Как отличить выезд со двора от перекрестка. Прилегающая территория. Что такое перекресток

Автолюбители-новички часто теряются на перекрестках: где останавливаться, куда поворачивать, кого пропускать? Вопросов в голове возникает сразу много. Разберемся, что такое перекресток, и какими бывают перекрестки; в чем особенности каждого, и что должен знать начинающий водитель.

Что такое перекресток

Перекресток – это точка пересечения дорог на одном уровне. Определение термина «перекресток» содержит ключевое слово – пересечение: транспорт пересекается в одной точке, согласно правилам дорожного движения пропускает друг друга и разъезжается каждый по своему направлению. Перекресток – место, где чаще всего возникают аварийные ситуации: наезд, столкновение. Поэтому водитель должен быть крайне внимателен во время пересечения перекрестка.

Виды перекрестков по конструкции

Перекрестки могут иметь разную форму, поэтому обратите внимание, какие есть виды мест пересечения дорог.

Виды перекрестков по конструкции (конфигурации):

Четырехсторонние.

Т-образные.

У-образные.

Х-образные.

Круговые.

В зависимости от вида перекрестка, существуют правила безопасного движения транспорта по нему.

Четырехсторонние


Четырехсторонний перекресток – наиболее распространенный вид и наиболее опасный, так как имеет 32 конфликтных точки между потоками машин. Статистика показывает, что на четырехсторонних перекрестках аварий случается в 2 раза больше, чем на других видах перекрестков. Даже если на перекрестке работает светофор, надежнее будет перед перекрестком снизить скорость. Доверяйте своим глазам больше, чем сигналу светофора.

Важно! Не пытайтесь начать движение на перекрестке на желтый свет. Возможно, какой-то другой водитель решит в это время еще проскочить перекресток на желтый сигнал светофора – аварии не избежать.

Т-образные


Т-образные перекрестки представляют собой перекрещивание 3-х дорог: машины двигаются с трех сторон, и на точке вхождения в перекресток угол может составить 90 градусов (но не всегда).

У-образные


У-образные перекрестки напоминают собой букву «У»: угол слияния дорог больше и меньше 90 градусов. На таком перекрестке транспорт движется с трех сторон: одна дорога – главная (это излом дороги) и две второстепенные (могут входить под разными углами).

Х-образные

Х-образные перекрестки – это четырехсторонние перекрестки (смотри выше). Транспорт движется с четырех сторон.

Круговые


Круговые перекрестки – это N-сторонние перекрестки, которые облегчают развязку транспорту благодаря движению по кругу. Число аварий на таком перекрестке значительно меньше, чем на стандартном Х-образном перекрестке.

Внимание! На круговых перекрестках водители должны руководствоваться правилом «помехи справа».

Виды перекрестков по очередности движения

Типы перекрестков по очередности движения:

Регулируемые.

Нерегулируемые.

Регулируемые

Регулируемые перекрестки – это перекрестки, на которых стоят и работают светофоры или регулировщики.

Нерегулируемые

Нерегулируемые перекрестки – это перекрестки, на которых отсутствуют светофоры и не стоят регулировщики, водители сами определяются с очередностью проезда. К нерегулируемым перекресткам относят также перекресток, на котором:

Есть светофор, но он не работает.

Светофор работает в режиме мигающего желтого света.

Есть регулировщик, но он не подает сигналов, регулирующих движение.

Внимание! Если на перекрестке одновременно работает и светофор, и регулировщик, то приоритет принадлежит регулировщику! Водитель обязан выполнять команды инспектора, даже если разметка на дороге, знаки и сигналы светофора не позволяют этого делать.

Алгоритм проезда любого перекрестка

Алгоритм проезда любого перекрестка выглядит следующим образом:

Водителю надлежит правильно сориентироваться заблаговременно (еще до въезда на перекресток) и определить, к какому виду он относится.

Водитель обязан уступить дорогу тем, кто имеет преимущество, и только после этого въезжать на перекресток.

После въезда на перекресток водитель должен своевременно выехать с него в желаемом направлении. На этом этапе тоже может возникнуть необходимость уступить дорогу другим водителям или пешеходам.

Я относительно неплохо знаю ПДД и в меру своих познаний часто консультирую людей на кадабре, но некоторые моменты в ПДД мне самому до сих пор непонятны. На мой взгляд наши ПДД не обладают необходимой юридической точностью, т.к. многие вещи в них можно трактовать двояко, а некоторые вообще не определены. Разобраться в этих непонятных моментах я хочу для того, чтобы знать как нужно ездить и быть всегда уверенным в своей правоте.

Под катом вы найдёте следующие вопросы:

* Как определить границы у Т-образного перекрестка?
* Может ли прилегающая территория быть дорогой?
* Как отличить выезд с прилегающей территории от Т-образного перекрестка?
* Что считается сквозным движением через прилегающую территорию?
* Почему ДТП может произойти только на дороге?
* Где заканчивается выделенная полоса МТС?
* Как должен осуществляться поворот в несколько рядов?

Это далеко не все непонятные вопросы, а лишь те, что я смог с ходу вспомнить, когда решил написать этот пост. Предлагаю дополнить меня ещё каким-то непонятками в формулировках ПДД и предложить свои изменения в формулировках, чтобы всё стало понятно и не вызывало противоречий.

Программа минимум данного поста - поворчать на тему идиотов в правительстве, придумавших текущие ПДД. Программа максимум - составить пакет поправок ПДД и направить их в Верховный Суд РФ для рассмотрения и принятия.
.....................................

Как определить границы у Т-образного перекрестка?

«Перекресток» - место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

Ну и как, пользуясь таким определением, определить границы Т-образного перекрестка? Ведь наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений есть только со стороны примыкающей дороги. Их соединение не даст ничего похожего на границу перекрестка. Аналогично в случае свороток, ведь они тоже являются перекрестками. Как найти их границы?

Границу перекрестка искать необходимо, например, в местах многоуровневых развязок в форме клевера (или бабочки): в местах примыкания установлен знак "уступи дорогу" и полоса разгона, причем эта же полоса одновременно является и полосой торможения для тех, кто едет по главной, т.к. через 30-50 метров находится съезд. Хочется понять до какого места должен уступать тот, кто едет с примыкающей дороги, и с какого места должен начинать уступать тот, кто едет по главной, но совершает перестроение в правый ряд, чтобы повернуть направо в своротку.

Может ли прилегающая территория быть дорогой?

Точнее может ли дорога пролегать через прилегающую территорию, которая прилегает к дороге? Когда мы въезжаем во двор, мы едем по дороге, находящейся на прилегающей территории, или мы едем непосредственно по прилегающей территории, которая имеет асфальт, но дорогой не является?

В правилах имеются противопоставления дороги и прилегающей территории, которые заставляют нас думать, что прилегающая территория это что-то совершенно отдельное от дороги. Например: "8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории... " Это можно понимать так, что до выезда с прилегающей территории водитель двигался не по дороге. Ведь чисто логически нельзя выехать на дорогу, будучи уже и так на дороге!

Однако, в пользу того, что двигаясь по прилегающей территории, мы всё же едем по дороге говорит тот факт, что на прилегающих территориях (во дворах) есть тротуары (это очевидно), а тротуар, согласно определению в ПДД, является элементом дороги. Не может же быть так, чтобы элементы дороги во дворе были, а самой дороги не было! Да и определение дороги в ПДД не содержит никаких оговорок на счет прилегающих территорий. То есть прилегающую территорию можно считать некоей вложенной ограниченной инфраструктурой, на которой теоретически могут быть свои перекрестки, в том числе с круговым движением, односторонние дороги (последние часто встречаются на парковках некоторых магазинов, но бывает, что "односторонку" делают и в жилых дворах).

Как отличить выезд с прилегающей территории от Т-образного перекрестка?

Иногда это создаёт реальную проблему, если едешь по какой-то дороге в первый раз. Ведь никакого специального обозначения у перекрестков может не быть. Есть примыкание равнозначных дорог, перед которым не устанавливаются никакие знаки приоритета, а есть выезды с прилегающих территорий, перед которыми по СНИПам можно ставить знак "уступи дорогу". То есть при наличии знака "уступи дорогу" это может быть выезд с прилегающей территории и тем, кто оттуда выезжает уступать не надо, а при отсутствии знака "уступи дорогу" это может быть равнозначный перекресток, и тогда выезжающим оттуда уступать может быть надо по правилу "помехи справа". Да и не видно в общем случае тому, кто едет по главной дороге, есть там знак уступи дорогу или нет.

Ширина выезда тоже не может быть показателем. Бывают реально такие выезды с прилегающих территорий, на которых 4 ряда машин поместятся, а есть дороги, на которых с трудом две машины разъезжаются.

Отличать Т-образный перекресток от выезда с прилегающей территории необходимо не только для того, чтобы правильно определять кто кому должен уступить, но и чтобы определять границы действия знаков, действие которых заканчивается на перекрестке (ограничение скорости, запрет остановки и т.п.).

Что считается сквозным движением через прилегающую территорию?

Допустим, я свернул на заправку на прилегающей территории, увидел, что она не работает, или что там большая очередь, или мне не понравилась цена, и не снижая скорости выехал с этой прилегающей территории в другой выезд. Согласно определению из ПДД, прилегающая территория не предназначена для сквозного движения, а по факту я проехал её насквозь. И чаще всего с АЗС нельзя выехать тем же путём, которым въехал, то есть по факту сквозное движение там предусмотрено изначально. Так что же, АЗС не является прилегающей территорией, т.к. не соответствует определению? Тогда чем она является?

Кстати, в правилах запрета на сквозное движение через прилегающую территорию не содержится. Запрет есть только на сквозное движение в жилых зонах, а АЗС жилой зоной не является. Ну, окей! Тогда я заехал в жилой двор, увидел, что в окнах моего друга, к которому я приехал, выключен свет, следовательно он либо спит, либо его нет дома, и передумав к нему заходить, я не снижая скорости выехал из двора с другого конца. Я нарушил? Может ли меня гаишник за это оштрафовать? Что я должен был сделать в этой ситуации, чтобы не нарушить ПДД? Остановиться и заглушить двигатель? Или просто постоять? Сколько минут минимум? Каким образом гаишник будет доказывать, что я совершал именно сквозное движение, а не, к примеру, заблудился, ошибся двором и выехал в ближайший выезд?

Стремление ограничить массовое движение автомобилей через дворы, желающих объехать пробку, лично мне понятно, но законодательная норма в этой связи кажется мне слишком примитивной и по факту не работающей.

Почему ДТП может произойти только на дороге?

В определении термина "ДТП" сказано, что это "событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб" . Лично мне видится совершенно неясным и бессмысленным уточнение, что это событие должно произойти именно на дороге.

Отсюда логически сразу вытекает, что если я, к примеру, столкнулся с другим автомобилем на газоне или сбил там человека, то это уже не ДТП, т.к. газон не является элементом дороги (в отличии, например, от тротуара). Газон вообще с точки зрения ПДД сущность крайне неопределенная и четкого определения этого понятия я пока не встречал. К тому же в ПДД нет запрета на движение и стоянку на газонах (это правда обычно есть в КоАПах местного значения).

А если в поле или в лесу (в месте не приспособленном для движения транспортных средств) произошло столкновение двух внедорожников? А если на автомобиле въехать в витрину магазина (магазин ведь не дорога?), то это тоже не ДТП? А если на перекрестке на какой-нибудь закрытой заводской территории? А если в автосервисе или на мойке? А если так сильно разогнался на дороге, что на вершине подъема произошел отрыв всех 4-х колес от дороги (т.е. машина по факту не ехала по дороге, а летела над ней) и сбил человека на пешеходном мосту? Или врезался в низко пролетающий вертолёт? Интересно как будет классифицироваться данное событие и какие службы нужно вызывать для его оформления? Главное чтоб КАСКО и ОСАГО сработали...

Где заканчивается выделенная полоса МТС?

Знак 5.14 (полоса для МТС) не имеет знака окончания действия и зона его действия не определена в правилах. Нет даже упоминания о том, что зона действия этого знака заканчивается на ближайшем перекрестке или хотя бы в конце населённого пункта. Это кажется логичным, что зона действия должна заканчиваться на ближайшем перекрестке, но про это ничего не написано, следовательно юридически считать мы так не имеем права. Получается, 5.14 - это такой вирусный знак, один раз поставил, и он "заражает" своим действием всё, что находится на его пути до тех пор, пока дорога не кончится.

Непонятно как поворачивать направо, если поворот направо разрешен, но справа полоса МТС. В отсутствие разметки действие полосы МТС не прекращается, следовательно выезжать на неё даже для поворота направо запрещено. В то же время поворачивать направо из второго ряда тоже запрещено. Как же быть?

Но даже если разметка есть и перед перекрестком она пунктирная, что дает право в этом случае выезжать на полосу МТС? Пунктирная разметка не отменяет действие знака 5.14 , а в случае противоречия знаков и разметки, приоритет остается за знаком.

Как должен осуществляться поворот в несколько рядов?

Перед перекрестком установлены знаки 5.15.1 или 5.15.2 , разрешающие поворот направо для 2-х рядов. Каким правилом (кроме здравого смысла, который законом не является) регламентируется обязанность водителей соблюдать рядность во время прохождения поворота?

Допустим, при повороте направо в 2 ряда действует "помеха справа", но как быть тогда с поворотом в 2 ряда налево? Например, при повороте налево водитель может поворачивать в любой ряд какой ему нравится. Может ли водитель, поворачивающий в соответствии со знаками налево из правого ряда, повернуть в левый ряд? Будет ли водитель, поворачивающий так же в соответствии со знаками налево из левого ряда в левый ряд, виноват в случае ДТП из-за того, что не уступил помехе справа?

То, что одна половина водителей забыла Правила дорожного движения, а вторая о них даже не слышала, давно стало темой для шуток и анекдотов. Но когда с проявлениями подобного незнания или забывчивости сталкиваешься в реальности лично, становится не очень смешно. Вот и мне на днях в лабиринте Подлесных улиц и дворовых проездов в городке Металлургов довелось столкнуться, так сказать, лицом к лицу, с темой наличия «спорных вопросов» в наших ПДД. В частности, со сложностью в определении того, что находится перед вашим автомобилем – перекресток или выезд с прилегающей территории.

На самом деле - и мы многократно убеждаемся в этом практически ежедневно - многие водители не задумываются над этим вопросом до тех пор, пока сами не окажутся в неоднозначной ситуации. А между тем правила проезда перекрестков и пересечений проезжей части с выездами из прилегающих территорий несколько отличаются. Например, движение задним ходом на перекрестках запрещено. Отличаются также и правила приоритета при проезде равнозначных перекрестков и выездов с прилегающих территорий.

Давайте вспомним признаки, по которым можно точно определить, что перед нами - перекресток или всего-навсего выезд с прилегающей территории, а также признаки, которые не дают нам никакой информации о пересекаемой проезжей части.

ПДД. ПУНКТ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.2. В Правилах используются следующие основные понятия и термины:

«Перекресток» - место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

«Прилегающая территория» - территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и т. п.). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.

Согласно этим понятиям, основное отличие перекрестка и пересечения с выездом с прилегающей территории состоит в объектах инфраструктуры, к которым ведет пересекаемая проезжая часть. Например, Т-образный перекресток улицы Автозаводской и улицы архитектора Берша ни у кого не вызывает сомнений в том, что это именно ПЕРЕКРЕСТОК, а чуть дальше по ходу движения в сторону завода Пластмасс выезд с территории АЗС тоже не дает усомниться в том, что это НЕ ПЕРЕКРЕСТОК. Но так бывает далеко не всегда. Особенно в зимне-весенний период, когда общее восприятие окружающей обстановки усугубляется огромными сугробами на обочинах, уменьшающими ширину проезжей части до минимума и скрывающими истинное покрытие проезжей части.

И если вы попадаете в район города, где бываете нечасто, и у вас в памяти с лета не отложилось истинное положение вещей, определяющих приоритет, то становится невозможно понять, что находится перед нами и кто кому должен уступить дорогу.

Первый вывод, который можно сделать из вышесказанного: далеко не всегда можно с уверенностью определить, что перед нами - перекресток или пересечение проезжих частей.

Еще раз вернемся к Правилам дорожного движения и документам, которые регламентируют некоторые его положения.

ПРИЗНАКИ ПЕРЕКРЕСТКА

1. Светофоры. Тут все очевидно. Стандартные светофоры, в соответствии с ГОСТ, устанавливаются только на регулируемых перекрестках и регулируемых пешеходных переходах. Они никогда не регулируют выезды с прилегающих территорий.

2. Дорожный знак 2.3.1 «Пересечение со второстепенной дорогой», а также все его разновидности 2.3.2-2.3.7 устанавливаются только перед перекрестками.

Обратите внимание, что других отличительных признаков у перекрестков нет. Например, знаки «Уступите дорогу» или «Главная дорога» ничего определенного нам не говорят, ниже вернемся к этой теме.

ПРИЗНАКИ ПРИЛЕГАЮЩЕЙ ТЕРРИТОРИИ

Прилегающая территория вообще не обозначается никакими дорожными знаками, поэтому судить о ней можно только по объектам, к которым ведет дорога. Например, вплотную к дороге может располагаться АЗС или автостоянка. Это прилегающие территории.

Тем не менее, нельзя утверждать, что если сбоку от дороги есть заправка, то Вы съезжаете на прилегающую территорию. Например, на Воткинском шоссе, возле СУ-13, есть АЗС, однако примыкающая дорога не имеет к ней никакого отношения, стало быть, это перекресток.

Отвлечемся от Воткинского шоссе и предположим, что мы в незнакомой местности, а наш автомобиль едет по большой дороге на картинке справа налево. На первый взгляд, водителю может показаться, что выезжающий сверху автомобиль покидает автозаправочную станцию, то есть выезжает с прилегающей территории. На самом же деле этот автомобиль едет по маленькой дороге и выезжает на равнозначный перекресток. Идея ясна, результат предсказуем.

Второй вывод: не все то прилегающая территория, что АЗС или стоянка.

А вот теперь рассмотрим несколько дорожных знаков, которые могут сбить с толку водителя в определении ситуации:

2.1 «Главная дорога». Дорога, на которой предоставлено право преимущественного проезда нерегулируемых перекрестков.

2.4 «Уступите дорогу». Водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге, а при наличии таблички 8.13 - по главной.

2.5 «Движение без остановки запрещено». Запрещается движение без остановки перед стоп-линией, а если ее нет - перед краем пересекаемой проезжей части. Водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой, а при наличии таблички 8.13 - по главной дороге.

Как видим, знак «Главная дорога» устанавливается не только перед перекрестками, но и на других участках дорог. То есть на практике возможна ситуация, когда знак «Главная дорога» установлен перед выездом с прилегающей территории.

Что касается знаков «Уступите дорогу» и «Движение без остановки запрещено», то они также могут устанавливаться на выездах с прилегающих территорий.

А значит, все эти три перечисленных знака не помогут нам в вопросе определения перекрестка или прилегающей территории. Запомним это.

Ну и главный вопрос: что делать в спорной ситуации?

Вернемся к ситуации, когда перед нами «неизвестный» объект и мы не можем однозначно понять, что видим. Что же делать? Все довольно просто, как и в правиле «трех Д». Считайте, что вы попали в худшее положение. А «худшее положение» - это значит, что перед вами равнозначный перекресток, и Вы не в приоритете. То есть двигаться задним ходом нельзя, а также вы, согласно еще одному правилу «помехи справа», обязаны уступить дорогу автомобилям, въезжающим на перекресток справа относительно вас. И пусть вы ошибетесь в определении ситуации и своего приоритета. Но это убережет вас как от возможных штрафов со стороны ГИБДД, - как известно, полицейские любят трактовать любые неоднозначности ПДД против водителя, так и от более крупных неприятностей в виде ДТП. А если не хотите показаться лохом в глазах водителя, выезжающего, как потом окажется, со второстепенной дороги, то мигните ему фарами, показывая, что пропускаете его. Если приоритет при этом ваш, то в ответ вам моргнут «аварийкой», поблагодарят за вежливость. А если приоритет на самом деле не ваш, то «подмигивание» воспримут лишь как сигнал о том, что вы торопитесь и, проявляя некоторое нетерпение, пытаетесь поторопить выезжающего справа. Зато все целы и невредимы.

Нас еще со школьных и детсадовских времен пугали перекрестками. Ведь они такие опасные. На самом деле, если правильно эти участки переходить, то они не страшнее любой другой дороги. Но при этом нужно быть особо внимательным. Впрочем, как и везде на проезжей части. Но что такое перекрестки? Какие они бывают? Как необходимо двигаться, чтобы не случилось такого неприятного явления, как авария на перекрестке?

Что это такое?

Перекресток - это пересечение нескольких дорог, проходящих преимущественно перпендикулярно друг к другу. Такой участок встречается в тех местах, где пересекается несколько улиц. Это достаточно простое образование, которое действительно сопряжено с повышенной опасностью.

Поэтому очень важно соблюдать требования пересечения этих участков. Особенно это касается нерегулируемых перекрестков. Но о них мы поговорим ниже.

Классификация

Перекрестки имеют определенные типы. Очень важно не путать их с прилегающей территорией. Это совершенно разные понятия, и в ПДД им отводятся свои разделы. Всего выделяют четыре основных типа перекрестков:


Мы рассмотрим только три типа из них. Вообще перекресток - это такой участок дороги, который может существенно различаться в разных странах. Поэтому сегодня мы рассмотрим основные типы таких дорожных образований.

Крестообразный перекресток

Крестообразный или Х-образный перекресток - это две разновидности четырехсторонних перекрестков. Для них характерны такие особенности:


Распознать данный тип очень просто. Для этого нужно просто посмотреть на количество пересекающихся дорог.

Т-образный перекресток

Меньшую опасность несут Т-образные перекрестки. При этом они сохраняют все особенности предыдущего типа. Когда говорится о меньшей опасности, то имеется в виду пешеход. Как можно распознать данный тип перекрестка?

  • Две дороги соединяются, но одна из них не имеет продолжения.
  • Движение по данному перекрестку происходит только вправо, тогда как в предыдущих случаях водитель может ехать вперед или повернуть влево.
  • При виде сверху такой элемент дороги действительно напоминает букву "Т".

Достаточно редким, но от того не менее интересным является круговой перекресток. Это наиболее безопасное место по сравнению с другими участками дороги. Это происходит благодаря специальному круговому типу движения. Водитель притормаживает перед тем, как проехать по данному типу соединений дорог, благодаря чему у него появляется больше шансов сохранить контроль над своим автомобилем в трудную минуту.

Данный тип имеет огромное количество преимуществ:

  • Проезд перекрестков позволяет насладиться красивыми малыми архитектурными формами или различными клумбами. Особенно это актуально в летнее время года. Конечно, это мелочь, но, согласитесь, приятная. Красота в последнее время не стала меньше цениться, так что это откровенный плюс данного типа.
  • Нет необходимости регуляции таких перекрестков в силу того, что для выезда на главную дорогу предусмотрена отдельная часть трассы. Это очень удобно, а главное - практически безопасно.
  • Выезд машиной на нужную улицу осуществляется максимально комфортно. Нет необходимости ждать, пока автомобили проедут. Движение можно начать в любой момент благодаря особой системе Собственно, данный пункт можно совместить с предыдущим.

В общем, круговые перекрестки являются одним из лучших способов соединения дорог. При этом у них есть такой недостаток, как большая площадь. Перечисленные выше типы значительно компактнее, чем круговые перекрестки. Но при этом сам круг, который ложится в основу последних, позволяет создать неплохой декор прилегающей территории. Именно поэтому проезд перекрестков этого типа настолько приятный.

Виды перекрестков

На этом классификация не заканчивается. Знания о том, какие основные типы данных дорожных образований существуют, позволяют более детально изучить проезд перекрестков во всех его возможных вариациях. Все пересечения, независимо от типа, делятся на регулируемые и нерегулируемые.

Регулируемые перекрестки

Данный тип более безопасен и обычно плотно насыщен машинами. То есть дорожный трафик значительно лучше выражен в Как правило, управление движением здесь осуществляется двумя способами:


Механизм работы данных перекрестков очень прост. Пока одна улица едет, машины на другой стоят. Таким образом, существенно снижается риск аварий, когда осуществляется проезд перекрестков.

Нерегулируемые перекрестки

Далеко не всегда находятся на пересечении двух улиц с маленьким трафиком. Если большое количество машин движется на дорогах, то в идеале, конечно же, должен быть или светофор, или же регулировщик. Но на практике нередко перекрестки с активным движением оказываются нерегулируемыми. Соответственно, количество дорожно-транспортных происшествий на них существенно больше, и они являются достаточно опасными.

Нерегулируемость перекрестка допускается только в том случае, когда его проходит небольшое количество транспортных средств.

Отличие перекрестка от прилежащей территории

Важно уметь отличать перекресток дорог от прилежащей территории. Пересечение дорог имеет свои отличия не только во внешнем виде или других поверхностных особенностях, но и касаемо правил поведения автомобилиста. Есть свои нормы для конкретного типа дорог. ПДД перекресток рассматривает как самостоятельное образование, которое не совмещено ни с каким уличным объектом. В свою очередь, прилежащая территория принадлежит какому-то дому. В этом и заключается отличие.

Временами бывают ситуации, когда тяжело определить, какой тип представляет тот или иной элемент дороги. В этом случае не стоит забывать, что мы все же имеем дело с перекрестком, и вести себя нужно таким образом, чтобы не спровоцировать ДТП. Неукоснительное соблюдение правил необходимо в силу таких причин:

  • Сотрудники полиции любят трактовать неточности в ПДД (перекресток, следует напомнить, согласно правилам дорожного движения является зоной повышенной опасности на фоне остальных дорог) явно не в вашу пользу. Поэтому во всех сложных ситуациях они будут предполагать, что вы не правильно двигались на перекрестке. Обязательно нужно учитывать эту особенность.
  • Если это действительно оказывается перекресток, то вы дополнительно перестрахуетесь, если будете вести себя так, как будто это просто прилежащая территория.

В первую очередь нельзя на сомнительных участках включать задний ход. Кто знает, чем может закончиться такой псевдоманевр.

Движение на перекрестке

А теперь давайте более детально остановимся на том, какие основные моменты нужно учитывать при движении на перекрестке. Вообще данный пункт очень сложный. В учет берется все:

Как видим, существует действительно много усложняющих факторов. Но ничего страшного. Каких основных правил следует придерживаться, когда вы решаете совершить движение по перекрестку?

  • Внимательно отслеживайте движения других людей.
  • Притормаживайте, когда приближаетесь к пересечению дорог.
  • Перекресток улиц является местом, в котором нужно особо внимательно следить за поведением машины.
  • Поворот осуществляйте по правой полосе. Если нужно повернуть влево, то следует некоторое время двигаться по своей дороге, плавно сворачивая в нужную сторону, чтобы в итоге оказаться в правой полосе перпендикулярной дороги. Но будьте внимательны: данный маневр может быть опасным для вашей жизни. Значительно проще и безопаснее найти одиночную дорогу, по которой вы сможете добраться.
  • Если вы видите сельскохозяйственную машину, то будьте готовы к тому, что она не может так быстро маневрировать, как легковое авто. Вроде бы простой совет, но многие водители почему-то о нем забывают.

Выводы

Важно понимать, что учить все же стоит. Но никогда не забывайте включать голову. Помните, что правила составлялись по законам логики. Но поскольку делали их люди, в них есть множество неточностей. И когда вы, проезжая перекресток дорог, колеблетесь в сложной ситуации, лучше подумайте, как избежать возможных неприятностей. Любое неправильное решение, принятое на проезжей части, может стоить вам здоровья и даже жизни.

Во дворах домов, на стоянках и въездах на АЗС правила для транспортных средств совсем иные, чем на обычных дорогах. Но водитель не всегда может понять, находится ли на проезжей части или уже нет, как следует передвигаться по этому участку. О том, чем отличается прилегающая территория, ПДД на ней и ошибках, способных привести к штрафам и авариям, читайте в статье.

Читайте в этой статье

Обозначение прилегающей территории в ПДД

Само понятие и его расшифровка есть в пункте 1.2 Правил:

Прилегающая территория» - территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное).

То есть это путь, дающий возможность подъехать к какому-либо объекту (дому или предприятию, парковке, заправке и т.д.). Но его нельзя использовать для следования из пункта L в N, если оба они располагаются за пределами примыкающей зоны.

Этот участок иногда легко перепутать с перекрестком. Отличить его помогают некоторые дорожные знаки:

  • 5.21 и 5.22. Первый сигнализирует о начале жилой зоны, второй – о ее окончании.
  • 7.3. Его ставят там, где находится въезд на АЗС.
  • 3.2. Запрещает сквозное следование.
  • 3.1. Сигнализирует о том, что въезжать на участок через эту дорогу нельзя.

Но перечисленные символы не всегда устанавливаются на первой границе примыкающей зоны, их может не быть вообще, а ехать через нее все равно нельзя. Кроме того, 7.3 не исключает того, что перед участком все еще идет проезжая часть, где действуют иные правила. А еще перед въездом на прилегающую территорию могут действовать знаки, которые устанавливают только на перекрестках:

  • 2.3.1-2.3.7;
  • 3.16;
  • 3.20;
  • 3.22;
  • 3.24;
  • 3.26-3.30;
  • 4.11.

Ведь в ГОСТе Р 52289-2004 есть, например, такое требование:

Допускается не устанавливать знаки 2.1, 2.3.1-2.3.7 … перед примыканиями к дороге выездов с прилегающих территорий, если все перечисленные признаки примыкающих дорог могут однозначно распознаваться водителями транспортных средств, следующих по главной дороге в светлое и темное время суток.

То есть наличие знака указывает на то, что это перекресток. Но его отсутствие еще не свидетельствует о том, что к основной дороге примыкает прилегающая зона.

Правила движения

Различать перекресток и прилегающую зону очень важно. Ведь на одном из участков разрешено то, что не допускается на другом. Правила ПДД на прилегающей территории строги, так как по большей части это запреты:

  • нельзя въезжать на нее со скоростью более 20 км/ч;
  • недопустимо использовать участок как площадку для обучения вождению;
  • не разрешается стоять с работающим мотором более 5 минут;
  • нельзя проезжать через нее, как сквозь транзитную дорогу;
  • непозволительно парковать грузовики массой больше 3,5 т, если нет разрешающего знака или разметки.

Кроме того, движение по прилегающей территории по ПДД должно осуществляться с учетом приоритета пешеходов. А разрешенные здесь маневры выполняются в соответствии с особыми правилами.

Как осуществлять развороты, выезд

Главное отличие правил на перекрестке и в примыкающей зоне – покидать их следует по-разному. Выезд с прилегающей территории ПДД определяют следующим образом: при его выполнении следует уступать всем прочим участникам движения. Приоритет имеют автомобили и другие ТС, въезжающие на участок или следующие по дороге мимо пересечения. Необходимость диктуется пунктом 8.3 Правил:

При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней…

Развороты с прилегающих территорий ПДД разрешены. Главное условие – пространство должно хорошо просматриваться по всем сторонам. Не менее важно отсутствие запрещающих разворот знаков. Удобнее использовать примыкающий участок, находящийся слева от основной проезжей части. Ведь разворачивающееся на нем ТС обязано при выезде уступать всем другим автомобилям и пешеходам. А выполнить условие проще, когда при этом необходимо поворачивать направо.

Нужно въехать в примыкающую зону, включить левый поворотник, совершить маневр и покинуть ее.

Если примыкающий участок находится справа от дороги, лучше проследовать мимо въезда на него и остановиться примерно в метре. Затем надо сдать задом и таким образом оказаться на прилегающей территории. При этом необходимо пропустить только возникших на пути пешеходов. А при выезде уступать ТС, как указано в пункте 8.3 ПДД.

Возможные ДТП и их последствия

ДТП на прилегающей территории ПДД дополнительно не описываются. Но они, конечно, там случаются. И бывают связаны с тем, что водители расходятся во мнениях, перекресток это или примыкающий участок. Ведь правила там и здесь разные. Какие аварии типичны в такой ситуации:

  • Автомобиль L собирается развернуться и въезжает на примыкающую территорию задним ходом. Оттуда следует машина F, водитель которой уверен, что следует через перекресток. Поэтому он не уступает оппоненту, в результате происходит столкновение. Если это примыкающий участок, накажут второго автомобилиста. Он должен был пропустить машину L. Если речь о перекрестке, вину возложат на водителя первой машины. На этом участке езда задним ходом запрещена.
  • Автомобиль L, выезжая с примыкающей зоны, поворачивает направо. Машина F едет ему навстречу и намеревается уйти влево. Если первый уверен, что все происходит на перекрестке равнозначных путей, а второй оценивает участок, как примыкающую зону, возможно столкновение. Когда прав водитель L, оппонент должен его пропустить в соответствии с пунктом 13.12 ПДД:

При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо.

Но когда речь о прилегающей территории, первым должен проследовать именно автомобиль F. Ведь L покидает ее, значит, он уступает всем иным ТС.

  • Автомобиль L въехал на АЗС, заправился, развернулся и собрался покинуть ее тем же путем. В это время туда следует машина F, и происходит авария. Водитель L здесь неправ. Если выезд разрешен одним и тем же путем, он обязан пропустить F. Но иногда покидать АЗС необходимо вообще по другой дороге. И выходит, что L ехал по встречному ряду при одностороннем движении.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: