Статус временно проживающий что значит. Правовое положение иностранных граждан в РФ: закон и его основы, группы иностранцев и их статус. Права, свободы и обязанности иностранцев и апатридов

Активный поток внешних мигрантов, выходцев из стран как ближнего, так и дальнего зарубежья, наблюдается в РФ с начала XXI века. Это связанно с целым рядом причин, начиная от мировой глобализации, и заканчивая банальной потребностью в зарубежных кадрах. Поэтому правовое положение иностранных граждан в РФ в настоящее время является весьма актуальной проблемой.

Правовой статус

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регламентируется Конституцией РФ, а также прочими актами и договоренностями с другими странами.

Начнем с основ правового положения иностранцев. В главном законе России четко прописано, что мигранты имеют одинаковые с россиянами права и обязанности, кроме исключительных случаев:

  • Иностранцы не вправе занимать посты на городской и государственной службе;
  • Иностранцы не имеют избирательного права и не могут сами выбираться на должностные посты в государственные структуры. Эти лица не вправе принимать участие как федеральных, так и региональных референдумах;
  • Иностранцев не призывают на военную или гражданскую службу. Но они могут поступить на контрактную службу или трудиться в ВС РФ и других войсках в качестве наемного персонала;
  • Гражданско-правовое положение иностранцев не позволяет им командовать воздушными судами и входить в состав экипажа военного корабля.

В целом, есть обширный список должностей, на которые запрещено принимать иностранцев.

Правовые режимы

Согласно федеральному закону, мигранту присваивается один из следующих статусов:

  1. Временное пребывание. Относится к иностранцам, в визовом или безвизовом порядке;
  2. Временное проживание. Такой статус определен для иностранцев с ;
  3. Постоянное проживание - иностранцы, оформившие . Эта категория мигрантов имеет аналогичные с россиянами права, вплоть до получения пенсии и разного рода социальных пособий и льгот;
  4. Обладающие дипломатическим иммунитетом;
  5. Получившие статус беженца.

Правовое положение иностранцев в каждой из представленных категорий имеет свои особенности. Всем без исключения иностранцам гарантируется основные права и свободы. Иностранцы с ВНЖ имеют равные россиянами права: на получение пенсий и пособий, на охрану здоровья и прочее. Одними из немногих прав, в которых иностранцы значительно ограничены, являются политические права. Но эти ограничения вытекают из самого понятия гражданства, под которым понимается стойкая связь между лицом и государством.

Въезд в РФ

На законодательном уровне закреплено, что иностранцы вправе приезжать в РФ только с визой. Посетить Россию без обязательного получения въездного документа имеют право граждане ряда стран, с которыми РФ заключила соглашение о безвизовых поездках. Выходцы из Белоруссии, Украины, Казахстана, Киргизии вообще могут посещать РФ по своему национальному паспорту.

Виза открывается в дипмиссии РФ после предоставления пакета документации, соответствующей цели путешествия в Россию. При въезде заполняется миграционная карточка, на которой проставляется дата приезда и допустимый срок проживания в РФ.

Согласно закону «О правовом положении иностранцев» в обязанности мигранта входит обязательная в течение 3 дней с даты въезда в РФ. Для граждан ряда государств ближнего зарубежья установлены другие сроки. К примеру, гражданам Таджикистана разрешено 15-дневное проживание в РФ без постановки на учет, Казахстана - 30 дней. Особый режим действует для Белоруссии, граница с которой практически отсутствует. Граждане этой страны не заполняют миграционные карты и имеют ряд значительный привилегий в РФ перед другими иностранцами.

Временное пребывание

Этот статус получает гражданин другого государства, въехавший в безвизовом или визовом порядке и не имеющий РВП или ВНЖ. Жить в России данное лицо может либо на протяжении действия визы, либо на время, определенное безвизовым периодом. В последнем случае этот срок ограничен 90 днями в каждом полугодии, кроме некоторых случаев.

Когда действие визы или срок безвизового периода заканчивается, иностранец обязан покинуть пределы России, исключение составляет ряд ситуаций:

Стоит учитывать, что срок проживания иностранца может быть как продлен, так и сокращен. Последний вариант возможен при разного рода нарушениях, допущенных мигрантом в во время своего проживания в РФ:

  1. Сообщение ложных сведений и предоставление подложных бумаг для выдачи визы;
  2. Два и более раза за три года мигрант привлекался к административной ответственности (сюда относятся и штрафы от ГИБДД);
  3. Во время своего предыдущего приезда мигрант несвоевременно покинул РФ без уважительных причин, то есть нарушил миграционные правила;
  4. Решение о невозможности проживания иностранца принято в связи с обеспечением государственной безопасности;
  5. Принято решение о ;
  6. Мигрант имеет непогашенную судимость за преступные деяния, совершенные на территории РФ либо другого государства;
  7. Иностранец своевременно не оформил полис ДМС;
  8. Мигрант не предоставил на границе доказательства наличия у него денежных средств для проживания в РФ;
  9. Иностранец включен в ;
  10. Во время своего прошлого приезда в РФ мигрант не оплатил налоги либо расходы, связанные с его выдворением;
  11. Закончился срок допустимого проживания в РФ, то есть иностранец превысил норму в 90 дней на протяжении полугода.

Иностранцы с РВП

Получение РВП - это промежуточный этап между временным пребыванием и постоянным проживанием иностранца или лица без гражданства в РФ, так как следующей миграционной ступенью становится оформление ВНЖ. РВП выдается на 3 года в пределах установленных правительственных квот. Вне системы квотирование его вправе получить некоторые категории иностранцев:

  • Рожденные в РСФСР и имевшие гражданство Советского Союза;
  • Рожденные в России;
  • Имеющие нетрудоспособных родителей или детей - граждан РФ;
  • Состоящих в браке с россиянином;
  • Поступившие на военную службу;
  • Являющиеся участниками Госпрограммы.

РВП не является отдельным документом, а проставляется в виде отметки в паспорте иностранца. Однако , получают РВП в виде самостоятельного документа, который в дальнейшем становится их удостоверением личности. В РВП содержатся основные сведения о мигранте: его ФИО, гражданская принадлежность, дата и место рождения, пол, срок действия.

фото: РВП для иностранных граждан (слева) и лиц без гражданства (справа)

Для оформления РВП иностранец обращается:

  1. В ФМС (переименована в ГУВМ МВД) по месту проживания;
  2. Дипломатическое представительство за рубежом;
  3. Консульство в стране проживания мигранта.

При принятии решения направляются запросы в здравоохранительные органы, МВД, службу судебных приставов, ФСБ и другие госструктуры. По полученным ответам рассматривается возможность выдачи РВП конкретному иностранцу. Этот процесс может растянуться на срок до 6 месяцев. При отклонении заявки подать следующую можно только через год.

В обязанности иностранцев, получивших РВП, входит ежегодное подтверждение своего права на проживание в РФ путем информирования ФМС о своих доходах. К бланку уведомления прикладывается справка о доходах или налоговая декларация.

Плюсы получения РВП для иностранцев очевидны:

  • Легальное проживание в РФ на протяжении 3 лет;
  • Трудоустройство без патента или разрешения на работу;
  • Возможность регистрации ИП или ООО для ведения собственного бизнеса;
  • Свободный въезд и выезд из РФ на протяжении всего срока действия РВП;
  • Получение бесплатного медицинского обслуживания.

Иностранцы с ВНЖ

Стать обладателем ВНЖ мигрант может после года проживания в РФ на основании РВП. Процедура получения ВНЖ начинается со сбора определенной документации и передачи ее в ФМС за полгода до окончания срока действия РВП. Заявка рассматривается на протяжении полугода с даты принятия документации. Но для некоторых групп мигрантов этот вопрос решается в более сжатые сроки:

  1. Участники Госпрограммы и носители русского языка могут получить ВНЖ уже через 60 дней;
  2. Граждане Белоруссии и специалисты высокой квалификации становятся обладателями ВНЖ через 90 дней;
  3. Беженцы - всего через 15 дней.

ВНЖ иностранного гражданина

С момента оформления ВНЖ мигрант приобретает аналогичные с россиянами права, кроме голосования на выборах. Единственным ограничением является необходимость проживать в РФ не меньше 180 дней в году, иначе ВНЖ аннулируется. Иностранцы, получившие этот документ, вправе выезжать из России и возвращаться без ограничений и оформления виз. Для ведения трудовой деятельности не требуются специальные документы. Работодателю, нанимающему иностранцев с ВНЖ, также не нужны дополнительные разрешения.

ВНЖ выдается на 5 лет, в будущем его можно продлить.

Особые категории иностранцев

Ряд иностранцев имеют особые правовые статусы. В первую очередь это специалисты высокой квалификации - иностранцы, имеющие необходимый опыт и знания для работы в определенной сфере деятельности. На таких лиц не распространяется система квотирования, ВКС получают рабочую визу на 3 года и вправе оформить ВНЖ, минуя стадию получения РВП. Основным и по сути единственным условием получения статуса ВКС является размер заработной платы - не меньше 2 млн в год (для научных сотрудников и преподавателей не меньше 1 млн в год).

Еще одна категория иностранцев - лица, обладающие дипломатическим иммунитетом . Это работники дипломатических миссий иностранных государств, расположенных на территории РФ. Под дипломатическим иммунитетом понимается право иностранцев не подчиняться решениям другого государства, его представителей или структур, сюда относится:

  • Налоговый иммунитет. Финансовые операции, которые проводят дипмиссии для своих нужд, не облагаются налогами и сборами;
  • Неприкасаемость дипломатической почты;
  • Неприкосновенность помещения, имущества и транспортного средства. Имущество дипработников нельзя арестовать и подвергнуть обыску;
  • Таможенные преимущества. Багаж, направляемый на адрес дипмиссии, не облагается пошлинами, его не досматривают на общих основаниях.

Особыми правами пользуются иностранцы, которые были вынуждены покинуть свою родину и искать убежища в другом месте, - это лица, получившие статус беженцев . Такие граждане работают без спецразрешений, патентов и квот, проходят бесплатное лечение и получают пенсии.

Сфера труда

Иностранцы могут устраиваться на работу в компании или к частным лицам, самостоятельно выбирать себе специализацию, подписывать трудовые контракты. Работодатель, нанимающий иностранца обязан получить соответствующее разрешение, кроме исключительных ситуаций.

На мигранта также возлагается обязанность получить разрешительную документацию на работу. Однако нужно учитывать, это что условие не касается достаточно обширного круга зарубежных сотрудников:

  1. Иностранцев с ВНЖ и РВП;
  2. Специалистов высокой квалификации;
  3. Беженцев;
  4. Участников Госпрограммы по переселению;
  5. Дипломатического персонала;
  6. Аккредитованными журналистами;
  7. Ученых и педагогов, приглашенных в РФ для занятия научной и преподавательской деятельностью.

Выдача разрешений на работу строго квотирована как по регионам РФ, так и по профессиям. Также квоты устанавливаются при выдаче работодателю разрешения на наем иностранцев. В некоторых областях экономической деятельности трудоустройство иностранца вообще исключено. К примеру, сейчас зарубежные сотрудники не могут работать в сфере торговли медицинскими препаратами.

Уважаемые партнеры!

Все миграционное законодательство начинается со статуса иностранного гражданина. От его точного определения зависит не только процесс оформления, но и размер налоговых вычетов, начисление страховых взносов в Пенсионный Фонд, Федеральный Фонд Обязательного Медицинского Страхования, Фонд Социального Страхования РФ и т.д.

Какие существуют статусы иностранных граждан и как правильно его определить, мы расскажем сегодня.

Всего статусов — три:

1. Постоянно-проживающие на территории России иностранные граждане;

2. Временно-проживающие на территории России иностранные граждане;

3. Временно-пребывающие на территории России иностранные граждане.

  • Постоянно проживающий иностранный гражданин имеет вид на жительство (варианты , ).

Вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину в подтверждение его права на постоянное проживание в РФ, а также на свободный выезд и въезд на территорию РФ. Работать может на территории всей Российской Федерации.

Срок действия вида на жительство – 5 лет, после этого он может быть продлен еще на 5 лет, или оформлено гражданство Российской Федерации.

  • Временно проживающий иностранный гражданин имеет .

Разрешение на временное проживание – это , удостоверяющем личность иностранного гражданина, подтверждающая право иностранного гражданина временно проживать на территории РФ до получения вида на жительство. Выдается иностранному гражданину при наличии оснований для получения данного статуса (рождение на территории РСФСР и гражданство СССР или рождение в РФ, нетрудоспособные родители-граждане РФ, брак с гражданином/гражданкой РФ, диплом об образовании на территории РФ) или в пределах квоты на выдачу разрешений. Работать иностранный гражданин с РВП может ТОЛЬКО в регионе, где ему выдано разрешение на временное проживание.

Срок действия такого разрешения – 3 года, впоследствии иностранный гражданин может оформить вид на жительство. Продление НЕ предусмотрено.

  • Временно пребывающий иностранный гражданин прибывает на территорию РФ:
    - на основании визы;
    - в безвизовом порядке (СНГ),
    получает
    на границе, но не имеет вида на жительство или разрешения на временное проживание.

В первом случае, срок пребывания определяется визой, во втором – не может превышать 90 дней при условии, что иностранный гражданин встал на .

Продлить временное пребывание возможно до 1 года, получив или оформив .

Отслеживать правовой статус иностранного гражданина очень важно!
И делать это необходимо по каждому гражданину отдельно.

Об особенностях оформления иностранных граждан с разным правовым статусом вы узнаете из следующих выпусков.

Желаем вам успешной и эффективной работы!


В результате проводимого Российской Федерацией курса на преодоление тоталитарного изоляционизма и интеграцию страны с мировым сообществом на территории Российской Федерации стало проживать — постоянно и временно — много иностранных граждан и лиц без гражданства. устанавливает, что они пользуются правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами. Исключения возможны только в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ). Роль закона, регулирующего правовое положение иностранцев в России, выполняет Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в редакции от 29 декабря 2010 г.).

Иностранными гражданами в России признаются лица, не являющиеся гражданами РФ и имеющие доказательства наличия гражданства иностранного государства. К ним приравниваются лица без гражданства и те лица, которые имеют вид на жительство.

В понятие «иностранные граждане» включаются разные категории лиц с иностранным гражданством, а также без гражданства. Это могут быть сотрудники дипломатических и консульских представительств (и члены их семей), постоянно проживающие в России иностранные граждане, если они имеют на то разрешение и вид на жительство, а также лица, временно пребывающие в России (члены экипажей иностранных самолетов и морских судов, туристы, бизнесмены, деятели науки и культуры, родственники российских граждан и др.). Особую группу составляют беженцы, правовое положение которых регулируется специальными актами.

Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Это касается их личных прав (неприкосновенность личности и жилища, свобода совести и т. д.), а также экономических, социальных и культурных прав, если они предусмотрены для неграждан (право на экономическую деятельность и частную собственность, трудовую деятельность, отдых, охрану здоровья, социальное обеспечение, образование, участие в общественных организациях, пользование достижениями культуры и проч.). Постоянно проживающие иностранные граждане имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме. Но они лишены тех прав, преимущественно из категории политических, которые согласно российской Конституции и законам предоставляются только гражданам РФ (занятие некоторых государственных должностей, участие в политических партиях, право избирать и быть избранными в органы государственной власти, участие в референдумах и др.). Существуют некоторые ограничения прав, например свободы передвижений. Иностранный гражданин вправе защищать свои права всеми предусмотренными Конституцией РФ средствами, включая право на обращение в суд.

Тот же принцип лежит в основе определения обязанностей иностранных граждан. Эти граждане не несут военную службу в рядах Вооруженных Сил РФ (согласно Конституции РФ это обязанность только граждан РФ), но на них распространяется конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, беречь памятники истории и культуры. Иностранные граждане обязаны уважать Конституцию РФ и соблюдать законы, действующие на территории России.

Иностранный гражданин, виновный в нарушении законодательства Российской Федерации, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом иностранный гражданин, незаконно находящийся в Российской Федерации, подлежит учету, фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической регистрации с последующим помещением полученных сведений в центральный банк данных. Закон устанавливает порядок передачи и приема иностранных граждан в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии.

Сотрудники дипломатических и консульских представительств и члены их семей обладают иммунитетом и привилегиями, установленными международным правом, вследствие чего юрисдикция Российской Федерации на них не распространяется. Некоторые категории лиц (лица, обладающие консульским иммунитетом, члены экипажей самолетов и морских судов, военнослужащие, находящиеся в России по долгу службы) подчиняются юрисдикции Российской Федерации в определенных пределах.

Перемещения иностранных граждан, связанные с их въездом в Россию, транзитным проездом, передвижением потерритории России, при измененении места жительства регулируются Федеральным законом «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (в редакции от 23 декабря 2010 г.). Предусмотрены уведомительный и разрешительный порядок регистрации по месту жительства, права и обязанности таких лиц, ответственность за нарушение правил миграционного учета.

Введенные в 2006 г. изменения в законодательство об иностранных гражданах существенно улучшили регулирование процессов трудовой миграции в России. Предусматривается возможность самостоятельного получения иностранными гражданами, прибывшими в Россию в безвизовом порядке, разрешений на работу в 10-дневный срок со дня подачи заявления. Работодателям предоставляется право привлекать таких иностранных работников без получения разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы и исполнения связанных с его получением обременений при условии соответствия иностранного работника установленным законодательством обязательным требованиям к состоянию здоровья, профессии, специальности и квалификации.

В целях регулирования миграционных потоков иностранных граждан, прибывающих в Россию в порядке, не требующем получения визы. Правительству РФ предоставляются полномочия по увеличению или сокращению установленного 90-суточного срока временного пребывания в Российской Федерации как в целом, так и на территории одного или нескольких субъектов РФ для отдельных категорий временно пребывающих иностранных граждан. Новые миграционные квоты позволят учитывать не только количественные, но и качественные (профессия, квалификация) характеристики трудовых мигрантов, регулировать миграционные потоки на уровне Российской Федерации и уровне субъектов РФ.

Квота на выдачу разрешений на осуществление трудовой деятельности может устанавливаться Правительством РФ для всех категорий иностранных работников с учетом социально-экономического развития Российской Федерации, потребности в привлечении иностранных работников, эффективности использования иностранной рабочей силы и ее вклада в экономику и социальную сферу страны. Ежегодно постановлением Правительства РФ утверждается квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности и разрешений на работу иностранным гражданам, прибывшим в порядке, не требующем визы.

Закон устанавливает, что временное проживание иностранцев по квоте Правительства РФ разрешается на три года. Но некоторые категории получают разрешение без учета квоты (состоявшие в гражданстве СССР или родившиеся в России, имеющие детей, состоящих в гражданстве РФ, состоящие в браке с гражданином РФ и др.).

В целях борьбы с нелегальной эмиграцией Российской Федерацией в марте 2007 г. ратифицировано Соглашение с Европейским Сообществом о реадмиссии, предусматривающее выявление и возвращение лиц, которые не соответствуют условиям въезда на территорию Российской Федерации или на территорию одного из государств ЕС либо условиям пребывания или проживания на данных территориях.

Российская Федерация — правопреемник и правопродолжатель Российского государства, Российской республики, РСФСР и СССР. Эта непрерывность (континуитет) российской государственности отражается на институте российского гражданства, порождая особый порядок приобретения гражданства, государственной поддержки, правовой защиты в отношении граждан РФ, постоянно проживающих за рубежом, или выходцев из России (эмигрантов), состоявших в гражданстве России или СССР, но ставших гражданами другого государства или лицами без гражданства. Эти лица, как и их потомки, называются соотечественниками, и их правовое положение регулируется Федеральным законом «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (в редакции от 23 июля 2010 г.).

Указанный Закон закрепляет порядок и основания признания и подтверждения принадлежности к соотечественникам, принципы и цели государственной политики России в отношении соотечественников. Соотечественники имеют право на приобретение гражданства РФ в упрошенном порядке. Россия способствует сокращению числа лиц без гражданства среди соотечественников, а органы государственной власти содействуют добровольному переселению соотечественников в Россию. Установлен порядок приобретения российского гражданства для каждой группы соотечественников и формы государственной поддержки в области основных прав и свобод человека и гражданина, в экономической и социальной областях, в области культуры, языка и образования, в области информации.

Основы правового положения неграждан в Российской Федерации

Иностранные граждане — это лица, не являющиеся российскими гражданами и имеющие доказательства гражданства иностранного государства (если есть и то, и другое, это состояние двойного, множественного гражданства, что регулируется иначе).

Особенности правового положения иностранцев в России зависят от того, находятся они в этой стране временно или проживают постоянно, присутствуют в стране законно или являются нелегальными иммигрантами, от договоров России с тем или иным государством. Особой категорией иностранных граждан являются главы и сотрудники дипломатических представительств и консульств. Они имеют определенные привилегии и иммунитеты, установленные российскими законами и международными соглашениями. Однако в отношении всех иностранных граждан, лиц без гражданства, с множественным гражданством существует общий принцип: они должны соблюдать законы страны пребывания, их деятельность не должна наносить ущерба интересам Российского государства, законным интересам граждан РФ и других лиц. Иностранец, проживающий в России, должен иметь доход, позволяющий содержать себя и семью.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Он распространяется и на лиц без гражданства, если в отношении них не действуют специальные правила. Срок пребывания иностранного гражданина в России определяется сроком выданной ему визы, а срок временного пребывания в порядке, не требующем визы, не может превышать 90 дней. В данном случае введен уведомительный порядок при приглашениях: приглашающая сторона уведомляет об этом соответствующий федеральный орган. Для заключивших трудовое или гражданско-правовое соглашение по выполнению работ или услуг срок временного пребывания продлевается на срок договора, но не более чем на год. От этого порядка следует отличать временное проживание иностранца в России. Такое разрешение иностранцу выдается сроком на три года (но в пределах квоты, число таких лиц утверждается Правительством РФ). Отказ в выдаче разрешения на временное проживание возможен, в частности, если иностранец поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность, осужден, не может содержать себя и свою семью в пределах прожиточного минимума, не имеет жилого помещения. В течение срока действия разрешения на временное проживание иностранцу может быть выдан вид на жительство (с 14 лет) с фотографией (дети до 14 лет вносятся в вид на жительство родителей). Он дает право на постоянное проживание в Российской Федерации. Вид на жительство выдается на пять лет и может неоднократно продлеваться.

Иностранец может быть приглашен в Российскую Федерацию любым физическим лицом, организацией, в том числе для обучения и трудовой деятельности, но приглашения оформляются официально и выдаются федеральным органом исполнительной власти. Приглашения для трудовой деятельности оформляются особо — в размере квоты (числа лиц), ежегодно утверждаемой Правительством РФ (на 2003 г. квота составляла 530 тыс. человек, на 2004 г. — 213 тыс. с резервом 20 тыс. 332 человека), на 2006 г. — 329 300, на 2008 г. — 140 790 человек (с распределением по субъектам РФ), на 2009 г. — первоначально 3,9 млн, но затем это число сокращено. До оформления приглашения работники центров занятости дают заключение о целесообразности приглашения иностранной рабочей силы, и если в регионе есть незанятые лица, стоящие на учете для получения работы, в приглашении может быть отказано. О приглашении иммигрантов на работу в соответствии с квотой Правительства РФ необходимо уведомлять Федеральную миграционную службу (вместо прежнего разрешения). При законной иммиграции иностранцу выдается особый документ - иммиграционная карта.

Проживающие в России иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правом на труд, на предпринимательскую деятельность, на отдых, на образование, правом собственности и другими социально-экономическими и культурными правами. Они вправе вступать в профсоюзы, кооперативы, спортивные и другие объединения (кроме политических), если это не противоречит их уставам. Иностранцы и лица без гражданства пользуются личными конституционными правами (свобода совести, неприкосновенность личности, жилища и др.), могут вступать в брак с гражданами РФ и другими лицами (во всех случаях — иного пола), вправе обращаться в суд.

Иностранцы и лица без гражданства не могут участвовать в выборах в органы государственной власти, в референдумах Российской Федерации и субъектов РФ (но, как говорилось выше, при определенных условиях, на основе международных соглашений и взаимности вправе участвовать в местных выборах и референдумах), не могут быть членами политических партий, занимать государственные должности. В соответствии с российским законодательством иностранцы не вправе иметь контрольный пакет акций в электронных средствах массовой информации (на газеты, журналы это ограничение не распространяется). Ограничено иностранцев на землю. Некоторые рабочие места могут быть закрыты для иностранцев (иностранец не может быть командиром воздушного судна, работать ведущим на радио и телевидении, иностранцы не могут быть приняты на любую работу в военные городки, объекты, связанные с государственной тайной, организации, связанные с ядерным производством), а преимущества при приеме на разрешенные виды работ могут отдаваться собственным гражданам. Для посещения ряда объектов иностранцам требуется разрешение (территории закрытых административно- территориальных образований, военных городков, пограничных зон, объекты, на которых размещены органы государственной власти, есть «ограниченные зоны» в субъектах РФ и др.). Запрещена деятельность иностранных торговцев на розничных рынках.

Иностранцы наравне с гражданами РФ несут многие обязанности. Они обязаны уважать Конституцию РФ и соблюдать законы, платить налоги, бережно относиться к природным богатствам, беречь памятники истории и культуры, однако они не обязаны служить в армии. За совершение преступлений, административных или иных правонарушений на территории РФ иностранцы и лица без гражданства несут ответственность наряду с гражданами РФ. Эта ответственность не распространяется на лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом.

При нарушении иностранцами сроков пребывания в России к ним может быть применена депортация - административное выдворение (без судебного решения) за пределы России. Меры по выдворению таких иностранцев и лиц без гражданства могут осуществлять федеральные органы — МВД России, ФСБ России, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков, Министерство здравоохранения и социального развития РФ и др. (всего девять министерств и ведомств).

Право на политическое убежище

Политическое убежище в России предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 26 июля 1995 г. При этом предоставление убежища тем или иным лицам не должно рассматриваться как недружественный акт по отношению к другим государствам. Политическое убежище предоставляется лицам, преследуемым (если есть реальная угроза преследования) в стране их гражданской принадлежности или обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые соответствуют общедемократическим принципам, признанным мировым сообществом, и нормам международного права. Оно не предоставляется, если действия, совершенные лицами, просящими убежища, признаются в России преступлением, противоречат целям и принципам ООН, а также если это лицо представило заведомо ложные сведения, имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется, прибыло из страны с устоявшимися демократическими традициями в области защиты прав человека или с которой Россия имеет соглашение о безвизовом пересечении границ.

Ходатайство о предоставлении политического убежища подается на имя Президента РФ. Предоставление политического убежища осуществляется указом Президента РФ. Лицу, получивщему убежище, выдается свидетельство и оформляется вид на жительство. Такое лицо пользуется правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами РФ с учетом ограничений, установленных законами или международными договорами РФ.

Выдача () граждан РФ не допускается, как и в других странах. Не допускается выдача лиц, преследуемых за политические убеждения или за действия, не признаваемые в России преступлениями. Экстрадиция других лиц, обвиняемых в совершении преступлений в других странах, и передача осужденных для отбывания наказания в других странах возможна на основании федерального закона или международного договора РФ (ч. 2 ст. 63 Конституции РФ).

1. Что такое статус иностранного гражданина и как он влияет на оформление трудовых отношений.

3. Где найти и как заполнить документы, связанные с оформлением трудовых мигрантов.

Российские работодатели нанимают иностранных работников по самым разным причинам: от желания сэкономить на заработной плате до потребности в высококвалифицированных кадрах из-за рубежа. Однако физически пересечь границу и оказаться в другой стране гораздо проще, чем «документально», так как любое государство, в том числе и Россия, борется с нелегальными мигрантами, устанавливая определенные требования и ограничения в отношении иностранцев. Особенно контролю со стороны государства подвержены иностранные граждане, цель визита которых в РФ – осуществление трудовой деятельности, при этом соблюдать установленные законодательством требования должны не только сами граждане, но и их работодатели. Именно поэтому большинство бухгалтеров и кадровых работников, мягко говоря, не испытывают радости, узнав о предстоящем приеме на работу иностранцев: сразу возникают ассоциации с «бумажной волокитой» и «хождением по инстанциям». Как же разобраться в законодательных нюансах трудовых отношений с иностранными гражданами? Выясним в этой статье.

Прежде, чем , нужно определить его правовой статус и основания нахождения на территории РФ – от этого зависит дальнейший порядок оформления трудовых отношений с таким работником. Основным документом, регулирующим вопросы нахождения иностранных граждан на территории нашей страны, является Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Согласно этому закону иностранцы в РФ могут иметь один из следующих статусов:

  • постоянно проживающий в РФ – иностранный гражданин, получивший вид на жительство;
  • временно проживающий в РФ — иностранный гражданин, получивший разрешение на временное проживание;
  • временно пребывающий в РФ — иностранный гражданин, прибывший в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получивший миграционную карту, но не имеющий вида на жительство или разрешения на временное проживание.

В зависимости от того, какой из перечисленных статусов имеет иностранный работник, работодатель определяет:

  • какие документы нужно запросить у иностранного гражданина при его трудоустройстве в подтверждение законности нахождения в РФ, законности привлечения его к труду по определенной специальности, в определенном субъекте РФ;
  • какие действия требуются от самого работодателя до приема иностранца (оформление приглашения на въезд в РФ, получение разрешений и т.д.) и в процессе трудовых отношений с ним (уведомление ФМС, службы занятости, налоговой и т.д.).

Предлагаю подробнее рассмотреть порядок оформления трудовых отношений в зависимости от статуса (категории) иностранного работника.

Статус иностранного работника — постоянно проживающий на территории РФ

Порядок оформления трудовых отношений с иностранцами, постоянно проживающими в РФ, фактически такой же, как и с российскими гражданами: никаких специальных разрешений не требуется ни работнику, ни работодателю. Кроме того, постоянно проживающие в России иностранцы свободны в выборе субъекта РФ для осуществления своей трудовой деятельности.

Вид на жительство (срок действия 5 лет, может продлеваться неоднократно)
(п. 3 ст. 8 Закона № 115-ФЗ)
Не требуется
Не требуется
(п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ)
Не требуется
Не требуется
Нет

Статус иностранного работника — временно проживающий на территории РФ

Иностранцы, временно проживающие в РФ, также могут осуществлять трудовую деятельность без получения специальных разрешений, однако, в отличие от постоянно проживающих, работать они имею право только в том субъекте РФ, в котором им разрешено временное проживание.

Основания нахождения на территории РФ Разрешение на временное проживание (срок действия 3 года, не продлевается)
(п. 1 ст. 6 Закона № 115-ФЗ)
Разрешение для работодателя на привлечение и использование иностранной рабочей силы Не требуется
(п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ)
Разрешение для иностранного гражданина на работу в РФ Не требуется
(п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ)
Уведомление работодателем ФМС, службы занятости Не требуется
Уведомление работодателем налогового органа Не требуется
Ограничения для иностранного гражданина трудовой деятельности в РФ Только в том субъекте РФ, где разрешено временное проживание (п. 5 ст. 13 Закона № 115-ФЗ). Исключения установлены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.07.2010 № 564н)

Статус иностранного работника — временно пребывающий на территории РФ в соответствии с безвизовым режимом (например, граждане стран СНГ, за исключением Грузии и Туркменистана, граждане Израиля)

Иностранные граждане, пребывающие на территории РФ в порядке, не требующем получение визы, должны получать разрешение на работу в РФ (с 2015 года разрешение заменено на патент). Оформляться на работу временно пребывающие иностранцы вправе только в том субъекте РФ и по той профессии, которые указаны в разрешении. Работодателям же получать разрешение на привлечение «безвизовых» иностранцев не нужно, однако уведомить контролирующие органы все-таки придется.

Основания нахождения на территории РФ Миграционная карта (срок пребывания в РФ не должен превышать 90 дней суммарно в течение 180 суток, может быть продлен на общий срок не более 1 года)
(абз. 2 п. 1 ст. 5 Закона № 115-ФЗ)
Разрешение для работодателя на привлечение и использование иностранной рабочей силы Не требуется
Разрешение для иностранного гражданина на работу в РФ
(с 2015 года — патент)
Требуется
Уведомление работодателем ФМС, службы занятости Требуется
Уведомление работодателем налогового органа Требуется
Ограничения для иностранного гражданина трудовой деятельности в РФ

Статус иностранного работника — временно пребывающий на территории РФ в соответствии с визовым режимом

Пожалуй, самым сложным является процесс оформления на работу иностранных граждан, временно пребывающих в РФ в порядке, требующем получения визы. Во-первых, работодателю необходимо подготовить приглашение на работу иностранного гражданина, на основании которого ему выдается рабочая виза. Кроме того, работодатель должен получить разрешение на работу для иностранного работника, а также получить разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы. Разрешение на привлечение и использование иностранных работников выдается органами ФМС России при наличии заключения органа государственной службы занятости населения о целесообразности привлечения и использования иностранных работников (п. 3 ст. 18 Закона № 115-ФЗ). С этой целью работодатель ежемесячно предоставляет в центр занятости сведения о потребности в работниках и наличии вакантных должностей, а также подает заявку о потребности в привлечении иностранных работников для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест либо выполнения работ (оказания услуг).

В ст. 13 Закона № 115-ФЗ установлены исключения, когда работодателю не нужно получать разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы, например, при привлечении высококвалифицированных иностранных специалистов, иностранцев, обучающихся в РФ по очной форме обучения.

Основания нахождения на территории РФ Миграционная карта и рабочая виза (срок действия до 3 месяцев, возможно продление). Выдается по приглашению принимающей стороны (работодателя) (абз. 2 п. 1 ст. 5 Закона № 115-ФЗ)
Разрешение для работодателя на привлечение и использование иностранной рабочей силы Требуется
(п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ)
Разрешение для иностранного гражданина на работу в РФ Требуется
(п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ)
Уведомление работодателем ФМС, службы занятости Не требуется по законодательству, желательно уточнить в территориальных органах
Уведомление работодателем налогового органа Требуется
Ограничения для иностранного гражданина трудовой деятельности в РФ Только в том субъекте РФ, в котором выдано разрешение на работу (исключения установлены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.07.2010 № 564н);
Только по профессии, указанной в разрешении.
(п. 4.2 ст. 13 Закона № 115-ФЗ)

Независимо от правового статуса иностранного работника (проживающий или пребывающий в РФ) для некоторых категорий иностранцев действуют особые правила пребывания и трудоустройства в РФ. Так, «облегченные» правила приеме на работу установлены для граждан Белоруссии и Казахстана, а также для граждан, имеющих статус беженца или получивших временное убежище в РФ.

Граждане Республики Беларусь, Республики Казахстан

В отношении граждан указанных государств действует упрощенный порядок оформления трудовых отношений, установленный Соглашением «О правовом статусе трудящихся-мигрантов» от 19.11.2010, заключенным Россией, Белоруссией и Казахстаном. Кроме того, в отношении граждан Белоруссии и Казахстана действует более благоприятные правила миграционного учета: им разрешается встать на учет в течение 30 дней с момента въезда в РФ (для большинства иностранных граждан этот срок составляет 7 дней).

Беженцы и граждане, получившие временное убежище на территории РФ

Иностранные граждане, признанные беженцами или получившие временное убежище на территории РФ, также принимаются на работу в упрощенном порядке, практически аналогичном приему российских граждан. Обратите внимание, что для таких иностранцев документом, удостоверяющим личность, является удостоверение беженца либо свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ. Главное, что должен проверить работодатель – подлинность и срок действия этих документов.

Основания нахождения на территории РФ Действующее удостоверение беженца, свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ
Разрешение для работодателя на привлечение и использование иностранной рабочей силы Не требуется
(пп. 1 п. 4.5 ст. 13 Закона № 115-ФЗ)
Разрешение для иностранного гражданина на работу в РФ Не требуется
(пп. 11, 12 п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ)
Уведомление работодателем ФМС, службы занятости
Уведомление работодателем налогового органа Законодательно вопрос не урегулирован, желательно уточнить в территориальных органах
Ограничения для иностранного гражданина трудовой деятельности в РФ Нет

В связи с событиями, происходящими в 2014 году на Украине, граждан этой страны я выделила в отдельную категорию, хотя, с точки зрения оформления трудовых отношений с ними, оснований для этого нет.

Граждане Украины, временно пребывающие на территории РФ (не являющиеся беженцами или гражданами, получившими временное убежище на территории РФ)

Граждане Украины могут находиться в РФ в порядке, не требующем получения визы, и срок такого пребывания в РФ продлен для граждан этой страны до 270 суток. Однако никаких дополнительных преимуществ или послаблений при трудоустройстве на территории РФ для украинцев, не являющихся беженцами или получившими временное убежище, не предусмотрено: порядок такой же, как и для всех остальных временно пребывающих иностранцев.

Обратите внимание: при приеме на работу граждан Украины необходимо уточнить, являются они беженцами (или получившими временное убежище в РФ) или нет. От этого зависит порядок их оформления.

Основания нахождения на территории РФ Миграционная карта (срок пребывания в РФ украинских граждан не должен превышать 270 суток, может быть продлен на общий срок не более 1 года)
Разрешение для работодателя на привлечение и использование иностранной рабочей силы Не требуется
(пп. 1 п. 4.5 ст. 13 Закона № 115-ФЗ)
Разрешение для иностранного гражданина на работу в РФ (с 2015 года — патент) Требуется
(п. 1 ст. 13.1 Закона № 115-ФЗ)
Уведомление работодателем ФМС, службы занятости Требуется
Уведомление работодателем налогового органа Требуется
Ограничения для иностранного гражданина трудовой деятельности в РФ Только в том субъекте РФ, в котором выдано разрешение на работу (исключения установлены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.07.2010 № 564н);
Только по профессии, указанной в разрешении.
(п. 4.2 ст. 13 Закона № 115-ФЗ)

! Обратите внимание:

На официальном Вы можете:

  • ознакомиться с подробным порядком подготовки документов для оформления трудовых отношений с временно пребывающими в РФ иностранными гражданами;
  • скачать бесплатную программу «Трудовая миграция Extended Lite» , которая позволяет сформировать заявления, уведомления и другие документы, необходимые при привлечении иностранных работников, как в бумажном, так и в электронном виде;
  • проверить действительность разрешений на работу потенциальных работников из других стран.

Итак, мы рассмотрели особенности оформления трудовых отношений с гражданами других стран. О порядке , а также о читайте в следующих статьях.

Считаете статью полезной и интересной – делитесь с коллегами в социальных сетях!

Есть комментарии и вопросы – пишите, будем обсуждать!

Yandex_partner_id = 143121; yandex_site_bg_color = "FFFFFF"; yandex_stat_id = 2; yandex_ad_format = "direct"; yandex_font_size = 1; yandex_direct_type = "vertical"; yandex_direct_border_type = "block"; yandex_direct_limit = 2; yandex_direct_title_font_size = 3; yandex_direct_links_underline = false; yandex_direct_border_color = "CCCCCC"; yandex_direct_title_color = "000080"; yandex_direct_url_color = "000000"; yandex_direct_text_color = "000000"; yandex_direct_hover_color = "000000"; yandex_direct_favicon = true; yandex_no_sitelinks = true; document.write(" ");

Законодательные и нормативные акты:

1. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

2. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 28.07.2010 № 564н «Об установлении случаев осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание)»

С этими, а также многими другими полезными документами можно ознакомиться на : http://www.fms.gov.ru/

В современном мире глобальной экономики многие компании для решения своих задач принимают на работу иностранных граждан.

При приеме на работу иностранного гражданина компании сталкиваются с различными проблемами: оформление разрешений на привлечение иностранных работников, уведомление контролирующих органов. В этой статье мы постарались показать все «подводные камни», с которыми может столкнуться организация, если решит принять на работу иностранного гражданина.

I. Правовой статус иностранных граждан находящихся на территории РФ.

Напомним правовые статусы иностранцев, установленные в Федеральном законе «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25.07.2002 № 115-ФЗ (далее - Закон № 115-ФЗ). Иностранные граждане делятся на три категории:
1. Временно пребывающие в РФ;
2. Временно проживающие в РФ;
3. Постоянно проживающие в РФ.

1.1. Временно пребывающие иностранные граждане.

Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин - это лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту , но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.
Срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ определяется сроком действия выданной ему визы. Если иностранец прибыл в Россию в порядке, не требующем получения визы, срок временного пребывания не может превышать 90 суток.

Срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, заключившего трудовой договор или гражданско-правовой договор и получившего разрешение на работу , продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в РФ. Такое ограничение срока временного пребывания не распространяется на иностранных граждан, привлеченных для осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированных специалистов , а также на иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность у физических лиц .

Безвизовый въезд в РФ действует для граждан Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана, Украины, Аргентины, Венесуэлы, Израиля, Таиланда и некоторых других стран (полный список стран с описанием режима въезда можно найти на сайте МИД России - www.mid.ru).

1.2. Временно проживающие иностранные граждане.

Временно проживающим в РФ считается иностранный гражданин, получивший разрешение на временное проживание.

Разрешение выдается сроком на три года и оформляется в виде отметки в документе , удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы , выдаваемого в РФ лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.
Временно проживающий в РФ иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта РФ.

1.3. Постоянно проживающие иностранные граждане
Постоянно проживающим в РФ считается иностранный гражданин, получивший вид на жительство, которыйвыдается сроком на пять лет.
Постоянно проживающему в РФ иностранцу виза для въезда в РФ не требуется, наличие миграционной карты не является обязательным.

II Привлечение иностранных граждан к трудовой деятельности.

2.1. Документы, необходимые для привлечения на работу иностранца.
Основные документы, которые отличают прием на работу иностранных граждан, являются разрешение на привлечение иностранной рабочей силы и разрешение на работу иностранца.
В таблице приведено, в каких случаях следует оформлять указанные документы:

Статус иностранного сотрудника

Разрешение на привлечение иностранной рабочей силы

Разрешение на работу иностранца

Временно пребывающий На основании визы

необходимо

В безвизовом порядке

необходимо

Временно проживающий На основании визы

необходимо

В безвизовом порядке

необходимо

Постоянно проживающий
Высококвалифицированный специалист

необходимо

2.2. Уведомление о трудовых отношениях с иностранным гражданином.

Привлечение к работе постоянно проживающих в РФ иностранных граждан производится наравне с гражданами РФ. Уведомлять контролирующие органы о принятии такого сотрудника на работу, о его увольнении не требуется.

Работодатель обязан направить в контролирующие органы уведомления о трудовых отношениях с иностранными гражданами из числа временно пребывающих и временно проживающих в РФ.
Основными документами, устанавливающими порядок уведомления контролирующих органов о трудовых отношениях с иностранцем, являются:
- Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18.07.2006 № 109-ФЗ (далее - Закон № 109-ФЗ);
- Постановление Правительства РФ «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 15.01.2007 № 9 (далее -Постановление № 9);
- Постановление Правительства РФ «О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации» от 15.11.2006 № 681 (далее - Постановление № 681);
- Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25.07.2002 № 115-ФЗ (далее - Закон № 115-ФЗ).

Ниже приведены случаи, когда необходимо уведомлять контролеров:

Основание уведомления

Статус иностранца

Орган занятости

ИФНС

Трудовая инспекция

О заключении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров с иностранными работниками на основании визы - По форме, утвержденной Приказом Минздравсоц-развития России от 26.10.2007 № 670/421 в течение месяца 10 рабочих дней По форме, утвержденной Приказом Минздравсоц-развития России от 30.10.2008 № 610н в течение месяца
в безвизовом порядке По форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 18.03.2008 № 183 в течение 3 рабочих дней со дня заключения договора -
О расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на основании визы - - -
в безвизовом порядке 3 рабочих дней - -
О предоставлении отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более 1 календарного месяца в течение года на основании визы - - -
в безвизовом порядке В произвольной форме (обязательная форма до настоящего момента не установлена) в течение 3 рабочих дней - -
Подача ходатайства о выдаче иностранцу приглашения на въезд на основании визы - - По форме, утвержденной Письмом ФНС России от 24.08.2007 № ГИ-6-04/676@ в течение 10 рабочих дней -
в безвизовом порядке - - -
Прибытие иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания на основании визы - - -
в безвизовом порядке - - -
Получение иностранным гражданином разрешения на работу на основании визы - - -
в безвизовом порядке - - -
Об убытии из места временного пребывания
(в случае, когда работодатель являлся принимающей стороной)
на основании визы Направление отрывной части бланка уведомления о прибытии с указанием даты убытия в течение 2 дней - - -
в безвизовом порядке - - -
О месте временного пребывания иностранного работника
(в случае, когда работодатель является принимающей стороной)
на основании визы По форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 № 9 в течение 3 рабочих дней - - -
в безвизовом порядке - - -
О нарушении иностранным работником условий трудового договора на основании визы 3 рабочих дней - - -
в безвизовом порядке - - -
О досрочном расторжении договора на основании визы В произвольной форме в течение 3 рабочих дней - - -
в безвизовом порядке - - -
О самовольном оставлении места работы или места пребывания на основании визы В произвольной форме в течение 3 рабочих дней - - -
в безвизовом порядке - - -
Приостановление действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников на основании визы - - По форме, утвержденной Письмом ФНС России от 24.08.2007 № ГИ-6-04/676@ в течение 10 рабочих дней -
в безвизовом порядке - - -
Аннулирование разрешения на работу иностранному работнику на основании визы - - По форме, утвержденной Письмом ФНС России от 24.08.2007 № ГИ-6-04/676@ в течение 10 рабочих дней -
в безвизовом порядке - - -

Кроме того, необходимо уведомлять в произвольной в течение 3 рабочих дней о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места пребывания органы ФСБ России (п. 8 ст. 18 Закона № 115-ФЗ, п. 17 Постановления Правительства РФ от 15.11.2006 № 681).

2.3. Пенсионное обеспечение и медицинское страхование иностранных граждан.
В силу ст. 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 № 167-ФЗ если работодатель принимает на работу временно или постоянно проживающего в РФ иностранного гражданина, и у такого иностранного гражданина отсутствует свидетельство государственного пенсионного страхования, то работодателю необходимо оформить для него такое свидетельство.

С учетом того что взносы в ФСС РФ на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за иностранных граждан, временно пребывающих в РФ , не уплачиваются, работодатель не вправе выплачивать им пособия за счет средств ФСС РФ, даже если такой работник принесет больничный. Таким образом, на временно пребывающих в РФ иностранных граждан полисы обязательного медицинского страхования оформлять не надо, поскольку работодатель не является по отношению к ним страхователем. Полисы обязательного медицинского страхования необходимо оформлять только на временно проживающих в РФ иностранцев.
Иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ , получают полис ОМС по месту жительства.

2.4. Осуществление трудовой деятельности временно пребывающими и временно проживающими иностранцами

Необходимо бы обратить внимание на то, что временно пребывающие и временно проживающие иностранцы вправе осуществлять трудовую деятельность только в пределах субъекта РФ, на территории которого разрешено временное проживание.
Существуют исключения, когда иностранные граждане вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого им выдано разрешение на работу. Данные исключения установлены Постановлением Правительства РФ «Об установлении случаев осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в РФ, вне пределов субъекта РФ, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание)» от 17.02.2007 № 97 (далее - Постановление № 97).

Исключений два:

Направление в служебную командировку;
- если постоянная работа сотрудника осуществляется в пути или носит разъездной характер. Списки профессий и работ, выполнение которых производится в пути или носит разъездной характер применительно к Постановлению Правительства РФ № 97, утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 17.09.2007 № 607.

При этом установлены ограничения по срокам пребывания иностранца вне пределов субъекта РФ, на территории которого им выдано разрешение на работу:

* в течение периода действия разрешения на работу, выданного иностранному гражданину.

2.5. Осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами - высококвалифицированными специалистами.

С 1 июля 2010 года вступает в силу Федеральный закон от 19.05.2010 № 86-ФЗ, вносящий изменения в Закон № 115-ФЗ.
При этом, добавлена новая категория иностранных граждан - в ысококвалифицированный специалист .
Высококвалифицированным специалистом признается иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если условия привлечения его к трудовой деятельности в РФ предполагают получение им заработной платы (вознаграждения) в размере двух и более миллионов рублей за период , не превышающий одного года. Работодатель самостоятельно осуществляет оценку компетентности и уровня квалификации иностранных граждан, которых они желают привлечь в качестве высококвалифицированных специалистов.

Работодатель самостоятельно представляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции документы необходимые для выдачи высококвалифицированному специалисту разрешения на работу, а также для оформления ему приглашения на въезд в РФ.
Квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности и квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу не распространяются на высококвалифицированных специалистов.

Разрешение на работу высококвалифицированному специалисту выдается на срок действия заключенного им трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на три года. Указанный срок действия разрешения на работу может быть неоднократно продлен на срок действия трудового договора или гражданско-правового договора, но не более чем на три года для каждого такого продления. В случае, если в соответствии с трудовым договором или гражданско-правовым договором предполагается осуществление высококвалифицированным специалистом трудовой деятельности на территориях двух и более субъектов РФ, данному высококвалифицированному специалисту выдается разрешение на работу, действующее на территориях этих субъектов РФ.
Налогообложение НДФЛ доходов высококвалифицированного специалиста производится по ставке 13% с начала трудовой деятельности.

Работодатели и заказчики работ (услуг) по гражданско-правовым договорам, обязаны ежеквартально уведомлять ФМС об исполнении обязательств по выплате заработной платы высококвалифицированным специалистам, а также о случаях расторжения трудовых договоров или гражданско-правовых договоров высококвалифицированными специалистами и случаях предоставления им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.
В течение 30 дней со дня получения высококвалифицированным специалистом разрешения на работу его работодатель обязан представить в ФМС сведения о постановке данного высококвалифицированного специалиста на учет в налоговых органах РФ.

Иностранному гражданину, сведения о котором как о высококвалифицированном специалисте размещены на официальном сайте ФМС, может быть оформлена обыкновенная деловая виза для въезда в РФ сроком действия до 30 суток. Обыкновенная деловая виза иностранному гражданину оформляется при наличии у него письменного предложения о въезде в РФ для проведения соответствующих переговоров, направленного такому иностранному гражданину работодателем.

2.5. Ответственность организации за нарушения законодательства, регулирующего порядок привлечения к работе иностранных граждан.

При выявлении нарушений федерального законодательства, регулирующего порядок привлечения к работе иностранных граждан, организация может быть привлечена к административной ответственности, предусмотренной КоАП РФ:

Вид нарушения

Размер административного штрафа

Статья
КоАП РФ

для должностных лиц

для юридических лиц

Нарушение приглашающей стороной условий пребывания иностранца или оформления документов на право его пребывания от 40 000 до 50 000 руб. от 400 000 руб.
до 500 000 руб.
ч. 1 ст. 18.9 КоАП РФ
Неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ
Непредставление или несвоевременное представление по требованию органа ФМС России установленных законодательством документов или информации об иностранных гражданах или лицах без гражданства ч. 2 ст. 18.11 КоАП РФ
Привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства без разрешения на работу от 25 000 до 50 000 руб. от 250 000 руб.
до 800 000 руб.,
либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ
Привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства без разрешения на привлечение и использование иностранных работников ч. 2 ст. 18.15 КоАП РФ
Неуведомление ФМС, налогового органа или органы занятости о привлечении к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ

В случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в РФ двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная ст. 18.15 КоАП, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности. При этом организация может быть привлечена к ответственности в течение одного года с момента совершения нарушения (ст. 4.5 КоАП).

Заключение.

Как мы видим, существует достаточно много ограничений при приеме на работу иностранного сотрудника.
Компании, которая все же решит стать работодателем для иностранца следует помнить о том, что иностранные граждане для получения разрешения на работу и прочих документов, необходимых им для осуществления трудовой деятельности на территории РФ обычно обращаются в специализированные фирмы, занимающиеся оформлением таких документов за вознаграждение. Зачастую такие компании пренебрегают законными способами получения документов, необходимых иностранцам для работы в РФ. В результате у иностранного работника на руках может оказаться фальшивое или недействительное разрешение на работу. Что бы обезопасить компанию от возможных претензий со стороны контролирующих органов работодатели могут самостоятельно проверить подлинность разрешения на работу выданное иностранному гражданину с помощью сайта ФМС России - www.fms.gov.ru . На сайте нужно ввести реквизиты документа и указать электронный почтовый адрес, на который придет ответ на запрос.

Alinga Consulting Group оказывает следующие услуги в сфере привлечения иностранцев к работе:

  • Оформление разрешений на привлечение и использование иностранной рабочей силы и разрешений на работу.
  • Уведомление государственных органов о заключении трудового договора с иностранным гражданином.
  • Персональная аккредитация иностранных сотрудников филиалов и представительств иностранных компаний.
  • Визовая поддержка иностранных граждан, получивших разрешение на работу.
  • Постановка и снятие с миграционного учёта.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: