Особенности уголовного наказания в виде ограничения по военной службе. Ограничение по военной службе и его уголовно-правовое значение Ограничение по военной службе исполняется

Наказание в виде ограничения по военной службе предусмотрено ст. 51 УК РФ, согласно которой оно назначается осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по кон- тракту, на срок от трех месяцев до двух лет. Оно назначается за совершение военнослужащим преступления против военной службы, а также осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, вместо исправительных работ. Таким образом, наказание в виде ограничения по военной службе может быть применено к военнослужащему, проходящему службу по контракту, не только тогда, когда в санкции статьи, по которой его привлекают к ответственности, указан данный вид наказания, но и в том случае, когда в санкции статьи содержится наказание в виде исправительных работ (но нет наказания в виде ограничения по службе). Как правило, здесь речь идет о преступлениях военнослужащего, не связанных со службой.

Уголовный закон сущность данного наказания определяет в виде конкретного размера удержаний из денежного содержания осужденного (но не более 20%), запрещения повышать его в должности и в воинском звании, невключения срока наказания в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания. Кроме того, характерной особенностью данного наказания является то, что осужденный продолжает нести военную службу в своей части, находясь в том же воинском коллективе, который может оказывать на него благоприятное воспитательное воздействие.

Исполнению данного вида наказания УИК РФ уделил достаточно много внимания (ст. 143-148). Согласно ч. 7 ст. 16 Кодекса наказание в виде ограничения по военной службе исполняет командование воинских частей, учреждений, органов и воинских формирований, в которых проходят службу военнослужащие, осужденные к этому виду наказания. После вступления приговора в законную силу и поступления в часть его копии и распоряжения суда об исполнении приговора командир воинской части не позднее трех дней обязан издать соответствующий приказ. В приказе объявляется: на каком основании и в течение какого срока осужденный военнослужащий не представляется к повышению в должности и присвоению очередного воинского звания; какой срок ему не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания; в каком размере должны производиться согласно приговору суда удержания в соответствующий бюджет из денежного содержания осужденного военнослужащего в период отбывания им наказания в виде ограничения по службе. Данный приказ объявляется по воинской части, доводится до сведения осужденного военнослужащего и принимается к исполнению. Копия этого приказа вместе с другими документами в трехдневный срок направляется в суд, вынесший приговор.

В случае уклонения командира воинской части от исполнения приговора суда он может быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ, предусматривающей ответственность за неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта.

Собственно исполнение наказания в виде ограничения по службе для осужденного военнослужащего реально начнется (он почувствует это) в день получения заработной платы, когда из нее вычтут сумму удержаний, определенную приговором суда. Согласно Закону "О статусе военнослужащих" (1998) денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада по воинской должности и месячного оклада по воинскому званию, которые составляют оклад месячного содержания военнослужащих. Лица, проходящие службу по контракту, кроме того, получают различные надбавки (за выслугу лет, службу в особых условиях и др.), а также дополнительные денежные выплаты (единовременные по итогам календарного года, при уходе в отпуск, в связи с переводом к новому месту военной службы, денежные компенсации вместо продовольственного пайка, за классность и др.). Удержания должны производиться со всех видов указанных выплат.

Удержания не производятся из тех сумм, которые выплачиваются осужденному военнослужащему не в порядке его денежного содержания, например, из страховых сумм за полученное увечье или заболевание во время прохождения военной службы, компенсаций за санаторно-курортное лечение и аналогичных выплат.

Другим негативным реальным последствием исполнения данного вида наказания для осужденного военнослужащего может явиться необходимость перемещения по службе в связи с несоответствием его нового правового статуса с занимаемой должностью, особенно если последняя связана с подготовкой личного состава подразделения и его воспитанием, т. е. когда нужно подавать пример добросовестного отношения к воинскому долгу и несению службы. В такой ситуации ст. 145 Кодекса предоставляет право командиру воинской части принять одно из трех возможных решений: перевести осужденного военнослужащего на равнозначную дожность (по окладу) в пределах данной воинской части; перевести или на другую должность, или в другую воинскую часть; перевести не только на другую должность, в другую часть, но и в иную местность.

Конкретное решение принимается с учетом как целесообразности исполнения приговора, так и наличия равноцен- ных должностей в конкретной воинской части. В качестве дополнительного компонента при решении данного вопроса может служить и мнение осужденного, его желание служить, например, в другой местности. Федеральный закон "О военной службе и воинской обязанности" (1998) предусматривает три вида контрактов, которые могут быть заключены при поступлении гражданина на воинскую службу: 1)

в кадрах Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации; 2)

в кадрах конкретной воинской части; 3)

на конкретной должности в конкретной воинской части.

Согласие осужденного военнослужащего на перевод в другую

часть или местность требуется в двух последних случаях. При отсутствии такого согласия на перевод в другую часть или иную местность контракт с военнослужащим может быть расторгнут. В этом случае ставится в известность суд, вынесший приговор, который должен будет рассмотреть вопрос о замене наказания в виде ограничения по службе другим видом наказания. Суд, вынесший приговор, ставится также в известность о перемещении осужденного в другую часть или местность.

Данный вид наказания не исчерпывается только элементами карательного воздействия, а предусматривает обязательное соединение с мерами воспитательного воздействия. Статья 146 Кодекса прямо обязывает командование воинской части, где проходит службу осужденный военнослужащий, проводить с ним воспитательную работу. Формы и методы проведения такой воспитательной работы закон не определяет, но содержит указание на то, что данная работа должна проводиться с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного военнослужащего, а также его поведения и отношения к военной службе, т. е. требует в полной мере индивидуального подхода при организации и проведении этой работы. Хотя закон возлагает обязанность проведения воспитательной работы на командира воинской части, но, как правило, ее организует и проводит его заместитель по воспитательной работе с личным составом, подключая сюда не только опытных и авторитетных военнослужащих из числа офицерского и сержантского состава, но и имеющиеся в части и функционирующие при ней общественные формирования (например, офицерские собрания, суды чести, женские советы и т. п.). Командир части обязан контролировать эту работу; он также может с осужденным прово- дить персонально те или иные воспитательные мероприятия. Главное, чтобы такая работа проводилась систематически и носила осмысленный характер, акцентируя внимание прежде всего на ликвидации (нейтрализации, блокировании) тех качеств личности военнослужащего, которые и обусловили совершение им данного преступления.

За три дня до истечения определенного судом срока наказания (и зафиксированного в приказе по части) командир части издает приказ о прекращении исполнения наказания в виде ограничения по воинской службе. В этом приказе указывается прежде всего дата прекращения исполнения наказания, т. е. его последний день. Согласно ч. 1 ст. 72 УК РФ срок данного наказания исчисляется годами и месяцами. Кроме того, в приказе указывается о прекращении удержаний из денежного довольствия военнослужащего, а также о возобновлении течения срока выслуги лет и возможности в повышении в воинском звании и должности. Копия приказа в обязательном порядке направляется в суд. вынесший приговор, который таким образом контролирует исполнение данного вида наказания.

Закон предусматривает возможность досрочного прекращения исполнения наказания в виде ограничения по воинской службе, основания такого досрочного освобождения могут быть разными: 1)

замена данного наказания иным более мягким наказанием; 2)

в связи с применением актов помилования либо амнистии; 3)

по особым обстоятельствам, связанным с прохождением службы именно данным осужденным военнослужащим.

В соответствии с Законом "О военной службе и воинской обязанности" военнослужащий, проходящий службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы с расторжением заключенного контракта. Согласно данному Закону основаниями для досрочного расторжения заключенного с военнослужащим контракта являются: невыполнение условий контракта со стороны военнослужащего, признание лица негодным либо ограниченно годным к определенному виду или в целом к воинской служ.бе (тогда требуется заключение военно-врачебной комиссии). В этих случаях осужденный увольняется с воинской службы, издается соответствующий приказ, а его копия направляется в суд, вынесший приговор, для принятия решения о замене наказания в виде ограничения по военной службе другим видом наказания либо о досрочном освобождении от отбывания наказания (например, по болезни).

Специфической особенностью наказания в виде ограничения по военной службе является назначение его согласно ч. 1 ст.51 УК РФ:

осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ за совершение преступлений против военной службы;

осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, вместо исправительных работ, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ.

Военная служба, согласно ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и о военной службе», -- это особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах РФ, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки РФ. органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах.

К лицам, проходящим военную службу по контракту, относятся граждане как мужского, так и женского пола, заключившие письменное соглашение (контракт) с Министерством обороны РФ или федеральным органом исполнительной власти в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы.

Лицо, осужденное к ограничению по военной службе, продолжает проходить военную службу по контракту там же, где оно и служило, но из денежного довольствия осужденного производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не свыше 20%.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (окладом по воинской должности) и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (оклад по воинскому званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащих (оклад денежного содержания), месячных и иных дополнительных выплат.

Лицам, проходящим службу по контракту и добросовестно исполняющим обязанности военной службы, положены, кроме того, согласно ст. 13 12 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», дополнительные денежные выплаты (по итогам календарного года, за классность, при уходе в отпуск или переводе к новому месту военной службы и т.д.), а также различного рода надбавки, например за выслугу лет.

Установленный приговором суда размер удержания из денежного содержания осужденного военнослужащего исчисляется, согласно ст. 144 УИК РФ, из должностного оклада, оклада по воинскому званию, ежемесячных и иных надбавок и других дополнительных выплат. Из сумм, выплачиваемых осужденному военнослужащему не в порядке его денежного содержания, удержания не производятся.

Помимо право ограничений материального характера осужденные претерпевают и иные ограничения: во время отбывания наказания осужденный не может быть повышен в должности и воинском звании; срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 № 1-ФЗ (в ред. от 03.05.2012) ч 1 ст 145 - КонсультантПлюс

Если с учетом характера совершенного преступления и иных обстоятельств осужденный военнослужащий не может быть оставлен в должности, связанной с руководством подчиненными, он по решению соответствующего командира воинской части перемещается на другую должность как в пределах воинской части, так и в связи с переводом в другую часть или местность, о чем извещается суд, вынесший приговор (ч. 2 ст. 145 УИК РФ).

Уголовно-правовая сущность наказания в виде ограничения по военной службе заключается в виде определенного размера удержаний из денежного содержания осужденного, запрещении повышать его в должности и в воинском звании, не включения срока наказания в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания и проведения с ним, помимо прочего, воспитательной работы.

Основанием исполнения наказания является получение из суда копии приговора и распоряжения о его исполнении командиром воинской части. Не позднее трех дней после их получения издается приказ, в котором объявляется, на каком основании и в течение какого срока осужденный военнослужащий не представляется к повышению в должности и присвоению воинского звания, какой срок ему не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.

Здесь же указывается, в каком размере должны производиться согласно приговору суда удержания в соответствующий бюджет из денежного содержания осужденного военнослужащего в период отбывания им ограничения по военной службе. Приказ объявляется по воинской части, доводится до сведения осужденного военнослужащего и принимается к исполнению. Кроме того, о поступлении приговора, об издании соответствующего приказа и о принятии его к исполнению в трехдневный срок извещается суд, вынесший приговор. Копия приговора направляется в суд. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 № 1-ФЗ (в ред. от 03.05.2012) ч 1 ст 143 - КонсультантПлюс

Приказ о прекращении исполнения наказания в виде ограничения по военной службе с указанием даты прекращения издается командиром воинской части также не позднее чем за три дня до истечения установленного приговором суда и объявленного приказом по воинской части срока ограничения по военной службе. А копия приказа, соответственно, направляется в суд, вынесший приговор. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 № 1-ФЗ (в ред. от 03.05.2012) ст 147 - КонсультантПлюс

Если до истечения установленного приговором суда срока наказания осужденный должен быть уволен с военной службы по основаниям, предусмотренным законодательством РФ, например в связи с невыполнением условий контракта со стороны военнослужащего; признания лица негодным либо ограниченно годным к определенному виду или в целом к воинской службе, командир воинской части направляет представление в суд о замене оставшейся неотбытой части наказания более мягким видом наказания либо об освобождении от наказания. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 № 1-ФЗ (в ред. от 03.05.2012) ст 148 - КонсультантПлюс

Согласно ст. 51 УК РФ ограничение по службе может быть назначено военнослужащим в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ, за совершение преступлений по военной службе на срок от трех месяцев до двух лет; в случаях применения данного наказания вместо исправительных работ -- на тот же срок исправительных работ, который указан в санкции соответствующей статьи Особенной части УК РФ.

Ограничение по военной службе как основной вид наказания.

Статья 51 УК РФ оговаривает сравнительно недавно появившийся вид наказания - ограничение по военной службе. Важная особенность этой санкции заключается в том, что таким образом может быть наказан только военнослужащий-контрактник. Военнослужащий, направленный для прохождения службы как призывник, такому виду наказания не подлежит.

Ограничение по военной службе не подразумевает под собой ни ограничение свободы, ни тем более ее лишение и позволяет заменить приговоренному такой вид наказания как исправительные работы (по тем статьям

Особенной части Кодекса, где такое наказание предусмотрено). Суть его заключается в удержании в доход государства установленной судом части из оплаты труда, которую получает военнослужащий и одновременно ограничивает его продвижение по карьерной лестнице. Ведь срок службы в таком случае исключается из срока выслуги лет военного, одновременно в период прохождения службы, сопряженный с наказанием, он не повышается в звании и не может продвигаться вверх по карьерной лестнице. Но это вовсе не означает, что указанный вид наказания можно назвать снисходительным. Ведь, если разобраться, на осужденного за совершение одного преступления одновременно налагается два наказания - уменьшение заработка и ограничение в военной карьере во время прохождения им контрактной службы.

Применение ограничения по военной службе.

Можно выделить три важных аспекта применения данного вида наказания:

  • применение наказания в виде ограничения по воинской службе возможно только к такому осужденному военнослужащему, который служит по контракту, это условие обязательно как на момент совершения преступления, так и на дату вынесения приговора;
  • ограничение по воинской службе может быть применено как отдельное самостоятельное наказание в тех случаях, когда лицо осуждено по статье за преступления против военной службы. Их перечень указан в Главе 33 УК РФ и при внимательном их изучении становится очевидно, что практически каждая указанная в этом разделе статья содержит в себе такую санкцию как ограничение по военной службе, различаются только сроки.
  • ограничение по военной службе назначается осужденным как замена исправительных работ в случаях, когда лицо осуждено по любой статье Особенной части УК РФ, санкции которой предусматривают исправительные работы. Не стоит забывать, что статья 50 часть 5 УК РФ накладывает запрет на наказание в виде исправительных работ на всех военнослужащих во время прохождения ими службы, это касается и службы по контракту. Но как же выносить решение суду, если санкция статьи предусматривает именно такую меру? Вот тогда на помощь и приходит статья 51 УК РФ, позволяющая взаимозаменять наказания.

Удержание денежного довольствия осужденного военнослужащего.

Если осужденному военнослужащему в период прохождения им службы по контракту назначен такой вид наказания как ограничение по военной службе, то после документальных процедур, о которых пойдет речь ниже, из его жалования в доход государства начинает взыскиваться установленная приговором часть. Размер взыскания назначает суд, но оно не может превышать двадцати процентов.

Приговор отсылается в войсковую часть, где осужденный военнослужащий проходит службу. Так как реализация исполнения наказания поручается командиру воинской части, он, в свою очередь, на основании полученной копии приговора выносит приказ, в нем подробно излагаются причины, срок, размер удержания части средств из жалования контрактника. Далее эти документы направляются уже непосредственно в расчетный отдел (бухгалтерию), где и производится фактическое вычитание средств из денежного довольствия. Заработок военнослужащего, как правило, складывается из оклада по должности, оклада по воинскому званию, надбавок, других дополнительных выплат. Удержание происходит из общей суммы, получаемой военнослужащим на руки, а не из одного какого-то составляющего денежного довольствия. Исключение составляют пособия на детей и компенсации различного толка. Так гласит статья 144 УИК РФ.

Порядок исполнения наказания в виде ограничения по военной службе

Согласно статьям 143-148 УИК РФ, как уже отмечалось выше, непосредственно организовать исполнение наказания является обязанностью командования войсковой части, в которой осужденный остается для дальнейшего прохождения службы.

После получения копии законного приговора, командир части не позднее трех дней издает приказ. В нем более конкретно определяется, по каким причинам и на протяжении какого срока осужденный военнослужащий не подлежит представлению к очередному воинскому званию, не повышается по должности, какой конкретно срок ему не засчитывается при исчислении выслуги лет, в каком размере на время наказания у него происходит удержание из денежного довольствия. Сведения, что приговор исполняется, командир в течение трех дней обязан направить в суд с приложением копии приказа. Также приказ объявляется по всей воинской части, знакомят с ним и самого осужденного, о чем он ставит роспись.

Отпуск осужденного военнослужащего, использованный им во время прохождения службы по контракту, засчитывается в срок отбытия им данного вида наказания. Кроме того, ограничение по воинской службе не влияет на исчисление срока общей выслуги лет.

Пример по применению ст. 51 УК РФ.

В качестве примера, как применяется в судебной практике ограничение по военной службе, можно привести приговор от 26.07.2016 года, вынесенный Краснореченским гарнизонным военным судом (Хабаровский край).

Согласно ему, был осужден некий гражданин М., который находился в одной из частей Хабаровского края для прохождения там контрактной военной службы. М. похитил деньги с чужой банковской карты, причинив значительный материальный ущерб потерпевшему, таким образом совершив преступление, которое предусматривает статья 158 ч. 2 п. «в» УК РФ. В суде по представленным доказательствам признали гражданина М. виновным и назначил ему такой вид наказания как исправработы сроком на один год с удержанием из его денежного довольствия пятнадцати процентов в доход государства. Одновременно судья учел, что гражданин М. является контрактником и по этой причине заменил исправработы сроком на один год на такой вид наказания как ограничение по военной службе, также сроком на один год с удержанием из его денежного довольствия пятнадцати процентов в доход государства. Так было использована статья 51 УК РФ. М. остался в той же воинской части и продолжил службу по контракту.

Являясь основным, срочным, специальным видом наказания, ограничение по военной службе заключается в продолжении осужденным военной службы на прежнем месте службы на принудительной основе; в удержании в доход государства из денежного довольствия осужденного в размере, установленном судом, но не свыше 20% (в ст. 144 УИК РФ речь идет о несколько ином: удержании в доход государства из денежного содержания); в запрете на срок осуждения на повышение в должности или воинском звании; в исключении срока наказания из срока выслуги лет для присвоения очередного воинского звания (ч. 2 ст. 51 УК РФ) . Кроме того, согласно УИК РФ, если с учетом характера совершенного преступления и иных обстоятельств осужденный военнослужащий не может быть оставлен в должности, связанной с руководством подчиненными, он по решению соответствующего командира воинской части перемещается на другую должность как в пределах воинской части, так и в связи с переводом в другую часть или местность, о чем извещается суд, вынесший приговор (ст. 145); осужденный военнослужащий до истечения установленного приговором суда срока наказания может быть уволен с военной службы по основаниям, предусмотренным законодательством РФ, в связи с чем командиром воинской части направляется представление в суд о замене оставшейся не отбытой части наказания более мягким видом наказания либо об освобождении от наказания (ст. 148).

Ограничение по военной службе может определяться на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, когда оно избирается вместо исправительных работ, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ – на срок, установленный для исправительных работ, т.е. от двух месяцев до двух лет. В любом случае срок наказания исчисляется в месяцах и годах. При замене наказания или сложении наказаний, предусмотренных ч. 1 ст. 72 УК РФ, а также при зачете наказания сроки данного наказания могут исчисляться в днях (ч. 2 ст. 72 УК РФ). Время содержания лица под стражей до судебного разбирательства засчитывается в срок ограничения но военной службе из расчета один день содержания под стражей за три дня службы.

Согласно ч. 1 ст. 51 УК РФ ограничение по военной службе назначается только к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. Контракт о прохождение военной службы должен иметь место не на момент совершения преступления, а па момент вынесения приговора по делу.

Если это не связано с назначением вместо исправительных работ, то ограничение по военной службе определяется лишь в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ за совершение преступлений против военной службы. В настоящее время в теории и судебной практике остается спорным вопрос о возможности назначения ограничения по службы в порядке применения ст. 64 УК РФ.

Ограничение свободы

На момент принятия УК РФ, его ст. 53 определяла ограничение свободы как содержание осужденного, достигшего к моменту вынесения судом приговора 18-летнего возраста, в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора. Федеральным законом от 27.12.2009 № 377-ΦЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы" в данную статью были внесены существенные изменения, в результате чего содержанием ограничения свободы стали выступать такие определяемые судом ограничения, как: не уходить из места постоянного пребывания в определенное время суток, не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования, не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования, не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях, нс изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учебы в установленных случаях без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы. Кроме этих ограничений, суд возлагает на осужденного обязанность являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, от одного до четырех раз в месяц для регистрации. Установление судом осужденному ограничений на изменение места жительства или пребывания без согласия указанного специализированного государственного органа, а также на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования является обязательным. В период отбывания наказания суд по представлению органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными ограничения свободы, может отменить частично либо дополнить ранее установленные осужденному ограничения, однако, на наш взгляд, это не должно касаться обязательных ограничений.

Указанным Федеральным законом были изменены также сроки ограничения свободы: оно может назначаться в пределах от двух месяцев до четырех лет в качестве основного вида наказания за преступления небольшой тяжести и преступления средней тяжести, а также на срок от шести месяцев до двух лет в качестве дополнительного вида наказания к принудительным работам или лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ. Срок ограничения свободы, назначенного в качестве основного вида наказания, исчисляется со дня постановки осужденного на учет уголовно-исполнительной инспекцией. В срок ограничения свободы, назначенного в качестве основного вида наказания, засчитывается время содержания осужденного под стражей в качестве меры пресечения из расчета один день пребывания под стражей за два дня ограничения свободы. При назначении ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы срок ограничения свободы исчисляется со дня освобождения осужденного из исправительного учреждения. При этом время следования осужденного из исправительного учреждения к месту жительства или пребывания засчитывается в срок отбывания наказания в виде ограничения свободы из расчета один день за один день. В то же время в срок ограничения свободы не засчитывается время самовольного отсутствия осужденного по месту жительства свыше одних суток без уважительных причин.

По вполне понятным причинам законодатель исключает возможность назначения ограничения свободы военнослужащим, иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории РФ.

В случае злостного уклонения осужденного от отбывания ограничения свободы, назначенного в качестве основного вида наказания, суд по представлению специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, может заменить неотбытую часть наказания принудительными работами или лишением свободы из расчета один день принудительных работ за два дня ограничения свободы или один день лишения свободы за два дня ограничения свободы. В случае, когда имеет место злостное уклонение лица от ограничения свободы, назначенного лицу в качестве дополнительного наказания, наступает уголовная ответственность по ст. 314 УК РФ.

Злостно уклоняющимся от отбывания наказания в виде ограничения свободы признается: а) осужденный, допустивший нарушение порядка и условий отбывания наказания в течение одного года после применения к нему взыскания в виде официального предостережения о недопустимости нарушения установленных судом ограничений; б) осужденный, отказавшийся от использования в отношении его технических средств надзора и контроля; в) скрывшийся с места жительства осужденный, место нахождения которого не установлено в течение более 30 дней; г) осужденный, не прибывший в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства в соответствии с предписанием, выданным в установленном порядке (ч. 4 ст. 58 УИК РФ).

И многие их совершают, даже не подозревая об этом. Другое дело, когда противоправное деяние совершает военнослужащий, который стоит на страже страны. Ранее в качестве мер наказания было предусмотрено или содержание под стражей, или увольнение, что, конечно же, не позволяло в полной мере справедливо наказать преступника, так как совершённое деяние может быть и незначительным, но ответственность наступала катастрофическая, что приводило к текучке кадров. С целью предоставить возможность «провинившимся» военным-контрактникам продолжить выполнять свои трудовые обязанности и долг, и был введён такой , как ограничение по военной службе.

Ограничение по военной службе как вид уголовного наказания может применяться к военослужащим.

Понятие

Ограничение по военной службе – это вид уголовного наказания, характеризующийся в виде ограничения на продвижение по карьерной лестнице (повышении в звании) и в удержании у военнослужащего из действующего денежного довольствия определённого процента в доход государства.

Ключевой момент заключается в том, что субъектами этого вида наказания могут выступать только граждане, проходящие военную службу по контракту. В качестве положительной стороны стоит отметить ранее анонсированную возможность продолжить дальнейшее исполнение своего контракта, что особенно важно, если лицо, допустившее нарушение закона, является профессионалом своего дела.

Условия и обстоятельства

Данный вид наказания регулируется статьёй 51 УК РФ:

Ограничение по военной службе назначается осуждённым военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на срок от трёх месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса за совершение преступлений против военной службы, а также осуждённым военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, вместо , предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса.

Итак, выделено два основных обстоятельства:

  1. Нарушение установленных требований и порядков прохождения военной службы. Эти противоправные деяния относятся к главе 33 УК РФ, которая насчитывает 22 статьи (с 331 по 352) и содержит 21 деяние.

Например, статья 340 УК РФ устанавливает вид ответственности за нарушение правил несения боевого дежурства – максимально ограничение по военной службе может быть назначено на срок до 2-х лет, содержание в дисциплинарной воинской части на срок 2-х лет, либо лишение свободы на срок 3-х лет.

  1. Совершено преступление (гражданское), за которое предусмотрены исправительные работы, к примеру, статья 160 УК РФ – «Присвоение или растрата».

Следует отметить, что подобный обвинительный приговор по вышеописанным противоправным деяниям может быть вынесен по отношению ко всем существующим категориям военнослужащих-контрактников и на протяжении всего срока службы.

Из денежного довольствия осуждённого к ограничению по военной службе производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не свыше двадцати процентов. Во время отбывания этого наказания осуждённый не может быть повышен в должности, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.

Как видно и части 2, возможно применение 3-х мер воздействия:

  • удержание не более чем 20% от заработной платы;
  • отсутствие возможности повышения в должности;
  • приостанавливается течение срока выслуги лет.


За скобки следует вынести один важный момент: если осуждённое лицо занимало определённую руководящую должность и после вынесения приговора оно не вправе остаться при своих обязанностях, то в соответствии с решением вышестоящего руководства переводится на другую должность.

Следует разобрать всё вышесказанное на примере:

Гражданин Иванов проходил службу по контракту в воинской части, находясь в звании прапорщика. В непосредственных обязанностях Иванова находилось ведение складом горюче-смазочных материалов. В один из дней несения службы на склад к Иванову пришли командир части в звании подполковника и проверяющий в звании майора. В ходе проверки проверяющий задавал каверзные вопросы, наталкивая Иванова на признание факта присвоения 100 литров бензина. Иванов после очередного «плевка» в свою сторону не выдержал и высказал майору всё, что «накипело», тем самым, оскорбив его. Действия Иванова характерны для статьи 336 УК РФ – «Оскорбление военнослужащего» с максимальным наказанием до одного года ограничения по военной службе или содержанием в дисциплинарной воинской части на тот же срок.

Заключение

К сожалению, ограничение по военной службе в судебной практике не нашло стабильного применения, суды очень редко прибегают к положениям статьи 51 УК РФ, а по какой причине – это уже вопрос.

Преступления, совершённые военнослужащими, нельзя назвать крайне редким явлениям и порой содеянное действительно не заслуживает такого наказания, как лишения свободы или содержание в дисциплинарной воинской части, и более справедливым решением было бы применить ограничение по военной службе. Так как одним из ключевых мотивирующих к исправлению факторов является не столько , сколько отсутствие возможности для реализации своих трудовых амбиций.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: