Насколько нормативна ненормативная лексика? Чем опасна ненормативная лексика

Дата добавления: 2009-11-01

«С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека – это невидимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом» .

Владимир Даль

Русский язык отличается от других языков красотой, гибкостью и разнообразием. Недаром его называют великим и могучим. К глубокому сожалению, огромное число русскоговорящих взрослых и даже детей зачастую вставляют в свою речь матерные слова.

Сколько всего слов составляет матерный язык? В целом где-то около сотни. В активном словарном запасе находится в основном приблизительно 20-30. Но очень активно используются замены этих слов (блин, ё-моё, едрёна-матрёна, япона мать, ёлки-палки, ёксель-моксель, ёршь твою медь, ёклмн и др.)

егодня ненормативная лексика проникла и в литературу, и в кино, и даже в средства массовой информации. А вот о том, каковы последствия подобного словоблудия, знают немногие.

Так что же такое матерная речь или, как принято говорить в народе, мат?

Недавно заведующий кафедрой иностранных языков Волгоградской сельскохозяйственной академии, профессор, доктор филологических наук А.Олялин, провёл целое научное исследование, посвященное ненормативной лексике. «Если сравнивать родную лексику с мощным водным потоком, то мат – это своего рода «сбросы» нечистот, загрязнение речи», - полагает учёный.

Исследователь пришёл к выводу, что матерные слова произошли от древних заклинаний. Профессор считает, что в древности слова, которые сегодня считаются непристойными, служили проклятьями и заговорами. Матерная речь берет свои корни в обрядах языческого происхождения и носит ритуальный характер.

Человек, произнося некоторые из слов, которые мы называем нецензурной бранью, проклинает как себя, так и окружающих людей. Существуют и матерные слова – имена бесов. Произносящий подобное слово автоматически призывает беса на себя, своих детей, свой род. Эти бесы влияют на настроение, здоровье, состояние финансов, а также взаимоотношения с другими людьми.

Именно поэтому в древнерусских рукописях употребление матерной речи рассматривалась как черта поведения человека, одержимого бесами.

Известный врач-психофизиолог, член Всемирной экологической академии Л. Китаев-Смык уже почти 40 лет занимается проблемой стресса и мата как его неотъемлемой составляющей.

Матерная речь стимулирует выработку мужских половых гормонов – андрогенов, которые являются антагонистами гормона стресса. По словам Л.Китаева-Смыка, человек прибегает к мату в том случае, когда он не уверен в своих силах, т.е. чувствует свою неполноценность. Как показали исследования,регулярное употребление нецензурной лексики может свидетельствовать о скрытой гомосексуальности (о которой человек может даже не подозревать) или о проблемах с потенцией. Нормальный, здоровый человек далёк от подобной лексики. Употребление матерных слов ведет к гормональным нарушениям.

Особенно это заметно у женщин. Косметологи замечают, что клиентки, которые не могут жить без мата, больше остальных страдают от повышенной волосатости конечностей. Голос таких женщин со временем становится всё ниже. Другими словами, если женщина матерится, в её организме происходит гормональный дисбаланс.

Научный руководитель Центра экологического выживания и безопасности Г. Чеурин опытным путём пришел к выводу о тлетворном влиянии матерной речи на человеческий организм. Результаты были представлены в 20-минутном документальном фильме «Как слово наше отзовется…»

Их подтверждают и недавние исследования группы российских ученых, испробовавшие влияние нецензурной брани на воде, которая, как считает Г. Чеурин, обладает «памятью». Учёные обругали жидкость отборным матом, после чего полили её семена пшеницы. В результате семена, которые поливали «обматеренной» водой, всходили лишь в 49 случаев из 100. Те же, что поливали водой, над которой произносили молитвы, прорастали в 96 случаях.

Г. Чеурин также уверяет, что мужчин, злоупотребляющих матом, неминуемо ждет импотенция. «Обилие матерной речи в повседневной жизни – это серьезный симптом, - считает ученый. – Выходит, общество пребывает в состоянии хронического стресса, испытывает сексуальные проблемы. В России формируется культура труда, но до сих пор нет культуры отдыха, которая блестяще развита на Западе.

Наш народ, как и прежде, после изматывающей работы снимает напряжение алкоголем, а он подавляет сексуальную энергию. Естественно, подсознательно человек пытается усилить свою сексуальность матом. Как видите, всё взаимосвязано…»

В институте квантовой генетики кандидат биологических наук П.П.Горяев и кандидат технических наук Г.Т.Тертышный несколько лет тому назад проводили интересное исследование. С помощью разработанной учёными аппаратуры человеческие слова могут быть представлены в виде электромагнитных колебаний, которые прямо влияют на свойства и структуру молекул ДНК, отвечающих за наследственность человека.

Если человек постоянно употребляет в своей речи бранные слова, его хромосомы начинают активно менять свою структуру, в молекулах ДНК вырабатывается «отрицательная программа». Постепенно эти искажения становятся столь значительными, что видоизменяют структуру ДНК, и это передаётся потомкам. Накопление таких негативных качеств может быть названо «программой самоликвидации».

Учёные зафиксировали: бранное слово вызывает мутагенный эффект, аналогичный радиационному облучению. Человек, употребляющий матерные слова, подобен получающему такую же дозу облучения, как в эпицентре атомного взрыва. Особенно губительное воздействие оказывает на детородные органы и половые функции как мужчин, так и женщин.

Это в конечном итоге может привести не только к неспособности родить здорового ребенка, но и даже к невозможности иметь интимные отношения.

Волновые «уши» молекул ДНК непосредственно усваивают звуковые колебания. При этом для них не имеет значения, является ли собеседник живым человеком ил телевизионным героем…

Молекулы ДНК слышат человеческую речь. Их «уши» специально приспособлены к восприятию таких акустических колебаний. Мало того, молекулы наследственности получают и световую информацию: человек может не воспроизводить вслух, а мысленно читать текст, но содержание всё равно «дойдёт» до его генетического аппарата по электромагнитным каналам.

Но самое главное то, что ДНК небезразличны к получаемой информации. Одни сообщения оздоравливают их, другие травмируют. Слова, несущие свет любви, пробуждают резервные возможности генома, а проклятия повреждают даже те проклятия, которые обеспечивают нормальную работу организма.

Таким образом, самый большой вред, сквернослов наносит себе и своему потомству. Как считают многие современные ученые, человеческие гены «слышат» мысли и слова, воспринимают их и фиксируют в генетическом коде, передавая мутацию следующему поколению.

Вызывают тревогу, что значительная часть россиян, по данным опросов, в своей речи использует матерные слова (часто – 13%, иногда – 52%). Вообще не используют 35 % граждан, т.е. меньшая часть населения страны.

Мужчины часто употребляют нецензурную брань, чем женщины. Старики бранятся реже, чем молодежь и люди среднего возраста. Люди с высоким уровнем дохода позволяют себе «выражаться» чаще, чем россияне, имеющие средний достаток. В крупных городах матерная речь звучит реже, чем в сельской местности.

Понравилась эта статья?

Нежели от социального статуса и возраста.

Распространенное мнение о том, что подростки матерятся в разы больше, чем зрелые люди, терпит крах на российских дорогах, в автомастерских и несолидных питейных заведениях. Здесь люди не сдерживают порывы, которые идут от души, выплескивая на собеседника и окружающих волну своего негатива. В большинстве случаев использование мата связано с недостатком словарного запаса или с тем, что человек не в состоянии выразить свои слова и мысли в более культурной форме.

С точки зрения эзотерики и религии бранящийся человек изнутри разлагает себя и плохо влияет на окружающее пространство, выпуская отрицательную энергию. Считается, что эти люди болеют чаще тех, кто держит свой язык в чистоте.

Нецензурную брань можно услышать в совершенно разных слоях . Часто в СМИ можно встретить сообщения об очередном скандале с известными политиками или звездами кино и шоу-бизнеса, которые публично употребили ненормативную лексику. Парадокс заключается в том, что даже тот, кто использует мат для связки слов в предложении, осуждает подобное поведение знаменитостей и считает его неприемлемым.

Отношение закона к использованию ненормативной лексики

Кодекс об административных правонарушениях четко регламентирует употребление бранных слов и выражений в общественном месте. Нарушитель спокойствия и порядка выплатить штраф, а в некоторых случаях сквернослов может подвергнуться административному аресту. Однако в России и большинстве стран СНГ этот закон соблюдается лишь тогда, когда матерные слова были употреблены в сотрудника правоохранительных органов.
Матом ругаются вне зависимости от профессии, достатка и уровня образования. Однако для многих сдерживающим фактором является присутствие пожилых людей, малолетних детей и работа, подразумевающая вежливое общение с людьми.

Находчивые люди еще пару десятилетий назад нашли выход из ситуации: наряду с матом в устной речи появился его суррогат. Слова «блин», «звездец», «выеживаться» вроде бы и не являются матом в прямом смысле слова и под соответствующую статью не могут подпадать по определению, но они несут тот же смысл и тот же негатив, что и их предшественники, а таких слов постоянно пополняется.

На форумах и в обсуждении новостей, как правило, запрещено употребление крепких слов, но суррогаты благополучно обошли и этот барьер. Благодаря появлению нецензурного суррогата родители перестали стесняться употреблять его в присутствии , принося вред культурному развитию своего ребенка, приобщая незрелого к употреблению ругательств.

Табуированная лексика включает те или иные слои лексики, на которые наложен запрет в силу религиозно-мистических, политических, морально-нравственных и прочих причин. Каковы же предпосылки ее возникновения?

Разновидности табуированной лексики

Среди подвидов табуированной лексики можно рассмотреть сакральные табу (на произнесение имени творца в иудаизме). Анафема на произнесение названия предполагаемой дичи во время охоты относится к мистическому табуированному пласту. Именно по этой причине медведя в травли называют «хозяин», да и само слово «медведь» производная от словосочетания «ведающий мёдом».

Обсценная лексика

.

Одним из наиболее значимых видов табуированной лексики является обсценная или лексика, в простонародье – мат. Из истории зарождения русской обсценной лексики можно выделить три основные версии. Приверженцы первой гипотезы утверждают, будто русский мат возник как наследие татаро-монгольского ига. Что само по себе спорно, учитывая, что большинство матерных корней восходят к праславянским истокам. По второй версии бранные лексемы некогда имели по несколько лексических значений, одно из которых со временем вытеснило все остальные и закрепилось за словом. Третья теория гласит, что бранная лексика некогда являла собою значимую составляющую оккультных обрядов дохристианского периода.

Рассмотрим лексические метаморфозы на примере наиболее культовых формулировок. Известно, что в древности «похерить» означало «перечеркнуть крест на крест». Соответственно «хером» именовали крест. Оборот «пошли все на хер» ввели в обиход ярые сторонники язычества. Таким образом, они желали христианам гибели на кресте по аналогии с их же богом. Стоит ли добавлять, что нынеживущие пользователи языка употребляют данное слово совершенно в ином контексте.

Брань также играла немаловажную роль в обрядах и ритуалах языческого происхождения, как правило, связанных с плодородием. Кроме того, следует отметить что матерными лексемами изобилует большинство заговоров на смерть, болезни, привороты и т.д.

Известно, что многие лексические единицы, считающиеся ныне матерными, таковыми не являлись вплоть до 18 века. Это были совершенно обычные слова, обозначавшие части (либо особенности физиологического строения) тела человека и не только. Так, праславянское «jebti» первоначально значило «бить, ударять», «huj» - «игла хвойного дерева, нечто острое и колкое». Слово «pisьda» употреблялось в значении «мочеиспускательный орган». Вспомним, что глагол «блядити» когда-то обозначал «пустословить, лгать». «Блудити» - «уклонение от установленного пути», а также «незаконное сожитие». Позже оба глагола слились воедино.

Считается, что до нашествия наполеоновских войск в 1812 году, бранная лексика особо не пользовалась спросом в социуме. Однако, как выяснилось в процессе, неуставные обращения отличались куда большей эффективностью в окопах. С тех пор мат стал уверенно укореняться в качестве основной формой общения в войсках. Со временем же, офицерская прослойка общества популяризировала матерную лексику до такой степени, что она перешла в городского сленга.

Видео по теме

Источники:

  • как появился мат (табуированная лексика) в 2019
  • Табуированные слова и эвфемизмы (ненормативная лексика) в 2019
  • (МАТЕРНАЯ РЕЧЬ И МАТЕРНАЯ РУГАНЬ) в 2019

Современные словари и справочники поясняют термин «бранная лексика», как категорию языка, относящуюся к нецензурной лексике. Нередко проводится параллель, или даже полная синонимизация понятия «бранная лексика» и «обсценная». Предполагается, что в состав бранной лексики входят исключительно похабные, непристойно мерзкие, вульгарные слова и выражения. И сама бранная лексика расценивается как спонтанная реакция на определенные события или ощущения.

Инструкция

По определению бранной лексики как части обсценной, существует определенная тематическая классификация бранных слов и выражений:
- подчеркнуто отрицательные характеристики человека, включающие нецензурные определения;
- названия табуированных частей тела;
- нецензурные наименования полового акта;
- наименования физиологических актов и результатов их отправления.

Все было бы слишком просто и ясно, если бы не одно «но». Не нужно быть профессиональным лингвистом, чтобы не проследить сходства в словах и выражениях: «бранные», «самобранка», «поле брани», «убранство». Некоторые лингвисты объясняют это сходство происхождением от лексики предшественника индоевропейского языка. Лексическая единица праязыка - «бр», могла означать общее имущество племени, еду, и лежала в основе словообразования многих терминов, от которых произошли слова «брать», «брашна», а также «бор», «бортник». Допускается, что выражение «брань» могло произойти от военной добычи, а «поле брани» - это поле добычи. Отсюда и «скатерть-самобранка» и, что характерно - «бремя/беремя/беременность», а также земледельческие термины - «боронить», «борозда».

Со временем слова, связанные с воспроизведением потомства группировались в категорию «бранные слова», но они не относились к обсцентной лексике. Бранная лексика относилась к разряду табуированной, использовать ее могли только жрецы и только в предусмотренных обычаями случаях, в основном в эротических обрядах, связанных с земледельческой магией. Этим руководствуется гипотеза о происхождении слова «мат» - земледелие – «бранные слова» - «мать – сыра ».

С принятием христианства использование бранных слов оказалось под полным запретом, но в народе большинство слов этой категории не позиционировались как оскорбительные. Вплоть до XVIII века современная бранная лексика использовалась как равноправная часть русского языка.

Видео по теме

Обратите внимание

Список бранных слов непостоянен – одни слова уходят или теряют свой негативный окрас, как, например, слово «уд», которое современниками не воспринимается иначе как корень слова «удочка», но в XIX веке было запрещено к употреблению на законодательном уровне как обозначение мужского полового органа.

Перечень сорных слов достаточно широк. Наверняка вам приходилось улавливать в речи собеседника такие конструкции: «в общем», «как бы», «это», «ну», «так сказать», «это самое», «как его». В молодежной среде в последнее время очень распространилось пришедшее из английского языка словечко Ok («окей»).

Сорные слова – показатель общей и речевой культуры

Есть среди словесного мусора и то, что в любом культурном обществе считается неприличным. Речь идет о ненормативной лексике. Элементы нецензурной брани, вне всякого сомнения, говорят о предельно низком уровне общей культуры. Матерная брань несет в себе очень сильный экспрессивный заряд. В некоторых случаях используются социально приемлемые заменители нецензурных слов, например «елки-палки». Даже от таких безобидных на первый взгляд выражений лучше воздерживаться, даже если ситуация располагает к эмоциональному реагированию.

Если вы заметили в своей речи признаки сорных слов, постарайтесь взять их под контроль. Осознание речевого недостатка – первый шаг к его устранению. Постоянный контроль над качеством своей речи поможет вам точнее выражать мысли и стать приятным собеседником.

Видео по теме

Связанная статья

В повседневной жизни всем нам нередко приходится слышать слова и выражения, употребление которых совершенно недопустимо с точки зрения общественной морали и предназначено как для оскорбления адресата, так и для выражения отрицательных оценок людей и явлений. Это так называемая ненормативная русская лексика, или, проще говоря, мат, являющийся одной из неприглядных, но, к сожалению, трудноискоренимых сторон нашего «великого и могучего» языка.

Давняя традиция запрета нецензурных выражений

Знакомая всем нам с детства ненормативная лексика у лингвистов носит название обсценной. Этот термин происходит от английского obscene, что означает «бесстыдный», «непристойный» или «грязный». Само же английское слово восходит к латинскому obscenus, имеющему то же значение.

Как свидетельствуют многие исследователи, табуированный запрет на употребление в присутствии женщин различных выражений, связанных с сексуальной сферой, сложился ещё в языческую эпоху у древних славян ― этнических предков русских, белорусов и украинцев. Впоследствии, с приходом христианства, запрет на использование ненормативной лексики повсеместно поддерживался православной церковью, что позволяет говорить о давней исторической традиции этого табу.

Отношение общества к употреблению мата

В связи с этим представляют интерес результаты социологического опроса, проведённого в 2004 году, целью которого было выявить отношение россиян к употреблению нецензурных выражений звёздами шоу-бизнеса. Весьма характерно, что подавляющее большинство опрошенных, почти 80 %, высказали своё отрицательное отношение к подобному явлению, заявив, что в их выступлениях ненормативная лексика ― это проявление бескультурья и распущенности.

Несмотря на то что в устной речи эти выражения широко распространены среди всех слоёв населения, в России всегда существовало табу на их использование в печати. К сожалению, оно значительно ослабло в постперестроечный период в связи с ослаблением госконтроля за печатной сферой, а также из-за целого ряда побочных явлений, ставших следствием демократизации общества. Кроме того, снятие запрета на освещение многих тем, ранее не затрагиваемых печатными органами, привело к расширению лексики. В результате мат и жаргон стали не только модными, но и эффективными средствами пиара.

Оскорбительная и унизительная брань

Приходится констатировать, что среди подростков умение сквернословить считается признаком взросления, и для них ненормативная лексика ― это своего рода демонстрация принадлежности к «своим» и пренебрежения к общепринятым запретам. Разумеется, пополнив свой подобными выражениями, подростки стремятся их употребить, часто используя для этой цели заборы, стены туалетов и школьные парты, а в последние годы и интернет.

Рассматривая проблему употребления ненормативной лексики в обществе, следует отметить, что, несмотря на всю свободу высказываний, установленную в последние годы, не снимается ответственность за употребление нецензурных выражений с пишущих или говорящих.

Разумеется, едва ли можно запретить сквернословие человеку, для которого - в силу его воспитания и интеллекта - это единственно доступная форма самовыражения. Однако следует иметь в виду, что брань в оскорбляет тех, для кого табу на мат - в силу их нравственных или религиозных соображений - не утратило силу.

Основные мотивы употребления ненормативной лексики

В современном языке мат чаще всего используется как элемент речевой агрессии, ставящей своей целью обругать и оскорбить конкретного адресата. Кроме того, людьми низкой культуры он используется в следующих случаях: для придания своим выражениям большей эмоциональности, как способ снятия психологического напряжения, в качестве междометий и для заполнения речевых пауз.

Вопреки бытующему в народе представлению о том, что нецензурные выражения попали в русский язык из татарского в период татаро-монгольского ига, серьёзные исследователи относятся к этой гипотезе весьма скептически. По мнению большинства из них, слова данной категории имеют славянские и индоевропейские корни.

В языческий период истории Древней Руси они употреблялись как один из элементов сакральных заговоров. Для наших предков ненормативная лексика ― это не что иное, как обращение к магической силе, которая, по их представлениям, заключалась в половых органах. Об этом свидетельствуют некоторые пережившие века отголоски древнейших языческих заклинаний.

Но со времен установления христианства церковные власти последовательно борются с этим речевым феноменом. До наших дней сохранилось множество циркуляров и указов православных иерархов, направленных на искоренение мата. Когда же в XVII веке произошло жёсткое разграничение разговорного языка и литературного, за матом окончательно закрепился статус сборища «нецензурных выражений».

Нецензурные выражения в исторических документах

О том, насколько богат был русский словарь ненормативной лексики на рубеже XV-XVI века, свидетельствуют исследования известного лингвиста В. Д. Назарова. По его подсчётам, даже в неполном собрании письменных памятников того времени содержится шестьдесят семь слов-производных от наиболее распространённых корней обсценной лексики. Даже в более древних источниках ― Новгорода и Старой Руссы ― часто встречаются выражения подобного рода как в ритуальной, так и шутливой форме.

Мат в восприятии иностранцев

Кстати, первый словарь ненормативной лексики был составлен в начале XVII века англичанином Ричардом Джемсом. В нём этот любознательный иностранец разъяснял своим соотечественникам специфическое значение некоторых труднопереводимых на английский язык слов и выражений, которые мы сегодня называем нецензурными.

О весьма широком их употребление также свидетельствует в своих путевых заметках немецкий учёный магистр философии Адам Олеарий, посетивший Россию в конце того же века. Сопровождавшие его немцы-переводчики часто попадали в затруднительное положение, пытаясь отыскать смысл употребления известных понятий в самом необычном для них контексте.

Официальный запрет на нецензурные выражения

Запрет на использование ненормативной лексики в России появился сравнительно поздно. Например, она часто встречается в документах Петровской эпохи. Однако к концу XVII века её табуирование приняло форму закона. Характерно, что стихи известного в те годы поэта широко использовавшего обсценную лексику, не печатались, а распространялись исключительно в списках. В следующем столетии нескромные выражения входили лишь в неофициальную часть творчества поэтов и писателей, включавших их в свои эпиграммы и шуточные стихотворения.

Попытки снятия табу с мата

Первые попытки легализовать нецензурные выражения наблюдались в двадцатые годы прошлого века. Они не носили массового характера. Интерес к мату не был самодовлеющим, просто некоторые писатели полагали, что ненормативная лексика ― это один из путей свободно говорить о вопросах сексуальной сферы. Что же касается советского периода, то на всём его протяжении запрет на употребление матерщины неукоснительно соблюдался, хотя в бытовой разговорной речи она широко использовалась.

В девяностые годы, с наступлением перестройки, цензурные ограничения были отменены, что дало возможность ненормативной лексике беспрепятственно проникнуть в литературу. Используется она главным образом с целью передать живой разговорный язык персонажей. Многие авторы полагают, что если эти выражения употребляются в быту, то нет оснований пренебрегать ими в своём творчестве.

Попытки искоренения зла

В наши дни борьба с ненормативной лексикой ограничивается штрафами за её употребление в общественных местах и разъяснением Роскомнадзора о недопустимости использования в СМИ четырёх основных матерных слов и всех производных от них выражений. Согласно существующему законодательству, при нарушении этого постановления виновным направляется соответствующее предупреждение, а в случае повторного нарушения Роскомнадзор вправе лишить их лицензии.

Однако многие частные издательства пренебрегают запретами. За последние годы даже неоднократно выходил из печати и переиздавался словарь ненормативной лексики, что едва ли позволяет надеяться на её возможное искоренение. Единственным путём борьбы с матерщиной может быть общее повышение культуры россиян.

Документ без названия

Почти три четверти наших сограждан (73 %) полагают, что нецензурные выражения недопустимы «ни при каких обстоятельствах». Особенно часто декларируют приверженность этой норме женщины (82 % — при 62 % среди мужчин), пожилые россияне (82 % среди тех, кому за 60 лет), обладатели вузовских дипломов (78 %), москвичи (78 %). Однако им приходится постоянно сталкиваться с пренебрежением ею (что очевидно и без всякого опроса), причем не только при контактах с «чужими». Более половины из числа респондентов, считающих сквернословие категорически недопустимым (53 %), заявляют, что большинство их знакомых употребляют в своей речи нецензурные выражения. Противоположный ответ дают 44 % этой группы опрошенных, что, впрочем, говорит вовсе не об отсутствии в их кругу людей, пользующихся обсценной лексикой, а лишь о том, что последние в нем не преобладают.

Почти две трети опрошенных признают, что иногда употребляют нецензурные выражения, причем 15 % — что делают это часто. И только треть (33 %) — никогда. Как нетрудно догадаться, чаще прочих говорят, что не пользуются такой лексикой, пожилые граждане (54 %), женщины (47 %), москвичи (47 %), граждане с высшим образованием (41 %). Между тем распределение ответов по одному социально-демографическому параметру не столь предсказуемо: оказывается, ненормативная лексика особенно широко применяется относительно состоятельными гражданами. Среди тех, чей ежемесячный доход, по их словам, превышает 20 тыс. рублей в месяц, ею пользуются 80 % (23 % — часто, еще 57 % — редко), тогда как по выборке в целом — 65 % (три группы с меньшими доходами, выделяемые на основании опроса, в этом отношении между собой почти не различают-

ся). Трудно сказать, чем это обусловлено. Но вряд ли материальное благополучие само по себе способствует склонности к ненормативной лексике. Скорее можно предположить обратную причинно-следственную связь: эта склонность чаще свойственна людям напористым, агрессивным — то есть носителям качеств, повышающих в нашем обществе шансы на успех.

Так или иначе, нельзя не обратить внимания на то, что внушительное большинство респондентов применяют нецензурные выражения, тогда как еще более внушительное, подавляющее большинство — считают это недопустимым «ни при каких обстоятельствах». Присмотримся к этому противоречию повнимательнее (табл. 1).

Таблица 1

данные в %

Как видим, люди, сквернословящие «редко», определенно склоняются к мнению, что ненормативная лексика недопустима — в соотношении 3: 1. А среди использующих такую лексику «часто» доли считающих это приемлемым и неприемлемым практически равны.

Отметим по ходу, что в данном случае представление участника опроса о «часто» и «редко», несомненно, очень сильно зависит от среды, к которой он принадлежит. И если в социальном окружении респондента матом, по известному выражению, не ругаются, а разговаривают, то он может искренне считать, что пользуется ненормативной лексикой «редко», хотя бы уже потому, что способен время от времени изъясняться без нее. Так что разница между представителями двух групп — не столько в количестве соответствующих терминов на единицу времени, сколько в том, выделяются ли они в этом плане, по их собственным ощущениям, на фоне окружающих. Но, так или иначе, очевидно, что среди пользующихся обсценной лексикой преобладает мнение о ее недопустимости.

Между тем трудно предположить, что матерщинники, осуждающие сквернословие, в массовом порядке терзаются своим моральным несовершенством. Надо полагать, в массовом сознании существует определенная система оправданий, скрадывающая, «снимающая» противоречие между признаваемой нормой и попирающей ее практикой, — подобные коллизии никогда без этого не обходятся. И первое, самое напрашивающееся оправдание — ссылка на разного рода стрессы: половина россиян, судя по данным опроса, используют ненормативную лексику исключительно под влиянием «сильных эмоций» (и лишь 12 % позволяют себе это без них). Причем среди тех, кто употребляет нецензурные выражения «редко», 84 % делают это, по их словам, исключительно под воздействием таких эмоций (среди тех, кто «часто» — 59 %). Излишне говорить, что поводы для «сильных эмоций» могут быть самыми разными — от внезапного падения метеорита или курса национальной валюты до нерасторопности продавца в магазине или непослушания собственных детей. Но важен сам принцип: использовать нецензурные выражения, конечно, нехорошо, но ежели сгоряча — то, пожалуй, простительно.

Как явствует из приведенной ниже таблицы (табл. 2) , выражать отрицательные эмоции посредством нецензурной речи принято у нас в гораздо большей мере, нежели сквернословить от восторга.

Таблица 2

данные в %

Население в целом

Считают употребление в речи нецензурных выражений

допустимым

недопустимым

А какие эмоции Вы чаще выражаете с использованием нецензурных выражений — положительные или отрицательные? Или положительные и отрицательные в равной мере?

Положительные

Положительные и отрицательные в равной мере

Отрицательные

Затрудняюсь ответить

Вопрос не задавался (никогда не употребляют нецензурных выражений либо затрудняются сказать, употребляют ли)

И вот что любопытно: респонденты, считающие использование ненормативной лексики категорически неприемлемым, почти так же часто говорят, что применяют ее при отрицательных эмоциях, как и люди, не видящие в ней ничего предосудительного (46 и 40 % от этих групп соответственно). Между тем противники такой лексики втрое реже, чем защитники, заявляют, что пользуются ею по преимуществу для изъявления положительных эмоций, а также что с равной охотой употребляют эту лексику для выражения позитивных и негативных эмоций. Иначе говоря, хотя большинство наших сограждан полагают, что «ни при каких обстоятельствах » нельзя применять нецензурные выражения, на деле расстройство чувств, гнев, разочарование являются для них весьма весомыми смягчающими обстоятельствами — в отличие от восхищения красотами природы или радости от встречи с другом.

Составить более или менее полное представление о механизме легитимации ненормативной лексики можно по ответам на открытый вопрос, в каких ситуациях допустимо употреблять нецензурные выражения . Вопрос этот задавался, конечно, лишь тем респондентам (21 % от всех опрошенных), которые в принципе считают допустимым использовать их. Но было бы очень большим упрощением считать, что аргументация защитников обсценной лексики совершенно чужда ее противникам: скорее всего, многие из них также согласились бы признать доводы, приводимые в поддержку этой лексики, — пусть и не настолько вескими, чтобы вынести оправдательный вердикт. Итак, что же это за доводы?

Чаще всего, как нетрудно догадаться, люди говорят, что употреблять нецензурные выражения допустимо, когда надо выплеснуть сильные эмоции (4 % от всех опрошенных): «чтобы сбросить отрицательную энергию»; «когда нервы не выдерживают»; «чтобы снять стресс»; «в запале»; «сброс адреналина»; «когда уже нет слов, а остались одни эмоции»; «молотком по пальцу»; «простыми словами эмоции не опишешь» , а также в конфликтных ситуациях (3 %): «когда доведут до точки кипения»; «когда спорные вопросы»; «в порыве гнева»; «в конфликтах».

Довольно часто употребление ненормативной лексики интерпретируется как экстремальная коммуникативная стратегия, способ добиться понимания (3 %): «облегчает понимание»; «когда не понимают русскую речь»; «это часть общения, человек не понимает по-другому иногда»; «такое общество. Для доходчивости»; «чтобы увеличить силу убеждения» .

Некоторые (3 %) полагают, что ненормативная лексика допустима при любых обстоятельствах («в любых»; «почти во всех» ), поскольку составляет неотъемлемую часть нашей культуры — «в нашей стране по-другому нельзя»; «мы родились и выросли с этим»; «это русская речь такая»; «без этого никак нельзя»; «вся Россия построена на нецензурных выражениях». Причем любопытно, что иногда респонденты апеллируют к устоям, традициям, не без пафоса провозглашая: «не нами придумано и не нам убирать»; «ведь и деды наши употребляли» . Но приводят — то ли в шутку, то ли всерьез — и вполне «либеральный» довод: «мы живем в свободной стране».

Нередко респонденты говорят, что употреблять нецензурные выражения можно дома, с родными, друзьями (2 %): «в своем круге общения»; «в кругу близких друзей»; «с подругами»; «со своими людьми»; «дома, когда на деда ругаюсь»; «с мужем, в ответ ему»; «в закрытом семейном кругу».

Кроме того, некоторые россияне считают, что ненормативная лексика допустима «для связи слов» (1 %), на работе — особенно «когда работа не ладится» (1 %), «между мужиками»; «при отсутствии женщин и детей» (1 %). Периодически звучит и еще один мотив — заставляют тяготы российской жизни (1 %): «при нашем государстве по-другому не получается»; «при нашей жизни — кругом обман»; «устал от нашего государства, от борьбы за существование; на все это хочется выругаться»; «при такой жизни все допустимо».

Нельзя сказать, что репертуар оправданий очень уж разнообразен и изощрен, но, похоже, вполне достаточен — и для тех, кто считает ненормативную лексику допустимой, и для тех, кто, не соглашаясь с ними, все же прибегает к ней в повседневной жизни.

Когда речь заходит о публичном пространстве, наши сограждане склонны не только демонстрировать нетерпимость к такой лексике, но и оправдывать запреты и санкции — в особенности если речь заходит о СМИ.

За запрещение художественных произведений, содержащих нецензурные выражения, высказываются 65 % россиян (среди женщин и пожилых граждан — по 70 %). Возражают — 23 %. Отметим, что наиболее толерантны здесь москвичи: в столице за запрет высказываются 52 % опрошенных, а против — 37 %. Штрафы за использование таких выражений в СМИ готовы поддержать уже 84 % опрошенных (в Москве — 69 против 15 %). Причем даже те, кто считает применение соответствующей лексики в обыденной речи допустимым, склоняются здесь на сторону ее противников: за запрет художественных произведений с обсценными вкраплениями высказываются 46 % защитников «бытового» сквернословия (против — 40 % этой группы), за штрафы в случаях таких вкраплений в СМИ — 70 % против 16 %.

При этом 74 % респондентов говорят, что нецензурные выражения в СМИ их лично раздражают (19 % — что не раздражают). Это, естественно, несколько меньше, чем доля считающих нужным штрафовать СМИ за сквернословие, поскольку некоторые готовы поддержать санкции, беспокоясь о воспитании детей, щадя чувства людей более «трепетных», чем они сами, полагая, что СМИ должны блюсти и транслировать определенные нормы речевого поведения, и т. д. Но даже среди тех, кто, по их собственной оценке, злоупотребляет крепкими словами, почти каждый второй (49 %) раздражается, услышав такие слова в теле- или радиоэфире или прочитав в прессе. Кстати, это раздражение скорее всего относится к числу «сильных эмоций» и выражается с помощью той же самой терминологии.

Вместе с тем можно предположить, что на деле значительная часть наших сограждан склонна применять к художественным произведениям и, в меньшей мере, к СМИ те же двойные стандарты, какие они применяют к себе. Если в художественном произведении персонаж испытывает сильные эмоции или расслабляется в кругу близких друзей, то, вероятно, крепкое выражение ему простится. Впрочем, это только предположение.

Что же касается повседневного сквернословия, то можно, видимо, заключить, что жесткость осуждающей его моральной нормы компенсируется необязательностью следования этой норме — подобно тому как суровость российских законов, по известному выражению, компенсируется необязательностью их исполнения. И это очень устойчивая ментальная конструкция.

Еженедельный опрос 9—10 февраля 2013 г., 43 субъекта РФ, 100 населенных пунктов, 1500респондентов ї Фонд «Общественное мнение»

Ненормативная лексика (нецензурные выражения, непечатнаябрань ) илиобсценная лексика (отангл. obscene - непристойный, грязный, бесстыдный) - сегментбранной лексики различныхязыков , включающий грубейшие (похабные ,непристойно мерзкие , вульгарные) бранные выражения, часто выражающие спонтанную речевую реакцию на неожиданную (обычно неприятную) ситуацию. Лингвисты отделяют понятияненормативная лексика итабуированная лексика от обсценной лексики [ источник? ] . Обсценная лексика является лишь одним из видов этих двух лингвистическихфеноменов [ источник? ] .

Одной из разновидностей обсценной лексики в русском языке являетсярусский мат .

[убрать ]

    1 Функции употребления

    2 Ненормативная лексика в русском языке

    • 2.1 Ненормативная лексика и общество

      2.2 Прецедент «Ароян против Киркорова»

      2.3 Использование ненормативной лексики в искусстве и СМИ

      2.4 Исследователи русской ненормативной лексики

      2.5 Происхождение русской обсценной лексики

      2.6 Категоризация русской бранной лексики

      2.7 Обсценная лексика в государственном языке России

    3 См. также

    4 Примечания

    6 Список научных работ и словарей второй половины XX века

Функции употребления

Специалисты называют различные функции употребления обсценной лексики в речи:

    повышение эмоциональности речи;

    разрядка психологического напряжения ;

    оскорбление , унижение адресата речи;

    демонстрация раскованности, независимости говорящего;

    демонстрация пренебрежительного отношения к системе запретов;

    демонстрация принадлежности говорящего к «своим» и т. п.

В. И. Жельвис выделяет 27 функций инвективной лексики, хотя здесь иногда смешаны первичные и вторичные функции, и деление иногда выглядит слишком дробным :

    1. как средство выражения профанного начала, противопоставленного началу сакральному,

    2. катартическая,

    3. средство понижения социального статуса адресата,

    4. средство установления контакта между равными людьми,

    5. средство дружеского подтрунивания или подбадривания,

    6. «дуэльное» средство,

    7. выражает отношение двух к третьему как «козлу отпущения»,

    8. криптолалическая функция (как пароль),

    9. для самоподбадривания,

    10. для самоуничижения,

    11. представить себя «человеком без предрассудков»,

    12. реализация «элитарности культурной позиции через её отрицание»,

    13. символ сочувствия угнетённым классам,

    14. нарративная группа – привлечение внимания,

    15. апотропаическая функция – «сбить с толку»,

    16. передача оппонента во власть злых сил,

    17. магическая функция,

    18. ощущение власти над «демоном сексуальности»,

    19. демонстрация половой принадлежности говорящего,

    20. эсхрологическая функция (ритуальная инвективизация речи),

    21. в психоанализе применяется для лечения нервных расстройств,

    22. патологическое сквернословие,

    23. инвектива как искусство,

    24. инвектива как бунт,

    25. как средство вербальной агрессии,

    26. деление на разрешенные и неразрешенные группы,

    27. как междометие.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: