«аварии на взрывоопасных объектах». Аварии на взрывоопасных объектах Примеры аварий на взрывопожароопасных объектах

>>ОБЖД: Аварии на пожаро-и взрывоопасных объектах

Глава 2. Взрывы и пожары

Из истории катастроф

В г. Светогорске, что на границе с Финляндией, то майское утро начиналось обыденно. Жители, проснувшись, выглядывали в окна, радуясь началу нового дня. Но не всем удалось его встретить. В 6.35 раздался взрыв. На улице Горького словно кто-то с гигантской силой отсек подъезд пятиэтажки вместе с его жителями. Белую ночь сменило черное утро горя и слез. В Светогорск пришла беда.

Уже через несколько секунд сотни телефонных звонков извещали о чрезвычайной ситуации оперативные службы и администрацию города. А через 15 минут после взрыва пожарные приступили к спасательным и другим неотложным работам.

Подобные взрывы, как правило, сопровождаются пожарами , особенно в жилых домах... В Светогорске, к счастью, этого не произошло. Тем не менее и у пожарных работы оказалось более чем достаточно.

Через работников паспортного стола было выяснено: в десяти квартирах был прописан 41 человек. Четверых в подъезде во время взрыва не было: кто-то выгуливал собаку, кто-то уже ушел на работу. Следовательно, если в квартирах подъезда в ту злополучную ночь больше никого не было, то реально пострадали 37 человек. Часть из них обнаружилась сразу, пожарные в первые же минуты спасательных работ сняли их с чудом уцелевшей стены. Под разрушившимися плитами оставались еще не менее 20 человек.

Быстро прибыли на место происшествия спасатели Ленинградской областной аварийно-спасательной службы. Поскольку Светогорск - приграничный город, на помощь поспешили финские коллеги-спасатели.

Сразу же отреагировали на поступивший сигнал и в Москве. Рассказывает спасатель международного класса Андрей Рожков:
«Наши телефоны и пейджеры надрывались от звонков. Дежурная группа отправилась на аэродром.

Первый эмчеэсовский самолет поднялся в воздух со спасателями и медикаментами. На второй были загружены вертолет для эвакуации раненых, аварийно-спасательный автомобиль и оборудование для базового лагеря.

Приземлились на аэродроме Громове Остальные 80 километров преодолели на вертолетах Северо-Западного регионального центра, а техника добиралась туда самостоятельно.

В это время работы по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации шли полным ходом. На объекте в поте лица трудились питерские спасатели, многих из которых мы знаем по совместной работе в разных горячих точках, и их финские коллеги.

Чтобы не толкаться сразу всем на маленьком пятачке и не терять темп работы , решили, что сменим их в 22.00.

К началу нашей смены под обломками оставалось еще восемь пострадавших. Рядом с нами, глотая пыль пополам со стекловатой, трудились военные спасатели. Да и все другие стремились хоть чем-то нам помочь - врачи, инженеры, водители.

В конце мая ночь в этих краях длится всего три-четыре часа. К шести утра осталось найти под завалами лишь одного пострадавшего. И тут вдруг была обнаружена оторванная кисть руки - в том месте, где пару часов назад наш спаниель Ленька обозначил «объект». По тому, как он сделал это - виновато, как бы извиняясь, - мы поняли, что и этот, последний, вряд ли жив. Однако все убыстрили темп раскопок. Через несколько минут из-под груды бетона достали безжизненное тело женщины. Но обе кисти у нее были на месте. Неужели в развалинах еще кто-то есть? Нет. Выяснилось, что это была кисть девочки, которую мы спецрейсом уже отправили в Москву».

Спасательные работы были закончены в 5.25 утра следующего после взрыва дня. Без малого сутки люди боролись за жизнь оказавшихся под завалами, но, к сожалению, 19 человек уже никогда не смогут произнести слов благодарности в адрес спасателей и медиков.

2.1. Аварии на пожаро-и взрывоопасных объектах

Многие трагические события, связанные с авариями и катастрофами, бывают вызваны пожарами и взрывами.

Каждый пожар и взрыв - это не только личная, общественная, государственная трагедия, это свидетельство непрофессиональной деятельности людей, в большинстве случаев являющихся непосредственными виновниками этих событий. Как показывает практика, наиболее распространенными причинами пожаров и взрывов на промышленных предприятиях , транспорте и в складских помещениях являются несоблюдение правил пожарной безопасности производственным персоналом, технологические нарушения при организации и проведении работ, использование неисправного оборудования, ошибки при проектировании и строительстве зданий (сооружений).

Сократить количество пожаров, взрывов , уменьшить тяжесть их последствий - вполне выполнимая задача. Для этого, прежде всего, надо научиться определять причины их возникновения и поражающие факторы, а также уметь правильно действовать в условиях, когда они случились.

Где же чаще всего происходят пожары и взрывы?

Пожары и взрывы чаще всего происходят на пожаро-и взрывоопасных объектах. Таких объектов в нашей стране около 8 тыс. Это предприятия, на которых в производственном процессе используют взрывчатые и легковоспламеняющиеся вещества, а также железнодорожный и трубопроводный транспорт, используемый для перевозки (перекачки) пожаро- и взрывоопасных веществ.

К пожаро- и взрывоопасным объектам относятся предприятия химической, газовой, нефтеперерабатывающей, Целлюлозно-бумажной, пищевой, лакокрасочной промышленности, предприятия, использующие газо- и нефтепродукты в качестве сырья или энергоносителей, все виды транспорта, перевозящие взрыво- и пожароопасные вещества, топливозаправочные станции, газо- и продук-топроводы. Особенно опасны аварии на предприятиях, производящих порох, твердое ракетное топливо, взрывчатые вещества, пиротехнику.

Виды аварий на пожаро- и взрывоопасных объектах.

Пожары, взрывы.

  • Пожары (взрывы) в зданиях, на коммуникациях и технологическом оборудовании промышленных предприятий.
  • Пожары (взрывы) на объектах добычи, переработки и хранения легковоспламеняющихся и взрывчатых веществ.
  • Пожары (взрывы) на транспорте.
  • Пожары (взрывы) в шахтах, пожземных и горных выработках, метрополитенах.
  • Пожары (взрывы) в зданиях и сооружениях жилого, социально-бытового и культурного назначения.
  • Пожары (взрывы) на радиационно-опасных объектах

В уеловиях заводского концентрированного производства становятся опасными даже вещества, считающиеся негорючими. Взрывается и горит, например, древесная, угольная, торфяная, алюминиевая, мучная и сахарная пыль. Вот почему к пожаро- и взрывоопасным объектам относят также цеха по приготовлению угольной пыли, древесной муки, сахарной пудры, мукомольные предприятия, лесопильные и деревообрабатывающие производства.
Известны случаи взрывов и пожаров на складах вооружения, а также в жилых зданиях по причине неисправности и нарушения правил эксплуатации газовых плит.

14 мая 1994 г. возник пожар на объединенном складе авиационного вооружения и боеприпасов ВВС Тихоокеанского флота, расположенном в 6 км от населенного пункта Ново-нежино. В хранилищах на площади 60 га находились авиационные управляемые и неуправляемые ракеты, снаряды, бомбы.
Пожар охватил большую часть деревянных навесов и открытых площадок, вызвал серию взрывов. По свидетельству очевидцев, сначала за сопкой раздался взрыв, и небо окрасилось фейерверком из осветительных ракет. Затем на высоту до 300 м взметнулись языки пламени. Содрогнулась земля. Взрывная волна огромной силы прокатилась через полустанок «53-й километр», разрушая крыши домов и построек, выбивая оконные рамы и двери.


Потом взрывы малой и средней силы стали непрерывными. Затем последовали более мощные: как выяснилось впоследствии, это рвались трехтонные фугасные бомбы, В небо поднимались огромные дымные «грибы». Ракеты взрывались в воздухе или при ударе о землю. Канонада сопровождалась разбросом неразорвавшихся боеприпасов, осколков. Их находили затем в радиусе 5-7 км.

Территория склада и охраняемой зоны была обильно усеяна взрывоопасными предметами. Воронки имели диаметр около 30-35 м. В результате подрыва кассетных боеприпасов произошел массовый разброс мин, которые самопроизвольно привелись в боевое положение.

В зону воздействия ударной волны, разлета боеприпасов и осколков попали несколько населенных пунктов, а также железная и автомобильная дороги. Пострадали производственные здания, школы, детские сады, объекты торговли и общественного питания: у некоторых были выбиты стекла, оконные рамы и двери, сорвана кровля, деформированы несущие конструкции.

По счастливому стечению обстоятельств лишь один человек получил в результате взрывов ожоги лица и рук средней тяжести и был помещен в больницу, а 22 человека получили легкие ранения, царапины, порезы.

По потенциальной опасности пожаро- и взрывоопасные производства подразделяют на пять категорий: А, Б, В, Г, Д.

Основы безопасности жизнедеятельности. 8 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / С. Н. Вангородский, М. И. Кузнецов, В. Н. Латчук, В. В. Марков. - 5-е изд., перераб. - М. : Дрофа, 2005. - 254, с. : ил.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Стихийные бедствия, промышленные аварии и катастрофы на транспорте, экологические последствия антропогенного воздействия на биосферу, применение противником в случае военных действий различных видов оружия, создают ситуации, опасные для жизни и здоровья населения.

Возникновение любой чрезвычайной ситуации вызывается сочетанием действий объективных и субъективных факторов.

В законе Российской Федерации "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация определяется как "обстановка на определенной территории,сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы,стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей".

В условиях чрезвычайных ситуаций общество, движимое естественным стремлением к самосохранению, предпринимает осознанные, заранее предусмотренные меры, направленные на обеспечение безопасности жизнедеятельности. Проблема защиты в чрезвычайных ситуациях включает в себя множество аспектов, которые необходимо учитывать при разработке мероприятий по обеспечению безопасности населения, устойчивости объектов народного хозяйства и охране биосферы от антропогенного воздействия.

Выбор мероприятий, сил и средств защиты зависит от вида, специфики, протекания чрезвычайных ситуаций, характера порождающих факторов и тяжести последствий.

Аварии на взрывопожароопасных объектах

Взрывопожароопасными объектами называются такие объекты, на которых производятся, хранятся, транспортируются пожароопасные продукты или продукты, приобретающие при определенных условиях способность к возгоранию и (или) взрыву.

Пожаром принято называть неконтролируемое горение вне специального очага, могущее привести и (или) приводящее к гибели и поражению людей и материальному ущербу. Горение - это химическая реакция окисления, сопровождающаяся выделением большого количества тепла и свечением.

Пожары классифицируются по нескольким признакам:

1) по масштабам:

Отдельные пожары (в зданиях и сооружениях);

Группы отдельных пожаров;

Сплошные пожары, когда отдельные пожары сливаются в один общий

(горят более 50% зданий на участке застройки);

Огненный шторм - особый вид устойчивого пожара, охватывающего более 90% зданий в городах и характеризующийся наличием восходящего вверх столба продуктов сгорания и нагретого воздуха, а также притоком со всех сторон к центру шторма свежего воздуха с ураганной скоростью;

2) по месту возникновения:

Пожары в городах и населенных пунктах;

Пожары на транспортных артериях (трубопроводах) и объектах;

Ландшафтные пожары.

Наиболее распространенным источниками возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера являются пожары и взрывы, которые происходят на взрывопожароопасных объектах экономики.

В различных отраслях экономики Российской Федерации находится и эксплуатируется около 10 тыс. взрывопожароопасных объектов.

К ним, прежде всего, относится производство, где используются взрывчатые и имеющие высокую степень возгораемости вещества. А также железнодорожный и трубопроводный транспорт, который несет основную нагрузку при доставке жидких, газообразных и взрывоопасных грузов.

Наиболее часто аварии с взрывами и пожарами происходят на предприятиях химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей отраслевой промышленности, которые приводят к серьёзным последствиям: разрушению промышленных и жилых зданий, поражению производственного персонала и населения, значительным материальным потерям.

На предприятиях, производящих порох, реактивное взрывное топливо, взрывчатые вещества, пиротехнические средства и составы, а также продукцию на их основе, возможны еще более масштабные происшествия с массовым поражением работников предприятий и населения близлежащих населенных пунктов.

Прогнозы специалистов МЧС России показывают, что при крупной аварии на подобных объектах, сопровождающейся взрывами и пожарами, может возникнуть необходимость эвакуации свыше 20 тыс. человек.

Статистика

В настоящее время на предприятиях нефтяной и газовой промышленности, в геологоразведочных организациях находится в эксплуатации более 200 тыс. км. магистральных трубопроводов, 350 тыс. км. промысловых трубопроводов, 800 компрессорных и нефтеперекачивающих станций.

Необходимо отметить, что основное развитие системы магистральных газопроводов, пришлось на 60-70 гг. прошлого столетия и сегодня все они в значительной мере выработали свой ресурс, что приводит к увеличению вероятности возникновения аварий при их эксплуатации.

Особую опасность в настоящее время представляют угольные шахты из-за взрывов метана, угольной пыли и пожаров. Пожары, возникающие в подземных выработках, являются наиболее тяжелыми по последствиям и часто случающимися авариям (около 33% от общего числа аварий в этой отросли).

Аварии, возникающие на взрывопожароопасных объектах, характеризуются возникновением взрывов и пожаров и представляют особую опасность для населения. К поражающим факторам аварий на взрывопожароопасных объектах относятся воздушная ударная волна с образованием большого количества осколков из летающих обломков зданий и сооружений, высокая температура от горения различных веществ, материалов и загрязнения воздуха в очаге поражения продуктами горения, в том числе угарным газом.

При взрыве на взрывопожароопасных объектах поражение людей может происходить как от прямого воздействия ударной волной, так и от летающих обломков, камней, осколков стекла и т.п. Ущерб, причиняемый ударной волной жилым и промышленным зданиям, может носить характер полных разрушений, сильных, средних и слабых в зависимости от мощности взрыва.

При полных разрушениях рушатся все элементы здания, включая несущие конструкции этажей. При сильных разрушениях обваливаются несущие конструкции и перекрытия верхних этажей, после этого здание восстановлению не подлежит. При средних и слабых разрушениях поврежденные здания могут быть восстановлены.

Возникающие в результате взрывов пожары приводят к разрушению сооружений из-за сгорания или деформации их элементов от высоких температур, к образованию различных концентраций химически опасных веществ. Поражающими факторами для людей в этих условиях являются высокие температуры, приводящие к ожогам различной степени, и наличие в продуктах горения химически опасных веществ, приводящих к отравлениям различной степени.

Аварии на взрывопожароопасных объектах вызываются в основном взрывами емкостей и трубопроводов с легковоспламеняющимися и взрывоопасными жидкостями и газами и могут привести к тяжелым социальным и экономическим последствиям.

Исторические факты

Для наглядной характеристики последствий такой аварии приведем анализ катастрофы двух пассажирских поездов произошедшей в Башкирии 3 июня 1989 года в результате взрыва на трубопроводе. Крупная железнодорожная катастрофа явилась следствием трагического стечения обстоятельств. Два пассажирских поезда Новосибирск-Адлер(20 вагонов) и Адлер- Новосибирск(17 вагонов), следующие в разных направлениях, в 23 часа 10 минут оказались в зоне, скопившейся на местности площадью 250 гектар углеводородовоздушной смеси, образовавшиеся в результате истечения нефтепродуктов в окружающую среду из разорвавшейся трубы трубопровода Западная Сибирь-Урал-Поволжье.

Предположительно из-за искрения токоприемников локомотива во время прохождения зоны с большой концентрацией углеводородовоздушной смеси (в ее состав входили компоненты: метан, этан, пропан, изобутан и гексан; смешавшись с воздухом, такая смесь становится взрывоопасной) возник пожар и произошел объемный взрыв, энергия которого соответствовала энергии взрыва тротила массой 300 тонн. Взрыв и возникший в результате взрыва пожар привели к массовой гибели и поражению людей двух встречных пассажирских поездов, оказавшийся в зоне образования взрывоопасной смеси нефтепродуктов.

Воздушной ударной волной от поездов было оторвано и сброшено под откос 11 вагонов (5 одного и 6 другого состава), из которых 7 полностью сгорели. Остальные 26 вагонов обгорели снаружи и полностью выгорели внутри. В поездах предположительно следовало 1284 человека, из них погибло 780 человек.

Катастрофа явилась следствием неудовлетворительного качества строительства трубопровода и недопустимо плохого состояния контроля над его строительством со стороны заказчика и неприятия, своевременных мер по устранению аварии (разрыв трубы), возникшей перед взрывом. К такому выводу пришла комиссия, расследовавшая причины катастрофы.

Еще одним ярким примером аварий на взрывопожароопасных объектах является взрыв метана на шахте "Распадская".

Вечером 8 мая 2010 года на крупнейшей угольной шахте России "Распадская", расположенной в Междуреченске Кемеровской области, произошел взрыв метана. Около 360 шахтеров оказались заблокированными под землей, 276 человек удалось вскоре вывести на поверхность. Спустя несколько часов в "Распадской" произошел второй взрыв, оставивший шахту без воздуха и разрушивший часть наземных построек. В результате была утеряна связь с тремя отрядами спасателей. По официальным данным, погибли 73 горняка, тела еще 18 человек до сих пор не обнаружены, они числятся пропавшими без вести. ОАО "Распадская" оценила свой ущерб в 8,6 миллиарда рублей. После аварии ушел в отставку директор шахты, ему предъявлены обвинения в нарушении правил безопасности.

Заключение

авария взрывопожароопасный чрезвычайный

Количество аварий во всех сферах производственной деятельности неуклонно растет в связи с широким использованием новых технологий и материалов, нетрадиционных источников энергии, массовым применением опасных веществ в промышленности и сельском хозяйстве.

Все чаще аварии принимают катастрофический характер с уничтожением объектов и тяжелыми экологическими последствиями (Бхопал, Чернобыль). Анализ аварий показывает, что, независимо от производства, в подавляющем большинстве случаев им предшествует возникновение или накопление дефектов в оборудовании или отклонение от нормального ведения процесса, которые сами по себе не представляют угрозы, но создают предпосылки для аварии.

Для избежания возникновений подобных ситуаций следует более внимательно относиться к технике безопасности на па подобных предприятиях.

Список использованной литературы

1. "Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебник" под ред. Н.К. Шишкина. - М., ГУУ, 2008г.

2. В.Е. Анофриков, С.А. Бобок, М.Н. Дудко, Г.Д. Елистратов "Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие для вузов" / ГУУ. - М.: ЗАО "Финстатинформ", 2005г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Классификация чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера. Поводы, приводящие к возникновению ЧС. Аварии на радиационно-опасных, химических, взрывопожароопасных объектах. Принципы защиты населения и территорий от ЧС и меры их предупреждения.

    презентация , добавлен 13.03.2015

    Понятие и характерные признаки опасных производственных объектов. Оценка степени аварийности на опасных производственных объектах Башкирии по отраслям: нефтегазодобыча, газоснабжение, химическая, энергетика. Оборудование, работающее под давлением.

    контрольная работа , добавлен 11.12.2010

    Понятие и классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера, причины их возникновения. Характер проявления аварий и катастроф. Минимизация вероятности возникновения последствий ЧС на промышленных объектах. Мероприятия по прогнозированию ЧС.

    реферат , добавлен 03.10.2014

    Источники чрезвычайных ситуаций, потери и ущерб как их следствие. Классификация чрезвычайных ситуаций. Система защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Зонирование территорий по видам опасности.

    реферат , добавлен 19.09.2012

    Характеристика основных элементов радиационно-опасных объектов и зон радиоактивного заражения местности при аварии на современных атомных электростанциях. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

    курсовая работа , добавлен 06.08.2015

    Условия формирования и классификация техногенных чрезвычайных ситуаций. Характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного происхождения: аварии на химических, радиационных, пожаро- и взрывоопасных объектах, на транспорте, гидротехнических сооружениях.

    реферат , добавлен 09.04.2014

    Условия формирования и характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций: транспортные аварии, пожары и взрывы, аварии с выбросом сильнодействующих ядовитых, радиоактивных и биологически опасных веществ.

    реферат , добавлен 02.03.2015

    Обеспечение безопасности людей и сохранности оборудования при проведении огневых работ на взрывоопасных и взрывопожароопасных объектах. Огневые работы внутри аппаратов, емкостей и на трубопроводах. Основные требования охраны труда в аварийных ситуациях.

    контрольная работа , добавлен 21.09.2012

    Общемировой ущерб от чрезвычайных ситуаций. Условия возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Техногенная авария на Чернобыльской атомной электростанции. Виды катастроф. Аварии с выбросом биологически опасных веществ, их последствия.

    реферат , добавлен 12.08.2013

    История и виды аварий на гидродинамически опасных объектах, их причины и последствия. Затопление прибрежных территорий в результате разрушения гидротехнических сооружений (плотин и дамб). Меры по уменьшению последствий аварий на опасных объектах.

Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия

Предмет: ОБЖ.

Дата проведения: 10.02.2011 г.

Составитель: преподаватель-организатор ОБЖ

Цель: познакомиться с основными причинами пожаров и взрывов на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможными последствиями.

Ход урока

I. Повторение пройденного материала.

1) Какие органы исполнительной власти осуществляют мероприятия по обеспечению химической безопасности населения?

2) Какие средства индивидуальной защиты используются для защиты органов дыхания от воздействия АХОВ?

3) Какие мероприятия планируются и проводятся для обеспечения химической защиты населения?

4) Какими свойствами обладают наиболее распространённые АХОВ – аммиак и хлор?

II. Сообщение темы и цели урока.

Тема урока «Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия».

Цель урока: познакомиться с основными причинами пожаров и взрывов на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможными последствиями.

III. Изложение программного материала.

Наиболее распространёнными источниками возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера являются пожары и взрывы, которые происходят на взрывопожароопасных объектах экономики.

В различных отраслях экономики Российской Федерации находится и эксплуатируется около 10 тыс. взрывопожароопасных объектов.

Запомните!

Взрывопожароопасные объекты – это предприятия, на которых производят, хранят, транспортируют взрывопожароопасные продукты или продукты, приобретающие при определённых условиях способность к возгоранию или взрыву.

К ним, прежде всего, относится производство, где используются взрывчатые и имеющие высокую степень возгораемости вещества, а также железнодорожный и трубопроводный транспорт как несущие основную нагрузку при доставке жидких, газообразных и взрывоопасных грузов. (Трубопроводный транспорт – это нефте - и газопроводы.)

Наиболее часто аварии со взрывами и пожарами происходят на предприятиях химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей отраслевой промышленности, которые приводят к серьёзным последствиям: разрушению промышленных и жилых зданий, поражению производственного персонала и населения, значительным материальным потерям.

На предприятиях, производящих порох, ракетное взрывное топливо, взрывчатые вещества, пиротехнические средства и составы, а также продукцию на их основе, возможны ещё более масштабные происшествия с массовым поражением работников предприятий и населения близлежащих населённых пунктов.

Прогнозы специалистов МЧС России показывают, что при крупной аварии на подобных объектах, сопровождающейся взрывами и пожарами, может возникнуть необходимость к эвакуации свыше 20 тыс. человек.

Статистика

В настоящее время на предприятиях нефтяной и газовой промышленности, в геологоразведочных организациях находится в эксплуатации более 200 тыс. км магистральных трубопроводов, 350 тыс. км промысловых трубопроводов, 800 компрессорных и нефтеперекачивающих станций.

Необходимо отметить, что основное развитие системы магистральных газопроводов, нефтепроводов пришлось на 60-70-е гг. прошлого столетия и сегодня все они в значительной мере выработали свой ресурс, что приводит к увеличению вероятности возникновения аварий при их эксплуатации.

Особую опасность в настоящее время представляют угольные шахты из-за взрывов метана, угольной пыли и пожаров. Пожары, возникающие в подземных выработках, являются наиболее тяжёлыми по последствиям и часто случающимися авариями (около 33% от общего числа аварий в этой отрасли).

Внимание!

Аварии, возникающие на взрывопожароопасных объектах, характеризуются возникновением взрывов и пожаров и представляют особую опасность для населения. К поражающим факторам аварий на взрывопожароопасных объектах относятся воздушная ударная волна с образованием большого количества осколков из летающих обломков зданий и сооружений, высокая температура от горения различных веществ и материалов и загрязнение воздуха в очаге поражения продуктами горения, в том числе и угарным газом.

При взрыве на взрывопожароопасных объектах поражение людей может происходить как от прямого воздействия ударной волны, так и от летающих обломков, камней, осколков стекла и т. п. Ущерб, причиняемый ударной волной жилым и промышленным зданиям, может носить характер полных разрушений, сильных, средних и слабых в зависимости от мощности взрыва.

При полных разрушениях рушатся все элементы здания, включая несущие конструкции этажей. При сильных разрушениях обваливаются несущие конструкции и перекрытия верхних этажей, после этого здания восстановлению не подлежат. При средних и слабых разрушениях повреждённые здания могут быть восстановлены.

Возникающие в результате взрывов пожары приводят к разрушению сооружений из-за сгорания или деформации их элементов от высоких температур, к образованию различных концентраций химически опасных веществ. Поражающими факторами для людей в этих условиях являются высокие температуры, приводящие к ожогам различной степени, и наличие в продуктах горения химически опасных веществ, приводящих к отравлению различной степени.

Аварии на взрывопожароопасных объектах вызываются в основном взрывами ёмкостей и трубопроводов с легковоспламеняющимися и взрывоопасными жидкостями и газами и могут привести к тяжёлым социальным и экономическим последствиям.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ

Для наглядной характеристики последствий такой аварии приведём анализ катастрофы двух пассажирских поездов, произошедшей в Башкирии 3 июня 1989 г. в результате взрыва на трубопроводе. Крупная железнодорожная катастрофа явилась следствием трагического стечения обстоятельств. Два пассажирских поезда Новосибирск – Адлер (20 вагонов) и Адлер – Новосибирск (17 вагонов), следующие в разных направлениях, в 23 ч 10 мин оказались в зоне скопившейся на местности площадью 250 га углеводородовоздушной смеси, образовавшейся в результате истечения нефтепродуктов в окружающую среду из разорвавшейся трубы трубопровода Западная Сибирь – Урал – Поволжье.

Предположительно из-за искрения токоприёмников локомотива во время прохождения зоны с большой концентрацией углеводородовоздушной смеси (в её состав входили компоненты: метан, этан, пропан, изобутан и гексан; смешавшись с воздухом, такая смесь становится взрывоопасной) возник пожар, и произошёл объёмный взрыв (взрыв облака взрывоопасной смеси), энергия которого соответствовала энергии взрыва тротила массой около 300 т. Взрыв и возникший в результате взрыва пожар привели к массовой гибели и поражению людей двух встречных пассажирских поездов, оказавшихся в зоне образования взрывоопасной смеси нефтепродуктов.

Воздушной ударной волной от поездов было оторвано и сброшено под откос 11 вагонов (5 одного и 6 другого состава), из которых 7 полностью сгорели. Остальные 26 вагонов обгорели снаружи и полностью выгорели внутри. В поездах предположительно следовало 1284 человека, из них погибло более 780 человек.

Катастрофа явилась следствием неудовлетворительного качества строительства трубопровода и недопустимо плохого состояния контроля за его строительством со стороны заказчика и неприятием своевременных мер по устранению аварии (разрыв трубы), возникшей перед взрывом. К такому выводу пришла комиссия, расследовавшая причины катастрофы.

IV. Итог урока

Вопросы для самоконтроля:

1) Какие объекты экономики относятся к взрывопожароопасным?

2) Какие основные факторы определяют возникновение аварии на взрывопожароопасном объекте?

3) Какие поражающие факторы, возникающие при авариях на взрывопожароопасных объектах, представляют высокую степень опасности для работающего персонала и населения?

4) К каким последствиям может привести крупная авария на взрывопожароопасном объекте?

Домашнее задание

Из различных информационных источников (газеты, журналы, радио, ТВ) подберите несколько характерных примеров возникновения чрезвычайной ситуации из-за аварии на взрывопожароопасном объекте в регионе вашего проживания. Выпишите причины её возникновения.

Взрывопожароопасные объекты потенциально представляют высокую опасность не только для населения, объектов народного хозяйства, инфраструктуры в целом, но и для окружающей среды. Аварии на таких объектах относятся к наивысшей категории сложности, а при их устранении или локализации, а также при проведении превентивных мероприятий применяются специальные средства и технологии.

Основные причины возникновения

Под пожаром следует понимать возгорание различной сложности, которое охватывает определенную площадь и в результате чего уничтожаются или портятся материальные ценности, возникает угроза здоровью или жизни людей. Под взрывом, или так называемым тепловым взрывом, подразумевается резкое воспламенение при разогреве изнутри горючего вещества.

К взрывопожароопасным объектам следует относить специализированные хозяйствующие субъекты (предприятия, цеха, отдельные складские помещения и т.п.), на территории которых производятся или хранятся взрывоопасные вещества, смеси или их ингредиенты.

Основным характерным свойством вышеупомянутых веществ является их предрасположенность в определенных условиях и в определенной среде к легкому возгоранию или взрыву.

Наиболее частые случаи возникновения пожаров и взрывов фиксируются на промышленных объектах по производству химической продукции, на нефтеперерабатывающих заводах, на объектах по производству ракетного топлива, пиротехнических фабриках и заводах по производству пороха.

Кроме того, немалую опасность представляют собой и шахты. Это вызвано присутствием метана или угольной пыли в подземных выработках. На каждом объекте горнодобывающей отрасли могут быть предусмотрены собственные пожарные расчеты, способные обеспечить начальные меры по устранению и локализации пожаров.

И взрывов на вышеперечисленных объектах являются случаи взрывов различных емкостей или отдельных участков трубопровода из-за технических неисправностей, увеличенного давления, повышенного внешнего температурного режима, а также различных механических аварий или повреждений.

В качестве сторонних факторов могут выступать различные стихийные бедствия, другие техногенные аварии, военные действия и другие причины, которые вызваны резким изменением режима жизнедеятельности человека, социальных факторов или состояния окружающей природы.

При этом легковоспламеняющиеся жидкости, газы или вещества при горении могут нанести гораздо больший урон при отсутствии надежных и эффективных средств локализации и подавления таких аварий.

Последствия пожаров и взрывов

Пожары и взрывы на объектах с повышенной взрыво- и пожароопасностью приводят приводят к серьезным последствиям, например, к частичному или полному разрушению строений различных категорий, которые находятся на ведомственной территории определенного объекта, а также за пределами этой территории.

При этом детали конструкций и составные части сооружений уничтожаются или деформируются не только при непосредственном взрыве, но также и при длительном горении, когда происходит значительное изменение изначальной формы составляющих единиц из-за аномально высоких температур, что приводит к последующему разрушению объекта.

Помимо этого высокую опасность представляют собой образовавшиеся в результате взрыва или пожара облака из газообразных продуктов горения. Такие образования, как правило, имеют высокий уровень токсичности и очень опасны для жизни или здоровья людей, животных и окружающей среды в целом.

Образование большого количества искр и высокая температура по всему периметру аварии на взрывопожароопасных объектах являются причиной возгорания соседних зданий, сооружений и т. п.

Внутри объекта, где произошел пожар или взрыв, опасность для людей представляют части конструкции, которые в результате пожара могут обрушиваться, а также низкая концентрация кислорода, что может привести к удушению.

Также при взрыве немалую опасность представляет собой взрывная волна, которая опасна для человека не только в качестве источника причинения травм и увечий, но и может стать причиной смерти в зависимости от силы взрыва.

Меры предупреждения

Основные правила, регламентирующие обязательные меры по предупреждению пожаров и взрывов, устанавливаются на государственном уровне и утверждаются различными постановлениями или решениями.

Противопожарная безопасность на взрывопожароопасных объектах разрабатывается как в виде профилактического комплекса мер и порядка, так и в виде правил активных мер по ликвидации пожаров или других аварийных ситуаций.

Меры предупреждения заключаются в создании условий и разработке мероприятий по предупреждению взрывов и пожаров, а сама профилактика достигается нижеперечисленными методами и способами:

  • разработка и утверждение индивидуальных для каждого промышленного объекта описываемой категории пожарных правил и норм. Кроме того, немаловажным условием является особый контроль за выполнением этих предупредительных мер;
  • осуществление проектирования и закладки конструкционных особенностей в новосозданные промышленные объекты с учетом требований противопожарной безопасности;
  • тщательный уход, своевременной обслуживание и периодическая проверка технического состояния противопожарных средств. В качестве необходимых и обязательных мероприятий в этом случае стоит выделить плановые периодические осмотры и обследования ответственными лицами с участием представителей государственных органов противопожарной безопасности;
  • проведение социальной пропаганды по привлечению населения к изучению основных правил, требований и норм противопожарной безопасности.

Профилактические меры на промышленных объектах повышенной опасности проводятся на основе специальных норм.

Такие объекты должны возводится с учетом специальных технических требований, при строительстве должны использоваться специальные материалы, а само сооружение относится к определенному классу пожарной безопасности (соответствовать конкретной степени огнестойкости).

В том случае, когда взрывопожароопасные комплексы состоят из нескольких объектов, то между ними должны предусматриваться специальные противопожарные разрывы между строениями или объектами . Кроме того, проводится специальное зонирование территории для более детального распределения уровня пожарной безопасности.

Взрывопожароопасные объекты должны быть оборудованы внутренним пожарным водоводом повышенной производительности, пожарной сигнализацией с центральным пультом оповещения и контроля.

На объектах, где осуществляется хранение легковоспламеняющихся и других горючих веществ, необходимы специальные простенки, а их размещение должно быть раздельным.

Нормами и правилами запрещается монтаж и установка устройств печного или газового отопления, а нарушение этого требования чревато серьезными штрафными санкциями со стороны контролирующих органов, а также полной остановкой производственного процесса.

Пожар - это горение, в результате которого уничто­жаются или повреждаются материальные ценности, созда­ется опасность для жизни и здоровья людей.

Горением называется быстро протекающий химичес­кий процесс окисления или соединения горючего вещества и кислорода воздуха, сопровождающийся выделением газа, тепла и света. Известно горение и без кислорода воздуха с образо­ванием тепла и света. Таким образом, горение представляет собой не только химическую реакцию соединения, но и раз­ложения.

Различают собственно горение, взрыв и детонацию. При собственно горении скорость распространения пламени не превышает десятков метров в секунду, при взрыве - сотни метров в секунду, а при детонации - тысячи метров в се­кунду.

С наибольшей скоростью горение происходит в чистом кислороде. По мере снижения концентрации кислорода про­цесс горения замедляется, наименьшая скорость горения при содержании кислорода в воздухе 14-15%.

Для горения необходимы горючие материалы, окисли­тель и источник поджигания.

В практике различают полное и неполное горение. Пол­ное горение достигается при достаточном количестве кисло­рода, а неполное - при недостатке кислорода. При неполном горении, как правило, образуются едкие, ядовитые и взры­воопасные смеси.

Самовоспламенение (тепловой взрыв) возникает при внут­реннем подогреве горючего вещества в результате химичес­ких процессов. Температура самовоспламенения зависит от различных факторов: состава и объема горючей смеси, дав­ления и др. Большинство газов и жидкостей воспламеняется при температуре 400-700 °С, а твердых тел (дерева, угля, торфа и т. п.) - 250-450 °С. Следует иметь в виду, что увели­чение содержания кислорода в веществах и уменьшение со­держания углерода снижают температуру самовоспламене­ния.

Для горения и воспламенения важное значение имеет концентрация газов и паров в воздухе. Диапазон горения и воспламенения характеризуется нижним и верхним предела­ми взрываемости. Они являются важнейшей характеристи­кой взрывоопасное™ горючих веществ. Нижний предел взры­ва характеризуется наименьшей концентрацией газов и па­ров воздуха, при котором возможен взрыв, а верхний - наи­большей их концентрацией, при которой еще возможен взрыв.

При взрывах некоторых газов, паров и смесей горение переходит в особую форму - детонацию. При этом скорость распространения пламени достигает 1000-4000 м/с, что пре­вышает скорость распространения звука. Детонация, как пра­вило, происходит в трубах, имеющих достаточный диаметр и длину, может возникать при определенном подогреве сме­си и сильной ударной волне, а также при специальном под­жигании взрывоопасного вещества. Детонация имеет верхний и нижний концентрационные пределы.



Все горючие жидкости пожароопасны. Они горят в воз­духе при определенных условиях, зависящих от концентра­ции их паров. Горючие жидкости постоянно испаряются, об­разуя над поверхностью насыщенные взрывоопасные пары.

По температуре вспышки горючие жидкости подразде­ляются на два класса. К первому классу относятся жидкости (бензин, керосин, эфир и др.), вспыхивающие при темпера­туре менее 45 °С, ко второму классу - жидкости (масла, мазуты и др.), имеющие температуру вспышки выше 45 °С. В практике первый класс жидкостей принято называть лег­ковоспламеняющимися (ЛВЖ), второй - горючими (ГЖ).

Пыли и пылевоздушные смеси горючих веществ пожаро­опасны. В воздухе они могут образовывать взрывоопасные смеси. Увеличение влажности воздуха и сырья, из которого образуется пыль, а также повышение скорости движения воздуха уменьшают концентрацию пыли в воздухе и снижа­ют пожароопасность.

Взрывоопасными являются пыль сахара, крахмала, на­фталина при концентрации в воздухе до 15 г/м 3 ; торфа, кра­сителей и т. п. при концентрации от 15 до 65 г/м 3 .

Важное значение в противопожарном отношении имеет правильная эксплуатация электрических сетей и приборов. Электрическая сеть в эксплуатационном отношении должна отвечать противопожарным требованиям. При ее устройстве устанавливают специальные автоматические выключатели и плавкие предохранители, защищающие ее от перегрузки и воспламенения изоляции. При эксплуатации электрической сети нельзя применять "жучки" вместо калиброванных плав­ких вставок или защитных средств, так как это приводит к перегрузке в линии, высыханию изоляции, возникновению короткого замыкания и пожару.



Пожаро- и взрывоопасные объекты (ПВОО) - предпри­ятия, на которых производятся, хранятся, транспортируют­ся взрывоопасные продукты или продукты, приобретающие при определенных условиях способность к возгоранию или взрыву.

К ним прежде всего относятся производства, где исполь­зуются взрывчатые и имеющие высокую степень возгорае­мости вещества, а также железнодорожный и трубопровод­ный транспорт как несущий основную нагрузку при доставке жидких, газообразных пожаро- и взрывоопасных грузов.

По взрывной, взрывопожарной и пожарной опасности ПВОО подразделяются на пять категорий: А, Б, В, Г, Д. Осо­бенно опасны объекты, относящиеся к категориям А, Б, В.

Все строительные материалы и конструкции из них под­разделяются на три группы: несгораемые, трудносгораемые и сгораемые. Несгораемые - это материалы, которые под воздействи­ем огня или высокой температуры не воспламеняются, не тлеют и не обугливаются. Трудносгораемые - это материалы, которые под воз­действием огня или высокой температуры с трудом воспла­меняются, тлеют или обугливаются и продолжают гореть при наличии источника огня. Сгораемые - это материалы, которые под воздействи­ем огня или высокой температуры воспламеняются или тлеют и продолжают гореть и тлеть после удаления источника огня.

Пожары на крупных промышленных предприятиях и в населенных пунктах подразделяются на отдельные и массо­вые. Отдельные - пожары в здании или сооружении.

Массовые - совокупность отдельных пожаров, охвативших более 25% зданий. Сильные пожары при определенных усло­виях могут перейти в огненный шторм.

Характеристика аварий на пожаро- и взрывоопасных объектах. К авариям на ПВОС 1 относятся пожары с последу­ющим взрывом газообразных (сжиженных) углеводородных продуктов, топливно-воздушных смесей и других взрывоо­пасных веществ и взрывы чаще всего в результате свобод­ного истечения легковоспламеняющиеся взрывоопасных жид­костей или газов, приводящие к возникновению многочис­ленных очагов пожаров.

Особым случаем взрыва является объемный взрыв, когда подрывается газообразная или аэрозольная смесь, занимаю­щая значительный объем. Характерный пример такого взры­ва - взрыв при утечке газа. При этом взрывоопасное облако способно проникать в закрытые помещения через окна, люки и т. п. и взрыв может поражать людей и причинять разруше­ния в местах, защищенных стенами. Чрезвычайные ситуации, создающиеся на ПВОО, часто осложняются тем, что многие взрывоопасные вещества ядо­виты или образуют при сгорании химически опасные веще­ства (ХОВ).

Поражающие факторы при авариях на пожаро- и взры­воопасных объектах. К поражающим факторам аварий на ПВОО относятся: воздушная ударная волна с образованием осколочных полей, тепловое и световое излучение и, как следствие, загрязнение воздуха в очаге поражения угарным газом и ХОВ.

Характер воздействия аварии на пожаро- и взрыво­опасном объекте на население и окружающую среду. При взрыве на ПВОО поражение людей и повреждения различ­ной степени могут происходить как от прямого воздействия ударной волны, так и косвенно - от летящих обломков, кам­ней, осколков стекла и т. п. Характер и степень поражения людей зависят от степени их защищенности.

Возникающие в результате взрывов пожары приводят к ожогам, а горение пластмасс и некоторых синтетических ма­териалов - к образованию различных концентраций ХОВ, цианистых соединений, фосгена, сероводорода и др. Чаще всего на пожарах людей поражают окиси углерода (при со­держании в воздухе 1% окиси углерода наступает почти мгно­венная потеря сознания и смерть), реже - цианистые со­единения, бензол, окислы азота, углекислота и другие ток­сичные продукты. К поражающим факторам пожаров отно­сят также задымление, затрудняющее ориентирование, и сильный морально-психологический эффект.

Взрывы емкостей с газообразными и сжиженными веще­ствами, которые могут быть отнесены к категории ХОВ, при­водят к загрязнению токсичными веществами воздушного, водного бассейнов и значительных территорий местности, а также заболеваниям и гибели людей, животных и растений. Кроме того, следует учитывать, что взрывы и пожары на объектах, имеющих в производстве и хранении взрыво- и пожароопасные компоненты, представляют серьезную опас­ность не только для самих объектов, но и для населения, проживающего вблизи объектов.

Наиболее опасны пожары в административных зданиях, так как внутренние стены облицованы панелями из горючего материала, а потолочные плиты выполнены из горючих дре­весных плит. Часто возникновению возгорания способствует неудовлетворительная огнестойкость древесины и других стро­ительных материалов, особенно пластиков. Чрезвычайно опасен в пожарном отношении применяе­мый при изготовлении мебели поролон, который при горении выделяет ядовитый дым, содержащий цианистые соедине­ния. Кроме того, в условиях стесненного производства стано­вятся опасными вещества, считающиеся негорючими. Так, взрывается и горит древесная, угольная, торфя­ная, алюминиевая, мучная, зерновая и сахарная пыль, а так­же пыль хлопка, льна, пеньки, джута. Самовозгораются та­кие обычные химикаты, как скипидар, камфара, барий, пи­рамидон и многие другие.

Аварии на объектах нефтегазодобывающей промышлен­ности всегда приносят большие бедствия. Так, вырвавшийся нефтяной или газовый фонтан при воспламенении перебра­сывает огонь на резервуары с нефтью, компрессорные уста­новки и нефтепроводы, мастерские, гаражи, жилые дома и лесные массивы.

Бушующее пламя горящего фонтана поднимается огром­ным смерчем к небу, тяжелый дым застилает окрестности. Температура внутри такого смерча настолько велика, что плавятся стальные буровые вышки и другие конструкции.

Нередки пожары от возгорания горючего при перевозках. Во время пожаров на железнодорожном транспорте, как пра­вило, обрываются провода, парализуя все движение.

При планировании мероприятий по борьбе с авариями надо учитывать, что они проходят пять фаз:

· первая - накопление отклонений от нормального про­цесса;

· вторая - инициирование аварии;

· третья - развитие аварии, во время которой оказыва­ется воздействие на людей, природную среду и объекты на­родного хозяйства;

· четвертая - проведение спасательных и других нео­тложных работ, локализация аварии;

· пятая - восстановление жизнедеятельности после лик­видации последствий аварии.

5. А варии на гидротехнических опасных объектах

Гидротехнические сооружения - это объекты, созда­ваемые с целью использования кинетической энергии воды (ГЭС), охлаждения систем в технологических процессах, ме­лиорации, защиты прибрежных территорий (дамбы), забора воды для водоснабжения и орошения, рыбозащиты, регули­рования уровня воды, обеспечения деятельности морских и речных портов, для судоходства (шлюзы).

Следует различать такие понятия, как запруда, плоти­на, гидроузел. Запруда обычно создает подъем воды, но не имеет стока или он весьма ограничен. Плотина - сооруже­ние, тоже создающее напор воды, но почти с постоянным ее стоком. Гидроузел представляет собой систему сооруже­ний и водохранилищ, связанных единым режимом водоперетока. Весьма опасно разрушение плотин, так как при этом действуют два фактора: волна прорыва и зона затопления, каждый из которых имеет свою характеристику и для людей представляет опасность. Прорыв может произойти из-за воз­действия сил природы (землетрясения, урагана, обвала, опол­зня), конструктивных дефектов, нарушения правил эксплуа­тации, воздействия паводков, разрушения основания, недо­статочности водосбросов, а в военное время - в результате воздействия средств поражения.

При прорыве в плотине или в другом сооружении обра­зуется проран, от размеров которого зависят объем, скорость падения воды и параметры волны прорыва - основного по­ражающего фактора этого вида аварий.

Разрушительное действие волны прорыва заключается главным образом в движении больших масс воды с высокой скоростью и таранного действия всего того, что перемеща­ется вместе с водой (камни, доски, бревна, различные кон­струкции).

Высота и скорость волны прорыва зависят от гидрологи­ческих и топографических условий реки. Например, для рав­нинных районов скорость волны прорыва колеблется от 3 до 25 км/ч, а для горных и предгорных мест имеет величину порядка 100 км/ч. Лесистые участки замедляют скорость и уменьшают высоту волны. Прорыв плотин приводит к затоп­лению местности и всего того, что на ней находится, поэто­му строить жилые и производственные здания в этой зоне запрещено. Причины крупных аварий гидротехнических сооружений различны, но чаще всего они происходят из-за разрушения основания. Частота возникновения аварий по различным при­чинам приводится ниже, %

Аварии на транспорте

Сегодня любой вид транспорта представляет потенциальную опасность. Технический прогресс одновременно с комфортом и скоростью передвижения снизил степень безопасности жизнедеятельности человека.

Транспортная авария (ТА) - авария на транспорте, повлекшая за собой гибель людей, причинение пострадавшим тяжелых телесных повреждений, уничтожение и повреждение транспортных сооружений и средств или ущерб окружающей природной среде. Обычно ТА различают по видам транспорта:

Железнодорожная авария;

Авиационная катастрофа;

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП);

Аварии на водном транспорте;

Авария на магистральном трубопроводе и др.

Поражающие факторы, сопровождающие все ТА, зависят как от вида транспорта, так и от вида транспортируемого груза.

Значительное место в общем объеме грузоперевозок занимает железнодорожный транспорт. Он обеспечивает до 47% пассажирских перевозок, а также до 50% доставок грузов. Среди последних большое количество опасных грузов. Поэтому железнодорожный транспорт является отраслью народного хозяйства с повышенным риском возникновения аварийных ситуаций.

Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются:

Неисправности пути;

Поломки подвижного состава;

Выход из строя средств сигнализации и блокировки;

Ошибки диспетчеров;

Невнимательность и халатность машинистов;

Сход подвижного состава с рельсов;

Столкновения;

Наезды на препятствия на переездах;

Пожары и взрывы непосредственно в вагонах;

Повреждение железнодорожных путей в результате размывов, обвалов, оползней, наводнений;

Изношенность технических средств.

Благодаря внедрению комплекса профилактических и организационно-технических мероприятий число происшествий на железных дорогах в последние годы существенно сократилось.

В гражданской авиации России также случаются авиационные происшествия и катастрофы, влекущие за собой гибель людей и разрушения воздушных судов.

Среди причин авиакатастроф выделяются:

Ликвидация централизованной государственной системы управления и обеспечения безопасности полетов;

Распад единой государственной системы Аэрофлота;

Рост числа мелких коммерческих организаций-перевозчиков;

Снижение дисциплины, надзора и контроля за безопасностью полетов в целом;

Ошибки пилотов;

Ошибки диспетчерских служб;

Неисправности авиационной техники (старение, низкие темпы замены на новые виды);

Погодные условия.

Одной из основных проблем современности стало обеспечение безопасности движения на автомобильном транспорте.

Крупными автомобильными катастрофами считаются такие, в которых погибли 4 и более человек. Статистика показывает некоторое снижение их количества. Однако продолжает оставаться высокой тяжесть катастроф (численность потерь населения и ущерб, связанные с ними).

Данное положение объясняется следующими причинами:

Неудовлетворительным техническим состоянием автомобильных дорог и подвижного состава;

Большим количеством пересечений дорог на одном уровне, в том числе и с железными дорогами;

Многократно возросшим количеством личного автомобильного транспорта;

Неконтролируемым нарастанием объемов грузовых перевозок, выполняемых большегрузными автомобилями (автопоездами) с нагрузками на ось, превышающими допустимые;

Нарушением водителями Правил дорожного движения;

Плохой подготовкой водителей;

Превышением скорости на опасных участках дорог; -- выездами на полосу встречного движения;

Управлением автотранспортом в нетрезвом состоянии. В последние годы имеют место кораблекрушения и аварийные происшествия на водном транспорте.

Основными причинами этих аварий являются:

Нарушения правил судовождения, пожарной безопасности, технической эксплуатации;

Износ материальной части и оборудования судов, портов и других объектов морских и речных пароходств;

Погодные и климатические условия (ураганы, штормы, туманы, льды и т. д.);

Ошибки капитанов, лоцманов и членов экипажа;

Ошибки при проектировании и строительстве судов;

Столкновения и опрокидывания судов;

Посадка на мель;

Взрывы и пожары на борту;

Неправильное размещение и плохое закрепление грузов;

Низкая обновляемость парка за счет судов нового поколения.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: