Автоматизированная система оперативного управления подразделениями пожарной охраны (асоупо). Автоматизированные системы в деятельности пожарной охраны и мчс Автоматизированная система управления пожарной охраной

Общий принцип построения автоматических и автоматизированных систем управления противопожарной защиты основывается на теории управления и регулирования техническими системами и на основных понятиях и определениях измерительной техники. Создание таких систем стало возможным благодаря развитию инженерных систем пожарной автоматики и систем пожаротушения.

Современные автоматические системы управления противопожарной защитой представляют собой технические сложные системы и комплексы, в состав которых входят автоматические системы пожарной сигнализации, системы речевого оповещения и управления эвакуацией, системы пожаротушения и системы противодымной защиты.*

Существует три типа структур, на базе которых строятся системы противопожарной защиты (рис. 5.15):

Распределенные;

Централизованные;

Древовидные.

Распределенная система как правило строится на базе сетевой связи и может объединять в сеть как разные по своему назначению системы (автоматическую систему пожарной сигнализации, охранную систему, систему управления контролем доступа и др.), так и однотипное оборудование одной системы, например несколько адресно-аналоговых станций пожарной сигнализации с централизованным управлением.



Каждая техническая система в таком объединении работает автономно и может обмениваться информацией с другими системами через их единое программное поле. При выходе из строя любой отдельной технической системы или главного сервера оставшиеся технические системы распределенной структуры остаются работоспособными и выполняют свои прямые функции в соответствии с заложенной в них индивидуальной рабочей программой.

Централизованные (сосредоточенные) структуры, как правило, используются при построении станций пожарной сигнализации, которые должны иметь единый центр управления своими многочисленными шлейфа- ми сигнализации и оповещения. Автоматическая станция пожарной сигнализации, построенная на базе современноймикропроцессорной техники с большим объемом памяти и возможностью программирования любой логики работы своих периферийных устройств, должна обеспечивать сверхнадежную работу своим адресным шлейфам сигнализации в едином информационном поле станции.

Рис. 5.15. Три типа структур, на базе которых строятся системы противопожарной защиты

Древовидная структура объединяет две выше описанные структуры. Она позволяет добиться максимальной надежности в управлении комплексной системой пожарной безопасности.

Древовидная структура состоит из множества автономно работающих подсистем, информационно замкнутых на единый центр сбора информации и второй контур централизованного управления.

В состав автоматических и автоматизированных систем управления активной противопожарной защиты входят:

1) средства для получения информации - устройства сбора информации;

2) средства для передачи информации - линии (каналы) связи;

3) средства для приема, обработки информации и выдачи управляющих сигналов нижнего уровня - локальные приемные электротехнические устройства, приборы и станции;

4) средства для использования ин формации - автоматические регуляторы и исполнительные механизмы;

5) средства отображения и обработки информации, а также автоматизированного управления верхнего уровня - центральный пульт управления или автоматизированное рабочее место оператора.

Устройства сбора информацииили первичные преобразователи и сенсоры это:

Автоматические пожарные дымовые и тепловые точечные извещатели, линейные оптические и линейные кабельные пожарные извещатели, аспирационные пожарные извещатели и датчики открытого пламени;

Газоанализаторы (на метан, пропан, СО и СО 2 и др.);

Телевизионные камеры разного назначения и спектральной чувствительности;

Сенсоры (датчики) контроля и сигнализации силы, давления, массы, расхода, уровня и др.

Первичный преобразователь (сенсор) непосредственно или косвенно воспринимает измеряемую величину и формирует информативный параметр измерительного сигнала. Первичные преобразователи могут быть активны ми или пассивными элементами измерительной системы. Активные первичные преобразователи требуют дополнительных источников энергии.

Линии (каналы) связи - это физическая среда, по которой передаются сигналы. Системы для передачи информации в зависимости от использования той или иной линии связи (среды передачи) могут делиться на системы, использующие:

Проводные линии связи;

Беспроводные линии связи (радиосвязь);

Оптические линии связи (оптоволоконные).

Локальные приемные электротехнические устройства, приборы и станции - это безадресные, адресные и адресно-аналоговые станции, приборы и устройства пожарной сигнализации. Элементной базой, на которой строятся современные приемные устройства автоматической пожарной сигнализации, является микроэлектроника и микропроцессорная техника. Информационные сигналы, идущие по линиям (каналам) связи от первичных преобразователей к автоматическим приемным устройствам пожарной сигнализации, могут иметь аналоговые величины или дискретную (цифровую) форму.

Аналоговые сигналы могут принимать в заданных границах любые значения. Дискретные сигналы в заданных границах могут принимать лишь некоторое конечное число значений (квантование по уровню или по времени). Цифровые сигналы представляют собой частный случай дискретных сигналов, каждому значению которых соответствуют определенные комбинации символов некоторого кода (например, двоичной системы).

Аналоговые сигналы обмена информацией между первичными преобразователями (датчиками) и приемной станцией используются, в основном, в безадресных системах пожарной сигнализации. В адресных и адресно-аналоговых системах пожарной сигнализации аналоговый сигнал первичного преобразователя (датчика) преобразуется в цифровой сигнал или код (специализированный протокол обмена) с помощью наиболее распространенных способов преобразования (кодирования) - широтноимпульсной или время- импульсной модуляции.

Функциональные задачи адресно-аналоговой станции пожарной сигнализации:

активизация процессов измерения;

автоматическая проверка измерительных систем;

самодиагностика;

автоматическое проведение циклов измерений;

приведение в действие дисплеев, печатающих устройств и т.д.;

запоминание и хранение результатов измерения;

передача данных центральной ЭВМ;

определение отклонений от предписанных значений;

включение тревожной сигнализации;

проверка достоверности;

осуществление управления исполнительными механизмами по заранее заданному математическому алгоритму;

гибкое программирование параметров работы.

Устройствами ввода базы данных (адресов пожарных извещателей и адресных блоков контроля и управления) может быть клавиатура прибора или специализированная программа.

Автоматические регуляторы и исполнительные механизмы - это управляемые технические устройства систем пожаротушения и инженерных систем пожарной автоматики и диспетчеризации.

Центральный пульт управления (ЦПУ), или автоматизированное рабочее место оператора - это центр контроля и управления верхнего уровня на базе персонального компьютера, который имеет три режима работы:

Автоматический;

Ручной (дистанционный);

Дежурный (тестовый режим).

Функциональные задачи ЦПУ:

объединение охранных систем объекта в единую сеть с одним программным полем;

объединение территориально рассредоточенных контролируемых объектов;

дистанционный сбор информации;

удобное отображение датчиков и извещателей в виде графических объектов;

регистрация, архивирование тревожных сигналов;

управление и контроль состояния оборудования;

формирование сигналов управления оборудованием в ручном и автоматическом режимах;

реализация алгоритмов автоматического управления;

самодиагностика;

возможность использования различных каналов связи.

В некоторых случаях, при участии человека (оператора) в управлении работой инженерными системами или процессом пожаротушения с применением камер телевизионного наблюдения, которые позволяют видеть и контролировать происходящие события, имеется возможность отказаться от части информационных сигналов, контролирующих работоспособность системы.

Чем больше информации получает система контроля и управления на базе адресно-аналоговой станции пожарной сигнализации отехническом состоянии исполнительных механизмов инженерных систем в дежурном режиме или при чрезвычайной ситуации, тем надежнее и эффективнее система противопожарной защиты объекта. Будущие поколения систем АСУ противопожарной защиты будут высоко интеллектуальными, легко адаптирующимися к любым условиям эксплуатации и режимам работы. Первичные преобразователи (сенсоры, датчики) будут с распознаванием образов и возможностью анализа состава вещества. Объем информации об окружающей обстановке, поступающий от сенсоров в систему управления по каналам связи АСУ, перейдет из количественной составляющей в качественную.

В качестве примера автоматической системы, в которой есть все элементы автоматического управления, контроля и самодиагностики, можно привести аспирационные пожарные извещатели типа «VESDA», в состав которых входит механическая и электронная части (см. рис.5.16.). Приемными устройствами аспирационных установок являются пластмассовые трубы длиной до 100 метров с просверленными в них в определенном порядке небольшими заборными отверстиями. В трубах с помощью роторного двигателя создается разряженное пространство для забора внешнего воздуха с целью анализа на дым. Ведется контроль скорости движения потока воздуха для определения закупорки отверстий при загрязнении. Отобранный воздух проходит фильтрацию на пыль и другие примеси, и только малая часть попадает в лазерный анализатор контрольного прибора, где сравнивается с эталоном чистого воздуха. Установка контролирует и компенсирует пылевой фон атмосферы. Данные установки, как аспирационные дымовые пожарные извещатели, хорошо зарекомендовали себя в качестве систем пожарной сигнализации в условиях сильной запыленности защищаемого объекта, а также при защите помещений с высокими потолками, где обслуживание на большой высоте обыкновенных дымовых пожарных извещателей не представляется возможным.


Рис.5.16. Аспирационные пожарные извещатели.

Все большее распространение в скором времени получат роботизированные комплексы систем пожаротушения, и не только там, где в силу определенных условий жизни человека угрожает опасность.

Чем качественней и современней оборудование пожарной сигнализации, тем меньше затрат на его эксплуатацию и меньше вероятность отказа техники при пожароопасных ситуациях.

Список использованной литературы

1. Слюсар В. Цифровые антенные решетки: будущее радиолокации. - ЭЛЕКТРОНИКА: НТБ, 2001. - № 3. - С. 428-846.

2. Слюсар В. Схемотехника цифрового диаграммообразования. Модульные решения. - ЭЛЕКТРОНИКА: НТБ, 2002. - № 1. - С. 46-52.

ПРИМЕНЕНИЕ АСУ В СТРУКТУРЕ МЧС РОССИИ

С.Л. Панченко, старший преподаватель, к.т.н.

Воронежский институт ГПС МЧС России, г.Воронеж

Создание автоматизированных систем управления (АСУ) является наиболее перспективным направлением совершенствования управления в структуре МЧС России.

Автоматизированные системы управления представляет собой совокупность технических средств автоматического сбора, переработки, хранения, вывода и отображения информации, а также устройств оптимизации управленческих решений.

Актуальным комплексом задач для подразделений, обеспечивающих пожарную безопасность объектов, является оперативное управление силами и средствами при выполнении боевых задач по ликвидации пожаров, а также других чрезвычайных ситуаций и их последствий.

При одновременном (или с незначительным смещением во времени) возникновении нескольких чрезвычайных ситуаций в населенном пункте, быстром усложнении оперативной обстановки диспетчер не в состоянии оперативно управлять силами и средствами гарнизона. Происходят потери времени на обоснованный выбор техники, имеющейся на вооружении гарнизона, установление связи с подразделениями, за которыми закреплена территория, где случился пожар или другая чрезвычайная ситуация, а также выдачу приказов и контроль их исполнения. Неоправданно теряется время на текущую ручную регистрацию основных управленческих решений, приказов по использованию сил и средств, текущему учету. В крупных населенных пунктах при сложной оперативной обстановке резко возрастает вероятность ошибки как диспетчера, так и руководителей, организующих тушение пожаров или ликвидацию ЧС. Это приводит к ощутимым последствиям в виде человеческих жертв и крупного материального ущерба. Таким образом, средства автоматизации управления необходимы в современной структуре МЧС.

Эффективность управления силами при тушении пожара и ликвидации других ЧС может быть повышена благодаря использованию автоматизированной системы оперативного управления пожарно-

спасательными формированиями (АСОУ ПСФ). Структура и техническая реализация данной системы определяется сложностью решаемых задач, а эффективность - степенью автоматизации решения этих задач .

АСОУ ПСФ представляет сбой человеко-машинную систему, технической основой которой являются средства автоматизации, информатизации и связи. Основное назначение АСОУ ПСФ - оптимизация процессов управления силами и средствами гарнизона за счет автоматизации решения управленческих задач. Задачи, которые решают с помощью АСУ, разделяют на три комплекса:

1. Оперативное управление силами и средствами.

2. Управление административно-хозяйственной деятельностью.

3. Управление профилактической работой.

Организационно-функциональная структура АСОУ ПСФ представлена на рисунке 1. Она состоит из следующих подсистем:

1. Автоматизированная система оперативного управления пожарной охраны (АСОУПО);

2. Автоматизированная система центрального оповещения населения (АСЦОН), включающая в себя общероссийскую систему информирования и оповещения населения (ОКСИОН) и комплексную систему экстренного оповещения населения (КСЭОН);

3. Система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» («Система-112»).

АСОУПО - - АСЦОН / ч

Система-112

ОКСИОН КСЭОН

Рис. 1. Организационно-функциональная структура АСОУПО

АСОУПО предназначена для:

Приема заявок о пожарах, поступающих от заявителей;

Приема электрических сигналов от систем автоматической пожарной сигнализации, установленных на объектах;

Мобилизации сил и средств гарнизона ПО на ликвидацию пожара;

Обеспечение информацией пожарных подразделений, следующих к месту пожара;

Обеспечение информацией пожарных подразделений, работающих на месте пожара;

Передислокации пожарных подразделений;

Обеспечения оперативной связью между персоналом управления другими взаимодействующими службами.

Сбора, хранения, отображения и выдачи сведений о пожарах.

Цель деятельности информационных центров ОКСИОН -

повышение эффективности информирования и оповещения населения в зоне ответственности ОКСИОН при угрозе и возникновении ЧС. Технические средства ОКСИОН могут быть исполнены в виде стационарных пунктов уличного оповещения населения (ПУОН), пунктов информационного оповещения населения в зданиях (ПИОН), устройств бегущей строки (УБС), а также мобильных комплексов оповещения населения (МКИОН).

КСЭОН предназначена для своевременного и гарантированного оповещения населения в зонах экстренного оповещения с использованием современных информационно-коммутационных технологий и программно-технических комплексов тип и вид которых определяется в зависимости от характеристики (паспорта) зоны экстренного оповещения, присущих данной территории опасных природных и техногенных процессов, а также групп населения, которые могут находиться в данной зоне.

«Система-112» предназначена, для функционирования в непрерывном, круглосуточном режиме с постоянной готовностью к обеспечению приёма и обработки вызовов от населения и сообщений о происшествиях, возникающих на территории муниципальных образований.

Основная цель «Системы-112» - автоматизация всего комплекса необходимых действий экстренных служб при реагировании на вызов: получение и идентификация поступившего вызова (сообщения о происшествии), анализ ситуации, принятие решения и отправка необходимых сил и средств на место происшествия, координация действий и управление. При этом не последнее значение имеет и геоинформационная поддержка, позволяющая получать наглядную информацию о текущем местоположении всех сил и средств, не только задействованных при реагировании, но и находящихся в резерве.

Применение данных автоматизированных систем позволяет повысить оперативность реагирования на чрезвычайные ситуации, а также управлять силами и средствами при их ликвидации. При этом существенно снижается тяжесть последствий пожаров и других ЧС.

Список использованной литературы

1. Зыков В.И., Командиров А.В., Мосягин А.Б., Тетерин И.М., Чекмарёв Ю.В. Автоматизированные системы управления и связь - М.: Академия ГПС МЧС России, 2006.

2. Электронный ресурс http://sos112.ru/.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Список литературы

Введение

В условиях развития современной цивилизации проблемы обеспечения пожарной безопасности приобретают особую актуальность. Количество пожаров продолжает неуклонно возрастать, их последствия становятся все более разрушительными. Пожары влекут колоссальные человеческие и материальные потери, отрицательно сказываются на эффективности производственной деятельности.

Сегодня становится все более очевидным, что обеспечение пожарной безопасности является проблемой комплексной, требующей нестандартных, инновационных подходов к своему решению, адекватных современным экономическим, техническим, производственным, информационным реалиям. Система обеспечения пожарной безопасности во многом предопределяет формирование и поддержание условий для стабильного воспроизводства личности, социальных групп, государства и общества.

В то же время реализация указанных задач в значительной степени зависит от эффективности системы управления подразделениями Государственной противопожарной службы МЧС России. В последние годы предпринимались интенсивные усилия по ее оптимизации. В частности была проведена работа по адаптации подразделений ГПС к общей системе реагирования на чрезвычайные ситуации, повышению их роли в проведении аварийно-спасательных работ, не связанных с тушением пожаров; организационному объединению пожарных частей и поисково-спасательных формирований в рамках действующей модели гарнизонов пожарной охраны; укреплению региональных сил МЧС и расширению функций ГПС, укреплению ее спасательной составляющей; разработке нормативно-правовой базы деятельности муниципальных и субъектовых пожарно-спасательных подразделений; организационному построению группировки пожарно-спасательных сил МЧС; по разработке проектов новых редакций Боевого устава и Устава службы пожарной охраны; укреплению потенциала учебных заведений и подразделений ГПС и ГОЧС; созданию единых диспетчерских служб; разработке комплексных планов защиты объектов и населенных пунктов на основе электронной базы оперативно-тактических документов; использованию новых технологий пожарно-технической деятельности, в том числе автоматизированной системы управления пожарной охраной.

Вместе с тем, дальнейшее совершенствование системы управления подразделениями Государственной противопожарной службы продолжает оставаться актуальной задачей. Система управления не всегда оказывается способной обеспечивать эффективную деятельность подразделений пожарной охраны в новой социально-экономической обстановке, недостаточна адаптация органов управления ГПС к быстро меняющейся внешней среде и потребностям общества в сфере пожарной безопасности, недостаточно эффективный механизм принятия решений. Это говорит об актуальности рассмотрения вопросов о системе управления ГПС и ее элементах и понятии автоматизированной системы управления пожарной охраной.

Вопрос 1. Системный подход к исследованию государственной противопожарной службы. ГПС как составная часть системы МЧС. Система управления ГПС, ее элементы. Внешняя среда функционирования ГПС. Понятие о внутреннем и внешнем управлении для ГПС

Системный подход -- направление философии и методологии науки, специально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Системный подход ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину.

В системном исследовании анализируемый объект рассматривается как определенное множество элементов, взаимосвязь которых обусловливает целостные свойства этого множества. Свойства объекта как целостной системы определяются не только и не столько суммированием свойств его отдельных элементов, сколько свойствами его структуры, особыми системообразующими, интегративными связями рассматриваемого объекта.

В связи с этим системный подход «ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину» .

Системный подход в управлении - это способ мышления по отношению к организации и управлению. Системный подход: является основой построения самой науки управления; помогает выработать основополагающие принципы управления организацией; объединяет различные способы воздействия на объект управления в единую систему методов управления.

Системный подход рассматривает организацию как открытую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных подсистем, которые в свою очередь также являются системами со своими подсистемами, находящихся при этом в определенной целостности, в единстве. Любую систему можно разделить на части: подсистемы, элементы и связи. Подсистема - это самостоятельная часть системы, обладающая системными свойствами, т.е. представляющая собой систему более низкого уровня. Под элементом системы понимают часть системы, которую уже нельзя расчленить. Связь - это форма взаимодействия элементов системы. С помощью связей формируются отношения, определенные для данной системы, например, связи управления и подчинения (вертикальные связи), связи равноправных отношений (горизонтальные связи), прямые и обратные.

Суть системного подхода - организация рассматривается как система со своим входом (цели, задачи), выходом (результаты работы по показателям), обратными связями (между персоналом и руководителем, внешней средой), внешними воздействиями.

Т.е. организация получает ресурсы из внешней среды, обрабатывает их и выдает продукт во внешнюю среду. Продуктом деятельности Государственной противопожарной службы является обеспечение пожарной безопасности, а ее подсистем - государственного пожарного надзора и службы пожаротушения - установление степени пожарной опасности объекта и готовность к тушению пожаров соответственно.

Внешняя среда включает окружение исследуемого объекта. Т. е. то, что не входит непосредственно в него, но с ним взаимодействует и на него влияет. В терминологии исследования систем управления ее делят на микросреду (среда прямого воздействий) и макросреду (дальнее окружение, опосредованно влияющее на объект). К внешней среде прямого воздействия ГПС можно отнести поставщиков оборудования, законодательство, органы государственного регулирования и контроля, объекты пожарной охраны и др.

Макросреду ГПС формируют экономические, политико-правовые, социально-культурные, технологические и международные условия.

Факторы внешней среды в той или иной мере влияют на деятельность всех организаций. К факторам внешней среды относят:

Сложность внешней среды (число факторов, которые должны быть учтены в управлении организацией и уровень вариативности каждого фактора);

Подвижность среды (скорость, с которой происходят изменения в во внешней управленческой среде);

Неопределенность внешней среды (зависит от количества и достоверности информации, которой располагает орган управления организацией по конкретному фактору).

Внутреннюю среду организации можно рассматривать с точки зрения статики, выделяя состав ее элементов и структуру, и с точки зрения динамики, т. е. протекающих в ней процессов. К элементам внутренней среды относятся цели, задачи, люди, технологии, информация, структура, организационная культура и другие составляющие.

Факторы внутренней среды:

Ресурсы (объективные - финансовая, информационная, технико-технологическая, организационная системы, в т.ч. структура организации; субъективные - способности персонала, стиль управления);

Процессы (объективные - стратегии, задачи, технологии; субъективные - властные отношения, коммуникации);

Результаты (объективные - миссия, цели; субъективные - социальные ценности, культура организации, имидж организации).

Анализ внешних и внутренних факторов характеризует управление как целенаправленную деятельность руководства организации по поддержанию ее в дееспособном состоянии, подготовке к действиям и руководству выполнением стоящих перед организацией задач с учетом всех факторов обстановки.

Специфика деятельности противопожарной службы формирует и специфическое понятие управления в этой сфере. Применительно к сфере обеспечения противопожарной безопасности управление организацией представляет собой целенаправленную деятельность руководства организации (начальника, его заместителей и помощников) по поддержанию организации и ее элементов в готовности к действиям, подготовке их к деятельности по достижению цели и руководству ими при выполнении задач обеспечения противопожарной безопасности .

Системный подход предполагает рассмотрение различных процессов и явлений в управлении как систему.

Государственная противопожарная служба (ГПС), наделенная полномочиями федерального надзора и являющаяся центральным звеном системы обеспечения пожарной безопасности в РФ, является основным видом пожарной охраны в стране, созданным с целью защиты жизни и здоровья людей, имущества от пожаров, организации и осуществления государственного пожарного надзора в РФ за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.

ГПС до 2001 входила в состав МВД России в качестве единой самостоятельной оперативной службы, с 01.01.2002 ГПС вошла в МЧС России. Основными задачами системы управления ГПС:

Организация и разработка государственных мер и нормативного регулирования в области пожарной безопасности;

Организация и осуществление государственного пожарного надзора в РФ;

Организация и осуществление в установленном порядке охраны населённых пунктов и предприятий от пожаров, др. работ и услуг в области пожарной безопасности;

Организация тушения пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ;

Осуществление финансового и материально-технического обеспечения деятельности органов управления и подразделений ГПС;

Координирование деятельности других видов пожарной охраны;

Разработка и организация осуществления единой научно-технической политики в области пожарной безопасности;

Осуществление подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для пожарной охраны .

Государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны.

Т.к. ГПС является структурным подразделением МЧС России, то т.е. внешнее управление осуществляется МЧС России.

Внутренне управление ГПС осуществляется в соответствии с системой управления ГПС.

Аппарат управления ГПС представляет собой субъект управления Государственной противопожарной службы, по отношению к которому как общество в целом, так и разнообразные структурные подразделения системы Государственной противопожарной службы являются объектами управления. Объект управления (управляемая подсистема) и субъект управления (управляющая подсистема) представляют собой систему управления ГПС, а связи между ними - структуру системы в широком значении этого понятия .

В Государственную противопожарную службу входят:

Федеральная противопожарная служба;

Противопожарная служба субъектов Российской Федерации.

На рис. 1 представлена структура органов управления Государственной противопожарной службы (ГПС)

противопожарный служба автоматизированный охрана

Рис. 1. Структура органов управления Государственной противопожарной службы в РФ

Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности федеральной противопожарной службы определяются положением о федеральной противопожарной службе, утверждаемым в установленном порядке.

Федеральная противопожарная служба включает в себя:

Структурные подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляющие управление и координацию деятельности федеральной противопожарной службы;

Структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, -- региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации;

Органы государственного пожарного надзора;

Пожарно-технические, научно-исследовательские и образовательные учреждения;

Подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях обеспечения профилактики пожаров и (или) их тушения в организациях (объектовые подразделения);

Подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения).

Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

Государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.

Органами государственного пожарного надзора являются:

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, в лице структурного подразделения его центрального аппарата, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора;

Структурные подразделения региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, созданные для организации и осуществления государственного пожарного надзора на территориях федеральных округов;

Структурные подразделения территориальных органов управления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности;

Подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в закрытых административно-территориальных образованиях.

Руководители соответствующих органов государственного пожарного надзора по должности одновременно являются:

Главными государственными инспекторами субъектов Российской Федерации по пожарному надзору;

Главными государственными инспекторами закрытых административно-территориальных образований по пожарному надзору.

Перечень иных должностных лиц органов государственного пожарного надзора (государственных инспекторов) и соответствующих им прав и обязанностей по осуществлению государственного пожарного надзора определяется Правительством РФ .

Вопрос 2. Понятие автоматизированная система управления пожарной охраной. Ее сущность и назначение. Структурная схема АСУ ПО

При одновременном (или с незначительным смещением во времени) возникновении более двух пожаров в городе, быстром усложнении оперативной обстановки диспетчеры не в состоянии без средств автоматизации рационально (тем более оптимально) управлять силами и средствами гарнизона пожарной охраны. Ощутимые потери времени образуются из-за обоснованного выбора имеющейся в гарнизоне техники, установления связи, выдачи приказов и контроля за их исполнением. Неоправданно теряется время на текущую ручную регистрацию основных управленческих решений приказов по использованию сил и средств, текущему учету. В экстремальных условиях, создающихся при сложной оперативной обстановке в городе, резко возрастают ошибки как диспетчера, так и руководителей, организующих тушение пожаров.

Для управления силами и средствами тушения пожара создается автоматизированная система оперативного управления пожарной охраной (АСОУПО), структура которой определяется сложностью решаемых задач, а ее эффективность - степенью автоматизации решения этих задач. Поэтому в основе выбора структуры АСОУПО применительно к заданному гарнизону должны быть строго сформулированные задачи.

АСОУПО предназначена для:

1. Хранения:

Информации о состоянии всех видов пожарной техники в гарнизоне.

Справочных данных об объектах.

Типовых программ тушения пожаров различных рангов (номеров).

Расписания выездов пожарных подразделений на тушение пожаров.

2. Приема и автоматической регистрации всех видов информации.

3. Автоматизации:

Диалога «диспетчерский пункт - заявитель».

Селекции полезной информации.

Анализа поступающей информации и выработки оптимального управленческого решения.

Передачи приказов пожарным частям.

Контроля исполнения приказов

Восстановления сведений об изменении состава пожарной техники в пожарных частях, на пожарах

Выбора оптимального маршрута до места пожара.

Отображения оперативной обстановки в городе на электронном (плазменном) светоплане.

Отображения наличия пожарной техники в частях применительно к реальному масштабу времени.

Отображения на световом плане города маршрута движения к месту пожара пожарной техники в реальной топографии и реальном масштабе времени.

Контроля времени прибытия пожарной техники на пожар и в пожарную часть.

Прогнозирования развития пожаров для наиболее важных объектов.

Выработки упреждающих управленческих решений по тушению пожаров.

4. Хранения и автоматизации поиска оперативных планов тушения пожаров конкретных объектов.

5. Обеспечения круглосуточной надежной оперативной связи.

Анализ состава и сложности перечисленных задач показывает, что решение их возможно только с помощью средств автоматизации, объединенных в общую систему оптимального управления силами и средствами тушения пожаров. Более детальное изучение задач применительно к конкретному гарнизону пожарной охраны должно осуществляться на этапе предпроектного изыскания.

Объектом автоматизации при внедрении АСОУПО является организационно-управленческая деятельность ЕДЦС «01» по привлечению территориальных пожарно-спасательных формирований и управлению ими при тушении пожаров и ликвидации последствий ЧС.

Цель создания АСОУПО - совершенствование автоматизации процесса принятия решения персоналом ЕДЦС «01» и реализации задач по оперативному управлению пожарно-спасательных формирований при тушении пожаров (ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций) в населенных пунктах и на объектах и, как следствие, повышение эффективности оперативно-тактической деятельности территориальных органов управления по делам ГОЧС.

Применение ГИС-технологий в качестве интегрирующей платформы создает единое информационное пространство, содержащее все необходимые данные для эффективного оперативного управления пожарными подразделениями и спасательными формированиями при тушении пожаров и ликвидации последствий ЧС, а также обеспечивает предоставление широкого набора информационно-справочных и расчетных задач персоналу ЕДЦС «01» для использования по предназначению.

АСОУПО повышает эффективность деятельности пожарно-спасательных формирований путем:

Сокращения времени на обработку заявки по пожарам (ЧС), а также принятия управленческих решений по реагированию;

Устранения ошибок в диспетчировании сил и средств;

Обеспечения возможности привлечения оптимального количества сил и средств, необходимых для тушения пожаров (ликвидации последствий ЧС) в населенном пункте и на объектах;

Оперативного представления персоналом ЕДЦС «01» должностным лицам территориальных органов управления по делам ГОЧС, ГПС оперативного штаба на пожаре (ликвидации ЧС) наиболее полной и наглядной информации об объекте пожара (ЧС), наличии и состоянии ближайших к объекту источников наружного противопожарного водоснабжения и рационализации на основе этой информации действий сил и средств;

Организации действенного контроля за несением службы в условиях повседневной деятельности и готовностью сил и средств к боевым действиям;

Повышения обоснованности принимаемых решений на основе расширения состава функциональных задач и увеличения объемов оперативной информации;

Оперативного получения и анализа данных о районах пожара (ЧС), представленных в виде картографической информации, схем размещения, планов объектов; - ускорения подготовки проектов управленческих решений путем автоматизированного формирования необходимых документов, в том числе графических; - снижения частоты ошибок при приеме и обработке информации.

АСОУПО обеспечивает информационную поддержку при:

Приеме и обработке заявок о пожарах (ЧС), включая формирование приказов на привлечение сил и средств на их ликвидацию;

Учете и контроле за состоянием и дислокацией пожарной и специальной аварийно-спасательной техники и вооружения;

Разработке регламентных документов службы, определении порядка привлечения сил и средств для тушения пожаров;

Передислокации подразделений в зависимости от режимов функционирования;

Предварительном планировании боевых действий;

Управлении боевыми действиями на пожаре (ЧС), осуществлении в установленном порядке учета изменения обстановки, применения сил и средств, а также регистрации необходимой информации;

Проведении других мероприятий, направленных на обеспечение установленного порядка несения службы и повышение эффективности боевых действий на пожаре (ЧС).

В основу построения АСОУПО должны быть положены типовые решения, однако для каждого конкретного гарнизона пожарной охраны могут быть свои особенности. Одной из них является фактическая интенсивность вызовов, поступающих в сети связи гарнизона, которую количественно необходимо определить на этапе предпроектных изысканий. Именно интенсивность потока вызовов является основой для оптимизации пропускной способности отдельных подсистем АСОУПО и системы оперативной связи в целом.

Автоматизированная система связи и оперативного управления пожарной охраной может создаваться как автономная автоматизированная система управления силами и средствами гарнизона пожарной охраны или как часть комплексной автоматизированной системы управления пожарной охраной крупного административного центра. АСОУПО имеет три модификации, определяющие уровень автоматизации решения задач управления. Выбор модификации АСОУПО для конкретного гарнизона пожарной охраны осуществляется в соответствии с приказами МЧС России.

Организационно-функциональная структура АСОУПО определяется географическим расположением объектов охраны, дислокацией подразделений пожарной охраны и выполняемыми ими функциями. АСОУПО включает в себя центр управления силами и средствами (ЦУС) УГПС (ОГПС), пункты связи пожарных частей, службы взаимодействия, объекты защиты.

В общем виде структурная схема АСОУПО состоит из следующих взаимосвязанных составных частей (систем), представленных на рис. 1: системы оперативно-диспетчерского управления (СОДУ); системы оперативно-диспетчерской связи (СОДС); системы организационного и правового обеспечения (СОПО); информационно-управляющей вычислительной системы (ИВС).

Рис.1. Структурная схема АСОУПО

Система оперативно-диспетчерского управления условно разделена на две подсистемы: вычислительную подсистему и подсистему телеобработки данных, предназначенные для решения оперативно-тактических задач управления силами и средствами пожаротушения.

СОДУ разделяется на центральную СОДУ (СОДУ-Ц), размещаемую на ЦУС гарнизона, и комплекс аппаратуры телемеханики и связи (КАТМиС), который находится в каждой пожарной части. В состав СОДУ-Ц должны входить комплекс технических средств (КТС), информационное обеспечение (ИО) и программное обеспечение (ПО). Программное обеспечение предназначено для решения функциональных задач и телеобработки.

В состав КАТМиС входят комплекс устройств связи (КУС) и комплекс телемеханики (КТ), органы управления которых должны выводиться на рабочее место диспетчера (РМД) пожарной части.

Система оперативно-диспетчерской связи состоит из двух подсистем: подсистемы оперативной диспетчерской телефонной связи (СОДТС) и подсистемы оперативно-диспетчерской радиосвязи (СОДРС), предназначенных для сбора и обмена информацией между подразделениями и службами пожарной охраны, оперативным составом и мобильными подразделениями, а также заявителями и экстренными службами города (милиция, водопроводная, энергетическая, газоаварийная и медицинская службы).

Конкретные технические и организационные решения по СОДС, СОДУ, СОПО и ИВС устанавливаются в проектной документации на АСОУПО. Для обеспечения функционирования АСОУПО в гарнизоне пожарной охраны создается центр АСОУПО и пункты связи пожарных частей (ПСЧ) или отрядов (ПСО) .

Функциональная схема АСОУПО представлена на рис.2.

Рис.1. Функциональная схема АСОУПО

При поступлении сообщения о пожаре оно автоматически принимается и регистрируется подсистемой приема и автоматической регистрации информации (ПАРИ), анализируется подсистемой анализа информации (АИ), которая с помощью имеющихся сведений в подсистеме информационно-справочного фонда (ИСФ) и типовых программ расписаний (ПР) выездов пожарных подразделений выдает соответствующие возникшей оперативной ситуации данные подсистеме выработки управленческого решения (ВУР) для принятия диспетчером ЦУС управленческого решения по тушению пожара.

Управленческое решение - это приказ на выезд соответствующим пожарным подразделениям, который передается автоматически подсистемой передачи приказов (ПП) во все пожарные части (ПЧ) по команде диспетчера. Исполнение приказа - выезд пожарных автомобилей автоматически контролируется на диспетчерском пункте подсистемой контроля исполнения приказа (КИП) за счет поступления сигналов от датчиков, установленных в местах стоянок автомобилей в пожарных частях. При наличии подсистемы прогнозирования развития пожара (ПРП) и выработки упреждающих решений формирование приказов осуществляется с учетом выданных указанной подсистемой прогнозов.

Подсистема оптимизации маршрута следования (ОМС) на основании полученного адреса пожара выдает оптимальный маршрут следования техники из каждой пожарной части с целью сокращения времени ее прибытия на место пожара. А подсистема слежения по маршруту (СМ) обеспечивает автоматическое слежение за движением пожарных автомобилей по городу с выдачей подтверждающего сигнала на диспетчерский пункт о времени прибытия каждой машины на место пожара.

Вся информация о наличии техники в пожарных частях гарнизона, ее убытии и прибытии отображается на световом табло с указанием текущего времени. С помощью подсистемы отображения наличия техники (ОНТ) диспетчер в любой момент времени имеет точные сведения о наличии техники в боевой готовности по всем пожарным частям. Оперативная обстановка в городе отображается на электрифицированном светоплане города ООГ .

Список литературы

1. Абдулганеев Е.Н. Социальное проектирование системы управления государственной противопожарной службы: По материалам ГПС Московской области. Дисс. к.с.н.- М, 2005.- 219с.

2. Зыков В.И., Мосягин А.Б., Петренко А.Н. и др. Автоматизированные системы управления и связь. Методические указания по курсовому проектированию: Учебно-методическое пособие. - М: Академия ГПС МЧС России, 2009. - 70с.

3. Зыков В.И., Командиров А.В., Мосягин А.Б., Тетерин И.М., Чекмарев Ю.В. Автоматизированные системы управления и связь. Учебник / Под ред. Зыкова В.И. - М.: АГПС, 2006.- 665 с.

4. Рязанов В.А. Основы теории управления. Курс лекций; Под общ. ред. Н.Л Присяжнюка. - М.: Академия ГПС МЧС России, 2008.- 240 с.

5. Теория управления: Учебник / Под общ. ред. А.Л. Гапоненко, А.Л. Панкрухина. - М.: Изд-во РАГС, 2003. - 558 с.

6. Философский энциклопедический словарь. Гл. ред. Ильичев Л.Ф., Федосеев П.Н. и др.- М.: Советская энциклопедия, 1983. -- 836 с.

7. Термины МЧС. Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru

8. Организация и управление пожарной безопасностью. Режим доступа: http://ohrana-bgd.narod.ru/

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Концепция развития противопожарной службы Свердловской области и общественных объединений пожарной охраны на территории области на период до 2020 года. Развитие технической службы Главного управления Министерства по чрезвычайным ситуациям России.

    курсовая работа , добавлен 15.05.2014

    Географическая и социально-экономическая характеристика г. Чита. Оценка параметров пожарной обстановки в городе. Математическое моделирование оперативной деятельности пожарной охраны. Совершенствование организации и управления противопожарной службы.

    дипломная работа , добавлен 10.07.2012

    Состояние противопожарной безопасности в лесах Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Особенности заключения государственных контрактов на тушение лесных пожаров. Направления развития системы управления противопожарной безопасностью лесного фонда.

    дипломная работа , добавлен 29.12.2016

    Структура Службы пожарной безопасности. Права, обязанности и ответственность начальника СПБ. Системы противопожарной защиты компрессорного цеха. Описание опасных веществ, обращающихся на объекте. Устройство и принцип действия резака комплекта РГАИ-1.

    отчет по практике , добавлен 06.12.2012

    Важность правильной организации пожарной безопасности гостиничного предприятия. Классификация вероятных источников огненной угрозы. Управление пожарной безопасностью, сотрудничество с пожарной частью. Средства противопожарной защиты, меры безопасности.

    реферат , добавлен 19.02.2010

    Органы управления, состав Государственной противопожарной службы. Учет пожаров и их последствий. Эвакуация с мест пожаров, аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций людей и имущества, оказание первой помощи. Информационное обеспечение населения.

    реферат , добавлен 15.10.2014

    Защита жизни и здоровья людей, имущества граждан, организаций и государства от пожаров. Соблюдение законности при осуществлении деятельности в области пожарной безопасности. Единые правила установления требований пожарной безопасности к объектам.

    реферат , добавлен 29.01.2015

    Анализ состояния пожарной опасности объекта. Рассмотрение системы противопожарной защиты объекта. Организационно-технические мероприятия по обеспечению пожарной безопасности объекта. Разработка технических решений по устранению основных нарушений.

    курсовая работа , добавлен 15.11.2012

    Анализ техники в подразделениях противопожарной службы во Владимирской области. Анализ работоспособности рукавной линии. Разработка концепции развития пожарной техники. Разработка пожарной автоцистерны для нужд МЧС России во Владимирской области.

    реферат , добавлен 13.06.2014

    Разработка проекта автоматической пожарной сигнализации. Проектирование системы аварийного эвакуационного освещения. Определение уровня обеспечения пожарной безопасности людей в производственном корпусе № 19 АО "УАПО". Монтаж и маркировка кабельных сетей.

Так какую же роль играют АСУ в деятельности органов пожарной охраны и МЧС? Как их можно использовать для улучшения деятельности указанных структур и возможно ли это?

Дальнейшее совершенствование деятельности пожарной охраны невозможно без широкого внедрения АСУ. Это подтверждается зарубежным опытом, а также результатами внедрения АСУ в ряде гарнизонов пожарной охраны в России.

В крупном плане АСУ в пожарной охране представляет собой объединенную в локальную сеть совокупность автоматизированных рабочих мест (АРМ) специалистов, занимающихся вопросами административно-хозяйственной деятельности; пожарной профилактики объектов; оперативного управления силами и средствами тушения пожаров. Каждая из указанных подсистем обладает достаточной автономностью, целесообразно их поэтапное внедрение. Так как наиболее важной подсистемой является подсистема оперативного управления силами и средствами тушения пожаров, то вполне логично внедрение новых информационных технологий в пожарной охране, начиная с автоматизации этих процессов. В дальнейшем мы будем называть данную подсистему АСОУПО – автоматизированная система оперативного управления пожарной охраной. Более подробное рассмотрение данной АСУ начнем с ее части – автоматизированной системы управления пожарной автоматикой.

1. Автоматизированная система управления пожарной автоматикой (асу па)

Состав технологического комплекса противопожарной защиты:

    противопожарная насосная, имеющая в своем составе насосы воды, насосы пены и циркуляционные насосы;

    камера управления задвижками;

    дозирующие системы с резервуарами и трубопроводами пенообразователя;

    резервуары противопожарного запаса воды;

    водозаборные скважины с водопроводом производственным;

    система противопожарного водопровода;

    приборы приемно-контрольные, пожарные извещатели и оповещатели, установленные на технологическом и административно-бытовом оборудовании.

Структура программно-технического комплекса (птк) асу па

АСУ ПА для конкретного технологического объекта компонуется проектным путем из типовых программных и аппаратных модулей. Модули АСУ ПА поставляются в виде конструктивно и функционально законченных изделий:

    пожарные станции управления;

    операторские станции.

При проектировании АСУ ПА применяется широкая номенклатура модулей ввода-вывода, обеспечивающая возможность создания пожарных станций управления различного назначения и производительности (от единиц до нескольких сотен входных/выходных сигналов).

Такая гибкая модульная структура программно-технического комплекса позволяет обеспечить для каждого технологического объекта оптимальный уровень автоматизации процесса пожаротушения, достаточный для своевременного обнаружения очагов пожара и оповещения о них, а также эффективного управления процессом пожаротушения. Аппаратные и программные средства могут наращиваться поэтапно, что позволяет масштабировать систему в соответствии с текущими потребностями производства. Общая производительность системы может достигать нескольких тысяч входных/выходных сигналов.

АСУ ПА имеет открытую архитектуру, обеспечивающую возможность развития системы и расширения ее функций, подключение к системе различных типов контроллеров, интеллектуальных приборов, устройств сопряжения с вышестоящими системами управления.

Функции системы:

    сбор и обработка информации о пожаре, о работе установок пожаротушения при пожаре и в дежурном режиме;

    распознавание и сигнализация аварийных ситуаций, отклонений параметров от заданных пределов, отказов пожарного оборудования;

    отображение информации о пожаре и состоянии установок пожаротушения в виде мнемосхем процесса и стандартных видеограмм с индикацией на них значений параметров и их отклонений;

    регистрация всех контролируемых и расчетных параметров и событий и архивирование их в базе данных;

    формирование отчетной документации;

    изменение в процессе эксплуатации параметров настройки (уставок сигнализации и блокировок);

    автоматическое управление установками пожаротушения;

    автоматическое управление средствами сигнализации;

    дистанционное управление с рабочего места оператора;

    блокировка технологических и вентиляционных систем при пожаре.

АСУ ПА может быть включена в автоматизированную систему безопасности, т.е. являться компонентом более сложной системы, обеспечивающей комплексную безопасность объекта. Обобщенная схема данной системы представлена на рис.1.5.

При одновременном (или с незначительным смещением во времени) возникновении более двух пожаров в городе, быстром усложнении оперативной обстановки диспетчеры не в состоянии без средств автоматизации рационально (и тем более оптимально) управлять силами и средствами гарнизона пожарной охраны. Ощутимые потери времени образуются из-за обоснованного выбора имеющейся в гарнизоне техники, установления связи, выдачи приказов и контроля за их исполнением. Неоправданно теряется время на текущую ручную регистрацию основных управленческих решений, приказов по использованию сил и средств, текущему учету. В экстремальных условиях, создающихся при сложной оперативной обстановке в городе, резко возрастают ошибки как диспетчера, так и руководителей, организующих тушение пожара.

Для управления силами и средствами тушения пожара создается автоматизированная система оперативного управления пожарной охраной (АСОУПО), структура которой определяется сложностью решаемых задач, а ее эффективность – степенью автоматизации решения этих задач. Поэтому в основе выбора структуры АСОУПО применительно к заданному гарнизону должны быть строго сформулированные задачи.

Основные задачи оперативного управления силами и средствами тушения пожаров в гарнизонах пожарной охраны, решаемые АСОУПО, следующие:

1. Хранение информации о состоянии всех видов пожарной техники в гарнизоне.

2. Хранение справочных данных об объектах.

3. Хранение типовых программ тушения пожаров различных рангов (номеров).

4. Хранение расписания выездов пожарных подразделений на тушение пожаров.

5. Прием и автоматическая регистрация всех видов информации.

6. Автоматизация диалога «Диспетчерский пункт - заявитель».

7. Автоматизация селекции полезной информации.

8. Автоматизация анализа поступающей информации и выработки оптимального управленческого решения.

9. Автоматизация передачи приказов пожарным частям.

10. Автоматизация контроля исполнения приказов.

11. Автоматизация восстановления сведений об изменении состава пожарной техники в пожарных частях, на пожарах.

12. Автоматизация выбора оптимального маршрута до места пожара.

13. Хранение и автоматизация поиска оперативных планов тушения пожаров конкретных объектов.

14. Автоматизация отображения оперативной обстановки в городе на электронном (плазменном) светоплане.

15. Автоматизация отражения наличия пожарной техники в частях применительно к реальному масштабу времени.

16. Автоматизация отображения на световом плане города маршрута движения пожарной техники к месту пожара в реальной топографии и реальном масштабе времени.

17. Автоматизация контроля времени прибытия пожарной техники на пожар и в пожарную часть.

18. Автоматизация прогнозирования развития пожаров для наиболее важных объектов.

19. Автоматизация выработки упреждающих управленческих решений по тушению пожаров.

20. Обеспечение круглосуточной надежной оперативной связи.

Объектом автоматизации при внедрении АСОУПО является организационно-управленческая деятельность единой дежурно-диспетчерской службы (ЕДДС) «01» по привлечению территориальных пожарно-спасательных формирований и управлению ими при тушении пожаров и ликвидации последствий ЧС.

Цель создания АСОУПО – совершенствование автоматизации процесса принятия решения персоналом ЕДДС «01» и реализации задач по оперативному управлению пожарно-спасательных формирований при тушении пожаров (ликвидации последствий ЧС) в населенных пунктах и на объектах и, как следствие, повышение эффективности оперативно-тактической деятельности территориальных органов управления по делам ГОЧС.

АСОУПО повышает эффективность деятельности пожарно-спасательных формирований путем:

Сокращения времени на обработку заявки по пожарам (ЧС), а также принятия управленческих решений по реагированию;

Устранения ошибок в диспетчировании сил и средств;

Обеспечения возможности привлечения оптимального количества сил и средств для тушения пожаров (ликвидации последствий ЧС) в населенном пункте и на объектах;

Оперативного представления персоналом ЕДДС «01» должностным лицам территориальных органов управления по делам ГОЧС, ГПС оперативного штаба на пожаре наиболее полной и наглядной информации об объекте пожара, наличии и состоянии ближайших к объекту источников наружного противопожарного водоснабжения и рационализации на основе этой информации действий сил и средств;

Организации действенного контроля за несением службы в условиях повседневной деятельности и готовностью сил и средств к боевым действиям;

Повышение обоснованности принимаемых решений на основе расширении состава функциональных задач и увеличения объемов оперативной информации;

Оперативного получения и анализа данных о районах пожара, представленных в виде картографической информации, схем размещения, планов объектов;

Ускорения подготовки проектов управленческих решений путем автоматизированного формирования необходимых документов, в том числе графических;

Снижения частоты ошибок при приеме и обработке информации.

АСОУПО обеспечивает информационную поддержку при:

· приеме и обработке заявок о пожарах, включая формирование приказов на привлечение сил и средств на их ликвидацию;

· учете и контроле за состоянием и дислокацией пожарной и специальной аварийно-спасательной техники и вооружения;

· разработке регламентных документов службы, определении порядка привлечения сил и средств для тушения пожаров в населенных пунктах и на объектах;

· передислокации подразделений в зависимости от режимов функционирования;

· предварительном планировании боевых действий;

· управлении боевыми действиями на пожаре, осуществлении в определенном порядке учета изменения обстановки, применения сил и средств, а также регистрации необходимой информации;

· проведении других мероприятий, направленных на обеспечение установленного порядка несения службы и повышение эффективности боевых действий на пожаре.

В основу построения АСОУПО должны быть положены типовые решения, однако для каждого конкретного гарнизона пожарной охраны могут быть свои особенности. Одной из них является фактическая интенсивность вызовов, поступающих в сети связи гарнизона, которую количественно необходимо определить на этапе предпроектных изысканий. Именно интенсивность потока вызовов является основой для оптимизации пропускной способности отдельных подсистем АСОУПО и системы оперативной связи в целом.

Автоматизированная система связи и оперативного управления пожарной охраной может создаваться как автономная автоматизированная система управления силами и средствами гарнизона пожарной охраны или как часть комплексной автоматизированной системы управления пожарной охраной крупного административного центра. АСОУПО имеет три модификации, определяющие уровень автоматизации решения задач управления. Выбор модификации АСОУПО для конкретного гарнизона пожарной охраны осуществляется в соответствии с приказами МЧС России.

Организационно-функциональная структура АСОУПО определяется географическим положением объектов охраны, дислокацией подразделений пожарной охраны и выполняемыми ими функциями. АСОУПО включает в себя центр управления силами и средствами (ЦУС), пункты связи частей, службы взаимодействия, объекты защиты.

В общем виде структурная схема АСОУПО состоит из следующих взаимосвязанных составных частей (систем), представленных на рисунке 1.6:

· системы оперативно-диспетчерского управления (СОДУ);

· системы оперативно-диспетчерской связи;

· системы организационного и правового обеспечения (СОПО);

· информационно-управляющей вычислительной системы (ИВС).

Рисунок 1.6 – Структурная схема АСОУПО

Система оперативно-диспетчерского управления условно разделена на 2 подсистемы: вычислительную подсистему и подсистему телеобработки данных, предназначенные для решения оперативно-тактических задач управления силами и средствами пожаротушения.

СОДУ разделяется на центральную СОДУ (СОДУ-Ц), размещаемую на ЦУС гарнизона, и комплекс аппаратуры телемеханики и связи (КАТМиС), который находится в каждой пожарной части. В состав СОДУ-Ц должны входить комплекс технических средств (КТС), информационное обеспечение (ИО) и программное обеспечение (ПО). Программное обеспечение предназначено для решения функциональных задач и телеобработки.

В состав КАТМиС входят комплекс устройств связи (КУС) и комплекс телемеханики (КТ), органы управления которых должны выводиться на рабочее место диспетчера (РМД) пожарной части.

Система оперативно-диспетчерской связи состоит из двух подсистем: подсистемы оперативной диспетчерской телефонной связи (СОДТС) и подсистемы оперативно-диспетчерской радиосвязи (СОДРС), предназначенных для сбора и обмена информацией между подразделениями и службами пожарной охраны, оперативным составом и мобильными подразделениями, а также заявителями и экстренными службами города (милиция, водопроводная, энергетическая, газоаварийная и медицинская службы).


Функциональная схема АСОУПО представлена на рисунке 1.7. Сообщение о пожаре поступает в подсистему приема и автоматической регистрации (ПП) и (АРИ) и анализируется подсистемой анализа информации (ПАИ), которая с помощью имеющихся сведений в подсистеме информационно-справочного фонда (ИСФ) и типовых программ подсистемы расписаний (ППР) выдает соответствующие возникшей оперативной ситуации данные подсистеме управленческого решения (ПУР).

Рисунок 1.7 – Функциональная схема АСОУПО

Управленческое решение – это приказ на выезд соответствующим пожарным подразделениям, который передается автоматически подсистемой передачи приказов (ППП) по команде диспетчера пожарным частям. Исполнение приказа – выезд пожарных автомобилей – автоматически контролируется на диспетчерском пункте подсистемой контроля и исполнения приказов (ПКИП) при поступлении сигналов от датчиков, установленных в местах стоянок автомобилей в пожарных частях. При наличии подсистемы прогнозирования (ПП) развития пожара и выработки упреждающих решений приказы формируются с учетом выданных указанной подсистемой прогнозов.

Подсистема оптимизации маршрута (ПОМ) движения к месту пожара на основании полученного адреса объекта выдает оптимальный маршрут следования каждой пожарной части в целях сокращения времени прибытия на место пожара. А подсистема слежения маршрута (ПСМ) обеспечивает автоматическое слежение за движением пожарных автомобилей по городу с выдачей подтверждающего сигнала на диспетчерский пункт о времени прибытия каждой машины на место пожара. Подсистема отображения оперативной обстановки (ПООО) управляет электронным светопланом города.

Вся информация о наличии техники в пожарных частях гарнизона и ее убытии из пожарных депо отображается на световом табло с указанием текущего времени. С помощью подсистемы отображения наличия техники (ПОНТ) диспетчер в любое время имеет достоверные сведения о количестве техники в боевой готовности в пожарных частях.

Следует отметить, что в настоящее время еще не все подсистемы АСОУПО, представленные на рис. 1.7, разработаны в полном объеме. К ним относятся, в частности, подсистемы прогнозирования развития пожара, оптимизации маршрутов следования пожарной техники к месту пожара и определения местоположения пожарных автомобилей на маршрутах следования.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: