Презентация РР4 — Техногенные аварии и катастрофы. Презентация о техногенных авариях и катастрофах. Общие сведения Проблема атомной энергетики в США

1 слайд

Санкт-Петербургский учебно-методический центр по ГО, ЧС и ПБ ЗАНЯТИЕ НАЧАТО! ПРОСЬБА ОТКЛЮЧИТЬ СОТОВЫЕ ТЕЛЕФОНЫ Тема: Техногенные ЧС, возможные на территории Санкт – Петербурга. Потенциально опасные объекты, расположенные на территории субъекта РФ.

2 слайд

1. Внутренние и внешние источники техногенных угроз характерных для Санкт- Петербурга 2. Основные мероприятия по предупреждению и ликвидации ЧС техногенного характера. УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

3 слайд

1. ФЗ РФ от 21.12.1994г. № 68. «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» 2. Постановление Правительства РФ от 30.12. 2003г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», с изменениями постановления Правительства РФ от 27.05. 2005г. № 355 3. Постановление правительства РФ от 21. 05. 2007г. № 304 «О классификации ЧС природного и техногенного характера» 4. Закон Санкт-Петербурга от 20.10. 2005г. № 514-76. «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера в Санкт – Петербурге» 5. ГОСТ 22.0.02- 94 «БЧС. Термины и определения» 6. ГОСТ 22.0.05- 94 «БЧС. Техногенные ЧС ». 7. ГОСТ 22.0.07- 95 «БЧС. Источники техногенных ЧС». ЛИТЕРАТУРА:

4 слайд

5 слайд

6 слайд

Основные причины чрезвычайных ситуаций техногенного характера высокая степень износа основных производственных фондов на предприятиях с опасными технологическими процессами (по различным оценкам их износ превышает 70 процентов); несоответствие стандартов и норм безопасности производства, разработанных и введенных многие годы назад, современному уровню техники и технологий или сегодняшнему состоянию потенциально опасных факторов; несоблюдение требований нормативных документов при разработке проектной документации; нарушение производственной и технологической дисциплины; рост числа и сложности технологических систем; диверсии и террористические акты на потенциально опасных объектах: атомных электростанциях, гидроузлах, химически опасных производствах; опасные природные явления: землетрясения, тайфуны, наводнения и т.п.

7 слайд

Чрезвычайные ситуации ЧС техногенного характера (Гост 22.0.05- 95) ЧС природного характера (ГОСТ 22.0.03 – 95 и ГОСТ 22.0.06.-95) ЧС биолого – социального характера (ГОСТ 22.004-95)

8 слайд

ЧС техногенного характера Пожары и взрывы Промышленные аварии Опасные происшествия на транспорте радиационные аварии химические аварии биологические аварии гидрологические аварии аварии на энерг. сетях внезапное обрушение зданий аварии в коммунальных системах транспортные аварии крушение поездов железнодорожные аварии ДТП аварии на магистральных трубопроводах аварии на подземных сооружениях авиационные катастрофы А (горючие газы, жидкости) Б (горючие пыли, волокна) В (твердые горючие вещества и материалы) Г (вещества которые сжигаются в качестве топлива) Д (негорючие вещества в холодном состоянии)

9 слайд

АВАРИЯ - это опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей природной среде.

10 слайд

КАТАСТРОФА - крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.

11 слайд

12 слайд

13 слайд

Радиационно-опасные объекты Ленинградской области и Санкт –Петербурга ЛАЭС (г. Сосновый Бор) Ленспецкомбинат «Родон» (г. Сосновый Бор) НИТИ им. Александрова (г. Сосновый Бор) ПИЯФ им. Константинова (г. Гатчина) Могильник радиоактивных отходов (г.Кузьмолово) Институт Иоффе (СПб) Радиевый институт им. Хлопина (СПб) ЦНИИ им. Крылова (СПб) Балтийский завод (СПб)

14 слайд

Внезапные обрушения зданий, сооружений. Основные причины: неверная экспертиза; ошибки проектировщиков; некачественное строительство; неправильная эксплуатация.

15 слайд

Транспортные аварии (катастрофы). Опасности на железно-дорожном транспорте. Опасности на авиационном транспорте.

Основы безопасности жизнедеятельности Техногенные аварии и катастрофы Бошкаева Л. Т. – к. т. н. , асс, профессор

Чрезвычайные ситуации ТЕХНОГЕННОГО характера Транспортные аварии Аварии с выбросом биологически опасных веществ Аварии с выбросом химически опасных веществ Аварии с выбросом радиоактив ных веществ Аварии на коммунальных системах Аварии на электро-эне гетичес-ких системах Гидродинамические аварии. Аварии на очистных сооружениях Пожары и взрывы Внезапное обрушение зданий и сооружений

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ АВАРИИ И КАТАСТРОФЫ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА: износ технологического оборудования, транспортных средств и основных производственных фондов; низкий уровень качества приборов контроля опасных и вредных факторов (в том числе, средств коллективной и индивидуальной защиты); недостаточная технологическая надежность систем обеспечения безопасности и систем управления недостаточная культура производства и снижение уровня компетенции и ответственности специалистов;

увеличение масштабов использования взрыво-, пожаро-, химически, радиационно-, биологически опасных веществ и технологий; недостаточность и несогласованность мер по предотвращению аварий и катастроф; размещение вредных производств и потенциально опасных объектов непосредственно в центре городов; недостаточный контроль за состоянием потенциально опасных производств и объектов; резкое уменьшение объемов строительства и содержание коллективных средств защиты для населения; отсутствие необходимого количества локальных систем оповещения.

Техногенные опасности предупреждают усовершенствованием техники. По воздействию на человека: Механические (падающие, движущиеся, вращающиеся объекты): энергетические и потенциальные физические, химические, психофизиологические

Психофизиологическая опасность В психологии выделяется несколько разделов: психология труда, инженерная психология, психология безопасности. Психология труда (психотехника) изучает психологические аспекты трудовой деятельности. Инженерная психология изучает процессы информационного взаимодействия человека с техническими системами, а также требования, предъявляемые к конструкции машин и приборов с учетом психических свойств человека. По целям и задачам близка к инженерной психологии эргономика. Психология безопасности – изучает психологические аспекты деятельности, психические процессы, состояние и свойства человека, влияющие на условия безопасности.

Психические процессы и состояния Психические процессы делятся на: познавательные, эмоциональные и волевые (т. е. ощущения, восприятия, память и др.).

Неблагоприятные факторы, повышающие напряжение, делятся на следующие группы: физиологический дискомфорт, т. е. несоответствие условий обитания нормативным требованиям; биологический страх; дефицит времени на обслуживание; повышенная трудность задачи; повышенная значимость ошибочных действий; наличие релевантных помех; неуспех вследствие объективных обстоятельств; дефицит информации для принятия; недогрузка информацией (сенсорная деривация); перегрузка информацией; конфликтные условия, т. е. условия, при которых выполнение одного из них требует осуществления действий, противоречащих выполнению другого условия.

Классификация напряжение в соответствии с психическими функциями: — интенсивное напряжение - напряжение, вызванное частым обращением к интеллектуальным процессам при формировании плана обслуживания, обусловленное высокой плотностью потока проблемных ситуаций обслуживания. — сенсорное напряжение - напряжение, вызванное неоптимальными условиями деятельности сенсорных и перцептивных систем и возникающее в случае больших затруднений в восприятии необходимой информации. — монотония - напряжение, вызванное однообразием выполняемых действий, невозможностью переключения внимания, повышенными требованиями как к концентрации, так и к устойчивости внимания.

— политония - напряжение, вызванное необходимостью переключений внимания, частых и в неожиданных направлениях. — физическое напряжение - напряжение организма, вызванное повышенной нагрузкой на двигательный аппарат человека. — эмоциональное напряжение - напряжение, вызванное конфликтными условиями, повышенной вероятностью возникновения аварийной ситуации, неожиданностью либо длительным напряжением прочих видов. — напряжение ожидания - напряжение, вызванное необходимостью поддержания готовности рабочих функции в условиях отсутствия деятельности. — мотивационное напряжение связано с борьбой мотивов, с выбором критериев для принятия решения. — утомление - напряжение, связанное с временным снижением работоспособности, вызванным длительной работой.

Классификация вредных веществ Эффект токсического воздействия зависит от количества попавшего в организм аварийных химически опасных веществ (АХОВ), их физико-химических свойств, длительности и интенсивности поступления, взаимодействия с биологическими средами (кровью, ферментами).

По избирательной токсичности выделяют: 1) сердечные с преимущественным кардиотоксическим действием (соли металлов – бария, калия, кобальта, радия); 2) нервные, вызывающие нарушение психической активности (угарный газ, фосфорорганические соединения, алкоголь, наркотики, снотворные препараты); 3) печеночные (хлорированные углеводороды, ядовитые грибы, фенолы и альдегиды); 4) почечные (соединения тяжелых металлов, этиленгликоль, щавелевая кислота); 5) кровяные (анилин и его производные, нитраты, мышьяковистый водород); 6) легочные (смог, смолы, газы).

Порог вредного действия – это минимальная концентрация вещества, при воздействии которой в организме возникают биологические изменения на организменном уровне, выходящие за пределы приспособительных реакций, или скрытая патология.

По ГОСТу 12. 0. 003-74 вредные вещества подразделяются: 1) токсические, вызывающие отравление всего организма или поражающие отдельные системы (ЦНС), вызывающие патологические изменения печени, почек; 2) раздражающие, вызывающие раздражение слизистых оболочек дыхательных путей, глаз, легких, кожных покровов;

3) сенсибилизирующие, действующие как аллергены (формальдегиды, растворители, лаки на основе нитро– и нитросоединений); 4) мутагенные, приводящие к нарушению генетического кода, изменению наследственной информации (свинец, марганец, радиоактивные изотопы); 5) канцерогенные, вызывающие злокачественные новообразования (циклические амины, ароматические углеводороды, хром, никель, асбест); 6) влияющие на репродуктивную (детородную) функцию (ртуть, свинец, стирол, радиоактивные изотопы).

Русский язык Английский язык Казахский язык Дорожно-транспорт ное происшествие (ДТП) Жол -транспорт ты қ т тенше жа дайлар ө ғ (ЖТТЖ) Несчастные случаи на предприятиях К сіпорындарда ы ә ғ ай ылы жа дайлар қ ғ ғ Производственная или транспортная катастрофа ндірістік немесе Ө транспортты қ катастрофа Профессиональный отбор К сіби та дау ә ңГлоссарий

Основная литература: 1. Суворовцев А. А. , Мельников Е. Н. , и др. «Безопасность жизнедеятельности» . Учебное пособие. АЧС РК. 2004г. 2. Белов С. В. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов – М. : Высшая школа, 2005г. 3. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие, книга 1. – Алматы: Республиканские курсы ЧС и ГО, 2002г. Дополнительная литература: 1. Приходько Н. В. Безопасность жизнедеятельности. Курс лекций. — Алматы: ВШП «Адилет» , 2000г. СРС Техногенные опасности (доклад 3-5 стр.) СРСП Производственные аварии, катастрофы и их последствия (доклад 3-5 стр.)

Задание на дом: Какие ЧС техногенного характера возможны в нашем регионе? Какие ЧС техногенного характера вы наблюдали лично? Расскажите о Ваших действиях в различных ЧС техногенного характера, если они случаться сейчас.

Учитель: тема нашего урока-проекта “Чрезвычайные ситуации природного характера”.

Резюме проекта:

  • По числу участников: групповой.
  • По продолжительности: краткосрочный.
  • По характеру результата: познавательный, исследовательский.

Проблема проекта:

  1. Увеличение техногенных, природных аварий и катастроф во всём мире.
  2. Аварии и катастрофы приводят не только к людским жертвам, но и к уничтожению окружающей среды.
  3. Необходимо знать, как защитить себя и окружающую среду от негативных последствий научно-технического прогресса.

Что делать?

Изучить виды ЧС и катастроф, их классификацию по масштабу распространения и тяжести последствий, используя коммуникативные технологии, Интернет-ресурсы, методическую литературу, средства массовой информации.

Результат:

Провести ролевую игру “Заседание Генеральной Ассамблеей ООН по проблеме катастроф в современном мире, разработка и принятие резолюции ООН”

Какие задачи решаются в ходе проекта?

Познавательные : углубить знания о видах, классификации ЧС и катастроф, о масштабах их распространения и тяжести последствий.

Воспитательные: закрепить знания и умения, востребованные в повседневной жизни, позволяющие предвидеть ЧС и в случае их наступления правильно и быстро действовать.

Развивающие коммуникативную, информационную компетентность, исследовательские умения и практические навыки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

– Что понимается под стихийным бедствием?

– Какие стихийные бедствия и катастрофы возможны на территории нашей страны? В нашей местности?

2. Изучение новой темы.

Лекция с элементами беседы.

Окружающая среда и условия жизни человека в процессе его деятельности и воздействия сил природы непрерывно изменяются. Эти изменения в ряде случаев могут создавать экстремальные, ЧС для населения и приобретать характер стихийных бедствий и катастроф.

Катастрофы (стихийные бедствия) нередко сопровождаются внезапными массовыми потерями населения, сильными разрушениями, пожарами, обширными очагами химического и бактериального поражения. Что же такое катастрофа?

Катастрофа – это крупномасштабная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, нарушение жизнедеятельности населения, загрязнение и заражение окружающей среды значительный материальный ущерб из-за разрушения объектов и материальных ценностей.

При катастрофах человек нередко попадает в экстремальную ситуацию.

Экстремальная ситуация – это быстрые изменения условий жизни или окружающей среды, угрожающие психическому и физическому здоровью человека или его жизни.

Катастрофа является одним из видов ЧС.

В Федеральном законе “О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера (СТ. 1 ОТ 21.12.1994Г.) ДАНО СЛЕДУЮЩЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧС:

Чрезвычайная Ситуация (ЧС) – это неблагоприятная обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, окружающей среде, значительные материальные потери и нарушения жизнедеятельности людей.

Мы с вами заранее распределились на группы. Каждая группа получила задание – привести примеры ЧС природного геологического происхождения и подготовить презентацию по данной ЧС.

1-я группа работала по изучению землетрясений и извержению вулканов;
2-я группа работала, изучая обвалы и оползни;
3-я группа познакомит нас со снежными лавинами
4-я группа готовила работу по изучению пожаров.

К концу урока, получив соответствующую информацию, вы должна предложить способы предупреждения ЧС и защиты населения в ЧС природного характера. У вас на столах есть дополнительная информация в приложениях, которой вы можете пользоваться.

Приложение №1.

ВИДЫ ЧС по масштабу распространения и тяжести последствий подразделяются на:

– локальные;

– местные;

– территориальные;

– региональные;

– федеральные.

Приложение №2

КЛАССИФИКАЦИЯ ЧС ПО МАСШТАБУ РАСПРОСТРАНЕНИЯ И ТЯЖЕСТИ ПОСЛЕДСТВИЙ

Наименование вида ЧС

Количество пострадавших людей

Прямой материальный ущерб (в минимальных зарплатах)

Число человек, для которых нарушены условия жизнедеятельности

1 Локальная (объектовая) до 10 до 100 до 1000
2 Местная 11-50 101-300 1001-5000
3 Территориальная 51-500 301-500 5001-500000
4 Региональная 51-500 501-1000 501000-5 млн
5 Федеральная свыше 500 свыше 1000 свыше 5 млн

Приложение№3

Извлечения из Федерального закона “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”.

Статья 1 . “Основные понятия”.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения”.

Статья 3 (о цели настоящего ФЗ):

  • предупреждение возникновения и развития ЧС;
  • снижение размеров ущерба и потерь от ЧС;
  • ликвидация ЧС.

Глава 4. “Права и обязанности граждан РФ в области зашиты населения и территорий от ЧС и социальная защита пострадавших”-

– Статья 18. “Права граждан РФ в области защиты населения и территорий от ЧС”.

– Статья 19. “Обязанности граждан РФ в области защиты населения и территорий от ЧС”

Интерактивная часть

Учитель : Я предлагаю провести ролевую игру “Заседание Генеральной Ассамблеи ООН”. В ходе заседания наша задача ответить на следующие вопросы:

  1. Назовите вид ЧС, охарактеризуйте его.
  2. Объясните причины возникновения ЧС данного вида и природу их протекания.
  3. Выделите способы предупреждения ЧС данного вида и меры по ликвидации их последствий.
  4. Назовите свои предложения по предотвращению и ликвидации последствий ЧС данного вида.

Учитель: для проведения заседания нам необходимо избрать генерального секретаря ООН. Ваши предложения.

Ход заседания:

Генеральный секретарь ООН (ученик ):– Уважаемые члены Генеральной Ассамблеи ООН, тема нашего заседания: “Современные природные катастрофы геологического происхождения: последствия и пути их предотвращения”. В заседании принимают участие группы экспертов (из учащихся), гости из различных государств (учителя), которые также могут принимать участие в нашем заседании.

Учитель: Стихийные действия сил природы, пока ещё не в полной мере подвластны человеку, наносят экономике всех государств и населению огромный ущерб. Сейчас мы все вместе рассмотрим характеристику и классификацию стихийных бедствий геологического происхождения. Для начала дадим определение стихийных бедствий.

Стихийные бедствия – такие явления природы, которые вызывают экстремальные ситуации, нарушают нормальную жизнедеятельность людей и работу объектов. К стихийным бедствиям относят землетрясения и извержения вулканов, наводнения, селевые потоки и оползни, снежные лавины, бури и ураганы, пожары. Стихийные бедствия возникают внезапно и носят чрезвычайный характер. Они могут разрушать здания и сооружения, уничтожать ценности, Нарушать процессы производства, вызывать гибель людей и животных.

По характеру воздействия на объекты отдельные явления природы могут быть аналогичны воздействию некоторых поражающих факторов ядерного взрыва и других средств нападения противника.

Генеральный секретарь ООН: Обратимся к экспертам, которые представляют теоретический аспект данной проблемы. Предоставляю слово 1 эксперту по проблеме “Землетрясения и извержения вулканов”.

Землетрясения и извержения вулканов – наиболее опасные и разрушительные стихийные бедствия. Землетрясения обычно охватывают обширные территории. При сильных землетрясениях нарушается целостность грунта, разрушаются здания и сооружения, выводятся из строя коммунально-энергетические сети, возможны человеческие жертвы. В горах возможны обвалы и лавины. Если землетрясения или извержение вулкана происходит под водой, возникают огромные волны – цунами, вызывающие страшные разрушения на суше. Последствия сильных землетрясений в некоторой степени похожи на последствия ядерного взрыва.

Презентация “Землетрясения и извержения вулканов”.

Генеральный секретарь ООН : Второй эксперт ознакомит нас с проблемами о ползней.

Оползни – скользящее смещение масс горных пород вниз по склону под влиянием силы тяжести. Они возникают на каком-либо участке склона или откоса вследствие нарушения устойчивости грунта или горных пород склона. Силы трения, обеспечивающие сцепления грунтов или горных пород на склонах, оказываются меньше силы тяжести, и вся масса грунта приходит в движение. Известно, что большая часть поверхности земли – это склоны. Чем круче склон, тем значительнее составляющая сила тяжести, стремящаяся преодолеть силу сцепления частиц пород и сместить их вниз, создав оползень. Оползни часто приводят к катастрофическим последствиям и приобретают характер стихийного бедствия.

Образование оползней зависит от прочности пород склона, чередования слоёв грунта различного состава и их наклона, наличие грунтовых вод. Оползни могут вызываться как естественными, так и искусственными причинами, связанными с жизнедеятельностью человека. К естественным причинам относятся: увеличение крутизны склонов; залегание на склоне глинистых пород, особенно если они сильно увлажнены; подмывания основания склонов морскими и речными водами, а также сейсмические толчки (землетрясения). К искусственным причинам относятся: разрушение склонов при строительстве дорог; чрезмерная выноска грунта; вырубка лесов; неразумное ведение сельского хозяйства на склонах. Для того чтобы образовался оползень, необходимо несколько условий, но главное из них – наличие воды. По своим масштабам оползни подразделяются на: крупные, средние и мелкомасштабные.

Для организации защиты населения от последствий оползней организуется контроль над оползнями и их прогноз. Установлено, что большую часть оползней можно предотвратить, если своевременно принять меры в начальной стадии их развития. К противооползневым мероприятиям относится отвод поверхностных вод, притекающих к оползневому участку; отвод атмосферных вод с поверхности оползневого участка; посадка деревьев и кустарников в комплексе с посевом многолетних трав на поверхности оползневых склонов.

Для закрепления берегов рек, водохранилищ и морских обрывов, подверженных оползневым процессам, применяют откосные покрытия из железобетонных плит. Если оползень нельзя предотвратить, то население оповещают об угрозе, организуется эвакуация.

При получении сигналов об угрозе возникновения оползня отключите электроприборы, газовые приборы, и водопроводную сеть, приготовьтесь к немедленной эвакуации, возьмите документы (при наличии времени организуется эвакуация сельскохозяйственных животных и имущества граждан).

Презентация по теме “Оползни ”.

Генеральный секретарь ООН : Предоставляется слово 3 эксперту по проблеме горных районов “Снежные лавины”

Снежные лавины, заносы и обледенения – одно из проявлений стихийных сил природы в зимний период. Они возникают в результате обильных снегопадов, которые могут продолжаться от нескольких часов до нескольких суток. Заносы, обледенения, лавины влияют на работу транспорта, коммунально-энергетического хозяйства, учреждений связи, сельскохозяйственных объектов. Особенно опасны снежные обвалы в горах. Они имеют большую разрушительную силу и причиняют материальный ущерб промышленным и гидротехническим комплексам, дорогам, линиям электропередачи и связи, зданиям, сооружениям, а также вызывают человеческие жертвы.

Презентация “Снежные лавины”.

Генеральный секретарь ООН : Слово 4 эксперту , который расскажет о лесных и торфяных пожарах 2010 года:

Пожары – стихийное распространение горения, проявляющееся в уничтожающем действии огня, вышедшего из-под контроля человека. Возникают пожары, как правило, при нарушении мер пожарной безопасности, а также в результате разрядов молний, самовозгорания и от других причин.

По данным МЧС, с начала пожароопасного периода и до 7 сентября 2010 г. на территории Российской Федерации возникло 30 376 очагов природных пожаров на общей площади 1,25 млн. га (в т. ч. 1 162 очагов торфяных пожаров на общей площади 2 092 га). В период, с конца июля до середины августа, за сутки в стране (в основном, в ее Европейской части) возникало до 400 пожаров.

Пожары затронули не менее 60 федеральных заповедников и национальных парков, в которых погибли реликтовые леса, другие эталонные экосистемы, нанесен урон популяциям редких видов растений и животных.

В Московской области площадь природных пожаров составила 17 тыс. га, из них 15,5 тыс. га - лесные. От пожаров пострадали 5 населенных пунктов, погибли 11 человек.

В целом, по данным Министерства региона, на 25 августа в России в результате лесных и торфяных пожаров 2010 г. полностью или частично уничтожено 147 поселков, сгорело около 2,5 тыс. жилых домов. Общее число погибших на пожарах составило более 60 человек (в т.ч. 3 сотрудника МЧС).

Пожарное лето 2010 г. показало неспособность государства обеспечить безопасность граждан от масштабных лесо-торфяных пожаров и уберечь важнейший национальный природный ресурс, каким в России является лес. Государственная политика управления лесами, сформулированная в Лесном кодексе 2006 года требует коренного пересмотра.

Летом 2010 г. природные лесо-торфяные пожары в России приняли масштаб национального бедствия. Они привели:

– к гибели на пожарах десятков человек;

– полному или частичному уничтожению нескольких сотен населенных пунктов и тысяч домовладений;

– уничтожению природных экосистем на площади нескольких млн. га;

– загрязнению атмосферы продуктами горения лесов и торфяников, вызвавшим заметное увеличение смертности и заболеваемости, которая будет сказываться на состоянии здоровья населения в ближайшие годы;

– выбросу огромного количества парниковых газов и черного углерода, что будет иметь глобальные последствия для природной среды на планете.

Презентация по теме “Пожары”.

Для ликвидации последствий, вызванных стихийными бедствиями, могут привлекаться как формирования общего назначения, так и формирования служб ГО.

Основная задача формирований при ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф – спасение людей и материальных ценностей. Характер и порядок действий формирований при выполнении этой задачи зависят от вида стихийного бедствия, аварии или катастрофы, сложившейся обстановки, количества и подготовленности привлекаемых сил гражданской обороны, времени года и суток, погодных условий и других факторов.

После принятия в 1994 году ФЗ “О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера” главная роль в ликвидации подобных явлений была возложена на МЧС, откуда и пошло название Единой системы РСЧС.

В её задачи входит:

  • проведение единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС;
  • формирование и внедрение правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС;
  • проведение мероприятий по защите населения и территорий;
  • оповещение и информирование населения о ЧС;
  • ликвидация ЧС;
  • выполнение мероприятий ГО и др.

Генеральный секретарь ООН (ученик). На основе рекомендаций экспертов по решению предотвращения, ликвидации и защиты населения от ЧС природного характера предлагаю принять резолюцию о совместных действиях по предотвращению катастроф и оказанию гуманитарной помощи странам, пострадавшим от их последствий.

Зачитывается резолюция.

Учащиеся 7-го класса МОУ “Нововолковской СОШ” будучи обеспокоены количеством крупных бедствий и чрезвычайных ситуаций, которые наносят огромный ущерб и людские потери. Большинство природных катастроф является чаще всего неизбежными, поэтому не могут быть предотвращены. Мы убеждены в том, что в этих обстоятельствах важно предпринимать все необходимые усилия, для того чтобы в максимально возможной степени контролировать такие события, а также преодолевать их последствия с целью сохранения человеческих жизней.

Стремясь определить масштабы и воздействие подобных природных бедствий и ЧС выдвинуть определённые предложения по политике в области помощи в реагировании на подобные проблемы:

  1. В отношении ЗЕМЛЯТРЕСЕНИЙ, препятствовать жителям и промышленным предприятиям осуществлять строительство на ранее повреждённых участках. Использовать современные методы прогнозирования землетрясений при решении вопросов размещения, конструирования и архитектуры зданий и сооружений; обеспечивать максимальную сейсмоустойчивость новых сооружений. Обеспечивать готовность к быстрому реагированию групп спасателей. В полной мере информировать местных жителей и население в целом.
  2. В отношении ОПОЛЗНЕЙ готовить карты тех районов, которые в значительной степени уязвимы и подвержены риску, в том числе территории карьеров и шахт, разрабатывая, в случае необходимости. Программы по заполнению подземных пустот.
  3. В отношении СНЕЖНЫХ ЛАВИН, маркировать зоны риска и продолжать препятствовать лыжникам и альпинистам заниматься спортом “вне трассы”.
  4. В отношении ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ поощрять такую политику лесопосадок, которая предусматривала бы соответствующее место для противопожарных полос. Обеспечивать достаточное число и размещение в доступны местах предупредительных и запретительных знаков.
  5. Подготовить ПЛАНЫ ОПЕРАТИВНОГО РЕАГИРОВАНИЯ в случае стихийного бедствия. Обеспечивать полное оповещение населения; оказывать поддержку руководству на местах при проведении работ; оказывать помощь жертвам, включая психологическую поддержку; помогать во временном размещении, в предоставлении одежды, питания и социальных услуг.

Координировать такие службы как пожарные, правоохранительные, А ТАКЖЕ ДРУГИЕ СЛУЖБЫ ЧС, ВКЛЮЧАЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ИЗ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ.

Предпринимать все необходимые шаги после стихийного бедствия по реабилитации затронутого им района и населения. Обеспечивать выполнение всех финансовых обязательств со стороны страхователей и других сторон.

Содействовать созданию справедливой и эффективной системы по выплате компенсаций жертвам аварий.

Направить данную Резолюцию национальным Ассоциациям местных властей, а также соответствующим специальным органам:

– рассмотреть возможность подготовки пособия для населения о лучшей практике в области природных бедствий и ЧС;

– продолжить дальнейшее развитие данной работы по этой проблематике.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Техногенные катастрофы Prezentacii.com

Цель работы: показать различие между природными и техногенными катастрофами; выявить причины техногенных катастроф; Задачи: изучить литературу по данной теме и ответить на вопрос: «Рано или поздно созданная нами техника уничтожит ли Вселенную и нас вместе с ней»?

За всю свою историю человечество не раз сталкивалось с катастрофами - неожиданными, губительными событиями, которые несли смерть людям, разрушали их города и посевы. Причиной их были разнообразные природные явления - извержение вулканов, землетрясения, цунами, наводнения, смерчи, эпидемии. Но самый главный вопрос, который волнует людей - почему происходят катастрофы? До недавних пор казалось, что основным виновником неожиданных бедствий является неразумная стихия.

И вывод был ошеломляюще неожиданным: главной причиной так называемых стихийных природных бедствий также является вмешательство Человека! Землетрясения и наводнения, засухи и взрывы подземных газов - ко всем этим губительным событиям человек тем или иным способом прикладывал свою руку.

Что такое т ехногенная катастрофа? Техногенная катастрофа - это следствие умышленных или неумышленных действий человека (в большинстве случаев). Техногенные катастрофы появились сразу после того, как человек стал придумывать новые технологии. Подобные происшествия - неизбежная плата за технологический прогресс.

Технологии - способы достижения целей, поставленных обществом. В этом смысле технологии возникли одновременно с появлением человека, так что не случайно антропологи говорят о технологиях каменного или бронзового века. По сути дела, технология просто продолжает естественное стремление всего живого господствовать над средой обитания или, как минимум, сопротивляться ее давлению в борьбе за существование. Следовательно, технологические катастрофы могут случаться (и случались) не только в наше время, но и в очень далеком прошлом.

Гибель "Титаника" - это техногенная катастрофа, главной, но отнюдь не единственной причиной, которой скорее всего была некачественная клепка металлической обшивки корпуса корабля. В то же время катастрофа 11 сентября 2001 года (Взрыв в Америке двух высоток) к числу технологических не относится, поскольку была вызвана действиями террористов-камикадзе.

Данные ООН показывают, что техногенные катастрофы - третьи среди всех видов стихийных бедствий по числу погибших. На первом месте гидрометеорологические катастрофы, например, наводнения и цунами, на втором - геологические (землетрясения, сходы селевых потоков, извержения вулканов и пр.).

Каждая техногенная катастрофа по-своему уникальна. Американский исследователь Ли Дэвис, перечисляет причины в таком порядке: Глупость, Небрежность и Корысть. Известны случаи, когда антропогенные катастрофы становились причиной гибели целых цивилизаций.

История норвежской колонизации Гренландии - один из наиболее трагических примеров этого рода. В 986 году на остров высадились исландские викинги норвежского происхождения. Норвежские общины в Гренландии продержались около 500 лет.

Однако в середине XIV века колония оказалась полностью заброшена. Причина вымирания не известна… Многие считают, что норвежских поселенцев погубила исключительно скверная погода. Действительно, в течение 800-1300 годов климат на севере Атлантики был весьма мягким. После 1300 года в регионе началось длительное похолодание.

… Похолодание наступило отнюдь не мгновенно, жестокие зимы чередовались с умеренными, поэтому поселенцы имели время на то, чтобы приспособиться к капризам природы… Одна из причин наиболее неожиданная: викинги практически не прикасались к рыбе…(отравление первопоселенцев)

Это была классическая рукотворная катастрофа. Она совершилась под воздействием всех трех ключевых причин подобных бедствий, отмеченных Ли Дэвисом - глупости, небрежности и корысти.

Атомная подводная лодка "Курск" затонула 12 августа 2000 года в ходе учений Северного флота в Баренцевом море. На борту лодки находились 118 моряков. Все они погибли. По официальной версии, подлодка погибла из-за взрыва неисправной торпеды на борту АПЛ.

Человек бросил горящую банку с бензином в глубь вагона. Пламя перекинулось на весь поезд. К счастью, двери были раскрыты, и многие пассажиры сумели выскочить на платформу. И тут произошло самое страшное: через несколько минут после начала пожара на станцию пришел другой состав, переполненных людьми, и встал с другой стороны платформы, и огонь немедленно перекинулся на этот поезд. Люди во втором поезде оказались в ловушке и были отданы огню… Подземка в южнокорейском городе Тэгу. Пожар. 18 февраля 2003 года.

Следствие показало, что администрация метро проявила удивительную беспечность и полную растерянность: главный диспетчер разрешил машинисту второго поезда прибыть на станцую, хотя знал, что там пожар; путались в сообщениях для пожарной службы; машинист второго поезда в панике бежал, прихватив ключи управления. Именно это напрочь заблокировало двери в вагонах.

Чернобыльская авария 26 апреля 1986г. При нормальной эксплуатации объектов атомной промышленности загрязнение окружающей среды радиоактивными элементами составляет малую долю от естественного фона. Иная ситуация складывается при авариях на атомных объектах. Так, при взрыве на Чернобыльской атомной станции, в среду было выброшено лишь около 5% ядерного топлива. Но это привело к облучению многих людей, большие территории были загрязнены настолько, что стали опасными для здоровья.

Кто же был виноват? Виноваты были люди. Физики и инженеры, создавшие далеко не совершенный атомный реактор, операторы, управлявшие его работой и неосторожно отключившие систему аварийной защиты, политики, трусливо дрожавшие за свои кресла и поэтому сразу после взрыва не предупредившие людей о грозящей им опасности.

Все эти катастрофы - результат столкновения человека с искусственной средой, которую он создал для своей безопасности и комфорта. Это один из основных парадоксов развития человеческой цивилизации.

Теперь уже понятно, что искусственная среда, созданная человеком, столь же сложна и непредсказуема, как и природа. Ее необходимо изучать, как мы изучаем среду природную.




Понравилась статья? Поделиться с друзьями: