Тест Лири: опросник для диагностики межличностных отношений, методика ДМО. Тест Лири - пример готовой методики. Тест Т. Лири Методика Т. Лири

Тест Лири - это методика диагностики межличностных отношений. Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Они названы М. Аргайлом в числе главных компонентов при анализе стиля межличностного поведения и по содержанию могут быть соотнесены с двумя из трех главных осей семантического дифференциала Ч. Осгуда: оценка и сила. В многолетнем исследовании, проводимом американскими психологами под руководством Б. Бейлза, поведение члена группы оценивается по двум переменным, анализ которых осуществляется в трехмерном пространстве, образованном тремя осями: доминирование-подчинение, дружелюбие-агрессивность, эмоциональность-аналитичность.

Для представления основных социальных ориентаций Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование-подчинение, дружелюбие-враждебность. В свою очередь эти секторы разделены на восемь - соответственно более частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей.

Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе оказываются результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование-подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.

Опросник, подробно представленный в Приложении А, содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.

Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведения людей, т.е. поведения в оценке окружающих ("со стороны"), для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального "Я". В соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструкция для ответа.

Разные направления диагностики позволяют определить тип личности, а также сопоставлять данные по отдельным аспектам. Например, "социальное "Я", "реальное "Я"", "мои партнеры" и т.д.

Методика может быть представлена респонденту либо списком (по алфавиту или в случайном порядке), либо на отдельных карточках. Ему предлагается указать те утверждения, которые соответствуют его представлению о себе, относятся к другому человеку или его идеалу.

Максимальная оценка уровня - 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения, показанных в таблице 4. Шкалы теста Лири приведены на рисунке 1.

Таблица 4. Степени выраженности отношений

Рисунок 1. Шкалы теста Лири

В результате производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью специального "ключа" к опроснику. Полученные баллы переносятся на дискограмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (от 0 до 16). Концы векторов соединяются и образуют личностный профиль.

По специальным формулам определяются показатели по основным факторам: доминирование и дружелюбие.

Доминирование = (I - V) + 0,7 х (VIII + II - IV - VI)

Дружелюбие = (VII - III) + 0,7 х (VIII - II - IV + VI)

Качественный анализ полученных данных проводится путем сравнения дискограмм, демонстрирующих различие между представлениями разных людей. С.В. Максимовым приведены индексы точности рефлексии, дифференцированности восприятия, степени благополучности положения личности в группе, степени осознания личностью мнения группы, значимости группы для личности.

Методический прием позволяет изучать проблему психологической совместимости и часто используется в практике семейной консультации, групповой психотерапии и социально-психологического тренинга.

Методика диагностики межличностных отношений была разработана в 1954 году американским психологом (1920-1996) в соавторстве с Г. Лефоржем и Р. Сазеком, а в 1957 опубликована в его монографии The Interpersonal Diagnosis of Personality. Интересно, что данный тест до сих пор активно используется спецслужбами США. Широкой популярностью среди психологов, в силу своей компактности и информативности, также пользуется методика Лири.

Описание и предназначение методики

Тест исследует представления личности о себе. При этом его возможно использовать для оценки представлений как о реальном «Я», так и об идеальном. Также возможно использование для оценки других, если необходимо выяснить видение одного индивида в глазах другого. В процессе диагностики выделяется доминирующий тип отношения индивида к окружающим. Речь идет о двух ключевых факторах, определяющих межличностные отношения:

1) доминирование - подчинение;

2) дружелюбие - агрессивность.

Данные факторы были выделены М. Аргайлом в качестве основных характеристик межличностного поведения. Также они соотносятся с двумя осями Ч. Осгуда, использовавшего для исследования психологических переменных биполярные шкалы (например, горячий-холодный, сильный-слабый и др.) с фиксированным количеством делений на каждой из них.

Схематическое представление факторов

Для схематического представления основных социальных ориентаций индивида методика диагностики межличностных отношений Лири включает в себя условную схему: круг, разделенный на 8 секторов - октантов. В круге выделяются две оси (соответствующие описанным выше факторам межличностных отношений): "доминирование - подчинение" и "дружелюбие - враждебность". При этом Лири предполагал, что взаимосвязь этих переменных тем сильнее, чем ближе расположены результаты респондента относительно центра окружности. Сумма баллов по каждой из ориентаций, которые определяет методика диагностики межличностных отношений Лири, переводится в индекс соответственно доминирующей оси. Расстояние, получаемое между показателями и центром окружности, определяет адаптированность межличностного поведения.

Качественную характеристику выделенных секторов (октантов), которые определяет методика межличностных отношений Т. Лири, можно представить следующим образом:

I. Хороший руководитель, наставник и советчик.

II. Уверенный тип, независимый и соперничающий.

III. Искренний, непосредственный, настойчивый в своих достижениях.

IV. Скептический, нонконформистский, реалистичный в своих суждениях.

V. Скромный и застенчивый, охотно выполняющий чужие обязанности.

VI. Нуждающийся в помощи и доверии со стороны окружающих.

VII. Дружелюбный, стремящийся к сотрудничеству.

VIII. Сопереживающий и способный помогать другим.

Процедура проведения и обработка результатов

Методика Лири включает в себя 128 оценочных суждений, в каждом из 8 типов отношений которых образуются 16 пунктов. Данные пункты расположены в порядке восходящей интенсивности. При этом методика построена таким образом, что характеристики, направленные на выявление определенного типа отношений, расположены особым образом: не подряд, а группами, по четыре суждения в каждой, повторяясь через равное количество суждений.

Методика Лири, на межличностные отношения направленная, может сопровождаться двумя видами инструкций. В первом из них респондентам предлагается внимательно прочитать и оценить суждения, характеризующие психологические особенности человека и взаимоотношения с окружающими людьми. Если, по мнению респондента, суждение соответствует его представлению о себе, то необходимо отметить его знаком «+», если не соответствует - знаком «-».

Во втором варианте инструкции методика Лири предполагает оценку не только реального «Я», но и идеального. Пример: «Оценив свое реальное "Я", прочитайте, пожалуйста, все суждения еще раз и отметьте знаком "+" те из них, которые соответствуют вашему представлению о том, каким бы вы хотели себя видеть в идеале». В таком случае впоследствии можно определить уровень расхождения между реальными и идеальными представлениями индивида о себе. Оценка отношений других также может быть отражена в инструкции, которую предлагает методика Лири. Пример: «Как и в первом случае, оцените, пожалуйста, личность вашего коллеги (начальника, супруга, ребенка и т. д.)». Соответствующим образом можно диагностировать систему видения одного индивида другим.

Обработка методики Лири включает в себя несколько этапов. Изначально подсчитывается количество баллов по каждому из выделенных 8 типов межличностных отношений (авторитарному, эгоистическому, агрессивному, подозрительному, подчиняемому, зависимому, дружелюбному, альтруистическому).

Следующим этапом является определение степени выраженности типа. Максимальная оценка уровня по каждому типу, которую предполагает методика Лири на межличностные отношения, может составлять 16 баллов, которые, в свою очередь, подразделяются на 4 степени выраженности отношения:

  • от 0 до 4 баллов: низкая степень выраженности (адаптивное поведение);
  • от 5 до 8 баллов: умеренная степень выраженности (также адаптивное поведение);
  • от 9 до 12 баллов: высокая степень выраженности (экстремальное поведение);
  • от 13 до 16 баллов: экстремальная степень выраженности (экстремальное до патологии поведение).

Третий этап обработки, который подразумевает методика диагностики межличностных отношений Т. Лири, представляет собой определение показателей по двум основным векторам: доминирование - дружелюбие. Расчеты производятся с помощью следующих формул:

Доминирование = (I - V) + 0,7 х (VIII + II - IV - VI).

Дружелюбие = (VII - III) +0,7 х (VIII - II - IV + VI).

Наконец, в качестве завершающего этапа методика Лири подразумевает качественный анализ, осуществляемый за счет сравнения дискограмм, построенных на основе полученных данных по каждому респонденту, друг с другом. Также возможно построение среднего профиля межличностных отношений в той или иной группе. Оптимальным представляется использование опросника в системе общеобразовательных учебных заведений. Кроме того, показательным может оказаться (например, в рамках того или иного класса), возможность которого также предоставляет методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.

Интерпретация основных показателей отношения осуществляется по 8 типам:

I. Авторитарный тип отношений

От 13 до 16 баллов. Тип отличающейся властным, диктаторским характером. Предпочитает лидировать во всех видах групповой деятельности. Полагается только на собственное мнение, не любит слушать советы других, при этом сам постоянно всех наставляет. Окружающие, в свою очередь, предпочитают признавать властность со стороны данного индивида.

От 9 до 12 баллов. Характерно для энергичной доминантной личности, требующей к себе уважения. Она успешна в делах, пользуется авторитетом, любит давать советы окружающим.

От 0 до 8 баллов. Также отличает уверенную в себе личность, для которой свойственны настойчивость и упорство. При этом данная личность необязательно должна являться лидером.

II. Эгоистический тип отношений

От 13 до 16 баллов. Независимый, самолюбивый и Расчетлив, любит перекладывать трудности на окружающих. С одной стороны, стремится возвышаться над другими людьми, с другой - держится от них несколько отчужденно. Также отличается хвастливостью и заносчивостью.

От 0 до 12 баллов. Присутствуют эгоистические черты и направленность на себя. Склонен к соперничеству.

III. Агрессивный тип отношений

От 13 до 16 баллов. Поведение по отношению к окружающим жесткое и агрессивное. Враждебность граничит с асоциальностью.

От 9 до 12 баллов. Отличается откровенностью, прямолинейностью и требовательностью в отношении к окружающим. Непримиримый, раздражительный - склонен обвинять окружающих во всем; ироничен и резок.

От 0 до 8 баллов. Энергичный и настойчивый тип, отличающийся упорством и упрямством.

IV. Подозрительный тип отношений

От 13 до 16 баллов. Тип подозрительной и обидчивой личности, сомневающейся во всем. Злопамятен, часто жалуется на других. Стремится отгородиться от окружающего мира, считая его враждебным и злобным. Может встречаться у характера (методика Лири в данном случае может быть дополнена тестом MMPI).

От 9 до 12 баллов. Замкнутый скрытный тип. Из-за подозрительности и постоянной боязни плохого к себе отношения может испытывать сложности в межличностных отношениях. Скептичен, разочарован в людях; негативное отношение к окружающим может проявляться в вербальной агрессии.

От 0 до 8 баллов. Проявляет критичность как по отношению к окружающим, так и по отношению ко всем явлениям социальной действительности.

V. Подчиняемый тип отношений

От 13 до 16 баллов. Склонен уступать окружающим; отличается покорностью, пассивностью и слабоволием. Также может иметь место самоуничижение и самоосуждение, приписывает себе вину. Себя ставит на последнее место. Ищет опору в ком-то более сильном, чем сам.

От 9 до 12 баллов. Данный тип личности отличается кротостью и застенчивостью; легко приходит в смущение. Может подчиняться более сильной личности, не учитывая условий конкретной ситуации.

От 0 до 8 баллов. Характерен для уступчивой, скромной и робкой личности. Не отличается собственным мнением, легко подчиняется, послушно выполняет свои обязанности. Эмоции предпочитает сдерживать.

VI. Зависимый тип отношений

От 13 до 16 баллов. Сильно зависим от чужого мнения. Зависимость данного типа объясняется его резкой неуверенностью в себе и собственных силах. Испытывает тревогу и навязчивые страхи по любому, даже незначительному поводу.

От 9 до 12 баллов. Отличается беспомощностью и неумением проявить сопротивление окружающим, искренне считая, что они всегда правы. Послушен и боязлив.

От 0 до 8 баллов. Доверчивый и конформный тип. Склонен доверять окружающим и восхищаться ими. Отличается мягкостью и вежливостью.

VII. Дружелюбный тип отношений

От 9 до 16 баллов. Данный тип отличается направленностью на социальное принятие и одобрение, старается быть для всех хорошим, не учитывая при этом особенности ситуации. По отношению к окружающим дружелюбен и любезен. Среди защитных механизмов преобладают вытеснение и подавление. Характерна Возможен истероидный тип характера (также возможно дополнительное использование теста MMPI).

От 0 до 8 баллов. Гибкий в решении проблемных ситуаций. В конфликтах стремится к сотрудничеству и компромиссу. Сознательно проявляет признаки конформности, так как стремится достигать согласия с окружающими. Подчиняется условностям, соблюдает правила хорошего тона. Инициативен, готов помогать другим. Также отличается стремлением быть в центре внимания, получать признание и любовь окружающих. Общительный и дружелюбный.

VIII. Альтруистический тип отношений

От 9 до 16 баллов. Отличается выраженной гиперответственностью, а также ответственностью за других - часто неоправданной. Готов помогать другим в ущерб собственным интересам. При этом в своей помощи может проявлять чрезмерную активность и даже навязчивость. Однако в отдельных случаях данное поведение может быть также своего рода маской. В таком случае мы имеем дело с противоположным типом отношений.

От 0 до 8 баллов. Для данного типа характерны бескорыстие и отзывчивость. Он ответственен по отношению к другим людям, проявляет к ним отзывчивость и сострадание. Мягкий, деликатный и заботливый.

Интерпретация результатов

Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири предполагает достаточно широкий объем информации для исследования личности респондента. Если же тестирование проводилось в групповой форме, то исследователь, как уже упоминалось, имеет возможность сопоставить результаты отдельных индивидов с групповым профилем, а также друг с другом. При интерпретации результатов важно делать акцент не на абсолютные величины, а на доминирование показателей одного типа над другими. Это также важно учитывать, если имеет место негативное отношение родителей к дефекту своего ребенка (методики "ПАРИ" Лири).

Если проводится оценка как «Я» реального, так и «Я» идеального, то в норме не должно быть значительных расхождений между ними. В свою очередь, если имеется умеренный уровень расхождения, то это свидетельствует о возможности самосовершенствования, на которую, собственно, и указывает методика Лири. Интерпретация результатов опросника выявила тот факт, что чаще всего неудовлетворенность собой характерна для лиц с заниженным уровнем самооценки (что соответствует 5, 6 и 7-му октантам) либо для лиц, переживающих состояние длительного конфликта (соответствует 4-му октанту).

Если же у респондента наблюдается одновременное преобладание 1-го и 5-го октантов, то это свидетельствует о наличии у него проблемы авторитарности и болезненного самолюбия; 2-го и 6-го - имеет место противоречие между стремлением к независимости и необходимостью подчиняться (например, когда в силу служебной необходимости индивид обязан подчиняться, несмотря на свой внутренний протест). Конфликт между 3-м и 7-м октантами имеет место при конфликте мотивов самоутверждения и аффилиации; 4-м и 8-м - проявляется при подавлении индивидом враждебности по отношению к окружающим ради признания ими (стремление к признанию со стороны группы и одновременное чувство враждебности к ней).

Межличностные отношения - характеристика отношений между двумя или более людьми, при условии, что взаимодействие является взаимным.

НАЗНАЧЕНИЕ
Методика диагностики межличностных отношений создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

Методика диагностики межличностных отношений также позволяет изучать проблему психологической совместимости и часто используется в практике семейной консультации, групповой психотерапии и социально-психологического тренинга.

ИНСТРУКЦИЯ:
Поставьте знак «+» против тех определений, которые соответствуют вашему представлению о себе (если нет полной уверенности, знак «+» не ставьте).
I
1. Другие думают о нем благосклонно
2. Производит впечатление на окружающих
3. Умеет распоряжаться, приказывать
4. Умеет настоять на своем
II
5. Обладает чувством собственного достоинства
6. Независимый
7. Способен сам позаботиться о себе
8. Может проявить безразличие
III
9. Способен быть суровым
10. Строгий, но справедливый
11. Может быть искренним
12. Критичен к другим
IV
13. Любит поплакаться
14. Часто печален
15. Способен проявить недоверие
16. Часто разочаровывается
V
17. Способен быть критичным к себе
18. Способен признать свою неправоту
19. Охотно подчиняется
20. Уступчивый
VI
21. Благородный
22. Восхищающийся и склонный к подражанию
23. Уважительный
24. Ищущий одобрения
VII
25. Способен к сотрудничеству
26. Стремится ужиться с другими
27. Дружелюбный, доброжелательный
28. Внимательный и ласковый VIII
29. Деликатный
30. Одобряющий
31. Отзывчивый к призывам о помощи
32. Бескорыстный
I
33. Способен вызвать восхищение
34. Пользуется уважением у других
35. Обладает талантом руководителя
36. Любит ответственность
II
37. Уверен в себе
38. Самоуверен и напорист
39. Деловит и практичен
40. Любит соревноваться
III
41. Строгий и крутой, где надо
42. Неумолимый, но беспристрастный
43. Раздражительный
44. Открытый и прямолинейный
IV
45. Не терпит, чтобы им командовали
46. Скептичен
47. На него трудно произвести впечатление
48. Обидчивый, щепетильный
V
49. Легко смущается
50. Неуверен в себе
51. Уступчивый
52. Скромный
VI
53. Часто прибегает к помощи других
54. Очень почитает авторитеты
55. Охотно принимает советы
56. Доверчив и стремится радовать других
VII
57. Всегда любезен в обхождении
58. Дорожит мнением окружающих
59. Общительный и уживчивый
60. Добросердечный VIII
61. Добрый, вселяющий уверенность
62. Нежный и мягкосердечный
63. Любит заботиться о других
64. Бескорыстный, щедрый
I
65. Любит давать советы
66. Производит впечатление значимости
67. Начальственно повелительный
68. Властный
II
69. Хвастливый
70. Надменный и самодовольный
71. Думает только о себе
72. Хитрый и расчетливый
III
73. Нетерпим к ошибкам других
74. Своекорыстный
75. Откровенный
76. Часто недружелюбен
IV
77. Озлобленный
78. Жалобщик
79. Ревнивый
80. Долго помнит обиды
V
81. Склонный к самобичеванию
82. Застенчивый
83. Безынициативный
84. Кроткий
VI
85. Зависимый, несамостоятельный
86. Любит подчиняться
87. Предоставляет другим право принимать решения
88. Легко попадает впросак
VII
89. Легко попадает под влияние друзей
90. Готов довериться любому
91 Благорасположен ко всем без разбору
92. Всем симпатизирует VIII
93. Прощает все
94. Переполнен чрезмерным сочувствием
95. Великодушен и терпим к недостаткам
96. Стремится покровительствовать
I
97. Стремится к успеху
98. Ожидает восхищения от каждого
99. Распоряжается другими
100. Деспотичный
II
101. Сноб (судит о людях по рангу и достатку, а не по личным качествам)
102. Тщеславный
103. Эгоистичный
104. Холодный, черствый
III
105. Язвительный, насмешливый
106. Злобный, жестокий
107. Часто гневливый
108. Бесчувственный, равнодушный
IV
109. Злопамятный
110. Проникнут духом противоречия
111. Упрямый
112. Недоверчивый и подозрительный
V
113. Робкий
114. Стыдливый
115. Отличается чрезмерной готовностью подчиняться
116. Мягкотелый
VI
117. Почти никогда и никому не возражает
118. Ненавязчивый
119. Любит, чтобы его опекали
120. Чрезмерно доверчив
VII
121. Стремится снискать расположение каждого
122. Со всеми соглашается
123. Всегда дружелюбен
124. Всех любит VIII
125. Слишком снисходителен к окружающим
126. Старается утешить каждого
127. Заботится о других в ущерб себе
128. Портит людей чрезмерной добротой

Обработка и интерпретация результатов
При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются два фактора: доминирование - подчинение и дружелюбие - агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Они названы М. Аргайлом в числе главных компонентов при анализе стиля межличностного поведения и по содержанию могут быть соотнесены с двумя из трех главных осей семантического дифференциала Ч. Осгуда: оценка и сила. В многолетнем исследовании, проводимом американскими психологами под руководством Б. Бейлза, поведение члена группы оценивается по двум переменным, анализ которых осуществляется в трехмерном пространстве, образованном тремя осями: доминирование - подчинение, дружелюбность - недружелюбность, эмоциональность - аналитичность.

Для представления основных социальных ориентации Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование - подчинение, дружелюбие - враждебность. В свою очередь эти секторы разделены на восемь - соответственно более частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей.

Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование - подчинение) и горизонтальная (дружелюбие - враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.

Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выявление какого-либо типа отношений, расположены через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.

Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведения людей, т. е. поведения в оценке окружающих («со стороны»), для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального «Я» В соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструкция для ответа.

Максимальная оценка уровня 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения:
0-4 балла - низкая
адаптивное поведение
5-8 баллов - умеренная
9- 12 баллов - высокая
экстремальное поведение до патологии
13-16 баллов - экстремальная

Разные направления диагностики позволяют определить тип личности, а также сопоставлять данные по отдельным аспектам. Например, «социальное «Я», «реальное «Я», мои «партнеры» и т. д.

Методика может быть представлена респонденту либо списком (по алфавиту или в случайном порядке), либо на отдельных карточках. Ему предлагается указать те утверждения, которые соответствуют его представлению о себе, относятся к другому человеку или его идеалу.

В результате производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью специального «ключа» к опроснику. Полученные баллы переносятся на дискограмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (от 0 до 16). Концы векторов соединяются и образуют личностный профиль.

По специальным формулам определяются показатели по двум основным факторам: доминирование и дружелюбие.
Доминирование = (I - V) + 0,7 х (VIII + II - IV - VI) Дружелюбием (VII - III) - 0,7 х (VIII - II - IV+ VI)

Качественный анализ полученных данных проводится путем сравнения дискограмм, демонстрирующих различие между представлениями разных людей. СВ. Максимовым приведены индексы точности рефлексии, дифференцированное™ восприятия; степени благополучности положения личности в группе, степени осознания личностью мнения группы, значимости группы для личности.

Типы ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩИМ
I. Авторитарный
9-12 - доминантный, энергичный, компетентный, авторитетный лидер, успешный в делах, любит давать советы, требует к себе уважения.
0-8 - уверенный в себе человек, но не обязательно лидер, упорный и настойчивый.

II. Эгоистический
13-16 - стремится быть над всеми, но одновременно в стороне от всех, самовлюбленный, расчетливый, независимый, себялюбивый. Трудности перекладывает на окружающих, но сам относится к ним несколько отчужденно, хвастливый, самодовольный и заносчивый.
0-12 - эгоистические черты, ориентация на себя, склонность к соперничеству.

III. Агрессивный
13-16 - жесткий и враждебный по отношению к окружающим, резкий, жесткий, агрессивность может доходить до асоциального поведения.
9-12 - требовательный, прямолинейный, откровенный, строгий и резкий в оценке других, непримиримый, склонный во всем обвинять окружающих, насмешливый, ироничный, раздражительный.
0-8 - упрямый, упорный, настойчивый и энергичный.

IV. Подозрительный
13-16 - отчужденный по отношению к враждебному и злобному миру, подозрительный, обидчивый, склонный к сомнению во всем, злопамятный, постоянно жалуется на всех (шизоидный тип характера).
9-12 - критичный, испытывает трудности в интерперсональных контактах из-за подозрительности и боязни плохого отношения, замкнутый, скептичный, разочарованный в людях, скрытный, свой негативизм проявляет в вербальной агрессии.
0-8 - критичный по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям.

V. Подчиняемый
13-16 - покорный, склонный к самоуничижению, слабовольный, склонный уступать всем и во всем, всегда ставит себя на последнее место и осуждает себя, приписывает себе вину, пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном.
9-12 - застенчивый, кроткий, легко смущается, склонен подчиняться более сильному без учета ситуации.
0-8 - скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, способный подчиняться, не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности,

VI. Зависимый
13-16 - резко неуверенный в себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, от чужого мнения.
9-12 - послушный, боязливый, беспомощный, не умеет проявить сопротивление, искренне считает, что другие всегда правы.
0-8 - конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, доверчивый, склонный к восхищению окружающими, вежливый.

VII. Дружелюбный
9-16 - дружелюбный и любезный со всеми, ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремится удовлетворить требования всех, «быть хорошим» для всех без учета ситуации, стремится к целям микрогруппы, имеет развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильный (истероидный тип характера).
0-8 - склонный к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компромиссный при решении проблем и конфликтных ситуаций. Стремится быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам «хорошего тона» в отношениях с людьми, инициативный энтузиаст в достижении целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить признание и любовь, общительный, проявляет теплоту и дружелюбие в отношениях.
МП. Альтруистический
9-16 - гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интересы, стремится помочь и сострадать всем, навязчивый в своей помощи и слишком активный по отношению к окружающим, неадекватно принимает на себя ответственность за других (может быть только внешняя «маска», скрывающая личность противоположного типа).
0-8 - ответственный по отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый, эмоциональное отношение к людям проявляет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстный и отзывчивый.

Описание

В России широко распространен вариант теста Тимоти Лири, адаптированный Л.Н.Собчик - ДМО (методика диагностики межличностных отношений). Методика экономична и информативна. Представляет особый интерес и для оценки кандидатов и персонала организации. Тест позволяет четко структурировать сложившуюся картину межличностных отношений, выявить реального лидера группы, определить зону конфликта и понять причины его возникновения, распознать антагонистически и коллегиально настроенные подгруппы, определить степень сплоченности коллектива.

Результаты и интерпретация. После заполнения анкеты Вы получите индивидуальную психограмму. Используя описание интерперсональных тенденций Вы сможете составить индивидуальную интерпретацию полученных данных.

Инструкция для исследования самооценки. Перед Вами набор характеристик. Следует внимательно прочесть каждую и подумать, соответствует ли она Вашему представлению о себе. Если «да», то отметьте соответствующую характеристику в сетке регистрационного листа (столбец «Актуальное»). Если «нет», то не делайте никаких пометок. Столбец «Желаемое» предназначен для выбора характеристик, которые Вы хотели бы видеть у себя - какими Вы хотели бы быть. Будьте внимательны, старайтесь отвечать как можно более точно, правдиво и быстро.

Инструкция для изучения взаимооценки, оценки другого человека. Перед Вами набор характеристик. Следует внимательно прочесть каждую и подумать, соответствует ли она Вашему представлению об оцениваемом человеке. Если «да», то отметьте соответствующую характеристику в сетке регистрационного листа (столбец «Актуальное»). Если «нет», то не делайте никаких пометок. Столбец «Желаемое» предназначен для выбора характеристик, которые Вы хотели бы видеть у оцениваемого человека (возможно у гипотетического, например, «идеального партнера»). Будьте внимательны, старайтесь отвечать как можно более точно, правдиво и быстро.



Характеристики
  • Сфера применения: общедиагностическая / управленческая / семейная
  • Содержание: межличностная, социально-психологическая
  • Структура методики: многомерная (комплексная)
  • Шкалы: восемь типологических интерперсональных тенденций (октантов); два комплексных индекса - доминирование и дружелюбие
  • Автор методики / адаптация: Тимоти Лири / Собчик Людмила Николаевна
  • Формат методики: онлайн / бланковый
  • Виды стимулов: вербальные
  • Количество вопросов (утверждений): 128 * 2
  • Время прохождения: 20
  • Информативность интерпретации: высокая

Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири

Межличностные отношения - характеристика отношений между двумя или более людьми, при условии, что взаимодействие является взаимным.

НАЗНАЧЕНИЕ

Методика диагностики межличностных отношений создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

ИНСТРУКЦИЯ:

Поставьте знак «+» против тех определений, которые соответствуют вашему представлению о себе (если нет полной уверенности, знак «+» не ставьте).

1. Другие думают о нем благосклонно

2. Производит впечатление на окружающих

3. Умеет распоряжаться, приказывать

4. Умеет настоять на своем

5. Обладает чувством собственного достоинства

6. Независимый

7. Способен сам позаботиться о себе

8. Может проявить безразличие

9. Способен быть суровым

10. Строгий, но справедливый

11. Может быть искренним

12. Критичен к другим

13. Любит поплакаться

14. Часто печален

15. Способен проявить недоверие

16. Часто разочаровывается

17. Способен быть критичным к себе

18. Способен признать свою неправоту

19. Охотно подчиняется

20. Уступчивый

21. Благородный

22. Восхищающийся и склонный к подражанию

23. Уважительный

24. Ищущий одобрения

25. Способен к сотрудничеству

26. Стремится ужиться с другими

27. Дружелюбный, доброжелательный

28. Внимательный и ласковый VIII

29. Деликатный

30. Одобряющий

31. Отзывчивый к призывам о помощи

32. Бескорыстный

33. Способен вызвать восхищение

34. Пользуется уважением у других

35. Обладает талантом руководителя

36. Любит ответственность

37. Уверен в себе

38. Самоуверен и напорист

39. Деловит и практичен

40. Любит соревноваться

41. Строгий и крутой, где надо

42. Неумолимый, но беспристрастный

43. Раздражительный

44. Открытый и прямолинейный

45. Не терпит, чтобы им командовали

46. Скептичен

47. На него трудно произвести впечатление

48. Обидчивый, щепетильный

49. Легко смущается

50. Неуверен в себе

51. Уступчивый

52. Скромный

53. Часто прибегает к помощи других

55. Охотно принимает советы

56. Доверчив и стремится радовать других

57. Всегда любезен в обхождении

58. Дорожит мнением окружающих

59. Общительный и уживчивый

60. Добросердечный VIII

61. Добрый, вселяющий уверенность

62. Нежный и мягкосердечный

63. Любит заботиться о других

64. Бескорыстный, щедрый

65. Любит давать советы

66. Производит впечатление значимости

67. Начальственно повелительный

68. Властный

69. Хвастливый

70. Надменный и самодовольный

71. Думает только о себе

72. Хитрый и расчетливый

73. Нетерпим к ошибкам других

74. Своекорыстный

75. Откровенный

76. Часто недружелюбен

77. Озлобленный

78. Жалобщик

79. Ревнивый

80. Долго помнит обиды

81. Склонный к самобичеванию

82. Застенчивый

83. Безынициативный

84. Кроткий

85. Зависимый, несамостоятельный

86. Любит подчиняться

87. Предоставляет другим право принимать решения

88. Легко попадает впросак

89. Легко попадает под влияние друзей

90. Готов довериться любому

91 Благорасположен ко всем без разбору

92. Всем симпатизирует VIII

93. Прощает все

94. Переполнен чрезмерным сочувствием

95. Великодушен и терпим к недостаткам

96. Стремится покровительствовать

97. Стремится к успеху

98. Ожидает восхищения от каждого

99. Распоряжается другими

100. Деспотичный

101. Сноб (судит о людях по рангу и достатку, а не по личным качествам)

102. Тщеславный

103. Эгоистичный

104. Холодный, черствый

105. Язвительный, насмешливый

106. Злобный, жестокий

107. Часто гневливый

108. Бесчувственный, равнодушный

109. Злопамятный

110. Проникнут духом противоречия

111. Упрямый

112. Недоверчивый и подозрительный

113. Робкий

114. Стыдливый

115. Отличается чрезмерной готовностью подчиняться

116. Мягкотелый

117. Почти никогда и никому не возражает

118. Ненавязчивый

119. Любит, чтобы его опекали

120. Чрезмерно доверчив

121. Стремится снискать расположение каждого

122. Со всеми соглашается

123. Всегда дружелюбен

124. Всех любит VIII

125. Слишком снисходителен к окружающим

126. Старается утешить каждого

127. Заботится о других в ущерб себе

128. Портит людей чрезмерной добротой

Обработка и интерпретация результатов

При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются два фактора: доминирование - подчинение и дружелюбие - агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Они названы М. Аргайлом в числе главных компонентов при анализе стиля межличностного поведения и по содержанию могут быть соотнесены с двумя из трех главных осей семантического дифференциала Ч. Осгуда: оценка и сила. В многолетнем исследовании, проводимом американскими психологами под руководством Б. Бейлза, поведение члена группы оценивается по двум переменным, анализ которых осуществляется в трехмерном пространстве, образованном тремя осями: доминирование - подчинение, дружелюбность - недружелюбность, эмоциональность - аналитичность.

Для представления основных социальных ориентации Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование - подчинение, дружелюбие - враждебность. В свою очередь эти секторы разделены на восемь - соответственно более частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей.

Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование - подчинение) и горизонтальная (дружелюбие - враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.

Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выявление какого-либо типа отношений, расположены через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.

Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведения людей, т. е. поведения в оценке окружающих («со стороны»), для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального «Я» В соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструкция для ответа.

Максимальная оценка уровня 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения:

0-4 балла - низкая

адаптивное поведение

5-8 баллов - умеренная

9- 12 баллов - высокая

экстремальное поведение до патологии

13-16 баллов - экстремальная

Разные направления диагностики позволяют определить тип личности, а также сопоставлять данные по отдельным аспектам. Например, «социальное «Я», «реальное «Я», мои «партнеры» и т. д.

Методика может быть представлена респонденту либо списком (по алфавиту или в случайном порядке), либо на отдельных карточках. Ему предлагается указать те утверждения, которые соответствуют его представлению о себе, относятся к другому человеку или его идеалу.

В результате производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью специального «ключа» к опроснику. Полученные баллы переносятся на дискограмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (от 0 до 16). Концы векторов соединяются и образуют личностный профиль.

По специальным формулам определяются показатели по двум основным факторам: доминирование и дружелюбие.

Доминирование = (I - V) + 0,7 х (VIII + II - IV - VI) Дружелюбием (VII - III) - 0,7 х (VIII - II - IV+ VI)

Качественный анализ полученных данных проводится путем сравнения дискограмм, демонстрирующих различие между представлениями разных людей. СВ. Максимовым приведены индексы точности рефлексии, дифференцированное™ восприятия; степени благополучности положения личности в группе, степени осознания личностью мнения группы, значимости группы для личности.

9-12 - доминантный, энергичный, компетентный, авторитетный лидер, успешный в делах, любит давать советы, требует к себе уважения.

0-8 - уверенный в себе человек, но не обязательно лидер, упорный и настойчивый.

II. Эгоистический

13-16 - стремится быть над всеми, но одновременно в стороне от всех, самовлюбленный, расчетливый, независимый, себялюбивый. Трудности перекладывает на окружающих, но сам относится к ним несколько отчужденно, хвастливый, самодовольный и заносчивый.

0-12 - эгоистические черты, ориентация на себя, склонность к соперничеству.

III. Агрессивный

13-16 - жесткий и враждебный по отношению к окружающим, резкий, жесткий, агрессивность может доходить до асоциального поведения.

9-12 - требовательный, прямолинейный, откровенный, строгий и резкий в оценке других, непримиримый, склонный во всем обвинять окружающих, насмешливый, ироничный, раздражительный.

0-8 - упрямый, упорный, настойчивый и энергичный.

IV. Подозрительный

13-16 - отчужденный по отношению к враждебному и злобному миру, подозрительный, обидчивый, склонный к сомнению во всем, злопамятный, постоянно жалуется на всех (шизоидный тип характера).

9-12 - критичный, испытывает трудности в интерперсональных контактах из-за подозрительности и боязни плохого отношения, замкнутый, скептичный, разочарованный в людях, скрытный, свой негативизм проявляет в вербальной агрессии.

0-8 - критичный по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям.

V. Подчиняемый

13-16 - покорный, склонный к самоуничижению, слабовольный, склонный уступать всем и во всем, всегда ставит себя на последнее место и осуждает себя, приписывает себе вину, пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном.

9-12 - застенчивый, кроткий, легко смущается, склонен подчиняться более сильному без учета ситуации.

0-8 - скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, способный подчиняться, не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности,

VI. Зависимый

13-16 - резко неуверенный в себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, от чужого мнения.

9-12 - послушный, боязливый, беспомощный, не умеет проявить сопротивление, искренне считает, что другие всегда правы.

0-8 - конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, доверчивый, склонный к восхищению окружающими, вежливый.

VII. Дружелюбный

9-16 - дружелюбный и любезный со всеми, ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремится удовлетворить требования всех, «быть хорошим» для всех без учета ситуации, стремится к целям микрогруппы, имеет развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильный (истероидный тип характера).

0-8 - склонный к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компромиссный при решении проблем и конфликтных ситуаций. Стремится быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам «хорошего тона» в отношениях с людьми, инициативный энтузиаст в достижении целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить признание и любовь, общительный, проявляет теплоту и дружелюбие в отношениях.

МП. Альтруистический

9-16 - гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интересы, стремится помочь и сострадать всем, навязчивый в своей помощи и слишком активный по отношению к окружающим, неадекватно принимает на себя ответственность за других (может быть только внешняя «маска», скрывающая личность противоположного типа).

0-8 - ответственный по отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый, эмоциональное отношение к людям проявляет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстный и отзывчивый.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: