Экологическое право относится к специальным отраслям права. Экологическое право как комплексная отрасль российского права. Экологические отношения как предмет экологического права

Экологическое право как отрасль права, наука и учебная дисциплина. Система экологического права

Экологическое право как отрасль права – это система правовых норм, регулирующих экологические общественные отношения в сфере рационального использования и охраны окружающей среды от вредного воздействия в интересах настоящего и будущего поколений, в интересах людей, живущих в нашем общем и единственном доме – на Земле.

Институты права в системе экологического права организованы в две системы: Общая часть (положения, «обслуживающие» все или значительную группу институтов Особенной части) и Особенная часть (институты, имеющие узкоцелевое назначение в силу специфики объекта, по поводу которого этот институт возникает: экологоправовой режим землепользования, недропользования, водопользования и др.).

Экологическое право состоит из Общей, Особенной и Специальной частей.

В Общей части содержатся институты и положения, имеющие значение для всего экологического права: предмет и метод в экологическом праве, источники экологического права, экологические правоотношения, право собственности на природные ресурсы, право природопользования, правовые основы государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды, экологическая экспертиза, экономико-правовой механизм природопользования и охраны окружающей среды, юридическая ответственность за экологические правонарушения.

Особенная часть экологического права состоит из таких разделов, как правовое регулирование использования и охраны земель; вод; атмосферного воздуха; недр; лесов; животного мира; особо охраняемых природных территорий и объектов; правовое регулирование обращения с опасными радиоактивными веществами и твердыми отходами; правовой режим экологически неблагополучных территорий.

Специальная часть экологического права посвящается основным чертам международной правовой охраны окружающей природной среды.

Экологическое право как наука представляет собой систему научных знаний об экологическом праве как отрасли права и включает в себя:

а) исторический подход к исследованию проблем экологоправового регулирования;

б) логический подход, исследующий общие закономерности, а затем частные явления;

в) экономический подход к изучению регулируемых отношений, охватывающий все стороны и связи исследуемых явлений.

В предмет науки дополнительно включаются такие самостоятельные темы:

1) методы научных исследований;

2) правоприменительная и правотворческая практика;

3) история развития экологического права;

4) источники экологического права;

5) международно-правовое регулирование экологопользования;

6) источники научно-правовой информации;

7) понятийный аппарат, раскрывающий специальную терминологию, применяемую в экологоправовой науке.

Для экологического права природный объект имеет значение и как природное тело, а не только как экологически значимый объект. От гражданского права экологическое право отличается отсутствием в полной мере имущественного характера и товарных отношений в использовании и охране природных объектов. Земельное право регулирует главным образом имущественно-экономические земельные отношения, возникающие в связи с предоставлением, изъятием земель, порядком их использования и охраны. Экологическое право возникает в связи с использованием всей совокупности объектов, составляющих среду обитания человека.

Экологическое право как учебная дисциплина практически совпадает с системой экологического права как науки; различие обусловлено потребностями будущей специализации.

Под системой экологического права понимают структуру основных элементов, частей этой отрасли – подотраслей, институтов, норм. Структура определяется практическими потребностями последовательного, рационального и наиболее полного решения задач в сфере взаимодействия общества и природы, стоящих перед государством.

При определении внутренней структуры экологического права важна будет совокупность правовых норм, регулирующих конкретную, относительно обособленную группу общественных отношений.

Система экологического права включает совокупность институтов экоправа, расположенных в определенной последовательности в соответствии с экономическими закономерностями.

Система включает пять экологических частей:

1. Предмет, источники, объекты экологического права. Здесь рассматривается концепция взаимодействия общества и природы, формы проявления экологического права, его источники, объекты, право собственности и природопользования.

2. Механизм экологического права. Включает концепцию механизма охраны природной среды, его звенья: экологическое управление с его органами и функциями, нормирование окружающей среды, природной среды, экономический механизм природной среды, экологическую экспертизу и экологический контроль.

3. Правовая охрана окружающей среды в народном хозяйстве.

4. Экологическая ответственность: основания, виды, нормы, закрепляющие концепцию экологической ответственности, формы возмещения вреда и методы предупреждения нарушений.

5. Механизм международно-правовой охраны окружающей среды, включающий принципы, договоры, конвенции, международные объекты охраны, организации, конференции.

Предмет, метод и принципы экологического права

Предмет экологического права – это общественные отношения в области взаимодействия общества и природы, производственные отношения, складывающиеся в сфере действия экологоправовых норм, между гражданами и организациями при обязательном участии государства по поводу улучшения, восстановления, эффективного использования природных объектов (экосистем) в целях сохранения окружающей среды.

Эти общественные отношения должны:

1) иметь волевой характер, то есть их возникновение, изменение и прекращение определяются в значительной степени волей людей, поддаваться правовому регулированию (миграции животных – нет)и иметь «правовую природу»;

2) складываться по поводу объектов природы, образующих различные экологические системы (окружающая человека природа), а также многообразных внутренних и внешних экономических связей (литосфера, гидросфера, атмосфера);

3) быть направлены на регулирование совокупности объектов, составляющих среду обитания человека и обеспечивающих условия его жизнедеятельности и состояние здоровья.

Если общественные отношения складываются по использованию объектов имущественного характера, не относящихся к числу объектов природы, их не всегда следует признавать предметом экологического права.

Например, общественные отношения по поводу мелиоративных работ являются предметом экологического права, но непосредственную эксплуатацию мелиоративных систем нельзя отнести к предмету экологического права (это отношения имущественного характера).

Комплекс экологических общественных отношений, составляющих предмет экологического права, выражен в комбинации методов его правового регулирования.

Метод экологического права основан на соблюдении в правовом регулировании закономерностей, присущих как природе, так и обществу. Законодатель избирает способы правового воздействия на экологические общественные отношения с учетом этой совокупности закономерностей.

В экологическом праве ведущим является метод экологизации, направленный на гармонизацию отношений общества и природы: любой вид экологопользования связан с применением законов природы, а для успешной его реализации необходимо подчиняться данным законам, то есть экологизировать каждое действие, связанное с вторжением в природную среду.

Метод экологического права содержит:

1. Закрепление в законодательстве элементов экологической системы страны, экологически и экономически значимых, использование которых либо воздействие на которые нуждается в правовом регулировании и обеспечении (например, закрепление ландшафтного подхода в отводе земель и формировании регионов).

2. Закрепление в законодательстве структуры органов, осуществляющих конкретное регулирование использования природных объектов, контролирующих сохранность и воспроизводство экологической системы страны (Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ, межведомственные и ведомственные службы).

3. Закрепление в законодательстве круга экологопользователей и лиц (физических и юридических), неизбежно влияющих своими жизнеобеспечительными функциями на экосистему страны (пользователи земли, недропользователи, лесопользователи, водопользователи, пользователи животного мира: ст. 27 Закона о недрах; ЛК РФ).

4. Четкая регламентация правил экологопользования, обусловленных спецификой объекта экологопользования и правовым статусом экологопользователя. (Пользование дикой фауной (охота) регламентировано с учетом ее особенностей и уставной правоспособности организации, которой выделены данные охотничьи угодья.)

5. Установление юридической ответственности за нарушение правил экологопользования. Так, предусмотрена ответственность дисциплинарная (ст. 135 ТК РФ), административная (ст. 46–48, 50–87 КоАП РФ и др.), уголовная (ст. 246–262 УК РФ и др.), материальная (ст. 118–121 ТК РФ и ст. 1064 ГК РФ и др.), специальная (лишение права пользования объектами, изъятие объектов).

Метод правового регулирования экологического права – это способ правового воздействия на экологические общественные отношения, работающий, законодательным закреплением элементов экологической системы страны, значимых для правового регулирования, структуры органов управления и круга экологопользователей, а также установлением четкой регламентации правил экологопользования и юридической ответственности за нарушение правомочий субъектов экологических правоотношений.

Принципы экологического права :

Общеправовые (конституционные) принципы экологического права в основном закреплены в Конституции России.

1. Принцип народовластия: российский народ осуществляет свою власть в экологических отношениях непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 3 Конституции РФ).

2. Принцип гуманизма: отношения экологопользования в стране и в сфере международных отношений строятся прежде всего с учетом интересов не только нынешнего, но и будущих поколений людей.

3. Принцип социальной справедливости: равноправие всех перед судом и законом (ст. 19 Конституции РФ); право каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ); гарантия судебной защиты прав и свобод любого гражданина РФ, если они кем-либо нарушаются (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ).

4. Принцип законности: точное и безусловное выполнение всех нормативных предписаний всеми субъектами экологических правоотношений.

5. Принцип интернационализма (имеет международный и национальный аспекты): международное сотрудничество в области охраны окружающей среды (ст. 92 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды»), внутригосударственное сотрудничество Федерации и ее субъектов в вопросах владения, пользования и распоряжения землей, недрами и другими природными ресурсами, в природопользовании и охране окружающей среды (ст. 72 Конституции РФ).

6. Принцип единства прав и обязанностей субъектов экологических правоотношений (ст. 42 и 58 Конституции РФ): осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения гражданами своих обязанностей.

7. Принцип гласности: право каждого проживающего на территории России на правдивую информацию о состоянии окружающей среды (ст. 42 Конституции РФ).

8. Принцип строго целевого использования природных объектов: обязанность каждого экологопользователя использовать природные объекты в точном соответствии с их целевым назначением (не допускается использование земель сельскохозяйственного назначения для несельскохозяйственных целей, за исключением случаев, допускаемых законом).

9. Принцип рационального и эффективного использования природных объектов: экономическая сторона экологопользования – стремление с минимальными затратами получать наибольший эффект от хозяйственной эксплуатации природных объектов, не нанося при этом экономического и экологического вреда.

Всем принципам экологического права присущи такие черты:

1. Объективная обусловленность: правовой принцип можно признать верным, только если он соответствует природе, истории и обществу.

2. Историческая обусловленность: с изменением государственной политики и государственного строя меняются в первую очередь принципы правового регулирования (по Конституции СССР 1977 г. земля и природные объекты находились в исключительной собственности государства, по Конституции России 1993 г. они могут находиться и в частной собственности граждан – принцип исключительной государственной монополии на природные объекты изменен).

3. Системность: все принципы экологического права можно разделить на общеправовые, принципы Общей части и принципы Особенной части.

Основные принципы охраны окружающей среды – это: приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха людей; научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду; рациональное использование природных ресурсов с учетом законов природы; соблюдение требований природоохранительного законодательства, неотвратимость наступления ответственности за их нарушения; гласность и тесная связь с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач; международное сотрудничество в охране окружающей природной среды.

Формирование и развитие экологического права как самостоятельной отрасли права связано с возникновением и углублением экологического кризиса во второй половине XX в., с принятием ряда универсальных международных документов и договоров, признавших глобальный характер экологических проблем и возложивших на государства обязательства в части организационных и правовых мер, направленных на преодоление и решение этих проблем. Возникновение и развитие экологического права как отрасли правовой науки происходило одновременно с формированием законодательства об охране окружающей среды, об использовании и охране природных ресурсов.

Возникновение самостоятельной отрасли права в системе российского права обусловливается следующими факторами: потребность государства в создании такой отрасли права; четко выраженная специфика регулируемых общественных отношений, составляющих предмет самостоятельного регулирования; необходимость в особом методе регулирования; наличие особых источников права либо потребность в их создании.

Постоянно усиливающееся негативное воздействие хозяйственной и иной деятельности, антропогенных факторов на окружающую среду, необходимость охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, принятие нормативных правовых актов и документов программно-стратегического характера по вопросам охраны окружающей среды способствовало формированию экологического права как самостоятельной отрасли права.

Экологическое право - это отрасль российского права, представляющая собой систему норм права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающих при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, с целью сохранения, оздоровления и улучшения окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений людей.

Применение норм экологического права направлено на охрану окружающей среды как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ, в целях обеспечения их прав на благоприятную окружающую среду; на обеспечение экологической безопасности; охрану, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов.

В основу классификации отраслей российского права положены предмет и метод правового регулирования. Экологическое право как самостоятельная отрасль права имеет свои предмет и метод.

Правильное определение предмета правового регулирования - обязательное условие адекватного применения правовых норм. Предметом правового регулирования могут быть лишь те общественные отношения, которые обладают определенными признаками :

  • 1) имеют волевой характер (их возникновение, изменение и прекращение должны во многом зависеть от воли людей), а не являются объективными общественными законами или законами природы. Определение волевого характера общественных отношений равносильно определению возможности правового воздействия на те или иные общественные отношения. Так, изменение путей миграции диких животных не может зависеть от воли человека. Оно происходит в соответствии с объективными законами природы, поэтому при размещении и строительстве объектов (транспортных магистралей, линий связи, каналов и т.п.) должны разрабатываться и осуществляться мероприятия, обеспечивающие сохранение путей миграции животных;
  • 2) складываются по поводу объектов природы, образующих различные экологические системы, а также многообразных внутренних и внешних экономических связей.

Таким образом, отношения, связанные с функционированием экосистем, являются основополагающей частью предмета правового регулирования экологического права, в то время как общественные отношения, которые складываются по поводу использования объектов имущественного характера, не относящихся к числу объектов природы, не всегда следует признавать предметом экологического права. Например, общественные отношения, складывающиеся по поводу мелиоративных работ, являются предметом экологического права; непосредственную же эксплуатацию мелиоративных систем (насосов для перекачки воды, узлов, механизмов и частей мелиоративных машин) нельзя отнести к предмету экологического права;

3) направлены на регулирование совокупности объектов, составляющих среду обитания человека и обеспечивающих условия его жизнедеятельности и состояния здоровья.

Конституция РФ значительно расширила круг регулируемых экологическим правом общественных отношений, обозначив объектом правоотношений окружающую среду в целом.

В практике правового регулирования бывает, что нормы одной отрасли права управляют действием норм других отраслей. Поскольку под предметом правового регулирования понимаются общественные отношения, на которые направлено действие правовых норм, предмет определяется не но «норме-руководигелю», а но «норме-иснолнителю». Например, обеспечение лесорубочных работ осуществляется лесохозяйственной организацией в соответствии с ее уставом (ст. 52, 173 ГК РФ). Рабочие лесхоза, вырубая ельник, выполняют условия трудового договора, но отношение по рубке леса (непосредственное лесопользование) входит в предмет не гражданского или трудового, а экологического права, поскольку процесс данного лесопользования урегулирован «нормами-исполнителями».

Экологические общественные отношения имеют:

  • 1) исторический характер, поскольку порождены особенностями конкретного исторического периода:
    • а) нерациональным природопользованием, вследствие чего преобладает потребность в преимущественно охранительном подходе к использованию природных богатств;
    • б) недостаточным уровнем развития производственных сил и состояния международного сотрудничества, в связи с чем возможности человечества ограничены;
  • 2) производственный характер и присутствуют во всех четырех фазах экономического процесса воспроизводства: в производстве, распределении продукции, ее обращении и потреблении. Поэтому совершенствование экологических общественных отношений осуществляется не только через непосредственное их правовое обеспечение, но и через экологизацию хозяйственной деятельности и всех фаз производственных отношений.

Государственные предприятия, граждане и юридические лица, кооперативы обязаны вносить установленные платежи за пользование природными ресурсами, осуществлять за счет своих средств природоохранные мероприятия, полностью компенсирующие отрицательное воздействие производства на окружающую среду, а также возмещать причиненный их действиями ущерб;

  • 3) особый субъектный состав: во всех экологических отношениях всегда присутствует государство, действующее от имени народа и в его интересах;
  • 4) наряду с «эксплуатационной» целью всегда особые цели:
    • а) сохранение природных объектов. Понятие «обеспечение сохранности» применительно к экологическим отношениям означает недопущение необратимых отрицательных изменений природных объектов в результате человеческой деятельности. Например, лов рыбы запрещается в период нереста, так как это влечет за собой истощение рыбных запасов;
    • б) улучшение природных объектов, что выражается в активизации их полезных и нейтрализации вредных природных функций. Например, в ходе хозяйственной эксплуатации пахотных земель землепользователи обязаны повышать плодородие почв и устранять эрозийные процессы;
    • в) восстановление нарушенных природных объектов. Рубка леса должна компенсироваться лесовосстановительными работами; отлов рыбы в водоемах - рыборазведением; мелиоративные работы, сопряженные с повышенным расходом воды, - водохозяйственным строительством и т.д.

Экологические общественные отношения - это исторически обусловленные производственные отношения, направленные на сохранение, улучшение, восстановление и эффективное использование естественных экосистем и других материальных объектов, оказывающих влияние на качество жизни, условия жизнедеятельности и состояние здоровья человека, в целях максимального обеспечения сохранности окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений людей.

Экологическое право как отрасль права представляет собой систему правовых норм, регулирующих экологические общественные отношения для достижения гармоничных отношений между обществом и природой.

Предметом экологического права являются складывающиеся в сфере действия эколого-правовых норм исторически обусловленные экологические отношения между физическими и юридическими лицами при обязательном участии государства по поводу сохранения, улучшения, восстановления и эффективного использования природных объектов (экосистем) в целях максимального обеспечения сохранности окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений. Под окружающей средой в данном случае понимается биосфера, служащая условием, средством и местом жизни человека и других живых организмов; в широком смысле она включает в себя природу как систему естественных экологических систем и окружающую среду как ту часть естественной среды, которая преобразована в результате деятельности человека.

Таким образом, экологическое право предстает комплексной отраслью, чей предмет отличается от предметов смежных отраслей более широким кругом регулируемых общественных отношений и иным их качеством.

Понятие, предмет и метод экологического права

Термин "экология" возник в конце XIX в. Впервые в научную терминологию слово "экология" было введено немецким ученым-биологом Геккелем в 1886 г. и имело сферу своего применения только в рамках науки биологии. Слово "экология" в переводе с греческого означает "наука о доме" (oikos - дом, жилище, logos - учение).

Так или иначе, любые общественные отношения должны осуществляться посредством правового регулирования. И сегодня экологическое право является самостоятельной юридической дисциплиной, одной из отраслей права, прошедшей свой этап формирования и развития. Кроме того, экологическое право является наукой и учебной дисциплиной. С принятием и вступлением в силу Федерального закона "Об охране окружающей среды", интенсивным развитием земельного законодательства, проведением административной реформы органов государственной власти Российской Федерации за последние два года наступил новый этап в развитии экологического права. Сегодня наступил процесс "экологизации" отдельных отраслей права.

Эффективными средствами обеспечения соблюдения экологических требований законодательства могут быть только нормы международного, административного, уголовного, гражданско-правового законодательства, принимаемые и изменяемые с учетом анализа судебной практики, а также иного практического опыта применения норм экологического права лицами, участвующими в процессе природопользования.

Экологическое право можно определить как совокупность правовых норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений.

Самостоятельность отрасли права определяется наличием своего предмета правового регулирования, а именно специфическими общественными отношениями, на упорядочение которых направлены нормы права, а также метода правового регулирования.

Предметом экологического права являются общественные отношения в области взаимодействия общества и окружающей среды. Данные общественные отношения, таким образом, и сам предмет экологического права делятся на три составные части:

  • 1) природоохранное право (или природоохранительное право), которое регулирует общественные отношения по поводу охраны экологических систем и комплексов, общих природоохранных правовых институтов, решения концептуальных вопросов всей окружающей среды. Назначением этой части является обеспечение регулирования всего природного дома, естественного жилища людей в комплексе;
  • 2) природоресурсное право, которое регулирует общественные отношения по предоставлению отдельных природных ресурсов в пользование, а также вопросы их охраны и рационального использования - земли, ее недр, вод, лесов, животного мира и атмосферного воздуха;
  • 3) нормы других самостоятельных отраслей права, обслуживающие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды, объединяемые задачей защиты окружающей среды (нормы административного права, уголовного права, нормы международного права).

Методом экологического права является способ воздействия на общественные отношения. Выделяются следующие методы:

экологизации (проявление общеэкологического подхода ко всем без исключения явлениям общественного бытия, проникновение глобальной задачи охраны окружающей среды во все сферы общественных отношений, регулируемые правом);

административно-правовой и гражданско-правовой (первый исходит из неравного положения субъектов права - из отношений власти и подчинения, второй основан на равенстве сторон, на экономических инструментах регулирования);

историко-правовой и прогностический (обоснование надежности принимаемых правовых и экономических мер, возможно, с учетом социальных и иных изменений, недопущение повторения ошибок, знание будущих состояний, процессов и явлений).

Принципы экологического права

Экологическое право при регулировании экологических отношений имеет свои нормативно-руководящие начала, то есть принципы. Эти принципы основываются на международно-правовых актах, положениях Конституции РФ и Закона РФ "Об охране окружающей природной среды".

К числу наиболее важных принципов относятся следующие:

  • - разнообразие форм собственности на природные ресурсы и равновеликая защита всех форм собственности
  • - программирование природоохранительной деятельности и природопользования
  • - приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных условий для жизни и отдыха населения
  • - научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни среду
  • - обеспечение рационального использования природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностях окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов
  • - нормирование и управление качеством окружающей природной среды
  • - обеспечение населения полной, достоверной экологической информацией
  • - неукоснительное соблюдение требований экологического законодательства, неотвратимость ответственности за совершение экологические правонарушения
  • - международное сотрудничество в области охраны окружающей среды

Методы правового регулирования

Под методом правового регулирования понимается совокупность приемов и методов (способов) воздействия на участников экологических отношений. Наибольшее применение в экологическом праве находит императивный метод. Это особенно характерно для управленческих отношений. Он проявляется в установлении строго обязательных предписаний, повелений, запретов, ограничений, а в случаях их невыполнения - применение мер юридической ответственности к правонарушителям.

Диспозитивный метод, напротив, позволяет использовать установленные нормами права дозволения, в том числе и сделки по поводу отдельных при родных ресурсов, участков природы. Более демократичным стал способ разрешения споров (судебно-арбитражных вместо административного). Широкое применение в регулировании отношений находит способ делегирования правомочий по распоряжению объектами права собственности, а так же способ рекомендаций. Договорные отношения создают основу фактического равенства участников экологических договорных отношений.

Система экологического права

Структура отрасли экологического права представлена тремя частями: общей, особенной и специальной. Система экологического права подразумевает и последовательность расположения правовых институтов.

Общая часть экологического права состоит из следующих правовых институтов:

  • 1) общие положение экологического права (предмет, объект, принципы, источники)
  • 2) право собственности на природные ресурсы (форма, вид права собственности, субъекты, объекты)
  • 3) управление охраной окружающей природной среды природопользованием (система, вид органов, функции управления)
  • 4) право граждан на здоровую, благоприятную окружающую среду
  • 5) экономико-правовой механизм охраны окружающей природной среды
  • 6) нормирование качества окружающей природной среды
  • 7) правовые основы эколого-информационного обеспечения
  • 8) право природопользования
  • 9) юридическая ответственность за экологические правонарушения

Особенная часть экологического права объединяет следующие правовые институты:

  • 1) правовой режим использования и охраны земель
  • 2) правовой режим использования и охраны недр
  • 3) правовой режим использования и охраны вод
  • 4) правовой режим использования и охраны лесов и иной растительности
  • 5) правовой режим использования и охраны животного мира
  • 6) правовая охрана атмосферного воздуха и озонового слоя
  • 7) правовой режим особо охраняемых природных территорий
  • 8) правовой режим экологически неблагоприятных территорий
  • 9) правовое регулирование обращения с опасными, радиоактивными веществами и твердыми отходами.

Специальная часть экологического права включает в себя источники и принципы международно-правовой охраны окружающее среды, характеристику объектов международно-правовой охраны, систему международной организации в области охраны природы и международную ответственность за экологические правонарушения.

Источники экологического права

Источники как форма выражения общеобязательных правил поведения в экологическом праве имеют определенную особенность. Наряду с традиционным деление источников на законы и подзаконные акты, источники подразделяются на общие и специальные, в свою очередь, на: поресурсовые (Земельный кодекс, Водный кодекс, Лесной кодекс) и комплексные специальные источники (Закон РФ "Об охране окружающей природной среды", Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" от 14 марта 1995 г.)

Выделяют так же межотраслевые источники, включающие в себя законодательные акты иных отраслей права (Уголовный кодекс например).

По уровню принимаемых правовых актов особое место занимают указы Президента РФ, которые определяют основные направления экологической политики России. К таким актам можно отнести Указ Президента РФ "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" от 4 февраля 1994 г. Концепцию национальной безопасности Российской Федерации, утвержденную Указом Президента РФ от 10 января 2000 г.

Среди источника экологического права весьма значителен удельный вес нормативных правовых актов, принимаемых на уровне Правительства РФ. Ими конкретизируются законы РФ, утверждаются положения о государственных специальных органах управления (Положение о Государственном комитете РФ по охране окружающей среды, Положение о Федеральной службе лесного хозяйства России). Кроме того, Правительство РФ принимает ряд актов, имеющих самостоятельное значение для регулирования экологических отношений (Положение о государственных природных заповедниках, Положение о национальных парках).

В связи с тем, что вопросы природопользования и охраны окружающей среды отнесены, в соответствии с правилом "д" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, к совместному ведению РФ и субъектов РФ, нельзя недооценивать значение актов, принимаемых субъектами РФ. Многими из них приняты законы по охране окружающей среды, законы об особо охраняемых территория. Ими принимаются территориальные программы по охране природы, утверждаются тексты для исчисления размера причиненного ущерба рыбному и охотничьему хозяйству республики, края, области.

Органами местного самоуправления принимаются муниципальные программы охраны окружающей среды, повышения плодородия земель, озеленения и благоустройства населенных пунктов.

Определенное значение для регулирования экологических отношений имеют ведомственные нормативные акты. Наиболее распространенными формами таких актов являются инструкции, положения, правила. К примеру, Федеральной службой лесного хозяйства России 12 января 1999 г. приняты "Санитарные правила в лесах Российской Федерации".

1. Понятие экологического права как отрасли права, научной отрасли и учебной дисциплины

Экологическое право - это отрасль российского права, представляющая собой систему норм права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения, оздоровления и улучшения окружающей природной среды в интересах настоящего и будущих поколений людей. Данное определение экологического права базируется в основном на статье 1 Закона РСФСР от 19 октября 1991 г. «Об охране окружающей природной среды», в которой определены задачи природоохранительного законодательства, состоящие в регулировании отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды, укрепления законности и правопорядка в интересах настоящего и будущих поколений людей.

Экологическое право как одна из отраслей юридической науки представляет собой систему научных знаний об экологическом праве как отрасли права, о его становлении и развитии, о принципах и особенностях правового регулирования экологических отношений, основных институтах экологического права, гос-венном регулировании экологических отношений, праве собственности на природные ресурсы, юридической ответ-ти за экологические правонарушения, о правовом режиме использования и охраны природных ресурсов, окружающей природной среды в зарубежных странах и др.

Как учебная дисциплина экологическое право - это система научных знаний об экологическом праве как отрасли права, обязательных к изучению в соответствующих учебных заведениях, в первую очередь юридических.


2. Экологическое право США и стран Европы

США являются одной из наиболее экономически благополучных стран мирового сообщества с высоким уровнем развития промышленности, энергетики, транспорта, сельского хозяйства. Экологическая угроза в этой стране нарастала незаметно и постепенно. Сначала безжалостно уничтожались природные богатства, сулившие быструю прибыль (например, уникальные ландшафты). Затем ярко и угрожающе проявилось загрязнение окружающей среды. К началу 70-тых годов стало очевидно, что нужно быстро принимать решительные меры по оздоровлению природы. Особенностью экологического права в США является то, что оно основывается главным образом на нормах общего права. До 70-тых годов в американском законодательстве практически отсутствовали нормативные акты, все было заложено в Конституции. Особую роль в экологическом законодательстве этой страны играют не столько сами нормы права, сколько судебное толкование конституционных положений. В 1970 г. по инициативе президента Р. Никсона было создано Агентство по охране окружающей среды (ЕРА) и принят ряд важнейших экологических законов: о чистом воздухе, об охране исчезающих биологических видов, о чистой воде, о национальной политике в области охраны окружающей среды. Законодательная деятельность в США осуществляется Сенатом (верхней палатой Конгресса), и при разработке экологических законов Комитет Сената по окружающей среде имеет больший приоритет, чем военное и другие авторитетные ведомства США. В задачу ЕРА входит систематическое снижение уровня загрязнения воды, воздуха и ландшафта. Основные направления экологической политики США сосредоточены на: 1) охране от загрязнения внутренних вод; 2) охране морской среды (служба береговой охраны США имеет больше полномочий, чем ФБР); 3) строгом контроле над захоронением твердых отходов; 4) федеральном регулировании производства и использования токсичных веществ. Благодаря принятым жестким мерам в США удалось резко улучшить экологическую ситуацию. Описанная история развития и становления экологического права в США является типичной моделью для развитых стран Западной Европы.

В настоящее время Европейское экономическое сообщество может принимать обязывающие решения, связанные с охраной окружающей среды. Это вытекает из признания общего не только экономического, но и политического, экологического пространства, осознания того, что порой действовать сообща удобнее и эффективнее, чем поодиночке. Началось с коллективной охраны перелетных птиц; сейчас от комиссий ЕЭС зависит контроль и надзор за выполнением общих требований и нормативов, а суд в Люксембурге может рассматривать межгосударственные экологические споры. Обсуждены и приняты общеевропейские правила относительно квот и параметров питьевой воды, поверхностных, грунтовых, промышленных стоков, атмосферного воздуха, муниципальных (городских) загрязнений. Внутригосударственное проектирование требует в ряде случаев международного консультирования. Некоторые средства выделяются на общие беды – очищение вод Средиземного, Балтийского и Северного морей, обсуждаются проблемы облагораживания экологических систем рек Эльба и Одра.

3. Предмет и метод экологического права, система экологического права

Предметом экологического права являются общественные отношения в области взаимодействия общества и окружающей среды. Данные общественные отношения, таким образом, и сам предмет экологического права делятся на три составные части:

1) природоохранное право (или природоохранительное право), которое регулирует общественные отношения по поводу охраны экологических систем и комплексов, общих природоохранных правовых институтов, решения концептуальных вопросов всей окружающей среды. Назначением этой части является обеспечение регулирования всего природного дома, естественного жилища людей в комплексе;

2) природоресурсное право, которое регулирует общественные отношения по предоставлению отдельных природных ресурсов в пользование, а также вопросы их охраны и рационального использования - земли, ее недр, вод, лесов, животного мира и атмосферного воздуха;

3) нормы других самостоятельных отраслей права, обслуживающие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды, объединяемые задачей защиты окружающей среды (нормы административного права, уголовного права, нормы международного права).

Методом экологического права является способ воздействия на общественные отношения. Выделяются следующие методы:

экологизации (проявление общеэкологического подхода ко всем без исключения явлениям общественного бытия, проникновение глобальной задачи охраны окружающей среды во все сферы общественных отношений, регулируемые правом);

административно-правовой (императивный) и гражданско-правовой (диспозитивный) (первый исходит из неравного положения субъектов права - из отношений власти и подчинения, второй основан на равенстве сторон, на экономических инструментах регулирования);

историко-правовой и прогностический (обоснование надежности принимаемых правовых и экономических мер, возможно, с учетом социальных и иных изменений, недопущение повторения ошибок, знание будущих состояний, процессов и явлений).

Система экологического права - это совокупность институтов экологического права, расположенных в определенной последовательности.

Система экологического права как науки и система экологического права как учебной дисциплины совпадают. Она состоит из общей, особенной и специальной частей.

В общей части содержатся институты и положения, имеющие значение для всего экологического права. Таковыми являются предмет и метод в экологическом праве, источники экологического права, экологические правоотношения, право собственности на природные ресурсы, право природопользования, правовые основы гос-венного регулирования природопользования и охраны окружающей среды, экологическая экспертиза, экономико-правовой механизм природопользования и охраны окружающей среды, юридическая ответ-ть за экологические правонарушения.

Особенная часть экологического права состоит из таких разделов, как правовое регулирование использования и охраны земель; вод; атмосферного воздуха; недр; лесов; животного мира; особо охраняемых природных территорий и объектов; правовое регулирование обращения с опасными радиоактивными веществами и твердыми отходами; правовой режим экологически неблагополучных территорий.

Специальная часть экологического права посвящается основным чертам международной правовой охраны окружающей природной среды.

4. Общие закономерности формирования национального экологического права стран мира

Благодаря внедрению научно-технических достижений в США, Японии, Германии, Франции, Великобритании, других экономически развитых государствах создан система законодательства в области окружающей среды. Одновременно в них создавались государственные структуры, призванные обеспечивать соблюдение этого законодательства. По мере необходимости в принимаемые законы вносятся поправки и дополнения. Законы в области охраны окружающей среды иногда принимаются как реакция на острую экологическую проблему.

Существенным импульсом развития в этих государствах законодательства об окружающей среде служило и служит общественное экологическое движение.

Исторически развитие права окружающей среды начиналось с местного уровня. Проблемы загрязнения вод, атмосферного воздуха решались в рамках главным образом санитарного законодательства или законодательства о здравоохранении путем принятия актов органами местного самоуправления. Правда, в некоторых государствах на национальном уровне принимались законы уже в прошлом и начале нынешнего века. Их образцами могут служить Закон Великобритании о щелочном и других видах производства (1863 г.), который предусматривал регулирование охраны атмосферного воздуха от загрязнения химическими предприятиями, или Закон Франции, регулировавший размещение промышленных предприятий с учетом их экологической опасности (1917 г.). В нем, в частности, предписывалось размещать экологически опасные предприятия вне жилых зон. Первым актом законодательства об охране окружающей среды Нидерландов явился Закон о зловредности (Nuisance Act) (1875 г.), который и сейчас является основой природоохранительной политики региональных властей.

Экологическое право – совокупность юридических норм, предназначенных для регулирования поведения людей по отношению к окружающей среде. Предмет экологического права образуют отношения :

  • по охране окружающей среды от разных форм деградации
  • по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц;
  • собственности на природные объекты и ресурсы; по природопользованию.

Экологическое право делится на два раздела: международное и национальное. Международное экологическое право – совокупность юридических норм, направленных на регулирование отношений по поводу окружающей природной среды, возникающих между государствами, группами государств, международными организациями. Международное экологическое право делится на две категории: обязательное и рекомендательное. Национальное экологическое право устанавливается государствами самостоятельно и закрепляется в различных источниках, в первую очередь в законах. Экологическое право делится на Общую, Особенную и Специальную части.

Предметом экологического права являются общественные отношения в области взаимодействия общества и окружающей среды. Данные общественные отношения, таким образом, и сам предмет экологического права делятся на три составные части:

1) природоохранное право (или природоохранительное право), которое регулирует общественные отношения по поводу охраны экологических систем и комплексов, общих природоохранных правовых институтов, решения концептуальных вопросов всей окружающей среды. Назначением этой части является обеспечение регулирования всего природного дома, естественного жилища людей в комплексе;

2) природоресурсное право , которое регулирует общественные отношения по предоставлению отдельных природных ресурсов в пользование, а также вопросы их охраны и рационального использования - земли, ее недр, вод, лесов, животного мира и атмосферного воздуха;

3) нормы других самостоятельных отраслей права, обслуживающие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды, объединяемые задачей защиты окружающей среды (нормы административного права, уголовного права, нормы международного права/

Принципы экологического права:

1. принцип народовластия.

2. принцип гуманизма – су четом интересов нынешнего и будущего поколений людей.

3. принцип социальной справедливости – равноправие перед судом и законом, право на благоприятную окружающую среду, гарантия судебной защиты.

4. принцип законности

5. принцип интернационализма

6. принцип строго целевого использования природных объектов

7. рационального и эффективного использования природных объектов. Минимальные затраты, наибольший эффект от хозяйственной деятельности, без экологического вреда.



Основные принципы охраны окружающей среды сформулированы в ст. 3 Федерального закона РФ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», которые представляют собой, как известно, основополагающие начала, положения, подходы к решению вопросов, к мероприятиям, содержанию, концепции, целям и задачам:

  • принцип соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду;
  • принцип научного обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека;
  • охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов;
  • принцип ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территория.
  • принципа платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
  • Принцип независимости контроля в области охраны окружающей среды.
  • Принцип презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
  • Принцип обеспечения интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;
  • принцип сохранения биологического разнообразия;
  • Принцип запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
  • Принцип соблюдения права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством,
  • принцип ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
  • Принцип участия граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды

Объектами экологического права является то, по поводу чего совершается правовое регулирование. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» относит к объектам охраны окружающей среды:

Земли, недра, почвы;

Поверхностные и подземные воды;

Леса и иную растительность, животных и другие организмы и их генетический фонд;

Атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

В системе источников экологического права ведущее место занимает Конституция РФ, в которой есть много норм общего характера, имеющие отношение к регулированию вопросов природопользования и охраны окружающей среды, защиты прав человека. Ст.9 установила, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях. Положения ст. 56 указывают на то, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не нарушает прав и законных интересов других лиц. Граждане РФ обязаны сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ»). В соответствии с нормами ст. 114 Правительство РФ обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области экологии.

Основы экологического права заложены ФЗ «Об охране окружающей среды».

Регулирование экологических правоотношений осуществляется актами субъектов РФ,

Орган местного самоуправления издают нормативные акты об охране зеленых насаждений и благоустройстве территорий населенных пунктов, о порядке пользования водными объектами для питьевых и хозяйственных нужд и т.п.

Субъектами экологических правоотношений могут быть:

· граждане,

· юридические лица,

· публичные субъекты.

Граждане имею право: на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, требовать предоставления своевременной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, на возмещение вреда, причиненного здоровью в результате загрязнения природной среды и др. Граждане обязаны: принимать участие в охране окружающей природной среды, соблюдать требования природоохранного законодательства, своим личным трудом оберегать и приумножать природные богатства и др. Участие юридических лиц предусматривает выполнение ими целого ряда природоохранных мероприятий. Государство в лице его уполномоченных органов обеспечивает разработку экологической политики и экологических программ, правовое регулирование в сфере охраны окружающей среды, учет и социально-экономическую оценку природных ресурсов, выдает лицензии на комплексное природопользование и выполняет иные властные полномочия. Объектами экологических правоотношений являются естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы, земля и ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность и др. объекты.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: