Принцип неприкосновенности и нерушимости государственных границ. Государственные границы. Делимитация и демаркация. Договоры о режиме границ. Законодательство РФ о государственной границе Принцип мирного разрешения международных споров

После окончания Второй мировой войны не все политические силы в Западной Европе были довольны территориальным устройством Старого мира. Реализация притязаний радикальных политиков о пересмотре послевоенных границ могла бы привести к трагическим последствиям для судьбы мира.

С целью устранения каких-либо правовых оснований для подобных претензий в договоре между СССР и ФРГ от 12 августа 1970 г. была закреплена норма о признании нерушимости границ всех государств в Европе (ст. 3). Подобная норма вошла в текст последующих договоров, заключенных ФРГ с ПНР, ГДР и ЧССР в 1970-1971 гг.

Одной из главных целей созыва Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в 1975 г. в Хельсинки было закрепление принципа нерушимости границ. В ст. ПИ Декларации принципов Заключительного акта СБСЕ от 1 августа 1975 г. провозглашается: "Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, так и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы.

Они, соответственно, воздерживаться также от любых требований или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства-участника"1.

Таким образом, 35 государств - участниц ОБСЕ юридически признали линии прохождения границ между ними и всеми государствами в Европе; взяли обязательство не совершать любые покушения на эти границы; отказались от каких-либо территориальных претензий друг к другу.

Итак, принцип нерушимости границ тесно связан с принципом территориальной целостности государств. Посягая на государственную границу, государство также оказывает и покушение на территориальную целостность другого государства. Поэтому соблюдение принципа нерушимости границ одновременно укреплять и территориальную целостность государств.

Есть также сходство между этим принципом и принципом неприкосновенности государственных границ. Последний означает уважение и ненарушение конкретной линии границы любого государства, проложенной на местности. Недопустимо в одностороннем порядке переносить пограничные столбы и знаки, обозначающие линию государственной границы, пересекать ЕЕ вне установленных мест и с нарушением существующих правил. Этот принцип также включает право осуществлять контроль со стороны государства за пересечением ее границ физическими лицами и транспортными средствами. Однако принцип нерушимости границ и принцип неприкосновенности границ различаются сферой применения: первый является региональным, второй - универсальным.

Наличие указанных принципов вовсе не означает, что границы являются чем-то застывшим и несклонных к любым изменениям. Государства имеют право изменять и линию границы между ними, обмениваться определенными участками территории и передавать участок своей территории, как правило, на возмездных началах, другому государству (цессия). В то же время все эти операции должны осуществляться по взаимному согласию и на основе международного права. При этом недопустимы односторонние действия, тем более с применением силы.

Принцип территориальной целостности

Цель этого основного принципа международного права - обеспечение стабильности международной системы, поскольку ничто так не дестабилизировало международные отношения, как посягательство на территориальную целостность государств. Учитывая это, в п. 4 ст. 2 Устава ООН закреплено положение о запрете использовать силу или угрозу силой "против территориальной неприкосновенности государств". Декларация о принципах международного права 1970 г. развивает это положение и устанавливает, что "территория государства не должна быть объектом военной оккупации, что является результатом применения силы в нарушение положений Устава. Территория государства не должна быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения. Никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой или ее применения, не должны признаваться законными". Аналогичные положения содержатся в ст. IV Декларации принципов Хельсинкского Заключительного акта СБСЕ.

3 2 Проблема изменения государственных границ в международном публичном праве

В соответствии с основополагающими принципами международного права - нерушимости государственных границ и территориальной целостности государств -границы между государствами не могут быть изменены путем применения силы или угрозы силой. Вместе с тем не исключена возможность изменения границ мирными способами в результате переговоров между государствами и заключения договора о новых границах между ними.

В разное время способы изменения государственной территории и образования новых границ были неодинаковы. Почти до середины XIX в. основным из этих способов была война, когда более сильное государство могло отобрать у более слабого государства часть его территории и даже полностью завоевать его. Вместе с тем монархи нередко покупали и продавали территорию, обменивались ею, отдавали в залог, делили между своими наследниками либо объединяли территории при династических браках. Например, английский король Карл П в 1664 г., женившись на португальской принцессе, получил в приданое Танжер, но в 1684 г. продал его султану Марокко. В 1803 г. Наполеон за 60 млн. франков продал QUA Луизиану, в 1867 г. русский царь Александр II за 7 млн. 200 тыс. долларов продал QUA Аляску и т. д .

Современное международное право признает правомерными следующие способы изменения государственной границы.

Сделка о продаже территории. В качестве примера можно привести продажу Испанией Германии Каролинских островов в 1899 г. По договору от 3 февраля 1947 г. Финляндия уступила нашей стране территорию в 176 кв. км в районе гидроэлектростанции Янискоски и регулирующей плотины Нискакоски на реке Паатсо-Иоки за 700 млн. финских марок.

Компенсация за передаваемую территорию. В 1967 г. между Францией и Италией было достигнуто соглашение об изменении границы между ними в районе Клавьер в Альпах. Франция возвратила Италии один из участков территории, полученных ею по мирному договору 1947 г. За это Италия предоставила Франции право использовать воды протекающей по итальянской территории реки Ройя.

Обмен территориями. В 1878 г. Россия обменяла область Добруджу на Южную Бессарабию, принадлежавшую Румынии. По Договору от 15 февраля 1951 г. наша страна произвела обмен небольшими равноценными участками территории с Польшей, по Соглашению от 2 декабря 1954 г. - с Ираном. Франция в 1968 г. произвела обмен территорией с Люксембургом с целью уточнения границы.

Восстановление исторических прав на территорию. После Второй мировой войны по решению Ялтинской конференции союзных держав нашей стране был возвращен Южный Сахалин, отторгнутый у России в результате русско-японской войны 1904-1905 гг.

Вместе с тем к вопросу о восстановлении исторических прав надо относиться очень осторожно. Речь может идти о восстановлении исторических прав, нарушенных сравнительно недавно, на протяжении жизни одного-двух поколений людей. Если же начать пересматривать всю историю за тысячелетия, выбирая удобный или выгодный тому или иному государству период, то это может привести к всеобщему хаосу и бесчисленным конфликтам. Кроме того, восстановление исторических прав должно производиться не в одностороннем порядке по желанию того или иного государства, а на основе международного договора либо решения международного судебного органа

В этой связи следует упомянуть попытку захвата в 1990 г. Ираком территории Кувейта и присоединения его в качестве своей провинции на основании восстановления исторических прав.

Допускается изменение государственных границ и в порядке наказания государства за агрессию. Так, за развязывание и ведение агрессивной войны от Германии в соответствии с Потсдамским соглашением была отторгнута территория Восточной Пруссии, которая была разделена между СССР и Польшей. На том же основании - в порядке наказания за агрессию - Япония по решению союзных держав была лишена всех прав на ряд территорий, в том числе на Курильские острова.


Заключение

Таким образом, принцип нерушимости государственных границ регламентирует отношения государств по поводу установления и охраны разделяющей их территории границы и решения спорных вопросов в связи с границей.

Идея нерушимости границ впервые получила свое правовое оформление в договоре СССР с ФРГ от 12 августа 1970 г., а затем в договорах ПНР, ГДР и ЧССР с ФРГ. С этого времени нерушимость границ стала нормой международного права. Содержание принципа и тенденции его развития можно отследить также по резолюциям, декларациям международных организаций. К ним относятся в первую очередь акты органов ООН, в частности Декларация принципов, касающихся дружественных отношений государств 1970г., а также Декларация и Документ о мерах доверия Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, которые посвящены новому для рассматриваемого принципа институту мер доверия. «Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы».

Права государств в соответствии с этим принципом заключается в требовании абсолютной нерушимости установленных границ, незаконности их изменения без согласования или под давлением, с применением силы и угрозы силой.

Государства сами определяют режим пересечения границы, порядок установления или снятия каких-либо ограничений по пересечению границы физическими лицами, товарами, услугами и так далее.

В свете этого определяются основные обязанности государств - неукоснительное соблюдение установленных границ, разделительных или демаркационных линий, включая линии перемирия, разрешение пограничных споров только мирными средствами, неоказание содействия государствам - нарушителям принципа

Признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом;

Отказ от каких-либо территориальных притязаний на данный момент или в будущем;

Отказ от любых иных посягательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применение.

Принцип нерушимости государственных границ соотносится с принципом неприкосновенности (территориальной целостности) государственных границ.

Принцип неприкосновенности государственных границ означает: обязанность государств соблюдать существующую линии государственной границы на местности: не допускать произвольного перемещения линии границы на местности; право государств не допускать пересечения своей государственной границы без соответствующего разрешения или вне установленных правил.

В заключении необходимо подчеркнуть, что различия данных принципов заключаются в следующем: принцип нерушимости границ территориально распространяется на государства - участники Заключительного акта СБСЕ (страд Европы, США, Канада), принцип неприкосновенности государственных границ - традиционный принцип международного публичного права универсален и распространяется на все государства Что касается принципа территориальной целостности, то его наименование не устоялось в международной практике и его упоминают еще как принцип территориальной неприкосновенности.

Принцип территориальное целостности означает обязанности государств воздерживаться от любых действий, направленных на нарушение национального единства и территориальной целостности государства. Территориальная целостность единство территории, на которую распространяется суверенитет государства Любые территориальные приобретения не должны считать законными, если они явились результатом угрозы силой или ее применения.


Список использованной литературы

I. Нормативные акты

1. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.

2. Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г.

3. Всеобщая декларация прав человека 1948 г.

4. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г.

5. Договор о Европейском союзе 1992 г.

6. Дополнительный протокол I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, 1977 г.

П. Научная литература

8. Баскин Ю.Я., Фельдман Д.И. История международного права М., 2006.

9. Бирюков П.Н. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью и правовая система Российской Федерации. Воронеж, 2007.

10.Бабурин С.Н Территория государства Правовые и геополитические проблемы. М., 2007.

11.Волова Л.И. Принцип территориальной целостности и неприкосновенности в современном международном праве. М., 2006.

12.12.Вельяминов Г.М. Международная правосубьектность // Советский ежегодник международного права - М., 2006.

13.Игнатенко Г.В. Международно-правовой статус субъектов Российской Федерации // Российский юридический журнал. 2006. № 1.

14.Клименко Б.М., Ушаков М. А. Нерушимость границ - условия международного мира М, 2006.

15.Каламкарян Р.А. Международно-правовое значение односторонних юридических актов государств. М., 2007.

16.Ковалев А.А. Привилегии и иммунитеты в современном международном праве. М., 2006.

17.Курис П. Международные правонарушения и ответственность государств. Вильнюс, 2005.

18.Левин Д.Б. Ответственность государств в современном международном праве. М., 2006.

19.Лукашук И..И. Механизм международно-правового регулирования. Киев, 2007.

20.Малинин С.А., Ковалева Т.М. Правосубъектность международных организаций // Правоведение. 2006. - № 5.

21.Мингазов Л.Х. Эффективность норм международного права Теоретические проблемы. Казань, 2006.

22.Мовчан А.Л. Международный правопорядок. М., 2007.

23.Талалаев А.Л. Право международных договоров: Общие вопросы. М., 2005.

24.Талалаев А.Л. Право международных договоров. Действие и применение договоров. М.,2006.

С принципом территориальной неприкосновенности и це­лостности тесно «вязан принцип неприкосновенности и неру­шимости государственных границ, составляющий одну из важнейших основ безопасности каждого государства в отдельности и всего мирового сообщества государств в целом.

Каждое государство имеет территорию, ограниченную сухо­путными, воздушными, а то и водными границами.

ИСТОРИЯ:

Идея нерушимости границ впервые получила свое междуна­родно-правовое оформление в Договоре СССР с ФРГ от 12 ав­густа 1970 г., а затем в договорах ПНР, ГДР и ЧССР с ФРГ, за­ключенных в 1970-1973 гг. С этого времени нерушимость гра­ниц стала нормой международного права, юридически обязательной для государств - участников договоров. В дого­ворах выражены два существенных элемента: признание неру­шимости всех существующих на день заключения договоров и в будущем границ в Европе и отказ от каких-либо территориаль­ных притязаний, которые привели бы к нарушению границ.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ:

Государст­венная граница - это линия, обозначающая на картах и на ме­стности внешние рубежи территории государства, т. е. про­странственный предел действия суверенитета государства над его сухопутной и водной территориями, воздушным пространством и недрами. Государства всегда придавали важное значе­ние защите своих границ, признавая право друг друга на уста­новление пограничных знаков, создание вооруженных постов и т. п. Издревле считалось, что посягательство на границу со­ставляет сasus belli - законный повод пострадавшего государст­ва к войне. Однако в прошлые эпохи в условиях постоянных войн и переделов территорий обеспечить безопасность границ для каждого государства было весьма сложным делом.

Он действует неза­висимо от наличия специальных соглашений по данному вопросу между конкретными государствами. Суть принципа в том, что государства обяза­ны соблюдать существующий режим границы, не перемещать произвольно линию границы на местности, не допускать ёё незаконного пересече­ния. В то же время государства имеют право осуществлять контроль за пересечением границы людьми и транспортными средствами.

Незаконные въезд, выезд, переход границы, перемещение товаров, ценностей наказываются, в зависимости от внутреннего права государст­ва, в уголовном или административном порядке.

Если государственная граница нарушается иностранным военным кораблем или пограничным отрядом, могут быть предприняты меры по пресечению нарушения либо заявлен протест иностранному государству.

В современном международном праве в отношении призна­ния и защиты границ утвердился императивный принцип их неприкосновенности и нерушимости. Каждое государство для обеспечения безопасности границ устанавливает определенный правовой режим границы, который регулирует вопросы надле­жащего поддержания линии границы и ее пересечения. Однако в официальных документах и литературе данный принцип используется обычно с упоминанием лишь одного из его элемен­тов: либо «неприкосновенность» (Декларация о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств - участников Содружества Независимых Государств (Москва, 15 апреля 1994 г.).), либо «нерушимость» (В Декларации принципов Заключительного акта СБСЕ 1975 г.
рассматриваемый принцип назван «Нерушимость границ.»). Дан­ные термины используются как синонимы, что неверно. Каж­дый из них имеет свое содержание и назначение.

Развитием принципа неприкосновенности границ является, согласно российской доктрине, принцип нерушимости границ. Это принцип более ограниченной сферы действия. Он признан в Европе, в этом смысле его можно считать региональным

Он действует в отношениях России с большинством сопредельных государств.

Нерушимость границ - это юридически закрепленное и при­знанное состояние стабильности существующих границ госу­дарств, общее признание существующей линии границы того или иного государства как установленной в соответствии с меж­дународным правом, отказ от каких-либо попыток ее измене­ния.

Во многих частях мира принцип нерушимости границ не действует. Об этом свидетельствуют территориальные споры, имевшие или имею­щие место на других континентах.

Принцип нерушимости границ закреплен в Декларации о принципах МП 1970 года. В Заключительном акте Совещания по безопасности и со­трудничеству в Европе (СБСЕ) содержится обязательство «воздерживать­ся сейчас и в будущем от любых посягательств» на границы друг друга и границы всех государств Европы. Признание границ считается отказом от каких-либо территориальных притязаний государств Европы. Изменение границ возможно только в соответствии с международным правом.

Таким образом, европейские страны: 1) признали существующие в Европе границы; 2) отказались от территориальных притязаний, в том числе на будущие времена; 3) отказались от любых посягательств на евро­пейские границы, в том числе и с применением силы.

В Заключительной акте были предусмотрены также меры доверия: государства обязаны уведомлять друг друга о военных учениях, которые про­водятся в пределах 250 км от границ, о крупных передвижениях войск в районе границы. Договорились заключить соглашение о демилитаризованной пограничной зоне в Центральной Европе.

Согласно Венской конвенции о праве международных договоров (ст. 62, ч. 2), нельзя ссылаться на «коренное изменение обстоятельств», как на основание прекращения договора, если этот договор устанавливает границы.

В Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении до­говоров 1978 года определено (ст. 11), что правопреемство «само по себе не затрагивает границ, установленных договором».

Принципы неприкосновенности и нерешимости границ -своеобразное продолжение принципа территориальной целостности и неприкосновенности.

Данный принцип регламентирует отношения государств по поводу установления и охраны разделяющей их территории границы и решения спорных вопросов в связи с границей. Идея нерушимости границ впервые получила свое правовое оформление в договоре СССР с ФРГ от 12 августа 1970 г., а затем в договорах ПНР, ГДР и ЧССР с ФРГ. С этого времени нерушимость границ стала нормой международного права. Содержание принципа и тенденции его развития можно отследить также по резолюциям, декларациям международных организаций. К ним относятся в первую очередь акты органов ООН, в частности Декларация принципов, касающихся дружественных отношений государств 1970 г., а также Декларация и Документ о мерах доверия Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, которые посвящены новому для рассматриваемого принципа институту мер доверия. «Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы». Права государств в соответствии с этим принципом заключается в требовании абсолютной нерушимости установленных границ, незаконности их изменения без согласования или под давлением, с применением силы и угрозы силой. Государства сами определяют режим пересечения границы, порядок установления или снятия каких-либо ограничений по пересечению границы физическими лицами, товарами, услугами и так далее. В свете этого определяются основные обязанности государств - неукоснительное соблюдение установленных границ, разделительных или демаркационных линий, включая линии перемирия, разрешение пограничных споров только мирными средствами, неоказание содействия государствам - нарушителям принципа. Основное содержание принципа нерушимости границ сводится к трем элементам:

§ признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом;

§ отказ от каких-либо территориальных притязаний на данный момент или в будущем;

§ отказ от любых иных посягательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применение.

Принцип мирного разрешения международных споров

Принцип мирного разрешения международных споров закреплен в п. 3 ст. 2 Устава ООН. Согласно этому принципу государства обязаны решать свои международные споры, в том числе и территориальные споры с другими государствами мирными способами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость. Споры государств должны разрешаться на основе принципа суверенного равенства, в соответствии с принципом свободного выбора средств разрешения спора и с учетом других принципов.



Международное право представляет государствам широкий выбор мирных средств разрешения международных споров. Споры могут разрешаться путем переговоров, добрые услуги, посредничества, обращения к международным организациям или иными средствами по выбору государств.

Важную роль в мирном разрешении международных споров играет ООН.

Государства должны в полной мере сотрудничать с органами ООН, содействуя их деятельности в области поддержания международного мира и безопасности и мирного разрешения международных споров в соответствии с Уставом.

Заключение

Сколько существуют международные отношения, столько существуют и проблемы, спорные вопросы между государствами. Периодически в разных точках нашей планеты, вспыхивают региональные конфликты, зачастую перерастающие в войны. Поэтому, как представляется, предотвращение таких конфликтов, разрешение международных разногласий и споров на их начальной стадии мирными средствами – основная задача мировой политики на данный момент. Важно не дать какому-либо возникшему и нарастающему спору приобрести агрессивную форму и разрушить сложившиеся, относительно мирные мировые отношения. Именно для поддержания и развития мирных отношений, направленных на сохранение современной мировой цивилизации и создаются мировые сообщества, одним из принципов, деятельности которых и является принцип мирного разрешения международно - территориальных споров.



Таким образом, международный спор - формально признанное разногласие

между субъектами международного права. Международный спор должен решаться мирными средствами на основе принципа мирного разрешения международных споров. Под средствами мирного разрешения споров понимаются меж­дународно-правовые способы и процедуры урегулирования споров. К ним относятся:

1. Переговоры – способ решения самых различных вопросов международной жизни, разработки международно–правовых норм, мирного решения споров, основанный на непосредственном контакте должным образом уполномоченных лиц соответствующих заинтересованных субъектов международного права.

2. Консультации – разновидность переговоров.

3. Посредничество – ведение переговоров не состоящим в споре государством или международной организацией со спорящими сторонами с целью нахождения компромиссных путей мирного урегулирования спора.

4. Добрые услуги - представляют собой действия не участвующей в споре стороны (государства или международной организации) с целью установления прямых контактов между спорящими сторонами для начала переговоров относительно мирного урегулирования спора или конфликта.

5. Следственные и согласительные комиссии – предпринимают усилия для урегулирования спора и с этой целью вносят предложения.

6. Международный арбитраж (третейское разбирательство) - процедура мирного урегулирования споров международных с участием третьей стороны, т.е. не являющейся стороной в споре. Чаще всего Третейское разбирательство означает посредничество или арбитраж, поскольку и в том и в др. случаях в решении спора помимо самих спорящих сторон участвует третья сторона – посредник или арбитр.

Указанная система средств сложилась в ходе длительной международной практики и продолжает развиваться. Переговоры, арбитраж относятся к наиболее ранним средствам, тогда как судебное разбирательство, использование международных организаций стали применяться сравнительно недавно. В последние десятилетия широкое признание получили консультации, представляющие собой одно из эффективных средств разрешения споров.

Первым универсальным актом о мирном разрешении международ­ных споров является Конвенция «О мирном решении международ­ных столкновений», принятая на первой Гаагской конференции мира и Дополненная в 1907 году на второй Гаагской конференции мира.

26 сентября 1928 г. Лигой Наций был принят Общий акт о мир­ном разрешении международных споров, подтвержденный резо­люцией Генеральной Ассамблеи ООН от 28 апреля 1949 г. (с по­правками),

Особое место занимает Устав ООН, закрепивший ряд важных по­ложений, относящихся к разрешению споров мирными средствами (в частности, ст. 33). В развитие этих положений Генеральной Ас­самблеей ООН был принят ряд резолюций и деклараций, в том числе Манильским декларация о мирном разрешении споров 1982 года.

Имеющийся в международном праве большой арсенал средств мирного разрешения споров обеспечивает выбор наиболее приемлемого из них для каждого конкретного спора в зависимости от его условий и затронутых в нём вопросов.

Принцип нерушимости государственных границ
(принцип территориально целостности государства).

Всё чаще и чаще в международных новостях попадаются ссылки на принцип нерушимости государственных границ, и принцип территориальной целостности государств.
Теоретически звучит не спорю красиво и очень заманчиво! Однако, с точки законов природы – очень непонятно, нелогично и даже глупо.
Ведь по логике вещей в нашем мире кроме Бога, ничего вечного (неизменного) нет и быть не может. Значит государства, как и все объекты нашего мира зарождаются, разрастаются, стареют, распадаются и отмирают… Затем снова, но уже на новой основе, зарождаются, развиваются и отмирают…
А с ними вместе, естественно, и их границы тоже – зарождаются, расширяются, распадаются и отмирают …
Это Законы Природы, Божественные Законы! Никакими декларациями, даже ООН, этого не изменить!
Попытка жить по законам (ООН) противоречащим Законам Природы, порождает систему двойных стандартов:
– Одни законы (ООН) провозглашаем, а по другим (Природным) приходится жить!
– Стараемся как лучше (по принципам ООН), а получается, как всегда - хуже!

И так будет всегда, пока мы не научимся жить по законам Природы! Будем стараться как лучше, а результат – как всегда!
Мало того, некоторые правительства, даже широко используют принципы ООН для «запудривания мозгов», для более успешного продвижения своих (корыстных) планов. В приложении приведены 10 основных принципов. Не один из них почти нигде и никогда, в международных конфликтах не соблюдается..

Выход только один – начать учится жить по Законам Природы. Иначе хана!

Приложение.
1 Содержание принципов международного права (Декларация о принципах международного права 1970 года)

1.1 Принцип неприменения силы и угрозы силой
1.2 Принцип разрешения международных споров мирными средствами
1.3 Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств
1.4 Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом
1.5 Принцип равноправия и самоопределения народов
1.6 Принцип суверенного равенства государств
1.7 Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву
1.8 Принцип нерушимости государственных границ
1.9 Принцип территориальной целостности государств
1.10 Принцип уважения прав человека и основных свобод

Рецензии

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора . Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом . Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: