Кто может быть ответственным за охрану труда. Кафедра промышленной, экологической безопасности

Каждый работающий гражданин имеет полное право на обеспечение ему определенных гарантий для работы, но не все работодатели одинаково соблюдают эти нормы. В этом случае работникам необходима защита. Как же защитить свои права? Как возместить ущерб и привлечь работодателя к ответственности?

Что говорит закон?

Действующая Конституция РФ, а также Трудовой кодекс нашего государства гарантируют гражданам право на оплачиваемый труд, а также необходимость обеспечения работающих всем необходимым снаряжением и соответствующими условиями труда.

Если же эти нормы будут нарушены, тогда работодатель понесет ответственность в виде штрафных санкций. Но несмотря на это, разные виды нарушений в данной сфере часто имеют место на практике. Видимо работодатели рассчитывают на то, что смогут избежать ответственности и не спешат создавать все необходимые условия комфортного труда.

В 2002 году Министерство труда утвердило специальное Постановление, которое закрепляет порядок действия всех правил по охране труда

Кроме того, в Трудовом кодексе есть определение видов ответственности. Среди них есть и дисциплинарная. Именно на руководителя учреждения возлагаются обязанности по организации всех необходимых мер для охраны труда. В свою очередь руководитель может вменить в обязанности ведение вопросов охраны труда специалисту, скажем, инженеру по охране труда. Тогда уже и результат нужно будет спрашивать с него. Согласно нормам Конституции, подтвердить соблюдение работодателем всех указанных условий можно с помощью контролирующих органов. Поэтому за нарушения таких условий при проверке будет составлен акт, которым руководителя будут привлекать к административной ответственности.

При этом в каждом отдельном правонарушении учитываются его вид и степень тяжести, что и определит меру предстоящей ответственности.

Нарушения в данной сфере могут повлечь за собой также материальную ответственность виновных лиц. Имеется в виду, что работодатель обязан будет возмещать пострадавшему лицу от его неправомерных действий размер нанесенного ущерба.

Процесс применения административных санкций регулируется Кодексом об административных правонарушениях. Этот акт регулирует случаи более тяжелых нарушений за которые не предусмотрена уголовная ответственность.

Следующим актом является Уголовный кодекс, который определяет уголовную ответственность, применяющуюся в случаях с наступлением более серьезных последствий.

Стоит отметить, что чаще всего проверяющие органы обнаруживают именно административные нарушения и применяют соответствующие меры. Рассмотрим же каждый из отдельных случаев и варианты ответственности.

Административная ответственность

Итак, новые изменения, произошедшие в 2015 года в КоАП касались введения в действие новой статьи 5.27.1. Она отображала отдельные виды правонарушений в данной сфере, а также устанавливала наказания за них, такие как:

1.Нарушение требований нормативных актов федерального или местного уровней с последующим вынесением виновным лицам письменного предупреждения или применения штрафных санкций в размерах:

  • 2 -5 тыс. руб. — для руководителей, а также индивидуальных предпринимателей;
  • 50-80 тыс. руб. — для юридических лиц (предприятий и организаций любой формы собственности).

Пример: На предприятии, которое занимается производством мебели, не была проведена проверка приборов для сборки мебели. В итоге, в процессе работы инструмент ломается, нанося увечия сотруднику. Здесь уже для защиты своих прав работник обращается с исковым заявлением и требует возмещения убытков на лечение. Но это при условии, что работодатель продолжает и дальше нарушать закон, не составляя акты о нарушении и не уведомляя о травматическом случае соответствующий государственный орган.

2. Нарушение работодателем установленного порядка осуществления оценки условий труда с целью корректировки их и устранения нарушений, отсутствие соответствующих документов по ее проведению. Предполагает предупреждение или применение штрафа в размерах:

  • 5 -10 тыс. руб. — для руководителей, а также индивидуальных предпринимателей;
  • 60 -80 тыс. руб. — для юридических лиц.

Здесь также необходимо учитывать, что осуществление данной процедуры должно происходить в обязательном порядке на тех рабочих местах, которые имеют опасные для здоровья работников показатели труда. По ее результатам можно определить назначать ли льготы сотруднику за такую его трудовую деятельность (надбавки, премии и так далее, которые должны выплачивать работодатели).

3. Допуск сотрудника к исполнению обязанностей без соблюдения определенных процедур влечет применение штрафных санкций в следующих размерах:

  • 15 -25 тыс. руб. — для руководителей и предпринимателей;
  • 110-130 тыс. руб. — для юридических лиц.

О каких же обязательных процедурах идет речь? Здесь необходимо говорить об обучении и инструктажах для электриков, скажем, газосварщиков и прочих работников, которые приступая к работе должны соблюдать нормы безопасности, проверять приборы, понимать то, как они работают и, в случае поломок, обращаться к руководству за возможностью устранения таковых.

Сюда же стоит отнести и прохождение обязательных медицинских осмотров, психиатрических освидетельствований, которые помогут определить степень адекватности работника и его физической совместимости с занимаемой должностью для избежания возможных аварий на производстве.

Законодательство содержит полный список должностей и профессий, которые в обязательном порядке должны проходить медицинские осмотры.

4. Не предоставление подчиненным средств личной защиты (рабочая форма, головные уборы для защиты от воздействия внешних факторов, защитные очки и так далее) влечет за собой применение штрафных санкций в следующих размерах:

  • руководители и предприниматели - от 20 до 30 тыс. руб.;
  • предприятия, организации - от 130 до 150 тыс. руб.

При игнорировании предписаний контролирующих органов и повторных нарушениях меры ответственности по отношению к виновному лицу ужесточаются:

  • для должностных лиц штрафы могут достигать 30-40 тыс. руб. или дисквалификации до трех лет от занимаемой должности;
  • для индивидуальных предпринимателей - штраф в аналогичном размере, с возможностью приостановления деятельности до 90 суток;
  • для юридических лиц размер штрафа может достигать 100-200 тыс. руб. с приостановлением работы на аналогичный период.

Как видим, самые существенные меры ответственности применимы именно к юридическим лицам, ведь их финансовые возможности значительно выше, чем у индивидуальных предпринимателей, и они вполне могли бы обеспечить работникам все необходимые меры по охране труда. А вот по отношению к физлицам законодательство более щадящее.

Другие виды ответственности

Кроме указанных существует еще материальная и дисциплинарная виды ответственности. Первая наступает в случаях если при нарушении требований по охране труда был нанесен ущерб работнику, а также его имуществу. Это и нарушение локальных актов, и предписания контролирующих органов.

Дисциплинарная ответственность как работника, так и руководителя наступает тогда, когда речь идет о нарушении трудовых обязанностей. Ответственность здесь наступает в виде замечания или выговора. Повторное же такое действие или бездействие может повлечь увольнение.

Пример: Должностная инструкция инженера по охране труда предполагает периодический пересмотр инструкций по технике безопасности разных категорий работников в связи с изменением норм действующего законодательства. Но это требование не было выполнено данным работником. При обнаружении ошибок администрация применила выговор указанному специалисту.

Уголовная ответственность считается самым серьезным вариантом и наступает при нанесении тяжких телесных повреждений работнику (скажем, при сильных травмах на производстве, возникших из-за нарушений правил по охране труда). Так, если на заводе случается травма со смертельным исходом также можно говорить об уголовной ответственности, если в судебном процессе будет доказана вина работодателя (отсутствие оценки рабочего места, необходимого снаряжения работника и так далее). Здесь речь будет идти не просто о штрафе, а о возможности лишения свободы уполномоченных лиц.

Таким образом, данная отрасль очень важна и каждому работодателю необходимо вести грамотную политику, дабы избежать негативных последствий.

Составление приказа по охране труда – часть процесса организации безопасного производственного процесса. Это распорядительный документ, который, как правило, пишется от лица директора предприятия или уполномоченных представлять его интересы лиц. Приказ регулирует меры, принимаемые в компании по части безопасности, направленные на сохранение здоровья, жизни, работоспособности персонала, устанавливает ответственных работников и их полномочия.

ФАЙЛЫ

Кого назначить ответственным по охране труда

В качестве ответственных за организацию безопасного труда обычно выступают руководители структурных подразделений, заместители директора, в общем, лица, входящие в среднее управленческое звено. Эти работники должны пройти определенную подготовку и иметь свидетельства об окончании специализированных курсов. Такое обучение обычно стоит довольно дорого, поэтому владельцы небольших предприятий, не готовые тратить на это деньги, пользуются услугами сторонних специалистов – это также вполне допустимо.

Порядок назначения ответственных за охрану труда

Организация охраны труда на предприятии – процесс многоступенчатый.

  1. Сначала руководство компании выбирает сотрудника или группу сотрудников, на которых возлагается ответственность по контролю за безопасностью производственных процессов, пожарной, экологической, электро безопасностью.
  2. Далее отдельным приказом на каждого из них возлагается ответственность за охрану труда на том или ином участке (отделе, структурном подразделении) в том или ином направлении (пожарная, экологическая, электро безопасность и т.п.). В этот же приказ вносятся заместители, которые в случае чего должны заменить ответственных за безопасность.
  3. Дополнительный документ, регулирующий обязанности, права, условия работы ответственных за безопасность – их должностные инструкция, которые также нужно разработать и утвердить у руководства.
  4. Перечень функций, как правило, включает в себя работу с персоналом по ознакомлению с правилами, способами охраны труда (проведение инструктажей), контроль за соблюдением мер безопасности на рабочих местах, урегулирование возникающих внештатных ситуаций, ведение специальных журналов, и пр. документации, проведение контрольного тестирования персонала, отчетность перед руководством и т.д.

  5. Следует отметить, что ответственный за охрану труда сотрудник должен получать надбавку к основной заработной плате, кроме того, к его трудовому договору должно быть составлено дополнительное соглашение о назначении его ответственным за организацию безопасности на производстве.

Кто составляет приказ

Непосредственно написанием приказа может заниматься любой сотрудник предприятия, обладающий достаточным для этого уровнем знаний, квалификацией, имеющий представление о трудовом и гражданском законодательстве, а также разбирающихся в правилах делопроизводства. Чаще всего эта функция входит в полномочия юриста компании, специалиста отдела кадров или же секретаря.

В любом случае, после написания, приказ должен быть передан на подпись руководителю организации – без нее он не будет считаться действительным.

Как составить приказ по охране труда

Данный приказ не имеет стандартного унифицированного образца, но, несмотря на это, он не должен вызвать особых затруднений при составлении. Он может быть написан как в произвольном виде, так и по разработанному внутри предприятия шаблону (который должен быть утвержден в его учетной политике).

Приказ должен в обязательном порядке содержать в себе ряд необходимых сведений:

  • данные о компании,
  • номер и дату составления,
  • должность и фамилию ответственного лица,
  • полный список функций, которые на него возлагаются в рамках охраны труда на предприятии.

При необходимости в приказе может быть дана ссылка на приложение (например, должностную инструкцию).

Как оформить приказ

Оформление приказа также выполняется в свободной форме: его можно написать как от руки, так и напечатать на компьютере, как на стандартном листе А4 формата, так и на фирменном бланке. Вне зависимости от того, какой способ оформления будет выбран, документ должен быть подписан руководителем организации, а также всеми упомянутыми в нем лицами – автографы последних будут свидетельствовать о том, что они ознакомлены с содержанием приказа и ничего не имею против его исполнения.

Заверять печатью его не обязательно, так как с 2016 года юридически лица (как ранее ИП) законом освобождены от необходимости использовать в своей деятельности штампы или печати.

Документ создается в единственном экземпляре и после написания, утверждения, вступления в законную силу передается на хранение в архив предприятии. Здесь он должен содержаться в течение всего периода, установленного для таких документов.

Пример составления приказа по охране труда

  1. Вначале посередине строки пишется полное наименование организации, затем ниже слово «Приказ» и его номер по внутреннему документообороту компании.
  2. Далее указывается населенный пункт, в котором зарегистрирована фирма и дата составления приказа.
  3. Следующая часть основная: первым делом здесь указывается основание для приказа. В данном случае это выполнение Трудового кодекса РФ в части организации охраны труда и безопасности на производстве (при желании можно указать точную ссылку на номер статьи закона).
  4. Далее идет собственно приказ, в котором указываются:
    • ответственные за охрану труда лица (должности, фамилии-имена-отчества),
    • их функциональные обязанности (в подробностях),
    • размер надбавки к окладу (цифрами и прописью),
    • заместители.
  5. В завершение документ подписывается руководителем.

Если в организации трудятся не более 50 работников, службу охраны труда создавать не обязательно. Эти функции может исполнять директор либо другой специалист. О том, что придется делать такому специалисту и какую подготовку надо для этого пройти, а также о новой системе учета данных спецоценки условий труда рассказывает представитель Роструда.

Иван Иванович, как определиться, кого назначить ответственным за охрану труда на небольшом предприятии? Должен ли директор или другой специалист, отвечающий за охрану труда, пройти дополнительное обучение?

И.И. Шкловец : Выбор зависит от специфики деятельности компании. Определиться помогут Рекомендации Минтруда. В течение месяца после назначения на должность специалист по охране труда должен пройти подготовку в обучающей организации по специальной программе. Но если у него есть профильное образование по специальности «охрана труда» или «безопасность технологических процессов и производств» либо не менее 5 лет непрерывного стажа в области охраны труда, обучение и проверку знаний можно не проходить в течение года после поступления на работу. Далее специальное обучение надо проходить по мере необходимости, но не реже одного раза в 3 года.

После завершения обучения и сдачи экзамена руководителям и специалистам выдается удостоверение о прохождении обучения и проверке знаний.

Есть ли при Роструде учебные заведения, где можно пройти обучение бесплатно? Можно ли пройти обучение самостоятельно и только сдать экзамен?

И.И. Шкловец : Роструд не располагает подведомственными учебными заведениями. Пройти обучение можно в учреждениях профессионального образования и учебных центрах, имеющих лицензии на право ведения образовательной деятельности. Либо в самой организации, если у нее есть такая лицензия, необходимый преподавательский состав и материально-техническая база. Обучение ведется платно. Не следует пытаться обучиться самостоятельно.

Ответственный за охрану труда директор или специалист должен провести инструктаж по охране труда и технике безопасности со всеми работниками. Достаточно ли сделать это один раз или работников, в том числе офисных, надо инструктировать регулярно?

И.И. Шкловец : Со всеми принимаемыми на работу лицами надо провести вводный инструктаж по утвержденной работодателем программе: ознакомить с имеющимися опасными или вредными производственными факторами, рассказать о требованиях охраны труда, ознакомить с инструкцией по охране труда, обучить безопасным приемам работы. Вводный инструктаж проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом возложены эти обязанности.

Кроме вводного инструктажа по охране труда, каждый работник должен пройти первичный инструктаж на рабочем месте. Первичный инструктаж надо проводить и с работниками, переведенными из другого структурного подразделения, с работниками, которым поручается выполнение новой для них работы, а также с командированными работниками сторонних организаций. Первичный инструктаж на рабочем месте проводит непосредственный руководитель работ (мастер, прораб, преподаватель), прошедший обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда. Повторный инструктаж по этой же программе проводится со всеми работниками, в том числе офисными, не реже одного раза в 6 месяцев.

В каких случаях надо проводить внеплановый инструктаж?

И.И. Шкловец : Внеплановый инструктаж проводится, например, при изменении технологических процессов, замене или модернизации оборудования, приспособлений, инструмента и других факторов, влияющих на безопасность труда. Также необходимо провести внеплановый инструктаж, если из-за нарушения работниками требований охраны труда возникла угроза несчастного случая.

Надо ли проводить внеплановый инструктаж, если работникам поставили новые компьютеры?

И.И. Шкловец : Замена компьютеров, как правило, не влияет на безопасность труда, поэтому внеплановый инструктаж проводить не требуется.

Какими документами надо оформить проведенный инструктаж?

И.И. Шкловец : Любой инструктаж (вводный, первичный, повторный, внеплановый) завершается устной проверкой приобретенных работниками знаний и навыков безопасных приемов работы. Проверку проводит тот же сотрудник, который вел инструктаж.

Проведение каждого инструктажа надо зарегистрировать в специальном журнале, инструктирующий и инструктируемый должны поставить свои подписи.

Как правильно составить инструкцию по охране труда и технике безопасности?

И.И. Шкловец : Правила и инструкции по охране труда для работников работодатель должен составлять с учетом мнения профсоюза или иного уполномоченного работниками органа. При разработке инструкций по охране труда можно воспользоваться Методическими рекомендациями.

Инструкция по охране труда разрабатывается исходя из должности работника, его профессии или вида выполняемой работы на основе межотраслевой или отраслевой типовой инструкции по охране труда. Если типовой инструкции по такой профессии нет - на основе межотраслевых или отраслевых правил по охране труда.

Надо ли составлять отдельную инструкцию на каждого работника или на каждую должность?

И.И. Шкловец : Как правило, инструкции разрабатываются для группы работников по одноименной должности или профессии. Но можно разработать отдельную инструкцию и для каждого конкретного работника.

Если сотрудник, ответственный за охрану труда, уволился, а новый еще не назначен, может ли организация быть оштрафована?

И.И. Шкловец : При увольнении специалиста обязанность по выполнению требований в области охраны труда возлагается на руководителя. Когда специалист по охране труда увольняется, надо заблаговременно позаботиться о замене.

Результаты проведения спецоценки условий труда должны передаваться в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения спецоценки. Для чего создана эта система? Заработала ли она с 1 января?

И.И. Шкловец : Государственная информационная система учета результатов проведения спецоценки работала и раньше, только называлась она Автоматизированная система анализа и контроля в области охраны труда (АС АКОТ). Решением Минтруда ее название приведено в соответствие с названием, предусмотренным Законом № 426-ФЗ. Сведения о результатах спецоценки, которые передаются в Роструд, заносятся в эту систему.

Создана она для того, чтобы ее могли использовать федеральные и региональные органы исполнительной власти, государственные внебюджетные фонды. Например, информация используется для установления дополнительного тарифа страховых взносов в ПФР с учетом класса (подкласса) условий труда, для расчета скидок или надбавок к страховому тарифу по взносам в ФСС на обязательное социальное страхование от несчастных случаев, для обоснования финансирования за счет средств ФСС мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Информация из системы также нужна для определения связи заболеваний работника с вредными и опасными производственными факторами на его рабочем месте, для расследования несчастных случаев на производстве.

А смогут ли использовать данные этой системы работодатели и работники?

И.И. Шкловец : Непосредственные пользователи системы - органы власти и внебюджетные фонды. Ограниченный доступ к системе связан с соображениями безопасности.
А работодатели и работники смогут получать необходимую им информацию, обращаясь за такой услугой в Роструд. Например, если работнику нужно подтвердить, что у него было рабочее место с вредными факторами. А работодателю могут понадобиться данные о результатах проведенной спецоценки, если он, например, потерял свою отчетность. Или если нашел в документах о спецоценке, полученных от оценивающей организации, исправления или подчистки, на которые сразу не обратил внимания. Также работодатель может сделать запрос и уточнить данные, если при проверке инспектор по труду обнаруживает разночтения в документах, имеющихся у работодателя и в информационной системе.

Услуга оказывается бесплатно. Для этого надо направить в Роструд заявление в электронном виде.

Если организация, проводившая спецоценку, не передаст информацию в систему учета, какие будут последствия для нее и для работодателя?

И.И. Шкловец : Организация, проводившая спецоценку условий труда, должна передать сведения в информационную систему в течение 10 рабочих дней со дня утверждения отчета о результатах спецоценки. За невыполнение этого требования ей грозит штраф: для должностных лиц - от 20 000 до 30 000 руб., для организации - от 70 000 до 100 000 руб.

Если работодателю станет известно, что организация, проводившая спецоценку, не передала в установленный срок сведения в информационную систему, он вправе сделать это сам. Но никакая ответственность ему не грозит.

Оглавление книги Следующая страница>>

Ответственность администрации за состояние охраны труда.

Руководители предприятий, начальники цехов и участков несут ответственность за общее состояние охраны труда, а также за непринятие мер по созданию здоровых и безопасных условий труда в соответствии с требованиями охраны труда, за случаи травматизма и профессиональных заболеваний, за незнание и неисполнение подчиненными им инженерно-техническими работниками, рабочими и служащими правил, норм и инструкций по технике безопасности и производственной санитарии в соответствии с работой, которую они выполняют, и трудового законодательства.

Административная ответственность должностных лиц, виновных в нарушении законодательства о труде и правил по охране труда, заключается в наложении на них денежного штрафа. Право накладывать штраф дано техническим инспекторам труда профсоюзов, а также другим должностным лицам государственного надзора (Горгортехнадзора, санитарного надзора и др.). Технический инспектор труда имеет право накладывать на виновных лиц администрации штраф в размере до 10 р., а главный технический, инспектор труда — до 50 р. Штраф, наложенный на должностных лиц, не может относиться за счет предприятия, а изымается из заработной платы оштрафованного. Жалобы на решение технического инспектора труда о наложении штрафа рассматриваются народным судом, куда оштрафованные могут обратиться в десятидневный срок.

Дисциплинарная ответственность заключается в наложении дисциплинарных взысканий, предусмотренных Правилами внутреннего трудового распорядка: замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу на срок до трех месяцев или перевод на низшую должность на тот же срок. Если несоблюдение требований охраны труда носит систематический характер, работник может быть уволен.

Материальную ответственность за нарушение законодательства об охране труда может нести как предприятие, так и должностное лицо, виновное в нанесении убытков предприятию в результате допущенных нарушений правил и норм по охране труда, приведших к несчастному случаю. Если травма или другое повреждение здоровья наступило по вине администрации, предприятие обязано отчислить бюджету государственного социального страхования и органам социального обеспечения средства на оплату пострадавшим работникам (или семьям умерших кормильцев) помощи и пенсий. Если пострадавший от несчастного случая или профессионального заболевания стал инвалидом, а ущерб здоровью нанесен по вине производства, предприятие обязано выплачивать пострадавшему разницу между потерянным заработком и назначенной пенсией, а также возмещать другие затраты, связанные с повреждением здоровья (лечение в санатории, проезд к месту лечения, изготовление протезов и т. д.).

Уголовная ответственность применяется в отношении должностных лиц за нарушение ими правил техники безопасности, производственной санитарии или других правил охраны труда, если эти нарушения представляли опасность для жизни или здоровья трудящихся.

Меры общественного воздействия , применяемые к нарушителям, следующие: обсуждение на заседании профсоюзного комитета, на заседании комиссии охраны труда профсоюзного комитета, на профсоюзных собраниях. В случае необходимости профсоюзный комитет может ставить вопрос перед соответствующими органами об отстранении от работы или наказании виновных руководящих работников. Такое требование может выставлять профсоюзный орган к руководящему работнику, нарушающему законодательство о труде, не выполняющему обязательств по коллективному договору или соглашению по охране труда, проявляющему бюрократизм и волокиту. Это требование обязательно для исполнения администрацией и может быть пересмотрено только вышестоящим профсоюзным органом.

Работодатель обязан создать систему управления охраной труда (абз. 3 ч. второй ст. 212 ТК РФ). В частности, необходимо распределить обязанности в этой сфере между сотрудниками или передать функции по охране труда сторонней организации. Рассмотрим, распространяются ли эти требования на небольшие компании, не связанные с вредными производствами. Также выясним, в каких случаях обязательно вводить должность специалиста по охране труда в штат, а когда достаточно возложить соответствующие обязанности на одного из сотрудников организации в дополнение к его основной работе.


Обязательно ли в организации иметь ответственного за охрану труда

Многие организации, особенно небольшие, считают, что положения статьи 217 Трудового кодекса на них не распространяются, так как они оказывают различные услуги и у них нет вредного производства. Однако такая трактовка неверна и грозит работодателю привлечением к административной ответственности. Трудовой кодекс относит к производственной деятельности не только изготовление и переработку продукции, сырья, но и строительство, оказание услуг (ч. девятая ст. 209 ТК РФ). Например, банковская деятельность, связанная с кредитованием, расчетами и кассовыми операциями, хранением и перевозками ценностей, относится к сфере услуг. Поэтому положения статьи 217 Трудового кодекса распространяются на кредитные организации (письмо Центрального банка РФ от 13 марта 2007 г. № 31-3-8/562).

Если в штате компании состоит не более 50 сотрудников и характер деятельности позволяет не вводить службу или должность специалиста по охране труда, то их функции выполняют (ч. третья ст. 217 ТК РФ):

  • – руководитель организации или другой уполномоченный им сотрудник;
  • – работодатель – индивидуальный предприниматель;
  • – организация или специалист, привлекаемые по гражданско-правовому договору.


Вводим в штат должность специалиста по охране труда

  • – на бюро охраны труда со штатом три–пять единиц или отдел со штатом от шести единиц – в организациях с численностью более 700 человек;
  • – на отдельного специалиста по охране труда – в организациях с численностью сотрудников до 700 человек, при отсутствии рабочих, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда.


Назначаем ответственного за охрану труда, не вводя отдельную должность

Определившись с конкретной кандидатурой, необходимо издать приказ о назначении ответственного . Поскольку происходит увеличение объема работы сотрудника, также следует урегулировать вопрос о дополнительной оплате. В зависимости от количества новых обязанностей сотрудника их можно отразить в приказе, внести изменения в должностную инструкцию или заключить дополнительное соглашение к трудовому договору (ст. 72 ТК РФ, письмо Роструда от 31 октября 2007 г. № 4412-6). Определяя обязанности ответственного за охрану труда, можно руководствоваться теми же нормативными актами, что и при разработке должностной инструкции специалиста по охране труда, с учетом специфики деятельности организации.

Выбранного работника нужно направить на обучение по охране труда (Порядок, утвержденный постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29). После учебы и проверки знаний этот сотрудник будет выполнять обязанности ответственного по охране труда наряду с основной работой.

Нормативная база

Документ Поможет вам
Статья 217 ТК РФ Узнать, кто может быть ответственным за охрану труда в организации
Статья 60.2 ТК РФ, п. 16 Рекомендаций по организации работы Службы охраны труда в организации, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14 Понять, что возложить на сотрудника дополнительные обязанности по охране труда можно только с его согласия
Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях, утвержденные постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. № 10 Определить численность работников службы охраны труда в организации


Важные выводы

1. Ввести в штат службу или должность специалиста по охране труда необходимо, если организация занимается производственной деятельностью, включая оказание услуг и т. д., и численность ее сотрудников превышает 50 человек.
2. Если в компании трудится не более 50 сотрудников, можно возложить функции по охране труда на одного из них, не вводя отдельную должность, или привлечь по гражданско-правовому договору стороннюю организацию (специалиста). Если этот вопрос не решить, ответственным будет руководитель организации.
3. Требования к квалификации и перечень обязанностей ответственного за охрану труда работодатель определяет с учетом положений законодательства.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: