Решу егэ гражданская война задания с картой. Гражданская война. теория по подготовке к егэ по истории россии. Причины гражданской войны в России

Лайф проанализировал методические рекомендации для учителей, подготовленные Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ разрабатывает ЕГЭ. - Прим. Лайфа ) на основе типичных ошибок участников ЕГЭ 2016 года, и выделил 5 основных проблем выпускников на госэкзамене по литературе.

Пробелы в знаниях литературы конца XVIII - начала XIX века и XX века

Подавляющее большинство экзаменуемых предпочитает писать сочинения по произведениям второй половины XIX века

Анализ результатов прошлого года показал, что 45% выпускников выбирают для сочинений произведения второй половины XIX века (это, например, "Отцы и дети" Ивана Тургенева, "Война и мир" Льва Толстого или "Гроза" Александра Островского). 30% экзаменуемых выбрали первую половину XIX века, ещё 25% - XX век.

По мнению экспертов, такое положение дел связано с тем, что вторая половина XIX века изучается в 10 классе, когда школьники взрослеют, вырастают как читатели, а значит, "готовы к более вдумчивому чтению и анализу литературы". При этом в отличие от одиннадцатиклассников ученики десятых классов более расслаблены (так как до экзамена ещё далеко), а потому лучше воспринимают информацию.

Стоит отметить, что, согласно документу ФИПИ, только 35% экзаменуемых правильно ответили на вопрос о литературном роде "Евгения Онегина" Александра Пушкина. А сочинение по комедии Фонвизина "Недоросль" написало только 16% абитуриентов.

В то же время задания всех трёх уровней сложности, связанные с "Грозой" (вторая половина XIX), выполнило на ЕГЭ 85,3% школьников.

А потому стоит периодически при подготовке к экзамену возвращаться к произведениям 8–9 классов, а также попробовать связать сюжеты и проблематику литературы XVIII - начала XIX с произведениями, которые запомнить удалось хорошо.

Сопоставление содержания, лейтмотивов, персонажей разных произведений

Выпускники плохо проводят аналогии, так как во время подготовки к экзамену не всегда рисуют таблицы, в которых бы литературные произведения и их герои сравнивались

Это экзаменационное задание № 4. Как подчёркивается в методичке, среди базовых заданий оно самое сложное. Его в прошлом году выполнило 47% выпускников (в 2015-м - 51%), несмотря на то что тип задачи "не требует знания периферических деталей текста", нужно знать исключительно ключевые сюжетные элементы и основных персонажей.

Выпускники, например, плохо отвечают на вопрос: "В каких произведениях русской литературы изображены картины крестьянской жизни и в чём их можно сопоставить со стихотворением "В дороге"? Это контекстные задачи, которые показали, что выпускники не всегда рассматривают литературу как один процесс.

"Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить..." Определение стихотворного размера

Запомнить сложные названия мало - нужно знать, на какой слог должно падать ударение в том или ином случае, а кроме того - уметь правильно читать стихи, иначе даже музыкальный слух не спасёт

Средний процент выполнения такого задания - 47,5. Успешно различить двусложный от трёхсложного размер школьникам мешает не только незнание терминологии, но и практики.

Ведь чтобы верно определить размер (если это не получается с ходу), нужно не одну неделю настукивать карандашиком по парте, читая стихотворение вслух. Если ставить ударения правильно, то определения размера - совсем несложная операция. Если мы, конечно, не говорим о лирике Маяковского, который классиков "сбросил с корабля".

При этом эксперты подчеркнули, что лирику Сергея Есенина выпускники знают хуже другой. Например, средний процент выполнения заданий по произведениям Бориса Пастернака - 84,8%, Владимира Солоухина - 83,8%, Леонида Мартынова - 75,1%, Сергея Есенина - 64,9%.

Шпаргалка:

Двусложные размеры , т.е. в двухсложной стопе - ямб (ударение на второй слог) и хорей (ударение на первый слог).

Трёхсложные размеры , т.е. в трёхсложной стопе - дактиль (ударение на первый слог), амфибрахий (ударение на второй слог), анапест (ударение на третий слог).

Алгоритм того, как определить размер:

1) определите количество слогов в строке стихотворения;

2) вслух (или про себя, но нараспев и громко - так тоже можно) читаем строку и ставим ударения над гласными;

3) смотрим, через сколько слогов повторяется ударение.

Аргументация в сочинении опирается на сюжет литературного произведения целиком, а не на конкретные эпизоды

В этом случае выходит, что выпускник ознакомился с произведением поверхностно или не понимает разницы между сочинениями по русскому и по литературе

Половина экзаменуемых не справляется или недостаточно справляется с аргументацией своей позиции - в частности, с подтверждением её с помощью отсылки к литературным источникам. Проблема в том, что выпускники говорят в общем о сюжете, не говоря о показательных эпизодах или особенностях персонажей. В этом случае проверяющие не могут поставить за этот аргумент (критерий оценивания сочинение - К3) выше одного балла.

Тем не менее стоит отметить, что при подготовке к ЕГЭ необходимо обратиться к преподавателю с просьбой выделить в знаковых произведениях русской литературы фразы, фрагменты, в которых необходимо ориентироваться. Нужно отличать монолог Чацкого, знать - кто и куда посылает Софью в конце комедии "Горе от ума". Кроме того, ну никак нельзя идти на экзамен, не зная, кто был разочарован Наполеоном в "Войне и мире" или, например, кто восхищался человеком в пьесе Максима Горького "На дне".

Григорий Харин, 5litra.ru 2014

5litra.ru – скромный сайт подготовки к ЕГЭ по литературе

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………..3

1. Экспресс-подготовка к ЕГЭ по литературе за 3 месяца для самых ленивых………..4

Расставляем приоритеты и все точки над i………………………………..5

Распределяем время. Контролируем себя…………………………………6

Упрощаем и сокращаем = оптимизируем…………………………………7 1.3.

Часть В, теория……………………………………………………………...8 1.4.

Часть С: С1-С4………………………………………………………………9 1.5.

Надо ли учить стихи? ……………………………………………………..10 1.6.

Часть С – С5 ……………………………………………………………….11 1.7.

С чего начать? …………………………………………………………….. 1.8.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1: Сокращенный оптимизированный список литературы………… ПРИЛОЖЕНИЕ №2: Характерные черты в творчестве поэтов………………………… ПРИЛОЖЕНИЕ №3: Сопоставление лирических тем в С4…………………………….. ПРИЛОЖЕНИЕ №4: Методика построчного пересказа лирического произведения.. ПРИЛОЖЕНИЕ №5: Как укладываться в необходимый объём 200 слов? …………... ПРИЛОЖЕНИЕ №6: Методические рекомендации по части С ……………………….. ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………… 5litra.ru – скромный сайт подготовки к ЕГЭ по литературе Введение «Хватит ли мне оставшегося времени, чтобы подготовиться и сдать на N баллов?» – На этот вопрос точно нельзя дать категоричный ответ. Никто, кроме вас, не знает – чего вы знаете и на что способны. Главное – готовиться. И делать это систематически.

Именно системный подход позволит вам набрать необходимый багаж знаний по предмету. Поэтому, когда в очередной раз я получил вопрос: «что мне делать, осталось всего 3 месяца, с чего начать и т.д.», я подумал и сделал вывод: этого времени вполне достаточно, если постараться мобилизовать свои силы и работать по заданной программе.

И сейчас перед вами та самая программа, которая должна, во-первых, дать вам ясную картину того, что необходимо делать в данный момент и с чего начать, во-вторых, советы и рекомендации, которые здесь изложены, были благополучно опробованы выпускниками прошлых лет. Советы, которые помогли преодолеть не только страх подготовки, но и получить необходимые баллы за экзамен.

Всё в ваших руках. А я лишь вам немного укажу сторону, в которую надо двигаться.

ОТКАЗ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Это небольшое пособие, состоящее наполовину из статей, которые написаны студентом, не претендует на то, чтобы стать вашим главным орудием подготовки к ЕГЭ по литературе. Я не гарантирую стопроцентную точность, грамотность и достоверность всего, что изложено далее, поэтому не несу ответственность за возможный причиненный ущерб в ходе подготовки при помощи данного пособия.

БЛАГОДАРНОСТИ

Выражаю искреннюю благодарность своему преподавателю ВятГУ, доценту кафедры культурологии и журналистики Гуманитарного факультета, Злобину Андрею Александровичу, который откликается все эти годы на мои просьбы помочь отредактировать и внести свои замечания в статьи.

Благодарю Алису Кудисову за то, что вдохновляет меня.

5litra.ru – скромный сайт подготовки к ЕГЭ по литературе Экспресс-подготовка к ЕГЭ по литературе за 3 месяца для самых ленивых Вступление Сейчас я поделюсь с вами всеми мыслями и материалами, которые помогут вам подготовиться за оставшееся время. Кто еще сомневается, что не сможет сдать на хорошие баллы? Подняли свои клювы и приоткрыли их, чтобы внимательно начать поглощать представленную ниже информацию.

Вспомню и перескажу для начала вам свою историю. Так вот, в 2011 году мне предстояло сдавать экзамены. Я жутко ленился, впрочем, как и многие из вас, никаких репетиторов у меня не было и сайта 5литра.ру, разумеется, тоже не было.

Время от времени заглядывал в книжечки, с тоской пролистывал их. Но тут, примерно в марте, когда уже за окном действительно можно было наблюдать весеннюю погоду, с нами провела вразумительную беседу директор школы. Сказать, что она нас сильно разозлила, заразила трудом – это, значит, не сказать ничего. Речь, которая прозвучала из ее уст, не была какой-то особенной или слишком строгой – нет, она просто дала понять нам со всей серьезностью, что наше привычное «авось» в данном случае с вероятностью близкой к 100% здесь не прокатит. Разумеется, почти в каждом из нас появился тот самый страх – страх, который движет нами, тот подсознательный процесс, заставляющий выводить из режима сна наши ресурсы. И мы взялись за работу.

Я бы с большой радостью попробовал выступить перед вами с подобными словами, потому что устная речь все же имеет значительно больший эффект, но я постараюсь компенсировать недостатки письменной речи тем, что дам вам рецепт, который внесет в ваш небольшой хаос, немного светлых и свободных зон.

5litra.ru – скромный сайт подготовки к ЕГЭ по литературе 1. Расставляем приоритеты и все точки над i Итак, осталось 3 месяца на подготовку. Если у вас действительно всё плохо с литературой или вы считаете, что знаний не хватит, чтобы справиться с экзаменом хотя бы на 60 баллов, то в первую очередь настоятельно рекомендую переосмыслить вашу текущую подготовку. Определитесь четко с набором экзаменов. Готовьтесь по тем трём ключевым, которые вам необходимы. Если вы рассматриваете какие-то иные варианты поступления, где нужны другие экзамены, то вам надо сбавить обороты по всем фронтам, кроме ключевого. Если вы рассматриваете литературу как ключевой экзамен, то и уделите ей большую часть своего оставшегося времени. Я в своё время сдавал 5 экзаменов, кроме математики и русского языка у меня была литература, английский и информатика. Примерно перед Новым годом я определился с тем, куда буду поступать, поэтому сосредоточился на работе с русским языком и литературой.



По остальным экзаменам были лишь точечные занятия, не более.

Избавьтесь от всего ненужного, сосредоточьте своё внимание на чем-то одном и действуйте.

2. Распределяем время. Контролируем себя В последнее время через мои руки прошло немало книг по тайм-менеджменту, саморазвитию и мотивации. Чтобы начать успевать делать большее за это же время, вам в первую очередь необходимо начать с контроля времени.

Заведите 2 блокнота:

1. Четко фиксируйте своё время в течение дня.

2. Составляйте списки дел.

В рамках короткой статьи все эти процессы и советы описывать придётся долго, поэтому обратитесь к хорошим первоисточникам: Я. Франк «Муза и чудовище» (тайм-менеджмент), Б. Трейси «Выйди из зоны комфорта. Измени свою жизнь. метод повышения личной эффективности» 2.

Нам свойственно откладывать всё на последний день, а потом в ужасе и панике пытаться в аврале освоить какой-то материал, написать или сделать что-либо. Не загоняйте себя в угол. Рекомендую хотя бы кратко ознакомьтесь с предложенными книгами.

Муза и чудовище: как организовать творческий труд. Франк Яна. 2010: http://flibusta.net/b/ Выйди из зоны комфорта. Измени свою жизнь. 21 метод повышения личной эффективности. Трейси Брайан. 2014:

http://flibusta.net/b/ 3. Упрощаем и сокращаем = оптимизируем Не так давно я публиковал список произведений, которые должны быть прочитаны в первую очередь. С учетом всех ужимок и сокращений я постарался составить такой список текстов, который в первую очередь должен вам будет помочь в написании части С (чтоб была база тем для сопоставления). Большая часть произведений, которые не попали в список, были написаны в XX веке. В экзамене по литературе ХХ век представлен не так сильно. В частности, литература этого периода в С представлена сочинением по выбору – С5.3.

Что делать, если я всё равно не успеваю прочесть даже это? Или что делать, если я читал эти произведения достаточно давно и многое забылось?

1. Читаем биографию писателя (пытаемся понять, найти причины, которые побудили к написанию произведения). Это нужно для того, чтобы вы могли вжиться в исторический контекст. Понять откуда писатель брал материал для произведения. Настоятельно рекомендую хорошо поработать над этим 2. Анализ произведения – выискиваем поднятые темы, проблемы, узнаем 3. Открываем учебники Б. Бугрова, М. Голубкова «Русская литература XIX-XX века в 2 томах»3. Вдумчиво, не торопясь, читаем текст.

4. Краткие содержания – изучив детально исторический контекст, темы, проблемы, художественные образы, только сейчас можно приступить к сюжетной части произведения. Если вы пойдете наоборот, то велика вероятность того, что ранее прочитанный вами сжатый сюжет вовсе не Оптимизированный список литературы (ПРИЛОЖЕНИЕ №1 стр. 16).

Русская литература XIX-XX века в 2 томах. Б. Бугров, М. Голубков. http://5litra.ru/shurik.html 5litra.ru – скромный сайт подготовки к ЕГЭ по литературе 4. Часть В, теория Не надо вам скачивать большие объёмы теоретических статей, не надо заходить на отдельные сайты по теории литературы. Просто решайте на сайте тесты. Каждый день в течение оставшегося времени прорешивайте хотя бы по одному тесту.

В конце статьи еще будут советы по изучению теории.

Теории, которая представлена в ЕГЭ по литературе, немного. У вас быстро отложатся в голове формулировки вопросов. Никаких трудностей здесь не должно возникнуть.

Если они и будут, то вся необходимая теория в удобной и доступной форме представлена на сайте – можете к ней обращаться.

5litra.ru – скромный сайт подготовки к ЕГЭ по литературе 5. Часть С: С1-С Ничто не вызывает такой ужас и страх, как работа над частью С. Сейчас я вновь озвучу ключевые моменты, которым рекомендую следовать при написании.

1. Приступайте к написанию не сразу, а спустя небольшое время после того, как вы прочли произведение (нужно «переварить» произведение). Затем откройте список вопросов. Выберите самый простой.

2. В С1 и С3 необходимо отвечать сразу же на поставленный вопрос. Например, нам дан вопрос по отрывку из Н.В. Гоголя «Ревизор»: Какую роль играет приведенная сцена в развитии сюжета пьесы?

перефразировав вопрос: «Приведенная сцена играет ключевую роль в развитии сюжета пьесы, потому что.. во-первых,..» и т.д. Несмотря на то, что я всегда рекомендую в первую очередь следить за тем, чтобы не скатываться на общую проблематику произведения, данный вопрос подразумевает заглянуть вперед, то есть выйти за рамки только данного фрагмента. Поэтому внимательно читайте формулировки вопросов. Выделяйте ключевые слова, они обязательно должны прозвучать в вашем ответе.

3. В С2 и С4 начинать свой ответ необходимо схожим образом. Но только здесь нам нужно вспомнить, в каких еще произведениях нашла своё отражения указанная тема или проблема. Укажите не только авторов и названия произведения, но и напишите, что роднит их между собой.

4. В критериях про 5-10 предложений всё-таки не так просто написали, хотя и идут с пометкой: «указание на объем условно». Завершите ответ одним небольшим предложением: короткий итог сказанному.

По лирике есть несколько хороших таблиц. Они облегчат вашу жизнь:

1. Характерные черты в творчестве поэтов (ПРИЛОЖЕНИЕ №2 стр. 18).

2. Сопоставление лирических тем в С4 (ПРИЛОЖЕНИЕ №3 стр. 31).

Если у вас существуют проблемы с пониманием лирического произведения, воспользуйтесь методикой построчного пересказа (ПРИЛОЖЕНИЕ №4 стр. 47).

5litra.ru – скромный сайт подготовки к ЕГЭ по литературе 6. Надо ли учить стихи?


Похожие работы:

«Глава 1 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К КУРСУ ЛЕКЦИЙ ЯДЕРНЫЙ МАГНИТНЫЙ РЕЗОНАНС В ЖИДКОСТЯХ В изотропных жидкостях присутствуют довольно быстрые поступательное и вращательное движения молекул. Кроме того, подавляющее большинство многоатомных молекул претерпевает конформационные переходы. Термин изотропные применительно к жидкостям означает, что любое направление осей молекулярной системы координат, связанной с главными осями тензора инерции молекулы или с любой конфигурационно устойчивой группой...»

«Министерство образования и науки России Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Амурский государственный университет (ФГБОУВПО АмГУ) УТВЕРЖДАЮ Зав. кафедрой Дизайн Е.Б. Коробий _20г. ОСНОВЫ АРХИТЕКТУРЫ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ для направления 070600.62 Дизайн Составитель: Л.А. Кузлякина О.С. Шкиль Благовещенск 2011 г. Печатается по решению редакционно-издательского совета факультета дизайна и технологии Амурского...»

«Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) Кафедра автоматизации обработки информации (АОИ) УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой АОИ д-р техн. наук, проф. _Ю.П. Ехлаков __2012 г. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ методические указания к практическим занятиям, для выполнения курсовой работы и организации...»

« курсовых работ для студентов специальности 1-25 01 08 Бухгалтерский учет, анализ и аудит МИНСК 2012 СОДЕРЖАНИЕ Общие положения.. 4 1 Цели и задачи курсовой работы.. 5 2 Выбор темы курсовой работы.. 8 3 Планирование подготовки к выполнению курсовой работы. 10 4 Подбор литературы.. 5 Рекомендации по сбору и обработке практического...»

«ГИДРОПНЕВМОАВТОМАТИКА Омск 2012 Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ) Кафедра подъемно-транспортных, тяговых машин и гидропривода ГИДРОПНЕВМОАВТОМАТИКА Методические указания к лабораторным работам по дисциплинам Гидроавтоматика, Гидравлические системы управления и средства гидропневмоавтоматики Составители В. Н....»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ТЕХНОЛОГИЯ ИЗДЕЛИЙ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ В ПРОИЗВОДСТВЕ ИЗДЕЛИЙ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ 260900 ТЕХНОЛОГИЯ И КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ 260905, СОСТАВИТЕЛИ: ПЕТРОВА Т.В. МИНТАХАНОВА Т.М. УЛАН-УДЭ,...»

«Руководство пользователя CardirisTM 5 – Руководство пользователя Содержание Авторские права Общие сведения об этом руководстве Раздел 1 Введение в Cardiris Общие сведения о Cardiris Раздел 2 Установка Cardiris Системные требования Установка ПО Удаление программного обеспечения Регистрация программного обеспечения Поиск обновлений Поддержка продуктов Раздел 3 Начало работы Запуск Cardiris Изменение языка пользовательского интерфейса. 14 Учебное пособие Раздел 4 Режимы просмотра Просмотр альбома...»

«ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГЕОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ ДИАГНОСТИКА ШЛИХОВЫХ МИНЕРАЛОВ Методические указания к курсу шлихового аналияа ЛЕНИНГРАД 1991 У т в е р ж д е н о на заседании кафедры минералогии С о с т а в и т е л ь: Г.А.ИЛЬИНСКИЙ Рецекэенты: канд.геол.-мин.наук Л.Н.Копылова, канд.геол.-мин.наук Л.Я.Крылова М е т о д и ч е с к и е у к а з а н и я по д и а г н о с т и к е шлиховых минералов содержат краткую х а р а к т е р и с т и к у лабора­ торной п о д г о т о в к и...»

«ПРИБЫЛИ ДЛЯ ФАСОНЫХ ОТЛИВОК Хабаровск Издательство ТОГУ 2012 УДК 621.74 Прибыли для фасонных отливок: Учебное пособие к практическим работам, курсовому и дипломному проектированию. / Сост. А.Ф. Мащенко, А.В.Щекин. – Хабаровск: Изд-во Тихоок. гос. ун-та, 2012. – 30 с. Учебное пособие разработано на кафедре Литейное производство и технология металлов в соответствии с учебным планом на основании рабочих программ дисциплин Производство отливок из стали, Теория литейных процессов, Производство...»

« трёхмерной графике. 9 Voxel и NURBS Voxel NURBS 3D API OpenGL Direct3D Практическое задание. 3DS MAX Урок по работе в 3DS MAX Освещение Текстурирование Анимация Рендеринг 2 3D графика В этом разделе пойдёт разговор о трехмерной графике. Трехмерная графика - раздел компьютерной графики, охватывающий алгоритмы и программное обеспечение для...»


Первое, что необходимо при подготовке к ЕГЭ по литературе с нуля - это знание текстов. Надо очень много читать.

Литература – предмет накопительный, можно сказать, археологичный. Например, программа для студентов русского отделения журфака МГУ рассчитана так, что они читают по 6-7 часов каждый день, в течение пяти лет. И если ты не накопил этого ресурса в большом количестве, то просто не будешь знать, на что опираться.

На ЕГЭ по литературе, в отличие от математики, нет единственно правильных ответов на вопросы. Тебе может казаться, что твой ответ прекрасен, - а он окажется бессодержательным. Значит, надо не просто читать. Надо знать, на что направить фокус внимания. Надо получать обратную связь любым способом.

Как же готовиться к ЕГЭ по литературе с нуля?

Литература базируется на знании текстов. Если готовишься к ЕГЭ по литературе, тебе нужно хотя бы два года. Если хочешь успеть за год, у тебя должны быть “начитаны” все основные тексты.

И при этом важно не просто “ознакомиться с сюжетом”, но и запомнить все детали и структуру произведения.

Например, необходимо знать ответы на вопросы такого характера:

Есть ли эпиграф к «Евгению Онегину»?
Ответ: Есть, причем к каждой главе. Есть также эпиграф ко всему произведению (и его надо помнить). Надо помнить также, на каких языках даны эпиграфы к главам “Евгения Онегина”, сколько глав в “Евгении Онегине” (ответ: 8).

Сколько частей в «Обломове»?
Ответ: Четыре! Как времен года.

Из каких частей состоит «Герой нашего времени?»

Отвечая на этот вопрос, старшеклассник вспоминает хронологический порядок действия и перечисляет: «Тамань», «Бэла», «Княжна Мери», «Фаталист»… Про «Максима Максимовича» обычно забывают.

Но на самом деле порядок глав совсем другой! Сначала - предисловие к роману. Потом - первая часть, это «Бэла» и «Максим Максимович», потом предисловие к журналу Печорина, где сообщается, что Печорин умер и можно печатать его заметки, и наконец, «Тамань». Вторая часть состоит из «Княжны Мери» и «Фаталиста».

Да, Лермонтов переставил части своего повествования, и это новаторство мирового уровня, это предмодернизм - хотя мы школьникам таких терминов и не говорим. “Герой нашего времени” - гениальный текст и гениальный финал. «Герой нашего времени» заканчивается не смертью Печорина, а описанием разговора Печорина и Максим Максимыча насчет предопределения.

Но обычно школьник не видит этого, не понимает логику романа, потому что обращает внимание только на фабулу, на развитие действия. А при подготовке к ЕГЭ по литературе на высокие баллы необходимо знать структуру произведения, а не только сюжет. Надо помнить все детали, а не только основные события. Нужно уметь пересказать текст в подробностях, удивить “штучками”, ответить на все сложные вопросы.

Дальше, надо помнить и не путать имена персонажей, место действия, детали биографий героев. Давайте проверим себя:

Как звали Базарова?
Ответ: Евгений Васильевич.
Как звали Печорина?
Ответ: Григорий Александрович.
Как звали по отчеству Татьяну Ларину?
Ответ: Татьяна Дмитриевна.
Как называлась крепость, где происходили основные события в «Капитанской дочке»?
Ответ: Крепость называлась Белогорская. Выпускники пишут то “Белгородская”, то “Белозерская” и теряют баллы. Это типичные ошибки на ЕГЭ.
Где живут родители Петруши в той же “Капитанской дочке”?
Ответ: В деревне в Симбирской губернии.
Какой город осаждается?
Ответ: Оренбург.

И это только первый шаг в подготовке к ЕГЭ по литературе с нуля.

Второе, что необходимо, - аналитический склад ума. У ЕГЭ по литературе есть своя специфика. Нужно понимать, что есть некий алгоритм, или технология.

Можно ли подготовиться к ЕГЭ по литературе с нуля за год?

Да, за год можно успеть, если у вас очень хороший тайм-менеджмент. Это действительно значит, что надо каждый день хотя бы час уделять этой работе. Буквально ставить таймер. Честно проверять то, что написали, по критериям. Показывать стороннему наблюдателю - например, школьному учителю или репетитору.

На первом этапе мы изучаем тексты. На втором - пишем варианты ЕГЭ и проверяем по всем критериям.

В этом году издательство “Феникс” выпустило мою книгу “Литература. Авторский курс подготовки к ЕГЭ”. В ней я подробно рассказываю о подготовке к ЕГЭ по литературе с нуля.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: