Проведение стажировок водителей транспортных средств. Стажировка водителя при приеме на работу. Приказ о стажировке

СТАЖИРОВКА ВОДИТЕЛЕЙ АВТОБУСОВ.

Приказом по Министерству автотранспорта РСФСР от 18.01.67 № 32 "О состоянии и мерах по обеспечению автохозяйств министерства водительскими кадрами и закреплению на работе выпускников учебных комбинатов и автошкол" с 01 04.67 введена обязательная стажировка водителей автомобилей в автохозяйствах после окончания ими учебных комбинатов и автошкол, сдачи экзаменов и получения в органах Гос инспекции удостоверения на право управления автомобилем.

Лица, окончившие обучение в учебных комбинатах и автошколах, сдавшие экзамены в ГИБДД и получившие удостоверение на право управления автобусами (категория "D"), проходят в пассажирских автотранспортных предприятиях стажирование.

Допуск к самостоятельной работе окончивших обучение в качестве водителя автобуса любой модели и вместимости без предварительного стажирования по установленной программе запрещается.

К управлению сочлененными автобусами и автобусами, имеющими пассажирские прицепы, допускаются водители автобусов, имеющие стаж работы не менее 2-х лет, прошедшие обучение по специальной программе, сдавшие экзамены в ГИБДД и получившие удостоверение на право управления подвижными средствами категории "Е".

Управление автобусом за период стажирования осуществляется под руководством водителей-наставников, за которыми стажеры закрепляются приказом по автотранспортному предприятию на весь период стажирования.

Стажировка является системой адаптации водителя к условиям работы на конкретном предприятии (маршруте), а также закрепление и совершенствование комплекса их знаний, умений и навыков, обеспечивающих безопасное управление транспортными средствами при перевозке грузов и обслуживании пассажиров.

Допуск водителя к работе на транспортном средстве любой модели без предварительной стажировки запрещен.

Стажирование должно осуществляться на автомобилях того типа и марки, на тех маршрутах, на которых водители будут в дальнейшем самостоятельно работать.

Водитель-наставник подбирается из числа наиболее опытных и дисциплинированных водителей, имеющих стаж работы на автобусах не менее 5 лет, такси и грузовом автомобиле - не менее 3 лет, не допускавших за последние три года нарушений Правил дорожного движения, не совершивших за указанный период ДТП по своей вине, прошедших предварительную подготовку в учебных заведениях и имеющих свидетельство водителя-наставника. Водители-наставники назначаются приказом по предприятию.

За водителем-наставником на период привлечения его к стажировке водителей сохраняется средняя заработная плата.

Водителям после окончания учебного комбината (автошколы) приказом зачисляются в штат автопредприятия для прохождения стажировки За этот период им выплачивается заработная плата из расчета тарифной ставки, предусмотренной для водителей автомобиля, на котором они проходят стажировку.

Водитель-наставник ведет учет работы стажера, заполняя карточку (листок) учета стажирования

Автобусы, выделяемые для стажирования, должны быть оборудованы дублирующими педалями сцепления, тормоза и сиденьем для водителя-наставника, а автобусы ЛиАЗ-677 - дублирующими педалями тормоза, управления дроссельной заслонкой карбюратора и сиденьем для водителя-наставника

Рабочее место водителя-наставника в автобусе должно обеспечивать непосредственный контакт со стажером и возможность для наставника лично вмешиваться в управление автобусом в случаях возникновения опасной ситуации.

Стажирование осуществляется на той же марке автобуса и на тех же маршрутах, на которых водители в дальнейшем будут самостоятельно работать в течение не менее одного года.

К первой категории относятся лица, ранее не работавшие водителями, закончившие обучение в учебном комбинате, сдавшие экзамены в ГИБДД и получившие удостоверения на право управления автобусом (категория «D») Для них продолжительность стажировки составляет-61 час - предмаршрутная стажировка, 163 часа - маршрутная стажировка;

Всего - 224 часа.

30 часов - предмаршрутная стажировка;

72 часа - маршрутная стажировка;

Всего - 102 часа.

Продолжительность стажировки для них составляет:

18 часов - предмаршрутная стажировка, 32 часа - маршрутная стажировка;

Всего - 50 часов.

К четвертой категории относятся водители, имеющие право на управление автобусами, но не управлявшие ими более полугода. Продолжительность стажировки для них составляет" 8 часов - предмаршрутная стажировка;

16 часов - маршрутная стажировка;

Всего - 24 часа.

8 часов - предмаршрутная стажировка;

24 часа - маршрутная стажировка;

Всего - 32 часа.

Предмаршрутная стажировка не проводится;

32 часа - маршрутная стажировка;

Всего - 32 часа.

При переводе водителя на автобусный маршрут той же категории, но на котором он ранее не работал, необходимо организовать его маршрутную стажировку в объеме не менее 4 часов (для маршрутов повышенной сложности и горных маршрутов не менее 8 часов; для междугородных маршрутов - не менее одного рейса).

При переводе водителя на маршрут, на котором он ранее стажировался, но не работал в течение более 6 месяцев, он должен вновь пройти маршрутную стажировку в объеме не менее 2 часов (для маршрутов повышенной сложности и горных маршрутов не менее одного рейса). Стажировка в этом случае сводится к работе водителя на маршруте в присутствии водителя-наставника, хорошо знающего данный маршрут.

Водители, совершившие по своей вине дорожно-транспортное происшествие, направляются на стажировку в течение 8 часов и последующую сдачу тестовых экзаменов.

Предмаршрутная стажировка включает теоретические занятия в классе, практические занятия в тренажерном классе и на учебной площадке.

Целью предмаршрутной стажировки является выявление и устранение пробелов в знаниях, совершенствование и закрепление умений и навыков, необходимых водителю для безопасного, экономичного и комфортного управления автобусом.

В реальных условиях перевозки пассажиров на маршрутах по расписанию, подготовить выпускников к самостоятельной работе в качестве водителя автобуса.

Предмаршрутная стажировка проводится для группы водителей, входящих в одну и ту же категорию стажируемых лиц.

Теоретические занятия проводятся водителями-наставниками и работниками службы безопасности движения. Практические занятия проводятся только водителями-наставниками. При проведении теоретических и практических занятий водитель-наставник руководствуется Программой стажировки для данной категории лиц, а также соответствующими методическими пособиями и указаниями.

По окончании теоретических и практических занятий водитель-наставник совместно с водителем-инструктором и работниками службы безопасности движения проводят контрольные проверки теоретической и практической подготовки стажеров.

Маршрутная стажировка заключается в самостоятельном управлении автобусом на маршруте под контролем водителя-наставника, закрепленного за стажером.

Целью маршрутной стажировки является закрепление знаний, умений и навыков стажируемого водителя в условиях движения по конкретным маршрутам, на которых он в дальнейшем будет самостоятельно работать.

Маршрутная стажировка включает движение по маршруту без пассажиров по расписанию.

Стажирование завершается контрольной поездкой и собеседованием, после чего в карточке (листке стажирования) делается заключение о возможности допуска стажера к самостоятельной работе в качестве водителя автобуса с указанием марки автобуса и маршрутов.

Целью проведения контрольных проверок является оценка уровня профессионального мастерства водителя для определения успешности прохождения этапов стажировки.

Контрольная проверка теоретической и практической подготовки при проведении предмаршрутной стажировки проводится с использованием тестов по оценке теоретических знаний и отдельных навыков управления автобусом.

Контрольная проверка теоретических знаний стажера осуществляется с использованием пяти тестовых вопросов, взятых из программы предмаршрутной стажировки, на которые он должен ответить. Прошедшим контрольную проверку считается стажер, не допустивший ни одного неправильного ответа.

Контрольная проверка практической подготовки стажера осуществляется при помощи тестирования отдельных навыков управления автобусом. Содержание контрольных тестов, а также нормативы их выполнения определяются методическими указаниями по проведению стажировки.

Тестирование водительского мастерства стажера в условиях реального движения по маршруту основано на оценке качества управления автобусом. При этом водителем-инструктором фиксируются любые ошибки, допущенные стажером при движении по маршруту. Количество и характер допущенных ошибок является основанием для принятия решения об успешности прохождения данного этапа стажировки. Такое решение принимается комиссией в составе инженера по безопасности движения и водителя-наставника.

Успешное прохождение водителем-стажером контрольных проверок является основанием для принятия решения о возможности его допуска к самостоятельной работе. Если водитель не проходит контрольной проверки по одному из этапов стажировки (предмаршрутному или маршрутному), ее срок продлевается до 20 часов.

Общая ответственность за правильную организацию стажирования, полноту выполнения программы стажирования возлагается на главного технического руководителя предприятия или по его поручению других компетентных специалистов, которые обязаны периодически осуществлять контроль за прохождением стажировки, принимать меры по устранению замеченных недостатков, контролировать методическую работу водителей-наставников.

Конкретную ответственность за прохождение всей стажировки несет водитель-наставник, закрепленный за водителем-стажером.

Водитель-наставник обязан контролировать прохождение предмаршрутной стажировки закрепленного за ним стажера, проводить с ним маршрутную стажировку. При этом он должен постоянно находиться вместе со стажером как при управлении автомобилем, так и при его обслуживании.

Водитель-наставник должен контролировать прохождение стажером предрейсового медосмотра и вместе с ним получать у диспетчера путевую документацию.

Оформление результатов стажировки

Стажирование водителей завершается контрольной поездкой и собеседованием, после чего в карточке стажирования делается заключение о возможности допуска стажера к самостоятельной работе в качестве водителя. Обязательным является указание марки автомобиля и маршрутов, на которых водитель может работать. Указанное заключение служит основанием для рассмотрения квалификационной комиссией предприятия заявления водителя о присвоении ему квалификации II класса в установленном порядке.

Карточка (листок) стажировки после соответствующего оформления хранится в отделе кадров предприятия.

В случае, когда стажер, пройдя установленный курс стажировки и предоставляемые дополнительные 20 часов, получил по итогам тестовых проверок неудовлетворительную оценку, водитель-наставник, ответственный за стажировку данного водителя автобуса, имеет право вынести решение о непригодности данного стажера к самостоятельной работе в качестве водителя автобуса и направить на рассмотрение квалификационной комиссии предприятия.

Особые условия стажирования

Для лиц, ранее не работавших водителями (1 категория)

Стажирование проводится в течение 32 рабочих дней (224 часа) при семичасовом режиме рабочего дня. Первые 15 дней (105 часов) стажирование должно проводиться на менее напряженных маршрутах и в межпиковое время для пассажиров. Последующие 17 дней (119 часов) стажирование проводится на городских маршрутах с пассажирами, в т.ч. в часы "пик".

Стажирование водителей - выпускников учебных комбинатов (автошкол) - должно производиться на 2-3 городских автобусных маршрутах.

Водители, выпускники учебных комбинатов (автошкол), после завершения первого года самостоятельной работы проходят дополнительные занятия по 40-часовой программе в соответствии с методикой совершенствования профессионального мастерства водителей автобусов, утвержденной Министерством автомобильного транспорта РСФСР 23.11.82.

При успешном окончании занятий по указанной методике руководством автотранспортного предприятия организуется стажирование водителя на городских и пригородных маршрутах, на которых предполагается его работа.

В этом случае стажирование проводится под руководством водителя-наставника на автобусе с пассажирами в течение 2 дней (14 часов) по каждому маршруту. Аналогичный порядок стажирования должен предусматриваться для водителей, имеющих стаж работы не менее года, но ранее не работавших на маршрутах данного города, или имеющих перерыв в работе на данном предприятии, но работавших на автобусе. При перерыве в практической работе водителя на автобусе от одного до шести месяцев водитель направляется для сдачи тестовых контрольных нормативов, предусмотренных в методике совершенствования профессионального мастерства водителей автобусов, утвержденной Министерством автомобильного транспорта РСФСР 23.11.83. Водитель автобуса, имеющий перерыв в работе свыше 6 месяцев и до года, а также перед назначением на работу на автобусы других марок.

Кроме особо больших сочлененных автобусов и автобусов, имеющих пассажирские прицепы, должен пройти в автотранспортных предприятиях стажирование по практическому вождению указанных транспортных средств на городских и пригородных маршрутах, на которых предполагается его работа в течение 3 дней (20 часов) в каждом.

Водители, имеющие право на управление автобусом и не управляющие им более одного года, должны сдать в ГИБДД практический и теоретический экзамен, а также пройти стажирование в автотранспортном предприятии по практическому вождению автобуса в случае, когда: они не работали на маршрутах данного предприятия в течение 3 дней (20 часов) или ранее работали на маршрутах данного предприятия в течение 1 дня (7 часов).

Продолжительность работы на автобусе до годичного перерыва должна быть не менее года. При меньшей продолжительности работы водитель обязан пройти стажирование в соответствии с общим порядком.

Водители, совершившие по своей вине дорожно-транспортные происшествия, не подлежащие учету: после дорожно-транспортного происшествия направляются для сдачи тестовых контрольных нормативов и последующего прохождения стажирования на городских маршрутах в течение 1 дня (7 часов). При повторном дорожно-транспортном происшествии направляются на дополнительные занятия по 40-часовой программе совершенствования профессионального мастерства водителей автобусов и последующего стажирования в течение 3 дней (20 часов) на маршрутах города.

Водители I и II класса, получившие квалификацию до 1 сентября 1977 года, но не имеющие в водительском удостоверении разрешающей отметки на управление транспортными средствами категории "D", должны сдать в ГИБДД практический экзамен на автобусе и получить разрешение на управление транспортными средствами категории "D". Дополнительного обучения в этом случае не требуется.

Водители I и II класса, получившие водительские удостоверения после 1 сентября 1977 года, должны пройти специальную подготовку в автошколе - 10 дней (80 часов).

Указанные водители перед допуском к самостоятельной работе в качестве водителя автобуса должны пройти стажирование в автопредприятии: 2 дня (14 часов) на перегоне и 6 дней (42 часа) на маршрутах города с пассажирами.

Водители, переподготовленные с категорий транспортных средств "В" и "С" на "D", могут быть допущены к самостоятельной работе на городских маршрутах после прохождения в автопредприятии стажирования в течение 15 дней (112 часов) на маршрутах города, при этом первая неделя стажирования проводится на менее напряженных маршрутах и в межпиковое время.

Водители, назначаемые для работы на горных маршрутах, проходят обязательную стажировку на указанных маршрутах в течение 6 дней (42 часа) с пассажирами с последующим утверждением их кандидатур комиссией общественного контроля за безопасностью движения и приказом по автотранспортному предприятию. При переводе с одного горного маршрута на другой проводится стажирование водителей на новом маршруте в течение 2 дней (14 часов) с пассажирами.

Тематический план специальной подготовки и стажировки водителей, впервые назначаемых для работы на автобусах

Тематический план разработан в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 29 ноября 1967 г. № 1092 и Постановлением Совета Министров РСФСР от 29 декабря 1967г.

Специальная подготовка (80 часов)

1. Особенности устройства и техническое обслуживание автобусов - 16 часов.

2. Особенности структуры и условия работы пассажирского автотранспортного предприятия - 4 часа.

3. Основные сведения по эксплуатации автобусов -16 часов.

4. Особенности вождения автобусов, обеспечение безопасности и культура обслуживания пассажиров - 30 часов.

5. Правила движения -10 часов.

6. Правила техники безопасности - 4 часа.

Стажировка в пассажирском автотранспортном предприятии (8 дней)

Работа на перегоне - 2 дня

Работа по перегону автобусов на внутрипарковых зонах под руководством водителя-наставника, начальника гаража, дежурных механиков.

Работа на линии - 6 дней

1. Вождение автобуса без пассажиров под руководством водителя-наставника по маршрутам - 1 день.

2. Вождение автобуса с пассажирами под руководством водителя-наставника по маршрутам и расписанию движения - 5 дней.

Методические указания

Цель специальной подготовки и стажировки - подготовить водителей к самостоятельной работе на автобусах, повысить мастерство вождения, культуру и безопасность перевозки пассажиров.

Водители-стажеры зачисляются приказом по автотранспортному предприятию и направляются в учебный комбинат (автошколу) для специальной подготовки в объеме 80 часов. Учет по прилагаемой форме (приложение А), в учебной заведении, кроме того, - классным журналом.

На занятиях необходимо широко использовать учебное оборудование, технические средства, наглядные пособия (агрегаты, узлы, приборы изучаемых автобусов, плакаты, схемы, графики, таблицы расписаний движения, диапозитивы, учебные фильмы, образцы бланков путевых документов, автобусных билетов и т.п.).

При рассмотрении особенностей устройства, технического обслуживания и эксплуатации автобусов главное внимание следует обратить на изучение тех марок, которые находятся в автотранспортном предприятии.

Водители-стажеры, закончившие специальную подготовку и сдавшие зачет, что отмечается в учетном листке, направляются в автотранспортное предприятие для стажировки и прохождения дальнейшей работы на линейных автобусах.

На основании предложения Министерства автомобильного транспорта РСФСР 02.01.78 № СВ-14/2 введена Программа стажировки водителей автобусов при назначении их на работу на автобусы других марок.

Водители автобуса, имеющие перерыв в работе от 6 до 12 месяцев, а также перед назначением на работу на автобусы других марок должны пройти в транспортных предприятиях стажировку по практическому вождению автобусов не менее 20 часов.

Цель стажирования - закрепить и развить навыки вождения автобуса в реальных условиях перевозки пассажиров на маршрутах по расписанию, подготовить стажера к самостоятельной работе на автобусе данной марки.

Вождение автобуса в период стажирования осуществляется под руководством водителей-наставников, за которыми стажеры закрепляются приказом по автотранспортному предприятию на весь период стажирования.

Стажирование проводится не менее 20 часов при 7-часовом режиме рабочего дня, на реальных пассажирских маршрутах.

В период стажирования водитель-наставник обязан:

Постоянно находиться вместе со стажером как в период управления автобусом, так и при его обслуживании;

Знакомить стажера с особенностями автобусного маршрута, трудными его участками, с расположением и характером средств регулирования движения и др.;

Научить стажера проверять техническое состояние автобуса и особенно агрегатов и механизмов, влияющих на безопасность движения;

Привить стажеру навыки безопасных приемов управления автобусом в различных условиях дорожного движения, строгого соблюдения правил дорожного движения, вождения автобуса на маршруте строго по расписанию;

Водитель-наставник должен вести учет работы стажера, ежедневно перед выездом на линию проверять наличие у него удостоверения на право управления автобусом и карточки учета стажирования. По окончании смены водитель-наставник обязан отметить в карточке учета стажирования количество отработанных часов.

Примечание. В знаменателе - часы работы в темное время суток.

Вождение автобусов с пассажирами под руководством водителя-наставника

Осмотр автобуса, проверка узлов, влияющих на безопасность движения, подготовка к работе, получение путевых документов. Выезд из парка и включение в работу на линии в соответствии с графиком и расписанием движения. Работа на маршруте с соблюдением требований, обязательных при перевозке пассажиров на автобусе, плавное трогание с места, плавное торможение, плавные повороты рулевого колеса, поддерживание скорости, своевременность прибытия к каждому остановочному пункту и конечным станциям и т.д.

Меры предосторожности при подъезде к остановочным пунктам и начале движения от них. Наблюдение с помощью зеркал за входом и выходом пассажиров. Открытие и закрытие дверей салона только на остановках. Действия водителя по сигналам кондуктора. Включение внутреннего освещения при проезде тоннелей, с наступлением темноты и т.д. Включение отопления, вентиляции в салоне.

При работе без кондуктора:

Получение абонементных книжек, месячных проездных билетов, рулонов контрольных билетов, установка их в кассы;

Объявление по микрофону остановочных пунктов, предупреждение правил проезда и перевоза багажа, о мерах предосторожности при выходе на проезжую часть;

Наблюдение при помощи зеркал за порядком в салоне автобуса, за безопасностью входа и выхода пассажиров и т.д.

Допустимая нагрузка автобуса. Влияние перегрузки на устойчивость и управляемость автобуса. Основные последствия перегрузки автобуса. Меры предосторожности в случае вынужденной перегрузки автобуса. Влияние стоящих пассажиров на положение центра тяжести и устойчивость автобуса. Меры предосторожности.

Особенности вождения автобуса, значение плавного трогания с места и остановки без резкого торможения и рывков. Недопустимость и опасность резких поворотов рулевого колеса. Выбор скорости и действия водителя днем и ночью, на крутых подъемах и спусках, на поворотах с виражами и без них на перекрестках, железнодорожных переездах, мостах и подъездах к ним, при проезде остановок общественного транспорта, зон действия до-рожных знаков, пешеходных переходов, тоннелей, при встречных разъездах с транспортными средствами и т.п. Действия водителя при неисправных тормозах.

Приемы вождения автобусов в сложных погодных условиях (снегопад, ливневый дождь, гололед, густой туман и т.п.).

Особенности вождения автобусов в транспортном потоке, безопасные дистанции и интервалы.

Высокая культура и безопасность перевозки пассажиров, требования безопасности при посадке пассажиров в автобус. Наблюдение за посадкой, оказание помощи пассажирам с детьми, престарелыми и инвалидами. Соблюдением норм посадки для удобной и безопасной перевозки пассажиров, надежное закрытие дверей. Требования безопасности при начале движения Информация пассажиров в пути следования. Меры водителя автобуса в случае заболевания пассажиров в пути. Меры, принимаемые водителем при возникновении в автобусе пожара. Экстренное открывание дверей салона, порядок эвакуации пассажиров. Оказание помощи при несчастных случаях.

Учет выполнения расписания движения. Возвращение в парк Оформление и сдача путевых документов. Сдача выручки Разбор недостатков в выполнении приемов вождения автобуса на маршрутах движения.

Подготовка водителей-наставников осуществляется на основании ряда постановлений.

1. Нормативные акты, служащие основанием для проведения стажировки водителей транспортных средств:

1.1. Статья 225 Трудового кодекса РФ «Обучение в области охраны труда» и статья 328 ТК РФ «Прием на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств».

1.2. Приказ Министерства транспорта РФ № 59 от 11 марта 2016 года «Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

1.3. Приказ Министерства транспорта РФ № 7 от 15 января 2014 года «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».

1.4. ГОСТ 12.0.004 — 2015. Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Организация обучения безопасности труда. Общие положения.

1.5. Постановление Министерства труда и социального развития РФ и Министерства образования РФ от 13 января 2003 года N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций».

2. Виды транспортных средств, принадлежащие юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям и водители которых должны проходить стажировку.

2.1. Легковые автомобили категории М1 (для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения)

2.3. 2.2. Автобусы категории М3 (более восьми мест для сидения, максимальная масса которых более 5 тонн).

2.5. Грузовые автомобили категории N1 - транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов и оснащения специальным оборудованием, имеющие допустимую максимальную массу не более 3,5 тонн.

2.6. Грузовые автомобили категории N2 - транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов и оснащения специальным оборудованием, имеющие допустимую максимальную массу свыше 3,5 тонн, но не более 12 тонн.

2.7. Грузовые автомобили категории N3 - транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов и оснащения специальным оборудованием, имеющие допустимую максимальную массу более 12 тонн.

3. Положения нормативных актов о лицах, которым работодатель обязан проводить стажировку для обеспечения профессиональных требований при эксплуатации транспортных средств.

3.1. Лица, впервые принимаемые на работу в качестве водителей транспортных средств для работы по найму после окончания автошкол, учебных комбинатов и курсов.

3.2. Водители, ранее работавшие по профессии, но имеющие перерыв в водительской деятельности более одного года.

3.3. Водители, переводимые при приеме на работу с одного типа транспортного средства на другой.

В соответствии с Техническим регламентом Таможенного Союза ТР ТС 018/2011

«О безопасности колесных транспортных средств» тип транспортного средства – это транспортные средства с общими конструктивными признаками, зафиксированными в техническом описании, изготовленные одним изготовителем.

3.4. Водители субъектов транспортной деятельности (юридические лица и индивидуальные предприниматели) при переводе их на новый маршрут или при переводе на новый тип (модель) транспортного средства.

4. Организация стажировки водителей.

4.1. Продолжительность стажировки водителей определяет субъект транспортной деятельности.

4.2. Стажировка водителей включает инструктаж и практическое вождение и проводится под руководством водителя – наставника.

4.3. Инструктаж (теоретическая часть с элементами показа практических действий) проводится с целью предоставления водителю информации о специфике выполнения трудовых функций при обслуживании и управлении конкретным транспортным средством при перевозке грузов или пассажиров, а также по функционированию специального оборудования, установленного на данном транспортном средстве.

4.4. Практическое вождение проводится с целью подтверждения соответствия умений водителя квалификационным требованиям при самостоятельном управлении конкретным транспортным средством под контролем водителя-наставника и включает управление транспортным средством без выезда и с выездом на дороги общего пользования.

Квалификационные требования к водителям транспортных средств приведены в приказе Минтранса РФ № 287 от 28 сентября 2015 года.

4.5. Для водителей маршрутных транспортных средств (автобусы, троллейбусы и трамваи) практическое управление транспортным средством с выездом на дороги общего пользования включает движение по маршруту без пассажиров и с пассажирами.

5. Водитель – наставник.

5.1. Водитель – наставник для проведения стажировки может быть назначен юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем из числа имеющихся в штате водителей или, если своего наставника нет, то может быть приглашен со стороны (по срочному трудовому договору или по внешнему совместительству).

5.2. Требования к водителю – наставнику:

а) не иметь за последний год работы дорожно — транспортных происшествий по своей вине;

б) имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее трех лет (при стажировке на легковом такси или грузовом автомобиле);

в) имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе маршрутных транспортных средств (автобус, троллейбус или трамвай) не менее пяти лет.

6. Документальное сопровождение стажировки водителей.

6.1. Субъект транспортной деятельности должен разработать программу стажировки, отражающей ее продолжительность по времени и действиям стажера и наставника в разрезе этапов стажировки внутри субъекта транспортной деятельности и на линии.

Приводится образец программы стажировки водителей.

6.2. На каждую стажировку оформляется стажировочный лист за подписью водителя – наставника и ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения.

Стажировочный лист по приказу Минтраса Рф № 59 от 11 марта 2016 года должен содержать следующие (обязательные) сведения:

— номер стажировочного листа;

— фамилия, имя и отчество водителя;

— сведения о транспортном средстве: тип, марка, модель транспортного средства;

— фамилия, имя, отчество водителя-наставника;

— дата и время прохождения, количество часов стажировки;

— замечания водителя-наставника по работе водителя-стажера;

— заключение специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, о допуске (не допуске) водителя к самостоятельной работе.

Формы стажировочных листов – в

Материалы о проведенных стажировках водителей (стажировочные листы) хранятся у работодателя не менее 5 лет.

6.3. Стажировка водителей на завершающем этапе оформляется допуском к работе стажеров к управлению тем или иным транспортным средством. Допуск к работе оформляется или приказом по юридическому лицу, или распоряжением по транспортному цеху или распоряжением индивидуального предпринимателя.

7. При стажировке водителей может использоваться носящее рекомендательный характер Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей (РД – 200 – РСФСР – 12 – 0071 – 86 – 12).

Министерство транспорта РФ 11.03.2016 г. утвердило приказ № 59, регламентирующий порядок проведения профессионального отбора и соответствующего обучения всеми работниками, чья должность напрямую связана с движением автотранспортных средств и городского наземного электрического транспорта.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые ведут на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией автотранспорта (электротранспорта), обязаны привлекать к работе только лиц, имеющих необходимое образование и должный уровень компетенции, отвечающий надлежащему осуществлению возложенных на них обязанностей.

Приказ Минтранса 59

Приказ Минтранса 59

Работники, допускаемые к управлению транспортными средствами, должны владеть правами соответствующей категории, проходить обязательные медосмотры (как первичные, так и периодические) в целях выявления профпригодности и предупреждения профзаболеваний. Все водители, занимающиеся транспортировкой пассажиров или грузов, должны соответствовать установленным квалификационным требованиям, занесённым в документы об образовании, согласно приказу Мин. транспорта от 28.09.2015г. № 40032.

Водитель

Соответствие профессиональным категориям и опыт работы подтверждаются записями в трудовой книжке. Работодатель, в процессе собеседования или тестирования, выявляет степень знаний и профессиональную пригодность (либо непригодность). Полученные результаты заносятся в учётные листы, подлежащие хранению в течение пяти лет. Если собеседование и проверка дали положительные результаты и не имеют нарушений, прописанных в п. п 5-8 настоящих Правил, претендент принимается на работу.

Стажировка

Кто подлежит стажировке, и каковы её цели

Водители, не имеющие опыта работы, переведённые с одного вида транспорта на другой, либо если их трудовая деятельность в данной должности имела перерыв более двенадцати месяцев, обязаны проходить стажировку. Целью данной процедуры является усовершенствование приобретённых знаний и навыков, обеспечивающих безопасное вождение на дорогах, умение их применять в конкретных условиях. Приказ Минтранса № 59 возлагает на работодателя проведение стажировки, последний издаёт приказ по предприятию, назначает наставника и необходимое число часов.

Как составляется приказ

Приказ о проведении стажировки считается внутренним правовым документом организации, являющимся частью комплексного пакета, обеспечивающего БДД. В нём оговариваются: лицо-стажер, подлежащее стажировке; водитель-наставник, в обязанности которого входит обучение по утверждённой программе и контроль за исполнением всех требований обучающимся. Могут создаваться отдельные приказы на каждого. Данный приказ действует на весь период стажировки, до момента допуска работника к самостоятельной работе, как того требует программа стажировки по охране труда для водителя автомобиля.

Важно! Допуск разрешается отдельным приказом, после чего составляется акт передачи автотранспорта водителю и фиксируется актом закрепления автомобиля за конкретным лицом. К приказу о допуске прилагается форма стажировочного листка (карточки), с соответствующими записями.

Пример приказа:

Пример приказа

Пример приказа о назначении наставника-водителя:

Приказ о назначении наставника-водителя

Могут использоваться уже готовые формы. Образец 1:

Форма приказа

Образец 2:

Приказ о допуске к самостоятельной работе

Для чего нужна программа по ОТ

Программа разрабатывается для каждой отдельной организации, с учётом конкретной специфики. В основе её задач стоит обучение особенностям предстоящей работы, с учётом ознакомления с производственно-техническим процессом, функционированием структурных подразделений, и получение практических навыков и методов труда. В комплекс мер программы входит положение о стажировке водителей на предприятии, образец и примерный план:

Программа обучения

Количество часов и план мероприятий может меняться с учётом специфики компании. Образец плана обучения:

Как правило, компания (в лице директора) может вносить поправки в существующее положение, если организация претерпела изменение технологического процесса (либо сферы деятельности), но оно всегда содержит основные пункты:

  • общее положение;
  • кто подлежит стажировке и её сроки;
  • порядок стажировки, обязанности стажера и водителя-наставника;
  • порядок оформления результатов;
  • обязанности и ответственность должностных лиц.

Дополнительная информация! Для предприятий с высоким классом опасности: химической промышленности, строительные, инженерно-изыскательные и др. компании, подведомственных Минстрою России, не прошедшие процедуру перерегистрации, где Ростехнадзор ежегодно контролирует сферу деятельности на соответствие установленным требованиям, алгоритм положения о стажировке не меняется.

Автокрановщик

Стажировка водителей: приказ Минтранса, кто проводит

Нужное число водителей-наставников назначается руководителем предприятия и излагается в приказном порядке. Наставники подбираются из числа опытных работников организации, имеющих достаточный водительский стаж и обладающих навыками воспитательной работы. Закрепляются на весь период стажировки. Оплата их труда производится в установленном порядке, согласно % тарифной ставки. Другие требования, предъявляемые к водителям-наставникам:

  • опытное вождение 1-2 класса;
  • безопасное и безаварийное вождение, не повлёкшее нарушений ПДД по собственной вине в течение последнего года;
  • отсутствие дисциплинарных взысканий;
  • стаж работы водителем автобуса не менее 5-и лет;
  • опыт вождения грузового или автомобильного транспорта не менее 3-х лет.

Обратить внимание! Если в штате предприятия нет водителя, соответствующего всем вышеизложенным требованиям, то стажировка может осуществляться лицом, привлечённым со стороны, чего не запрещает приказ Минтранса № 59. С образовательной организацией (физическим лицом или ИП), имеющей подтверждающие сертификаты и лицензию, дающую право на этот вид деятельности, заключается гражданско-правовой договор, на основании которого проводится обучение водителей нужной категории.

Наставник контролирует работу водителя-стажера и заносит все данные в карточку специальной формы, выданную инженером, отвечающим за БДД. В ней же делается заключение об уровне мастерства и его готовности к самостоятельной работе. Он пишет отчёт о проведённых занятиях. Дальнейшую оценку знаниям даёт квалификационная комиссия.

Карточка водителя:

Стажировочный лист

Отчет, который должен заполнять водитель:

Назначение комиссии

Комиссия создаётся на основании приказа руководителя организации, членами которой проводится проверка усвоенных знаний. В число её членов входят: должностное лицо, ответственное за грузоперевозки (если таковое имеется), начальник автобазы (колонны), инженер (инспектор) по охране труда или начальник отдела по безопасному вождению. Комиссионная группа заканчивает проверку, опираясь на результаты контрольной поездки по произвольно выбранному маршруту и последующему собеседованию.

Все результаты заносятся в карточку, и делается полное заключение, разрешающее допуск к самостоятельной работе на транспорте конкретной марки и по указанному маршруту. На основании данных карточки по предприятию издаётся приказ, позволяющий вождение, с которым стажер ознакомляется под роспись. В случае если комиссия не согласна с заключением водителя-наставника и результаты проверки показали недостаточный уровень знаний и безопасного вождения, она имеет право продлить сроки стажировки с последующей пересдачей.

Важно! Карточка с результатами оформления стажировки хранится в отделе кадров. Водитель имеет право ознакомиться с её данными в любое время и получить соответствующее уведомление или копию документа.

Правила проведения

Стажировка водителей должна осуществляться на автомобилях той марки, на которой они затем будут работать. Перед началом проводится инструктаж. Водитель-стажер в течение всего срока занимается грузоперевозками (перевозкой пассажиров) под надзором наставника, исполняет все его требования и указания. Если работа на линии подразумевает знание пунктов и мест погрузки-разгрузки, заполнение маршрутных листов, оформление транспортных накладных, он учится ведению документации. Контролирует и следит за состоянием технического средства перед выездом из гаража во время движения и по завершению работы. Соблюдает необходимые правила перевозки людей и грузов, осваивая безопасные методы труда. Не допускает нарушения ПДД. Проходит обязательные предрейсовые медосмотры.

Каковы сроки стажировки

Ниже представлены сроки стажировки в зависимости от разных ситуаций:

  • для водителей без опыта работы, либо имеющих рабочий стаж менее одного года, стажировка длится не менее 35 часов;
  • если перерыв в водительском стаже составляет один год и более, рабочий должен стажироваться не менее 20 часов;
  • в случаях, когда автомобильный транспорт требует вождения другой категории, длительность стажировки составляет не менее 20 часов;
  • при переводе работника с одной марки грузового автотранспорта (автобуса) на другую, или допущенного к перевозке опасных грузов, срок стажировки не может устанавливаться менее 8 часов.

Важно! В других случаях необходимость стажировки водителей автотранспортных средств и её сроки назначаются специальной комиссией, чьей задачей является определение профессионализма и допуск к самостоятельной работе.

На кого возлагается ответственность

Во всех случаях ответственность возлагается на работодателя. Он отдаёт распоряжение руководителю и назначает конкретных лиц, ответственных за установленный порядок проведения мероприятия (в приказном порядке). Контроль осуществления ведётся должностным лицом, отвечающим за безопасность движения.

Каждая организация, имеющая на своём балансе автомобильный транспорт, так или иначе попадает под действие приказа № 59 Минтранса РФ, поэтому обязана разрабатывать план мероприятий по ОТ и обеспечению БДД. Стажировка же является неотъемлемой частью перечисленных в нём требований.

Компании, занимающиеся пассажирскими или грузовыми перевозками, обязательно нанимают на работу опытных и надежных водителей. Перед тем как приступить к своим обязанностям, они обязательно часто стажировку. Она позволяет понять, какими навыками обладают будущие работники. Стажировка водителей должна грамотно оформляться, причем она позволяет выявить граждан, которые не могут привлекаться на постоянную работу за счет отсутствия необходимого опыта и способностей.

Понятие стажировки

Стажировка водителей при приеме на работу представлена специальной деятельностью, благодаря которой водитель сможет приобрести нужный опыт и повысить свою квалификацию. Она заключается в работе по специальности в течение испытательного периода, длительность которого устанавливается непосредственным работодателем.

Обычно испытание применяется для молодых специалистов, которые только закончили обучение или получили водительские права, поэтому у них отсутствуют необходимые навыки и опыт. Дополнительно стажировка водителей транспортных средств позволяет выявить, насколько хорошо соискатель умеет управлять автомобилем, как быстро реагирует на разные дорожные ситуации, а также может ли работать в компании на определенных условиях.

Наиболее часто водители в процессе испытания получают не слишком высокую зарплату. После получения определенного опыта во время стажировки обеспечивается в будущем увеличение заработка.

Цель проведения

Стажировка водителя предназначается для достижения сразу нескольких целей. К ним относится:

  • изучаются все навыки и способности, которыми обладает соискатель;
  • определяется, целесообразно ли зачислять данного гражданина в штат компании;
  • обеспечивается повышение квалификации;
  • испытываются силы конкретного водителя при работе в имеющихся условиях;
  • гражданин учится работать на определенном виде транспорта;
  • изучается, может ли гражданин отвечать за свои действия.

Обязательно используется испытание для сотрудников, обладающих рабочими специальностями, так как процесс позволяет понять, может ли конкретный гражданин работать в определенных условиях труда.

Стажировка ценится, если во время данного процесса работодатель дает специалисту задания, связанные с его будущей работой и приобретением нового опыта.

Оплачивается ли данный период?

Стажировка водителей может предлагаться в крупных или мелких компаниях. Наиболее часто такой период работы не оплачивается работодателем, хотя в крупных организациях предлагается невысокая оплата. Нередко стажировка представлена в виде определенного этапа собеседования при принятии на работу.

Если стажировка водителей при приеме на работу квалифицируется в качестве испытательного срока, то она обязательно оплачивается. Размер зарплаты и порядок перечисления средств определяется только работодателем, но зарплата не может быть меньше МРОТ, установленного в регионе нахождения компании.

Нередко зарплата за испытательный срок прописывается непосредственно в трудовом договоре. Если основной целью стажировки водителя автобуса выступает проверка его опыта и умений, то обычно такой процесс длится в течение всего нескольких часов. Работа гражданина не оплачивается, а сразу после выполнения данной процедуры принимается решение о целесообразности принятия его на постоянную работу.

Когда проводится?

Прохождение стажировки водителей нередко является обязательным процессом. Обычно процедура используется, если принимается специалист сразу после получения водительских прав или при переводе из другой организации.

Обязательно требуется стажировка водителей на предприятии в следующих ситуациях:

  • гражданин не садился за руль грузовика или пассажирского автобуса в течение длительного периода;
  • работник переводится на новый тип ТС или на уникальный маршрут;
  • переводится гражданин для управления автомобилем на горном маршруте.

Некоторые сотрудники не могут допускаться к непосредственной трудовой деятельности без обязательного испытания. Все особенности данной проверки определяются только директором компании, для чего необходимые сведения отражаются во внутренних нормативных документах предприятия.

Правила проведения

Стажировка водителя автобуса или другого ТС непременно должна выполняться на основании определенных правил. Они разрабатываются в компании наемными специалистами, после чего необходимая информация вносится в нормативные акты. В них обязательно должны содержаться сведения о следующих особенностях работы:

  • указываются задачи и цели испытания;
  • составляется специальная документация, регулирующая взаимоотношения, возникающие между водителями и работодателем и представленная коллективным договором и должностной инструкцией;
  • описывается порядок стажировки, для чего отражается, где именно будет выполняться данная процедура, на каких основаниях, а также какие подготавливаются документы по окончании;
  • рассчитывается оптимальный размер зарплаты в процессе стажировки водителей;
  • приводится актуальный способ оплаты труда.

Руководители компании обязательно планируют стажировку любого водителя, но при этом в каждой ситуации могут использоваться разные правила.

Как выполняется процесс?

Проведение стажировки водителей предполагает выполнение некоторых последовательных этапов. К ним относится:

  • осуществляется поиск нового работника в компанию, соответствующего определенным требованиям;
  • специалист знакомится с Положением о труде, где указываются его основные обязанности и другие правила работы в фирме;
  • составляется гражданином заявление о приеме на работу со стажировкой, причем в нем указывается, как долго будет длиться данный период, а также какую должность будет занимать гражданин в организации;
  • заключается с наемным специалистом трудовой договор;
  • каждому стажеру назначается отдельный куратор;
  • именно куратор будет заниматься обучением граждан, а также их тестированием, что позволит узнать, какими навыками, способностями и умениями обладают работники;
  • для каждого специалиста подготавливается специальный план с конкретными задачами и целями, которые обязательно достигаются гражданином за установленный период времени;
  • если работа осуществляется в крупной компании, где трудоустроено большое количество водителей, то для всех стажеров используется единая программа;
  • если программа отсутствует в фирме, то она обязательно составляется, для чего учитываются пожелания руководителя и принятого специалиста.

Длительность стажировки может значительно отличаться, так как зависит от того, как быстро назначенный куратор может ответить на все поставленные вопросы.

Итоги испытания

Стажировка водителя автомобиля заканчивается в строго установленные сроки, прописанные в договоре. После этого процесса выполняются следующие действия:

  • стажерами составляется специальный отзыв, содержащий сведения о том, какие цели были достигнуты в процессе стажировки, какие были выполнены задачи, а также приводится самоанализ, с помощью которого определятся, какие навыки и умения еще необходимо получить для оптимальной работы;
  • оцениваются стажеры назначенными кураторами;
  • составляются рекомендации о том, какая еще работа должна проводиться с новичками перед допуском к непосредственной работе;
  • на завершающем этапе руководителем компании составляется характеристика на нового работника, в которой указывается, какие действия могут выполняться гражданином в компании на основании его опыта и умений.

Все навыки сотрудника детально описываются именно назначенными кураторами. На такой отзыв должен ориентироваться директор фирмы при определении возможности принятия гражданина в штат организации.

Справка о прохождении стажировки

Некоторые стажеры после данного периода просят специальный документ, представленный справкой о прохождении стажировки водителя. Образец этой справки используется руководителем компании, чтобы учесть все правила составления. Обязательно в справку вносятся следующие сведения:

  • информация о сотруднике, представленная его Ф. И. О. и занимаемой должностью;
  • сведения о периоде, в течение которого гражданин проходил стажировку;
  • данные о документе, на основании которого была проведена процедура;
  • подпись назначенного куратора;
  • печать организации.

Данный документ может передаваться новому работодателю или руководителю учебного заведения.

Сроки проведения

В водителей, созданном в компании, должно указываться, как долго новые работники должны проходить испытание. Точные сроки устанавливаются руководителем конкретного предприятия. Поэтому они могут значительно отличаться в разных компаниях. К правилам определения данного срока относится:

  • длительность периода должна быть оптимальной, чтобы водитель смог получить необходимые навыки и умения;
  • процедура не может длиться меньше двух месяцев;
  • максимально стажировка составляет две недели;
  • если стажировка затягивается, то действия работодателя являются незаконными, так как он пользуется бесплатным трудом.

Если действительно водители сталкиваются с тем, что им приходится стажироваться дольше 14 дней, то целесообразно составлять жалобу в трудовую инспекцию для привлечения руководителя фирмы к ответственности.

Правила оформления

Чтобы стажировка нового работника была законной, необходимо оформлять ее правильными документами. Только в этом случае руководитель компании сможет избежать негативных последствий и проблем с трудовой инспекцией. Поэтому при оформлении на стажировку разных водителей подготавливаются следующие документы:

  • распоряжение о допуске конкретного специалиста к исполнению трудовых обязанностей;
  • приказ о назначении испытательного срока для определенного работника;
  • программа стажировки водителей, которая может разработаться для всех специалистов или отдельно для конкретного работника;
  • приказ о допуске гражданина к работе;
  • положение, где указывается, какими правами и обязанностями обладают стажеры и кураторы, в течение какого срока проводится испытание, правила данного процесса, а также приводится ответственность каждого участника;
  • свидетельство об удостоверении, передающееся непосредственному стажеру после стажировки, причем на этом документе должна иметься подпись руководителя и печать компании.

Вся документация составляется работниками кадровой службы, а также специалистом, который является руководителем стажеров.

Требуется ли отдельный договор?

Если принимается на работу стажер, то с ним составляется срочный трудовой договор, так как только с его помощью можно будет в будущем расторгнуть законно трудовые отношения, если гражданин по разным причинам не сможет пройти стажировку водителя. Работа в фирме при провале стажировки не допускается, поэтому расторгается срочное соглашение.

Если же после стажировки требуется принять работника в штат, то срочный договор становится бессрочным. К особенностям принятия на работу стажера относится:

  • сведения о стажировке вносятся в трудовую книжку работника;
  • ученический договор выступает гарантией того, что если будут пройдены все испытания, то гражданин будет зачислен в штат крупной компании;
  • если по разным причинам требования, прописанные в договоре, не будут выполнены стажером, то будет получен отказ в трудоустройстве;
  • в срочном договоре должно указываться, как долго он будет действовать, причем обычно используется срок в две недели, необходимый для стажировки;
  • приводятся в контракте права и обязанности, появляющиеся у водителя в течение периода действия соглашения;
  • при составлении такого документа учитываются положения ст. 59 ТК;
  • не допускается продление срочного контракта по требованию работника;
  • период действия увеличивается только при наличии согласия от обоих участников трудовых отношений;
  • исключением является ситуация, если в качестве водителя-стажера выступает женщина, которая передает работодателю справку о беременности, поэтому он вынужден увеличить срок ее работы до родов;
  • если проходит водитель стажировку, то руководитель просто не предпринимает какие-либо действия, связанные с расторжением срочного договора, поэтому он автоматически становится бессрочным;
  • на основании срочного контракта предлагаются гражданам те же права и обязанности, которые имеются у штатных работников предприятия.

Ученический договор позволяет регулировать отношения, возникающие между руководителем фирмы и стажерами в процессе прохождения стажировки. В этом документе отражаются все цели и задачи, которые надо решить и достичь за который период времени.

Правила издания приказа

Зачисляется гражданин на стажировку только на основании правильно составленного приказа. Во время его подготовки учитываются нюансы:

  • издается приказ на фирменном бланке компании;
  • учитываются правила делопроизводства, действующие в организации;
  • отражаются в документе данные о названии фирмы, личных сведениях работника, а также о наставнике, выбранном для нового специалиста;
  • указывается название документа, представленного приказом;
  • ставится дата его издания;
  • приводятся ссылки на законодательство, на основании которых работодатель действительно имеет право оформлять работников на стажировку;
  • приводятся цели и задачи, достигаемые с помощью данного периода;
  • назначаются ответственные инструкторы и руководители;
  • указываются сроки проведения испытания;
  • приводятся должность, по которой будет проходить стажировка работника.

Если планируется работа в опасных или сложных условиях, то испытательный срок является обязательным процессом.

Ответственность за нарушения

Во время назначения стажировки велика вероятность, что работодатель нарушит своими неправильными действиями интересы и права наемных специалистов. В этом случае он может привлекаться к административной ответственности.

Компания за нарушения уплачивает штраф в размере до 130 тыс. руб., а непосредственные руководители уплачивают штраф до 5 тыс. руб.

Заключение

Стажировка в некоторых компаниях является обязательным процессом, основной целью которого выступает проверка знаний и умений водителей. Она выполняется на основании сведений, имеющихся в нормативной внутренней документации компании. Процесс оформляется обязательно приказом, а с работниками наиболее часто заключается срочный трудовой договор.

По результатам стажировки принимается решение о возможности оформления конкретного специалиста в штат компании.

Стажировка - деятельность по приобретению опыта работы или повышение квалификации по специальности, а также работа по специальности в течение определённого испытательного срока.

Стажировку должны проходить:

— лица, впервые принимаемые на работу в качестве водителей транспортных средств;

— водители, имевшие перерыв в трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, более одного года;

— водители, переведенные при приеме на работу с одного типа транспортного средства на другой;

— водители, при переводе на новый маршрут или при переводе на новый тип (модель) транспортного средства.

Стажировка водителей проводится под руководством водителя-наставника . Водитель-наставник назначается из водителей, в том числе привлекаемых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Водитель-наставник назначается из водителей:

— не совершивших за последний год работы дорожно-транспортных происшествий по своей вине;

— имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее трех лет (при стажировке на легковом такси или грузовом автомобиле);

— имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее пяти лет (при стажировке на автобусе, трамвае или троллейбусе).

Кроме того, водитель-наставник должен обладать необходимыми теоретическими знаниями в области вождения и эксплуатации конкретной модели автотранспорта. Это необходимо, поскольку стажировка проводится именно на той машине (или хотя бы на той же модели), на которой водитель-стажер в дальнейшем будет работать самостоятельно. Именно поэтому, если на предприятии используется несколько разных видов транспорта (к примеру, автобусы, грузовики, легковые автомобили), требуется иметь несколько водителей-наставников - по одному для каждого вида.

Так же следует обратить внимание на то, что водитель-наставник обязательно должен быть назначен приказом по организации. И если в штате нет водителя подходящего под вышеуказанные требования, то водителя-наставника можно привлекать со стороны.

Согласно пункта 2.2.1. Постановления Минтруда, Минобразования № 1/29: работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать в течение месяца после приема на работу обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу.

В пункте 13 Приказа Минтранса № 59 сказано, что количество часов стажировки устанавливается работодателем.

Продолжительность стажировки определяется характером работы, которую должен выполнять принимаемый на работу водитель.

В статье 225 Трудового кодекса РФ сказано, что работодатель обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в период работы.

В первую очередь проводится обучение водителя технике безопасности при выполнении им своих служебных обязанностей. Для того чтобы регламентировать процесс стажировки необходимо в организации разработать Программу стажировки водителей ТС . В этом документе должно быть четко и последовательно описано, какую информацию доводит водитель-наставник в процессе стажировки. Программа стажировки должна быть рассчитана на 2-5 рабочих смен. В документе должна быть указана информация, разбитая на следующие темы:

— рабочее место транспортного средства, его организация, обустройство и содержание, укомплектованность автомобиля;

— подготовка, запуск и проверка исправности и работоспособности автомобиля и оборудования, контроль показаний контрольно-измерительных приборов;

— погрузка и выгрузка автомобиля;

— маршруты движения;

— анализ возможных ДТП;

— пожарная безопасность.

Непосредственно сама стажировка должна иметь теоретическую и практическую часть и должна проводиться на том транспортном средстве и на том маршруте, где далее будет работать водитель.

В руководящем документе РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 подробно описаны правила, по которым проводится водительская стажировка, поэтому на многих предприятиях предпочитают им пользоваться, несмотря на то, что он не имеет обязательной силы, поскольку не был официально опубликован. Для того чтобы РД мог применяться, его нормы должны быть закреплены внутренними актами организации, либо в этих актах должна быть ссылка на РД.

Согласно этому документу процедура допуска водителя к самостоятельной работе предусматривает несколько этапов:

1.Проверка теоретических знаний, которыми обладает водитель-стажер. Вопросы задаются как по правилам эксплуатации и устройству вида автотранспорта, на котором он будет работать, так и по общим правилам вождения, поведения на дороге и т. д.

Данный этап стажировки включает в себя решение экзаменационных билетов. Контроль знаний ПДД проводится у вновь принимаемых водителей, после окончания автошкол, при переводе с другого предприятия, при перерыве в водительской деятельности более одного года.

Водители, прошедшие проверку знаний по ПДД с неудовлетворительной оценкой (при наличии более двух ошибок из двадцати экзаменационных вопросов) к стажировке не допускаются. После чего, в течение двух дней водители производят самостоятельную подготовку к проверке знаний ПДД. После повторной проверки знаний по ПДД водители, не сдавшие экзамен, отстраняются от работы и в течение пяти дней осуществляют самостоятельную подготовку к проверке знаний ПДД. После третьей попытки водители, не сдавшие экзамен, к работе не допускаются.

Водители, прошедшие проверку знаний ПДД с удовлетворительной оценкой (при наличии двух и менее ошибок) допускаются к дальнейшему прохождению стажировки. При этом оформляется стажировочный лист, в котором отражаются результаты проверки знаний по ПДД за подписью начальника службы БД. Выписанный стажировочный лист регистрируется в Журнале учета выдачи стажировочных листов.

2.Вождение машины на специальной площадке. Здесь стажер должен продемонстрировать, что способен хотя бы по минимуму управлять новым для него транспортным средством. Если он не справится на этом этапе, он отстраняется, считается не прошедшим стажировку и к самостоятельной работе допущен быть не может.

Данный этап стажировки включает в себя:

— осмотр транспортного средства;

— проверку наличия принадлежностей, инструмента и состояния шин;

— заправку топливом, маслом, охлаждающей жидкостью;

— проверку исправности тормозной системы, рулевого управления, осветительных приборов;

— запуск двигателя, трогание автомобиля с места на горизонтальном участке и на подъёме;

— движение задним ходом и разворот;

— торможение и остановка на различных скоростных режимах движения;

— изучение порядка движения транспортных средств по территории предприятия;

— соблюдение требований безопасности при ремонте и техническом обслуживании транспортного средства;

— соблюдение требований пожарной безопасности;

— изучение плана эвакуации с территории предприятия.

3.Поездка по будущему маршруту (для маршрутного транспорта) либо просто по городу вместе с водителем-наставником. За рулем должен сидеть стажер, однако наставник вправе отстранить его от вождения на сложных участках. Об отстранении делается отметка в карточке стажировки.

Данный этап стажировки включает в себя следующие элементы:

— диагональная парковка автомобиля на подъёме и уклоне, разворот на ограниченном пространстве проезжей части дороги;

— правильное расположение автомобиля на проезжей части, прохождение поворотов, изменение полосы движения, действия на перекрёстках;

— соблюдение безопасного скоростного режима движения в различных дорожных условиях;

— пользование зеркалами заднего вида и световыми приборами, подача звуковых и световых сигналов;

— движение в местах возможного появления пешеходов, действия по сигналам регулировщика, выполнение требований дорожных знаков;

— соблюдение интервала и дистанции, обгон транспортных средств;

— встречный разъезд в тёмное время суток, действия водителя при ослеплении;

— оформление товарно-транспортной и путевой документации;

— особенности управления груженого автомобиля;

— погрузка и разгрузка автомобиля;

— крепление груза;

— последствия перегрузки автомобиля и неравномерное распределение груза на автомобиле;

— маневрирование на площадках погрузочно-разгрузочных работ.

Контрольный рейс по маршруту с грузом или пассажирами под руководством наставника. Во время контрольной поездки проверяется соблюдение стажером Правил дорожного движения, правил технической эксплуатации транспортных средств, приёмов безаварийного управления транспортным средством, соблюдение графиков работы. Это своего рода выпускной экзамен, в ходе которого водитель-наставник не вмешивается в вождение, а лишь отмечает поведение и навыки стажера.

Это основные этапы. При необходимости стажировка может быть дополнена устранением неполадок в автомобиле (если квалификация водителя требует таких навыков).

Утвержденной формы стажировочного листа нет, но в пункте 18 Приказа Минтранса № 59 сказано, что стажировочный лист должен содержать следующие сведения:

— номер стажировочного листа;

— фамилия, имя и отчество водителя;

— сведения о транспортном средстве: тип, марка, модель транспортного средства;

— фамилия, имя, отчество водителя-наставника;

— дата и время прохождения, количество часов стажировки;

— замечания водителя-наставника по работе водителя-стажера;

— заключение специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, о допуске (не допуске) водителя к самостоятельной работе.

В стажировочном листе ставятся подписи водителя-наставника и водителя-стажера. После этого стажировочный лист передается в службу БД, где выносится заключение о допуске стажера к самостоятельной работе. После чего стажировочный лист подписывается начальником (инженером) службы БД и руководителем транспортного подразделения.

В случае если водитель-стажер по результатам стажировки и по итогам проверки знаний ПДД получил неудовлетворительную оценку, материалы направляются начальнику транспортного подразделения для принятия решения (либо о продлении стажировки, либо об отстранении от управления автомобилем, на котором работал водитель, либо о переводе на другую работу и т.п.)

Если результаты стажировки как минимум удовлетворительны, об этом выносится соответствующее решение, закрепляемое подписью руководителя организации, и водитель допускается к самостоятельному управлению машиной. В том же случае, если окажется, что водитель недостаточно хорошо прошел стажировку, может приниматься одно из 2 решений:

  1. Водителя направляют на повторную стажировку, сроки которой определяются в каждом случае индивидуально.
  2. Водителя исключают из кандидатов на должность. После этого о приеме на постоянную работу водителем и заключении трудового договора уже речи идти не может. Не прошедший стажировку водитель подлежит увольнению или, с его согласия, переводу на другой вид работы на предприятии.

По окончании стажировки, для проверки уровня готовности водителя к самостоятельной работе, необходимо провести экзамен.

Детального описания процесса экзамена нет, соответственно он может быть как устным, так и письменным. Экзамен принимает непосредственный руководитель экзаменуемого водителя. Об этом сказано в пункте 3.1. Постановления Минтруда № 1/29: проверку теоретических знаний требований охраны труда и практических навыков безопасной работы работников рабочих профессий проводят непосредственные руководители работ в объеме знаний требований правил и инструкций по охране труда, а при необходимости - в объеме знаний дополнительных специальных требований безопасности и охраны труда.

Ответственность за организацию стажировки всех категорий лиц возлагается на лицо, ответственное за безопасность движения на предприятии.

Начальник службы БД обязан периодически осуществлять контроль за прохождением стажировки, принимать меры по устранению замеченных недостатков и контролировать работу водителей-наставников.

Общую ответственность за прохождение этапов стажировки водителем-стажером несёт водитель-наставник, закреплённый за ним.

Водитель-наставник обязан контролировать работу закреплённого за ним стажёра на всех этапах стажировки. При этом он должен постоянно находиться вместе со стажёром, как при управлении автомобилем, так и при его обслуживании.

Водитель-наставник должен контролировать прохождение стажёром предрейсового и послерейсового медосмотра и вместе с ним получать у диспетчера путевую документацию.

Руководители предприятий несут персональную ответственность за правильность и полноту проведения стажировок.

Поскольку во время выполнения стажировки (особенно на маршруте) водитель фактически уже выполняет свою работу, ему должна начисляться заработная плата. Ее размер определяется условиями трудового договора, однако в целом оплата стажера не должна быть ниже, чем оплата постоянно работающего водителя (за исключением возможных премий и других поощрений, на которые стажер не имеет права).

Труд водителя-наставника тоже должен быть оплачен. Как правило, за то время, что он выступает в качестве наставника при стажирующемся водителе, он получает надбавку в размере не меньше 5% от зарплаты, установленной для него ранее.

При проведении стажировки водителей необходимо руководствоваться следующими нормативными актами :

Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ. Статьи 221 и 225;

Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций». Пункты 2.2.1., 2.2.2 и 3.1.

Постановление Минтруда РФ от 12.05.2003 г. № 28 «Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте». Пункт 10.9.

Приказ Министерства транспорта РФ от 11.03.2016 № 59 «Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Пункты 13, 15, 16, 17, 18 и 19.

Дополнительно для перевозчиков Приказ Минтранса РФ от 15.01.2014 № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». Пункт 1.3. Положения № 2.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: