Каковы правила регистрации граждан рф по месту пребывания и месту жительства, новый закон о прописке в апартаментах и выписке. Закон о регистрации по месту жительства с последними изменениями Процедура регистрации граждан РФ по месту жительства

№ 859-ПП Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в городе Москве

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 31 октября 2006 г. N 859-ПП Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в городе Москве В целях приведения установленного порядка регистрационного учета граждан Российской Федерации в городе Москве в соответствие с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в связи с проведением структурных изменений органов регистрационного учета в Российской Федерации Правительство Москвы постановляет: 1. Утвердить: 1.1. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федера- ции с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жи- тельства в городе Москве (приложение 1). 1.2. Перечень документов, являющихся основанием для вселения граждан в жилые помещения в городе Москве, представляемых в органы регистрационного учета (приложение 2). 2. Признать утратившим силу постановление Правительства Моск- вы от 6 апреля 2004 г. N 189-ПП "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в городе Москве". 3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москве Швецову Л.И. П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 31 октября 2006 г. N 859-ПП ПРАВИЛА РЕГИСТРАЦИИ И СНЯТИЯ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С РЕГИСТРАЦИОННОГО УЧЕТА ПО МЕСТУ ПРЕБЫВАНИЯ И ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА В ГОРОДЕ МОСКВЕ 1. Общие положения 1.1. Настоящие Правила разработаны в целях выполнения поста- новления Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российс- кой Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня долж- ностных лиц, ответственных за регистрацию" (с изменениями от 23 апреля 1996 г., 14 февраля 1997 г., 16 марта 2000 г., 14 августа 2002 г., 22 декабря 2004 г.), в соответствии с Конституцией Рос- сийской Федерации, Законом Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребыва- ния и жительства в пределах Российской Федерации", жилищным, граж- данским и другим законодательством Российской Федерации, а также с учетом Устава города Москвы, законов и других правовых актов горо- да Москвы и определяют порядок регистрации и снятия граждан Рос- сийской Федерации (далее - граждан) с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства на территории города Моск- вы. 1.2. Регистрационный учет осуществляется в целях создания не- обходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом, а также обеспечения в городе Москве общественного по- рядка и безопасности граждан. Регистрация или отсутствие таковой не могут являться основа- нием возникновения, ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, иными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы. 1.3. Органами регистрационного учета в городе Москве являются органы миграционной службы. 1.4. Граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать настоящие Правила. 1.5. В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, вы- бор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и Жилищным кодексом Российской Федерации: - местом пребывания являются гостиница, санаторий, дом отды- ха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом житель- ства гражданина, в котором он проживает временно; - местом жительства является жилое помещение, в котором граж- данин постоянно или преимущественно проживает на законных основа- ниях, предусмотренных федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы. 1.6. Ответственными за регистрацию граждан по месту пребыва- ния и по месту жительства являются должностные лица организаций, уполномоченных собственниками жилых помещений выполнять организа- ционно-распорядительные или административно-хозяйственные функции по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения: - осуществляющих управление многоквартирными домами, в т.ч. товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные и жилищно-накопительные кооперативы; - единых информационно-расчетных центров города Москвы; - гостиниц, кемпингов, туристических баз, санаториев, домов отдыха, пансионатов, больниц, домов-интернатов для инвалидов, оди- ноких престарелых, гостиниц-приютов и других учреждений социально- го назначения; - организаций, имеющих жилые помещения на праве хозяйственно- го ведения либо оперативного управления. При непосредственном управлении многоквартирным домом собс- твенниками жилых помещений в данном многоквартирном доме ответс- твенными за регистрацию являются лица, специально уполномоченные собственниками для осуществления этих функций. 1.7. Документами, удостоверяющими личность граждан Российской Федерации (далее - документы, удостоверяющие личность), необходи- мыми для осуществления регистрационного учета, являются: - паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации; - свидетельство о рождении - для лиц, не достигших 14-летнего возраста; - паспорт, удостоверяющий личность гражданина Российской Фе- дерации за пределами Российской Федерации, - для лиц, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации. 1.8. Лица, ответственные за регистрацию, в трехдневный срок со дня обращения к ним граждан с заявлением о регистрации по месту пребывания либо по месту жительства передают необходимые для ре- гистрации документы в соответствии с перечнем, предусмотренным разделами 2 и 3 настоящих Правил, в орган регистрационного учета. Органы регистрационного учета в трехдневный срок со дня пос- тупления документов регистрируют в установленном порядке граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, и выдают им свидетельство о регистрации по месту пре- бывания, а также в трехдневный срок со дня поступления документов регистрируют граждан по месту жительства и производят в их паспор- тах отметку о регистрации по месту жительства. 1.9. Контроль за соблюдением гражданами и уполномоченными ли- цами настоящих Правил возлагается на органы миграционной службы. 2. Регистрация граждан Российской Федерации по месту пребывания 2.1. Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется в жилые помещения любых форм собственности без снятия с регистраци- онного учета по месту жительства. 2.2. Оформление регистрации граждан по месту пребывания осу- ществляется при представлении: - заявления о регистрации по месту пребывания по установлен- ной форме; - документа, удостоверяющего личность; - документов, являющихся основанием для временного проживания граждан в указанных жилых помещениях. 2.3. Регистрация граждан по месту пребывания в жилых помеще- ниях, не являющихся их местом жительства, осуществляется на пери- од, определенный по взаимному соглашению данных граждан с собс- твенниками жилых помещений. Регистрация по месту пребывания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и назначенных в установленном порядке для ее прохождения в город Москву, а также членов их семей с сог- ласия заявителя может оформляться по адресу дислокации воинских частей до получения ими жилой площади. Регистрация по месту пребывания граждан, обратившихся в орга- ны миграционной службы с ходатайством о признании их вынужденными переселенцами, производится на основании направлений на временное поселение в жилых помещениях, предоставленных им для временного проживания. 2.4. Регистрация по месту пребывания несовершеннолетних граж- дан, не достигших 14-летнего возраста, осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей, (усыновителей, опе- кунов) или близких родственников, вместе с которыми они будут вре- менно проживать, а также свидетельства о рождении этих несовершен- нолетних. При этом несовершеннолетние граждане вписываются в сви- детельство о регистрации по месту пребывания, выдаваемое законным представителям данных детей. 3. Регистрация граждан Российской Федерации по месту жительства 3.1. Регистрация граждан по месту жительства осуществляется в жилые помещения любых форм собственности. 3.2. Регистрация граждан по месту жительства осуществляется при представлении: - заявления о регистрации по месту жительства по установлен- ной форме; - документа, удостоверяющего личность; - документов, являющихся основанием для вселения граждан в жилые помещения. 3.3. Регистрация по месту жительства несовершеннолетних граж- дан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с роди- телями (усыновителями, опекунами), осуществляется на основании до- кументов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей) или до- кументов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних путем внесения сведений о них в домовые (поквартирные) книги или алфавитные карточки родителей (усыновителей, опекунов). 3.4. Граждане, имеющие жилые помещения на праве собственности по разным адресам, регистрируются по месту жительства только по одному адресу. 4. Снятие граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства 4.1. Граждане считаются снятыми с регистрационного учета по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся их местом жи- тельства, по истечении сроков, указанных в заявлениях о регистра- ции по месту пребывания, а в гостиницах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, кемпингах, больницах, туристских базах и в иных уч- реждениях социального назначения - по их выбытии. 4.2. Снятие с регистрационного учета по месту пребывания граждан, которым органами миграционной службы отказано в признании вынужденными переселенцами, осуществляется на основании уведомле- ния об отказе. 4.3. Снятие граждан с регистрационного учета по месту житель- ства производится органами регистрационного учета в случаях: - изменения места жительства, в том числе выезда на постоян- ное место жительства за пределы Российской Федерации - на основа- нии заявления гражданина о снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства или заявления о регистрации по новому месту жительства; - призыва на военную службу - на основании сообщения военного комиссариата; - осуждения к лишению свободы - на основании вступившего в законную силу приговора суда; - признания безвестно отсутствующим - на основании вступивше- го в законную силу решения суда; - смерти или объявления умершим вступившим в законную силу решением суда - на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке; - выселения из занимаемого жилого помещения или признания ут- ратившим право пользования жилым помещением - на основании всту- пившего в законную силу решения суда; - обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц органов миграционной службы уполномоченных лиц, ответственных за регистрацию, при решении воп- роса о регистрации - на основании вступившего в законную силу ре- шения суда. 4.4. Органы регистрационного учета на основании полученных документов в трехдневный срок снимают граждан с регистрационного учета по месту жительства, о чем в документах, удостоверяющих лич- ность граждан, делается соответствующая отметка. 5. Заключительные положения 5.1. Управление Федеральной миграционной службы России по го- роду Москве рассматривает и принимает решения по вопросам регист- рации и снятия с регистрационного учета граждан, указанных в раз- делах 2, 3 и 4 настоящих Правил, в случаях обжалования ими решений территориальных органов миграционной службы либо отнесения конк- ретных вопросов регистрации к их компетенции. 5.2. При необходимости согласования вопросов, связанных с временным проживанием и вселением граждан в жилые помещения, нахо- дящиеся в собственности города Москвы, Управление Федеральной миг- рационной службы по г.Москве направляет материалы для рассмотрения на Комиссию по жилищным вопросам при Правительстве Москвы. . Приложение 2 к постановлению Правительства Москвы от 31 октября 2006 г. N 859-ПП Перечень документов, являющихся основанием для вселения граждан в жилые помещения в городе Москве, представляемых в органы регистрационного учета В соответствии с нормами и положениями Гражданского, Жилищно- го и Семейного кодексов Российской Федерации: 1. При временном проживании граждан в жилых помещениях граж- данами представляются: 1.1. При вселении граждан в жилые помещения на срок до шести месяцев: - согласие гражданина, проживающего по договору социального найма, найма, безвозмездного пользования, граждан, совместно с ним проживающих по месту жительства, и собственника жилого помещения на вселение гражданина в качестве временно проживающего; - согласие собственника (собственников) и граждан, совместно с ним (с ними) проживающих по месту жительства в данном жилом по- мещении, на вселение гражданина в качестве временно проживающего. Согласие оформляется заявлением, подписи лиц на котором удос- товеряются уполномоченным лицом, ответственным за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства. Временное проживание несовершеннолетних детей, не достигших 14-летнего возраста, совместно с родителями (усыновителями, опеку- нами) в жилых помещениях, вне зависимости от формы собственности, оформляется путем внесения их в соответствующее заявление. 1.2. При вселении граждан в жилые помещения на срок от шести месяцев до пяти лет: - договор найма, краткосрочного найма, поднайма, договор без- возмездного пользования; - соглашение собственника (собственников) жилого помещения и вселяемого лица о предоставлении ему права временного пользования жилым помещением (при вселении граждан в качестве членов семьи собственника либо при вселении иных граждан). От имени собственника - города Москвы дает согласие на вселе- ние граждан в жилые помещения, находящиеся в собственности города Москвы, подписывает соглашение о предоставлении гражданам права временного пользования жилым помещением уполномоченный орган ис- полнительной власти города Москвы - Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы. Подписи участников соглашения удостоверяются уполномоченным лицом, ответственным за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства, либо нотариально заверяются по согласию сто- рон; - согласие органа опеки либо опекуна или попечителя (при все- лении в жилое помещение, занимаемое лицом, состоящим под опекой или попечительством, либо при вселении в жилое помещение лица, состоящего под опекой и попечительством); - согласие получателя ренты, залогодержателя (при вселении в жилое помещение, переданное по договору ренты (пожизненного содер- жания с иждивением) либо находящееся в залоге). 2. При вселении по месту жительства в жилые помещения: 2.1. Находящиеся в собственности Российской Федерации, города Москвы и иных субъектов Российской Федерации, муниципальных обра- зований, юридических лиц, гражданами представляются: - договор найма (коммерческого), социального найма, договор безвозмездного пользования (в том числе при вселении граждан в ка- честве членов семьи - соответствующий договор с внесенными в него изменениями о предоставлении права пользования данным жилым поме- щением вселяемому лицу); - решение уполномоченного органа об установлении опеки или попечительства с указанием места жительства (при вселении в жилое помещение, занимаемое лицом, состоящим под опекой или попечитель- ством, либо при вселении в жилое помещение лица, состоящего под опекой и попечительством). От имени собственника - города Москвы согласие на вселение граждан в жилые помещения, находящиеся в собственности города Москвы, дает уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы - Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы. 2.2. Находящиеся в собственности граждан, гражданами предс- тавляются: 2.2.1. Документы о праве собственности граждан на жилые поме- щения: - свидетельство о праве собственности гражданина на жилище; - правоустанавливающий документ на жилое помещение (договор передачи, договор купли-продажи, договор мены, договор дарения, договор ренты с пожизненным содержанием либо иной договор в соот- ветствии с законодательством); - правоустанавливающий документ на жилое помещение и свиде- тельство о государственной регистрации права, выданное на основа- нии правоустанавливающего документа; - иные документы, подтверждающие право собственности гражда- нина на жилое помещение; - решение суда. 2.2.2. Соглашение собственника (собственников) жилого помеще- ния и членов его семьи, проживающих по месту жительства в данном жилом помещении, и вселяемого лица по пользованию жилым помещением в качестве члена данной семьи. 2.2.3. Соглашение собственников жилого помещения об определе- нии порядка пользования жилыми помещениями, предусматривающее вы- деление в пользование отдельной комнаты (в случае вселения граж- дан, которым по праву собственности принадлежит доля жилого поме- щения, и которые не являются членами семьи собственника или собс- твенников) либо решение суда. Если сособственником жилого помещения является юридическое лицо, то соглашение об определении порядка пользования жилыми по- мещениями подписывается представителем этого юридического лица. От имени сособственника в лице города Москвы соглашение об определении порядка пользования жилыми помещениями подписывается уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы - Де- партаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы. Подписи участников соглашения удостоверяются уполномоченным лицом, ответственным за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства, либо нотариально заверяются по согласию сто- рон. 2.2.4. Согласие получателя ренты, залогодержателя (при вселе- нии в жилое помещение, переданное по договору ренты (пожизненного содержания с иждивением) либо находящееся в залоге). 2.3. Расположенные в коммунальной квартире, гражданами предс- тавляются: 2.3.1. Документы о праве собственности граждан на жилые поме- щения: - свидетельство о праве собственности гражданина на жилище; - правоустанавливающий документ на жилое помещение (договор передачи, договор купли-продажи, договор мены, договор дарения, договор ренты с пожизненным содержанием либо иной договор в соот- ветствии с законодательством); - правоустанавливающий документ на жилое помещение и свиде- тельство о государственной регистрации права, выданное на основа- нии правоустанавливающего документа; - иные документы, подтверждающие право собственности гражда- нина на жилое помещение; - решение суда. 2.3.2. Договор найма (коммерческого), социального найма, до- говор безвозмездного пользования (в том числе при вселении граждан в качестве членов семьи - соответствующий договор с внесенными в него изменениями о предоставлении права пользования данным жилым помещением вселяемому лицу). 2.3.3. Согласие собственников всех жилых помещений (комнат) в данной коммунальной квартире на вселение гражданина в качестве члена семьи собственника либо члена семьи гражданина, проживающего по договору социального найма, найма, безвозмездного пользования. От имени собственника - города Москвы, согласие на вселение граждан дает уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы - Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы. 2.3.4. Согласие на вселение несовершеннолетних детей их роди- телей (усыновителей, опекунов), органа опеки и попечительства в случае вселения несовершеннолетних детей в коммунальную квартиру из отдельной квартиры. 2.3.5. Согласие получателя ренты, залогодержателя (при вселе- нии в жилое помещение, переданное по договору ренты (пожизненного содержания с иждивением) либо находящееся в залоге). 2.3.6. Справка об отсутствии тяжелых форм хронических заболе- ваний у проживающих и вселяющихся лиц, при которых совместное про- живание в одной квартире невозможно, в соответствии с перечнем со- ответствующих заболеваний, который устанавливается Правительством Российской Федерации. 3. Гражданами представляются при вселении в специализирован- ные жилые помещения: - предоставленные с целью социальной защиты отдельных катего- рий граждан - договор безвозмездного пользования жилым помещением; - в специально оборудованные - договор безвозмездного пользо- вания специально оборудованным жилым помещением; - в служебные - договор найма служебного жилого помещения; - в жилое помещение в общежитии - договор найма жилого поме- щения общежития при предоставлении комнаты в общежитии, договор пользования жилым помещением общежития при предоставлении места в общежитии; - маневренного фонда - договор найма жилого помещения манев- ренного фонда, а также договор краткосрочного найма при предостав- лении жилых помещений на срок до одного года; - расположенные в домах-интернатах для детей, детей-инвали- дов, детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, учреждениях социального обслуживания для инвалидов, лиц пожилого возраста, учреждениях социальной помощи для лиц без определенного места жительства (дома ночного пребывания, социальные гостиницы, социальные приюты), в другие жилые помещения иного специального назначения - решения уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы, вынесенные в установленном законом порядке. При вселении граждан в качестве членов семьи в специализиро- ванные жилые помещения представляется соответствующий договор с внесенными в него изменениями о предоставлении органом исполни- тельной власти, уполномоченным собственником данных специализиро- ванных жилых помещений, права пользования данным жилым помещением вселяемому лицу. 4. Уполномоченный орган исполнительной власти, органы регист- рационного учета совместно с лицами, ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и месту жительства, осуществляют конт- роль соответствия вселения граждан в жилые помещения требованиям законодательства. 5. Вселение граждан в жилые помещения не может считаться за- конным, если: 5.1. Гражданин самоуправно занял жилое помещение либо само- вольно построил здание или пристройку, сдаваемые другим гражданам для заселения. 5.2. Жилое помещение, принадлежащее гражданину или юридичес- кому лицу на праве собственности и предоставляемое по договору в пользование иным лицам, обременено правами третьих лиц, в том чис- ле на основании договора ренты и пожизненного содержания с иждиве- нием, находится в залоге, состоит в споре, под арестом или по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федера- ции. 5.3. Жилое помещение (жилой дом) подлежит освобождению в свя- зи с: - проведением капитального ремонта или реконструкции жилого дома, если такой капитальный ремонт либо реконструкция не могут быть проведены без освобождения жилых помещений и отселения граж- дан; - переводом жилого дома, признанного в установленном порядке непригодным для проживания, в нежилой фонд; - признанием в установленном порядке жилого дома непригодным для проживания (аварийным) и подлежащим сносу; В этих случаях вселение граждан не допускается с момента при- нятия правового акта Правительства Москвы об освобождении жилого помещения (жилого дома), если иное не предусмотрено законодатель- ством. - изъятием или использованием части или всего земельного участка для государственных (городских) или муниципальных нужд в случаях, предусмотренных федеральным законодательством и законода- тельством города Москвы, в связи с необходимостью нового строи- тельства, развития территорий, в соответствии с Генеральным планом города Москвы, планами развития округов и районов города Москвы, реализацией городских программ, требующих сноса жилых домов. В данном случае вселение граждан не допускается с момента принятия правового акта Правительства Москвы об изъятии, использо- вании земельного участка, если иное не предусмотрено законодатель- ством. 5.4. В судебном порядке признано невозможным совместное про- живание лишенного родительских прав гражданина с детьми, не дос- тигшими 18-летнего возраста. 5.5. Документ на вселение в жилое помещение, а также сделка, связанная с установлением или изменением права владения, пользова- ния и (или) распоряжения жилым помещением, либо иной документ, ус- танавливающий право собственности на жилое помещение, в установ- ленном порядке признаны недействительными, либо документ на вселе- ние в жилое помещение отменен в установленном порядке. Верно:

Документ опубликован в соответствии с Законом № 63 от 28.11.2012 О внесении изменений в статью 21 Закона города Москвы от 14 декабря 2001 года № 70 «О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы» и статью 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 года № 25 «О правовых актах города Москвы»

Федеральным законом от 21 декабря 2013 г. № 376-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесен ряд изменений, ужесточающих ответственность граждан и должностных лиц за нарушение существующих правил регистрации и вводящих уголовную ответственность за фиктивную регистрацию. Данные изменения вступили в действие 2 января 2014 г.

Указанный Федеральный закон вносит изменения в следующие законодательные акты:

Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»;

Уголовный кодекс Российской Федерации;

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Указанные изменения вводят ряд новых понятий и определений, направленных на ликвидацию имевших место пробелов в действующем законодательстве Российской Федерации, позволявших существовать такому явлению, как «резиновые» дома и квартиры. Т.е. ситуации, когда в жилых помещениях, находящихся в собственности физических лиц могли беспрепятственно регистрироваться неограниченное количество Российских граждан, не имеющих ни возможности, ни намерения там реально проживать.

Также законодателем вводится новое понятие «фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства», под которым понимается регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.

В случае выявления данного факта подразделения миграционной службы наделяются полномочиями по снятию гражданина с регистрационного учета на основании принятого органом регистрационного учета соответствующего решения. Конкретизация данной процедуры требует внесения изменений в правительственные и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие регистрационный учет граждан Российской Федерации.

Ужесточается ответственность как непосредственно граждан, фиктивно регистрирующихся в жилом помещении, так и собственников данных жилых помещений (физических лиц) и должностных лиц, допустивших фиктивную регистрацию.

Так в Уголовный кодекс Российской Федерации вводится новая статья 322.2, предусматривающая уголовную ответственность за фиктивную регистрацию гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в виде штрафа в размере от 100 до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительных работ на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишение свободы на срок до трех лет.

Ужесточается и административная ответственность за проживание граждан Российской Федерации без регистрации или без документа, удостоверяющего личность (либо по недействительному документу, удостоверяющему личность. Административный штраф за данные правонарушения составляет теперь от 2 до 3-х тысяч руб. для граждан, для нанимателей, собственников жилых помещений (физических лиц) - от 5 до 7 тыс. руб., для юридических лиц - от 250 до 750 тыс. руб.

За нарушение правил регистрации гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 до 3 -х тыс. руб., на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) - от 2 до 5 тыс. руб., на должностных лиц - от 25 до 50 тыс. руб., на юридических лиц - от 250 до 750 тыс. руб.

Вместе с тем гражданин РФ вправе не регистрироваться по месту пребывания в жилом помещении, если жилое помещение, в котором он зарегистрирован по месту жительства, находится в том же или ином населенном пункте того же субъекта Российской Федерации (т.е. если гражданин РФ имеет регистрацию по месту жительства по Архангельской области, то в г.Мирный по месту пребывания он может не регистрироваться).

Помимо указанной выше категории граждан от административной ответственности за проживание без регистрации по месту пребывания или по месту жительства освобождаются :

граждане, являющиеся супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками нанимателя (собственника) жилого помещения, имеющего регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении;

проживающие совместно с нанимателем или собственником жилого помещения лица, являющиеся по отношению к нему супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками.

Напоминаем, что заявления о регистрации и снятии с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства могут быть поданы как лично, так и в форме электронного документа посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг.

УФМС России по Архангельской области в городе Мирный

Время чтения: 6 минут

Отсутствие прописки вызывает множество вопросов. Но проблемы возникают и тогда, когда регистрация по определенному месту жительства есть, однако фактически по указанному в паспорте адресу человек не проживает. В этом случае можно оказаться фигурантом административного или уголовного дела, предусматривающего ответственность за проживание не по месту регистрации.

Можно ли жить и не прописываться

Ответ на вопрос, можно ли обойтись без прописки, стоит искать в Законе РФ от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее - закон № 5242-1). Он обязывает граждан вставать на регистрационный учет по месту временного пребывания или постоянного жительства.

В соответствии с абз. 1 ст. 6 закона № 5242-1 при смене постоянного места жительства гражданин России должен собрать и подать пакет документов для регистрации в другом помещении не позднее недели после прибытия.

В случае переезда на временное место проживания, если планируемый срок пребывания превысит 90 дней, гражданин обязан успеть в этот период там временно прописаться (абз. 1 ст. 5 закона № 5242-1).

Таким образом, государством установлена обязанность соблюдать правила регистрации. Следовательно, в случае их нарушения возникают основания для юридической ответственности за отсутствие регистрации по месту жительства.

Пройдите социологический опрос!

Ответственность за проживание иностранцев не по месту регистрации

Право на выбор места жительства иностранцами и лицами без гражданства регулируется нормами ФЗ от 18.07.2006 №109-ФЗ о миграционном учете (далее – Закон о миграционном учете). Так, в пп. 2 и 3 ст. 6 Закона о миграционном учете речь идет о необходимости регистрации указанных лиц, если они:

  • временно и постоянно проживают в РФ;
  • временно пребывают на территории страны, например, в туристических целях.
  • Порядок постановки на учет установлен в Постановлении Правительства РФ от 15.01.2007 № 9 (далее - порядок миграционного учета).

    Из вышеизложенного становится понятно, что, предусматривая обязанность постановки на миграционный учет, законодатель не забыл и об ответственности за ее невыполнение.

    В целом отечественное законодательство приветствует проживание гостей страны в месте, где они прописаны, и не поощряет их желание жить не по месту прописки.

    Правила регистрации иностранца

    Для иностранцев и лиц без гражданства установлены строгие правила регистрации. В частности, на подачу заявления им отводится 7 рабочих дней с момента получения официального вида на жительство или разрешения на проживание.

    Если они пребывают в РФ временно, принимающая сторона должна в аналогичный срок письменно уведомить о прибытии в место нахождения, например, в случае поездки по рабочему приглашению. В противном случае ответственность лежит именно на ней.

    Документы подаются в районном отделе полиции МВД. К заявлению прилагаются:

    • паспорт или иной документ, устанавливающий личность иностранца;
    • вид на жительство или официальное разрешение на временное проживание;
    • документы, которые подтверждают законное основание пользования жильем, например, договор аренды;
    • квитанция об уплате госпошлины в размере 350 рублей.

    К оригиналам следует приложить копии.

    После того, как регистрационный орган получит документы, в тот же день проставляется соответствующая печать на виде на жительство или разрешении на пребывание.


    Кому грозит выдворение

    Постановка на миграционный учет - отнюдь не формальный процесс. В теории он подразумевает не только наличие штампа на документе, но и проживание человека в указанном помещении.

    На практике же дело с иностранцами обстоит следующим образом. Предположим, иностранный гражданин находится в месте временного пребывания или временного проживания, то есть нахождение, например, в гостиничном номере, является краткосрочным. Выявить отсутствие зарубежного гостя достаточно легко, поэтому и негативные последствия неизбежны.

    Если иностранный гражданин прописан в жилом помещении как в постоянном месте жительства, то его непродолжительный отъезд может и не потребовать перерегистрации. Следовательно, каждый случай индивидуален.

    И все же, если будет установлено, что иностранец нарушил правила проживания, он понесет юридическую ответственность. Ее не избежит и лицо, которое его прописало.

    Таким образом, если проживаешь в одном месте, а прописан в другом, а также при других нарушениях миграционного учета иностранцем, придется отвечать по следующим правилам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ):

    Норма КоАП РФ Нарушение Санкция
    П. 1 ст. 18.8 Нарушение правил миграции (в том числе отсутствие прописки и проживание не по ее адресу). Штраф от 2 до 5 тысяч рублей с возможностью выдворения за пределы страны.
    П. 3 ст. 18.8 Нарушение тех же правил в Москве, МО, Санкт-Петербурге или ЛО. Штраф 5-7 тысяч рублей с выдворением за границы РФ или без него.
    П. 4 ст. 18.8 Повторное нарушение правил. Штраф 5-7 тысяч с выдворением.
    П. 5 ст. 18.8 Повторное нарушение правил при нахождении в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге или Ленинградской области. Штраф 7-10 тысяч с выдворением из РФ.

    Немаловажно, что выдворение за повторное нарушение правил во всех субъектах РФ, кроме Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, возможно только в форме принудительного действия.

    В перечисленных четырех регионах может применяться как принудительное выдворение, так и контролируемый выезд за границу РФ за счет иностранца или лица, которое его принимало.

    Ответственность хозяина квартиры за прописку иностранца, живущего по другому адресу

    Ответственность за регистрацию без проживания, то есть за фиктивную регистрацию, несет не только иностранец, но и хозяин квартиры. И эта ответственность будет уже не административной, а уголовной.

    Последствия для допустивших проживание граждан не по месту регистрации

    Россиянину по ст. 19.15.1 КоАП РФ грозит штраф за проживание не по прописке в размере от 2 до 3 тысяч рублей. В Москве и Санкт-Петербурге эта сумма увеличивается до 3-5 тысяч.

    Ответственность хозяина помещения - физического лица - варьируется в пределах 2-5 тысяч. В Москве и Санкт-Петербурге она возрастет до 5-7 тысяч.

    Если собственник - юридическое лицо, размер штрафа составит 250-750 тысяч рублей, в городах федерального значения - 300-800 тысяч.

    Существует вероятность, что проживание не по месту регистрации стало следствием ошибки сотрудника, ответственного за прием и передачу документов для регистрации в ГУВМ МВД, например, работника паспортного стола. Так, должностное лицо может пропустить сроки или подать документы, содержащие недостоверные сведения.

    Если в действии нет состава уголовного преступления, должностное лицо заплатит административный штраф в размере от 3 тысяч до 5 тысяч рублей (ст. 19.15.2 КоАП).

    Кроме того, ст. 322.2 УК РФ предусмотрена следующая ответственность должностных лиц за фиктивную прописку гражданина РФ:

    • штраф в сумме 100-500 тысяч рублей или в размере дохода нарушителя за 3-летний период;
    • наказание в виде принудительных работ на срок до 3 лет с возможностью лишения права выполнять профессиональные обязанности;
    • лишение свободы до 3 лет, с возможностью лишения права выполнять свои профессиональные обязанности на срок до 3 лет.

    Как оплатить штраф

    Совершение правонарушения, как и наказание за него, фиксируется в протоколе, а при фиктивной прописке - в приговоре суда.

    После вступления документов в законную силу, правонарушитель должен оплатить штраф. Для этого следует иметь реквизиты платежа или идентификатор для сканирования и выбрать один из следующих способов перечисления денег:

    • оплата в банке у кассира, через терминал или сервисы интернет-банкинга;
    • перевод в отделении Почты России;
    • оплата через терминал в продразделении полиции МВД;
    • онлайн с использованием идентификатора платежа

Принявшая угрожающие размеры поддельная регистрация, спровоцировала Государственную думу к обсуждению нового законопроекта. Принятый в первом чтении закон о прописке вызвал массу негодований среди общественности, лидером которой стало движение Прописке.нет.

В начале 2012 года президент РФ Владимир Путин внес к рассмотрению Государственной думой законопроект об изменении действующего законодательства в части регистрации граждан и пребыванию их по месту прописки. После непродолжительных дебатов проект успешно прошел первое чтение, что вызвало волну протеста среди населения. Связано это с фактическим ограничением свободы передвижения, ведь по новым правилам гражданин будет «привязан» к месту регистрации, а так же с ужесточением наказания за нарушения. Планируется ввести штрафные за регистрацию без намерения проживать и за проживание без регистрации в размере от 100 до 500 тыс. руб. Еще большее возмущение вызывают планы о внесении изменений в уголовный кодекс, по которым можно будет привлекать нарушителя и определять ему реальное наказание.

Как все начиналось

Нельзя так однозначно говорить, что рассматриваемый закон - это полностью новая инициатива. Сегодня закон о регистрации существует и применяется на практике. В соответствии с ним граждане обязаны иметь регистрацию по месту пребывания. Это относится, как к постоянной прописке, так и к временной. В соответствии с законом гражданин, сменивший место пребывания, в течение 90 дней с момента переезда должен оформить регистрацию. Причем, выписываться с основного места необязательно. Правила регистрации и снятия с учета регламентированы постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713. За нарушения правил предусмотрено наказание: по административному кодексу - штраф в размере 2-7 тыс. руб.; по уголовному (ст. 327) - арест до полугода.

Граждане РФ помимо обязанностей имеют права, закрепленные Конституцией РФ. В соответствии со ст. 27 Конституции РФ: «Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства».

Что предлагает взамен новый закон о прописке 2013 года?

Инициатива Президента была поддержана депутатами, которые пошли дальше и предложили еще более интересные решения. Сегодня поправки к существующему положению выглядят следующим образом:

  • Внести изменения в Уголовный кодекс РФ в части ст. 327, увеличив срок наказания с полугода до трех лет.

  • Увеличить штраф за проживание без регистрации, а так же штрафовать арендодателей пускающих в свое жилье неучтенных граждан.

  • Обязать граждан проживать исключительно по месту регистрации.

  • Производить регистрацию лиц в жилом помещении исходя из его площади. Предварительно: 1 человек - 18 кв. м. Считается, что это позволит избежать ситуации, когда в одной квартире прописаны десятки нелегалов. Но не было получено ответа на вопрос, а как будет проходить учет «обычных» граждан, проживающих большими семьями и не имеющих возможность улучшить жилищные условия. Сегодня среднестатистическая российская семья из четырех человек живет на 55 кв. м. Путем несложного расчета (4*18=72) становится понятно, что последнему «прописка не светит».

  • Вводится понятие «фиктивная регистрация». Под этим термином понимается постановка на учет без намерения проживать. Открытым остается вопрос, а кто и как будет учитывать, и оценивать это намерение. Другая разновидность фиктивности - мошеннические действия. К слову, регистрация по поддельным документам и на сегодняшний день имеет правовую оценку.

Мнения специалистов и общественности

Лидер движения Прописке.нет считает выдвинутый законопроект очередной попыткой ограничить свободу граждан, загнать их в определенные рамки. За место ужесточения законов, лучше довести до ума уже существующие. Чтобы законы работали не надо свешивать все на граждан, необходимо, чтобы ответственные органы выполняли свои обязанности - участковые совершали обход территории, прислушивались к гражданам, ФМС боролось с нелегалами и пользовалось уже имеющимися рычагами для ограничения въезда гастарбайтеров в нашу страну.

Центр антикоррупционных исследований имеет свое мнение на этот счет. Во-первых, рост штрафов и ответственности приведет к увеличению суммы взятки и на деле не изменит ситуацию. Во-вторых, ограничение свободы передвижения поставит в безвыходную ситуацию жителей тех регионов, где нет работы.

Мнение юристов так же сводится к тому, что закон остается «сырым». Не понятно, как будет определяться намерение проживать. Не ясно, кто будет нести ответственность за фиктивную регистрацию только ли гражданин или учреждение, выдавшее ее. Каким образом будут введены изменения в действующее законодательство, в частности в Уголовный кодекс. Становится непонятно, что будет со статьей в целом, если из нее уберут основополагающие поправки.

Точно можно сказать одно - до тех пор, пока не будет четко сформулирован закон, все домыслы и трактовки будут вести к росту коррупции и злоупотреблений.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: