Государственное и правовое развитие древней греции. Управление в Древней Греции. Особенности управления в Афинах и Спарте Организация государственного управления в греции

Выбор религии народом всегда определяется его правителями. Истинной религией всегда оказывается та, которую исповедует государь; истинный бог – то бог, поклоняться которому приказывает государь; таким образом, воля духовенства, которое руководит государями, всегда оказывается и волей самого бога.

Из Темных веков - периода упадка, наступившего в XI-IX вв. до н. э. - Эллада вынесла семена нового государственного устройства. От первых царств остались россыпи деревень, кормивших ближайший город - центр общественной жизни, рынок и убежище на время войны. Вместе они составляли государство-город ("полис"). Крупнейшими полисами были Афины, Спарта, Коринф и Фивы.

Афины и Спарта

Если Афины можно назвать оплотом демократии, то Спарта по праву считалась центром олигархии. Спарту отличал целый ряд и других особенностей.

В большинстве греческих государств процентное отношение рабов к свободным гражданам было достаточно низким, в то время как спартиаты жили как "господствующая раса" в окружении превосходящего количества потенциально опасных рабов-илотов. Для поддержания своего господства весь народ Спарты был превращен в касту воинов, которых с раннего детства обучали терпеть боль и жить в казарменных условиях древней Греции.

Хотя греки были ярыми патриотами своих городов, они признавали, что являются одним народом - эллинами. Их объединяла поэзия Гомера, вера во всемогущего Зевса и других олимпийских богов, и культ развития умственных и физических способностей, выражением которого были Олимпийские игры. Кроме этого греки, чтившие верховенство права, ощущали свое отличие от других народов, которых они огульно окрестили "варварами". Как при демократии, так и в олигархических полисах у всех были юридические права, и гражданина нельзя было лишить жизни по капризу императора - в отличие от, например, персов, которых греки считали варварами.

Тем не менее, персидская экспансия, начавшаяся в VI веке до н. э. и направленная против народовДревней Греции и Малой Азии, казалась неминуемой. Впрочем, персы не особенно интересовались землями греков - бедными и удаленными по ту сторону Эгейского моря, пока Афины не поддержали азиатских греков, взбунтовавшихся против персидского правления. Восстание было подавлено, и в 490 году до н.э. персидский царь Дарий отправил войска отомстить Афинам. Однако афиняне одержали убедительную победу в битве при Марафоне - в 42 км от Афин. В память о подвиге гонца, пробежавшего все это расстояние без остановки, чтобы побыстрее сообщить радостную несть, в программу Олимпийских игр включен марафон.

Десять лет спустя сын и преемник Дария Ксеркс организовал значительно более массированное нападение. Он приказал выстроить в ряд свои корабли, образовав мост через пролив Геллеспонт, разделявший Малую Азию и Европу (нынешний пролив Дарданеллы), по которому прошло его громадное войско. Перед лицом общей угрозы греческие города вынуждены были объединиться. Государственный строй древней Греции. Армия Ксеркса шла с севера, и греки, собравшие войска из разных городов, совершили настоящий подвиг, поставив заслон на пути персов. Царь Леонид и его 300 спартанцев отдали свои жизни, стараясь как можно дольше удержать узкое Фермопильское ущелье.

К сожалению, гибель спартанцев оказалась напрасной, поскольку Древняя Греция все-таки пала под натиском противника. Жителей Афин эвакуировали, и захватчики сожгли все храмы в Акрополе. Хотя за год до войны предводитель афинян Фемистокл серьезно укрепил флот, по количеству кораблей он безнадежно уступал превосходящим силам персов и покоренных ими финикийцев. Но Фемистоклу удалось загнать персидскую армаду в узкий Саламинский пролив, где она была лишена возможности маневра. Это вызвало панику в рядах персов и позволило грекам начисто разбить вражеский флот.

Предпосылки и условия формирования полисного строя

Процесс формирования полиса растянулся в общей сложности на полтысячелетия. Не менее длительным был и период распада этого организма. Таким образом, история полиса по сути и являет собой историю всей античности. И хотя полису предшествовали определенные старые общественные структуры, а его распад вызвал к жизни новые - все они так или иначе имели либо своим конечным результатом, либо исходной точкой все тот же полис.

Формирование полиса было результатом длительного развития греческой цивилизации, и истоки этого феномена следует искать в глубокой древности - еще в крито-микенской эпохе. Корни полисного строя исследователи находят в исходной социальной ячейке древности – сельской общине и в главном принципе ее развития на западе - взаимодействии общинного и частновладельческого начал. Рациональным импульсом последующего оформления этой общины была эпическая мудрость, а носителями этого импульса стали представители старинной знати, уходящей корнями в героическое микенское время.

Основными причинами, вызвавшими к жизни полис, и одновременно факторами его первоначального развития и становления были:

1. Железо. Его освоение и широкое распространение как раз приходится на обозначенный период становления полиса. Использование железа создавало предпосылки для появления более сложной экономики, динамичного товарного производства, которое задавало более быстрый темп хозяйственного и общественного развития, чем консервативное натуральное хозяйство. Железо буквально революционизировало весь экономический и социальный быт в сторону индивидуализации и демократии: в экономике - в сторону развития жизнеспособного хозяйства мелких и средних крестьян и ремесленников, а в социально-политической сфере - в сторону усиления военной мощи и политической роли ополчения вооруженных железным оружием земледельцев-гоплитов, которые пришли на смену аристократической коннице.

2. Внешний фактор. Развитие Греции в это время происходило без вмешательства извне: столкновения между древневосточными державами, которыми так изобилует первая половина I тыс. до н.э., отдалили на длительное время вмешательство восточной деспотии в греческие дела.

3. Природные условия . Ландшафт Греции и отсутствие на Балканском полуострове больших рек не требовали создания сильной центральной власти с большим аппаратом управления, руководящим всей хозяйственной жизнью. Микенские дворцы с их бюрократией остались лишь эпизодом и были сметены дорийским нашествием, поэтому общины в Греции развивались самостоятельно, без давления и вмешательства в их хозяйственную, социальную и общественную жизнь.

4. Социальная мудрость древних греков, выразившаяся в своеобразии борьбы основной части общинников (демоса) с родовой знатью (аристократией). В этой борьбе в принципе не оказалось победителей и побежденных, но был достигнут уникальный социальный компромисс, по которому обе стороны согласились на новый общественный порядок, обеспечиваемый рабами-чужеземцами. Хотя демос сокрушил господство аристократии, он и сам пошел на уступки носителям начал знатности и богатства, благодаря чему в обществе утвердились принципы законности и согласия.

5. Великая греческая колонизация . Это своеобразное историческое явление было порождено развитием формирующегося полиса и стало одним из важнейших факторов распространения полиса по всему миру, а также одним из способов разрешения внутриполисных проблем. Благодаря колонизации грекам удавалось разряжать накаляющуюся социальную обстановку и обеспечивать баланс между количеством населения и размером территории, на которой это население могло существовать.

Переход греческого общества от родового строя к полисному происходил по трем основным линиям, которые находились в тесной взаимосвязи:

от сельского общинного поселка к городу, как торгово-ремесленному, административному, культурному и религиозному центру;

от разлагавшегося позднеродового общества к классовому обществу античного типа, в котором гражданский коллектив был четко отграничен от массы бесправных рабов и неполноправных чужеземцев;

от власти местных царьков-басилевсов, опиравшихся на узкий слой родовой аристократии, к правильному демократическому государству, управляемому непосредственно суверенным народом - гражданами.

В историографии нового и новейшего времени учеными высказывались самые различные взгляды на происхождение полиса, его природу и сущность. В XX в. тема полиса стала по существу ведущей в исследовании античности.

Основными чертами полиса как исторического феномена принято считать:

1. Двойственный, противоречивый характер собственности, когда в рамках одной структуры сосуществуют общественная (полисная) и частная (индивидуальная) собственность, причем, как замечал еще Аристотель, общественный принцип должен обладать относительным значением, а частный - безусловным. Полис, как коллектив граждан, будучи верховным собственником, тщательно наблюдал за перемещением земельной собственности: он мог устанавливать земельный максимум, осуществлять надзор за наследованием земли, ограничивать права собственников на распоряжение ею. Полис выступал не только как верховный собственник, имеющий право вмешиваться в отношения собственности, но и как гарант земельной собственности отдельных граждан вплоть до наделения землей безземельных граждан из общественного фонда.

2. Совпадение в принципе политического коллектива с коллективом земельных собственников, то есть взаимная обусловленность гражданского статуса и права собственности на землю. это означало, что только граждане полиса имели право на участок земли в пределах полисной территории. Таким образом, в античности наблюдается совпадение территории полиса с землей, принадлежащей гражданам. Утрата в силу тех или иных причин участка земли нередко приводила к утрате гражданских прав. Поэтому гражданин полиса был готов лишиться всего в случае нужды, но только не своего участка. К тому же владение участком земли являлось непременным условием социального престижа. Следует отметить, что в некоторых полисах существовала зависимость между размером земельного участка и объемом политических прав. Такую зависимость установил, например, Солон в Афинах, определяя степень полноправия гражданина размером дохода с его земельного участка.

3. Резкое противопоставление граждан полиса негражданам (чужеземцам) и рабам, которые формально находились за пределами полисного организма, но реально обеспечивали его существование и благосостояние. Политико-правовая черта между членами полиса и лицами, находящимися за его пределами, подкреплялась в некоторых полисах запрещением порабощать граждан.

4. Общая тенденция античных полисов в сторону демократии, которая определялась взаимной обусловленностью права собственности и гражданского статуса и совпадением в принципе социальной и политической структур. Это приводило к тому, что сограждане являлись (в идеале) абсолютно равными соучастниками политической жизни и суверенитет принадлежал народному собранию полноправных граждан (они же были и земельными собственниками с вытекающим отсюда чувством равного друг к другу отношения). Связь между гражданином и государством была непосредственной, и это вело либо к отсутствию бюрократического аппарата, либо к сведению бюрократических структур к минимуму.

5. Более или менее полное совпадение политической и военной организации. Гражданин-собственник являлся одновременно и воином, обеспечивающим неприкосновенность собственности полиса и, тем самым, своей собственности. Армия полиса в принципе являлась всенародным ополчением, служить в котором было долгом и привилегией гражданина.

6. Тенденция к простому воспроизводству полиса как в экономическом, так и в социальном плане, в силу чего полис был заинтересован в том, чтобы поддерживать хотя бы относительную однородность гражданского коллектива, в котором были нежелательны ни чрезмерное богатство, ни крайняя бедность. Стремясь к сохранению стабильности, полис ориентировался на "средний класс" и регулярно производил определенное перераспределение богатств внутри гражданского коллектива, облагая повинностями (литургиями) богатых и "подкармливая" путем раздач продовольствия и организации зрелищ и общественных мероприятий бедных.

7. Наличие особой полисной идеологии, в которой высшей ценностью является сам полис и которая имеет определенную традиционную и консервативную направленность.

8. Сравнительно небольшие размеры гражданского коллектива и территории. Так, Платон подсчитал, что в идеальном полисе должно быть 5040 граждан, а Аристотель отмечал, что как население, так и территория полиса должны быть "легко обозримы".

Право в Древней Греции.

Обычно рассматривается на примере Афин, по которым больше всего письменных источников.

Источниками права в Древних Афинах были обычаи, законотворчество верховных органов власти полиса, законы Драконта, реформы Солона. В V-IV вв. до н.э.главный источник - законы, принятые народным собранием.

Право собственности и обязательства . Cобственность делилась на полисную и частную. Владение рассматривалось как фактическое обладание имуществом и владение с правом распоряжения. Также греки делили имущество на “видимое”(земля) и “невидимое”(деньги). “Невидимое” было выгоднее, т.к. богатые с “видимым” имуществом несли литургии в пользу полиса.

Существовали обязательства из договоров и из причинения вреда (“вольные” и “невольные”). Исполнение договора предполагало задаток (при нарушении покупатель свой задаток терял, а продавец должен был в случае нарушения договора заплатить двойную сумму). Договор поручительства обеспечивался материальными гарантиями. В Афинах был распространен Залог земли в форме ипотеки : земля находилась в пользовании должника, но при неуплате долга он ее терял.

Существовали договоры займа (под 20%), имущественного найма (движимости и недвижимости, особенно среди метеков), личного найма. Договор товарищества предполагал разделение всех доходов и убытков по договору и пропорционально взносу.

Обязательства из причинения вреда возникали при нанесении ущерба имуществу и предполагали возмещение убытков. Если вред наносился умышленно требовалась уплата убытка в двойном размере. Ответственность наступала и тогда, когда вред имуществу был нанесен в результате действий подвластных лиц (рабов). Раб мог быть отдан новому владельцу в качестве компенсации за ущерб. Если вред причинялся личности, то ответственность как за преступление.

Семейное право. Безбрачие морально осуждалось. Брак заключался по договору, при этом обычно предполагалась плата за невесту. Приданое считалось собственностью жены не во всех случаях. Многоженство не допускалось. Женщина находилась под властью отца и мужа и находилась в приниженном положении. Развод был свободным для мужа и был затруднен для жены. Власть отца над детьми была абсолютной вплоть до реформ Солона, но и потом значительна. Отец имел право лишить сына наследства.

Уголовное право. Выделялись преступления против личности и против государства. Обвинение возбуждалось или потерпевшим или заинтересованными лицами. Существовал перечень преступлений. Наказание в большинстве случаев предполагало возмещение вреда или штраф в двойном размере. Наиболее тяжкие преступления влекли смертную казнь. За отдельные преступления возможным было наказание в виде обращения в рабство (в т.ч. вор-рецедивист). В качестве наказаний фигурируют также конфискация имущества, изгнание. Телесные наказания применялись по отношению к рабам. Существовало специфическое наказание - атимия (бесчестье) - лишение политических прав. Несмотря на демократическое устройство в Афинах было распространены сикофанты - доносчики, но за ложное обвинение могли отдать под суд.

Распад родового строя, появление государстваРАСПАД РОДОВОГО СТРОЯ,
ПОЯВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА
Древние греки называли себя эллинами, а свою
страну - Элладой. В этнографическом смысле под
Элладой они понимали все те районы, где находились
их поселения. Так, что Элладой, или Грецией (слово
"Греция" лат.) назывались и колонии греков в Южной
Италии, и острова Эгейского моря, и малоазиатские
острова. В географическом смысле, Элладой или
Грецией называлась южная часть Балканского
полуострова. Это и будет греческий материк, который
делится на 3 основные части: северную, среднюю
(собственно Эллада) и южную (Пелопоннес).

История Греции

ИСТОРИЯ ГРЕЦИИ
История Греции - это есть история
отдельных государственных образований,
самостоятельных в политическом
отношении полисов.
Полис- это государство-город, объединение
ряда сельских поселений вокруг города,
который доминирует над этими
поселениями.
Самыми крупными в греческом мире
являлись только два полиса- Афины и
Спарта, которые и оказали большое
влияние на судьбу других полисов. Из
последних более значительными были:
Коринф, Мегары, Фивы, Аргос, Халкида,
Эретрия, Милет, Смирна, Эфес и др.
На рисунке полис в древней Греции
руины.

Появление полисов.

ПОЯВЛЕНИЕ ПОЛИСОВ.
Появление частной собственности вызвало
появление государства. Свободные граждане
противостояли массе эксплуатируемых рабов. В
результате глубоких изменений в греческом
обществе 8-9 вв. появились государства - полисы.

Можно выделить 3 вида полисов:

МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ 3 ВИДА ПОЛИСОВ:
1)Демократический.
Он означает то, что все
граждане полиса вне
зависимости от
социального,
материального,
имущественного
положения имели право
участвовать в
политической жизни
полиса: заниматься
созданием законом,
голосованием,
обсуждением важных
государственных вопросов.
Таким полисом являлись
Афины.

2)Аристократический.
Второй вид полиса Древней
Греции. В данном случае во
власти участвует не весь
демос – народ, а только
отдельные выборные слои
общества – аристократы,
которые в силу своего особого
происхождения, ума, таланта,
способностей имеют
исключительное право
реализовывать свои
политические права,
занимаясь правотворчеством,
обсуждение важных дел в
государственных органах.
Аристократическим полисом
была Спарта.

3)Олигархический.
Еще один вид Древнегреческого полиса. Здесь носителем власти
опять таки не является демос, а является определенный круг людей,
который обладают большими материальными богатствами, большой
экономической властью, и вследствие этого имеют исключительное
право на власть политическую. Таким полисом был Карфаген, где
занимались решение государственных задач люди знатные и
богатые.

Рассмотрим общественный и государственный строй двух наиболее влиятельных полисов античной Греции – Афины и Спарта.

РАССМОТРИМ ОБЩЕСТВЕННЫЙ И
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ДВУХ
НАИБОЛЕЕ ВЛИЯТЕЛЬНЫХ
ПОЛИСОВ АНТИЧНОЙ ГРЕЦИИ –
АФИНЫ
И
СПАРТА.

Афины

АФИНЫ

Афины

АФИНЫ
Государство возникло на территории
Аттики, где первоначально жили четыре
племени, каждое из которых имело свое
Народное собрание, Совет старейшин и
выборного вождя Базилевса. С переходом к
производящей экономике произошел
раздел общинной земли на участки,
происходила имущественная
дифференциация, что в конечном итоге
приводило к образованию верхушки
богатых людей и обнищанию масс
свободного населения, многие из которых
из долгов попадали в рабство. Классовости
также способствовало ремесло и торговля,
так как Афины имели непосредственный
доступ к морю. Так, богатые люди
начинали руководить и подчинять себе
бедных.

При легендарном греческом герое Тесее происходит слияние четырех племен, и, как следствие, образуется Афинское государство-полис.

ПРИ ЛЕГЕНДАРНОМ ГРЕЧЕСКОМ ГЕРОЕ
ТЕСЕЕ ПРОИСХОДИТ СЛИЯНИЕ ЧЕТЫРЕХ
ПЛЕМЕН, И, КАК СЛЕДСТВИЕ, ОБРАЗУЕТСЯ
АФИНСКОЕ ГОСУДАРСТВО-ПОЛИС.
Тесей разделил всё население на три
основные группы:
1)Эфпатриды – родоплеменная знать,
которая обладала исключительным правом
занимать государственные должности
2)Геоморы – люди, которые занимались
земледелием
3)Демиурги – люди, которые занимались
ремеслом.
Кроме того, были лица, не входившие ни в
одну из групп, например, торговцы и
крестьяне, которые составляли основную
массу населения и были лишены права
занимать государственные должности, они
лишь могли участвовать в Народном
собрании, в компетенции которого не
входили особо важные политические
вопросы.

в 8-7 веке до н.э. можно выделить следующие органы в Афинском полисе:

В 8-7 ВЕКЕ ДО Н.Э. МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ
СЛЕДУЮЩИЕ ОРГАНЫ В АФИНСКОМ
ПОЛИСЕ:
1)Народное собрание
2)Архонт-изберался
из класса
Эфпартидов.
3)Ареопаг-орган,
который избирал и
контролировал
Архонтов и Народное
собрание,
осуществлял высшую
судебную власть.

Спарта

СПАРТА
Спарта - Древнегреческий полис,
который можно полностью
противопоставить Афинам. Как
было уже замечено, в Афинах
правил демос, в Спарте же
правила аристократия,
родоплеменная знать.
Спартанский полис образовался в
результате слияния двух племен дорийцев и микенцев. Именно эти
племена решили объединиться в
имя достижения общей цели,
чтобы направить всю силу против
врагов. В каждом племени
Спарты был свой царь. Спарта по
форме правления представляла
собой республику. Цари играли
роль военачальников, которых
избирали из родоплеменной
знати.

Что касается социальной структуры населения, то можно выделить две основные группы:

ЧТО КАСАЕТСЯ СОЦИАЛЬНОЙ
СТРУКТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ, ТО МОЖНО
ВЫДЕЛИТЬ ДВЕ ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ:
1)Свободное население. В него входили прежде всего
спартанские граждане – самые привилегированные слои
общества, хотя участвовать в Народном собрании мог
только тот, кто имеет землю в собственности. Также к
свободному населению можно отнести периэков - жители
полиса, которые не обладали статусом гражданства, но,
тем не менее, платили налоги, могли торговать, служить
в армии.
2)Несвободное население. Здесь речь идет о рабах, хотя
рабство и имело место, оно не получило большого
распространения. Большую массу зависимых составляли
так называемы Илоты – представители захваченного
населения.

Структуру органов власти можно охарактеризовать следующим образом:

СТРУКТУРУ ОРГАНОВ ВЛАСТИ
МОЖНО ОХАРАКТЕРИЗОВАТЬ
СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ:
1)Народное собрание (принимало законы, избирало
чиновников, решало вопросы войны и мира)
2)Коллегия Эфоров (орган исполнительной власти,
состоящий из пяти человек, который избирались сроком
на 1 год из аристократических семей; Здесь решаются
вопросы внутренней и внешней политики)
3)Совет старейшин (орган, члены которого избирались
из старейших граждан; в совете было 28 человек,
которые непосредственно обсуждали законопроект перед
принятием его на Народном собрании).

Список использованной литературы:

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ:
1) Э.Д.Фролов.История Древней Греции
Москва 2003
2)Новиков. Всеобщая история Москва 2004
3) Крашенинников. История государства и
права зарубежных стран Москва 1999
4) Г.Б.Поляка. Всемирная история Москва

Введение 3 Глава 1. Государственный механизм в Древней Греции 4 1. 1. Полис как форма государственной организации древних греков 4 1. 2. Причины кризиса полисной системы Древней Греции 7 Глава 2. Афины и Спарта – два типа государственной власти на территории Греции 9 2.1. Государственный строй Афин в V-IV вв.бор до н.э 9 2.2. Государство и право Древней Спарты (Лакедемон) 13 Заключение 17 Список литературы 19

Введение

Древнегреческая республика возникла в южной части Балканского полуострова на рубеже III – II тыс. до н. э.. Такому раннему экономическому росту способствовали удобное географическое положение (торговые пути), совершенствование производительных сил (освоено производство меди, а затем бронзы). Основой сельского хозяйства стало земледелие нового поликультурного типа - так называемая «средиземная триада», ориентированная на одновременное выращивание трёх культур - злаковых, главным образом, ячменя, винограда и оливы. Значительный сдвиг наблюдался около 2200 года до н. э. Стал известен гончарный круг, развивался обмен. Сказалось соседство древних восточных цивилизаций. Новая более высокая ступень древней цивилизации с присущей ей государственно-правовой организацией человеческой жизни связана с развитием античного общества, сформировавшегося на юге Европы в бассейне Средиземного моря. Своего апогея и наибольшего динамизма античная цивилизация достигает в I тысячелетии до н.э. – в начале I н.э. именно к этому времени относятся впечатляющие успехи греков во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и политико-правовой. История Древней Греции распадается на пять периодов: ахейский (XX–XII вв. до н.э.); гомеровский, или «Темные века» (XI–IX вв. до н.э.); архаический (VIII–VI вв. до н.э.); классический (V–IV вв. до н.э.); эллинистический (III–II вв. до н.э.). Ранняя история Древней Греции известна мало, поэтому в данной работе будут рассмотрены те признаки государственности, которые имели место в вышеозначенных периодах, причем наибольшее внимание будет уделяться классическому и эллинистическому периодам как наиболее продуктивным в отношении развития институтов государства и права.

Заключение

Сегодня история, и в частности история политических и правовых учений, актуальна как никогда раньше. В перспективе развития человеческой культуры и в ее контексте история в той же мере современна, в какой современность исторична. В данной работе было рассмотрено становление и развитие государственной и правовой системы Древней Греции. Согласно периодизации истории Древней Греции, были рассмотрены основные периоды и дана их краткая характеристика. В ахейский период общество претерпело изменения от военно-общинного до демократически-общинного и аристократически-общинного строя. Полисный этап истории Древней Греции включает в себя гомеровский, архаический и классический периоды развития, как следует из названия, наиболее характерной особенностью этого периода стало развитие полисов, которые составили основу государственности. Древнегреческое общество постепенно изменилось от небольшой самоуправляющейся общины свободных земледельцев до демократической республики. Для ахейского периода главной тенденцией развития выло формирование классового общества и связанная с этим борьба различных сословий за свои интересы. В классический период окончательно сформировалась демократическая республика с разветвленной системой государственного управления, разделением властей и активным участием граждан в управлении государством, что является важными отличительными особенностями государственного и правового устройства Древней Греции. Формирование такой организации государственного устройства, как демократическая республика (более совершенное воплощение – афинская демократия) явилось большим достижением древних греков в политической области. Полисная демократия представляла собой разработанную политическую систему, обеспечивавшую участие в государственном управлении основной массы граждан. Суверенитет гражданского коллектива в целом осуществлялся через наделение реальной властью Народного собрания. Организация судебной и исполнительной власти исключала возможность сосредоточения ее в руках отдельных лиц, обеспечивала участие в исполнительных органах практически всех граждан независимо от их имущественного положения. Афинская демократия проводила целенаправленную политику материальной и политической поддержки обедневших граждан, предоставляя им земельные участки в клерухиях, обеспечивая их участие в управлении небольшой платой (в объеме прожиточного минимума). Конечно, нельзя идеализировать афинскую, так же как и полисную в целом, демократию и считать ее эталоном демократии как таковой. Как явствует из вышеизложенного в данной работе, это была демократия лишь для граждан, в то время как женщины, негражданское свободное население (довольно многочисленное в Афинах) не говоря, конечно, о рабах, стояли вне демократических институтов и не принимали никакого участия в управлении. Тем не менее, структура демократической республики, конкретный механизм ее действия в политической жизни Греции был огромным шагом в истории политических учреждений и государственных форм, обеспечивающих привлечение значительно большего числа населения, чем при каком-либо ином государственном устройстве. И не случайно греческая и особенно афинская демократия привлекает к себе большое внимание всех историков государства и права, исследующих историю политических учреждений и политической мысли. ?

Список литературы

1. Античная Греция: Проблемы развития полиса. Т. 1. – М., 1983 2. Виноградов П.Г. История правоведения. Курс для историков и юристов. – М.: Мысль, 2002. 3. Вискулова В.В. К вопросу о наделении иностранных граждан избирательными правами // Конституционное и муниципальное право. 2005. NN 8, 9. 4. Исаева В.И. Античная демократия – феномен европейской цивилизации // Историко-культурные основы европейской цивилизации. – М., 1992. 5. История Древней Греции / Под ред. Кузищина В.И. – М., 1986. 6. История государства и права зарубежных стран: для вузов в 2-х частях. Ч. 1 / Под ред. Н.А. Крашенинникова. – М.: Издательство НОРМА. 7. Лазарев В.В. Всемирная история государства и права: Учебник. – М.: Юристъ, 1996. 8. Сергеев В.С. История Древней Греции. СПб., 2002. 9. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Матузова Н.И.и Малько А.В.М.: Юристъ. 2004. 10. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца ХХ века. / Под ред. В.И. Уколовой. М.: Дрофа, 1999. 11. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Под редакцией К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. – М.: Юрист. 1996, т. I, II. 12. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Под редакцией К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. – М.: Юрист. 1996, т. I, II. 13. Черниловский З.М. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учебное пособие. – М: Фирма Гардарика, 2002

Центральные и местные органы управления.

Афинское государство возникает на основе объединения четырех племен, во главе которых стоял выборный вождь - базилевс.

В VIII веке до н.э. функции управления переходят к избираемой коллегии, состоящей из девяти архонтов, среди которых были архонт - базилевс, выполнявший судебные (по уголовным делам) и жреческие функции; архонт-эпоним, осуществлявший общее управление государством и судопроизводство по гражданским делам; архонт-полемарх, ведавший вопросами, связанными с обороной и войной; шесть архон- тов-фесмофетов, выполнявших судебные функции и участвовавших в формировании законодательства.

Первоначально власть архонтов была пожизненной, но с середины VIII в. до н.э. она ограничивалась десятилетним сроком, а с VII в. до н.э. - одним годом. Архонты, срок полномочий которых заканчивался, пополняли ареопаг - орган, возникший в VII в. до н.э. Ареопаг осуществлял контроль за всеми решениями, принимаемыми архонтами.

Помимо ареопага и коллегии архонтов, в Афинском государстве существовало еще народное собрание, роль которого была крайне незначительной, за исключением участия в решения вопросов войны и миры.

В VI веке до н.э. была создана новая система управления государством, допускавшая афинских граждан к выполнению управленческих функций на основе имущественного ценза, введенного реформами Солона. Был сохранен ареопаг и народное собрание, учреждены два новых органа - Совет 400 (булэ) и Суд присяжных (гелиэя).

Дальнейшее реформирование центральных органов власти Афинского государства происходит в период реформ Клисфена (509 г. до н.э.). Вместо Совета 400 был учрежден Совет 500, изменена роль и значение народного собрания, учреждался «остракизм» - «суд черепков», а также были созданы коллегия стратегов и «пританы». Реформы Клисфена завершили процесс формирования органов власти Афинского государства и сформировали демократическое государство, которое считается прообразом современной демократии

Высшим органом государственной власти в Древних Афинах в V-IV вв. до н.э. было народное собрание (экклесия), которому принадлежала вся полнота власти (законодательная, исполнительная, судебная). Оно обладало следующими исключительными полномочиями:

  • 1) принятие законов;
  • 2) решение вопросов войны и миры, утверждение международных соглашений;
  • 3) определение количества и состава вооруженных сил;
  • 4) назначение командующих войсками в случае ведения военных действий;
  • 5) избирание высших должностных лиц;
  • 6) контроль и надзор над деятельностью должностных лиц;
  • 7) принятие постановлений в отношении определенного конкретного лица, как правило, должностного обвиняемого в государственной измене и других преступлениях против государства;
  • 8) решение об изгнании гражданина либо смертной казни;
  • 9) пересмотр дел в апелляционном и кассационном порядке.

Участниками народного собрания были исключительно афинские

граждане - мужчины, которым исполнилось 18 лет. В зависимости от рассматриваемых вопросов народное собрание собиралось в различных публичных местах - на рыночной площади, в театре и т.п. Первоначально народное собрание созывалось десять раз в год, в последующем количество созывов было увеличено до 30 и 40 раз в год, однако одно собрание месяца считалось главным. Оно называлось притания.

Афинское народное собрание имело установленный порядок работы. Созывал народное собрание специальное должностное лицо (эпистат пританов). От его имени по городу ходили глашатаи, которые оповещали о времени и месте собрания. Заседание народного собрания начиналось с религиозного ритуала, который включал в себя жертвоприношения богам и проклятия всем, кто злоумышляет против народа. Затем зачитывалась повестка дня (пробулевма), предварительно одобренная Советом 500, которую нужно было утвердить либо в целом, либо каждый пункт по отдельности.

После утверждения повестки начиналось публичное обсуждение каждого вопроса. Первым слово для выступлений предоставлялось старшим по возрасту. Говорить можно было только по существу вопроса. В противном случае выступающий мог понести наказание в виде штрафа.

После обсуждения рассматриваемый вопрос ставился на голосование, которое могло быть либо открытым - простое поднятие рук (хейротония) и тайным. Тайное голосование могло проводиться тремя способами: при помощи бобов, камешков, черепков. Бобы и камешки были черного и белого цвета, что означало «против» или «за». Камушки бросались, как правило, в специальный сосуд. Черепки - это кусочки керамики, на которых голосующий должен был выцарапать фамилию лица, которого следовало изгнать из государства. Голосование черепками проводилось исключительно по вопросу, связанному с остракизмом.

За участие в работе народного собрания афинским гражданам выплачивалось вознаграждение.

Совет 500 - высший исполнительно-распорядительный орган Афинского государства, который подчинялся народному собранию и формировался на основе территориального представительства. Выборы кандидатов осуществлялись при помощи жребия. Компетенции Совета 500 были чрезвычайно большими. Совет:

  • ? организовывал и обеспечивал деятельность народного собрания;
  • ? давал заключение на законопроект, принятый народным собранием в первом чтении;
  • ? осуществлял проверку прежде всего имущественного положения всех должностных лиц, как назначенных, так и избранных;
  • ? осуществлял контроль, прежде всего финансовый, за деятельностью должностных лиц;
  • ? возбуждал обвинение и судебное преследование против должностных лиц;
  • ? решал вопросы обороноспособности, например, строительство новых кораблей, комплектование армии, ее количество и т.п.;
  • ? рассматривал вопросы внешней политики, включая заключение международных договоров и назначение послов;
  • ? управлял и распоряжался всем государственным имуществом и финансами;
  • ? устанавливал и отменял налоги, определял их количество и размер.

Непосредственно осуществление исполнительно-распорядительных функции возлагалось на 50 человек - членов Совета 500. Они назывались пританами. Каждый месяц эти 50 человек менялись так, что каждый член Совета 500 один месяц осуществлял исполнительные функции. В подчинении пританов находились многочисленные должностные лица, избираемые на народном собрании:

  • 1) рыночные надзиратели (агораномы) - ответственные за порядок и чистоту на рынках, сбор торговых сборов, а также соблюдение законов торговцами и покупателями;
  • 2) метрономы - ответственные за соблюдение установленных мер и весов;
  • 3) астиномы - осуществлявшие охрану правопорядка;
  • 4) гинекономы - следившие за соблюдением женщинами нравственности;
  • 5) логисты - осуществлявшие проверку деятельности других должностных лиц;
  • 6) полеты - ведавшие текущим управлением государственным имуществом, включая вопросы, связанные с его арендой, продажей и т.п.

Все должностные лица за свою деятельность получали вознаграждение. В должности они могли находиться не более года. После истечения срока полномочий они должны были пройти проверку перед специальной коллегией. До тех пор, пока проверка их деятельности не была закончена, бывшее должностное лицо не могло распоряжаться своим имуществом, покидать территорию государства и претендовать на новую должность.

В Афинском государстве продолжала существовать коллегия архонтов, однако ее роль и значение в системе государственного управления существенным образом уменьшились в пользу пританов и коллегии стратегов. Вместе с тем архонты продолжали исполнять религиозные и судебные функции, председательствуя в судах.

Еще одним исполнительно-распорядительным органом Афинского государства была коллегия стратегов, контроль и надзор за деятельностью которой осуществлял Совет 500. Всего избиралось десять стратегов, причем им мог стать только гражданин, который обладал недвижимым имуществом и состоял в браке. Стратеги не получали какого-либо вознаграждения за свою деятельность.

Стратеги выступали в качестве главнокомандующих афинских вооруженных сил. Они решали чрезвычайно широкий круг хозяйственных и финансовых вопросов, вели дипломатические сношения. Помимо этого, стратеги:

  • ? председательствовали в судах по обвинениям в воинских преступлениях;
  • ? скрепляли своей подписью все договоры, которые заключались от имени государства;
  • ? могли потребовать созыва Совета 500 и народного собрания.

Между стратегиями существовала «специализация». Каждый обладал всей полнотой властью в рамках какого-то одного направления деятельности: армия, флот, конные воины, защитные сооружения, гавани, порты и т.д. Количество и характер распределения вопросов между стратегами определялся ими кулуарно. Как правило, один стратег отвечал за координацию всей деятельности стратегов и назывался автократором.

Местное управление в Афинском государстве осуществлялось на основе особого территориального деления. Вся территория Аттики была разделена на 30 округов (триттий), из которых десять округов приходились на прибрежную часть, десять - на центральную и десять - непосредственно на Афины и прилегающую к ним территорию. Все округа были распределены между десятью филами посредством жребия, но при одном условии: каждая фила должна была включать в себя по одному прибрежному, центральному и афинскому округу. Каждая фила была поделена на десять дем (всего 100), в которой «прописывался» гражданин. Именно здесь он и должен был голосовать и избираться.

Опорой государственной власти в Афинах являлись вооруженные силы, которые представляли собой всеобщее ополчение свободных граждан в возрасте от 18 до 50 лет. В военное время каждая фила выставляла отряд тяжеловооруженных воинов (гоплитов), отряд легковооруженных и определенное число всадников. Все афинские граждане от 18 до

20 лет проходили военное обучение. Причем их нередко привлекали к патрульной службе на границах. Начиная во второй половины V в. до н.э. к охране государственных границ стали привлекаться наемники, которых в дальнейшем использовали и в военных действиях.

В Афинском государстве полицейские функции выполняли рабы- токсоты; свободному афинянину исполнение полицейских обязанностей было унизительным.

Судебная система Афинского государства состояла из нескольких органов: гелиэи, ареопага, суда эфетов, коллегии одиннадцати, коллегии архонтов, суда диэтетов, «суда черепков».

Гелиэя - суд присяжных - высший судебный орган Афинского государства, который состоял из 6000 человек, ежегодно избираемых посредством жребия. Выборы проходили по филам. Каждая фила должна была избрать 600 граждан, достигших 30-летнего возраста. Все члены суда (гелиасты) делились на коллегии (дикастерии). Было десять коллегий по 500 человек в каждой; еще 1000 избранных судей не входили в какую-либо коллегию и считались запасными. Коллегии работали по очереди. Как правило, дела рассматривались одной, а в случае необходимости двумя или тремя коллегиями. Все дела между коллегиями распределялись жребием.

Особенностью гелиэи было то, что ее компетенция была шире, чем просто осуществление судебных функций, которые были основными, но не единственными. Кроме них, гелиэя утверждала законы, принятые народным собранием, размер налоговых выплат со стороны союзников, осуществляла проверку кандидатов на избрание в должностные лица с точки зрения их нравственных качеств и верности ценностям демократии. Члены гелиэи получали заработную плату.

Ареопаг - судебный орган, который рассматривал дела по уголовным обвинениям находящихся вне юрисдикции гелиэи. Главным образом это были дела, связанные с умышленным убийством или умышленным нанесением телесных увечий.

Суд эфетов рассматривал дела по обвинению в убийстве, характеризующиеся некоторыми осложнениями или особенностями:

  • 1) виновник убийства не известен, либо причиной убийства стал упавший камень, обрушившееся здание, животное и т.п.;
  • 2) непредумышленное убийство гражданина, или убийство иностранца;
  • 3) убийство, совершенное в состоянии аффекта или необходимой обороны, случайное убийство, убийство вора или любовника жены;
  • 4) убийство, которое совершили лица, находившиеся в изгнании.

Коллегия одиннадцати осуществляла суд по делам, связанным с разбоем, грабежом и кражами, а также ведала тюрьмами и исполнением приговоров.

Коллегия архонтов выполняла судебные функции, связанные с религиозными преступлениями, а также отвечала за организацию деятельности, которую принято определять, как оперативно-розыскную в сфере уголовных и религиозных преступлений.

Суд диэтетов рассматривал гражданские дела. Он был единственным судом, где наряду с государственными допускалось существование частных судей, которые выбирались по обоюдному согласию спорящих сторон. Все решения диэтетов можно было оспорить в гелиэи.

«Суд черепков» - остракизм, суть которого состояла в недопущении роста политической популярности и влияния какого-то конкретного лица, что могло создать угрозу институтам демократии.

Процедура остракизма была следующей. Каждую шестую пританию в повестку народного собрания ставился вопрос: есть ли гражданин, угрожающий государству? Если граждане посредством голосования признавали, что такой гражданин есть, то назначалось специальное голосование остраконами в восьмую пританию. В восьмую пританию каждый участник народного собрания брал остракон, на котором выцарапывал имя гражданина, который, по его мнению, угрожает государству и который должен быть изгнан за пределы государства на десять лет в течение десяти дней после голосования. Для принятия решения необходимо было, чтобы против гражданина было подано не менее 6 тыс. голосов.

В отличие от Афинского государства система центральных органов власти и управления в олигархической Спарте, созданная в ходе реформ Ликурга (IX в до н.э.), оставалась неизменной в течение столетий. Она включала в себя эфорат, герусию, царей, народное собрание.

Эфорат - это коллегия, состоявшая из пяти человек (эфоров), избираемых ежегодно народным собранием. Их компетенция была чрезвычайно большой:

  • ? созывать, председательствовать и формировать повестку заседаний народного собрания и герусии;
  • ? управлять финансами, всецело определяя расходы государства;
  • ? определять направления внешней политики;
  • ? объявлять набор войск;
  • ? осуществлять надзор и контроль за царями и иными командующими войсками в период военных компаний;
  • ? отрешать от должности царей и любых других должностных лиц, а также предавать их суду.

Эфоры отчитывались только перед своими преемниками. Ни народное собрание, ни герусия, ни цари не имели право вмешиваться в их деятельность, критиковать и обвинять в чем-то.

Герусия - совет старейшин, состоявший из двух царей и 28 избираемых членов - геронтов. Первыми геронтами стали сторонники реформ Ликруга. В последующем места умерших занимали наиболее уважаемые граждане, которым исполнилось 60 лет.

Компетенции герусии состояли в следующем:

  • 1) подготовка проектов решений для народного собрания;
  • 2) выполнение судебных функций по обвинениям в религиозных и государственных преступлениях;
  • 3) осуществление контроля и надзора за деятельностью царей.

Два спартанских царя являлись, по сути, главнокомандующими

и возглавляли армию в период военных действий. Также они были наделены жреческими функциями. Считалось, что именно они представляют спартанцев перед богами и могут вопрошать их волю, все основные жертвоприношения совершались царями. Должность царей была наследственной.

Народное собрание (апелла) - орган, в котором участвовали спартианы-мужчины, достигшие 30-летнего возраста. Спартанское народное собрание имело ряд существенных особенностей. Во-первых, в народном собрании нельзя было ничего обсуждать, комментировать и т.п. Народ созывали только с целью одобрить или нет предложения эфоров, царей и геронтов. Если народ принимал решение, с которым были не согласны высшие должностные лица государства, то решение не вступало в силу. Во-вторых, собрание не имело каких-либо четких процедур, Как правило, оно собиралось раз в месяц по решению царей или эфоров. В-третьих, собрание не имело четко выраженной компетенции. Единственное, что можно выделить - это избрание геронтов и эфоров.

В отличие от Афин в Спарте не сложилась развитая система должностных лиц.

Судебная власть в Спарте как таковая отсутствовала, поскольку основной источник конфликтов - частная жизнь и собственность - в Спарте были не развиты.

5. Организация государственного управления

Основанное на принципах строжайшего учета и контроля дворцовое хозяйство нуждалось для своего нормального функционирования в развитом бюрократическом аппарате. Документы Пилосского и Кносского архивов показывают этот аппарат в действии, хотя многие детали его организации остаются пока неясными ввиду крайнего лаконизма текстов табличек. Помимо штата писцов, служивших непосредственно в дворцовой канцелярии и архиве, в табличках упоминаются многочисленные чиновники фискального ведомства, ведавшие сбором налогов и наблюдавшие за выполнением разного рода повинностей. Так, из документов Пилосского архива мы узнаем, что вся территория царства была разбита на 16 податных округов, во главе которых стояли наместники - коретеры. Каждый из них отвечал за исправное поступление в дворцовую казну податей с вверенного ему округа (в состав податей входил прежде всего металл: золото и бронза, а также различные виды сельскохозяйственных продуктов). В подчинении у коретера находились чиновники низшего ранга, управлявшие отдельными поселениями, входившими в состав округа. В табличках они именуются «басилеями». Басилеи осуществляли надзор за производством, например за работой кузнецов, состоявших на государственной службе. Сами коретеры и басилеи находились под неусыпным контролем центральной власти.

Дворец постоянно напоминал о себе местной администрации, рассылая во все стороны вестников и курьеров, инспекторов и ревизоров.

Кто же приводил в движение весь этот сложный механизм и направлял его работу? Таблички микенских архивов дают ответ и на этот вопрос. Во главе дворцового государства стоял человек, именуемый «ванака», что соответствует греческому «(в)анакт», т. е. «господин», «повелитель», «царь». К сожалению, в надписях ничего не говорится о политических функциях и правах ванакта. Поэтому мы не можем с уверенностью судить о том, какой характер имела его власть. Ясно, однако, что среди правящей знати ванакт занимал особое привилегированное положение. Принадлежащий царю земельный надел - темен (о нем упоминает один из документов Пилосского архива) - в три раза превосходил земельные наделы других высших должностных лиц: его доходность определяется цифрой в 1800 мер. В распоряжении царя находилась многочисленная челядь. В табличках упоминаются «царский горшечник», «царский сукновал», «царский оружейник». Среди подчиненных царю Пилоса чиновников высшего ранга одно из наиболее видных мест занимал лавагет, т. е. воевода или военачальник. Как показывает сам титул, в его обязанности входило командование вооруженными силами Пилосского царства. Кроме ванакта и лавагета, в надписях упоминаются и другие должностные лица, обозначаемые терминами «телест», «экет», «дамат» и пр. Точное значение этих терминов остается пока неизвестным. Однако кажется довольно вероятным, что в этот круг высшей знати, тесно связанной с дворцом и составлявшей ближайшее окружение пилосского ванакта, входили, во-первых, жрецы главных храмов государства (жречество вообще пользовалось в Пилосе, как и на Крите, очень большим влиянием), во-вторых, высшие военные чины, прежде всего предводители отрядов боевых колесниц, которые в те времена были главной ударной силой на полях сражений. Таким образом, пилосское общество представляло собой подобие пирамиды, построенной по строго иерархическому принципу. Верхнюю ступень в этой иерархии сословий занимала военно - жреческая знать во главе с царем и военачальником, сосредоточившая в своих руках наиболее важные функции как экономического, так и политического характера. В непосредственном подчинении у правящей верхушки общества находились многочисленные чиновники, действовавшие на местах и в центре и составлявшие в совокупности мощный аппарат угнетения и эксплуатации трудящегося населения Пилосского царства. Составлявшие основание всей этой пирамиды крестьяне и ремесленники не принимали никакого участия в управлении государством (существует мнение, согласно которому встречающийся в табличках Пилосского архива термин «дамос» (народ) обозначает народное собрание, представляющее все свободное население Пилосского царства. Более вероятным представляется, однако, другое толкование этого термина: дамос - одна из территориальных общин (округов), входящих в состав государства (ср. позднейшие афинские демы). Ниже, чем они, стояли рабы, занятые на различных работах в дворцовом хозяйстве.

Микенские воины

Из книги Пётр Первый - проклятый император автора Буровский Андрей Михайлович

РЕФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Со страниц множества книг звучит рефрен: «Пётр создал новые государственные учреждения! Пётр отменил прежнюю систему управления!»Но в первые годы правления Петра он и не думал ничего менять. Страна жила, управляемая все теми же

автора Щепетев Василий Иванович

1. Феодальная раздробленность и особенности государственного управления Период феодальной раздробленности на Руси охватывает XII–XV вв. Количество самостоятельных княжеств в этот период не было устойчивым из-за разделов и объединения некоторых из них. В середине XII в.

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

3. Развитие государственного управления на Руси в XIV–XV вв. Сложившийся в XII–XIII вв. политический строй русских княжеств не претерпел в XIV–XV вв. каких-либо существенных изменений. Удельным князьям как верховным собственникам всей земли в княжествах принадлежала высшая

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

2. Развитие государственного управления

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

1. Александр II. Реформы и особенности государственного

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Реформа государственного управления В соответствии с Основными законами Российской империи император оставался неограниченным монархом. Первая статья Основных законов утверждала: «Император всероссийский есть монарх самодержавный и не ограниченный. Повиноваться

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Реформы государственного управления Развитие советской государственности во второй половине 40 – начале 60-х гг. XX в. шло по следующим направлениям.Государственный аппарат перестраивался на мирный лад.К сентябрю 1945 г. были упразднены ГКО и другие чрезвычайные органы

Из книги История России с начала XVIII до конца XIX века автора Боханов Александр Николаевич

§ 1. Органы государственного управления После смерти Петра I созданная им бюрократическая машина дворянского государства должна была пройти сквозь испытания контрреформ. В итоге всех административных изменений система центральных учреждений осталась почти

Из книги История Древнего Востока автора Авдиев Всеволод Игоревич

Организация государственного управления В период Нового Царства создаётся сложный аппарат государственного управления. Многочисленные документы этого времени позволяют нам ознакомиться с системой центральной и местной администрации. Всё больше и больше усиливается

Из книги История Венеции автора Бек Кристиан

Система государственного управления Как мы уже видели, Венецианская республика осуществляет жесткое руководство экономикой и структурами управления подвластных ей территорий - как заморских, так и материковых, - проводя, как нам кажется, политику государственного

автора Автор неизвестен

11. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В АФИНАХ Принципами афинской государственно-политической системы в период расцвета были народоправство, выборность, коллегиальность и подотчетность властей, суд присяжных (гелиэя).Основными государственными органами и высшими

Из книги История государства и права зарубежных стран: Шпаргалка автора Автор неизвестен

12. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СПАРТЕ Спартанское государство образовалось, вероятно, в IX в. до н. э. из пяти поселений. Дальнейшее объединение происходило путем завоеваний. Господствующим классом были спартиаты. Они обладали собственностью на землю, скот и на

автора Керов Валерий Всеволодович

6. Реформа системы государственного управления 6.1. Причины. Требовалось создание нового государственного аппарата, способного эффективно осуществлять руководство модернизирующимся обществом. Петр I стремился утвердить и закрепить свою абсолютную власть. Для

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

2. Меры по совершенствованию системы государственного управления 2.1. Теоретическое обоснование самодержавия. Екатерина II, используя идею французского просветителя Монтескье о том, что природная среда, размеры страны и нрав ее населения определяют форму

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

2. Политика в сфере государственного управления 2.1. Общая характеристика и основные этапы. Политика в сфере государственного управления была направлена на укрепление государственной власти, усиление административного начала в системе местного самоуправления и

Из книги Сирия, Ливия. Далее Россия! автора Мусин Марат Мазитович

Уничтожение систем государственного и социального управления Не следует думать, что этапом деиндустриализации ограничиваются все проблемы ресурсных стран. Второй этап – это этап, который логично вытекает из первого. Разрыв цепочки добавленной стоимости и встраивание



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: