Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля. Защита прав предпринимателей – последние изменения 294 фз предписание

  • 2.1. Правовая основа федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора
  • 2.2. Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля
  • 2.3. Оптимизация административных процедур и совершенствование уведомительного принципа осуществления предпринимательской деятельности
  • 2.4. Административные формы государственного регулирования (лицензирование, регистрация)
  • Библиографический список
  • Лекция 3
  • 3.1. Контроль (надзор) за соблюдением требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения
  • 3.2. Контроль (надзор) за производством и оборотом табачной и алкогольной продукции в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации
  • 3.3. Контроль (надзор) за обеспечением безопасности пищевых продуктов и питьевой воды
  • 3.4. Контроль (надзор) в сфере радиационной безопасности населения и учет индивидуальных доз облучения граждан
  • Библиографический список
  • Лекция 4
  • Эффективность эпидемиологического надзора за инфекционными и паразитарными болезнями в значительной степени определяется проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
  • 4.2. Обеспечение эпидемиологического надзора за организацией и проведением иммунопрофилактики населения
  • 4.3. Организация мероприятий по обеспечению санитарной охраны территории Российской Федерации
  • 4.4. Обеспечение проведения санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации
  • 4.5. Обеспечение биологической безопасности населения Российской Федерации
  • Библиографический список
  • Лекция 5
  • 5.1. Комплексный подход к вопросу выбора форм и методов защиты прав потребителей
  • 5.2. Взаимодействие территориальных органов Роспотребнадзора и общественных объединений потребителей. Консультационный совет по защите прав потребителей и иные межведомственные совещательные органы
  • 5.3. Участие в судебной защите прав потребителей
  • 5.4. Внедрение новых технологий по просвещению населения по вопросам правоприменения в сфере защиты прав потребителей
  • 5.5. Государственный доклад о защите прав потребителей в Российской Федерации»
  • Библиографический список
  • Лекция 6 предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций роспотребнадзора в электронном виде План
  • 6.1. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в деятельность Роспотребнадзора. Официальный сайт Роспотребнадзора
  • 6.2. Совершенствование деятельности по информированию о санитарно-эпидемиологической обстановке
  • 6.3. Оказание государственных услуг Роспотребнадзора в электронном виде
  • 6.4. Обмен сведениями с федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъекта и местного самоуправления через систему межведомственного электронного взаимодействия
  • 6.5. Электронный документооборот Роспотребнадзора
  • Библиографический список
  • Лекция 7
  • 7.2. Правовые акты, регулирующие применение санитарных мер на территории Таможенного союза и Единого экономического пространства
  • 7.3. Документы, регламентирующие безопасность продукции для здоровья человека, международные стандарты, оценка риска использования различных товаров и среды обитания
  • 7.4. Внедрение международных стандартов при разработке санитарных мер
  • 7.5. Применение современных международных стандартов и мер в области защиты прав потребителей
  • Библиографический список
  • 2.2. Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля

    Основным законодательным актом в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении контроля надзора является Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ), в ст. 2 которого, в частности, определено:

    государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее также - юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Отдельные полномочия по осуществлению федерального государственного лесного надзора, федерального государственного пожарного надзора, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий, государственного портового контроля в соответствии с федеральными законами могут осуществляться государственными учреждениями, подведомственными соответственно федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

    федеральный государственный контроль (надзор) - деятельность федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на всей территории Российской Федерации. Порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности устанавливается Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации в случае, если указанный порядок не установлен федеральным законом. Полномочия Российской Федерации по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в отдельных сферах деятельности могут быть переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами;

    региональный государственный контроль (надзор) - деятельность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на территории этого субъекта Российской Федерации, осуществляемая данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности, определенных Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, в случае, если указанный порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. Полномочия субъектов Российской Федерации по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в отдельных сферах деятельности могут быть переданы для осуществления органам местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации;

    муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами;

    мероприятие по контролю - действия должностного лица или должностных лиц органа государственного контроля (надзора) либо органа муниципального контроля и привлекаемых в случае необходимости в установленном настоящим Федеральным законом порядке к проведению проверок экспертов, экспертных организаций по рассмотрению документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, по обследованию используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств и перевозимых указанными лицами грузов, по отбору образцов продукции, объектов окружающей среды, объектов производственной среды, по проведению их исследований, испытаний, а также по проведению экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, с фактами причинения вреда;

    проверка - совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами;

    эксперты, экспертные организации - граждане, имеющие специальные знания, опыт в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности, и организации, аккредитованные в установленном Правительством Российской Федерации порядке в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности, которые привлекаются органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю. Оплата услуг экспертов и экспертных организаций, а также возмещение понесенных ими в связи с участием в мероприятиях по контролю расходов производится в порядке и размерах, установленных Правительством Российской Федерации.

    Согласно ст. 3Федерального закона № 294-ФЗосновными принципами защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля являются:

    1) преимущественно уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности;

    2) презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

    3) открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, о правах и об обязанностях органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    4) проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц;

    5) недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;

    6) недопустимость требования о получении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, для начала осуществления предпринимательской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;

    7) ответственность органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

    8) недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю;

    9) финансирование за счет средств соответствующих бюджетов проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок, в том числе мероприятий по контролю;

    10) разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), на основании федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.

    Права юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки закреплены в ст. 21 Федерального закона № 294-ФЗ, согласно которой руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право:

    1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

    2) получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом;

    3) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;

    4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    5) привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.

    В соответствии со ст. 22Федерального закона № 294-ФЗ вред, причиненный юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям вследствие действий (бездействия) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, признанных в установленном законодательством Российской Федерации порядке неправомерными, подлежит возмещению, включая упущенную выгоду (неполученный доход), за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии с гражданским законодательством.

    При определении размера вреда, причиненного юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям неправомерными действиями (бездействием) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностными лицами, также учитываются расходы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг) или на финансовые результаты их деятельности, и затраты, которые юридические лица, индивидуальные предприниматели, права и (или) законные интересы которых нарушены, осуществили или должны осуществить для получения юридической или иной профессиональной помощи.

    Вред, причиненный юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям правомерными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, возмещению не подлежит, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

    На основании ст. 23 Федерального закона № 294-ФЗ защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля осуществляется в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Заявление об обжаловании действий (бездействия) органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля либо их должностных лиц подлежит рассмотрению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    Нормативные правовые акты органов государственного контроля (надзора) или муниципальные правовые акты органов муниципального контроля, нарушающие права и (или) законные интересы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не соответствующие законодательству Российской Федерации, могут быть признаны недействительными полностью или частично в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    В силу ст. 25Федерального закона № 294-ФЗ при проведении проверок юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

    Юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение настоящего Федерального закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Наряду с указанными выше общими нормами, необходимо обратить внимание на права и обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, установленные Федеральны м закон ом от 30 марта 1999 г. 52-ФЗ « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения ».

    Так, в ст. 9Федерального закона № 52-ФЗ указано, что индивидуальные предприниматели и юридические лица имеют право:

    Получать в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, санитарных правилах;

    Принимать участие в разработке федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

    На возмещение в полном объеме вреда, причиненного их имуществу вследствие нарушения гражданами, другими индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства, а также при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    Согласно ст. 11Федерального закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:

    Выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

    Разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

    Обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;

    Осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;

    Проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;

    Своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

    В ст. 32 Федерального закона № 52-ФЗ определено, чтопроизводственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.

    Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом.

    Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.

    Для обеспечения надлежащего применения норм законодательства необходимо обратить внимание на Методические рекомендации по применению норм Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» должностными лицами центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора), утвержденные приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 24 марта 2010 г. № 103.

    Описываемый нами сегодня федеральный закон действует с 2008 года. Действующая редакция документа претерпела последние изменения от 1 января 2017 года. В настоящее время разработаны некоторые поправки, которые еще не вступили в силу (как и в случае с ). Далее мы подробно разберем данный акт, и постараемся ответить на самые часто задаваемые вопросы граждан.

    ФЗ 294 о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

    Основным назначением этого закона является регулирование отношений между государственными уполномоченными органами и индивидуальными предпринимателями или организациями в ходе в проведения проверок (как регулирует осуществление страховых выплат пенсионерам). Положения акта указывают на то, что при проведении проверок, вне зависимости от их характера, обе стороны имеют определенные права и несут обязанности. Именно в этом и заключается юридический смысл закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

    Также читайте о последних изменениях в законе о мошенничестве: нова/я редакция ст 159 УК РФ

    Плюс, в новой редакции ФЗ урегулирован полный порядок проведения проверок (как плановых так и внеплановых), в частности в следующих моментах:

    — изменена процедура документарной проверки;

    — порядок оформления итогов проверок;

    — надзор, учет, регламент;

    — права ИП и ЮЛ в процессе проверок стали расширенными.

    Помимо этого акта, документов регулирующих данный процесс нет. Поэтому рекомендуем ознакомиться с текстом с последними комментариями на сайтах «Консультант+» или «Гарант».

    Краткое содержание и изменения

    Что касается последних изменений 294 федерального закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, относительно деятельности государственных органов, то главным новшеством является конечно расширение предмета проводимых проверок. Теперь в него входят и объекты культурного наследия, которым пользуются организации или граждане в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Об этом говорит 10 статья настоящего закона.

    Если говорить в более общем смысле, то уполномоченный государственный орган (административный, муниципальный или исполнительный) при наличии достаточных оснований может организовать проверку деятельности субъекта. Принимать подобное решение должны служащие, к которым поступили данные о возможных нарушениях. Это касается именно внеплановой проверки.

    Относительно плановых (рейдовых) мероприятий можно отметить, что таковые проводятся по определенному графику, с обязательным предупреждением субъекта (ст. 13.2 часть 1). Порядок и основание их проведения могут дополняться также и некоторыми региональными актами. К примеру, налоговые акции (сроки, распоряжение о начале и т.д.) обычно устанавливаются на региональном уровне. Закон 294 ФЗ с последними изменениями содержится на выше указанных тематических ресурсах.

    ФЗ 294 журнал учета проверок юридического лица

    Помимо выше описанного, данный ФЗ 294 о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей также обязывает субъектов вести журнал учета проверок. Это правило распространяется на всех независимо от формы организации. Форма журнала периодически утверждается Правительством России. При фиксации информации следует указывать следующие элементы: дата, номер, обнаруженные и задокументированные нарушения, номер предписания и т.д. В конце уполномоченное лицо должно проставить свою подпись.

    ФЗ 294 разъяснения и комментарии

    «ФЗ 294 о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» действующая редакция гласит, что большинство специалистов совершенно обосновано полагают, что изменение некоторых положений привело к своеобразному выравниванию статуса сторон правоотношения. Глава 3 (ФЗ защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) лишний раз подчеркивает это суждение. Т.е. у предпринимателей появилось намного больше прав и возможностей их применения по сравнению с прошлым порядком. При этом, деятельность органов стала более регламентированной, т.к. каждое действие (постановление, уведомление и т.д.) имеет свой строгий порядок. Официальный комментарий к закону пока не подготовлен, но можно найти тексты для старой редакции.

    Ответственность за нарушение

    Ответственность за нарушение несут именно грубые нарушения, которые допускает субъект в ходе проверки, либо если чинятся препятствия к проведению таковой. Ответственность в данном случае может иметь неоднородный характер, вплоть до уголовного наказания.

    Судебная практика

    Однозначно что-либо сказать по данному поводу невозможно, т.к. процент решений суда в пользу одной сторон примерно одинаковый. В большинстве случаев на стороне государственного регулирования оказываются Роспотребнадзор или прокуратура (прокурорская). Реже, такие органы как полиция, МЧС и пр.

    Перечень документов для подачи иска

    Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
    ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

    ПИСЬМО


    В связи с вступлением в силу Федерального закона от 27 декабря 2009 года N 365-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления" (далее - Закон N 365-ФЗ) в Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее Закон N 294-ФЗ) внесены следующие изменения.

    1. Расширен круг отношений, на которые распространяется действие Закона N 294-ФЗ

    Из ч.1 ст.1 Закона N 294-ФЗ , определяющей сферу применения этого закона, исключены ограничивающие слова "при осуществлении ими предпринимательской деятельности" (п."а" ч.1 ст.15 Закона N 365-ФЗ).

    Таким образом, с 1 января 2010 года действие Закона N 294-ФЗ распространяется на отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в отношении всех юридических лиц (коммерческих и некоммерческих) и индивидуальных предпринимателей (за исключением случаев, указанных в частях 3 -5 статьи 1 Закона N 294-ФЗ).

    Согласно определению, приведенному в статье 48 Гражданского кодекса РФ , юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

    К юридическим лицам, в частности, относятся хозяйственные товарищества и общества (общества с ограниченной ответственностью, закрытые и открытые акционерные общества, полные товарищества, товарищества на вере), производственные и потребительские кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения, общественные и религиозные организации (объединения), фонды, ассоциации, союзы.

    2. Ужесточен предельный общий срок проведения плановых выездных проверок субъектов малого предпринимательства

    2.1. В соответствии с изменениями, установленными ч.10 ст.15 Закона N 365-Ф3 , с 1 января 2010 года в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения всех плановых выездных проверок (всеми органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля) в течение года не может превышать пятидесяти часов для малого предприятия и пятнадцати часов для микропредприятия (в первоначальной редакции ч.2 ст.13 Закона N 294-ФЗ ограничения были установлены в отношении каждой плановой проверки).

    Необходимо обратить внимание, что данные специальные ограничения времени проверки субъекта малого предпринимательства действуют только в отношении плановых выездных проверок. То есть при проведении внеплановой выездной проверки субъектов малого предпринимательства действует не специальное, а общее ограничение времени проверки (до 20 рабочих дней). Аналогично, общее (а не специальное) ограничение действует при проведении любой документарной проверки (как плановой, так и внеплановой), в том числе малых и микропредприятий.

    Важно также учитывать, что при расчете времени (в часах) проведения выездных плановых проверок малых предприятий и микропредприятий для соблюдения ограничений, установленных п.2 ст.13 Закона N 294-ФЗ , в расчетный срок следует засчитывать только время непосредственного нахождения проверяющих на месте осуществления деятельности проверяемого лица.

    Соответственно, в данный срок (в часах) не включается, например, время подготовки к выездной проверке, проведения после посещения проверяемого объекта экспертиз, исследований, испытаний, измерений и иных мероприятий, при осуществлении которых проверяющие не находятся на месте осуществления деятельности проверяемого лица.

    При выездной проверке субъекта малого предпринимательства в акте проверки и журнале учета проверок необходимо указывать дату, точное время, продолжительность (в часах и минутах) нахождения проверяющих на месте осуществления деятельности проверяемого лица (с указанием места проверки).

    2.2. Нарушение сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства (ч.2 ст.13 Закона N 294-ФЗ) и превышение установленных сроков проведения проверок (в отношении любых проверенных лиц) относится к категории грубых нарушений требований к организации и проведению проверок (ст.20 Закона N 294-ФЗ), влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица.

    2.3. Согласно ст.4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

    1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

    2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

    а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

    б) до ста человек включительно для малых предприятий;

    в) до пятнадцати человек для микропредприятий;

    3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года N 556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" установлены следующие значения без учета НДС:

    микропредприятия - 60 млн.рублей за предшествующий год;

    малые предприятия - 400 млн.рублей за предшествующий год;

    средние предприятия - 1000 млн.рублей за предшествующий год.

    2.4. В случае сомнений в правильности отнесения подлежащего проверке лица к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, во избежание нарушения прав и законных интересов проверяемого лица, органу Роспотребнадзора при подготовке плановой проверки рекомендуется предварительно запросить в территориальном органе ФНС России сведения о конкретных юридических лицах, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, из которых, например, можно узнать место нахождения, данные руководителей и участников (учредителей), наличие филиалов (представительств) и т.п.

    Согласно п.24 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений , утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438 , сведения о юридических лицах, содержащиеся в указанном государственном реестре, в электронном виде органам государственной власти предоставляются бесплатно.

    Аналогичное правило закреплено в п.32 Правил ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений , утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2003 N 630 .

    Кроме того, информация, необходимая для отнесения проверяемого лица к средним, малым или микропредприятиям (о выручке от продажи товаров, работ, услуг; о численности работников проверяемого лица и т.п.), содержится в формах статистической отчетности, утвержденных Приказом Федеральной службы государственной статистики от 23.09.2008 N 235 "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации статистического наблюдения за деятельностью предприятий на 2009 год" . До проведения проверки рекомендуется запросить необходимые данные в территориальных органах Росстата в отношении конкретных лиц, в отношении которых планируется проверка.

    3. Административные регламенты

    Устранена двойственность толкования положений п.3 ч.2 ст.4 Закона N 294-ФЗ в части процедур принятия административных регламентов проведения проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

    В соответствии с ч.2 ст.15 Закона N 365-ФЗ в состав полномочий федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор), включены не только принятие, но и разработка административных регламентов проведения проверок при осуществлении федерального государственного контроля (надзора).

    К компетенции контрольных (надзорных) федеральных органов исполнительной власти добавлены полномочия по разработке и принятию административных регламентов взаимодействия.

    4. Дополнен перечень отдельных видов деятельности, начало которых носит уведомительный порядок

    В указанный в ч.2 ст.8 Закона N 294-ФЗ перечень отдельных видов предпринимательской деятельности, уведомление о начале осуществления которых должно представляться юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими выполнение работ и услуг в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнем работ и услуг, добавлены пункты (согласно ч.5 ст.15 Закона N 365-ФЗ):

    14) производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий;

    15) производство молока и молочной продукции;

    16) производство соковой продукции из фруктов и овощей;

    17) производство масложировой продукции;

    18) производство сахара;

    19) производство мукомольной продукции;

    20) производство безалкогольных напитков.

    5. Изменен порядок предоставления ежегодных планов (проектов) проведения плановых проверок в прокуратуру

    5.1. Согласно изменениям, указанным в части 6 статьи 15 Закона N 365-ФЗ , устанавливается следующий порядок предоставления в органы прокуратуры ежегодных планов (проектов планов) проведения плановых проверок.

    Разработанные органами Роспотребнадзора и подписанные их руководителями (заместителями руководителей) проекты ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей направляются в срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, в соответствующие органы прокуратуры.

    Органы прокуратуры рассматривают проекты ежегодных планов проведения плановых проверок на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора) и в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносят предложения руководителям органов Роспотребнадзора о проведении совместных плановых проверок с иными органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля.

    Органы Роспотребнадзора должны рассмотреть указанные выше предложения органов прокуратуры и по итогам их рассмотрения направить в соответствующие органы прокуратуры в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, ежегодные планы проведения плановых проверок, подписанные руководителями органов Роспотребнадзора либо их заместителями.

    Органы прокуратуры в срок до 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, обобщают поступившие от органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для формирования Генеральной прокуратурой Российской Федерации ежегодного сводного плана проведения плановых проверок.

    Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет" (www.genproc.gov.ru) в срок до 31 декабря текущего календарного года.

    Порядок подготовки ежегодного плана проведения плановых проверок, его представления в органы прокуратуры и согласования, а также типовая форма ежегодного плана проведения плановых проверок устанавливается Правительством Российской Федерации.

    5.2. С 1 января 2011 года проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок, относится к категории грубых нарушений (ст.20 Закона N 294-ФЗ), влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица. Данное дополнение установлено .

    6. Дополнен перечень оснований для проведения внеплановых проверок

    В соответствии с дополнением, указанным в ч.7 ст.15 Закона N 365-ФЗ , перечень оснований для проведения внеплановой проверки, содержащийся в ч.2 ст.10 Закона 294-ФЗ , дополнен следующим пунктом:

    "3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.".

    7. Расширены полномочия прокуратуры по учету и мониторингу проводимых внеплановых выездных проверок

    Из ч.19 ст.10 Закона N 294-ФЗ , уполномочивающей органы прокуратуры осуществлять учет проводимых органами государственного контроля (надзора) внеплановых выездных проверок, а также их ежегодный мониторинг, исключены слова "субъектов малого и среднего предпринимательства" (п."г" ч.7 ст.15 Закона N 365-ФЗ).

    Таким образом, с 1 января 2010 года указанный выше учет и мониторинг органы прокуратуры осуществляют в отношении любых внеплановых выездных проверок.

    8. Расширен перечень документов, которые запрещено требовать в ходе документарной проверки

    Согласно дополнению, приведенному в ч.8 ст.15 Закона N 365-ФЗ , при применении документарной проверки проверяющие должностные лица не вправе требовать у проверяемого лица не только сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, но и сведения и документы, которые могут быть получены проверяющим органом от иных органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

    Необходимо учитывать, что данный дополнительный запрет начинает действовать с 1 января 2011 года (ч.3 ст.19 Закона N 365-ФЗ).

    9. Установлены дополнительные требования к экспертам и экспертным организациям

    9.1. В соответствии с дополнительными требованиями, приведенными в ч.9 ст.15 Закона N 365-ФЗ , органы государственного контроля (надзора) не вправе привлекать к проведению выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя экспертов и экспертные организации, состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с проверяемым лицом, а также являющиеся аффилированными лицами проверяемых лиц.

    С 1 января 2011 года участие в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в отношении которых проводятся проверки, относится к категории грубых нарушений (ст.20 Закона N 294-ФЗ), влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица (п."в" ч.12 ст.15 Закона N 365-ФЗ).

    Привлечение экспертов и экспертных организаций, являющихся аффилированными лицами проверяемого лица, запрещено с 1 января 2010 года.

    Аффилированными лицами являются физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность или объективность выводов эксперта (представителя экспертной организации).

    Аффилированными лицами проверяемого лица, например, являются:

    - по отношению к руководителю или иному должностному лицу, учредителю (участнику), представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, представителю индивидуального предпринимателя его супруг, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные и их аффилированные лица;

    - лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит проверяемое лицо;

    - юридическое лицо, в котором проверяемое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли юридического лица.

    - лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли проверяемого лица.

    9.2. В соответствии с п."а" ч.12 ст.15 Закона N 365-ФЗ ужесточены неблагоприятные последствия в части привлечения к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке граждан и организаций. Данные нарушения с 1 января 2011 года будут относиться к категории грубых нарушений (ст.20 Закона N 294-ФЗ), влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица. Указанный срок вступления в силу данной правовой нормы установлен ч.3 ст.19 Закона N 365-ФЗ .

    10. Дополнены требования к порядку организации проверки

    10.1. В соответствии с требованиями п."а" ч.11 ст.15 Закона N 365-ФЗ в распоряжении о проведении проверки помимо перечня административных регламентов проведения мероприятий по контролю должен содержаться перечень административных регламентов взаимодействия.

    Контекстный анализ позволяет сделать вывод, что в распоряжении должны быть указаны только действующие административные регламенты взаимодействия (если имеются), которыми должны руководствоваться проверяющие должностные лица. При отсутствии утвержденных административных регламентов взаимодействия информация об этом должна содержаться в распоряжении о проведении проверки.

    10.2. Обязанности должностных лиц, проводящих проверку, дополнены обязанностью по предоставлению информации об экспертах, экспертных организациях по требованию подлежащих проверке лиц (п."б" ч.11 ст.15 Закона N 365-ФЗ).

    Прошу принять вышеизложенную информацию к руководству в деятельности по осуществлению государственного контроля (надзора).

    Руководитель
    Г.Г.Онищенко



    Электронный текст документа
    подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
    рассылка

    В современных условиях, при активном развитии частного предпринимательства, необходимость контроля возросла в разы. Для защиты прав предпринимателей и инспекторов, составлен федеральный закон 294. Он заменил ФЗ 134 от 8 августа 2001 года.

    Закон о защите прав юридических лиц предусматривает не только защиту прав граждан, осуществляющих контроль за предпринимательской деятельностью, и лиц, с которыми они работают. ФЗ 294 контролирует порядок плановых и внеплановых проверок, условия и требования к их проведению, вопросы, связанные с уведомлением предпринимателей и т. д.

    Плановые проверки, по ФЗ 294, проводятся не чаще одно раза за три года, и не ранее, чем через три года после регистрации ИП или создания ЮЛ. Внеплановые проводятся на основании соответствующих заявлений или подозрений в недобросовестности предпринимателя. Оспаривание постановлений инспекторов происходит на основе настоящего закона, по пункту 12, статьи 16 ФЗ 294.

    Закон был одобрен Советом Федерации 22 декабря 2008 года, и вступил в силу - 26 декабря. Первые поправки в ФЗ 294 внесены 28 апреля 2009 года. Последняя редакция закона была одобрена 1 мая 2017 года. Поправки и дополнения ФЗ 294 вступили в силу 1 июля 2017 года.

    Скачать ФЗ 294

    294 ФЗ «О защите прав юридических лиц с изменениями», за время своего существования претерпел много изменений. Количество совершенных редакций составляет около четырех десятков. Поэтому, обращаться к изначальному тексту законопроекта - бессмысленно.

    Чтобы составить представление о настоящем состоянии ФЗ 294, рекомендуем скачать последнюю редакцию по .

    Последняя редакция закона «О защите прав юридических лиц»

    294 ФЗ «О защите прав юридических лиц» — в чем его задача, рассмотрено - защита прав юр. лиц и индивидуальных предпринимателей. Но в чем именно заключаются главные изменения закона, и какие статьи ФЗ 294 избежали поправок, а какие были затронуты? Ответы на вопросы - в статье.

    Последняя редакция ФЗ 294 от 1 июля 2017 года не внесла большого количества поправок. Они коснулись всего двух пунктов закона:

    • часть 4, статьи 1, пункт 39 - внесенное дополнение указывает на контроль за качеством аудиторских организаций со стороны федерального органа исполнительной власти;
    • статья 15, пункт 1.1, в котором говорится о необходимости проверки соблюдения нормативных правовых актов РСФСР, был дополнен требованием проверять нормативные документы, не предусмотренные законодательством Российской Федерации.

    Рассмотрим некоторые статьи ФЗ 294.

    Эта статья федерального закона о защите прав юридических лиц рассматривает порядок уведомления предпринимателями об официальном начале их деятельности. Указание рода предоставляемых услуг, документы, разрешающие запуск бизнеса, бумаги, удостоверяющие принятие персонала на работу, наличие помещения и оборудования. В последней редакции закона, статья изменений не претерпела.

    В 9 пункте ФЗ 294 рассматриваются особенности организации и проведения плановых проверок предприятий. На каких основаниях они проводятся, как часто (стандартный вариант - раз в три года, но возможны исключения), какая информация указывается при оформлении ежегодного плана проведения плановых проверок юрлиц и т. п. В последней редакции закона, статья изменений не претерпела.

    Ст. 10

    Данный законопроект о защите прав юридических лиц рассматривает уже внеплановые проверки, которые предпринимаются в исключительных случаях:

    • при получении жалобы со стороны одного из сотрудников;
    • по истечении срока для исправления требований, предоставленных в постановлении после плановой проверки;
    • возникновение нарушений в технике безопасности на производстве.

    Пункт закона под номером 10 указывает, когда в проведении внеплановой проверки будет отказано, или в каких случаях исполнительные органы имеются право прекратить ее. В последней редакции закона, статья изменений не претерпела.

    Ст. 11

    Ни одна компания не обходится без ведения документации. Для контроля за ней, в ФЗ 294 приведен порядок проведения документарной проверки.

    Статья 11 закона предоставляет порядок проведения данной процедуры, при каких условиях она начинается/прерывается, список документов, предоставляемых предпринимателем по требованию исполнительных органов РФ. В последней редакции закона, статья изменений не претерпела.

    Ст. 12

    В некоторых случаях информация, полученная из документов, не полная или не внушает доверия. Тогда исполнительные органы прибегают к выездным проверкам по месту нахождения юридического лица, что рассматривается в ст. 12 ФЗ 294.

    Выездная проверка, по принципу проведения, сходна со стандартными плановыми. Данная статья закона указывает состав инспекции и обязанности руководителя предприятия. Например, предприниматель, в день проверки, отсутствовал на месте и не оставил уполномоченного представителя. Тогда выносится постановление о повторной внеплановой проверке. Она проводится без предварительного уведомления предпринимателя. В последней редакции закона, статья изменений не претерпела.

    Ст. 16

    Когда инспекция заканчивает проверку предприятия, они обязаны составить соответствующий акт. Содержание и правила оформления этого документа регулируются данной статьей ФЗ 294.

    Согласно ей, акт проверки содержит следующие пункты:

    • информация о времени и месте составления документа;
    • наименование надзорного органа, проводившего инспекцию;
    • данные руководителя предприятия, или его заместителя;
    • данные инспекторов;
    • наименование проверяемого ИП или ЮЛ;
    • информация о времени, месте и продолжительности процедуры проверки;
    • результаты инспекции предприятия;
    • подписи должностных лиц, которые проводили проверку.

    Кроме того, в ст. 16 ФЗ 294 указывается право предпринимателя на ведение журнала проверок. Это способствует оспариванию внеплановых инспекционных процедур, проводимых без законных оснований. В последней редакции закона, статья изменений не претерпела.

    Ст. 20

    Должностные лица, инспектирующие предприятия, юридических лиц, или ИП, не всегда добросовестно относятся к своим обязанностям, и допускают определенные нарушения. В статье 20 ФЗ 294 рассматривается, какие постановления подлежат обжалованию. В последней редакции закона, статья изменений не претерпела.

    Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ
    "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
    (с изменениями и дополнениями от: 28 апреля, 17 июля, 23 ноября, 27 декабря 2009 г., 22, 26 апреля, 27, 30 июля, 28 декабря 2010 г., 21 апреля, 4 июня, 1, 18 июля, 21 ноября 2011 г., 3 мая, 25 июня, 28 июля, 12 ноября 2012 г., 4 марта, 2, 23 июля, 2, 25 ноября, 2, 28 декабря 2013 г., 12 марта, 23 июня, 21 июля, 14 октября, 29 ноября, 31 декабря 2014 г.)

    1. Комментируемая определяет предмет правового регулирования комментируемого Закона, основы организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и основные положения комментируемого Закона в целом.

    1) отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля. О понятии государственного контроля (надзора) и муниципального контроля см. к ст. 2. Под организацией применительно к комментируемой статьи следует понимать совокупность правовых, обязательных для проведения, мероприятий, необходимых для обеспечения возможности осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в соответствии с требованиями федерального законодательства, а также нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований. В свою очередь, под осуществлением - конкретные меры, применяемые уполномоченными органами в соответствующих сферах деятельности, в целях обеспечения соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями положений федерального законодательства, законодательства субъектов РФ и муниципальных правовых актов, регулирующих те или иные виды деятельности, осуществляемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;

    2) отношения в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Юридические лица согласно ГК РФ (в редакции от 05 мая 2014 г. N 99-ФЗ) - это организации, которые имеют обособленное имущество и отвечают им по своим обязательствам, могут от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должно быть зарегистрированы в ЕГРЮЛ в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных ГК РФ. Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля представляет собой принятие мер, направленных на обеспечение юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям возможности реализации их прав, законных интересов и гарантий, которые им предоставлены федеральным законодательством, нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами.

    На практике из системного анализа положений комментируемой статьи делаются выводы о применении либо неприменении ее положений. Так, в Оренбургской области имело место судебное разбирательство по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центр психологической реабилитации "Вымпел" о признании незаконным и отмене постановления Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области о привлечении к административной ответственности данного общества за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами без разрешения. Суд первой инстанции удовлетворили заявленные требования, однако Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области подало кассационную жалобу, в которой ссылалось на неправильное применение судами положений комментируемого Закона. Однако суд пришел к выводу, что из системного анализа положений ч. 1 комментируемой статьи и комментируемого Закона следует, что до 1 января 2011 года положения комментируемого Закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок в сфере лицензионного контроля в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения, не применяются. Поэтому проведение Министерством сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области в отношении общества проверки в данном случае является самостоятельным процессуальным действием, не зависящим от проверки, проведенной органами прокуратуры, и не подпадающим под сферу действия комментируемого Закона (см. постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 сентября 2010 г. N Ф09-6780/10-С1).

    Следует отметить, что положения комментируемой статьи противоречат названию комментируемого Закона в целом, так как из этого названия следует, что комментируемый Закон должен быть направлен в целом на только регулирование вопросов осуществления защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Между тем комментируемый Закон, исходя из ч. 1 комментируемой статьи, регулирует не только вопросы такой защиты, но и собственно вопросы организации и совершения конкретных действий в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

    1) процедурные нормы, касающиеся организации и проведения проверок органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, и порядок совершения этими органами действий, связанных с проведением контроля соответствующего уровня и сферы деятельности.

    Ссылаясь, в частности на комментируемой статьи, суды в своей практике признают отельные нормативные правовые акты незаконными. Так, например, в Омской области прокурор Омской области обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к административно-технической инспекции администрации города Омска о признании Административного регламента проведения проверок деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля за соблюдением требований Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска, утвержденного приказом начальника административно-технической инспекции администрации города Омска от 14 декабря 2009 г. N 44-хд "Об утверждении Административного регламента проверок деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не соответствующим отдельным положениям комментируемого Закона. Рассматривая данное судебное дело, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа пришел к выводу, что исходя из положений ч. 2 комментируемой статьи 1, ст. 1 Устава города Омска, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности в городе Омске устанавливается правовыми актами данного муниципального образования. Учитывая данные положения, суд пришел к выводу об отсутствии у начальника инспекции полномочий по принятию административных регламентов проведения проверок при осуществлении муниципального контроля (постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 ноября 2010 года по делу N А46-8128/2010);

    2) процедуры, касающиеся регулирования совместных действий и мероприятий органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, в части, касающейся организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

    3) правовой статус органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: их полномочия в сфере осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, их права, круг обязанностей, которые они должны выполнить в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и т.п.;

    4) правовой статус юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проводится государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль: их права, в том числе право на защиту их интересов при проведении в отношении них проверок в рамках государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, их обязанности, например, по предоставлению органам, уполномоченным на осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, необходимых документов, по взаимодействию с ними;

    5) меры по защите прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении в отношении них проверок в рамках государственного контроля (надзора) и муниципального контроля - совокупность установленных комментируемым гарантий, направленных на обеспечение защиты прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

    3. В комментируемой статьи определены направления и мероприятия, в отношение которых правовое регулирование отдельных положений комментируемого Закона не распространяется, иными словами, соответствующие положения комментируемого Закона не могут быть применены в отношении этих направлений и мероприятий. При этом из абзаца первого ч. 3 комментируемой статьи следует, что на такие направления мероприятия не распространяются только положения комментируемого Закона, которые устанавливают порядок организации и проведения проверок в отношении деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Отсюда можно сделать вывод о том, что все иные положения комментируемого Закона, за исключением касающихся организации и проведения вышеуказанных проверок, распространяются также и на те направления и мероприятия, которые предусмотрены в ч. 3 комментируемой статьи, а именно:

    1) мероприятия, в отношении которых положения федерального законодательства не устанавливают требований о предоставлении информации и документов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также об осуществлении каких-либо совместных действий, мероприятий и о принятии совместных мер органами, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, и юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых такой контроль проводится ( комментируемой статьи). Так, например, индивидуальный предприниматель Мамедов Гасан Самед оглы обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Исполнительному комитету муниципального образования "город Набережные Челны" о признании незаконными действий Исполкома в лице специалиста по контролю за использованием земли Мазитова Л.З., выраженных в проведении проверки по соблюдению земельного законодательства. Решением судов первой и апелляционной инстанции было отказано в удовлетворении требований индивидуального предпринимателя. Федеральный арбитражный суд Поволжского округа установил, что в данном случае проведение органом местного самоуправления обследования земельного участка, предоставленного предпринимателю в постоянное бессрочное пользование, не требует взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление муниципального контроля и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, и не возлагает обязанности по предоставлению информации и исполнению требований Исполкома.

    Следовательно, требования комментируемого Закона, исходя из комментируемой статьи, на рассматриваемые отношения не распространяются, а доводы заявителя апелляционной жалобы о нарушении ответчиком сроков проведения плановой проверки и процедуры ее проведения - несостоятельны.

    Кроме этого, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из отсутствия доказательств нарушения прав и законных интересов истца оспариваемыми действиями ответчика. Суды правомерно указали, что действия ответчика по обследованию земельного участка, занимаемого заявителем на праве постоянного бессрочного пользования, не повлекли за собой правовых последствий, устанавливающих или изменяющих права и обязанности предпринимателя, которые создают ему препятствия при осуществлении предпринимательской или иной экономической деятельности (см. постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19 июля 2012 г. по делу N А65-30412/2011);



    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: