Какие экспертизы назначаются при дтп расследование. Судебная автотехническая экспертиза. Ходатайство о назначении автотехнической экспертизы

Любой водитель, у которого есть полис ОСАГО или КАСКО вправе обратиться в страховую компанию за компенсацией при наступлении аварии. При этом размер выплаты зависит от размера нанесенного ущерба, который оценивается специальной экспертизой. В представленной статье мы расскажем, какие экспертизы можно провести при ДТП и в чем особенности каждой из них.

○ Что такое независимая экспертиза после ДТП и для чего она проводится.

Нередко бывают случаи, когда страховые компании занижают стоимость полагающейся к выплате компенсации. Делается это при помощи сотрудничества с СТО, неправильно оценивающего требуемую сумму для ремонта. Поэтому каждому водителю стоит знать о своем праве на независимую экспертизу, которая даст реальную оценку ситуации.

  • «1. В целях установления обстоятельств причинения вреда транспортному средству, установления повреждений транспортного средства и их причин, технологии, методов и стоимости его восстановительного ремонта проводится независимая техническая экспертиза.
  • 2. Независимая техническая экспертиза проводится по правилам, утверждаемым Банком России.
  • 3. Независимая техническая экспертиза проводится с использованием единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, которая утверждается Банком России. (ст.12.1 Федерального закона «Об обязательном страховании…» от 25.04.2002 №40-ФЗ)».

Независимая экспертиза оплачивается заказчиком и требуется, если:

  • Водитель хочет проверить, насколько правильно страхования оценила нанесенный ущерб.
  • Возникли подозрения о наличии скрытых дефектов, которые не были учтены при оценке.
  • Водителю нужно узнать точную сумму, в которую обойдется ремонт.
  • Планируется обращение в суд.

○ Виды экспертиз после ДТП.

Типы экспертной оценки различаются по определенным признакам.

В зависимости от подведомственности экспертной организации, для оценки может потребоваться:

  1. Проведение служебного расследования (досудебной экспертизы).
  2. Назначение судебной экспертизы.

Судебная экспертиза.

Это процессуальное действие, в рамках которого проводится исследование всех обстоятельств дела с целью выявления сведений, которые могут послужить доказательством в процедуре установления истины по уголовному делу. Как правило, они требуются для проверки других обстоятельств рассматриваемого дела. Главный вопрос, на который должна дать ответ подобная экспертиза – авария произошла из-за действий водителя, пренебрегшего правилами безопасности, или имел место несчастный случай.

Досудебная экспертиза.

Данный вид экспертизы проводится по желанию физических или юридических лиц, которые не согласны с выводами страховой компании либо с позицией другого участника ДТП. Цель процедуры – получение независимой оценки состояния автомобиля и требуемой для ее восстановления суммы.

В зависимости от состава участников:

Исходя из этого критерия может проводится три вида экспертной оценки.

Единоличная.

Назначается, когда обстоятельства аварии не вызывают больших разногласий между ее участниками. В данном случае не требуется присутствие уполномоченных лиц. Проблема решается между двумя водителями, попавшими в ДТП и их страховыми компаниями.

Комиссионная.

Данная экспертиза назначается, когда количество участников ДТП больше двух и при этом между ними возникают разногласия, требующие привлечения третьих лиц. В данном случае назначается комиссия из нескольких экспертов с одной специальностью. Они самостоятельно исследуют одни и те же объекты, дают ответы на одни и те же вопросы. Итогом экспертизы является общая оценка, согласованная со всеми членами комиссии. Если к единому мнению не удалось прийти, любой член комиссии может письменно представить и обосновать свою точку зрения.

Комплексная.

Подобный вид экспертизы требуется в особо сложных случаях, когда необходимо мнение экспертов из разных областей. Кроме эксперта-автотехника в созданную комиссию может входить криминалист, медик и т.д. Все эксперты исследуют одни и те же объекты, решая возникающие пограничные вопросы, общие для специалистов из разных областей.

В зависимости от очередности:

В данном случае критерием выбора типа экспертизы является ее сложность и количество возникающих вопросов. Сюда относятся следующие виды оценки:

Первичная.

Это экспертиза, которая дает ответ на вопросы, поставленные следователем либо судьей. Данный вид оценки является начальной стадией проведения экспертизы.

Дополнительная.

Если заключение эксперта не дает полной ясности о произошедшей аварии или отчет является неполным, назначается данный вид экспертизы. Здесь уточняется процесс исследования обстоятельств ДТП, даются более полные объяснения поставленным заключениям. При необходимости предоставляются дополнительные аргументы в пользу тех или иных выводов.

Повторная.

  • Назначается, если возникают сомнения в:
  • Компетентности эксперта.
  • Корректности проведенного анализа.
  • Объективности сделанных выводов.
  • Достоверности первичных данных.
  • Соблюдении требований УПК.
  • Возникновении новых материалов дела, способных повлиять на его ход.

Повторная экспертиза, как правило, является комиссионной и создается из новых членов. Участвовавшие в предыдущей оценке эксперты к повторному рассмотрению дела не допускаются.

○ Разновидности технических экспертиз после ДТП.

Для получения максимально полной картины происшествия, после аварии нужно провести комплекс независимых технических экспертиз. Каждая из них отвечает на конкретный перечень вопросов, давая в совокупности полное понимание обстоятельств наступившей аварии.

✔ Автотехническая экспертиза.

Цель данного вида независимой экспертизы – выявление обстоятельств и причин произошедшей аварии. Она дает ответ на комплекс вопросов, которые условно можно разделить на две группы:

  1. Определяющие техническую характеристику и параметры дорожной обстановки в момент ДТП. Данная экспертиза определяет такие физические показатели, как параметры сцепления покрытия дороги, коэффициент ускорения/торможения/сопротивления, время движения ТС, их траекторию и т.д.
  2. Анализ водительских действий в момент аварии. В данном случае экспертиза рассматривает насколько правильными и последовательными были действия участников ДТП относительно конкретной дорожной обстановки.

Автотехническая экспертиза назначается по заявлению органов дознания, суда, следствия, либо самих водителей, участвовавших в аварии. В заявлении на проведение экспертизы требуется указать основания, по которым проведение анализа необходимо, а также список вопросов, на которые заявитель хочет получить ответ. Подавая ходатайство на проведение автотехнической экспертизы, следует внимательно подойти к выбору экспертной организации. Главный критерий при принятии решения – опыт работы и уровень квалификации ответственного эксперта.

Законом не установлены конкретные сроки для проведения данного вида анализа. Также нет фиксированной стоимости проведения оценки. Точный срок проведения зависит от:

  • Сложности ситуации.
  • Объема материалов дела.
  • Загруженности эксперта.
  • Типа ТС.

Если анализ проводится в досудебном порядке, на процедуру отводится от 10 до 60 календарных дней. Если экспертиза назначается судом, срок проведения указывается в судебном решении.

Результатом анализа является заключение эксперта, в котором подробно отражена вся выявленная информация об обстоятельствах дела.

✔ Трасологическая экспертиза.

При трасологическом анализе подробно изучаются все следы, оставленные автомобилями на месте происшествия. Исходя из того, какие цели и задачи решает экспертиза, а также какие объекты исследуются, можно получить ответ на три группы вопросов:

  1. Определяющие групповую принадлежность транспорта:
    • Марка автомобиля.
    • Тип шин.
    • Соответствие следов указанной машине.
    • Вероятность столкновения ТС, исходя из анализа следов.
  2. Выявляющие целое по частям:
    • Соответствие найденных деталей конкретному автомобилю.
  3. Устанавливающие модель ТС, участвовавшего в произошедшем:
    • Количество машин, участвовавших в ДТП.
    • Какая именно машина оставила следы.

Трасология может проводиться на любом этапе дела об аварии, но чаще всего ходатайствуют о ее проведении органы дознания.

Срок проведения зависит от конкретных материалов дела и может занимать до месяца. Средняя стоимость процедуры – 15 тыс. руб., однако цена может варьироваться в зависимости от субъекта РФ и сложности дела. Результатом исследования является экспертное заключение, в котором даны ответы на все поставленные в начале вопросы.

✔ Автотовароведческая экспертиза.

Данный вид анализа проводится при возникновении разногласий с заключением страховой и размером компенсации. Экспертиза отвечает на такие вопросы, как:

  1. Есть ли у ТС скрытые дефекты, неучтенные страховой компанией?
  2. Каков реальный размер полученного ущерба и другие вопросы, связанные с изучением состояния автомобиля.

Потребовать автотовароведческую экспертизу может:

  • Страховая компания.
  • Органы дознания.
  • Водитель пострадавшего ТС.

Сроки проведения экспертизы и ее стоимость определяются договором, заключаемым с экспертной организацией. Как правило, на осуществление подробного анализа требуется от 10 до 15 календарных дней. Время проведения может быть ускорено за отдельную плату. Стоимость процедуры зависит от конкретных обстоятельств дела и региона проведения. Результатом анализа является экспертное заключение, в котором даются ответы на все поставленные вопросы.

✔ Комплексная экспертиза.

Данная экспертиза назначается в ситуациях, требующих исследования в различных областях. Ее проводит комиссия, состоящая из экспертов различных направлений, которые составляют общий отчет об обстоятельствах ДТП. Вопросы, на которые дает ответ комплексная экспертиза:

  1. Соответствует ли представленный для анализа автомобиль участвовавшему в аварии?
  2. Место расположения пострадавшего в момент аварии.
  3. Возможные повреждения при таком типе ДТП и т.д.

В данном случае составляется целостная картина произошедшего, отраженная в экспертном заключении с приложением фотоматериалов.

Ольга

Город: Ростов-на-Дону

28.03.18 мы с семьей попали в ДТП, которое произошло на нерегулируемом перекрестке. Мы въехали на перекресток по главной дороге, собираясь совершить поворот налево на второстепенную дорогу, и остановились, с включенным левым поворотником, пропуская движущийся прямо навстречу нам транспорт. Впереди, на расстоянии 62 м от нашего перекрестка загорелся красный свет светофора, все встречные машины остановились, и мы медленно начали поворачивать налево. В этот момент в наш автомобиль справа на высокой скорости врезался Мерседес, который проехал на красный свет светофора. Есть очевидец (он стоял в этот момент на данном светофоре), который подтверждает и его показания зафиксированы у дознавателя и в объяснениях моего мужа (он был за рулем нашего авто), что Мерседес проехал на красный. Записей с видеорегистратора нет, но есть запись с камеры видеонаблюдения, на которой видно, что мы только начинали движение,а Мерседес летел на высокой скорости,хотя в объяснениях водитель Мерса указал,что двигался он со скоростью 38км/ч., тормозного пути не было. НО на этой записи не видно светофор и то,что он проехал на красный,хотя это подтверждает наш свидетель. От удара нас развернуло на 90 градусов, весь перед машины срезан, как нам сказали, восстановление авто нецелесообразно. После проведения автотехнической экспертизы виновным признали мужа:" при повороте налево он не пропустил движущийся прямо в попутном направлении транспорт". Из объяснения дознавателя: светофор, на запрещающий сигнал которого проехал Мерседес, не относится к этому перекрестку и по схеме ДТП видно, что он находится на расстоянии 62 м от перекрестка. Это его нарушение, но к ДТП оно не имеет отношения. Но я не понимаю-как такие нарушения,как проезд на запрещающий сигнал светофора (пусть и стоящего не на самом перекрестке,но 62м -это даже не 100м, при соблюдении скоростного режима он имел бы возможность остановиться и предотвратить столкновение),превышение скорости не может иметь никакого значения в определении виновного?При проведении экспертизы вообще не были приняты во внимание показания нашего свидетеля, который видел, что второй водитель проехал на красный свет, также нигде в заключении эксперта не фигурировало наше видео с шиномонтажки, по которому ясно видно, что мерседес двигался далеко не с заявленной им устно скоростью 38 км/ч, а гораздо быстрее. Ведь по данному видео можно было в ходе экспертизы рассчитать реальную скорость его движения? Должны ли были эксперты исследовать все приведённые нами материалы в деле? Хотелось бы получить ответ на вопрос: справедливо ли решение дознавателя-действительно ли только муж виновен в ДТП? Есть ли смысл обжаловать данное решение, запросив проведение повторной экспертизы, чтобы выйти хотя бы на "обоюдку"? Можно ли обратиться в Вашу организацию для проведения повторной экспертизы?

По факту дорожных происшествий бывает трудно определить виновника инцидента, не обладая обширными знаниями в определенных научных областях. Поэтому для установления истины и защиты собственных прав у участников аварий нередко возникает потребность в профессиональной помощи специалистов.

С этой целью проводится судебная экспертиза ДТП, которая является возможностью поставить в споре точку.

В каких же ситуациях стоит обращаться к экспертам? Существует несколько случаев, когда без экспертного мнения не обойтись. Если причины аварии не очевидны или невозможно однозначно определить виновника случившегося, даже учитывая показания свидетелей и самих участников столкновения, заключение специалиста обычно становится решающим.

Но поскольку от сделанных выводов нередко зависит не только компенсация материального ущерба, но и судьба человека, которому грозит реальный тюремный срок, если в аварии получили травмы или погибли люди, не всегда мнение экспертов полностью удовлетворяет спорящие стороны. В подобных ситуациях закон предусматривает возможность для участника процесса, при несогласии с мнением специалистов, реализовывать право на ходатайство о назначении судебной экспертизы во второй или даже третий раз.

Экспертиза автомобиля после ДТП относится к специальному виду исследований не только транспортных средств, ставших участниками инцидента, но и разного рода объектов, имеющих прямое отношение к происшествию. Результаты этого исследования должны помочь получить ответы на следующие вопросы:

  1. Каковы были обстоятельства, факторы и причины, приведшие к ДТП.
  2. Кто является виновником произошедшего.
  3. Какими являются последствия аварии с точки зрения ущерба, полученного пострадавшей стороной.
  4. Существовала ли возможность предотвратить столкновение или наезд на человека.
  5. Какими были действия автомобилистов.

В процессе проведения исследования по оценке эксперта, который является опытным специалистом и владеет обширными знаниями в определенной области науки и техники, производится:

  • определение на момент столкновения реального технического состояния получивших повреждения автомобилей;
  • расчет скоростных параметров в период движения;
  • анализ действий лиц, управлявших автомобилями;
  • выявление наличия скрытых дефектов, выведших машину из-под контроля;
  • уточнение стоимости предстоящего ремонта для каждой из сторон.

Следует учитывать, что судебная экспертиза после ДТП является комплексной процедурой, включающей проверку различных аспектов, каждый из которых мог привести к происшествию. Чтобы дать ответы на все вопросы необходимо провести исследование:

  • технического состояния машины, подразумевающее изучение ее узлов, двигателя и кузова;
  • трасологическое, позволяющее определить траекторию движения автомобиля и его положение относительно других машин и объектов;
  • инженерно-психологическое, направленное на оценку эмоционального и психологического состояния водителя во время сложившейся транспортной ситуации, помогающее понять, мог ли он предотвратить наезд или столкновение.

Кроме того, судьёй для определения размера компенсационных сумм может быть назначена судебно-медицинская экспертиза при ДТП. При нанесении вреда здоровью или гибели участников инцидента СМЭ становится обязательной.

Если водитель не доверяет экспертному мнению и хочет перепроверить результат, по его желанию судебная экспертиза по ДТП может проводиться несколько раз. Закон весьма лоялен в этом вопросе, ведь стоимость исследования инициатор оплачивает из собственного кармана.

Срок проведения

Действующим российским законодательством на сегодняшний день не утверждены конкретные сроки, по истечении которых эксперты обязаны выдать заключение.

Конечно, организации или частные лица, проводящие исследования, не заинтересованы в затягивании работ. Но все же по разным причинам они могут быть проведены в срок от 3 до 5 дней или могут растянуться на месяц. Практика показывает, что чаще всего ожидание заказчика длится от 14 до 30 дней. Однако некоторые компании предлагают подготовить заключение в сжатые сроки. Конечно, делают они это за дополнительную оплату срочных услуг.

Сколько инициатору предстоит ждать результата, зависит от нескольких основных факторов. Главными из них являются:

  • сложность транспортного происшествия;
  • объем выполняемых работ;
  • выбранный заказчиком срочный или стандартный вариант подготовки отчета.
  • Если назначение автоэкспертизы производится судом, то конкретный срок, в течение которого необходимо подготовить заключение, указывается в соответствующем постановлении. Если исследование длилось дольше определенного судом срока, проволочка способна обернуться для эксперта неприятностями в виде наложения штрафа.

    Ходатайство о назначении судебной экспертизы после ДТП

    Порядок назначения экспертного исследования в гражданском, административном или уголовном судопроизводстве не имеет особых отличий и регламентируется действующим законодательством.

    Подать ходатайство о его назначении имеет право как сторона разбирательства, так и судья. Инициировать проверку имеет право любая из сторон, независимо от того, является ли она истцом или ответчиком по делу. При этом назначена она будет лишь в том случае, если заявитель докажет ее необходимость, а в тексте ходатайства обозначит, какие именно обстоятельства, необходимые для вынесения объективного решения, она должна прояснить.

    Обращаться с заявлением нужно к суду первой инстанции в период рассмотрения доказательств по делу. Если первое судебное решение вынесено, инициировать проведение исследования параллельно с апелляцией можно лишь при наличии весьма веских оснований, объясняющих, по какой причине оно не было проведено ранее.

    Если во время аварии пострадали люди, следователь нередко назначает проведение автоэкспертизы еще до передачи материалов в суд. Однако и в этом случае исследование все равно считается судебным.

    Инициатор может составить ходатайство в свободной письменной форме, но с указанием обязательных реквизитов:

    • наименования судебного органа и номера рассматриваемого дела;
    • основания, убеждающие в необходимости проведения экспертизы;
    • вопросов, на которые эксперт должен дать исчерпывающие ответы;
    • желаемого исполнителя работ;
    • перечисления предоставляемого для исследования оборудования или частей транспортного средства, а также предметов, имеющих отношение к аварии.

    Стороны процесса имеют право составлять перечень интересующих их вопросов, но окончательный список устанавливает судья.

    Прошение может быть озвучено устно в ходе судебного заседания. Однако, если судья не примет доводы инициатора, ему будет трудно доказать обоснованность своей просьбы.

    Поэтому ходатайство лучше всего подавать в письменном виде, используя для его составления доступные образцы документа или привлекая помощь автоюриста.

    Следует обратить внимание на то, что приложениями к ходатайству должны являться только документы, доказательства или свидетельские показания, фигурирующие в деле. Если заявителю стали доступны новые доказательства, он обязан приобщить их к материалам дела.

    Закон разрешает инициатору самостоятельно определить исполнителя работ. Желательно, чтобы он не сотрудничал со страховой компанией, иначе существует риск занижения суммы ущерба. Если заявитель желает указать компанию или частное лицо, выполняющее экспертные услуги на основании лицензии, следует помнить, что в рамках ОСАГО на подобную работу имеет право только специалист, состоящий в реестре экспертов-техников при МинюстеРоссии.

    Как обжаловать судебную экспертизу

    Во время судебного разбирательства любая из сторон может приводить доказательства в свою пользу, другая же сторона может с ними не соглашаться. На этом основании участник разбирательства может обжаловать и выводы эксперта. Для этого он должен знать, как оспорить судебную экспертизу по ДТП.

    Настаивать на мнении независимого специалиста недовольная сторона может на основании того, что по ее мнению:

    • экспертная рецензия является ошибочной;
    • эксперт составил ложное заключение.

    Опротестовать результат можно, подав прошение о назначении независимой процедуры проверки. Однако если вы хотите добиться повторной проверки, нужно определиться, какие именно критерии заставляют думать, что рецензия специалиста-техника неверна, ведь только веские аргументы могут убедить судью согласиться с назначением повторного или даже третьего исследования:

    1. Обе стороны обязаны быть ознакомлены с выводами эксперта, в противном случае появляется повод для оспаривания.
    2. Участник процесса должен убедиться, что получил ответы на все интересующие его вопросы. При наличии выводов, позволяющих толковать данные двояко, появляется повод сомневаться в квалификации специалиста и попытаться добиться повторного исследования.
    3. Заключение эксперта обязано быть полным и не вызывать сомнений, иначе недовольный участник может подавать ходатайство о повторном исследовании.

    Оформляя ходатайство о назначении вторичной экспертизы, заявителю следует придерживаться делового стиля при составлении документа и соблюдать правила его написания:

    1. Обозначить адресата, которому направляется документ, и данные заявителя.
    2. Указать в названии: ходатайство о назначении повторной экспертизы.
    3. Во вступлении обозначить данные о сделанной ранее экспертизе, а также сведения о специалисте-технике.
    4. В описании указать выводы предыдущего эксперта и доводы, заставляющие усомниться в их достоверности.
    5. В заключении высказать просьбу к суду удовлетворить ходатайство и назначить повторное исследование. Кроме этого, следует приложить список вопросов, на которые необходимо получить ответ.
    6. Закончить оформление документа нужно проставлением даты его составления, подписью и расшифровкой фамилии заявителя.

    К ходатайству следует приложить все доказательства и документы, которые заявитель посчитает необходимыми. Получив прошение, судья принимает соответствующее его мнению решение в ходе рассмотрения дела. При этом он может удовлетворить его полностью или частично, но может и отклонить вовсе, посчитав аргументы заявителя неубедительными.

    Именно поэтому, независимо от того, оспариваем мы результаты первичного исследования, или подаем ходатайство о проведении повторного, лучше воспользоваться услугами опытного автоюриста. Ведь от того, удовлетворит ли суд ходатайство, может зависеть будущее конкретного человека.

    Экспертиза ДТП - это научно-техническое исследование обстоятельств происшествия, которое выполняется специалистами, владеющими знаниями в области ДТП. Признав необходимым производство экспертизы, следователь выносит об этом постановление (ст.195 УПК РФ). Целью экспертизы является научно обоснованное восстановление обстоятельств процесса происшествия (механизма) и установление объективных причин ДТП.

    По делам по искам о возмещении вреда, причиненного ДТП, как показывает судебная практика, возникает необходимость разъяснения возникающих в ходе рассмотрения дел данной категории вопросов, требующих специальных познаний.

    Судья вправе с учетом мнения участвующих в деле лиц назначить при подготовке дела к судебному разбирательству экспертизу (автотехническую, автотовароведческую, транспортно-трассологическую, медицинскую и другие) во всех случаях, когда необходимость экспертного заключения явствует из обстоятельств дела и представленных доказательств (п. 8 ч. 1 ст. 150 ГПК РФ). При назначении экспертизы должны учитываться требования ст. 79 - 84 ГПК РФ, причем лицам, участвующим в деле, следует разъяснять их право поставить перед экспертом вопросы, по которым должно быть дано заключение.

    Вместе с тем необходимо иметь в виду, что в соответствии со ст. 79 ГПК РФ на разрешение экспертизы могут быть поставлены только те вопросы, которые требуют специальных познаний в области науки, искусства, техники или ремесла. Недопустима постановка на разрешение экспертизы вопросов права, разрешение которых относится к компетенции суда (например, о допущенных водителями нарушениях Правил дорожного движения, степени вины водителей, непосредственной причине происшествия).

    В определениях суда о назначении автотехнической экспертизы должны быть изложены сведения, устанавливаемые судом в ходе судебного разбирательства, о взаиморасположении транспортных средств на дороге и относительно места столкновения на момент возникновения опасности движения, о режиме движения их перед столкновением, о положении транспортного средства в момент включения конкретного сигнала светофора и т.п. Если материалы осмотра места ДТП у суда не вызывают сомнения в достоверности, то необходимо ссылаться на эти материалы как на источник исходных данных.

    Также следует учитывать, что для проведения транспортно-трассологической экспертизы, как правило, необходимо предоставление аварийных транспортных средств при условии сохранности всех повреждений.

    Экспертизы ДТП можно разделить по нескольким признакам:

    1. В зависимости от ведомственной принадлежности организации, исследующей ДТП, различают служебное расследование и судебную экспертизу.

    2. По составу участников экспертизы делят на: единоличные, комиссионные и комплексные.

    Единоличную экспертизу проводят в сравнительно простых случаях, когда характер ДТП не вызывает разногласия в толковании отдельных его обстоятельств.

    Комиссионную экспертизу назначают при разборе сложных происшествий с большим числом участников и транспортных средств, а также при наличии обстоятельств, которые вызывают сомнения или разногласия в их толковании. В состав комиссии входят несколько экспертов одной специальности. Члены комиссии исследуют одни и те же объекты и отвечают на одни и те же вопросы. Комиссия экспертов представляет общее заключение, согласованное со всеми ее членами. При возникновении разногласий каждый член комиссии может представить письменно свое особое мнение, обосновав его.

    Комплексную экспертизу назначают в случаях, когда возникшие вопросы не могут быть решены специалистами одного рода, и требуются лица разных специальностей. При комплексной экспертизе в состав комиссии кроме эксперта-автотехника, могут быть включены медики, криминалисты и т.д. Комиссия исследует одни и те же объекты и решают вопросы пограничные, общие для специалистов различных отраслей знания.

    3. По очередности проведения различают первичную, дополнительную и повторные экспертизы.

    Проводя первичную экспертизу, эксперт-автотехник отвечает на конкретные вопросы, содержащиеся в постановлении следователя или определении суда.

    Дополнительную экспертизу назначают при недостаточной ясности или неполноте заключения эксперта. Дополнительное исследование разъясняет заключения, данные ранее, уточняет процесс исследования ДТП и смысл выводов. Дополнительно аргументируются выводы на поставленные ранее вопросы.

    Повторная экспертиза может быть назначена, если имеется сомнение в квалификации эксперта, правильности проведенной экспертизы, объективности ее выводов или в достоверности исходных данных, положенных в основу заключения, а также при нарушении требований УПК. Необходимость в повторных экспертизах возникает также при выявлении дополнительных материалов, неизвестных при первичной экспертизе и по-новому освещающих обстоятельства дела. Повторная экспертиза чаще всего бывает комиссионной и назначается только в новом составе. В состав новой комиссии не могут быть включены эксперты, участвовавшие в первичной и дополнительной экспертизах.

    Судебная экспертиза ДТП - это процессуальное действие, исследующее обстоятельства дела о ДТП в целях выявления фактических данных, которые могут явиться доказательством для установления истины по уголовному делу. Такие фактические данные могут иметь значение для проверки данных, полученных на основе других доказательств.

    Судебную экспертизу ДТП проводят по поручению следователей и судов в предусмотренном законом порядке лица, имеющие специальные знания. Это, как правило, штатные сотрудники экспертных учреждений. В отдельных случаях следственные и судебные органы поручают проведение экспертизы внештатным экспертам: работникам научно-исследовательских институтов, вузов, техникумов. В основном при экспертизе ДТП необходимы специальные познания в области судебной медицины, автомобильной техники и криминалистики.

    Поскольку все ДТП связаны с уголовной ответственностью виновных и их последующим наказанием, то материалы на такие ДТП передаются органам дознания и следствия, назначающим судебную экспертизу. Параллельно может проводиться служебное расследование, задачи которого обычно несколько шире. В сложившейся практике к крупным относят происшествия, результатом которых были смертельный исход, тяжкие или менее тяжкие телесные повреждения или значительный материальный ущерб. При отсутствии телесных повреждений и смерти людей и при ущербе, не превышающем определенной суммы, проводят только служебное расследование. Материальный ущерб возмещается в административном порядке.

    Судебно-медицинский эксперт устанавливает причины смерти и характер телесных повреждений участников ДТП - водителей, пешеходов, пассажиров, а также наличие и степень алкогольного опьянения; определяет механизм образования телесных повреждений и их связь с происшествием; выясняет состояние здоровья потерпевших.

    Криминалистический эксперт исследует различного рода следы движения предметов, возникшие в процессе ДТП (трасологическая экспертиза). По следам, оставленным на месте ДТП (следы торможения или отпечатки протекторов шин на покрытии дороги, царапины на столбах, зданиях и транспортных средствах), осколкам стекол и другим деталям эксперт-криминалист определяет модель и марку транспортного средства, направление его движения и положение на проезжей части в различные моменты времени.

    Целью судебной автотехнической экспертизы является установление научно обоснованной характеристики процесса ДТП во всех фазах, определение объективных причин ДТП и поведения его отдельных участников. В результате экспертизы лица, расследующие данное ДТП, должны получить возможность ответить на основной вопрос: имел ли место несчастный случай или событие произошло в результате неправильных действий его участников, пренебрегших требованиями безопасности?

    Эксперт-автотехник для достижения этой цели должен решить несколько частных задач, возникших в ходе экспертизы. В зависимости от обстоятельств ДТП эти задачи могут встретиться в различных комбинациях. В общем виде они формулируются следующим образом:

    · выяснение, систематизация и критический анализ факторов, сопутствующих ДТП. К таким факторам относятся: техническое состояние транспортных средств и дороги; параметры движения транспортных средств и пешеходов; организация движения и сопутствующие технические средства;

    · отбор факторов, которые могли способствовать возникновению и развитию ДТП, их теоретическое и экспериментальное исследование;

    · установление технических причин исследуемого ДТП и возможности его предотвращения отдельными участниками;

    · определение поведения участников рассматриваемого ДТП и соответствие их действий требованиям Правил дорожного движения и других нормативных актов.

    Эксперт-автотехник устанавливает определенные доказательства путей исследования других установленных ранее доказательств. Они предоставляются судебному эксперту следователем или судом и являются основным исходным материалом, базируясь на котором, эксперт формулирует свое заключение. Кроме того, часть исходных данных эксперт определяет самостоятельно на основании материалов дела, представленных на экспертизу.

    Для производства судебной автотехнической экспертизы в распоряжении эксперта должны быть предоставлены материалы, достаточные для полного и объективного исследования.

    К этим материалам относятся:

    · постановление следователя о назначении экспертизы;

    · протокол осмотра ДТП;

    · схема ДТП;

    · протокол осмотра и проверки технического состояния транспортного средства;

    · справка по ДТП.

    Этот перечень может быть дополнен протоколом следственного эксперимента и другими материалами, а также протоколом допросов свидетелей.

    Служебному эксперту, как правило, таких документов не предоставляют. Необходимые данные он получает самостоятельно в результате выезда на месте ДТП, осмотра транспортных средств, бесед с потерпевшими и свидетелями. Он может снять копии с оформленных сотрудниками ГАИ документов. Назначение экспертизы следователем и судом должно быть оформлено процессуально. Если документ о назначении отсутствует, экспертиза утрачивает свое юридическое значение.

    Постановление о назначении экспертизы состоит из трех частей:

    · вводной;

    · описательной;

    · резолютивной (заключительной).

    В вводной части указывают вид экспертизы, дату и место составления постановления, наименование органа или фамилию должностного лица, назначившего экспертизу, номер дела, фамилию и инициалы подозреваемого.

    В описательной части излагают фабулу ДТП и характеризуют обстоятельства, связанные с объектами экспертизы. Особое значение для автотехнической экспертизы имеют технические данные, необходимые для восстановления механизма ДТП. К ним относятся:

    · координаты места и время ДТП;

    · характеристика проезжей части и ее состояния;

    · тип и техническое состояние транспортного средства;

    · скорость движения транспортных средств и пешеходов;

    · длина и характер следов торможения или качения колес;

    · расположение транспортных средств и других объектов и предметов на проезжей части;

    · характеристика видимости и обзорности с места водителя в момент ДТП.

    В постановлении должно быть указано, применял ли водитель экстренное торможение, какой частью транспортного средства был сбит пешеход или нанесен удар другому транспортному средству, неподвижному препятствию. В конце описательной части постановления перечисляют статьи УПК, которыми руководствовался следователь, назначая экспертизу.

    В резолютивной части постановления указывают вид назначаемой экспертизы, учреждение или лицо, которому она поручена, перечисляют вопросы, поставленные на разрешение эксперта, описывают направляемые на исследование объекты и материалы.

    Протокол осмотра места ДТП содержит описание и характер всех элементов места происшествия, которые были обнаружены в процессе осмотра. По существующему положению в состав оперативной группы, выезжающей на место ДТП, должны входить сотрудники ГАИ, следователь органов внутренних дел, эксперт оперативно-технического аппарата, судебно-медицинский эксперт или врач, сотрудник уголовного розыска.

    Однако обычно нет необходимости в обязательном присутствии всех перечисленных специалистов. Поэтому первичное расследование ДТП и оформление документации обычно возлагают на дежурного по подразделению ГАИ или инспектора дорожно-патрульной службы.

    Протокол осмотра места ДТП содержит: дату осмотра, должности и фамилии лиц, участвующих в осмотре, фамилии, имена и отчества водителей и понятых, характеристики всего, что было обнаружено в процессе осмотра, предметы, изъятые с места ДТП, заявления по существу осмотра, время осмотра. Протокол подписывают все лица, производившие осмотр и участвовавшие в осмотре.

    Схема ДТП представляет собой план местности с графическим изображением обстановки происшествия и является приложением к осмотру места ДТП. Схема фиксирует не только координаты транспортных средств и пешеходов после происшествия, но и их примерное расположение перед происшествием, а также направление (траекторию) движения. Для наглядного и точного представления о размерах предметов и расстоянии между ними схема должна быть выполнена в масштабе. Иногда графическое изображение сопровождается пояснительной таблицей с указанием климатических условий, состояния освещения и видимости. Особое внимание обращают на положение предметов, ограничивающих обзорность дороги с места водителя. Эксперт может точно восстановить расположение транспортного средства на проезжей части только в том случае, если его изображение на схеме правильно привязано к постоянным неподвижным ориентирам: километражному указателю, зданию и т.п.

    Схема и протокол осмотра места ДТП должны содержать четкие характеристики следов колес на покрытии.

    Протокол осмотра и проверки технического состояния транспортных средств фиксирует технические неисправности и повреждения, выявленные при осмотре этих средств. Неисправности могут быть причиной ДТП, а повреждения - его следствием. В протоколе указывают вид повреждений, их месторасположение и размеры. Особое внимание уделяют техническому состоянию агрегатов и систем автомобиля, влияющих на безопасность: тормозной системе, рулевому управлению, шинам, подвеске, системам освещения и сигнализации.

    Справка по ДТП содержит сведения о времени, месте происшествия, краткое его описание с указанием места жительства пострадавших и адреса лечебного учреждения, в которое они направлены, информацию об автомобилях, участвовавших в ДТП, и их водителях.

    Справка содержит сведения, относящиеся не только к моменту осмотра места происшествия, но и к моменту события, т.е. самого ДТП. Ее заполняет должностное лицо, осматривающее место ДТП.

    Производство экспертного исследования ДТП осуществляется на основе определенных методов и приемов исследования деятельности эксперта. Экспертные исследования представляют собой сочетание логического анализа и инженерных расчетов. В зависимости от вида ДТП, его сложности и вопросов, поставленных на разрешение, исследования могут иметь различный характер. В большинстве случаев процесс производства судебной автотехнической экспертизы можно разделить на следующие этапы:

    · ознакомление с постановлением, изучение материалов дела, уяснение предстоящей задачи;

    · экспертиза и оценка исходных данных;

    · построение информационной модели исследуемого ДТП;

    · проведение расчетов, составление графиков и схем;

    · оценка проведенных исследовании, уточнение первоначальной модели ДТП;

    · формулирование выводов;

    · составление и оформление заключения эксперта.

    Получив постановление о назначении экспертизы, эксперт знакомится с его содержанием, изучая фабулу ДТП в том виде, в каком она установлена следствием (судом), и вопросы, на которые предстоит ответить. Затем эксперт анализирует материалы уголовного дела и систематизирует их в последовательности, удобной для предстоящего исследования. Особое внимание при изучении материалов дела обращается на их полноту и взаимную согласованность. Если изучив представленные материалы, эксперт придет к выводу, что их недостаточно для производства экспертизы или что в них имеются не устраненные противоречия, он должен известить об этом орган, вынесший постановление, и запросить новые материалы.

    Исследованию подлежат все возможные версии. Исследуя ДТП, эксперт-автотехник прибегает к расчетам для определения параметров движения пешеходов и транспортных средств. Необходимые исходные данные он частично берет из постановления следователя и других материалов, предоставленных в его распоряжение. Эти данные эксперт не вправе изменять, даже если их достоверность вызывает у него сомнения. При наличии противоречий или сомнений в исходных материалах эксперт обязан указать на них в своем заключении. Как правило, предоставляемых исходных данных недостаточно для детального расчета и значительную часть параметров эксперт выбирает из справочников, нормативных актов, отчетов, инструкций предприятия-изготовителя, научно-исследовательских работ и других источников. К числу выбираемых данных относятся:

    · габаритные размеры автомобиля, колея, база, масса, координаты центра тяжести, радиусы поворота;

    · показатели тяговой динамичности автомобиля (максимальные скорость и ускорение, время и путь разгона);

    · коэффициенты продольного и поперечного сцепления шин с дорогой;

    · коэффициент сопротивления качению;

    · время реакции водителя;

    · время срабатывания тормозного привода;

    · время увеличения замедления при торможении;

    · КПД трансмиссии;

    · фактор или коэффициент обтекаемости.

    В отличие от данных, установленных следствием и относящихся только к данному ДТП, выбираемые показатели характеризуют некоторое множество аналогичных явлении. Их значения являются осредненными и относятся к данному ДТП лишь косвенно как наиболее вероятные. Чем подробнее в исходных данных охарактеризованы обстоятельства, от которых зависит возможность правильного выбора данных, тем точнее расчеты и достовернее выводы эксперта. При построении первоначальной модели ДТП эксперт выявляет время и место происшествия, дорожную обстановку в зоне ДТП, направления движения транспортных средств и пешеходов и их примерное расположение на проезжей части в различные фазы происшествия. Намеченная модель уточняется путем расчетов, которые позволяют установить состоятельность исходных данных и ответить на поставленные вопросы.

    При расчетах могут использоваться аналитические, графоаналитические и графические методы. Сопоставление результатов расчета с другими обстоятельствами дела подтверждает достоверность исходных данных (или доказывает их несостоятельность) и позволяет установить новые доказательства. Оценивая выводы, полученные на основании расчетов, эксперту иногда приходится изменять первоначальную модель ДТП, а иногда полностью от нее отказываться и разрабатывать новую модель, согласующуюся с результатами проведенных исследовании.

    В ходе исследования ДТП эксперты используют уравнение движения (математические модели) транспортных средств. Практическая непригодность таких уравнении для экспертных целей очевидна.

    Во-первых, исходные данные, которыми оперируют эксперты, имеют, как правило, весьма невысокую точность и введение их в самые сложные формулы не может привести к точным результатам. Во-вторых, в настоящее время не существует надежных способов решения столь громоздких систем, и применение различных алгоритмов может дать различные результаты.

    Поэтому при экспертном исследовании ДТП целесообразно применять модели достаточно простые и удобные для практического использования и вместе с тем обеспечивающие нужную точность (во всяком случае не меньшую, чем точность исходных данных). Последнее обычно достигается путем введения в расчеты эмпирических поправочных коэффициентов и формул.

    Разрабатывая информационную модель ДТП, эксперты-автотехники в качестве основы чаще всего используют фабулу происшествия, содержащуюся в описательной части постановления о назначении экспертизы. Однако в ходе исследования эксперт может прийти к выводу о том, что действительный механизм ДТП отличается от описанного в постановлении. Причиной расхождения могут быть неточность свидетельских показаний, ошибка, допущенная при осмотре места ДТП и при освидетельствовании транспортного средства, и т.д. Возможны случаи, когда следствие, несмотря на самое тщательное изучение всех доказательств, не в состоянии описать последовательность событий при ДТП и установить его механизм или считает равновероятными несколько различных версий.

    Наконец, приходится учитывать возможность непроизвольных ошибок следователя, его недостаточную компетентность в специальных вопросах теории и экспертизы автомобиля, а также умышленное искажение материалов дела и разборку версии, отличающуюся от истины.

    Если эксперт-автотехник приходит к выводу о том, что действительный механизм ДТП отличается от описанного следствием, то он излагает свою версию и дает объяснение возникшим расхождениям.

    Письменное заключение судебного эксперта состоит из трех частей: вводной, исследовательской и вывода. В вводной части указывают наименование экспертизы, ее номер, наименование органа, назначившего экспертизу. Сообщают сведения об эксперте, даты поступления материалов на экспертизу и подписания заключения, перечисляют обстоятельства дела, имеющие значение для дачи заключения. Приводят исходные данные, перечисляют используемые справочно-нормативные документы. В конце вводной части приводят вопросы, поставленные на разрешение. Кроме того, сообщают указанные в постановлении мотивы назначения дополнительной или повторной экспертизы.

    Исследовательская часть заключения эксперта содержит описание процесса исследования и его результаты, а также научное объяснение установленных фактов. Каждому вопросу, разрешенному экспертом, соответствует определенный раздел исследовательской части. Приводят результаты следственных действий, имеющих значение для выводов эксперта. Заканчивается исследовательская часть экспертной оценкой полученных результатов.

    Выводы эксперта излагают в виде ответов на поставленные вопросы в той последовательности, в которой вопросы приведены в вводной части. На каждый из поставленных вопросов должен быть дан ответ по существу, либо указано на невозможность его решения. Если в процессе исследования экспертом установлены какие-нибудь обстоятельства, способствующие ДТП, по которым ему не были заданы вопросы, то выводы по этим обстоятельствам излагаются в конце.

    По таким же правилам оформляют результаты экспертизы, проведенной в суде.

    Заключение служебного эксперта составляют в произвольной форме. От акта судебной экспертизы заключение служебного эксперта отличается тем, что не содержит вопросов, поставленных на разрешение эксперта.

    Судебными доказательствами считают любые фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке органы дознания, следователь и суд устанавливают наличие (или отсутствие) общественно опасного деяния, виноватость лица, совершившего это деяние, и другие обстоятельства, имеющие значение для правильности решения дела. К таким доказательствам относятся: показания свидетелей, обвиняемого, потерпевшего, заключение эксперта, вещественные доказательства, протоколы следствия и судебных действий.

    Заключение эксперта является важнейшим средством доказывания в делах об автотранспортных преступлениях. Оно содержит доказательственную информацию. Ее получают путем проведенных на основе научных данных исследований, а также фактических обстоятельств, зафиксированных в уголовном деле. Исследуя поставленные доказательства, эксперт в соответствии с поставленными перед ним задачами устанавливает другие доказательства по делу, используя при этом специальные познания. Таким образом, доказательственная информация, устанавливаемая судебной экспертизой, является результатом обобщающего познавательного процесса и носит характер вывода.

    На рисунке 1 показаны связи отдельных звеньев систем «следствие - экспертиза - суд» при расследовании ДТП, при этом расследование находится под контролем прокуратуры. Определенное место в этой деятельности может занимать судебная экспертиза.

    Рисунок 2.1 - Взаимодействие звеньев систем «следствие-экспертиза -суд» в исследовании механизма ДТП

    Современная судебно-автотехническая экспертиза относится к инженерно-транспортным экспертизам. Различают пять видов экспертиз:

    1) различных видов ДТП;

    2) следов на месте ДТП и повреждений на транспортных средствах;

    3) технического состояния транспортных средств;

    4) инженерно-психофизиологическая экспертиза участников ДТП;

    5) дорожных условий и окружающей среды.

    Совершенствование и развитие каждого вида, базирующегося на специальных методах исследования, расширяют возможности судебной экспертизы. Большим резервом в решении проблемы безопасности является повышение точности и объективности методов анализа ДТП, выявление причинно-следственных связей.

    Рассмотрим практику суда.

    9 июля 2011г. в 13 час. 45 мин. на участке шоссе Князе-Волконовское - с. Сергеевка, в 1 км от Сергеевки, обнаружен труп мужчины, а рядом с ним сломанный велосипед. Выехавшие на место члены следственно-оперативной группы (СОГ), произвели осмотр трупа и места его обнаружения. Наряду с осмотром производилось выявление свидетелей. Путем опроса местных жителей удалось выяснить, что в момент происшествия по данному участку шоссе проезжали на подводе Иван Скворцов и его малолетний внук Степка.

    При осмотре места происшествия и трупа установлено, что на голове и руках убитого имеются значительные повреждения в виде переломов костей и ран с рваными краями. Никаких документов в одежде мужчины не оказалось. В 2,5 м от трупа находился велосипед. Руль и рама с левой стороны и переднее колесо велосипеда оказались поврежденными. На руле имелось наслоение зеленой краски в виде мазка размером 3,5 см. Около трупа на грунте обочины и на откосе кювета были обнаружены вдавленные двойные следы протектора колес автомобиля. На рисунке от правового заднего наружного протектора отразились индивидуальные особенности в виде выбоин и надрезов. По следам установлено, что ширина колеи передних колес 160 см, а задних 180 см, ширина протектора 14,6 см, окружность шины - 292 см. Изучение следов показало, что автомобиль двигался зигзагообразно, проезжая с одной стороны шоссе на другую.

    Недалеко от трупа, обнаружены аналогичные следы транспортного средства, которым был сбит мужчина. Также по следам установлено, что автомашина заезжала в кювет, рядом с которым имелась куча щебня со следами, указывающими на то, что из нее набирали лопатой некоторое количество грунта. С обратной стороны кучи обнаружена пустая бутылка из под водки "ФЛАГМАН", несколько окурков от сигарет "Saint Georde" и остатки пищи. При обработке поверхности бутылки дактилоскопическим порошком обнаружено множество следов пальцев рук, в трех из которых четко просматриваются папиллярные линии. В нескольких метрах от предполагаемого "застолья" обнаружен объемный след обуви длиной 29 см

    По данному делу должны быть произведены экспертизы (Приложение 2):

    Экспертиза краски (КЭМВИ) с велосипеда;

    Обоснование: на месте происшествия найден велосипед. На нем имеется след краски в месте повреждения велосипеда. Можно предположить, что он появился от столкновения с автомобилем

    Судебно-медицинская экспертиза трупа;

    Обоснование: на месте происшествия найден труп неизвестного мужчины. Предположительно он был сбит автомобилем

    Трасологическая экспертиза следа обуви

    обоснование: на месте происшествия найден след обуви. Его мог оставить преступник, свидетель.

    Дактилоскопическая экспертиза

    Обоснование: следы пальцев рук оставлены на поверхности бутылки. Возможно это был свидетель или преступник.

    Экспертиза следов транспортного средства.

    Обоснование: на месте происшествия обнаружен зигзагообразный след транспортного средства. Он вероятнее всего принадлежит автомобилю, который сбил велосипедиста

    Экспертиза слюны (судебно-медицинская)

    Обоснование: на месте происшествия оставлены окурки сигарет. На ней может быть слюна человека, который был свидетелем преступления или преступником

    Экспертиза велосипеда.

    Обоснование: на месте происшествия был найден велосипед, который получил сильные повреждения от столкновения.

    Таким образом, можно сделать следующие выводы. Экспертиза механизмов ДТП является традиционным видом судебной экспертизы, в рамках которого эксперты решают наиболее распространенные задачи, связанные с определением параметров движения участников, технической возможности предотвращения ДТП, оценкой действий участников ДТП и соответствия этих действий требованиям нормативной документации, а также с выявлением причинно-следственных связей в механизме ДТП. Объективность и достоверность результатов анализа и выводов эксперта-автотехника зависят от качества исследования на трех основных этапах экспертизы: применения исходных параметров и коэффициентов, методического аппарата исследования, формулирование экспертного вывода.



    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: