Ограничения при приеме на работу лиц с судимостью. Какие есть законные ограничения при приеме на работу

Общеправовые последств ия

Последствия общеправового характера касаются ограничений в различных областях права: избирательного, гражданского, административного, конституционного, трудового права. Обозначим лишь некоторые из них:

1. Осужденные к лишению свободы и отбывающие наказание не могут быть избранными в представительные органы власти и управления.

2. Лица, имеющие судимость, не могут обучаться в некоторых учебных заведениях.

3. Ограничение прав на приобретение и хранение оружия.

4. Ограничения в выезде за границу.

5. Ограничения в выборе места жительства и в свободе передвижения по территории Российской Федерации.

6. Лица, имеющие судимость, не могут быть приняты на работу в некоторые предприятия, учреждения и организации, в том числе в государственные, прежде всего, «режимные», учебные и другие.

7. Лица, имеющие судимость и отбывающие наказание, не подлежат призыву на действительную военную службу. Лица, уже отбывшие наказание, но имеющие судимость, подлежат ограниченному призыву и могут проходить службу не во всех частях и родах войск.

Педофилу не быть папой

Согласно Трудовому кодексу РФ, лицам, имеющим судимости за тяжкие и особо тяжкие преступления, табу наложено на занятие педагогической деятельностью и трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних.

Согласно Семейному кодексу РФ, такие граждане не могут быть опекунами (попечителями) детей и не имеют права на усыновление.

Согласно Гражданскому кодексу РФ, граждане, имеющие на момент установления опеки или попечительства судимость за умышленные преступления против жизни или здоровья граждан, не могут быть назначены опекунами и попечителями.

Преступления, относящиеся к категории тяжких и особо тяжких

Преступления против жизни и здоровья: убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, истязание, заражение ВИЧ- инфекцией.

Преступления против свободы, чести и достоинства личности: похищение человека, незаконное лишение свободы, торговля людьми, использование рабского труда.

Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности: изнасилование, насильственные действия сексуального характера, половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, развратные действия.

Преступления против семьи и несовершеннолетних: вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления, вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий.

Преступления против общественной безопасности: террористический акт, содействие террористической деятельности, публичные призывы к террористической деятельности или публичное оправдание терроризма, захват заложника, организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем, бандитизм, организация преступного сообщества или участие в нем, угон воздушного, водного либо железнодорожного транспорта, массовые беспорядки, хулиганство, приведение в негодность объектов жизнеобеспечения, незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, незаконное изготовление оружия и т. п. преступления вплоть до пиратства.

Преступления против здоровья населения и общественной нравственности: «наркотические» и «порнографические» статьи, как незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка, сбыт, пересылка наркотиков и порнографии и т. д.

Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства: государственная измена, шпионаж, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, насильственный захват власти, вооруженный мятеж, диверсия, организация экстремистского сообщества, разглашение государственной тайны, незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну.

Судимым не место в России

Граждане, имеющие судимость, не могут быть приняты на гражданскую службу, осуществлять адвокатскую деятельность, деятельность кадастрового инженера, арбитражного управляющего и быть членом временной администрации финансовой организации.

Граждане, имеющие судимость за умышленные преступления, не могут работать специалистами авиационного персонала и в службе авиационной безопасности.

Таким гражданам не выдается охотничий билет и лицензия на приобретение оружия, лицензия на осуществление частной детективной или частной охранной деятельности. Однако если человек был осужден за «легкое» преступление, после погашения судимости он может получить лицензию на хранение оружия для работы телохранителем или охранником.

Наличие судимости является основанием для отклонения заявления о приеме в гражданство Российской Федерации.


Сроки погашения судимости

Согласно УК РФ, судимость погашается:

а) в отношении лиц, условно осужденных, по истечении испытательного срока;

б) в отношении лиц, осужденных к более мягким видам наказаний, чем лишение свободы, по истечении одного года после отбытия или исполнения наказания;

в) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, по истечении трех лет после отбытия наказания;

г) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, по истечении шести лет после отбытия наказания;

д) в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, по истечении восьми лет после отбытия наказания.

Если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, то по его ходатайству суд может снять судимость до истечения срока погашения судимости.

В случаях, специально предусмотренных федеральными законами, осужденный за преступление гражданин, независимо от того снята или погашена у него судимость, навсегда лишается права быть принятым на службу в полицию, прокуратуру, стать судьей.

Приведенный перечень ограничений для «судимых» не является исчерпывающим. Следует отметить, что эти ограничения введены и действуют в соответствии с Конституцией РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства


Право на труд

Что касается других сфер деятельности (кроме вышеуказанных), то согласно УК РФ, погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью. Следовательно, ограничений трудовой деятельности быть не может. Однако, на практике трудоустройство ранее судимых лиц - большая проблема. При приеме на работу на вопросы о судимости нужно отвечать уже при заполнении анкеты, эти же вопросы задают и при прохождении собеседования.

Государственные организации информацией о судимости интересуются при приеме на работу сотрудников любого уровня, особенно если соискатель желает устроиться в среднее и высшее звенья в финансовую сферу, а также на материально ответственные должности, на вакантные должности, связанные с информационными технологиями. Однако многое зависит от уровня и престижности вакантной должности. Если соискатель претендует на должность руководителя отдела в банке или компании, то информация о судимости будет проверена службой безопасности в обязательном порядке.

Но если судимость погашена или снята, то, заполняя анкету, ранее судимый соискатель может смело писать, что он не судим. Однако чтобы перестраховаться, лучше устраиваться в небольшие компании и на рядовые должности, как менеджер-консультант или продавец в отделе стройматериалов, когда судимость не имеет решающего значения. В таких случаях служба безопасности даже и не будет проверять кандидата, хотя служебный или личный интерес со стороны работодателя не имеет под собой никаких юридических оснований. Работодатель вправе запрашивать у соискателя лишь информацию, которая имеет отношение непосредственно к предстоящей работе.

Пресс-секретарь Министерства труда и социальной защиты населения РС (Я) Никита Прокопьев:

Согласно ст. 65 Трудового кодекса РФ, установлен перечень документов, представляемых при заключении трудового договора, который не предполагает предоставление работодателям сведений о судимости. Но это если речь не идет о поступлении на госслужбу. Что касается остальных работодателей, то решение о внесении руководством компании такого пункта в анкету – не что иное, как их инициатива, и не всегда правомерная. В противном случае действия работодателей может быть расценено как дискриминация, о чем ясно сказано в ст. 3 Трудового кодекса РФ.

На практике бывает, что в бланках анкет о приеме на работу вместо графы «о наличии судимости» стоит вопрос: «Привлекались ли вы к уголовной или административной ответственности?» А это далеко не одно и то же. Зато для работников кадровых аппаратов это веская причина для принятия решения об отказе в приеме на работу по принципу: то ли он украл, то ли у него украли, но что-то было. Конечно, пытаться отстоять свои права можно, требуя письменный отказ в приеме на работу с обоснованием причины, но на практике получить его маловероятно. Но даже если отказа в письменном виде нет, все равно есть повод обратиться в суд за защитой своих прав. При наличии физических и моральных сил и времени.

Как показал соцопрос 500 российских компаний исследовательским центром портала SuperJob.ru, 8% работодателей готовы взять на работу человека, имеющего непогашенную судимость. Однако для пущей уверенности для принятия подобного решения они обычно желают подробнее ознакомиться с обстоятельствами совершенного преступления, за которое был осужден соискатель. Не хотят рисковать, принимая на работу человека с непогашенной судимостью, более двух третей респондентов (67%). Четверть респондентов (25%) затруднилась с ответом.


Осторожно, дискриминация!

Сложнее работодателю уволить работника, при проверке данных о котором, выяснится, что у него погашена или снята судимость, о которой он в анкете «умолчал». Среди оснований увольнения по инициативе работодателя такого основания как сокрытие наличия судимости или, тем более, сокрытие погашенной или снятой судимости в Трудовом кодексе нет.

Но если человека все же уволили по этой причине, то в приказе об увольнении сотрудника должна быть указана именно эта причина! Поскольку в судебном порядке впоследствии работника должны будут восстановить на работе. Более того, работник получит также денежное возмещение в размере среднего заработка за время, когда он был вынужден отстаивать в суде свою правоту. Также можно предъявить иск и за моральный ущерб.

Четкую позицию в решении вопросов по защите конституционного права граждан на труд (о приеме на работу) имеет Пленум Верховного Суда Российской Федерации.

При рассмотрении споров, связанных с отказом в приеме на работу, суд учитывает, что труд свободен и каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также иметь равные возможности при заключении трудового договора без какой-либо дискриминации.

Между тем, при рассмотрении дел данной категории в целях оптимального согласования интересов работодателя и лица, желающего заключить трудовой договор, работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения: подбор, расстановка, увольнение персонала. Заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя. Трудовой кодекс не содержит норм, обязывающих работодателя заполнять вакантные должности или работы немедленно по мере их возникновения. Поэтому суды проверяют, делалось ли работодателем предложение об имеющихся у него вакансиях (например, сообщение о вакансиях через Службу занятости, СМИ, оглашено ли во время выступлений перед выпускниками учебных заведений, размещено на доске объявлений), велись ли переговоры о приеме на работу с данным лицом и по каким основаниям ему было отказано в заключении трудового договора.

При этом необходимо учитывать, что запрещается отказывать в заключении трудового договора по обстоятельствам, носящим дискриминационный характер. Поскольку действующее законодательство содержит лишь примерный перечень причин, по которым работодатель не вправе отказать в приеме на работу лицу, ищущему работу. Вопрос о том, имела ли место дискриминация при отказе в заключении трудового договора, решается судом при рассмотрении конкретного дела.

Если судом будет установлено, что работодатель отказал в приеме на работу по обстоятельствам, связанным с деловыми качествами данного работника, а не наличием судимости, то такой отказ является обоснованным.


Мечтать не вредно

В наше время проблемы, связанные с трудоустройством лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы, необходимо решать, в том числе и путем создания или квотирования рабочих мест на предприятиях и организациях независимо от форм собственности. Причем, должны быть предусмотрены рабочие места не только рабочих специальностей, но и для инженерно-технического персонала и руководителей хотя бы среднего звена. И, конечно же, в первую очередь, для решения этих проблем на законодательном уровне необходимо принять закон. Но это в перспективе. А пока бывшие осужденные довольствуются лишь тем, что работают на чужого дядю за копейки и без заключения какого-либо трудового договора. И то, если повезет...

Как узнать о судимости?

Сведения о судимости учитываются и хранятся в информационных базах Главного информационно-аналитического центра Министерства внутренних дел РФ, информационных центров МВД субъектов Российской Федерации.

Доступ к такой информации ограничен, информация предоставляется только по запросам уполномоченных органов, должностных лиц, оперативных сотрудников.

Информация о погашенной судимости лица – это сведения, не составляющие тайны и не являющиеся позорящими в легальном смысле слова, но неизвестные большинству лиц, с которыми общается объект.

При приеме на работу в частную организацию в анкете, кроме вопроса о судимости, есть и такой вопрос: «Можно ли в отношении вас проводить сбор и проверку персональной информации?» Согласно Трудовому кодексу РФ, это не является дискриминацией - установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничения прав работников, которые определяются свойственными этому виду труда требованиями.

В настоящее время действует Приказ МВД РФ «Об утверждении инструкции о порядке предоставления гражданам справок о наличии (отсутствии) у них судимости». Согласно инструкции, справки о наличии (отсутствии) судимости на территории РФ в нашей республике выдает информационный центр МВД РС (Я). Справка предоставляется заявителю на личном приеме сотрудниками, осуществляющими прием граждан, под роспись при предъявлении паспорта или уполномоченному заявителем лицу при наличии нотариально заверенной доверенности. Не востребованные заявителями справки по истечении двух месяцев со дня окончания установленного срока рассмотрения заявлений списываются в дело с пометкой «справка заявителем не востребована».

Никакая коммерческая фирма (к каким относится и любой банк) не вправе обратиться в ИЦ с официальным запросом. Но, учитывая, что зачастую в службах безопасности банков, коммерческих фирм работают бывшие сотрудники милиции, у них, как правило, сохраняются связи неформального характера, и они эту информацию могут узнать через своих друзей – бывших коллег. Либо это может быть информация из ворованной базы данных. В любом случае официального характера эта информация носить не будет, однако может быть использована в повседневной работе.

Наличие судимости накладывает на человека некоторые ограничения, в том числе и при трудоустройстве на опредёленные должности или объекты с повышенным уровнем секретности. Ограничения будут действовать до погашения или снятия судимости.

Сроки действия судимости

Мнение эксперта

Андрей Леру

Так, погашение судимости происходит автоматически:

  • через год после назначения наказания, не связанного с лишением свободы и через 6 месяцев, если на момент совершения преступления осуждённый был несовершеннолетним;
  • через 3 года после отбытия наказания за преступления лёгкой и средней тяжести и через 1 год, если преступление совершил несовершеннолетний;
  • через 8 лет после отбытия наказания за тяжкие преступления и через 3 месяца для совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте;
  • через 10 лет после отбытия наказания за особо тяжкие преступления и через 3 месяца для совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте.

Допускается досрочное снятие судимости по ходатайству лица отбывшего наказания при наличии положительных характеристик. Не будет считаться судимым лицо, хотя и совершившее преступление, но освобожденное от наказания:

  • по акту амнистии;
  • в силу истечения срока давности привлечения к уголовной ответственности.

Таким образом, работодатель может отказать в приеме на работу судимому только в срок действия судимости и только в пределах требований по несудимости к определённой должности либо к определённой сфере деятельности. С момента погашения судимости или её снятия любой отказ в трудоустройстве будет считаться противозаконным, если только закон не содержит прямого указания об обратном.

Когда судимость действительно является препятствием

В соответствии с Конституцией, все имеют право на труд. Тем не менее, лица, скомпрометировавшие себя уголовной судимостью в прошлом, в соответствии с рядом федеральных законов не могут быть приняты на определенные должности. Следует заметить, что только прямой запрет, установленный законом на особые виды трудовой деятельности, является препятствием для трудоустройства на конкретную работу – во всех иных случаях, отказ в трудоустройстве из-за имеющейся судимости является незаконным. С точки зрения закона, отбытое наказание уже отбыто, и точка.

Мнение эксперта

Андрей Леру

Стаж более 15 лет. Специализация: договорное право, уголовное право, общая теория права, банковское право, гражданский процесс

Так, ст. 331 Трудового кодекса РФ устанавливает запрет на занятие педагогической деятельностью для лиц, имеющих непогашенную и не снятую судимость за совершение преступлений:

  • против жизни и здоровья, свободы граждан;
  • против чести и достоинства граждан;
  • совершенных на сексуальной почве;
  • против несовершеннолетних лиц;
  • против общественной нравственности и безопасности.

Постановление ВС РФ «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации» также содержит ограничение, в соответствии с которым граждане, имеющие судимость или имевшие её в прошлом, не могут быть приняты на службу в органы МВД. Аналогичное ограничение содержится в нормативно-правовых актах, регулирующих следующие виды трудовой деятельности:

  • службу в ФСБ;
  • воинскую службу;
  • службу в таможне;
  • работу в прокуратуре;
  • работу в судебных органах;
  • работу в авиации;
  • адвокатскую деятельность;
  • аудиторскую деятельность;
  • и другие профессии.

Список ограничений для людей с судимостью гораздо больше, чем приведен выше, соответственно, прошлая судимость, а тем более, имеющаяся ныне неснятая или непогашенная судимость при приеме на работу несколько ограничивает выбор профессии.

Прежде всего, такие ограничения касаются государственных или близких к ним служб, где предполагается ответственность работника в большей мере, чем на прочих работах, а кандидат с темным прошлым не может рассчитывать на такое же доверие, какое имеют люди без судимости.

Следует заметить, что ограничения также касаются большинства избирательных должностей вроде депутатов, членов государственных квалификационных комиссий, членов арбитражей и, конечно, должности Президента страны.

Как оспаривать неправомерные отказы в работе

В соответствии со ст. 65 ТК РФ, установлен перечень документов, необходимых для оформления трудового договора. Ни один работодатель не имеет права требовать от трудоустраивающегося документы, не входящие в вышеуказанный перечень. Пункт 6 данной статьи устанавливает, что истребование справки о судимости допускается только в случае трудоустройства на работу, не позволяющую исполнять ее при наличии судимости в силу требований закона.

Если же предполагаемая работа не связана с деятельностью, для которой установлены законодательные ограничения касаемо судимости, то требование предоставить справку – незаконно. О таком нарушении можно пожаловаться в Федеральную службу по труду и занятости (http://www.rostrud.ru), отправив соответствующее письмо с уведомлением, по результатам которого в отношении работодателя могут быть приняты меры и выдано предписание об устранении нарушения вашего трудового права. Бывают и ситуации, когда справку не требует, но зато просят заполнить анкету, в которой содержится вопрос о судимости кандидата. Такая анкета не является нарушением, тем не менее, есть важные нюансы, которые должен понимать имеющий судимость гражданин, который пытается устроиться на работу.

  • Во-первых, в отношении судимостей гражданин, имевших их в прошлом, но не имеющий в настоящем (то есть касаемо погашенных и снятых судимостей) совершенно спокойно может указывать «не имею», поскольку действует ст.86 Уголовного кодекса, которая определяет, что погашенные и снятые судимости более не влекут правовых последствий.
  • Во-вторых, не связанную с деятельностью, в отношении которой имеются какие-либо ограничения для судимых граждан, является 100% изобретением работодателя. Уволить работника после принятия его на работу, а тем более, притянуть к ответственности за неверно предоставленные в такой анкете данные, практически невозможно.

С другой стороны, некоторые работодатели имеют самостоятельный доступ к Информационной базе МВД России, которая содержит закрытую информацию об уголовном преследовании в отношении каждого гражданина. Согласно закону «О полиции», в базу МВД заносятся все сведенья о судимости, поэтому в отношении действующей судимости данные о ней исключить из базы невозможно. Такой доступ не совсем законен и он используется посредством бывших сотрудников правоохранительных органов, которые проводят в некоторых организациях (особенно это касается крупных компаний) традиционное собеседование со службой безопасности, а также иными неформальными путями. Тем не менее, при желании работодатель вполне сможет узнать о потенциальном сотруднике такие данные и часто происходит ситуация, при которой работодатель, получающий информацию о судимости кандидата на вакансию, просто отказывает в работе, предпочитая не объяснять причины.

Если вы стали тем самым человеком, который получил отказ при наличии судимости, независимо от того, погашена она или снята, или же все еще действует, постарайтесь спокойно проанализировать ход собеседования и его результаты. В том случае, если отказ вероятнее всего был получен вследствие недостаточной квалификации, опыта или отсутствия необходимых деловых качеств, то он вполне правомерен и нет смысла его оспаривать. Но если стало известно, что отказ связан исключительно с судимостью, например, вам прямо сообщили такую причину после собеседования, то его можно попытаться обжаловать.

Один из доступных способов защиты – это запись на диктофон озвученной причины отказа, которая допускается без извещения другой стороны, голос которой присутствует на аудио, если речь идет о нарушении ваших прав. Такая запись позволит выиграть в суде, поскольку докажет факт дискриминации, а значит, прямое нарушение норм Трудового кодекса. Иной путь - это просьба к работодателю письменно объяснить причины отказа в принятии на работу, которую вправе изложить любой гражданин. И хотя вряд ли в ответе вам прямо укажут, что отказ связан с судимостью (что, впрочем, тоже не исключено), такой способ может сработать. Например, исходя из указанных причин, которые касаются вашей недостаточной квалификации, их можно опровергнуть, если вы как кандидат полностью соответствуете требованиям, указанным в вакансии и даже превышаете их. Также сыграет роль, если на это место впоследствии примут кандидата, который уступает вам по всем параметрам, но зато не имеет судимостей – соответственно, легче доказать факт дискриминации.

В статье рассмотрены нюансы трудоустройства граждан иностранных государств в российские компании, проблемы, которые приходится решать работодателям при приеме на работу иностранцев в 2019 году, а также порядок и условия оформления трудовых отношений с мигрантами с разными статусами.

Читайте в нашей статье

Условия приема на работу иностранцев в 2019 году

Первостепенной задачей любого государства является обеспечение работой своих граждан, поэтому многие страны ограничивают прием на работу иностранных граждан с целью защиты национального рынка труда. Не является исключением и Россия. Отсюда возникает потребность в создании правил по приему на работу иностранцев, которые обязаны исполнять все компании-работодатели независимо от форм собственности.

Прием иностранцев на работу в 2019 году действующим законодательством не запрещен и в отношении многих из них действуют общие правила и условия трудоустройства. То есть иностранцев трудоустраивают так же, как и граждан России. Условия приема на работу этой категории соискателей определяются их особым юридическим статусом. То есть, можно сказать, что они зависят от того, временно или постоянно проживает иностранец в нашей стране, прибыл ли приезжий работник на ее территории без визы или в визовом порядке.

Кадровик Евгения Трифонова убедила руководителя ООО “Коридор”, что компания только выиграет от приема на работу иностранцев. Во-первых, они помогают компании экономить на низкоквалифицированном труде, во-вторых, их вполне можно брать на временные работы. А оформление не стоит труда, если правильно определить, к какой категории относится иностранец.

Тема номера

Также читайте о том, как в 2019-м вернуть деньги, которые потратили на лечение и учебу, как избежать штрафа за ошибки в СЗВ-М и какие изменения в правах многодетных доставят больше всего проблем.

Условия приема на работу иностранцев - граждан стран ЕАЭС

Членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), кроме России, являются страны - бывшие ранее союзными республиками: Казахстан, Беларусь, Армения, и Киргизия. На основании подписанного этими странами союзного договора их гражданам при трудоустройстве в других государствах - членах ЕАЭС не требуется оформлять какие-либо разрешительные документы на работу .

Так, например, граждане Армении или Казахстана до приема на работу в 2019 году должны либо зарегистрироваться по месту жительства (при наличии требующегося пакета документов), либо в течении недели встать на миграционный учет по месту пребывания. Только при этом условии они впоследствии смогут оформлять трудовые отношения на общих основаниях. Устраиваясь на работу, они должны будут предъявить тот же пакет документов. Им не нужен только военный билет.

Читайте также:

Документы при приеме на работу иностранца

Документы, необходимые иностранцам при приеме на работу в зависимости от статуса, представлены в таблице.

Документы, которые необходимо проверить

Безвизовые работники - граждане иностранных государств

Пребывающие временно

Проживающие временно

Проживающие постоянно

Граждане ЕАЭС

Удостоверение личности

Не требуется

Документы об образовании

Если к занимаемой должности предъявляются определенные квалификационные требования

Документ, подтверждающий право на труд

Патент или разрешение на работу, оформленное до 01.01.2015 г., миграционная карта

Разрешение на временное проживание

Вид на жительство

Не требуется

Документ, подтверждающий право на оказание медпомощи

Полис или договор о добровольном медстраховании

Не требуется

Новые возможности для карьерного роста

Соответствует требованиям профстандарта «Специалист по управлению персоналом», за прохождение - удостоверение о повышении квалификации. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются готовыми шаблонами документов, которые можно скачать и оставить себе для работы.

Патент

Прием на работу иностранца с патентом в 2019 году имеет свои особенности. Перечень тех документов, которые они должны будут представить в отдел кадров при трудоустройстве, представлен в таблице выше. Но работодателю нужно учесть, что начиная с 2015 года прием на работу граждан ДНР, даже временно пребывающих, осуществляется без обязательного в остальных случаях предъявления патента. Эта категория соискателей имеет статус беженцев и, в соответствии с законодательством, покупать патент не должны.

Кроме того, перечень документов при приеме на работу иностранца с патентом, с которым заключается договор гражданско-правового характера, сокращается - стороне, подписывающей соглашение в качестве исполнителя, предъявлять трудовую книжку уже не нужно.

#трудоустройство #право #прававоеннослужащих

В статье анализируются нормы трудового и антикоррупционного законодательства, содержащие ограничения по трудоустройству бывших государственных служащих, включая военнослужащих, на работу в организации, в отношении которых они осуществляли отдельные функции государственного управления.

Ключевые слова: ограничение в трудоустройстве государственных служащих, комиссия по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих, трудовой договор, противодействие коррупции.

Limitations in the employment of ex-servicemen issues
M.Yu. Filippova

Filippova M.Yu., candidate of legal Sciences, Deputy Director on uchebno-methodical work of the Law Institute of FSBEI "Moscow state transport University of Emperor Nicholas II".

The article analyzes the norms of labour and anti-corruption legislation containing restrictions on the employment of former government employees, including soldiers, to work in your organization in respect of which they carried out separate functions of the government.

Key words: limitation of employment of public servants, the Commission on observance of requirements to office behavior of civil servants, contract of employment, anti-corruption.

Одним из правовых средств противодействия коррупции является установление для государственных служащих, включая военнослужащих, ряда ограничений в реализации их общегражданских прав <1>. Одно из таких ограничений касается реализации права на труд после увольнения с государственной службы. Данный вопрос урегулирован ст. 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ), ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", а также Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 г. N 925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции".

——————————–
<1> Научный анализ запретов и ограничений, связанных с прохождением военной службы, осуществлен в диссертационных исследованиях: Козлов В.В. Правовые ограничения, связанные с военной службой: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2011; Скрипель В.А. Запреты, связанные с прохождением военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации (теоретико-правовое исследование): Дис. … канд. юрид. наук. М., 2011 (информация о диссертациях приводится по: Корякин В.М. Военное право: антология диссертаций: Моногр.: В 2 т. М., 2011).

С учетом того что согласно ст. 2 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" и ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военная служба является разновидностью федеральной государственной службы, рассматриваемое ограничение права на труд в полной мере распространяется и на граждан, уволенных с военной службы.
Суть данного ограничения применительно к военнослужащим состоит в том, что военнослужащие, замещавшие воинские должности, перечень которых определен соответствующими правовыми актами <2>, в течение двух лет после увольнения с военной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в их должностные (служебные) обязанности в период прохождения военной службы, только с согласия аттестационной комиссии, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. В научной литературе такие должности, включенные в соответствующие перечни, вполне обоснованно именуются коррупционно опасными <3>.
——————————–
<2> Такие перечни установлены Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557 "Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей" и Приказом Министра обороны Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. N 175 "О Перечне воинских должностей, должностей федеральной государственной гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации, должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, при замещении которых военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие, работники, а также граждане при назначении на должности в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей".
<3> Корякин В.М. Коррупциогенность воинских должностей: миф или реальность? // Право в Вооруженных Силах. 2007. N 11; Чаннов С.Е. Уведомление о приеме на работу бывшего государственного (муниципального) служащего // Актуальные проблемы рос. права. 2015. N 12.

При этом указанными выше нормативными правовыми актами установлены следующие обязанности граждан и организаций:
а) граждане, замещавшие воинские должности, перечень которых установлен соответствующими нормативными правовыми актами, в течение двух лет после увольнения с военной службы обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы;
б) работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими воинские должности, включенные в соответствующие перечни, в течение двух лет после их увольнения с военной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора руководителю воинской части (военной организации) по последнему месту его военной службы в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 г. N 29 <4>.
——————————–
<4> Постановление Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 г. N 29 "Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации".

Рассмотрим указанные ограничения и обязанности более подробно.
Итак, бывший военнослужащий, замещавший на момент увольнения с военной службы воинскую должность, включенную в Перечень, определенный Приказом Министра обороны Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. N 175, в случае поступления на работу в организацию, в отношении которой он в период службы осуществлял руководящие функции, обязан получить на это разрешение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (при условии, если с момента увольнения не истекло 2 года).
Идея получения согласия при приеме на работу бывшего военнослужащего базируется на необходимости недопущения возникновения коррупционных связей между указанным гражданином, уволенным с военной службы, и организациями, с которыми он непосредственно был связан еще при исполнении служебных обязанностей. Именно для того, чтобы у бывшего военнослужащего не возникал соблазн организовать какие-либо преимущества подконтрольной организации с расчетом получить выгодную должность в этой организации после увольнения, в федеральное законодательство и была введена рассматриваемая антикоррупционная норма.
При реализации данной нормы возникают некоторые вопросы. Например, о какой комиссии идет речь применительно к бывшим военнослужащим? В соответствии с п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. N 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов" вопросы, изложенные в п. 16 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (в том числе по реализации рассматриваемой в статье нормы), в отношении военнослужащих рассматриваются соответствующими аттестационными комиссиями.
Рассмотрим далее норму, предусмотренную ст. 64.1 ТК РФ и п. 2 ст. 12 Федерального закона "О противодействии коррупции", согласно которой граждане, замещавшие воинские должности, перечень которых установлен соответствующими нормативными правовыми актами, в течение двух лет после увольнения с военной службы обязаны при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) сообщать работодателю сведения о последнем месте службы. Из анализа содержания данной нормы следует, что гражданин, уволенный с военной службы, обязан сообщать сведения о последнем месте службы в любом случае при трудоустройстве в любую организацию, а не только в ту, в отношении которой он осуществлял руководящие и контрольные функции.
Вызывает также вопросы формулировка "сведения о последнем месте своей службы". Исходя из контекста рассматриваемой проблемы речь идет не только о месте прохождения военной службы как таковом (с точки зрения его расположения в географическом смысле и наименования военной организации), но и о замещаемой должности, включая информацию о том, входила ли эта должность в соответствующий перечень или нет. В целях устранения данной неопределенности предлагается внести соответствующие уточнения в ст. 64.1 ТК РФ и ст. 12 Федерального закона "О противодействии коррупции".
Важен также вопрос об ответственности гражданина, уволенного с военной службы, за невыполнение рассматриваемой обязанности, т.е. если при трудоустройстве такой бывший военнослужащий не представит сведения о последнем месте работы или представит искаженные сведения (например, укажет, что замещаемая им должность не входила в соответствующий перечень). Вполне логично предположить, что в случае выявления таких фактов трудовой договор подлежит расторжению. Однако прямо данная норма в законодательстве не закреплена, а действующие основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя, предусмотренные ТК РФ, не позволяют их применить в данной ситуации.
В связи с изложенным предлагается внести соответствующие дополнения в ст. 84 ТК РФ, которая регулирует вопросы прекращения трудового договора вследствие нарушения установленных правил заключения трудового договора. Заслуживает также поддержки высказанное в научных публикациях мнение о необходимости расширения круга субъектов состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), таким образом, чтобы к ним был отнесен и сам бывший государственный служащий (военнослужащий), не сообщивший работодателю о том, что он замещал коррупционно опасную должность (согласно действующей редакции указанной статьи КоАП РФ административную ответственность по ней несет только работодатель) <5>.
——————————–
<5> Чаннов С.Е. Указ. соч. С. 55.

Как отмечалось выше, согласно ст. 64.1 ТК РФ работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими воинские должности, включенные в соответствующие перечни, в течение двух лет после их увольнения с военной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора руководителю воинской части (военной организации) по последнему месту его военной службы. Порядок такого уведомления регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 г. N 29, согласно которому сообщение оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем или уполномоченным лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя, либо уполномоченным лицом, подписавшим гражданско-правовой договор. Подпись работодателя заверяется печатью организации или печатью кадровой службы. Сообщение направляется руководителю организации по последнему месту службы гражданина, уволенного с военной службы, в 10-дневный срок со дня заключения трудового договора или гражданско-правового договора.
В сообщении должны содержаться следующие сведения:
а) фамилия, имя, отчество гражданина;
б) число, месяц, год и место рождения гражданина;
в) должность, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением с государственной службы (по сведениям, содержащимся в трудовой книжке);
г) наименование организации (полное, а также сокращенное (при наличии).
Указанный перечень нуждается, по нашему мнению, в уточнении. Дело в том, что на военнослужащих в период службы трудовые книжки не ведутся, и потому в большинстве случаев при трудоустройстве после увольнения с военной службы трудовые книжки на таких граждан оформляются впервые. Поэтому в п. "в" приведенного выше перечня предлагается указать, что в отношении лиц, проходивших военную службу, наименование должности указывается по сведениям, содержащимся в военном билете гражданина и документах воинского учета.
В случае если с гражданином, уволенным с военной службы, заключен трудовой договор, наряду с указанными выше сведениями также указываются следующие данные:
1) дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому гражданин принят на работу;
2) дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен (указывается дата начала работы, а в случае, если заключается срочный трудовой договор, - срок его действия);
3) наименование должности, которую занимает гражданин по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение организации (при наличии);
4) должностные обязанности, исполняемые по должности, занимаемой гражданином (указываются основные направления поручаемой работы).
В случае если с гражданином, уволенным с военной службы, заключен гражданско-правовой договор, то в сообщении указываются следующие данные:
- дата и номер гражданско-правового договора;
- срок гражданско-правового договора (сроки начала и окончания выполнения работ (оказания услуг));
- предмет гражданско-правового договора (с кратким описанием работы (услуги) и ее результата);
- стоимость работ (услуг) по гражданско-правовому договору.
Важно отметить, что, как указывалось выше, за невыполнение рассматриваемой обязанности работодатель может быть привлечен к административной ответственности. Для этих целей в КоАП РФ имеется специальная статья - ст. 19.29 (незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего). Согласно данной статье привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии коррупции", влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тыс. до 4 тыс. руб.; на должностных лиц - от 20 тыс. до 50 тыс. руб.; на юридических лиц - от 100 тыс. до 500 тыс. руб.
Следует согласиться с мнением С.Е. Чаннова о том, что возложение обязанности уведомления о заключении трудового (гражданско-правового) договора исключительно на работодателя при отсутствии каких-либо обязанностей в этой сфере у самих бывших государственных служащих (военнослужащих) приводит к тому, что на практике зачастую рассматриваемая обязанность не исполняется не в силу стремления осуществлять какие-то коррупционно опасные деяния, а просто потому, что указанные работодатели не подозревают о возникновении у них этой обязанности <6>. Однако незнание закона (а также фактических обстоятельств - в данном случае того, что новый работник замещал коррупционно опасную должность) не освобождает от ответственности. А ответственность эта достаточно строгая - выше мы привели соответствующие нормы КоАП РФ об административной ответственности работодателя.
——————————–
<6> Чаннов С.Е. Указ. соч. С. 52.

В связи с изложенным в качестве примера можно привести Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 22 мая 2014 г. N 64-АД14-3 о привлечении к ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ администрации муниципального образования "Тымовский" за незаконное привлечение к трудовой деятельности бывшего государственного служащего. В данном Постановлении Верховный Суд Российской Федерации указал, что ограничения, направленные на соблюдение специальных правил трудоустройства лиц, ранее замещавших должности государственной службы, предусмотренные в ст. 12 Федерального закона "О противодействии коррупции", приняты в целях реализации рекомендаций Конвенции ООН против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31 октября 2003 г. Резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН).
Так, п. 1 ст. 12 указанной Конвенции предусмотрена обязанность каждого государства-участника по принятию мер в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства по предупреждению коррупции в частном секторе. Согласно подп. "e" п. 2 ст. 12 Конвенции в целях предупреждения возникновения коллизии публичных и частных интересов государства вправе устанавливать ограничения в надлежащих случаях и на разумный срок в отношении профессиональной деятельности бывших публичных должностных лиц или в отношении работы публичных должностных лиц в частном секторе после их выхода в отставку или на пенсию, когда такая деятельность или работа прямо связаны с функциями, которые такие публичные должностные лица выполняли в период их нахождения в должности или за выполнением которых они осуществляли надзор. Из анализа подп. "e" п. 2 ст. 12 Конвенции против коррупции, п. п. 1, 4 ст. 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" в их системной взаимосвязи следует, что ограничения и предписания ст. 64.1 ТК РФ направлены на соблюдение специальных правил трудоустройства бывших государственных служащих в коммерческие и некоммерческие организации <7>.
——————————–
<7> Чернышева Л.А. Актуальные проблемы заключения трудового договора с бывшим государственным или муниципальным служащим // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. N 5. С. 48 - 50.

Таким образом, действующее трудовое, административное и антикоррупционное законодательство нуждается в совершенствовании и уточнении в части, касающейся регулирования ограничений в трудоустройстве бывших военнослужащих.

Библиографический список

1. Козлов В.В. Правовые ограничения, связанные с военной службой: Дис. … канд. юрид. наук. М.: ВУ, 2011. 223 с.
2. Корякин В.М. Военное право: антология диссертаций: В 2 ч. М.: За права военнослужащих, 2011. 544 - 560 с.
3. Корякин В.М. Коррупциогенность воинских должностей: миф или реальность? // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. 2007. N 11.
4. Скрипель В.А. Запреты, связанные с прохождением военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации (теоретико-правовое исследование): Дис. … канд. юрид. наук. М.: ВУ, 2011. 234 с.
5. Чаннов С.Е. Уведомление о приеме на работу бывшего государственного (муниципального) служащего // Актуальные проблемы российского права. 2015. N 12.
6. Чернышева Л.А. Актуальные проблемы заключения трудового договора с бывшим государственным или муниципальным служащим // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. N 5.

Филиппова М.Ю., кандидат юридических наук, заместитель директора по учебно-методической работе Юридического института ФГБОУ ВО "Московский государственный университет путей сообщения императора Николая II".

Рецензент - доктор юридических наук, доцент В.М. Корякин.

Действующий закон о приеме на работу №162-ФЗ от 2.07.2013 г., вносящий поправки в ТК, КоАП и закон о занятости населения в РФ, прямо запрещает ограничивать права человека на трудовую деятельность на основании обстоятельств, не связанных с его деловыми качествами. Теперь работодатели опасаются напрямую устанавливать дискриминационные ограничения в объявлениях о вакансиях, но на практике подобные случаи все еще не редкость. Чаще всего негласные критерии приема на работу в 2015 году ограничивают возраст или касаются половой принадлежности.

Из данной статьи вы узнаете:

  • Когда ограничения при приеме на работу не будут считаться дискриминацией;
  • Какие ограничения по возрасту при приеме на работу установлены в законодательстве;
  • Как оформляется прием на работу пенсионера;
  • Как исключить незаконный прием на работу.

Образцы документов

Зарегистрируйтесь, чтобы скачать файлы и получить доступ к более чем 3000 кадровых документов

Какие ограничения при приеме на работу в 2015 году предусматривает действующее трудовое законодательство

В действующем законодательстве предусмотрены некоторые исключения и ограничения, с которыми можно столкнуться при трудоустройстве. Они обусловлены спецификой трудовой деятельности или же заботой о той группе работоспособного населения, которая нуждается в дополнительной правовой и социальной защите: несовершеннолетних, матерях малолетних детей, людях пенсионного возраста. Так, например, к работам под землей, или на транспорте не могут привлекаться лица, моложе 18 лет, матери, имеющие малолетних детей, беременные женщины и те, кто имеет медицинские противопоказания к выполнению таких работ. Эти ограничения устанавливаются в Федеральном законе . «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

О работе на высоте читайте

В тех случаях, когда выполнение должностных обязанностей не связано с возрастными, социальными или медицинскими ограничениями, предусмотренными законом, единственным легитимным основанием для отказа при приеме на работу является несоответствие деловых качеств кандидата тем требованиям и критериям, которые предусмотрены для данной вакансии. Закон разрешает работодателям устанавливать иные требования и ограничения в тех случаях, когда это обусловлено действительной производственной необходимостью и спецификой данного рабочего места. Например, когда в театр требуется актриса на определенное амплуа, а также в тех случаях, когда кандидату для выполнения должностных обязанностей будет необходимо знание иностранного языка или умение работать с компьютером. Но и такие требования устанавливаются с условием, что они правомерны и обоснованы.

Закон о приеме на работу по специальности, связанной с подземными работами, работами с вредными и тяжелыми условиями труда, с осуществлением транспортных перевозок предусматривает наличие специального медицинского заключения, подтверждающего отсутствие противопоказаний для такой трудовой деятельности. В некоторых случаях законодательство предусматривает и . Существует утвержденный Правительством РФ для тех видов трудовой деятельности, которые связаны с источниками повышенной опасности и некоторыми другими отдельными видами работ. Для некоторых должностей, связанных с материальной ответственностью или педагогической практикой, также требуется подтверждение отсутствия судимости. При приеме на работу, предполагающую организационно-распорядительную или административно-хозяйственную деятельность, необходимо проверить, не числится ли соискатель в .

Возрастные ограничения при приеме на работу в 2015 году, предусмотренные законом

Несмотря на то, что многие работодатели считают ограничение по возрасту справедливым, легитимным оно может быть признано только в некоторых случаях. Существуют возрастные ограничения при приеме на работу в 2015 году для судей, сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих, ректоров вузов, имеющих государственную аккредитацию, сотрудников органов таможни и наркоконтроля. Причем возрастной ценз для подобных должностных категорий имеет как нижнюю, так и верхнюю границу.

В большинстве же случаев закон о приеме на работу предусматривает , связанные с охраной труда подростков и молодежи. Так, принимать на работу подростков, не достигших 16 лет можно только по согласованию с профсоюзом, а тех. Возраст которых не превышает 14 лет – только с разрешением органа опеки, а также родителей или опекунов. Лица, не достигшие 18 лет, не могут работать в условиях вредного и тяжелого производства, а также там, где может быть нанесен ущерб их нравственности – в игорных домах, ночных клубах, на производстве и транспортировке алкогольной и наркосодержащей продукции.

Эти правила действуют и когда осуществляется прием на работу студента. существуют не только возрастные, но и другие ограничения, касающиеся условий труда. Прием на работу студента предусматривает и требования к образованию, опыту и квалификации.

Прием на работу пенсионера в 2015 году

В общем случае основание для приема на работу пенсионера – это только его желание и наличие деловых качеств, необходимых для выполнения должностных обязанностей, предусматриваемых вакансией. Трудоустройство этой категории работников, получающих пенсию по возрасту, ничем не отличается от обычной процедуры, никаких ограничений действующее законодательство в 2015 году не предусматривает. В случае же, когда на работу устраивается пенсионер-инвалид, основное ограничение – это условия труда и состояние его здоровья, которое в обязательном порядке должно быть подтверждено соответствующим медицинским заключением.

Как исключить незаконный прием на работу

Чтобы трудоустройство на вашем предприятии соответствовало букве закона, необходимо тщательно проверить каждое основание для приема на работу и потребовать все необходимые документы в том случае, когда условия труда отличаются от общих. Здесь следует руководствоваться, в первую очередь, таким документом, как соответствующий закон о приеме на работу, а также теми, которые регламентируют трудовую деятельность по данной специальности. Так, например, когда производится прием охранника на работу в соответствии с Федеральным законом №77-ФЗ от 14.04.1999 г. «О вневедомственной охране», устанавливаются ограничения по отсутствию судимости, дееспособности и запрета занимать должности на государственной службе при наличии регистрации по месту жительства и заключения медицинской организации, подтверждающего способность выполнять данный вид работ.

Кадровой службе предприятия при приеме на работу необходимо руководствоваться ст.3 и 64 ТК РФ, чтобы устанавливаемые ограничения для кандидатов предъявлялись объективно и обоснованно. В противном случае, получив письменное , который будет сочтен необоснованным, соискатель имеет право счесть их дискриминацией и обратиться с претензией в органы Федеральной инспекции труда или непосредственно в суд. В случае, когда ограничения, установленные законом, касаются сотрудника, уже работающего на предприятии, он подлежит увольнению .

Читайте другие материалы



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: