решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства . Арбитражным судом назначается конкурсный управляющий, который занимается реализацией процедур, связанных с ликвидацией должника:

Осуществляет инвентаризацию и оценку имущества должника;

Занимается продажей этого имущества;

Уведомляет работников должника о предстоящем увольнении;

Производит расчеты с кредиторами и т.д.

После проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к продаже этого имущества на открытых торгах. Расчеты с кредиторами осуществляются в порядке очередности, предусмотренной в соответствии с процедурой ликвидации, но вне очереди покрываются судебные расходы и расходы на вознаграждение конкурсного управляющего. Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности денежных средств должника они распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований. Требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными.

После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства. Арбитражный суд после рассмотрения отчета выносит определение о завершении конкурсного производства. Это определение арбитражного суда является основанием для внесения в единый государственный реестр записи о ликвидации должника. С этого момента полномочия конкурсного управляющего прекращаются, конкурсное производство считается завершенным, а должник – ликвидированным.

На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник и кредиторы вправе заключить мировое соглашение . Мировое соглашение заключается в письменной форме и содержит положения о размерах, порядке и сроках исполнения обязательств должника и (или) о прекращении обязательств должника предоставлением отступного, новацией обязательства, прощением долга либо иными способами. Мировое соглашение может быть заключено после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди. Мировое соглашение утверждается арбитражным судом, который выносит определение о прекращении банкротства.

Понятие банкротства установлено фз N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», датируемым 26.10.2002. Границу между банкротством и несостоятельностью законодатель не провёл. Отсюда мы имеем формальные, но не практические синонимы. Что же такое банкротство?

Понятие банкротства

Несостоятельность (банкротство) раскрывается как зафиксированное арбитражным судом состояние должника. Когда должник больше не может:

  • исполнять кредитные обязанности;
  • совершать обязательные платежи;
  • оплачивать труд своих работников.

Такое состояние влечёт принудительное распределение капитала должника среди других участников отношений. Ему предшествует установление судебного и кредиторского контроля.

Банкротство проходит поэтапно, разными путями и не всегда доводится до конца. Фактический статус банкрота — окончательный вердикт, тогда как является приготовлениями.

Статья 2 закона «О банкротстве» содержит объёмный перечень терминов, включая банкротство, но исключая экономическую несостоятельность. Понятие несостоятельности не существует обособленно, хотя в практике имеет более широкий смысл.

Если банкротство представляет собой конец деятельности, то из стадии несостоятельности есть выход. Можно сказать, что несостоятельность — статус, вызванный кризисными явлениями на предприятии, предваряющий банкротство, если проблемы не будут решены. Подробнее от том, что такое экономическая несостоятельность, .

Банкротство определяется через его признаки, представляющие собой потерю субъектом платёжеспособности. Дополнительная информация о понятии и признаках банкротства и несостоятельности . Должник больше не может платить по счетам, а это — не что иное, как неплатёжеспособность.

Неплатёжеспособность закон трактует, как потерю возможности отвечать по обязательствам из-за дефицита денежных средств.

Банкротству предшествует установление судебного и кредиторского контроля.

По закону, должник принятые обязательства исполнить всё равно обязан. Для этого суд идёт двумя путями с целью извлечения средств:

  • через ликвидацию предприятия;
  • через реорганизацию предприятия.

Неважно, продолжит ли субъект деятельность после процесса. Вначале суд назначит процедуры по финансовому спасению, чтобы должник обрёл возможность погасить долги полностью. Иначе фирма будет реорганизована и ликвидирована, чтобы извлечь максимум.

Причины банкротства

В то время как к банкротству ведёт устойчивая неплатёжеспособность, её вызывают различные внешние и внутренние факторы. Внешние причины являются общеэкономическими; внутренние — специфичны для предприятия.

Среди внутренних причин основная масса вызвана управленческим кризисом, то есть, несмотря на их форму, проблемы вызваны неудачным руководством. Отсюда одной из мер досудебной и банкротской санации является выбор арбитражного управляющего.

Так к внутренним негативным факторам относятся зависящие от компетентности управления и эффективности денежного потока:

  • неудачная финансовая стратегия;
  • неэффективное использование средств производства;
  • слабая аналитика и маркетинг;
  • отсутствие гибких решений;
  • перегруженная структура предприятия;
  • недостаток оборотных активов;
  • застаивание хозяйственных средств;
  • затоваривание при низком спросе;
  • некачественная продукция;
  • устаревшие технические средства.

Особняком стоит фактор закредитованности, когда фирма имеет больше заёмных средств, чем собственных, но распоряжается ими неверно.

Закредитованность сбивает денежный поток особенно сильно, из-за чего грамотные управляющие не рекомендуют прямое кредитование при кризисе.

Внешние причины несостоятельности существуют независимо от желаний руководства, но сдерживаются верными решениями:

  • мировой финансовый кризис;
  • гиперинфляция;
  • криминогенная обстановка;
  • потеря общественного интереса;
  • сильная международная конкуренция;
  • нестабильная политическая ситуация.

Всё это может привести к проблемам с получением чистой денежной прибыли и затруднению расчётов с кредиторами в итоге. При этом предприятие может иметь отсроченную дебиторскую задолженность и неликвидные активы, которые всё равно помогут рассчитаться.

Критерии и рамки банкротства

Из общего понятия несостоятельности (банкротства) в ст. 2 N 127-ФЗ можно вывести основные критерии для становления должника банкротом:

  1. Официальное признание несостоятельности арбитражным судом;
  2. Неспособность должника выплатить государственные взносы;
  3. Потеря возможности исполнять обязательства перед кредиторами;
  4. Невыплата работникам заработной платы и пособий.

Однако базовых критериев недостаточно, иначе бы любой субъект с задолженностью признавался бы банкротом сразу.

Специальные содержатся в том же законе, но в статьях 3, 6, 33, а также параграфе 3. Это критерии времени и размера задолженности.

Критерий времени имеет двоякую природу. К производству принимаются дела по задолженностям свыше 3х месяцев. После принятия суд при отсутствии специальных требований даёт время на восстановление предприятия. Срок санации может растянуться до двух лет.

Установлен также минимальный размер задолженности для начала процедуры банкротства:

  • 300 тысяч рублей — в отношении юридических лиц;
  • 500 тысяч рублей — для лиц физических и фермерских хозяйств.

Физические лица имеют и свой особенный критерий — имущественный. Они отвечают всем имуществом, и по этой причине законом установлено, что банкротство возможно, если долг превысил стоимость имущества должника.

Срок санации может растянуться до двух лет.

Закон устанавливает разумные пределы ответственности. Для предприятий ответственность всегда стоит в рамках имущества фирмы. Граждане не лишаются единственного жилья, земли, предметов первой необходимости, домашних животных и профессиональных инструментов.

Институт банкротства

Под институтом банкротства следует понимать спектр мер, критериев и условий осуществления процедур, направленных на реорганизацию экономики конкретной фирмы в целях исполнения гражданских обязательств и улучшения обстановки страны.

Институт банкротства разработан не только в помощь должнику и кредиторам, но и для улучшения рыночной ситуации путём исключения из отношений убыточных предприятий.

Банкротство защищает все стороны, участвующие в отношениях, в том числе:

  • Кредиторов — позволяя вернуть упущенную прибыль и способствуя реализации обязательств в их пользу.
  • Должников — спасая от необоснованных или неразумных требований и фиксируя легитимность процедур.
  • Государство — противодействуя схемам необоснованного обогащения.

Конечной целью ставится ликвидация неэффективных организаций, более уместное распределение средств и спасение фирм с производственным потенциалом.

Перед управляющими стоит задача грамотного использования имеющихся ресурсов для улучшения обстановки на предприятии.

На разных уровнях институт банкротства имеет свою ценность:

  • на государственном — стабилизирует экономику, исключая из оборота пагубно влияющие на неё компании;
  • на отраслевом — защищает интересы и целостность отрасли наравне с антимонопольным контролем;
  • на местном — охраняет права должника, кредитора, трудового коллектива, пострадавших иных лиц.

Несостоятельность субъектов массово влияет на рыночные отношения и доверие в них, а потому контролируется на высшем уровне.

Процедуры и расходы

Законное банкротство включает не только публичное объявление должника несостоятельным, но и обязательные действия по распределению его капитала. Такие действия подразделяются на:

  • оздоравливающие экономику предприятия;
  • реорганизующие и ликвидирующие объект.

В порядке N 127-ФЗ «О банкротстве» сначала суд и кредиторы должны попытаться помочь фирме восстановиться. Обычно только в этом случае возможно полное удовлетворение требований к должнику.

Процедуры так называемой санации осуществляются по разным направлениям и с разной степенью вмешательства суда и кредиторов. Также они подразумевают свои издержки.

Закон предусматривает приостановление процедур в случаях, когда должник не может оплачивать деятельность арбитражного управляющего. Тогда наступает черёд ликвидационной комиссии, получающей свои вознаграждения из распределения средств фирмы должника.

Исключением из порядка банкротства может служить заявление должника о немедленной ликвидации при наличии достаточного капитала, чтобы полностью рассчитаться по обязательствам.
Так при реализации всего имущества долг уплачиваются целиком, а процедура упрощается.

Санация предприятий при банкротстве

Понятие несостоятельности (банкротства) по установленному порядку включает и комплекс мер по спасению фирмы. Делается это под судебным и кредиторским контролем. Если должником в заявлении не указана немедленная ликвидация, то процедура начинается с санации.

Под санацией закон о банкротстве подразумевает меры кредиторов, учредителей, собственников и иных лиц по предотвращению фактического банкротства. Всем участникам выгодно реорганизовать предприятие таким образом, чтобы оно могло продолжить работу и выплатить все долги.

При санации учитываются пожелания совета кредиторов и могут быть назначены рекомендованные ими управляющие. Судебные меры могут начаться и с наблюдения без передачи управления другому руководителю. Среди основных мер по санации выделяют:

  • наблюдение;
  • финансовое оздоровление;
  • внешнее управление;
  • конкурсное производство;
  • мировое соглашение.

Особенность наблюдения в том, что это самая краткосрочная мера и вместе с основным процессом не может длиться дольше 7 месяцев. Кредиторы не вмешиваются, а суд ведёт учёт действий должника.

При конкурсном производстве фактически распределяется весь имеющийся капитал предприятия. Это в меньшей степени мера санации, поскольку знаменует окончание процесса.

Издержки процедуры

Особенность несостоятельности бизнеса заключается в том, что при обесценивании активов отдельных компаний убытки терпят не только их собственники-учредители, но и в целом экономика государства.

Сначала издержки несут должники в связи с осуществлением банкротства и его последствиями. Затем получается, что рассчитывается страна, поскольку общая масса активов сократилась вместе с катастрофическим снижением их цены.

Так происходит из-за предварительных издержек, которые несут собственники на этапе падения акций будущего банкрота:

  • ценные бумаги практически обесценивается;
  • запасы готовой продукции уходят по ценам дешевле себестоимости;
  • незавершённые строительства реализуются за бесценок;
  • приходится отказаться от ряда производств, даже не консервируя их, чтобы не понести ещё больше расходов.

К прямым издержкам по банкротству относятся разного рода выплаты для сопровождения процедуры:

  • госорганам за справки, выписки;
  • пошлины государству;
  • арбитражным управляющим и их командам за труд;
  • аудиторским фирмам за услуги;
  • ликвидационным комиссиям;
  • судебные издержки.

При банкротстве, имея не выплаченные долги, собственники продолжают терпеть ещё большие убытки по причине падения стоимости имущества ввиду приобретаемого статуса.

Официальная несостоятельность

Преимущество законного признания долгов уплаченными видится в защите интересов не только кредиторов, справедливо забирающих свою долю, но и в отсутствии давления на вынужденных должников. Также принудительное исключение убыточных организаций из отношений нормализует экономику страны, чем защищает интересы и государства.

Институт банкротства позволяет контролировать гражданские договорные отношения с объективной позиции государства. Проработанный в законе порядок, причины и критерии несостоятельности не дают нарушать права участников и способствуют удовлетворению интересов.

Простой пример ситуации, при которой юридическому лицу грозит банкротство:

Само понятие, хоть и не учитывает особенности несостоятельности как отдельной категории, содержит необходимый минимум для защиты обязательств законом.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: