Насильно английский язык не выучишь. Мотивация или как заставить себя учить иностранный язык

Как заставить себя учиться? Что делать, чтобы, наконец, начать приходить на занятия вовремя? Куда девался весь пыл и интерес к учебе? Почему домашние работы не больше чем формальность? – Это не вопросы “двоечника” и не “неудачника”. Это вопросы, с которыми сталкиваются все. Главное в них не в том, что они возникают, а то, как мы реагируем и отвечаем на них. Именно это определяет наши успех или неудачу.

Наша жизнь переживает как эмоциональные взлеты, так и падения. Иногда мы видим в обучении определенно ясный смысл, чуть позже – не видим ничего кроме попросту потраченного времени. Никто не спорит, легко учиться, когда есть желание и энтузиазм, но что делать, когда подобного и близко нет?

В данной статье мы рассмотрим несколько наводящих вопросов и практических советов, направленных на то, как помочь самим себе прояснить свои мотивационные установки и справиться с периодами кажущейся бесполезности или апатии к учебе.

Зачем вам английский?

Это первое, над чем нам нужно задуматься. Несмотря на свою, на первый взгляд, банальность, вопрос предельно важен. Он является основанием для дальнейшего “строительства” учебного процесса. Чтение каких-либо других пунктов этой статьи будет бесполезным, если у нас нет четкой и ясной цели в обучении иностранному языку. Поэтому прежде чем подойти к другим аспектам данного рассуждения, выделите время, задумайтесь над вопросами, представленные ниже, загляните внутрь себя и постарайтесь дать себе честный ответ на каждый из них.

– Что значит для меня знание этого иностранного языка?
– Что я хочу достигнуть?
– Как знание этого языка поможет мне достичь своей основной или большей (предполагается больше, чем сам английский) цели?

Эти вопросы полезны, как в начале обучения, так и в его процессе. Здесь важно уяснить, что изучение , это – средство. Изучение должно иметь четкую и обоснованную причину, а также ясно очерченный контур, т.е. границу. Мы не можем учиться “на всякий случай”, “на будущее” или “для всего”. Желание учиться очень тесно связано с эмоциональной стороной нашей личности. Эмоции, как известно, изменчивы, поэтому полагаться на них в обучении не стоит. Здесь решающую роль должен играть разум, т.е. наш осознанный выбор. Наше решение должно иметь очень прочную рациональную основу, могущую противостоять нашей, иногда ленивой или апатичной, природе. Понимание цели обучения, в данном случае, может сыграть для нас большую роль. Важность цели будет пропорциональна уровню мотивации в обучении. Чем больше важность, тем больше мотивации.

Если мы учимся только потому, что (родители, начальник, приятель, партнер по бизнесу), возможно, нам будет очень сложно мотивировать себя, если у “другого” пропадет это желание. Если мы учимся потому, что так делают все и это “модно”, тогда нам нужно никуда не отходить от этих “мотиваторов”, так как без них прогресс для нас очень сомнителен.

Только та мотивация, которая исходит изнутри , из наших личных желаний и предпочтений – действительно может являться ответом. Будем честны к себе. Какое отношение имеет английский к осуществлению моей основной цели? Прямое или косвенное? Если последнее, то не существует ли другого способа достижения цели? Другими словами, насколько хорошо я должен владеть английским, для того чтобы приблизиться к тому, что для меня является смыслом всей жизни? Достаточно ли для меня простое ознакомление с основами языка, так как основной мой интерес лежит за пределами данной области изучения, или же я хочу посвятить остаток своей жизни лингвистике и грамматике английской речи?

Возможно, ответ для нас более чем очевиден, нам все же стоит озвучить его для себя, или даже записать. Я, как никто другой, должен знать, что без английского мне не достичь своих целей. Итак, определите цель, назовите её (т.е. озвучьте), напишите и запомните. Именно это небольшое предложение, которое у вас получилось, будет основой и движущей силой в вашем обучении.

Управляйте!

Как только мы определили, как английский поможет вам в достижении нашей основной цели, нам следует перейти к другому, так же важному вопросу: в течение какого времени мне необходимо освоить язык до желаемого уровня?

Будьте реалистичны. Если вы начинаете обучение с “нуля”, не стоит настраиваться на большой успех в короткие сроки, и думать, что через пол года вы будете свободно разговаривать с прохожими в британском местечке Виллстрит. Свободного владения языком не стоит ожидать ранее трех лет общего обучения (с учетом 4 часов занятий в классе в неделю). Большие цели не достигаются маленькими усилиями. Эдвард Андерсен, предполагал, что те учащиеся, которые достигают больших результатов, ставят для себя большие цели, а те, кто ставит перед собой маленькие цели, соответственно, приходили к меньшим результатам. После небольшого исследования он обнаружил совершенно противоположные данные. Оказалось, что большинство из тех, кто не достигал большого успеха в учебе, ставили перед собой великие цели, а те, кто был успешен, определяли цели, которые были чуть больше их возможностей. Иногда нам хочется все сразу, или ничего вообще. Второе достичь очень просто, первого же нам не видеть как … “свою макушку без зеркала”. Здесь должен быть выработан некоторый баланс.

Цели не должны быть маленькими, иначе мы не будем достаточно мотивированы. Они так же не должны быть слишком большими, чтобы мы знали, что мы МОЖЕМ их достигнуть, и, таким образом, опять же, были мотивированными.

Для сохранения должного уровня мотивации вам необходимо держать процесс обучения “под контролем”. Часть проблемы обычно решается преподавателем. Весь курс обучения разбивается на несколько этапов. Вся программа делится на 6 уровней. Естественно, никто не учится на всех уровнях сразу. После определения нашего багажа знаний и зачисления на курс обучения мы начинаем работать с определенным материалом, по программе, которая так же делится на ряд тем (от 10 до 18 юнитов). Таким образом, наша большая задача делится на ряд маленьких. Наше внимание должно быть направлено на выполнение вот этих “маленьких” задач в поставленные сроки. Не думать “пройти весь уровень за три месяца”, но выполнить то небольшое домашнее задание с ясным пониманием и уверенным владением материала.

Нам так же важно следить за своим вниманием во время работы. Нам необходимо научиться работать на результат, а не работать, потому что так надо или мы для себя так для себя решили. Не стоит полагать, что пассивное следование процессу обучения обеспечит нам блестящее владение языком. Ставьте перед собой конкретные цели, а так же сроки на их выполнение. Знайте свой темп. Если вы читаете обычную страницу несложного текста (2,000 символов) в течение 20 минут. Определяйте их для себя и заканчивайте чтение не позднее 20 минут. Точно так же с изучением новых слов. Если вы знаете что можете выучить 20 слов за 10 минут, не сбавляйте свой темп.

Разбивайте сложные задачи на несколько простых. Сосредотачивайтесь на одной задаче в одно время. Большинство из нас “однофункциональны”. Поэтому для большей эффективности затрачиваемого времени на обучение не стоит включать телевизор, слушать громкую музыку, разговаривать с друзьями, рисовать, играть в компьютерные игры и т.д. Это сохранит от рассеивания вашего внимания и предаст уверенности после успешного завершения задания.

Не пропускайте занятий. Чем больше вы пропускаете, тем больше вы отстаете. И вы это чувствуете. Когда вам задается на уроке вопрос, и вы не можете на него ответить, у вас возникают негативные чувства. Естественно, мы невольно, даже на неосознанном уровне, стремимся избежать подобных чувств и ищем предлога не идти на урок. В этом кроется большая опасность, так как если мы вовремя не опомнимся, на занятия потом приходить уже не будет смысла. Приходите на уроки в любом случае! Даже, если вы делаете ошибки и многое не понимаете, вы в классе не для того чтобы блистать своими знаниями. Вы в классе, чтобы делать ошибки и исправлять их. Если вы не сделали домашнее задание, вам все равно необходимо придти на уроки. Приходя на занятия, вы помещаете себя в благоприятную для обучения среду, которая будет способствовать вашему прогрессу.

Старайтесь сделать для себя задачу умеренно сложной. Если домашнее задание для вас показалось простым, во-первых, скажите об этом своему преподавателю, во-вторых, примените творческий подход, подумайте, как вы могли бы применить полученные знания в жизни. Нужно согласиться, в обоих случаях, если задание является слишком легким или слишком сложным, мы скорее будем чувствовать себя демотивированными. Обучение должно быть немного тяжелым, но все еще возможным для успешного выполнения.

Следующее, знайте свои сроки. У всех нас “только” 168 часов в неделе, независимо, кто мы, чем мы обладаем, или что мы делаем. Нам нужно знать, на что и сколько времени мы можем уделять. Поэтому точно определите, когда и сколько вы будете изучать предмет. Я знаю, все это рассуждение со всеми правилами, уже навевает скуку, не говоря уже о попытке воплотить это в жизнь. Особенно это относится к творческим личностям. Конечно, нам нужно оставлять время для отдыха, непредвиденных ситуаций, некоторой незапланированности или спонтанности. Жизнь должна иметь свои краски. Тем не менее, если отложить какую-либо последовательность вообще, мы можем оказаться у “пустого корыта” и винить преподавателя за то, что он/она не был(а) достаточно суров(а) или себя, что небыли хорошо организованы.

Знайте, в какое время суток обучение для вас более эффективное. Если предмет дается вам с трудом, не откладывайте самостоятельные занятия на конец дня, когда вы уже ничего не способны понять, слишком уставшие и вам уже ничего не хочется, не говоря уже о языке. Делайте первым более сложную и менее любимую работу, а затем вознаграждайте себя тем, что вам больше по душе (мороженое, просмотр хорошего фильма и т.д.). Научитесь разбивать сложные темы на ряд простых. Начинайте работу с более сложных заданий, затем переходите к легким.

На занятия в классе приходите подготовленными. Иногда приходится перестраиваться с родной речи на иностранный язык. Забегайте наперед и читайте в учебнике материал, который вы еще только собираетесь проходить в классе. Постарайтесь получить хотя бы общее представление о теме, подумайте какие слова, фразы или целые разделы вам будут не понятны, сосредоточьте свое внимание на них, подумайте, как бы вы задали вопрос или участвовали в беседе.

Управление поможет нам держать свое обучение под контролем, достигать конкретных целей в рамках определенного времени, и таким образом, видеть свой постепенный и целенаправленный успех, что, как хлеб, важно для поддержки своей мотивации.

Конец первой части статьи.

Решила я поднять уровень своего образования. Так как сейчас очень часто при приеме на работу требуют знание хотя бы одного иностранного языка, а я еще достаточно молода, чтобы сменить направление деятельности, то и решила, что английский мне точно не повредит. И даже поинтересовалась различными курсами рядом с домом. Но почему-то дальше этой точки дело не сдвинулось. Как можно заставить себя сдвинуться с мертвой точки, и начать уже заниматься уроками?

Виктория (г.Калуга)

Лучшие ответы

В этом деле главное – мотивация. Если дело дальше мёртвой точки не хочет двигаться, значит дело не вовсе в точке опоры, а в том, что кто-то эту точку двигать не хочет.

Перед тем, как начать учить язык нужно поставить себе конкретный вопрос и ясно на него ответить. Вот прямо сейчас просите себя – «зачем мне учить английский язык?». В описании вопроса я вижу, что конкретной цели у Вас нет, как и мотивации. Может быть, эта цель скрывается в словах «сменить направление деятельности»? Но тогда эта цель еще даже толком не определена. Если бы Вы действительно хотели сменить направление своей деятельности, то обучение языку не ограничилось бы просто поиском курсов. Значит, Вас в жизни всё устраивает и без иностранного языка эта самая жизнь не рухнет.

Задумайтесь и решите, а действительно ли оно Вам нужно. Учить язык без любви к нему, без мотивации, без цели – это пустая трата времени и денег. Подобное обучение не принесёт никаких плодов, несмотря на то, сколько бы Вы усилий не прилагали.

Татьяна (психолог)

Есть и другие ответы на этот вопрос. Их вы можете увидеть ниже на странице. А также оставить свой совет или рекомендацию.

Позвольте задать Вам вопрос:
Если бы Вы действительно хотели выучить новый для Вас язык, что бы Вы делали прямо сейчас , чтобы это сделать?

Наша главная проблема касается не только изучения языка, но и любой другой цели, которую мы ставим в своей жизни: мы проводим много времени, думая и говоря о том, что мы хотим, но фактически не делаем ничего, что приведет нас к этой цели.

Но это далеко не новость. Люди хотят множество вещей, которые они никогда не сделают. Мы все хотим быть в хорошей физической форме. Мы все хотим начать питаться правильно. Мы все хотим выучить новые языки. Мы начинаем разработку планов в собственном сознании, чтобы начать осуществлять эти проекты «скоро» или «с завтрашнего дня», «на следующий год» или «когда мы поедем в Париж»... Но в итоге этот увлекательный процесс «мысленного планирования» на самом деле вводит нас в заблуждение, заставляя думать, что мы уже находимся на пути к достижению поставленной цели, в то время как в реальности мы еще не сделали ни единого шага .

Нам кажется, что текущий момент, момент «прямо сейчас» вообще не подходит для того, чтобы начать что-то новое. Надо же все обдумать и спланировать! Именно поэтому обтекаемое и оптимистичное «скоро» имеет тенденцию быть наиболее привлекательным вариантом.

Мы перекладываем множество наших проблем на плечи некой «будущей версии себя», потому что мы предполагаем, что наше «будущее Я» каким-то чудесным образом осознает все прошлые ошибки и упущенные возможности, внезапно станет в разы более мотивированными и энергичными. Свершится чудо, и у нас появится больше времени, больше денег, мы в мгновение ока похорошеем, научимся просыпаться раньше и наконец научимся управлять своей жизнью.

Короче, мы терпеливо выжидаем.

Проблема состоит не в том, что нам не хватает информации, чтобы начать хоть что-то делать прямо сейчас. Фактически, в большинстве случаев все с точностью до наоборот! Мы знаем, что должны заниматься больше, есть меньше, перестать наконец «начинать новую жизнь с понедельника»…вся сложность в том, что Ваше «будущее Я» будет нисколько не лучше подготовлено к достижению собственных целей, чем Вы в настоящем. Тем не менее, Вы твердо верите, что Вы в будущем просто почувствуете, как справиться с этой задачей лучше, чем Вы в настоящем.

Просим прощения, если разрушим чьи-то приятные иллюзии, но жестокая реальность такова: ничего подобного не случится. Ваше будущее Я будет все так же прокрастинировать и ждать благодатного пинка небес.

Если Вы точно для себя решили, что Вы хотите сделать (выучить английский, водить машину…), то следующий шаг должен быть действием.

Итак, вернемся к главному вопросу: что бы Вы делали бы прямо сейчас, если бы Вы действительно хотели выучить новый язык?

Есть несколько заблуждений, от которых мы поможем избавиться.

1) Пока Вы строите планы, Вы стоите на месте.

Это очевидно. И все же Вы виновны в этом, потому что мысли об изучении языка приравниваются к ничегонеделанию. В буквальном смысле слова. Извините, что приходится Вам это говорить, но размышления о Вашей цели не делают Вас ближе к ее достижению. Только действие может это сделать.

С этим непросто смириться, и это черная дыра, в которую нас всех засасывает в какой-то момент, потому что сами размышления о том, как мы будем достигать своих целей, заставляют нас восхищаться тем успешным и организованным сверхчеловеком, которым мы представляем себя в будущем.

Вы с удовольствием представляете Будущего Себя, изучающего английский язык, позже – отправляющегося в Великобританию и заводящего друзей, заказывающего чай с идеальным британским акцентом. Эта фантазия на самом деле заставляет Вас чувствовать, что Вы что-то сделали! На самом деле, Вы ничего еще не сделали, хотя и думаете, что уже на пути к осуществлению своей цели.

Кстати, планирование освоения нового языка – это тоже ничегонеделание. Даже самый лучший план – это не действие. Это просто организация мыслей. Планирование – это мысли о действии, принятие решений о том, как или когда Вы будете делать что-то. Но это происходит только в Вашей голове и не требует никаких активных действий. И, безусловно, никак не помогает в изучении языка.

2) Пока Вы ищете лучший способ изучать язык, Вы не учите его.

Даже если Вы проводите бесконечные часы, мучая Google, в поисках “лучшего”, самого эффективного и продвинутого способа выучить язык, Вы пока не сдвинулись с мертвой точки, потому что Вы не действуете, хотя и создается впечатление, что это так.

Сохранение сайтов в закладки и добавление разговорника в Wishlist на Amazon заставляет Вас чувствовать, будто Вы что-то сделали. Не доверяйте этому ощущению! Это – еще одна бесконечная нисходящая спираль, которая может фактически парализовать Вас, а не помочь Вам. Потому что всегда будут новые любопытные посты в блоге, которые Вы еще не прочитали, и интересные понятия и слова, которые Вы еще не погуглили, и продукты, которые Вы не проверили на себе... и просто бесконечное количество информации, которая превратит Вас в “исследователя” до конца времен. Конечно, ели Вы это допустите.

Все может быть еще хуже: бесконечные часы, потраченные на советы об изучении языка и попытки решить, какой курс купить и какой метод обучения выбрать, в конце концов, оставят в вас чувство разочарования от неопределенности. И многие из Вас придут к выводу, что сделать выбор просто слишком трудно, и Вы опустите руки.

Кстати, мы абсолютно согласны, что чрезвычайно сложно наконец решиться на что-то определенное. Поэтому мы вообще этого не рекомендуем и предлагаем нечто другое взамен.

3) Девиз Just do it! еще никому не помог.

Нам не нравится броская и безапелляционная фраза «Just do it!» – «Просто сделай это!» применительно к изучению языка, потому что по-попрежнему непонятно, что именно подразумевается под «это». Не существует «общеобязательной» отправной точки для изучения нового языка.

Есть просто бесконечное множество вариантов. И потому что я не Вы, я не могу сказать Вам с полной уверенностью, какая из тысяч потенциальных отправных точек является лучшей для Вас.

Я могу сказать Вам лишь одно: время, которое Вы проводите в раздумьях, планировании или в поиске, лучше потратить на практическое изучение языка.

Так что мой совет прост: просто начните.

Наверное, принимаясь учить английский язык, вы разрабатываете свой личный план-график, по которому собираетесь это сделать, составляете расписание дня, сотый раз собираясь жить по нему с очередного понедельника. Но самый важный вопрос, который мучит (тут я, думаю не ошибусь, зная по себе), это — о боже, как… как убить в себе это маленькое зловредное животное по имени «лень»? Как заставить себя учить английский язык? И ответ на него кажется таким простым: нужно собрать всю волю в кулак и преодолеть свою вековую инерцию.

Нужно ли заставлять себя учить английский?

Какое-то время вам удается соблюдать график. Но наступает день, и однажды вы говорите себе: «А что если я сегодня пропущу хотя бы один денечек? Ну неужели не наверстаю потом?». Прожитый без английского день оставляет приятные воспоминания, которое фиксируется в сознании, и вот, возобновляя занятие, вы убеждаетесь, что английский язык вдруг стал вызывать непонятное отвращение. Казалось бы отдых должен был придать новый позитивный импульс, ан нет — с первых же минут урока вы опять мечтаете поскорее отдохнуть.

Начинаются комплексы и обвинения себя в безволии. Далее следует наказание самого себя и самоистязание: вы специально наращиваете объем занятия и мотивируете себя: мол покончу сейчас с глаголами, и сразу в награду за это посмотрю кино. Но такая мотивация подходит разве что для детей. Однажды ваше нежелание учить станет непреодолимым ни за какие «прянички», а «порка» самого себя долго продолжаться не может, так как долго не любить и не жалеть себя очень трудно.

Видимо, что-то не так с самого начала. И это «что-то» — ваша неправильная мотивация. Нужно было поставить вопрос: не как заставить себя учить английский, а как полюбить его! Заставлять себя все время нельзя да и не получится.

Конечно, воля — это основа любого начинания. И чтобы начать жить по-новому или осуществить свой проект, без воли все же нельзя. Все-таки нужно намечать график и составлять расписание. Но это должно быть организационным началом и восприниматься так же естественно и без драмы, как, например, чертеж или эскиз перед строительством дома. Да, надо потратить время и «посушить» немного мозги, но когда вы начинаете строить свой собственный дом по вашему проекту, вы перестаете думать о чертежах, а начинаете думать о том, как же хорошо вам будет жить в вашем доме. В нем будет все по вашим рисункам, к вам придут друзья, вы будете пить чай на террасе и вести разговоры.
И вот уже вам хочется самому встать пораньше и бежать на стройку. Каждый воплощенный этап — будь то поднятые стены, положенный паркет, наклеенные обои — доставляет радость. Вы не замечаете, как идет время и можете находиться на стройке часами. Вам интересно и хочется поскорее построить дом.

Поиск мотивации изучения языка

Похожая мотивация обязательно должна быть и когда начинаете учить английский язык. Вы представляете себе, например:

  • как хорошо будет, когда я смогу общаться на английском со своими иностранными друзьями
  • я смогу поехать в любую страну и устроиться на работу и путешествовать по всему миру
  • я буду читать книги, любую новинку с зарубежных сайтов, смотреть «свежие», еще не переведенные фильмы

Если у вас будет мотив, то не будет причины и заставлять себя учить. Каждое новое выученное слово будет доставлять радость, так как оно будет потихоньку приближать к цели.

Можно ли заставлять детей учить английский

Обучение нужно сделать легким и радостным, особенно если это касается детей. Оно должно быть подобным игре. Вам же нравятся игры, так ведь? В них же нет никакого принуждения. Играя в футбол и забивая гол в ворота, вы чувствуете удовольствие и спортивный азарт. Точно такое же удовольствие и азарт появляются, когда учитесь языку: вчерашняя статья вдруг стала понятной, получилось написать первое слово или предложение, посмотреть первый фильм и т. д.

Для детей же такого понятия «заставить учить» нет вообще! Все советы по взятию воли в кулак и самоистязанию для них категорически не подходят — вы должны это помнить

Как научить детей английскому языку, можете посмотреть

Как сделать английский частью жизни

Конечно, никакая игра не происходит без тренировки. Тренировка должна вытекать из самой игры, войти в привычку и стать частью жизни. Как это сделать?

  1. Учите все новые и новые слова, но не путем механического заучивания, а через такие источники, как видеоролики и фильмы. Допустим, посмотрели ролик, и все непонятные слова из него выучили. Фильмы смотрите лучше с английскими субтитрами: в любой момент можно нажать на «стоп», чтобы связать меж собой произносимое на экране с переводом
  2. Выберите для себя интересную книгу или статью, и читайте ее каждый день. Обязательно интересную! Это будет стимулировать запоминание без усилия.
  3. Почаще проверяйте себя:
    • Напишите слово и проверьте, правильно ли написали
    • Выполните упражнение и посмотрите в ответы
    • Сами переведите предложение или текст и проверьте себя через он-лайн переводчик
    • Периодически устраивайте тесты на определение уровня знания английского. Тестирование интересно и является прекрасным стимулом и тренировкой

Итак, вам не нужно заставлять себя учить английский язык, вам нужно его полюбить. А для этого необходимо всего лишь:

  • Задаться правильной мотивацией
  • Учить язык без усилий и азартно, как в игре
  • Сделать английский частью жизни, совмещая полезное с интересным

Я долго страдал и выстрадал пять правил того, как заставить себя что-то учить, даже сделал про это курс . Я всю жизнь учил английский: в школе, потом в институте. Постоянный процесс с нулевым результатом. А потом я поменял стратегию и сейчас читаю на английском научные статьи по нейрофизиологии.

В институте я делал всё по правилам: ходил на уроки и учил грамматику по синей книжке Мёрфи. Но когда нужно было раскрыть рот или пересказать прочитанное - всё рушилось, а смысл ускользал. Голова казалась пустой и я чувствовал себя идиотом.

Однажды меня позвали на студенческую конференцию по английскому, где я читал доклад про спам в электронной почте. В конце мне задали единственный вопрос: «Ну и как ты относишься к спаму?». Я ответил: «Зыс ис дифинатли бэд ¯\_(ツ)_/¯». Больше меня ни о чём не спрашивали, а мне было стыдно.

Казалось, чтобы начать говорить на английском, нужно заполнить условную шкалу знаний, а у меня их всё ещё недостаточно: сосуд пустоват, критическая масса не набрана. Поэтому я тупил и молчал.

Всё поменялось, когда я начал диджеить и стримить своё музыкальное шоу. Я забил на всю эту шкалу, писал как мог на английском подводки к подкастам, делал обзоры на крутые пластинки, просил классных зарубежных электронщиков сделать специальный гостевой микс.

Это было смешно, я общался на странных сайтах для 10 человек, с дурацким акцентом, дикими ошибками, через онлайн-переводчик. Но я не стеснялся, потому что было классно делать свою передачу. И это сработало. Мой интерес и погружение сдвинули языковые навыки с мёртвой точки.

Спустя десять лет я вытащил из этого опыта пять правил, которые теперь помогают делать любые долгие дела, не только учить язык.

1. Нахожу причину, которая щёлкает

Формулировка «выучить английский» - это абстрактная ерунда, которую нельзя потрогать. С шоу было всё конкретно: я хочу транслировать свою музыку, для этого мне нужен английский. Английский как инструмент. Ясно-понятно.

Всем надоело слово «мотивация». Назовём это причиной. Чтобы найти причину начинания, я задаю себе вопрос «зачем» и долблю сам себя этим вопросом, пока внутри что-то не щёлкает.

Мне нужно выучить английский.
- Зачем?
- Чтобы свободно на нём говорить.
- Не то. Зачем?
- Чтобы смотреть фильмы в оригинале.
- Не то. Зачем?
- Скрыть это от друзей, а потом поразить их своим идеальным произношением в следующей поездке.
- (Щёлк) О!

Щёлкает то, что связано с твоим внутренним миром, с ценностями.

В английском со мной сработало обычное тщеславие. Я начал его учить, чтобы быть самым классным диджеем в городе, у которого в программе играют эксклюзивные миксы крутых ребят.

С другими проектами щёлкает что-то другое. Мне нравится пример Людвига Быстроновского про душевую лейку, которую он наконец прибил просто для того, чтобы она перестала мозолить глаза и вытягивать энергию.

Важно: если вы хотите выучить английский, чтобы «быть умницей», то лучше сразу записаться на приём к психотерапевту и начать разбираться, откуда это взялось. Потому что здоровая цель - про нынешние ценности и кайф, а не про избавление от страхов (тем более детских).

Этот метод избавил меня от напряжения и научил работать в своё удовольствие. Если мне не хочется заниматься 20 минут, я занимаюсь 5. Не хочется 5 - столько, сколько нужно для действия без сопротивления.

Главное - регулярно делать подходы и получать от этого удовольствие. Там и глубина появится.

Если постоянно себя заставлять, работа будет ассоциироваться со сложностью и дискомфортом. Это когда «сейчас по-быстрому эфир запилю и свободен». Когда я делал свой радиопроект, я этого не знал. Старался закончить всё в срок и идеально. В итоге сильно пережал себя и через год охладел к проекту.

Чтобы побольше узнать о процессе обучения, обязательно пройдите курс Барбары Оакли Learning How To Learn . Он на простом английском и с русскими субтитрами.

Чтобы заниматься регулярно, нужно знать, как работают привычки.

5. Собираю обратную связь

Важно брать паузу, делать шаг назад и оценивать: что вообще сделал, что ок, что можно улучшить. Без этого правила есть риск пропустить важный момент, когда становится скучно и ты ушёл не туда.

Ещё хорошо бы фиксировать все наблюдения в специальном дневнике и прямо в процессе: как есть и честно. Это помогает замечать важные детали, которые со временем могут забыться. Я веду проекты и заметки в Trello .

Коротко

  1. Найдите причину, которая щёлкает внутри.
  2. Начинайте с тех знаний и навыков, что уже есть.
  3. Если чего-то не хватает - разбирайте конкретный приём и доводите его до автоматизма.
  4. Занимайтесь регулярно и в кайф.
  5. Делайте шаг назад, собирайте обратную связь.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: