Уровни мышления в логике. Развитие логического мышления

Мышление – высший этап познания человека. В его основе лежат постоянные изменения представлений и понятий. Оно дает возможность получать такие знания, которые не являются непосредственной информацией, получаемой с помощью первой сигнальной системы. В клинической психологии мышление относится к высшим психическим функциям – самым сложноорганизованным психическим процессам.

Особенности мышления являются предметом разных научных разделов. Так, к примеру, психофизиологические механизмы составляют основу общей и возрастной психологии, физиологии высшей нервной деятельности, а формы мышления и законы, по которым протекает процесс, являются предметом изучения в логике (хотя затрагиваются и в разделах психологии).

Понятие

Понятие как форма мышления позволяет познавать суть предметов и явлений, устанавливать связи между ними, определять отношения объектов по отношению друг к другу, обобщать признаки.

Оно существует в виде слов, которые могут обозначать что-то единичное (один предмет – «Марс», «Тихий океан»), общее («Здание», «Человек»), конкретное («Стол», «Ложка»), абстрактное («Милосердие», «Вечность»). Важно понимать, что понятие отражает существенные свойства предметов, объектов, явлений.

Примеры подобного: треугольник можно отличить от других геометрических фигур по наличию у него трех углов (хотя у него есть и другие признаки – длина, площадь и т. д.), а животное обладает такими признаками, по которым его можно отличить от человека или растений.

Понятие как форма мышления общего характера является результатом процесса уяснения общих свойств на основе единичных предметов . Это происходит благодаря приобретению новых знаний. Формирование понятий – это всегда движение к общему от частного. Такой процесс носит название «обобщение», и оно является предметом изучения в некоторых отделах психологии (общей, возрастной, клинической).

В основе процесса усвоения понятий лежит практический опыт – если происходит его нехватка, понятия могут принимать искаженный вид, сужаться или расширяться. Это часто происходит у детей дошкольного и в некоторой степени младшего школьного возраста. К примеру, насекомые для них не являются животными, а паук – это как раз насекомое. Нарушение усвоения понятий у взрослых – это характерный признак сниженного интеллекта (умственной отсталости).

Понятие как форма мышления не идентично восприятию и представлениям памяти: оно обладает абстрактным и обобщенным характером.

Суждение

Суждение как форма мышления предполагает подтверждение или отрицание какого-то факта, события, свойства, особенности, связи. Проявляется оно во фразах, но нужно помнить, что не каждая фраза является суждением. Так, междометие или односложное предложение не относится к этой форме мышления (примеры: «Ой!», «Как же так?»).

Предложения, как правило, имеют повествовательный характер: «Земля вращается вокруг Солнца».

Суждение может быть истинным или ложным, что определяется логикой. Первое предполагает наличие одного субъекта с характеристиками или сравнение двух субъектов.

При разделении простого суждения слова перестают нести смысловую нагрузку. Пример: «Мышь меньше кошки». Если это предложение разделить на два, смысл теряется.

Суждения сложные представляют собой различные комбинации, которые состоят из сложного и простого, двух сложных или двух простых суждений. Примеры: «Если пройдет град, растения могут пострадать». Здесь «растения могут пострадать» выступает в качестве простого суждения.

Суждение как форма мышления сложного характера невозможно без грамматических связок («но», «или», «и», «если так, то…», «когда…, то…» и т. д.).

Необходимо различать суждение и другие логические формы мышления: понятие выражается словом, а умозаключение выводом .

Эта форма мышления также может быть:

  • утвердительной («Ботаника – наука о растениях», «Тигр является хищником»);
  • отрицательной («Это предложение построено неправильно», «В российских городах не гуляют медведи на улицах»).

Существует и другая классификация. Общее суждение предполагает утверждение (отрицание), которое относится к явлениям, субъектам, объединенных с помощью общего понятия («Все здоровые кошки имеют четыре лапы»). Частное подразумевает часть предметов, субъектов, явлений, которые объединены понятием («Какие-то поэты являются графоманами»). В единичном суждении выражено индивидуальное свойство («Ф.М. Достоевский – автор «Преступления и наказания»»).

По сути суждение открывает содержание понятия (или нескольких) – поэтому для высказывания необходимо знать содержание всех используемых понятий.

Умозаключение

Умозаключения как форма мышления образуется при помощи нескольких суждений. Таким образом, имеющаяся информация дает возможность получать новые знания.

Эта форма мышления относится к высшим, так как соединяет в себе понятия и суждения.

Умозаключение может быть правильным или неправильным . Когда говорят об этом свойстве, то имеют в виду теоретическую возможность проверки, так как правильность вывода – это субъективное явление, которое может проверяться в течение продолжительного времени посредством экспериментов и логических рассуждений.

Между суждением и умозаключением существует тесная связь, так как без первого невозможно второе. Умозаключения бывают:

  • дедуктивными, являющимися результатом процесса мыслерассуждения от общего к частному;
  • индуктивными – обобщение происходит от частного к общему;
  • построенными на аналогии, которая использует свойство явлений и объектов, имеющих схожие признаки.

Взаимодействующие между собой понятие, суждение и умозаключение формируют картину человеческого сознания, восприятия и являются основой для развития интеллекта.

Яркий пример умозаключения – это доказательство геометрических теорем.

Итак, основные формы мышления – три составляющие, без которых невозможен мыслительный процесс. Именно благодаря им мозг человека способен анализировать и синтезировать, выстраивать логические связи, что в результате приводит к интеллектуальному развитию. Изучение этих особенностей мышления относится к основным разделам логики, а также к некоторым отделам психологии.

Понятие – это форма мышления, с помощью которой познается сущность предметов и явлений действительности в их важных связях в отношениях, обобщаются их важные признаки.

Важные признаки – это такие признаки, которые принадлежат объектам при любых условиях, выражают их природу, сущность, отличают эти объекты от других объектов, то есть это их важнейшие свойства, без которых они не могут существовать.

Понятие всегда существует и обнаруживается в слове, через слово оно сообщается другим людям. С помощью языка получаются системы понятий, которые составляют разные области наук.

Понятия делятся на общие и единичные. Те понятия, которые отображают важные признаки единичных объектов, называются единичными (“страна,””город”, “писатель”, “ученый”). Понятия, которые отображают признаки целых классов предметов, есть общими (“элемент”, “оружие” и т.п.).

Понятия разделяют на конкретные и абстрактные. В конкретных понятиях отображаются определенные предметы, явления. В абстрактных понятиях отображаются важные признаки и свойства отделенные от самых объектов.

Суждение – форма мысленного отображения объективной действительности, которая состоит в том, что мы утверждаем наличие или отсутствие признаков, свойств или отношений в определенных объектах.

Суждение – это акт мышления, которое отображает связи, отношение вещей, а предложение – это грамматическое соединение слов, которое проявляет и фиксирует это отображение.

Каждое суждение выражается в предложении, но не каждое предложение есть суждением. Субъектом есть предмет суждения, о котором идется и что отображается в нашем сознании. Предикат – это отображения тех отношений, признаков, свойств, которые мы утверждаем. Например: “Все металлы при нагревании расширяются”, где “все металлы” – это субъект, а “при нагревании расширяются” – предикат..

Суждение является истинным, если оно правильно отображает отношения, которые существуют в объективной реальности. Истинность суждения проверяется практикой.

Умозаключением называется такая форма мышления, в которой мы из одного или нескольких суждений выводим новое.

В умозаключении через уже имеющиеся у нас знания мы приобретаем новые. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные или по аналогии.

Индуктивное умозаключение – это суждения, в котором на основании конкретного, частичного делается обобщение (например: “Серебро, железо, медь – металлы; серебро, железо, медь при нагревании расширяются: итак, металлы при нагревании расширяются”).

Дедуктивное умозаключение – это суждения, в котором на основании общего приобретаются знание про частичное, конкретное (например: “Все металлы при нагревании расширяются; серебро – металл: итак, серебро при нагревании расширяется”).

Умозаключение по аналогии выводится на похожести отдельных важных признаков объектов, и на этом основании делается вывод о возможной схожести этих объектов за другими признаками.

Исследование мышления

Важное значение при исследовании мышления имеют характеристики за темпом (скоростью) протекания умственных процессов. Различают ускоренный, замедленный исредний темп мышления. Для изучения процессов абстрагирования испытуемому предлагают объяснить содержание поговорок, пословиц, метафор, передать содержание прочитанного ранее текста.

Понятийное мышление исследуется с помощью наборов предметов или изображений, предложенных для их классификации, объяснение назначения (например, транспорт, мебель и др.). Проводится анализ соотношений понятий (прибавление 4,6), при котором оценивается умение устанавливать и обобщать соотношения между понятиями. При этом обнаруживается способность к суждениям и умозаключениям.

При исследовании интеллекта испытуемому задают вопросы, направленные на выяснение его знаний в области истории, географии, литературы, политической жизни и др. Для исследования мышления используются методики Бине-Симон, Векслера и др., по результатам которых определяется так называемый интеллектуальный коэффициент. Этот коэффициент указывает в цифрах уровень интеллектуального развития.

Мышление человека, качественно отличающееся от зачатков мышления животного, появилось вместе с речью. Слово дало возможность отделить признак от познаваемого предмета и оперировать отвлеченным понятием. Хотя существуют мыслительные акты вне речи (например, интуитивные звенья мышления) и речевые фрагменты, не сопровождающиеся мышлением (например, речевые штампы или бред больного человека), основополагающим является тезис о единстве мышления и речи. Не случайно JI. С. Выготский говорил о «единстве общения и обобщения».

Возникающие в жизни проблемы мы осознаем и формулируем, т. е. выражаем их в устной или письменной речи. В рассуждениях мы проверяем наши гипотезы. Наконец, в устной или письменной речи интерпретируются результаты проверки предположений и формулируются выводы. Там, где нужны точные формулировки, особенно важна письменная речь.

Интеллект - это, прежде всего, основа целеполагания, планирования ресурсов и построение стратегии достижения цели. Есть основания полагать, что зачатками интеллекта обладают животные, и уже на этом уровне их интеллект посредством механизмов целеполагания и достижения целей влиял и влияет на эволюцию животных.

Влияние интеллекта выходит за пределы жизни одного человека. Развитие интеллекта у человека выделило его из животных и стало началом развития общества, а затем и человеческой цивилизации.

Интеллект как способность обычно реализуется при помощи других способностей. Таких как: способности познавать, обучаться, мыслить логически, систематизировать информацию путем её анализа, определять её применимость (классифицировать), находить в ней связи, закономерности и отличия, ассоциировать её с подобной и т. д.

К параметрам, формирующим отличительные особенности интеллектуальной системы человека относят:

    объём рабочей памяти, способность к прогнозированию, бескорыстной помощи, орудийной деятельности, логике,

    многоуровневую (6 слоев нейронов) иерархию системного отбора ценной информации,

    сознание,

Воображение - это процесс создания человеком из материала предыдущего опыта образов объектов, которых он никогда не воспринимал.

К созданию новых образов человека понуждают разнообразные потребности, которые постоянно порождают деятельность, развитие знаний, усложнение условий жизни, необходимость прогнозировать будущее.

Создание образов воображения всегда связано с определенным отрывом от реальности, выходом за ее пределы. Это значительно расширяет познавательные возможности человека, обеспечивая способность предвидения и творения нового мира как среды своего бытия. Деятельность воображения тесно связана с мышлением.

Процесс создания образов воображения

Наиболее элементарной формой синтеза новых образов является агглютинация (от латинского aglutinare - “склеивание”). Это создание образа путем сочетания качеств, свойств или частей, взятых из разных предметов. Агглютинациями являются, например, сказочные образы русалки - наполовину женщины, наполовину рыбы, кентавра - наполовину мужчины, и наполовину коня, в техническом творчестве - троллейбуса - соединения черт трамвая и автомобиля, танка-амфибии, объединяющего качества танка и лодки, и т.п.

Приемом создания новых образов является аналогия . Суть этого приема состоит в том, что новый образ похож на реально существующий предмет, но в нем проектируется принципиально новая модель явления или факта.

Новые образы могут создаваться при помощи акцентирования . Этот прием состоит в умышленном усилении в предмете определенных признаков, которые становятся доминирующими на фоне других. Рисуя дружеский шарж или карикатуру, художник находит в характере или внешности человека что-то неповторимое, свойственное только ему и делает ударение на этом, используя средства художественного выражения.

Создание новых образов может быть достигнуто путем преувеличения (или уменьшения) характеристик предмета. Этот прием широко используется в сказках, народном творчестве, когда герои наделяются сверхъестественной силой (Супермен) и совершают подвиги.

Виды воображения

В зависимости от участия воли в деятельности, воображение делят на непроизвольное и произвольное. Непроизвольное - это такое воображение, когда в основе создания новых образов не лежит специальная цель. Потребность в непроизвольном создании образов постоянно актуализируется разными видами деятельности, в которые включается человек.

Примером непроизвольного возникновения образов воображения являются сновидения. В состоянии сна, когда сознательный контроль психической деятельности отсутствует, следы от впечатлений, которые сохраняются, легко растормаживаются и могут создавать неестественные и неопределенные сочетания.

Процесс воображения может быть произвольным , когда он направляется специальной целью создать образ определенного предмета, возможной ситуации, вообразить или предусмотреть сценарий развития событий. Включение произвольного воображения в процесс познания обусловлено потребностью сознательной регуляции построения образа в соответствии с заданием и характером выполняемой деятельности. Произвольное создание образов имеет место, главным образом, в творческой деятельности человека.

В зависимости от характера деятельности человека его воображение разделяют на творческое и репродуктивное.

Воображение, которое включается в творческую деятельность и помогает человеку создавать новые оригинальные образы, называется творческим .

Воображение, которое включается в процесс освоения того, что уже создали и описали другие люди, называется воспроизводящим или репродуктивным .

В зависимости от содержания деятельности, воображение подразделяется на техническое, научное, художественное и другие его виды, связанные с характером работы человека.

Источники информации.

Основная литература:

    Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 2001.

    Введение в психологию / Под общ. ред. проф. Петровского А.В. – М., Изд. Центр “Академия”, 1996.

    Крутецкий А.В. Психология. – М., Просвещение, 1986.

    Максименко С.Д. Общая психология. – М.- К., 2004.

    Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2002.

    Психические состояния / Сост. и ред. Л.В. Куликова. – СПб., 2001.

    Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 2001.

    Психология ощущений и восприятия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 2002.

    Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 2002.

    Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 2002.

    Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 2002.

    Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., Педагогика, 1989.

Дополнительная литература:

    Бондарчук Е.И., Бондарчук Л.И. Основы психологии и педагогики: Курс лекций. – К., МАУП, 1999.

    Головаха Е.И., Панина Н.В. Психология человеческого взаимопонимания. – К., 1989.

    Джини Г. Скотт. Конфликты. Пути их решения. – К., 1991.

    Климов Е. Общая психология. Общеобразовательный курс. – М.,1999.

    Климов Е. Основы психологии. Практикум. Уч. пособие. – М., 1999.

    Клиническая психология / Сост. и ред. Н.В. Тарабриной. – СПб, 2002.

    Межличностное общение / Сост. и общ. ред. Н.В.Казариновой. – СПб., 2001.

    Основы психологии: в помощь студентам-иностранцам: в 2-х ч., Ч.2. Практикум. /сост. Лазуренко Е.А. – К., 2005.

    Практикум по общей психологии / Под ред. Щербакова А.И. – М., Просвещение, 1990.

    Практикум по общей и медицинской психологии / Под общ. ред. проф. В.П. Блохиной. – Киев, 1990 г.

    Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. – СПб., 2003.

    Психология (словарь) /Под ред. Петровского, Ярошевского. – М., 1990.

    Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров./ Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 1997.

    Психология человека от рождения до смерти./ Под ред. А.А. Реана. – СПб., 2002.

    Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 1997.

    Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1985.

Утверждено на заседании кафедры

«____»_____________ 201__г. Протокол № ________

Физиологические механизмы мышления.

Физиологическим процессом мышления является сложная аналитико- синтетическая деятельность коры больших полушарий головного мозга. Для процесса мышления прежде всего имеют значения те временный связи (ассоциации), которые образуются между мозговыми центрами анализаторов. Поскольку деятельность отдельных участков коры всегда детерминируется внешними раздражителями, образующиеся при этом нервные связи отражают действительную связь вещей и явлений. Эти закономерности вызываемые внешними раздражителями связи и составляют физиологическую основу процесса мышления. Мышление ничего другого не представляет, как ассоциации, сначала элементарные, состоящие в связи с внешними предметами, а потом цепи ассоциаций. Значит, каждая маленькая первая ассоциация – это и есть момент рождения мысли.

Мышление опирается не только на первоначальные связи. В процессе мышления принимают участие нервные процессы в речевых центрах коры.

Речь, будучи непосредственно связанной с мышлением, позволяет отразить основные взаимосвязи и взаимообусловленность явлений, потому что слова являются не простыми сигналами, а обобщенными символами.

На основе философских предельно общих принципов теории познания человеческое мышление изучается двумя взаимодополняющими, конкретными, частными науками – формальной логикой и психологией.

Логика изучает логические формы мышления – понятия, суждения и умозаключения.

Понятие есть мысль, в которой отображаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Например, в понятие “человек” входят такие весьма существенные признаки, как трудовая деятельность, производство орудий труда, членораздельная речь. Все эти необходимые важнейшие свойства отличают людей от животных.

Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда вырыжаются в словесной форме – устной или письменной, вслух или про себя. Суждение – это отражение –связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Например, суждение “Металлы при нагревании расширяются” выражает связь между изменениями температуры и объемом металлов. Устанавливая таким образом различные связи и отношения между понятиями, суждения являются высказыванием чего-то о чем-то. Они утверждают или отрицают какие-либо отношения между предметам, событиями, явлениями действительности. Например, когда мы говорим: “Земля вращается вокруг Солнца”, мы тем самым утверждаем наличие определенной объективной связи в пространстве между двумя небесными телами.

В зависимости от того, как суждения отражают объективную действительность, они являются истинными или ложными. Истинное суждение выражает такую связь предметами и их свойствами, которая существует в действительности. Истинным является, например, высказывание: “Киев – столица Украины”. Ложное суждение, наоборот, выражает такую связь между объективными явлениями, которая в действительности не существует, например: “Сумма внутренних углов треугольника в геометрии Евклида не равна двум прямым”.


Суждения бывают общими, частными, единичными. В общих суждениях что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех предметов данной группы, данного класса, например: “Все рыбы дышат жабрами”. В частных суждениях утверждение или отрицание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым предметам, например: “Некоторые студенты – отличники”; в единичных суждениях – только к одному, например: ”Этот ученик плохо выучил урок”.

Суждения образуются двумя основными способами: 1) непосредственно, когда в выражают то, что воспринимается; 2) опосредствованно – путем умозаключений или рассуждений. В первом случае мы видим, например, стол коричневого цвета и высказываем простейшее суждение: “Этот стол коричневый”. Во втором случае с помощью рассуждения из одних суждений выводят, получают другие (или другое) суждение. Например, Д.И. Менде-

леев на основании открытого им периодического закона чисто теоретически, лишь с помощью умозаключений вывел и предсказал некоторые свойства еще неизвестных в его время химических элементов. Когда впоследствии эти элементы были открыты и исследованы, то оказалось, что многие теоретически выведенные предсказания (суждения)

Д.И. Менделеева подтвердились.

В такой умозаключающей, рассуждающей (и, в частности, предсказывающей) работе мышления наиболее отчетливо проявляется его опосредствованный характер. Умозаключение, рассуждение – это и есть основная форма опосредствованного познания действительности. Например, если известно, что “все сланцы горючи” (первое суждение) и что “данное вещество является сланцем” (второе суждение), то сразу можно умозаключить, т.е. сделать вывод, что “данное вещество горюче” (третье суждение выведенное из первых двух); причем уже не требуется специально прибегать к непосредственной опытной, эмпирической проверке этого вывода. Следовательно, умозаключение – это такая связь между мыслями (понятиями, суждениями), в результате которой из одного или нескольких суждений мы получаем другое суждение, извлекая его из содержания исходных суждений. Исходные суждения, из которых выводится, извлекается другое суждение, называется посылками умозаключения. В приведенном выше примере посылками будут следующие суждения: ”Все сланцы горючи” (общая, или большая, посылка), “Данное вещество является сланцем” (частная, или меньшая, посылка).

Вывод, получаемый в ходе умозаключения из этих двух посылок, большей и меньшей, называется заключением (“Данное вещество горюче”).

Различают умозаключения двух основных видов: 1) индуктивные (индукция) и 2) дедуктивные (дедукция).

Индукция есть умозаключения от частных случаев, примеров и т.д. (т.е. от частных суждений) к общему положению (к общему суждению).

Например, после того как установлено, что электропроводностью обладают и железо, и медь, и алюминий, и платина, и т.д., становится возможным обобщить все эти частные, отдельные, единичные факты в общем суждении: “Все металлы электропроводны”.

Дедукция, наоборот, есть умозаключение от общего положения (суждения) к частному случаю, факту, примеру, явлению. Одним из распространенных видов дедуктивного умозаключения является силлогизм. Примером силлогизма может служить следующее рассуждение: “Все металлы электропроводны. Олово – металл. Следовательно, олово – электропроводно”.

С помощью такой силлогистической дедуктивной формулы из двух посылок (общей и частной) выводится суждение об электропроводности олова.

Силлогизм – это простейшая и вместе с тем очень типичная логическая форма мышления. На основе подобных способов и формул рассуждения можно сопоставлять друг с другом те или иные понятия и суждения, которыми пользуется человек в ходе своей мыслительной деятельности. По мере такого сопоставления осуществляется проверка всех основных мыслей, возникающих в процессе обдумывания постепенно решаемой задачи. Истинность, правильность каждой мысли становится тогда строго обоснованной и доказательной. По существу, весь процесс доказательства

(например, математической теоремы) строится в конечном итоге как цепь силлогизмов, соотносящих друг с другом различные суждения, понятия и т.д.

Таким образом, силлогизм и все остальные логические формы дедукции и индукции совершенно необходимы для нормального протекания мыслитель-

ной деятельности. Благодаря им всякое мышление становится доказательным, убедительным, непротиворечивым и, значит, правильно отражает объективную действительность. Поэтому формальная логика, специально исследующая такие формы мышления, как понятие, суждение и умозаключение, тем самым изучает весьма существенные закономерности мыслительной деятельности.

Закономерности, изучаемые формальной логикой, хотя и необходимы, но совершенно недостаточны для полного, глубокого, всестороннего объяснения человеческого мышления.

Предмет формальной логики – это не все мышление, а только одна его сторона, хотя, как мы видели, и весьма существенная (логические формы мышления). Формальная логика исследует как бы готовые, имеющиеся, уже возникшие мысли – понятия, суждения и т.д. – и устанавливает определенные соотношения (формулы) между ними. Силлогизм и является одними из примеров такого соотношения или такой формулы. Тем самым формальная логика отвлекается, абстрагируется от непосредственных условий возникновения и развития этих мыслей – понятий, суждений, умозаключений.

1. Предмет логики. Основные логические формы.

Логика происходит от греч. logos, что одновременно означает речь, слово, высказывание, понятие. Основатель логики Аристотель чаще всего употреблял термин "логос" в смысле "определения" или "разумности вообще".

Итак, в современном понимании, логика - это наука о законах и формах правильного мышления.

Форма мышления - это способ связи элементов мысли. Основные формы мышления (логические формы): понятие, суждение, умозаключение.

Понятие является исходной, самой простой формой мысли, отражая общие существенные признаки предметов.

Суждение - это форма мышления, в которой утверждается или отрицается связь между предметом и его признаком. Обладает свойством выражать либо истину (соответствие действительности), либо ложь.

Умозаключение - самая сложная форма мысли, представляет собой получение нового суждения (вывода) из данных суждений (посылок).

Логика, как отдельная наука впервые была систематически изложена древнегреческим философом Аристотелем (384 - 322 гг. до н. э.). Аристотель сформулировал основные законы правильного мышления: закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего. Позднее был сформулирован четвертый закон - закон достаточного основания. Разработка логики во многом была обусловлена общественной потребностью. Гражданин античного полиса активно участвовал в общественной жизни. Свободнорожденный мужчина, хотя бы раз в жизни должен был занимать важный государственный пост. Это требовало определенной подготовки. Поэтому высоко ценились так называемы "учителя мудрости" - софисты. Они учили грамоте, красноречию, искусству спора и т. д., однако со временем стали изобретать приемы одурачивания собеседника. Такие недобросовестные приемы получили название "софизмов", а слово "софист" приобрело негативный смысл.

Вот примеры некоторых софизмов, ставших классическими:

"То, что ты не потерял, то у тебя есть. Ты не терял рогов. Значит, они у тебя есть (ты рогат)";
"Сидящий встал. Кто встал, тот стоит. Значит, сидящий стоит";
"Я - человек. Вы не я. Значит, вы не человек";
"Лекарство для больного - это добро. Чем больше добра тем лучше. Значит чем больше ты дашь лекарства больному, тем лучше".

А вот вопросы софистского толка:

"Перестал ли ты бить свою мать?";
"Давно ли ты вышел из тюрьмы?" и т. п.

Очевидно, что любой ответ на такой вопрос вас не устроит.Ввязываясь, например, в такой спор, "спорим, что я трактор поднимал?" вы заранее обрекает себя на проигрыш ("поднимал, но не поднял" или "поднимал, но игрушечный"). Так же как отвечая на такие вопросы:

"- Знаете ли вы, о чем я хочу вас сейчас спросить?- Нет, не знаем.- Неужели вы не знаете, что лгать - нехорошо?- Знаем.- Но именно об этом я и собирался вас спросить, а вы ответили, что не знаете. Выходит вы знаете то, чего не знаете!"

Двусмысленность многих языковых выражений, скрытые утверждения в вопросах, все это позволяет софизму выглядеть убедительным для неподготовленного человека. Умение пользоваться софизмами предполагает знание основ логики.

Именно как средство защиты от софистики и лжи логика и была задумана Аристотелем. В дальнейшем значительный вклад в разработку логики внесли средневековые схоласты (ввели латинскую терминологию). Английский философ Ф. Бэкон (1561-1626) заложил основы учения об индуктивных умозаключениях. Немецкий философ Лейбниц (1646-1716) сформулировал закон достаточного основания. В середине XIX в. возникла математическая (символическая) логика. С тех пор аристотелевская логика стала называться традиционной (формальной) логикой.

2. Законы логики.

Название закона

Символическая запись

Логическая ошибка

I. Закон тождества

Всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе (объем и содержание мыслей должны быть уточнены и оставаться неизменными до конца рассуждения).

Требует от мышления точности, ясности, определенности, адекватности, однозначности.

В классической логике: А есть А; А=А, где под А понимается любая мысль.

В символической логике: р→р, читается:если р, то р; где р - любое высказывание

Ошибка "подмены понятия".
Причины ошибки:
а) логическая - отсутствие логической культуры, нетребовательность к точности мысли
б) лингвистическая - омонимичность языка
в) психологическая - ассоциативность мышления

II.Закон непротиворечия

Два противоречивых или противоположных суждения не могут быть одновременно истинными.
Значит, одно из них обязательно будет ложным (они могут быть одновременно ложными).

Требует от мышления непротиворечивости и применим как к контрарным, так и к контрадикторным формам мысли

В классической логике: не может быть одновременноА и не-А, А и В.

В символической логике:
¬(рΛ¬р)
читается: неверно, что р и не-р

Ошибка "противоречивости в рассуждении".
В случае ошибки допускается следствие:(pΛ¬р)→q, читается: если р и не-р, то q, что означает: "из лжи следует все что угодно"

III. Закон
исключенного третьего

Два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными, одно из них всегда истинно (а другое ложно).

Требует от мышления последовательности, завершенного рассуждения

В классической логике: А либо не-А.

В символической логике: pv ¬p, читается: либо р, либо не-р

Ошибка "непоследовательности в рассуждении".
Довести рассуждение до логического конца означает установить, какое из противоречивых суждений истинно, а какое ложно

IV. Закон
достаточного основания

Всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание.

Требует от мышления обоснованности, доказательности, аргументированности рассуждения

Символической записи не имеет, т. к. допускает разные формы обоснования Ошибка "бездоказательного рассуждения", "декларативности", "необоснованности, неаргументированного рассуждения"

3. Значение логики.

Достижения формальной логики применяются в юриспруденции, психологии, лингвистике, теории управления, педагогике и др. науках. Некоторые разделы логики являются теоретической основой математики, теории информации, кибернетики.

При изучении логики развиваются:

  1. точное мышление и ясная речь;
  2. умение убеждать и обосновывать свои идеи;
  3. умение спорить;
  4. привычка анализировать свои и чужие рассуждения, что помогает нам справиться с софистикой и ложью.

Но все же главное значение логики в том, что она приучает думать и усиливает мыслительные способности человека.

Следователь – следователь прокуратуры

Конституция – закон

Общество – человек

Стихотворный размер – Стихотворный размер ямб

6. Три примера дедуктивных умозаключений:

Если день солнечный, то сосновый лес пахнет смолой.
День - солнечный.
____________________
Следовательно, сосновый лес пахнет смолой.

2. Все звезды излучают энергию

Солнце – это звезда.

_________________________________________________
Следовательно, Солнце излучает энергию.

3. Если решение суда обжаловано в апелляционном порядке, то оно еще не вступило в законную силу.
Решение суда обжаловано в апелляционном порядке.
_____________________________________________
Следовательно, оно еще не вступило в законную силу.

Мышление - это процесс опосредованного и обобщенного от­ражения, установления существующих связей и отношений между предметами и явлениями действительности.

Мышление - познавательный процесс более высокого уровня по сравнению с непосредственным чувственным отражением дей­ствительности в ощущениях, восприятиях, представлениях. Чув­ственное познание дает лишь внешнюю картину мира, мышление же приводит к познанию законов природы и общественной жизни.

Мышление выполняет регулирующую, познавательную и ком­муникативную функцию, т. е. функцию общения. И здесь особое зна­чение приобретает выражение его в речи. Передаются ли мысли в устной или письменной форме в процессе общения людей, пишется ли научная книга или произведение художественной литературы - всюду мысль должна быть оформлена словами так, чтобы ее по­няли другие люди.

Чувственное отражение и мышление - единый процесс позна­ния человеком окружающей действительности. Источником позна­ния служит практика. Начинается все с ощущений и восприятий, т. е. с живого созерцания. Никакими другими путями нельзя получить знания о различных предметах и явлениях, о свойствах вещей, о различных формах движения материи. Только потом чувственное познание восходит к мысленному - абстрактному, логическому. Но даже на уровне абстрактного мышления сохраняется его связь с чувственными образами ощущений, восприятий и представлений.

Такое отвлеченное и обобщенное познание позволяет понять мир полнее и глубже. Истинность же такого познания проверяется прак­тикой. Здесь она уже выступает как критерий правильности чело­веческого познания, человеческого мышления. Единство чувствен­ного отражения и мышления позволяет сопоставить прошлое и на­стоящее, предвидеть и проектировать будущее. Это относится не только к окружающему миру вещей, явлений, других людей, но и к самому человеку, позволяет ему «учиться властвовать собой».

Как все психические явления, мышление является продуктом рефлекторной деятельности мозга. Единство чувственного и логического в мышлении основывается на сложном взаимодействии коры и подкорковых образований мозга.

Мышление - всегда решение какой-то задачи, поиск ответа на возникший вопрос, поиск выхода из сложившейся ситуации. При этом ни решения, ни ответа, ни выхода нельзя усмотреть, только воспринимая действительность.

Мышление - это не только опосредованное, но и обобщенное отражение действительности. Обобщенность его заключается в том, что для каждой группы однородных предметов и явлений вычле­няются общие и существенные признаки, их характеризующие. В результате формируется знание об этом предмете вообще: стол во­обще, стул вообще, дерево вообще и т. д. Существенными призна­ками «человека вообще», например, служат такие общие призна­ки: человек - это существо общественное, трудящееся, обладаю­щее речью. Чтобы выделить эти общие и существенные признаки, нужно отвлечься, абстрагироваться от частных, несущественных признаков, таких, как пол, возраст, раса и др.

Различают наглядно-действенное, наглядно-образное и словес­но-логическое мышление.

Наглядно-действенное мышление . Его называют еще практи­чески действенным или просто практическим мышлением. Оно про­текает непосредственно в процессе практической деятельности людей и связано с решением практических задач: производствен­ных, организации учебного процесса. Этот вид мышления являет­ся, можно сказать, основным на протяжении всей жизни человека

Наглядно-образное мышление. Этот вид мышления связан с решением мыслительных задач, основанных на образном материа­ле. Здесь имеет место оперирование самыми разнообразными, но больше всего зрительными и слуховыми образами. Наглядно-образ­ное мышление тесно связано с практическим мышлением.

Словесно-логическое мышление. Его называют еще отвлеченным или теоретическим. Оно имеет форму отвлеченных понятий и сужде­ний и связано с оперированием философскими, математическими, физическими и другими понятиями и суждениями. Это самый высо­кий уровень мышления, позволяющий проникать в сущность явлений, устанавливать законы развития природы, общественной жизни.

Все виды мышления тесно взаимосвязаны. Однако у разных людей тот или иной вид занимает ведущее положение. Какой имен­но, определяется условиями и требованиями деятельности. Скажем, у физика-теоретика или у философа - словесно-логическое мыш­ление, у художника - наглядно-образное.

Взаимосвязь видов мышления характеризуется также их взаимопереходами. Они зависят от задач деятельности, требующих то одного, то другого, а то и совместного проявления видов мышления.

Основные логические формы мышления - понятие, суждение, умозаклю­чение.

Понятие - это выраженная в слове мысль об общих и существен­ных признаках предметов и явлений действительности. Этим оно отличается от представлений, которые только показывают их образы. Понятия формируются в процессе исторического развития человече­ства. Поэтому содержание их приобретает характер всеобщности. Это значит, что при различном обозначении одного и того же понятия сло­вами в различных языках сущность остается одной и той же.

Усваиваются понятия в процессе индивидуальной жизни чело­века по мере обогащения его знаниями. Умение мыслить - всегда связано с умением оперировать понятиями, оперировать знаниями.

Суждение - форма мышления, в которой высказывается утвер­ждение или отрицание тех или иных связей и отношений между пред­метами, явлениями и событиями. Суждения могут быть общими (на­пример, «все растения имеют корни»), частными, одиночными.

Умозаключение - форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, так или иначе завершающее мыслительный процесс. Различают два основных вида умозаключений: индуктивное (индукция) и дедуктивное (де­дукция).

Индуктивным называется умозаключение от частных случаев, от частных суждений к общему. Например: «когда Ивановой испол­нилось 14 лет, она получила паспорт гражданки России», «когда Рыбникову исполнилось 14 лет, он получил паспорт гражданина России» и т. д. Следовательно, «все россияне, достигшие 14-летнего возраста, получают паспорт гражданина России».

Существует еще умозаключение по аналогии. Оно обычно ис­пользуется для построения гипотез, т. е. предположений о возмож­ности тех или иных событий, явлений.

Процесс умозаключения, таким образом, представляет собой оперирование понятиями и суждениями, приводящее к тому или иному умозаключению.

Мыслительными операциями называются умственные дей­ствия, используемые в процессе мышления. Это анализ и синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация и классификация.

Анализ - мысленное расчленение целого на части, выделение отдельных признаков, свойств.

Синтез - мысленное соединение частей, признаков, свойств в единое целое, мысленное соединение предметов, явлений, событий в системы, комплексы и др.

Анализ и синтез взаимосвязаны друг с друго м. Ведущая же роль того или другого определяется задачами деятельности.

Сравнение - мыслительное установление сходства и различия между предметами и явлениями или их признаками.

Обобщение - мысленное объединение предметов или явлений на основе выделения при сравнении общих и существенных для них свойств и признаков.

Абстракция - мысленное отвлечение от каких-либо свойств или признаков предметов, явлений.

Конкретизация - мысленное выделение из общего того или иного частного конкретного свойства и признака.

Классификация - мысленное разъединение и последующее объединение предметов, явлений, событий в группы и подгруппы по определенным признакам.

Мыслительные операции, как правило, протекают не изолиро­ванно, а в различных сочетаниях.

Анализ и синтез образуют единство . В процессе анализа проис­ходит сравнение с целью выделения общих и различных признаков той или иной группы явлений, предметов.

Мышление, как известно, - обобщенное отражение действи­тельности . Процесс же выделения общих существенных признаков требует отвлечения, следовательно, в процесс анализа и синтеза включена и абстракция.

Мышление может быть образным - на уровне образов, воспри­ятий и представлений. Оно в какой-то мере существует и у высших животных. Человеческое же высшее мышление - мышление рече­вое. Язык, речь - материальная оболочка мысли. Только в речевой - устной или письменной форме мысль человека становится дос­тупной другим.

Индивидуальные особенности мышления проявляются в раз­личных свойствах умственной деятельности. Они складываются в процессе жизни и деятельности и в значительной мере определя­ются условиями обучения и воспитания. Имеют значение и типоло­гические особенности высшей нервной деятельности.

К числу особенностей мышления относятся широта и глубина ума, последовательность, гибкость, самостоятельность и критич­ность мышления.

Широта ума характеризуется разносторонностью знаний, уме­нием творчески мыслить, способностью к широким обобщениям, умением связывать теорию с практикой.

Глубина ума - это умение выделить сложный вопрос, вникнуть в его сущность, отделить главное от второстепенного, предвидеть пути и следствия его решения, рассмотреть явление всесторонне, понять его во всех связях и отношениях.

Последовательность мышления выражается в умении устанав­ливать логический порядок в решении различных вопросов.

Гибкость мышления -это умение быстро оценивать ситуацию, быстро обдумывать и принимать необходимые решения, легко пе­реключаться с одного способа действия на другой.

Самостоятельность мышления выражается в умении поста­вить новый вопрос, найти ответ на него, принимать решения и дей­ствовать не шаблонно, не поддаваясь внушающему постороннему влиянию.

Критичность мышления характеризуется умением не считать верной первую пришедшую в голову мысль, подвергать критичес­кому рассмотрению предложения и суждения других, принимать необходимые решения, только взвесив все «за» и «против».

Перечисленные особенности мышления у разных людей соче­таются по-разному и выражены в различной степени. Это и харак­теризует индивидуальные особенности их мышления.

Условия развития мышления в учебном процессе.

При исследовании развития мышления ребенка всегда необходимо учитывать основное различие между условиями филогенетического и онтогенетического развития. По линии филогенетического развития стимулом мышления, в основном, всегда выступали потребности, удовлетворение которых имело более или менее выраженное жизненное значение; здесь мышление возникло и развилось на основе серьезной деятельности - обслуживания и, особенно, труда. Что касается онтогенеза - особенно в пределах детского возраста, то тут положение дел иное. Детским возрастом называется тот период жизни человека, когда ему самому не приходится заботиться об удовлетворении своих основных потребностей - это делают другие, его воспитатели, взрослые. Человек перестает считаться ребенком только после того, когда он становится вынужден сам заботиться об удовлетворении своих жизненных потребностей, то есть собственными силами решать встающие перед ним задачи.

Поэтому в период детства импульсом развития мышления служит необходимость удовлетворения не жизненных потребностей, как это имеет место в филогенезе, а потребностей другой категории, в частности, потребностей развития. Развитие детского мышления происходит, в основном, на почве игры и учебы. Учет данного обстоятельства имеет не только большое теоретическое, но, возможно, еще большее практическое значение, поскольку при воспитании мышления знание того, откуда исходят импульсы мышления ребенка, безусловно имеет фундаментальное значение

Развитие мышления как деятельности протекает в общении, в действиях с предметами, в игре, на дидактических занятиях. Накопление опыта деятельности и его обобщение в форме разнообразных целевых способов действий с предметами, способов общения с людьми обеспечивает правильное развитие мышления ребенка и преобразование его из наглядно-действенного в раннем возрасте в наглядно-образное и понятийное в дошкольном и школьном возрасте.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: