Организация и особенности тушения пожаров на объектах с наличием радиоактивных веществ. Средства пожаротушения на локомотиве, устройство автоматического пожаротушения Администрация организации обязана

Тушение пожаров и ликвидация аварий на объектах с наличием радиоактивных веществ должны проводиться под индивидуальным радиационным контролем по специальному допуску, в котором определяются предельная продолжительность работы, дополнительные средства защиты, фамилии участников и лица, ответственные за выполнение работ.

При тушении пожаров на РОО необходимо:

Включить в состав оперативного штаба главных специалистов объекта и службы дозиметрического контроля;

Установить вид и уровень радиации, границы опасной зоны и время работы личного состава на различных участках зоны. Допустимое время работы в смене определяется согласно федеральному законодательству по радиационной безопасности. Режим работы подразделений ГПС определяется руководителем тушения пожара (РТП);

Приступить к тушению пожара только после получения письменного разрешения администрации предприятия, в том числе и в нерабочее время;

По согласованию с администрацией объекта выбрать огнетушащие средства;

При необходимости обеспечить личный состав специальными медицинскими препаратами;

Организовать через администрацию объекта дозиметрический контроль, пункт дезактивации, санитарной обработки и медицинской помощи личному составу;

Обеспечить тушение открытых технологических установок с наличием радиоактивных веществ и источников ионизирующих излучений с наветренной стороны;

По согласованию с администрацией задействовать системы вентиляции и другие средства.

При дозах, приближающихся к допустимому порогу, администрация объекта обязана сообщить об этом РТП. При высоком уровне радиации подразделения ГПС выполняют свои функции по тушению пожара и ликвидации чрезвычайной ситуации только в том случае, если у них имеется достаточно сил и средств и каждому пожарному не грозит превышение предельной допустимой дозы. Регламентация планируемого повышенного облучения личного состава ГПС, привлекаемого к тушению пожара, определяется в соответствии с НРБ-99.

Тушение пожара и ликвидация чрезвычайной ситуации на объектах с наличием радиоактивных веществ должны выполняться с привлечением минимально необходимого количества личного состава (с учетом резерва для сменного режима работы), обеспечив его изолирующими противогазами с масками, средствами индивидуального и группового дозиметрического контроля, защитной одеждой, с использованием пожарной и другой приспособленной техники для работы в условиях воздействия радиации.

Администрация организации обязана:

Обеспечить личный состав подразделений ГПС средствами защиты от излучения, приборами дозиметрического контроля и средствами индивидуальной санитарной обработки людей и дезактивации техники;

Организовать дозиметрический и радиационный контроль облучения участников тушения пожара;

По окончанию тушения (не более суток) выдать установленный документ о полученной дозе облучения каждым участником тушения пожара.

Пожарной разведка проводится несколькими звеньями ГДЗС во главе с опытными командирами, охватывая все возможные направления развития пожара. Каждое звено состоит, как правило, из 4-5 газодымозащитников, а группы разведки возглавляют лица начальствующего состава ГПС.

При аварии на РОО с целью обнаружения зон радиоактивного загрязнения (районов и объектов), определения уровней радиации в местах формирования, размещения, действий и маршрутов выдвижения сил и средств ГПС одновременно с пожарной должна проводиться радиационная разведка, при этом в состав группы разведки должен быть включен дозиметрист.

В подразделениях ГПС, задействованных в тушении пожаров на РОО радиационная разведка проводится табельными средствами разведки, постоянно поддерживается связь с дозиметрической службой РОО.

Для оперативного контроля за радиационной обстановкой целесообразно использовать бронетранспортеры, боевые разведывательно-дозорные машины. С учетом расположения участков работ ГПС, при постановке задачи разведгруппам сообщаются данные, полученные от службы радиационного контроля РОО, указываются ориентировочные маршруты следования и ведения разведки.

При проведении боевого развертывания отделений пожарные автомобили по возможности должны устанавливаться на водоисточники за зданиями, со стороны неповрежденных стен или зданий, которые могут служить экраном от ионизирующих излучений. При перегруппировке сил и средств должна учитываться радиационная обстановка на объекте.

Для ликвидации ЧС на РОО необходимо использовать пожарную и другую технику, имеющую защиту от радиации. При возможности оборудовать пожарную технику противорадиационным надбоем и подбоем.

Пункты сбора (размещения) резервных сил и средств не должны располагаться с подветренной стороны от источников радиоактивного излучения.

На территории РОО сосредоточивается минимальная часть сил и средств ГПС, которые необходимы для выполнения неотложных работ по тушению пожара. Остальные силы и средства отводятся за пределы территории РОО и располагаются на безопасном расстоянии.

Категорически запрещается пребывание в опасной зоне лиц руководящего и начальствующего состава, не связанных с выполнением непосредственных работ по руководству и обеспечению пожарных подразделений. Пункт сбора (размещения) резервных сил и средств не должен размещаться на подветренной стороне от источника радиоактивного излучения.

У входа в опасную зону (здание, помещение) выставляется пост безопасности, возглавляемый лицом среднего или старшего начальствующего состава подразделений ГПС.

Постовой на посту безопасности заполняет Журнал учета работы личного состава подразделений ГПС в условиях радиации (табл.1).

Таблица 1 - Журнал учета личного состава подразделений ГПС в условиях воздействия радиации

Работа по ликвидации пожаров проливов ЛВЖ и ГЖ, а также ЧС и горения на РОО выполняется только в СИЗОД и иных средствах защиты, предусмотренных для конкретных объектов.

Производить включение и выключение из СИЗОД, одевать и снимать защитные костюмы необходимо в установленных безопасных местах. Выключение из СИЗОД производится только после снятия защитных костюмов.

Для снижения степени распыления радиоактивной пыли и вероятности повторного возникновения пожара огнетушащие вещества необходимо подавать тонкораспыленными в виде мощных импульсных струй, распыляющихся на большие расстояния, и только по горящей поверхности.

Запрещается использовать зараженную воду из контура охлаждения атомного реактора для тушения или защиты на пожаре.

Создать резерв сил и средств, звеньев ГДЗС, защитной одежды и приборов индивидуального и группового дозиметрического контроля, который должен находиться вне зоны радиоактивного заражения.

В ходе тушения пожара РТП руководствуется Инструкцией о порядке организации и проведения работ по ликвидации горения и чрезвычайной ситуации на радиационно-опасном объекте (РОО). Он обязан через администрацию объекта организовать инструктаж личного состава подразделений ГПС, направляемого для выполнения боевых задач, по радиационной безопасности с разъяснением характера и последовательности работ, а также обеспечить контроль за временем пребывания его в опасной зоне и своевременной заменой в установленные администрацией (дозиметрической службой) сроки. РТП обязан контролировать:

Непрерывное ведение радиационной разведки;

Своевременное и умелое использование средств индивидуальной и коллективной защиты, защитных свойств техники, пожарно-технического вооружения и местности;

Использование противорадиационных препаратов, антидотов, средств экстренной медицинской помощи;

Выбор наиболее целесообразных способов передвижения и ликвидации горения в зоне заражения;

Строгое соблюдение установленных правил поведения личного состава на зараженной местности;

После пожара организовать санитарную обработку личного состава, работавшего в опасной зоне, и выходной дозиметрический контроль;

Провести дезактивацию и дозиметрический контроль противогазов, одежды, обуви, снаряжения, пожарной техники.

особенности развития пожаров:

1. Наибольшую опасность для людей представляют пожары в пассажирских вагонах. Скорость развития пожара в них достигает в коридоре - 5 м/мин, в купе 2,5 м/мин. В течение 15-20 мин огнем полностью охватывается весь вагон. Температура в вагоне повышается до 950°С. Необходимое время эвакуации пассажиров с учетом воздействия опасных факторов пожара составляет 1,5-2 минуты до блокирования основных выходов.

2. При горении твердых горючих материалов в грузовом подвижном составе время охвата пламенем одного вагона - 20 минут. Через 30 - 40 минут прогорает пол в вагоне, и горящие материалы попадают на железнодорожные пути. В результате этого температура на поверхности ходовой части вагонов и рельсов повышается в среднем на 12-15 0 С в минуту и через 15 - 20 минут происходит деформация путей, что делает невозможной эвакуацию подвижного состава.

3. Воздействие открытого пламени и высокой температуры на железнодорожные цистерны с ЛВЖ и ГЖ приводят к воспламенению слоя на их поверхности. Наличие неполадок и неисправностей запорной арматуры на цистернах может стать причиной вспышки паров жидкости над горловинами цистерн.

4. Взрыв железнодорожных цистерн с нефтепродуктами происходит, как правило, через 16-24 минуты после начала воздействия на них открытого факела пламени. Высота факела при взрыве ЛВЖ, ГЖ в цистернах достигает 50 м. Взрыв одной цистерны способствует увеличению площади пожара до 1500 м 2 .

5. Горение железнодорожных цистерн со сжиженными углеводородами или газами может сопровождаться взрывами с выбросом пламени на высоту до 120 -150 м с последующим горением. Осколки взорвавшихся цистерн и емкостей разбрасываются на расстояния до 1 50 м, а в отдельных случаях до 450 м.

6. Время ликвидации крупных пожаров на железнодорожных станциях, в основном, составляет от 2,5 до 4,5 часов, но может достигать 8-12 часов. При этом требуется от 12 до 24 оперативных отделений и до 150 человек личного состава.

Организации тушения пожаров

Администрация, диспетчер, машинисты и другие работники железнодорожного транспорта при обнаружении пожара должны:



1. Немедленно сообщить о пожаре на ЦУС или ЦППС гарнизона пожарной охраны и в местные органы внутренних дел.

2. Обеспечить эвакуацию пассажиров, расцепку поездов и отвод вагонов на безопасные расстояния.

3. Снять напряжение с контактной цепи на участке выполнения работ.

4. Принять меры по ликвидации очага горения первичными средствами пожаротушения.

5. Через диспетчера станции или машиниста произвести расшифровку грузов в горящих и соседних вагонах.

обязанности РТП на пожаре

1. Боевое развертывание должно осуществляться путем прокладки рукавных линий под железнодорожными путями и вдоль них.

2. Для боевого развертывания выбираются участки с наименьшим количеством пересекающихся путей.

3. В порядке исключения, для обеспечения быстрой подачи стволов, боевое развертывание можно провести путем прокладки рукавных линий по железнодорожным путям до окончания прокладки магистральных линий под путями (за исключением главных путей).

4. Наиболее целесообразно применять способ прокладки во встречном направлении.

5. Для проведения успешной боевой работы личного состава между вагонами путем их растяжки необходимо по возможности проделывать проходы (разрывы) шириной 10-20 м.

Рабочие линии подключаются только через разветвления, установленные между путями. В этих местах следует иметь резерв рукавов

способы тушения применяются при ликвидации пожаров на железнодорожном транспорте

1. При горении горловин цистерн без разлива жидкостей, цистерны отделяют от не горящих вагонов, подают на специальную площадку для пожаротушения подвижного состава.

2. Поврежденные цистерны с горящими жидкостями эвакуировать запрещается.

3. Разлившиеся из поврежденных железнодорожных цистерн ЛВЖ и ГЖ необходимо тушить пеной средней кратности или распыленной водой.

4. При наличии в зоне пожара вагонов (цистерн) с взрывоопасными грузами, сжиженными газами, ЛВЖ, ГЖ, ЯВ, РВ, в первую очередь необходимо принять меры по их защите путем охлаждения с выводом из зоны пожара.

5. Горение над горловиной цистерны ликвидируется с помощью стволов ГПС-600, брезента или кошмы, смоченных водой.

19 Гарнизонная служба пожарной охраны

ГАРНИЗОННАЯ СЛУЖБА – вид службы пожарной охраны, организуемой в гарнизоне пожарной охраны для обеспечения боевой готовности подразделений пожарной охраны и их взаимодействия с медицинскими, охраны общественного порядка, аварийными и иными службами жизнеобеспечения.

Основными задачами гарнизонной службы являются : создание необходимых условий для эффективного применения сил и средств пожарной охраны гарнизона для тушения пожаров создание единой системы управления силами и средствами гарнизона; организация взаимодействия со службами жизнеобеспечения; организация и проведение общегарнизонных мероприятий.

При выполнении задач гарнизонной службы осуществляется учёт и контроль состояния сил и средств гарнизона; планируется применение их для тушения пожаров, в т. ч. порядок привлечения сил и средств; разрабатываются расписание выезда на пожары и другие регламентные документы службы гарнизона пожарной охраны обеспечиваются профессиональная и иные виды подготовки личного состава, в т. ч. должностных лиц гарнизона пожарной охраны, путем проведения гарнизонных пожарно-тактических учений, соревнований, сборов и иных мероприятий; организуется пожарная связь, создаются автоматизированные системы управления пожарной охраны; обеспечивается работоспособность системы приёма и регистрации вызовов, а также систем информационного обеспечения службы пожарной охраны разрабатываются мероприятия по привлечению личного состава подразделений гарнизона, свободного от несения гарнизонной и караульной служб, к тушению крупных пожаров при ликвидации последствий ЧС; создаются нештатные службы гарнизона пожарной охраны, назначаются должностные лица гарнизона, разрабатываются и утверждаются их функциональные обязанности; разрабатываются и утверждаются соглашения (совместные инструкции) по осуществлению взаимодействия пожарной охраны со службами жизнеобеспечения; осуществляются другие мероприятия, необходимые для выполнения задач гарнизонной службы.

20. Особенности ведения разведки и боевого развёртывания в школах и детских садах

Разведка и спасение детей. Тушение пожаров в детских учреждениях.

В разведке пожара РТП определяет :

количество и возраст учащихся или детей,

Кратчайшие и наиболее безопасные пути эвакуации и угрозу от огня и дыма;

Началась ли эвакуация детей и как она проходит; сколько человек из обслуживающего персонала можно использовать для эвакуации.

В процессе разведки пожара РТП определяет состояние путей эвакуации и при необходимости вводит стволы от автоцистерны и внутренних пожарных кранов на их защиту. При этом особое внимание уделяют удалению дыма из помещений, коридоров и лестничных клеток путем вскрытия окон. Двери из задымленных лестничных клеток и коридоров, ведущие в классы, групповые и другие помещения, где находятся люди, необходимо плотно закрывать.

Эвакуацию учащихся и детей осуществляют по заранее разработанным планам эвакуации. При возникновении пожаров в школах учащихся эвакуируют по классам под руководством классных руководителей или педагогов, проводящих занятия в классе, а в детских учреждениях - по группам под руководством воспитателей и нянь. Поэтому по прибытии на пожар РТП должен немедленно оказать помощь педагогам и воспитателям в планомерной и быстрой эвакуации детей, в первую очередь детей младшего возраста. Основными путями эвакуации детей являются лестничные клетки и стационарные пожарные лестницы. Иногда для вывода детей из задымленных помещений в безопасное место используют незадымленные помещения, расположенные в противоположной части здания, с последующим их выводом из здания. Из горящих и отрезанных дымом помещений учащихся и детей пожарные спасают через окна и балконы по пожарным лестницам, спасательным рукавам и с помощью спасательных веревок. При спасании детей по пожарным лестницам необходимо помнить, что детей дошкольного возраста и учащихся младших классов пожарные должны выносить на руках или, закрепившись на пожарной лестнице, передавать их из рук в руки.

После эвакуации всех детей распределяют по группам или классам, проверяют по спискам и размещают, особенно в зимний период, в ближайших теплых помещениях, которые предусматривают заранее и указывают в оперативных карточках и планах эвакуации.

При пожарах в школах и детских учреждениях РТП обязан тщательно проверить, не остались ли дети в классах, игровых и спасательных комнатах и других задымленных помещениях. При этом следует проверять, нет ли детей в шкафах, за шкафами и под кроватями, за занавесками и различной мебелью.

Боевое развертывание - действия личного состава по приведению прибывших к месту вызова пожарных машин в состояние готовности к выполнению боевых задач по тушению пожаров.

Скорость боевого развертывания зависит от:

От обстановки на пожаре,

От количества личного состава в боевом расчете,

От типов вводимых стволов,

От места введения пожарных стволов

21. Особенности проведения разведки, действия первого подразделения при тушении пожаров в культурно- зрелищных учреждениях

Обстановка на пожаре. К театрально-зрелищным учреждениям относятся здания, имеющие зрительский комплекс, состоящий из зрительного зала и прилегающих к нему помещений.

Театральные здания делятся на две части: сценическую и зрительную, которые отделяются друг от друга противопожарной стеной. Демонстрацию представлений осуществляют через портальный проем, площадь которого может достигать 200-300 м 2 . В театрах сценический комплекс включает в себя сцену, карманы и склады декорации, артистические уборные, мастерские по изготовлению декорации и бутафории и другие помещения.

Сцена состоит из сценической коробки, трюма, планшета, рабочих площадок и колосников. Сценическую коробку выполняют из негорючих материалов высотой 25-40 м и более. Трюм с механизмами поворотных кругов и подъема или опускания отдельных участков планшета сцены и противоположного занавеса, пунктом управления освещением располагается под планшетом сцены и может иметь один, два и три яруса, которые устраивают из деревянных настилов. Трюм, как правило, имеет входы с планшета сцены или засценных помещений и лестничных клеток сценической части и выходы в оркестровую яму и на пункт управления освещением.

Боевые действия по тушению пожаров. Тушение пожара в зрелищных учреждениях связано с необходимостью проведения спасательных работ, особенно в период их работы. При пожарах в зрелищных предприятиях люди могут погибать от отравляющих действий продуктов сгорания, от высокой температуры, от недостатка кислорода, а также в результате паники.

Первые действия по эвакуации людей и тушению пожара осуществляет администрация. При возникновении пожара в сценической части дежурные местной пожарной охраны вызывают пожарные подразделения, закрывают декоративный занавес и спускают огнезащитный, при необходимости включают его орошение и насосы-повысители и приступают к тушению пожара.

Разведка пожара устанавливает наличие зрителей, артистов, обслуживающего персонала, определяет теперь угрозы их жизни и выясняет, как осуществляется эвакуация. В дальнейшем определяют место и характер горения; особенности и пути распространения огня и дыма, опасность обрушения конструкций и декораций, опущен ли огнезащитный занавес, включены ли стационарные установки пожаротушения и необходимо ли вскрывать дымовые люки. При наличии зрителей во многих случаях разведку целесообразно проходить со стороны сцены, начиная из комнаты пожарного поста так, что бы зрители, находящиеся в зале, не видели работников пожарной охраны. Появление работников пожарной охраны в боевой одежде может; вызвать панику среди зрителей.

К системам автоматического пожаротушения на локомотивах предъявляются повышенные требования. В их состав должны быть включены системы раннего обнаружения. В основном это . Типичными местами их размещения являются зоны максимального риска: распределительные электрощиты, панели управления, коммутационные шкафы, оборудование, которое встраивается под крышу и подпол локомотива, быстрый доступ к которому затруднен.

Выбор типа огнетушащего вещества, автоматической системы пожаротушения, регламентируется зоной его применения:

  • в замкнутых пространствах типа коммутационных и электрических шкафов целесообразно использовать инертные газы. В таких местах оптимальные условия для создания необходимой концентрации огнетушащего вещества;
  • в зоне нахождения персонала, а также помещениях, оборудованных вентиляционными каналами, используется системы и тонкодисперсного распыления, для дизельных локомотивов и для электровозов;
  • в воздухообменных каналах могут устанавливаться не только детекторы задымления, но и отсекатели дыма, которые относятся к элементам автоматических установок по сдерживанию пожара. Их технические характеристики соответствуют ГОСТ 12.4.009-83 и ГОСТ 12.3.046-91.

Выбор системы пожаротушения

Срабатывание САГПТ «Радуга 5 МГ»:

https://youtu.be/icIj6wDeD7I

Исходя из требований, оптимальной системой для пожаротушения на железной дороге является газовая или комбинированная, которая включает в себя два или больше типа огнетушащего вещества. К АУГП на железнодорожном транспорте предъявляют следующие требования:

  • Огнетушащее вещество должно быть пригодно для ликвидации пожара категории А, В, С, согласно ГОСТ 27331-87 «классификация пожаров». Использоваться при ликвидации возгорания:
    • Полимеров и химических материалов, которые могут гореть или тлеть без доступа воздуха;
    • Гидридов металлов;
    • Натриевых, титановых, калиевых и магниевых порошков;
  • по способу хранения и ОВ локальные модульные или централизованные;
  • по принципу тушения очага возгорания – объемные и локальные;
  • по типу активации, согласно НПБ 88-2001:
    • автоматические;
    • ручные дистанционные или локальные.

Состав автоматизированной газовой системы пожаротушения ЭТ «Радуга 5 МГ»

В качестве пожаротушащего вещества используется хладон 125 и хладон 227. Эти составы высокоэффективны, но не оказывают вредного влияния на электронную аппаратуру и электрические цепи под напряжением. Диапазон рабочих температур составляет -50°С — +60°С. Система поддерживает работоспособность в интервале электрического напряжения от 77 до 164 В. Обнаружение очагов возгорания происходит оптическим (задымление) и температурным способом. При изменении оптической плотности воздуха от 0,05 до 0,2 ДБ/м и/или при достижении температурой критического значения в помещении 70±6°С или при интенсивном росте температуры на 5°С/мин.

Активация функции пожаротушения на локомотиве может происходить в автоматическом режиме или в ручном из кабины машиниста, где расположен пульт индикации БУИ-1.

САП2 ЭТ «Радуга 5МГ» состоит из следующих элементов.

Блок сопряжения БС-2-1 ЭТ

Это устройство является главным управляющим прибором системы. В его функции входит:

  • осуществления связи между однотипными системами до 4 штук;
  • обработка информации поступающей от пожарных извещателей;
  • тестирование шлейфов извещателей и устройств активации газовых модулей на предмет обрыва;
  • ведение электронного журнала событий и запись на энергонезависимую память;
  • переключение на источник аварийного бесперебойного питания в случае отключения основного;
  • в случае поступления сигнала об обнаружении возгорания БС-2-1 ЭТ:
    • включает световое и звуковое извещение. Сирену и информационные таблички «Газ не входи», «Пожар», «Автоматика включена» и другие (см. схему);
    • отключает электровоз от контактной сети;
    • передает сообщение о пожаре через электровозную радиостанцию;

Блок управления и индикации – БУИ-1

Блок управления монтируется в кабине машинистов, он выполняет функции контроля и управления:

  • Формирует и отображает информацию, поступающую от блока сопряжения, для локомотивной бригады;
  • Передает сигнал активации модулей пожаротушения через командное устройство;
  • Передает команду на принудительный опрос шлейфов подключения исполнительных модулей и детекторов системы противопожарной сигнализации;
  • Отключает сирену;
  • Отображает разнообразные сигналы: тест, обрыв шлейфа, короткое замыкание шлейфа, срабатывание датчика, пожар и др.

Световые табло

Предназначены для индикации предупреждений о пожаре.

Выносной пульт отмены

Выносной пульт отмены на локомотиве. Устанавливается в контролируемой зоне на участке с повышенной температурой или возможностью задымления. Отменяет активацию тушения при ложном срабатывании двух детекторов.
Действия локомотивной бригады

При срабатывании пожарной сигнализации локомотивная бригада обязана:

  • Остановить состав на местности, обеспечивающей свободный подъезд пожарных расчетов;
  • Подать сигнал пожарной тревоги в диспетчерскую;
  • Активизировать систему пожаротушения и принять меры по локализации очага возгорания.

Видеоинструкция по применению систем пожаротушения на локомотиве:

https://youtu.be/mpVeGtO5uck

Современная система автоматического пожаротушения на транспорте конструктивно довольно сложна, поэтому требует досконального знания и периодической профилактики.

Радиационная обстановка на железных дорогах России

Радиационную обстановку на ж.д. транспорте России в целом можно оценивать величиной радиационного фона (р.фона) на его территории. Радиационный фон земли складывается из трех составляющих: природного (естественного фона); техногенно-измененного естественного фона; искусственного (техногенного) фона.

Естественный р.фон создается космическим излучением и излучением от естественно распределенных природных радиоактивных веществ в окружающей среде. В свою очередь космическое излучение подразделяют на галактическое и солнечное излучения.

Следует различать первичные космические частицы (a ++ р+ п 0 b --) легких химических элементов – лития, бора, углерода, азота и др., вторичные (мезоны, п 0 , р + , b --) и фотонные излучения, которые образуются в результате взаимодействия первичных частиц с ядрами атомов атмосферы (N, O и др.). Космическое первичное излучение почти полностью исчезает на высоте 20 км. Излучения от естественно распределенных в окружающей среде радионуклидов дополняют естественный р. фон.

В окружающей среде земли содержится более 60 природных радионуклидов урано-радиевого, ториевого ряда и долгоживущих радионуклидов калия -40, рубидия-87 и др., период полураспада которых лежит в пределах от 10 7 до 10 15 лет. Величина естественного рад. фона не постоянна. Она зависит от процессов, протекающих в галактике и солнечной активности, а также от геологических особенностей региона (района, участков земли).

Техногенно-измененная составляющая естественного рад. фона обусловлена широким использованием в хозяйственной деятельности природных ископаемых, материалов, веществ, которые содержат природные радионуклиды.

Каменный уголь, газ, нефть, различные руды, минералы, химические удобрения, глины, пески содержат природные радионуклиды, такие как калий-40, уран-238, радон-226, свинeц-210, торий-232 и др.

Добыча полезных ископаемых, их технологическая обработка и использование в различных производствах (выплавке чугуна, стали, производстве цемента, кирпича и др.) расширяет сферу нахождения радионуклидов, увеличивает р. фон Земли.

Искусственный (техногенный) р.фон вызван появлением в окружающей среде искусственных радионуклидов, источником которых являются: испытания ЯО; предприятия по добыче и переработке урановых и ториевых руд, обогащении ядерного топлива ураном-235, изготовлению ТВЭЛов для АЭС, переработке и хранении ядерных отходов; работа АЭС и др. производств подобного рода.

Продукты деления, выпадающие из облака ЯВ, представляют смесь около 80 изотопов 35 химических элементов средней части Периодической системы элементов. Всего же на разных этапах радиоактивного распада возникает около 300 радионуклидов при ЯВ.



Спектр радионуклидов, поступающих из ядерного реактора в окружающую среду, общее их количество и концентрация во внешенй среде зависят от типа ядерного реактора, используемых систем очистки воздуха и сбросных вод. При работе реактора во внешнюю среду поступают благородные газы (9 изотопов криптона, 11 изотопов ксенона). При изготовлении уранового топлива, его переработке возможны выбросы долгоживущих радионуклидов: водорода-3. углерода-14, криптона-85, стронция-90, цезия-137, рубидия-106 и др. Особо опасны аварии на АЭС, при которых количество нуклидов, выброшенных в окружающую среду, может быть намного больше указанного.

В результате Чернобыльской катастрофы в 19 субъектах РФ выявлены значительные площади, загрязненные цезием-137 с поверхностной активностью 1-5 Ки/км 2 .

На ядерных полигонах РФ до 1988г (до введения моратория на ЯВ) было осуществлено около 130 ЯВ, большая часть из которых осуществлена в атмосфере. Кроме этого, в различных регионах страны было проведено около 80 подземных ЯВ (до 1988 г.) в мирных целях для создания подземных емкостей, тушения пожаров на газовых фонтанах, для зондирования земной коры и др. целей.

Таким образом, радиационная обстановка на федеральном ж.д. транспорте определяется в целом тремя составляющими р. фона. В частностях, она может в большей степени зависеть от специфики и характерной особенности региона (района, территории) и характера транспортируемого груза.

На радиационную обстановку могут оказывать влияния: наличие в окрестностях железных дорог месторождений урановых и ураносодержащих руд, фосфористовых, калийных месторождений и др. полезных ископаемых, открытых выходов гранитов, диоритов и др. вулканических пород; возможные потери при перевозках ж.д. транспортом сыпучих грузов, содержащих радионуклиды; выпадение радиоактивных осадков при испытаниях ЯО и ЯВ, проводимых в мирных целях; выпадение радиоактивных осадков, вызванных авариями на предприятиях ЯТЦ; эксплуатация предприятий ЯТЦ и др. причины.

Детальное исследование радиационной обстановки на ж.д. транспорте было проведено в период с 1990-1995 г.г. За этот период была обследована практически вся сеть ж.д. России. В работах принимали активное участие специалисты ВНИИЖТ, МИИТа, а также специалисты научно-исследовательских и проектных организаций Академии наук и др. министерств и ведомств. Особую помощь в организации методологического и метрологического обеспечения работ оказали специалисты Комиссии радиационной безопасности г. С-Петербурга. Результаты работы обобщены в Атласе радиационной обстановки на сети железных дорог РФ и научных отчетах по данной проблеме.

В качестве «рейперного» радионуклида техногенного загрязнения был принят нуклид цезия, а «рейперных» радионуклидов естественного характера были приняты нуклиды урана и калия.

Диапазон загрязнения ж.д. полотна на сети железных дорог России радионуклидом цезия лежит в широких пределах и колеблется от 0,5 до 30 Ки/км 2 . На отдельных участках Брянского отделения Московской железной дороги загрязненность может быть более указанной величины.

Протяженность загрязненных участков железных дорог колеблется от нескольких сантиметров до сотен километров. Величины мощностей экспозиционной дозы (МЭД) по выполненным измерениям составляют от нескольких десятков до максимальных величин в 500 и более мкР/ч. Характерными примерами участков железнодорожных путей, подвергнувшихся радиоактивному загрязнению на незначительном протяжении (от одного метра до километра) могут служить загрязнения, зарегистрированные на станциях Земцы, Паникля, Оленино, Чертолино (Октябрьской ж.д.) и Макарово (Северной ж.д.). При средней поверхностной активности загрязнения участка радионуклидом цезия до 0,1 Ки/км 2 на них наблюдались «пятна» с повышенной активностью загрязнения до 0,2-0,4 Ки/км 2 .

По геометрическим размерам такие пятна примерно одинаковы и располагаются у светофоров указанных станций. Подобная картина наблюдалась и на станциях Лунинец, Ситница, Лахва (Белорусской ж.д.) и Ракитино, Любань (Октябрьской ж.д.). Поверхностная активность загрязнения на данных станциях достигала 3,5-3,8 Ки/км 2 .Аналогичных фактов зарегистрировано довольно много.

Повышение радиационного фона порой было связано с использованием радиоактивных строительных конструкций и материалов для ремонта и строительства зданий и сооружений. Так на ст. Инская (Западно – Сибирская ж.д.), где в качестве балласта пути использована гранитная щебенка розовато-серого цвета с повышенным до 40 мкР/ч МЭД гамма-излучения.

В 1992 г. в г. Глазов на ж.д. путях и прилегающем участке городской территории выявлено загрязнение, где МЭД гамма-излучения составляла до 2650 мкР/ч по измерениям прибором ДБГ-06Т на площади 15х1,5 м. Рядом, на пункте хранения вторчермета, расположенного вдоль ж.д. путей, выявлено 9 мест загрязнений площадями от 0,15х0,15 до 1,0х1,0 м с МЭД до 2000 мкР/ч при фоновых значениях 7-14 мкР/ч. Спектрометрические определения двух проб показали на промышленное содержание урана.

Наибольшее количество аномалий, связанных с перевозками различных грузов, в 1993г. зарегистрировано на линии Киров-Пермь. Так, на перегоне Бумкомбинат-Просница в составе грузового поезда зарегистрирована аномалия урановой природы с МЭД g-изл. 323 мкР/ч. В 1994 г. за 4 суток контроля в районе ст. Лужайка (Октябрьской ж.д.) в обоих направлениях мимо поста контроля зарегистрировано 22 случая транспортировки грузов, обладающих повышенным уровнем радиации. В 15 случаях в контейнерах, следующих из Финляндии в Японию, зарегистрировано приращение р. фона над окружающим до 35 мкР/ч. По таможенным документам в контейнерах перевозился гранит. В двух полувагонах с древесиной (экспортные поставки) отмечено увеличение фона до 27 мкР\ч, обусловленное наличием цезия. В 4 вагонах, груженных огнеупорным кирпичем, зарегистрировано приращение фона до 37 мкР/ч. Фоновые приращения регистрируются при перевозках минеральных удобрений и других материалов.

Ионизирующее излучение как природное явление - неотъемлемая часть окружающего мира с момента его сотворения до сегодняшних дней.

За время развития человечества радиационный фон менялся незначительно и лишь с началом изучения и использования атомной энергии, особенно со второй половины 20-го столетия, наблюдается увеличение уровня излучения во внешней среде за счет поступления в атмо-, гидро-, биосферу, а также в часть литосферы дополнительных источников ионизирующих излучений. В первую очередь эти поступления определяются радиоактивными выбросами и отходами предприятий ядерно-топливного и ядерно-оружей- ного циклов, а также от радиоактивных выпадений после испытаний ядерного оружия.

До самого последнего времени Российская Федерация была единственной страной среди развитых стран мира, где не было ни одного законодательного акта, устанавливающего права и ответственность физических и юридических лиц при эксплуатации объектов, использующих источники ионизирующих излучений. Это способствовало развитию в широких кругах общественности чувства тревоги и обеспокоенности в отношении радиационной безопасности, особенно в конце 80-х - первой половине 90-х гг. из-за Чернобыльской катастрофы и появившихся данных о других радиационных авариях.

Главная цель радиационной безопасности - охрана здоровья людей от вредного воздействия ионизирующего излучения и обеспечение безопасных условий жизнедеятельности путем соблюдения основных принципов и норм радиационной безопасности без необоснованных ограничений полезной деятельности при использовании излучения в различных областях хозяйства, в науке и медицине.

Вступивший в силу в январе 1996 г. Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» впервые установил государственное регулирование в сфере обеспечения радиационной безопасности не только людей, непосредственно работающих с источниками ионизирующих излучений, но и населения в условиях воздействия таких излучений как природного, так и техногенного характера.

Для железнодорожного транспорта - основного вида транспорта в Российской Федерации, осуществляющего в больших объемах грузопассажирские перевозки, вопросы радиоэкологии приобретают все более существенное значение.

Железные дороги России выполняют свыше 80 % грузооборота и более 40 % пассажирооборота транспорта общего пользования.

Железные дороги играют решающую роль в выполнении перевозок важнейших грузов, обеспечивающих бесперебойное функционирование промышленного комплекса. Они ежегодно перевозят:

  • - 98,6 % железной и марганцевой руды;
  • - 92,3 % черных металлов;
  • - 87,2 % каменного угля и кокса;
  • - 88,1 % химических и минеральных удобрений.

Эксплуатационная длина российских железных дорог составляет 86,0 тыс. км. Из них более 36,3 тыс. км - двухпутные и многопутные, 62,2 тыс. км оборудованы автоблокировкой и диспетчерской централизацией, электрифицировано 40,3 тыс. км. На предприятиях отрасли работает более 1,3 млн чел.

Воздействие транспорта и обеспечивающей его функционирование инфраструктуры на окружающую природную среду сопровождается разнообразным ее загрязнением и преобразованием.

С деятельностью железных дорог, особенно при транспортировке полезных ископаемых, связаны газообразные, жидкие и твердые отходы, которые поступают в атмосферу, поверхностные водоемы и подземные воды, почвы, морские воды. В результате сжигания органического топлива в атмосферу попадает значительное количество углекислого газа и вредных веществ - свинца, сажи, углеводородов, оксидов углерода, серы, азота и др.

На территории железных дорог обнаруживаются все составляющие радиационного фона, нередко с аномальными отклонениями. Характерными причинами их образования являются: местные особенности территорий, на которых расположены железнодорожные предприятия и объекты; последствия различных радиационных аварий, ядерных испытаний, становления и эксплуатации радиохимических предприятий, и целый ряд других причин.

На радиационную обстановку влияют месторождения урановых и ураносодержащих руд в окрестностях железных дорог, фос- фористовые, калийные месторождения и другие полезные ископаемые, открытые выходы гранитов, диоритов и других вулканических пород; возможные потери при перевозках железнодорожным транспортом сыпучих грузов, содержащих радионуклиды; выпадение радиоактивных осадков, вызванных авариями на предприятиях ЯТЦ, а также при испытаниях ЯО и Я В, проводимых в мирных целях, эксплуатация предприятий ЯТЦ и другие причины.

Радиационную обстановку на железнодорожном транспорте России можно оценивать величиной радиационного фона на его территории. Радиационный фон Земли складывается из трех составляющих: природного (естественного фона), техногенно-измененного естественного фона и искусственного (техногенного) фона.

Естественный радиационный фон создается космическим излучением и излучением от естественно распределенных природных радиоактивных веществ в окружающей среде. В свою очередь, космическое излучение подразделяют на галактическое и солнечное излучения.

Следует различать первичные космические частицы (а ++ р+ п° Р -) легких химических элементов - лития, бора, углерода, азота и др., вторичные (мезоны, п°, р + , р _) и фотонные излучения, которые образуются в результате взаимодействия первичных частиц с ядрами атомов атмосферы (N, О и др.). Первичное космическое излучение почти полностью исчезает на высоте 20 км. Излучения от естественно распределенных в окружающей среде радионуклидов дополняют естественный радиационный фон.

В окружающей среде Земли содержится более 60 природных радионуклидов урано-радиевого, ториевого ряда и долгоживущих радионуклидов калия-40, рубидия-87 и др., период полураспада которых составляет 10 7 -10 15 лет. Величина естественного радиационного фона не постоянна. Она зависит от процессов, протекающих в галактике, и солнечной активности, а также от геологических особенностей региона (района, участков Земли).

Техногенно-измененная составляющая естественного радиационного фона обусловлена широким использованием в хозяйственной деятельности природных ископаемых, материалов, веществ, которые содержат природные радионуклиды.

Каменный уголь, газ, нефть, различные руды, минералы, химические удобрения, глины, пески содержат природные радионуклиды, такие как калий-40, уран-238, радон-226, свинец-210, торий- 232 и др.

Добыча полезных ископаемых, их технологическая обработка и использование в различных производствах (выплавке чугуна, стали, производстве цемента, кирпича и др.) расширяют сферу нахождения радионуклидов, увеличивают радиационный фон Земли.

Искусственный (техногенный) радиационный фон вызван появлением в окружающей среде искусственных радионуклидов, источником которых являются: испытания ЯО; предприятия по добыче и переработке урановых и ториевых руд, по обогащению ядерного топлива ураном-235, по изготовлению ТВЭЛов для АЭС, по переработке и хранению ядерных отходов; работа АЭС и других производств подобного рода.

Продукты деления, выпадающие из облака ЯВ, представляют смесь около 80 изотопов 35 химических элементов средней части Периодической системы элементов. Всего же на разных этапах радиоактивного распада возникает около 300 радионуклидов при Я В.

Спектр радионуклидов, поступающих из ядерного реактора в окружающую среду, общее их количество и концентрация во внешней среде зависят от типа ядерного реактора, используемых систем очистки воздуха и сбросных вод. При работе реактора во внешнюю среду поступают благородные газы (9 изотопов криптона, 11 изотопов ксенона). При изготовлении уранового топлива, его переработке возможны выбросы долгоживущих радионуклидов: водоро- да-3, углерода-14, криптона-85, стронция-90, цезия-137, рубидия- 106 и др. Особо опасны аварии на АЭС, при которых количество нуклидов, выброшенных в окружающую среду, может быть намного больше указанного.

В результате Чернобыльской катастрофы в 19 субъектах РФ выявлены значительные площади, загрязненные цезием-137 с поверхностной активностью 1-5 Ки/км 2 .

На ядерных полигонах РФ до 1988 г. (до введения моратория на ЯВ) было осуществлено около 130 ЯВ, большая часть из которых осуществлена в атмосфере. Кроме того, в различных регионах страны было проведено около 80 подземных Я В (до 1988 г.) в мирных целях для создания подземных емкостей, тушения пожаров на газовых фонтанах, для зондирования земной коры и других целей.

Таким образом, радиационная обстановка на федеральном железнодорожном транспорте определяется в целом тремя составляющими радиационного фона. В частности, она может в большей степени зависеть от специфики и особенности региона (района, территории) и характера транспортируемого груза.

Детальное исследование радиационной обстановки на железнодорожном транспорте было проведено в 1990-1995 гг. За этот период была обследована практически вся сеть железных дорог России. В работах принимали активное участие специалисты ВНИИЖТа, МИИТа, а также специалисты научно-исследовательских и проектных организаций Академии наук и других министерств и ведомств. Особую помощь в организации методологического и метрологического обеспечения работ оказали специалисты Комиссии радиационной безопасности г. Санкт-Петербурга. Результаты работы обобщены в Атласе радиационной обстановки на сети железных дорог РФ и в научных отчетах по данной проблеме.

В качестве «реперного» радионуклида техногенного загрязнения был принят нуклид цезия, а «реперных» радионуклидов естественного характера были приняты нуклиды урана и калия.

Диапазон загрязнения железнодорожного полотна на сети железных дорог России радионуклидом цезия лежит в широких пределах и колеблется от 0,5 до 30 Ки/км 2 . На отдельных участках Брянского отделения Московской железной дороги загрязненность может быть выше указанной величины.

Протяженность загрязненных участков железных дорог колеблется от нескольких сантиметров до сотен километров. Мощности экспозиционной дозы (МЭД) по выполненным измерениям составляют от нескольких десятков до максимальных значений в 500 и более мкР/ч. Примерами участков железнодорожных путей, подвергнувшихся радиоактивному загрязнению на незначительном протяжении (1 м-1км) могут служить станции Земцы, Паникля, Оленино, Чертолино (Октябрьская ж.д.) и Макарово (Северная ж.д.).

При средней поверхностной активности загрязнения участка радионуклидом цезия до 0,1 Ки/км 2 на нем наблюдались «пятна» с повышенной активностью загрязнения до 0,2-0,4 Ки/км 2 .

По размерам такие пятна примерно одинаковы и располагаются у светофоров указанных станций. Подобная картина наблюдалась на станциях Лунинец, Ситница, Лахва (Белорусская ж.д.) и Раки- тино, Любань (Октябрьская ж.д.). Поверхностная активность загрязнения на данных станциях достигала 3,5-3,8 Ки/км 2 . Аналогичных фактов зарегистрировано довольно много.

Повышение радиационного фона иногда было связано с использованием радиоактивных строительных конструкций и материалов для ремонта и строительства зданий и сооружений. Так, на ст. Ин- ская (Западно-Сибирская ж.д.) в качестве балласта пути использовалась гранитная щебенка розовато-серого цвета с повышенным до 40 мкР/ч МЭД гамма-излучения.

В 1992 г. в Глазове на железнодорожных путях и прилегающем участке городской территории было выявлено загрязнение, где МЭД гамма-излучения составляла примерно 2650 мкР/ч по измерениям прибором ДБГ-06Т на площади 15 х 1,5 м. Рядом, на пункте хранения вторчермета, расположенного вдоль железнодорожных путей, выявлено 9 мест загрязнений площадью от 0,15 х 0,15 до 1,0 х х 1,0 м с МЭД до 2000 мкР/ч при фоновых значениях 7-14 мкР/ч. Спектрометрические определения двух проб показали на промышленное содержание урана.

Наибольшее число аномалий, связанных с перевозками различных грузов, было зарегистрировано в 1993 г. на линии Киров- Пермь. Так, на перегоне Бумкомбинат-Просница в составе грузового поезда была зарегистрирована аномалия урановой природы с МЭД у-излучения 323 мкР/ч. В 1994 г. за 4 суток контроля в районе ст. Лужайка (Октябрьская ж.д.) в обоих направлениях мимо поста контроля было зарегистрировано 22 случая транспортировки грузов, обладающих повышенным уровнем радиации. В 15 случаях в контейнерах, следующих из Финляндии в Японию, было зарегистрировано превышение радиационного фона над окружающим до 35 мкР/ч. По таможенным документам в контейнерах перевозился гранит. В двух полувагонах с древесиной (экспортные поставки) было отмечено увеличение фона до 27 мкР/ч, обусловленное наличием цезия. В 4 вагонах с огнеупорным кирпичом было зарегистрировано превышение фона до 37 мкР/ч.

Фоновые превышения регистрируются при перевозках минеральных удобрений и других материалов.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: