Задания по теме наука. Наука. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию. Технические — изучают мир техники

Обществознание - это наука, изучающая социум и процессы, происходящие в нем. В своем арсенале обществознание имеет множество инструментов, относящихся к разным отраслям знаний. Все, что касается взаимодействия в обществе, тенденций развития человеческого коллектива, является объектом исследования данной учебной дисциплины.

Место обществознания в системе наук

«Обществознание - это наука, изучающая общество» - именно такое определение сформировалось в обывательском сознании, и отчасти оно верно, но все же не полностью отражает суть данной научной дисциплины. Чтобы разобраться, что же собой представляет данная отрасль знаний, для начала поговорим о науках вообще. Итак, наука как термин обозначает систему изучения окружающего мира.

Отрасли знаний с точки зрения исследуемого объекта можно разделить на несколько групп:

  1. Фундаментальные. Науки, являющиеся подспорьем и инструментом, основой для всех остальных. В эту группу входят не только непосредственно науки, как, например, математика, но и те их ответвления, которые являются базой - например, ядерная химия.
  2. Технические. Дисциплины, изучающие техносферу, а также вспомогательные для этого. К этой группе можно отнести архитектуру, кибернетику, информатику, системотехнику, механику и так далее.
  3. Гуманитарные. Науки, изучающие деятельность человека в тех или иных сферах. Литературоведение, искусствоведение, психология.
  4. Прикладные. Те из дисциплин, которые могут иметь непосредственное практическое применение в жизни человека.
  5. Общественные. Пласт наук, которые занимаются исследованием социальных процессов. К этой группе относятся науки, изучающие человека - обществознание, социология, а также дисциплины, изучающие деятельность общности людей: история, политология, экономика, юриспруденция.

Смежные науки

Итак, изучив классификацию наук вообще, мы подошли к вопросу о том, какие науки изучают обществознание. Для начала надо отметить, что гуманитарные дисциплины, которые часто отождествляют с общественными, не обязательно таковыми являются. Так, они исследуют творчество или деятельность отдельных личностей без их непосредственной связи с обществом.

Группа же общественных наук ориентирована именно на деятельность человека в контексте его взаимодействия с другими людьми. Ниже приведены науки, изучающие обществознание. Таблица содержит перечень дисциплин и описание объектов исследования.

Смежные с обществознанием дисциплины

Название дисциплины

Объект изучения

Экономика

Хозяйственная деятельность общества, законы производства, распределения, потребления, обмена

Социология

Закономерности функционирования социума, отношения и общности людей, социальные институты

Культурология

Достижения человечества в искусстве и духовной жизни

Политология

Политическая организация и жизнь социума

Жизнь и деятельность общества в прошлом

Таким образом, изучив таблицу, можно понять, какие науки изучают обществознание. Кроме вышеперечисленных, некоторые специалисты относят к этой группе также психологию, антропологию, философию и педагогику.

Останавливаясь на каждом аспекте человеческой деятельности и проанализировав общую картину, можно сделать вывод о фундаментальности и необходимости данной научной дисциплины.

Экономика как смежная с обществознанием наука

Описывая науки, помогающие изучать обществознание, первым делом стоит остановиться на дисциплине, которая имеет огромное прикладное значение, а в современном мире является одной из основополагающих. Это экономика. Каким же образом она коллаборирует с другими общественными науками, рассмотрим далее.

Как уже было сказано, обществознание - это наука, изучающая социум. Фундаментальной составляющей жизни общества является хозяйственная деятельность, без которой о других видах занятий думать просто не пришлось бы. Производство, распределение, обмен - все эти этапы подразумевают собой как составляющую непосредственно экономическую, так и человеческий фактор. И именно на стыке этих двух взаимосвязанных составных частей взаимоотношений в социуме и возникает потребность в комплексном их изучении. В таких случаях идет речь о появлении экономики в арсенале общественных наук, и дисциплина выступает инструментом исследования.

Социология - центральный элемент обществознания

Социология занимает чуть ли не центральное место в совокупности наук о человеческом коллективе. Дисциплина подробно рассматривает структуру общества, особенности взаимоотношений между людьми, тенденции социума.

Соединяя в себе качества фундаментальной и прикладной науки, социология, с одной стороны, изучает социальные явления, а с другой стороны, может их прогнозировать и таким образом на них влиять.

Научная дисциплина имеет несколько сложных дилемм, связанных с разнородностью подходов ученых к тем или иным вопросам. Так, например, неодинаково отношение ученых из разных школ социологии к вопросу о первоначальной среде общества: является ли она изначально конфликтной либо благоприятной. Именно в решении этого вопроса помогают другие общественные дисциплины. Обществознание - это наука, изучающая возможность применения прикладных знаний из одних отраслей знаний в иные.

Культурология

Со времен, когда первые люди начали объединяться в племена и жить общиной, они начали заниматься и первым творчеством. Удивительно, но наскальная живопись, находимая в наши дни в некоторых местах планеты, может многое сказать о людях того времени. Изобразительное искусство, устное народное творчество, вокал - все это было развито даже тысячи лет назад.

Каково оно - духовное достояние человечества, что оно в себе несет и что может подарить поколениям, которые будут после - вот что изучает культурология.

Обществознание - это наука, изучающая общество со всеми его гранями, и в западной систематике культурология является не самостоятельной дисциплиной, а лишь разделом обществознания. В отечественной же классификации принято выделять эту науку как самостоятельную, со своим предметом и методом изучения.

Политология в системе общественных наук

Политология представляет собой науку об отношениях власти и человека, о функционировании государственного института, о месте человека в этой структуре. Со времен образования первого аппарата управления необходимость в этой дисциплине стала понятна. Ее связь с обществознанием очевидна: государство есть лишь там, где существует общество, и вместе с тем сейчас не существует цивилизованного общества, в котором не было бы государства.

История

Важнейшая роль в системе наук, изучающих общество, отведена такой дисциплине, как история. Охватывая тысячи лет, ведя жизнеописание всех предшествующих поколений, она способна дать ответы на многие вопросы современности. Как развивались отдельные цивилизации, что было апогеем их эволюции и почему они пали - все это дает современному человеку возможность избежать тех же ошибок в будущем.

История показывает, как в те или иные времена взаимодействовали между собой человек и государство, государство и государство.

Обществознание как учебная дисциплина использует для изучения общества различные инструменты и методы. Будучи объединенной с другими общественными науками, данная отрасль знаний позволяет человеку стать на шаг ближе к познанию тайн социума.

Наука – сфера исследовательской деятельности, направленная на получение знаний о человеке, обществе и окружающем мире с помощью научных исследований. Объект науки – совокупность явлений, которые изучает наука. Предмет науки – это то, что интересует науку в конкретном объекте изучения.

Зачатки научной мысли можно встретить в истории древних цивилизаций, однако родиной науки принято считать Древнюю Грецию. В средние века наука развивалась очень медленно, так как зависела от религии. В XVII в. началась научная революция, во время которой произошло становление классической науки. Открытия Н. Коперника, И. Кеплера, Г. Галилея заложили основу механистической картины мира. С Ньютона начинает отсчет современная наука (ядерная физика, молекулярная биология).

В зависимости от объекта науки выделяют три основных раздела: естественные науки (физика, химия и др.); социальные науки (общественные науки): философские науки (философия). Также выделяют дополнительные разделы науки, которые находятся на стыке главных разделов, но не входят в них: технические науки, математика, психология, биология, правовые науки.

Функции науки: познание окружающего мира и человека, объяснение законов развития и устройства, формирование мировоззрения, прогнозирование развития и последствий явлений и процессов.

Методы науки – совокупность приемов исследования, применяемых в науке. В зависимости от разделов в науке применяют разные методы:

1) общенаучные методы применяют на отдельных стадиях научного познания, с их помощью определяют подход к изучению объектов в целом: наблюдение, анализ (разложение), синтез (объединение), дедукция (выведение), индукция (обобщение), историзм (хронология), функциональный метод (определение функций);

2) системно-логические методы охватывают все отрасли научного познания и используются всеми науками:

материализм использует теоретический метод познания и опирается на дедукцию и законы диалектики (нельзя ничего считать истинным, пока оно не станет ясным и простым; в изучении чего-либо начинать движение следует от простого к сложному; каждую проблему необходимо расчленять на частные задачи). Главный источник знаний в материализме – теория (мысли и понятия);

идеализм опирается на индуктивный метод (обобщение единичных фактов в общие положения). Главный источник знаний в идеализме – наблюдение, сравнение и эксперимент;

3) частно-научные методы используются конкретными науками исходя из их потребностей: социологический, сравнительный, статистический, моделирование (создание образа), эксперимент (опыт).

Виды экспериментов: исследовательский (исследование, поиск информации о новых явлениях, процессах и свойствах окружающего мира); аналитический (анализ гипотезы, проверка истинности с помощью сравнения с другими гипотезами или теориями).

Из книги Энциклопедический словарь (Н-О) автора Брокгауз Ф. А.

Наука Наука – в широком смысле совокупность всяких сведений, подвергнутых некоторой умственной проверке или отчету и приведенных в известный систематический порядок, начиная от теологии, метафизики, чистой математики и кончая геральдикой, нумизматикой, учением о

Из книги Большая книга афоризмов автора

Наука См. также «Знание», «Теория. Гипотеза», «Ученые», «Эксперимент» Наука - лучший способ удовлетворения личного любопытства за государственный счет. Лев Арцимович Искусство - это «я»; наука - это «мы». Клод Бернар Жизнь коротка, а наука долга. Лукиан из Самосаты Мы

Из книги Все по науке. Афоризмы автора Душенко Константин Васильевич

НАУКА Наука – лучший способ удовлетворения личного любопытства за государственный счет. Лев Арцимович Наука – это любая дисциплина, в которой дураки одного поколения могут пойти дальше той точки, которую достигли гении предыдущего поколения. Макс Глюкманн Искусство

Из книги Бог не ангел. Афоризмы автора Душенко Константин Васильевич

Наука и Бог Даже Бог не может сделать так, чтобы дважды два не было четыре. Гуго Гроций (1583–1645), нидерландский правовед Господь Бог вычисляет дифференциалы эмпирически. Альберт Эйнштейн (1879–1955), немецкий физик Бог создал натуральные числа, остальное - дело рук

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (НА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СЕ) автора БСЭ

Из книги Обществознание: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Великие научные курьезы. 100 историй о смешных случаях в науке автора Зернес Светлана Павловна

17. НАУКА Наука – сфера исследовательской деятельности, направленная на получение знаний о человеке, обществе и окружающем мире с помощью научных исследований. Объект науки – совокупность явлений, которые изучает наука. Предмет науки – это то, что интересует науку в

Из книги Краткий справочник необходимых знаний автора Чернявский Андрей Владимирович

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

Из книги Энциклопедия шокирующих истин автора Гитин Валерий Григорьевич

НАУКА - особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с другими видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим,

Из книги Я познаю мир. Криминалистика автора Малашкина М. М.

Наука Наука - система знаний о закономерностях в развитии природы, общества и мышления, а также отдельная отрасль таких знаний. Знания увеличивают незнание. Анаксимен из Милета Мерите ли вы в то, что науки возникли бы и достигли зрелости, если бы им не предшествовали

Из книги Кто есть кто в мире открытий и изобретений автора Ситников Виталий Павлович

Наука о следах Чем занимается криминалист-трассолог?Трассологи изучают следы. Они исследуют механизмы образования следов, придумывают методы их обнаружения и исследования.Криминалист-трассолог изучает осколки стеклаЕсли преступник разбил стекло, то трассолог по

Из книги автора

Наука Как возникли цифры? Это очень просто: если к двум копейкам вы прибавите еще две, то у вас будет четыре копейки. Но знаете ли вы, что чтобы человек научился думать так, как вы, ему понадобились миллионы лет? Действительно, самое трудное – научить ребенка пользоваться

Человека, заключающийся в сборе данных об окружающем мире, затем в их систематизации и анализе и, на основании вышеперечисленного, синтезе новых знаний. Также в сфере науки находится выдвижение гипотез и теорий, а также их дальнейшее подтверждение или опровержение с помощью экспериментов.

Наука появилась тогда, когда появилась письменность. Когда пять тысяч лет назад какой-нибудь древний шумер выбил на камне пиктограммы, где запечатлел, как его вождь напал на племя древних евреев, и сколько коров он увел, - зародилась история.

Потом он выбивал все больше полезных фактов о домашнем скоте, о звездах и луне, об устройстве телеги и шалаша; и появлялись новорожденные биология, астрономия, физика и архитектура, медицина и математика.

В современном виде науки стали различать после XVII века. До этого, как только их не называли - ремесло, писание, бытие, житие и прочие околонаучные термины. Да и сами науки больше представляли из себя разные виды техник и технологий. Главным двигателем развития науки являются научные и промышленные революции . Например, изобретение парового двигателя дало мощный толчок развитию наук в XVIII веке и вызвал первую научно-техническую революцию .

Классификация наук.

Попыток классифицировать науки было множество. Аристотель если не первым, то одним из первых, разделил науки на теоретические знания, практические знания и творческие. Современная классификация наук также делит их на три вида:

  1. Естественные науки , то есть науки о природных явлениях, объектах и процессах (биология, география, астрономия, физика, химия, математика, геология и т.д.). По большей части естественные науки отвечают за накопление опыта и знаний о природе и человеке. Ученых, занимавшихся сбором первичных данных, называли естествоиспытателями .
  2. Технические науки - науки, ответственные за развитие техники и технологий, а также за применение на практике знаний, накопленных естественными науками (агрономия, информатика, архитектура, механика, электротехника).
  3. Общественные и гуманитарные науки - науки о человеке, обществе (психология, филология, социология, политология, история, культурология, лингвистика, а также обществознание и др.).

Функции науки.

Исследователи выделяют четыре социальных функции науки :

  1. Познавательная . Заключается в познании мира, его законов и явлений.
  2. Образовательная . Заключается не только в обучении , но и в социальной мотивации, выработке ценностей.
  3. Культурная . Наука является общественным достоянием и ключевым элементом человеческой культуры .
  4. Практическая . Функция производства материальных и социальных благ, а также применения знаний на практике.

Говоря о науке, стоит еще упомянуть такой термин как «псевдонаука» (или «лженаука»).

Псевдонаука - это вид деятельности, изображающий научную деятельность, но ею не являющийся. Псевдонаука может возникнуть как:

  • борьба с официальной наукой (уфология);
  • заблуждения из-за недостатка научных знаний (графология, например. И да: это все-таки не наука!);
  • элемент творчества (юмор). (См. передачу Discovery «Мозголомы»).


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: