Структура и организация деятельности Конституционного Суда Российской Федерации. Судебная система России: Конституционный Суд Российской Федерации Структура и организационные формы деятельности конституционного суда

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ определяются Конституцией РФ (ст. 125, 128, и Федеральным Конституционным законом о Конституционном Суде РФ от 21 июля 1994 г.)

Согласно действующему законодательству Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Конституционный Суд РФ вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее 3/4 от общего числа судей.

Представление Президента РФ готовится и вносится с соблюдением установленного порядка.

Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда РФ в срок не позднее четырнадцати дней с момента получения представления Президента РФ. Каждый судья Конституционного Суда РФ назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием.

Назначенным на должность судьи Конституционного Суда РФ считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации.

Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде устанавливается, что судьей Конституционного Суда может быть квалифицированный юрист с безупречной репутацией в возрасте не моложе 40 лет и со стажем работы по юридической профессии не менее 15 лет. Судья Конституционного Суда назначается на срок 12 лет. Назначение на эту должность на второй срок не допускается. Предельный возраст пребывания в должности судьи - 70 лет. Судья Конституционного Суда РФ считается вступившим в должность с момента принесения им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в который истекает срок его полномочий или в котором ему исполняется семьдесят лет.

В состав Конституционного суда входят две палаты, включающие в себя соответственно 9 и 10 судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного суда.

Конституционный суд РФ рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат. В пленарных заседаниях участвуют все судьи, в заседаниях палат - судьи, входящие в их состав. Пленарный состав палат не должен оставаться неизменным более, чем 3 года подряд. В состав одной палаты не могут входить Председатель и заместитель Председателя Конституционного суда.

В пленарном заседании Конституционный суд может рассмотреть любой вопрос, входящий в его компетенцию, однако есть и такие дела, которые Суд может рассматривать исключительно на пленарных заседаниях. К делам подобного рода относятся:

Дела о соответствии Конституции Российской Федерации конституций республик и устав субъектов РФ;

Толкование Конституции Российской Федерации;

Вынесение заключений о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

Утверждение посланий Конституционного суда;

Решение вопросов о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

В ходе пленарных заседаний Конституционный суд также избирает Председателя, заместителя Председателя, судью-секретаря Конституционного суда; формирует персональные составы палат Конституционного Суда; принимает Регламент Конституционного суда и вносит в него изменения и дополнения; устанавливает очередность рассмотрения дел в пленарных заседаниях, а также распределяет дела между палатами; принимает решения о приостановлении или о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда, а также в случае необходимости - о досрочном освобождении от должности Председателя, его заместителя или судьи-секретаря Конституционного суда и т.д.

В заседаниях палат Конституционный суд решает дела, отнесенные к ведению Конституционного суда и не подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях. В их число входят дела о соответствии Конституции Российской Федерации следующих нормативных актов:

Федеральных законов, нормативных актов Президента России, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

Законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти России и органов государственной власти ее субъектов;

Договоров между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов РФ, а также договоров между органами государственной власти самих субъектов Российской Федерации;

Не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

Конституционный суд в заседаниях палат по рассмотрению жалоб на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

В пленарном заседании Конституционного суда тайным голосованием большинством голосов от общего числа судей избирается Председатель - сроком на три года, заместитель Председателя и судья-секретарь Конституционного суда.

Председатель Конституционного суда РФ выполняет следующие функции:

Руководит подготовкой пленарных заседаний Конституционного суда, созывает их и заседательствует на них;

Вносит на обсуждение Конституционного суда вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях;

Представляет Конституционный суд в сношениях с государственными органами и организациями; выступает от имени Конституционного суда;

Осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного суда.

Председатель Конституционного суда издает приказы и распоряжения Суда.

В обязанности заместителя Председателя Конституционного суда входит осуществление некоторых функция Председателя Суда по его уполномочию, а также обязанностей, возложенных на него Судом.

Судья-секретарь Конституционного суда осуществляет непосредственное руководство работой аппарата Конституционного суда; доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые Конституционным судом, и информирует Суд об их исполнении и т.д.

После возобновления деятельности Конституционного суда в 1995 г. структура его аппарата была усовершенствована. В ней можно выделить две составляющие части: первая из них - это так называемый аппарат судей. При каждом судье состоят три работника, призванных помогать непосредственно ему и ему подчиненных (Аппарат Председателя суда, его заместителя и судьи-секретаря по численности выше.)

Вторая часть аппарата - это секретариат, состоящий из ряда управлений (Управление конституционного надзора, Управление конституционных программ частного права, Управление международного права и т.д.). В их задачи входит первичное ознакомление с поступившими обращениями, подготовка экспертных заключений по принятым к рассмотрению делам, подготовка аналитических материалов. В секретариате имеются также подразделения, занимающиеся организацией судебных заседаний, контролем за исполнением решений Конституционного суда, обеспечением суда необходимой правовой информацией. Секретариат Конституционного суда осуществляет информационно-справочную, аналитическую работу, а также рассматривает обращения в суд в предварительном порядке и в случаях, когда они не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями.

Общая численность секретариата - около 150 штатных единиц.

По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный суд принимает Регламент Конституционного суда. В нем устанавливаются: порядок определения персонального состава палат Конституционного суда, порядок распределения дел между ними, порядок определения очередности рассмотрения дел в пленарных заседаниях и в заседаниях палат и т.д.

Говоря об организации деятельности Конституционного суда РФ, следует еще упомянуть о наличии в современном конституционном законодательстве такого института как особое мнение судьи Конституционного суда. Особое мнение судьи, не совпадающее с общим решением Конституционного суда, публикуется вместе с решением Суда. Но, если следовать Федеративному конституционному закону о Конституционном суде РФ (76,78), Суд, при обнародовании принятого решения, не связан с представлением судьей его собственного мнения, ибо на Суд возлагается обязанность немедленно публикации только решения Конституционного суда. Российские правоведы, однако, считают, что публикация особого мнения судьи была бы желательна, так как эта мера дает возможность познакомиться не только с взглядами на проблему конкретного представителя судебных органов, но и способствует дальнейшему развитию всего судопроизводства на демократических началах.

Статья 20. Организационные формы конституционного судопроизводства

Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат Конституционного Суда Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из двух палат, включающих в себя ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно десять и девять судей Конституционного Суда Российской Федерации. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения кᴏᴛᴏᴩой устанавливается Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации.

В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда Российской Федерации, в заседаниях палат - судьи, входящие в состав ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующей палаты.

Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации не могут входить в состав одной и той же палаты.

Персональный состав палат не должен оставаться неизменным более чем три года подряд.

Очередность исполнения судьями, входящими в состав палаты, полномочий председательствующего в ее заседаниях определяется на заседании палаты.

Статья 21. Вопросы, рассматриваемые в пленарных заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации

Конституционный Суд Российской Федерации вправе рассмотреть в пленарном заседании любой вопрос, входящий в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации исключительно в пленарных заседаниях:

1) разрешает дела о ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии Конституции Российской Федерации конституций республик и уставов субъектов Российской Федерации;

2) дает толкование Конституции Российской Федерации;

3) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

4) принимает послания Конституционного Суда Российской Федерации;

5) решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой по вопросам ϲʙᴏего ведения.

Конституционный Суд Российской Федерации в пленарных заседаниях также:

1) избирает Председателя, заместителя Председателя, судью-секретаря Конституционного Суда Российской Федерации;

2) формирует персональные составы палат Конституционного Суда Российской Федерации;

3) принимает Регламент Конституционного Суда Российской Федерации и вносит в него изменения и дополнения;

4) устанавливает очередность рассмотрения дел в пленарных заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации, а также распределяет дела между палатами;

5) принимает решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации, а также о досрочном оϲʙᴏбождении от должности Председателя, заместителя Председателя и судьи-секретаря Конституционного Суда Российской Федерации.

Статья 22. Вопросы, рассматриваемые в заседаниях палат Конституционного Суда Российской Федерации

Конституционный Суд Российской Федерации в заседаниях палат разрешает дела, отнесенные к ведению Конституционного Суда Российской Федерации и не подлежащие рассмотрению согласно настоящему Федеральному конституционному закону исключительно в пленарных заседаниях.

Конституционный Суд Российской Федерации в заседаниях палат:

1) разрешает дела о ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, ᴏᴛʜᴏϲᴙщимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и ϲʙᴏбод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

Статья 23. Избрание Председателя, заместителя Председателя и судьи-секретаря Конституционного Суда Российской Федерации

В пленарном заседании Конституционного Суда Российской Федерации судьи тайным голосованием большинством от общего числа судей избирают из ϲʙᴏего состава в индивидуальном порядке сроком на три года Председателя, заместителя Председателя и судью-секретаря Конституционного Суда Российской Федерации.

Председатель, заместитель Председателя, судья-секретарь Конституционного Суда Российской Федерации по истечении срока их полномочий могут быть избраны на новый срок.

Председатель, заместитель Председателя, судья-секретарь Конституционного Суда Российской Федерации могут по личному письменному заявлению сложить с себя данные полномочия. Сложение полномочий констатируется решением Конституционного Суда Российской Федерации.

По инициативе не менее пяти судей Конституционного Суда Российской Федерации, считающих, что Председатель, заместитель Председателя или судья-секретарь Конституционного Суда Российской Федерации недобросовестно исполняет ϲʙᴏи обязанности либо злоупотребляет ϲʙᴏими правами, может быть поставлен вопрос о его досрочном оϲʙᴏбождении от ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующей должности. Вопрос о досрочном оϲʙᴏбождении от должности указанных лиц решается большинством не менее двух третей от общего числа судей Конституционного Суда Российской Федерации тайным голосованием.

В случае, если должность Председателя, заместителя Председателя или судьи-секретаря Конституционного Суда Российской Федерации окажется вакантной, новые выборы проводятся не позднее двух месяцев со дня открытия вакансии в порядке, установленном настоящей статьей. По истечении срока полномочий указанные должностные лица продолжают исполнять ϲʙᴏи обязанности до проведения новых выборов.

Статья 24. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации:

1) руководит подготовкой пленарных заседаний Конституционного Суда Российской Федерации, созывает их и председательствует на них;

2) вносит на обсуждение Конституционного Суда Российской Федерации вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях и заседаниях палат;

3) представляет Конституционный Суд Российской Федерации в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, по уполномочию Конституционного Суда Российской Федерации выступает с заявлениями от его имени;

4) осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда Российской Федерации, представляет на утверждение Конституционного Суда Российской Федерации кандидатуры руководителей Секретариата Конституционного Суда Российской Федерации и других подразделений аппарата, иных служб Конституционного Суда Российской Федерации, а также Стоит сказать - положение о Секретариате Конституционного Суда Российской Федерации и штатное расписание аппарата;

5) осуществляет другие полномочия в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с настоящим федеральным конституционным законом и Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации.

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации издает приказы и распоряжения.

Статья 25. Временное исполнение обязанностей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации

Во всех случаях, когда Председатель Конституционного Суда Российской Федерации не в состоянии исполнять ϲʙᴏи обязанности, их временно исполняет заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации.

В случае невозможности исполнения обязанностей Председателя заместителем Председателя Конституционного Суда Российской Федерации временное исполнение данных обязанностей переходит последовательно к судье-секретарю Конституционного Суда Российской Федерации, к судье, имеющему наибольший стаж работы в должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации, а при равном стаже - к старейшему по возрасту судье Конституционного Суда Российской Федерации.

Статья 26. Заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации

Заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации осуществляет по уполномочию Председателя Конституционного Суда Российской Федерации отдельные его функции, а также выполнят ϲʙᴏи обязанности, возложенные на него Конституционным Судом Российской Федерации.

Статья 27. Судья-секретарь Конституционного Суда Российской Федерации

Судья-секретарь Конституционного Суда Российской Федерации:

1) осуществляет непосредственное руководство работой аппарата Конституционного Суда Российской Федерации;

2) организационно обеспечивает подготовку и проведение заседаний Конституционного Суда Российской Федерации;

3) доводит до сведения ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих органов, организаций и лиц решения, принятые Конституционным Судом Российской Федерации, и информирует Конституционный Суд Российской Федерации об их исполнении;

4) организует информационное обеспечение судей Конституционного Суда Российской Федерации;

5) осуществляет другие полномочия в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с настоящим Федеральным конституционным законом и Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации.

Статья 28. Регламент Конституционного Суда Российской Федерации

В Регламенте Конституционного Суда Российской Федерации на основе Конституции Российской Федерации и настоящего Федерального конституционного закона устанавливаются: порядок определения персонального состава палат Конституционного Суда Российской Федерации; порядок распределения дел между ними; порядок определения очередности рассмотрения дел в пленарных заседаниях и в заседаниях палат; некᴏᴛᴏᴩые правила процедуры и данныекета в заседаниях; особенности делопроизводства в Конституционном Суде Российской Федерации; требования к работникам аппарата Конституционного Суда Российской Федерации; иные вопросы внутренней деятельности Конституционного Суда Российской Федерации.

См. Регламент Конституционного Суда Российской Федерации (принят Конституционным Судом РФ 1 марта 1995 года)

Раздел второй. Общие правила производства в Конституционном

Суде Российской Федерации

Модель Конституционного Суда РФ в варианте 1991 года оказалась весьма и весьма далекой от совершенства, что привело в конечном итоге к печально известным событиям (деятельность Конституционного Суда РФ была приостановлена). Федеральный конституционный закон 1994 года внес существенные изменения в организационные формы конституционного судопроизводства, что имело целью повышение эффективности и оперативности в деятельности Конституционного Суда. Прежде Конституционный Суд действовал в едином составе. В перерывах между заседаниями по конкретному делу он не мог рассматривать другие дела. Это приводило к задержке рассмотрения многих дел и несоблюдению многих сроков. В связи с этим Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» определил следующую форму организации Конституционного Суда: рассмотрение и разрешение им дел осуществляется в пленарных заседаниях и заседаниях палат. Суд состоит из двух палат, включающих в себя соответственно девять и десять судей.6 Число судей было увеличено с 15 до 19. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Суда. В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда РФ, в заседаниях палат - судьи, входящие в состав соответствующей палаты. По мнению аспирантки юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Зыковой Н., в современных условиях конституционный Суд в его численном и организационном составе оказывается не в состоянии справиться с тем объемом работы, который возложен на него Конституцией РФ и законодательством.

В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда РФ, в заседаниях палат - судьи, входящие в состав соответствующей палаты. Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда не могут входить в состав одной и той же палаты. Персональный состав палат не должен оставаться неизменным более чем три года подряд. Очередность исполнения судьями, входящими в состав палаты, полномочий председательствующего в ее заседаниях определяется на заседании палаты.

В пленарном заседании суд вправе рассмотреть любой вопрос, входящий в его компетенцию.

А в пленарных заседаниях он разрешает дела о соответствии Конституции РФ конституций республик и уставов субъектов РФ; дает толкование Конституции РФ. Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; принимает послания КС РФ; решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

В пленарных заседаниях также избирается Председатель, заместитель председателя, судья-секретарь Конституционного Суда РФ, формируются персональные составы палат, принимается Регламент Конституционного Суда РФ и др.

В заседаниях палат разрешаются все дела о соответствии Конституции РФ законов, договоров и нормативных актов, кроме конституций республик и уставов субъектов РФ, разрешаются споры о компетенции. А также проверяется конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов.

Конституционный Суд РФ избирает из своего состава сроком на три года Председателя, заместителя председателя и судью-секретаря Конституционного Суда РФ.

Эти должностные лица по истечении срока их полномочий могут быть избраны на новый срок.

По инициативе не менее пяти судей Конституционного Суда, считающих, что Председатель, заместитель Председателя или судья-секретарь Конституционного Суда РФ недобросовестно исполняют свои обязанности, либо злоупотребляют своими правами, может быть поставлен вопрос об их досрочном освобождении от соответствующей должности. Вопрос об досрочном освобождении от должности указанных лиц решается большинством не менее двух третей от общего числа судей тайным голосованием. Также указанные лица могут по личному письменному заявлению сложить с себя эти полномочия, что констатируется решением Конституционного Суда.

В случае если должность Председателя, заместителя Председателя или судьи-секретаря Конституционного Суда окажется вакантной, новые выборы должны проводиться не позднее двух месяцев со дня открытия вакансии. По истечении срока полномочий указанные должностные лица продолжают исполнять свои обязанности до проведения новых выборов.

Согласно ст. 24 Федерального конституционного закона Председатель Конституционного Суда руководит подготовкой пленарных заседаний, созывает их и председательствует на них; вносит на обсуждение Конституционного Суда вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях и заседаниях палат. Представляет Конституционный Суд в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, по уполномочию Конституционного Суда выступает с заявлениями от его имени;

Кроме того, он осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда, представляет на утверждение Суда кандидатуры руководителей его Секретариата и других подразделений аппарата, иных служб Конституционного Суда а также Положение о Секретариате Конституционного Суда и штатное расписание аппарата; председатель КС издает приказы и распоряжения.

Заместитель Председателя Конституционного Суда осуществляет по уполномочию Председателя Конституционного Суда отдельные его функции, а также выполняет свои обязанности, возложенные на него Конституционным Судом.

Важное значение для организации деятельности Конституционного Суда имеет фигура Судьи-секретаря Конституционного Суда РФ. Он осуществляет непосредственное руководство работой аппарата Суда, организационно обеспечивает подготовку и проведение заседаний Конституционного Суда.

Основным внутренним актом, регулирующим деятельность Конституционного Суда, является его Регламент. В Регламенте Конституционного Суда РФ на основе Конституции РФ и Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» устанавливаются: порядок определения персонального состава палат. Порядок распределения дел между ними, порядок определения очередности рассмотрения дел в пленарных заседаниях и в заседаниях палат; некоторые правила процедуры и этикета в заседаниях, особенности делопроизводства в Суде; требования к работникам аппарата Суда, иные вопросы внутренней деятельности Конституционного суда РФ.

КС РФ – судебный орган конституционного контроля , самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Полномочия, порядок образования и деятельности КС РФ определены КРФ и ФКЗ от 21.07.1994 №1-ФКЗ «О КС РФ». Регламентом КС РФ устанавливаются: порядок определения персонального состава палат КС РФ, порядок распределения дел между ними, порядок определения очередности рассмотрения дел в пленарных заседаниях и в заседаниях палат.

КС РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность СФ по представлению Президента РФ. КС РФ вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее 3/4 от общего числа судей. В пленарном заседании судьи тайным голосованием избирают из своего состава в индивидуальном порядке сроком на 3 года Председателя, заместителя Председателя и судью-секретаря КС РФ. Полномочия КС РФ не ограничены определенным сроком. Основные принципы деятельности: независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон. КС РФ независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношении от любых других органов.

КС РФ состоит из двух палат: 10 и 9 судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки. В пленарных заседаниях участвуют все судьи КС РФ, в заседаниях палат – судьи, входящие в состав палаты. Персональный состав палаты не должен оставаться неизменным более чем три года подряд. Очередность исполнения полномочий председательствующего на заседаниях палаты определяется палатой. КС РФ вправе рассмотреть в пленарном заседании любой вопрос, входящий в его компетенцию.

Предложения о кандидатах на должности судей КС РФ могут вноситься Президенту РФ членами СФ и депутатами ГД, законодательными органами субъектов РФ, высшими судебными органами, федеральными юридическими ведомствами. СФ рассматривает вопрос о назначении на должность в срок 14 дней с момента получения представления Президента РФ. В случае выбытия судьи представление о назначении другого лица вносится Президентом РФ в СФ не позднее месяца со дня открытия вакансии.

Судья КС РФ назначается на должность сроком на 15 лет (назначение на второй срок не допускается). Он считается вступившим в должность с момента принесения присяги. Судья КС РФ не может занимать государственные или общественные должности, заниматься предпринимательской деятельностью, не вправе осуществлять защиту в суде или иных органах, не может принадлежать к политическим партиям и движениям, вести политическую пропаганду и агитацию, не вправе публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в КС РФ, до принятия решения по этому вопросу.

Гарантии независимости судьи КС РФ обеспечиваются его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, обязательностью процедуры судопроизводства, запретом вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения, гарантией безопасности.

Полномочия судьи КС РФ могут быть приостановлены: если в отношении него возбуждено уголовное дело; если он по состоянию здоровья временно не способен выполнять свои обязанности. КС РФ приостанавливает полномочия судьи до отпадения оснований к их приостановлению.

Полномочия судьи КС РФ прекращаются ввиду: нарушения порядка его назначения на должность; истечения срока полномочий; личного заявления об отставке; утраты гражданства РФ; вынесения в отношении него обвинительного приговора, совершении проступка, порочащего честь и достоинство судьи; неучастия его в заседаниях; неспособности по состоянию здоровья исполнять свои обязанности в течение длительного времени (не менее 10 месяцев).



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.

КС РФ – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Полномочия, порядок образования и деятельности КС РФ определены КРФ и ФКЗ от 21.07.1994 №1-ФКЗ «О КС РФ». Регламентом КС РФ устанавливаются: порядок определения персонального состава палат КС РФ, порядок распределения дел между ними, порядок определения очередности рассмотрения дел в пленарных заседаниях и в заседаниях палат.

КС РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность СФ по представлению Президента РФ. КС РФ вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее 3/4 от общего числа судей. В пленарном заседании судьи тайным голосованием избирают из своего состава в индивидуальном порядке сроком на 3 года Председателя, заместителя Председателя и судью-секретаря КС РФ. Полномочия КС РФ не ограничены определенным сроком. Основные принципы деятельности: независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон. КС РФ независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношении от любых других органов.

КС РФ состоит из двух палат: 10 и 9 судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки. В пленарных заседаниях участвуют все судьи КС РФ, в заседаниях палат – судьи, входящие в состав палаты. Персональный состав палаты не должен оставаться неизменным более чем три года подряд. Очередность исполнения полномочий председательствующего на заседаниях палаты определяется палатой. КС РФ вправе рассмотреть в пленарном заседании любой вопрос, входящий в его компетенцию.

Предложения о кандидатах на должности судей КС РФ могут вноситься Президенту РФ членами СФ и депутатами ГД, законодательными органами субъектов РФ, высшими судебными органами, федеральными юридическими ведомствами. СФ рассматривает вопрос о назначении на должность в срок 14 дней с момента получения представления Президента РФ. В случае выбытия судьи представление о назначении другого лица вносится Президентом РФ в СФ не позднее месяца со дня открытия вакансии.

Судья КС РФ назначается на должность сроком на 15 лет (назначение на второй срок не допускается). Он считается вступившим в должность с момента принесения присяги. Судья КС РФ не может занимать государственные или общественные должности, заниматься предпринимательской деятельностью, не вправе осуществлять защиту в суде или иных органах, не может принадлежать к политическим партиям и движениям, вести политическую пропаганду и агитацию, не вправе публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в КС РФ, до принятия решения по этому вопросу.



Гарантии независимости судьи КС РФ обеспечиваются его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, обязательностью процедуры судопроизводства, запретом вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения, гарантией безопасности.

Полномочия судьи КС РФ могут быть приостановлены: если в отношении него возбуждено уголовное дело; если он по состоянию здоровья временно не способен выполнять свои обязанности. КС РФ приостанавливает полномочия судьи до отпадения оснований к их приостановлению.

Полномочия судьи КС РФ прекращаются ввиду: нарушения порядка его назначения на должность; истечения срока полномочий; личного заявления об отставке; утраты гражданства РФ; вынесения в отношении него обвинительного приговора, совершении проступка, порочащего честь и достоинство судьи; неучастия его в заседаниях; неспособности по состоянию здоровья исполнять свои обязанности в течение длительного времени (не менее 10 месяцев).



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: