Характер столкновения автомобилей. Классификация столкновений транспортных средств. На трамвайных путях

В зависимости от расположения участка дороги, интенсивности движения, дорожных и погодных условий в ДТП могут участвовать несколько транспортных средств. В таких случаях один автомобиль может участвовать боковыми или другим видом столкновения с другими автомобилями, после чего выехать за осевую линию на другую сторону проезжей части и столкнуться с встречным автомобилем. При таких ДТП одновременно в столкновении могут участвовать три и более автомобилей. Основной задачей в этом случае является анализ следов скольжения, вмятин, перемещения деталей с одного автомобиля на другой и установление автомобилей, соответствующих этим следам.

Здесь нужно руководствоваться следующим. Следы скольжения представляются частями резины, оставшимся на дороге в результате износа шин и трения их беговой дорожки о поверхность дороги. Эти следы в зависимости от конструкции шин, нагрузки, рисунка протектора будут различны как ширине, так и по отпечатку, что позволит идентифицировать их с шинами автомобилей, не участвовавших в ДТП.

Если следы скольжения шин одного автомобиля пересекают следы другого (следы наложения), то внимательное изучение места пересечения следов позволит следователю установить, какие следы скольжения появились позднее, так как более поздние следы выглядят более четко, чем оставленные ранее. Зная, какие из пересекающихся следов появились позднее и от какого автомобиля, следователь может установить последовательность движения автомобилей при столкновении.

Подобным же образом следователь может рассматривать повреждения на автомобиле. При столкновении нескольких транспортных средств возникает и несколько линий столкновения - по одной для каждой пары автомобилей. Любые более поздние повреждения будут расположены вблизи ранних, искажая при этом следы ранних повреждений путем деформации и перемещения металла в местах вмятин. Перенос краски дает следователю возможность определить, какой автомобиль участвовал в том или ином столкновении. Для этого следует 63, С. 95:

Тщательно изучить повреждения и царапины для определения краски, перенесенной с другого автомобиля;

Делать путем замеров наброски вмятин и царапин с отметкой цвета обнаруженной краски, перенесенной с другого автомобиля и расположения места привязки. Все это позволяет определять последовательность столкновения автомобилей.

Столкновение двух транспортных средств может произойти при следующих типовых ситуациях - их семь:

Заднее столкновение - столкновение с задней частью остановившегося автомобиля, его разновидности;

Встречное столкновение - автомобили следуют точно навстречу и ударяются передними частями;

Угловое столкновение - удар одного автомобиля в угол другого, когда длина соприкасающихся поверхностей автомобилей при ударе составляет 15 см;

Боковое столкновение - столкновение автомобилей боковыми сторонами, длина соприкасающихся поверхностей автомобилей составляет менее 15 см;

Перекрестное столкновение - автомобили сталкиваются под прямым углом;

Столкновение нескольких транспортных средств;

Столкновение автотягачей с прицепом и полуприцепом.

На основе анализа повреждений определяется тип столкновения, который указывает на взаиморасположение в момент столкновения. До столкновения каждый автомобиль двигается в своем направлении. При столкновении автомобили могут перемещаться и поворачиваться в положения, в которых они оказались при полной остановке и которые не имеют ничего общего с их положением при столкновении.

После заднего столкновения автомобили могут остановиться в сцепленном состоянии, если это произошло в движении или отскочить один от другого, если один из автомобилей стоял. У одного автомобиля будет повреждена задняя часть, у другого - передняя часть. Следы повреждений на одном автомобиле будут совпадать с повреждениями другого.

Следующим видом является встречное столкновение, оно происходит довольно редко, так как водители стремятся увернуться от встречного удара. Но они происходят и имеют свои особенности.

При таких столкновениях автомобили останавливаются на месте столкновения или отскакивают на равное расстояние, если их вес и скорость были одинаковы. При неодинаковом весе и скорости более легкий или двигавшийся с меньшей скоростью автомобиль будет отброшен назад с места столкновения. При таком столкновении автомобили не вращаются и обломки занимают небольшую площадь дороги. Основной вопрос при столкновении - выяснение на какой стороне произошло столкновение. Место столкновения в этом случае определяется по расположению автомобилей и по следам скольжения колес до удара и после него с учетом перечисленных особенностей.

В практике возникают сложности с определением понятия взаимодействие транспортных средств ввиду отсутствия его легального закрепления, за исключением указания на столкновение транспортных средств как частный случай такого взаимодействия.

Так, столкновением транспортных средств является ДТП, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог, а также столкновение с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновение подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством.

Таким образом, взаимодействие транспортных средств имеет место при одновременном проявлении их вредоносных качеств как источников повышенной опасности. При этом обязательным условием взаимодействия транспортных средств является их движение, за исключением случаев, когда столкновение происходит с внезапно остановившимся транспортным средством.

При этом взаимодействие транспортных средств не всегда предполагает наличие непосредственного контакта движущихся транспортных средств. В качестве случаев такого взаимодействия необходимо рассматривать и такие случаи, когда при создании аварийной (опасной) ситуации одним владельцем транспортного средства другой владелец транспортного средства не имеет реальной (технической) возможности избежать непосредственного столкновения с транспортным средством без причинения вреда себе либо третьим лицам. В этом случае действия одного владельца транспортного средства с неизбежностью влекут причинение вреда владельцам других транспортных средств либо третьим лицам, т.е. находятся в прямой причинно-следственной связи с наступившим вредом (повреждением здоровья, имущества).

Практически по всем анализируемым в ходе обобщения судебной практики гражданским делам у суда не возникало вопросов в определении вины участника ДТП.

Виновность подтверждалась либо постановлением по делу об административном правонарушении, либо в ходе судебного заседания свидетельскими показаниями и другими доказательствами по делу.

Так, по гражданскому делу № 2-952/09 по иску Митюшкиной Ольги Викторовны к Мухину Александру Николаевичу, ОСАО «Россия» о возмещении материального ущерба, возникшего от ДТП, компенсации морального вреда, ответчик отрицал свою вину в совершении ДТП, ссылаясь на её недоказанность.

Однако в судебном заседании было установлено что 20.09.2008 года в 01 час.30 мин. на автотрассе «Хабаровск-Владивосток» произошло ДТП с участием автомобиля «ВАЗ-21100» рег.знак Е283СЕ(27) под управлением водителя Митюшкина Н.В., принадлежащего на праве собственности Митюшкиной О.В., и автомобиля «Москвич-21412» рег.знак О890ХТ(27) под управлением водителя Мухина А.Н., принадлежащего на праве собственности Исаевой В.Н. При этом виновен в совершении ДТП водитель «Москвича-21412» Мухин А.Н., т.к. его автомобиль без опознавательных знаков двигался по встречной полосе.

Основываясь на свидетельских показаниях, в том числе показаниях понятых, присутствовавших при составлении протокола об административном правонарушении, схеме ДТП, суд в решении указал, что действия водителя «Москвич-21412» с технической точки зрения находятся в причинной связи с наступившими последствиями ДТП. В данной дорожно-транспортной ситуации водитель автомобиля «Москвич-21412» должен руководствоваться требованиями п.9.4 ПДД, который предусматривает, что вне населенных пунктов, а также в населенных пунктах на дорогах, обозначенных знаком 5.1или 5.3 или где разрешено движение со скоростью более 80 км/ч, водители транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части. Запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых.

В отрезке времени, непосредственно предшествующем дорожно-транспортному происшествию, и в процессе его развития, влияние каждой из причин неодинаково. В каждой фазе развития ДТП можно выделить одну главную, ведущую причину. В последующих фазах происшествия эта причина может стать второстепенной, сопутствующей, а главной становится та, которая в первой фазе являлась сопутствующей. При анализе дорожно-транспортного происшествия необходимо выявить все причинно-следственные связи. В противном случае, установление первопричины происшествия затруднительно, а подчас и невозможно.

Немаловажное значение при этом имеет выявление обстоятельств, предшествующих дорожно-транспортному происшествию. Во многих случаях предпосылки для ДТП создаются намного раньше самого происшествия.

Следующим видом является угловое столкновение, оно является наиболее распространенным ДТП и имеет свои особенности. При таком столкновении после удара автомобили обычно вращаются, оставляя следы шин; при столкновении левыми углами происходит вращение против часовой стрелки и автомобили отскакивают один от другого; при соприкосновении правыми углами - как правило, по часовой стрелке. Радиус разброса деталей и обломков зависит от площади соприкосновения массы автомобилей, их скоростей, от состояния дорожного покрытия. При таком столкновении следователь должен выяснить, на какой стороне от осевой линии дуги произошло столкновение, так как обломки, остатки стекла, разлитое масло и грязь могут быть разбросаны на сравнительно большой площади. Однако место столкновения можно определить приблизительно, так как при таком столкновении каждый автомобиль передвигается от места столкновения в сторону своей стороны дороги.

Перекрестное столкновение характеризуется тем, что следы торможения свидетельствуют о движении автомобилей.

У одного автомобиля вмятины будут в передней части, у другого - в боковой. Следы скольжения шин после столкновения будут отражать скорость движения автомашины. При рассмотрении перекрестного столкновения следователю необходимо решить, какой из автомобилей выехал первым на перекресток. В этом случае могут иметь место три варианта:

Оба выехали на перекресток с постоянной скоростью (без торможения);

Один выехал на перекресток с постоянной скоростью, а другой тормозил;

Оба выехали на перекресток и тормозили.

В первом случае следователю необходимо: измерить расстояние от места (точки) столкновения до линий, ограничивающих перекресток, это позволяет определить в дальнейшем скорость автомобилей. Исходя из скорости можно будет определить время, которое потребовалось каждому автомобилю для проезда от границы перекрестка до места столкновения. Время будет указывать, какой автомобиль выехал на перекресток раньше, какой позже.

Во втором случае определение скорости по торможению и его протяженности от границы перекрестка до места столкновения указывает, кто выехал на перекресток первым.

В третьем случае, когда оба автомобиля до места столкновения находились в состоянии торможения, длина тормозного пути будет указывать на скорость каждого из них и кто первым выехал на перекресток.

По статистике столкновения транспортных средств «происходят как правило при обгоне идущего впереди транспорта (каждый десятый случай), при объезде стоящего автомобиля (каждый двенадцатый случай), при движении транспортного средства в крайнем левом ряду (каждый третий случай). Основные причины: неправильный расчет при объезде или обгоне, выезд на полосу встречного движения, а также самоуверенность водителей.

Боковое столкновение, как и угловое, является самым распространенным; при боковом столкновении повреждения обычно незначительны и автомобили останавливают сами водители. При боковом столкновении автомобили обычно не вращаются. Достоверными фактами, указывающими место столкновения, являются куски грязи, отвалившиеся от крыльев, осколки стекол и следы скольжения шин. Характер царапин и вмятин боковин кузова, их направления могут указать направления движения автомобилей. При таком столкновении автомобили не перемещаются на противоположную сторону дороги и нахождения обоих автомобилей на той или иной полосе указывает полосу дороги, на которой произошло ДТП.

Например, при рассмотрении гражданского дела № 2-3/09 по иску Яшина Олега Владимировича к Аветисян Арману Гагиковичу, Открытому акционерному обществу «Военно-страховая компания» о взыскании ущерба и компенсации морального вреда, и по встречному иску Аветисян Гагика Оганнесовича к Открытому страховому акционерному обществу «Россия», Яшину Олегу Владимировичу о взыскании ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием, по делу имелись доказательства виновности Яшина О.В. в данном ДТП, однако, учитывая отрицание своей вины ответчиком Яшиным О.В., суд проверил доводы сторон о виновности в ДТП каждого из водителей-участников ДТП.

Так, судом было установлено, что постановлением 56 БВ 352272 от 14 сентября 2007 года по делу об административном правонарушении виновным в ДТП от 02 сентября 2007 года был признан Яшин О.В., нарушивший п.п.8.4, 8.5 ПДД РФ. Яшин О.В. указанным постановлением был признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.12.14 КоАП РФ- невыполнение требований ПДД уступить дорогу транспортному средств, пользующемуся преимущественным правом движения.

Решением суда Советского района г.Орска от 01 октября 2007 года постановление о привлечении Яшина О.В. к административной ответственности отменено, а дело возвращено на новое рассмотрение должностному лицу ГИБДД при УВД г.Хабаровска, правомочному рассматривать дело об административном правонарушении.

Постановлением старшего инспектора по ИАЗ ОБ ДПС ГИБДД при УВД по МО г.Хабаровск от 06 ноября 2007 года производство по факту ДТП с причастностью водителей Яшина О.В. и Аветисян А.Г. прекращено за истечением срока давности. Из постановления следует, что в действиях водителя Яшина О.В. усматривается нарушение п.п.8.4, 8.5 ПДД РФ, а в действиях Аветисян А.Г. вины не усматривается.

Допросив свидетелей, сопоставив их показания с пояснениями сторон об обстоятельствах ДТП, исследовав материалы административного дела (схему ДТП), заключение эксперта по делу, суд пришел к убеждению о виновности в ДТП Аветисян А.Г.

Яшин О.В. пояснил суду, что столкновение произошло ввиду того, что водитель Аветисян А.Г., двигаясь позади него в попутном направлении, своевременно не принял мер к снижению скорости.

Представитель Аветисян А.Г., настаивая на виновности Яшина О.В.

С учётом того, что сторонами представлены доказательства, анализ которых не позволяет однозначно сделать вывод о том, с какой из полос движения начал манёвр поворота (разворота) налево Яшин О.В., а установление данного обстоятельства имеет значение для разрешения спора, суд принял во внимание заключение автотехнической экспертизы, назначенной судом.

Согласно заключению эксперта, исходя из механизма столкновения, расположения следов торможения «ВАЗ-21104», следов скольжения «ВАЗ-21065», расположения транспортных средств после происшествия, наиболее вероятно, место столкновения автомобилей расположено в конце вторых следов торможения автомобиля «ВАЗ-21104» (схема ДТП), на полосе встречного движения. Следовательно, место столкновения, указанное на схеме ДТП, не соответствует действительности.

Выводы эксперта сводятся к тому, что автомобили до происшествия двигались попутно друг за другом по левой полосе движения своего направления. Техническая возможность у водителя, движущегося позади автомобиля «ВАЗ-21104» предотвратить столкновение, в большей степени зависела от выполнения им требований пунктов 9,10 ПДД.

Данное заключение эксперта суд счел объективным, обоснованным, поскольку экспертиза проводилась исключительно с применением научно-технических знаний. Выводы эксперта основаны на определении с помощью специальной технической программы места расположения транспортных средств на проезжей части в момент начала разворота автомобиля, моделировании механизма образования внешних повреждений в масштабном изображении, которое позволило определить взаимное расположение транспортных средств в момент их первичного контактирования.

Это заключение объективно подтверждает пояснения Яшина О.В. и показания свидетелей, допрошенных по его ходатайству.

Таким образом, суд пришел к выводу, что Яшин О.В., совершая манёвр поворота, не нарушил п.8.4 ПДД, поскольку он не выполнял перестроение с правой полосы на левую, и соблюдал требования п.8.5 ПДД, т.к. перед поворотом налево заблаговременно занял соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении.

В то же время, суд указал, что Аветисян А.Г. допустил столкновение транспортных средств, поскольку нарушил пункты 9.2, 9.10 и 10.1 ПДД, а именно, управлял транспортным средством со скоростью, не обеспечивающей возможность постоянного контроля над движением транспортного средства для выполнения ПДД; не соблюдал такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения; при возникновении опасности для движения, не принял возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства; на дороге с двухсторонним движением, имеющей четыре полосы, выехал на сторону дороги, предназначенную для встречного движения.

Оценивая доводы Аветисян А.Г., относительно вины Яшина О.В., установленной постановлением по делу об административном правонарушении, суд считает, что в силу положений ст.61 ГПК РФ, данное постановление преюдициального значения для разрешения спора не имеет.

Иные доводы представителя Аветисян А.Г. о наличии вины в действиях Яшина О.В., осуществлявшего манёвр поворота в месте двойной сплошной линии дорожной разметки, значения не имеют, поскольку пересечение Яшиным О.В. такой разметки с заблаговременно включенным указателем левого поворота с крайней левой полосы, не освобождает Аветисян А.Г. от выполнения им требований пунктов 9 и 10 ПДД. В решении суд указал, что в данном случае Аветисян А.Г. необходимо было соблюсти необходимую безопасную дистанцию до автомобиля Яшина О.В. и скоростной режим, обеспечивающий наличие технической возможности предотвращения ДТП путём применения экстренного торможения, а не выезда на полосу встречного движения к месту столкновения.

При рассмотрении данного дела суд руководствовался ст.1079 ГК РФ, согласно которой юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств и др.) обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего, и с учетом установленных обстоятельств невиновности Яшина О.В. отказал Аветисят А.Г. в удовлетворении требований встречного иска.

Столкновение транспортных средств может произойти при следующих типовых ситуациях - их семь:

  • - заднее столкновение - столкновение с задней частью остановившегося автомобиля, его разновидности;
  • - встречное столкновение - автомобили следуют точно навстречу и ударяются передними частями;
  • - угловое столкновение - удар одного автомобиля в угол другого, когда длина соприкасающихся поверхностей автомобилей при ударе составляет 15 см;
  • - боковое столкновение - столкновение автомобилей боковыми сторонами, длина соприкасающихся поверхностей автомобилей составляет менее 15 см;
  • - перекрестное столкновение - автомобили сталкиваются под прямым углом;
  • - столкновение нескольких транспортных средств;
  • - столкновение автотягачей с прицепом и полуприцепом.

На основе анализа повреждений определяется тип столкновения, который указывает на взаиморасположение в момент столкновения. До столкновения каждый автомобиль двигается в своем направлении. При столкновении автомобили могут перемещаться и поворачиваться в положения, в которых они оказались при полной остановке и которые не имеют ничего общего с их положением при столкновении.

После заднего столкновения автомобили могут остановиться в сцепленном состоянии, если это произошло в движении или отскочить один от другого, если один из автомобилей стоял. У одного автомобиля будет повреждена задняя часть, у другого - передняя часть. Следы повреждений на одном автомобиле будут совпадать с повреждениями другого.

Вообще дорожно-транспортные преступления являются специфическим видом преступлений, представляющих результат сбоя в действии системы «человек - автомобиль - дорога-среда». «Сложность взаимодействия элементов входящих в эту систему, определяет объективный и субъективный характер трудностей следственного процессе. Поэтому без использования современных судебно - автотехнических познаний невозможно успешное раскрытие и расследование дорожно-транспортных преступлений» Сидоров Э.Т. Повышение достоверности судебно-технической экспертизы, путем уточнения ее исходных данных//Следователь. - №3. - 1999, с. 45.. Ведь «правильность наименования экспертизы и формулировки вопросов следователем при ее назначении может сыграть решающее значение при рассмотрении уголовного дела в суде. Это особенно важно при расследовании дорожно-транспортных преступлений, когда результат экспертизы является порой тем доказательством, на котором базируется все расследование. … При назначении любой экспертизы следователь должен четко представлять, какие специальные познания требуются для разрешения поставленных им вопросов. В случае, если для разрешения какого-либо вопроса требуются познания в нескольких областях научного знания, необходимо назначение комплексной экспертизы» Коссович А.А. Вопросы назначения и производства автотехнической экспертизы//Следователь. - №12. - 1999, с. 35..

Следующим видом является встречное столкновение, оно происходит довольно редко, так как водители стремятся увернуться от встречного удара. Но они происходят и имеют свои особенности.

При таких столкновениях автомобили останавливаются на месте столкновения или отскакивают на равное расстояние, если их вес и скорость были одинаковы. При неодинаковом весе и скорости более легкий или двигавшийся с меньшей скоростью автомобиль будет отброшен назад с места столкновения. При таком столкновении автомобили не вращаются и обломки занимают небольшую площадь дороги. Основной вопрос при столкновении - выяснение на какой стороне произошло столкновение. Место столкновения в этом случае определяется по расположению автомобилей и по следам скольжения колес до удара и после него с учетом перечисленных особенностей.

В литературе есть данные, что: «анализ большого числа дорожно-транспортных происшествий позволил установить, что на каждые 100 ДТП приходится около 250 причин и сопутствующих фактов.

В отрезке времени, непосредственно предшествующем дорожно-транспортному происшествию, и в процессе его развития, влияние каждой из причин неодинаково. В каждой фазе развития ДТП можно выделить одну главную, ведущую причину. В последующих фазах происшествия эта причина может стать второстепенной, сопутствующей, а главной становится та, которая в первой фазе являлась сопутствующей. При анализе дорожно-транспортного происшествия необходимо выявить все причинно-следственные связи. В противном случае, установление первопричины происшествия затруднительно, а подчас и невозможно. Немаловажное значение при этом имеет выявление обстоятельств, предшествующих дорожно-транспортному происшествию. Во многих случаях предпосылки для ДТП создаются намного раньше самого происшествия.

По материалам мировой статистики распределение причин ДТП примерно следующее:

  • - из-за неправильных действий человека 60-70%;
  • - из-за неудовлетворительного состояния дороги и несоответствия дорожных условий характеру движения 20-30%;
  • - из-за технической неисправности автомобиля 10-20%» Коноплянко В.И. Организация и безопасность дорожного движения: Учебник для вузов. - М.: Транспорт, 1991, с. 16..

Следующим видом является угловое столкновение, оно является наиболее распространенным ДТП и имеет свои особенности. При таком столкновении после удара автомобили обычно вращаются, оставляя следы шин; при столкновении левыми углами происходит вращение против часовой стрелки и автомобили отскакивают один от другого; при соприкосновении правыми углами - как правило, по часовой стрелке. Радиус разброса деталей и обломков зависит от площади соприкосновения массы автомобилей, их скоростей, от состояния дорожного покрытия. При таком столкновении следователь должен выяснить, на какой стороне от осевой линии дуги произошло столкновение, так как обломки, остатки стекла, разлитое масло и грязь могут быть разбросаны на сравнительно большой площади. Однако место столкновения можно определить приблизительно, так как при таком столкновении каждый автомобиль передвигается от места столкновения в сторону своей стороны дороги.

Перекрестное столкновение характеризуется тем, что следы торможения свидетельствуют о движении автомобилей.

У одного автомобиля вмятины будут в передней части, у другого - в боковой. Следы скольжения шин после столкновения будут отражать скорость движения автомашины. При рассмотрении перекрестного столкновения следователю необходимо решить, какой из автомобилей выехал первым на перекресток. В этом случае могут иметь место три варианта:

  • - оба выехали на перекресток с постоянной скоростью (без торможения);
  • - один выехал на перекресток с постоянной скоростью, а другой тормозил;
  • - оба выехали на перекресток и тормозили.

В первом случае следователю необходимо: измерить расстояние от места (точки) столкновения до линий, ограничивающих перекресток, это позволяет определить в дальнейшем скорость автомобилей. Исходя из скорости можно будет определить время, которое потребовалось каждому автомобилю для проезда от границы перекрестка до места столкновения. Время будет указывать, какой автомобиль выехал на перекресток раньше, какой позже.

Во втором случае определение скорости по торможению и его протяженности от границы перекрестка до места столкновения указывает, кто выехал на перекресток первым.

В третьем случае, когда оба автомобиля до места столкновения находились в состоянии торможения, длина тормозного пути будет указывать на скорость каждого из них и кто первым выехал на перекресток.

По статистике столкновения транспортных средств «происходят как правило при обгоне идущего впереди транспорта (каждый десятый случай), при объезде стоящего автомобиля (каждый двенадцатый случай), при движении транспортного средства в крайнем левом ряду (каждый третий случай). Основные причины: неправильный расчет при объезде или обгоне, выезд на полосу встречного движения, а также самоуверенность водителей» Автомобильный транспорт. №1, 1996//Амбарцумян В. Причины дорожно-транспортных происшествий, с. 22-23..

Боковое столкновение, как и угловое, является самым распространенным; при боковом столкновении повреждения обычно незначительны и автомобили останавливают сами водители. При боковом столкновении автомобили обычно не вращаются. Достоверными фактами, указывающими место столкновения, являются куски грязи, отвалившиеся от крыльев, осколки стекол и следы скольжения шин. Характер царапин и вмятин боковин кузова, их направления могут указать направления движения автомобилей. При таком столкновении автомобили не перемещаются на противоположную сторону дороги и нахождения обоих автомобилей на той или иной полосе указывает полосу дороги, на которой произошло ДТП.

Классификация видов столкновений ТС, отвечающая потребностям автотехнической экспертизы, должна способствовать систематизации методов и наиболее полной разработке методики экспертного исследования обстоятельств, определяющих механизм столкновения.

Основным требованием, предъявляемым к любой классификации помимо соответствия ее цели, ради которой она проводится, является четкая формулировка классификационных признаков, обеспечивающая полный охват всех членов системы, исключающая возможность попадания однородных членов в разные классификационные группы и разнородных - в одну и ту же группу. Такая классификация видов столкновений TC в литературе отсутствует.

Классификация видов столкновений, в наибольшей мере удовлетворяющая указанным требованиям, приведена на рис. 1.1.

Классификационные признаки, определяющие механизм столкновения ТС, подразделяются на 2 основные группы: признаки, общие для столкновения двух TC в целом, и признаки, относящиеся, отдельно к каждому из них, которые могут и не совпадать.

К общим признакам принадлежат следующие.

I. Перемещение одного TC в поперечном направлении по отношению к полосе движения другого в процессе их сближения (классификация по направлению движения ТС). Признак определяется величиной угла столкновения а 1 , которая может быть установлена по следам колес обоих TC перед столкновением, по расположению TC и следов их перемещения после происшествия, по направлению отбрасывания отделившихся от них объектов (осколки стекол и др.), по полученным при столкновении деформациям.

По этому признаку столкновения подразделяются на 2 группы:

1) продольное - столкновение без относительного смещения TC в поперечном направлении, т. е. при движении их параллельными курсами (угол а 1 равен 0 или 180°);

2) перекрестное - столкновение при движении TC непараллельными курсами, т. е. когда одно из них смещалось в поперечном направлении в сторону полосы движения другого (угол а 1 не равен 0, 180°).

Рис. 1.1. Классификация видов столкновений TC

II. Перемещение TC в продольном направлении по отношению друг к другу (классификация по характеру взаимного сближения ТС). Признак также определяется величиной угла столкновения а 1 .

По этому признаку столкновения подразделяются на следующие 3 группы:

1) встречное - столкновение, при котором проекция вектора скорости одного TC на направление скорости другого противоположна этому направлению; TC сближались с отклонением навстречу друг другу (угол а 1 >90°,

Еще по теме § 1. Классификация видов столкновений TC:

  1. 7.1. Классификация видов имущества. Особенности организации страхованияСтрахование имущества промышленных предприятий, учреждений и организаций
  2. Классификация видов, типов и форм культуры и искусства.
  3. 11.2 Отраслевые классификации видов экономической деятельности
  4. 2.3.1. Классификация видов педагогической рефлексии на основе функциональных позиций учителя в учебном процессе

Столкновение имеет пять основных типов:

Заднее столкновение - столкновение с задней частью остановившегося автомобиля;

Встречное столкновение - когда автомобили, следуя точно навстречу друг другу, ударяются передними частями;

Угловое столкновение- удар одного автомобиля об угол другого, когда длина соприкасаю­ щихся поверхностей автомобилей при ударе составляет более 15 см;

-■ боковое столкновение - столкновение автомобилей боковыми сторонами, когда длина сопри­касающихся поверхностей автомобилей составляет менее 15 см; перекрестное столкновение, когда автомобили сталкиваются под прямым углом.

На основе анализа повреждений определяется тип столкновения, который указывает на взаимо­положение автомобилей в момент столкновения.

После столкновения автомобили могут перемещаться и поворачиваться в положения (в которых они окажутся при полной остановке), не имеющие ничего похожего на их положение при столкно­вении.

Положение в момент происшествия свидетельствует о том, какой автомобиль поворачиват пе­ред другим или какой автомобиль действительно ударил в другой.

При заднем столкновении имеются следующие особенности:

После такого столкновения автомобили могут остановиться в сцепленном состоянии, если это произошло в движении, или отскочить друг от друга, если один из автомобилей стоял;

У одного автомобиля будут повреждения сзади, у другого в передней части;

Следы повреждений на одном автомобиле будут совпадать с повреждениями другого. Встречное столкновение происходит редко, так как водители стремятся увернуться, но они все- таки происходят и имеют свои особенности;

При таких столкновениях автомобили останавливаются на месте столкновения или отскакивают на равное расстояние, если их вес и скорости были одинаковые;

При неодинаковом весе и скорости более легкий или двигавшийся с меньшей скоростью будет отброшен назад от места столкновения;

Автомобили при таком столкновении не вращаются и обломки занимают небольшую площадь дороги.

На какой стороне (полосе) дороги произошло столкновение, является основным вопросом для выяснения- Место столкновения в этом случае определяется по расположению автомобилей и по следам скольжения колес до удара и после него с учетом перечисленных особенностей.

Угловое столкновение является наиболее распространенным ДТП и имеет свои особенности:

При таком столкновении после удара автомобили обычно вращаются, оставляя следы шин;

При столкновении левыми углами происходит вращение против часовой стрелки, и автомобили отскакивают друг от друга;

При соприкосновении правыми углами - по часовой стрелке;

Разброс поврежденных предметов от ТС зависит от площади соприкосновения, массы автомо­ билей, скорости и состояния дорожного покрытия.

При таком столкновении следователь должен выяснить: на какой стороне от осевой линии доро­ги произошло столкновение, так как обломки, остатки стекла, разлитого масла и грязи могут рас­пространяться на сравнительно большой площади, что является характерной особенностью углово­го столкновения.

Однако место столкновения можно примерно определить, если следователь будет помнить, что при таком столкновении каждый автомобиль перемещается с места столкновения в сторону своей стороны дороги.

Боковое столкновение, как и угловое, является самым распространенным и требует тщательного расследования и знания особенностей, к которым относятся следующие:

При боковом столкновении повреждения автомобилей обычно незначительны и автомобили ос­ танавливают сами водители;

При столкновении автомобили не вращаются;

Достоверными фактами, указывающими место столкновения, являются куски осыпавшейся ]ря- зи (отвалившейся от крыльев), осколки стекла и следы скольжения шин;

Характер царапин и вмятин боковин кузова, их направление могут указывать направление авто­ мобилей;

При таком столкновении автомобили не перемещаются на противоположную сторону дороги и нахождение обоих автомобилей на той или иной полосе указывает, ка какой из них произошло ДТП.

Перекрестное столкновение характеризуется тем, что:

Следы торможения свидетельствуют о направлении движения;

У одного автомобиля вмятины с передней части, у другого - с боковой;

«- следы скольжения шин после столкновения отражают силу и скорость движущихся автомоби­лей.

При рассмотрении данного столкновения следователю необходимо решить, какой из столкнув­шихся автомобилей выехал первым на перекресток. В этом случае имеются три варианта:

1) оба выезжают на перекресток с постоянной скоростью (без торможения);

2) один выезжает на перекресток с постоянной скоростью, а другой тормозит;

3) оба выезжают на перекресток и тормозят. Для первого случая необходимо:

Измерить расстояние от места (точки) столкновения до линий, ограничивающих перекресток, - это позволит определить в дальнейшем скорость автомобилей;

Исходя из скорости можно будет определить время, которое потребовалось каждому автомоби­ лю для проезда от границы перекрестка до места столкновения.

Время будет указывать, какой автомобиль выехал на перекресток раньше, а какой позже.

Во втором случае определение скорости по торможению и его протяженности от границы пере­крестка до места столкновения указывает на того, кто выезжал первым на перекресток.

В третьем случае, когда оба автомобиля до места столкновения находились в заторможенном состоянии, длина тормозного пути будет указывать на скорость и того, кто первым выезжал на пе­рекресток.

Еще по теме Столкновение транспортных средств:

  1. § 6. Отстранение от управления транспортным средством.Медицинское освидетельствование на состояние опьянения.Задержание транспортного средства.Запрещение эксплуатации транспортного средства.Временный запрет деятельности
  2. § 2. Основные действия нотариуса при удостоверении договора отчуждения транспортного средства 1. Правовое значение факта последующей регистрации транспортного средства после заключения сделки отчуждения транспортного средства в органах ГАИ
  3. §3. Следы транспортных средств Виды следов транспортных средств, их обнаружение, фиксация и предварительное исследование
  4. § 6. Ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за неиспользование поданных транспортных средств
  5. 15.3. Преступления, совершаемые лицами, которым не вверены транспортные средства. Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения: понятие, состав и виды
  6. Статья 11.27. Управление транспортным средством без отличительного на нем и (или) прицепах к нему знака государства регистрации транспортного средства (прицепа) и нарушение других правил эксплуатации транспортного средства при осуществлении международной автомобильной перевозки Статья 11.28. Утратила силу. - Федеральный закон от 24.07.2007 N 210-ФЗ. Статья 11.29. Осуществление международных автомобильных перевозок без разрешений

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Диссертации - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений -

Существует не один вид ДТП. И каждому человеку следовало бы уметь разбираться в данной теме. К сожалению, ежедневно случается масса аварий. И все они разные. Так что стоит рассказать об их видах, чем они характеризуются.

Определение

Перед тем как рассказывать про виды ДТП, следует дать называется событие, которое возникает в процессе движения по дорожному покрытию транспортного средства. Характеризуется оно наличием травмированных, раненых или погибших людей (это: пешеходы, пассажиры, водители), поврежденных или разбитых окончательно транспортных средств и сооружений. Также обычно имеет материального ущерба. Это - если говорить об общей характеристике. Но вообще тема более подробная, и вот потому стоит раскрыть её в полной мере.

Столкновение и опрокидывание

Начать стоит с этих типов. Данные виды ДТП встречаются достаточно часто. Столкновение - это, например, происшествие, при котором одно транспортное средство въезжает в другое, которое двигалось также по проезжей части. К данному типу еще относят столкновение с машиной, которая остановилась внезапно. Чаще всего это происходит в двух случаях. Первый - если машина остановилась из-за своей технической неисправности. Второй - когда она резко затормозила из-за выскочившего на проезжую часть в неположенном месте пешехода. Кстати, в таком случае виноват именно он.

Опрокидывание - это ситуация, при которой движущаяся машина перевернулась. Один из самых опасных видов ДТП, кстати. Ведь во время переворачивания и люди, находящиеся внутри ТС, получают немалое количество травм, и машина в момент падения сильно деформируется. При таких авариях важно, чтобы человек как можно быстрее выбрался из ТС.

Наезды

И про эти виды ДТП стоит рассказать. Итак, первый тип - наезд на стоящее ТС. При нем машина, следующая по дороге, наезжает на автомобиль, который где-либо был припаркован. Есть еще такой вид ДТП - наезд на препятствие. Он характеризуется тем, что машина, двигавшаяся по проезжей части, врезалась в неподвижный объект. Им обычно бывает ограждение, деревья, столбы или даже мостовые опоры. Впрочем - всё, что не движется. Часто происходят такие аварии из-за невнимательности водителя или по той причине, что он просто выбрал лучший исход событий. Что имеется в виду? Например, водитель следовал по трассе в загородной местности. Вдруг откуда ни возьмись на дорогу выбегает пешеход, естественно, в неположенном месте. Водитель быстро реагирует - он выворачивает руль в правую или в левую сторону, из-за чего врезается в ограждение, в дерево или во что-то другое. Но сделано это из следующих соображений: лучше уж будет разбит капот, чем сбит и убит человек. Это и называется лучшим исходом.

А вот теперь про наезд на пешехода. Это ситуация, при которой автомобиль сбивает человека. Или же тот сам натолкнулся на машину. Существуют наезды на велосипедистов, на Если в первом случае всё понятно, то второй стоит пояснить. Наезды на гужевые повозки - это ситуации, при которых автомобиль наезжает на животных в упряжке. К данной категории относятся и случаи, когда водитель сбивает одиночное животное. Или то само бросается под колеса.

Другие случаи

Выше были рассмотрены определенные виды ДТП и их характеристика. Но еще есть один довольно известный тип аварий. И это - падение пассажира. Характеризуется тем, что человек падает из транспортного средства, находящегося в движении. Ситуации, конечно, странные, но, на удивление, часто встречающиеся: пассажиры открывают двери автомобиля/маршрутки и на ходу оттуда выпрыгивают, желая выйти раньше. К этому же типу ДТП относятся случаи, когда люди падают в салоне ТС. Это часто встречается в маршрутных такси, например, когда автобус резко тормозит, и пассажиры теряют равновесие, особенно стоящие.

Вот сколько видов ДТП существует. Но есть еще одна категория. К ней относятся все, которые не имеют отдельной характеристики. То есть при которых случается падение груза, перевозимого машиной; когда отбрасывается колесом какой-либо предмет, попадающий в человека; или когда автомобиль наезжает на людей и на препятствия, не имеющих отношения к дорожно-транспортному движению. Как это? Нередкие случаи, к сожалению: например, водитель не справился с управлением и на полной скорости буквально “влетел” в магазин, в овощной прилавок и т. д.

О пострадавших

Итак, выше было рассказано про понятие и виды ДТП. Теперь следует поговорить про тех людей, которые являются пострадавшими в случае аварий. Итак, погибшие. Это - люди, умершие на месте ДТП или же ушедшие на тот свет в течение последующих семи суток из-за последствий аварии.

Раненые - это люди, получившие при ДТП повреждения, из-за которых им пришлось быть госпитализированными как минимум на сутки. Также таковыми считаются личности, получившие направление на амбулаторное лечение из-за аварии.

О причинах

Виды и причины ДТП стоит знать каждому. И если то, какие бывают аварии, понятно, то вот о предпосылках, из-за которых они случаются, надо рассказать. Чаще всего аварии происходят потому, что водитель или пешеход нарушил правила дорожного движения. Например, автомобилист сбил человека, так как двигался со скоростью 50 км/ч по дворовым территориям, где допустимый максимум - 20 км/ч. Такое случается. Или он летел со скоростью 90 км/ч в черте города, не притормозил у пешеходного перехода, а там как раз начинал переходить дорогу человек. Последствия понятны.

Пешеходы также нередко являются нарушителями, например, переходят дорогу в неположенном месте. Это тоже часто является причиной аварий. Так что каждому пешеходу стоило бы запомнить: потратив 2 минуты и дойдя до ближайшей “зебры” или подземного перехода, он может сохранить себе здоровье и жизнь. Себя остановить проще, чем машину на скорости.

Еще причиной иногда становится техническая неисправность автомобиля или неграмотное размещение груза на ТС. Недостаточная квалификация человека, сидящего за рулем, тоже к таковым относится, как и неудовлетворительные дорожные условия. В общем, проезжая часть - место, полное опасностей и неожиданностей, так что каждый участник движения обязан быть аккуратным.

Статистика

Напоследок пару слов о статистике. Естественно, чаще всего аварии случаются по причине того, что за рулем сидел либо либо малоопытный. На перекрестках происходит около 30% всех ДТП и 60% - столкновений.

Приблизительно половина аварий случаются в темное время суток. На подъемах и спусках случается 7% всех ДТП. Также стоит знать, что больше всего аварий происходит в сентябре. Вероятность стать виновником аварии увеличивается пропорционально количеству проведенных за рулем часов. Подавляющее большинство ДТП, связанных с неисправностью ТС, происходят из-за плохого ножного тормоза. Примерно 14% происходят по причине неисправного рулевого управления.

В общем, причин может быть масса. И чтобы избежать аварий, водитель должен быть внимательным как к происходящему на дороге, так и к своей машине. А пешеход обязан соблюдать ПДД и передвигаться в соответствии с правилами.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: