Физика егэ пробные тесты. Подготовка к ЕГЭ по физике: примеры, решения, объяснения

Общее понятие знаний

«Все люди по природе жаждут знать»

Так звучит знаменитое первое предложение Аристотелевой «Метафизики». Здесь можно подметить интересную особенность: знание, по крайней мере со времен Аристотеля, может пониматься как желание, образно говоря, как интеллектуальная жажда. Когда знание понимается как желание, оно, по определению, должно сопровождаться некой нуждой, отсутствием чего-либо. Жаждущие знания еще не владеют им, находясь пока что в его поисках. Аристотель восхваляет интеллектуальное любопытство; по его мнению, это свойство чрезвычайно важно -- оно делает человека человеком.

Тем не менее если мы выйдем за рамки гуманистической традиции, то вполне можем столкнуться с совершенно иными взглядами на знание. Одним из примеров этого служит философия даосизма, согласно которой знать что-либо хорошо часто означает овладеть этим в совершенстве. Часто, говоря «знать», мы подразумеваем «знать, как...» (т.е. «уметь»), а не «знать, что...». Похоже, такая разновидность знания - скорее практическая, нежели интеллектуальная - чрезвычайно ценится Лао-цзы . Впрочем, это уже относится скорее к классификации знания. А прежде чем приступить в классификации знания, целесообразней было бы определиться с самим понятием знания.

В широком смысле, знание -- субъективный образ реальности в форме понятий и представлений .

Знание в узком смысле -- обладание проверенной информацией (ответами на вопросы), позволяющей решать поставленную задачу .

Знание - результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.

Итак, многозначность термина «знание»:

Знание как способности, умения навыки, базирующиеся на осведомленности;

Знание как познавательно-значимая информация;

Знание как отношение человека к действительности .

Из всего вышеназванного можно сделать заключение, что знание -- результат познавательной деятельности человека, некая совокупность сведений и познаний в какой-либо области. Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе.

Виды и формы знаний

Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за пределами науки. Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т. д. -- соответствуют специфические формы знания. Различают также формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образцовую основу .

Выделяют различные виды знания: научное, вненаучное, обыденно-практическое (обыденное, здравый смысл), интуитивное, религиозное и др.

Обыденно-практическое -- знание, существовавшее ещё на ранних этапах человеческой истории и доставлявшее элементарные сведения о природе и окружающей действительности (т. н. здравый смысл, приметы, назидания, рецепты, личный опыт, традиции и т. п.), носит несистемный, бездоказательный, бесписьменный характер . Обыденное знание служит основой ориентации человека в окружающем мире, основой его повседневного поведения и предвидения, но обычно содержит ошибки, противоречия.

Научное -- знание, основанное на рациональности, характеризуется объективностью и универсальностью, и претендует на общезначимость. Научное познание -- процесс получения объективного, истинного знания. Его задача -- описать, объяснить и предсказать процесс и явление действительности. Научные революции, происходящие в ходе развития научного познания и приводящие к смене теорий и принципов, сменяются периодами нормального развития науки (углубление и детализация знаний) .

Научному знанию присущи логическая обоснованность, доказательность, воспроизводимость результатов, проверяемость, стремление к устранению ошибок и преодолению противоречий.

Форма научного знания младше многих форм вненаучного знания .

Вненаучное знание не является чьей-то выдумкой, продуцируется определённым интеллектуальным сообществом по отличным от рационалистических нормам, эталонам, имеют свои источники и средства познания. В истории культуры формы знания, отнесённые к «ведомству» вненаучного знания, объединяются общим понятием -- эзотеризм .

Также разделяют формы знания по степени научности, знания могут быть научными и вненаучными.

Научные знания могут быть:

Эмпирическими (на основе опыта или наблюдения)

Теоретическими (на основе анализа абстрактных моделей).

Научные знания в любом случае должны быть обоснованными на эмпирической или теоретической доказательной основе.

Теоретические знания -- абстракции, аналогии, схемы, отображающие структуру и природу процессов изменения объектов, протекающих в предметной области. Эти знания объясняют явления и могут использоваться для прогнозирования поведения объектов.

Вненаучные знания могут быть :

паранаучными -- знаниями, не совместимыми с имеющимся гносеологическим стандартом. Широкий класс паранаучного (пара от греч. -- около, при) знания включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности;

лженаучными -- сознательно эксплуатирующие домыслы и предрассудки. Лженаучное знание часто представляет науку как дело аутсайдеров. В качестве симптомов лженауки выделяют малограмотный пафос, принципиальную нетерпимость к опровергающим доводам, а также претенциозность. Лженаучное знание очень чувствительно к злобе дня, сенсации. Его особенностью является то, что оно не может быть объединено парадигмой, не может обладать систематичностью, универсальностью. Лженаучные знания сосуществуют с научными знаниями. Считается, что лженаучное знание обнаруживает себя и развивается через квазинаучное;

квазинаучными -- они ищут себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения. Квазинаучное знание, как правило, расцветает в условиях строго иерархированной науки, где невозможна критика власть предержащих, где жестко проявлен идеологический режим. В истории России периоды «триумфа квазинауки» хорошо известны: лысенковщина; фиксизм, как квазинаука в советской геологии 50-х гг.; шельмование кибернетики и т.д.;

антинаучными -- как утопичные и сознательно искажающие представления о действительности. Приставка «анти» обращает внимание на то, что предмет и способы исследования противоположны науке. С ним связывают извечную потребность в обнаружении общего легко доступного «лекарства от всех болезней». Особый интерес и тяга к антинауке возникают в периоды социальной нестабильности. Но, хотя данный феномен достаточно опасен, принципиального избавления от антинауки произойти не может;

псевдонаучными -- представляют собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс;

обыденно-практическими -- доставлявшими элементарные сведения о природе и окружающей действительности. Люди, как правило, располагают большим объёмом обыденного знания, которое производится повседневно и является исходным пластом всякого познания. Иногда аксиомы здравомыслия противоречат научным положениям, препятствуют развитию науки. Иногда, напротив, наука длинным и трудным путем доказательств и опровержений приходит к формулировке тех положений, которые давно утвердили себя в среде обыденного знания. Обыденное знание включает в себя и здравый смысл, и приметы, и назидания, и рецепты, и личный опыт, и традиции. Оно хотя и фиксирует истину, но делает это не систематично и бездоказательно. Его особенностью является то, что оно используется человеком практически неосознанно и в своем применении не требует предварительных систем доказательств;

личностными -- зависящими от способностей того или иного субъекта и от особенностей его интеллектуальной познавательной деятельности. Коллективное же знание общезначимо (надличностно), предполагает наличие общей для всей системы понятий, способов, приёмов и правил построения.

Народная наука -- особая форма вненаучного и внерационального знания. Прежде была привилегией шаманов, жрецов, старейшин рода, ныне стала делом отдельных групп или субъектов (знахарей, целителей, экстрасенсов) .

По иным источникам, виды знания классифицируют следующим образом:

Житейское - строится на здравом смысле (Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Является важнейшей ориентировочной основой повсед­невного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констатации фактов и их описанию)

Практическое - строится на действиях, овладении вещами, преобразовании мира

Художественное - строится на образе (Целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии)

Научное - строится на понятиях (Понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвле­ченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы)

Рациональное - отражение реальности в логических понятиях, строится на рациональном мышлении

Иррациональное - отражение реальности в эмоциях, страстях, переживаниях, интуиции, воле, аномальных и парадоксальных явлениях; не подчиняется законам логики и науки.

Личностное (неявное) - зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности .

Знание – это результат познавательной деятельности человека.

Знание — это многозначное понятие:

  • Во-первых, это вся та информация, которую человек получил, осознал, воспринял об окружающем его мире, всё, что он о нём знает.
  • Знания – это и умения, навыки, которые человек получил в результате овладения информацией.
  • Наконец, о знании говорят как об определённой познавательной единице, противоположной практике, но в то же время находящейся с ней во взаимосвязи.

Знание имеет несколько форм и видов в зависимости от методов, способов, сущности познания мира, общества и человека. Каковы же они?

Формы человеческого познания

  • научное (систематизированное, объективное, доказанное, проверяемое)
  • ненаучное (разрозненное, несистематизированное, находящееся в противоречии с научной картиной мира)

Ненаучное в свою очередь делится на следующие формы:

Формы ненаучного знания Особенности
Донаучное Основа научного знания, оно возникло ещё до того, как знания оформились в определённые науки.
Паранаучное От греческого «вне», то есть знание, не принимаемое наукой, несовместимое с ней.
Лженаучное Знание, сознательно использующее всякого рода домыслы и предрассудки.
Антинаучное Утопичное, искажающее действительность.
Квазинаучное «Квази» — от лат. quasi якобы, как будто, то есть «мнимый, ненастоящий». Опирается на методы насилия и принуждения, возникает в строго идеологизированном режиме. Например, в СССР при Сталине — лысенковщина, то есть критика и гонения на генетику как науку.
Псевдонаучное «Псевдо» — от греческого корня pseudos «ложь». Знание, спекулирующее на популярных теориях, например, о снежном человеке, о древних астронавтах.

Виды знаний

Наименование Особенности, сущность
Научное Объективное, достоверное знание об окружающем мире. Реальность выражается в нём виде теоретических понятий, формул, законов, принципов.
Житейское Знание, которое основано на здравом смысле, обыденном сознании. Сводится к констатации фактов, к их описанию. Возникает в повседневной деятельности людей, в их взаимоотношениях с природой и друг с другом.
Практическое Преобразование мира, овладение вещами.
Художественное Образное восприятие мира, целостное отражение его и человека в нём, но с точки зрения видения мира творцом данного образа.
Рациональное Связано с рациональным мышлением, отражение действительности в определённых понятиях, категориях.
Иррациональное Основано на чувственном восприятии мира, эмоциях, переживаниях, интуиции
Личностное Знание, характерное для каждого конкретного человека, его уровень знаний о мире. Оно зависит от способностей человека, его желаний познавать мир, заниматься интеллектуальной деятельностью.

Таким образом, форм и видов знаний достаточно много. Это свидетельствует об огромном желании человека познавать мир, получать сведения о нём, но в то же время подтверждает огромную силу воздействия знаний на жизнь общества. Поэтому так остро встаёт проблема ответственности учёных за свои открытия, а также вопрос о необходимости объективного познания мира, свободе научной деятельности.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Весь свой долгий путь существования и развития человек был склонен к исследованиям, изучениям, открытиями. Он многое делал для упрощения своей жизни, прилагал большое количество усилий для раскрытия смысла своего существования, каких-либо закономерностей и причин природных явлений.

Суть явления

Понятие познания трактуется достаточно широко. В самом общем смысле под ним понимается процесс или целая совокупность таких механизмов, которые помогают нам изучать мир, накапливать объективные данные о нем, а также выявлять различного рода закономерности. Сложно переоценить роль данного явления. Потому что именно благодаря нему люди достигли тех технологических, медицинских, технических и иных успехов, которые мы сейчас можем наблюдать. О данном понятии нам достаточно широко рассказывает обществознание. формы, его задачи - все это мы сможем узнать еще в школе. Однако наука, которая специально посвящена изучению данного аспекта, называется эпистемологией. И она входит в

Что же это такое?

Процесс познания очень сложен, многогранен. Его достаточно проблематично описать, или изложить в простых формулярах. Отсюда следует, что необходимо сначала разобраться в сложной структуре этого аспекта нашей жизни, а затем определять его цель и значение для целой цивилизации. В широком смысле понятие познания достаточно слабо отражает всю суть процесса. Поэтому необходимо четко выделить его строение.

Какое оно бывает?

Ранее, давая определение, мы говорили о том, что познание - многогранный механизм. Это не один единичный процесс, а целая система, тесно взаимосвязанная с иными важными элементами. Дабы не углубляться слишком сильно в философскую терминологию и науку, будем отталкиваться от курса и рекомендаций, которые нам дает предмет - обществознание. Виды познания и формы познания достаточно часто употребляют, подразумевая один и тот же смысл - совокупность приемов и способов, посредством которых происходит изучаемый процесс. Поговорим более подробно о каждом из них.

Бытовое

Многие ученые не выделяют данную форму познания в отдельную категорию. Однако следует отметить, что познание жизни без бытового, обыденного уровня практически невозможно. Данный вид не требует серьезного изучения. Нет необходимости в его пристальном изучении, а также использовании специальных инструментов. Например, чтобы понять, что огонь обладает высокой температурой, достаточно обжечься. Вы не будете иметь никаких измерительных приборов, но с точностью сможете сказать: пламя очень горячее.

Таким образом, бытовой процесс познания крайне неточен. Он дает лишь приблизительные ответы на наши вопросы. Однако он достаточно быстро воспринимается. Этот механизм нагляден и не требует большого количества времени для разработки. С этой формой познания мы встречаемся чаще всего в своей обыденной жизни. Как правило, чем мы взрослее, тем больше знаний накопим посредством этого вида. Но история знает множество исключений.

Научное социальное познание

Его еще называют научным методом. Это наиболее точный, но и трудоемкий способ познания. Он не требует от вас проявления художественных качеств, а лишь любви к точности и изучениям. Этим методом пользуются все учебные дисциплины, в том числе и обществознание. Виды познания в целом, так или иначе, но опираются на данный вид. Ведь с его помощью можно расшифровать более простые знания, что сделает их гораздо полезнее.

Эта форма также достаточно разнообразна. Например, есть научное, Оно направлено на исследование общества, объединений людей, социальных групп и многого другого. Все научные методы делятся на два вида - теоретическое и эмпирическое. Первое выдвигает предположения, проверяет его на соответствие уже реальным знаниям, строит модели и целые системы. Практический метод проверяет реальность гипотез посредством экспериментов, наблюдения, а также вносит коррективы в гипотетические взгляды.

Эмпирические знания также могут раскрывать новые явления, которые затем будут предметом пристального внимания теоретиков. Хотя данная форма познания нашла наибольшее количество приверженцев, не обходится и без ее которая, надо сказать, вполне уместна. Так, некоторые ученые указывают на то, что новые познания - это аномалии. Наука, открыв какое-либо, на ее взгляд, неестественное явление, начинает доказывать его существование в настоящей системе мировоззрения. Пытается выявить его закономерности, а также то, почему оно не умещается в рамки существующих теорий.

Зачастую такие аномалии полностью противоречат устоявшемуся мнению. Вспомните Коперника или иных ученых, пытающихся доказать революционные гипотезы. Они обнаружили такие аномалии и постарались их познать, в результате чего уже накопленные знания казались им неверными. Так, ранее люди не верили в то, что Земля имеет шарообразную форму, или в то, что все планеты крутятся вокруг Солнца. История знает множество подобных примеров - Эйнштейн, Галилей, Магеллан и др.

Художественное

Некоторые могут утверждать, что данный вид включает в себя социально-гуманитарное познание. Но это не так. Эта форма наиболее яркая. Она является самой простой и одновременно самой сложной. Допустим, несколько тысяч лет назад люди только начали изучать письменность, а до этого они использовали лишь рисунки для передачи информации. Они описывали природные явления посредством передачи его визуального образа на носитель (камень, например). Это значительно упрощало взаимодействия между поколениями для передачи опыта.

В дальнейшем люди начали разрабатывать и придумывать языки для обеспечения более доступного общения, обмена информацией. Символы, картинки, изображения - все это выглядит достаточно просто лишь на первоначальном этапе. Посмотрите на художественные произведения сейчас. Для того чтобы понять смысл, который нам хотят передать авторы, что-то познать, необходимо приложить усилия, разобраться в увиденном или прочитанном, понимать способы изложения автором своих мыслей.

Надо сказать, что данная форма значительно отличает нас от многих животных, но еще более значительно друг от друга. В нынешнее время людей легко можно поделить на тех, кто пытается изобразить вещи, пропустив их через призму своего внутреннего мира, и тех, кто видит все так, как есть. Именно поэтому художественная форма невероятно важна, полезна и сложна, но никогда она не может быть объективной. В этом главная проблема данного вида познания. Ведь оно преследует цель в выявлении и накоплении объективных знаний, а не субъективных видений. Тем не менее такая форма используется достаточно часто. Она также внесла свой огромный вклад в развитие нашей цивилизации.

Философское

Философское познание невероятно ценно как для мира, существовавшего несколько веков назад, так и для нас с вами. Только благодаря философскому познанию можно выйти за рамки реальности, бытия. Именно философы начали выдвигать гипотезы о строении нашего мира и даже Вселенной. Они говорили о нашем организме, мышлении, характерных чертах всех людей еще до того, как были изобретены способы изучения всех этих аспектов.

Философское познание принято делить на два вида - гносеологическое (или общее) и онтологическое. Второй вид строится на изучении сущности и бытия, причем со всех их сторон - реальной, мысленной, субъективной, объективной и др. Что примечательно, посредством этого вида познания люди не только определяли окружающих их мир, находили свое место в нем, но еще и показывали, каким это место должно быть.

Философия часто стремится к идеализации, так что такой вид познания, скорее, отвечает на вопросы: "Как есть, как должно быть?" Опять же, в достаточно общих чертах. Такие общие формуляры дает нам обществознание, виды познания в котором не раскрываются так полно, чтобы не преступить границы философии.

Ступени

Помимо видов, также выделяются и уровни познания. Иногда их относят к формам. Но более правильно говорить о них как о ступенях, которые используются во всех видах. Таких уровней всего два. Но они играют невероятно большую роль в нашей жизни.

Чувственный уровень

Он построен на наших органах чувств и полностью от них зависит. Еще с древних времен, даже когда потомки современного человека не начали осваивать орудия труда, они уже были наделены чувствами. Вспомните про бытовой вид познания. Например, мы бы не поняли, что огонь горячий, если бы не могли ощущать. Хотя многие говорят о 6 органах чувств, на самом деле их больше. Так, седьмым чувством можно было бы назвать ощущение притяжения, так называемой силы гравитации.

Формы чувственного уровня

В общем виде их выделяют всего 3. Они объединяют многие органы чувств. Это следующие механизмы:

  1. Ощущение. Способно передавать нам некоторые свойства предмета. Благодаря уникальности каждого из органов чувств, мы получаем «отчет» о характеристиках той или иной вещи, явления, процесса. На примере яблока можно сказать, что с помощью зрения мы видим цвет, с помощью прикосновения можем определить его мягкость, температуру, форму, с помощью вкусовых рецепторов - вкус.
  2. Восприятие. Это более глобальная форма. Посредством нее мы получаем наиболее полную информацию, объединяем все то, что было получено при помощи ощущения в целостную картину. Сложив все описанное в первом пункте, мы поймем многие важные характеристики яблока.
  3. Представление. Основано на нашей памяти. Позволяет создать чувственный образ предмета. Например, подумайте о лимоне, как его осторожно разрезают на дольки, посыпают солью. Вы сразу ощутите прилив слюны во рту, а также кисловатый привкус. В памяти всплывет форма лимона, его цвет и иные характеристики. Представление позволяет нам не терять важные знания, которые мы получили в жизни.

Рациональный уровень

Уровни познания без завершающей, логической ступени выглядели бы неправильно. Исторически человек с момента своего появления на планете умел чувствовать. А вот мыслить, писать, анализировать научился гораздо позднее. Данный уровень полностью построен на мыслительных качествах. Поэтому он невероятно сложен и не так нагляден, как чувственный. Однако его польза крайне высока, тем более что с развитием современного общества именно рациональный уровень становится более востребованным. Большинство предметов нашей планеты уже прошли через все формы чувственного уровня. А значит, их необходимо систематизировать, записать и сделать определенные выводы.

Формы рационального уровня

Выделяют три вида:

  1. Понятие. С помощью ощущения мы определили свойство, благодаря восприятию составили целостную картину, а используя данную форму, смогли изложить Чтобы понять, что лимон на вкус кислый, его не обязательно пробовать, достаточно прочесть об этом.
  2. Суждение. Оно всегда носит направленный характер. Например, фраза «лимон кислый» является ярким примером данной формы. Суждение бывает отрицательным или положительным. Но оно также строится либо на понятии, либо на восприятии.
  3. Вывод. Исходит от предыдущей формы. Он подытоживает все то, что мы систематизировали в один ответ. Так, сказав, что лимон не сладкий, не ядовитый и имеет желтый цвет, мы сможем сделать какой-либо вывод об этом предмете. Выделяют три типы умозаключения: индуктивный, дедуктивный и по аналогии. Вспомните рассказы о Шерлоке Холмсе. Он активно использовал дедукцию для составления выводов, используя обычные суждения.

В отдельности иногда выделяют интуицию, как особый уровень познания. Правда, данное явление еще слишком слабо изучено.

Тема 1. Познание и его формы

Человеку свойственно желание познать мир вокруг себя. Познание – это процесс получения человеком знаний о мире, обществе и самом себе.

Результатом познания является знание.

Субъект познания – это тот, кто занимается познанием как видом деятельности, то есть человек, группы людей или всё общество в целом.

Объект познания — это то, на что или на кого направлен процесс познания. Это может быть материальный или духовный мир, общество, люди, сам человек, познающий самого себя.

это наука, изучающая особенности процесса познания.

Познание имеет две формы (или уровня).

Познание, его уровни и ступени

Существует два уровня познания: чувственное и рациональное.

Чувственное познание – это познание при помощи органов чувств: (обоняния, осязания, слуха, зрения, вкуса).

Ступени чувственного познания

  • Ощущение — познание мира путём непосредственного воздействия его предметов на органы чувств человека. Например, яблоко сладкое, музыка нежная, картина красивая.
  • Восприятие – на основе ощущений создание целостного образа предмета, например, яблоко сладкое, красное, твёрдое, имеющее приятный запах.
  • Представление создание образов предметов, которые возникают в памяти человека, то есть вспоминаются им на основе воздействия на органы чувств, которое произошло ранее. Например, человек может легко представить яблоко, даже «вспомнить» его вкус. Причём данное яблоко он когда-то видел, пробовал на вкус, чувствовал его запах.

Роль чувственного познания

  • При помощи органов чувств человек непосредственно связывается с внешним миром.
  • Без органов чувств человек не способен к познанию вообще.
  • Потеря части органов чувств делает процесс познания более сложным. Хотя данный процесс продолжается. Компенсация органов чувств — это возможность одних органов чувств увеличивать свои возможности в познании мира. Так, слепой человек имеет более развитый слух и т.д.
  • При помощи чувств можно получить поверхностную информацию о предмете познания. Чувства не дают всесторонней картины изучаемого предмета.

Рациональное познание – (от лат. ratio - разум) это процесс получения знания при помощи разума, без воздействия органов чувств.

Ступени рационального познания

  • Понятие – это мысль, выраженная словами и представляющая собой сведения о свойствах изучаемого предмета — общих и конкретных. Например, дерево — общий признак, берёза — конкретный.
  • Суждение это мысль, в которой содержится либо утверждение, либо отрицание чего- либо о понятии.

Пример.

Берёза — красивое дерево. Его белоснежный ствол в чёрную крапинку, нежная листва ассоциируются с родным домом.

Умозаключение – это мысль, содержащая новое суждение, которое возникает в результате обобщения сведений, полученных из суждений о понятии. Это своего рода вывод из предыдущих суждений.

Так, в нашем примере умозаключением может стать новое суждение:

Мне очень нравится это прекрасное дерево — берёза.

Для рационального познания свойственно абстрактное мышление , то есть теоретическое, не связанное с чувствами. Абстрактное мышление связано с языком, речью. Человек мыслит, рассуждает, изучает при помощи слов.

Вербальный язык — это речь человека, слова, языковые средства, при помощи которых человек мыслит.

Невербальный язык — это язык жестов, мимики, взгляда. Однако в основе даже такого языка лежит речь, ведь человек жестами передаёт мысли.

Какое же из двух уровней познания является основным в познавательной деятельности человека? Различные взгляды на данную проблему привели к появлению нескольких философских взглядов и теорий на сущность познания.

Сенсуализм – это такое направление в философии, согласно которому основным способом познания является чувственное восприятие мира. По их теории, человек, пока не увидит, не услышит, не попробует — не поверит в истину (Эпикур, Дж. Локк, Т.Гоббс).

Рационализм – это такое направление в философии, согласно которому источником знаний является разум, так как чувства не всегда дают верную информацию о предмете или лишь поверхностную (Сократ, Аристотель, Платон, Кант, Гегель)

Существует ещё интуитивный способ познания мира. Интуиция – это проницательность, чутьё, способность предугадать события и явления без объяснения и понимания источника знаний.

Современная точка зрения заключается в том, что и чувственное и рациональное познание играют важную роль в жизни человека. Мы познаём мир и чувствами, и разумом.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

1.3 Виды знаний

Богбаз10, §6, 63-64; Богпроф10, §23.


Классификация № 1 .
Основание
1) Миф – (от греч

:

    очеловечивание всей природы (всеобщая персонификация);

    нерасчлененность, тождественность субъекта и объекта, предмета и знака, существа и его имени);

    поиск целенаправленной воли (телеологизм);

    идея времени не абстрагировалась, время воспринималось через периодичность и ритм человеческой жизни: рождение, взросление, зрелость, старость и смерть человека, а также изменения в природе;

    восприятие мира как арены борьбы сил божественных и демонических, космических и хаотических (дуализм).

2) Религия (от лат

3) Практическое знание

4) Народная мудрость , здравый смысл .
Здравый смысл (англ
5) Искусство

    .
    Образность и наглядность .

    Специфические , Воображение и фантазия познающего субъекта;

!!!

6) Паранаука (от греч
Классификация № 2 :
2) научное;
3) практическое;
4) художественное;

5.1. Какое место занимает знание на карте человеческой духовности?
5.2. Виды знания.
5.2.1. Классификация № 1.
5.2.2. Классификация № 2.
5.2.3. Классификация № 3.
5.2.4. Классификация № 4.

5.1 . Какое место занимает знание на карте человеческой духовности ?
5.1.1. Знание и мнение .
Античная мысль отвечала на вопрос о том, что такое знание, сравнивая его с мнением. Считалось, что мнение строится на чувстве, поэтому оно касается единичных предметов и характеризуется изменчивостью и относительностью. В отличие от мнения, в знании схватываются не единичные, а общие свойства, в силу чего знание обладает всеобщим характером и неизменностью.
5.1.2. Знание и вера .
Средневековая философия подняла вопрос об отличии знания от веры. Знание связывалось с обязательно присущим ему доказательством. Вера не требует доказательств, и тем самым принципиально отличается от знания.
5.1.3. В Новое время под влиянием успехов естественных наук знание понимается как научное знание. Понятия знания, истины и науки были фактически отождествлены.
5.1.4. Современная философия постепенно отказывается от отождествления знания и науки.
Сегодня в качестве относительно самостоятельных способов познания наряду с наукой рассматриваются и другие виды духовной деятельности. Помимо науки выделяются такие виды знания, как обыденное, художественно-образное, мифологическое, религиозное, философское, оккультное, паранормальное, медитативное.
5.2 . Виды знаний .
Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за пределами науки. Появление научного знания не отменило и не упразднило, не сделало бесполезными другие формы знания.
5.2.1. Классификация № 1 .
Основание : каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии, искусству и т.д. соответствуют специфические формы знания.
1) Миф – (от греч . mythos – предание, сказание) – повествование о богах, духах, обожествленных героях и первопредках, возникшее в первобытном обществе. В мифах переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства.
Мифам разных народов присущи сходные и повторяющиеся темы и мотивы :
1) мифы о происхождении мира, Вселенной (космогонические мифы);

2) эсхатологические мифы;

3) человека (антропогонические мифы);

4) о происхождении солнца (солярные мифы);

5) луны (лунарные мифы);

6) звезд (астральные мифы);

7) мифы о животных;

8) календарные мифы;

9) мифы о происхождении и введении культурных благ (добывание огня, изобретение ремесел, земледелия);

10) мифы об установлении определенных социальных институтов, брачных правил, обычаев и обрядов.
Эсхатология (от греч . eschatos – крайний, последний и logos – учение) – учение о конечных судьбах мира и человека. Различается индивидуальная эсхатология, т. е. учение о загробной жизни единичной человеческой души, и всемирная эсхатология, т. е. учение о цели космоса и истории и их конце.
Особенности мифологического познания :
1) очеловечивание всей природы (всеобщая персонификация);
2) нерасчлененность, тождественность субъекта и объекта, предмета и знака, существа и его имени);
3) поиск целенаправленной воли (телеологизм);
4) идея времени не абстрагировалась, время воспринималось через периодичность и ритм человеческой жизни: рождение, взросление, зрелость, старость и смерть человека, а также изменения в природе;
5) восприятие мира как арены борьбы сил божественных и демонических, космических и хаотических (дуализм).
Элементы мифологического мышления сохраняются и в современном массовом сознании (напр., расовые и классовые мифы, культ вождей, ритуалы массовых сборищ и т. п.).
2) Религия (от лат . religio – набожность, святыня, предмет культа) – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного.
3) Практическое знание – знание о том, как действовать в ходе преобразования природного и социального мира, какими свойствами обладают материалы, предметы, каков порядок операций в повседневной и специализированной деятельности.
4) Народная мудрость , здравый смысл .
Здравый смысл (англ . – common sense) – общее, присущее в той или иной мере каждому человеку чувство истины и справедливости, приобретаемое с жизненным опытом.
Здравый смысл не поднимается до уровня научного и философского осмысления действительности, но и противопоставлен оторванным от жизни искусственным построениям.
Здравый смысл в основе своей не является знанием. Скорее, это способ отбора знания, то общее освещение, благодаря которому в знании различаются главное и второстепенное и обрисовываются крайности.
5) Искусство – специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах.
Специфика искусства как формы художественного познания .
1) Образность и наглядность .
Художественный образ выполняет в искусстве те же функции, что и понятие в науке: с помощью него происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков познаваемых предметов.
2) Специфические способы воспроизведения окружающей действительности , а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи – цвет, в музыке – звук, в скульптуре – объемно-пространственные формы.
3) Воображение и фантазия познающего субъекта; художественный вымысел, допускаемый в искусстве, является совершенно недопустимым, например, в процессе научного познания.
В отличие от общественных и гуманитарных наук, изучающих отдельные стороны жизни людей, !!! искусство исследует человека в целом.
6) Паранаука (от греч . para около, возле, при) – околонаучное знание.
В отличие от здравого смысла, который неизменно стремится к ясности, однозначности, рецептурности (делай так-то и не делай того-то), паранаука грешит туманностью и загадочностью сведений, которыми она оперирует.
В силу ограниченности возможностей науки ответить на все без исключения вопросы всегда существует некое неисследованное пространство, проникнуть в которое стремится человек. Это пространство занимает паранаука, нередко используя сведения, не подтверждающиеся экспериментом, не вписывающиеся в принятые теории или просто противоречащие общепринятым и проверенным практикой научным знаниям.
Паранаука отличается претензией на универсальность: часто найденные лекарства или метод лечения, далекие от традиционной медицины, сторонники паранауки спешат объявить универсальным средством от всех болезней. Нередко паранаука, претендуя на исключительность, прибегает к псевдонаучной терминологии, труднопереводимой и загадочной или бессмысленной. Например, утверждение «Человек рождается со сферическим биополем» содержит больше вопросов, чем информации.

Паранаука нередко демонстрирует нетерпимость к науке традиционной, обращается не к профессионалам, а к массам, прессе и т. п.
5.2.2. Классификация № 2 :
1) житейское знание (основано на здравом смысле и обыденном сознании, сводится к констатации фактов и их описанию);
2) научное;
3) практическое;
4) художественное;
5) рациональное (отражение реальности в логических понятиях и категориях);
6) иррациональное (предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, аномальные явления, не укладывающиеся в законы логики и науки);
7) личностное (зависит от способностей субъекта и особенностей его интеллектуальной деятельности).
Коллективное знание общезначимо, или надличностно, и предполагает наличие необходимой и общей для всех системы понятий, способов, приемов и правил построения знания. Личностное знание, в котором человек проявляет свою индивидуальность и творческие способности, является необходимой и реально существующей компонентой знания. Оно подчеркивает тот очевидный факт, что науку делают люди и что искусству или познавательной деятельности нельзя научиться по учебнику, оно достигается лишь в общении с мастером.
5.2.3. Классификация № 3 .
Основание : степень близости (удалённости) к научному знанию .
Вненаучное знание не является чьей-то выдумкой или фикцией. Оно производится в определенных интеллектуальных сообществах, в соответствии с другими (отличными от рационалистических) нормами, эталонами, имеет собственные источники и средства познания. Очевидно, что многие формы вненаучного знания старше знания, признаваемого в качестве научного, например, астрология старше астрономии, алхимия старше химии.
Вненаучное знание – разрозненное, несистематическое знание, которое находится в противоречии с существующей картиной мира.
Формы вненаучного знания .
1) Донаучное знание выступающее прототипом, предпосылочной базой научного.
До возникновения науки человек получал достаточно достоверные знания, используя их в практической деятельности.
Наши предки располагали достаточно высокоразвитыми космологическими, медицинскими, экологическими представлениями, которые могли быть даже более адекватными и результативными на практике, чем научные теории недавнего времени.
2) Ненаучное знание – разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира.
3) Паранаучное знание несовместимо с имеющимся гносеологическим стандартом. Широкий класс паранаучного знания включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности.
4) Лженаучное знание сознательно эксплуатирует домыслы и предрассудки. Лженаука представляет собой ошибочное знание. Являясь заблуждением, стремится придать себе форму научного знания и претендует на его статус и признание. Лженаучное знание часто представляет науку как дело аутсайдеров.
Признаки лженауки : малограмотный пафос, принципиальная нетерпимость к опровергающим доводам, претенциозность.
Лженаучное знание очень чувствительно к злобе дня, сенсации. Особенностью лженаучных знаний является то, что они не могут быть объединены парадигмой, не могут обладать систематичностью, универсальностью.
5) Квазинаучное знание ищет себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения. Оно, как правило, расцветает в условиях жестко иерархированной науки, где невозможна критика власть предержащих, где жестко проявлен идеологический режим. В истории нашей страны периоды «триумфа квазинауки» хорошо известны: лысенковщина, шельмование кибернетики и т.п.
6) Антинаучное знание утопично и сознательно искажает представления о действительности. Приставка «анти» обращает внимание на то, что предмет и способы исследования противоположны науке. Это как бы подход с «противоположным знаком». С ним связывают извечную потребность в обнаружении общего легкодоступного «лекарства от всех болезней». Особый интерес и тяга к антинауке возникает в периоды нестабильности.
7) Псевдонаучное знание представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс.
8) Эзотеризм (от др.-греч . ἐσωτερικός – внутренний) – учение, претендующее на тайность, скрытость содержания, предназначенное только для посвященных; сфера специфических взглядов о глубинной мистической (неочевидной) сути эволюции мира, цивилизации и человека.
5.2.4. Классификация №4 (по степени обобщённости, теоретичности ).
1) Обыденное познание : фетишизм, тотемизм, магия, анимизм, приметы, игры.
Обыденное знание включает в себя и здравый смысл, и приметы, и назидания, и рецепты, и личный опыт, и традиции. Обыденное знание, хотя и фиксирует истину, но делает это несистематично и бездоказательно. Его особенностью является то, что оно используется человеком практически неосознанно и в своем применении не требует каких бы то ни было предварительных систем доказательств. Иногда знание повседневного опыта даже перескакивает ступень артикуляции, а просто и молчаливо руководит действиями субъекта.
Другая его особенность – принципиально бесписьменный характер.
Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. В истории человеческого общества переплеталась с магией, культовым поведением и др.; тесно связана со спортом, военными и другими тренировками, искусством (особенно его исполнительными формами). Имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. Свойственна также высшим животным.
2) Чувственно – абстрактное познание : миф, искусство, мораль, религия, оккультное, паранормальное, медитативное познание.
Оккультизм (от лат . occultus – тайный, сокровенный) – совокупность учений о скрытых, сверхъестественных, «аномальных» силах космоса, земных предметов и явлений, тела человека, слов, чисел, знаков.
Виды оккультизма : астрология, алхимия, физиогномика, графология, френология, спиритизм, полтергейст, каббалистика.
То, что в оккультных учениях казалось таинственным, нередко становилось предметом науки (как это случилось с магнетизмом в эпоху Возрождения, гравитацией в Новое время, земными лучами в наше время). Оккультное познание способствовало выработке нового мировоззрения, стремясь рассматривать человека (микрокосм) и мир (макро- и мегакосм) в их взаимодействии. Во многом благодаря оккультизму стал разрабатываться «антропный принцип»: человек стал рассматриваться как «узел Вселенной».
Астрология (от греч . astro – звезда и logos – учение) – учение о воздействии небесных светил на земной мир и человека (его темперамент, характер, поступки и будущее), которое определялось через видимые движения на небесной сфере и взаимное расположение светил (констелляцию) в данный момент времени.
Алхимия (от арабского аль-кимия, которое восходит к греческому chēméia, от chéō – лью, отливаю) – донаучное направление в развитии химии. Возникнув в Египте (3-4 вв. н. э.), получила особенно широкое распространение в Зап. Европе (11-14 вв.). Главная цель алхимии – нахождение т. н. «философского камня» для превращения неблагородных металлов в золото и серебро, получения эликсира долголетия, универсального растворителя и т. д. Положительная роль алхимии – в открытии или усовершенствовании (в процессе поиска чудодейственного средств способов получения практических ценных продуктов (минеральные и растительные краски, стекла, эмали, металлические сплавы, кислоты, щелочи, соли), а также в разработке некоторых приемов лабораторной техники (перегонка, возгонка и др.).
Физиогномика (греч . physiognomike, physiognomonike, от physis – природа и gnomonikos – сведущий, знаток) – 1) учение о выражении характера человека в чертах лица и формах тела.
Графология (от греч . graphe – почерк и logos – учение) – учение о почерке, исследование его с точки зрения отражающихся в нем свойств и психических состояний пишущего. Данные графологии применяются в психологии, медицине и криминалистике.
Френология (от греч . phren – ум, душа и logos – учение) – концепция, согласно которой на основании краниометрических (форма черепа) данных можно судить о психических особенностях человека.
Краниометрия (от греч . kranion – череп и logos – учение) – совокупность приемов измерения черепа, предназначенных для изучения вариаций его строения и применяемых в антропологии, а также в некоторых областях медицины, напр. в судебной медицине.
Спиритизм (от лат . spiritus – душа, дух) – мистическое течение, связанное с верой в загробное существование душ умерших и характеризующееся особой практикой «общения» с ними. Возник в середине 19 в. в США.
Полтергейст (от нем . poltern – шуметь, стучать и Geist – дух) – необъяснимые, паранормальные явления, связанные с шумом и стуками, самопроизвольным движением (швырянием) предметов, самовозгоранием и т. д. Полтергейст (в отличие от призрака) привязан не к месту, но к человеку.
Каббала (древнееврейское, буквально – предание) – мистическое течение в иудаизме, стремящееся постигнуть скрытый истинный смысл Торы (Пятикнижие в Ветхом Завете) и других священных книг. Сложилась в 13 в. в Испании («Зогар», или «Книга сияния», на арамейском языке). Так называемая практическая каббала («кабалистика») основана на вере в то, что при помощи особых ритуалов, молитв, словесных и буквенных формул, чисел, амулетов человек может соучаствовать в божественном творении.
Паранормальное познание (от греч . рara – около, за пределами, вопреки) – вид вненаучного познания, который даёт определённую информацию о необъяснимых в данное время наукой физических явлениях и нестандартных способностях человеческого организма воздействовать на других людей, который описывает, объясняет и использует феномены, ещё не известные официальной науке и не доступные легальной практике.
Виды паранормального познания :
Экстрасенсорное восприятие – многозначный термин, используемый для обозначения многих якобы существующих эзотерических феноменов, таких как ясновидение, телепатия (мысленное общение) и предзнание.
Телепатия (от греч . tele – вдаль, далеко и pathos – чувство) – передача мыслей и чувств на расстояние без посредства органов чувств.
Телекинез (от гре ч. tele – вдаль + kinesis – движение, дословно: движение на расстоянии) – перемещение человеком физических объектов без посредства мышечного усилия. Попытки объяснения феномена телекинеза предпринимаются в парапсихологии.
Биолокация (от био... и лат. loco помещаю, расставляю), лозоходство, даузинг – группа парапсихологических практик, декларирующая возможность обнаружения скрытых предметов, обычно расположенных под землёй, таких как полости, источники воды, залежи полезных ископаемых, «геопатогенные зоны», «линии магической силы» и т.п. с помощью лозы, специальной рамки, маятника или иных приспособлений.
Ясновидение. дальновидение – получение знаний о тех или иных событиях без использования известных органов чувств или логических суждений.
Левитация (лат . levitas – легкость) – научно не объясненный феномен свободного парения человеческого тела (или какого-либо предмета), отмечаемый в различных сообщениях о святых, йогах, медиумах и т.п.; состояние левитации нередко переживается в сновидениях.
Медитативное познание, медитация (от лат . meditatio – мысленное созерцание, дремотное размышление) – это предельно глубокое духовное состояние, достичь которого можно следующими путями.
Во-первых, в результате постепенной отрешённости от внешних воздействий, телесной раслабленности, подавления реактивных, эмоциональных проявлений при помощи определённых физических упражнений, танцев, частых повторений молитв.
Такой путь предписывался в индийской и буддийской йоге, в античной «философии экстаза» платоников и неоплатоников, в учениях мусульман-суфистов, иезуитов («экзертация»), в православном «умном делании» исихастов. Нередко этот путь применяется и в настоящее время различными религиозными (кришнаиты), философскими (экзистенциализм), психоаналитическими («глубинная психология» Карла Юнга) течениями и даже в искусстве («медитативный» стиль в изобразительном искусстве, литературе, кино, музыке).
Во-вторых, в результате употребления наркотических средств, кислородного голодания, изоляции.
В-третьих, в состоянии клинической смерти, «жизни после смерти».
3) Вненаучное теоретическое познание : обществознание, философия.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: