Творческая личность и ее жизненный путь. Личностные особенности творческого человека

Нейробиология рисует сложную картину творческого потенциала. Ученые теперь понимают, что природа креативности гораздо сложнее, чем различия в право- или левосторонней ориентации мозга (левое полушарие = рациональное и аналитическое, правое = творческое и эмоциональное). На самом деле, творчество, как полагают, связано с рядом познавательных процессов, нервных импульсов и эмоций, и мы до сих пор не имеем полного представления о том, как работает творческий разум.

С психологической точки зрения творческие типы личности с трудом поддаются определению. Они сложны, парадоксальны и, как правило, избегают рутины. И это не просто стереотип «замученного художника». Исследования показали, что креативность предполагает взаимодействие множества черт характера, поведения и социальных влияний в одном лице.

«На самом деле творческим людям тяжелее узнать себя, потому что они сложнее, чем нетворческие », - рассказал Huffington Post Скотт Барри Кауфман, психолог из Университета Нью-Йорка, который провел годы исследования творческого потенциала. «Что самое парадоксальное в творческой личности...у этих людей более хаотичный ум ».

Нет никакого «типичного» портрета творческой личности, но есть характерные особенности в поведении творческих людей. Вот 18 пунктов, которые им свойственны.

Они мечтают

Творческие личности это мечтатели, несмотря на то, что их школьные учителя, возможно, говорили, что мечтать это пустая трата времени.
Кауфман и психолог Ребекка Л. Макмиллан, она же соавтор документа под названием «Ода положительной созидательной мечтательности », считают, что блуждание ума способно помочь в процессе «творческой инкубации ». И, конечно, многие по опыту знают, что лучшие идеи посещают нас, когда мысленно мы находимся совсем в другом месте.

Нейробиологи обнаружили, что воображение включает те же мозговые процессы, которые связаны с фантазией и творчеством.

Они все замечают

Творческий человек видит возможности повсюду и постоянно впитывает информацию, которая становится пищей для творческого самовыражения. Как часто цитируют Генри Джеймса, писатель это тот, от кого «ничего не ускользает» .

Джоан Дидион всегда носила с собой блокнот и говорила, что она записывает наблюдения о людях и событиях, которые, в конечном счете, помогают ей лучше понять сложности и противоречия собственного ума.

У них свои часы работы

Многие великие мастера признаются, что свои лучшие работы они создают либо очень рано утром, либо поздно вечером. Владимир Набоков начинал писать сразу после того как просыпался в 6 или 7 утра, а Фрэнк Ллойд Райт взял за привычку просыпаться в 3 или 4 часа утра и работал в течение нескольких часов перед тем, как отправиться обратно в постель. Люди с высоким творческим потенциалом не придерживаются стандартного распорядка дня.

Они находят время для уединения

«Чтобы быть открытым для творчества, нужно иметь способность к конструктивному использованию уединения. Надо преодолеть страх перед одиночеством» , - писал американский экзистенциальный психолог Ролло Мэй.

Художники и креативщики часто стереотипно воспринимаются как одиночки, хотя на самом деле они ими могут и не быть. Уединение может быть ключом к созданию лучших работ. Кауфман связывает это с воображением - мы должны дать себе время просто помечтать.

«Вам нужно войти в контакт с внутренним голосом, чтобы иметь возможность самовыразиться. Сложно услышать свой внутренний творческий голос, если вы... не в контакте с самим собой и не размышляете о себе» , - говорит он.

Они «переваривают» жизненные преграды

Многие из самых культовых историй и песен всех времен творили под воздействием душераздирающей боли. Часто проблемы становились катализатором для создания выдающихся произведений. В психологии это называют посттравматическим ростом, который предполагает, что люди в состоянии использовать свои тяготы и ранние жизненные травмы для существенного творческого роста. Исследователи обнаружили, что травма может помочь человеку преуспеть в межличностных отношениях, в удовлетворенности жизнью, в росте духовности, личной силы и в открытии новых возможностей.

Они в поиске новых впечатлений

Творческие люди любят испытывать новые впечатления, ощущения и состояния ума, и это немаловажный предопределяющий фактор для творческого результата.

«Открытость новым переживаниям это самый сильный предиктор творческих достижений », - говорит Кауфман. «Здесь множество различных взаимосвязанных аспектов: интеллектуальная любознательность, поиск острых ощущений, открытость для эмоций и воображения. А все вместе - это двигатель для познания и исследования мира, как внутреннего, так и внешнего» .

Они терпят неудачу

Стойкость - практически необходимое качество для творческого успеха, говорит Кауфман. Неудача часто подстерегает творческого человека, как минимум, несколько раз, но креативщики - по крайней мере, успешные - учатся не сокрушаться по этому поводу.

«Творческие люди терпят неудачу, а по-настоящему хорошие терпят ее часто» , - написал в Forbes Стивен Котлер в отрывке о творческом гении Эйнштейна.

Они задают важные вопросы

Творческие люди ненасытно любознательны. Они, как правило, предпочитают исследовать жизнь и даже когда взрослеют, сохраняют интерес первооткрывателя. Через активные беседы или индивидуальные умственные размышления креативщики, глядя на мир, постоянно задают себе массу вопросов.

Они наблюдают за людьми

Природная наблюдательность и интерес к жизни других людей иногда помогает генерировать лучшие из идей.

«Марсель Пруст почти всю свою жизнь провел, наблюдая за людьми, он записывал свои замечания, и это нашло выход в его книгах» , - говорит Кауфман. «Для многих писателей очень важно наблюдение за людьми...».

Они рискуют

Отчасти творческая деятельность требует рискованности, и многим преуспевающим творческим личностям приходится рисковать в различных аспектах жизни.

«Существует глубокая и значимая связь между принятием риска и творчеством и это часто упускается из виду », - пишет Стивен Котлер в Forbes. «Творчество это акт создания чего-то из ничего. Оно требует обнародования того, что сначала существовало лишь в воображении. Такое занятие не для робких. Потраченное впустую время, запятнанная репутация, напрасно потраченные деньги - ... Это все побочные явления, когда творчество идет наперекосяк ».

Они все в жизни рассматривают как возможность для самовыражения

Ницше считал, что жизнь и мир следует рассматривать как произведение искусства. Творческие личности постоянно ищут возможности для самовыражения в повседневной жизни.

«Творческое выражение - это самовыражение. Творческий потенциал это не что иное, как частное выражение Ваших потребностей, желаний и уникальности» , - говорит Кауфман.

Они следуют своей истинной страсти

Творческие люди, как правило, имеют внутреннюю мотивацию. Это означает, что они действуют, руководствуясь каким-то внутренним желанием, а не стремлением к внешнему вознаграждению или признанию.

Психологи говорят, что творческие люди возбуждаются захватывающими видами деятельности, а это признак внутренней мотивации. Исследования показывают, что простые размышления о собственных причинах к деятельности могут быть достаточно стимулирующими, чтобы повысить творческий потенциал.

Они выходят за границы собственного разума

Кауфман утверждает, что способность мечтать еще необходима для того, чтобы помочь нам выйти за пределы привычного видения и исследовать другие способы мышления, которые могут быть важным активом для творчества.

«Мечтательность развивается, чтобы позволить нам отпустить настоящее », - говорит Кауфман. «Сеть мозга, связанная с мечтательностью, это сеть мозга, связанная с теорией разума. Мне нравится называть ее «сетью воображения» - она позволяет вам представить себя в будущем, а также представить чужие мысли» .

Они теряют чувство времени

Творческие личности могут обнаружить, что, когда они пишут, танцуют, рисуют или еще как-то самовыражаются, они оказываются «в состоянии потока », который помогает им творить на самом высоком уровне. Это психическое состояние, когда человек выходит за пределы сознательной мысли, чтобы достичь состояния повышенной концентрации и спокойствия. Тогда он практически не подвержен ни внутренним, ни внешним раздражителям, которые могут помешать его деятельности.

Вы оказываетесь «в состоянии потока », когда занимаетесь тем, что вам очень нравится, от чего чувствуете себя хорошо.

Они окружают себя красотой

Творцы, как правило, обладают превосходным вкусом и любят находиться в красивом окружении.

Исследование, недавно опубликованное в журнале «Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts», показало, что музыканты, в том числе преподаватели музыки и солисты, демонстрируют высокую чувствительность и восприимчивость к художественной красоте.

творческий личность студент самовыражение

Важнейшей чертой творца является сильная и устойчивая потребность в творчестве. Творческая личность не может жить без творчества и видит в нем главную цель и основной смысл своей жизни . Термин «творчество» указывает и на деятельность личности и на созданные ею ценности, которые из фактов ее персональной судьбы становятся фактами культуры .

В.И.Андреев говорит: «Творческая личность - такой тип личности, для которой характерна стойкость, высокий уровень направленности, на творчество, мотивационно-творческая активность, которая проявляется в органическом единении с высоким уровнем творческих способностей, позволяющие ей достигнуть прогрессивных, социальных и личностно значимых результатов в одной или нескольких видах деятельности» .

Одной из важных черт творческой личности является желание сделать свою работу еще лучше. Это связно с тем, что человек не до конца удовлетворен работой. Но, тем не менее, считает необходимым зафиксировать промежуточный результат. Подобным образом могут относиться к своей работе актер, музыкант, живописец, архитектор, организатор, рабочий и др.

Человек способен радоваться достигнутому, это поддерживает его усилия, при этом он способен двигаться дальше.

Психологи рассматривают творчество как высокий уровень логического мышления, которое является толчком к деятельности, «результатом которой есть созданные материальные и духовные ценности» . Большинство авторов соглашаются с тем, что творческая личность - это индивид, который владеет высоким уровнем знаний, имеет стремление к новому, оригинальному. Для творческой личности творческая деятельность является жизненной потребностью, а творческий стиль поведения - наиболее характерный. Главным показателем творческой личности считают наличие творческих способностей, которые рассматриваются как индивидуально-психологические способности человека, отвечающие требованиям творческой деятельности, и являются условием ее успешного выполнения. Творческие способности связаны с созданием нового, оригинального продукта, с поиском новых средств деятельности. Н.В.Кичук определяет творческую личность через ее интеллектуальную активность, творческое мышление и творческий потенциал .

Также большое значение для понимания особенностей творческой личности имеет особое формирование умственных действий. Ведь «творчество» не существует в чистом виде, реальная творческая деятельность включает в себя массу технических компонентов, «отработка» которых - одно из обязательных условий творческой деятельности. Углубление психологической характеристики мыслительного процесса состоит также в указании на то, что изменению «понятийных характеристик объектов» часто предшествуют изменения операциональных смыслов и эмоциональных оценок, что словесно формулируемые знания об объекте не обязательно носят характер понятий в строгом смысле слова . Я. А. Пономарев, внесший существенный вклад в разработку проблем психологии творческого мышления, рассматривает творчество как «механизм продуктивного развития». В психологическом плане функционального развития это исследование тех новообразований, которые возникают в деятельности по ходу решения задачи. Развитие эмоциональных процессов у творческой личности тоже имеют свои особенности. Исследование «вдохновения» на лабораторных моделях и есть изучение условий возникновения и функций эмоциональной активации, эмоциональных оценок, возникающих по ходу решения мыслительных задач. Например, в работах по психологии научного творчества убедительно показывается, что деятельность ученого всегда опосредована категориальным строем науки, развивающейся по своим законам, независимым от индивида, но вместе с тем допускается известное противопоставление «субъективно-переживательного» и «объективно-деятельностного» плана, которое можно упрекнуть за эпифеноменолистическую трактовку «переживаний», т. е. функций эмоционально-аффективной сферы .

Ученые - исследователи выделяют такие основные особенности творческой личности: смелость мысли, склонность к риску, фантазия, проблемное видение, умение мыслить, способность находить противоречие, умение переносить знания и опыт в новую ситуацию, независимость, альтернативность, гибкость мышления, способность к самоуправлению .

О.Кульчицкая и В.Моляко выделяют еще такие особенности творческой личности: возникновение направленного интереса к определенной области знания, еще в детские годы, высокая трудоспособность, подчинение творчества духовной мотивации, стойкость, упёртость, увлечение работой, высокий уровень знаний, умений анализировать явления, сравнивать их, стойкий интерес к определенной работе, сравнительно быстрое и легкое усвоение теоретических и практических знаний, схематичность и самостоятельность в работе, стремление к оригинальности, к новому, отрицание обычного, а также высокий уровень знаний .

Отношение творческого человека к объектам характеризуется избирательностью, эмоциональной окраской, отношение выражает всю личность в ее связи с той или иной стороной действительности . «Чем выше уровень развития личности, тем сложнее и процессы психической деятельности и тем дифференцированнее и богаче ее отношения» . В. Н. Мясищев определяет отношения как сознательные связи личности, из этого следует, что отношение личности в некоторых случаях может быть сколь угодно однобоким . Творческий человек отличается от других умением надежно передать свою мысль, все донести до слушателя (читателя), полностью выразить себя, высказаться. Он умеет выражать суть того, что хочет сказать лаконично, кратко. Однако сильная краткость или же многословие может быть отрицательной чертой творца, так как мысль может быть понята не до конца. Примером этого может послужить история:

Одной знакомой математичке я пытался высказать то, что в определенный момент чувствовал и понимал, щедро и самоотверженно, делясь с нею настоящим Вдохновением...

Она послушала меня немного и изрекла: «Если у тебя есть

Фонтан - заткни его, дай отдохнуть и фонтану», т.е. повторила известное выражение Козьмы Пруткова. Она считала, что краткость, пожалуй, не сестра таланта, но сам талант и что мысль можно выразить в двух словах, если не в одном .

Итак, можно вынести следующие общие черты и особенности творческой личности, принятые многими исследователями данной проблемы:

1. Человек наделен свободой выбора. Он способен выбирать намерения и цели. Может проводить отбор мыслительных операций и действий, которые совершает. Благодаря этой свободе человек становится существом созидательным.

2. Человек-созидатель выступает главной причиной своего поведения. Он является системой относительно самоуправляемой; источник его действия содержится, прежде всего, в субъекте, а не в объекте. Это уникальная личность; экстенсивная мотивация или спонтанные мысли в значительной мере влияют на его решения и поступки, на то, что он делает и чего избегает .

3. Главной движущей силой является потребность подтверждения своей ценности. Она удовлетворяется в основном благодаря созданию новых форм или разрушению старых.

4. Человек является созидателем, настроенным на внутреннее и внешнее развитие. Развитие - главная цель человеческой личности. Без ориентации на рост человек, возможности которого ограничены, не имел бы шансов продержаться и не смог бы построить своего благосостояния и благополучия, т. е. счастья .

5. Человек-созидатель имеет ограниченное сознание и самосознание. Эта предпосылка разрушает радикальное мнение о том, что является психическим, сознательным и одновременно радикальным мнением о бессознательности разума и характера (экстремальные психоаналитики).

6. Действия и мысли человека, в большой мере влияют на то, какое место он занимает в масштабах добра и зла; под их влиянием он становится гуманным или негуманным .

Таким образом, можно сказать, что творческий человек работает на сознательном и бессознательном уровнях благодаря познавательным, эмоциональным и волевым системам. Человек неповторим, живет одновременно во внешнем и внутреннем мирах.

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ

Творчество -- это наиболее сложная форма деятельности человека, порождающая нечто новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью. Задатки творческих способностей присущи любому нормальному человеку в той или иной степени, но не всякого (нормального) человека следует считать творческой личностью, это связано с другим понимание природы творчества. Ч. Ломброзо, В. Гирш и Д. Карлсон говорят о том, что все талантливые люди болезненно чувствительны. У них наблюдаются резкие спады и подъемы активности. Они очень чувствительны к социальному поощрению и наказанию и т.д. Вывод, к которому они приходят, звучит следующим образом: талант и безумие могут совмещаться в одном человеке, что подтверждается взаимосвязью креатизма с нейротизмом, а гений и талантливый человек имеют общие способности, к ним можно отнести креативность мышления, однако есть и различия - активность бессознательного у гения проявляется в гораздо меньшей степени. Поскольку творчество преобладает над интеллектом, то и активность бессознательного преобладает над сознанием.

Творческие эволюционеры бывают разной степени: большей или меньшей (просто талант -- большой талант). И разных видов (по качеству).

Важнейшей чертой творца является сильная и устойчивая потребность в творчестве. Еще одна из черт творческой личности - обязательное наличие в деятельности промежуточных результатов, так же интеллектуальная активность, общительность, творческое мышление и творческий потенциал.

А. Маслоу связывает творческую одаренность с потребностью в «самоактуализации», т. е. с реализацией всех генетически обусловленных возможностей индивида. Он перечисляет черты личности, способной к самоактуализации:
аффективное (эмоциональное) восприятие действительности; живая и вместе с тем адекватная реакция на окружение, на происходящие события;
непосредственность в откликах на внешние воздействия, отсутствие стереотипов, заданное™, низкий самоконтроль;
свежесть, непосредственность восприятия;
умение сосредоточиться на проблеме;
независимость в суждениях;
чувство общности с другими людьми;
принятие себя и других такими, какие они есть, без предъявления высоких требований и без представления о себе как о достигшем всех возможных совершенств;
чувство юмора;
«творческое начало», выражающееся в отсутствии консерватизма, стремлении искать новые пути, способности видеть новые проблемы.

Побуждение к самоактуализации Маслоу определяет так: «Человек должен быть тем, чем он может быть. Эту потребность мы можем назвать самоактуализацией». Самореализация личности, по Маслоу, означает «полное использование и разработку своих способностей и возможностей». Автор подчеркивает побуждающее действие способности и потенциальных возможностей человека: «Я полагаю, - пишет Маслоу, - что любой талант, любая способность являются также мотивацией, потребностью, импульсом»14. Способность к самоактуализации он рассматривает как некое врожденное свойство людей, независимое от окружающих их условий, носящее бессознательный характер.

Понятие самоактуализации у Э. Шострема предполагает активность, инициативность индивида в процессе его развития, свойственный ему момент самодвижения.

Выделение потребности в самоактуализации закономерным образом привело к попыткам исследовать психологические характеристики подобного рода людей. Было выделено 27 свойств, среди которых ведущее место занимает сосредоточенность не на собственной личности, не на узко индивидуальных интересах, но на более широких общественных целях. Такие люди, по мнению Шострема, испытывают, как и все остальные, чувство стыда, вины, тревоги, но их беспокоит не собственная судьба. Они стыдятся недостатков рода, культуры или группы, с которыми себя отождествляют.

Самоактуализирующейся личности не свойственно стремление к безопасности, защите себя от окружающего мира. Она не нуждается в системе защитных механизмов, постулируемых фрейдистами как необходимое условие существования. Функцию защиты и устранения тревожности выполняет у такой личности адекватное восприятие реальности. Собственно, индивидуальные желания, страхи, эмоции не искажают понимания действительного хода вещей.

Адекватно воспринимая окружающий мир, других людей, такая личность хорошо осознает себя, свои желания и цели. Страх знания себя, по мнению Шострема, подобен страху перед внешним миром и препятствует развитию лучших сторон личности. В отличие от здоровых, реализующих себя индивидов невротическая личность искажает реальность, предъявляет к ней неадекватные требования, рассматривает ее сквозь призму своих убеждений, боится неизвестного и нового. Проистекающая от искаженного восприятия действительности неуверенность обуславливает такую черту невротической личности, как стремление искать одобрение со стороны других людей. Напротив, самоактуализирующиеся личности опираются на собственное мнение и оценку событий, живут по своим законам и ищут самоодобрения, а не одобрения извне.

Наряду с ориентацией на собственную самооценку для таких личностей характерно чувство общности с другими людьми, симпатия к ним. Эти люди демократичны, учатся у каждого, не думая о собственном престиже. Их эмоциональная жизнь необычайно богата. Они способны к глубоким и полным переживаниям близости, любви, дружбы, тонко чувствуют природу, искусство. Они способны проницательно судить о других, быстро распознавать притворство, обман, нечестность. В искусстве, науке, политике самоактуализирующиеся люди быстро ориентируются, усматривают скрытые возможности, легче, чем Другие, разбираются в трудных вопросах. Порою удивляет свежесть и нешаблонность их восприятия.

В области науки такие люди являются новаторами, в отличие от многочисленных ученых, обладающих высоким интеллектом, но из-за робости, тревожности, приверженности установившимся мнениям разрабатывающих уже высказанные другими идеи.

Творческая направленность и творческие способности являются, согласно Шострему, универсальной характеристикой личности, пронизывающей все ее стороны. Этим креативность отличается от высших способностей талантливого человека, часто не затрагивающих всей его личности и не сочетающихся с психическим здоровьем.

Многие психотерапевты разделяют эти теоретические представления гуманистической психологии. Самоактуализирующаяся личность является, по их мнению, психологически здоровой и рассматривается как конечная цель и желаемый результат психотерапии. Следовательно, об успешности процесса психотерапии можно судить по тому уровню самоактуализации, которого достигает пациент.

Было бы очень удобно, если бы можно было выделить один какой-то тип творческой личности, изучить его, придумать тесты для диагностики этого типа при приеме в школы и высшие художественные заведения. Однако в природе существует огромное разнобразие вариантов различных черт личности и возможности компенсаций одних недостающих черт другими. Если обратиться к темпераменту как к биологической основе личности, ее врожденному свойству, мы увидим, что нет «выгодных» и «невыгодных» темпераментов. Ясно, однако, что есть черты темперамента, способствующие развитию творческого потенциала личности.

Как известно, темперамент имеет две составляющие: активность и эмоциональность. Очевидно, обе эти составляющие очень существенны для характеристики творческих способностей. Третьей важной составляющей является подвижность нервных процессов.

К. Леонгард (Leongard, 1974) создал типологию личностей на основе показателей темперамента и некоторых черт характера. Пользуясь вопросником, составленным на основе этой типологии, можно экспериментально выделить некоторые качества, присущие творческим людям. Одним из них является гипертимностъ (высокая энергетичность деятельности и общения). Однако гипертимность присуща актерски одаренным людям, но не обязательна для развития музыкальных или литературных способностей. Другим качеством творческой одаренности является, как уже было сказано, эмотивность, т. е. способность к сопереживанию, тонкость чувств, эстетическая направленность личности.

Черту, называемую Леонгардом циклотимией, можно трактовать как психологическую подвижность. Она выражается в перепадах настроения от повышенной активности, бодрости, жизнерадостности до подавленного мрачного настроения. Светлые и темные периоды тянутся достаточно долго - два-три месяца. Эксперименты показали, что художественно одаренным людям свойственна циклотимия и, в свою очередь, она обусловлена психологической подвижностью.

Еще одним качеством, в большей степени присущим многим творческим людям, оказалась экзальтированность. Можно трактовать это свойство как силу чувств, т. е. размах переживания, способность очень эмоционально переживать как большую радость, так и большое горе.

Теоретически творческому человеку, направленному на то, чтобы его произведения были восприняты другими людьми, должна быть свойственна экстраверсия. Но, с другой стороны, художник живет богатой творческой жизнью: идеями, образами, настроениями. Сочетание общительности с ориентацией на мир чувств, идей, образов швейцарский психолог Г. Роршах (Н. Rorshach, 1923) назвал интротензией.

Р. Кеттелл (R. Kettell, 1972, 1976) создал личностный вопросник, позволяющий определять 16 качеств личности. Некоторые из этих качеств оказались присущими творческой личности. Доброжелательность, раскованность, социальная смелость, независимость, импульсивность, низкий самоконтроль характерны для большинства художественно одаренных людей. Среди этих черт особенно интересен комплекс «детскости». Он включает непосредственность восприятия, яркость впечатлений, доверчивость, открытость миру. Однако в личности профессионала эти черты соседствуют с чувством социальной ответственности, способностью управлять собой и своим вдохновением.

Детскость имеет и отрицательные черты: творчески одаренные люди часто непредсказуемы, нетерпеливы, внешне капризны, легкомысленны, доверчивы. Высокая чувствительность проявляется как ранимость, тревожность; потребность в самоутверждении - как болезненное самолюбие.

Художественная одаренность делает человека незащищенным; тревожность приводит к тому, что многие творческие люди страдают неврозами, психической неустойчивостью, отклонениями в поведении. Однако в напряженной и продуктивной работе такая личность находит спасение. Если человек продуктивен, нельзя сказать, что он не адаптирован к условиям жизни. Американский психолог Ф. Бэррон (F. Barron,1969) утверждает, что творческий человек, как и всякий другой, встречает на своем пути препятствия, переживает конфликты. Но несмотря на хрупкую психическую организацию, он обладает запасом прочности. Именно творческие способности и конструктивная деятельность позволяют ему справляться с конфликтами, возникающими при столкновении с косной средой. Экспериментальные данные подтверждают, что творческие люди обладают достаточным запасом душевных сил, чтобы сопротивляться давлению среды и преодолевать его.

Психологические особенности творческой личности

1.1 Психологические черты и особенности творческой личности

В психологической литературе существуют две основные точки зрения на творческую личность. Согласно одной, креативность или творческая способность в той или иной степени свойственна каждому нормальному человеку. Она так же неотъемлема от человека, как способность мыслить, говорить и чувствовать. Более того, реализация творческого потенциала независимо от его масштабов делает человека психически нормальным. Лишить человека такой возможности означает вызвать у него невротические состояния. Согласно второй точке зрения, не всякого (нормального) человека следует считать творческой личностью, или творцом. Подобная позиция связана с другим пониманием природы творчества. Здесь помимо незапрограммированного процесса создания нового, принимается во внимание ценность нового результата. Он должен быть общезначим, хотя масштаб его может быть различным. Важнейшей чертой творца является сильная и устойчивая потребность в творчестве. Творческая личность не может жить без творчества, видя в нем главную цель и основной смысл своей жизни .

Термин "творчество" указывает и на деятельность личности и на созданные ею ценности, которые из фактов ее персональной судьбы становятся фактами культуры. В качестве отчужденных от жизни субъекта его исканий и дум эти ценности столь же неправомерно объяснять в категориях психологии как нерукотворную природу. Горная вершина способна вдохновить на создание картины, поэмы или геологического труда. Но во всех случаях, будучи сотворенными, эти произведения не в большей степени становятся предметом психологии, чем сама эта вершина. Научно-психологическому анализу открыто нечто совсем иное: способы ее восприятия, действия, мотивы, межличностные связи и структура личности тех, кто ее воспроизводит средствами искусства или в понятиях наук о Земле. Эффект этих актов и связей запечатлевается в художественных и научных творениях, причастных теперь уже к сфере, не зависимой от психической организации субъекта .

Определению понятия творческой личности в философской, педагогической и психологической литературе уделяется большое внимание: В.И.Андреев, Д.Б.Богоявленская, Р.М.Грановская, А.З.Зак, В.Я.Кан-Калик, Н.В.Кичук, Н.В.Кузьмина, А.Н.Лук, С.О.Сысоева, В.А.Цапок и другие.

Творческая личность, как считает В.Андреев, - это такой тип личности, для которой характерна стойкость, высокий уровень направленности, на творчество, мотивационно-творческая активность, которая проявляется в органическом единении с высоким уровнем творческих способностей, позволяющие ей достигнуть прогрессивных, социальных и личностно значимых результатов в одной или нескольких видах деятельности .

Психологи рассматривают творчество как высокий уровень логического мышления, которое является толчком к деятельности, "результатом которой есть созданные материальные и духовные ценности" . Большинство авторов соглашаются с тем, что творческая личность - это индивид, который владеет высоким уровнем знаний, имеет стремление к новому, оригинальному. Для творческой личности творческая деятельность является жизненной потребностью, а творческий стиль поведения - наиболее характерный. Главным показателем творческой личности, ее наиболее главным признаком считают наличие творческих способностей, которые рассматриваются как индивидуально-психологические способности человека, отвечающие требованиям творческой деятельности, и являются условием ее успешного выполнения. Творческие способности связаны с созданием нового, оригинального продукта, с поиском новых средств деятельности. Н.В.Кичук определяет творческую личность через ее интеллектуальную активность, творческое мышление и творческий потенциал .

Также большое значение для понимания особенностей творческой личности имеет, особое формирование умственных действий. Ведь "творчество" не существует в чистом виде, реальная творческая деятельность включает в себя массу технических компонентов, "отработка" которых -- одно из обязательных условий творческой деятельности. Углубление психологической характеристики мыслительного процесса состоит также в указании на то, что изменению "понятийных характеристик объектов" часто предшествуют изменения операциональных смыслов и эмоциональных оценок, что словесно формулируемые знания об объекте не обязательно носят характер понятий в строгом смысле слова . Я. А. Пономарев, внесший существенный вклад в разработку проблем психологии творческого мышления, рассматривает творчество как "механизм продуктивного развития", и заменяет его на такое понятие, как "базальное расширение надстроечно-базальной системы". В психологическом плане функционального развития это исследование тех новообразований, которые возникают в деятельности по ходу решения задачи. То есть, то включает в себя "бессознательное" или "неосознанное" заменено Пономаревым на термин "базальный компонент". Развитие эмоциональных процессов у творческой личности тоже имеют свои особенности. Если вспомнить одну из классических схем творческого процесса -- подготовка, созревание, вдохновение, проверка -- и соотнести ее с имеющимися исследованиями по психологии мышления, то при всей условности схемы такое соотнесение позволяет констатировать, что первое и четвертое звено творческого процесса изучаются намного более интенсивно, чем второе и третье. Следовательно, в настоящее время именно им необходимо уделить особое внимание. Исследование "вдохновения" на лабораторных моделях и есть изучение условий возникновения и функций эмоциональной активации, эмоциональных оценок, возникающих по ходу решения мыслительных задач. Например, в работах по психологии научного творчества убедительно показывается, что деятельность ученого всегда опосредована категориальным строем науки, развивающейся по своим законам, независимым от индивида, но вместе с тем допускается известное противопоставление "субъективно-переживательного" и "объективно-деятельностного" плана, которое можно упрекнуть за эпифеноменолистическую трактовку "переживаний", т. е. функций эмоционально-аффективной сферы .

Ученые - исследователи выделяют такие основные особенности творческой личности, как:

ѕ смелость мысли, склонность к риску;

ѕ фантазия;

ѕ проблемное видение;

ѕ умение мыслить;

ѕ способность находить противоречие;

ѕ умение переносить знания и опыт в новую ситуацию;

ѕ независимость;

ѕ альтернативность;

ѕ гибкость мышления;

ѕ способность к самоуправлению .

О.Кульчицкая выделяет еще такие особенности творческой личности:

ѕ возникновение направленного интереса к определенной области знания, еще в детские годы;

ѕ высокая трудоспособность;

ѕ подчинение творчества духовной мотивации;

ѕ стойкость, упёртость;

ѕ увлечение работой .

В.Моляко считает одной из основных качеств творческой личности, стремление к оригинальности, к новому, отрицание обычного, а также высокий уровень знаний, умений анализировать явления, сравнивать их, стойкий интерес к определенной работе, сравнительно быстрое и легкое усвоение теоретических и практических знаний, схематичность и самостоятельность в работе .

Итак, можно вынести следующие общие черты и особенности творческой личности, принятые многими исследователями данной проблемы:

1. Человек наделен свободой выбора. Он способен выбирать намерения и цели. Может проводить отбор мыслительных операций и действий, которые совершает. Благодаря этой свободе человек становится существом созидательным.

2. Человек-созидатель выступает главной причиной своего поведения. Он является системой относительно самоуправляемой; источник его действия содержится, прежде всего, в субъекте, а не в объекте. Это уникальная личность; экстенсивная мотивация или спонтанные мысли в значительной мере влияют на его решения и поступки, на то, что он делает и чего избегает.

3. Главной движущей силой является потребность (метапотребность) подтверждения своей ценности, называемая также губристической потребностью. Она удовлетворяется в основном благодаря осуществлению творческих и экспансивных трансгрессий, благодаря созданию новых форм или разрушению старых.

4. Человек является созидателем, настроенным на внутреннее и внешнее развитие. Именно трансгрессии позволяют формировать его личность и обогащать культуру. Развитие -- главная цель человеческой личности. Без ориентации на рост человек, возможности которого ограничены, не имел бы шансов продержаться и не смог бы построить своего благосостояния и благополучия, т. е. счастья.

5. Человек-созидатель имеет ограниченное сознание и самосознание. Эта предпосылка разрушает радикальное мнение о том, что является психическим, сознательным и одновременно радикальным мнением о бессознательности разума и характера (экстремальные психоаналитики).

6. Действия человека, особенно его мысли и действия, в большой мере влияют на то, какое место он занимает в масштабах добра и зла; под их влиянием он становится гуманным или негуманным.

С психологической точки зрения особый интерес представляет выделение в познавательном элементе трех категорий творческой личности:

1. К первой относятся суждения о мирах: материальном, общественном и символическом, являющихся интерсубъективными, т. е. существующими объективно, независимо от воли человека. Здесь находятся не только общественные знания, приобретенные в процессе учебы. Личность, осуществляя творческие действия, формулирует также личные мнения на тему человеческого естества.

2. Соотносительные суждения (описательные и оценивающие) касаются отношений и связей, существующих между внешним миром и самим собой.

3. В познавательном элементе находятся также суждения о самом себе, называемые самознаниями, представлением самого себя, или концепцией Я. Из этих суждений формируется позитивный или негативный образ собственной личности.

Познавательный элемент личности обеспечивает ей ориентацию в мире, позволяет понять сложные связи "я -- другие", дает знания о себе самом, необходим в процессе формирования общего мнения о действительности, а также играет значительную роль в защитных действиях личности.

Третьим элементом личности, называемым далее волей, является мотивационный элемент. Он приводит в движение мотивационный процесс и определяет его общее направление, поддерживает, прерывает или завершает мысли и действия, влияет на расходование энергии и время их продолжения. Источники такого типа действий в индивидуальной системе потребностей, являющихся самой важной частью третьего элемента личности. Активация потребностей путем стимулов, поступающих из среды, или путем внутренних факторов (последовательность мыслей) приводит в движение мотивационный процесс.

Я. Козелецкий классифицирует потребности творческих людей, принимая в качестве критерия пространство, в котором они функционируют. Согласно этому критерию он выделяет четыре их вида:

o первый -- жизненные потребности (основные, естественные), являющиеся врожденными, сформированными генетически. Их удовлетворение необходимо для поддержания существования индивидуума и рода Homo sapiens.

o Вторая группа представляет собой познавательные потребности, которые человек удовлетворяет в области науки, философии, литературы, музыки, изобразительного искусства, информатики (потребность в компетенции, информации, эстетические потребности).

o Третья группа проблем является более сложной. К ней относятся социальные проблемы, названные автором интерперсональными (например, потребность аффилиации, любви, братства, доминирования или власти над другими, потребность социальной безопасности). Эту группу потребностей можно удовлетворить во внешнем пространстве.

o К последней группе принадлежат личные потребности, более других связанные с внутренним миром субъекта. Они в большей мере влияют на уникальность и неповторимость личности. Сюда автор относит такие потребности, как потребность индивидуальных достижений, потребность собственной ценности, потребность смысла жизни, или трансценденции .

Следующим составным элементом личности является эмоциональный элемент. Он очень сложен и охватывает постоянные нейрофизиологические и психические системы, генерирующие эмоциональные состояния и процессы, аффекты и настроения. Уникальным свойством эмоционального элемента является то, что он связан почти со всеми элементами личности. Оценочные суждения насыщены позитивными или негативными эмоциями. Эмоциональность относится к главным измерениям темперамента и невротичности. Эмоциональные структуры включаются в мотивационные процессы, поэтому эмоциональность "обслуживает" все остальные составные элементы творческой личности. Козелецкий выделил еще один элемент личности -- личный, понимаемый им как глубокая нейрофизиологическая, психическая и духовная структура, в которой находится экзистенциально-тождественное (личностное) содержание, касающееся данного лица .

Творчество субъекта, личности следует рассматривать, учитывая макросоциальные факторы: культурные, политические и экономические. Системные концепции творчества ломают "персонологическую" точку зрения, согласно которой творчество ограничивается человеческим существом -- его познанием, психикой или личностью. В системном рассмотрении человек является частью более широкой системы, участвующей в создании творческого произведения .

Человек представлен в творчестве многоразмерно, поскольку он состоит из биологических, психологических и социальных структур, работает на сознательном и бессознательном уровнях благодаря познавательным, эмоциональным и волевым системам. Человек неповторим, живет одновременно во внешнем и внутреннем мири.

Влияние дисфункциональной семьи на формирование личности подростка

Изучение детско-родительских отношений у подростков с умственной отсталостью

Подростковый возраст - период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации (от 11-12 до 14-15 лет); период, когда подросток начинает по-новому оценивать свои отношения с семьей...

Личностные особенности студентов с различной творческой направленностью

Многие исследователи сводят проблему человеческих способностей к проблеме творческой личности: не существует особых творческих способностей, а есть личность, обладающая определенной мотивацией и чертами. Действительно...

Невротическое развитие личности

2.1 Описание метода Опросник «Невротические черты личности» (НЧЛ) содержит 119 пунктов - утверждений. Эти утверждения образуют 9 шкал (7 основных - личностных шкал и 2 контрольные шкалы)...

Творческая личность является предметом изучения многих психологических исследований. Пути ее формирования в младшем школьном и подростковом возрасте изучались многими авторами в отечественной психологии (Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, Л.И.Божович...

Ощущение и чувствительность как свойства творческой личности

Ощущение -- это отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы. В рамках рефлекторной концепции И. М. Сеченова и И. П. Павлова были проведены исследования, показавшие...

Ощущение и чувствительность как свойства творческой личности

Чувствительность -- это: 1) общая способность к ощущению; чувствительность появляется в филогенезе, когда живые организмы начинают реагировать на факторы окружающей среды...

Персонализация риска. Управление рисками, связанными с воздействием эмоций

С древнейших времен мыслители пытались определить источники активности личности, смысл жизни человека, направленность его действий. Одни считали, что основным побудителем является стремление к удовольствию, другие-исполнение долга...

Психологические особенности женщины-руководителя

Разумеется, все эти приводящие обстоятельства затрудняют полноценное включение женщин в профессиональную деятельность. Попробуем обобщить те психологические черты, которые характеризуют современную женщину. Прежде всего...

Психологические особенности личности следователя

Следственная работа относится к тем видам деятельности, успех и даже выдающиеся достижения, в которых более связаны с общим высоким развитием личности, чем со специальными способностями. Для того, что бы быть следователем...

Психологические особенности творческой личности

В психологической литературе существуют две основные точки зрения на творческую личность. Согласно одной, креативность или творческая способность в той или иной степени свойственна каждому нормальному человеку...

Психология розыскной деятельности

Под психологическими особенностями личности или личностными особенностями мы понимаем относительно стабильную совокупность индивидуальных качеств, определяющих типичные формы реагирования и адаптивные механизмы поведения...

Творческая личность и информация

Культурный уровень современного человека определяется его информационной культурой. А информационная культура личности, как культура вообще, отражает активную творческую деятельность человека и, следовательно, развитие самого человека...

Творческое мышление

Способностью к творческому мышлению, в какой - то мере обладает, каждый человек. Но, тем не менее, не каждого человека можно назвать творческой личностью. Творческим обычно называют человека, совершившего научное открытие...

Способностью к творческому мышлению в какой-то мере обладает, наверное, каждый. В детстве, когда преобладает образное мышление, эта способность часто проявляется в рисунках, лепках, построениях из подручных материалов, в подростковом возрасте многие пишут стихи, а в зрелом она, как правило, помогает решать прикладные задачи разного уровня (от повседневных до научно-технических и т.д.). Тем не менее, не каждого человека мы можем назвать личностью творческой.

Творческим обычно называют человека, совершившего научное открытие, гениальное изобретение или создавшего произведение искусства, т.е. совершившего творческий акт, который был высоко оценен большинством, а также человека неординарного в своем восприятии действительности и реакции на нее.

Последняя формулировка достаточно "скользкая", ибо под это определение попадают люди с психическими отклонениями. Впрочем, наличие душевной болезни не исключает возможности проявления высоких творческих способностей, что подтверждается примерами Наполеона, Гоголя и других. Следует оговориться, что в свое время даже выдвигалась гипотеза о наличии прямой зависимости гениальности и безумия (Ч. Ломброзо, Д. Карлсон), однако позднейшие исследования (например, Т. Саймонтона) ее не подтвердили. Долгое время способности к интеллектуальному творчеству исследовались так, как подсказывал здравый смысл: чем выше уровень умственных способностей, тем больше творческая отдача человека.

Основоположником эмпирического подхода к исследованию индивидуальных качеств творческой личности является Ф. Гальтон, который совместно с Ч. Пирсоном заложил основы психометрики и психодиагностики. А впервые применили психометрический метод для исследования креативности Дж. Гилфорд и Э.П. Торренс. Они провели ряд исследований взаимосвязи интеллекта и креативности с применением тестов, где под креативностью понималась прежде всего способность к дивергентному мышлению. В результате эмпирических исследований Гилфорд и Торренс сделали вывод о наличии положительной корреляции между уровнями IQ и креативности. При этом они утверждали, что более высокий уровень интеллекта, обуславливает большую вероятность того, что у испытуемого будут высокие показатели по тестам креативности, хотя у лиц, продемонстрировавших высокоразвитый интеллект, могут встречаться низкие показатели креативности. В то же время их исследования показали, что при низком IQ высокая дивергентная продуктивность никогда не обнаруживалась. Торренс даже предложил теорию интеллектуального порога, которая состоит в том, что при IQ ниже 115 – 120 баллов интеллект и креативность неразличимы и образуют единый фактор, а при IQ выше 120 – творческие способности и интеллект становятся независимыми факторами.


Более поздние исследования М. Воллаха и Н. Когана, которые также применяли тестовый метод, но при этом модифицировали его в соответствии со своим пониманием условий, благоприятных для проявления креативности: они сняли лимиты времени, вели к минимуму соревновательность участников в ходе выполнения тестов и сняли ограничение единственного критерия правильности ответа. В результате они пришли к выводу, что при соблюдении в ходе исследования условий, наиболее приближенных к обычным жизненным ситуациям, корреляция креативности и тестового интеллекта будет близка к нулю.

Действительно, человек может быть интеллектуалом и не быть креативом, и наоборот. Так, например, Левинсон-Лессинг разделял творчески мало продуктивных ученых-эрудитов, называя их "ходячими библиотеками", и творчески продуктивных ученых, не отягощенных переизбытком оперативных знаний, обладающих мощно развитой фантазией и блестяще реагирующих на всякого рода намеки.
Кроме того, различными авторами разрабатывались различные модели креативной личности. Так, в гештальт-психологии считались обязательными следующие требования к умственному складу творца:

Не быть ограниченным, ослепленным привычками;

Не повторять просто и раболепно то, чему вас учили;

Не действовать механически;

Не занимать частичную позицию;

Не действовать со вниманием, сосредоточенным на ограниченную часть проблемной структуры;

Не действовать частичными операциями, но свободно, с открытым для новых идей умом оперировать с ситуацией, стараясь найти ее внутренние соотношения.

А. Маслоу указывает креативность в ряду 15 существенных черт самоактуали-зирующейся личности. Соответственно, можно считать, что наличие остальных 14 черт, по Маслоу, относятся к особенностям творческой личности.

Гилфорд выделил 4 основных качества, присущих креативной личности:

· Оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение.

· Семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике.

· Образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны.

· Семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.

Позже Гилфорд выделяет 6 параметров креативности:

w способность к обнаружению и постановке проблем;

w способность к генерированию большого числа идей;

w гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи;

w оригинальность – способность отвечать на раздражители нестандартно;

w способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

w способность решать проблемы, т.е. способности к синтезу и анализу.

По Стернбергу, творческая личность должна обладать следующими индивидуальными чертами:

§ способность идти на разумный риск;

§ готовность преодолевать препятствия;

§ толерантность к неопределенности;

§ готовность противостоять мнению окружающих.

А. Олах указывает на следующие личностные черты, присущие творческим людям:

o независимость – личностные стандарты важнее стандартов группы, неконформность оценок и суждений

o открытость ума – готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному;

o высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях;

o развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.

По мнению Пономарева с креативностью сопряжены два личностных качества, а именно: интенсивность поисковой мотивации и чувствительность к побочным образованиям, которые возникают при мыслительном процессе (поскольку Пономарев считает, что мышление изначально логично, он рассматривает творческий продукт мышления как побочный).

Особый интерес, по мнению автора настоящей работы, представляет взгляд Мак-Киннона, который выделяет в числе отличительных черт одаренных людей способность более эффективно оперировать противоречивой информацией. Сознательная настроенность человека на возможное допущение противоречия в собственном представлении мира уменьшает порог восприятия неосознаваемого, в результате чего данные подсознательной переработки информации оказываются более доступными осознанию. Поэтому внутренняя готовность субъекта принять противоречие, а не отбросить какую-либо информацию, при первом подозрении несоответствия ее действительности – является, по мнению Мак-Киннона, важнейшим эвристическим фактором, способствующим осознанию самой проблемы.

Сложность, однако, заключается в том, что в случае наличия существенных расхождений между системами ценностей, действующими на уровне сознания и подсознания, проникновение компонентов подсознательного в сознание может поколебать или даже разрушить Я-концепцию данного индивида, что неизбежно приведет к необходимости переоценки и пересмотра всей картины мира и понимания своего места в ней.
А это, в свою очередь, затруднит адаптацию человека к условиям постоянно изменяющейся внешней среды и нарушит более или менее устойчивое равновесие, в условиях которого он жил. Такую дезадаптацию человека предотвращают механизмы психологической защиты, открытые З. Фрейдом. Действие этих механизмов препятствует проникновению на уровень сознания продуктов подсознательного, способных нарушить стабильность всей системы.

На уровне подсознания происходит ослабление действия разного рода стереотипов, устойчивых представлений и т.п. В пользу этого утверждения свидетельствуют факты свершений открытия во сне или в переходном периоде между сном и пробуждением, творчества в измененных состояниях сознания (например, под воздействием гипноза, психотропных средств).

Можно предположить, что для лиц с высоким творческим потенциалом изначально, или в результате индивидуального процесса становления личности, характерно ослабление механизмов психологической защиты. Таким образом, творческой личности требуется определенная смелость воспринимать и принимать образную информацию собственного подсознания, несоответствующую тем "правильным", "моральным" мотивам, которые признаются допустимыми в данной культуре и которые человек принимает и включает в свою систему ценностей. Сам Мак-Киннон так говорит об этом: "Наиболее выдающийся признак творческой личности, главная черта его внутренней сущности, как я это вижу, – это определенная смелость. … Смелость личности, смелость разума и духа, психологическая и духовная смелость, которая является внутренним стержнем креативной личности: смелость подвергать сомнению общепринятое; смелость быть разрушительным для созидания лучшего; смелость думать так, как не думал никто; смелость быть открытым восприятию изнутри и извне; смелость следовать интуиции, а не логике; смелость вообразить невозможное и попытаться его реализовать; смелость стоять в стороне от коллективности и, если это необходимо, конфликтовать с ней; смелость становиться и быть самим собой" * .

Отдельные исследователи отводили ведущие роли таким особенностям творческой личности, как терпение и работоспособность. Например, А. Пункаре писал, что бессознательная работа "возможна или, по крайней мере, плодотворна лишь в том случае, если ей предшествует и за ней следует сознательная работа". Большое значение он придавал и эстетическому чувству, которое служит своего рода фильтром при отборе бессознательных идей.

Однако, наиболее удачная краткая формулировка самой существенноймособенности творческой личности приведена В.Н. Дружининым: «У творческих людей нередко удивительным образом соединяются зрелость мышления, глубокие знания, разнообразные способности, умения и навыки и своеобразные "детские" черты во взглядах на окружающую действительность, в поведении и поступках».

3. Методы стимулирования проявления творческих способностей

В ходе проведения многочисленных исследований, посвященных диагностике и развитию креативности, исследователи замечали, что препятствием к проявлению креативности могут выступать страх оказаться "белой вороной", склонность к конформизму (Г.Линдсей, К.Халл и Р.Томпсон), моральные запреты, однообразие решаемых задач.

Вероятно, степень проявления творческих способностей зависит не только от одаренности личности, но также от внутренней и внешней мотивации.

Под внешней мотивацией творчества понимается реакция социального окружения, как положительная (поощрение вниманием, признание, одобрение, а также материальное вознаграждение), так и отрицательная (резкая критика, наказание). Причем следует отметить, что значимость внешней мотивации проявляется наиболее полно лишь в случае, если она исходит от референтной группы. Существенность влияния внешней мотивации напрямую зависит от уровня внутренней мотивации, т.е. чем меньше уровень внутренней мотивации, тем существеннее сказывается мотивация внешняя.

На основании анализа результатов исследований можно выделить следующие факторы, влияющие на уровень внутренней мотивации к творчеству :

Ø интериоризированные личностью ценностно-ориентационные установки ;

Ø самооценка;

Ø стабильность эмоционального состояния.

Стимулирование проявления креативности возможно при внешнем воздействии на выделенные факторы, хотя, конечно, такое воздействие не гарантирует полного раскрытия творческого потенциала.


Здесь можно предложить использовать следующие методы стимулирования:

1) Минимизировать отрицательное влияние моральных и культурных запретов могут помочь, например, такие методы воздействия, как расширение круга интересов личности (например, через обучение), самоидентификация с другой личностью (позволяет взглянуть на проблему «другими глазами», при этом собственные ценностно-ориентационные установки отступают на второй план). Снятию влияния установок, сформировавшихся в процессе деятельности (например, влияния опыта выполнения аналогичной или схожей деятельности) может способствовать переключение внимания, смена деятельности.

2) Поскольку для проявления креативности очень важно иметь высокую самооценку, целесообразно воздействовать на нее путем повышения внешней положительной и минимизации внешней отрицательной мотивации. Здесь следует оговориться, что хотя отдельные исследователи (например, Дружинин) считают внешнюю мотивацию оказывающей положительное влияние только на низкокреативных людей, в истории имеются примеры обратного. Известен факт, что нередко лучшие произведения искусства появлялись именно в результате работы «на заказ» (например, знаменитый Реквием В.А. Моцарта). Здесь также необходимо сказать, что, по всей видимости, не всегда правомерно противопоставление внутренней и внешней мотивации, в отдельных случаях они могут как бы перетекать друг в друга, и чисто внешняя мотивация в процессе деятельности может трансформироваться во внутреннюю. Не следует забывать и о том, что этот метод будет работать лишь в случае действительной необходимости повышения самооценки, в противном случае высока вероятность, что сработает правило де Чармса .

3) Исследователи биографий творческих личностей отмечают, что творчество проявляется слабее, если в эмоциональной сфере устанавливается относительно продолжительная стабильность, и наоборот, сильный всплеск творчества нередко может вызвать посттравматический стресс либо положительный стресс (например, переживание эйфории влюбленности). В рамках рассматриваемых методов можно предложить такие методы воздействия, как, например, резкая смена обстановки, окружения, сферы деятельности (известно, что ученые, поэты, художники зачастую именно этим способом преодолевали свой кризис творчества).



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: