Что типовой устав. Типовой устав ооо - кому можно использовать. Какие изменения влечет введение Типового устава для юридических лиц

Президент РФ В. Путин подписал Федеральный закон от 29.06.2015 № 209-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты…», в соответствии с которым внесены изменения в закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц…».

Изменения коснулись типового устава обществ с ограниченной ответственностью, которые мы рассмотрим в этой статье. Мы выясним, как применяется типовой устав, какие важные моменты необходимо знать об этом документе, как перейти на типовой устав или отказаться от его применения.

В нижней части страницы читатель может бесплатно скачать типовой устав ООО 2019 года.

Типовой устав ООО в 2019 году

Напомним, что закон вступил в силу по истечении 180 дней с момента его официального опубликования, кроме отдельных положений, которые вступили в силу с 1 января 2016 года.

Закон от 29.06.2015 № 209-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты…» предусматривает следующее:

  1. ООО вправе действовать на основании устава, который утвержден его участниками или учредителями или на основании типового устава (в соответствии с федеральным законом).
  2. Утвержденный типовой устав ООО (юридического лица) должен быть размещен в сети интернет на официальном сайте регистрирующего органа.
  3. В случае применения юридическим лицом типового устава, в регистрирующий орган нет необходимости предоставлять учредительные документы.
  4. Срок государственной регистрации юридических и физических лиц осуществляется в срок не более чем три рабочих дня (с момента представления документов в регистрирующий орган).
  5. Порядок государственной регистрации изменений в связи с решением организации применять типовой устав.

Таким образом, у организаций появилась возможность выбирать типовой устав ООО, утвержденный уполномоченным государственным органом, который размещен на сайте ФНС, или действовать на основании собственного устава, утвержденного участниками или учредителями ООО.

Что еще нужно знать о типовом уставе?

Право организации действовать на основании типового устава, разработанного уполномоченным государственным органом, было закреплено в Гражданском кодексе РФ 1 сентября 2014 года.

Федеральный закон от 29.06.2015 № 209-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части введения возможности использования юридическими лицами типовых уставов» конкретизировал порядок применения типового устава.

Следует отметить, что закон коснулся обществ с ограниченной ответственностью, а акционерные общества не вправе действовать на основании типового устава.

Типовой устав не содержит персональных данных организации:

  • наименование;
  • местонахождение;
  • размер уставного капитала.

Преимущества использования типового устава

К преимуществам использования типового Устава можно отнести:

  • отсутствие необходимости разрабатывать персональный Устав ООО, а, следовательно, отсутствие дополнительных затрат на услуги юриста;
  • отсутствие риска, что самостоятельно подготовленный Устав будет неправильно составлен, соответственно, исключается риск, что такой Устав не будет зарегистрирован в ФНС;
  • типовой устав ООО не имеет бумажной формы;
  • нет необходимости подавать Типовой устав юридического лица с пакетом документов на регистрацию ООО. Необходимо просто отметить в новой форме Р11001, что ООО будет действовать на базе типового устава;
  • для работы с контрагентами не нужно будет подавать им копию Устава, достаточно сообщения, что организация применяет типовой Устав.

ООО может начать применение типового устава со дня учреждения общества с ограниченной ответственностью или с момента принятия решения о переходе на типовой устав.

Переход на типовой устав ООО 2019 года

Новым ООО лучше всего решить вопрос о типовом уставе еще перед регистрацией в ФНС. Сведения об этом необходимо отразить в решении об учреждении общества с ограниченной ответственностью и в заявлении на регистрацию ООО. Что касается уже действующих организаций, то они могут перейти на применение типового устава в любое время.

В любом случае, для перехода на типовой устав ООО в 2019 году потребуется совершить следующие действия:

  • утверждать устав в письменной форме;
  • предоставить устав в ФНС.

Необходимо будет оповестить налоговую службу о том, что организация применяет в свой деятельности типовой устав. ФНС, в свою очередь, внесет сведения об этом в ЕГРЮЛ. То есть, чтобы перейти на типовой устав, организация должна направить в ФНС два документа:

  • решение участников ООО о переходе на типовой устав;
  • заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ.

Применяя типовой устав, организация экономит время и денежные средства на разработку текста документа и его регистрацию. В результате ООО, работающим с применением типового устава, будет проще изменять данные о местонахождении, размере уставного капитала и наименовании организации.

Кроме того, отсутствие самостоятельно разработанного устава вряд ли скажется на сотрудничестве с партнерами. Вместо того чтобы предоставлять копии устава, вполне достаточно будет сообщить о том, что организация применяет типовой устав. С положениями типового устава можно будет ознакомиться на сайте ФНС.

Отказ от типового устава ООО

В случае если ООО не хочет применять типовой устав, то в любой момент можно сделать следующее:

  • принять решение о том, что организация больше не будет действовать на основании типового устава;
  • утвердить собственный устав.

После совершения вышеперечисленных действий, необходимо предоставить в налоговую службу документы, которые нужны для регистрации изменений, внесенных в устав ООО.

С 2015 года продолжается история с Типовым Уставом ООО. Уже и Гражданский Кодекс РФ разрешил их использовать и Минэкономразвития два раза разрабатывало и вносило изменения в их проекты, но ООО не могли применять их для работы, так как они не были утверждены. И вот, в конце концов, опубликован приказ Минэкономразвития от 1 августа 2018 года N 411, которым утверждены типовые уставы, на основании которых могут действовать ООО.

ГК РФ Статья 52. Учредительные документы юридических лиц

1. Юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ и государственных корпораций, действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками), за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

Хозяйственное товарищество действует на основании учредительного договора, который заключается его учредителями (участниками) и к которому применяются правила настоящего Кодекса об уставе юридического лица.

Государственная корпорация действует на основании федерального закона о такой государственной корпорации.

2. Юридические лица могут действовать на основании типового устава , утвержденного уполномоченным государственным органом. Сведения о том, что юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом, указываются в едином государственном реестре юридических лиц.

Типовой устав, утвержденный уполномоченным государственным органом, не содержит сведений о наименовании, фирменном наименовании, месте нахождения и размере уставного капитала юридического лица. Такие сведения указываются в едином государственном реестре юридических лиц.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. В случаях, предусмотренных законом, учреждение может действовать на основании единого типового устава, утвержденного его учредителем или уполномоченным им органом для учреждений, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах.

4. Устав юридического лица, утвержденный учредителями (участниками) юридического лица, должен содержать сведения о наименовании юридического лица, его организационно-правовой форме, месте его нахождения, порядке управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида. В уставах некоммерческих организаций, уставах унитарных предприятий и в предусмотренных законом случаях в уставах других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридических лиц. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены уставом также в случаях, если по закону это не является обязательным.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Учредители (участники) юридического лица вправе утвердить регулирующие корпоративные отношения (пункт 1 статьи 2) и не являющиеся учредительными документами внутренний регламент и иные внутренние документы юридического лица.

Минэкономразвития, наконец, разработало Типовой устав, который в настоящее время находится на обсуждении и размещен на официальном сайте. Скачать Типовой устав, разработанный министерством можно у нас на сайте по данной .

В 2015 году Президентом РФ был подписан ФЗ № 209 от 29.06.2015г., который внес изменения в Гражданский кодекс и закон о госрегистрации юрлиц. Одним из наиболее важных изменений стало то, что новый закон разъяснил, как юридические лица могут применять типовую форму устава с 2016 года, ведь сама возможность появилась еще раньше. Давайте разберемся, какие именно организации могут использовать Типовой устав, в каких случаях, а когда это невозможно.

Напомним, что согласно действующей редакции Гражданского кодекса, юридические лица должны иметь Устав, а с 2014 г. у них появилась возможность применять Типовой устав (ФЗ № 99 от 05.05.2014г.). В данном случае типовая форма - значит общая для всех юридических лиц. Однако в 2014 г. не были прописаны все тонкости возможности применения таких уставов, а позже были выявлены различные противоречия в действующих положениях российского законодательства. Новый же ФЗ № 209 внес существенные поправки в Гражданский кодекс, в частности, в статью 52, где, наконец, разъяснил важные моменты применения Типовых уставов (ТУ).

Какие изменения влечет введение Типового устава для юридических лиц?

Как именно отразится на бизнесе введение новой формы учредительного документа?

Согласно Гражданскому кодексу с 2014 г. ООО в своей деятельности может применять принятый учредителями Устав либо Типовой устав, утвержденный уполномоченным государственным органом.

То есть использовать типовую форму или нет - право юридического лица и его участников согласно законодательству РФ. Также не устанавливается специальных условий и требований на применение Типового устава, кроме, ограничения по организационно-правовой форме - только ООО может применять ТУ.

Нужно ли подавать на регистрацию Типовой устав вместе с другими документами?

Сдавать на госрегистрацию Типовой устав в налоговый орган не надо. Необходимо лишь отразить желание использовать ТУ в заявлении, представляемом на госрегистрацию, и в соответствующем решении учредителей организации. Данные о том, что общество действует на основании Типового устава ООО будут в дальнейшем внесены в ЕГРЮЛ.

Надо ли вносить изменения в Типовой устав и регистрировать их в ИФНС?

При применении ТУ изменение сведений о компании (местонахождение, наименование и т. д.) делается только в ЕГРЮЛ. То есть вносить правки в бумажный вариант не потребуется, так как типовая форма не предусматривает данных о юрлице, в частности, о наименовании (в том числе фирменном), месте нахождения, учредителях, размере их долей и т. д. Поэтому для регистрации изменений ООО необходимо лишь подать заявление на внесение изменений в ЕГРЮЛ.

Будет ли проще вести бизнес с компаниями, которые применяют Типовой устав?

Предполагается, что именно применение ТУ позволит улучшить и упростить взаимоотношения с контрагентами организации. Так, введение Типового устава с 2016 года позволит обеспечить более быструю проверку благонадежности контрагента ввиду того, что предпринимателям не придется тратить время на запрашивание и ожидание получения учредительных документов контрагента, изучение его Устава, на предмет возможных ограничений по оказываемым услугам и заключаемым сделкам и т. д. Необходимо будет лишь изучить стандартную форму, размещенную на сайте ведомства, или сообщить своему партнеру о том, что ваше общество применяет типовую форму устава.

Кроме утверждения положений о Типовом уставе ООО 2016 ФЗ № 209 также внес следующие изменения, касающиеся как юридических лиц, так и ИП:

  • Сокращен срок госрегистрации юрлиц и ИП - с пяти до трех дн.;
  • Уточнили, что сведения о филиалах и представительствах юрлица подлежат отражению только в ЕГРЮЛ, а в Уставе они фиксироваться не должны.

Кто может применять Типовой устав с 2016 года

Применять типовую форму устава согласно ФЗ могут только ООО (по крайней мере пока). При этом как вновь регистрируемые общества, так и уже действующие.

Для вновь организуемых юрлиц, выбравших типовую форму устава, на госрегистрацию необходимо будет представить заявление по утвержденной форме и Решение учредителей, в котором будет прописано, что организация планирует применять ТУ и другие необходимые документы. Однако сам Типовой устав подавать и регистрировать в ИФНС не нужно.

Для уже действующих юрлиц, решивших перейти на ТУ, нужно будет представить в налоговый орган Решение о применении данной формы и заявление на внесение изменений в ЕГРЮЛ. Каких-либо ограничений, по времени перехода и представлении указанных документов, законодательство не содержит.

Можно ли отказаться от использования Типового устава

Каких-то жестких ограничений ФЗ № 209 не установил не только на применение Типового устава ООО, но и на отказ от него. Так, отказаться от применения типовой формы устава ООО с 2016 года организация может в любой момент. Для этого будет необходимо представить в налоговый орган следующие документы:

  • Решение о переходе на Устав, учрежденный участниками общества, и отказ от применения типовой формы;
  • Разработанный и подписанный учредителями Устав;
  • Пакет документов на госрегистрацию изменений, вносимых в учредительные документы.

Обратите внимание, что несмотря на последние изменения, форма непосредственно типового устава на данный момент так и не разработана, не утверждена и не размещена в сети Интернет. Как и не определено ведомство, на которое будет возложена обязанность по разработке данного документа.

Плюсы и минусы применения Типовых уставов

Забегая вперед, можно предположить, что на первых порах применение Типовых уставов вызовет много вопросов и спорных ситуаций. Рассмотрим вкратце возможные плюсы и минусы данного нововведения

Плюсы применения ТУ:

  • Экономия средств на услуги юристов по разработке Устава;
  • Облегчение взаимодействия с контрагентами и экономия времени на запрос учредительных документов;
  • Отсутствие необходимости представления Устава в ИФНС при регистрации ООО;
  • Упрощенный порядок регистрации изменений в ЕГРЮЛ;

Минусы применения ТУ:

  • Отсутствие возможности более гибкого составления текста Устава под непосредственную деятельность конкретной организации;
  • Недоработанность и «сырость» проекта на первых этапах его применения.

Однако, как и многие нововведения, пока рано говорить, каким именно будет применение Типовых уставов для ООО с 2016 года, будет ли это действительно удобно или, напротив, принесет существенные сложности. Время покажет, а мы будем следить за данной темой и дальше.

См. также:

II. Полномочия

5. Федеральная налоговая служба осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

5.1. осуществляет контроль и надзор за:

5.1.1. соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов, сборов и страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;

5.1.5. соблюдением резидентами (за исключением кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, предусмотренных Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)") и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля (за исключением контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации), соответствием проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением резидентами, не являющимися уполномоченными банками, обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и представлять отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам);

5.1.6. соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения;

5.1.7. полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 2016 г. N 75 подпункт 5.1 дополнен подпунктом 5.1.10

5.1.10. исполнением организациями, содержащими тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующими и проводящими лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме, Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией и осуществлением внутреннего контроля;

5.2. выдает в установленном порядке:

Информация об изменениях:

Положение дополнено подпунктом 5.2.13 с 4 октября 2017 г. - Постановление

5.2.13. свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с бензолом, параксилолом или ортоксилолом;

Информация об изменениях:

Положение дополнено подпунктом 5.2.14 с 4 октября 2017 г. - Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2017 г. N 1142

5.2.14. свидетельства о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами;

Информация об изменениях:

Положение дополнено подпунктом 5.2.15 с 26 июня 2018 г. - Постановление Правительства РФ от 14 июня 2018 г. N 678

5.2.15. свидетельства о регистрации лица, совершающего операции по переработке средних дистиллятов;

5.3. осуществляет:

5.3.1. государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;

5.3.5. выдачу специальных марок для маркировки табака и табачных изделий, производимых на территории Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 2014 г. N 1138 подпункт 5.3 дополнен подпунктом 5.3.9

5.3.9. государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций организаторов азартных игр в букмекерских конторах и саморегулируемых организаций организаторов азартных игр в тотализаторах;

5.3.11. аккредитацию филиалов, представительств иностранных юридических лиц (за исключением представительств иностранных кредитных организаций);

Информация об изменениях:

Положение дополнено подпунктом 5.3.12 с 13 октября 2018 г. - Постановление Правительства РФ от 3 октября 2018 г. N 1181

5.3.12. функции удостоверяющего центра для обеспечения участников электронного взаимодействия сертификатами ключей проверки электронных подписей в установленных законодательством Российской Федерации случаях;

5.5. ведет в установленном порядке:

5.5.6. Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и Единый государственный реестр налогоплательщиков;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2014 г. N 594 Положение дополнено подпунктом 5.5.12

5.5.12. единый реестр лотерейных терминалов;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 3 июля 2014 г. N 615 Положение дополнено подпунктом 5.5.13

5.5.13. реестр дисквалифицированных лиц;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 2014 г. N 1138 подпункт 5.5 дополнен подпунктом 5.5.14

5.5.14. государственный реестр саморегулируемых организаций организаторов азартных игр в букмекерских конторах и государственный реестр саморегулируемых организаций организаторов азартных игр в тотализаторах;

5.5.15. государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1173 Положение дополнено подпунктом 5.5.17

5.5.17. реестр фискальных накопителей;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1173 Положение дополнено подпунктом 5.5.18

5.5.18. реестр экспертных организаций;

5.6. бесплатно информирует (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов о действующих налогах, сборах и страховых взносах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставляет формы налоговой отчетности и разъясняет порядок их заполнения;

Информация об изменениях:

Положение дополнено подпунктом 5.6.1 с 20 июля 2017 г. - Постановление

5.6.1. уведомляет в установленном порядке саморегулируемую организацию организаторов азартных игр в букмекерских конторах о выявлении фактов нарушения организатором азартных игр в букмекерской конторе требований, установленных статьей 6.2

5.7. осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и страховых взносов, а также пеней и штрафов;

5.8. принимает в установленном законодательством Российской Федерации порядке:

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 13 апреля 2016 г. N 300 Положение дополнено подпунктом 5.8.2

5.8.2. акты о прекращении действия выданных резидентам в пределах полномочий, предусмотренных подпунктом 5.1.5 настоящего Положения, разрешений, за исключением разрешений, выданных Центральным банком Российской Федерации или его территориальным учреждением, в случаях, предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1173 Положение дополнено подпунктом 5.8.3

5.8.3. решения об аннулировании разрешения на обработку фискальных данных;

5.9. устанавливает (утверждает):

5.9.5. форму свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

5.9.6. форму решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки;

5.9.9. форму представления налоговыми агентами в налоговый орган сведений о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных налогов за налоговый период;

5.9.11. форму представления в налоговый орган налоговым агентом информации о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период;

5.9.12. форму заявления о возврате удержанного налога по выплаченным иностранным организациям доходам;

5.9.13. форму представления в налоговый орган органами, выдающими в установленном порядке лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира, на пользование объектами водных биологических ресурсов, сведений о выданных лицензиях (разрешениях), сумме сбора, подлежащей уплате по каждой лицензии (разрешению), а также сведений о сроках уплаты сбора;

5.9.14. форму представления организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими пользование объектами животного мира на основании лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира, в налоговые органы по месту своего учета сведений о полученных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами животного мира, суммах сбора, подлежащих уплате, и суммах фактически уплаченных сборов;

5.9.15. перечень документов, представляемых организациями и индивидуальными предпринимателями в налоговый орган для зачета или возврата сумм сбора по нереализованным лицензиям (разрешениям) на пользование объектами животного мира;

5.9.16. форму представления в налоговые органы организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими пользование объектами водных биологических ресурсов на основании лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов, сведений о полученных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами водных биологических ресурсов, суммах сбора, подлежащих уплате в виде разового и регулярных взносов;

5.9.17. форму заявления о постановке на учет в налоговом органе налогоплательщика при выполнении соглашения о разделе продукции;

5.9.18. форму свидетельства о постановке на учет в налоговом органе налогоплательщика при выполнении соглашения о разделе продукции;

5.9.19. форму представления органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, сведений о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства;

5.9.21. формы уведомлений об открытии (закрытии) счетов (вкладов) в иностранной валюте (в валюте Российской Федерации) и об изменении реквизитов счетов (вкладов) в иностранной валюте (в валюте Российской Федерации) в банках за пределами территории Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 27 мая 2006 г. N 318 пункт 5.9 дополнен подпунктом 5.9.22

5.9.22. форму уведомления о наличии счетов в банках за пределами территории Российской Федерации, открытых в соответствии с разрешениями, действие которых прекратилось;

5.9.23. порядок доведения до налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов сведений об изменении реквизитов соответствующих счетов Федерального казначейства и иных сведений, необходимых для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации;

5.9.24. форму квитанции, подтверждающей прием средств в счет уплаты налогов, сборов, страховых взносов, выдаваемой местной администрацией налогоплательщикам (налоговым агентам), плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 6 июня 2007 г. N 351 пункт 5.9 дополнен подпунктом 5.9.29

5.9.29. форму сообщения банка налоговому органу об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 6 июня 2007 г. N 351 пункт 5.9 дополнен подпунктом 5.9.31

5.9.31. по согласованию с Центральным банком Российской Федерации форму и порядок представления банками информации по запросам налоговых органов;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 6 июня 2007 г. N 351 пункт 5.9 дополнен подпунктом 5.9.33

5.9.33. порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 6 июня 2007 г. N 351 пункт 5.9 дополнен подпунктом 5.9.34

5.9.34. по согласованию с Центральным банком Российской Федерации порядок контроля выполнения кредитными организациями обязанностей, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации;

5.9.36. формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и прилагаемых к ним документов в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации в электронной форме (по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации);

5.9.37. формы и форматы документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также порядок заполнения форм и направления и получения таких документов на бумажном носителе или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, если полномочия по их утверждению не возложены Налоговым кодексом Российской Федерации на иной федеральный орган исполнительной власти;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 9 марта 2010 г. N 135 пункт 5.9 дополнен подпунктом 5.9.38

5.9.38. формы заявлений, уведомлений, сообщений , представляемых при государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 9 марта 2010 г. N 135 пункт 5.9 дополнен подпунктом 5.9.39

5.9.39. требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 9 марта 2010 г. N 135 пункт 5.9 дополнен подпунктом 5.9.40

5.9.40. форму и содержание документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;

5.9.41. порядок направления заявителем или нотариусом в регистрирующий орган документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг";

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 4 июня 2012 г. N 552 пункт 5.9 дополнен подпунктом 5.9.42

5.9.42. порядок взаимодействия регистрирующих органов по месту нахождения реорганизуемых и создаваемых в результате реорганизации юридических лиц;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 3 июля 2014 г. N 615 Положение дополнено подпунктом 5.9.43

5.9.43. формы и порядок предоставления заинтересованным лицам выписки из реестра дисквалифицированных лиц и справки об отсутствии запрашиваемой информации;

5.9.44. формы и форматы заявлений и документов, используемых при осуществлении аккредитации, внесении изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, прекращении действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации (за исключением представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, и представительств иностранных кредитных организаций);

5.9.45. формы и форматы представления в налоговый орган Центральным банком Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), сведений об аккредитации, о принятом решении об аккредитации, внесении изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, прекращении действия аккредитации, принятом решении о прекращении действия аккредитации представительств иностранных кредитных организаций и представительств иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации, сведений о численности иностранных граждан, являющихся работниками соответствующих представительств, иных сведений, подлежащих включению в реестр;

5.9.46. форму документа о внесении записи в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц;

5.9.47. порядок аккредитации, внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, прекращения действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, перечень документов, представляемых иностранным юридическим лицом вместе с заявлением об аккредитации, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, прекращении действия аккредитации (за исключением представительств иностранных кредитных организаций), и требования к их оформлению;

5.9.48. порядок создания, эксплуатации и ведения государственного реестра аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц и предоставления сведений из него, состав содержащихся в нем сведений, а также состав сведений, подлежащих размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

5.9.49. форму выписки из государственного реестра аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц о конкретных филиале, представительстве иностранного юридического лица или справки об отсутствии запрашиваемой информации, а также порядок их предоставления;

5.9.50. формы , форматы и порядок представления сведений о филиале, представительстве иностранного юридического лица, которые аккредитованы или осуществляют деятельность на основании разрешения на открытие представительства на территории Российской Федерации до 1 января 2015 г. и у которых срок действия соответственно аккредитации или разрешения не истечет до 1 апреля 2015 г., для внесения в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц;

5.9.51. формы и форматы документов, необходимых для обеспечения электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, порядок заполнения форм и порядок направления и получения таких документов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, а также форматы истребуемых у налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов документов, представляемых в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, и порядок представления таких документов, если полномочия по утверждению форм и (или) форматов указанных документов не возложены Налоговым кодексом Российской Федерации на иные федеральные органы исполнительной власти;

5.9.52. основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" мероприятий, а также порядок использования результатов этих мероприятий;

5.9.53. форму письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц;

5.9.54. форму заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1173 Положение дополнено подпунктом 5.9.55

5.9.55. форму заявления о соответствии модели контрольно-кассовой техники требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники и форму заявления о соответствии модели фискального накопителя требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, а также порядок заполнения форм указанных документов и порядок направления и получения указанных документов на бумажном носителе;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1173 Положение дополнено подпунктом 5.9.56

5.9.56. формы заявлений о регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники и снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета, карточки регистрации контрольно-кассовой техники и карточки о снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета, порядок заполнения форм указанных документов и порядок направления и получения указанных документов на бумажном носителе;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1173 Положение дополнено подпунктом 5.9.57

5.9.57. случаи, порядок и сроки предоставления в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники информации и документов в электронной форме организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими расчеты, и пользователями в налоговые органы через кабинет контрольно-кассовой техники;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1173 Положение дополнено подпунктом 5.9.58

5.9.58. методику проведения экспертизы моделей контрольно-кассовой техники и технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных);

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1173 Положение дополнено подпунктом 5.9.60

5.9.60. перечень сведений и (или) документов, формы , форматы и порядок их предоставления оператором фискальных данных налоговым органам при проведении ими контроля и надзора;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1173 Положение дополнено подпунктом 5.9.61

5.9.61. порядок обеспечения налоговым органам доступа к фискальным данным в режиме реального времени и представления фискальных данных оператором фискальных данных по запросу налогового органа;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1173 Положение дополнено подпунктом 5.9.63

5.9.63. типовые дополнительные профессиональные программы в области оценки соответствия контрольно-кассовой техники и технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) предъявляемым к ним требованиям;

Информация об изменениях:

Положение дополнено подпунктом 5.9.64 с 20 июля 2017 г. - Постановление Правительства РФ от 10 июля 2017 г. N 814

5.9.64. форму представления саморегулируемой организацией организаторов азартных игр в букмекерских конторах в Министерство спорта Российской Федерации и Федеральную налоговую службу перечня заключенных членами саморегулируемой организации организаторов азартных игр в букмекерских конторах соглашений об использовании символики и наименований спортивных мероприятий (по согласованию с Министерством спорта Российской Федерации);

Информация об изменениях:

Положение дополнено подпунктом 5.9.65 с 20 июля 2017 г. - Постановление Правительства РФ от 10 июля 2017 г. N 814

5.9.65. форму представления саморегулируемой организацией организаторов азартных игр в букмекерских конторах в Министерство спорта Российской Федерации и Федеральную налоговую службу информации о принятых ставках в отношении спортивных мероприятий, организованных общероссийскими спортивными федерациями и профессиональными спортивными лигами, а также о выплаченных выигрышах (по согласованию с Министерством спорта Российской Федерации);

Информация об изменениях:

Положение дополнено подпунктом 5.9.66 с 20 июля 2017 г. - Постановление Правительства РФ от 10 июля 2017 г. N 814

5.9.66. форму представления саморегулируемой организацией организаторов азартных игр в букмекерских конторах в Министерство спорта Российской Федерации и Федеральную налоговую службу информации об объеме подлежащих уплате и фактически уплаченных сумм целевых отчислений (по согласованию с Министерством спорта Российской Федерации);

Информация об изменениях:

Положение дополнено подпунктом 5.9.67 с 20 июля 2017 г. - Постановление Правительства РФ от 10 июля 2017 г. N 814

5.9.67. порядок уведомления Федеральной налоговой службой саморегулируемой организации организаторов азартных игр в букмекерских конторах о выявленных нарушениях организатором азартных игр в букмекерской конторе требований, установленных статьей 6.2 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации";

5.14. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;

5.17.1. осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в Службе;

5.18. организует профессиональное образование работников центрального аппарата Службы, ее территориальных органов и организаций, находящихся в ее ведении, а также дополнительное профессиональное образование и профессиональное обучение в сфере деятельности Службы;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2013 г. N 988 Положение дополнено подпунктом 5.18.1

5.18.1. устанавливает порядок и сроки проведения аттестации кандидатов на должность руководителя образовательных организаций, подведомственных Службе, и руководителей указанных организаций;

5.19. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности Службы;

5.20. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

5.21. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности;

5.22. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

6. Федеральная налоговая служба с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

6.1. организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора в установленной сфере деятельности;

6.2. запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

6.3. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

6.4. осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций;

6.5. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов;

6.6. применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации;

6.7. создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии , группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;

6.8. разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы форменной одежды, знаков различия, удостоверений, а также порядок ношения форменной одежды;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2009 г. N 561 пункт 6 дополнен подпунктом 6.9

6.9. учреждать в установленном порядке ведомственные награды, утверждать положения об этих наградах и описание наград.

7. Федеральная налоговая служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения полномочий Службы не распространяются на полномочия руководителя Службы по управлению имуществом, закрепленным за Службой на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Службы.

В числе наиболее примечательных законодательных инициатив последних лет — внедрение механизмов применения российскими предпринимателями типовых уставов хозяйственных обществ. Что представляют собой данные документы? Каким образом их можно задействовать?

Типовой устав для ООО — это учредительный документ хозяйственного общества, который владельцы бизнеса вправе использовать в целях упрощения процедуры государственной регистрации Общества, а также регламентации его деятельности. На законодательном уровне внедрение механизмов применения типового устава ООО в правовое поле РФ осуществляется с 2014 года. Но только в 2018 году ожидается окончательное закрепление данных механизмов в нормативных актах. Соответственно, после этого будет возможно практическое применение типового устава.

Основными его преимуществами можно назвать:

  • возможность применения упрощенного документа вместо индивидуализированного устава, составление которого может потребовать значительных сил и средств от владельцев бизнеса (поскольку к такому уставу законодатель выдвигает ряд строгих требований);
  • сведение к минимуму риска отказа Налоговой службой в регистрации ООО на основании неверных формулировок в уставе (при использовании типового это попросту невозможно, поскольку формулировки в нем априори будут соответствовать законодательству);
  • отсутствие обязанности сдавать типовой устав в ФНС при регистрации фирмы — достаточно в регистрационной форме лишь сослаться на факт его применения в хозяйственной деятельности ООО (в то время как индивидуализированный документ необходимо предоставлять в ведомство).

Таким образом, типовой устав по задумке законодателя — это, фактически, номинальный учредительный документ, наличия которого и не требуется в обособленном виде. Вместе с тем, его юридическая сила выше, чем у устава индивидуализированного. Типовой устав прописывается в законе, и владельцы бизнеса декларируют готовность следовать его положениям, равным по юридической силе нормам закона. Таким образом, типовой устав обязателен для исполнения хозяйственным обществом равно так же, как обязательны другие нормы федерального законодательства.

В свою очередь, индивидуализированный устав — это источник норм на локальном уровне. Положения в нем не должны противоречить нормам права с большей юридической силой. В частности, тем, что закреплены в федеральном законодательстве.

Изучим теперь то, каким образом может происходить практическое применение типового устава. Рассмотрим механизмы, в рамках которых может осуществляться регистрация ООО с типовым уставом.

Нужно отметить, что данные механизмы не следует считать полностью официальными, поскольку они, а также порядок действий участников правоотношений в их рамках, пока что не утверждены на уровне нормативных актов. Но их содержание вполне логично следует из действующих норм законодательства, а также из практики применения традиционных механизмов регистрации ООО владельцами бизнесов.

Наши юристы знают ответ на ваш вопрос

или по телефону:

Практическое применение типового устава: регистрация ООО

Применение типового устава владельцами бизнеса на практике возможно в рамках 3 основных сценариев:

  1. Непосредственно при регистрации новой фирмы.
  2. При решении владельцев действующего бизнеса перейти с типового на традиционный устав.
  3. При решении владельцев действующей фирмы перейти с традиционного на типовой устав.

В первом сценарии предполагается осуществление привычной процедуры регистрации ООО , но в ее рамках будет использоваться регистрационная форма — Р11001 , в которой может отражаться тот факт, что фирма предпочтет работать по типовому уставу. Кроме того, ожидается, что у учредителей фирм появится обязанность ссылаться на факт следования типовому уставу в решении об учреждении ООО.

Во втором сценарии владельцам фирмы, вероятнее всего, будет необходимо:

  • на общем собрании учредителей принять решение о том, что фирма желает начать работу по типовому уставу;
  • направить в Налоговую службу заявление по установленной форме об изменении в ЕГРЮЛ о юридическом лице (скорее всего, это также будет форма Р14001 , в которой могут быть предусмотрены разделы для указания сведений о переходе хозяйствующего субъекта на типовой устав);
  • проинформировать о том, что ООО будет следовать типовому уставу, тех или иных управомоченных лиц (например, банк — если условия кредитного договора предписывают предприятию информировать кредитора об изменениях в учредительных документах).

В третьем сценарии владельцам фирмы, вероятнее всего, нужно будет:

  • разработать индивидуализированный устав;
  • на общем собрании собственников принять решение о том, что фирма не будет работать на основании типового устава, а также о том, что будет применяться традиционный;
  • направить в ФНС документ об изменениях (форму Р13001), решение общего собрания, текст нового устава, документ о перечислении пошлины.

Безусловно, указанные механизмы будут действовать в рассмотренном порядке лишь предположительно. В любом случае, даже по факту принятия на законодательном уровне необходимых норм, владельцам бизнесов при переходе на типовой устав (или при исходной регистрации фирмы по нему) будет крайне полезно запрашивать консультации у представителей ФНС. Позже, когда правоприменительный механизм применения типового устава будет отлажен, действия бизнесов уже могут приобретать более автономный характер.

Бесплатная подготовка документов для регистрации ООО и удобная онлайн бухгалтерия доступна вам на сервисе «Мое Дело ».

На данный момент окончательная редакция типового устава ООО на законодательном уровне еще не утверждена. Но с содержанием законопроекта, в соответствии с которым рассматриваемый документ, вероятнее всего, будет принят, можно ознакомиться на странице http://regulation.gov.ru/projects#npa=50223 на сайте Правительства России.

Как только данный законопроект будет принят, то после этого на уровне ведомственных распоряжений будет реализован механизм информирования ФНС о порядке действий при получении от налогоплательщиков желания работать по новому уставу. Сведения о том, как применять рассматриваемый документ на практике, заинтересованные лица, прежде всего, учредители хозяйственных обществ, смогут получить при обращении в Налоговую службу.

Вместе с тем, о каких-либо конкретных сроках окончательного принятия соответствующих законодательных инициатив пока не известно. Регулирующие ведомства пока не дают по данному вопросу каких-либо официальных комментариев. Но правомерно ожидать их в ближайшем будущем.

Основной фактор реализации рассматриваемых законодательных инициатив — обозначенная Правительством России цель, которая заключается в обеспечении высоких позиций нашей страны в международных рейтингах, связанных с предпринимательством — например, в рейтинге Doing Business. Один из критериев установления высокого места в нем — простота регистрации юридического лица. Возможность использовать типовой устав ООО, очевидно, способствует данной простоте. Поэтому, в появлении соответствующего правового механизма в обозримом будущем, а также в скором формировании достаточного опыта бизнесов в пользовании им (и опыта ФНС — в контроле над данной процедурой) Правительство России очевидным образом заинтересовано.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: