Чем отличаются нормы права от других социальных норм? Отличие норм права от социальных норм Отличие права от социальных норм

Нормы права имеют существенные отличия от других социаль­ных норм.

1. Правовые нормы, как правило, создаются государством. Они не могут быть изменены или отменены гражданами, обществен­ными организациями.

Изменить или отменить их могут только соответствующие государственные органы.

Другие социальные нормы создают сами люди, общественные организации и они же могут их изменить или отменить. Их мо­жет изменить или отменить и государство, если они противоречат нормам права.

2. Исполнение норм права обеспечивается властной силой го­сударства. Исполнение других социальных норм - либо самим обществом, людьми, либо соответствующими общественными, религиозными и иными формированиями.

3. В случае нарушения норм права государство властно при­влекает к юридической ответственности правонарушителей, при­меняет к ним различные меры наказания.

Нарушение других социальных норм не влечет за собой подоб­ной деятельности государства. Меры воздействия на нарушителей принимают либо сами граждане (например, моральное осужде­ние), либо организации в соответствии со своими уставами.

4. Нормы права всегда выражаются в определенных письмен­ных актах, например, законах. Другие социальные нормы, напри­мер, нормы морали, нравственности не закрепляются письменно, а содержатся в сознании людей. Некоторые не правовые нормы, например, нормы общественных организаций могут выражаться в их письменных уставах.

5. Нормы права образуют единую иерархическую и взаимосвя­занную систему. Другие социальные нормы не имеют такой систе­мы. Они разделены на обособленные и самостоятельные группы: нормы морали, нравственности, обычаи и т.д.

6. Нормы права регулируют наиболее важные главные обще­ственные отношения. Другие социальные нормы регулируют менее значимые общественные отношения, например, взаимное пове­дение граждан в общественном транспорте, на собрании членов общественной организации, в процессе богослужения и т.д.

Нормы права и другие социальные нормы могут совпадать в своих требованиях. В этом случае они совместно регулируют по­ведение и деятельность людей.

Приступив к изучению курса «Правоведение» в девятом классе я для себя открыла много нового. Одной из первых тем урока было: «Отличие права от других социальных норм». Еще с того времени меня заинтересовал этот вопрос, именно поэтому я выбрала данную тему.

Прежде, чем рассмотреть данную тему, ознакомимся с определениями: «право» и «социальные нормы». Итак, право - это один из видов регуляторов общественных отношений. Социальные нормы -- общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, обеспечивающие упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп. Совокупность норм, действующих в том или ином сообществе, составляет целостную систему, различные элементы которой взаимообусловлены.

На первый взгляд эти два понятия довольно-таки схожи. Однако, это не совсем так. Попробуем же разобраться в этом.

Одним из признаков права является Нормативность (устанавливает правила поведения общего характера). В других социальных нормах тоже присутствует такой признак, но т.к. они не носят письменного характера, то его можно как выполнять, так и нет.

Следующим признаком является - общеобязательность (действие распространяется на всех, либо на большой круг субъектов). Действие же других социальных норм обычно распространяется на группы людей, как малые (семьи, спортивные команды, дружеские компании, работа), так и большие (у определенной нации).

Эти признаки права, на мой взгляд, наиболее отличают его от иных социальных норм. Еще одна черта права - его гарантированность государством (подкреплено мерами государственного принуждения), то есть даже если человеку что-либо не нравится - он обязан это выполнять. Этого не скажешь об иных социальных нормах: они не подкреплены мерами государственного принуждения. Важной чертой является и формальная определённость (нормы права выражены в официальной форме). Остальные социальные нормы выражены в устной форме.

Признаком права также является интеллектуально-волевой характер. Право, как и остальные общественные нормы, выражает волю и сознание людей.

Итак, единство права и морали выражается в том, что, во-первых, они представляют собой разновидность социальных норм, которые в своей совокупности составляют целостную систему нормативного регулирования и в силу этого обладают определенными общими чертами; у них в принципе единая нормативная природа.

Во-вторых, право и мораль, если их рассматривать с философских позиций, являются надстроечными категориями, в равной мере обусловленными экономическими, культурными и иными детерминирующими факторами и причинами, что делает их социально однотипными.

в-третьих они опираются на единый политический фундамент -- реальное народовластие демократизм легитимную государственность представляющую интересы различных слоев и групп населения В

В-четвертых, право и мораль имеют один и тот же объект регулирования -- существующие общественные отношения (только, как это очевидно, в разном объеме), и оба они адресуются к одним и тем же людям и коллективам.

В-пятых, право и мораль, как нормативные явления, определяют границы должных и возможных поступков субъектов, служат средством гармонизации личных и общественных потребностей.

В-шестых, они, будучи регуляторами человеческой деятельности, основываются на свободе воли индивида, возможности выбора им вариантов поведения (в противном случае ни правовая, ни моральная ответственность наступить не может).

В-седьмых, право и мораль преследуют, в конечном счете, одни и те же цели и задачи -- упорядочение и совершенствование общественной жизни, внесение в нее организующих начал, развитие личности, утверждение принципов справедливости, гуманизма.

В-восьмых, как право, так и мораль выступают в качестве фундаментальных, общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества, его созидательных и дисциплинирующих возможностей. Цель права -- «установить совместную жизнь людей так, чтобы на столкновения, взаимную борьбу, ожесточенные споры и т.д. тратилось как можно меньше душевных сил». Таковым же в сущности является и назначение норм морали.

Однако наряду с рассмотренными общими чертами право и мораль имеют и существенные различия, обладают спецификой. Для юридической науки и практики учет своеобразия этих феноменов имеет, пожалуй, более важное значение, чем констатация их общности.

Именно поэтому антологические статусы (признаки) права и морали заслуживают самого внимательного анализа.

Итак, отличительные особенности рассматриваемых явлений заключаются в следующем. право социальный мораль гарантированность

Право и мораль различаются прежде всего по способам их установления, формирования, источникам. Правовые нормы создаются либо санкционируются государством и только государством (или, опять же с его согласия, некоторыми общественными организациями), им же отменяются, дополняются либо изменяются.

В этом смысле государство является политическим творцом положительного права; правотворчество -- его исключительная прерогатива и одна из основных функций.

Право поэтому выражает не просто волю народа, а его государственную волю и выступает не просто регулятором, а особым, государственным регулятором общественных отношений.

По-другому складывается мораль. Ее нормы создаются не государством непосредственно, а всем обществом. Они постоянно возникают и развиваются в процессе практической деятельности людей, их взаимного общения.

Для того, чтобы нравственная норма получила право на существование, не нужно санкции официальных властей: достаточно, чтобы она была признана, «санкционирована» обществом, классом, социальной группой, коллективом -- теми, кто намерен ею руководствоваться. «Моральные заповеди не могут быть предметом положительного законодательства».

Это вовсе не означает, что государство не оказывает никакого влияния на формирование морали. Такое воздействие оказывается по многим линиям: через право, политику, идеологию, печать, всю систему отношений, но прямо оно нравственные нормы не постулирует.

В любом государстве действует только одно, им же порождаемое право, в то время как мораль не является единой и однородной. Она дифференцируется в соответствии с классовым, национальным, религиозным, профессиональным и иным делением общества. Это лишний раз показывает генетическую связь права с государством и отсутствие таковой у морали.

Право и мораль различаются, далее, по методам их обеспечения. Если право создается государством, то оно им и обеспечивается, охраняется, защищается. За правом стоит аппарат принуждения, который следит за соблюдением правовых норм и наказывает тех, кто их нарушает (применяет юридические санкции), ибо норма права -- не просьба, не совет, не пожелание, а властное требование, веление, предписание, обращенное ко всем членам общества и подкрепляемое в их же интересах возможностью принудить, заставить. В этом смысле правовые нормы носят общеобязательный, непререкаемый характер.

В праве, таким образом, объективно заложен принудительный момент, без которого оно не было бы эффективным регулятором жизнедеятельности людей, инструментом власти. Это не означает, что право утверждается в жизнь лишь «карающим мечом». Угроза принуждения -- потенциальна, на случай конфликта с законом.

В этой связи нельзя не коснуться популярного ныне принципа: «все, что законом не запрещено - дозволено». Он был выдвинут в разгар «перестройки», с энтузиазмом подхвачен прессой, но юристы уже тогда предостерегали от излишней эйфории и возможных неблагополучных последствиях его реализации в конкретных условиях нашей страны. В частности, отмечалось, что девиз «разрешено все, что не запрещено» предполагает известную осмотрительность, взвешенность, ответственность. Его практическое претворение в жизнь требует определенного уровня политической и юридической культуры, сознательности, информированности, умения соотносить свои личные и общественные интересы, верной оценки тех жизненных ситуаций, в которых оказывается субъект, соблюдения общепринятых норм нравственности. Под этим лозунгом возможны нарушения законности, проявления своеволия, субъективизма, произвола.

В заключении моей работы хочется вспомнить слова Гегеля: «Нечто вполне позволительное с точки зрения права может быть чем-то таким, что моралью запрещается».

Норма права – исходящая от государства и им охраняемое общеобязательное, формально-определенное правовое предписание, выраженное в виде правила поведения или отправного установления и является государственным регулятором общественных отношений.

Признаки:

1. Норма права исходит от государства и является официальным выражением государственной воли общества;

2.Норма права отличается своей формальной определенностью, т.е. точностью четкостью, стабильностью;

3. Норма права обеспечивается мерами: воспитания, убеждения, поощрения и возможностью применения мер гос принуждения;

4.Норма права складывается из 2х разновидностей общеобязательных правовых предписаний: а)правил поведения – норы прямого регулирования, обладают предоставильно-обязываюим характером; б) исходные начала – нормы опосредованного регулирования, они не обладают предоставительно-обязывающим характером, т.е. не устанавливают для участников взаимных субъективнх прав и юр. обязанностей.

Норма права имеет отличие от других социальных норм:

1) только ей свойственна формальная определенность, которая выражается прежде всего в том, что прав норму издают или санкционируют гос органы. 2) это единственная среди соц норм, которая поддерживается в своем осуществлении, охраняется от нарушений силой гос.

Нормы права складываются из двух разновидностей общеобязательных правовых предписаний: правил поведения и исходных норм.

Предоставительно-обязывающий характер юридических норм.

Не у всех правовых норм предоставительно-обязывающий характер выражен одинаково. Он чисто выражен в регулятивных нормах (гражданских, трудовых и др.) в которых фиксируется как права, так и обязанности субъекта права. В охранительных нормах делается упор на воплощение запретов и обязанностей (уголовных, административных и др.) Права и обязанности не всегда могут содержаться в одной статье нормативного акта.

В статье могут конкретно указываться только права, а обязанности подразумеваются, выясняя это из содержания закона и наоборот.

Эффективность правовых норм.

Это соотн. между целью, поставленной в НП, и рез-том, достигнутым в процессе реализ. пр. нормы.

Условия эфф. норм права подразделяются на две группы:

1.усл., отн. к процессу правотв-ва : а)Правильн. выбор цели регулирования. Зак-ль д четко предст. себе, чего он хочет добиться путем изд. НП, цель дб реально достиж. и соотв. уровню развития общ-ва в целом. б)Истинный выбор права. ср-в для достиж. пост. цели. Зак-ль д продум. отн. к уст-нию пр. запретов, дозволений или обязываний, они д соотв. опред. видам регулирования, обществ отношениям, типу пр. регулирования в целом.

2.усл., отн. к процессу реализ. НП.: а)Довести НП до адресата; б)Созд. органы, отв. за реализ. дан. норм. предпис., или нацелить на это уже сущ. органы Г; в)Выделить ср-ва, необх. для реализ. НП. г)Идеологически обесп. норму, т.е. показать О ее знач-ть, необх-ть, целесообр-ть для того, для суб. были заинт. в реализ. предпис. НП. Отличать от истинности(соответствие общ.реалиям),полезности(соотношение позит.результатов),экономичности(соотнош.результ.и затрач.средств). Результат: поведенческие эффект-сть(на повед суб) и фактическая эффек-сть(стратег.цели,связ.с эк,культ,и пр.соц).

Структура нормы права

Норма права – исходящая от государства и им охраняемое общеобязательное, формально-определенное правовое предписание, выраженное в виде правила поведения или отправного уста-новления и является гос. регулятором общественных отношений. Стру-ра НП - внутреннее строе-ние, характеризуемое единством и взаимосвязью составляющих его элементов (гипотеза, диспозиция, санкция).3 основные структуры правовой нормы : 1) юридическая (состоит из трех взаимосвязанных элементов: 1) гипотезы; 2) диспозиции; 3) санкции); 2) логическая(выражается в формуле - если –гипотеза, то- диспозиция, иначе- санкция. Без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции норма не мыслима, без санкций она бессильна; 3) социологическая(включает в себя элементы смысла, цели и назначения нормы. Она находится в тесной взаимосвязи с юридической и логической структурой). Гипотеза – часть правовой нормы, указывающая на фактические обстоятельства или жизненные условия, при наступлении которых норма права начинает действовать. Виды гипотез : 1.по составу :а)простые- указывают на одно условие реализации НП(договор найма жил.помещения закл.в пис.форме). б)сложные-несколько условий реализации НП(род-ли (1 из них) м.б восстановлены в род. правах в случаях, если они изменили поведение, образ жизни и (или) отношение к воспитанию ребенка).Сложные делятся на: альтернативные- реализ-я НП зависит от наступления одного из нескольких условий(судья принимает встречный иск в 3-х случ.пред.в законе);кумулятивные- реализуется НП при одновременном наличии нескольких условий(ст.СК РФ устанавлив-т полож-я в каких случ. можно усыновить ребенка без согл.родителей).2. по форме выражения: а)абстрактные- указывают на условия действия НП, акцентируя внимание на общих родовых признаках(убийство,достиж.возраста уг.отв-ти) ;б)казуистические-реализация связывается с отдел.частными случаями, кот..трудно и невозможно отразить с помощью абстрактных гипотез(надругательство над телами умерших и местами их за-хорон, спец.субъект). Диспозиция- часть ПН, в которой определяется права и обязанности субъектов права, устанавливаются возможные и должные варианты их поведения. Виды диспозиции :1.по составу : а)простые-1 вариант поведенеё(неизменность состава суда при разбират-ве дела);б)сложные-несколько вариантов поведения: альтернативные(1 вариант поведения из нескольких-текущ.ремонт наёмного жил.помещения явл.обязат.,если не предусм.иное договором.);кумулятивные- несколько вариантов поведения(собственнику принадл.право владения, пользование и распоряжения своим иму-м). 2.по форме выражения : а)управомочивающие -передают субъектам право на совершение действий, определяют тот или иной вариант их возможного поведения; б)обязывающи е-возлагают на субъектов совершение действий, предписывают тот или иной вариант должного поведения в)запрещающие -содержат запрет на совершения определенных противоправных деяний. Санкция - часть правовой нормы, предусм-я последствия нарушения ПН, определяя вид и меру отв-ти для нарушителя её пред-писаний. Виды :По составу : 1) простые (одна мера наказания); 2) сложные:альтернативные; ку-мулятивные (несколько мер наказаний). По степени определенности :1)абсолютно определенные, указывающие меру юр. отв-ти;2)относительно определенные, устанавливающие низший и высший пределы наказания; По отраслевому признаку : 1)на уголовные; 2)административные; 3)дисциплинарные; 4)гражданские.. По характеру последствий : 1) на правовосстанавительные-гп,фп; 2)штрафные-УП, АП. В соответствии со своим представительно-обязывающим характером НП имеют признаки:1)государственно-властный характер;2)общеобязательность;3)формальная определенность;4 обеспеченность.

Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения правовых норм.

Если норма права явл содержание, то статья форма выражения нормы, часть НПА.

Соотношение: 1. Норма и статьи совпадают, т.е.е в статье присутствуют все 3 элемента норма права (ст. 106 УК); 2. В одной статье содержатся несколько правовых норм (ст. 105 УК); 3. В статье закреплена лишь часть нормы права, а др ее элементы формируются либо в других статьях, либо в др НПА. (форма договора найма жил помещ. Уст в ст. 674ГК, а последствия несоблюд просто пис формы сделки ст 162 ГК).

Способы изложения правовых норм в НПА: 1. Прямой способ изложения: в ст излагаются 3 элемента нормы права; 2. Отсылочный способ: отдельные элементы нормы излагаются в разных статьях данного НПА и в др конкрет НПА на котор и делается отсылка. 3. Бланкетный способ: предполагаемые, для использования, правила упоминаются, но не приводчятся их содержание (Нарушение ПДД и эксплуатации Т/С)

Классификация норм права.

Норма права – исходящая от государства и им охраняемое общеобязательное, формально-определенное правовое предписание, выраженное в виде правила поведения или отправного уста-новления и является гос. регулятором общественных отношений. Норма права – это не что иное, как правило поведения, которое состоит из гипотезы, диспозиции и санкции и относится к содержа-нию права. НП- содержание, а статья-форма бытия нормы нормат.акта. Классификация норм пра-ва позволяет: 1.четко определить место каждого вида юр.норм в системе действ.законодательста 2.функции правовых норм и их роль в прав.механизме рег-я. Юр.нормы подраз-ся: По функциональной роли: 1.нормы – правила поведения - это регулятивные предписания. 2.исходные нормы –определяют основы пр.рег-я общ.отношений, его цели, задачи, закрепляют понятия(нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи и т.д.).Общие - присущи отрасли права и распространяются на все институты отрасли права(угол,администр). Специальные нормы - относятся к отдельным институтам или отрасли, регул.отдельные виды родовых общественных отношений. По предмету прав. регулирования: По отраслям права, т.е. по тем о/о, которые они регулируют(ТП, ЗП,АП и т.д.). Отраслевые делятся н а: материальные(что регулир-т) и процессуальные(как)-регламент-т порядок, формы, методы реализации норм матер-го права. По методу прав. рег-я : Императивные – нормы, которые направлены на обеспечение строгого соблюдения поведения субъекта. Диспозитив-ные(автономные ) – представляют субъектам возможность договориться, выбрать приемлемый для них вариант поведения в приделах закона по своему усмотрению. Поощрительные – содержат предписания морального и материального стимулирования субъектов за одобряемый гос-ом полез-ный отличительный вариант их поведения, результатом которого может быть награда, премия и т.д. Рекомендательные – нормы, закрепляющие желательный с точки зрения государства вариант пове-дения. Они не обязывают адресата совершать предусмотренные в них действия или не совершать их, а предоставляют право самому определить свое поведение. По юр.силе(от субъекта правотв-ва): Федеральные законодательные нормы, региональные законодательные нормы, федеральные подза-конные нормы. По сфере действия: нормы общего действия- нет никаких спец. условий и ограни-чения их действий; нормы ограниченного действия(региональные нормы,адресные спец.субъектам); локальные нормы-в пределах организации или струк.подразделений. По форме выражения: Обязывающие,Закрепляющие,Управомачивающие. Классификация юр.норм способ-ствуют правовому регулированию.

Человек изобрел многочисленные нормы поведения, которые должны гарантировать высокий уровень защиты от возможной вседозволенности и опасной анархии. Нормы поведения могут обладать обязательным и договорным характером, но в любом случае они требуются для сохранения безопасности, богатство, определенных достижений. Нужно помнить о том, что определенные правила могут быть общеобязательными, а другие правила – произвольными. Чем же это обусловлено?

Нормы права и социальные нормы: определение

Нормы права представляют собой определенные правила поведения, которые установлены на законодательном уровне и охраняются государственными властями. За попытку отказаться от их соблюдения может быть реализована административная, уголовная или гражданско-правовая ответственность, причем правовые нормы требуются для защиты государственного статус-кво и мирной жизни всех членов общества. Разработка должна проводиться законодательными органами власти, причем за охрану отвечают исполнительные органы, а за наказание – судебные.

Социальные нормы представляют собой классические правила поведения в обществе , которые должны быть признаны большинство людей. Механизмы по закреплению и охране отсутствуют, потому что соблюдение представляет собой необязательную задачу. Несмотря на это, некоторые социальные нормы постепенно переходят в правовые, способствуя развитию административного, семейного, гражданского кодекса.

Социальные нормы представляют собой широкое и объемное понятие, так как именно они представляют собой основу всего общества. Если же эти стандарты перестают соблюдаться, отмечается серьезный регресс, который негативно влияет на науку и культуру. Несмотря на это, для укрепления государственной власти требуются определенные общественные нормы и наличие ответственности за несоблюдение социальных норм. В результате развивается система законодательства и совершенствуется, укрепляется государство.

Нужно отметить, что многочисленные традиционные общества постепенно переводят социальные нормы в ранг закона. При этом определенные народы могут изгонять отступника из своей общины. Несмотря на это, при привычных обстоятельствах члены общества обладают особенной лояльностью друг к другу, что выгодно отличает подобные общества от современного государства. Это же относится и к разнообразным закрытым обществам, в том числе сектам и преступным организациям. Любые социальные нормы, являющиеся писаными и неписаными, играют важную роль в развитии общества.

Нормы права

Нормы права обладают специфическими чертами, которые оказывают серьезное влияние на жизнь всего общества.

  1. Норма права является социальной, но при этом она напрямую связана с наличием государственной воли. Предполагается наличие определенного предписания государства относительно поведения людей.
  2. Норма права является формальной. Предполагается обязательное выражение в виде нормативного акта, договора определенного содержания, закона, акта.
  3. Принудительная сила государственных властей предполагает обязательную поддержку и защиту нормы права от возможных нарушений. Рассматривая все существующие нормы поведения, подобный аспект представляет собой характерную черту, так как в остальных случаях соблюдение обычаев, традиций и стандартов не защищается на законодательном уровне.
  4. Нормы права включают в себя правила поведения, а также исходные нормы, представляющие собой отправную точку.
  5. Нормы права представляют собой не только результат отражения нынешней ситуации в обществе и объективного мира. Предполагается наличие обратного воздействия на людей, так как государственные органы могут оказывать социальное регулирование отношений между различными людьми и защиту их прав, интересов, возможностей. Таким образом, предполагается наличие государственного контроля.
  6. Норма права включает в себя модель, меру, эталон и масштаб воли общества, которая должна соответствовать определенным стандартам государства и действующему законодательству. Предполагается возможность проведения оценки поведения, которое может быть правомерным и неправомерным, законным и противозаконным.

Социальные нормы, в отличии от права, изначально изобретаются обществом и представляют собой отражение текущей реальности, накопленного опыта и последующих изменений в будущем. Предполагается существование определенной структуры, на основе которой можно анализировать жизнь каждого народа, общества.

  1. Нормы обычаев представляют собой правила поведения, которые основываются на многократном повторении определенных событий в течении продолжительной истории. Обычаи представляют собой своеобразную привычку людей, которая становится естественной потребностью.
  2. Религиозные нормы основаны на религии и должны охраняться определенными мерами общественного влияния.
  3. Корпоративные нормы требуются для общественных организаций.
  4. Нормы права являются социальными, но только они представляют собой изобретение государственных органов власти.

Какие общие черты нужно отметить?

  1. Любые нормы образовываются во время общественной деятельности людей.
  2. Представлена возможность проявления образца поведения граждан определенной страны или эпохи.
  3. Определяются границы возможного и запретного поведения.
  4. Гарантируется обеспечение порядка в обществе.

Нормы права и социальные нормы: разница.

  1. Происхождение . Право появилось относительно недавно и на постоянной основе совершенствуется. Социальные нормы существуют издавна.
  2. Соблюдение . Правовые нормы являются обязательными, социальные нормы – необязательными.
  3. Защита . Нарушение законов может повлечь за собой административную, уголовную, дисциплинарную либо гражданскую ответственность. Отсутствие соблюдения социальных стандартов вызывает только порицание.
  4. Развитие . Социальные правила формируются медленно и они не могут быть навязаны. Закон должен соблюдаться с самого начала.
  5. Детализация . Социальные нормы направлены на правила существования, правовые нормы – поведению и деятельности физических и юридических лиц.

Привлекая обществоведческие знания, назовите любые три отличия правовых норм от других социальных норм.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Социальные нормы представляют собой те основные формы и средства, с помощью которых осуществляется регуляция поведения и общественных отношений людей. Они в концентрированном виде выражают объективную потребность любого общества в упорядочении действий и взаимоотношений его членов, в подчинении их поведения социально необходимым правилам. Тем самым социальные нормы выступают в качестве мощного фактора сознательного и целенаправленного воздействия социальной общности на образ, способ и формы жизнедеятельности людей…

Важную роль в системе социальной регуляции со времени его появления стало играть право. При всей своей относительной

самостоятельности право, как и другие виды социальных норм, осуществляет свои специфические регулятивные функции не изолированно и обособленно, а в едином комплексе и тесном взаимодействии с другими социальными регуляторами…

Особым видом социальных норм являются корпоративные нормы, т. е. нормы, принимаемые общественными объединениями и регулирующие отношения между их членами или участниками…

Закреплённые в документах общественного объединения (политической партии, профсоюза, органа общественной самодеятельности и т. д.) нормы распространяются лишь на членов и участников данного общественного объединения и обязательны только для них. Нарушение этих корпоративных норм влечёт применение соответствующих санкций, предусмотренных уставом организации.

Корпоративные нормы (по своему регулятивному значению, сфере действия, кругу адресатов и т. д.) – это групповые нормы

внутриорганизационного характера… По своей сути корпоративные нормы – это не продукт правотворчества самих общественных объединений, а лишь форма и способ использования и реализации конституционных прав граждан на объединение, причём создание и деятельность общественных объединений, включая их нормотворчество, должны осуществляться на основе и в рамках закона, в соответствии со всеобщими требованиями права и правовой формы общественных отношений (соблюдение принципа правового равенства, добровольности, взаимосвязи прав и обязанностей и т. д.)…

(В. С. Нерсесянц)

Совокупность каких критериев, по мнению автора, лежит в основе отнесения корпоративных норм к групповым нормам организационного характера? На кого распространяют своё действие корпоративные нормы? В каком документе содержатся санкции, предусмотренные за нарушение корпоративных норм?

Пояснение.

1) Ответ на первый вопрос:

Регулятивное значение;

Сфера действия;

Круг адресатов.

2) Ответ на второй вопрос:

Корпоративные нормы распространяются лишь на членов и участников данного общественного объединения и обязательны только для них.

3) Документ:

Устав организации.

Источник: ЕГЭ 22.04.2015. До­сроч­ная волна.

Какую объективную общественную потребность выражают социальные нормы? Назовите любые два вида социальных норм, не упомянутых в тексте, кратко охарактеризуйте сущность любого одного из них.

Пояснение.

В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:

1) Должна быть указана потребность:

Они выражают объективную потребность любого общества в упорядочении действий и взаимоотношений его членов, в подчинении их поведения социально необходимым правилам.

2) Могут быть приведены следующие социальные нормы с характеристикой:

Нормы морали (принятые в обществе неформальные правила поведения, закрепляющие представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле)

Обычаи (передающаяся из поколения в поколение модель поведения в той или иной социально-типичной ситуации, которая воспроизводится людьми и является привычной для них);

Религиозные нормы (правила поведения, определяемые той или иной религиозной системой);

Правовые нормы (общеобязательные правила поведения, регулирующие ключевые общественные отношения и охраняемые государством под угрозой применения мер юридической ответственности).



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: