Мошенничество с жилищным сертификатом для учителя. Мошенничество с жилищными сертификатами. Мошенничество с использование служебного положения

В рамках приоритетного нацпроекта "Доступное и комфортное жилье- гражданам России" на территории нашего региона с 2006 года действует подпрограмма по расселению жителей закрывающихся населенных пунктов Магаданской области.

За счет средств федерального бюджета гражданам, проживающим в закрывающихся поселках, выделяются субсидии на приобретение жилья. Право на получение такой субсидии удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Управлением ФСБ России по Магаданской области во взаимодействии с другими правоохранительными органами регулярно выявляются и пресекаются факты незаконного получения жилищных сертификатов и хищений бюджетных средств, выделяемых на исполнение государственных обязательств по расселению жителей закрывающихся поселков.

В целях получения жилищного сертификата мошенники прибегают к различным способам: скрывают факт наличия у них жилья в Магаданской области или в других регионах России, пытаются прописаться в расселяющемся поселке, фактически проживая в другом месте, регистрируют браки с гражданами, имеющими право на получение сертификата.

По информации, полученной сотрудниками УФСБ России по Магаданской области, в 2007 - 2009 годах было возбуждено несколько уголовных дел по фактам совершения мошеннических действий в целях незаконного получения жилищных сертификатов.

В результате рассмотрения этих дел судами мошенники осуждены, в федеральный бюджет возвращены миллионы рублей бюджетных средств.

В августе 2007 года следственным подразделением управления было возбуждено уголовное дело в отношении П. - сотрудницы администрации одного из поселков Ягоднинского района Магаданской области которая незаконным путем с использованием своего должностного положения получила жилищный сертификат на сумму 1 млн. 584 тыс. рублей.

В апреле 2008 года Ягоднинским районным судом Магаданской области она признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ "Мошенничество, совершенное в особо крупном размере", и ей назначено наказание в виде пяти лет лишения свободы условно с испытательным сроком три года.

В ходе следствия обвиняемая в полном объеме возместила причиненный государству ущерб, кроме того, ее обязали оплатить судебные издержки в сумме более 137 тыс. руб.

В 2008 году отделением в пгт. Ягодное УФСБ России по Магаданской области был выявлен факт незаконного получения государственного жилищного сертификата, предоставляющего право на приобретение жилья в центральных регионах России, бывшим жителем п. Спорное Ягоднинского района, который скрыл наличие у него жилья в центральных районах страны. Следственным подразделением управления возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 159 УК РФ.

Для организации дальнейшего расследования дело направлено в УФСБ России по Курской области, куда выехал на постоянное место жительства подозреваемый.

В сентябре 2008 года следственное подразделение УФСБ России по Магаданской области возбудило уголовное дело в отношении жителя с. Кулу Тенькинского района Магаданской области, который незаконно получил государственный жилищный сертификат на сумму 2 млн. 592 тыс. руб.

Подавая документы на получение сертификата, гражданин скрыл, что уже имеет в собственности квартиру в Магадане.

В июле 2009 г. Тенькинским районным судом обвиняемый признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ, и приговорен к пяти годам лишения свободы условно с испытательным сроком четыре года.

По гражданскому иску в доход федерального бюджета взыскана сумма ущерба государству в размере стоимости жилищного сертификата.

В 2008 году в результате мероприятий, проведенных Отделением в пгт. Усть-Омчуг УФСБ России по Магаданской области совместно с органами внутренних дел и прокуратуры, привлечена к уголовной ответственности гражданка 3., одна из руководящих работников администрации Тенькинского района, которая мошенническим путем пыталась получить денежную субсидию по государственному жилищному сертификату на сумму 2 млн. 16 тыс. рублей.

С этой целью женщина заключила брак с жителем подлежащего расселению с. Кулу, чтобы прописаться в данном населенном пункте и приобрести право на жилищную субсидию. При этом она скрыла, что имеет квартиру в Усть-Омчуге и фактически проживает и работает в этом поселке.

Получив государственный жилищный сертификат на имя мужа 3. заключила договор о банковском счете государственного жилищного сертификата и передала в Северо-Восточный банк Сбербанка России жилищный сертификат.

Желая обналичить государственный жилищный сертификат на указанную выше сумму и получить по нему денежную субсидию, в целях присвоения денежных средств от приобретения квартиры и ее продажи 3. оформила доверенность на граждан М. и Б., доверив им купить на ее имя по жилищному сертификату любую квартиру в Москве.

Однако действия 3. были пресечены правоохранительными органами, и банк приостановил операции, связанные с реализацией указанного сертификата. По решению суда мошеннице назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 5 лет условно.

Порядок приобретения жилья по государственному жилищному сертификату регламентирован постановлением Правительства РФ № 153 от 2006 года. Согласно этому порядку после получения ГЖС на имя гражданина открывается счет по обслуживанию сертификата в одном из банков, который является участником программы. После подписания договора купли-продажи квартиры деньги со счета перечисляются продавцу.

Однако зачастую сертификат получается гражданином не в целях приобретения жилья в центральных районах страны, а для того, чтобы получить денежную прибыль. Получив ГЖС, гражданин прибегает к услугам различных фирм, которые помогают превратить сертификат в наличные деньги.

Для этого на имя третьих лиц владелец сертификата оформляет доверенность на право приобретения жилья и взамен получает деньги за вычетом комиссионных, которые составляют немалую сумму -до 50 % от номинальной стоимости сертификата.

Нередко люди, получившие сертификат и выехавшие из Магаданской области, затем, обналичив его, возвращаются в область на постоянное место жительства. А бывает и так, что, доверив право распоряжаться своим сертификатом посторонним лицам, гражданин становится жертвой обмана и остается и без жилья, и без денег.

Таким образом, часть бюджетных средств, выделяемых государством на компенсацию переселения граждан из неперспективных поселений Крайнего Севера, используется не по целевому назначению.

Любая возможность превратно истолковать закон используется мошенниками для обмана государства. Однако эти факты не остаются без внимания правоохранительных органов, которые, выявляя их, направляют информацию в органы власти и управления с предложениями о внесении изменений в нормативные акты.

Так, в феврале 2008 года в Управление ФСБ России по Магаданской области поступило сообщение из Министерства регионального развития Российской Федерации о том, что по результатам направленной управлением информации внесены изменения в законодательство.

Постановлением Правительства РФ от 15.10.2007 № 681 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам реализации ФЦП "Жилище" на 2002 - 2010 годы" внесены изменения в подпрограмму, а также в Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов.

Изменения касались определения круга лиц, признаваемых законом родственниками гражданина, имеющими право на получение жилищной субсидии, и направлены на исключение предпосылок к использованию схем незаконного получения жилищных субсидий в рамках ПНП "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".

Работа по выявлению и пресечению фактов мошенничества при получении государственных жилищных сертификатов ведется правоохранительными органами и в настоящее время. Поступающая информация тщательно проверяется, чтобы своевременно отследить все возможные, схемы, которые могут быть использованы недобросовестными гражданами, и принять соответствующие меры.

Марина Тереньтьева
сотрудник пресс-группы УФПС по Магаданской области

В российском государстве разработана целая система социальных проектов , направленная на поддержание особо нуждающихся слоев населения, а также преследующая такие цели, как стабилизация и улучшение экономической и демографической ситуации в стране.

В рамках этой системы населению предоставляются различные льготы и целевые субсидии, предназначенные для улучшения жилищных условий граждан. К таким относятся:

Важно понимать, что статья описывает наиболее базовые ситуации и не учитывает ряд технических моментов. Для решения именно вашей проблемы получите юридическую консультацию по жилищным вопросам по телефонам горячих линий:

  • предоставление компенсации при оплате счетов за жилищно-коммунальные услуги;
  • субсидия на улучшение жилищных условий.

Каждая из программ имеет свои критерии и условия. В частности, продуктами обеих программ могут воспользоваться такие категории граждан, как:

  • молодожены в возрасте до 35 лет ;
  • многодетные и малоимущие семьи;
  • пенсионеры, военные, ветераны труда и ВОВ, инвалиды;
  • дети-сироты;
  • жители северных регионов государства;
  • госслужащие и бюджетные работники.

Полученные денежные средства разрешается использовать на приобретение жилья, на оплату ипотечного кредита или на строительство дома.

Иногда люди, чтобы использовать денежные средства по личному усмотрению, пытаются действовать обманным путем. Такие деяния по закону считаются мошенничеством и чреваты соответствующим наказанием. Мошенничество при получении жилищной субсидии достаточно распространено, и чтобы не стать его жертвой, следует внимательнее относиться к различным сделкам и предложениям.

Мошеннические действия при получении жилищных субсидий

Закону известны несколько мошеннических схем, при помощи которых граждане пытаются получить денежные средства в рамках жилищного субсидирования. К видам мошенничества с субсидиями на жилищные услуги относятся:

  • преднамеренное ухудшение жилищных условий;
  • подделка документации;
  • нецелевое использование денежной помощи.

Все эти варианты считаются незаконными, поскольку противоречат целям проекта. Иногда люди, чтобы встать на очередь как испытывающие нужду в улучшении условий проживания, целенаправленно портят эти условия. Например, приводят в негодность коммунальные системы или оконные проемы. Все это делается с целью подтвердить негодность имеющегося жилья.

Бывает и такое, что люди заведомо знают о том, что они не могут претендовать на получение выплаты, однако подделывают личную документацию и подают заявку на денежные средства. Либо после зачисления на личный счет платежа, предоставляют в банк поддельное ипотечное соглашение, договор подряда, акт купли-продажи, по которому и перечисляются деньги.

Нецелевое использование выделенных денег также встречается крайне часто, к примеру, формально денежные средства были переведены на оплату договора подряда, а фактически используются на оплату стройматериалов или на покупку техники.

Каждое из перечисленных деяний чревато серьезными последствиями в виде уголовной ответственности : штрафа или лишения свободы.

Ответственность за совершение мошеннических действий при получении жилищной субсидии

Все действия с жилищными субсидиями, выходящие за рамки программы, преследуется по закону. Подобное деяние квалифицируется как мошенничество, согласно .

В соответствии с указанным законом, определяется и наказание этого преступления. Здесь все зависит от того, на какую сумму был причинен ущерб. Если размер незначительный, то преступник может отделаться штрафом в размере от 120 до 500 тыс. рублей .

При более крупном размере ущерба может быть предусмотрено иное наказание в виде лишения свободы сроком от 2 до 10 лет . В особо сложных случаях законодательством предусмотрено комбинированное наказание в виде лишения свободы и штрафа одновременно.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по мошенничеству при получении жилищной субсидии

Вопрос: Уважаемые эксперты подскажите, пожалуйста. Я являюсь собственницей квартиры, которую вот уже некоторое время продаю. Недавно ко мне обратилась женщина, которая предложила оформить сделку купли-продажи. Я на это пошла, и акт был заключен. Денежные средства были переведены на мой счет в качестве аванса, и, как оказалось, это материальная помощь, полученная покупательницей по программе жилищного субсидирования .

Буквально через несколько дней, женщина пришла ко мне и потребовала расторгнуть сделку, так как нашла другой, более выгодный вариант, и вернуть деньги. Я согласилась и предложила их перечислить обратно на тот же счет. Покупательница воспротивилась и потребовала вернуть ей наличные средства. Я отказалась и теперь она мне грозит судом. Подскажите, что мне делать и правильно ли я поступила? Может ли она на самом деле подать на меня в суд? Оксана.

Ответ: Оксана, в Вашем случае,совершенно нечего опасаться. Прежде всего Вам следует знать, что Вы столкнулись со стандартной мошеннической схемой, которая позволяет гражданам обналичивать целевые государственные выплаты. Вы правильно сделали, что не стали передавать деньги наличными покупательнице.

Теперь вам следует обратиться в полицию с заявлением о возможном мошенничестве . В случае подтверждения факта мошенничества женщине может грозить штраф или до трех лет лишения свободы.

Пример по мошенничеству при получении жилищной субсидии

Сергей Владимиров проживал в однокомнатной квартире после расставания с супругой. Узнав о предоставлении жилищных выплат на приобретение квартиры, он решил подать заявление на постановку в очередь . Чтобы сумма выплаты была больше, Сергей в заявлении указал, что проживает совместно с супругой и несовершеннолетним сыном.

После проверки заявления в предоставлении выплаты Сергею было отказано, а в отношении него было возбуждено уголовное дело по факту мошенничества из-за того, что его супруга также подала заявление на субсидирование , в котором указала совсем другие данные.

В результате разбирательства на Владимирова были наложены штрафные санкции.

Заключение

В заключение можно сделать несколько выводов:

  1. Существует система проектов и программ, позволяющая государству оказывать целевую безвозмездную помощь особо нуждающимся слоям населения.
  2. В рамках некоторых программ производится выплата субсидий на приобретение жилого помещения либо его постройку, а также на оплату услуг ЖКХ .
  3. Существуют мошеннические схемы, которые дают возможность обналичить денежные средства использовать его по личному усмотрению гражданина. В качестве нескольких можно отметить такие как: подделка документации, нецелевое использование денежных средств и целенаправленное ухудшение условий проживания.
  4. Законом предусмотрен ряд наказаний, в виде лишения свободы или наложения штрафных санкций. Размер штрафа зависит от уровня причиненного ущерба.
  5. Наказание может иметь интегрированный характер и в зависимости от степени тяжести включать в себя и штраф, и лишение свободы.

Получить жилищный сертификат могут только определенные категории граждан.

Чтобы получить жилищный сертификат надо:

  • подготовить и представить документы для участия в программе ;
  • подать заявление о выделении сертификата;
  • подать заявление о выдаче сертификата и необходимые документы;
  • сдать полученный сертификат в банк ;
  • найти жилье, заключить договор купли-продажи и дать распоряжении банку на оплату договора купли-продажи.

Что такое жилищный сертификат

Государственный жилищный сертификат (ГЖС) — это именной документ (свидетельство), подтверждающий право на получение социальной выплаты из федерального бюджета на приобретение жилого помещения.

Финансовая поддержка государством отдельных категорий граждан в виде социальной выплаты предусмотрена подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», входящей в федеральную программу «Жилище». Указанная выше подпрограмма утверждена Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050.

Правила выпуска и реализации жилищных сертификатов утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153.

Кто имеет право на государственный жилищный сертификат

На получение жилищного сертификата имеют право следующие категории граждан:

  1. Военнослужащие и сотрудники органов внутренних дел, увольняющиеся с военной службы.
  2. Граждане, переселяющиеся из закрытых военных городков и поселков с особыми учреждениями.
  3. Вставшие на учет на улучшение жилищных условий граждане, подвергшиеся радиационному воздействию на Чернобыльской АЭС, на производственном объединении «Маяк».
  4. Граждане, признанные вынужденными переселенцами, зарегистрированные в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
  5. Граждане, переезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
  6. Граждане, выезжающие из населенных пунктов и полярных станций в районах в районах Крайнего Севера, закрывающихся по решению органов власти.
  7. Граждане, переселяющиеся из ЗАТО, имеющие право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за границами ЗАТО, либо до 1 января 2015 года поставленные на учет в целях переселения из ЗАТО.

Порядок получения жилищного сертификата

Получение жилищного сертификата состоит из следующих этапов.

Документы для участия в программе

Необходимо подготовить следующие документы:

  1. (рапорт) об участии в подпрограмме и на обработку персональных данных;
  2. выписку из решения органа по распределению и учету жилых помещений о постановке на учет;
  3. справку о продолжительности военной службы, о трудовом стаже;
  4. документ (копию), подтверждающий право на дополнительную площадь(если такое право предоставлено законом);
  5. копии документов о личности каждого члена семьи;
  6. другие документы, подтверждающие отнесение к категории граждан, имеющих право на получение жилищного сертификата.

Документы представляются:

  • военнослужащими — в воинскую часть или организацию федерального органа исполнительной власти, где проходит (проходила) служба;
  • гражданам других категорий — в орган местного самоуправления, где поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

После подачи документов принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы.

Подача заявления о выделении сертификата

После получения уведомления о признании участником подпрограммы необходимо представить туда же, куда передавались документы для участия в подпрограмме (частности, в орган местного самоуправления), заявление о выделении сертификата в планируемом году и включении в соответствующий список. Заявление подается в определенный срок — с 1 января по 1 июля того года, который предшествует планируемому году, т.е. году, на который орган местного самоуправления составляет список граждан, желающих получить сертификат в этом планируемом году.

Документы для получения жилищного сертификата

Для получения сертификата представьте следующие документы:

  1. заявление (рапорт) о выдаче сертификата;
  2. документы, удостоверяющие вашу личность и личности членов вашей семьи;
  3. выписку из домовой книги и копию финансового лицевого счета;
  4. документы, подтверждающие ваше родство (или признание родства) с лицами, указанными вами в качестве членов семьи;
  5. иные необходимые документы.

Документы подаются в тот же орган (организацию), куда вы подавали заявление о выделении сертификата.

Передача сертификата в банк

Сертификат нужно сдать его в банк по месту приобретения вами квартиры (жилого помещения) или по месту вашего пребывания в течение трех месяцев с даты его выдачи. Банк заключит с вами договор банковского счета и откроет счет.

Если вы в течение трех месяцев не сдали сертификат в банк, то обратитесь в тот орган, который его вам выдал, с просьбой о замене сертификата.

После открытия банковского счета вам надо в течение семи месяцев с момента открытия банковского счета Шаг 5. Найдите жилье.

В течение семи месяцев с момента открытия банковского счета необходимо представить банку распоряжение на перечисление средств со своего банковского счета в счет оплаты договора купли-продажи жилого помещения.

Естественно, что перед этим вам надо:

  • найти жилое помещение, в качестве которого может быть квартира (комната в квартире), индивидуальный жилой дом (или часть дома);
  • представить в банк необходимые документы, перечень которых лучше уточнить в банке (в частности, выписку из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на жилое помещение, договор купли-продажи, на основании которого осуществлена государственная регистрация права собственности на жилое помещение, документы, связанные с ипотекой и т.п.)

В Москве задержана группа руководителей столичных риелторских агентств, которые подозреваются в хищении бюджетных средств. По данным МВД, было продано 100 жилищных сертификатов, выданных в Ингушетии, на общую сумму в 1 млрд рублей

В Москве задержана группа риелторов, которые подозреваются в хищении бюджетных средств в размере 1 млрд рублей, сообщило во вторник Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ.

По данным ведомства, возглавляемые ими агентства недвижимости реализовали более 100 жилищных сертификатов, которые были выданы гражданам Ингушетии, утратившим жилье во время стихийных бедствий в республике в 2006-2009 годах.

Как рассказал сайт руководитель пресс-службы ГУЭБиПК МВД РФ Андрей Пилипчук, в Ингушетии была организована фирма, которая занималась скупкой жилищных сертификатов у населения. Представители фирмы вводили граждан в заблуждение, убеждая, что денег от государства им добиться не удастся и единственная возможность хоть как-то компенсировать потери - продать сертификат. Гражданам, согласившимся на это предложение, платили от 100 до 300 тысяч рублей взамен на сертификат и доверенность на его использование.

Затем представители фирмы привозили сертификаты в Москву, обращались с ними к риелторам для поиска квартиры на вторичном рынке. Риелторы, в свою очередь, якобы подыскивали квартиру, отправляли сертификат в правительство Москвы, которое по этому документу выделяло деньги. Средства через посредника обналичивались и делились между участниками схемы. Нередко квартира потом снова оформлялась в собственность прежнего владельца.

«Риелторы не утруждали себя поиском квартир, - отметил Андрей Пилипчук. - В сделках они использовали свои квартиры и жилье родственников. Причем, как было установлено следствием, некоторые квартиры фигурировали в подобных схемах неоднократно. Соответственно, правительство Москвы неоднократно оплачивало покупку этих квартир за сертификаты».

По данным ведомства, размеры государственных субсидий, указанных в сертификатах, были немаленькие, поскольку некоторые жители Ингушетии получали их по поддельным документам о количестве прописанных в утраченном жилье людей.

«Таким образом, «прописав» к себе родственников, граждане чуть ли не в два раза увеличивали размер необходимой им жилплощади, и получали соответствующий жилищный сертификат», - пояснил сайт Пилипчук.

Следственной частью при ГУ МВД по Северо-Кавказскому федеральному округу возбуждено уголовное дело в отношении активных участников организованной группы по подозрению в преступлении, предусмотренном ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере). В Москве задержаны четверо руководителей риелторских агентств, которые проводили сделки купли-продажи квартир.

В конце октября был задержан предполагаемый организатор преступной схемы - 30-летний житель Ингушетии. Все задержанные этапированы в Пятигорск, где будет решаться вопрос о заключении их под стражу. Кроме того, были проведены обыски в пяти нотариальных конторах Назрани, нотариусы которых подозреваются в причастности к мошеннической схеме.

Московские контакты устанавливаются

Пока не очень понятно, каким образом организаторы мошеннической схемы смогли реализовать в Москве полученные в Ингушетии сертификаты, номинал которых в большинстве случаев вряд ли мог бы покрыть покупку столичной квартиры. Тем более что некоторые квартиры, фигурировавшие в сделках купли-продажи, относились далеко не к самому дешевому сегменту (одна из них располагалась в центре города и стоила 17 млн рублей).

«Вероятно, одна квартира покупалась с использованием нескольких сертификатов, - предположил председатель коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный» Константин Трапаидзе. - Государство компенсирует порчу и утерю имущества и дает сертификат, который имеет равноценную деньгам силу. Вы можете его использовать в сделках покупки недвижимости или как компенсацию части покупки недвижимости. Теоретически его можно и обналичить. Понимая, что при покупке московской квартиры одним сертификатом не обойдешься, организаторы схемы наверняка собрали сразу много».

Не известно также, предусматривали ли выданные сертификаты какие-либо территориальные ограничения. По словам генерального директора компании «Релайт-Недвижимость» Олега Самойлова, подобные ограничения не во всех случаях, но могут быть предусмотрены.

«В данном случае недоумение вызывает тот факт, что сертификаты, использованные в афере, имели целевое назначение для восстановления домов граждан, пострадавших от стихийных бедствий в Ингушетии в 2006-2009 годах, - отметил Самойлов. - Эти сертификаты, вероятнее всего, должны были иметь ограничения по территории реализации».

Вопрос, каким образом приобретались дорогие московские квартиры с помощью полученных жителями Ингушетии сертификатов, занимает и сотрудников МВД. По данным ведомства, в настоящее время устанавливаются контакты участников группы, в том числе коррупционные связи в правительствах Москвы и Ингушетии.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: