Теория риска и приемлемый риск. Основы теории риска Какой риск имеется на почти безопасной территории

  • Контроль параметров воздушной среды
  • 35. Ориентирующие и технические принципы нормализации воздушной среды и защиты человека от вредных факторов воздушной среды (микроклимат, вредные вещества, пыль).
  • 36. Организационные и управленческие принципы защиты человека от вредных факторов воздушной среды (микроклимат, вредные вещества, пыль).
  • 21. Методы нормализации воздушной среды и защиты человека от вредных факторов воздушной среды (микроклимат, вредные вещества, пыль).
  • 22. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Классификации. Области применения. Достоинства и недостатки.
  • 23.Основные элементы системы искусственной общеобменной вентиляции. Методы расчета необходимого воздухообмена для общеобменной вентиляции. Кратность воздухообмена. Приточная система вентиляции
  • Система вытяжной вентиляции
  • 25.Классификация, нормирование и организация естественного освещения.
  • 28.Методы расчета и контроль искусственного освещения. Медодика расчета искусственного освещения
  • 44.Опасные факторы лазерного излучения. Методы и принципы лазерной безопасности.
  • Вредные воздействия лазерного излучения.
  • Нормирование шума
  • 30.Методы, принципы и средства защиты и борьбы с шумом. Мероприятия по борьбе с шумом
  • Опасность для человека
  • Нормирование ультразвука
  • Методы защиты от ионизирующих излучений
  • 34.Действие электрического тока на организм человека. Факторы, определяющие степень опасности поражения человека электрическим током.
  • 35.Опасность напряжений прикосновения и шага в аварийных режимах работы электроустановок. Методы защиты.
  • Методы и средства защиты: заземление, зануление, отключение и др. Выбор средств защиты зависит от:
  • 36.Ориентирующие, организационные и технические принципы предупреждения поражения человека электрическим током. Классификация помещений по степени опасности поражения человека электрическим током.
  • 37.Защитное заземление электроустановок. Область применения и электрическая схема. Нормирование и контроль защитного заземления.
  • 38.Зануление электроустановок. Область применения и электрическая схема.
  • 39.Опасность разрядов статического электричества. Ориентирующие и технические принципы борьбы с ними.
  • 42. Условия возникновения и виды горения. Основные характеристики пожаробезопасности газообразных, жидких и твердых веществ и материалов.
  • 62,68. Принципы и ср-ва предотвращения и тушения пожаров. Система автоматической пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения.
  • 64. Классификация зон по пожаро- и взрывоопасности. Назначение этой классификации.
  • 65. Противопожарные требования к материалам, строительным конструкциям, зданиям и сооружениям.
  • 45. Понятие огнестойкости. Предел огнестойкости строительных конструкций. Степень огнестойкости зданий.
  • 46. Классы пожаров. Огнетушащие вещества и материалы, область их применения. Виды и области применения огнетушителей.
  • Классификация пожаров и рекомендуемые огнегасительные вещества
  • Способы и средства тушения пожаров
  • 1. Предмет “Безопасность жизнедеятельности”. Основные понятия, термины и определения (деятельность, декомпозиция среды, опасность, риск, безопасность и т.д.). Цель и задачи БЖД, как науки

    БЖД - система знаний, направленных на обеспечение безопасности в производственной и непроизводственной среде с учетом влияния человека на среду обитания.

    Цель = БС + ПТ + СЗ + ПР + КТ

    БС - достижение безаварийных ситуаций

    ПТ - предупреждение травматизма

    СЗ - сохранение здоровья

    ПР - повышение работоспособности

    КТ - повышение качества труда

    Деятельность – специфическая форма активного отношения человека к окружающему миру (среде)

    Различают: производственную, сельскохозяйственную, творческую, научную, бытовую, спортивную и другие виды деятельности.

    Производственная деятельность- совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

    Декомпозиция деятельности – разложение на составляющие: предмет деятельности, средства, энергия, продукты, технология, информация, организация и т. п.

    Опасность – это явления процессы, объекты, способные при определенных условиях наносить ущерб здоровью, создавать угрозу жизни или затруднять нормальное функционирование органов человека.

    Риск - это вероятность проявления опасностей в результате которых может быть нанесен ущерб в техносфере или окружающей среде.

    Безопасность – это такое состояние системы при котором исключается реализация случайных опасностей.

    Три основных задачи БЖД:

    идентификация опасностей с определением их значения и координат во времени и пространстве.

    Защита от опасности.

    Снижение и ликвидация последствий опасностей.

    2. Понятие опасности. Номенклатура и классификации опасностей. Аксиома о потенциальной опасности деятельности.

    Опасность - это явления, процессы, объекты (элементы среды), способные при определённых условиях наносить ущерб здоровью, создавать угрозу жизни или затруднять нормальное функционирование органов человека.

    Опасности различают:

      по природе происхождения (природные, антропогенные, смешанные).

    Примерами проявленияприродных опасностей могут служить различные стихийные бедствия (наводнения, землетрясения, ураганы и т.д.). Опасностями в этих случаях выступают: скопления больших количеств воды или снега; напряжения в земной коре; аномально высокая скорость ветра.

    Антропогенные опасности связаны с человеческой деятельностью. Часто в этом классе выделяют техногенные опасности , опасности связанные с технической (производственной) деятельностью человека.

    Примером проявления смешанной опасности может служить землетрясение, спровоцированное мощным взрывом.

      По природе воздействия (физические, химические, биологические, психофизические).

    Физические опасности. К ним относят: различные движущиеся части и детали машин и механизмов; электрический ток, аномальные температура, влажность, давление и скорость движения воздуха; шум; ультра - и инфразвук; вибрация; недостаточная освещённость; яркость; физический взрыв и др.

    Химические опасности. К этим опасностям относят вредные вещества в различном состоянии (газообразное, жидкое, твердое, дисперсное). К этому классу следует относить и радиоактивные вещества.

    Биологические опасности. К ним относят: микро- и макроорганизмы (вирусы, микробы, насекомые, животные и т.д.)

    Психофизиологические опасности. В этом классе опасностей, в свою очередь, различают:

    -физические перегрузки , к которым относятся: многократно выполняемые однообразные движения человека, требующие значительных либо малых по величине усилий с его стороны; малоподвижная или не удобная рабочая поза (гипокинезия);

    - нервнопсихические перегрузки , к которым относятся: перенапряжение анализаторов ; нервнопсихический дистресс.

      По локализации (связь с литосферой, с гидросферой, атмосферой, космосом).

      По времени появления отрицательных последствий.

    Импульсивные опасности (взрыв, электрический ток, движущиеся части механизмов и др.);

    Кумулятивные опасности (вредные вещества, аномальная температура воздуха, шум и др.)

      По характеру наносимого ущерба (экономический, социальный, технологический, экологический).

      По последствиям, вызываемых у человека.

      По структуре (простые, сложные).

      По характеру воздействия, по локализации энергии (активная, пассивная)

    Активные опасности, воздействующие за счет собственной энергии;

    Пассивные опасности, активизирующиеся за счет энергии, носителем которой является сам человек (острые неподвижные предметы, уклоны, подъемы и др.)

    Аксиома: Любая деятельность является потенциально опасной.

    3. Энергоэнтропийная концепция причин несчастных случаев, аварий и катастроф. Три основных направления обеспечения безопасности и их реализация.

    Причины, приводящие к несчастным случаям, авариям, катастрофам:

    Целью БЖД является достижение безопасности. Для достижения данной цели в общем случае необходимо решить следующие задачи (основные задачи БЖД ):

      Идентифицировать опасности с определением их качественных и количественных характеристик, а также их координат во времени и пространстве.

      Разработать меры защиты от опасностей на основе сопоставления затрат и выгод.

    Снизить масштабы и ликвидировать последствия проявления опасностей.

    3 . Понятие о риске. Классификация рисков. Примеры расчета индивидуального риска.

    Риск - это вероятность проявления потенциальных опасностей, в результате которых может быть нанесён ущерб человеку, техническим или экологическим системам (объектам).

    Риск (R) - отношение числа нежелательных проявлений опасностей (n) в единицу времени (год, месяц, сутки, смена, и т.д) к их возможному числу (N) за этот же период времени:

    Классификация рисков

    Индивидуальный риск - это мера возможности наступления негативных последствий для здоровья из-за действия на человека на территории его возможного нахождения в течение определенного времени опасных факторов профессиональной деятельности.

    Коллективный риск - интегральная характеристика опасностей определенного вида в конкретном географическом районе и характеризует масштаб возможной аварии. Коллективный риск оценивается числом смертей в результате действия определенного опасного фактора на рассматриваемую совокупность людей.

    Социальный риск - зависимость частоты возникновения событий (F ), в которых пострадало на определенном уровне не менее N человек, от этого числа N .

    Добровольный риск относится к личной жизни. Примерами добровольного риска являются непрофессиональные занятия альпинизмом, прыжками с парашютом, т.е. виды деятельности, которыми человек занимается ради собственного удовольствия, улучшения комфорта, повышения престижа. Риск таких занятий бывает выше профессионального риска и ограничивается самим рискующим.

    Вынужденный риск связан с необходимостью выполнять профессиональные обязанности в определенных условиях. Выбирая вид профессиональной деятельности, индивидуум вправе знать величину связанного с будущей работой риска и вправе рассчитывать на социально-экономические компенсации за дополнительный риск.

    Примеры расчета индивидуальных рисков

    Пример 1 : Требуется определить риск гибели человека (R ПР) на производстве в России в течение 1 года.

    Известно, что в РФ на производстве регистрируется, в среднем, около 7 тысяч смертельных случаев в год (n = 7 000). Ориентировочно принимая численность занятых на производстве: N =70 млн. человек, по формуле (1.4.1) получим, смертельных исходов/год:

    Пример 2 : Требуется определить риск гибели человека в дорожно-транспортном происшествии за 1 год (R дтп).

    Известно, что в РФ в ДТП ежегодно погибает в среднем около 30 тыс. человек (т.е. n=30·10 3 летальных исходов). Все население России составляет ~145 млн. человек. Если допустить, что все жители РФ могли погибнуть в течение года в ДТП, то тогда N=14,5·10 7 чел. по формуле (1.4.1) получим, смертельных исходов/год:

    Вероятностная величина, равная 2,1·10-4 смертельных исходов на одного человека в год, означает, что если бы граждане РФ имели бы равную вероятность погибнуть в автокатастрофе и, если бы других причин смерти не существовало, то всё население страны погибло бы в автокатастрофах в течение 4833 лет. Смысл сделанному выводу придает только то, что мы имеем дело с данными большого масштаба. Любой отдельно взятый водитель может сказать: "Для меня все это не имеет смысла. Я могу погибнуть в катастрофе завтра". И он будет прав.

    4. Приемлемый риск. Аналитическое и графическое определение приемлемого риска.

    Концепция приемлемого риска – это стремление к такой малой безопасности, которую приемлет общество в данный астрономический период времени.

    Суть концепции приемлемого (допустимого) риска в стремлении общества минимизировать суммарные затраты, связанные с профилактикой (предупреждением) возможных несчастных случаев, аварий и техногенных катастроф и с ликвидацией последствий этих нежелательных событий, т.е.:

    где: Р Б - вероятность проведения технологических процессов без происшествий (аварий), обычно обозначают, как
    , т.к. "вероятность" - понятие временнoе.

    С этим показателем связана вероятность возникновения происшествия (аварии) за время (т.е. это и есть риск):

    В частном случае:

    где R - индивидуальный риск гибели или травмы человека, определяемый по формуле (1.4.1) с использованием статистических данных.

    S (P Б ) - затраты на предупреждение несчастных случаев, аварий и катастроф;

    Y (P Б ) - ущерб в случае происшествия несчастных случаев, аварий и катастроф.

    В качестве единиц измерения затрат на предотвращение S (P Б ) и ущерба от аварий Y (P Б ) целесообразно использовать "человеко-дни", к которым могут быть сведены, как ущерб от несчастных случаев с людьми, так и материальные затраты, связанные с повышением надежности и безопасности технических систем или восстановлением оборудования и природной среды.

    С увеличением безопасности (т.е. при стремящемся к единице, а стремящемся к нулю) затраты на предотвращение аварий [S (P Б ) ] растут по гиперболическому закону, а возможный ущерб от этих аварий [Y (P Б ) ] уменьшается линейно, было получено аналитическое выражение для оптимальной по суммарным затратам вероятности безаварийной работы:

    где - средний ущерб от одной аварии при конкретных работах в данной отрасли, чел.дней;

    С - принятый постоянный параметр затрат [чел.дней], значение которого пропорционально расходам, необходимым для повышения безопасности в конкретной отрасли на 1%, т.е.

    где: - математическое ожидание (среднее значение) затрат на предупреждение аварий и катастроф [чел.дней], (определяют по статистическим данным);

    Вероятность безаварийного проведения процесса;

    -вероятность возникновения аварий

    Вероятность возникновения аварий (определяют по статистическим данным).

    Рис. 1.5.1. Графическое определение приемлемого риска.

    На графике кривой суммарных затрат
    имеется минимум, которому соответствует найденное по формуле (1.5.3) значение оптимальной вероятности безаварийной работы
    . Этому значению, в свою очередь, соответствует значение остаточного (допустимого, приемлемого) риска:

    Из формулы видно, что допустимый риск следует уменьшать по мере роста тяжести ожидаемых последствий (параметр ) и по мере уменьшения затрат, требуемых для предупреждения аварийности (параметр С ).

    Принятие концепции приемлемого риска позволяет окончательно сформулировать понятие безопасности.

    5. Характеристика нервной системы человека. Понятие об анализаторах, рефлексах, иммунитете, боли и их роль в обеспечении безопасности человека.

    Нервная система обеспечивает реакцию человека (организма) на внешние раздражители.

    Раздражители – причина всех процессов в организме человека. Раздражители действуют непосредственно на органы или рецепторы (нервные окончания) – анализаторы.

    Схема деятельности нервной системы человека.

    Рефлексы:

    1 условные (при жизни могут исчезать, если их не подтверждать)

    2 безусловные (заложены при рождении, не исчезают.

    Рефлексы – реакция на раздражители.

    Иммунитет – совокупность внутренних средств защиты организма от микробов и чужеродных тел.

    Анализаторы – чувствительные нервные образования, воспринимающие и преобразующие раздражения из внешней и внутренней среды расположены в органах и тканях организма.

    Анализаторы: проприорецепторное чувство (мышечное), внутренний анализатор (гомеостаз), температурные, тактильные (осязание), вибрационные, зрительный, звуковой, и вестибулярный, запаховый (обоняние), вкусовой.

    Важную роль в обеспечение безопасности также играет боль.

    Изменение условий окружающей среды и состояние внутренней среды человека воспринимается нервной системой, которая регулирует процессы жизнедеятельности. Нервная система включает центральную нервную систему (ЦНС), в которую входят спинной и головной мозг и периферическую нервную систему (ПНС), состоящую из нервных волокон и узлов. Связь человека с окружающей средой осуществляется с помощью сенсорных систем или анализаторов, которые воспринимают и передают информацию в кору больших полушарий. Анализатор состоит из рецептора, проводящих путей и мозгового окончания . Рассматриваются анализаторы: зрительный, слуховой; чувствительности: температурная, тактильная, болевая, органическая.

    Рецептор воспринимает информацию, которая кодируется в нервных импульсах и по проводящим путям (ПП) передаётся через мозговое окончание (МО) на ядро анализатора (Я). Реакция человека и принятие решений носит характер безусловного (БР) или условного (УР) рефлекса.

    Свойства нервной системы человека

    Динамичность - характеризует скорость протекания психических процессов (темп деятельности, скорость обучения, скорость принятия решений).

    Подвижность - скорость переделки, то есть насколько быстро возбуждение сменяется торможением и наоборот.

    Продуктивность в стрессе - стрессовые ситуации требуют быстроты принятия решений.

    Лабильность - скорость возникновения и прекращения нервного процесса.

    Зрительный анализатор

    С помощью зрения человек получает 80% информации, поступающей из окружающей среды. Человеческий глаз преобразует энергию оптических излучений в зрительное ощущение. Воспринимается видимая часть оптического участка спектра электромагнитных колебаний с длиной волны 380 - 780нм. Глаз непосредственно реагирует на яркость и избирательно на спектральный состав падающего потока излучения. Равные по световой мощности лучистые потоки, различающиеся друг от друга длиной волны излучения (цветом), вызывают в глазу неодинаковые по интенсивности излучения, что характеризуется кривой видности света. Относительная спектральная чувствительность глаза Кλ равна отношению чувствительности глаза к однородному излучению с длиной волны λ - qλ к максимальному её значению для излучения с длиной волны 555 нм qmax. при жёлто-зелёном излучении.

    Слуховой анализатор

    Слуховая система человека включает наружное, среднее и внутреннее ухо, слуховой нерв и центральные слуховые пути. Колебания барабанной перепонки передаются во внутреннее ухо, где звук воздействует на чувствительные нервные окончания, реагирующие, каждое на колебания определённой частоты. Механические колебания преобразуются в органе слуха в электрические потенциалы.

    Основными параметрами звуковых волн являются интенсивность и частота колебаний, которые субъективно в слуховых ощущениях воспринимаются как громкость и высота тона. По частоте область слуховых ощущений лежит от 20 до 20000 Гц. Зона слышимости звука ограничена двумя кривыми: порогом слышимости (1) и порогом болевого ощущения (2).

    Зона слышимости звука

    Порог слышимости (1) зависит от частоты, а порог болевого ощущения (2) имеет слабую частотную зависимость. Уровень звука на пороге слышимости равен 0дБ при звуковом давлении 2*10-5 Па, а на пороге болевого ощущения 140дБ при звуковом давлении 2*102 Па. Область, расположенная между порогами, называется зоной слышимости звука.

    Температурная чувствительность

    При восприятии кожей температуры работают два вида рецепторов. Одни реагируют только на холод, другие - только на тепло. Физиологическим нулём называется собственная температура данной области кожи. Она отличается от контрольной температуры тела человека.

    Болевая чувствительность

    В любом анализаторе могут возникать болевые ощущения. Однако в коже есть свободные нервные окончания, которые являются специализированными болевыми рецепторами. Болевые ощущения вызывают оборонительные рефлексы и, в первую очередь, рефлекс удаления от раздражителя. Боль, являясь сигналом опасности, мобилизует организм на борьбу за самосохранение.

    Тактильная чувствительность

    Тактильный анализатор воспринимает ощущения, возникающие при действии на кожу механических стимулов (прикосновение, давление). Порог тактильной чувствительности определяется по минимальному давлению предмета на поверхность кожи, которое производит едва заметное ощущение прикосновения. Для кончиков пальцев эта величина составляет 3 г/мм2. Особенностью тактильного анализатора является быстрое развитие адаптации.

    Органическая чувствительность

    Мозг человека получает информацию не только из окружающей среды, но и от самого организма. Чувствительные нервные аппараты имеются во всех внутренних органах, где под влиянием внешних условий возникают ощущения, называемые органической чувствительностью.

    8. Характеристики двигательного аппарата человека. Время реакции. Антропометрические характеристики.

    Разные движения имеют различные названия, по которому их можно разделить на три группы:

      рабочие или исполнительные движения, посредством которых осуществляется воздействие на орган управления

      гностические движения, направленные на познание объекта и условий труда. К ним относятся осязательные, ощупывающие, измерительные и др.

      Приспособительные движения, к которым относятся установочные, уравновешивающие и др.

    Время реакции может использоваться как один из показателей психофизиологического состояния оператора, используются как индикатор при инженерно-психологических измерениях исследованиях.

    Реакция сенсомоторная – связь восприятия и движения.

    Время реакции – время, затраченное на совершение какого-либо действия, с момента появления сигнала.

    Антропометрические хар-ки включают различные размеры человеческого тела и делятся на динамические и статические

    К динамическим хар-ам относятся амплитуды движения головы, рук и ног. Они используются для определения объема рабочих движений, зон досягаемости и видимости.

    К статическим хар-м относятся размеры головы, рук, туловища. Они используются для установления размеров конструктивных параметров рабочего места

    9. Понятие об эргономике и её связь с безопасностью жизнедеятельности. Пять видов совместимости в системах Ч-М-С.

    Эргономика – наука, изучающая функциональные возможности человека в трудовых процессах с точки зрения анатомии, антропологии, физиологии, психологии и гигиены в целях создания удобных и приемлемых для человека орудий и условий труда и технических процессов.

    Цель эргономики – увеличение производительности труда, обеспечение безопасности и достижение комфорта деятельности человека.

    В системе ЧМС учитывается пять видов совместимости для обеспечения максимального рез-та функционирования:

      энергетическая совм-ть

      информ-ая

      биофизическая

      пространственно-антропометрическая

      технико-эстетическая

      Создание учебно-управляемых машин, расчет приемлемых условий для управления механизмами

      Кол-во каналов инф-ии сколько угодно, а приемников у человека ограниченное число

      Создание среды, обеспечивающей приемлемую работоспособность, т.е. среды соответствующей биофизическим возможностям человека.

      При создании рабочих мест учитывается антропометрическая хар-ка человека. Рассчитывается объем рабочего места, зона досягаемости, видимости, расстояния от пульта.

    Создание машин, обеспечивающих удовольствие человека от работы с ними.

    10. Пороги чувствительности анализаторов человека. Закон Вебера-Фехнера. Запаховый, звуковой и вестибулярный анализаторы и их роль в обеспечении безопасности человека.

    Пороги чувствительности – абсолютный, дифференциальный, оперативный.

    Абсолютные пороги:

      нижний – минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметные ощущения;

      верхний – максимальная величина раздражителя, вызывающая максимально-допустимые ощущения;

    Диапазон между нижним и верхнем порогом называется диапазонам чувствительности.

    Дифференциальный порог – это минимальное различие между двумя сигналами (раздражителями), либо между двумя состояниями одного и того же раздражителя, вызывающего едва заметное ощущение.

    K=dI/I – величина ощущения прямопропорциональна величине раздражения.

    Q=KlnI+C – закон Вебера-Фехнера.

    Интенсивность ощущения прямопропорциональна логарифму силы раздражителя.

    Оперативный порог различий – минимальная величина различия сигнала при которой точность и скорость различия достигают максимального значения.

    Звуковой анализатор – органы слуха человека (ухо: внешнее, среднее, внутреннее).

    Ухо улавливает не абсолютное значение, а приращение звука.

    Звуковой диапазон от 16 Гц до 20 кГц человек воспринимает как слышимый звук.

    Звуки частоты ниже 16 Гц называются инфразвуками, а выше 20 кГц –ультразвуками.

    Физически звук характеризуется: интенсивностью, частотой и формой звуковой волны.

    Звуковой анализатор важен в обеспечение безопасности (реакция на сигнал тревоги и т.п.)

    Вестибулярный аппарат – воспринимает силы тяжести, инерции вращения. Также важен для безопасности. Так например, люди с хорошо развитым вестибулярным аппаратом могут легко удерживаться на карнизе высоко этажного здания до прибытия пожарных.

    Запаховый анализатор – представлен в виде большого числа нервных клеток, расположенных в носоглотке. Один из важных источников получения инф-ии и опасности (пожар, утечка газа и др.)

    6. Зрительный, вкусовой и тактильный анализаторы человеческого организма и их роль в обеспечении безопасности человека.

    Зрительный анализатор – воспринимает и преобразует зрительную инф-ию. Раздражители зрительного анализатора явл-ся световая энергия, а рецепторами – глаз. Зрение позволяет воспринимать форму, цвет, яркость и движение предметов.

    Хар-ки зрительного анализатора:

      Энергетическая хар-ка

      Инфор-нная

      Пространственная

      Временная

    Зрительный анализатор один из самых важнейших, т.к. большинство инф-ии об окружающем мире человек получает через него.

    Запаховый анализатор – представлен в виде большого числа нервных клеток, расположенных в носоглотке. Один из важных источников получения инф-ии и опасности (пожар, утечка газа и др.).

    Вкусовой анализатор – представлен четырьмя типами клеток, различающих кислый, сладкий, горький, соленый вкусы. Клетки располагаются в полости рта. Часто именно вкусовой анализатор препятствует попаданию несъедобных, вредных в-в в организм человека через органы пищеварения.

    Тактильный анал-ор (сязание) – рецепторы неравномерно расположены по организму. Они находятся в кожном покрове, реагируют на малейшее прикосновение, механическое давление, уколы. Тактильный анализатор явл-ся очень важным для обеспечения безопасности. Благодаря ему человек различает (увствует) уколы, порезы и др.

    12. Температурные и вибрационный анализаторы, проприорецепторы и внутренние анализаторы и их роль в обеспечении безопасности человека.

    Проприорецепторы – мышечные чувства (человек чувствует в каком состоянии находится его тело)

    Температурные анализаторы имеют 30 тыс. тепловых и около 25 тысяч холодовых рецепторов. Человек чувствует: жарко ему или холодно.

    Внутренние анализаторы расположены во внутренних органах. Обеспечивают постоянство температуры человека, постоянство состава, следят за переохлаждением.

    Вибрационные анализаторы анализируют вибрацию организма человека, имеют чувствительные рецепторы, улавливающие диапазон частот от 1кГц до 10 кГц.

    Анализаторы играют огромную роль в обеспечении безопасности, т.к. в совокупности они предупреждают человека о приближении какой-либо опасности, или заставляют (наводят) сделать правильный шаг в принятии решений, опираясь на создание комфорта, безопасности организма.

    13. Фазы функционального состояния оператора (ФСО) при реализации какого-либо вида деятельности.

    Под состоянием человека-оператора, выполняющего определенную задачу, обычно понимают комплексную хар-ку внутренних возможностей успешного решения этой задачи

    Фазы фун-ого состояния:

      Оптимальная работоспособность (наивысшее проявление всех рабочих ф-ий)

      Состояние готовности к действию (способность реагирования на неожиданный сигнал)

      Степень внимания (способность обнаружения тех или иных отклонений от нормы)

      Состояние утомления (возникновение зрительных иллюзий, ослабление памяти, снижение продуктивности мышления)

    Состояние эмоционального напряжения (дезорганизация поведения, торможение прежних навыков, ошибки восприятия, провала памяти)

    7. Принципы обеспечения безопасности. Их классификация. Ориентирующие принципы и примеры их реализации.

    Значение принципов состоит в том, что с их помощью можно определить уровень знаний об опасностях окружающего мира и, следовательно, сформировать требования по проведению защитных мероприятий. Также, они позволяют находить оптимальные решения защиты от опасностей на основе сравнительного анализа конкурирующих вариантов:

    Причины обеспечения безопасности делятся на:

      ориентирующие

      технические

      управленческие

      организационные

    Ориентирующие принципы представляют собой своего рода идеи, определяющие направление поиска безопасных решений и служащие инф-ой базой. К ним относятся принципы системности, ликвидации и снижения опасности, замены оператора инф-ии, нормирования (заключающегося в регламентации условий, соблюдение которых обеспечивает заданный уровень безопасности). Принцип инф-ии по видам представления делится на: визуальную инф., аудио, аудиовизуальную, запаховую, предупреждающую и указывающую.

    8. Технические принципы обеспечения безопасности и примеры их реализации.

    Принцип блокировки заключается в обеспечении механического, электрического, радиационного и др. принудительного воздействия между частями оборудования. Он делится на:

      запретно – разрешающую блокировку (не допускает нерегламентированного включения оборудования);

      аварийную блокировку (когда нарушается нормальный ход технологического процесса).

    Пример: у башенного крана на рельсах, чтобы он не сошел с них имеются своего рода выключатель.

    Принцип прочности определяется через коэффициент запаса прочности Кз.

    Принцип слабого звена. Его применяют там, где принцип прочности нецелесообразен. В качестве слабого звена – защищающие элементы системы от разрушения или повреждения в экстремальных условиях работы, применяют предохранительные клапаны, взрывные, разрывные мембраны и др.

    Пример: предохранитель в электронной технике, имеющий силу тока меньше допустимой.

    Принцип герметизации используется для устранения утечки опасных и вредных веществ.

    Принцип вакуумирования – для исключения попадания вредных газов и паров в гомосферу и для ведения процессов при недостатке кислорода.

    Пример: аварийная вентиляция.

    Принцип компрессии заключается в введении технологических процессов при повышенном давлении.

    Принцип флегматизации основан на применении флегматизаторов (веществ, успокаивающих химическую реакцию путем разбавления без вступления в реакцию) и ……….

    Принцип резервирования (дублирования) состоит в одновременном применении нескольких устройств.

    Пример: два эвакуационных выхода из помещения, которые должны быть рассредоточены.

    Принцип защиты временем основан на сокращении до безопасных значений время пребывания людей в ноксесфере.

    9. Организационные и управленческие принципы обеспечения безопасности и примеры их реализации.

    К управленческим принципам относятся принципы плановости, контроля, подбора кадров, ответственности, адекватности и однозначности.

    К организационным относятся принципы несовместимости, рациональной организации труда, компенсации.

    Принцип управления заключается в организационном процессе целенаправленного воздействия управляющей системы на управляемую.

    Принцип подбора кадров заключается в привлечении к управлению безопасности специалиста, обладающего определенными знаниями и практическими навыками.

    Принцип плановости. Пример: если для мероприятия по достижению безопасности требуются средства, то без плана не обойтись, т.к где-то надо найти определенное количество средств на приобретение чего-либо.

    Принцип несовместимости заключается в разделении объектов в пространстве и времени. Пример: существует перечень по совместимому хранению веществ; зонирование территорий, зданий. Выделение наиболее опасных участков в пространстве какого-либо помещения.

    Принцип компенсации применяется только когда все меры применены.

    10. Понятие ноксосферы. Методы обеспечения безопасности жизнедеятельности. Средства обеспечения безопасности и их классификация.

    Методы обеспечения безопасности:

    а) метод, состоящий в пространственном или временном разделении гомосферы (пространство, в котором находится человек) и ноксосферы (пространство, в котором создаются опасности). Этот метод реализуется при механизации и автоматизации производственных процессов.

    б) метод, основывающийся на применении принципов безопасности к совершенствованию производственной среды, а также на приведении характеристик ноксосферы в соответствии с характеристиками человека. Этот метод реализуется в создании безопасной техники.

    в) метод, состоящий в повышении защитных свойств человека при помощи соответствующих средств защиты, в адаптации человека к ноксосфере (обучение, инструктирование, применение средств индивидуальной защиты и др.).

    г) метод, включающий в себя комбинирование выше приведенных методов. Он имеет наибольшее распространение.

    Средства защиты подразделяются на:

      средства коллективной защиты (СКЗ);

      средства индивидуальной защиты (СИЗ);

    СКЗ делятся на:

      ограждения;

      блокировочные;

      тормозные;

      предохранительные устройства;

      световая и звуковая сигнализация;

      приборы безопасности;

      знаки безопасности;

      устройства дистанционного управления;

      вентиляция;

      кондиционирование;

      изолируюшие и др.;

      устройства автоматического контроля;

      заземления и зануления;

      отопление;

      освещение;

      герметизирующие средства;

    Классификация СИЗ:

      изолирующие костюмы;

      средства защиты органов дыхания;

      специальная одежда;

      специальная обувь;

      средства защиты головы;

      средства зашиты рук;

      средства защиты лица;

      средства защиты органов слуха;

      средства защиты глаз;

      предохранительные приспособления;

    защитные дерматологические средства;

    11. Основные законодательные акты, нормы и правила по безопасности производственной деятельности. Система стандартов безопасности труда.

    Система стандартов безопасности труда создана с целью повышения научно – технического уровня нормативной документации по безопасности труда. ССБТ представляет собой комплекс взаимосвязанных стандартов, направленных на обеспечение безопасности труда, сохранения здоровья и трудоспособности человека на протяжении его трудовой деятельности. Стандарты ССБТ подразделяются на:

    государственные;

    отраслевые;

    республиканские;

    стандарты предприятий.

    Основные законодательные акты:

      обеспечение охраны труда путем ограничения рабочего времени;

      создание здоровых и безопасных условий труда.

    Основные положения изложены в Конституции (дек. 1994г) в законе по охране труда и охране природы (1992-93) в КЗоТе.

    В качестве подзаконных актов выступают ГОСТы, Нормы и Правила.

    Взаимодействие государственного надзора, ведомственного и общественного контроля.

      Высший надзор по соблюдению законности осуществляет ген. прокурор.

      Государственный надзор в соответствии со 107 ст. КЗоТ за соблюдением норм и правил по охране труда осуществляется:

    1. специально уполномоченными инспекциями, независящие в своей деятельности от деятельности предприятия (Роскомгидромет, Госгортехнадзор, Госатомнадзор и т.д.);

    2. профсоюзами в лице правовой и технической инспекцией труда.

      Ведомственный контроль осуществляется министерствами и ведомствами в соответствии с подчиненностью.

      Общественный контроль - ФНП в лице профсоюзных комитетах, находящихся на каждом предприятии.

    Нормы - перечень требований безопасности по производственной санитарии и гигиене труда.

    СН 245-71 Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий.

    Правила - перечень мер по технике безопасности.

    ПУЭ-85 Правила устройств электроустановки.

    СН и ПII-4-79

    Индентификация опасностей и оценка риска

    Риск (R) - количественная характеристика опасности, определяемая частотой реализацуии опасностей. Количественно он выражается формулой:

    N
    R=-
    N

    где n - число случаев проявления опасностей;
    N - возможное число случаев проявления опасностей.


    Риск обычно определяют на конкретный период времени.
    Различают риск индивидуальный и коллективный.
    Индивидуальный риск характеризует опасность для отдельного человека.
    Коллективный риск (групповой, социальный) - это риск проявления опасности того или иного вида для коллектива, группы людей, для определенной социальной или профессиональной группы людей.
    Приемлемый (допустимый) риск - это такая минимальная величина риска, которая достижима по техническим, экономическим и технологическим возможностям. Можно сказать, что приемлемый риск представляет собой некий компромисс между уровнем безопасности и возможностями его достижения.
    Повышение безопасности технических систем и снижение тем самым величины приемлемого риска экономическим методами ограничены. Большие финансовые средства, затрачиваемые на повышение безопасности технических систем, уменьшают количество средств, выделяемые на приобретение средств индивидуальной защиты, медицинское обслуживание, заработную плату и т.д. В этом случае социальной сфере производства может быть нанесен значительный ущерб.
    Величина приемлемого риска определяется в результате учета всех сфер - технической, технологической, социальной, и рассчитывается как результат оптимизации затрат на инвестиции в эти области.
    Величина приемлемого риска различна для отраслей производства, профессий, вида негативных факторов, которым он определяется.

    В Постановлении Правительства РФ от 31 августа 1999 г. N 975 "Об утверждении правил отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.05.2000 N 415) установлены 14 классов профессионального риска. Наиболее опасными являются сланцевая промышленность, строительство шахт и добыча угля подземным способом. Здесь величина приемлемого риска гораздо выше, чем для других отраслей и профессий, где количество опасностей меньше и уровень вредных факторов ниже.
    Сейчас принято считать, что в условиях техногенных опасностей (технический риск) индивидуальный риск считается приемлемым, если его величина не превышает 10-6. Эта величина используется для оценки пожарной и радиационной безопасности.
    В нашей стране средняя величина реального риска на производстве составляет 10-4, что значительно ниже величины приемлемого риска. Это говорит о том, что необходимо повышать безопасность на производстве.
    Различают также мотивированный (обоснованный) и немотивированный (необоснованный) риск. В случае производственных аварий, пожаров для спасения людей и материальных ценностей человеку приходится идти на риск, превышающий приемлемый. Это риск обоснованный, или мотивированный. В ряде случаев, например, при радиационной аварии, установлены величины мотивированного риска, превышающие приемлемый риск.
    Немотивированный (необоснованный) риск - это риск, превышающий приемлемый. Он возникает на производстве при нежелании работников соблюдать требования безопасности использовать средства защиты и т.д.
    Как показывает практика, именно по причине немотивированного риска происходит более 20% всех травм на производстве.
    Одна из главных задач системы управления охраной труда на предприятии - обеспечение уровня состояния техники безопасности в соответствии с требованиями нормативных документов.
    Техника безопасности - это система организационных и технических мероприятий и средств, предотвращающих воздействие опасных производственных факторов на работающих. Осуществление этих мероприятий составляет содержание практической деятельности предприятия (организации) в области техники безопасности.
    Совершенная техника безопасности, основанная на системе стандартов безопасности труда (ССБТ), Правилах, достижениях науки, техники, передового опыта, призвана при любых обстоятельствах, ошибках или нарушениях предупреждать аварии и несчастные случаи, сделать их невозможными. Она должна не только исключить необходимость пребывания человека в опасной зоне - пространстве, в котором постоянно действуют или могут возникнуть условия, представляющие прямую или потенциальную опасность, но и само наличие таких мест и условий.
    Первым шагом к обеспечению безопасности труда является идентификация опасностей.
    Идентификация опасностей - это выявление опасных и вредных факторов, установление причин их возникновения, пространственных и временных характеристик опасностей, вероятности, величины и последствий их проявления. Идентификация опасностей может включать оценку их воздействия на человека и определение допустимых уровней опасных и вредных производственных факторов.
    Охрана труда решает четыре основные задачи:
    - идентификация опасных и вредных производственных факторов;
    - разработка соответствующих технических мероприятий и средств защиты от опасных и вредных производственных факторов;
    - разработка организационных мероприятий по обеспечению безопасности труда и управление охраной труда на предприятии;
    - подготовка к действиям в условиях проявления опасностей.

    Условия безопасной работы.

    Основные условия безопасной работы:

    Первое условие безопасной работы - правильный подбор рабочих и инженерно-технических работников, обязанных обеспечить отвечающую требованиям Правил безопасную эксплуатацию объектов повышенной опасности.
    Установлен порядок предварительных, до приема на работу, и периодических медицинских осмотров работников (в том числе связанных с обслуживанием объектов повышенной опасности). Кроме прочих положительных показаний состояния здоровья, у них не должно быть болезней и увечий, мешающих нормальной и безопасной работе. Особое значение имеют острота зрения, слуха, отсутствие нарушений функций вестибулярной системы, отличная ориентация в обстановке, быстрая реакция и другие подобные качества, так как от этих работников зависит не только выполнение задания и производительность других звеньев технологического процесса, но и, самое главное, безопасность людей. Определен конкретный список противопоказаний, препятствующих приему на ту или иную работу, установлен порядок периодических медосмотров персонала.

    Второе условие - хорошая теоретическая и практическая подготовка, высокое профессиональное мастерство, достаточные знания производства, обслуживаемой техники, технологических процессов и требований Правил техники безопасности, обеспечивающих высокопроизводительный и безопасный труд. Выполнение этого условия должно обеспечиваться системой, порядком инструктажа, обучения и назначения кадров, предусмотренных соответствующими положениями и Правилами.
    Инструктаж персонала по охране труда и правилам техники безопасности проводится обязательно со всеми работающими, независимо от их квалификации, стажа работы, опыта, знаний.
    Общее руководство и ответственность за проведение инструктажа и обучение работающих возлагается на главного инженера предприятия, за своевременное и качественное проведение этой работы - на начальников цехов, отделов, служб, лабораторий, других руководителей. Проведение инструктажа на рабочих местах возложено на мастеров, начальников участков и других непосредственных руководителей производства.
    Инструктаж проводится вводный и на рабочем месте. Инструктаж на рабочем месте, в свою очередь, разделяется на первичный, периодический и внеочередной.
    Учет инструктажа, аттестации и переаттестации ведется в журналах или личных карточках по технике безопасности.
    Работающие в условиях повышенной опасности (на работах, к которым предъявляются повышенные требования техники безопасности) или совмещающие эти работы с основной профессией, кроме инструктажа, проходят специальное обучение, сдают экзамен квалификационной комиссии и при достаточных знаниях получают удостоверение на право самостоятельного ведения работ. Обучение по профессии и по охране труда организуется непосредственно на предприятиях или в учебных заведениях с привлечением для преподавания наиболее опытных, высококвалифицированных инженерно-технических работников и ведется по утвержденной программе, предусматривающей теоретическую и практическую подготовку рабочих.
    Теоретическая подготовка должна быть максимально приближенной к условиям производства. В ходе практического обучения на объектах с повышенной опасностью необходимо соблюдать требования Правил и инструкций о мерах безопасности, сроках обучения, стажировки и т. д. На предприятиях должен стать законом порядок, при котором к выполнению обязанностей, связанных с обслуживанием сложных агрегатов, установок и механизмов или выполнением других ответственных и опасных работ, а также обязанностей инженерно-технических работников, руководителей производства, независимо от важности участка, допускаются только лица, прошедшие специальное обучение по профессии и технике безопасности, сдавшие экзамен квалификационной комиссии и получившие удостоверение на право самостоятельной работы (или руководства работами) и назначенные соответствующим приказом, распоряжением.
    Рабочие или инженерно-технические работники, совмещающие свою основную профессию с использованием грузоподъемных кранов, других сложных машин, механизмов, аппаратуры, должны быть обучены и аттестованы с оформлением соответствующих протоколов и отметкой в личной карточке по технике безопасности. Переаттестацию рабочие проходят ежегодно, инженерно-технические работники - один раз в 3 года.

    Третьим условием безопасной работы следует считать определение специальными положениями, утвержденными в отрасли и на предприятиях (с учетом местных условий), конкретного перечня основных обязанностей в области охраны труда: руководителя и главного инженера предприятия, их заместителей, главных специалистов, начальников цехов и отделов, всех других инженерно-технических работников.

    Четвертое условие - полное соответствие зданий, сооружений, рабочих мест, оборудования, машин, оснастки, инструмента, всех других средств производства и технологических процессов требованиям соответствующих Правил техники безопасности, государственных стандартов и технических условий. Важнейшая мера в решении этого вопроса - плановая, настойчивая работа по постоянному развитию технического прогресса на основе достижений науки и техники, передового опыта, совершенствованию культуры и эстетики, имеющих решающее значение для создания комфортных и безопасных условий труда, предупреждения аварий и несчастных случаев.

    Пятое условие - одно из основных, определяющих - высокий уровень состояния техники безопасности.

    Риск – сочетание вероятности нанесения ущерба и тяжести этого ущерба (ГОСТ 12.0.006*-2002).

    В общем случае под риском понимают многокомпонентную величину, измеренную с помощью статистических данных или рассчитанную с помощью имитационных моделей, включающих следующие показатели:

    · величину ущерба от воздействия того или иного вида опасности;

    · вероятность возникновения рассматриваемого вида опасности;

    · неопределенность в величинах как ущерба, так и вероятности возникновения опасности.

    Понятие риска используется для измерения опасности и обычно относится к индивидууму или группе людей (производственному персоналу или населению), имуществу (материальным объектам, собственности) или окружающей среде. Уровень риска производственного объекта, для которого характерно множество видов проявлений опасностей, определяется на основе анализа совокупности рисков, выявленных при анализе опасных проявлений, например, взрывов, пожаров, обрушений, выбросов и др.

    При использовании статистических данных величину риска (R) определяют по выражению

    R = (N ЧС / N O) £ R доп, (9)

    где N ЧС – число чрезвычайных событий в год;

    N O – общее число событий в год;

    R доп – допустимый риск.

    Прогнозируемый (ожидаемый) риск R представляет собой произведение частоты реализации конкретной опасности f на произведение вероятностей нахождения человека в зоне опасностей (риска).

    где f – число несчастных случаев (смертельных исходов) от данной опасности, чел -1 .год -1 ;

    П Р i = P 1 × P 2 × P 3 × … P n – произведение вероятностей нахождения работника в зоне опасностей (риска);

    Р 1 – вероятность нахождения работника в цехе в течение года, P 2 – вероятность работы человека на производстве в течение недели, P 3 – вероятность выполнения работником технологического задания непосредственно на оборудовании и т.п.

    В условиях производства принято различать индивидуальный и социальные (коллективные) риски.

    Индивидуальный риск – частота поражения отдельного индивидуума (смертельный исход, нетрудоспособность, травмы различной степени тяжести) в результате воздействия исследуемых видов опасного проявления анализируемого производственного объекта. При анализе риска данный критерий обычно не определяется для каждого человека, а оценивается для групп людей, характеризующихся одинаковым временем пребывания в подобных условиях и использующих подобные средства защиты. Индивидуальный риск определяется потенциальным риском и вероятностью нахождения человека в зоне влияния исследуемого опасного проявления производственного объекта.

    Социальный риск – зависимость вероятности нежелательных событий, состоящих в поражении не менее определенного вида при реализации определенных опасностей, от этого числа людей (например, гибель людей при взрывах и пожарах, при транспортных авариях, при авариях с выбросом химически опасных веществ и т.п.).


    Индивидуальный риск характеризует распределение риска в пространстве (территория возможного нахождения индивидуума), а социальный – масштаб катастрофичности опасности. Понятию социальный риск эквивалентен групповой.

    Принимая во внимание аксиому о невозможности обеспечения абсолютной безопасности, в обществе сформировалась концепция допустимого (приемлемого) риска.

    Допустимый риск – риск, который в данной ситуации считают приемлемым при существующих общественных ценностях (ГОСТ 12.0.006*). Он сочетает в себе технические, экономические, социальные и политические аспекты и представляет некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями её достижения.

    Экономические возможности повышения безопасности технических систем небезграничны. Затрачивая чрезмерные средства на повышение безопасности в технических системах, можно нанести ущерб социальной сфере (медицинское обслуживание, образование, пособия и т.д.).

    В настоящее время по международной договорённости принято считать, что действие техногенных опасностей должны находиться в пределах от 10 -7 – 10 -6 (смертельных случаев, чел -1 год -1), а величина 10 -6 является максимально приемлемым уровнем индивидуального риска.

    Неприемлемый риск имеет вероятность реализации негативного воздействия более 10 -3 , при значениях риска от 10 -3 до 10 -6 принято различать переходную область значений риска.

    Критерии приемлемого риска и результаты оценки риска могут быть выражены как качественно (в виде текста, таблиц), так и количественно путем расчета показателей риска. Существуют четыре различных подхода к определению риска. Первый – инженерный. Он опирается на статистику поломок и аварий, на вероятностный анализ безопасности с построением и расчетом так называемых деревьев отказов и деревьев событий. Второй подход – модельный. Он основан на построении моделей воздействия вредных факторов на человека и окружающую среду. Третий подход – экспертный, когда вероятность различных событий определяют не вычислениями, а опросом опытных экспертов. Четвертый подход – социологический. Он исследует отношение населения к различным видам риска (социологический опрос).

    Критерии приемлемого риска могут задаваться нормативно-правовыми документами или определяться на этапе планирования анализа или в процессе анализа. В общем случае основой для определения приемлемой степени риска служат: законодательство по промышленной безопасности и охране труда, правила и нормы безопасности в анализируемой области, опыт практической деятельности (сведения об опасных происшествиях и их последствиях).

    Критерии приемлемого риска зависят от анализируемого объекта, периода его жизненного цикла (проектирования, создания, использования, ликвидации), а также от экономического состояния производственного объекта или той системы, куда анализируемый производственный объект входит составной частью.

    Применение показателей риска в качестве количественной меры опасности позволяет обоснованно сравнивать безопасность различных объектов экономики и типов работ, аргументации специальных преимуществ и льгот определенной категории лиц.

    Переход к теории приемлемого риска открывает новые возможности повышения безопасности техносферы, т.к. наряду с техническими, организационными и административными методами добавляются экономические методы управления безопасностью жизнедеятельности (например, страхование, платежи за риск, денежная компенсация ущерба и т.п.).

    Опасность центральное понятие безопасности жизнедеятельности. Опасность - явление, процессы, объекты, свойства предметов, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека. Опасности носят потенциальный характер, т. е. любая деятельность потенциально опасна.

    Различают опасности естественного и антропогенного происхождения. Естественные опасности обусловливают стихийные явления, климатические условия, рельеф местности и т. п. Антропогенные опасности возникают вследствие воздействия человека на среду обитания своей деятельностью и продуктами деятельности (техническими средствами, выбросами различных производств и т. п.). Чем выше преобразующая деятельность человека, тем выше уровень и число антропогенных опасностей.

    Признаками, определяющими опасность, являются: угроза для жизни, возможность нанесения ущерба здоровью, нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека.

    По происхождению различают 6 групп опасностей: природные, техногенные, антропогенные, экологические, социальные, биологические.

    По характеру воздействия на человека опасности можно разделить на 5 групп: механические, физические, химические, биологические, психофизиологические.

    По времени проявления отрицательных последствий опасности делятся на импульсивные и кумулятивные.

    По локализации опасности бывают: связанные с литосферой, гидросферой, атмосферой, космосом.

    По вызываемым последствиям: утомление, заболевание, травмы, аварии, пожары, летальные исходы и т. д.

    По приносимому ущербу: социальный, технический, экологический, экономический.

    По структуре (строению) опасности делятся на простые и производные, порождаемые взаимодействием простых.

    По реализуемой энергии опасности делятся на активные и пассивные. К пассивным относятся опасности, активизирующиеся за счет энергии, носителем которой является сам человек. Это - острые (колющие и режущие) неподвижные элементы; неровности поверхности, по которой перемещается человек; уклоны, подъемы; незначительное трение между соприкасающимися поверхностями (скольжение) и др.

    Сферы проявления опасностей: бытовая, спортивная, дорожно-транспортная, производственная, военная и др.

    Под идентификацией понимается процесс обнаружения и установления количественных, временных, пространственных и иных характеристик, необходимых и достаточных для разработки профилактических и оперативных мероприятий, направленных на обеспечение жизнедеятельности.

    Условия, при которых реализуются потенциальные опасности, называются причинами. Причины характеризуют совокупность обстоятельств, благодаря которым опасности проявляются и вызывают те или иные нежелательные последствия. Формы нежелательных последствий, или ущерба, разнообразны: травмы различной тяжести, заболевания, урон окружающей среде и др.

    Триада “опасность - причины - нежелательные следствия” - это логический процесс развития, реализующий потенциальную опасность в реальный ущерб (последствие). Как правило, этот процесс включает несколько причин, т. е. является многопричинным. В основе профилактики несчастных случаев по лежит поиск причин.

    Наиболее распространенной оценкой опасности является риск. Риск - частота реализации опасностей, выражающаяся в отношении числа тех или иных неблагоприятных последствий к их возможному числу за определенный период.

    Пример. Ежегодно в РФ вследствие различных опасностей неестественной смертью погибает около 500 тыс. чел. Население страны около 170 млн. Чел., отсюда риск (R) равен:

    Различают следующие виды рисков.

    Индивидуальный риск. Он характеризует опасность определенного вида для отдельного индивидуума.

    где Rн – индивидуальный риск; Р – число пострадавших (погибших) в единицу времени t от определенного фактора риска ƒ; L – число людей, подверженных соответствующему фактору риска в единицу времени t.

    Источником индивидуального риска в производственной сфере является профессиональная деятельность, а наиболее распространенным фактором риска - опасные и вредные производственные факторы. Индивидуальный риск во многом определяется квалификацией и готовностью индивидуума к действиям в опасной ситуации, его защищенностью.

    Социальный риск. Он характеризует масштабы и тяжесть негативных последствий чрезвычайных ситуаций, а также различного рода явлений и преобразований, снижающих качество жизни людей. По существу – это риск для группы или сообщества людей. Оценить его можно, например, по динамике смертности, рассчитанной на 1000 человек соответствующей группы:

    где Rc – социальный риск; С1 – число умерших в единицу времени t (смертность) в исследуемой группе в начале периода наблюдения до развития чрезвычайных событий; С2 – смертность в той же группе людей в конце периода наблюдения, например на стадии затухания чрезвычайной ситуации; L – общая численность исследуемой группы

    Экономический риск. Он определяется соотношением пользы и вреда, получаемых обществом от рассматриваемого вида деятельности:

    где Rэ – экономический риск, %; В – вред обществу от рассматриваемого вида деятельности; П – польза

    Экологический риск. Он выражает вероятность экологического бедствия, катастрофы, нарушения дальнейшего нормального функционирования и существования экологических систем и объектов в результате антропогенного вмешательства в природную среду или стихийного бедствия. Нежелательные события экологического риска могут проявляться как непосредственно в зонах вмешательства, так и за их пределами:

    где Rо – экологический риск; ΔО – число антропогенных экологических катастроф и стихийных бедствий в единицу времени t; О – число потенциальных источников экологических разрушений на рассматриваемой территории

    Ранее техника безопасности базировалась на требовании - обеспечить абсолютную безопасность. Как показала практика, такой подход неадекватен законам техносферы. Обеспечить нулевой риск невозможно. Поэтому современный мир пришел к концепции приемлемого (допустимого) риска. Приемлемый риск это такой риск, который оправдан обществом исходя из политических, социальных и экономических соображений.

    Максимально приемлемым уровнем индивидуального риска гибели обычно считается величина 10-6 в год. Пренебрежительно малым считается индивидуальный риск гибели 10-8 в год. Максимально приемлемым риском для экосистем считается тот при котором может пострадать не более 5% видов биогеоценоза. В нашей стране приемлемый риск, на 2-3 порядка «строже» фактических. Следовательно, введение приемлемых рисков является акцией, прямо направленной на защиту человека.

    С целью минимизации риска действия опасностей в пространстве и времени, устанавливаются государством приемлемые и допустимые их значения по различным сферам жизни и деятельности человека.

    Предельно допустимая концентрация ПДК - утвержденная в законодательном порядке максимальная концентрация вредного вещества, которая за определенное время воздействия не влияет на здоровье человека и его потомство, а также на компоненты экосистемы и природное сообщество в целом.

    Различают также предельно допустимые значения ПДЗ и предельно допустимые уровни ПДУ. Под ними понимаются состояния, концентрации, процессов и явлений которые за определенное время воздействия не влияют на здоровье человека и его потомство, а также на компоненты экосистемы и природное сообщество в целом.

    Значения ПДК, ПДУ, ПДЗ включены в ГОСТы, санитарные нормы и другие нормативные документы, обязательные для исполнения на всей территории государства. Их учитывают при проектировании технологических процессов, оборудования, очистных устройств и пр.

    Для установления ПДК, ПДЗ, ПДУ используют расчётные методы, результаты биологических экспериментов, а также материалы динамических наблюдений за состоянием здоровья лиц, подвергшихся воздействию вредных веществ. В последнее время широко используются методы компьютерного моделирования, предсказания биологической активности новых веществ, биотестирование на различных объектах и т. д.

    ПДК, ПДЗ, ПДУ одного и того же вещества различны для разных объектов внешней среды (табл. 1.1).

    Таблица 1.1.

    Предельно допустимые концентрации некоторых газообразных веществ в атмосферном воздухе и воздухе производственных помещений

    Управление риском – это анализ рисковой ситуации, разработка и обоснование управленческого решения, нередко в форме правового акта, направленного на минимизацию риска. В основе управления риском лежит методика сравнения затрат и получаемых выгод от снижения риска. Для этой цели средства можно расходовать по трем направлениям: совершенствование технических систем и объектов; подготовка персонала; ликвидация последствий. Переход к оценке риска открывает новые возможности повышения безопасности: к техническим, организационным, административным добавляются экономические методы управления риском. К последним относятся: страхование, денежная компенсация ущерба, платежи за риск и др.

    Министерство образования Российской Федерации

    Центр дистанционного образования

    Безопасность

    жизнедеятельности

    Учебное пособие

    Екатеринбург

    для студентов всех форм сокращенного обучения

    на базе среднего профессионального образования

    Рецензенты:

    кафедра безопасности горного производства

    Уральской государственной горно-геологической академии

    (заведующий кафедрой доцент, канд. техн. наук)

    и канд. техн. наук

    (Уральский научно-исследовательский химический институт)

    Ответственные за выпуск:

    заведующий кафедрой машин и аппаратов пищевых

    производств, декан факультета техники и технологии

    пищевых производств докт. техн. наук, профессор,

    директор ЦДО

    Николаев жизнедеятельности: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2003. – 88с.

    Учебное пособие для экономических специальностей разработано на основе государственных образовательных стандартов.

    В пособии излагаются основные сведения по дисциплине, которые студент обязан изучить при подготовке к испытаниям, установленным учебным планом, а также вопросы для самоконтроля при освоении учебного материала в соответствии с утвержденной программой. Пособие используется совместно с рекомендованной литературой, а также, по желанию студентов, совместно с базовым учебным материалом на дискете или лазерном диске, которые не входят в перечень учебно-методического материала, подлежащего обязательной выдаче студентам.

    Введение…………………………………………………………………

    Глава 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности…

    1.1. Основные понятия и определения…………………………..

    1.2. Основы теории риска………………………………………...

    1.3. Управление безопасностью жизнедеятельности…………..

    Контрольные вопросы…………………………………………...

    Глава 2. Безопасность при чрезвычайных ситуациях……..…………

    2.1. Чрезвычайные ситуации: общая характеристика………….

    2.2. Радиационная безопасность…………………………………

    2.3. Чрезвычайные ситуации с выбросом аварийных

    Химически опасных веществ……………………………………

    2.4. Защита населения при чрезвычайных ситуациях………….

    Вопросы для самопроверки……………………………………..

    Контрольные вопросы……………………………………………

    Глава 3. Безопасность в условиях производства (охрана труда)…….

    3.1. Законодательная и нормативная основа охраны труда……

    3.2. Система управления охраной труда………………………..

    3.3. Производственный травматизм и профзаболевания………

    3.4. Основные требования к предприятиям…………………….

    3.5. Воздух рабочей зоны……………………………………….

    3.6. Защита от производственных вредностей…………………

    3.7. Производственное освещение и техническая эстетика…..

    3.8. Оценка условий труда и аттестация рабочих мест……….

    Глава 4. Техника безопасности……………………………………….

    4.2. Электробезопасность…………………………………..…

    4.3. Безопасность при погрузочно-разгрузочных работах……

    Вопросы для самопроверки……………………………………

    Контрольные вопросы…………………………………………

    Глава 5. Пожарная безопасность……………………………………..

    5.1. Горение и пожарная опасность горючих веществ……….

    5.2. Пожарная профилактика при эксплуатации зданий……..

    5.3. Средства пожаротушения………………………………….

    Вопросы для самопроверки……………………………………

    Контрольные вопросы………………………………………….

    Контрольная работа…………………………………………….

    Ответы на вопросы для самопроверки…………………...........

    Приложение. Список сокращений…………………………….

    Введение

    Человек живет в мире, полном опасностей. В условиях производства безопасность обеспечивается охраной труда (ОТ), в чрезвычайных ситуациях - гражданской обороной (ГО), в любых условиях обитания - безопасностью жизнедеятельности (БЖД). По данным Международной организации труда (МОТ), ежегодно в мире на производстве погибает свыше 200 тыс. чел., 15 млн. чел. травмируются, сотни тысяч становятся инвалидами.

    В 1992 г. при несчастных случаях (НС) на производстве из 1000 чел. работающих погибло в России 0,130 чел.; в 1993 г. - 0,140; в США - 0,054; в Японии - 0,020; в Великобритании - 0,016. В 1997 г. в России от НС на производстве пострадало 240 тыс. чел., погибло 6 тыс. чел.

    Основу знаний в учебном пособии по БЖД для подготовки по экономическим специальностям в Центре дистанционного образования УрГЭУ составляют знания, ранее излагавшиеся в курсах "Охрана труда" и "Гражданская оборона".

    В конце глав имеются вопросы для самопроверки (промежуточный тест) и контрольные вопросы - окончательный тест, по результатам которого, а также с учетом выполнения контрольной работы студент получает зачет по БЖД.

    Порядок изучения: изучается теоретический материал главы, затем - самопроверка полученных знаний путем ответа на вопросы; после изучения всех глав выполняется контрольная работа.

    Глава 1. Теоретические основы безопасности

    жизнедеятельности

    1.1. Основные понятия и определения

    В центре внимания курса "Безопасность жизнедеятельности" (БЖД) находится человек. Все виды человеческой активности (работа, отдых, быт, занятия спортом и т. д.) образуют понятие деятельности. Модель процесса деятельности состоит из двух элементов: человека и среды, имеющих прямые связи - воздействие человека на среду, и обратные, обусловленные всеобщим законом реактивности материального мира. Кроме того, система "человек-среда" двухцелевая: достижение определенного эффекта и исключение нежелательных последствий (ущерба здоровью и жизни человека, пожаров, аварий, катастроф и т. п.).

    Любая деятельность потенциально опасна - это аксиома . Но уровнем опасности (риском) можно управлять, доводя его до приемлемого значения, так как абсолютная безопасность недостижима.

    Безопасность - это состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью исключено проявление опасностей. Таким образом, безопасность - это цель, а наука БЖД - это средства, пути, методы ее достижения. БЖД базируется на достижениях психологии, физиологии человека, охраны труда, экологии, эргономики (науки, изучающей деятельность человека с целью оптимизации орудий, условий и процесса труда и обеспечения удобств для развития способностей человека), экономики и др.

    Опасность - это явления, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека. Опасность хранят все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты, а также характеристики, не соответствующие условиям жизнедеятельности человека. Опасности бывают потенциальные (скрытые) и реальные. Для реализации потенциальной опасности нужны условия, называемые причинами.

    Таксономия - наука о классификации и систематизации сложных явлений, понятий, объектов. По воздействию опасности делятся на физические, химические, биологические, психофизиологические. По времени проявления опасности делятся на импульсные (вызываемые импульсом - толчком), лавинообразные (стремительно движущиеся, растущие), кумулятивные (с концентрацией энергии в одном направлении), взрывные, долговременные.

    По характеру воздействия на человека опасности делятся на активные, пассивные, локальные, временные, физиологические, генетические. Пассивные - это опасности, активизирующиеся за счет энергии человека: острые неподвижные элементы, неровности поверхности, по которой перемещается человек, уклоны, подъемы, малое трение на опорной поверхности и др.

    Различают априорные признаки опасности - так называемые предвестники, т. е. получаемые заранее, и апостериорные - возникающие в результате реализации опасности.

    Номенклатура - это перечень названий, терминов, систематизированных по определенному признаку. Квантификация - это количественные характеристики сложных, качественно определяемых понятий; применяются численные, балльные и другие приемы квантификации; наиболее распространенная оценка опасности - риск. Идентификация опасности - это процесс обнаружения и установления количественных, временных, пространственных и иных ее характеристик. При этом выявляются номенклатура опасностей, вероятность их проявления (т. е. осуществляется их квантификация), пространственная локализация (т. е. координаты), возможный ущерб и другие параметры.

    Опасность, причины, последствия являются основными характеристиками НС, чрезвычайной ситуации (ЧС), пожара и т. д. Триада "опасность - причины - нежелательные последствия" - это логический процесс развития потенциальной опасности впоследствии. Как правило, этот процесс является многопричинным, т. е. опасность может реализовываться по многим причинам.

    1.2. Основы теории риска

    Первая стадия оценки опасности - это качественный анализ, т. е. ее идентификация во временно-пространственных координатах: а) установление типа опасности по их номенклатуре; б) установление связей с другими опасностями методами таксономии; в) выявление характера ущерба по таксономии и номенклатуре ущербов.

    Вторая стадия оценки - это количественный анализ, т. е. выбор метода квантификации и оценка пределов изменения опасности: а) суммирование опасностей; б) определение взаимодействия опасностей; при этом возможны эффекты синергический (совместное действие опасностей, превышающее действие их в отдельности) и ингибирующий (совместное действие опасностей, уменьшающее действие их в отдельности); в) оценка ущерба; г) выявление причин опасности и ущерба.

    Численной мерой опасности или возможности нанесения ущерба человеку принят риск. Смысл риска может быть различным:

    1) для каждой опасной связи в эргатической системе, т. е. системе, одним из элементов которой является человек, индивидуальный риск для i - го человека от j - й опасности есть годовая частота доли реализации опасности:

    Год -1, (1.1)

    где n j - количество пострадавших от j -го вида опасности, чел.;

    N j - количество подвергшихся j - му виду опасности, чел.;

    τ - время, за которое произошли события, год;

    2) для нескольких видов опасности индивидуальный риск человека в ноксосфере - пространстве, в котором постоянно существуют или периодически возникают опасности:

    r i .m = k Σ r ij , (1.2)

    где m - количество опасностей в ноксосфере;

    К - коэффициент взаимодействия опасностей;

    3) для группы людей - коллективный риск от j -й опасности:

    r n .j = Σ r ij , (1.3)

    где n - количество людей в группе;

    4) коллективный риск в ноксосфере:

    n m

    R n. m = k ΣΣ r ij (1.4)

    I=1j=1

    Ущерб для человека может быть разнообразным: риск гибели, риск травмы, риск болезни и т. д. Для сравнения любых видов опасности определяют риск летального исхода от них rij лет . Тогда ущерб от реализации опасности будет:

    x r i .j = r ij лет ´ x o , (1.5)

    где Х o - стоимость человеческой жизни.

    При r i .j лет = 1 имеем Х rij = Х o . Т. е. ущерб, связанный с гибелью человека, есть стоимость человеческой жизни, и значит, риск - категория экономическая.

    Приемлемый (или допустимый) риск - это условно безопасная величина риска, устанавливаемая государством и определяемая уровнем его развития. Она может быть договорная, нормируемая или узаконенная. По международной договоренности принято считать, что технический риск должен быть пределах 10-7…10-6 год-1, приемлемый 10-6 год-1 и менее, неприемлемый 10-3год-1 и более.

    Фоновый риск - это риск в ноксосфере на большой относительно безопасной территории. Изолинии риска (изориски) - это линии одинаковых рисков на местности (см. рис. 1.1).

    Рис. 1.1. Изолинии риска на местности

    Риск может возрастать при увеличении объема и локальной концентрации производства , увеличении удельной мощности оборудования, плотности материальных ресурсов или финансовых вложений, общей перегрузке био- и ноосферы (эволюционного состояния биосферы , при котором деятельность человека становится решающим фактором ее развития).

    Пути уменьшения риска: устранение причин возрастания риска (по предыдущему перечню); совершенствование технических систем; профессионализм обслуживающего персонала.

    1.3. Управление безопасностью жизнедеятельности

    Существуют классификации принципов обеспечения безопасности по нескольким признакам. Ориентирующими принципами являются: 1) активность оператора; 2) гуманизация деятельности (утверждение ценности человека независимо от его общественного положения); 3) деструкция , т. е. разделение целого на части; 4) категорирование, т. е. деление объектов по признакам опасностей (например, категории помещений по пожароопасности - А, Б, В, Г. Д); 5) ликвидация опасности (не бросать в панике управление процессом, а ликвидировать опасность); 6)системность при предотвращении опасности; 7) перевод опасности на меньший ущерб.

    Технические принципы: 1) предохранительная блокировка оборудования; 2) вакуумирование оборудования, т. е. создание в нем вакуума, чтобы вредности не выходили в рабочую зону; 3) герметизация оборудования - с той же целью; 4) защита расстоянием (удаление от опасной зоны); 5) компрессия (создание избыточного давления в помещении, чтобы вредности не входили в него); 6) обеспечение прочности оборудования, сооружений; 7) введение в систему слабого звена, воспринимающего изменение параметра и предотвращающего опасность (плавкие вставки, предохранительные клапаны, разрывные мембраны и др.); 8) флегматизация - добавление к взрывоопасному веществу флегматизатора, уменьшающего чувствительность к внешним импульсам (ударным, электрическим и др.); 9) экранирование.

    Организационные принципы: 1) защита временем (выждать время, пока опасность самоликвидируется или уменьшится); 2) информированность персонала (обучение, инструктаж, предупредительные надписи); 3) резервирование; 4) нормирование, обеспечивающее защиту от опасности; это предельно допустимые уровни (ПДУ), концентрации (ПДК), нормы переноса тяжести, продолжительности труда и др.; 5) подбор кадров; 6) эргономичность.

    Методы обеспечения безопасности гомосферы и ноксосферы (гомосфера - это нижние слои атмосферы до 100 км; в БЖД гомосфера - рабочая зона, где трудится человек): 1) пространственное или временное разделение гомосферы и ноксосферы дистанционным управлением , автоматизацией и др.; 2) нормализация ноксосферы средствами коллективной защиты (СКЗ) от шума, газа, пыли и др.; 3) адаптация человека к ноксосфере, повышение его защищенности профотбором, обучением, психологическим воздействием, средствами индивидуальной защиты (СИЗ).

    Перманентный (т. е. постоянный) риск и возможность воздействия на уровень опасности позволяют управлять безопасностью. Управление БЖД - это воздействие на систему "человек-среда" для достижения заданных результатов, перевод объекта из опасного состояния в менее опасное при соблюдении экономической и технической целесообразности.

    Функции управления БЖД: 1) анализ состояния объекта; 2) прогнозирование ситуации и планирование мероприятий для достижения целей управления; 3) организация управляемой и управляющей систем с обратной связью от управляемых объектов к управляющему органу; 4) контроль за выполнением управленческих решений; 5) определение эффективности мероприятий; 6) стимулирование участников управления творчески решать проблемы.

    Средства управления БЖД: 1) образование, воспитание культуры безопасного поведения населения; 2) профессиональное обучение и отбор; 3) психологическое воздействие на субъекты управления; 4) рационализация режимов труда и отдыха; 5) технические и организационные СКЗ и СИЗ; 6) система льгот, компенсаций и др.

    Вопросы для самопроверки

    1.1. Каковы основные цели человека в системе «человек – среда»?

    1.2. Что такое опасность?

    1.3. Что такое приемлемый (или допустимый) риск?

    1.4. Что означает защита временем?

    Контрольные вопросы

    1.5. Как называется наука о классификации сложных явлений?

    1.6. Какая опасность может реализоваться в будущем?

    1.7. Укажите опасности, происходящие по вине человека.

    1.8. Какие опасности связаны с отношениями в обществе?

    1.9. Назовите опасности, являющиеся нарастающими.

    1.10. Какие опасности характеризуются концентрацией энергии?

    1.11. Какие опасности активизируются за счет энергии человека?

    1.12. Какие признаки опасности известны заранее?

    1.13 . Какие признаки опасности выявляются после ее реализации?

    1.14. Какой эффект совместного действия опасностей выше их действия в отдельности?

    1.15. Какой эффект совместного действия опасностей меньше их действия в отдельности?

    1.16. Какое понятие риска считается наиболее признанным?

    1.17. Как обозначается наиболее признанное понятие риска?

    1.18. Какова размерность риска?

    1.19. Как называется система, один из элементов которой - человек?

    1.20. Как называется пространство с опасностями?

    1.21. Какой риск имеется на почти безопасной территории?

    1.22. Как называются линии одинаковых рисков на местности?

    1.23. Как называется новое, эволюционное состояние биосферы?

    1.24. Как называется наука об удобствах труда человека?

    1.25. Укажите распределение объектов по признакам опасности?

    1.26. Как называется создание избыточного давления в помещении?

    1.27. Как называется установление величин параметров для защиты от опасности?

    1.28. Как называется зона, где трудится человек?

    1.29. Укажите метод обеспечения безопасности с помощью СКЗ от шума, газа, пыли и др.

    Глава 2.

    Безопасность при чрезвычайных ситуациях

    2.1. Чрезвычайные ситуации: общая характеристика

    Чрезвычайное событие - это техногенное, антропогенное или природное происшествие с резким отклонением от норм процессов или явлений, оказывающее значительное отрицательное воздействие на жизнедеятельность человека, экономику, социальную и природную среду. Чрезвычайные условия - это черты обстановки, сложившейся на объекте, в регионе в результате чрезвычайного события и других факторов. Чрезвычайная ситуация (ЧС) - это совокупность обстоятельств, сложившихся под влиянием чрезвычайных условий в результате чрезвычайного события. Авария - это чрезвычайное событие по техногенным причинам и из-за внешних воздействий, состоящее в повреждении или разрушении технических устройств или сооружений. Катастрофа - это авария с человеческими жертвами, значительным материальным ущербом и другими тяжелыми последствиями.

    Признаки или результаты ЧС: опасность для жизни и здоровья многих людей; нарушение экологического равновесия; выход из строя систем жизнеобеспечения и управления; полное или частичное прекращение хозяйственной деятельности; значительный материальный ущерб; привлечение больших сил и средств для спасения людей и ликвидации последствий; психологический дискомфорт для многих людей.

    Количественные меры ЧС: количество людей в зоне ЧС, количество пострадавших, количество смертельных исходов, финансовый ущерб и др.

    Стадии ЧС независимы от ее типа: 1) зарождение - активизация неблагоприятных природных процессов, накопление проектно-производственных дефектов и технических неисправностей, сбои в работе инженерно-технического персонала и т. п.; 2) инициирование - начало реализации ЧС из-за инициирующего события; 3) кульминационная - высвобождение неблагоприятно воздействующих энергии или вещества, т. е. происходит собственно чрезвычайное событие; ЧС достигает апогея или под воздействием людей переходит в четвертую стадию; 4) затухание - действие остаточных факторов поражения; это период от перекрытия источника опасности, т. е. локализации ЧС, до полной ликвидации ее прямых и косвенных последствий (вторичных, третичных и т. д.); продолжительность стадии может быть годы и десятилетия.

    Типы задач при защите человека в ЧС: 1) эвакуация людей из района действия опасных факторов; 2) помощь подвергшимся воздействию ЧС, но лишенным возможности спасаться самостоятельно (дети, старики, больные); 3) самоспасение, если внешняя помощь не оказана вовремя; 4) обеспечение безопасности самих спасателей.

    По характеру генезиса (происхождения) ЧС могут быть: 1) стихийные бедствия или природные ЧС - это землетрясения, наводнения, эпидемии (распространение инфекционных болезней человека, превышающее обычное для данной местности), эпизоотии (аналогичное распространение инфекционных болезней животных), эпифитотии (аналогичное распространение инфекционных болезней растений) и т. п.; 2) техногенные - это выход их строя машин (преобразующих энергию, материалы, информацию), механизмов (преобразующих виды движения твердых тел), трубопроводов при их эксплуатации, сопровождающийся нарушениями производственного процесса со взрывами, пожарами, радиоактивным, химическим заражением больших территорий, групповым поражением или гибелью людей; 3) антропогенные - следствие ошибочных действий персонала; 4) экологические - изменения состояния суши, атмосферы, гидросферы и биосферы с резко отрицательным влиянием на здоровье людей, среду обитания, экономику, генофонд (совокупность генов, которые имеются у особей данной популяции); 5) социальные - это события в социуме (человеческой общности - племени, нации) - грабежи, насилия, межнациональные конфликты с применением силы, межгосударственные - с применением оружия.



    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: