Законодательная власть вертикальное и горизонтальное разделение. Разделение властей по вертикали в свете единства системы государственной власти. Контракт о службе в органах внутренних дел – это

Вертикальная организация власти предполагает распределение властных полномочий по уровням, в основе которого лежит административно - территориальное устройство страны. Каждый из выделенных уровней наделяется:компетенцией, правами и имуществом для решения определенных в его ведение опросов. Объем этих полномочий зависит от характера государственного устройства, исторических традиций и других факторов.

Исторически проблема вертикальной организации власти была вызвана необходимостью повышения эффективности управления государством, (характерной чертой вертикальной организации власти является ее разделение по уровням:

уровень населенных мест (города, села, коммуны, «муниципалитеты);

уровни территориальных мест: средний (район, округ, графство), высший (департамент, область, штат, земля);

государственный уровень (уровень центра).

Такое единство обусловлено необходимостью «охватить» управляющим (властным) воздействием наиболее существенные процессы жизнедеятельности людей. Необходимость координации деятельности мест и согласования их интересов влечет формирование следующего уровня иерархии власти: районы - в США, России или Беларуси; графства - в Великобритании, (координация и согласование интересов мест и государства обусловливает появление следующего уровня власти: в России и Беларуси - области, в США штаты, в Германии - земли.

Каждый из властных уровней характеризуется тремя составляющими: границами; компетенцией, правами и обязанностями; аппаратом власти данного уровня.

Разделение власти на уровни определяет положение (иерархию) каждой власти по отношению к другим. Наиболее общие требования к разделению власти то вертикали изложены в Европейской Хартии (принцип субсидиарное™). В соответствии с принципом субсидиарности «осуществление публичных полномочий, как правило, должно преимущественно возлагаться на органы власти, наиболее близкие к гражданам. Передача какой-либо функции другому органу власти должна производиться с учетом объема и характера конкретной задачи, а также требований эффективности и экономии»

Горизонтальная организация (разделение) власти предполагает организацию власти на каждом конкретном уровне. Например, если на каком-то из уровней организации общества ряд вопросов отнесен к ведению центральной власти, то для их исполнения будет создан орган центральной (государственной) власти. В условиях многоукладной экономики, большую часть вопросов относят к компетенции местной власти (самоуправления) и создают условия для решения их на местном уровне, формируя помимо органов государственной власти и органы самоуправления.

Центральным вопросом горизонтального разделения власти является формирование реального самоуправления на местах, т.е. передача органам местного самоуправления компетенции, прав, имущества и средств для самостоятельного решения местных проблем. Тем самым вертикальное и горизонтальное разделение властей способствуют равномерному распределению объема власти по уровням общественной организации, или, говоря по-иному, равномерно распределяют «нагрузку» на органы власти и обеспечивают нормальную работу ее звеньев.

Горизонтальная организация власти представляет собой ее разделение на государственное управление (осуществляется центральными государственным аппаратом и его местными подразделениями) и местное самоуправление (осуществляется территориальным сообществом и органами местного самоуправления). Появление самоуправления означает признание государством права местных сообществ устраивать свою жизнь самостоятельно и за свой счет.\

Выходные данные сборника:

РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ ПО ВЕРТИКАЛИ В СВЕТЕ ЕДИНСТВА СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Балуцкая Гаянэ Артуровна

аспирант кафедры государственного и административного права КГУКИ, г. Краснодар

Россия есть правовое, федеративное государство. Одним из важных составляющих правового государства является разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, федеративного устройства страны - вертикальное разделение властей, предполагающее разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами власти субъектов РФ и комплекс других форм взаимодействия.

В настоящее время в России продолжается реализация основных положений принципа разделения властей, связанная с непрерывным процессом развития федеративных отношений, необходимых для поддержания стабильности в обществе и государстве.

12 декабря 2012 года Президент страны Владимир Путин огласил ежегодное Послание Федеральному Собранию, отметив значимость демократии, недопустимость изменения основ государства и общества, пересмотра вопросов суверенитета, указав на необходимость усиления связи федерального законодательства с жизнью регионов и законодателя как такового .

В соответствии со статьей 10 Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе разделения законодательной, исполнительной и судебной властей .Это деление именуется горизонтальным разделением властей. Выделяют и разделение властей по вертикали. Данное понятие не получило формального закрепления ни в Конституции Российской Федерации, ни в науке конституционного права, но фактически такое деление существует. Глава 3 Конституции РФ посвящена федеративному устройству, где раскрывается комплекс отношений, возникающих между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации .

Таким образом, вертикальное разделение властей предполагает разделение власти между федеральным центром и субъектами Российской Федерации и между составными частями Федерации непосредственно.

Отношения, возникающие в процессе взаимодействия России и ее субъектов, условно можно объединить в две группы:

1. отношения, связанные с разграничением предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации;

2. отношения, связанные с взаимным делегированием полномочий, как федеральным органам исполнительной власти, так и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и взаимной конституционно-правовой ответственностью.

Следует отметить, что федерация в полной мере функционирует тогда, когда интересы государства в целом и его субъектов в полной мере совпадают.

Россия в соответствии с Конституцией РФ является правовым государством, носит демократический характер, на основании чего она не может обладать неограниченными полномочиями, часть из них возлагается и на государственную власть субъектов Федерации, что справедливо и отвечает природе федеративного устройства страны.

И.А. Умнова указывает, что одной из приоритетных задач в утверждении федеративного устройства в России является решение проблемы разделения государственной власти по вертикали. Особая актуальность данной проблемы заключается в том, что она вышла за рамки юридические и приобрела политическую окраску. С принятием Конституции 1993 г. удалось приблизиться, но не добиться в полной степени гармонизации фактически действующих отношений, составляющих конституционные основы разделения государственной власти между федерацией и ее субъектами .

В.И. Маргиева полагает, что любое государство, на каком бы уровне развития оно не находилось, стремится к оптимальной организации своей территории, установлению взаимновыгодных отношений между центром и регионами. В федеративном государстве два уровня власти - власть федеральная и власть субъектов Федерации. Отношения между этими властями носят сложный и противоречивый характер, поскольку субъекты, хотя и входят в состав единого государства, сохраняют за собой определенную независимость и самостоятельность .

По мнению автора, благоприятные и эффективные взаимоотношения между Россией ее субъектами являются залогом успешного развития страны как в политическом, так и в экономическом плане, на основании чего и необходима четкая, непротиворечивая правовая регламентация отношений, возникающих между центром и регионами, основной формой которой выступает закрепление в законе предметов ведения и полномочий сторон федеративных отношений. Однако в настоящее время она имеет определенные недостатки и подлежит дальнейшей проработке и совершенствованию.

Разделение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации препятствуют концентрации, сосредоточения власти в одних руках.

Оптимальное соотношение власти государственной и региональной, выражающееся в предметах ведения и полномочиях, является главным критерием эффективного функционирования российского федерализма.

Автор полагает, что необходимо предоставить субъектам Федерации право принимать наибольшее участие в разрешении наиболее важных вопросов государственного значения, вопросов, касающихся прав и свобод граждан, решения социальных проблем.

Вместе с тем, Конституция России в статье 5 закрепляет базовые принципы федеративного устройства России, являющиеся основой функционирования российского федерализма и построения взаимоотношений между Российской Федерацией и ее субъектами:

1.Принцип государственной целостности, единства системы государственной власти;

2.Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов России;

3.Принцип равноправия и самоопределения народов в России .

Одним из главных принципов федеративного устройства страны является принцип организационного единства системы государственной власти (ст. 5 Конституции РФ) . Данный принцип означает, что власть Российской Федерации распространяется на всю ее территорию и обеспечивает тесное функционирование всего государственного механизма. Многонациональный народ-единственный источник власти в Российской Федерации. Субъекты России обладают полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации, а также полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Федерации и еесубъектов (ст. 73 Конституции РФ) . В соответствии со статьей 77 Конституции РФ субъектам предоставлено право самостоятельно устанавливать свою систему органов государственной власти при условиях соответствия основам конституционного строя Российской Федерации и общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти .

Из вышеуказанного следует, что Российская Федерация ответственна за федеративное устройство страны, за обеспечение единства системы государственной власти, на основании чего и играет регулирующую и контролирующую роль в отношении субъектов Федерации.

По мнению автора, механизм, основанный на принципах законности и децентрализации, может обеспечить компромисс между ветвями власти как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации и сохранить единство власти и территориальной целостности российского государства и не допустить, с одной стороны, чтобы федеральная власть работала на авторитарных, централизованных началах, с другой стороны, произвола со стороны регионов, ввиду предоставленной им самостоятельности и свободы.

Эффективность данного механизма формируется с течением времени, путем принимаемых государством целенаправленных шагов. Предоставление большей самостоятельности в ряде полномочий субъектам Российской Федерации, политика укрупнения субъектов Федерации, придающая большую независимость, возвращение к прямым выборам глав регионов - это те меры, которые предприняты и продолжают реализовываться Российской Федерацией с целью сбалансирования двух уровней власти - власть федеральную и власть субъектов Федерации.

Таким образом, перед Россией стоит задача реализовать принцип разделения властей в целом и принцип единства системы государственной власти таким путем, чтобы единство системы государственной власти и государственная целостность, с одной стороны, и разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, а также разделение властей по вертикали, с другой стороны, наиболее полным образом удовлетворяло интересы федерального центра, не ущемляя при этом права субъектов Федерации.

Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  2. Маргиев В.И., Маргиев А.В. Правовой статус республик в составе Российской Федерации. Владикавказ. Владикавказский научный центр РАН и Правительства РСО-А, 2008. - 325 с.
  3. Послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию РФ [Электронный ресурс]: послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2012. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  4. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма: учебно-практическое пособие. М.: Дело, 1998. - 280 с.

План:
1. Определение понятия государственной власти.
2. Теоретические подходы к принципу разделения властей.
3. Характеристика исполнительной, судебной и законодательной власти.
4. Разделение государственной власти в РФ
5. Особенности разделения государственной власти на Юге России

1. Разделение ветвей государственной власти - принцип и механизм реализации государственной власти, при котором
законодательная, исполнительная и судебные власти предоставляются различным органам соглас-но конституции; и характеризуется следующими признаками:
власти все равны и автономны
никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти;
судебная власть действует независимо от политического влияния.

2. Основные теории разделения властей (по Монтескье):
Существуют 3 рода власти: законодательная, исполнительная и судебная, которые должны быть распределены между разными государственными органами.
должна действовать система сдержек и противовесов (дабы власти контролировать действия друг друга).Определенная ветвь власти должна представлять интересы определенной социальной груп-пы.
Позднее теория разделения властей получила сильное практическое и теоретическое развитие. Прежде всего, стоит упомянуть труды Ж.. Руссо, который считал, что «законодательная, исполни-тельная и судебная власти - особые проявления единой власти народа»
В связи с информатизацией общества в 20 веке в современной теории государства и права принято выделять еще одну ветвь власти – «четвертую власть» - средства массовой информации. Теория разделения властей явилась одним из основных гарантом прав и свобод человека, именно в тех странах, где реализация данной концепции имеет наиболее прочные традиции, демократические принципы нашли широкое применение.

3. Разделение властей реализуется в двух плоскостях: по горизонтали и по вертикали.
По вертикали: представляет собой разделение властных полномочий между субъектами государ-ственного управления различного уровня (центральные, региональные и местные органы власти).
По горизонтали: реализуется на практике как разделение власти между 3 властными органами (ветвями) – законодательной, исполнительной и судебной.
Законодательная власть – это делегированная народом, своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля за исполнительной властью, главным образом в финансовой среде.
Функции:
законодательная
финансовая (утверждает госбюджет).
распределительная (связанная с формированием высших исполнительных и судебных ор-ганов)
функция контроля (за деятельностью исполнительной власти).
Исполнительная власть – один из основных видов государственной власти, обеспечивающий реа-лизацию принятых законодательной властью законов и иных нормативно-правовых актов на всей территории страны. Особенностью исполнительной власти является то, сто она не только органи-зует выполнение решений законодательной, но и сама может издавать нормативные акты или вы-ступать с законодательной инициативой.
Судебная власть – это один из видов власти, самостоятельно осуществляющий правосудие. Это специфическая независимая ветвь государственной власти, осуществляющаяся путем гласного, состязательного рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве. Судебная ветвь власти реализуется специальными государственными органами – судами.

4. Высшим органом законодательной власти РФ является Федеральное собрание, состоящее из двух палат: нижней палаты – Государственной Думы, верхней – Совета Федерации. Для осущест-вления контроля за исполнением федерального бюджета обе палаты Федерального собрания обра-зуют Счетную палату.
Главой государства является Президент. Он избирается всенародным прямым голосованием на 4 год и не более двух сроков подряд.
Систему органов исполнительной власти российского государства составляют федеральные орга-ны исполнительной власти. Высший из них – Правительство РФ и его институты.
Высшими органами судебной власти в России выступают Конституционный Суд, Высший Арбит-ражный Суд, Верховный Суд.

5. В настоящее время система органов государственной власти субъектов РФ, находящихся в пре-делах ЮФО функционирует с учетом единых принципов, устанавливаемых федеральным законо-дательством. В то же время обеспечивается возможность учета местных исторических, этнополи-тических и лингвистических особенностей, что позволяет выстраивать взаимоотношения между органами различных ветвей государственной власти наиболее эффективным образом. Существен-ное влияние на конструирование региональной властной системы оказывает сложный внутрипо-литический процесс, борьба местных элит за возможность принимать общественно важные реше-ния, доступ к властным ресурсам.

Вертикальное и горизонтальное разделение властей в Российской Федерации имеет не только взаимосвязанный, но и взаимопроникающий характер, обеспечивающий эффективность функционирования государства в целом.

Механизм горизонтального разделения властей в Российской Федерации достаточно оригинален и во многих отношениях не вписывается в рамки более или менее типичных моделей, существующих в других странах. При этом в России явно прослеживаются политико-правовые механизмы, свойственные смешанной форме правления.

Нормативно-правовую основу разделения властей в федеративном государстве составляют: федеральная Конституция, федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы Российской Федерации, регламентирующие основные принципы формирования органов государственной власти на региональном уровне, договоры между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации, конституции (основные законы) субъектов федерации, а также региональные законы.

Наибольшую роль во взаимодействии федеральных органов государственной власти играет Президент Российской Федерации, наделенный полномочиями в отношении каждой из ветвей власти и участвующий либо в их функционировании, либо в формировании кадрового состава соответствующих органов. Президент РФ является главой государства; гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

Президент РФ принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (части 1 и 2 статьи 80 Конституции РФ). Именно Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики. Таким образом, Президент Российской Федерации является по существу системообразующим центром федеральной государственной власти и рассмотрение вопросов конституционно-правового регулирования взаимодействия органов ее основных ветвей невозможно.

Носителем законодательной власти и представительным органом в России является Федеральное Собрание, состоящее из двух палат. Это - Государственная дума, депутаты которой избираются населением страны путем всеобщих выборов, и Совет Федерации, который формируется путем косвенных выборов. Основным средством руководящего и формирующего воздействия законодательной власти на деятельность органов исполнительной власти является принятие законов, обязательных для всех граждан, юридических лиц, органов государственной власти и органов самоуправления. Контрольные функции законодательной власти исчерпываются контролем за исполнением бюджета и образованием специального органа такого контроля, правом Государственной думы решать вопрос о доверии Правительству.

Исполнительной властью наделено Правительство Российской Федерации (ч. 1 ст. 110), которое несет ответственность за свою деятельность, как перед Президентом страны, так и перед Государственной думой. Правительство РФ состоит из Председателя Правительства РФ, заместителя Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Председатель Правительства РФ определяет основные направления деятельности Правительства РФ и организует его работу (ст. 113).

Судебная власть, согласно Конституции РФ 1993 года, представлена Верховным Судом РФ, Высшим арбитражным Судом РФ и Конституционным Судом РФ.

Нормативной основой разделения властей в Российской Федерации, наряду с Конституцией Российской Федерации, являются конституции (уставы) субъектов Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы субъектов Федерации, иные нормативно-правовые акты.

Конституция Российской Федерации регулирует основы взаимодействия Федерального Собрания РФ, его палат с Правительством РФ, которые конкретизированы Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации" и регламентами Правительства, Совета Федерации и Государственной Думы, а также другими правовыми актами. Деятельность Правительства активно отслеживается и контролируется Государственной Думой. Само Правительство как субъект права законодательной инициативы активно участвует в законодательной деятельности.

Разрабатываемые Правительством РФ проекты федеральных законов по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в обязательном порядке направляются Правительством РФ в органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Правительство РФ дает письменные заключения на законопроекты о введении или об отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и на законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.

Поддержанию стабильности разделения властей на федеральном уровне способствует развитая система сдержек и противовесов, уравновешивающая, прежде всего, взаимоотношения законодательной и исполнительной власти.

Конституцией России предусмотрено участие Конституционного Суда РФ в решении важнейших вопросов взаимодействия федеральных органов государственной власти. Конституционный Суд РФ представляет заключение (по запросу Совета Федерации) о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Государственной Думой против Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Палаты Федерального Собрания могут обращаться с запросом в Конституционный Суд РФ о проверке конституционности не вступившего в законную силу международного договора.

Важно также подчеркнуть, что в силу полномочий, которыми обладают федеральные органы власти по вопросам совместного ведения, к решению соответствующих вопросов привлекаются органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Таким образом, установленное Конституцией Российской Федерации разделение властей по вертикали политико-государственного устройства страны представлено во всей системе взаимодействий федеральных органов государственной власти, связанных с решением вопросов, затрагивающих интересы регионов.

  • ДЖ. ЛОКК О ПРОИСХОЖДЕНИИ СОБСТВЕННОСТИ И ГОСУДАРСТВА. УЧЕНИЕ О РАЗДЕЛЕНИИ ВЛАСТЕЙ.
  • Используется ли принцип разделения властей в формировании и деятельности органов Европейского Союза?
  • Классификация и разделение рисков в проекте ГЧП. Технические риски
  • Конституционное закрепление принципа разделения властей
  • Международное разделение труда как материальная основа развития мирового хозяйства.
  • РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ (англ. division of powers) - в праве принцип, согласно которому в правовом государстве должны сосуществовать самостоятельные и независимые друг от друга ветви (направления, функции) гос-ной власти - законодательная, исполнительная и судебная, каждая из которых осуществляется независимыми друг от друга органами. Идея Р.в., высказывавшаяся еще античными и средневековыми учеными (Аристотель, Марсилий Падуанский и др.), была сформулирована в качестве самостоятельного учения в середине XVIII в. Ш. Монтескье. Марксистско-ленинская теория отвергала теорию Р.в. как якобы игнорирующую классовую природу государства, что на практике привело к созданию тоталитарных режимов в России и практически во всех др. странах, пытавшихся реализовать на практике марксистско-ленинское учение.

    В современной России реализация принципа Р.в. получила свое выражение в признании его в качестве одной из основ конституционного строя РФ, в тех многочисленных положениях Конституции РФ*, которые закрепили систему и компетенцию гос-ных органов, принципы разграничения полномочий между ними. Так, согласно ст. 10, roc-ная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

    В государстве, где реализуется принцип Р.в., каждый гос-ный орган, осуществляющий одну из 3-х функций гос-ной власти, взаимодействует с др. гос-ными органами, и при этом они ограничивают друг друга. Такая схема взаимоотношений часто называется системой сдержек и противовесов. В РФ на федеральном уровне данная система реализуется след.им образом: законодательный орган (Федеральное Собрание) принимает законы, определяет нормативную базу деят-и всех органов гос-ной власти, влияет парламентскими способами на деят-ь исполнительной власти (вплоть до постановки вопроса о доверии Правительству РФ), в той или иной форме участвует в формировании Правительства РФ и федеральных судебных органов; Правительство РФ осуществляет исполнительную власть: организует исполнение законов, разными способами влияет на законодательный процесс (право законодательной инициативы, обязательность заключений Правительства РФ на законопроекты



    51. Референдум: понятие, виды, правовое регулирование референдума РФ .

    Референдум – одна из высших форм непосредственного народовластия в РФ.

    В зависимости от содержания законопроекта, вынесенного на обсуждение в порядке референдума, выделяют референдумы: 1) конституционный; 2) обыкновенный.

    В зависимости от времени проведения референдумы делятся на: 1) превентивный (дозаконо-дательный); 2) утверждающий (послезаконодательный).

    По порядку проведения могут быть референдумы: 1) обязательные; 2) факультативные.

    Виды референдума в зависимости от территории: 1) всероссийский референдум (он проводится по вопросам общефедерального значения на основании решения Президента РФ); 2) референдум субъекта РФ (он проводится по вопросам ведения соответствующего субъекта РФ или совместного ведения РФ и субъектов РФ, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией РФ и федеральным законом); 3) местный референдум (он проводится по вопросам местного значения, находящимся в ведении органов местного самоуправления).



    Особенностью референдума РФ является то, что он проводится по особо важным вопросам для государства (принятие новой Конституции).

    Порядок проведения всероссийского референдума устанавливается ФКЗ от 10 октября 1995 г. № 2-ФкЗ «О референдуме Российской Федерации» (с изменениями от 27 сентября 2002 г.).

    Субъекты РФ вправе в своих конституциях (уставах) установить круг вопросов, подлежащих обязательному вынесению на референдум субъекта РФ, за исключением следующих вопросов, отнесенных к исключительной компетенции федеральных органов власти: 1) досрочного прекращения или продления срока полномочий органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления, приостановления осуществления ими своих полномочий, а также проведения досрочных выборов в органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления либо отсрочки этих выборов; 2) персонального состава органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления; 3) избрания депутатов и должностных лиц, утверждения, назначения на должность и освобождения от должности должностных лиц, а также дачи согласия на их назначение на должность и освобождение от должности; 4) принятие или изменение бюджета субъекта, исполнения и изменения финансовых обязательств субъекта РФ, муниципального образования; 5) принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

    Муниципальные власти вправе в своих уставах указывать перечень вопросов, по которым может проводиться местный референдум. К этим вопросам могут быть отнесены только вопросы местного значения.

    Местный референдум проводится по вопросам, отнесенным к компетенции органов местного самоуправления законодательством РФ и законодательством субъекта РФ.

    Вопросы, вынесенные на референдум (общероссийский, субъекта РФ или местный), должны быть построены таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, т. е. на него можно было бы дать только однозначный ответ («да» или «нет»)

    52. Россия – демократическое государство. Формы представительной и непосредственной демократии. Идеологический и политический плюрализм.

    Демократический характер Российского государства находит свое выражение в таких структурных элементах конституционного строя, как народовластие, разделение властей, идеологическое и политическое многообразие, местное самоуправление.

    Конституция закрепляет основы народовластия, которое осуществляется в следующих основных формах:

    непосредственной демократии , т.е. осуществления народом своей власти непосредственно, прежде всего, путем референдума и свободных выборов;

    представительной демократии , т.е. осуществления народом своей власти через избираемые им органы государственной власти и органы местного самоуправления.

    Референдум и выборы проводятся на трех уровнях: федеральном, региональном (субъектов Российской Федерации), местном.

    Неотъемлемым свойством (элементом) демократического государства является идеологическое и политическое многообразие, что закреплено в ст. 13 Конституции Российской Федерации.

    Идеологическое многообразие означает, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Конечно, это не значит, что в обществе не должно быть вообще какой-либо стержневой идеологии. Такая идеология, которую разделяло бы и поддерживало большинство социальных слоев и групп российского общества, необходима.

    Идеологический вакуум, сложившийся на сегодняшний день в нашей стране, не способствует сплочению общества, зачастую подрывает духовные, нравственные основы, ведет к вседозволенности и идеологическому нигилизму.

    Политическое многообразие означает, во-первых, многопартийность, во-вторых, равенство общественных объединений перед законом, в-третьих, свободу деятельности общественных объединений, в-четвертых, запрещение создания и деятельности общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

    53. Россия – светское государство. Принципы взаимоотношений религиозных объединений и государства .

    Закрепление светского характера Российского государства (ст. 14 КРФ) означает, во-первых, отсутствие узаконенной, официальной религии - никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; во-вторых, отделение религиозных объединений от государства; в-третьих, равенство всех религиозных объединений перед законом.

    Касаясь взаимоотношений государства и религиозных объединений, устанавливается, что государство:

    · не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;

    · не возлагает на религиозные объединения выполнение функций государственных органов и органов местного самоуправления;

    · не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит данному Федеральному закону;

    · обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

    Религиозное объединение:

    · создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой;

    · не выполняет функций государственных органов и органов местного самоуправления;

    · не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления;

    · не участвует в деятельности политических партий и движений, не оказывает им материальную и иную помощь.

    Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничений прав членов объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления, деятельности политических партий, движений и других общественных объединений.



    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: