Понятие риска как меры опасности. Потенциальную опасность можно оценить с помощью риска Уровень приемлемого риска на производстве

Беспрецедентное усложнение производств и появление принципиально новых технологий сделали концепцию «абсолютной безопасности» неадекватной внутренним законам техносферы. Эти законы имеют вероятностный характер, и нулевая вероятность аварии достигается лишь в системах, лишенных запасенной энергии, химически и биологически активных компонентов. На большинстве объектов аварии все равно возможны, их не исключат даже самые дорогостоящие инженерные меры. Ресурсы любого общества ограничены, и, затрачивая чрезмерные средства на повышение безопасности технических систем, можно нанести ущерб социальной сфере. Неоправданные вложения средств в технические системы предотвращения аварий приведут к уменьшению финансирования социальных программ, что в перспективе может сократить среднюю продолжительность жизни человека и снизитьеекачество.

Приемлемый (допустимый) риск – это такая минимальная величина риска, которая достижима по техническим, экономическим и технологическим возможностям.

Таким образом, приемлемый риск сочетает в себе технические, экономические, социальные и политические аспекты и представляет собой некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями ее достижения.

Первая стадия оценки опасности - это качественный анализ, т. е. ее идентификация во временно-пространственных координатах: а) установление типа опасности по их номенклатуре; б) установление связей с другими опасностями методами таксономии; в) выявление характера ущерба по таксономии и номенклатуре ущербов.

Вторая стадия оценки - это количественный анализ, т. е. выбор метода квантификации и оценка пределов изменения опасности: а) суммирование опасностей; б) определение взаимодействия опасностей; при этом возможны эффекты синергический (совместное действие опасностей, превышающее действие их в отдельности) и ингибирующий (совместное действие опасностей, уменьшающее действие их в отдельности); в) оценка ущерба; г) выявление причин опасности и ущерба.

Базируется на категорическом утверждении - обеспечить безопасность, не допустить никаких аварий. Как показывает практика, такая концепция неадекватна законам техносферы. Требование абсолютной безопасности, подкупающее своей гуманностью, может обернуться трагедией для людей потому, что обеспечить нулевой риск в действующих системах невозможно.

Современный мир отверг концепцию абсолютной безопасности и пришел к концепции приемлемого (допустимого) риска, суть которой в стремлении к такой безопасности, которую приемлет общество в данный период времени.

Приемлемый риск - это такой низкий уровень смертности, травматизма или инвалидности людей, который не влияет на экономические показатели предприятия, отрасли экономики или государства.

Восприятие общественностью риска и опасностей субъективно. Люди резко реагируют на события редкие, сопровождающиеся большим числом единовременных жертв.

В то же время частые события, в результате которых погибают единицы или небольшие группы людей, не вызывают столь напряженного отношения. Ежедневно на производстве погибает 40-50 человек, в целом по стране от различных опасностей лишаются жизни более 1000 человек в день. Но эти сведения менее впечатляют, чем гибель 5-10 человек в одной аварии или каком-либо конфликте.

Это необходимо иметь в виду при рассмотрении проблемы приемлемого риска. Субъективность в оценке риска подтверждает необходимость поиска приемов и методологий, лишенных этого недостатка. По мнению специалистов, использование риска в качестве оценки опасностей предпочтительнее, чем использование традиционных показателей.

Приемлемый риск сочетает в себе технические, экономические, социальные и политические аспекты и представляет некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями ее достижения.

Прежде всего, нужно иметь в виду, что экономические возможности повышения безопасности технических систем небезграничны.

Затрачивая чрезмерные средства на повышение безопасности, можно нанести ущерб социальной сфере, например, ухудшить медицинскую помощь.

При увеличении затрат технический риск снижается, но растет социальный. Суммарный риск имеет минимум при определенном соотношении между инвестициями в техническую и социальную сферы. Это обстоятельство надо учитывать при выборе приемлемого риска. Подход к оценке приемлемого риска очень широк. Так график, представленный на рис.2.7. в одинаковой мере приемлем как для государства, так и для конкретного предприятия. Главным остаётся в первом случае выбор приемлемого риска для общества, во втором - для коллектива объекта экономики.


В некоторых странах, например в Голландии, приемлемые риски установлены в законодательном порядке. Максимально приемлемым уровнем индивидуального риска гибели обычно считается 10 -6 в год.

Пренебрежимо малым считается индивидуальный риск гибели 10 -8 в год.

Обеспечение безопасной жизнедеятельности - приоритетная задача для личности, общества и государства. Абсолютной безопасности не бывает. Всегда существует некоторый остаточный риск. Под безопасностью понимается такой уровень опасности, с которым на данном этапе научного и экономического развития можно смириться. Безопасность - это приемлемый риск в процессе жизнедеятельности.

Как достичь этой цели? Первейший и главнейший способ состоит в образовании народа. Другого пути просто нет. Это связано со следующими фактами.

Опасности по своей природе вероятностны (т. е. случайны), потенциальны (т. е. скрытны), перманентны (т. е. постоянны, непрерывны) и тотальны (т. е. всеобщи, всеобъемлющи). Следовательно, нет на Земле человека, которому не угрожают опасности. Но зато есть множество людей, которые об этом не подозревают. Их сознание работает в режиме отчуждения от реальной жизни.

Одна из особенностей человеческого сознания состоит в том, что оно не придаёт приоритетного значения информации, которая носит вероятностный характер.

Для выработки идеологии безопасности, формирования безопасного мышления и поведения и была предложена новая учебная дисциплина - БЖД . Основой этой дисциплины является формирование безопасности человека и среды его обитания.

Аксиома о потенциальной опасности любого вида деятельности важнейший вывод. Он заключается в том, что ни один вид деятельности не может обеспечить абсолютную безопасность для человека (нулевых рисков не бывает).

Риск (R) - количественная характеристика опасности, опреде­ляемая частотой реализации опасностей: это отношение числа слу­чаев проявления опасности (n) к возможному числу случаев прояв­ления опасности (N):

Риск - безразмерная величина, его обычно определяют на кон­кретный период времени. Например, риск гибели человека на про­изводстве в течение года в современной России можно рассчитать, если по статистическим данным известно, что на производстве в год гибнет в среднем 7000 чел., а число занятых в производстве 70 млн чел.:

R = 7 000 / 70 000 000 = 1 / 10 000

Различают риск индивидуальный и коллективный.

Индивидуальный риск характеризует опасность для отдельного индивидуума.

Коллективный риск (групповой, социальный) - это риск прояв­ления опасности того или иного вида для коллектива, группы лю­дей, для определенной социальной или профессиональной группы людей.

Невозможность достижения абсолютной производственной бе­зопасности предопределило введение понятия приемлемого (допус­тимого) риска.

Приемлемый (допустимый) риск - это такая минимальная вели­чина риска, которая достижима по техническим, экономическим и технологическим возможностям. Таким образом, приемлемый риск представляет собой некоторый компромисс между уровнем безопас­ности и возможностями его достижения.

Экономические возможности повышения безопасности тех­нических систем и снижения величины приемлемого риска огра­ничены. Затрачивая большие финансовые средства на повышение безопасности технических систем, можно нанести ущерб социаль­ной сфере производства, уменьшая соответственно средства, вы­деляемые на приобретение спецодежды, медицинское обслужива­ние, заработную плату и т. д. Уровень приемлемого риска опреде­ляется в результате учета всех обстоятельств - технических, технологических, социальных и рассчитывается в результате оп­тимизации затрат на инвестиции в техническую и социальную сферу производства.

Величина приемлемого риска зависит от вида отрасли произ­водства, профессии, вида негативного фактора, которым он опреде­ляется. Для потенциально опасных отраслей производства (напри­мер, угольной промышленности), опасных профессий (горноспаса­телей, пожарных и т. д.) величина приемлемого риска выше , нежели для отраслей и профессий, где количество опасных факторов мень­ше и уровень вредных факторов ниже.

В мировой практике находит признание концеп­ция приемлемого риска, т. е. риска, при котором за­щитные мероприятия позволяют поддерживать дос­тигнутый уровень безопасности. Для обычных общих условий приемлемый риск гибели для человека при­нимается равным 10 -6 в/год т. е. 1 на 1000000 слу­чаев в год (для сравнения: риск погибнуть в автомобильной катастрофе составляет 10 -4 , от удара молнии - 10 -7 , вероятность аварий на АЭС ~ 10 -5 - 10 -7 на один реактор в год). Степень риска оценивается в мировой практике для различных видов деятельности веро­ятностью смертельных случаев.


Какая-то часть опасных и вредных факторов, - преимущественно это относится к производственной, а в какой-то мере и к другим средам обитания, - обычно имеет внешне определенные, пространствен­ные области проявления, которые называются опасными зонами. Они характеризуются увеличением риска возникновения несчастного случая.

Однако, даже если человек находится в опасной зоне, но правильно организует свою деятельность, соблюдает условия безопасности, следит за исправ­ностью технических систем, нарушение здоровья или несчастный случай не возникает. Таким обра­зом, неполадки в здоровье или несчастный случай часто являются следствием нарушения правил личного поведения организационного или техни­ческого порядка в момент нахождения человека в опасной зоне.

Условия, при которых создается возможность возникновения несчастного случая, называют опас­ной ситуацией. Важно уметь предупредить переход опасной ситуации в несчастный случай.

В процессе деятельности и жизни человек может оказаться в такой опасной ситуации, когда физичес­кие и психологические нагрузки достигают запредельных величин, при которых индивидуум теряет способ­ность к рациональным поступкам и действиям, адекватным сложившейся ситуации. Такие ситуа­ции называют экстремальными.

Если систематизировать все сказанное, то безопас­ность жизнедеятельности можно определить, как такое состояние окружающей среды, при котором исключена возможность повреждения организма че­ловека в процессе его разнообразной деятельности.

В настоящее время принято считать, что для действия техногенных опасностей (технический риск) в целом индивидуальный риск считается приемлемым, если его величина не превышает 10 --6 . Эта величина используется для оценки пожарной и радиационной безо­пасности. Величина приемлемого риска 10 --6 означает, что гибель одного человека на миллион людей считается допустимой. Это при­мерно соответствует риску гибели людей от природных опасностей.

Как было подсчитано выше, средняя величина реального риска на производстве в нашей стране составляет 10 --4 , что существенно выше величины приемлемого риска. Это обстоятельство говорит о настоятельной необходимости повышения безопасности на произ­водстве.

Мотивированный (обоснованный) и немотивированный (необосно­ванный) риск. В случае производственных аварий, пожаров для спа­сения людей и материальных ценностей человеку приходится идти на риск, превышающий приемлемый. В этом случае риск считается обоснованным, или мотивированным. Для ряда опасных факторов, например возникающих в случае радиационных аварий, установле­ны величины мотивированного риска, превышающего приемлемый риск.

Немотивированным (необоснованным) риском называют риск, превышающий приемлемый и возникающий в результате нежела­ния работников на производстве соблюдать требования безопасно­сти, использовать средства защиты и т. д.

Ни один вид деятельности человека не может быть абсолютно безопасен - ну­левых рисков не бывает. Безопасность - это состояние, обеспечи­вающее приемлемый риск.

Традиционный подход к обеспечению безопасности при эксплуатации технических систем и технологий базируется на концепции «абсолютной безопасности». То есть внедрение всех мер защиты, которые практически осуществимы. Как пока­зывает практика, такая концепция не адекватна законам техносферы. Эти законы имеют вероятностный характер, и абсолютная безопасность дости­гается лишь в системах, лишенных запасенной энергии. Требование абсо­лютной безопасности, подкупающее своей гуманностью, оборачивается трагедией для людей, потому что обеспечить нулевой риск в действующих системах невозможно, и человек должен быть ориентирован на возмож­ность возникновения опасной ситуации, т. е. ориентирован на соответству­ющий риск.

Современный мир отверг концепцию абсолютной безопасности и при­шел к концепции «приемлемого» (допустимого) риска. То есть если нельзя создать абсолютно безопасные технологии, обеспечить абсолютную безо­пасность, то, очевидно, следует стремиться к достижению хотя бы такого уровня риска, с которым общество в данное время сможет смириться. В си­лу этих обстоятельств в промышленно развитых странах начиная с конца 70-х - начала 80-х гг. в исследованиях, связанных с обеспечением безопас­ности, начался переход от концепции «абсолютной» безопасности к кон­цепции «приемлемого» риска. Степень внедрения этой концепции в прак­тическую деятельность сегодня различна в разных странах и в некоторых из них уже введена в законодательство. Например, в Нидерландах эта концеп­ция в 1985 г. была принята парламентом страны в качестве государственно­го закона. Согласно ему, вероятность смерти в течение года для индиви­дуума от опасностей, связанных с техносферой, более 10 -6 считается недопустимой, а менее 10 -8 - пренебрежимой. «Приемлемый» уровень ри­ска выбирается в диапазоне 10 -6 -10 -8 в год, исходя из экономических и социальных причин. Для сравнения: риск смерти человека, равный 10 -6 , соответствует риску, которому он подвергается в течение своей поездки на автомобиле на расстояние в 100 км, или полете на самолете на расстояние 650 км, или если он выкуривает 3/4 сигареты, или в течение 15 мин. занима­ется альпинизмом и т. д.


В Нидерландах при планировании промышленной деятельности наряду с

Рис. 1.11.. Построение зон индивидуального риска для опасного предприятия (а) и транспортной магистрали (б), по которой осуществляется перевозка опасных грузов: 1 - изолинии равного риска; 2, 3, 4, 5 - зона соответственно чрезвычайно высокого, высокого, приемлемого и низкого риска.

географическими, экономическими и политическими картами использу­ются карты риска для территории страны. В этих условиях, чтобы построить промышленное предприятие и ввести его в эксплуатацию, проектировщи­кам требуется количественно определить уровень риска его эксплуатации и доказать правительственным органам приемлемость этого риска. При лицензировании нового крупного промышленного предприятия также требуется предоставить топографическую карту риска, которому будет подвергаться человек, оказавшийся в зоне расположения этого предприятия. На этой карте должны быть указаны замкнутые кривые равного риска, каждая из которых соответствует следующим численным значениям вероятности смерти индивидуума в течение года: 10 -4 , 10 -5 , 10 -6 , 10 -7 (рис. 1.11.). Требования такого же рода предъявлены и к уже действую­щим предприятиям.

Эксперты стараются определить риск всесторонне. Учитывают индивидуальный риск, социальный риск и риск для экосистем. Первый задается вероятностью гибели отдельного человека, второй соотношением между количеством людей, которые могли погибнуть при одной аварии и вероятностью такой аварии, а третий процентом биологи­ческих видов экосистемы, на которых скажется вредное воздействие. Рассматриваются не только события, приводящие к мгновенной смерти, но и факторы, дающие отдаленные по­следствия - например, использование пестицидов в сельском хозяйстве или загрязнение окружающей среды. Разработаны сложные комплексы компьютерных программ, способные вычислить вероятность аварии на предприятии, определить величину и характер опасных выбросов, учесть метеорологические условия, рельеф местности, расположение дорог и насе­ленных пунктов и в конечном счете построить карту распределения риска.
Существует уровень риска, который можно считать пренебрежимо ма­лым. Если риск от какого-то объекта не превышает такого уровня, нет
смысла принимать дальнейшие меры по повышению безопасности, поско­льку это потребует значительных затрат, а люди и окружающая среда из-за действия иных факторов все равно будут подвергаться почти прежнему рис­ку. С другой стороны, есть уровень максимального приемлемого риска, ко­торый нельзя превосходить, каковы бы ни были расходы. Между двумя эти­ми уровнями лежит область, в которой и нужно уменьшать риск, отыскивая компромисс между социальной выгодой и финансовыми убытками, связан­ными с повышением безопасности.

Решение о том, какой уровень риска считать приемлемым, а какой нет, носит не технический, а политический характер и во многом определяется экономическими возможностями страны. Так, правительство и парламент Нидерландов законодательно установили такие уровни. Максимальным приемлемым уровнем индивидуального риска считается величина 10 -6 в год. Иными словами, вероятность гибели человека в течение года не дол­жна превышать одного случая из миллиона. Пренебрежимо малым считает­ся индивидуальный риск 10 -8 в год. Для факторов, которые приводят к отдаленным опасным последствиям и не имеют порога действия, приняты эти же нормы. Если такие факторы сказываются лишь на превышении порога (например, предельно допустимой концентрации вредного вещества), то максимальный приемлемый уровень риска соответствует порогу. Максимальным приемлемым уровнем риска для экосистем считается тот, при ко­тором может пострадать 5 % видов биогеоценоза.

Два конкретных примера того, как работают такие нормы на практике. Голландская компания General Electric Plastics обратилась за разрешением на расширение производства на одном из своих заводов. На этот завод по железной дороге привозилось примерно 600 т хлора в неделю, а в качест­ве промежуточного реактива использовался фосген. Жители расположенно­го в 600 м поселка возражали против такого разрешения, поскольку боялись увеличения риска катастрофы. Эксперты провели расчет, и оказалось, что вклад фосгена в общий риск, создаваемый заводом, совсем невелик. Зато расширение завода неминуемо приводило к увеличению объемов хранения и перегрузки хлора, в результате чего значительная часть поселка могла ока­заться в зоне, где риск превышал 10 -7 . Из этой ситуации был найден дово­льно неожиданный выход: чтобы сделать завод более безопасным, требова­лось не просто расширить его, но и начать собственное производство хлора. Тогда исчезла бы угроза, связанная с перевозкой и хранением этого ядови­того газа, и общая безопасность предприятия даже возросла бы. Такой вы­ход устроил и местные власти, и руководителей компании.

Другой случай произошел на юго-востоке Голландии, где расположено крупное химическое предприятие, выпускающее среди прочего до полумиллиона тонн аммиака и акрилонитрита в год и отстоящее от ближайших по­селков всего на 200 м. Когда местные власти предложили план застройки местности между поселком и предприятием, по существующим правилам был проведен анализ уровня риска в этой зоне. На территории завода нахо­дилось около 35 различных объектов, 10 из которых вносили главный вклад в общую угрозу. Каждый из них был тщательно изучен. Неожиданно обнаружилось, что многие считавшиеся раньше весьма опасными установки на самом деле не играют той роли, которую им приписывали. Зато недооцени­валась опасность, связанная с хранилищами аммиака. Выяснилось, что часть новой застройки попадает в зону с высоким уровнем риска. Эксперты дали две рекомендации: руководству завода принять меры по снижению ри­ска, местным властям ограничить строительство на территориях, примыка­ющих к заводу. Жители поселков с энтузиазмом приняли первую часть ре­комендаций и с негодованием - вторую. После обсуждения в парламенте было решено в этот раз позволить строительство в зоне, где риск не превы­шает 10 -6 , но в будущем ориентироваться на линию, на которой риск составляет 10 -8 , то есть пренебрежимо мал.

Конечно, Нидерланды надо рассматривать как пример страны, где наиболее широко используются вероятностные методы в практической деятельности по обеспечению безопасности населения от риска при эксплуатации промышленных объектов. В других странах масштабы использования концепции «приемлемого» риска в законодательстве более ограничены, но во всех этих странах существует тенденция к ее все более полному при­менению (см. табл. 1.7). Например, в ФРГ концепция «приемлемого» риска является базовой, на которой развиваются научные основы в области безо­пасности. Полученные при этом результаты используются для повышения безопасности и минимизации риска, а не для достижения общественного признания определенной технологии.

Ключевым значением в установлении допустимого риска является идея, предложенная Фармером. Смысл заключался в установле­нии случайной зависимости между средним количеством радиоактивной утечки в атмосферу из ядерного реактора и вероятностью (средняя частота в год) наступления такого события.

Примером использования таких диаграмм может служить график (рис. 1.12.), на котором подобные зависимости применяются для сравнения опасностей АЭС и других явлений - как техносферы, так и сил природы. За такими графиками закрепилось название «F/N - диаграмма».

Тот же смысл имеет график с горизонтальной осью N - «число несчастных случаев» и вертикальной осью F - «частота событий» (рис. 1.13.).


Таблица 1.7.

Критерии приемлемости риска в пяти странах


Таким способом определяется предельная кривая частоты аварийных событий (нежелательных последствий), которая может использоваться прежде всего для сравнения опасностей и в качестве исходных данных проектировщиками и специалистами по безопасности. Считается, что кривая отделяет верхнюю область недопустимо большого риска от области приемлемого риска, расположенной ниже и левее кривой. Кривую, таким образом, можно использовать в качестве критерия безопасности, определяющего верхнюю границу допустимой вероятности.

Из рис. 1.12 и 1.13 видно, что частота и величина риска, связанного с природными катаклизмами, обычно существенно превосходят угрозы, сопутствующие эксплуатации техники. На рис. 1.14. сопоставлены экономические последствия ущерба, наносимого природными катаклизмами и технически­ми катастрофами.

Поскольку границы оправданного риска трудно рационально обосно­вать, при решении расчетных или эксплуатационных технических задач сле­дует использовать сравнение с риском в аналогичных ситуациях.

Из таблиц 1.8-1.10, а также рис. 1.12. видно, что риск летального исхода существует на уровне 10 -7 и выше на человека в год. Таким образом, при проектировании и эксплуатации технических устройств риск на уровне 10 -7 чел./год может быть принят допустимым при следующих условиях:

· проблема риска проанализирована глубоко и всесторонне;

· анализ проведен до принятия решений и подтвержден имеющимися данными в определенном временном интервале;

· после наступления неблагоприятного события анализ и заключение о риске, полученные на основании имевшихся данных, не меняются;

· анализ показывает и результаты контроля все время подтверждают, что угроза не может быть уменьшена ценой оправданных затрат.

Установленную оценку допустимо­го риска не следует, однако, воспринимать как оправданный предел; она должна служить лишь основой относительной шкалы принимаемых рисков.



Рис. 1.12. Частота и количество связанных с техникой несчастных случаев:

7 - суммарная кривая; 2 - общее число аварий самолетов; 3 - пожары;

4 - взрывы; 5 - прорывы плотины; 6 - выбросы вредных химических веществ; 7 - аварии самолетов (без пассажиров); 8 - 100 атомных реакторов

Сформулированные положения подтверждают также, что нецелесообразно задавать детерминированную границу риска. Напротив, более прием­лемыми параметрами представляются вероятность p ν , отделяющая оправ­данный риск от условно оправданного, и вероятность р u , отделяющая условно оправданный риск, т. е. соответствующий определенным условиям, от неоправданного.


Рис. 1.14. Объем ущерба, наносимого в результате технических

и природных катастрофических событий: непрерывная линия - природные катаклизмы; пунктирная линия - аварии

К условиям, при которых летальный риск p l в диапазоне p v < р l ≤ р u может быть допущен, относятся указанные выше четыре требо­вания к анализу риска. Эти требования должен соблюдать принимающий решения, всегда сравнивая изменяющийся риск, например, с повышением максимально допустимой эффективности, исключением неблагоприятных ситуаций и т. п. Для летального риска принимают значения оправданного p v =10 -8 и, с большим безопасным промежутком, неоправданного р u = 10 -5 на человека в год; значения эти выглядят разумными.


Таблица 1.8

Вероятность летального исхода


Таблица 1.10


Вероятность летального исхода

Если речь идет исключительно о риске материальных потерь, метод сравнения при оценке риска не вызывает сомнений. В этом случае можно принимать решения, оценивая лишь экономический эффект.

Попыткам четко выделить допустимые границы вероятности реализации нежелательного события препятствуют следующие положения:

Такого рода границы должны быть независимыми от экономических затрат, так же как аналогичная независимость должна обеспечиваться для достижения безопасности людей и материальных ценностей;

Законодатель должен был бы для подобных границ принимать общее решение, не учитывающее всю специфику частных случаев;

Одно лишь утверждение, что такие границы будут соблюдаться, может освободить принимающего решения от обязанности анализировать ситуацию дальше и еще больше снижать угрозу безопасности людей, а ведь при этом возможны случаи, когда ценой очень небольших затрат опасность может быть еще больше снижена, но этой возможностью пренебрегают, поскольку границы уже установлены;

Утверждение, что определенные границы выдерживаются, предполагает качественное единство данных, что на самом деле недостижимо, т. к. опасность - явление многоаспектное;

Ограничения допустимого риска зависят от времени и меняются с изменениями технических и экономических возможностей общества.

Человеческая практика свидетельствует, что любая деятельность потенциально опасна. Для человека всегда существует риск опасности. Риск можно представить как сочетание вероятности события с определенными нежелательными последствиями: вы ыход из строя оборудования, травмирования, заболевания, гибель людей, материальные потери и т.д.. Стоит отметить, что количество рисков опасностей гибели людей как во всем мире, так и в Украине возрастаеттає.

Оценка допустимого степени риска человека в развитых странах считается индивидуальным риском, равный 10 ~ 6 в год. Малым считается индивидуальный риск гибели 10 ~ 4 в год. На сегодня разработки. Блена и существует концепция принятого (допустимого) риска, суть которой заключается в стремлении обеспечить такой уровень безопасности, которую воспринимает общество в настоящее время. Сравнение отдельных рисков по гибели и людей в. США и Украине приведены в табл 11 1.1:

. Таблица 11. Сравнение отдельных рисков по гибели людей (по факторам) в. США и Украине

Для этого, на основе анализа и оценки риска, необходимо принять меры по совершенствованию управления системой безопасности. Опыт развитых стран свидетельствует, что именно этот метод позволяет предвидеть и осуществ ать эффективные меры по предупреждению вероятных возможных опасностей. По оценкам экспертов, его внедрение позволяет за счет повышения эффективности мероприятий в 7-10 раз сократить расходы на разработку и создания безопасных систеем.

В научных исследованиях управления риском определяется как системное регулярное исследование возникновения вероятных рисков, которые угрожают человеку, имуществу, интересам, деятельности. Исследование риска позволяет заранее предвидеть определенные тенденции развития опасностей, допустимости параметров их воздействия на человека, окружающую среду итоге, как отмечают отдельные авторы, учета риска должно стат и неотъемлемой составляющей всех сфер жизни человека. В словаре риск определяется как"возможность опасности"Человек, которому от рождения присущ инстинкт самосохранения, обычно склонна избегать риска по висимости от воспитания, условий жизни, мировоззрения, опыта, информированности, но абсолютная безопасность не может быть гарантирована коем индивидуумму індивідууму.

В повседневной деятельности специалистов вошли такие понятия, как риск, анализ риска, допустимый риск, оценка риска и др.

. Риск - это осознанная количественная оценка вероятности наступления события с определенными нежелательными последствиями

. Анализ риска - это систематическое использование информации о риске, сравнение его с приемлемым риском, обоснование рациональных мер защиты

. Допустимый риск - это риск, который в конкретной ситуации считается допустимым до уровня, принятого в обществе, исходя из экономических и социальных факторов

. Приемлемый риск - это риск, который не превышает на территории объекта повышенной опасности или за ее пределами предельно допустимого уровня

. Оценка степени риска - это количественная оценка влияния какой-либо опасности

Оценка степени риска (R) определяется математической формулой как отношение количества опасностей (n) до максимальной возможной частоты возникновения за конкретный период времени (N)

На основании анализа риска и его количественной оценки осуществляется управление риском

. Управление риском - это процесс принятия решений и осуществления мер, направленных на обеспечение минимально возможного риска. Цель управления риском - заблаговременное предвидение (прогнозирование) риска, выявление факторов влияющих на ситуацию, принятия соответствующих мер по их соответствующего влияниеу.

Управление риском - это интерактивный пр оцесс с четко определенными этапами:

Выявление и идентификация опасностей (ситуаций), которые могут привести к нежелательным результатам

Анализ и оценка риска опасностей (определяется вероятность и уровень риска)

Мониторинг и прогнозирование развития опасностей

Оценка возможных последствий опасностей

Разработка мероприятий и средств по минимизации последствий опасности

. Идентификация опасностей - это количественная и качественная оценка опасности за возможными предсказуемыми последствиями

. Мониторинг и прогнозирование опасностейостей состоит в наблюдении, контроле и предвидении опасных процессов и явлений природы, технической и социальной сфер, которые являются источником опасностей; динамики их развития с целью уменьшения негативного влияния

Есть долгосрочные и краткосрочные прогнозы. Долгосрочные предсказания - это дальновидное предвидение последствий, например, в сейсмоопасных районах, в районах, где возможны селевые потоки или оползни и, затопления; определение границ поражения при техногенных аварий и т.п.. Краткосрочные прогнозы ориентировочно определяют время возникновения возможной опасной ситуацииії.

целом все эти этапы можно охарактеризовать как процесс разработки и обоснования оптимальных программ деятельности"призванных эффективно реализовать решения в сфере обеспечения безопасности (рис 13):

. Рис 13 этапов модели управления риском

Реализация этой задачи предусматривает применение математических методов и моделей оптимизации безопасности жизнедеятельности, которые позволяют четко представить прогноз модели различных опасных событий и на основе ц ього принимать оптимальные (разумные) решение.

Заметим, что управление риском широко используется во многих сферах научно-производственной деятельности (техника, экономика, экология, психология, социология и др.). Чтобы яснее представить, как на практике и используется методика управления риском, рассмотрим пример, связанный с риском опасности при выполнении технологической операцииії.

Например, столяр намерен распилить доску на циркулярной пиле со снятым ограждением. Это может привести к пореза руки. Используя балльную шкалу измерения вероятности риска и его последствий, определяет пьем категорию риска (табл. 12).2):

. Таблица 12. Измерение вероятности риска на рабочем месте

Из табл 12 видных, что уровень риска увеличивается пропорционально увеличению вероятности события и тяжести последствий. На основании этой таблицы устанавливается категория риска, а при необходимости осуществляются с мерамиоди.

Тяжесть последствий - средняя (П), вероятность события - высокая (А). Из??табл 12 определяем категорию риска - (4) - высокий риск, недопустим

В этом случае мы имеем высокий риск, недопустим, запланирована работа не может быть начата до установки ограждения

Оценка профессионального риска должна осуществляться перед запуском оборудования, рабочего места в эксплуатацию, а затем - в случае внедрения изменений в конструкции оборудования, организации труда, технологически ом процессе, в случае аварии или травмы работник.

Работник должен быть ознакомлен с результатами идентификации, оценки категории профессионального риска и проводимыми мероприятиями по его уменьшение

Оценка риска может осуществляться различными методами:

1. Инженерный базируется на использовании теории надежности материалов и предполагает выявление возможных путей возникновения отказов на объектах с расчетом вероятности их возникновения. При этом риск может оцениваться н не только при нормальных условиях безаварийной эксплуатации объектов, но и в случае возникновения аварийной ситуацииії.

2. Экспертное . Заключается в проведении оценки риска с привлечение м экспертов (специалистов) в той или иной области

3. Статистический . Позволяет проводить оценку риска опасности с помощью информационного материала (отчеты об опасных ситуациях, которые случались на исследуемом объекте)

4 аналоговых базируется на использовании и сравнении опасностей и факторов риска, которые происходили в подобных условиях и ситуациях

5. Социологический . Осуществляется с целью экспертной оценки возможного возникновения риска у работников определенных профессий, специальностей, групп населения

Важную роль в управлении риском играет так называемый человеческий фактор

. Человеческий фактор - это причины риска, связанные с ошибкой человека в среде, где происходит ее деятельность. Он включает разносторонние элементы. Среди них: поведение человека и его работоспособность, проектирование , улаштув ния средств производства на рабочем месте, принятие решений на выполнение производственного задания и другие элементы основном причиной аварий, катастроф, несчастных случаев является человеческий фактор (рис 13)1.3):

рис 13. Распределение фактора риска в системе"человек - техника - среда"

Таким образом, применение методики оценки риска опасностей дает возможность обосновать рациональные меры, позволяющие снизить природные, техногенные, социальные риски до минимально возможного уровня

. Контрольные вопросы

1. Раскройте суть системы"человек - среда"Назовите основные ее компоненты

2. Дайте определение. БЖД и сформулируйте ее основные задачи

4. Назовите и обоснуйте основные приоритетные направления. Концепции устойчивого развития человечества в XXI веке

5. Название основные проблемы безопасности жизнедеятельности и важнейшие выводы

6. Охарактеризуйте роль физиологии, психологии труда и гигиены в системе знаний о. БЖД

7. Раскройте понятие"опасность","безопасность","риск"

8. Название общие принципы обеспечения жизнедеятельности



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: