Региональный маркетинг. Региональный маркетинг и его сущность

Инструменты регионального маркетинга

Можно по-разному оценивать мероприятия регионального маркетинга. Существует мнение, что региональный маркетинг, который сводится лишь к изданию брошюр, -- это подмена живого дела бумаготворчеством; существует и противоположное убеждение, что все перечисленные действия местных властей по «продаже» региона представителям деловой общественности -- необходимые условия успешного стимулирования экономического развития. Думается, что даже в условиях жесткого кризиса, с которым столкнулись многие российские регионы, разнообразная деятельность по региональному маркетингу представляет собой весьма действенный и эффективный рычаг воздействия на экономическое развитие региона.

Конкретным инструментом регионального маркетинга может стать план продвижения региона, состоящий из следующих разделов:

исследования, экономический анализ деловой среды и коммерческой деятельности;

образование;

Дополняется план разделами о его финансировании и процедурах контроля.

План продвижения региона полностью аналогичен плану продвижения продукции коммерческой фирмы, с той лишь разницей, что «товаром» является сам регион вместе со сложным комплексов услуг, а потребителем весьма разнородные группы (население региона, туристы, инвесторы, предприниматели, государственные органы власти, некоммерческие организации). Данный план представляет собой систему действий, которые создают и поддерживают конкурентные преимущества региона, способные сохраняться в течение длительного времени. План продвижения региона -- один из действенных методов управления развитием региона.

Субъекты и объекты регионального маркетинга

Маркетинг, как известно, является одним из видов управленческой деятельности. Его развитие характеризуется проникновением в различные сферы жизни общества, включая деятельность некоммерческих организаций, политику.

Исторически фирменный маркетинг выступил в качестве генезисного начала, но не общего. Общее укоренилось в фирменном маркетинге как в единичном как его сущность и раскрылось через отражение единичного, а затем и особенного. Особенности регионального маркетинга в этом смысле исходят из специфики региона (экономической, социальной, культурной) и ее взаимосвязи с общим развитием страны. При этом возникает необходимость оптимального учета специфики данного региона с общегосударственными тенденциями реформы.

Субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия, которые содержат в себе в явном или косвенном виде информацию относительно того, как должен функционировать в дальнейшем объект управления. Данные импульсы называют управленческими командами;

Объект управления получает управленческие команды и функционирует в соответствии с содержанием данных команд.

Об управленческом взаимодействии можно говорить как о реально существующем только в том случае, если объект управления выполняет команды субъекта управления, т.е. когда эти отношения принимают волевой характер, становятся императивом. Для этого необходимо:

наличие у субъекта управления ресурсов (материальных, административных) и возможности управлять объектом управления, вырабатывая для этого соответствующие управленческие команды;

наличие у объекта управления готовности и возможности эти команды выполнять.

Отношения управления базируются на более глубинных отношениях, таких, как экономические, морально-этические и другие отношения. Маркетинг же предполагает, что реализация созданного организацией продукта увязана в единый обменный процесс удовлетворения потребностей клиентов с целями организации. Для этого необходимо изучение рынка, реклама, ценообразование, создание систем сбыта, распределения созданной продукции.

Применительно к региональному маркетингу правомерно утверждать, что его объектами выступают обменные процессы между органами власти и субъектами рынка. При этом органы власти, в известной мере, сами выступают в качестве субъектов рынка. Они вводят в рыночный оборот специфические продукты своей деятельности, а именно: различные услуги и ресурсы, правомочия в распределении ресурсов и льгот, условия развития деловой активности и изменения, воздействующие на поведение и ценностную ориентацию людей.

Например, органы региональной власти вступают в процесс обмена как между собой, предоставляя друг другу услуги в виде информации, финансовой, кадровой, политической поддержки, так и с различными коммерческими и некоммерческими предприятиями, государственными организациями и обществом.

Только органы государственной (субъектов Федерации) власти определяют, а часто и диктуют общие условия, без которых невозможно развитие бизнеса в данном регионе. К ним прежде всего относятся: правила землепользования и использования государственной собственности, налогообложение, субсидии и льготы, гарантии.

От органов государственной (региональной) власти во многом зависит уровень развития инфраструктуры бизнеса: общее состояние территории, коммуникаций, транспорта, связи, дорог, жилищного фонда, энергоснабжения, образования, здравоохранения и других регионообра-зующих объектов (сфер) жизнедеятельности.

Кроме того, органы государственной власти правомочны разрабатывать и осуществлять различные совместные проекты с коммерческими организациями, а также выступать заказчиками различной продукции, необходимой для нормального жизнеобеспечения (например, социальной сферы региона).

Наконец, государственные (региональные) органы власти по определению распоряжаются значительными бюджетными средствами, выступают в качестве инвестора в те или иные отрасли хозяйства (например, Правительство Москвы инвестировало реконструкцию Московской кольцевой дороги); принимают решения о различных закупках как на рынке продуктов, так и на ресурсном рынке, обеспечивая кругооборот дохода, ресурсов и продукта; выплачивают трансферты гражданам и до мохозяйствам, субсидии предприятиям, пособия по социальному обеспечению.

За многие свои услуги органы региональной власти получают оплату в виде благодарности и поддержку избирателей, что является своеобразным результатом обмена. С другой стороны, администрация выплачивает заработную плату своим сотрудникам, содержит работников некоммерческих организаций - все это возможно благодаря поступлению налогов от коммерческих организаций и граждан государства.

Таким образом, государство и его региональные органы власти выступают активными субъектами процессов обмена с потребителями продуктов его деятельности. Специфика многих из этих продуктов, а точнее услуг состоит в том, что их может произвести и соответственно обменять только государство, его полномочные органы, включая органы региональной власти. Природа многих из этих услуг связана с исполнением региональными органами власти своих конституционных и других полномочий, поэтому для краткости эти услуги можно обозначить как региональные властные услуги.

Неслучайно зарубежные исследования показывают, что бизнесмены, страховые компании, различные фонды предпочитают иметь дело с органами власти, особенно с муниципалитетами по разнообразным проблемам экономического и социального развития. Такое предпочтение они обуславливают надежностью отношений бизнеса с властью, теми гарантиями, которые способна дать только легитимная власть. А это означает, что бизнес подвергается меньшему риску, что имеет немаловажное значение в условиях рынка, в условиях жесткой конкуренции.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Ресурсы территории, привлекающие целевые рынки. Комплекс мер, вырабатываемый маркетингом территорий для реализации своей целевой ориентации. Наиболее сильные стороны системы территориального маркетинга Белгородской области, его некоторые проблемные зоны.

    реферат , добавлен 20.11.2015

    Понятие и необходимость осуществления маркетинга региона, его основные цели и задачи. Условия, в силу которых отдельные регионы добиваются лучшего положения. Определение целевых рынков покупателей услуг территории. Участники процесса маркетинга.

    реферат , добавлен 10.08.2009

    Социально-экономические предпосылки развития регионального маркетинга в России. Принципы регионального маркетинга. Роль маркетинга в согласовании интересов рыночных субъектов разного уровня. Методы прогнозирования маркетинговой деятельности в регионах.

    реферат , добавлен 20.08.2015

    Понятие регионального маркетинга. Сбор данных о территориальных различиях маркетинговой среды. Упорядочение информации о рынках сбыта. Территориальная организация распределительной сети. Изучение рынков сбыта, потребностей и запросов покупателей.

    реферат , добавлен 12.11.2004

    Понятие социального маркетинга и основные подходы к определению его концепции, история становления и развития. Основные задачи экологического и территориального маркетинга. Оценка эффективности программы социального маркетинга на примере компании Avon.

    курсовая работа , добавлен 23.05.2009

    Маркетинговая цель. Маркетинг услуг. Характерными признаками маркетинга услуг. Основные цели маркетинга услуг. Комплекс маркетинга услуг. Процесс разработки нового продукта. Маркетинг организаций. Маркетинг отдельных лиц. Маркетинг мест.

    контрольная работа , добавлен 10.03.2007

    Краткая история возникновения маркетинга. Понятие, сущность, главные принципы и функции маркетинга. Особенности становления и современное состояние маркетинговой деятельности в России. Основные проблемы и перспективы развития российского маркетинга.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2010

    Изучение особенностей маркетинга как искусства и науки выбора целевых рынков и привлечения, сохранения и развития покупателей. Оценка эффективности маркетинговой деятельности ОАО "Казаньоргсинтез". Основные проблемы создания системы маркетинга кампании.

    курсовая работа , добавлен 24.01.2016

Ведущие субъекты маркетинга региона

2 слайд

Разделение содержания маркетинга территорий наиболее продуктивно производить по критерию нахождения интересующихся территорией субъектов - вовне или внутри ее.

Внешние субъекты заинтересованы в благополучии региона преимущественно потому, что хотят вывезти часть этого благополучия (физических ресурсов, «мозгов», продуктов труда дешевой рабочей силы, возможностей реализации финансовых средств и др.) за пределы данной территории, преобразовав ее благополучие в благополучие личное и своей (т. е. иной) территории.

Внутренние же субъекты связывают свое личное благополучие с благополучием своего родного региона, своей «родины».

Каждая из этих двух позиций может быть интересна для территории, но явно по-разному, а потому и подходы к этим двум категориям потребителей должны быть различными.

3 слайд

К числу основных субъектов маркетинга в любой сфере деятельности относятся: 1) производители того или иного продукта (товаров, услуг и др.), 2) его потребители (покупатели, пользователи) и 3) посредники. Соучаствовать в маркетинговых отношениях и действиях могут органы управления, целые сферы экономики (например, торговля), средства массовой информации, учебные и научные учреждения, организации и их системы.

Наиболее активными участниками маркетинговых отношений традиционно выступают производители продуктов и услуг, а субъектами, пользующимися особым вниманием к себе, - потребители.

4 слайд

Целевые группы (рынки), «потребители территорий» могут быть классифицированы по ряду признаков или же критериев.

Наиболее крупные из них составляют пары «резиденты - нерезиденты» (критерий территориальной принадлежности, постоянного проживания, расположения) и «физические лица - юридические лица» (критерий юридического статуса).

Вместе с тем надо иметь в виду: потребители в маркетинге территорий могут при определенных условиях становиться субъектами, заинтересованными в дальнейшем продвижении или, наоборот, непродвижении территорий.

Резиденты - физические лица - основной кадровый потенциал любой территории. Одновременно они - основной объект внимания и воздействия в политическом маркетинге, поскольку представляют собой электорат. По срокам проживания на территории могут быть выделены люди, родившиеся и постоянно живущие на ней, родившиеся на других территориях, но длительное время живущие здесь, и так называемые «новые резиденты».

Нерезиденты - физические лица могут быть классифицированы по срокам пребывания в пределах данной территории, его целям, роду занятий и т. п. Наиболее многочисленная, разношерстная, переменчивая группа - туристы. Другая значимая категория, имеющая относительно постоянный состав - лица, в течение длительного срока обучающиеся в пределах данной территории или приехавшие с целью временной работы, занятости (специалисты различных профилей, рабочие разных уровней квалификации). Особая категория - это приезжие деловые люди: предприниматели (производственники и торговцы), потенциальные инвесторы, посетители выставок и ярмарок, командировочные лица. Отдельно (прежде всего, в силу трудностей планирования этого контингента) могут быть выделены лица, приезжающие в гости, по другим личным делам, путешественники.

В числе потребителей - юридических лиц в маркетинге территорий могут быть названы предприятия, учреждения и организации, центральные офисы и представительства корпораций, холдингов, ассоциаций и т. п., особенно ориентированные на внешнеэкономическую деятельность. Основные группы отраслей - добывающая промышленность (например, на основе концессий), перерабатывающие отрасли, предприятия связи, финансовые учреждения, гостиничные сети и другие отрасли, представители инфраструктуры бизнеса и рынка.

5 слайд

В чем заинтересованы субъекты - реальные и потенциальные потребителитерритории?

В наиболее общем виде это эффективное использование конкурентных преимуществ данной территории - для жизни, для бизнеса, для краткосрочного пребывания. Более конкретно это могут быть: объем рынка и величина платежеспособного спроса, развитость инфраструктуры, культурный и оздоровительный потенциал территории, комфорт, богатые сырьевые ресурсы и различные характеристики рабочей силы (например, специалисты определенного профиля, уровень квалификации, дешевизна рабочей силы) и др.

6 слайд

Чтобы эффективно продвигать территорию, нужно знать:

1.Какие люди, организации вовлечены в процесс принятия решения о выборе территории и каковы их роли?

2.Какие критерии они используют?

3.Каковы типичные образцы, стереотипы, приемы инициирования, влияния и принятия решения по выбору территории?

Один из принципиальных вопросов маркетинга территорий - осмысление того, как, на основании чего осуществляют выбор их потребители - реальные и потенциальные, кто и как участвует в принятии соответствующих решений.

7 слайд

В маркетинге давно известно, как минимум, шесть основных категорий лиц, так или иначе участвующих в процессе принятия решения, воздействующих на него. Среди них:

1)инициатор - субъект, первым осознавший проблему, потребность или возможность и осуществляющий первые, чаще всего предварительные действия, например: сбор информации, первое формулирование или упоминание проблемы в разговоре с другими лицами, часто более значимыми. Инициаторами могут быть общественные организации и деятели, отдельные граждане, представители науки, органов статистики и т. п.;

2)лицо влияния - лицо, которое вовлекается на некоторой стадии в принятие решений, обрабатывает информацию и оказывает некоторое влияние на решение. Среди прочих здесь журналисты, средства массовой информации в целом;

3)лицо, принимающее решение - лицо (орган), имеющее власть, полномочия, чтобы сделать окончательное или хотя бы необходимое промежуточное решение (например, вынести варианты решения проблемы на обсуждение, референдум);

4)лицо, утверждающее решение - тот, чье одобрение, санкция требуется для вступления решения в силу и кто может отменить решение;

5)покупатель - лицо (орган), реализующее принятое решение, используя для этого имеющиеся у него ресурсы;

6)пользователь - человек, который потребляет, использует конечный территориальный продукт или услугу.

В зависимости от того, как действуют эти субъекты, можно выбирать эффективные маркетинговые сообщения и их носители и адресовать их в правильном направлении и в лучший момент времени.

Как конкретная организация, так и человек в единственном лице может играть последовательно все шесть ролей. Например, осознав необходимость личного отдыха (роль 1), человек вспоминает, собирает и анализирует информацию о возможных местах отдыха (роль 2), выбирает конкретное место (роль 3), подписывает договор с соответствующей фирмой (роль 4), финансирует поездку (роль 5) и отправляется в путешествие (роль 6).

Понятно, что в каждой роли, на каждом этапе принятия и реализации решения присутствуют свои проблемы, однако ясно и то, что ключевой в любом случае является информация, адекватная возникшим проблемам и имеющимся ресурсам. Ведущим современным средством предоставления информации для выбора являются геоинформационные системы (ГИС) - интегрированные в единой информационной среде электронные пространственно-ориентированные изображения (карты, схемы, планы и т. п.) и базы данных (БД).

8 слайд

Субъектами, активно осуществляющими продвижение и, условно говоря, «продажу территорий», выступают территориальные органы власти и управления, местные экономические агентства развития, транспортные организации, туристические операторы и агентства, гостиницы, сети общественного питания и розничной торговли, спортивные комитеты и федерации, любые другие структуры, локализованные на территории и проявляющие активность с целью привлечения внимания к ней возможных потребителей (заказчиков продукции) и удержания уже присутствующих.

Вносит в теорию и практику управления методы анализа, поиска проблем и путей их решения, новую четкую систему целеполагания. Он позволяет сформулировать направления деятельности покупателя, производителя, предприятия, города, территории, региона.

Отсюда следует, что любая территориальная единица для обеспечения своего развития должна организовывать маркетинг на предприятиях, организациях каждой территории и должна подавать и продавать себя как площадку для реализации перспективных инновационных и инвестиционных проектов. Для эффективного маркетинга очень важно знать и учитывать на какой территории и в интересах которой территории он будет работать. Территориальный маркетинг может помочь, чтобы на данной территории возникли условия для развития эффективной экономики, для повышения имиджа этой территории, для привлечения иностранных бизнесменов и инвесторов, туристов, студентов.

В условиях современных рыночных отношений нет достаточной четкости при с "выяснении сути регионального маркетинга как теории и практики экономической деятельности ". С этой точки зрения необходимо разделить понятия маркетинга в регионе и регионального (территориального) маркетинга , примененного исключительно в пределах региона (территории).

Определение 1

Маркетинг в регионе - это комплексные мероприятия классического маркетинга для продукции, товаров и услуг в пределах определенного региона, которые характеризуется специфическими особенностями маркетинговой промышленной среды.

Тогда региональный маркетинг, как маркетинг территории - это интегральная деятельность в регионе и за его пределами по сосредоточенным в нем ресурсам и инновационно-маркетинговым возможностях их реализации и воспроизводства.

Региональный маркетинг, по нашему мнению, является катализатором, повышает эффективность системы регионального управления. Развитие его приемов, инструментария и методов особенно актуален для отдельных регионов РФ с целью обоснования привлечения инвестиций для модернизации методами реструктуризации и реинжиниринга производства.

Через региональный маркетинг становится наиболее вероятным решения актуальной проблемы рационального сочетания отраслевых и региональных основ в экономике, определения роли государства и регионов для достижения положительных результатов в управлении экономическим развитием в условиях формирования инновационного общества. Трудно также в рамках регионального маркетинга выявить и оценить основные маркетинговые проблемы и возможности территориального рыночной среды. Определение цели маркетинговых исследований на уровне региона начинается с выяснения наличия маркетинговых проблем или возможностей территорий региона на основе анализа факторов маркетинговой среды.

Проблемы и возможности регионального маркетинга

Возможность в отличие от проблемы несет характер положительного разрыва между потенциалом, есть в наличии, и фактическими показателями работы субъектов территории региона. Как проблема, так и возможность предусматривают существование разрыва. Если он исчезает, то это означает решение проблемы конкретных территорий или реализацию возможностей (например, повышение эффективности выполнения возможностей инновационно-маркетингового потенциала или эффективности аналитической функции регионального маркетинга).

Таким образом, маркетинговая возможность в условиях регионального маркетинговой среды - это разрыв между комплексным потенциалом субъектов хозяйственного комплекса региона и фактическими результатами, которые сложились под воздействием внешних факторов и микромаркетинговой среды, - которые не были учтены появились как новые. Итак, маркетинг в регионе пронизывает все сферы экономической жизни региона, выполняя функцию катализатора процесса становления и развития рыночных отношений.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: