Егэ по обществознанию духовная сфера задания. Духовная сфера общества. Подготовка к ЕГЭ. Тема: «Духовная сфера»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Методические рекомендации при выполнении экспериментальных заданий ОГЭ-2016 по физике Материалы подготовлены Мыцко Тамарой Семеновной, учителем физики МОУ-СОШ с.Калининское Марксовского района Саратовской области 2015 год.

2 слайд

Описание слайда:

Структура варианта КИМ обеспечивает проверку всех предусмотренных Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта видов деятельности: усвоение понятийного аппарата курса физики основной школы, овладение методологическими знаниями и экспериментальными умениями, использование при выполнении учебных задач текстов физического содержания, применение знаний при решении расчетных задач и объяснении физических явлений и процессов в ситуациях практико-ориентированного характера. Владение основами знаний о методах научного познания и экспериментальные умения проверяются в заданиях 18, 19 и 23. Задания 18 и 19 контролируют следующие умения: – формулировать (различать) цели проведения (гипотезу, выводы) описанного опыта или наблюдения; – конструировать экспериментальную установку, выбирать порядок проведения опыта в соответствии с предложенной гипотезой; – использовать физические приборы и измерительные инструменты для прямых измерений физических величин; – проводить анализ результатов экспериментальных исследований, в том числе выраженных в виде таблицы или графика.

3 слайд

Описание слайда:

Экспериментальные задания № 23 Экспериментальные умения проверяются заданиями трех типов: задания на косвенные измерения физических величин; задания, проверяющие умение представлять экспериментальные результаты в виде таблиц или графиков и делать выводы на основании полученных экспериментальных данных; задания, проверяющие умение проводить экспериментальную проверку физических законов;

4 слайд

Описание слайда:

Критерии оценки выполнения задания №23 Полностью правильное выполнение задания оценивается 4 баллами, для этого необходимо: схематичный рисунок экспериментальной установки; формулу для расчета искомой величины по доступным для измерения величинам; правильно записанные результаты прямых измерений (указываются физические величины, прямые измерения которых необходимо провести в данном задании); полученное правильное числовое значение искомой величины.

5 слайд

Описание слайда:

Перечень комплектов оборудования Перечень комплектов оборудования для проведения экспериментальных заданий составлен на основе типовых наборов для фронтальных работ по физике. Комплект №1 весы рычажные с набором гирь измерительный цилиндр (мензурка) с пределом измерения 100 мл, С = 1 мл стакан с водой цилиндр стальной на нити V = 20 см3, m = 156 г, обозначить № 1 цилиндр латунный на нити V = 20 см3, m = 170 г, обозначить №2 Комплект №2 динамометр с пределом измерения 4 Н (С = 0,1 Н) стакан с водой цилиндр стальной на нити V = 20 см3, m = 156 г, обозначить № 1 цилиндр латунный на нити V = 20 см3, m = 170 г, обозначить № 2

6 слайд

Описание слайда:

Комплект №4 каретка с крючком на нити m = 100 г три груза массой по (100±2) г динамометр школьный с пределом измерения 4 Н (С = 0,1 Н) направляющая (коэффициент трения каретки по направляющей приблизительно 0,2) Комплект №3 штатив лабораторный с муфтой и лапкой пружина жесткостью (40±1) Н/м три груза массой по (100±2) г динамометр школьный с пределом измерения 4 Н (С = 0,1 Н) линейка длиной 200–300 мм с миллиметровыми делениями Комплект №5 источник питания постоянного тока 4,5 В вольтметр 0–6 В, С = 0,2 В амперметр 0–2 А, С = 0,1 А переменный резистор (реостат), сопротивлением 10 Ом резистор, R1 = 12 Ом, обозначить R1 резистор, R2 = 6 Ом, обозначить R2 соединительные провода, 8 шт. ключ рабочее поле Комплект №6 собирающая линза, фокусное расстояние F1 = 60 мм, обозначить Л1 линейка длиной 200–300 мм с миллиметровыми делениями экран рабочее поле источник питания постоянного тока 4,5 В соединительные провода ключ лампа на подставке

7 слайд

Описание слайда:

Комплект №7 штатив с муфтой и лапкой метровая линейка (погрешность 5 мм) шарик с прикрепленной к нему нитью длиной 110 см часы с секундной стрелкой (или секундомер) Комплект №8 штатив с муфтой рычаг блок подвижный блок неподвижный нить три груза массой по (100±2) г динамометр школьный с пределом измерения 4 Н (С = 0,1 Н) линейка длиной 200–300 мм с миллиметровыми делениями

8 слайд

Описание слайда:

Экспериментальные задания 1-го типа Цель задания: проверка умения проводить косвенные измерения физических величин. Предлагаемые работы: плотности вещества, силы Архимеда, коэффициента трения скольжения, жесткости пружины, периода и частоты колебаний математического маятника, момента силы, действующего на рычаг, работы силы упругости при подъеме груза с помощью подвижного или неподвижного блока, работы силы трения, оптической силы собирающей линзы, электрического сопротивления резистора, работы электрического тока, мощности электрического тока.

9 слайд

Описание слайда:

Определение плотности вещества Использовать комплект №1 Используя рычажные весы с разновесом, мензурку, стакан с водой, цилиндр № 2, соберите экспериментальную установку для измерения плотности материала, из которого изготовлен цилиндр № 2. В бланке ответов: сделайте рисунок экспериментальной установки для определения объёма тела; запишите формулу для расчёта плотности; укажите результаты измерения массы цилиндра и его объёма; запишите числовое значение плотности материала цилиндра. Образец возможного решения 1) Схема экспериментальной установки Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания плотность вещества, из которого выполнен цилиндр оказалась равной 8500 кг/м3.

10 слайд

Описание слайда:

Определение силы Архимеда Использовать комплект №2 Используя динамометр, стакан с водой, цилиндр № 1, соберите экспериментальную установку для определения выталкивающей силы (силы Архимеда), действующей на цилиндр. В бланке ответов: сделайте рисунок экспериментальной установки; запишите формулу для расчёта выталкивающей силы; укажите результаты измерений веса цилиндра в воздухе и веса цилиндра в воде; запишите численное значение выталкивающей силы. Образец возможного решения 1) Схема экспериментальной установки Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания сила Архимеда оказалась равной 0,2 Н.

11 слайд

Описание слайда:

Определение коэффициента трения скольжения Использовать комплект №4 Используя каретку (брусок) с крючком, динамометр, один груз, направляющую рейку, соберите экспериментальную установку для измерения коэффициента трения скольжения между кареткой и поверхностью рейки. В бланке ответов: сделайте рисунок экспериментальной установки; запишите формулу для расчёта коэффициента трения скольжения; укажите результаты измерений веса каретки с грузом и силы трения скольжения при движении каретки с грузом по поверхности рейки; запишите числовое значение коэффициента трения скольжения. Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания коэффициент трения скольжения оказался равным 0,2. Образец возможного решения 1) Схема экспериментальной установки

12 слайд

Описание слайда:

Определение момента силы, действующего на рычаг Использовать комплект №8 Используя рычаг, три груза, штатив и динамометр, соберите установку для исследования равновесия рычага. Три груза подвесьте слева от оси вращения рычага следующим образом: два груза на расстоянии 6 см и один груз на расстоянии 12 см от оси. Определите момент силы, которую необходимо приложить к правому концу рычага на расстоянии 12 см от оси вращения рычага для того, чтобы он оставался в равновесии в горизонтальном положении. В бланке ответов: зарисуйте схему экспериментальной установки; запишите формулу для расчета момента силы; укажите результаты измерений приложенной силы и длины плеча; запишите числовое значение момента силы. 2) M=Fl 3) F = 2Н, l = 0,12 м 4) М = 2Н·0,12 м = 0,3 Н·м Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания момент силы, которую необходимо приложить к правому концу рычага оказался равным 0,3 Н · м. Образец возможного решения 1) Схема экспериментальной установки

13 слайд

Описание слайда:

Определение жесткости пружины Использовать комплект №3 Используя штатив с муфтой и лапкой, пружину, динамометр, линейку и два груза, соберите экспериментальную установку для измерения жёсткости пружины. Определите жёсткость пружины, подвесив к ней два груза. Для измерения веса грузов воспользуйтесь динамометром. В бланке ответов: Сделайте рисунок экспериментальной установки; запишите формулу для расчёта жёсткости пружины; укажите результаты измерения веса грузов и удлинения пружины; запишите числовое значение жёсткости пружины. Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания коэффициент жесткости оказался равным 40 Н/м. Образец возможного решения 1) Схема экспериментальной установки

14 слайд

Описание слайда:

Определение периода и частоты колебаний математического маятника Использовать комплект №7 Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: штатив с муфтой и лапкой; метровую линейку (погрешность 5 мм); шарик с прикрепленной к нему нитью; часы с секундной стрелкой (или секундомер). Соберите экспериментальную установку для определения периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника. В бланке ответов: сделайте рисунок экспериментальной установки; Приведите формулу для расчета периода и частоты колебаний; укажите результаты прямых измерений числа колебаний и времени колебаний для длин нити маятника равной 0,5 м; вычислите период и частоту колебания; Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания период свободных колебаний оказался равен 1,4 с, частота 0,7 Гц. 3) N = 30; t = 42 с. 4) Т = t/N = 1,4 с;ν = 1/Т = 0,7 Гц. 2) Т = t/N; ν = 1/Т; Образец возможного решения 1) Схема экспериментальной установки

15 слайд

Описание слайда:

Определение работы силы трения Использовать комплект №4 Используя каретку (брусок) с крючком, динамометр, один груз, направляющую рейку, соберите экспериментальную установку для определения работы силы трения при перемещении в горизонтальном направлении каретки с грузом на длину рейки. В бланке ответов: сделайте рисунок экспериментальной установки; запишите формулу для расчёта работы силы трения; укажите результаты измерений силы трения скольжения при движении каретки с грузом по поверхности рейки, длины рейки; запишите числовое значение. работы силы трения. Образец возможного решения 1) Схема экспериментальной установки Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания работа трения скольжения оказалась равным 2 Дж 2) А=Fтр · s; Fтр =Fтяги (при равномерном движении); 4) А= 0,4 Н · 0,5 м=2 Дж. 3) Fтяги = 0,4 Н; l = 0,5 м;

16 слайд

Описание слайда:

Определение электрического сопротивления резистора Использовать комплект №5 Определите электрическое сопротивление резистора R1. Для этого соберите экспериментальную установку, используя источник тока 4,5 В, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода и резистор, обозначенный R1. При помощи реостата установите в цепи силу тока 0,2 А. В бланке ответов: нарисуйте электрическую схему эксперимента; запишите формулу для расчёта электрического сопротивления; укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,2 А; запишите численное значение электрического сопротивления. Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания сопротивление резистора R1 оказалось равным 12 Ом. Образец возможного решения 1) Схема экспериментальной установки

17 слайд

Описание слайда:

Определение мощности тока Использовать комплект №5 Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор, обозначенный R2, соберите экспериментальную установку для определения мощности, выделяемой на резисторе при силе тока 0,5 А. В бланке ответов: нарисуйте электрическую схему эксперимента; запишите формулу для расчёта мощности электрического тока; укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,5 А; запишите численное значение мощности электрического тока. Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания мощность электрического тока оказалась равной 1,5 Вт. Образец возможного решения 1) Схема экспериментальной установки

18 слайд

Описание слайда:

Определение работы силы упругости при подъеме груза с помощью подвижного блока Использовать комплект №8 Используя штатив с муфтой, блок подвижный, нить, 3 груза, динамометр школьный, линейку, определите работу силы упругости при подъеме трех грузов на высоту 20 см. В бланке ответов: сделайте рисунок экспериментальной установки; приведите формулу для расчета работу силы упругости; укажите результаты прямых измерений высоты и силы упругости; Вычислите работу силы упругости при подъеме трех грузов на указанную высоту; 2) А = Fупр.h; 3) Fупр. = 2 Н (при равномерном перемещении); h = 0,2 м; 4) А = 2 Н·0,2 м = 0,4 Дж Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания работа силы упругости при подъеме тела оказалась равной 0,4 Дж. Образец возможного решения 1) Схема экспериментальной установки

19 слайд

Описание слайда:

Определение работы силы упругости при подъеме груза с помощью неподвижного блока Использовать комплект №8 Используя штатив с муфтой, блок неподвижный, нить, 3 груза, динамометр школьный, линейку, определите работу силы упругости при подъеме трех грузов на высоту 20 см. В бланке ответов: сделайте рисунок экспериментальной установки; приведите формулу для расчета работу силы упругости; укажите результаты прямых измерений высоты и силы упругости; Вычислите работу силы упругости при подъеме трех грузов на указанную высоту; 2) А = Fупр.h; 3) Fупр. = 3,2 Н (при равномерном перемещении); h = 0,2 м; 4) А = 3,2 Н·0,2 м = 0,64 Дж Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания работа силы упругости при подъеме тела оказалась равной 0,64 Дж. Образец возможного решения 1) Схема экспериментальной установки

20 слайд

Описание слайда:

Определение работы тока Использовать комплект №5 Используя источник тока, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор, обозначенный R, соберите экспериментальную установку для определения работы электрического тока на резисторе. При помощи реостата установите в цепи силу тока 0,3 А. Определите работу электрического тока за 10 минут. В бланке ответов: нарисуйте электрическую схему эксперимента; запишите формулу для расчёта работы электрического тока; укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,3 А; запишите численное значение работы электрического тока. Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания работа тока оказалась равной 648 Дж. Образец возможного решения 1) Схема экспериментальной установки

21 слайд

Описание слайда:

Определение оптической силы собирающей линзы Использовать комплект №6 Используя собирающую линзу, экран, линейку, соберите экспериментальную установку для определения оптической силы линзы. В качестве источника света используйте свет от удалённого окна. В бланке ответов: сделайте рисунок экспериментальной установки; запишите формулу для расчёта оптической силы линзы; укажите результат измерения фокусного расстояния линзы; запишите значение оптической силы линзы. Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания оптическая сила линзы оказалась равной 17дптр. Образец возможного решения 1) Схема экспериментальной установки

22 слайд

Описание слайда:

Экспериментальные задания 2-го типа Цель задания: проверка умения представлять экспериментальные результаты в виде таблиц или графиков и делать выводы на основании полученных экспериментальных данных. Предлагаемые работы: зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины, зависимости периода колебаний математического маятника от длины нити, зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника, зависимость силы трения скольжения от силы нормального давления, свойствах изображения, полученного с помощью собирающей линзы.

23 слайд

Описание слайда:

Определение зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины Использовать комплект №3 Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: штатив с муфтой и лапкой, пружину, динамометр, линейку и набор из трех грузов. Установите зависимость силы упругости, возникающей в пружине, от величины растяжения пружины. Определите растяжение пружины, подвешивая к ней поочередно один, два и три груза. Для определения веса грузов воспользуйтесь динамометром. В бланке ответов: сделайте рисунок экспериментальной установки; запишите результаты измерения веса грузов, удлинения пружины; сформулируйте вывод о зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от величины растяжения пружины. Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания оказалось, что сила упругости прямо пропорциональна растяжению пружины. Образец возможного решения 1) Схема экспериментальной установки № опыта Вес груза, Н Сила упругости, Н Удлинение, м 1 1 1 0,025 2 2 2 0,050 3 3 3 0,075

24 слайд

Описание слайда:

Определение зависимости периода колебаний математического маятника от длины нити Использовать комплект №7 Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: штатив с муфтой и лапкой; метровую линейку (погрешность 5 мм); шарик с прикрепленной к нему нитью; часы с секундной стрелкой (или секундомер). Соберите экспериментальную установку для исследования зависимости периода свободных колебаний нитяного маятника от длины нити. В бланке ответов: сделайте рисунок экспериментальной установки; укажите результаты прямых измерений числа колебаний и времени колебаний для трех длин нити маятника в виде таблицы; вычислите период колебаний для всех трех случаев; сформулируйте вывод о зависимости периода свободных колебаний нитяного маятника от длины нити. Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания выяснилось, что при уменьшении длины нити период свободных колебаний уменьшается. Образец возможного решения 1) Схема экспериментальной установки

25 слайд

Описание слайда:

Определение зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления Использовать комплект №4 Используя каретку (брусок) с крючком, динамометр, три груза, направляющую рейку, соберите экспериментальную установку для определения зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления В бланке ответов: нарисуйте схему эксперимента укажите результаты измерения сформулируйте вывод о зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания оказалось, что сила трения пружины прямо пропорциональна силе нормального давления. Образец возможного решения 1) Схема экспериментальной установки Fтр=Fтяг- при равномерном движении, Нагружая брусок одним, двумя,тремя грузами, измерим в каждом случае силу трения и силу давления (силу тяжести), результаты измерений запишем в таблицу № опыта Сила нормального давления, Н Сила трения, Н 1 2 0,4 2 3 0,8 3 4 1,2

26 слайд

Описание слайда:

Определение свойст­в изображения, полученного с помощью собирающей линзы Использовать комплект №6 Используя собирающую линзу, экран, линейку, рабочее поле, источник питания постоянного то­ка 4,5 В, соединительные провода, ключ, лампу на подставке соберите экспериментальную установку для определения свойств изображений, полученного с помощью собирающей линзы В бланке ответов: сделайте рисунок экспериментальной установки; укажите результат измерения фокусного расстояния линзы; сделайте вывод, ка изменяются свойства изображений, полученных с помощью собирающей линзы при удалении предмета от линзы. Вывод: При удалении предмета от линзы изображение предмета из мнимого переходит в действительное, а его размеры уменьшаются. Образец возможного решения 1) Схема экспериментальной установки d Свойства изображения d < F Мнимое, увеличенное, прямое F< d< 2F Действительное, увеличенное, перевернутое d > 2F Действительное, уменьшенное, перевернутое

27 слайд

Описание слайда:

Определение зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника Использовать комплект №5 Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор, обозначенный R2, соберите экспериментальную установку для исследования зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника. В бланке ответов: нарисуйте электрическую схему эксперимента; укажите результаты измерения напряжения при силе тока при разных положениях ползунка реостата; Сделайте вывод о зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания оказалось, что при увеличении напряжения между концами проводника сила тока в проводнике также увеличивается. Образец возможного решения 1) Схема экспериментальной установки № опыта I,A U,B 1 0,2 2,4 2 0,3 3,6 3 0,4 4,8

Описание слайда:

Проверка законов последовательного соединения резисторов для электрического напряжения Использовать комплект №5 Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резисторы, обозначенные R1 и R2 соберите экспериментальную установку для проверки правила для электрического напряжения при последовательном соединении резисторов. В бланке ответов: 1. начертите электрическую схему эксперимента; 2. измерьте напряжение на каждом резисторе и общее напряжение на участке, включающим оба резистора; 3. сравните напряжение на каждом резисторе и общее напряжение на участке, включающим оба резистора 4. сделайте вывод о справедливости или ошибочности проверяемого правила. Вывод: Общее напряжение на двух последовательно соединенных резисторах равно сумме напряжений на каждом из резисторов. Образец возможного решения 1) Схема экспериментальной установки U, В U1, В U2, В Вывод 3 2 1 U=U1+U2

30 слайд

Описание слайда:

Проверка законов параллельного соединения резисторов для силы тока Использовать комплект №5 Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резисторы, обозначенные R1 и R2 соберите экспериментальную установку для проверки правила для силы тока при параллельном соединении резисторов. В бланке ответов: 1. начертите электрическую схему эксперимента; 2. измерьте силу тока в каждой ветви цепи и на неразветвленном участке; 3. сравните силу тока на основном проводнике с суммой сил токов в параллельно соединенных проводниках, 4. сделайте вывод о справедливости или ошибочности проверяемого правила. Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания оказалось, что сила тока на основном проводнике равна сумме сил токов в параллельно соединенных проводниках. Образец возможного решения 1) Схема экспериментальной установки I,A I1,A I2,A Вывод 0,6 0,4 0,2 I=I1+I2

31 слайд

Описание слайда:

Литература Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2016 году основного государственного экзамена по ФИЗИКЕ Физика 7 класс, А.В. Перышкин, ООО Дрофа, 2014 г. Физика 8 класс, А.В. Перышкин, ООО Дрофа, 2014 г. Физика 9 класс, А.В. Перышкин, ООО Дрофа, 2012 г.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО ОГЭ ФИЗИКА 9 КЛАСС.

1. Определение частоты свободных колебаний нитяного маятника

Используя штатив с муфтой и лапкой, груз с прикреплённой к нему нитью, метровую линейку и секундомер, соберите экспериментальную установку для исследования свободных колебаний нитяного маятника. Определите время 30 полных колебаний и посчитайте частоту колебаний для случая, когда длина нити равна 1 м.

В бланке ответов:

2) запишите формулу для расчёта частоты колебаний;

4) запишите численное значение частоты колебаний маятника.

2. Зависимость силы упругости от степени растяжения пружины

Используя штатив с муфтой и лапкой, пружину, динамометр, линейку и набор из трёх грузов, соберите экспериментальную установку для исследования зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени растяжения пружины. Определите растяжение пружины, подвешивая к ней поочередно один, два и три груза. Для определения веса грузов воспользуйтесь динамометром.

В бланке ответов:

1) сделайте рисунок экспериментальной установки;

2) укажите результаты измерения веса грузов и удлинения пружины для трёх случаев в виде таблицы (или графика);

3) сформулируйте вывод о зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени растяжения пружины.

Образец возможного выполнения


3.. Определение жесткости пружины

Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: штатив с муфтой и лапкой, пружину, динамометр, линейку и два груза. Соберите экспериментальную установку для определения жесткости пружины. Определите жесткость пружины, подвесив к ней два груза. Для определения веса грузов воспользуйтесь динамометром.

При выполнении задания:

1) сделайте рисунок экспериментальной установки;

2) запишите формулу для расчета жесткости пружины;

3) укажите результаты измерения веса грузов и удлинения пружины;

4) запишите численное значение жесткости пружины.

Образец возможного выполнения


4. Зависимость периода свободных колебаний нитяного маятника от длины

Используя штатив с муфтой и лапкой, шарик с прикрепленной к нему нитью, линейку и часы с секундной стрелкой (или секундомер), соберите экспериментальную установку для исследования зависимости периода свободных колебаний нитяного маятника от длины нити. Определите время для 30 полных колебаний и посчитайте период колебаний для трех случаев, когда длина нити равна соответственно 1 м, 0,5 м и 0,25 м.

В бланке ответов:

1) сделайте рисунок экспериментальной установки;

2) укажите результаты прямых измерений числа колебаний и времени колебаний для трех длин нити маятника в виде таблицы;

3) посчитайте период колебаний для каждого случая и результаты занесите в таблицу;

4) сформулируйте качественный вывод о зависимости периода свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.

Образец возможного выполнения


5. Измерение коэффициента трения скольжения

Используя каретку (брусок) с крючком, динамометр, один груз, направляющую рейку, соберите экспериментальную установку для измерения коэффициента трения скольжения между кареткой и поверхностью рейки.

В бланке ответов:

1) сделайте рисунок экспериментальной установки;

2) запишите формулу для расчета коэффициента трения скольжения;

3) укажите результаты измерения веса каретки с грузом и силы трения скольжения при движении каретки с грузом по поверхности рейки;

4) запишите числовое значение коэффициента трения скольжения.

Образец возможного выполнения


6. Зависимость периода свободных колебаний пружинного маятника от массы груза

Используя штатив с муфтой и лапкой, пружину, набор грузов и секундомер, соберите экспериментальную установку для исследования свободных колебаний пружинного маятника. Определите время для 20-30 полных колебаний и вычислите период колебаний для грузов различных масс.

В бланке ответов:

1) сделайте рисунок экспериментальной установки;

2) измерьте длительность 20-30 полных колебаний для грузов трех различных масс, результаты представьте в виде таблицы;

3) вычислите период колебаний для каждого случая, результаты округлите до сотых долей секунды и занесите в таблицу;

4) сформулируйте вывод о зависимости периода свободных колебаний пружинного маятника от массы груза.

Образец возможного выполнения


7. Определение момента силы, приложенной к рычагу

Используя рычаг, три груза, штатив и динамометр, соберите установку для исследования равновесия рычага. Три груза подвесьте слева от оси вращения рычага следующим образом: два груза на расстоянии 6 см и один груз на расстоянии 12 см от оси. Определите момент силы, которую необходимо приложить к правому концу рычага на расстоянии 6 см от оси вращения рычага для того, чтобы он оставался в равновесии в горизонтальном положении.

В бланке ответов:

1) зарисуйте схему экспериментальной установки;

2) запишите формулу для расчета момента силы;

3) укажите результаты измерений приложенной силы и длины плеча;

4) запишите числовое значение момента силы.

Образец возможного выполнения

8. Определение плотности

Используя рычажные весы с разновесом, мензурку, стакан с водой, цилиндр, соберите экспериментальную установку для измерения плотности материала, из которого изготовлен цилиндр.

В бланке ответов:

1) сделайте рисунок экспериментальной установки для определения объема тела;

2) запишите формулу для расчета плотности;

3) укажите результаты измерения массы цилиндра и его объема;

4) запишите числовое значение плотности материала цилиндра.

Образец возможного выполнения

9. Измерение выталкивающей силы

Соберите экспериментальную установку для измерения выталкивающей силы.

В бланке ответов:

2) запишите формулу для расчета выталкивающей силы;

4) запишите численное значение выталкивающей силы.

Образец возможного выполнения

10. Работа силы трения

Используя каретку (брусок) с крючком, динамометр, два груза, направляющую рейку, соберите экспериментальную установку для измерения работы силы трения скольжения при движении каретки с грузами по поверхности рейки на расстояние в 40 см.

В бланке ответов:

1) сделайте рисунок экспериментальной установки;

2) запишите формулу для расчета работы силы трения скольжения;

3) укажите результаты измерения модуля перемещения каретки с грузами и силы трения скольжения при движении каретки с грузами по поверхности рейки;

4) запишите числовое значение работы стлы трения скольжения.

Образец возможного выполнения

11. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления

Используя каретку (брусок) с крючком, динамометр, два груза, направляющую рейку, соберите экспериментальную установку для исследования зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления.

В бланке ответов:

1) нарисуйте схему эксперимента;

2) запишите формулу для расчета силы трения скольжения;

3) укажите результаты измерения;

4) сформулируйте вывод о зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления.

Образец возможного выполнения


12. Измерение периода свободных колебаний нитяного маятника

Используя штатив с муфтой и лапкой, груз с прикрепленной к нему нитью, метровую линейку и секундомер, соберите экспериментальную установку для исследования периода свободных колебаний нитяного маятника. Определите время для 30 полных колебаний и посчитайте период колебаний для случая, когда длина нити равна 1 м.

В бланке ответов:

1) сделайте рисунок экспериментальной установки;

2) запишите формулу для расчета периода колебаний;

3) укажите результаты прямых измерений числа колебаний и времени колебаний;

4) запишите численное значение периода колебаний маятника.

Образец возможного выполнения

13. Определение работы силы упругости при подъеме груза с помощью неподвижного блока

Используя штатив с муфтой, неподвижный блок, нить, три груза и динамометр, соберите экспериментальную установку для измерения работы силы упругости при равномерном подъеме грузов с использованием неподвижного блока. Определите работу, совершаемую силой упругости при подъеме грузов на высоту 20 см.

В бланке ответов:

1) сделайте рисунок экспериментальной установки;

2) запишите формулу для расчета работы силы упругости;

3) укажите результаты прямых измерений силы упругости и пути;

4) запишите числовое значение работы силы упругости.

Образец возможного выполнения

14. Определение оптической силы линзы

Используя собирающую линзу, экран, линейку, соберите экспериментальную установку для определения оптической силы линзы. В качестве источника света используйте свет от удаленного окна.

В бланке ответов:

1) сделайте рисунок экспериментальной установки;

2) запишите формулу для расчета оптической силы линзы;

3) укажите результат измерения фокусного расстояния линзы;

4) запишите численное значение оптической силы линзы.

Образец возможного выполнения


15. Напряжение при последовательном соединении двух проводников

Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, ключ, соединительные провода, резисторы, обозначенные R 1 и R 2 , проверьте экспериментально правило для электрического напряжения при последовательном соединении двух проводников.

В бланке ответов:

2) измерьте электрическое напряжение на концах каждого из резисторов и общее напряжение на концах цепи из двух резисторов при их последовательном соединении;

3) сравните общее напряжение на двух резисторах с суммой напряжений на каждом из резисторов, учитывая, что погрешность прямых измерений с помощью лабораторного вольтметра составляет 0,2 В.

Сделайте вывод о справедливости или ошибочности проверяемого правила.

Образец возможного выполнения

16. Зависимость напряжения на концах проводника от силы электрического тока

Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор, обозначенный R 1 , соберите экспериментальную установку для исследования зависимости силы электрического тока в резисторе от напряжения на его концах.

В бланке ответов:

Образец возможного выполнения

17. Определение электрического сопротивления резистора

Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: источник тока (4,5 В), вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор, обозначенный R 1 . Соберите экспериментальную установку для определения электрического сопротивления резистора. При помощи реостата установите в цепи силу тока 0,5 А.

В бланке ответов:

1) нарисуйте электрическую схему эксперимента;

2) запишите формулу для расчета электрического сопротивления;

4) запишите численное значение электрического сопротивления.

Образец возможного выполнения

18. Исследование зависимости силы электрического тока в резисторе от напряжения на его концах

Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор, соберите экспериментальную установку для исследования зависимости силы электрического тока в резисторе от напряжения на его концах.

В бланке ответов:

1) нарисуйте электрическую схему эксперимента;

2) установив с помощью реостата поочередно силу тока в цепи 0,4 А, 0,5 А и 0,6 А и измерив в каждом случае значения электрического напряжения на концах резистора, укажите результаты измерения силы тока и напряжения для трех случаев в виде таблицы (или графика);

3) сформулируйте вывод о зависимости силы электрического тока в резисторе от напряжения на его концах.

Образец возможного выполнения

19. Определение мощности электрического тока

Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор, соберите экспериментальную установку для определения мощности, выделяемой на резисторе. При помощи реостата установите в цепи силу тока 0,5 А.

В бланке ответов:

1) нарисуйте электрическую схему эксперимента;

2) запишите формулу для расчета мощности электрического тока;

3) укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,5 А;

4) запишите численное значение мощности электрического тока.

Образец возможного выполнения

20. Сила тока при параллельном соединении двух проводников

Используя источник тока (4,5 В), амперметр, ключ, соединительные провода, резисторы, обозначенные R1 и R2 , проверьте экспериментально правило для электрического напряжения при последовательном соединении двух проводников.

В бланке ответов:

1) нарисуйте электрическую схему экспериментальной установки;

2) измерьте силу тока на каждом из резисторов и общую силу тока вцепи при их параллельном соединении;

3) сравните общую силу тока в цепи с суммой сил токов на каждом из резисторов, учитывая, что погрешность прямых измерений с помощью лабораторного амперметра составляет 0,05 А. Сделайте вывод о справедливости или ошибочности проверяемого правила.

Образец возможного решения

21. Определение работы электрического тока

Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудо­вание: источник тока (4,5 В), вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор R. Соберите экспериментальную установку для измерения работы электрического тока. При помощи реостата установите в цепи силу тока 0,5 А.

В бланке ответов:

1) нарисуйте электрическую схему эксперимента;

2) запишите формулу для расчета работы электрического тока;

3) укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,5 А в течение 10 мин;

4) запишите численное значение работы электрического тока.

Образец возможного выполнения

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ОГЭ ФИЗИКА 9

Слайд 2

Вопросы кодификатора

  • Понятие культуры.
  • Компоненты культуры: наука, образование, религия, мораль, искусство,
  • Формы и разновидности культуры. Функции
  • Наука. Основные особенности научного мышления.
  • Естественные и социально-гуманитарные науки
  • Образование, его значение для личности и общества
  • Понятие религии, ранние формы верований, мировые религии, функции религии
  • Понятие искусства. Виды искусства
  • Слайд 3

    Духовнаясфера = культура

    • Слово «Культура» (от лат. Cultura - возделывание, воспитание, образование) в наиболее широком смысле означает все созданное человеком- это сотворенная человеком «вторая природа»
    • «Культура» - все виды преобразовательной деятельности человека, а также ее результаты - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком
    • «Культура - это часть человеческого окружения, созданная самими людьми (здания, одежда, способы приготовления пищи, религия, наука, искусство, техника, орудия труда, предметы быта, язык, традиции и многое другое)» - американский культуролог М. Херсковиц
  • Слайд 4

    Молодежные субкультуры

    • Рокеры
  • Слайд 5

    Компоненты культуры

  • Слайд 6

    Формы культуры

    • Массовая – коммерческая, простая, доступная, для широкого круга, возникшая в 20 веке
    • Элитарная (высокая) – не коммерческая, сложная, рассчитанная узкий круг потребителей
    • Народная – анонимность, коллективность, первичность
    • Экранная – видео, компьютеры
  • Слайд 7

    Разновидности культуры

    • По мнению большинства исследователей разновидностей три:
    • Доминирующая культура - культура, которую разделяют большинство членов того или иного общества
    • Субкультура(от лат. Sub - под) – присуща конкретным социальным группам (молодежная, солдатская, детская и др.)
    • Контркультура (от лат. Contra - против) – культура, выработанная каким-либо сообществом в противовес общепринятым нормам и ценностям, является оппозиционной по отношению к господствующей (доминирующей) культуре
  • Слайд 8

    Функции культуры

    1. Гуманистическая
    2. Кумулятивная функция направлена на накопление и сохранение опыта, полученного обществом
    3. Коммуникативная связана с передачей социального опыта, поэтому ее называют трансляционной, или информационной
    4. Познавательная(гносеологическая)
    5. Регулятивная связана с регулированием различных сторон общественной и личной деятельности людей
    6. Интегрирующая обеспечивает целостность культуры и осознание этой целостности индивидами, принадлежащими к ней
  • Слайд 9

    Наука как компонент культуры

    • Наука - это сфера творческой деятельности, направленная на получение, обоснование, систематизацию и оценку новых знаний о природе, обществе, человеке.
    • Наука – это определенный социальный институт, состоящий из системы научно-исследовательских учреждений, объединений, центров, научной деятельности ученых

    Особенности:

    • Принцип объективности, т.е. изучение мира таким, какой он есть независимо от человека. Полученный результат не должен зависеть от мнений, пристрастий, авторитетов.
    • Рационалистическая обоснованность.
    • Системность знания (научное знание выражается в форме теории или развернутого теоретического понятия).
    • Проверяемость с помощью различных методов научного познания.
  • Слайд 10

    Методы научного познания

  • Слайд 11

    Уровни научного познания

  • Слайд 12

    Функции науки

    • Культурно-мировоззренческая
    • Непосредственная производительная сила общества(включенность в производство, катализатор процесса совершенствования производства
    • Социальная функция (данные науки используются для разработки планов и программ социального и экономического развития)
  • Слайд 13

    Черты (принципы) образования

    Образование – это целенаправленный процесс воспитания, обучения и развитие человека в интересах общества и государства.

    1. гуманизация - потребности и интересы ребёнка, гуманистические ценности и идеалы
    2. гуманитаризация – увеличение количества гуманитарных предметов
    3. интернационализация– формирование единой системы образования для разных стран, взаимосвязь и партнерство различных систем образования
  • Слайд 14

    Уровни образования

  • Слайд 15

    Религия (лат. Religae - связывать)

    • Религия – это система учений, верований и культовых действий, связанных с верой человека в Бога и сверхъестественные силы. Религия является социальным институтом
    • Сущностью религии является Вера в Бога – это осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом
  • Слайд 16

    Функции религии

    • Мировоззренческая - создание религиозной картины мира
    • Компенсаторная, снимающая социальное и душевное напряжение, помогает человеку преодолеть бессилие, страдания, болезни
    • Воспитательная, проповедующая высокие нравственные ценности и нормы и призывающая человека к достойному поведению
    • Коммуникативная, способствующая сближению и общению верующих
  • Слайд 17

    Религия существует в различных формах

  • Слайд 18

    Мировые религии

  • Слайд 19

    Мировая религия

    Мировая религия - религия, распространившаяся среди народов различных стран и континентов.
    Чтобы религия считалась мировой, она должна удовлетворять следующим критериям, предложенным ЮНЕСКО:

    1. объединение крупной общности людей
    2. наличие последователей во многих странах и среди различных народов
  • Слайд 20

    Слайд 21

    Формы религии

    • Пантеизм – мир = бог
    • Политеизм (язычество) – многобожие
    • Монотеизм – монобожие
    • Атеизм – безбожие, неверие в бога и сверхъестественные силы
  • Слайд 22

    Мораль

    Мораль – совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношения людей в обществе, их обязанности друг перед другом и перед обществом

    Опирается на

    • Авторитет общественного мнения
    • Нравственные убеждения личности

    Основные нравственные понятия: добро, зло, долг, совесть, гуманизм. Золотое правило нравственности: поступай по отношению к другому, как к самому себе

  • И.И. Бабленкова, В.В. Акимов, Е.А. Сурова. Обществознание. Для поступающих в ВУЗы- М: ООО«Эксмо», 2006.
  • Посмотреть все слайды

    Транскрипт

    1 ЕГЭ ПО РАЗДЕЛУ: "ДУХОВНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА" 1. Запишите слово, пропущенное в таблице. Виды религии Виды религий Религии Национальные религии Синтоизм, иудаизм, индуизм Христианство, ислам, буддизм 2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. 1) духовная культура; 2) духовные ценности; 3) научные исследования; 4)моральные нормы; 5) религиозные взгляды; 6) нравственные поступки. Ответ: 3. Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к характеристикам искусства. 1) образность, 2) пробуждение фантазии и воображения, 3) достоверность и проверяемость результатов, 4) нацеленность на получение объективной истины, 5) эмоциональность восприятия, 6) наглядность. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны. Ответ: 4. Выберите верные суждения о роли средств массовой информации и запишите цифры, под которыми они указаны. 1. Средства массовой информации в современном обществе могут играть дезинтегрирующую, разъединительную роль. 2. Со средствами массовой информации вынуждены считаться государственные деятели. 3. Со средствами массовой информации вынуждены считаться лидеры в различных областях науки, культуры и экономики. 4. Быстрый рост компьютерных технологий приводит к сокращению количества средств массовой информации. 5. С развитием информатизации общества средства массовой информации начинают оказывать менее ощутимое воздействие на различные сферы жизни социума. 5. За последние годы в крупном региональном центре сложилось несколько вокальноинструментальных молодежных групп. Какие особенности деятельности этих групп свидетельствуют об их принадлежности к массовой культуре? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1. развивают традиции народного вокального творчества 2. исполняют композиции собственного сочинения 3. деятельность имеет коммерческую направленность 4. репертуар составляет несложная танцевальная музыка 5. выполняют функцию накопления культурного опыта 6. произведения адресованы наиболее эстетически развитой части публики 6. Выберите верные суждения о духовной культуре и запишите цифры, под которыми они указаны. 1. Духовная культура одна из сфер деятельности человека в обществе.

    2 2. Духовная культура включает познавательную деятельность и ее результаты. 3. Объектами духовной культуры являются идеология, мораль, художественное творчество. 4. Духовная культура это окружающая человека искусственная среда. 5. Духовная культура включает материальные и духовные ценности, созданные человеком. 7. Установите соответствие между отличительными признаками отдельных областей культуры и отраслями культуры, которые они иллюстрируют Признаки Отрасли культуры А) классификация явлений и типов мышления 1) образование Б) теоретическое обоснование законов развития природы и общества В) приобщение индивида к достижениям цивилизации Г) освоение сложившейся системы знаний, норм и ценностей 2) наука Д) выработка системно организованных способов воздействия на окружающий мир Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. 8. Ученые-медики провели ряд исследований и нашли средства борьбы с невидимыми врагами здоровья людей различными вирусами и болезнетворными бактериями, вызывающими инфекционные заболевания. Эти средства вошли в практику лечения инфекционных болезней. Какие функции науки проиллюстрированы этим примером? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1. мировоззренческая 2. социальная 3. познавательная 4. производительной силы 5. прогностическая 6. гносеологическая 9. Установите соответствие между характеристиками и функциями науки ХАРАКТЕРИСТИКИ ФУНКЦИИ НАУКИ А) показывает возможные опасные тенденции развития общества 1) мировоззренческая Б) предлагает рекомендации по преодолению угрожающих человечеству проблем В) способствует построению целостной системы взглядов на мир и 2) прогностическая место человека в нём Г) помогает человеку рассматривать явления окружающего мира в их единстве и многообразии Д) позволяет предвидеть последствия изменения окружающего мира

    3 10. Установите соответствие между характерными чертами и типами (разновидностями) культуры ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ТИПЫ КУЛЬТУРЫ А) коммерциализация духовной деятельности 1) массовая Б) приоритетное развитие развлекательных жанров В) необходимость специальной подготовки зрителей 2) элитарная Г) ориентация на запросы широкого круга потребителей Д) сложность содержания 11. В стране Z проводится реформа образования. Какие факты свидетельствуют о том, что реформа направлена на гуманизацию образовании? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1. компьютеризация образовательного процесса 2. ориентация на интересы и склонности ученика 3. применение технологий, сберегающих здоровье детей 4. увеличение количества учебных предметов 5. сокращение времени изучения естественных наук 6. особое внимание нравственному воспитанию детей 12. Установите соответствие между характерными чертами и типами (разновидностями) культуры ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ТИПЫ (РАЗНОВИДНОСТИ)КУЛЬТУРЫ А) направленность на получение прибыли 1) массовая Б) развлекательный характер В) нестандартность художественных средств 2) элитарная Г) ориентация на запросы широкого круг потребителей Д) сложность содержания 13. Найдите в приведённом ниже списке черты, характеризующие исключительно элитарную культуру: 1. выражение изысканных вкусов привилегированной части общества 2. коммерческая направленность 3. сложность и противоречивость 4. общедоступность 5. расчёт на узкий круг знатоков 6. анонимность 14. Найдите в приведённом ниже списке примеры произведений народной культуры: 1. школьные анекдоты 2. исторический роман 3. легенда о Степане Разине 4. песни-колядки 5. бразильский телесериал

    4 15. Найдите в приведённом ниже списке тенденции, характеризующие развитие современного образования: 1. сокращение продолжительности образования 2. гуманизация образования 3. усиление сословного характера образования 4. гуманитаризация образования 5. отказ от преподавания общественных наук 6. создание единой системы образования для разных стран 16. Установите соответствие между признаком культуры и её отраслью: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго. Признак Отрасль культуры А. образность 1. наука Б. логическая доказательность В. эстетическое освоение мира 2. искусство Г. воздействие на эмоции человека Д. комплексное описание объекта 17. Найдите в приведённом ниже списке ступени образования в РФ, закреплённые законом «Об образовании»: 1. детсадовское 2. высшее 3. дошкольное 4. среднее 5. общее 6. дополнительное 7. начальное 8. профессиональное 18. Установите соответствие между областями культуры и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРИЗНАКИ ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ A) стремление к достоверности знания об окружающем мире 1) наука Б) представление действительности в художественных образах 2) искусство B) познание объективных закономерностей развития природы и социума 3) религия Г) вера в воздействие сверхъестественных сил на жизнь человека Д) эстетическое освоение окружающего мира 19. Найдите в приведённом ниже списке характерные признаки искусства: 1. установление границ свободы личности 2. выстраивание системы доказательств 3. форма познания мира 4. образное отражение действительности

    5 5. эмоциональное воздействие 6. логическая стройность 20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. Первоначально во взаимодействии инновации и (А) в культуре доминирующую роль играет последняя, закрепляющая и удерживающая медленно накапливающиеся новшества. Причём эта система на ранних стадиях развития общества по необходимости характеризуется крайней жестокостью, не допуская и тени (Б). Чем глубже в прошлое, тем более мы видим человека запелёнутым в речевые и образные штампы и трафареты, в формулы оценок и (В), в формулы житейской (Г), практического (Д), верований. Он разгружен от необходимости думать: почти на всякий случай жизни, почти на всякий вопрос есть изречение, пословица, цитата, стих, пропись, обобщённый художественный (Е). Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово или словосочетание может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков. 1. образ 2. поведение 3. демократия 4. новаторство 5. искусство 6. рассудок 7. преемственность 8. традиция 9. мудрость Е Прочитайте текст и выполните задания Современное значение термина «культура» весьма многообразно и часто неопределенно. Достаточно напомнить, что под культурой сегодня понимают не только состояние или характеристику общества и человека вообще, но и вполне конкретную совокупность технологий, обычаев, традиций, образ жизни, государственность и т.п.: «культура Древней Руси», «культура античного мира», «Запад» или «западная культура», «Восток» или «культура Востока» и т.п. Именно в этом смысле говорят, например, о многих культурах, о сравнении культур, о диалоге и взаимодействии культур. В этих ситуациях термином «культура» обозначается реально существующая культура, созданная в определенном ареале... Этим словом (термином) обозначаются в обыденной жизни искусство, музеи, библиотеки, кино, театры, религия и множество других самых разных вещей. Мы определяем как «культурное» или «некультурное» поведение людей; применяем такие выражения, как «культура труда», «культура торговли», «культура производства» и т.д. Явления культуры по определению возникают только как результаты (следы) человеческой деятельности; они не могут появиться в природе, «естественным» путем. Это, в частности, те же знания, верования, искусство, нравы, право, обычаи и все прочие способности, характерные черты и привычки, усвоенные человеком как членом общества; это язык, символы и коды, идеи, табу, ритуалы, церемонии, социальные институты, орудия, технологии и все связанные с указанными феноменами компоненты...

    6 Поэтому любые проявления человеческой деятельности, имеющие место в конкретном социуме, так или иначе представляют культуру этого социума. Если, пусть даже из самых лучших и благородных соображений, произвольно изъять (не включить в состав культуры) некоторые из них, то картина исторически конкретной (локальной) действительной культуры будет неполной, а система взаимодействий между элементами или составными частями, сторонами данной культуры окажется искаженной. Иначе говоря, культура конкретно-исторического общества является даже в преступности, наркомании и прочих вполне одиозных событиях и процессах. Вполне заслуживая ярлыка «антикультура», такие феномены общественной жизни тем не менее остаются явлениями соответствующей культуры как целого. (Д.А. Лалетин) 21. Приведите на основе текста любые три значения термина «культура». 22. Как, по мнению автора, связаны культура и деятельность? Покажите эту связь, обратившись к любым двум явлениям культуры, указанным в тексте. 23. Автор касается идеи диалога культур. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три примера диалога культур в современном обществе. 24. Автор утверждает, что социальные пороки являются неотъемлемым элементом культуры общества. Приведите три собственных суждения, подтверждающих или опровергающих позицию автора. 25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «религия». Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о современных мировых религиях, и одно предложение, раскрывающее любую из функций религии. 26. Назовите и проиллюстрируйте примерами два признака социального института на примере образования. 27. В стране Z люди с ограниченными возможностями здоровья имеют возможность получить качественное общее и профессиональное образование. В ходе реформы системы образования учащимся была предоставлена возможность выбора программ, соответствующих их интересам и возможностям. Какую тенденцию развития образования иллюстрирует этот пример? Назовите и охарактеризуйте любую другую тенденцию развития современного образования. 28. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Взаимосвязь образования и науки в современном обществе». Cocтавьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    7 ОТВЕТЫ 1. мировые) состояние или характеристика общества и человека вообще; 2) вполне конкретная совокупность технологий, обычаев, традиций; образ жизни; государственность; 3) искусство, музеи, библиотеки, кино, театры (обыденная трактовка); 4) культура как поведение людей («культурное» или «некультурное»)) ответ на вопрос: явления культуры возникают как результаты деятельности: 2) иллюстрация этой связи на примерах явлений культуры, указанных в тексте, допустим: язык результат совместной деятельности, общения людей: искусство результат человеческой деятельности, образного отражения человеком мира, художественного творчества человека) знакомство с культурой другого народа, его менталитетом (музееведы Скандинавских стран приехали в Москву в целях посещения музеев, выставок, театров для знакомства с духовными достижениями народов России); 2) межличностное общение на уровне реальных и виртуальных неформальных контактов с представителями других культур, способствующих пониманию друг друга, преодолению стереотипов, взаимообогащению за счет иного культурного опыта (подростки общаются со своими ровесниками из разных стран посредством социальных сетей в Интернете); 3) обмен духовными ценностями, ведущий к развитию национальных культур (проведение студентами вузов «круглых столов» с представителями национальнокультурных автономий, подготовка книжных выставок «Шедевры национальных литератур» и др.) 24. 1) проявления (в том числе негативные) деятельности людей и межличностных отношений отражают существующие в обществе нормы и санкции, запреты и дозволения; 2) проявления антикультуры (преступность, наркомания и др.) имеют социальные причины возникновения, являются результатом и проявлением социальных отношений и в целом культуры определенного общества, понимаемой в широком смысле слова (как результат всей деятельности людей); 3) социальные пороки во многом определяются культурой всего общества, например содержание экономических преступлений в развитых странах и странах с неразвитой экономической культурой различно; ИЛИ опровергающие точку зрения автора: 1) пороки не являются проявлением культуры, посколько противоречат общечеловеческим культурным нормам и ценностям; 2) словесные выражения и языковые формы определяют проявления социальных пороков как культурные поступки, некультурное поведение (вряд ли можно считать культурной речью нецензурную брань); 3) акцентируется необходимость целенаправленного формирования (воспитания) культуры, в частности культуры поведения, экономической культуры, политической культуры представителей различных асоциальных групп. 25. Религия - вера в Бога, духов, сверхъестественные силы. 1) К мировым религиям относят ислам, христианство и буддизм. 2) Одной из функций религии является мировоззренческая задаёт «предельные»

    8 критерии, абсолюты, с точки зрения которых осмысливаются мир, общество, человек, обеспечиваются целеполагание и смыслополагание. 26. наличие ролевой системы определены основные роли (например, ученик, учитель, директор школы) и их иерархия; наличие совокупности учреждений (например, общеобразовательная школа, гимназия, лицей, управление образованием); наличие регулирующих правил (например, закон об образовании, устав школы); наличие важных общественных функций (например, передача знаний, умений, навыков, социального опыта, социализация молодежи)) тенденция (по тексту задания) - гуманизация образования; 2) другая тенденция с соответствующей характеристикой, допустим: интернационализация образования (интеграция национальных образовательных систем); информатизация образования (развитие дистанционного обучения, широкое использование в обучении информационных технологий и цифровых ресурсов, направленность на развитие у учащихся навыков поиска и анализа разнообразной информации) Наука и образование как области духовной культуры 2. Наука и образование как социальные институты общества 1) структура образования и науки 2) функции образования в современном обществе 3) развитие науки как фактор общественного прогресса 4) государственное регулирование науки и образования 3. Влияние образования на науку 1) подготовка научных кадров в высшей школе 2) формирование у молодежи представлений о научной деятельности и статусе ученого 4. Воздействие науки на образование 1) изучение основ науки в рамках школьных предметов 2) превращение университетов в научные центры 5. Перспективы дальнейшего сближения науки и образования


    1) Верны ли следующие суждения о массовой культуре? А.Для явлений массовой культуры типичен развлекательный характер. Б. Для явлений массовой культуры характерна ориентация на запросы массового потребителя.

    1 Клас си фи ка ция путем уста нов ле ния соответствия Ответами к заданиям являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ без пробелов, запятых и других дополнительных

    1) Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. 1) Добро; 2) долг; 3) мораль; 4) совесть; 5) честь. 2) Верны

    Духовная сфера. ЕГЭ. 1. Установите соответствие между общественной наукой и предметом ее изучения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца. НАУКИ ПРЕДМЕТЫ ИЗУЧЕНИЯ

    1) Найдите в приведенном ниже списке характеристики чувственного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) отображение целостного образа непосредственно воздействующего предмета 2) отражение

    ГИА по обществознанию, 9 класс Тема 2. Сфера духовной культуры вопросы кодификатора Вопросы кодификатора - Сфера духовной культуры и ее особенности - Наука в жизни современного общества - Образование и

    Итоговая контрольная работа по обществознанию 10 класс (профильный уровень) Демонстрационный вариант Часть 1 А1. Общество, в отличие от природы 1) развивается закономерно 3) творит культуру 2) подвержено

    1) Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой. (А)В столице состоялся очередной Международный фестиваль дизайна, декоративноприкладного искусства и народно-художественных

    «Сфера духовной культуры» Тест 2 1. Культура, произведения которой рассчитаны на узкий круг знатоков, называется 1) народной 2) массовой 3) национальной 4) элитарной 2. Массовая культура 1) появилась с

    Заполнять ЗАГЛАВНЫМИ ПЕЧАТНЫМИ БУКВАМИ Регион 08 Название ОО Код ОО Класс 10 Предмет ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Дата Фамилия Имя Отчество Инструкция по выполнению работы Работа по обществознанию состоит из 2-х частей

    Тематическая диагностическая работа по подготовке к ЕГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ по теме «Человек и общество. Познание, сфера духовной культуры» 11 ноября 2014 года 10 класс Вариант ОБ00103 (на 90 минут) Район

    Тренировочные задания по обществознанию для подготовки к ЕГЭ для обучающихся 10-11 классов Познание окружающего мира А1 «На судьбу человека влияет то, под каким зодиакальным созвездием он родился». Данное

    Информатика, 10 класс Вариант 1, Март 2015 Краевая диагностическая работа по обществознанию ВАРИАНТ 1 Часть 1 Ответами к заданиям 1 9 являются цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание).

    1) Верны ли следующие суждения об образовании? А. В процессе образования человек приобщается к культурному опыту. Б. Социально-гуманитарное образование по своему характеру интернационально и не зависит

    Обществознание. 11 класс. Демонстрационный вариант 1 (45 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 1 по подготовке к ЕГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ по теме «Человек и общество. Познание. Духовная культура» Инструкция

    Духовная сфера Разновидности массовой культуры часть общей культуры, система ценностей, традиций и обычаев, присущих большой социальной группе Молодежная субкультура эзотерическая, эскапистская, урбанистическая

    Тесты по разделам «ЧЕЛОВЕК и Духовная жизнь общества». 1. Человек согласно современным представлениям есть существо А. духовное Б. социальное В. Биологическое Г. Биосоциальное. 2 Определение: «Обобщенная

    Подготовка к ОГЭ по обществознанию «Сфера духовной культуры» Учитель обществознания МОУ гимназии 15 Лебедева Галина Павловна Вопросы кодификатора - Сфера духовной культуры и ее особенности - Наука в жизни

    1 Автономная некоммерческая организация «ИНСТИТУТ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ и УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ» УТВЕРЖДАЮ Ректор Г.Г. Блохин «01» июня 2015 года ПРОГРАММА И ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ

    Духовная жизнь общества Конспект «Универсального справочника» по обществознанию Кишенковой О. В. и Семке Н. Н. издательства ЭКСМО 2010 4.1. Культура и духовная жизнь Культура результат созидательной, творческой

    1) Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психологической и социальной. Социальная составляющая включает 1) половые и возрастные особенности 2) наследственные признаки 3)

    1) Какая из черт отличает религию от других областей (сфер) духовной культуры? 1) эстетическое отражение действительности 2) практическое применение знаний 3) утверждение идеи сотворённости мира 4) объективное

    Тема 1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества. Тема урока: Проблема познаваемости мира. План 1. Понятие истины, ее критерии. 2. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения.

    1 Выбор по зи ций из списка Ответами к заданиям являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Ученые-медики

    Единый государственный экзамен ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 1 / 7 Единый государственный экзамен по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по обществознанию даётся 3,5 часа

    1) Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой. (А) Такие показатели, как пульс, дыхание, измеряют с помощью датчиков, присоединяемых к телу. (Б) Учёные

    Обществознание Каждая из серий для 8-9 и 10-11 классов включает пять тематических работ и представлена в формате 45- и 90-минутных работ. Работа 1. Работа 2. Работа 3. Работа 4. Работа 5. Человек и общество,

    Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Музыка» Уровень образования Срок реализации Основное общее 3 года Классы 5-6 Уровень изучения предмета Место учебного предмета в учебном плане Разработчик

    Административная контрольная работа по обществознанию. 10 класс. Вариант 1. 1. Биологическую природу человека отражает потребность 1) осуществлять трудовую деятельность 2) осознавать цель своих действий

    1 Выбор по зи ций из списка Ответами к заданиям являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Выберите

    Этика и эстетика. Духовная жизнь общества Элементы духовной жизни: мораль; искусство; средства массовой информации; наука; религия; образование. Мораль совокупность правил поведения, представлений людей

    МАТЕРИАЛЫ для подготовки к тестированию по обществознанию 10 2 класс профильный уровень П-3 Учитель: Е.Л. Морозова Общество как мир духовной культуры Название темы Ученик научится Ученик получит возможность

    Утверждено на заседании экзаменационной комиссии по обществознанию «11» ноября 2015 г. Программа вступительного испытания, проводимого Академией самостоятельно, по обществознанию ОБЩЕСТВО Общество как

    1) Запишите слово, пропущенное в приведенной ниже схеме. 2) Запишите слово, пропущенное в схеме. 3) Установите соответствие между формой познания и ее особенностью: к каждой позиции, данной в первом столбце,

    ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Общество Общество как сложная динамическая система. Влияние человека на окружающую среду. Общество и природа. Правовая защита природы. Общество и культура. Причинные и функциональные связи

    2 ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» Программа составлена в соответствии с Примерной программой вступительных экзаменов по обществознанию в целях обеспечения равных прав граждан

    Промежуточная аттестация по обществознанию в 10 классе Часть1 1. Какой из примеров иллюстрирует влияние общества на природу? 1) экстенсивный характер земледелия, 2) углубление русла реки, 3) формирование

    1) Верны ли следующие суждения о формах общественного развития? А. Реформы всегда происходят «сверху», проводятся правительством. Б. Революция предполагает резкие качественные изменения в различных сферах

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ПРОГРАММА вступительного испытания по обществознанию при приёме на обучение

    Пояснительная записка. Данная рабочая программа предназначена для изучения обществознания учащимися 10 класса (базового уровня). Программа разработана на основе примерной программы Министерства образования

    ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ для поступающих в Тюменскую государственную академию культуры, искусств и социальных технологий Настоящая программа соответствует программам по обществознанию

    ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс Вариант 1, Октябрь 2011 ВАРИАНТ 1 А1. Экономика как социальная наука не связанна с наукой 1) политологией 2) социологией 3) историей 4) биологией А2. Элементом культурной подсистемы

    ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Общество 1. Общество как сложная динамическая система. Влияние человека на окружающую среду. 2. Общество и природа. Правовая защита природы. Общество

    Пояснительная записка Рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы по обществознанию А.И.

    Деятельность способ существования людей Присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром: 1) деятельность 2) потребность 3) общество 4) действия Установление и развитие взаимных отношений,

    Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «Обществознание», входящего в перечень вступительных испытаний по основной образовательной программе высшего образования. Программа составлена

    ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Человек. Человек как результат биологической, социальной и культурной эволюции. Взаимоотношение духовного и телесного, биологического и социального начал

    Раздел 2. Духовная культура человека и общества Тема 2.1. Духовная культура личности и общества Тема занятия: Понятие о культуре. План 1. Понятие «Культура» 2. Функции культуры 3. Формы и разновидности

    1) На судьбу человека влияет то, под каким зодиакальным знаком он родился. Данное суждение является примером 1) художественного образа 2) научного знания 3) житейского знания 2) Суждение: «Если на рябине

    НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СТОЛИЧНАЯ ФИНАНСОВО-ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ» Программа вступительных испытаний по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ для абитуриентов негосударственного

    Пояснительная записка Создание этой программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное,

    Обществознание. 11 класс. Демонстрационный вариант 3 (45 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 3 по подготовке к ЕГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ по теме «Социальные отношения» Инструкция по выполнению работы

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа 13 имени В. А. Джанибекова Щелковского муниципального района Московской области УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ СОШ 13 им.

    Общество ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ПИСЬМЕННЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Общество как динамическая система. Влияние человека на окружающую среду. Общество и природа. Жизнь во взаимосвязи и движении. Правовая

    МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ И.Т. ТРУБИЛИНА»

    Пояснительная записка Общая характеристика программы Рабочая программа по обществознанию для 8 класса к учебнику Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, Л.Ф. Ивановой и др. составлена на основе федерального

    Пояснительная записка 8 класс «Обществознание» Рабочая программа по обществознанию для 8 класса к учебнику Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, Л.Ф. Ивановой и др. составлена на основе федерального компонента

    Обществознание. 11 класс. Демонстрационный вариант 3 (45 минут) 1 Обществознание. 11 класс. Демонстрационный вариант 3 (45 минут) 2 Диагностическая тематическая работа 3 по подготовке к ЕГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

    Духовный (внутренний) мир человека. Формы духовной культуры. Мировоззрение. Культура. Формы культуры. Мораль. Моральные нормы. Моральные принципы. Нравственный идеал. Наука. Виды наук. Научная картина

    «УТВЕРЖДАЮ» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «СОГЛАСОВАНО» Председатель Научнометодического совета ФИПИ по обществознанию Единый государственный экзамен по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

    АННОТАЦИЯ к рабочей программе по обществознанию для 10а класса (базовый уровень) Рабочая программа по обществознанию для 10а класса составлена на основе Образовательной программы «МБОУ «СОШ 20» утвержденной

    Пояснительная записка итоговой контрольной работы по обществознанию для 8 класса. Назначение итоговой контрольной работы контроль состояния уровня сформированности общеучебных и специальных умений и навыков

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение среднего общего образования СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 191 С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

    Аннотация к рабочим программам по музыка 5-7 классы Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1-4 кл, 5-7 кл. Программа

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» Технологический институт-филиал НИЯУ МИФИ

    «СОГЛАСОВАНО» Председатель Совета родителей /Н.В.Смолко «УТВЕРЖДАЮ» Директор лицея Л.Ю.Кирилихина 2016 г Учебный план БОУ «Лицей» на 2016-2017 учебный (1-4 классы - 5-ти дневная учебная) Предметные области



    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: