Обзоры изменений законодательства в справочных правовых системах. Правовые системы. Тестируем и выбираем. Ограничение доступа к информации, обрабатываемой с нарушением законодательства о персональных данных

СПС Консультант Плюс появилась в 1992 году и в настоящее время является одной из самых популярных справочно-правовых систем. Сервисные центры обеспечивают ежедневное обновление информационной базы СПС.

Имея договоры с основными законодательными органами об обмене правовой информацией, обеспечивает оперативное пополнение правовых документов в базу системы.

Поиск информации в СПС Консультант Плюс.

После запуска СПС открывается «Стартовое окно» в котором предоставлена возможность быстрого перехода к следующим пунктам, для дальнейшей работы с СПС:

    Быстрый поиск;

    Карточка поиска (по всем разделам), а также возможность выбора поиска в определенном разделе;

    Правовой навигатор;

  • Обзоры законодательства;

    Пресса и книги;

    Справочная информация;

    Новые документы.

Перейдем в «Окно поиска раздела Законодательство ». На экране появится Главное меню и окно Карточки поиска (рис.10.).

Рис.10. Карточка поиска

«Карточка поиска» является наиболее гибким инструментом поиска документов, который происходит по известным реквизитам документа и ключевым словам (см. Пример.1). Позволяет осуществить два вида поиска: сквозной и локальный.

Локальный поиск – это поиск внутри одного раздела.

Сквозной поиск осуществляется только из раздела «Законодательство» и проходит по всем (или нескольким) разделам информационного массива. Для того чтоб подключить данный вид поиска необходимо отметить необходимые разделы в нижней части «Карточки поиска».

Другие поисковые средства в Консультант Плюс позволяют найти основные документы по правовой проблеме или предоставляет готовые подборки документов.

«Быстрый поиск» позволяет найти документы имея минимум информации. Для поиска в водится вся известная для Вас информация и в результате система выдаст список документов, которые наиболее соответствуют запросу

«Правовой навигатор» предоставляет основные документы по правовой проблеме. Данная вкладка представляет из себя алфавитно-предметный указатель состоящий из ключевых понятий (рис.11).

Рис.11. Правовой навигатор

«Кодексы» - предоставляет перечень всех кодексов и частей, что позволяет осуществить переход в необходимую часть нужного кодекса.

«Справочная информация» обеспечивает доступ к наиболее часто используемым документам СПС (по мнению разработчиков Консультант Плюс).

«Новости и обзоры» осуществляет обзор законодательства.

«Папки». В данной вкладке сохранены папки и документы созданные пользователем.

«Закладки» - предоставляет возможность обратиться к документам, которые ранее были проработаны пользователем и в которых поставлены закладки.

«История» сохраняет ранее совершенные поиски документов и предоставляет возможность их повторить без нового ввода данных.

Пример1. Найти Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1«О защите прав потребителей».

Из задания видно, что у документа известны реквизиты такие, как вид документа, дата принятия, номер и название. Исходя из этого выбираем «Карточку поиска».

    Вводим известные данные в «карточку поиска».

    Для формирования списка найденных документов нажимаем кнопку в нижней части экрана «Построить список документов» или клавиша F9.

    Перед вами появится список документов из которого выбираете нужный.

СЕГОДНЯ ВЫ ПОЗНАКОМИТЕСЬ:

  • с содержанием раздела Бизнес-справки
  • с возможностями сервисного блока ПРАЙМ
  • с работой службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Начало года - это время, когда вступает в силу ряд важнейших изменений законодательства. С 1 января 2009 года начнут действие поправки, которые затронут практически все области права. Налоги и сборы, страхование и транспорт, социальная сфера и трудовые отношения - чтобы все это проанализировать, потребуется немало времени. Как изменятся правовые нормы, что необходимо учесть в работе именно вам, как не пропустить важные изменения и заранее подготовиться к их применению на практике? Ответы на эти и многие другие вопросы поможет найти система информационно-правового обеспечения ГАРАНТ.

Полный информационный банк предоставляет актуальные редакции документов. А специально созданная бизнес-справка позволяет оперативно знакомиться с основными изменениями, вступившими в силу с 1 января 2009 года. Мониторинги законодательства и индивидуальная новостная лента ПРАЙМ дадут возможность не пропустить важное в период перемен. А ответы экспертов службы Правового консалтинга ГАРАНТ помогут принять правильное решение и быстро найти выход из сложной ситуации.

Для закрепления знаний, полученных в ходе занятия, попробуйте самостоятельно выполнить несколько практических заданий.

Узнаем об изменениях

Чтобы составить общую картину всех поправок и нововведений, вступающих в силу с начала нового года, можно обратиться к специально подготовленной юристами "Гаранта" бизнес-справке Изменения в законодательстве, вступающие в силу с 1 января 2009 г . Для этого нужно выбрать раздел Другие бизнес-справки / Федеральные бизнес-справки Основного меню.

При изучении нормативных актов, например, из раздела Документы, вступающие в силу с 1 января 2009 г. , хорошим подспорьем может стать аннотация к документу. Это краткое изложение сути изучаемого материала, позволяющее за считанные минуты ознакомиться с его содержанием. Достаточно в открытом документе обратиться к вкладке Аннотация в нижней части основного окна.

Увеличить


Увеличить

Не пропускаем главное

Эффективным инструментом для анализа изменений интересующей области права является ПРАЙМ. Моя новостная лента. Заполнив со специалистом по обслуживанию индивидуальную анкету, вы сможете регулярно получать на указанный электронный адрес краткие тематические обзоры наиболее важных новых документов и судебных решений с учетом ваших профессиональных интересов. Для перехода к списку всех выпусков лент нужно обратиться к разделу ПРАЙМ. Моя новостная лента Основного меню системы ГАРАНТ.

Если вам необходимо восстановить картину изменений права с учетом интересующей тематики, даты и иных реквизитов, постройте Обзор изменений законодательства . Для этого в Основном меню выберите раздел , а затем заполните необходимые поля.


Увеличить

Получаем консультации

Зачастую, своевременно узнав об изменении нормы права, необходимо дополнительно провести детальный анализ и понять, как та или иная поправка повлияет на работу конкретной организации. В таких случаях помогут эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ, которые быстро окажут профессиональную помощь в поиске ответа на вопрос. Для получения консультации нажмите кнопку и заполните необходимые поля.


Увеличить

ПРИМЕРЫ РАБОТЫ

ПРИМЕР 1
ВАМ НЕОБХОДИМО ОТСЛЕДИТЬ ПОСЛЕДНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПО ТЕМЕ "НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ"

  1. В Основном меню выберите раздел ПРАЙМ. Обзор изменений законодательства .
  2. В поле Раздел/Тема укажите налог доб стоим и выберите интересующую тематику.
  3. В поле Дата принятия укажите период, например три последних месяца, включая текущий: 01.11.08 и 31.01.09 в полях С: и По: соответственно.

В результате вы получите список аннотаций, отобранных с учетом всех заданных вами реквизитов. Его изучение поможет быстро ознакомиться с изменениями, происходившими в законодательстве по налогообложению за последнее время.


Увеличить

ПРИМЕР 2
ВЫ ХОТИТЕ ОЗНАКОМИТЬСЯ С СУТЬЮ ИЗМЕНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 22 ИЮЛЯ 2008 Г. N 121-ФЗ В СТАТЬЮ 218 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В результате с помощью аннотации к документу вы быстро получите общее представление об изменениях, вносимых федеральным законом в Налоговый кодекс Российской Федерации.


Увеличить

Обратите внимание на то, что помимо аннотации вы можете обратиться к комментарию юристов "Гаранта" О внесении изменений в Налоговый кодекс РФ , содержащему ссылку на специальный обзор. С его помощью можно изучить суть вносимых изменений, а также сравнить предыдущий и новый варианты текста кодекса.


Увеличить

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

  1. С помощью Базового поиска найдите приказ Минфина России от 6 октября 2008 г. N 106н "Об утверждении положений по бухгалтерскому учету". Ознакомьтесь с аннотацией к документу.
  2. Постройте обзор изменений законодательства за последние три месяца по вопросам заключения трудового договора.
  3. С помощью раздела Бизнес-справки Основного меню перейдите к подборке документов, в которые внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 года.

ЗНАТОКАМ ГАРАНТА

  1. Перейдите к последнему мониторингу федерального законодательства.
  2. Составьте подборку консультаций экспертов Правового консалтинга ГАРАНТ по вопросам начисления амортизации.
  3. Из полученного ранее списка сохраните в папке Мои документы системы ГАРАНТ первые четыре консультации.

Обзор рынка СПС в России
На рынке справочно-правовых систем в России работает большое количество фирм как разрабатывающих собственные программные комплексы, так и обслуживающих существующие. Наиболее известны следующие продукты таких фирм (поданным АО "Консультант Плюс"):
"Консультант Плюс" (АО "Консультант Плюс");
"ГАРАНТ" (НПП "Гарант-Сервис");
"Кодекс" (Центр компьютерных разработок).
Системы, созданные государственными предприятиями для обеспечения потребностей в правовой информации государственных ведомств :
"Эталон" (НЦПИ при Министерстве юстиции РФ);
"Система" (НТЦ "Система" при ФАПСИ).
Кроме того, на российском рынке представлены такие системы, как:
"ЮСИС" (фирма "Инталекс");
"Референт" (ЗАО "Референт-Сервис");
"Юридический мир" (издательство "Дело и право");
"Ваше право" и "Юрисконсульт" (фирма "Информационные системы и технологии");
"1C: Кодекс", "1C: Гарант", "1C: Эталон" (компания "1C");
"Законодательство России" (Ассоциация развития банковских технологий) и некоторые другие.

«Юрисконсульт» располагает мощным нестандарт­ным средством поиска, позволяющим сформировать зап­рос к базе данных на основе нескольких ключевых слов, выбранных из словаря. Этот словарь формируется при подготовке базы данных и содержит практически все термины, существующие в нормативных актах , в том числе географические названия и аббревиатуры . При загрузке в базу данных все документы проходят предва­рительную лингвистическую обработку, в ходе которой устанавливаются все случаи вхождения всех слов во все документы базы данных. В «Юрисконсульте» предусмот­рена возможность получения списка документов, в ко­торых есть ссылки на рабочий документ.


Справочно-информационная система «Юсис» содер­жит не только нормативные акты, но и научные ком­ментарии к ним, выдержки из судебной, арбитражной и нотариальной практики. В пакет «Юсис» встроена система управления документооборотом, позволяющая регистрировать и учитывать документы, подготовлен­ные с использованием «Юсис».

База данных ИНИОН (AISON - Automated Infor­mation System on Social Sciences) - полнотекстовая ин­формационная система по общественным наукам. В нее входят 14 баз данных по различным направлениям, в том числе по тематике «Государство и право». Информация содержится в базе в виде журнальных статей и тезисов, а также книг, монографий, сборников статей. Каждый документ описывается следующими реквизитами: меж­дународный номер, собственный код документа, номер документа в базе, код языка публикации документа, биб­лиографические данные (автор, название и др.), код руб­рики, ключевые поисковые слова и другие данные. Пользователь имеет возможность поиска в базе по клю­чевым словам, рубрикам, именам авторов.

Правовая база “Суд и Арбитраж” разработана по специальному договору с Высшим Арбитражным Судом РФ и предназначена для профессионалов: адвокатов, юристов, участвующих в судебных разбирательствах, работников суда и прокуратуры, специалистов всех предприятий, защищающих свои права в суде.

“Суд и Арбитраж” бесплатно устанавливается во всех арбитражных судах России, благодаря чему материалы базы могут стать языком общения между практикующими юристами и представителями судебной системы.

В базе объединена вся практика ВАС РФ и Верховного Суда России, а также судов субъектов федерации по гражданским делам. Все прецеденты собраны воедино и можно посмотреть всю практику сразу.

Число пользователей американской компании LEXIS/NEXIS в более чем 60 странах мира превышает 650 000. Она считается самой популярной в мире компанией, специализирующейся на распространении разнообразной юридической информации в режиме ON-LINE.

2. За клиентом закрепляется специалист – сервисный инженер, который раз в неделю занимается обновлением системы, а также оказывает консультационную и техническую поддержку. Индивидуальный подход к клиенту – основной конёк «Консультанта плюс».

3. Согласно Единому стандарту обслуживания клиент может получить любой документ, позвонив в свой РИЦ по «горячей линии» или заказать выборку по определённой тематике.

4. Каждый региональный информационный центр предлагает собственные профконсультации. Замечу, что здесь работают очень сильные специалисты.

5. Каждый РИЦ проводит не менее 10 собственных семинаров по актуальным проблемам права, аудита и т. п. Причём, это не интернет-конференции, а семинары с именитыми лекторами, авторитетными докладчиками и аудиторией. Здесь ценят важность личного общения.

6. Специально для iPhone и iPad у «Консультанта» имеются мобильные приложения «Консультант Плюс: основные документы» и «Консультант Плюс: Студент», где можно воспользоваться кодексами, Федеральными законами РФ и СССР, международными правовыми актами, материалами судебной практики, путеводителями «Консультанта», справочниками и обзорами. Здесь присутствует два режима приложений: оффлайн-режим требует скачивание правовых актов из интернета, а онлайн-режим разрешает доступ ко всей нормативной базе проекта. Причём, можно использовать поиск через «Оглавление», стандартный поиск «по запросу», и голосовой. Под символом «i» есть доступ к дополнительным документам.

7. Популярен у пользователей бесплатный «Бюллетень Консультант Плюс» и платное издание «Главная книга», где анализируются текущие изменения в законодательстве. РИЦы выпускают собственные новостные бюллетени.

8. 24 часа в сутки в свободном доступе можно найти основные документы федерального законодательства и самые свежие документы за последние две недели. Доступ ко многим документам, а также к судебной практике и консультациям возможн в выходные дни, или в будни с 20.00 до 24.00.

9. С помощью онлайн-сервиса «Конструктор договоров» можно составить нужный типовой документ, просто внеся требующуюся информацию. Пока здесь около 20 шаблонов, но администрация утверждает, что это – не предел.

Демо-версия. Опробовать демо-версию СПС «Консультант Плюс» можно на официальном сайте.

СПС «Кодекс»

Характеристика. Система «Кодекс» появилась в 1991 году под эгидой Администрации Санкт-Петербурга, где и сейчас располагается головной офис компании. По России «Кодекс» распространяется стараниями дистрибьюторов .

«Кодекс» занимается разработкой двух систем:

· нормативно-технической;

· правовой.

Стоит отметить, что среди нормативно-технических систем «Кодекс» несомненно, лидирует, а вот в области права занимает лишь 3 место, после титанов «Консультант Плюс» и «Гарант».

Сине-желтый дизайн приятен для глаз. Верхняя строка «Кодекса» выглядит как браузер, с любой страницы СПС можно использовать 3 вида поиска. Уникальными в системе «Кодекс» являются следующие функции:

· поиск «судебный аналитик» помогает искать по фамилии судьи, по правовому рубрикатору, по цене иска и массе других параметров;

· можно одновременно просматривать информацию сразу в двух окнах: не обязательно закрывать старый документ, чтоб открыть новый. Например, при ознакомлении с Кодексом можно сразу читать и комментарии к статьям.

· настройки «налогового календаря» позволяют настроить его «под себя» и закрепить на рабочем столе;

· в «налоговом дайджесте» хранятся обзоры писем Минфина.

Дополнительные услуги «Кодекса». Разумеется, как и у конкурентов систему «Кодекс» обслуживают сервисные инженеры, которые всегда готовы оказать клиенту любую помощь и обеспечить техподдержку и проконсультировать.

1. По «горячей линии» можно заказать бесплатно любой документ, если он есть в базе этой СПС. Подборка документов по теме чаще всего не производится.

2. С помощью функции «задай вопрос эксперту»: 2-4 раза в месяц клиент может обратиться к специалисту и получить письменный ответ на интересующие его вопросы. Отвечают на вопросы специалисты из авторитетных аудиторских и юридических фирм. Таким образом, клиент экономит около 3000 рублей, ведь консультация специалиста такого уровня стоит обычно как раз не менее 3000 рублей.

3. Благодаря сервису «государственные и муниципальные закупки» у клиента есть возможность заказать отправить документы на проверку с помощью «горячей линии», онлайн-консультации или линии профессиональной поддержки от экспертов.

4. Семинары проходят раз в квартал, а то и раз в полгода. Сейчас идут разговоры о проведении на постоянной основе видеосеменаров, но пока и их очень мало.

5. СПС «Кодекс» выпускает ежемесячные бюллетени «Загляни в Кодекс», где публикуются новости законодательства, а также самого портал. Бюллетень можно почитать на официальном сайте «Кодекса», кроме этого дистрибьюторы бесплатно распространяют «Информационный бюллетень ЦНТД» – Центра Нормативно-Технической Документации.

Демо-версия. Проверить удобство и функциональность системы «Кодекс» можно с помощьюдемо-версии портала. Но доступными окажутся лишь нормативно-правовые акты, другие же документы будут представлены только заголовками.

Стоимость СПС

Дороже всех, безусловно, обойдётся система «Консультант плюс». За неё придётся выложить минимум 8.500, но с ежедневными обновлениями. «Гарант» мечтает обогнать СПС «Консультант Плюс», поэтому иногда занижает цены, базовый пакет стоит от 5000 рубл, но с ежемесячным обновлением, с еженедельным – уже более 6000 рубл. Если повезёт, то вы сможете купить базовый комплект со скидкой 30%. «Кодекс» тоже старается удерживать невысокую стоимость своего продукта и предлагает «гибкие» скидки. Даже со скидкой 30% их продукт стоит не менее 4500 в месяц (с одним обновлением).

Как выбрать подходящую вам СПС

Несмотря на схожесть всех отечественных справочно-правовых систем, они имеют некоторые различия. Так, можно выделить:

· функциональность системы: на одних порталах поиск документа удобнее, чем на других, комфортнее работать с документами и т. д.;

· набор дополнительных услуг и сервисов (семинары, журналы и т. д.);

· стоимость услуг и т. д.

Соответственно, при выборе СПС стоит руководствоваться несколькими факторами:

1. Выбирая СПС, нужно учитывать свою потребность в правовой информации, то есть, какова сфера деятельности вашей организации, какие именно законодательные акты вас чаще всего интересуют, кто из сотрудников будет использовать систему и в каком объёме.

2. СПС – это ваш официальный помощник, поэтому очень важно, чтобы у портала было качественное обслуживание, техподдержка, горячая линия, грамотное обучение, а также нужные вам дополнительные услуги. Следует заранее выяснить, что предлагает СПС в рамках сервисного обслуживания .

3. Вам должно быть комфортно с выбранной СПС. Обратите внимание на такие её атрибуты, как поиск, сохранение документа и проч. Важным является наличие аналитических материалов по документам и комментариев к ним.

Итак, прежде чем выбрать СПС, сравните несколько порталов, взвесьте все плюсы и минусы, и только потом принимайте решение. Идеально, конечно, если вы для начала протестируете справочно-правовые системы.

Теперь, несколько практических советов:

1. Жителям Санкт-Петербурга или фирмам, чей головной офис находится именно там, лучше всего выбрать «Кодекс», потому что в этой системе собран максимально информативный пакет юридических актов по Санкт-Петербургу, и эта база обновляется у «Кодекса» чаще всего.

2. Если вам нужны посещения специалистов СПС, то выбирайте «Консультант Плюс», сервисный инженер будет посещать вас еженедельно. Специалист из «Гаранта» будет наведываться к вам раз в месяц, чтобы обновить программы и предложить новые услуги, а менеджер «Кодекса» будет просто раз в месяц обновлять вашу систему.

3. Если организация работает по основной системе налогообложения, то лучше обратить внимание на «Консультант Плюс», потому что там больше документов. Несомненным плюсом является и «Путеводитель по сделкам». Зато в «Гаранте» масса комментариев, а также обилие книг, учебных пособий и статей из периодики. «Кодекс» интересен тем, что там корреспонденция счетов разбирается на практике.

4. Если организация работает по упрощенке, то, возможно, лучше будет приобрести СПС «Гарант», потому что в пакете будет только нужная информация, да и цена будет ниже, чем у «Консультанта Плюс».

5. Для тех, кому важны свежие новости, предпочтительнее остановиться на «Гаранте», где есть индивидуальная лента новостей, а также несколько вариантов поиска изменений в законодательстве. В принципе, у «Кодекс» тоже есть возможность создавать собственный список новостей.

6. Для юристов, скорее всего, будет выгоднее приобрести «Консультант Плюс», где выложено огромное количество статей из периодики, анализ судебной практики, путеводители, подборки решений и т. д. Впрочем, «Гарант» тоже будет очень полезен юристам, потому что там гораздо больше комментариев. Арбитражным юристам понравится «Кодекс», где есть единственный в своём роде поиск «Судебный аналитик», к тому же, здесь можно найти решения арбитражных судов первой инстанции, которые труднодоступны у «Консультанта Плюс» и «Гаранта».

7. Кадровикам идеально подойдёт «Кодекс», там есть «помощник кадровика», а «алгоритм оформления трудовых отношений» вообще незаменим. Да и дополнительной информации там очень много.

8. Техническим специалистамможно посоветовать «Кодекс», потому что там содержится справочная информация для каждой специальности с нормами, стандартами и консультациями.

9. Тех, кто занимается закупками, заинтересует опция «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика» СПС «Кодекс», где всегда можно проверить закупочную документацию на соответствие стандартам.

10. Для того, чтобы получить возможность посещать бесплатные семинары, нужно пользоваться услугами «Консультанта Плюс», потому что каждый региональный центр проводят свои собственные тренинги, лекции и т. д. У «Гаранта» есть регулярные трансляции из Москвы, а у «Кодекса» семинаров крайне мало.

11. Если операционную систему вашего компьютераможно назвать слабой, то лучше выбрать «Консультант плюс», который имеет минимальные требования для установки. Если вы пытаетесь выбрать между двумя другими СПС, то выбирайте «Кодекс», он хоть и требователен, но всё же менее, чем «Гарант», для которого 500 Мб, это «не серьёзно».

12. Для Android, iPhone и iPad бесплатные мобильные приложения есть у «Гаранта» и «Консультанта».

13. Если вам нужно работать с системой и дома и в офисе, то вам нужно приобрести «Гарант», чтобы пользоваться услугой «Домашний гарант», с помощью этой опции вы получите доступ рабочему комплекту системы. «Кодекс» вам предложит за небольшую доплату доступ к интернет-версии программы.

14. Если вам удобнее пользоваться системой с флэш-носителя, то покупайте «Консультанта», эта СПС сама может обновляться через интернет, «Гарант» имеет мобильную версию и вы сможете получать оповещения об изменениях в законодательстве. А вот «Кодекс» с флэшки тормозит и не обновляется.

15. Если вы хотите сэкономить, то выбирайте «Гарант» или «Кодекс», опираясь на предыдущие советы. Эти две СПС обойдутся вам примерно одинаково.

1.1. Вопросы уплаты страховых взносов

Российская организация, осуществляющая деятельность в области информационных технологий (далее — IT-компания), может получить государственную аккредитацию независимо от организационно-правовой формы и формы собственности при условии, что данная организация осуществляет разработку и реализацию программ для ЭВМ и баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывает услуги (выполняет работы) по адаптации программ ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ ЭВМ и баз данных .

Для аккредитованных IT-компаний законодательством предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов (не более 14 процентов) при соблюдении дополнительных условий о доле «профильных» доходов и численности работников.

Для того чтобы применять пониженные тарифы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды , IT-компании необходимо соблюсти 3 условия:

доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи исключительных прав на программы для ЭВМ, базы данных, предоставления прав использования программ для ЭВМ, баз данных по лицензионным договорам, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных по итогам девяти месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, составляет не менее 90 процентов в сумме всех доходов организации за указанный период без учета доходов в виде курсовых разниц, указанных в пунктах 2 и 11 части второй статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации;

средняя численность работников за девять месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по тарифам страховых взносов, составляет не менее 7 человек;

Пониженные тарифы страховых взносов составляют (в процентах от суммы выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц):

на обязательное пенсионное страхование – 8 процентов от выплат в пределах базы для начисления страховых взносов (обычный порядок — 22 процента);

на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 2 процента от выплат в пределах базы для начисления страховых взносов (обычный порядок — 2,9 процента);

на обязательное медицинское страхование – 4 процента от выплат (обычный порядок — 5,1 процента).

Вновь созданные организации вправе применять пониженные тарифы страховых взносов после получения документа о государственной аккредитации, если по итогам отчетного (расчетного) периода они выполнят вышеуказанные условия о доле «профильных» доходов и численности работников (то есть, допустимо использование преференции «авансом», но если по итогам отчетного (расчетного) периода организация не выполнит хотя бы одно условие, она должна уплатить страховые взносы за данный период по общим тарифам).

1.2. Особенности налогообложения отечественных IT-компаний

В ряде субъектов Российской Федерации (Новосибирской, Пензенской и Ульяновской областях) установлена льготная ставка по налогу на прибыль организаций (15,5 процентов, ранее 20 процентов).

Для исчисления налога по льготной ставке организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, достаточно получить аккредитацию в Минкомсвязи России. Доход такой организации от реализации информационных технологий - работ или услуг - должен составлять не менее 70 процентов от общего дохода.

IT-компании имеют право не применять установленный статьей 259 Налогового кодекса Российской Федерации порядок амортизации в отношении электронно-вычислительной техники, а включать расходы на ее приобретение в полном размере в состав материальных расходов сразу после ввода в эксплуатацию при выполнении трех условий:

доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи имущественных прав на программы для ЭВМ, базы данных, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных по итогам отчетного (налогового) периода составляет не менее 90 процентов в сумме всех доходов организации за указанный период, в том числе от иностранных лиц не менее 70 процентов;

среднесписочная численность работников за отчетный (налоговый) период составляет не менее 50 человек;

организацией получен документ о государственной аккредитации.

1.3. Особенности налогообложения иностранных IT-компаний

С 1 января 2017 г. иностранная организация, подлежащая на день вступления закона в силу постановке на учет в налоговом органе, подает заявление о постановке на учет.

Закон предполагает взимание НДС (15,25%) с операций в Интернете по продаже иностранными компаниями россиянам электронных услуг, игр, музыкальных произведений, книг и видеопродукции.

К услугам, облагаемым НДС, будет относиться предоставление через Интернет прав на использование программ для компьютеров, в том числе компьютерных игр и баз данных, оказание рекламных услуг в Интернете, оказание услуг по размещению предложений

о приобретении товаров и услуг, по поддержке электронных ресурсов, предоставлению доменных имен и услуг хостинга, предоставление прав на использование электронных книг, музыкальных произведений, графических изображений и видео.

К услугам в электронной форме не будет относиться реализация товаров, если их поставка осуществляется без использования Интернета, а также продажа программ (баз данных) на материальных носителях и оказание услуг по предоставлению доступа к Интернету.

Местом реализации контента иностранными компаниями будет считаться Россия.

Кадровые вопросы IT-компаний

Аккредитованные IT-компании, созданные в форме коммерческой организации, а также IT-компании, которые аккредитованы в установленном порядке на территории Российской Федерации и являются филиалами, представительствами иностранных юридических лиц вправе привлекать к трудовой деятельности в Российской Федерации высококвалифицированных специалистов из числа иностранных граждан в упрощенном порядке.

Для выдачи высококвалифицированному специалисту разрешения на работу и продления в этих целях срока его временного пребывания в Российской Федерации, а также для оформления ему приглашения на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности (при необходимости) IT-компания представляет в территориальное подразделение МВД России необходимые документы.

Срок рассмотрения ходатайства о привлечении высококвалифицированного специалиста составляет не более 14 рабочих дней.

Такой подход дает следующие преференции:

для привлечения IT-компанией высококвалифицированных специалистов из числа иностранных граждан не требуется разрешение на привлечение и использование иностранных работников;

на высококвалифицированных специалистов и членов их семей (супруг или супруга), дети, в том числе усыновленные, супруги детей, родители, в том числе приемные, супруги родителей, бабушки, дедушки, внуки) не распространяются квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности и на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу, установленные Правительством Российской Федерации;

прибывшим в Российскую Федерацию высококвалифицированным специалистам и членам их семей на срок действия трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) по их заявлению в письменной форме территориальным органом Федеральной миграционной службы может быть оформлен вид на жительство.

Высококвалифицированным специалистом признается иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если условия привлечения его к трудовой деятельности в Российской Федерации предполагают получение им заработной платы (вознаграждения) в размере не менее восьмидесяти трех тысяч пятисот рублей из расчета за один календарный месяц.

IT-компания самостоятельно осуществляет оценку компетентности и уровня квалификации иностранных граждан, которых они желают привлечь в качестве высококвалифицированных специалистов, и несет соответствующие риски.

Привлечение иностранного гражданина – высококвалифицированного специалиста влечет возложение на IT-компанию следующих обязанностей:

включить в трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с высококвалифицированным специалистом обязательное условие об обеспечении гарантий получения медицинской помощи высококвалифицированным специалистом и прибывающими вместе с ним членами его семьи в течение срока действия соответствующего договора путем обеспечения наличия действующего на территории Российской Федерации договора (полиса) медицинского страхования либо предоставления права на получение первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи на основании договора, заключенного IT-компанией с медицинской организацией;

ежеквартально не позднее последнего рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом, уведомлять МВД России об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) высококвалифицированным специалистам, а также о случаях расторжения трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с данными высококвалифицированными специалистами и случаях предоставления им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года в порядке и по формам, утвержденным приказом ФМС России от 28 июня 2010 г. №147.

Неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления влечет административную ответственность, предусмотренную частью 5 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Персональные данные

3.1. IT-компании как операторы персональных данных

Большинство IT-компаний работают с персональными данными граждан и являются операторами, осуществляющими обработку персональных данных.

Роскомнадзор является уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных и ведет Реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных (далее — оператор).

В соответствии п. 2 ст. 3 Закона № 152-ФЗ оператором является государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

При этом операторами указанные органы и лица являются независимо от включения в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных, который ведет Роскомнадзор.

Согласно п. 9 ст. 3 Закона № 152-ФЗ информационная система персональных данных — совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств.

В случае соответствия разрабатываемых или эксплуатируемых IT-компаниями информационных систем, в том числе интернет-сайтов указанным требованиям, компании должны быть включены в Реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных.

Статья 22 Закона № 152-ФЗ закрепила за операторами обязанность до начала обработки персональных данных уведомить Роскомнадзор о своем намерении осуществлять обработку персональных данных. Уведомления должны быть направлены в письменной форме и подписаны уполномоченным лицом или направлены в электронной форме и подписаны электронной подписью в территориальные управления Роскомнадзор, на подведомственной территории которых оператор осуществляет (будет осуществлять) обработку персональных данных.

Согласно статье 24 Закона № 152-ФЗ лица, виновные в нарушении требований указанного Федерального закона, несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность .

При нарушении законодательства Российской Федерации о персональных данных в трудовых отношениях дополнительно предусмотрены следующие виды ответственности: дисциплинарная (подпункт «в» п. 6 ст. 81 ТК РФ), материальная (ст. 238 ТК РФ) и гражданско-правовая.

3.2. Ограничение доступа к информации, обрабатываемой с нарушением законодательства о персональных данных

В целях ограничения доступа к информации в сети Интернет, обрабатываемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных, создается автоматизированная информационная система «Реестр нарушителей прав субъектов персональных данных» (далее — реестр нарушителей).

Основанием для включения в реестр нарушителей является вступивший в законную силу судебный акт.

В течение трех рабочих дней со дня получения вступившего в законную силу судебного акта Роскомнадзор определяет провайдера хостинга или иное лицо, обеспечивающее обработку информации в Интернет, с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных. Затем направляет провайдеру хостинга или иному вышеназванному лицу в электронном виде уведомление на русском и английском языках о нарушении законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

В течение одного рабочего дня с момента получения уведомления провайдер хостинга или иное указанное выше лицо обязаны проинформировать об этом обслуживаемого ими владельца информационного ресурса и уведомить его о необходимости незамедлительно принять меры по устранению нарушения законодательства Российской Федерации в области персональных данных, указанного в уведомлении, или принять меры по ограничению доступа к информации, обрабатываемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

В течение одного рабочего дня с момента получения от провайдера хостинга или иного указанного выше лица уведомления о необходимости устранения нарушения законодательства Российской Федерации в области персональных данных владелец информационного ресурса обязан принять меры по устранению указанного в уведомлении нарушения. В случае отказа или бездействия владельца информационного ресурса провайдер хостинга обязан ограничить доступ к соответствующему информационному ресурсу не позднее истечения трех рабочих дней с момента получения уведомления.

В случае непринятия провайдером хостинга и (или) владельцем информационного ресурса мер, доменное имя сайта в сети Интернет, его сетевой адрес, указатели страниц сайта в сети Интернет, позволяющие идентифицировать информацию, обрабатываемую с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также иные сведения об этом сайте и информация направляются по автоматизированной информационной системе операторам связи для принятия мер по ограничению доступа к данному информационному ресурсу, в том числе к сетевому адресу, доменному имени, указателю страниц сайта в сети Интернет.

Обеспечение национальной безопасности

4.1. Обязанности IT-компаний предоставлять информацию

С 1 июля 2018 г. IT-компании — организаторы распространения информации обязаны хранить на территории Российской Федерации :

информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, текстовых сообщений, изображений, звуков, видео- или иных сообщений пользователей услугами связи — в течение трех лет с момента окончания осуществления таких действий;

текстовые сообщения пользователей услугами связи, голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные сообщения пользователей услугами связи — до шести месяцев с момента окончания их приема, передачи, доставки и (или) обработки.

Организатор распространения информации в сети Интернет обязан предоставлять вышеуказанную информацию уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами.

Организатор распространения информации в сети Интернет обязан при использовании для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети Интернет дополнительного кодирования электронных сообщений и (или) при предоставлении пользователям сети Интернет возможности дополнительного кодирования электронных сообщений представлять в федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности информацию, необходимую для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений.

4.2. Обязанность по размещению технических средств информационных систем на территории Российской Федерации

IT-компаниям необходимо помнить, что технические средства информационных систем, используемых государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями или государственными и муниципальными учреждениями, должны размещаться на территории Российской Федерации .

Статьей 13.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрен штраф за нарушение требования о размещении на территории Российской Федерации технических средств информационных систем на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

4.3. Импортозамещение программного обеспечения

В Российской Федерации функционирует Единый реестр российских программ для ЭВМ и БД. Его цель — расширить использование программ для ЭВМ и БД, оказать правообладателям государственную поддержку. Российским признается программное обеспечение, сведения о котором внесены в реестр .

С 1 января 2016 г. установлен запрет на допуск происходящего из иностранных государств программного обеспечения при закупках для государственных и муниципальных нужд . Заказчики обязаны осуществлять закупки только российского программного обеспечения. Исключение из запрета составят случаи, когда программное обеспечение с необходимыми характеристиками отсутствует в реестре российских программ или российское программное обеспечение не соответствует требованиям заказчика.

Заказчик при исполнении заключенного контракта, предметом которого является поставка программного обеспечения и (или) прав на него, не вправе допускать замену российского программного обеспечения, сведения о котором включены в реестр, на иное программное обеспечение.

4.4. Требования о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах

Приказом ФСТЭК России от 11 февраля 2013 г. № 17 «Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах» установлены требования к обеспечению защиты информации ограниченного доступа, не содержащей сведения, составляющие государственную тайну, от утечки по техническим каналам, несанкционированного доступа, специальных воздействий на такую информацию (носители информации) в целях ее добывания, уничтожения, искажения или блокирования доступа к ней при обработке указанной информации в государственных информационных системах.

Требования являются обязательными при обработке информации в государственных информационных системах, функционирующих на территории Российской Федерации, а также в муниципальных информационных системах, если иное не установлено законодательством Российской Федерации о местном самоуправлении.

4.5. Требования к разработке безопасного программного обеспечения

С 1 июля 2017 г. вводится Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 56939-2016 «Защита информации. Разработка безопасного программного обеспечения. Общие требования».

Стандарт направлен на достижение целей, связанных с предотвращением появления и/или устранением уязвимостей программ, и содержит перечень мер, которые рекомендуется реализовать на соответствующих этапах жизненного цикла программного обеспечения.

Стандарт предназначен для разработчиков программного обеспечения, а также для организаций, выполняющих оценку соответствия процесса разработки программного обеспечения требованиям настоящего стандарта.

Стандарт устанавливает общие требования к содержанию и порядку выполнения работ, связанных с созданием безопасного (защищенного) программного обеспечения и формированием (поддержанием) среды обеспечения оперативного устранения выявленных пользователями ошибок программного обеспечения и уязвимостей программы.

Распространение информации

5.1. Функционирование «Реестра запрещенных сайтов»

В Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее – Единый реестр) включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, а также сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Указанные сведения включаются в Единый реестр на основании решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети Интернет:

а) материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера;

б) информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, местах приобретения таких средств. Веществ и их прекурсоров, о способах и местах культивирования наркосодержащих растений;

в) информация о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;

г) информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия) распространение которой запрещено федеральными законами;

д) информации о деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети Интернет и иных средств связи .

Кроме того, указанные сведения включаются в Единый реестр на основании вступившего в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

На IT-компании – провайдеров хостинга и владельцев сайтов возложены следующие обязанности:

в течение суток с момента получения от оператора реестра уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети Интернет в Единый реестр провайдер хостинга обязан проинформировать об этом обслуживаемого им владельца сайта в сети Интернет и уведомить его о необходимости незамедлительного удаления интернет-страницы, содержащей информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;

в течение суток с момента получения от провайдера хостинга уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети Интернет в реестр владелец сайта в сети Интернет обязан удалить интернет-страницу, содержащую информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В случае отказа или бездействия владельца сайта в сети Интернет провайдер хостинга обязан ограничить доступ к такому сайту в сети Интернет в течение суток;

в случае непринятия провайдером хостинга и (или) владельцем сайта в сети Интернет вышеуказанных мер, сетевой адрес, позволяющий идентифицировать сайт в сети Интернет, содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, включается в Единый реестр.

5.2. Ограничение доступа к информации, распространяемой с нарушением закона

Статьей 15.3 Закона № 149-ФЗ установлен порядок ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением закона.

В случае обнаружения в сети Интернет, информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, включая случай поступления уведомления о распространении такой информации от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций или граждан, Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместители направляют требование в Роскомнадзор, о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию.

Роскомнадзор на основании обращения незамедлительно определяет провайдера хостинга или иное лицо, обеспечивающее размещение в сети Интернет, указанного информационного ресурса, обслуживающего владельца сайта в сети Интернет, на котором размещена информация, содержащая призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка. Затем провайдеру хостинга или иным вышеназванным лицам направляется уведомление в электронном виде на русском и английском языках о нарушении порядка распространения информации с указанием доменного имени и сетевого адреса, позволяющих идентифицировать сайт в сети Интернет, на котором размещена информация, содержащая призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, а также указателей страниц сайта в сети Интернет, позволяющих идентифицировать такую информацию, и с требованием принять меры по удалению такой информации;

В течение суток с момента получения уведомления провайдер хостинга или иное вышеуказанное лицо обязаны проинформировать об этом обслуживаемого ими владельца информационного ресурса и уведомить его о необходимости незамедлительно удалить информацию, содержащую призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка.

5.3. Обязанности IT-компаний — организаторов распространения информации и владельцев сайта в сети Интернет

IT-компании могут выступать в качестве организаторов распространения информации и владельцев сайта в сети Интернет , при этом их деятельность регулируется Законом № 149-ФЗ.

На организаторов распространения информации распространяются следующие обязанности:

в установленном Правительством Российской Федерации порядке уведомить федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, о начале осуществления свой деятельности.

хранить на территории Российской Федерации информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей сети Интернет и информацию об этих пользователях в течение шести месяцев с момента окончания осуществления таких действий, а также предоставлять указанную информацию уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами.

обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к оборудованию и программно-техническим средствам, используемым указанным организатором в эксплуатируемых им информационных системах, для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения данных мероприятий.

предоставлять информацию, запрашиваемую Роскомнадзором, необходимую для ведения реестра сайтов и (или) страниц сайтов в сети Интернет, не позднее чем в течение десяти дней со дня получения запроса.

Вправе обжаловать в суде решение о включении в реестр «запрещенных сайтов» доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Обжаловать такое решение можно в течение трех месяцев со дня его принятия.

Для владельцев сайтов в сети Интернет установлено право обращаться в Роскомнадзор с заявлением об исключении из реестра «запрещенных сайтов» доменного имени, указателя страницы сайта в сети Интернет или сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети Интернет после принятия мер по удалению информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Обязанности владельцев сайтов указаны в пунктах 1-4 данного раздела.

Статьей 13.31. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за неисполнение обязанностей организатором распространения информации в сети Интернет, в частности:

неисполнение организатором распространения информации в сети Интернет обязанности уведомить Роскомнадзор о начале осуществления деятельности по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети Интернет влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей;

неисполнение организатором распространения информации в сети Интернет установленной федеральным законом обязанности хранить и (или) предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей сети Интернет и информацию о таких пользователях влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей;

неисполнение организатором распространения информации в сети Интернет обязанности обеспечивать реализацию установленных в соответствии с федеральным законом требований к оборудованию и программно-техническим средствам, используемым указанным организатором в эксплуатируемых им информационных системах, для проведения уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях осуществления таких видов деятельности, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Статьей 19.7.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за непредставление или несвоевременное представление в Роскомнадзор, провайдером хостинга или иным лицом, обеспечивающим размещение сайта или страницы сайта в сети Интернет, данных, позволяющих идентифицировать блогера, либо представление в указанный орган заведомо недостоверных сведений (административный штраф на граждан в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей). Повторное в течение года совершение административного вышеуказанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток.

5.4. Обязанности IT-компаний – новостных агрегаторов

На владельцев новостных агрегаторов возлагаются обязанности по недопущению распространения информации противоправного и порочащего характера, по проверке достоверности общественно значимых сведений, а также по соблюдению требований законодательства Российской Федерации, регулирующих порядок распространения массовой информации .

Предусматривается, что Роскомнадзор будет формировать и вести Реестр новостных агрегаторов в целях контроля за их функционированием. Установлена административная ответственность за неисполнение владельцем новостного агрегатора своих обязанностей.

Оформление авторских прав на программы для ЭВМ

По российскому законодательству права на программное обеспечение охраняются так же, как авторские права на произведения литературы, и поэтому охраняют конкретную реализацию алгоритма, а не сам алгоритм.

В отличие от литературных произведений государство предусмотрело в отношении программы для ЭВМ дополнительное средство защиты - регистрация в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатент).

Регистрация необходима для подтверждения авторства и факта приобретения интеллектуальных прав на ПО, а значит и для последующей их коммерциализации, желательно дополнительно обеспечить себя более надежными доказательствами и документами.

Непосредственно регистрацией программ ЭВМ занимается ФИПС — Федеральное государственное бюджетное учреждение Федеральный институт промышленной собственности.

Особенности работы IT-компаний с государственными заказчиками

7.1. Соблюдение требований к взаимодействию информационных систем

При разработке IT-компаниями информационных систем для государственного сектора следует соблюдать правила интеграции информационных систем федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, многофункциональных центров, иных органов и организаций, используемых при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций в электронной форме (далее — информационные системы), с единой системой межведомственного электронного взаимодействия, а также требования к техническому обеспечению информационного обмена, осуществляемого с применением системы взаимодействия, между информационными системами в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме .

7.2. Соблюдение требований к официальным сайтам

При создании IT-компаниями официальных сайтов для органов государственной власти необходимо помнить, о необходимости соблюдения требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами государственных органов и органов местного самоуправления, так как статьей 13.27. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривается наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей за их неисполнение.

7.3. Подключение к инфраструктуре электронного правительства

В соответствии с Правилами присоединения информационных систем организаций к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме (далее – инфраструктура электронного правительства) присоединение информационных систем подключаемых организаций к инфраструктуре электронного правительства осуществляется случае, если необходимость информационного взаимодействия этих организаций с органами и организациями, предоставляющими или участвующими в предоставлении государственных и (или) муниципальных услуг либо исполнении государственных и муниципальных функций, предусмотрена федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации.

Подключение информационной системы разработанной IT-компаниями к инфраструктуре электронного правительства возможно только при наличии оснований указанных в федеральных законах, актах Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

7.4. Порядок создания и эксплуатации государственных информационных систем

При создании IT-компаниями информационных систем для органов власти следует соблюдать требования к порядку реализации мероприятий по созданию, развитию, вводу в эксплуатацию, эксплуатации и выводу из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшему хранению содержащейся в их базах данных информации, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Постановление Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. № 676 «О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации» устанавливает требования к «жизненному циклу» государственных информационных систем начиная от их создания и заканчивая выводом из эксплуатации.

Основные ГОСТ в области информационных технологий

Действующие межгосударственные стандарты (ГОСТ) и национальные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р) в области информационных технологий (на сегодняшний день действуют более 400 различных стандартов) размещаются для ознакомления на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (http://www.gost.ru/wps/portal/pages.CatalogOfStandarts).

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»

Пониженная ставка налога на прибыль организаций (15,5%) максимально приближена к ставке налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения (УСН) с доходов, уменьшенных на величину расходов (15%). Льготный режим позволит IT-компаниям преодолеть «боязнь роста» в случае, когда их доходы достигают порога, после которого невозможно дальнейшее применение УСН.

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 531-ФЗ «О внесении изменений в статьи 13 и 14 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 188-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статью 14 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

«Об установлении запрета на допуск иностранного программного обеспечения при закупках для государственных и муниципальных нужд»

Предусмотрено частью 2 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон № 149-ФЗ)

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. № 138-ФЗ «О лотереях»

Лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети Интернет.

Лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования сайта в сети Интернет, в том числе порядок размещения информации на таком сайте.

Пресс-служба компании "Консультант Плюс "

Свободно ориентироваться в изменениях законодательства и оперативно узнавать о новых документах пользователям помогают обзоры правовой информации.

В системе "Консультант Плюс" представлены различные виды обзоров, это:

Обзоры законодательства (ежедневные, еженедельные и другие аналитические обзоры правовой информации по актуальным для пользователей темам);

Обзоры изменений в документах (федеральных законах и кодексах). С их помощью можно быстро ознакомиться с сутью изменений, вносимых в нормативные акты, а также последовательно проследить этапы изменений в конкретном документе;

Обзоры изменений в путеводителях (по налогам, сделкам, судебной практике). Позволяют быстро ознакомиться с изменениями, произошедшими за месяц в материалах каждого из путеводителей, то есть видеть, какие изменения в законодательстве или судебной практике произошли по конкретному вопросу.

Обзоры законодательства

Обзоры законодательства содержат информацию об изменениях в правовых актах и о новых документах. К ним можно быстро попасть сразу из Стартового окна системы КонсультантПлюс по ссылке "Обзоры законодательства" либо по кнопке "Обзоры" из самой системы. Для удобства все обзоры сгруппированы по видам. И юристы, и бухгалтеры найдут здесь полезную для себя информацию (см. рис. 1).

С еженедельным обзором "Правовые новости. Коротко о важном " специалисты будут в курсе важных изменений в законодательстве. Обзор состоит из четырех разделов: "Финансы", "Экономика", "Социальная сфера" и "Государство" , в каждом из которых представлен анализ новых документов на эту тему. Информация в обзоре поможет специалистам разобраться, каким образом новый документ повлияет на деятельность организации. В специальных рубриках обзора - "ФНС РФ разъясняет… " и "Минфин РФ разъясняет… " (раздел "Финансы ") - даются комментарии к самым свежим документам этих ведомств.

В обзоре "Новые документы для бухгалтера " еженедельно рассматривается пять-шесть новых наиболее интересных для бухгалтера документов (письма Минфина и ФНС России, других ведомств). Кроме того, он содержит практические рекомендации по их применению. Название обзора говорит само за себя - он поможет быстро сориентироваться в новых правовых актах по бухучету и налогообложению, в разъяснениях профильных ведомств.

Обзор написан простым и понятным языком и затрагивает такие актуальные темы, как бухгалтерская и налоговая отчетность, взносы в негосударственные пенсионные фонды, трудовое право и пр.

Еще один обзор в системе - "Изменения налогового законодательства " - позволит детально изучить происходящие в этой сфере изменения и учесть их в практической работе. Обзор рассматривает изменения по всем важным налогам и представлен в удобной форме: сначала кратко сообщается об изменениях по каждому налогу, затем дается ссылка, по которой можно перейти к подробному комментарию по этому вопросу. В обзоре пользователи найдут ответы на многие вопросы, связанные с поправками в Налоговый кодекс.

Другие обзоры правовой информации

В обзоре "Документ недели " представлен подробный анализ важнейшего документа недели - федерального нормативного акта или судебного решения. Обзор поможет разобраться в сути изменений и их правовых последствиях.

Помимо аналитических обзоров, в Консультант Плюс представлены ежедневные и еженедельные мониторинги новых и измененных документов, в которых кратко и понятно рассказано о документах, поступивших в систему.

В списке обзоров специалисты найдут и тематические подборки, с помощью которых можно быстро перейти к необходимой информации из системы Консультант Плюс по соответствующей теме. Среди подборок: "Налоговая и бухгалтерская отчетность", "Банковское дело" и другие.

Обзоры изменений в кодексах и федеральных законах

Быстро узнать об изменениях в важных документах (например, Налоговом или Гражданском кодексах) помогут обзоры изменений в кодексах и федеральных законах. Перейти к обзору можно по ссылке "Обзор изменений документа", которая размещена на Правой панели рядом с текстом документа. В обзоре в виде таблицы в удобном формате "старая/новая редакция " представлены изменения в документе и для сравнения приводится текст прежней редакции. Изменения выделены в тексте жирным шрифтом, и пользователи смогут быстро узнать, чем новая редакция документа отличается от предыдущей.

Обзоры изменений в путеводителях

Путеводители Консультант Плюс экономят время пользователей на самостоятельное изучение информации по сложным вопросам. Сегодня в системе представлены путеводители по налогам, сделкам, кадровым вопросам, судебной практике по ГК РФ и корпоративным спорам. Информация в них регулярно обновляется.

Узнавать о том, что изменилось в материалах каждого путеводителя* (например, в "Практическом пособии по НДС "), помогают специальные обзоры изменений. Ссылки на них размещены в начале каждого материала путеводителя ("См. изменения за последний месяц ").

Перейдя по ссылке, можно сразу получить исчерпывающую информацию о произошедших в течение месяца дополнениях в материалах в связи с изменениями законодательства, появлением новых разъяснений контролирующих органов и судебных решений. Вся информация изложена простым языком и представлена в удобной, компактной форме - в виде таблиц и списков.

Обзоры правовой информации регулярно пополняются новыми материалами по актуальным для специалистов темам.

(По материалам бюллетеня "Консультант Плюс" )



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: