Управление охраны и государственной экспертизы условий труда. Государственная экспертиза условий труда — что это такое, когда осуществляется. Что такое государственная экспертиза условия труда

соответствие данных об организации, проводившей специальную оценку условий труда, ее экспертах, участвовавших в проведении специальной оценки условий труда, данным, содержащимся в соответствующих реестрах, оператором которых является Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации;

соответствие данных об аккредитации организации, проводившей специальную оценку условий труда, данным, содержащимся в Реестре органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров);

наличие регистрации средств измерения, использованных в ходе проведения специальной оценки условий труда, в Государственном реестре средств измерений;

соответствие использованных в ходе проведения специальной оценки условий труда средств измерения вредным и (или) опасным факторам производственной среды и трудового процесса, идентифицированным в ходе проведения специальной оценки условий труда;

наличие сведений о поверке средств измерения, использованных в ходе проведения специальной оценки условий труда;

правильность отнесения рабочих мест к аналогичным при наличии таковых;

соответствие сведений о рабочем месте (рабочих местах) сведениям, указанным в заявлении;

правильность идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса в соответствии с Классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов*(2) , а также их источников на исследуемом рабочем месте (рабочих местах);

правильность отнесения рабочего места (рабочих мест) к подлежащим декларированию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда по материалам отчета;

г) в протоколах испытаний (измерений):

соответствие данных об организации, проводящей специальную оценку условий труда, экспертах и других специалистах, проводивших исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, об испытательной лаборатории (центре), об использовавшихся средствах измерений сведениям, указанным в разделе I отчета;

соответствие данных о работодателе данным, указанным на титульном листе отчета;

соответствие данных о рабочих места# данным, указанным в разделе II отчета;

соответствие измеренных (испытанных) величин идентифицированным на рабочем месте (рабочих местах) и указанным в разделе II отчета вредным и (или) опасным факторам производственной среды и трудового процесса;

соответствие примененных в ходе проведения специальной оценки условий труда метода исследований (испытаний) и (или) методики (метода) измерений идентифицированным на рабочем месте (рабочих местах) вредным и (или) опасным факторам производственной среды и трудового процесса;

правильность применения в ходе проведения специальной оценки условий труда нормативных правовых актов, регламентирующих предельно допустимые уровни или предельно допустимые концентрации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса;

соответствие данных о работодателе данным, указанным в основаниях для государственной экспертизы условий труда и на титульном листе отчета;

соответствие наименования профессии (должности) работника (работников) наименованиям профессий (должностей) работников, указанных в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов;

ж) соответствие данных и правильность заполнения Сводной ведомости результатов проведения специальной оценки условий труда*(3) данным Карты (Карт) и прилагаемых к ним протоколов результатов испытаний (измерений);

24. При проведении государственной экспертизы условий труда в целях оценки правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда государственный эксперт (экспертная комиссия) анализирует отчет и иные представленные заявителем документы, последовательно проверяя их на соответствие требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов работодателя, отраслевым (межотраслевым) соглашениям и коллективным договорам (при наличии), а также объем и порядок предоставления работнику (работникам), занятым на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда, следующих гарантий и компенсаций:

а) сокращенной продолжительности рабочей недели;

б) ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска;

в) оплаты труда в повышенном размере;

г) иных гарантий и компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством, нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами работодателя.

25. При проведении государственной экспертизы условий труда в целях оценки фактических условий труда работников государственный эксперт (экспертная комиссия) анализирует отчет, последовательно проверяя на соответствие требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права:

а) техническое состояние зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов, применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов, а также средств индивидуальной и коллективной защиты работника (работников) на рабочем месте (рабочих местах);

б) состояние санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работника (работников);

в) установленные режимы труда и отдыха работника (работников);

г) проведенные работы по установлению наличия на рабочем месте (рабочих местах) работника (работников) вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

26. Государственный эксперт (экспертная комиссия) вправе по договоренности с работодателем посетить исследуемое рабочее место (рабочие места) для получения необходимой информации в целях проводимой государственной экспертизы условий труда.

VI. Проведение исследований (испытаний) и измерений факторов производственной среды и трудового процесса с привлечением аккредитованных в установленном порядке испытательных лабораторий (центров)

27. В случае, если в заявлении, определении судебного органа или представлении государственной инспекции труда указывается на несогласие с результатами проведенных исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, а также при проведении государственной экспертизы условий труда в целях оценки фактических условий труда работников могут проводиться исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах, в отношении условий труда на которых проводится государственная экспертиза условий труда, с привлечением аккредитованных в установленном порядке испытательных лабораторий (центров), в том числе на основании гражданско-правовых договоров.

28. При проведении государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда в соответствии с подпунктом "а" пункта 3

При проведении государственной экспертизы условий труда в целях оценки фактических условий труда работников в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 настоящего Порядка, за исключением случаев, когда заявителем является орган исполнительной власти, проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса осуществляется за счет средств заявителя.

В случае проведения государственной экспертизы условий труда в соответствии с подпунктом "в" пункта 3 настоящего Порядка проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса организуется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации за счет средств федерального бюджета по обращениям органа государственной экспертизы условий труда.

В иных случаях, не указанных в настоящем пункте, проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса осуществляется за счет средств органа государственной экспертизы условий труда.

29. Решение о проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса принимается руководителем государственной экспертизы по представлению государственного эксперта (экспертной комиссии) и должно содержать расчет объема необходимых к проведению исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и, в случае проведения таких исследований (испытаний) и измерений за счет средств заявителя или работодателя, стоимости их проведения, определяемой на основе изучения предложений по проведению аналогичных исследований (испытаний) или измерений не менее чем трех аккредитованных в установленном порядке испытательных лабораторий (центров).

30. В случае принятия решения о проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса руководитель государственной экспертизы в течение трех рабочих дней со дня его принятия информирует заявителя, судебный орган или государственную инспекцию труда, а также работодателя, на рабочих местах которого будут проведены исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, о принятии такого решения посредством направления соответствующего уведомления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или с использованием информационно-телекоммуникационных технологий в случае направления заявления в виде электронного документа.

31. При необходимости проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса за счет средств заявителя или работодателя, заявитель или работодатель обязаны в течение десяти рабочих дней со дня получения уведомления, указанного в пункте 30 настоящего Порядка, представить в орган государственной экспертизы условий труда документальное подтверждение внесения на соответствующий лицевой счет органа государственной экспертизы условий труда средств в качестве оплаты проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

В случае отсутствия документального подтверждения указанной в настоящем пункте оплаты руководителем государственной экспертизы принимается решение о невозможности проведения государственной экспертизы условий труда, о чем делается соответствующая запись в заключении государственной экспертизы условий труда.

В случае отсутствия документального подтверждения указанной в настоящем пункте оплаты, произвести которую в соответствии с абзацем вторым пункта 28 настоящего Порядка должен работодатель, копия заключения государственной экспертизы условий труда направляется в адрес государственной инспекции труда по месту нахождения рабочих мест, в отношении условий труда на которых проводилась государственная экспертиза условий труда, для принятия решения о проведении мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на указанных рабочих местах.

VII. Оформление результатов государственной экспертизы условий труда

32. По результатам государственной экспертизы условий труда государственным экспертом (экспертной комиссией) составляется проект заключения государственной экспертизы условий труда, в котором указываются:

а) наименование органа государственной экспертизы условий труда с указанием почтового адреса, фамилии, имени, отчества (при наличии) руководителя, а также должности, фамилии, имени, отчества (при наличии) государственного эксперта (членов экспертной комиссии), проводившего (проводивших) государственную экспертизу условий труда;

б) основание для государственной экспертизы условий труда с указанием даты регистрации в органе государственной экспертизы условий труда;

в) данные о заявителе, судебном органе, государственной инспекции труда - полное наименование (для юридических лиц), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физических лиц), почтовый адрес;

г) период проведения государственной экспертизы условий труда с указанием даты начала и окончания ее проведения;

д) объект государственной экспертизы условий труда;

е) наименование работодателя или его обособленного подразделения, в отношении условий труда на рабочих местах которого проводится государственная экспертиза условий труда;

ж) сведения о рабочих местах, в отношении условий труда на которых проводится государственная экспертиза условий труда (индивидуальный номер рабочего места, наименование профессии (должности) работника (работников), занятого на данном рабочем месте);

з) перечень документов, представленных в составе оснований для государственной экспертизы условий труда и (или) полученных в соответствии с пунктом 13 настоящего Порядка.

33. В проекте заключения государственной экспертизы условий труда, составленном по результатам проведения государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда, дополнительно указываются сведения об организации (организациях), проводившей специальную оценку условий труда, включающие:

а) полное наименование организации, проводившей специальную оценку условий труда, ее порядковый номер и дата внесения в реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда (для организаций, аккредитованных в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда и внесенных в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, до их внесения в реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда, указывается номер и дата внесения в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда);

б) фамилию, имя, отчество (при наличии) эксперта организации, проводившей специальную оценку условий труда, номер его сертификата эксперта на право проведения работ по специальной оценке условий труда и дата его выдачи.

34. В зависимости от объекта государственной экспертизы условий труда в проекте заключения государственной экспертизы условий труда содержится один из следующих выводов:

а) о качестве проведения специальной оценки условий труда;

б) об обоснованности предоставления (непредоставления) и объемов предоставляемых гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;

в) о соответствии фактических условий труда работников государственным нормативным требованиям охраны труда.

35. Выводы, содержащиеся в проекте заключения государственной экспертизы условий труда, должны быть подробными и обоснованными.

36. Во всех случаях выявления несоответствия государственным нормативным требованиям охраны труда документов, представленных в составе оснований для государственной экспертизы условий труда или полученных по запросу в соответствии с пунктом 13 настоящего Порядка, в проекте заключения государственной экспертизы условий труда приводится подробное описание выявленного несоответствия с обязательным указанием наименования и реквизитов нарушаемого нормативного правового акта, содержащего государственные нормативные требования охраны труда.

37. Проект заключения государственной экспертизы условий труда составляется в двух экземплярах, подписывается государственным экспертом (членами экспертной комиссии) и утверждается руководителем государственной экспертизы.

38. Члены экспертной комиссии в случае несогласия с выводами, содержащимися в проекте заключения государственной экспертизы условий труда, вправе изложить в письменной форме свое особое мнение и приложить его к проекту заключения государственной экспертизы условий труда.

Особое мнение члена экспертной комиссии подлежит рассмотрению на заседании экспертной комиссии под председательством руководителя государственной экспертизы, по результатам которого может быть принято решение о внесении изменений в проект заключения государственной экспертизы условий.

Решение экспертной комиссии принимается большинством голосов ее членов, фиксируется в протоколе заседания экспертной комиссии, который утверждается руководителем государственной экспертизы.

39. Не позднее трех рабочих дней с момента утверждения заключения государственной экспертизы условий труда один экземпляр заключения:

а) выдается на руки заявителю (его полномочному представителю) или направляется ему почтовым отправлением с уведомлением о вручении;

б) направляется в соответствующий судебный орган или государственную инспекцию труда почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

40. Копии заключения государственной экспертизы условий труда направляются работодателю (в случае, если работодатель не является заявителем) и организации, проводившей специальную оценку условий труда (в случае, если организация, проводившая специальную оценку условий труда, не является заявителем, либо государственная экспертиза условий труда проводилась в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда).

Требования настоящего пункта не распространяются на случаи проведения государственной экспертизы условий труда на основании определений судебных органов.

41. Сведения о результатах проведенной государственной экспертизы условий труда направляются органом государственной экспертизы условий труда в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения*(4) .

42. Заявление и документы, представленные для проведения государственной экспертизы условий труда, хранятся в органе государственной экспертизы условий труда.

43. В случае утраты заключения государственной экспертизы условий труда заявитель, судебный орган, государственная инспекция труда вправе получить в органе государственной экспертизы условий труда дубликат этого заключения.

Дубликат заключения государственной экспертизы условий труда не позднее десяти рабочих дней с даты получения органом государственной экспертизы условий труда письменного обращения о его выдаче:

выдается на руки заявителю (его полномочному представителю) или направляется ему почтовым отправлением с уведомлением о вручении;

направляется в соответствующий судебный орган или государственную инспекцию труда почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

VIII. Разногласия по вопросам проведения государственной экспертизы условий труда

44. Разногласия по вопросам проведения государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда рассматриваются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации бесплатно.

45. Разногласия по вопросам проведения государственной экспертизы условий труда в целях оценки правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и фактических условий труда работников рассматриваются в судебном порядке, а также в досудебном порядке в соответствии с законодательством об организации предоставления государственных и муниципальных услуг.

Информация об изменениях:

Приказом Минтруда России от 14 ноября 2016 г. N 642н приложение дополнено пунктом 46

46. Заключение о рассмотрении разногласий по вопросам проведения государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда является обязательным к исполнению всеми сторонами разногласий.

Отчета о проведении специальной оценки условий труда, форма которого утверждена приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 г. N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению".

*(4) В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" до 1 января 2016 года сведения о результатах государственной экспертизы условий труда передаются в Федеральную службу по труду и занятости в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Трудовая экспертиза - это определение специалистами пригодности человека к труду по конкретной профессии.

Пригодность к тому или иному виду труда (профпригодность) обусловливается: возрастом; состоянием здоровья; уровнем подготовленности; наличием необходимых знаний, навыков и умений; призванием как совокупностью нужных профессиональных способностей и желания работать по данной профессии. Но зависит она и от социальных условий, и от пола свидетельствуемого.

В каждой профессии все перечисленные условия своеобразны, поэтому цели и формы трудовой экспертизы различны. Для экспертизы привлекаются различные специалисты и организации: врачи, психологи, педагоги, инженеры и другие специалисты, приемные комиссии, отделы кадров, вербовщики рабочей силы, военкоматы, врачебно-трудовые экспертные комиссии (ВТЭК), военно-врачебные комиссии (ВВК), комиссии по отбору машинистов локомотивов, шоферов, шахтеров и т.д.1

Трудовая экспертиза независимо от ее организационных форм решает следующие общие вопросы:

  • 1) может ли данный человек начинать выполнение определенной работы;
  • 2) может ли он продолжать работать в занимаемой им должности;
  • 3) на какой работе данного человека лучше использовать;
  • 4) если произошел несчастный случай, то в какой степени он зависел от особенностей работника и не была ли, в частности, сделана ошибка при допуске его к работе.

Эти вопросы определяют задачи трудовой экспертизы по данной профессии и методы их решения.

Основные задачи трудовой экспертизы во всех видах трудовой деятельности:

  • 1) предотвратить поступление человека па работу, к которой он не способен по возрасту, состоянию здоровья, образованию, психологической неспособности или но каким-либо другим причинам;
  • 2) отобрать для работы но данной профессии наиболее работоспособных людей, которые могут успешно выполнять трудовые обязанности по специальности без ущерба для своего здоровья и с надлежащей производительностью труда;
  • 3) своевременно отстранять от работы лиц, почему-либо оказавшихся неспособными к выполняемому ими виду труда, для отдыха, лечения или перевода на другую, более посильную им работу;
  • 4) определять, к какому виду труда тот или иной человек наиболее способен, с тем чтобы рекомендовать ему тот или иной вид трудовой деятельности в порядке профессиональной консультации.

Каждая из этих основных задач трудовой экспертизы решается соответствующим ей методом. В одних случаях изучаются только документальные данные, в других - проводятся беседы с поступающим на обучение или работу или же работающим на производстве, в некоторых - осуществляются врачебные и психологические исследования специалистами и экспертными комиссиями.

Наиболее четко организационно оформлена система врачебно-трудовой экспертизы, решающей свои задачи с помощью оценки состояния здоровья. Но врачебно-трудовая экспертиза с первых дней ее существования в той или иной форме всегда была связана с психологической экспертизой, потому что любой труд требует от человека не только физических, но и психических способностей, требования к которым в условиях механизации и автоматизации производственных процессов все более возрастают. Однако методика и организационные формы психологической трудовой экспертизы все еще не удовлетворяют предъявляемым к ней требованиям.

Объект трудовой экспертизы - взаимоотношение человека (для психологической трудовой экспертизы - личности) и труда. Трудовая экспертиза, в том числе и психологическая, может быть как прогностической, так и ретроспективной.

Прогностическая психологическая трудовая экспертиза на основе психодиагностики решает вопросы предвидения, психопрогностики особенностей дальнейшей трудовой деятельности освидетельствуемого. Она начинается еще в средней школе с профессиональной ориентации подростков, а затем продолжается при поступлении их в профессионально-техническое училище и в процессе обучения в нем, завершаясь на производстве.

Предвидеть успехи или неудачи подростка в его предстоящем учебном или производственном труде, т.е. заниматься психопрогностикой, - задача весьма важная, но чрезвычайно сложная. Надо хорошо знать требования осваиваемой профессии к его личным качествам, наличие у него необходимых способностей к обучению и труду, знать, как развиваются его общие способности и формируются профессиональные, как он относится к данному виду обучения и труда. Знать все эти данные для психодиагностики и на основе таких знаний прогнозировать успешность учебной и трудовой деятельности подростка могут обучающие и воспитывающие его. Именно они, педагоги, вместе с экспертными комиссиями должны решать задачу прогностической психологической экспертизы.

Ретроспективная трудовая экспертиза оценивает прошедшую учебную или трудовую деятельность освидетельствуемого и устанавливает связь допущенных им ошибочных действий, приведших к различным формам снижения качества деятельности (браку, травмам, авариям), со свойствами личности.

Оценивают прошедшую трудовую деятельность и устанавливают связь допущенных ошибочных действий со свойствами личности не только педагоги, но и инженеры-производственники, а также эксперты-врачи и психологи. Для ретроспективной трудовой экспертизы важно знать требования к качеству изучаемых действий, психические свойства и состояния обследуемого во время совершения анализируемых ошибок и происшествий.

Ретроспективная трудовая экспертиза важна для оценки способностей работника, для прогнозирования его дальнейшей деятельности и решения о целесообразности дальнейшего обучения или производственной работы по той или иной профессии.

ЭКСПЕРТИЗА УСЛОВИЙ ТРУДА – это комплексная оценка специалистами (экспертами) факторов производственной среды (физических, химических, биологических, тяжести труда и напряженности труда) по показателям факторов, оказывающих влияние на и человека в процессе трудовой деятельности. Э. условий труда способствует реализации одной из целей трудового законодательства – созданию благоприятных УТ (ст. 1 ТК РФ).

Э. УТ может осуществляться как:

государственная (органы власти РФ и субъектов РФ, ведающие вопросами охраны труда);

отраслевая (лицензионные органы федеральных органов исполнительной власти и их филиалы на территориях субъектов РФ);

муниципальная (органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, а также полномочий, переданных им органами государственной власти в установленном порядке);

независимая (профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы, региональные центры ОТ, общественные организации).

Государственная Э. УТ – это деятельность специально уполномоченных органов по осуществлению контроля за УТ и ОТ, качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильностью предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также по подготовке предложений об отнесении организаций к классу профессионального риска в соответствии с результатами сертификации работ по охране труда в организациях.

В соответствии со ст. 2161 ТК РФ государственная Э. УТ осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов РФ в области ОТ в порядке, установленном Правительством РФ, в целях оценки:

качества проведения аттестации рабочих мест по УТ;

правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными УТ;

соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям ОТ;

фактических УТ работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве.

Государственная Э. УТ осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов ФСС РФ.

Согласно ст. 215 ТК РФ , реконструкция, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий запрещаются без заключений государственной Э. УТ о соответствии проектов требованиям ОТ.

Постановлением Минтруда России от 2 июля 2001 г. № 53 утверждены Методические рекомендации по проведению государственной экспертизы условий труда при лицензировании отдельных видов деятельности. В данном документе приведены: примерный перечень вопросов, рассматриваемых при проведении государственной Э. УТ; основные требования ОТ в законах и иных нормативных правовых актах.

При экспертизе качества аттестации рабочих мест по УТ проводится оценка соответствия фактического состояния УТ на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса, по степени травмобезопасности средств производства, обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты, а также эффективности этих средств. Задачи и процедуры аттестации рабочих мест по УТ определены Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, которое утверждено постановлением Минтруда России от 14 марта 1997 г. № 12. Заключение государственной Э. УТ субъекта РФ о качестве проведения аттестации рабочих мест по УТ обязательно при подаче заявки на проведение сертификации работ по ОТ в организациях в соответствии с Постановлением Минтруда России от 24 апреля 2002 г. № 28 «О создании системы сертификации работ по охране труда в организациях».

Методические указания Минтруда России от 22 ноября 1996 г. по проведению экспертизы на соответствие проектов строительства требованиям УТ устанавливают общие правила, порядок и сроки проведения государственной экспертизы технико-экономических обоснований (проектов), рабочих проектов по УТ на , расширение, реконструкцию и техническое перевооружение предприятий, зданий и сооружений на территории РФ. Обеспечение требований ОТ в проектной документации регламентировано СНиП 12.03 –2001 « в строительстве», СП 11101 –95 «Порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций в предприятий, зданий и сооружений», СНиП 1101 –95 « о порядке разработки, согласования, утверждения и состава проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений».

Лица ответственные за государственную Э. УТ имеют право:

в порядке, установленном ФЗ и иными нормативными правовыми актами РФ, беспрепятственно при наличии удостоверения установленного образца посещать для осуществления экспертизы любых работодателей (организации независимо от их организационно правовых форм и форм собственности, а также работодателей – физических лиц);

запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осуществления экспертизы документы и другие материалы;

проводить соответствующие наблюдения, измерения и расчеты с привлечением в случае необходимости исследовательских (измерительных) лабораторий, аккредитованных в порядке, установленном ФЗ и иными нормативными актами РФ.

Для выявления необходимых сведений в ходе следствия проводят независимую экспертизу.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В зависимости от предмета исследования их подразделяют на почерковедческую, строительную, лингвистическую и экспертиза специальной оценки условий труда.

Что это

Давайте разберемся, что представляет собой независимая экспертиза условий труда.

Цель создания профсоюза – отстаивание интересов сотрудников, выражение их интересов перед руководителями организации.

Цель экспертизы аналогична: соблюдение условий труда сотрудников согласно нормам закона.

Кто проводит: право передано в полномочия федерального органа исполнительной власти.

Он также осуществляет тотальный надзор и контроль за правильностью и своевременностью исполнения норм ТК РФ.

При несоблюдении норма Трудового Кодекса РФ сотрудник или работодатель имеет право обратиться в соответствующий орган с заявлением о проведении проверки.

Цели проверки:

  • специализированная оценка условий труда на рабочем месте сотрудника;
  • при работе с вредоносными и опасными материалами, проверка предоставления компенсаций и соблюдения льгот (для назначения льготной пенсии в будущем);
  • условия труда работников.

Суть гос.экспертизы условий труда заключается в совокупности всех факторов производственной среды, оценка тяжести рабочего процесса, оказывающим воздействие на работоспособность специалистов предприятия.

Исследование, согласно закону, должно производиться на всех предприятиях, где согласно условиям договора реализуется программа РОСТ по охране труда.

Созывается временная экспертная комиссия по их запросу работодатель необходимые документы по подразделениям на отдельные рабочие места и в целом по предприятию.

Законодательство

Основные законы:

  • права профсоюзов законодательно закреплены в главном законодательном акте страны – ;

    Права и обязанности между работодателем и сотрудником отражены в Трудовом Кодексе РФ .

Видео: специальная оценка

Какие задачи решает

Для достижения цели, приведенной выше, профсоюз должен решить следующие задачи:

  • обязательное создание безопасных условий для трудовой деятельности сотрудников, закрепление гарантий руководителя на бумаге и фактическое выполнение;
  • договоренность о максимальной оплате для всех участников профсоюза;
  • полная занятость, по возможности, трудовых кадров.

Для решения поставленных задач, руководитель профсоюза договаривается с управляющим предприятия о наиболее выгодных для сотрудников условиях.

После чего первые имеют право наблюдать и контролировать обещанные их участникам гарантии.

Варианты на предприятии

Экспертиза на предприятии может проводиться, как уже после аттестации, так и после нее.

В зависимости от этого будет увеличен или уменьшен объем работы.

Рассмотрим оба варианта более подробно.

назначение после проведения аттестации рабочих мест

Аттестация рабочих мест проведена. Возникает вопрос: зачем после этого проводить экспертизу?

Все просто. Даже проведенная аттестация не гарантирует «честной» компенсации согласно тяжести выполняемой работы. Поэтому проводят независимую экспертизу.

Результаты аттестации рабочих мест и исследования отправляют в гос. экспертизу условий труда, где признают результаты экспертизы правомерными.

Таким образом, экспертиза после проведения аттестации, первым делом запрашивает ее результаты. Тщательно их изучает и перепроверяет подлежащие сомнению.

Обязанности комиссии:

  • определение объема вредных факторов, которые оказывают влияние на здоровье сотрудников, степень тяжести работы;
  • проверка соблюдения доплат, оформления льгот для сотрудников, занимающихся тяжелыми видами работ;
  • составление акта экспертизы условий труда;
  • на основании акта выдает управляющему предприятия рекомендации по модернизации условий труда.

назначение без проведения

На предприятии, где не проводилась аттестация рабочих мест, объем работы значительно выше.

Комиссия должна выявить совокупность факторов среды, оказывающих влияние на производственный процесс и здоровье сотрудника.

Обязанности экспертной комиссии:

  • начальный этап проведения аттестации рабочих мест;
  • сопоставление нормам и нормативам условий и факторов рабочего процесса;
  • выявление класса условий труда по отраслям;
  • составление протоколов по тяжести условий рабочего процесса.

Проведение экспертизы на таком предприятии может проводиться, как тотально, затрагивая каждое рабочее место, так и выборочно, согласно заявке от профсоюза.

Стоит отметить, что в основном проверяются все рабочие места.

Проведение независимой экспертизы условий труда

При проведении экспертизы обязательным условием выступает наличие 3 сторон:

  • заявитель;
  • проверяющий;
  • проверяемая организация.

заявители

Государственная экспертиза проводится для каждого рабочего места при создании проекта строительства и реконструкции производственных объектов.

Самостоятельно провести исследование невозможно, для этого нужен ряд оснований.

Основания для проведения:

  • постановление органов судебной власти;
  • обращение работников;
  • обращение работодателя;
  • обращение органов исполнительной власти.

Цели заявителей:

  • проведение аттестации рабочих мест;
  • оплата компенсаций и льгот в связи с тяжелым трудом;
  • фактические условия труда;
  • при наступлении страхового случая предшествовавшего несчастному случаю, оценка условий и характера труда работника.

кто осуществляет

Осуществлять гос. экспертизу имеют право работники, входящие в комиссию.

Согласно они имеют право беспрепятственно попадать в любое помещение предприятия для проведения исследования.

Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, обязаны предъявлять удостоверение, установленного образца.

Также им должна предоставляться вся запрашиваемая документация относительно условий труда.

При изучении они могут замерять, рассчитывать, изымать часть материалов для проведения проб в лабораториях и т.д.

На основании проведенной работы должно быть составлено заключение. Более подробно рассмотрим его в следующем пункте.

документы

Все документы, которые передаются на гос.экспертизу должны быть зарегистрированы и выдаваться под подпись сотрудника.

Для проведения исследования должны предоставляться следующие документы:

  • государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании заявления на проведение экспертизы;
  • при оценке аттестации рабочих мест:

    1) штатное расписание;
    2) численность работников;
    3) структура подразделения и организации в целом.

    При наличии травматизма:

    1) степень;
    2) количество;
    3) причины.

  • договора с работниками;
  • список всех должностей, на которых осуществляется тяжелый труд и контакт с вредным производством;
  • акты о проводимых медосмотрах;
  • расстановка рабочих на производственном процессе, их должностные инструкции;
  • наличие индивидуальной защиты и сертификация на них, учет на личных карточках сотрудника;
  • журналы инструктажа;
  • документы, подтверждающие обучение работников и возможность работы на занимаемых должностях;
  • документы о назначении ответственных лиц за проведение инструктажа

получение заключения

После проведения экспертизы, комиссией составляется заключение в 2 экземплярах . В последствии, одно отдается работодателю, другое остается у органов исполнительной власти (хранится 5 лет ).

В него входят выводы по проведенному исследованию.

Проверяемая сторона может быть не согласна с экспертным заключением.

Тогда следует обжаловать выводы комиссии на судебном заседании.

Для суда необходимо составить заявление о несогласии и предоставить заключение экспертов.

срок

Срок проведения экспертизы напрямую зависит от объема работы и сложности проведения.

Законодательно срок не может превышать 1 месяц .

В исключительных случаях, его разрешают продлить до 90 дней , но не более.

кто оплачивает

В некоторых случаях проведение экспертизы возможно бесплатно:

  • оценка качества условий труда на основании заявления органа исполнит. власти;
  • фактические условия труда сотрудников на основании заявления органа исполнительной власти;
  • проверка расчета и исполнения предоставления льгот и компенсаций за тяжелые условия труда и работу с вредными материалами.

В случаях, которые не заявлены выше, оплату производит заявитель.

Центр экспертизы условий труда

Центр экспертиз условий труда проводит исследование условий труда на предприятии для производственного контроля.

Для проведения могут быть применены лабораторные исследования.

Опыт работы подобных центров насчитывает более 10 000 аттестаций рабочих мест.

Один из наиболее крупных центров — ООО «Центр экспертизы условий труда» , Санкт-Петербург.

Заключение

Итак, в статье была рассмотрена государственная экспертиза условий труда. Её цель — проверка условий труда каждого работника, соблюдение положенных льгот.

Проводить имеет право федеральный орган исполнительной власти. Законодательно регламентируется , ТК РФ , и рядом Федеральных Законов и Постановлений .

Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации.

Государственная экспертиза условий труда - это оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда (ч. 11 ст. 209 ТК РФ). Без заключений государственной экспертизы запрещается техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий (ч. 2 ст. 215 ТК РФ).

Государственная экспертиза проводится (ч. 1 ст. 216.1 ТК РФ):

  • - федеральной инспекцией труда. Она осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ч. 1 ст. 353 ТК РФ);
  • - органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки (ч. 3 ст. 216.1 ТК РФ):

  • - фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве.

Порядок проведения государственной экспертизы условий труда и перечень документации и материалов, подлежащих государственной экспертизе (в зависимости от ее объекта), утверждается Минтрудом России (п. 5.2.14 Положения о Минтруде России).

В комплексе мероприятий, направленных на обеспечение безопасных и здоровых условий труда, государственная экспертиза условий труда занимает особое место. В настоящее время основными законодательными актами, регламентирующими процедуру ее осуществления, являются Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) и Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2003 г. № 244 «Об утверждении Положения о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации».

В соответствии с ч. 1 ст. 216.1 ТК РФ государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 25 апреля 2003 г. № 244 полномочия по осуществлению государственной экспертизы условий труда возложены на Федеральную службу по труду и занятости и органы исполнительной власти субъектов РФ.

Закрепляется, что государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки:

  • - качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • - правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • - соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда;
  • - фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве (ч. 3 ст. 216.1 ТК РФ).

Государственной экспертизе условий труда, проводимой по запросам вышеназванных субъектов, подлежат документация и материалы по условиям и охране труда.

Документация и материалы по проектам строительства и реконструкции производственных объектов федерального уровня, представляемые на государственную экспертизу условий труда, направляются в Федеральную службу по труду и занятости, а документация и материалы по другим направлениям государственной экспертизы условий труда, включая проекты строительства и реконструкции производственных объектов, - в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающие вопросами охраны труда.

Органы исполнительной власти, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право в процессе проведения экспертизы запрашивать у ее заказчика дополнительную информацию, необходимую для оценки соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Документация и материалы, представленные в установленном порядке на государственную экспертизу условий труда в соответствующие органы исполнительной власти, регистрируются и передаются на исполнение в соответствующее структурное подразделение органа исполнительной власти (например, отдел государственной экспертизы условий труда).

Руководитель данного структурного подразделения органа исполнительной власти (руководитель экспертизы) формирует состав экспертов, организует проведение государственной экспертизы условий труда и подготовку проекта экспертного заключения.

Для проведения государственной экспертизы условий труда в каждом случае определяется специалист (эксперт) или группа специалистов (экспертов) из числа штатных и внештатных специалистов (экспертов), обладающих соответствующими знаниями.

Срок проведения государственной экспертизы условий труда определяется в зависимости от трудоемкости экспертных работ и объема представленных на экспертизу документации и материалов, но не должен превышать одного месяца. В исключительных случаях срок проведения государственной экспертизы условий труда может быть продлен, но не более чем на один месяц.

При представлении на государственную экспертизу условий труда документации и материалов, не соответствующих установленным требованиям, орган исполнительной власти в срок не более семи дней со дня регистрации документации и материалов уведомляет об этом заказчика. Если заказчик не устраняет указанные недостатки, орган исполнительной власти по истечении одного месяца со дня регистрации документации и материалов сообщает заказчику о невозможности проведения экспертизы и возвращает представленные документацию и материалы.

При осуществлении государственной экспертизы условий труда могут проводиться лабораторные исследования (измерения) факторов производственной среды, выполняемые за счет средств заказчика аккредитованными в установленном порядке исследовательскими (измерительными) лабораториями.

По окончании государственной экспертизы условий труда составляется экспертное заключение (в двух экземплярах), которое должно содержать обоснованные выводы о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Оно подписывается лицом (лицами), проводившим экспертизу, и руководителем экспертизы. После чего оба экземпляра экспертного заключения утверждаются органом исполнительной власти.

Один экземпляр экспертного заключения вместе с документацией и материалами, прошедшими экспертизу, направляется заказчику, другой экземпляр остается в органе исполнительной власти.

Экспертные заключения подлежат хранению органами исполнительной власти в течение 5 лет, если более длительный срок хранения не установлен законодательством Российской Федерации.

Следует признать, что нормы Постановления Правительства РФ от 25 апреля 2003 г. № 244, в общем раскрывая процедуру государственной экспертизы условий труда, содержат немалое количество пробелов и оставляют многие аспекты проведения экспертизы без внимания. В частности, в Постановлении отсутствуют перечни документации и материалов, представляемых на государственную экспертизу условий труда. Не содержатся они и в ТК РФ. Не конкретизирована процедура инициирования государственной экспертизы условий труда, а также объем прав и обязанностей органов государственной экспертизы, экспертов, осуществляющих государственную экспертизу условий труда. Не раскрываются особенности проведения экспертизы применительно к отдельным объектам экспертизы: качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда; экспертиза правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда и т.д., что является серьезным недостатком и создает необходимость пересмотра указанных норм.

Второго декабря 2011 г. на официальном сайте Минздравсоцразвития России был опубликован проект Приказа «Об утверждении Порядка осуществления государственной экспертизы условий труда и перечня документации и материалов, представляемых на государственную экспертизу условий труда».

Данный проект существенно уточняет порядок проведения государственной экспертизы условий труда. В частности, в нем устанавливается, что объектами экспертизы являются:

  • - качество проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • - правильность предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • - фактические условия труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве.

Экспертизу соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов государственным нормативным требованиям охраны труда предложено осуществлять в порядке, установленном законодательством РФ о градостроительной деятельности, а оценку соответствия новой техники и технологий требованиям безопасности, в том числе содержащимся в государственных нормативных требованиях охраны труда, в порядке, установленном законодательством РФ о техническом регулировании.

Конкретизирована процедура подачи заявления в органы государственной экспертизы условий труда, его содержания с учетом личности инициатора (юридического или физического лица); срок проведения экспертизы сокращен до 20 календарных дней и т.д.

Впервые в качестве приложения № 1 добавлены перечни документации и материалов, представляемых на государственную экспертизу условий труда в зависимости от объекта экспертизы. В частности, в проекте Приказа содержатся:

  • - перечни документации и материалов, представляемых для проведения экспертизы качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • - перечни документации и материалов, представляемых для проведения экспертизы правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • - перечни документации и материалов, представляемых для проведения экспертизы фактических условий труда на рабочих местах работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве.

В перспективе принятие данного проекта приказа должно будет усовершенствовать процедуру государственной экспертизы условий труда и значительно повысить ее эффективность.

Следует также отметить, что, несмотря на относительно короткий период своего существования, государственная экспертиза условий труда в нашей стране получила достаточно широкое применение, о чем наглядно свидетельствует статистика.

Так, по данным Министерства труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области, для оценки качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в 2011 г. проведена государственная экспертиза условий труда в 170 организациях Новосибирской области, выдано 185 экспертных заключений, в том числе 22 отрицательных.

Таким образом, значение государственной экспертизы условий труда состоит, прежде всего, в том, что:

  • - результаты такой экспертизы позволяют получить объективные данные об условиях труда на конкретном рабочем месте; качестве проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, о соответствии проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов и т.д., т.е. информацию, отражающую реальную ситуацию в области охраны труда;
  • - получаемые в ходе государственной экспертизы условий труда данные позволяют выявлять типичные для конкретной сферы охраны труда нарушения законодательства и своевременно принимать меры по их устранению.

Например, по результатам экспертизы аттестации рабочих мест в Камчатском крае (в 2010 г. - проведена экспертиза 20 комплектов документов, а за 8 месяцев 2011 г. - 25 комплектов документов) выявлено, что наиболее типичными нарушениями проведения аттестации рабочих мест являются:

  • - неполный учет всех факторов производственной среды, подлежащих оценке в ходе аттестации, и проведение аттестации не на всех рабочих местах, подлежащих оценке;
  • - не даются рекомендации по использованию специальной одежды в случаях, если она не предусмотрена типовыми нормами обеспечения, но требуется по фактическим условиям труда работников на этих рабочих местах или оценка подлежащих к выдаче средств индивидуальной защиты осуществляется ненадлежащим образом (неправильно или не по соответствующим типовым нормам);
  • - допускается несоответствие должностей работников, указанных в картах аттестации рабочих мест, наименованиям, предусмотренным Общероссийским классификатором ОК-016-94;
  • - материалы аттестации оформляются с нарушением установленных нормативных требований (отсутствуют подписи представителей организации, где проводилась аттестация, или аттестующей организации и т.д.).

Также госэкспертиза обеспечивает защиту работников от нарушения их прав на получение предусмотренных законодательством компенсаций за тяжелые работы и работы с вредными и (или) опасными условиями труда, в том числе и права на досрочное назначение пенсий.

Так, государственным экспертом по условиям труда департамента по труду Министерства труда и социального развития Омской области по запросу Советского районного суда г. Омска проведена государственная экспертиза условий труда на рабочем месте санитарки рентген-кабинета рентгеновского отделения городской детской клинической больницы.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: