Проблема происхождения и существования человека. Политические и правовые ценности. Основные подходы в философии человека

Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции, единство биологического и социального, духовного и телесного в человеке. Личность как субъект общественной жизни.

Человек - существо сложное, многогранное, неоднозначное, противоречивое. В понимании его сущности можно выделить различные подходы, направления, течения, которые отличаются друг от друга ответами на следующие вопросы.

Первый вопрос: человек - существо космическое или земное?

С точки зрения мифического миропонимания, которое просуществовало в истории человечества более 40 тыс. лет, человек - существо космическое, сотворенное демиургами, творцами, дочелове-чёскими предками. Архаический миф, обряд и ритуал рассказывают об этом акте творения мира и человека и изображает его. Человек сотворен божественным началом и с точки зрения религиозного миропонимания. Так, например, в Библии описан акт творения мира и человека Богом по “образу своему и подобию”. Подобную позицию в понимании сущности и происхождении человека занимают философы, признающие за первоначало мира Абсолютную Идею, Мировой Дух, Космический Разум, а человека - как продукт его реализации (например, немецкий философ конца XVIII - первой трети XIX в. Гегель). Человек рассматривается продуктом космической эволюции, жизни, одушевленности как космического явления, равноправного с неорганическим началом философии космизма (русские представители философии космизма - Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, A.JI. Читевский, В.И. Вернадский; французский ученый и теолог Тейяр де Шарден и др.) С точки зрения противоположного подхода, жизнь, биологические виды, человек есть продукт земной эволюции, трудовой деятельности (А.И. Опарин, Ч. Дарвин, Ф. Энгельс). Оба эти подхода имеют свои достоинства и недостатки, не могут быть полностью опровергнуты или доказаны, что позволяет предположить, что жизнь, человек, его сущность представляют собой продукт космической и земной эволюции.

Второй вопрос: человек - существо природное, биологическое или общественное, социальное?

В ответе на этот вопрос также существуют противоположные течения. С точки зрения антропологизма, сущность человека определяется его биологической природой, врожденными, наследственными особенностями его физиологии, психики (так, немецкий философ XIX в. Л. Фейербах считал человека психофизиологическим существом). В противоположность этому основоположники марксизма (К. Маркс, Ф. Энгельс) считали, что сущность человека определяется теми общественными отношениями, в которых живет человек. В основе общественных отношений, с их точки зрения, лежит форма собственности (частная или общественная), которая определяет их сущность, а значит, и сущность человека (индивидуалистическую, частнособственническую или общественную, коллективистскую). Каждое из этих подходов отражает определенный момент в понимании человека, сущность которого представляет собой единство природного, биологического, индивидуального, неповторимого и общественного, социального, коллективного, всеобщего. Человек - существо биосоциальное, соединяющее в себе природное, наследственное, врожденное и приобретенное, делающее его представителем культуры, цивилизации, общества.

Третий вопрос: человек - существо материальное или духовное?

Марксизм в понимании сущности человека и общества акцентировал внимание на определяющую роль материального производства, удовлетворение материальных потребностей, ибо прежде чем заниматься политикой, наукой, философией человека должен есть пить и иметь жилище. Проблема “хлеба насущности”, с точки зрения русского религиозного философа Н. Бердяева, вечная, жизненно важная, но, как сказано в Библии, “не хлебом единым жив человек”. Человек отличается от животного тем, что он, помимо материальных, жизненно важных потребностей, стремится к духовным ценностям, поэтому человек представляет собой единство материального, телесного и духовного, возвышенного, выходящего за пределы потребностей тела.

Четвертый вопрос: человек - существо сознательное, рациональное или бессознательное, иррациональное?

Сознание, мышление, логика, речь, язык, осознание своей деятельности являются тем, что отличает человека от животного. Это позволило некоторым философам определить человека как существо мыслящее, разумное. Так, французский философ XVII в. Р. Декарт определил сущность человека известной фразой: “Я мыслю, следовательно, я существую”. А немецкий философ конца XVIII - первой трети XIX в. Гегель считал, что “человек есть мыслящий разум”. Однако сущность и поведение человека определяется не только сознательным уровнем психики человека, но и ее предсознатель-ным и бессознательным уровнями. Именно на эту сторону в понимании сущности человека обратили внимание австрийский психолог конца XIX - первой трети XX в. 3. Фрейд и швейцарский психолог и культуролог XX в. К.Г. Юнг, с точки зрения которых сущность человека определяется не только сознательным уровнем психики, но и бессознательным - устойчивыми, врожденными, неосознаваемыми психическими структурами, архетипами личного и коллективного бессознательного.

Таким образом, сущность человека представляет собой единство космического и земного; природного и общественного; материального и духовного; сознательного и бессознательного; рационального и иррационального. Человек есть продукт космической, земной, природной, биологической и социальной культурной эволюции.

По вопросу о том, что собой представляет человек как личность, также имеют место различные подходы. Марксизм признавал близость, но не тождественность понятий “индивид”, “человек”, “личность”. В понятии “индивид” отражаются индивидуальные, неповторимые, только данному человеку присущие черты (внешний вид, особенности характера и т.д.). В понятии “человек” отражаются общие черты, присущие представителям человеческого рода (прямохождение; наличие мышления, сознания, языка, речи; трудовая деятельность; мораль, нравственность). Индивид, человек, с точки зрения марксизма, превращаются в личность, приобретая социальную функцию, роль (профессиональную, например.) Таким образом, с точки зрения марксизма, каждый человек, приобретая социальную функцию, роль, превращается в личность.

Иную точку зрения на понимание личности высказывает русский философ Н. Бердяев, который считает, что не каждый индивид становится личностью, а только тот, кто выходит за удовлетворение своих материальных, телесных потребностей, стремится к высшим, духовным потребностям, идеалам и ценностям, остается верным им при любых обстоятельствах.

Безусловно, момент истины есть в том и другом подходах. Человек как субъект общественных отношений представляет собой единство индивидуального и общественного, материального и духовного, что находит свое проявление в понимании цели и смысла человеческого существования.

Проблема человека - его сущности, происхождения, возможностей, перспектив и смысла бытия - с давних времен волновала мыслителей. Очень остро она стоит и в наше время, когда решается дальнейшая судьба человека и людс ства, поскольку не кто-то извне, а люди определять свою судьбу, и каждый несет за это свою долю ответственностиі.

О сущности и происхождении человека существовало много концепций - мифологических, религиозных, научных. Наибольшие достижения науки о человеке сделаны в последние два столетия. По современным научным взглядам, человек - высокоорганизованное существо, которое имеет природную основу, но формирует и реализует свою сущность только в обществе, как его член. Человек осуществляет активную, целенаправленную, осмысленную трудовую, предметом тно-практическую деятельность, применяя при этом создаваемые ею же орудия труда, технику. Она обладает сознанием и самосознанием, членораздельной речью, умом, волей, определенной (исторически растущей) степенью свободы, которая проявляется в способности ее выбора и самоопределенияення.

Человек - это субъект деятельности и общения, познания, эстетического восприятия и освоения действительности, существо творческое, моральная, ответственная за свои поступки. Формирование и развитие человека - это одновременно формирование и развитие общества, материальной и духовной культуры, вне которой человек как таковой не может существоватьи.

Происхождение человека по-разному трактуется религией и наукой. Религия исходит из идеи креационизма (лат creare - создавать), то есть творения мира, всех вещей и существ богом. Как сказано в. Библии:"И создал. Господь. Бог человека из праха земного, дыхание жизни вдохнул в лице его - и стал человек душею живою"(книга. Бытие 2, 7а. Буття 2, 7).

Наука доказывает, что предпосылки возникновения человека сложились естественным путем. Наша. Вселенная (Метагалактика) имеет такие физические свойства, в нем возможно образование сложных систем, а - при определенных условиях - ж живых организмов. Наукой достоверно установлено, что человек произошел от животных предков, следовательно, ее появлению предшествовал очень длительный (несколько миллиардов лет) путь биологической эволюции. Процесс преобразования животного в человека начался несколько миллионов лет назад. Непосредственными предками первобытных людей считаются австралопитеки, далее последовательно формируются такие переходные типы, как"человек умелый"(лат homo habi lis), питекантропы, синантропы,. Гейдельбергский человек, неандертальцы (ранние и поздние). В этом процессе действовали закономерности естественного отбора, но его объектами становились не только отдельные индивиды, а цил и группы передлюдей: преимущество имели те, в которых больше проявлялись сплоченность, взаимно поддержка, а также пластичность, вариантность поведения, способность приспособиться к меняющимся обстоятельствам. Существенную роль в этом процессе сыграл такой биологический фактор, как мутации (генетические изменения), которые повлияли на анатомические и физиологические характеристики, значительно расширили возможности мозга. Вопрос о биологических предпосылки возникновения человека, бесспорно, еще требует исследованияимагає дослідження.

На завершающей стадии формирования человека решающее значение имели уже не биологические, а социальные факторы: возникновение и развитие трудовой, предметно-практической деятельности, членораздельной речи, пре орення стада передлюдей в первоначальное родовой коллектив, основанный на экзогамии (такая форма кровнородственных связей, при которой исключаются браки между близкими родственниками) и на первых, сначала еще напивинст иктивних социально-нравственных норма.

В результате относительно недавно, 50 -. ЗО тысяч лет назад возникает человек современного биологического типа - homo sapiens («человек разумный»), или, по названию мест нахождения ее остатков, кроманьонский человек на. Попутно отметим, что по традиционным утверждениям христианских богословов весь мир был создан за 5508 лет до не (или до. Рождества. Христова), а по мнению иудейских богословов, даже в 37 61 год до не. Как видим, наука пришла других выводовінших висновків.

Известное изречение"Труд создал человека"справедливый, если понимать, что он не исчерпывает факторов антропогенеза , а выделяет ту ключевую обстоятельство, которое отличает человеческую жизнедеятельность от животной. Ведь сложные формы жизнедеятельности, поведения животных биологически запрограммированы и в основном стереотипны: кот действует по-кошачьи, собака - по-собачьи, корова - по-коровьего и проч. А человек - по-люд ски: она работает, производит. Труд - это изготовление и применение орудий. Пользуясь изготовленными ею орудиями, чтобы из предметов природы вырабатывать ей необходимо, человек разрывает жесткую зависимость ь от человеческих (биологических) свойств, от сложившейся ситуации, она получает возможность действовать в любой способ, т.е. универсально, исходя из свойств тех предметов, с которыми имеет дело. А у и разнообразие этих предметов все растут, сложнее становятся орудия, создается особый,"сверхъестественный"мир техники. Действуя универсально, человек и сам становится существом универсальной, что проявление ся в ее языке, сознания, мысли. Над биологической наследственностью надстраивается и становится для человека специфической, определяющей культурная преемственность, которая осуществляется через передачу вол поколения к поко ления созданных предметов, орудий, техники, опыта, через обучение и воспитание через навчання й виховання.

Исключительно важную роль в формировании человека и человечества сыграла членораздельная речь, которая возникла и развилась вместе с трудовой деятельностью и социальными формами жизни. Язык - это универсальная, т.е. все еохоплююча, знаковая система, имеющая свою внутреннюю целостность, поскольку между ее элементами, словами устанавливаются грамматические связии.

Речь выполняет, прежде всего, функцию средства общения (коммуникативную) - сначала как звуковая, а позже и как письменная. Соответственно, расширялись возможности общения - в пространстве и времени

Существуют разные точки зрения на происхождение человека (научная, религиозная, уфологическая-инопланет- ная). Философия выступает арбитром в этом вопросе. В настоящем труде излагается научная версия происхождения человека - наиболее приемлемая с точки зрения здравого смысла и наиболее обоснованная.

По мнению историка А. А. Зубова, наукой доказано вполне, что человек произошел от животных, точнее, от предка, общего с современными человекообразными обезьянами. Об этом свидетельствует хотя бы генетическое сходство человека и шимпанзе. По разным оценкам, оно составляет 95-99%, т. е. человек генетически отличается от шимпанзе всего лишь на 1-5%. И группы крови у человекообразных обезьян и человека практически совпадают. Имеется также много свидетельств животного происхождения человека, полученных археологами. Благодаря своим открытиям и находкам они выстроили цепь промежуточных, переходных звеньев от древних обезъян к современному человеку.

Первые древние обезьяны, дриопитеки, появились на Земле 30 млн лет назад. 6,5 млн лет назад (в период похолодания и засушливого климата) произошло разделение древних обезьян на гоминид, от которых произошел человек, и ископаемых обезьян, от которых произошли современные человекообразные обезьяны (гиббоны, орангутаны, гориллы, шимпанзе). Таким образом, первый прачеловек появился 6,5 млн лет назад. Это было установлено совсем недавно, в 2000 г. Первого гоминида именуют австралопитеком. Он был уже прямоходящим, жил в период от 6,5 млн лет назад до 1 млн лет назад. Австралопитек еще не был homo. Ученые насчитывают восемь родов австралопитеков. Место их обитания - Африка.

2,5 млн лет назад от одного из этих родов австралопитеков произошли (в очередной период похолодания и засушливого климата) первые homo, именуемые “человек умелый” (homo gabilis). От homo gabilis 2 млн лет назад произошли homo ergaster.

От последних произошел 1,7 млн лет назад homo erectus (человек прямоходящий). Этот homo первым стал расселяться из Африки в другие части света. Подвидами homo erectus были питекантроп, останки которого были найдены в конце XIX в. на острове Ява, и синантроп, обнаруженный на территории Китая. Питекантропы (буквально обезьянолюди) на самом деле были человекообезьянами, т. е. человеческого в них было больше, чем обезьяннего. Синантропы оказались тупиковой ветвью становления человека: они вымерли, не дав потомства.

Опять же в Африке в результате эволюции homo erectus 800 тыс. лет назад возникает новое прогрессивное звено - гейдельбергский человек. Представители этого вида древних людей первыми ступили на землю Европы. Они были могучими охотниками (найден скелет слона, пронзенный 2-метровым копьем).

От гейдельбергского человека, жившего в Африке, произошли две ветви древних людей. Одни проникли в Европу через Гибралтар. Это так называемые неандертальцы. Ученые спорят, был ли неандертальский человек предком современного человека. Склоняются к версии, что не был. Как установлено исследованиями, неандертальский человек (живший 500 тыс. лет назад) генетически весьма далек от современного человека. Правда, у некоторых нынешних европейцев находят черты неандертальского человека, т. е. не исключено появление метисов (помеси человека современного вида и неандертальца).

Другие представители гейдельбергского человека проникли из Африки в переднюю Азию и далее через Босфор и Дарданеллы в Европу. Именно от них произошел современный человек - homo sapiens. По данным археологии, это случилось где-то 35 тыс. лет назад.

Существуют две теории происхождения человеческих рас-подвидов: моноцентрическая (сначала возник вид homo sapiens, а затем в силу указанных причин появились разные расы) и полицентрическая (гейдельбергский человек, расселяясь из Африки по всем континентам Старого света, образовал несколько ветвей homo sapiens, которые развивались параллельно). Историк А. А. Зубов считает, что моноцентрическая теория ближе к истине. По его мнению, если встать на точку зрения полицентрической теории, то трудно объяснить биологическое единство современных людей. С другой стороны, этот историк считает, что “нынешнее человечество еще нельзя назвать системой”, что “человечества пока еще нет”.

Для философии проблема происхождения человека (антропогенеза) неразрывно связана с определением его сущности, которая эмпирически не обнаружима.

Сущность – то главное, что делает человека человеком , нельзя установить на опыте. Она постулируется философом с учетом мировоззренческих установок его времени и собственными убеждениями. В зависимости от того, как определяется, «то, что делает человека человеком», решается и проблема антропогенеза, т.е. дается ответ на то, как и откуда появилось это главное.

Проблема сущности, или того, что делает человека человеком, на философском уровне, поднимается в Античности. Античные философы предлагают и первое решение этой проблемы – идеально-телесное . Для первых мыслителей, сущность человека заключена в «гармонии телесных частей» , ближе всего подобной космической гармонии. Человека делает человеком соразмерность частей его тела, более совершенная, чем у животных. И различия людей между собой видятся античным мыслителям, в первую очередь, как чисто внешние, телесные отличия. Причем, для греков, совершенство тела служило показателем духовного совершенства, что нашло отражение в лозунге – «в здоровом теле, здоровый дух». Показателем данного подхода к определению сущности человека, может служить один из аргументов противников Сократа, который, как известно, был далеко не красив, - может ли добродетельный человек иметь такой отталкивающий облик как у Сократа.

Подобный же подход – телесного определения сущности человека, мы находим в новоевропейской философии . Однако, в отличие от античности, для философов 17 – 18 веков, человек это не «гармония частей», а скорее механическое сочетание органов. Отталкиваясь от сделавшей скачек, механики и физики, Декарт, а за ним и прочие философы, определяли человека как сложный телесный механизм , отличный от тела животного многообразием потребностей, большим набором функций и произвольностью действий. Показательна в этом плане работа врача, физиолога и философа Ламетри – «Человек – машина». Соотношением элементов этого механизма и правильностью их функционирования объяснялись и эмоциональные состояния, потребности, деятельность человека.

Большинство современных антропологов так же подчеркивают важность телесной организации человека . Так, развитие прямохождения, и связанные с ней изменения позвоночного столба и формы кисти, указывают как первопричину формирования абстрактного мышления. Изменение формы черепа и гортани – как начало формирования второй сигнальной системы. То есть, на вопрос, что делает человека человеком, многие ученые, не так однозначно, как их предшественники в Античности и Новом времени, но все же, указывают на организацию тела человека.


С позиции телесного определения сущности человека вопрос о происхождении человека решается как эволюция его тела и мозга. Именно в этом случае он приобретает форму вопроса, центрального для антропологии – «Когда? Из-за чего? и Каким образом? Началась, протекала и завершилась эволюция человека». В этом аспекте обсуждается проблема «недостающего звена» между человеком и его животным предком, обсуждаются различные природные и неприродные факторы эволюции.

Второе решение вопроса «Что делает человека человеком?» заключается в выделении его психических и интеллектуальных характеристик – души и духа . Этот подход, наметившийся в поздней Античности, в полной мере разрабатывается в эпоху Возрождения . Для мыслителей этого периода, отличительной чертой человека являются его творческие способности, способность создавать и воспринимать прекрасное . На этой базе мыслители Ренессанса отказывались признать человечность всех людей. С их позиции, лишь немногие из человеческих индивидов, могут назваться людьми, все прочие, лишенные творческого потенциала, являются лишь материалом для людей. Как же возникает эта эстетическая человечность? Двояко. Заложенная в «избранных» людей свыше, она должна еще быть развита самим человеком. Вообще, можно сказать, что проблема антропогенеза здесь решается субъективистски – человек делает себя сам.

Французскими Просветителями (Вольтер, Руссо, Дидро) сущность человека виделась в его мышлении, причем, рациональном, логическом мышлении. Соответственно, очеловечивание всех людей трактовалось как их «просвещение» - обучение, воспитание, приобщение к культуре.

В эпоху Романтизма (Байрон, Шлегель, Гете) специфическая человечность виделась в эмоциональности, способности к переживанию и сопереживанию .

Третий подход к определению сущности человека и решению проблемы антропогенеза представлен религиозной философией, и наиболее разработан был в Средневековье. Определяя человека как образ и подобие Божие, мыслители связывали появление человека с актом божественного творения.

Четвертый подход к определению сущности человека представлен такими мыслителями как Аристотель, Гоббс, Гельвеций, Маркс изаключается в подчеркивании общественного характера жизни человека. Сторонники данного подхода считают, что человека делает человеком жизнь с другими людьми. Труд и общение определяют развитие человеческого сознания. С этой позиции происхождение человека связывается с культуро- и социо- генезом. Соответственно, вопрос не в том , когда и из-за чего человек стал собой, а в том, как происходил этот процесс .

· Для постижения сущностных особенностей человека важное значение имеет выяснение его происхождения. В противовес мифам и религиозным преданиям о чудесном порождении человека сверхъестественными силами, наука и научно ориентированная философия целеустремленно исследуют подлинную историю возникновения человека и его последующего развития. Любой анализ проблемы человека, так или иначе, возвращается к истокам, к вопросу о возникновении человека и общества, труда и производства, мышления и речи.

· Традиционный взгляд на проблему ведет свое начало от учения об эволюции органического мира Жана Батиста Ламарка и эволюционной теории Ч. Дарвина, основанной на триаде «изменчивость - наследственность - естественный отбор». Взгляды Дарвина, несмотря на ограниченность, обусловленную состоянием науки того времени, дали значительный толчок развитию научной мысли и вызвали неослабевающий интерес человечества к проблеме собственного происхождения из животного мира. Опираясь на эволюционную теорию, Ф. Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» выдвинул трудовую гипотезу антропосоциогенеза. Труд не отменил действия биологических механизмов изменчивости и наследственности. Однако он преобразовал характер и направление действия естественного отбора, «введя» такой принципиально важный момент, как способность формирующихся людей создавать и использовать искусственные орудия труда и сотрудничать с себе подобными, сплачиваться в коллективы и совместным трудом преобразовывать окружающую среду, а не просто адаптироваться к ней. В силу этого естественный отбор постепенно терял свое значение (концепции самоустраняющегося естественного отбора придерживается и ряд отечественных ученых. Я.Я. Рогинский, В А Кремянский и др.). Концепция естественного отбора Дарвина и трудовая теория Энгельса взаимодополняли друг друга: если первая анализировала естественнонаучные предпосылки, начальную стадию антропосоциогенеза, то вторая пыталась раскрыть его сущность, вызревание социальности.

· Ф. Энгельс в «Диалектике природы» исследовал генетический аспект взаимосвязи природного и социального. Он пытался обосновать, что во-первых, становление Ноmo sapiens опиралось на длительную предшествующую эволюцию Вселенной в целом и Земли в частности и что, во-вторых, само природное в человеке постоянно подвержено влиянию социального. Исходя из материального единства мира и объективного характера смены одних структурных уровней материи другими, более высокими, Ф. Энгельс подчеркивал, что разум, мыслящий дух появляется там, где в вечном круговороте движущейся материи складываются благоприятные условия для органической жизни, для возникновения существ, осознающих себя и природу. Из этого следует, что материальная основа антропосоциогенеза не может быть ограничена лишь биологическими предпосылками. Биологическое выступает не как изолированное от остальной природы, а как ее неотъемлемая часть, органически входящая в единую систему природных (земных и космических) процессов. Особенно рельефно подход к социальной жизни как космическому феномену проявился в идеях К.Э. Циолковского о заселении космоса и в учении В.И. Вернадского о внутрисистемных взаимодействиях биосферы и связи ее с ноосферой.

57 Человек: индивид, индивидуальность, личность.

«индивид » - биологический организм, но­ситель общих генотипических наследственных свойств биологическо­го вида (индивидами мы рождаемся). Индивидом называют отдельно взятого человека или единичного представителя человеческого рода. В это понятие, как и в понятие «че­ловек», входят всевозможные человеческие свойства, которые прису­щи данному, отдельно взятому, конкретному человеку.

Понятие «личность » - соци­ально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм созна­ния и поведения, общественно-исторического опыта челове­чества (личностями мы становимся под влиянием жизни в об­ществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия). Личность возникает в результате культурного и социального развития. Это понятие социальное. Включает в себя отношение к себе, к другим людям, к труду, к миру вообще, что проявляется в интересах, склонностях, призвании, целеустремленности.

Психология учитывает, что личность не только объект обществен­ных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, лич­ность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, са­мосознания.

Приро­да, общество, культура - три сферы мира, в которых живет человек. Личность в широком смысле выступает как активный субъект деятельности (субъект природы, общества, культуры). Лич­ность в узком смысле выступает как субъект решения про­блем, выбора поведения в сложных ситуациях, способный самостоятельно и ответственно решать проблемы.

Индивидуа́льность (от лат. individuum - неделимое, особь) - совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, неповторимость, уникальность. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов. Индивидуальность характеризуется не только неповторимыми свойствами, но и своеобразием взаимосвязей между ними. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности является, в первую очередь, среда, где он растет, ассоциации, накопленные им в детстве, воспитание, особенности строения семьи и обращении с ребёнком. "Существует мнение, что индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают"



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: