Как рассматриваются в суде административные дела. Подведомственность и подсудность судам общей юрисдикции дел об административных правонарушениях. Как лишают водительских прав

При решении вопроса о подведомственности и подсудности судьям судов общей юрисдикции дел об административных правонарушениях необходимо исходить из положений, закрепленных в гл. 23 КоАП РФ, согласно которым к компетенции судей отнесены дела, перечисленные в ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ, учитывая при этом следующее:

  • судьи районных судов рассматривают дела об , указанных в ч. 1 и 2 ст. 23.1 КоАП РФ, в том случае, когда по делу проводилось административное расследование (ст. 28.7 КоАП РФ), либо когда санкция статьи, устанавливающей ответственность за административное правонарушение, предусматривает возможность назначения наказания в виде административного выдворения за пределы РФ, административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта РФ, должности муниципальной службы (абзац второй ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

Общая территориальная подсудность в соответствии с ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ может быть изменена по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о передаче дела для рассмотрения по месту жительства данного лица. При этом КоАП РФ не предусматривает возможность передачи дела для рассмотрения по месту нахождения в случае поступления такого ходатайства от его законного представителя (защитника).

КоАП РФ не обязывает данное лицо указывать причины, по которым оно просит об этом, и представлять , подтверждающие уважительность таких причин.

Судья вправе отказать в удовлетворении ходатайства указанного лица с учетом конкретных обстоятельств дела, если это необходимо для обеспечения баланса прав всех участников производства по делу об административном правонарушении или защиты публичных интересов.

К таким случаям, в частности, относятся:

  1. возражение , обладающего процессуальными правами, аналогичными правам лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, привлечение которого к участию в деле является обязательным (ч. 2 и 3 ст. 25.2 КоАП РФ). Удовлетворение ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства в данном случае может повлечь нарушение права потерпевшего на судебную защиту;
  2. установление фактов недобросовестного пользования своими процессуальными правами лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, выражающегося, например, в последовательном заявлении ходатайств об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении по различным основаниям, а впоследствии — о рассмотрении дела об административном правонарушении по месту жительства;
  3. возбуждение в отношении лица дела об административном правонарушении, санкция за совершение которого предусматривает назначение наказания в виде административного ареста или административного выдворения, поскольку из положений ч. 3 ст. 25.1, ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ следует, что такие дела должны рассматриваться в день получения протокола об административном правонарушении и с обязательным присутствием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

В определении об отказе в удовлетворении названного выше ходатайства должны быть приведены основания, которые препятствуют рассмотрению дела по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

По делам, перечисленным в ч. 1.1, 2, 3, 5 и 6 ст. 29.5 КоАП РФ, установлена исключительная территориальная подсудность, не подлежащая изменению по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу. При наличии совокупности установленных ч. 1.1, 2, 3 и 6 ст. 29.5 КоАП РФ критериев по одному делу об административном правонарушении судье необходимо установить приоритет между этими нормами (например, если по делу об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, было проведено административное расследование, нормой, определяющей территориальную подсудность, следует считать ч. 3 ст. 29.5 КоАП РФ).

Если при подготовке дела к рассмотрению судьей будет установлено, что рассмотрение данного дела не относится к его компетенции, он должен вынести определение о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов на рассмотрение по подведомственности на основании п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ. Если рассмотрение дела относится к компетенции судьи арбитражного суда, то судья выносит определение о возвращении материалов дела органу или должностному лицу, составившему , который вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о привлечении лица к административной ответственности (ч. 2 ст. 202 АПК РФ).

При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, по которым административное расследование проводилось должностным лицом структурного подразделения территориального органа федерального органа исполнительной власти (например, межрайонного отдела, межрайонного отделения, отдела, отделения, территориального пункта), необходимо учитывать, что исходя из положений ч. 2 ст. 29.5 КоАП РФ дело в указанном случае подлежит рассмотрению судьей районного суда по месту нахождения названного структурного подразделения, проводившего административное расследование.

Административная ответственность: Видео

Одним из признаком цивилизации является и возникновение различных споров между людьми. И, естественно, необходимо их разрешать, причем так, чтобы все было по справедливости. Ведь права и свободы каждого гражданина страны должны соблюдаться.

Компетентность в вопросе с судом поможет вам избежать ненужной волокиты. Ведь если вы заранее знаете, куда нужно обращаться, то сэкономите время и деньги.

Арбитражный суд

В Арбитражном суде рассматривают экономические преступления. К категории дел, с которыми можно обращаться сюда, относят различные нарушения условий тех или иных договоров, налоговые споры, вопросы, связанные с предпринимательством и т.д. Полный список дел, с которыми можно идти в Арбитраж, можно прочитать в Арбитражном Процессуальном Кодексе, который и регулирует деятельность данного судебного органа.

Стоит учитывать, что решения Арбитражного суда обжалованию (как это обычно бывает в судах других инстанций) не подлежат, т.е. приговор окончателен.

В структуру Арбитражного суда входят сразу несколько других: Высший арбитражный, окружные федеральные, апелляционные и суды первой инстанции в различных субъектах страны. Дела в арбитражном суде рассматривают в несколько этапов:
- подготовка: на этом этапе есть возможность изучения материалов дела;
- рассмотрение дела: на этом этапе происходит непосредственно процесс с выступлениями свидетелей и сбором всех необходимых показаний;
- судебные прения: момент, когда могут высказаться участники процесса;
- решение суда: вынесение приговора.

Рассмотрение дела в Арбитражном суде занимает около месяца. При этом такой срок считается довольно быстрым, даже быстрее чем в иных судах общей юрисдикции.

Суды по уголовным делам

Есть несколько инстанций судов, рассматривающих дела, подпадающие под юрисдикцию Уголовного кодекса РФ. Процесс также происходит в несколько этапов, к которым относятся сбор информации и поиск улик, подготвка материала к суду и непосредственно процесс. Эксперты утверждают, что уголовные суды длятся на порядок дольше арбитражных. Связано это с тем, что уголовное дело требует большего количество доказательств.

Суды общей юрисдикции, кроме уголовных, рассматривают еще и административные правонарушения.

Суд по гражданским делам

Гражданские дела - социальное явление, которое довольно востребовано в России. Основная деятельность таких судов - защита прав человека. Такие суды также проходят в несколько этапов. Задача гражданского суда - своевременно рассмотреть и решить дело, поспособствовать защите прав того или иного человека.

Гражданское делопроизводство отвечает за семейные дела (усыновление, объявление без вести пропавшим), жилищные разбирательства, а также административно-правовые дела. Обратиться в гражданские суды могут любые истцы, независимо от специализации органа. Детей в таких инстанциях представляют родители или опекуны.

Судебный процесс - дело довольно длительное и изматывающее. Поэтому мало того, что вы будете подкованы, лучше дополнительно позаботиться и о надежном защитнике, т.е. профессиональном адвокате.

  • Административный процесс: общие положения
    • Понятие, особенности и виды административного процесса. Основные концепции административного процесса
    • Развитие административного судопроизводства в Российской Федерации. Проблемы правового регулирования
  • Административно-регулятивный процесс
    • Понятие и виды административных процедур в деятельности органов исполнительной власти, их значение в обеспечении прав и свобод граждан
    • Правонаделительные административные производства
      • Разрешительные производства. Особенности лицензионного производства
    • Административные регламенты органов исполнительной власти, их значение в регулировании административных процедур
  • Административно-юрисдикционный процесс
    • Понятие и принципы административной юрисдикции. Административно-юрисдикционные производства
    • Производство по делам об административных правонарушениях: понятие, виды, правовое регулирование
    • Задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях
    • Судьи как субъекты административной юрисдикции по делам об административных правонарушениях
    • Разграничение подсудности дел об административных правонарушениях между мировыми судьями, судьями районных, гарнизонных военных и арбитражных судов
    • Должностные лица органов исполнительной власти как субъекты административной юрисдикции по делам об административных правонарушениях
    • Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав как субъекты административной юрисдикции
    • Статус лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении
    • Статус потерпевшего в производстве по делам об административных правонарушениях
    • Статус защитника и представителя в производстве по делам об административных правонарушениях
    • Прокурор как участник производства по делам об административных правонарушениях
    • Предмет доказывания и доказательства по делам об административных правонарушениях. Оценка доказательств
    • Процессуальные сроки в производстве по делам об административных правонарушениях, правовые последствия их несоблюдения
    • Возбуждение дела об административном правонарушении. Порядок и сроки составления протокола об административном правонарушении, требования к его содержанию
    • Административное расследование и его место в производстве по делам об административных правонарушениях: основания для назначения, сроки и место проведения, процессуальное оформление
    • Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении
    • Основания и порядок прекращения производства по делу об административном правонарушении
    • Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции. Виды постановлений и определений по делам об административных правонарушениях
    • Процессуальные особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях в арбитражных судах
    • Порядок обжалования и пересмотра постановлений по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции
    • Процессуальные особенности оспаривания постановлений и решений по делам об административных правонарушениях в арбитражных судах
    • Особенности пересмотра постановлений по делам об административных правонарушениях, вступивших в законную силу
  • Производство по применению мер административного пресечения
    • Понятие и система мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Особенности мер обеспечения в отношении физических и юридических лиц
    • Доставление, административное задержание и привод как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
    • Особенности освидетельствования лица на состояние алкогольного опьянения и медицинского освидетельствования на состояние опьянения
  • Исполнительное административное производство
    • Общая характеристика стадии исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях
    • Порядок исполнения отдельных видов административных наказаний
  • Производство по заявлениям и жалобам граждан
    • Административный порядок рассмотрения жалоб граждан на действия и решения органов исполнительной власти, нарушающие их права и свободы
    • Рассмотрение в судах общей юрисдикции дел об оспаривании нормативных правовых актов
    • Рассмотрение арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов органов исполнительной власти
    • Рассмотрение в судах общей юрисдикции дел об оспаривании решений и действий (бездействия) органов исполнительной власти, нарушающих права и свободы граждан
    • Рассмотрение в арбитражных судах дел об оспаривании решений и действий (бездействия) органов исполнительной власти и их должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан

Разграничение подсудности дел об административных правонарушениях между мировыми судьями, судьями районных, гарнизонных военных и арбитражных судов

Административные правонарушения, рассматриваемые судьями районных судов . Судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях («Судьи»).

В числе таких правонарушений можно указать на те, которые предусмотрены ст. 5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - «Нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума»; ст. 5.3 Кодекса - «Неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума. Непредставление сведений и материалов по запросу избирательной комиссии, комиссии референдума»; ст. 5.4 Кодекса - «Нарушение порядка представления сведений об избирателях, участниках референдума»; ст. 5.5 Кодекса - «Нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов, референдумов»; ст. 12.26 - «Невыполнение водителем требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения» и др.

В перечне административных правонарушений, предусмотренных ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судьи могут рассматривать те, которые предусмотрены частями определенной статьи, фиксирующими наиболее существенный аспект правонарушения. Так, из составов ст. 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях («Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием») судьи рассматривают только тот, который предусмотрен ее частью второй (Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся); из составов ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях («Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов») судьи рассматривают только тот, который предусмотрен ее частью третьей (Грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов).

Из рассмотрения дела судьями исключаются такие составы правонарушения, которые связаны с фиксацией административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи. Данная оговорка установлена, например, в отношении ч. 5 ст. 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях («Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона»).

Законодатель в ч. 3 рассматриваемой ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выделил ряд правонарушений, дела по которым должны рассматриваться районными судами. В ней говорится: «Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.38, 19.3, 20.1 - 20.3, 20.18, 20.29 настоящего Кодекса, рассматриваются судьями районных судов».

Статья 5.38. Нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании.

Статья 19.3. Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы.

Статья 20.1. Мелкое хулиганство.

Статья 20.2. Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.

Статья 20.2.2. Организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка.

Статья 20.3. Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций.

Статья 20. 18. Блокирование транспортных коммуникаций.

Статья 20.29. Производство и распространение экстремистских материалов.

Наряду с рассмотрением правонарушений в силу закона Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает и рассмотрение административных дел в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело об административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье. Такого рода правонарушения изложены, например, в ст. 16.19 (Несоблюдение таможенной процедуры), в ч. 1 ст. 19.27 (Представление ложных сведений при осуществлении миграционного учета).

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» говорит об этом следующее: «Судьи рассматривают также отнесенные к компетенции иных органов дела, при условии, что они были переданы на их рассмотрение в связи с тем, что уполномоченный орган с учетом характера совершенного правонарушения, личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и других указанных в законе обстоятельств, признал необходимым обсудить вопрос о возможности применения мер наказания, назначение которых отнесено к исключительной компетенции судей». Судьями районных судов рассматриваются также:

  • дела об административных правонарушениях, производство по которым осуществляется в форме административного расследования;
  • дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации, административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы.

Административные правонарушения, рассматриваемые судьями арбитражных судов . Судьями арбитражных судов рассматриваются административные правонарушения, предусмотренные статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, перечень которых изложен ниже, при условии, что данные правонарушения совершены юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.

Статья 7.24. Нарушение порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности, и использования указанного объекта;

ч. 2 и 3 ст. 9.4. Нарушение обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий),

ст. 9.5. Нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию,

ст. 9.5.1. Выполнение инженерных изысканий, подготовка проектной документации, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства без свидетельства о допуске к соответствующим видам работ;

ст. 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии);

ст. 14.10. Незаконное использование товарного знака;

ст. 14.11. Незаконное получение кредита;

ст. 14.12. Фиктивное или преднамеренное банкротство;

ст. 14.13. Неправомерные действия при банкротстве;

ст. 14.14. Воспрепятствование должностными лицами кредитной или иной финансовой организации осуществлению функций временной администрации;

ч. 1 и 2 ст. 14.16. Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также нива и напитков, изготавливаемых на его основе;

ч. 1, 3 и 4 ст. 14.17. Незаконные производство, поставка или закупка этилового спирта;

ст. 14. 18. Использование этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, и спиртосодержащей непищевой продукции для приготовления алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;

ст. 14.23. Осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом;

ст. 14.27. Нарушение законодательства о лотереях;

ст. 14.36. Непредставление или несвоевременное представление документов о споре, связанном с созданием юридического лица, управлением им или участием в нем;

ст. 14.43. Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов;

ст. 14.44. Недостоверное декларирование соответствия продукции;

ст. 14.45. Нарушение порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия;

ст. 14.46. Нарушение порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия;

ст. 14.47. Нарушение правил выполнения работ по сертификации;

статья 14.48. Представление недостоверных результатов исследований (испытаний);

ст. 14.49. Нарушение обязательных требований в отношении оборонной продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг);

ст. 14.50. Неисполнение обязанностей и требований при осуществлении внешнеторговых бартерных сделок;

ч. 1 ст. 15.10. Неисполнение банком поручения государственного внебюджетного фонда;

ч. 2 и 2.1 ст. 17. 14. Нарушение законодательства об исполнительном производстве;

ч. 6 и 15 ст. 19.5. Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль);

статья 19.33. Невыполнение требований о представлении образцов продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования.

Кроме того, Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 404-ФЗ к ведению судей арбитражных судов отнесены правонарушения, отраженные в следующих статьях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:

14.9. Ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления;

14.31. Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке;

14.31.1. Злоупотребление доминирующим положением хозяйствующим субъектом, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 35 процентов;

14.31.2. Манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности);

14.32. Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности;

14.33. Недобросовестная конкуренция.

Административные правонарушения, рассматриваемые судьями гарнизонных военных судов и мировыми судьями . Пунктом 3 ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено следующее:

  • дела об административных правонарушениях, указанных в ч. 1 и 2 данной статьи и совершенных военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов;
  • в остальных случаях дела об административных правонарушениях, указанных в ч. 1 и 2 данной статьи, рассматриваются мировыми судьями.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О разграничении подсудности дел об административных правонарушениях» . В данном Постановлении, прежде всего, обращается внимание на положение ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о том, что судьями районных судов рассматриваются дела об административных правонарушениях, производство по которым осуществляется в форме административного расследования. В связи с этим в постановлении указывается, что: (а) вопрос о проведении административного расследования решается при возбуждении дела должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составлять протокол об административном правонарушении, а также прокурором (ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ); (б) административное расследование допускается только при выявлении административных правонарушений в отраслях законодательства, перечисленных в ч. 1 ст. 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Часть 1 ст. 28.7 КоАП РФ. В случаях, если после выявления административного правонарушения в области антимонопольного, патентного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе, законодательства об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах, законодательства о выборах и референдумах, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, законодательства о противодействии коррупции, законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах, законодательства о физической культуре и спорте в части, касающейся предотвращения допинга в спорте и борьбы с ним, миграционного законодательства, валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства о защите прав потребителей, об охране здоровья граждан, об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, в области налогов и сборов, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, общественной нравственности, таможенного дела, экспортного контроля, государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, в области охраны окружающей среды, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безопасности, промышленной безопасности, о безопасности гидротехнических сооружений, в области использования атомной энергии, об электроэнергетике (в части соблюдения требований надежности и безопасности в сфере электроэнергетики), о градостроительной деятельности, в области дорожного движения и на транспорте, о несостоятельности (банкротства), в области размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование.

В постановлении говорится: «Установив, что административное расследование фактически не проводилось, судье районного суда при подготовке дела к рассмотрению следует решить вопрос о его передаче мировому судье на основании пункта 5 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В случае проведения административного расследования по делу об административном правонарушении в отраслях законодательства, не указанных в ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ, судья выносит определение о передаче дела на рассмотрение мировому судье на основании п. 5 ч. 1 ст. 29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Срок рассмотрения дела об административном правонарушении - это весьма важный нюанс, о котором должны знать все граждане. Ведь в России на законодательном уровне можно избежать некоторых обвинений или обжаловать их. Кроме того, важно осознавать, сколько будет рассматриваться то или иное дело. Далее будет рассказано все об изучаемой особенности. Какие варианты развития событий имеют место? Что вообще можно считать административным нарушением? Сколько оно будет рассматриваться в том или ином случае? Можно ли как-то продлить или ускорить данный период? Ответив на все поставленные вопросы, удастся в полной мере прояснить ситуацию. В действительности все не так уж и трудно. Особенно если внимательно изучить законодательные акты РФ.

Административное нарушение - это...

Знать, какой срок рассмотрения дела об положен при тех или иных обстоятельствах, необходимо всем гражданам. Но перед этим придется уяснить, о каких нарушениях идет речь.

В Российской Федерации предусматривается несколько типов ответственности. Речь идет об административных и уголовных делах. Принято считать, что уголовное дело - это высшая мера наказания. же собой представляет что-то вроде "мягкой" меры пресечения повторного нарушения. Зачастую она выражается в виде штрафов.

Административным правонарушением является деяние, за которое по закону установлена административная ответственность. Отличается подобное действие/бездействие тем, что фактически оно не наносит существенной опасности окружающим. Некоторые действия могут признаваться как нарушением, так и преступлением.

Признание виновным

Какой срок рассмотрения дела об административном правонарушении? Ответить на этот вопрос предстоит чуть позже. Сначала придется понять, в каком случае человек или предприниматель является виновным в конкретном нарушении административного кодекса.

Дело все в том, что по установленному законодательству (статья 2.1) юр. лицо является виновным в нарушении, если было доказано, что организация могла соблюдать нормы поведения, но лицо ничего не предприняло для этого.

То же самое касается и обычных граждан. Если было доказано то или иное нарушение административного характера, человек признается виновным. Ничего трудного или особенного в этом нет.

Для признания виновным в административном нарушении необходимо провести специальное расследование. В ходе него изучаются все материалы и обстоятельства, предшествующие событию. Как итог - выносится то или иное решение. Именно поэтому важно понимать, сколько составляет срок давности рассмотрения дела об административном правонарушении.

Общепринятые сроки

На самом деле все проще, чем кажется. Разобраться в поставленном вопросе поможет соответствующий кодекс (см. изображение ниже). В нем прописана продолжительность рассмотрения дел, а также условия для продления оного.

На сегодняшний день рассчитывать приходится приблизительно на пятнадцать дней. Дело все в том, что срок рассмотрения дела об административном правонарушении составляет 15 суток. Отсчет времени начинается с момента получения протокола о тех или иных деяниях. Возможно получение материалов-доказательств, сделанных при помощи современной технической аппаратуры, способной вести фото и видеозапись. Например, с камер "безопасный город".

На практике именно такая продолжительность имеет место. Принято считать, что административные дела рассматриваются не более двух недель. Это максимальное время, за которое может быть решен вопрос. Можно надеяться, что дело будет рассмотрено быстрее. Этот фактор нельзя назвать точным, все зависит от нагрузки на тот или иной орган.

В суде

Следующий этап, который нужно внимательно изучить, это рассмотрение дел в суде. Нередко даже незначительные нарушения административного характера передаются судебным органам. Важно понимать, что исследование оных будет иметь иную продолжительность.

Срок рассмотрения судом дела административном правонарушении на сегодняшний день составляет 2 месяца. Началом отсчета считается момент получения протокола или ходатайства о совершении нарушения. Именно такая продолжительность указана в КоАП, в статье 29.6.

Как и в прошлом случае, суд способен принять то или иное решение быстрее. Но на практике подобные ситуации - редкость. Рассчитывать на быстрое рассмотрение дела не следует. При обращении в инстанции для защиты собственных прав и свобод всегда во внимание принимают максимальную продолжительность работы с теми или иными документами.

Продление

Как уже было сказано, при определенных обстоятельствах можно продлить срок изучения правонарушений административного характера. Эта мера на практике встречается не слишком часто.

Продление срока рассмотрения дела об административном нарушении в России по установленным законам осуществляется расследующим органом или судом. Для этого необходимо соблюдать некоторые условия. Какие именно?

Например:

  1. Продление имеет место, если участники дела подают ходатайство о пересмотре нарушения. Это весьма распространенный сценарий, по которому могут развиваться события.
  2. При необходимости дополнительного расследования или изучения новых обстоятельств. Если установленные ранее сроки не соблюдаются, то суд или рассматривающий нарушение орган имеет право на дополнительное расследование.

Безосновательно изучать нарушения нельзя. Обязательно должна быть веская причина для воплощения задумки в жизнь.

Судья или изучающий дело орган имеет право на продление срока рассмотрения дела об административном правонарушении на тот или иной период. Если того потребует ситуация и обстоятельства. Общий срок рассмотрения дела об административном правонарушении может быть продлен не больше, чем на 1 месяц. Для данного события требуется вынесение мотивированного определения.

Особые дела

Следует обратить внимание на то, что российское законодательство имеет огромное количество особенностей и нюансов во всех своих направлениях. Даже при изучении тех или иных нарушений. И административные дела не являются исключением. О чем необходимо помнить каждому человеку.

Срок рассмотрения дела об административном правонарушении при определенных обстоятельствах составляет пять суток с момента вручения протокола. Продление данного периода по закону не предусматривается. Речь идет о делах, связанных с нарушениями по статьям Кодекса об административных правонарушениях:

  • 5.1-5.25;
  • 5.58;
  • 5.69;
  • 5.45-5.52.

Именно такие ограничения действуют на сегодняшний день в России. Иного не дано. Об этом обязан помнить каждый гражданин.

Арест и выдворение

Все перечисленные особенности и нюансы не являются единственными в своем роде. Разные нарушения рассматриваются разное время. Это нормальное явление. Срок давности рассмотрения дела об административном правонарушении может быть очень маленьким. Значительно меньше указанных ранее ограничений.

Речь идет о ситуациях, при которых на гражданина налагается или выдворение за пределы территории. Сколько тогда составляет срок рассмотрения дела об административном правонарушении? На законодательном уровне установлено ограничение в один день. Это значит, что при необходимости выдворения или наложения административного ареста, дело будет рассмотрено за сутки с того момента, когда был получен протокол или доказательства деяния.

Исключение составляют случаи, при которых в нарушении участвует уже задержанное лицо. Тогда срок рассмотрения дела об административном правонарушении будет составлять два дня. А точнее, не больше сорока восьми часов. Отсчет следует начинать с момента задержания нарушителя.

Приостановление деятельности

Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении (ПДД или любой другой случай - не так важно) уже были рассмотрены. Практически все возможные варианты развития событий стали известны. Осталось принять во внимание последние особенности изучаемой темы.

Например, некоторые нарушения предусматривают приостановление деятельности компании или гражданина. Изучение подобных дел - это не что иное, как последняя особенность. Какой срок рассмотрения дела об административном правонарушении будет положен, если деятельность фирмы была временно приостановлена?

На такие события отводится неделя. Если точнее, то 7 дней с момента прекращения деятельности и рабочего процесса компании. Также следует учесть, что приостановление деятельности на время будет в конечном итоге засчитываться в административное наказание.

Срок обращения

Пожалуй, все возможные расклады были изучены. На самом деле все не так уж и трудно! Если хорошо разбираться в законах РФ, можно с точностью сказать, сколько будет отведено на изучение того или иного нарушения административного характера.

Обратите особое внимание на срок, когда вы можете обратиться в суд после правонарушения. В течение какого времени можно привлечь виновного к ответственности?

Существуют разные случаи. Все зависит от обстоятельств. На сегодняшний день следует опираться на то, что срок давности рассмотрения дела об административном нарушении оставляет:

  • 2 месяца при большинстве нарушений;
  • 1 год - если в виде наказания полагается дисквалификация или если нарушение длящееся.

Исчисление оного начинается либо с момента получения ходатайств на пересмотр нарушений, либо при наличии протокола о возбуждении дела, либо с момента непосредственного совершения преступления.

Соответственно, по установленным на сегодняшний день правилам срок рассмотрения дела об например) составляет 12 месяцев. Ничего трудного для понимания нет. Достаточно просто классифицировать совершенное деяние.

О нарушении сроков

Одной из важнейших проблем в законодательстве является нарушение сроков рассмотрения дела об административном правонарушении. Подобное явление необходимо рассмотреть как можно внимательнее, и уделить этому процессу немного своего внимания. Дело все в том, что подобное деяние нарушает права человека на защиту своих свобод и интересов в суде, что подробно описано в Конституции.

Следует отметить, что рассматривающий дело орган обязан предпринимать всевозможные действия для устранения неоправданного нарушения. Как уже было сказано, некоторые сроки изучения нарушений могут быть продлены, но лишь при наличии веских оснований.

Если было доказано, что срок рассмотрения дела об административном правонарушении нарушен безосновательно, рассматривающий орган или судью привлекают к дисциплинарной ответственности. Его могут даже досрочно лишить полномочий.

К сожалению, сегодня все чаще и чаще встречаются административные нарушения. В связи с этим растет число дел, которые рассматриваются без соблюдения установленных ограничений.

Как себя вести

Что делать, если гражданин подозревает, что срок рассмотрения дела об административном нарушении составляет меньшее количество времени, чем сообщил рассматривающий деяние орган?

Вариантов несколько. Можно либо жаловаться в вышестоящие инстанции, подкрепляя свое недовольство законодательством страны, либо просто ждать. Как показывает практика, именно второй случай наиболее оптимален. Как уже было сказано, рост числа административных нарушений приводит к увеличению ожидания удовлетворения тех или иных жалоб.

Итоги и заключения

Отныне понятно, сколько длится срок давности рассмотрения дела об административном правонарушении. Придется обращать внимание на многочисленные особенности совершенного деяния. Только так удастся установить максимальную продолжительность изучения дела.

Некоторые ситуации позволяют продлить административное расследование. На практике подобные случаи встречаются не слишком часто. Ведь для них должны обнаружиться веские основания.

Чаще всего дела административного характера рассматриваются 5-15 суток. Именно на подобные ограничения рекомендуется обратить внимание.

Подведомственность и подсудность судам общей юрисдикции дел об административных правонарушениях. При решении вопроса о подведомственности и подсудности судьям судов общей юрисдикции дел об административных правонарушениях необходимо исходить из положений, закрепленных в гл. 23 КоАП РФ, согласно которым к компетенции судей отнесены дела, перечисленные в ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ, учитывая при этом следующее:

а) судьи районных судов рассматривают дела об административных правонарушениях , указанных в ч. 1 и 2 ст. 23.1 КоАП РФ, в том случае, когда по делу проводилось административное расследование (ст. 28.7 КоАП РФ), либо когда санкция статьи, устанавливающей ответственность за административное правонарушение, предусматривает возможность назначения наказания в виде административного выдворения за пределы РФ, административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта РФ, должности муниципальной службы (абзац второй ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

Вопрос о проведении административного расследования решается при возбуждении дела об административном правонарушении лицами, указанными в ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ. Административное расследование вправе проводить должностные лица, перечисленные в ч. 4 ст. 28.7 КоАП РФ, а также прокурор (п. 2 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»). При этом необходимо учитывать, что административное расследование допускается только при выявлении административных правонарушений в отраслях законодательства, перечисленных в ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ.

Административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий указанных выше лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.

Не являются административным расследованием процессуальные действия, совершенные в соответствии с нормами УПК РФ в рамках предварительного расследования по уголовному делу, возбужденному в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности , и впоследствии прекращенному.

Установив, что административное расследование фактически не проводилось, судья районного суда при подготовке дела к рассмотрению решает вопрос о его передаче мировому судье на основании п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ. В случае проведения административного расследования по делу об административном правонарушении в отраслях законодательства, не указанных в ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ, судья выносит определение о передаче дела на рассмотрение мировому судье на основании п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ;

б) судьи гарнизонных военных судов рассматривают дела обо всех правонарушениях, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 23.1 КоАП РФ, если они совершены военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы (абзац первый ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ);

в) судьи рассматривают также отнесенные к компетенции иных органов (должностных лиц) дела, указанные в ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ, при условии, что они были переданы на их рассмотрение в связи с тем, что уполномоченный орган (должностное лицо) с учетом характера совершенного правонарушения, личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и других указанных в законе обстоятельств признал необходимым обсудить вопрос о возможности применения мер наказания, назначение которых отнесено к исключительной компетенции судей.

Учитывая, что передача дел данной категории на рассмотрение судье относится к компетенции названных выше органов (должностных лиц), судья в указанном случае обязан принять дело к рассмотрению по существу;

г) по общему правилу дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, подведомственные судьям судов общей юрисдикции, рассматривают мировые судьи. Подсудность дел мировым судьям определяется путем исключения категорий дел, отнесенных к компетенции судей районных судов, военных судов и арбитражных судов;

д) судьи судов общей юрисдикции не вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, перечисленных в абзаце четвертом ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, поскольку эти дела подсудны судьям арбитражных судов. Указанный в этой норме перечень видов правонарушений является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. Дела, указанные в абзаце четвертом ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ, не подсудны судьям судов общей юрисдикции и в том случае, когда по ним в соответствии со ст. 28.7 КоАП РФ проводилось административное расследование, а также когда индивидуальный предприниматель, совершивший административное правонарушение из числа названных в абзаце четвертом ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ, утратил статус индивидуального предпринимателя. Дела об административных правонарушениях, перечисленных в абзаце пятом ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ, подсудны судьям арбитражных судов независимо от того, кем было совершено административное правонарушение: должностным лицом, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем;

е) дела об иных правонарушениях, отнесенных к компетенции судей (ч. 1 и 2 ст. 23.1 КоАП РФ) и не указанных в абзацах четвертом и пятом ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ, подсудны судьям судов общей юрисдикции независимо от характера административного правонарушения и статуса лица, привлекаемого к ответственности (в том числе дела о правонарушениях, совершенных юридическими лицами, а также гражданами, являющимися индивидуальными предпринимателями);

ж) в соответствии со ст. 23.2 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях, совершенных лицами от шестнадцати до восемнадцати лет (в том числе дела, перечисленные в ч. 1 и 2 ст. 23.1 КоАП РФ), отнесено к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, за исключением дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 11.18 КоАП РФ, и дел о правонарушениях в области дорожного движения, которые рассматриваются комиссией в случае передачи дела на ее рассмотрение уполномоченным органом (должностным лицом). Указанными комиссиями рассматриваются также дела о правонарушениях, предусмотренных ст. 5.35, 5.36, 6.10, 20.22 КоАП РФ.

Поскольку комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав не может назначать виды наказания, отнесенные к исключительной компетенции судей, дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей, указанной в ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ, которое совершено несовершеннолетним, может быть передано указанной комиссией на рассмотрение судьи (п. 1 ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ);

з) при определении подсудности необходимо также учитывать закрепленные в ст. 29.5 КоАП РФ правила о территориальной подсудности дел об административных правонарушениях.

В ч.1 ст.29.5 КоАП РФ закреплено общее правило, в соответствии с которым дело рассматривается по месту совершения правонарушения. Местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер, — место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.

При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со ст. 54 ГК РФ. Вместе с тем подсудность дел об административных правонарушениях, возбужденных в отношении юридических лиц по результатам проверки их филиалов, определяется местом нахождения филиалов, в деятельности которых соответствующие нарушения были выявлены и должны быть устранены.

Общая территориальная подсудность в соответствии с ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ может быть изменена по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о передаче дела для рассмотрения по месту жительства данного лица. При этом КоАП РФ не предусматривает возможность передачи дела для рассмотрения по месту нахождения юридического лица в случае поступления такого ходатайства от его законного представителя (защитника).

КоАП РФ не обязывает данное лицо указывать причины, по которым оно просит об этом, и представлять доказательства , подтверждающие уважительность таких причин.

Судья вправе отказать в удовлетворении ходатайства указанного лица с учетом конкретных обстоятельств дела, если это необходимо для обеспечения баланса прав всех участников производства по делу об административном правонарушении или защиты публичных интересов.

К таким случаям, в частности, относятся:

— возражение потерпевшего , обладающего процессуальными правами, аналогичными правам лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, привлечение которого к участию в деле является обязательным (ч. 2 и 3 ст. 25.2 КоАП РФ). Удовлетворение ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства в данном случае может повлечь нарушение права потерпевшего на судебную защиту;

— установление фактов недобросовестного пользования своими процессуальными правами лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, выражающегося, например, в последовательном заявлении ходатайств об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении по различным основаниям, а впоследствии — о рассмотрении дела об административном правонарушении по месту жительства;

— возбуждение в отношении лица дела об административном правонарушении, санкция за совершение которого предусматривает назначение наказания в виде административного ареста или административного выдворения, поскольку из положений ч. 3 ст. 25.1, ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ следует, что такие дела должны рассматриваться в день получения протокола об административном правонарушении и с обязательным присутствием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

В определении об отказе в удовлетворении названного выше ходатайства должны быть приведены основания, которые препятствуют рассмотрению дела по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

По делам, перечисленным в ч. 1.1, 2, 3, 5 и 6 ст. 29.5 КоАП РФ, установлена исключительная территориальная подсудность, не подлежащая изменению по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу. При наличии совокупности установленных ч. 1.1, 2, 3 и 6 ст. 29.5 КоАП РФ критериев по одному делу об административном правонарушении судье необходимо установить приоритет между этими нормами (например, если по делу об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, было проведено административное расследование, нормой, определяющей территориальную подсудность, следует считать ч. 3 ст. 29.5 КоАП РФ).

Если при подготовке дела к рассмотрению судьей будет установлено, что рассмотрение данного дела не относится к его компетенции, он должен вынести определение о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов на рассмотрение по подведомственности на основании п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ. Если рассмотрение дела относится к компетенции судьи арбитражного суда, то судья выносит определение о возвращении материалов дела органу или должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении , который вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о привлечении лица к административной ответственности (ч. 2 ст. 202 АПК РФ).

При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, по которым административное расследование проводилось должностным лицом структурного подразделения территориального органа федерального органа исполнительной власти (например, межрайонного отдела, межрайонного отделения, отдела, отделения, территориального пункта), необходимо учитывать, что исходя из положений ч. 2 ст. 29.5 КоАП РФ дело в указанном случае подлежит рассмотрению судьей районного суда по месту нахождения названного структурного подразделения, проводившего административное расследование.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: